Асимметрия: почему одна сторона лица выглядит лучше другой. Правила съёмки различных типов лиц и фигур

Если бы мы могли разделить лицо пополам с помощью вертикальной линии, а затем взглянуть отдельно на каждую из половинок, нам бы, скорее всего, открылись два разных облика. Возможно, вам случалось видеть фокусы с фотографиями, позволяющими воочию оценить этот феномен, это происходит, когда вместе складываются две левые половинки лица и две правые.

И в том, и в другом случае получается весьма причудливый облик. В действительности, каждая половина лица содержит два разных вида информации.

Правая сторона носит публичный характер - это то, что вы позволяете видеть окружающим. Левую сторону отличает конфиденциальность, поскольку на ней отражаются ваши внутренние чувства.

Правая сторона лица управляется левым полушарием мозга, более логичной, линейной его половиной, не имеющей отношения к чувствам и переживаниям. А поскольку именно чувства оставляют большинство меток на нашем лице, то правая его сторона оказывается обычно более гладкой. Морщинки, которые можно увидеть на обеих сторонах лица, это линии радости (на Западе их еще называют гусиными лапками). Все потому, что возникают они под воздействием смеха и улыбок, а левое полушарие напрямую связано с чувством юмора, которое, по сути, и есть проявление интеллекта. В большинстве других случаев более глубокие или обильные морщины заметны на левой стороне лица.

Левая сторона лица находится под контролем правого полушария, которое отвечает за эмоциональное восприятие. Именно на ней отмечены все формы вашего опыта, здесь же находят отображение пережитые вами страдания и те эмоции, которые вошли у вас в привычку. На левой стороне можно увидеть линии печали и даже линии скорби, которые гораздо длиннее. Не нужно рассматривать это как личное негативное качество. Это лишь значит, что вы пережили такую печаль, которая наложила на вас свой отпечаток.

Таким образом, правая сторона лица - то, что вы показываете миру, это те составляющие вашей личности, которые вы готовы открыть окружающим. На левой стороне находят отображение более глубокие эмоции и те части вашего я, которые вы предпочитаете скрывать от общества. Как показали исследования, в большинстве своем мы смотрим на правую сторону лица нашего собеседника, что оставляет нас в неведении относительно некоторых аспектов его личности.

  • Рис. 1. Правая сторона лица - публичная, левая - приватная.

Можно многое узнать о человеке, просто сравнив обе половинки его лица. К примеру, президент Джордж Буш-младший легонько улыбался правым уголком рта во время беседы. В то же время левый уголок был печально опущен вниз. В целом это говорит о переживаемом уровне стресса, если не об истинных чувствах относительно ситуации.

Не менее значимым будет сопоставление обоих глаз. Не так уж редко можно встретить человека, правый глаз которого открыт шире, чем левый. Часто это означает, что человек вроде бы внимает словам, но в действительности он присматривается к вам куда пристальней, чем хотел бы это показать. Еще это признак того, что он не настолько открыт для отношений, как это может показаться поначалу. Подобные глаза можно увидеть у многих актеров и прочих лиц, постоянно находящихся под прицелом общественного внимания. В данном случае это вполне объяснимо, чтобы понравиться публике, профессиональный исполнитель должен выглядеть открытым и дружелюбным. В то же время ему необходимо сделать все, чтобы уберечь от чужих глаз свою личную жизнь. В этом случае часто можно наблюдать, насколько правый глаз выглядит больше, чем левый.

Если же левый глаз открыт шире правого (рис. 2), это значит, что вы с большим доверием относитесь к окружающим, чем может показаться поначалу. Не исключено также, что вы втихомолку считываете с их лиц больше информации, чем можно предположить.

  • Рис. 2. Если левый глаз открыт шире правого, то человек замечает больше, чем может показаться со стороны.

Не лишним будет присмотреться и к разнице в бровях. Если левая изогнута в виде перевернутой буквы V, а правая выглядит ровной дугой, значит, вы из тех, кто на публике ведет себя весьма непринужденно. На самом же деле вас может отличать определенная вспыльчивость и импульсивность. Бывает, что вы начинаете действовать, не подумав заранее о последствиях, а в определенных ситуациях вы склонны к эмоциональным вспышкам. В то же время, в силу подобной спонтанности, вы редко упускаете удачную возможность.

В следующий раз, когда будете разговаривать с кем-нибудь, присмотритесь к каждой из сторон его лица, не исключено, что перед вами предстанут два совершенно разных образа! А в какой-то момент, если долго смотреть на левую сторону лица вашего собеседника, у вас может возникнуть чувство, что вы вторгаетесь в чужую жизнь.

В свое время довелось услышать одну печальную историю про одну ученицу, которая 15 лет назад заработала паралич лицевого нерва. При этом недуге часть мускулов на лице словно бы застывает. Происходит временный паралич, отчего лицо может выглядеть весьма неестественно. Наступает это внезапно, и порой также внезапно заканчивается. Причины подобного явления установлены не до конца, то же самое касается и подбора лекарств. Но людям обычно удается восстановить большую часть мускулов за несколько месяцев, а то и несколько лет.

