Бытовые сказки. Русские народные бытовые сказки

Все дети, да и что там скрывать, взрослые, любят сказки. Помните, как мы, затаив дыхание, слушали волшебные истории про любимых героев, которые учили нас добру, храбрости, любви?! Они заставляли нас верить в чудеса. И теперь мы с удовольствием рассказываем сказки, услышанные или прочитанные когда-то, нашим детям. А они будут рассказывать их своим деткам - и никогда эта цепочка не прервется.

Что это за бытовые истории и кто в них является героем?

Сказки бывают разные - волшебные, о животных и бытовые. В данной статье речь пойдет именно о последних. У читателя может возникнуть вопрос: что это за сказки? Так вот, бытовые - это те, в которых нет чудесных превращений, мифических персонажей. Героями таких историй являются обычные люди: хитрый барин, простой мужик, смекалистый солдат, корыстный дьякон, жадный сосед и другие. В этих сказках описывается повседневная жизнь и быт простых людей. Сюжет в таких историях незатейлив. В них высмеивается жадность и тупость, порицаются равнодушие и жестокость, восхваляются доброта и находчивость. Как правило, в этих историях много юмора, неожиданных поворотов и поучительных моментов. Список бытовых сказок, придуманных народом, очень велик. Но не только богато такими занимательными рассказами. Очень многие русские писатели работали в этом жанре: Салтыков-Щедрин, Белинский, Пушкин и другие.

Бытовые сказки: список самых популярных

  • "Дочь-семилетка".
  • "Барин-кузнец".
  • "Жена-спорщица".
  • "Барин и мужик".
  • "Горшок".
  • "Барин и собака".
  • "Заяц".
  • "Добрый поп".
  • "Каша из топора".
  • "Иванушка-дурачок".
  • "Не любо - не слушай".
  • "Солдатская шинель".
  • "Федул и Меланья".
  • "Три калача и одна баранка".
  • "Наговорная водица".
  • "Похороны козла".
  • "Чего на свете не бывает".
  • "Про нужду".
  • "Хорошо да худо".
  • "Лутонюшка".

Здесь приведен всего лишь небольшой список бытовых сказок. На самом деле их гораздо больше.

Сюжет сказки "Каша из топора"

В рейтинге "Список бытовых сказок" первое место по праву можно отдать именно этой истории. В ней не только показывается смекалка бравого солдата, но и высмеивается жадность и недалекость скупой бабы. Солдат в всегда занимал почетную роль. Воинов очень любили на Руси, и поэтому в таких историях они всегда выходили победителями благодаря пытливому уму, умелым рукам и доброму сердцу. В этом рассказе читатель потешается над жадностью старухи: у нее полно продуктов, но ей стало жалко куска хлеба, и она притворяется бедной и несчастной. Солдат быстро раскусил обман и решил проучить скупую бабу. Он предложил сварить кашу из топора. Любопытство старухи взяло верх - и она согласилась. Солдат ловко выманил у нее крупу, соль и масло. Глупая старуха так и не поняла, что из топора кашу сварить невозможно.

Не только дети любят бытовые сказки, взрослые тоже с удовольствием их читают, с нетерпением ожидая развязки, как же герой справится с нелегкой задачей. И мы всегда радуемся, узнав, что зло наказано, а справедливость восторжествовала. Составьте список бытовых сказок для вашего малыша, и по мере прочтения каждой обсуждайте с ним сюжет, добрые и злые поступки героев. Разбирая различные ситуации, ребенку проще будет впоследствии различать добро и зло в жизни. Спросите, какие бытовые сказки знает он, и предложите рассказать вам одну из них.

Жили-были муж с женой. Жена была такая упрямая, что и сказать нельзя. Попросит её муж о чём-нибудь, а у неё всегда один ответ: «Ну вот ещё!» И сделает всё наоборот...

Жил-был крестьянин, у него было два сына: меньшой был в дороге, старшой при доме. Стал отец помирать и оставил сыну при доме все наследство, а другому ничего не дал...

Шёл солдат со службы. Честно отслужил он двадцать пять годков. Доля такая крестьянская. Средний сын ведь, старший и младший землю пашут. А ему от супостата всякого землю родимую отвоёвывать. Героем служивый не стал, но и трусом не прослыл...

Жила-была бедная семья. Детей - семеро по лавкам, а всё хозяйство - единственный гусь. И уж как не оберегал его хозяин, а настал день, когда совсем есть стало нечего. Зарезал тогда мужик гуся, изжарил его, хозяйка и на стол подала...

Старый солдат шёл домой на побывку. Притомился в пути, есть захотел. Дошёл до деревни, постучался в крайнюю избу: - Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отперла старуха: - Заходи, служивый...

Жил-был на свете старый Мороз Синий нос, и был у него молодой сын - Мороз Красный нос. Ну и любил же молодой Мороз Красный нос похвастаться!
Только, бывало, и твердит: «Отец уже стар, плохо своё дело делает. А вот я - молодой да сильный...

Бедный мужик шёл по чистому полю и увидел под кустом зайца. Обрадовался и говорит:
- Вот теперь будет у меня дом. Сейчас поймаю этого зайца и продам за четыре рубля, на те деньги куплю свинью, она принесёт двенадцать поросят...

Шел солдат со службы домой. Дорогой выпросился ночевать. Вечером хозяева стали пельмени стряпать. Старик хозяин сидит на лавке. Сел солдат рядом и завел разговор: - Видно, поедим, дедушка? - Поедим, да не все! - отвечает старик. - А ты разве не хочешь? - спрашивает солдат...

В некотором городе, а может, и в том, где мы с тобой живем, стояла телефонная будка, каких много. Однако не спеши судить о вещах по первой приглядке. Было в ту будку вставлено стекло, да не простое, а волшебное. Что в нем отразится, назад возвратится, во сто раз усилится...

Жила-была барыня, глупая-преглупая. Что ни забьет себе в голову - умри, а исполни. Вот задумала барыня вывести сорок цыплят, и чтобы все были черненькие. Горничная говорит: - Да разве это, барыня, возможно?..

Жил-был в одной деревне мужик Иван. Задумал брата Степана в дальнем селе проведать. День был жаркий, дорога пыльная. Идёт Иван, идёт - устал. «Дойду, - думает, - до речки. Там водички попью, отдохну»...

Однажды пошёл мужик в лес дрова рубить. Подошёл к озеру, сел на берег и нечаянно уронил топор в воду. Сидит он и плачет. Вдруг из воды выходит чёрт и спрашивает: - Чего, мужик, плачешь? - Топор, батюшка, утопил...

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик, у него было три сына: двое умных, третий дурак. Помер старик. Сыновья разделили имение по жеребью. Умным досталось много всякого добра, а дураку один бык - и тот худой! Пришла ярмарка. Умные братья собираются на торг ехать...

Ехали два брата: один бедный, другой именитый. У обоих по лошади - у бедного кобыла, а у именитого мерин. Остановились они на ночлег рядом. У бедного кобыла принесла ночью жеребенка, а тот, возьми да и заберись под телегу богатого...

Жили-были два брата - два Ивана: Иван-богатей, да Иван-бедняк. У Ивана-богатея полна изба всякого добра, а семья - он да жена. Нет у Ивана-богатея ни малых, ни больших ребят. А у Ивана-бедняка ребят семеро. А в доме ни крупицы, ни мучицы...

Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки - поменьше, у курочки - с огурчик, у мышки - с наперсточек...

Жил-был Иванушка-дурачок, собою красавец, а что ни сделает, всё у него смешно выходит - не так, как у людей. Нанял его в работники один мужик, а сам с женой собрался в город; жена и говорит Иванушке: - Останешься ты с детьми, гляди за ними, накорми их...

В одной деревушке жили два мужика, два родные брата: один был бедный, другой богатый. Богач переехал на житье в город, выстроил себе большой дом и записался в купцы; а у бедного иной раз нет ни куска хлеба, а ребятишки - мал мала меньше - плачут да есть просят...

Жили в одном селе старик да старуха, бедные-пребедные, и был у них сын Иванушка. С малых лет любил он на дудочке играть. И так-то он хорошо играл, что все слушали - наслушаться не могли. Заиграет Иванушка грустную песню - все пригорюнятся, у всех слёзы катятся...

Крестникова Марина
Русские народные бытовые сказки, их роль в развитии детей дошкольного возраста

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ БЫТОВЫЕ СКАЗКИ

Детская литера

ВВЕДЕНИЕ

Народная сказка входит в жизнь ребёнка очень рано и остаётся с ним на протяжении всего детства, а потому трудно переоценить её влияние на развивающуюся личность . Популярность этого жанра у детей объясняется её характерными особенностями.

Во-первых, сказка предлагает перенестись в вымышленный мир : именно так воспринимают всё, что происходит в сказке и рассказчик , и слушатель. Это значит, что в сказке возможно всё , что невозможно в реальности - чудесные события, волшебные превращения, неожиданные перевоплощения. Поэтому сказка отвечает детской склонности к фантазии и вере в чудеса.