В то время она переживала серьезную душевную травму, жених бросил ее буквально перед свадьбой. Она страдала так глубоко, что не могла даже заставить себя выйти из дома. Как-то утром, причесываясь перед зеркалом, она с новой силой ощутила приступ боли. Внезапно для самой себя, она воскликнула, глядя на отражение: "Не желаю больше страдать!" В этот момент левая сторона ее лица начала подергиваться, после чего на ней появилось подобие улыбки и застыло там навсегда!

С того момента левая сторона ее лица постоянно выглядела счастливой, так что ее желание, можно сказать исполнилось, ее внутреннее я выказывало только позитивные эмоции и никакого намека на разбитое сердце. В результате ей пришлось тренировать улыбку и на правой стороне, чтобы выглядеть как можно естественней. Таким образом, она стала радовать мир весьма приятным выражением лица. С того времени всякий, с кем бы она ни встречалась, относился к ней с большой симпатией, ведь этим людям она должна была казаться абсолютно счастливым человеком.

Съемка портретов - дело непростое. Каждый человек индивидуален, и роль фотографа в общем случае состоит в том, чтобы акцентировать внимание зрителя на лучшем из того, что в данной модели есть, и в то же время показать настоящего человека, если речь идет не о гламурных рекламных съемках, конечно.

Огромное разнообразие лиц, типов фигур, характеров, - это то, с чем нам приходится иметь дело, и каждый раз будто проходишь через боевое крещение, пытаясь понять, как лучшим образом презентовать свою модель, чтобы и идею донести, и человека показать, и все остались довольны проделанной работой.

На самом деле все не так страшно. Конечно, при наличии определенной наблюдательности и опыта вы вскоре сами сможете проследить определенную закономерность. В этой статье мы постараемся по возможности упростить процесс поиска этой закономерности и систематизировать основные параметры съемки для разных типов лиц и фигур.

Пару слов об объективах

Для съемки крупноплановых портретов обычно используются нормальные или длиннофокусные объективы. Также среди фотографов закрепилось такое понятие как «портретный объектив». В классическом варианте он имеет фокусное расстояние в диапазоне от 50мм до 130мм. Некоторые расширяют значения этого диапазона вплоть до 200мм, но обычно фотографы-портретисты выбирают объективы 85мм или 130мм.

Данные значения указаны для камер с полноразмерным сенсором, или же для 35-мм пленочных фотоаппаратов. На самом деле понятие «портретного объектива» достаточно условно, и относится, помимо фокусного расстояния, к светосиле и характеру рисунка оптики.

Обязательные атрибуты «портретника» - большие относительные отверстия диафрагмы (лучше шире, чем f/2.8), а также красивый рисунок боке. Специализированный портретный объектив спроектирован так, что минимальные аберрации показывает при фокусировке с нескольких метров, то есть именно при съемке портрета, в ущерб качеству изображения при наведении «на бесконечность».

Для съемки портретов в полный рост и передачи ощущения большого пространства, окружающего модель, многие используют широкоугольные объективы, но, конечно, этот тип объектива не является основным для портретной съемки.

Какой бы тип лица и фигуры вы ни снимали, старайтесь в случае с крупным планом избегать «широкоугольника» и телеобъективов с фокусным расстоянием выше 200мм, поскольку они довольно сильно искажают перспективу. С другой стороны, в зависимости от конкретных ситуаций, вы можете понять, что именно искажение перспективы и позволит вам наиболее гармонично передать на кадре то или иное лицо: сузить широкое «телевиком» или расширить узкое «широкоугольником».

Типы лица

В идеале, когда вы часто снимаете портреты, вы со временем начинаете легко видеть различия между лицами и на подсознательном уровне, чисто визуально, выбирать наиболее подходящие тому или иному типу лица ракурсы. Вы можете заметить, что одни и те же привычные ракурсы очень сильно идут одним людям, но совершенно неприемлемы для других. Давайте попробуем систематизировать эту информацию и сделать небольшую сводку: какие ракурсы и типы освещения подходят под тот или иной тип.

Итак, обычно лица классифицируются следующим образом в зависимости от формы:

  • круглое лицо
  • трапециевидное лицо
  • треугольное лицо
  • прямоугольное лицо
  • квадратное лицо
  • овальное лицо
  • удлиненное лицо

Основные типы лиц по форме

Как же определить принадлежность лица модели к тому или иному типу, и в зависимости от этого выстроить свет и камеру? В идеале вам стоит запастись поддержкой стилиста-визажиста, но, как бы то ни было, полезно знать несколько ключевых моментов.

Круглое лицо

Это довольно тяжелый для съемки тип лица. Круглое лицо характеризуется тем, что имеет практически одинаковую длину и ширину, нет ярко выраженных скул и четкой линии подбородка. Даже если человек имеет хорошую фигуру, если у него круглое лицо, он выглядит более «полным», поэтому к съемке нужно подходить аккуратно. Освещение предпочтительнее выбирать боковое, оно поможет визуально сузить лицо. Идеальный ракурс - съемка вполоборота.

Одна из известных обладательниц круглого лица, актриса Дрю Берримор. Обратите внимание на удачный ракурс и прическу.

Не концентрируйтесь исключительно на портрете крупным планом, если сделать акцент на стройной фигуре, можно сгладить визуальный дисбаланс. Также если у модели круглое лицо, можно скорректировать форму при помощи прически, закрыв волосами щеки, или включить в кадр руки, скрывающие часть лица и формирующие иную картинку.

Трапециевидное лицо

Характеризуется широким массивным подбородком, слабовыраженными скулами и сужением лба по направлению к макушке. Желательно попросить модель или стилиста делать объемную прическу, которая сможет зрительно выровнять форму лица. Правила съемки в целом такие же, как и для круглого. Боковое освещение и ракурс вполоборота помогут сузить подбородок.

В данном случае также хорошо подойдет ракурс сверху, поскольку визуально увеличится верхняя часть головы, а подбородок будет выглядеть ýже, не таким тяжелым. Никогда не фотографируйте снизу людей с трапециевидным лицом - это еще сильнее увеличит подбородок и сузит лоб.

Яркий пример трапециевидного лица и способа коррекции его формы при помощи прически. На мой взгляд, ракурс не самый удачный.

При съемке людей с круглым и трапециевидным типом лица необходимо использовать объектив, приближающийся по своему фокусному расстоянию к классическому «телевику», около 150-200 мм. Это поможет визуально сузить перспективу.

Треугольное лицо

Форма лица такого типа очень напоминает треугольник с вершиной, повернутой вниз. Характеризуется достаточно широким лбом и узким низом, с четкой линией подбородка и ярко выраженными скулами. Достаточно простой для съемки тип лица. Существует лишь несколько ограничений. Лучше не выбирать ракурс сверху - треугольное лицо при таком угле съемки будет выглядеть непропорциональным и каким-то «инопланетным». Ровное фронтальное освещение хорошо будет смотреться при съемке треугольного типа, поскольку такое лицо выглядит всегда очень тонко и миловидно за счет своей формы.


Одна из моих моделей, прекрасный пример классической треугольной формы лица, к тому же с яркими и большими прекрасными глазами.

Прямоугольное и квадратное лицо

Для данных типов лица характерны четко выраженный лоб, скулы, четкие линии подбородка. Ширина подбородка и лба примерно совпадает. Лицо выглядит за счет этого несколько угловатым. Прямоугольное лицо более вытянутое, в то время как квадратное, сродни круглому, имеет примерно равную высоту и ширину. Эти типы лиц - любимые для «законодателей мод» последних десятилетий, их очень часто можно увидеть на подиумах, поскольку выглядят они очень «графично», остро, четко.

Для такого типа лица отлично подойдут «фэшн» схемы освещения, в том числе знаменитая «бабочка», известная также как «голливудская» схема. В этой схеме источник света расположен фронтально, чуть выше головы модели, из-за чего под носом получается симметричная тень, напоминающая бабочку. Также четко очерчиваются светом скулы и линия подбородка.

Для скуластых лиц можно смело экспериментировать с ракурсами, акцентирующими внимание на подбородке - в том числе отлично будет смотреться ракурс снизу. Хорошо также смотрится боковое освещение, поскольку оно формирует резкие тени на линиях лица, в том числе на скулах.

Также одна из моих моделей. Девушки с прямоугольным типом лица обычно очень фотогеничны.

Овальное лицо

Считается эталоном, имеет идеальные пропорции. Такой тип встречается в чистом виде редко, чаще форма лица тяготеет к тому или иному из остальных видов. Если же вам посчастливилось снимать модель с овальным лицом - наслаждайтесь и экспериментируйте.

Мне вот посчастливилось, овальный тип лица.

Удлиненное лицо

Данный тип лица характеризуется вытянутой формой, ширина скул, подбородка и лба примерно одинаковая, лоб обычно высокий, подбородок округлый, но тут бывают и исключения.

Ставший уже классическим пример удлиненной формы лица, актриса Сара Джессика Паркер. Очень удачный ракурс.

Для этого типа лица лучше использовать ровное освещение и отказаться от бокового, которое визуально удлинит лицо еще сильнее. Такое лицо лучше снимать анфас или немного сверху, что визуально его сократит. Для данного типа лица отлично подходит прическа с челкой, но если у модели челки нет, предложите для съемки надеть шляпку, либо сформировать композицию так, чтобы часть лица была прикрыта волосами, а часть - руками.

Возможные проблемные зоны

Иногда моделям не нравятся в себе какие-то специфические черты, и даже если вы их находите привлекательными, порой все же стоит прислушаться к модели, особенно если это ваш клиент. Поэтому вам нужно знать, как нивелировать некоторые особенности лица, которые ваша модель считает проблемой.

Крупный нос

Лично я обожаю большие носы, но вот моделям почему-то не всегда нравится. На этот случай существует такой прием: снимайте модель анфас или вполоборота, но так, чтобы кончик носа на фотографии не заходил за линию щеки. Откажитесь от съемки в профиль, если только не хотите акцентировать внимание именно на линии носа.

Большие глаза

Большие глаза - это счастье для любой женщины, казалось бы, какие проблемы могут с ними возникнуть? Ракурс сверху - эта проблема. Никогда не стоит снимать человека с большими глазами сверху, если вы только не стремитесь воссоздать образ пришельца без использования грима.