Но самая большая ценность сказки - это непременное торжество добра и справедливости в финале. Мир сказки - это идеальный мир , образ которого живёт в душе не только ребёнка, но и взрослого. Однако, как уже отмечалось, ребёнок склонен видеть реальность в светлых тонах, а потому сказочный взгляд на мир ему необычайно близок.

Бытовая сказка представляет собой просто кладезь знаний, ведь в первую очередь она содержит описание народного быта , откуда и пошло ее название. Поскольку эти произведения создаются для детей , то бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки - это не богатырь , а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и ловкости. Также нередко в качестве основного мотива выступает любовная тема - венчание, свадьба или жизнь после замужества.

Эта разновидность сказок появилась не так давно. Бытовые сказки дети лучше всего воспринимают в возрасте от 2 до 7 лет , так что стоит читать их почаще именно в этот период. Также следует обратить внимание на то, что к определенному возрасту подходят те или иные виды сказок .

1. Виды сказок

Следует отметить, что бытовые сказки могут быть результатом как народного творчества , так и отдельных авторов. Так, например, Шарль Перро или Салтыков-Щедрин написали немало сказок в бытовом жанре .

Сказки имеют разделение на 3 подгруппы, которые позволяют более точно определить, что такое бытовая сказка :

социально-бытовые ("Болтливая старуха", "Шемякин суд",

сатирико-бытовые ("Мужик и поп", "Барин и мужик",

волшебно-бытовые ("Морозко", "Золушка") .

Однако стоит отметить, что сказки можно разделить лишь условно, ведь одно и то же произведение может содержать в себе разные элементы : и сатиру, и волшебство, и просто быт.

Чему учат бытовые сказки ?

Бытовые сказки рассказывались и рассказываются детям для того , чтобы указать им правильное направление в жизни, научить их делать верный выбор. Ведь что такое бытовая сказка , если не поучение и наставление будущим поколениям? Она учит нас самому доброму и хорошему, ведь добро всегда побеждает зло, люди, готовые помочь, не пропадают в беде, а наши богатыри всегда готовы защитить свою родину. Бытовые сказки обычно несут в себе идею о том, что надо быть трудолюбивым и умелым. Таким людям удается все. А неумелых и ленивых в этих сказках обычно высмеивают , и они остаются ни с чем. Так, в бытовых сказках с негативом относятся к господам и попам. Они обычно представляются жадными и ленивыми, а эти качества всегда неприятны людям. Более того, можно говорить о том, что в бытовых сказках ярко заметно социальное неравенство героев. Причем у людей низших сословий гораздо больше благородства и доброты, чем у более богатых. Роль бытовой сказки в том , чтобы обличать ложь и показывать именно социальные трудности и проблемы, существующие в обществе.

Сказка всем своим содержанием утверждала : кто работает, тот и должен обладать богатством. Интересно, что, разбогатев, мужик не перестает трудиться : сказка не представляет своего героя вне трудовой деятельности.

Осмеянию в социально-бытовых сказках , как в „Сказке о Ерше Ершовиче ", „Вороне", подверглось судопроизводство средневековой Руси и даже сам царь. Неразумность; несправедливость решений суда народ объяснял глупостью судей, взяточничеством, но в сказках он как бы восстанавливал справедливость. Ненаказанным уходит бедняк от суда Шемяки („Шемякин суд", отбивается благодаря смекалке своей дочери от неправедного суда воеводы мужик, отгадывающий загадки лучше, чем его недалекий, но богатый брат („Семилетка", и т. д.

Во всем этом сказывался оптимизм народа , его вера в возможность мира и согласия в обществе и семье, его мечты о счастливом будущем. Довольно долго связывал народ утверждение на земле справедливости с именем царя. Считалось, что царя окружают нечестные, тщеславные, глупые бояре и приближенные. В сказках они высмеиваются , высмеиваются зло и остро (например, в сказках „Горшеня ", „Елевы шишки", царь же изображается мудрым человеком, наказывающим глупцов и награждающим умного мужика. Но в сказке „Царь и портной " царь показан уже таким же, как и его приближенные : презирающим простого человека, глуповатым и смешным.

2. Система образов бытовых сказок

Так называемые бытовые сказки - это сказки , в которых отражается народный быт и повседневная жизнь, реальная действительность, без всяких чудес, без всякого волшебства.

Бытовые сказки - это самые настоящие сатирические народные произведения .

Сатира заключается в явно выраженной насмешке над жадностью, скупостью, глупостью людей, большей частью богатеев.

Высмеиваются эти качества у барина, купца, попа, даже самого царя не жалеют.

С детства всем знаком герой бытовых сказок Иванушка-дурачок .