Глубоко посаженные глаза

А вот в случае с глубоко посаженными небольшими глазами выбор ракурса - вопрос непростой. Можно попробовать найти более высокую точку съемки и попросить модель поднять взгляд и голову, так, чтобы глаза не были закрыты надбровными дугами. Это визуально увеличит глаза. Или же, если такой ракурс не подходит из-за строения бровей, можно снять анфас, выбирая ровное фронтальное освещение и подсвечивая тени.

Уши

Если у модели большие или сильно выпирающие уши, которые он (она) хотел (а) бы скрыть, нужно по возможности прикрыть их волосами. Это легко сделать в случае с большинством женщин, если только у них не короткая стрижка, а вот с мужчинами тяжелее. Не используйте ракурс прямо анфас. Снимайте вполоборота или в профиль, это позволит увести внимание от выпирающих ушей.

Второй подбородок

Второй подбородок можно скрыть, используя ракурс немного сверху и освещение, также установленное чуть выше лица модели. Таким образом, подбородок будет затенен, а ракурс позволит отвлечь от него внимание, переведя акцент на глаза. Еще один вариант, особенно если вы не можете в данный момент управлять освещением или же если ракурс и свет сверху не подходят модели по иным параметрам - использовать коррекцию при помощи позы, прикрыв подбородок руками.

Морщины

Если на лице модели есть ярко выраженные морщины, которые вам не хотелось бы подчеркивать (характерные снимки стареньких бабушек и дедушек мы сейчас не рассматриваем), то вам следует избегать жесткого освещения, в том числе верхнего и бокового, поскольку оно всегда подчеркивает все неровности кожи, если таковые имеются.

Отдайте предпочтение рассеянному фронтальному свету. В случае со студийным освещением стоит применять софтбоксы и зонты для смягчения света, в случае с естественным - снимайте в пасмурную погоду или используйте ровный рассеянный свет из окна.

Фигура

При съемке портрета в полный рост нужно следить за тем, чтобы фигура человека гармонично вписывалась в окружающую обстановку. Идеальные фигуры встречаются нечасто, да, впрочем, даже совершенную фигуру без определенных навыков и умений можно умудриться сфотографировать некрасиво. Правда, если это про вас, я советую вернуться к основам фотографии в принципе и еще чуть-чуть набраться опыта. А вот о «проблемных» сферах предлагаю поговорить сейчас более подробно.

Худощавая фигура

В случае с чрезвычайной худобой очень важно избежать фактора сравнения. Не помещайте модель в кадре рядом с предметами, размеры которых узнаваемы и общеприняты. Если бедро человека по толщине приближается к ножке стула - не сажайте его на этот стул. Выбирайте сопоставимую обстановку, в которой человек будет выглядеть наиболее выигрышно.

Также стоит внимательно отнестись к выбору одежды - темная обтягивающая одежда в данном случае лишь подчеркнет худобу. Проконсультируйтесь со стилистом, и посоветуйте модели подобрать соответствующий гардероб для съемки. Для девушек, например, это могут быть светлые пышные платья, не слишком короткие, для мужчин - свободные брюки. Если вы не хотите акцентировать внимание на этой хрупкости, стоит отказаться от использования бокового освещения, скрывающего часть тела в тенях. Конечно, есть съемки, в которых фотограф намеренно акцентирует внимание зрителя на худой фигуре модели, чтобы донести свою идею, но в таком случае можно просто сделать все наоборот.

Полная фигура

В случае с полной фигурой, так же как и в случае с худощавой, стоит избегать невыигрышных сравнений. Не сажайте вашу модель на слишком маленькую табуреточку, по сравнению с которой только ребенок не будет выглядеть огромным, что уж говорить о крупных людях. Подбирайте соответствующий интерьер. Также стоит предварительно, до съемки, помочь модели выбрать одежду, которая сможет подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки. Темная одежда классического кроя скрывает полноту, например, а вертикальные полосы на одежде визуально стройнят.

Если говорить об освещении, то в данном случае как раз следует избегать съемки в высоком ключе, ровного рассеянного света и белого фона. Попробуйте съемку в низком ключе, используйте темный фон и боковое освещение, которое скроет часть фигуры так, что она будет выглядеть стройнее.

Тяжелый верх - тяжелый низ

Типы фигур бывают разные, и часто встречается такая ситуация, когда у человека крупный только низ фигуры: бедра и ноги, - или же только верх: живот, руки и грудь. В случае с тяжелым низом все просто - делайте портреты по пояс. Если же хотите снять в полный рост, постарайтесь подобрать одежду, скрывающую полный низ, у женщин, например, с этим прекрасно справляются широкие юбки. Если же у модели крупный верх - акцентируйтесь на достоинствах.

У женщин с типом фигуры «яблоко» (верх тяжелее, чем низ) обычно очень стройные ноги и большая грудь. Обтягивающие брюки, свободная кофта с декольте, достойны рассмотрения как вариант переведения внимания зрителя на достоинства фигуры. Вы можете выбрать позу, где модель сидит, чуть наклонившись в сторону зрителя и опершись на колени, одна нога закинута за другую. Таким образом, зона живота и талии вообще выйдут из кадра, прикрытые руками, а все внимание перейдет на лицо, грудь и ноги.

В данном случае у модели довольно тяжелый низ, поэтому портрет практически поясной, чтобы сделать акцент на менее проблемной верхней части

Заключение

Итак, мы рассмотрели основные ключевые моменты по съемке различных типов лиц и фигур. Тем не менее, вам стоить помнить, что порой попадаются довольно сложные случаи, когда не так легко понять, как правильно снимать модель: например, если у нее очень глубоко посаженные глаза и при этом тяжелый подбородок - и вы не можете снять ее ни сверху, ни снизу. Всегда рассматривайте разные возможности, потому что все люди индивидуальны, и в эксперименте вы можете открыть новый интересный способ съемки.

Помните: не бывает некрасивых людей, бывают плохие фотографы. Каждого человека можно снять так, что он будет выглядеть на снимке очень хорошо. А кто ищет, тот всегда найдет.

Художественную или пластическую анатомию изучают в художественных академиях. Это очень большая и интересная тема. Я не буду делать академические выкладки. Я постараюсь рассказать об основах, чтобы вы могли использовать знания о строение тела и роботе мышц в своих портретах. В основном будем говорить о женской художественной анатомии. Объясняется все очень просто. На все 100 % знания художественной анатомии используются при фотографировании обнаженного портрета. И вот тут есть различия. В женском обнаженном портрете надо показать красоту женского тела, нежность, линии фигуры. То же надо показать и при съемке обычного портрета женщины. Женщина остается женщиной и раздетая, и одетая. В мужском обнаженном портрете основная задача — это мужественность. Т. е. Необходимо показать рельеф мускулатуры. Понятно, что через одежду рельеф мускулатуры не покажешь. Поэтому знания мужской художественной анатомии для съемки бытового портрета в большинстве случаев малоэффективны. Но есть несколько общих моментов для мужского и женского портретов.

Рабочая сторона

Фотосъемку портрета надо начинать с изучения особенностей внешности модели. Ни лицо, ни тело человека не симметричны. Поэтому перед съемкой мы должны определить рабочую сторону нашей модели. Рабочая сторона — это сторона, наиболее приемлемая для съемки. Определяют рабочую сторону лица и рабочую сторону тела. Но лицо всегда более приоритетно. Т. е. если вы делаете обнаженный портрет и у модели правая сторона лица более привлекательна, а на теле шрам от аппендицита, то рабочая сторона все-равно будет правая. Чтоб было более понятно, давайте посмотрим фотографию ниже.

Выбор рабочей стороны.

Изучив лицо модели можно увидеть, что правый глаз у нее шире, ресница правого глаза более пушистая, нос с правой стороны красивее очерчен, линия скулы справа более плавная, на левой щеке прыщи. И на конец, что не видно явно, мышцы во круг губ более подвижны справа, поэтому улыбка получается слегка кривой. Исходя из вышесказанного, делаем вывод, что рабочая сторона модели — правая. Теперь надо подобрать такие условия съемки (освещение, место съемки, позу модели и т. д.), чтобы все перечисленные дефекты левой стороны лица были наименее заметны. В век цифровых технологий многие спросят: «А зачем городить огород? Все можно исправить в фотошопе». В какой-то мере это верно. Можно легко отретушировать прыщи. А вот сделать глаза одинакового размера — уже сложнее. Ресницы же привести к общему знаменателю смогут люди, имеющие 10 — 15-летний опыт работы в фотошопе.

О позах

Позообразующие линии.

Можно провести три воображаемые линии, параллельные полу. Линия лобка, линия талии и линия плеч. В обыденной жизни в большинстве случаев линии лобка и плеч остаются параллельными полу, чего нельзя сказать про линию талии. Наклон линии талии постоянно меняется, например, при ходьбе. У женщин сильнее, у мужчин слабее, но меняется. Давайте попросим нашу модель выкинуть бедро. И посмотрите как изменился угол наклона линии талии. Также обратите внимание, как изменилась динамика самого кадра.

Изменение угла наклона линии талии.

Для примера давайте рассмотрим две разные фотографии одного и того же мужчины. Портрет слева ничем не примечателен. Давайте попробуем изменить угол наклона линии плеч. У нас получился более привлекательный и интересный портрет. Надеюсь, к этому моменту вы начинаете понимать, как образуются базовые позы за счет линии плеч.

Изменение наклона линии плеч.

Давайте теперь к линии плеч добавим линию талии. Внимание! Далее все касается только женщин. попытка использовать линию талии для мужчин — это просто кривляние (если, конечно, мужчина не гомосексуалист).

Попросим нашу модель снова, но не очень сильно, выкинуть бедро, левую руку спрятать за выкинутое бедро, а правую положить на голову. Линии плеч и талии имеют не большой наклон и где-то слева от модели они пересекаются. (Хочу сделать маленькое отступление во время съемки вы должны мыслить и соответственно управлять поведением модели относительно ее. Т. е. если я говорю слева, то это значит слева для модели, а не для фотографа.) Вот мы и получили первую позу, хорошо показывающую линии фигуры. Движение рук здесь не случайно. Прося модель подымать руку вверх или прятать ее за бедро, я заставляю напрягаться или расслабляться определенные мышцы, которые и подчеркивают нужные фрагменты фигуры.

Небольшой наклон линий талии и плеч.

Усложним задачу. Попросим нашу модель левое плечо развернуть вперед, левую руку вынести перед бедром, а правую руку отвести назад и положить на пояс. Это увеличит наклон и линии талии, и линии плеч. Взгляд модели направим вперед, вдоль линии плеч. Линии талии и плеч пересекаются где-то слева от модели. Кадр стал более динамичным. (Всегда думайте о модели. Для нее эта поза очень непривычная и неудобная. Как только сделали три — четыре кадра, дайте модели отдохнуть.)

Увеличение угла наклона линий талии и плеч.

До сих пор точка пересечения линий талии плеч находилась в направлении взгляда модели. Теперь попробуем поэкспериментировать и перенести в сторону, противоположную ее взгляду. Попросим модель сложить руки на груди, при этом приподняв немного левое плечо, и выкинуть правое бедро. У вас получилась классная поза для бытового портрета.

Отличная поза для бытового портрета.

До сих пор мы рассматривали взаимодействие линий талии и плеч, и совсем забыли про линию лобка. Дело в том, что линия лобка начинает работать в положении лежа, редко в положении сидя. Рассмотрим следующую фотографию. Модель лежит к нам спиной, оперевшись на локоть, левая рука согнута в локте и поднята над головой. Позвоночник образует догу. Обратите внимание, что с правого бока модели мышцы напряжены, в то время как слева мышцы расслаблены. Это своего рода закон: мышцы расслабляются со стороны схождения линий лобка, талии и плеч, и напрягаются там, где эти линии расходятся.

Схождение линий лобка, талии и плеч в положении лежа.

Теперь попросим нашу модель лечь на спину, вытянуть ноги вперед, а руки положить под голову. В этом положении мышцы груди расслаблены, а мышцы живота и спины напряжены. Взаимодействие этих мышц заставляет позвоночник так выгнуться, что между поверхностью и спиной в области талии легко можно просунуть руку.

Изгиб позвоночника.

В заключении я хотел бы показать вам несколько поз, дошедших к нам из Древней Греции.

Очень открытая, агрессивная поза. На ноги модели просятся туфли с очень высокими шпильками.

Поза целомудрия.

Разные варианты позы купальщицы. Для греков — это символ чистоты. Т. е. купальщица нюхает подмышками. Запах приятный — значит она чистая.

Поза Венеры. Изначально Афродита изображалась со спрятанными за спиной руками. В дальнейшем римляне порешили, что проще руки обрубить. Ну и у римлян богиня звалась Венера.

Поза жрицы.

Пляжная поза. Съемка ведется сверху вниз.

Лицо

Наиболее важную роль в портрете играет лицо. Под кожей лица находятся мышцы. Эти мышцы делятся на две группы: менее подвижные, но очень сильные жевательные и слабые, но очень подвижные — мимические. В мимических проявлениях принимают небольшое участие и жевательные мышцы, но эмоциональный настрой человека формируют только мимические мышцы.

Итак, мимическая мускулатура — это быстро реагирующий подвижный инструмент внутреннего состояния человека. От длины мимических мышц и от эластичности кожи зависит количество складок при различных мимических реакциях. Обычно эти складки образуются поперек движению. Это надо учитывать при выборе освещения.

Шаг, еще шаг…

При ходьбе человек переносит центр тяжести с одной ноги на другую. Нога, которая принимает центр тяжести, называется опорной. Положение центра тяжести относительно модели имеет ключевое значение. Очень выразительны такие моменты, когда модель, вследствие положения центра тяжести перед опорной ногой, как бы стремится к падению. Самый выразительный момент концентрируется в фазе окончании движения, которая связана со стабильностью. На данной фазе фантазия зрителя с настоящим моментом связывает кусочек прошлого и рисует картину будущего.

Начальная фаза шага с полуоборотом туловища через левое плечо. Опора на правой ноге. Такой полуоборот дает возможность четко зафиксировать и выгодно подать грудь модели.

Завершающая фаза шага. Наверно так Афродита вышла из пены морской.

Работа мышц ягодиц, спины и шеи при шаге правой ногой и поворотом головы через левое плечо.

Мы рассмотрели работу мышц и не стали затрагивать скелет и работу суставов. В фотографии использовать работу мышц довольно просто. Естественно все приходит с опытом. Надеюсь, что знания о работе мышц помогут вам получать выразительные портреты.

С уважением, Кузя Прутков.

В социальных сетях набирает обороты видео двухлетней давности, где нью-йоркский фотограф Питер Херли объясняет главные правила удачных портретов. Казалось бы, какая чепуха: понятно, что не каждого из нас поджидают за углом модные стрит-фотографы, но приятную картинку для «Тиндера», непозорный коллективный портрет с коллегами в пивной и парадный снимок на фоне Ангкор-Вата, сделанный при помощи селфи-палки, неплохо научиться делать каждому. Рецепт нью-йоркского фотографа: чуть сощуренные глаза и самодовольная улыбка, расслабленное лицо и чуть презрительный взгляд. Мы изучили видеоинструкцию Питера Херли - а потом попросили хороших московских фотографов, снимающих для «Афиши», Vogue, Wonderzine, Fottpaper, Interview и прошедших большую школу светской фотографии, сформулировать собственные правила естественного портрета - и предъявить соответствующие карточки.

Уморительно-утомительное 15-минутное видео фотографа Питера Херли, который нашел способ любого человека на фотографии превратить в самодовольного нахала с хитрым прищуром. Херли показывает, как это провернуть, на себе, на своем обаятельном друге и на примере фотографий до и после.

Прижимайтесь к друзьям, показывайте зубы, купите широкоугольник

Фотография: Юлия Майорова

Фотография: Юлия Майорова

Фотография: Юлия Майорова

Фотография: Юлия Майорова

Юлия Майорова

фотограф

«Всегда широко улыбайтесь, что называется, «с зубами». Это уместно практически всегда и не прокатит разве что для фотографии на паспорт и на похоронах. Совершенно неважно, обладатель вы голливудской улыбки, брекетов или вставных золотых зубов, главное - улыбнуться максимально искренне, это украшает любой снимок.

Если вас больше трех человек и вы хотите сделать классное совместное фото, самый дельный совет: встаньте максимально близко друг к другу, как будто вы триста спартанцев - и все пытаетесь уместиться в кадр. Представьте, что вы лучшие друзья, прижимайтесь, обнимайтесь - и получите красивую картинку на выходе.

Самые классные селфи получаются на широкоугольную камеру. Во-первых, на панорамной картинке больше шансов уместить какой-то смысл, а во-вторых, широкий угол банально стройнит. Плюс никогда не помешает вычислить свою удачную сторону, пошире улыбаться, снимать лицом к свету и поднимать подбородок повыше, чтобы избежать теней на лице. Еще всегда можно поиграть с композицией: например, разместить лицо не в центре кадра, а снять себя сверху или снизу. В общем, если следовать этим нехитрым правилам, можно выглядеть на селфи на порядок удачней, чем на любой другой фотографии, а иногда даже получше, чем в жизни».

Валяйте дурака, гримасничайте, ложитесь на пол

Фотография: Алена Чендлер

Фотография: Алена Чендлер

Фотография: Алена Чендлер

Фотография: Алена Чендлер

Фотография: Алена Чендлер

Фотография: Алена Чендлер

Алена Чендлер

фотограф

«Я очень люблю снимать на вечеринках, там люди спокойнее реагируют на камеру, не боятся раскрываться и проявлять себя. На вечеринках можно искренне веселиться, совершать забавные глупости и сделать что-то необычное для фотографии. Фотографируйтесь с бокалами, обнимайтесь и целуйтесь с друзьями, смейтесь, даже если обычно стесняетесь этого, обнимите кипарис или ложитесь на пол. Важно не стесняться делать немного глупые и смешные вещи - как правило, в формате всеобщего веселья это выглядит очень ярко и здорово.

На съемках с моделями, я серьезно подхожу к процессу расслабления героев. В отличие от вечеринок здесь мне нравится, когда люди уходят в себя, отстраняются от клише и становятся собой. Прошу их подумать о чем-то своем и не думать в данный момент о том, что они фотографируются. Я предлагаю поставить любимую музыку человека, которого снимаю, или ставлю свой любимый плейлист. На время съемки просто здорово забыть о том, что происходит за окном».

Ищите свой идеальный ракурс, упражняйтесь с разным светом

Фотография: Алина Никитина

Фотография: Алина Никитина

Фотография: Алина Никитина

Фотография: Алина Никитина

Фотография: Алина Никитина

Фотография: Алина Никитина

Алина Никитина

фотограф

«Для начала надо принять свою внешность и полюбить себя - это решит половину проблемы «я не получаюсь на фотографиях». С остальным сейчас разберемся. Во-первых, фотография - это плоский слепок реальности, который сильно искажает исходные объекты. Например, фотография полнит абсолютно всех, как минимум поэтому мы так любим, как выглядят на фотографиях модели, хотя в жизни их недостаток веса может выглядеть болезненным.

Если вы решили к вопросу хитовых селфи и превращения в звезду отчетов с вечеринок подойти особо серьезно, то для начала вам нужно собрать все свои старые картинки, открыть печатный фотоальбом, который до сих пор хранит мама, и понять, какие ракурсы вам кажутся удачными, как вы лучше получаетесь и нравитесь самому себе. Встаньте перед зеркалом и проведите там 30 минут, кривляясь в самых разных позах: позируя - как жеманная модель, брутальный мужик, улыбаясь, морщась и так далее. Так вы определите самые удачные позы и, что важно, запомните те, которые использовать для фото запрещено.

Следующее упражнение задействует камеру. Ставим ее на автоспуск и снимаем самого себя, используя опыт двух предыдущих уроков, добавляя к этому еще один новый параметр - свет. Он все время должен быть разным, в том числе и вспышка в лоб. Можно попытаться снимать селфи с телефона у окна, постоянно поворачиваясь к свету по-разному. Так вы снова определите и запомните, какие ракурсы при каком свете вам идут больше всего.

Теперь самое главное - определение так называемой рабочей стороны вашего лица. Это тот бок, которым вы будете стараться повернуться к камере. Важный момент - не перегнуть. Если вы все время будете поворачиваться одной стороной с одинаковым наиболее удачным выражением лица и замирать в одной и той же позе, то станете персонажем мемов из «ВКонтакте». Так что всегда нужно стараться выглядеть живым человеком, а не свидетелем из Фрязино.

Когда вас снимают на вечеринках, не стоит бояться фотографов, снимающих со вспышкой в лоб, - как раз этот вариант идет почти всем. Пять-семь секунд слепоты вообще не жертва для героя светских отчетов. А вот ребят с гигантскими софтбоксами лучше избегать - с ними, во-первых, вам намного сложнее контролировать результат, а во-вторых, рассеянный свет приставного софтбокса (который эти фотографы суют вам немного сбоку) выявляет намного большее число недостатков лица и делает вас старше. Но если появление такого мастера клубных снимков происходит так же неожиданно, как присоединение Крыма, то не забудьте успеть повернуться рабочей стороной, а если хотите выглядеть чуть стройнее, разверните еще и корпус к камере в три четверти. Важный момент - не задерживать дыхание, чтобы не выглядеть в кадре замороженным».

Слушайте любимую музыку

Фотография: Алексей Калабин

Фотография: Алексей Калабин

Фотография: Алексей Калабин

Фотография: Алексей Калабин

Фотография: Алексей Калабин

Фотография: Алексей Калабин

Алексей Калабин

фотограф

«Всем, кого снимаю, я всегда советую не позировать, а стоять или сидеть так, как человеку комфортно. Нужно понимать, что красиво позировать умеют только модели и публичные люди, которые это делают уже не в первый раз, поэтому просто будьте собой и стойте так, как обычно это делаете перед зеркалом. Можно ненадолго отвести взгляд в сторону, расслабиться, выдохнуть, а потом снова посмотреть в камеру. На вечеринках самыми крутыми получаются моменты, когда происходит легкое безумие. Для этого не обязательно напиваться, можно просто использовать подручные предметы, двигаться и много улыбаться. Если вы все же чувствуете неуверенность перед камерой, просто наденьте очки».

Сергей Костромин

фотограф

«Удачная фотография - это случайность, совокупность множества факторов, но есть кое-какие приемы, которые могут помочь. Например, снимать под любимую музыку всегда приятно и легко. А если она нравится модели, то вообще отлично. Поэтому, если снимаетесь у фотографа, просите включить свой любимый трек. Если не знаете какой, то вот этот . Второе - фотографироваться в очках гораздо проще. В них вы всегда классно выглядите (и фотограф в отражении тоже). И третье - не стесняйтесь иронизировать и дурачиться, если только вы не делаете фото на паспорт».

Не опускайте подбородок, не вращайте глазами, чуть наклоняйте голову

Фотография: Сергей Иванютин

Фотография: Сергей Иванютин

Фотография: Сергей Иванютин

Фотография: Сергей Иванютин

Сергей Иванютин

фотограф, старший фоторедактор Look At Me

«Философ Ролан Барт писал, что фотопортрет представляет собой закрытое силовое поле, на котором пересекаются, противостоят и деформируют друг друга четыре вида воображаемого: находясь перед объективом, я одновременно являюсь тем, кем себя считаю, тем, кем я хотел бы, чтобы меня считали, тем, кем меня считает фотограф, и тем, кем он пользуется, чтобы проявить свое искусство. Поэтому когда человек чувствует, что попал в поле зрения объектива, он превращает себя в образ и невольно начинает позировать, то есть постоянно имитирует самого себя, что дает стойкое ощущение фейка.

В общем, фотографирование - это игра, и важно, чтобы и фотографируемый и фотограф чувствовали себя расслабленно, а модель вела себя максимально естественно и не позировала. Можно последовать совету чешского режиссера Петра Зеленки, который работал с непрофессиональными актерами и добивался максимальной естественности путем постоянных репетиций. И когда к вечеру актеры уставали позировать и кривляться, они начинали хорошо работать.

В целом нужно выбрать верный угол съемки, иначе строение лица и тела может быть нарушено и выбрать «рабочую сторону» лица модели. Можно попробовать поснимать поочередно с обеих сторон лица, когда оно находится под углом в три четверти, - банально так больше частей лица попадает в кадр, чем при съемке в профиль или анфас».

01. Наклоните голову
Модели можно немного наклонить голову в сторону. Но такую позу обычно можно компенсировать, слегка подняв плечо, в сторону которого сделан наклон.

02. Не опускайте подбородок
Классический случай, когда модель, стесняясь или пытаясь скрыть какой-то свой изъян, поджимает подбородок и наклоняет голову вперед. Это опасно тем, что увеличиваются брови, шея становится комически маленьких размеров, а челюсть, наоборот, увеличивается. С другой стороны, не нужно запрокидывать голову назад, если не планируется комичная фотография: шея и нос получатся слишком карикатурными. Известный трюк - поднять подбородок вверх, чтобы уменьшить количество складок и морщин. Но в таком случае фотографу стоит следить, чтобы выпяченный подбородок и ноздри не оказались слишком крупными. Эту проблему можно частично решить, выбрав чуть более высокую точку съемки, а также небольшим наклоном туловища вперед и поднятием подбородка.

03. Не улыбайтесь, если вам это не идет
Вопреки совету Юлии Майоровой надо признать жестокий факт - не всем людям идет улыбаться. Очень часто улыбки на фотографиях получаются вымученными и безрадостными или, что еще хуже, наигранными и фальшивыми. Чтобы добиться спонтанной и искренней улыбки, что-то должно заставить модель улыбнуться.