Даже в названиях многих сказок фигурирует это имя : "Сказка про Ивана-дурака ", "Иванушка-дурачок", "Иван -- крестьянский сын и чудо-юдо", "Как Иван-дурак дверь стерег".

Обычно этот герой всеми презирается, вернее сказать , презирается теми, кто считает его глупым, неразумным среди них, "разумных". А на деле этот простодушный дурачок оказывается едва ли не единственным разумным существом.

Он вовсе не глуп, а просто наивен, добродушен, бескорыстен. Вот вокруг него люди обманывают друг друга, хитрят, жадничают, хотят нажить богатство всеми способами, тешат свое самолюбие, а Иванушка лежит себе на печи, мечтает, он рад бывает немногому - красной рубахе да доброму слову. И счастье - то приходит к нему, а не к тем, кто стремился к богатству, к высокому чину. Дурачок женится на какой-нибудь красавице-царевне, сам становится красавцем писаным.

В бытовых сказках бескорыстие берет верх над жадностью, скупостью, ум и смекалка - над глупостью, настоящая честь - над спесью.

И в этом глубокий смысл таких сказок .

Конечно, героями таких сказок , кроме Иванушки, являются обычные мужики, старик со старухой, братья, работник, крестьянин, солдат.

Вот, например, сказки о служивом : "Каша из топора", "Солдатская шинель", "Солдат и чёрт", "Солдатская школа".

У русского народа очень много сказок , не раз выпускались сборники сказок русских .

Привести весь список даже только бытовых нет никакой возможности.

Многим людям с детства помнятся такие сказки , например : "Горшеня", "Лутонюшка", "Горе", "Соль", "Чего на свете не бывает", "Добрый поп", "Репка", "Спрятанный клад", "Мудрый слуга".

Во всех сказках веселая шутка , ироническая шутка переплетается, перемежается с серьезными оценками дел людских.

3. Жанровые особенности сказки

Детское сознание, которое проходит первые этапы своего формирования именно благодаря восприятию реалистичных рассказов , намного восприимчивее взрослого. И, несмотря на то, что само понятие сказки существует уже несколько сотен лет, малыши получают свои первые знания в этой жизни, как и много веков назад, именно благодаря таким рассказам .

Самые распространенные русские народные бытовые сказки учат малышей правильно воспринимать жизненные ценности, а также учат верить, любить. Сказки дают понимание того , что добро всегда рядом, а чудеса могут происходить с нами каждый день и в реальном мире.

Зачастую в сюжетах бытовых сказок разных народов встречаются как добрые, так и злые персонажи. Конечно, добро всегда побеждает, несмотря на все превратности судеб героев. И такая закономерность неслучайна. Ведь именно такое восприятие развитие сказочного сюжета помогает ребенку стремиться к лучшему, и совершать добрые поступки в реальной жизни.

А вот жизненные испытания, которые судьба подкидывает персонажам бытовых сказок , учат малышей смирению и терпению. Но при этом очень важно, чтобы название и сюжет сказки смогли донести до сознания ребенка то, что счастливый конец обязательно наступит, стоит только чуточку постараться.

Конечно, бытовые сказки далеки от жанра фентэзи, но волшебство в них тоже есть. Ведь когда ситуация, в которую попадают персонажи, оказывается безнадежной, обязательно появляется ее решение. Такие чудеса дают малышу не только подсознательное ощущение защищенности, но и стимулируют его любознательность и самостоятельное развитие .

Бытовая (сатирическая) сказка наиболее близка к повседневной жизни и, даже не обязательно, вктючает в себя чудеса. Одобрение или осуждение всегда подается в ней открыто, четко выражается оценка : что безнравственно, что достойно осмеяния и т. п. Даже когда кажется, что герои просто валяют дурака, потешают слушателей, каждое их слово, каждое действие наполнены значительным смыслом, связаны с важными сторонами жизни человека.

Постоянными героями сатирических сказок выступают «простые» бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над «непростым» - богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников - лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам.

Бытовая сатирическая сказка веками впитывала в себя характерные черты жизни народа и его отношения к власть предержащим, в частности к судьям, чиновникам.

В бытовых сказках появляются порой и персонажи-животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.

Порой в сказку вводится такой специфический элемент детского фольклора, как перевертыш. При этом возникает смещение реального смысла, побуждающее ребенка к правильной расстановке предметов и явлений. В сказке перевертыш укрупняется, вырастает до эпизода, составляет уже часть содержания. Смещение и преувеличение, гиперболизация явлений дают малышу возможность и посмеяться, и подумать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сказка - один из интереснейших жанров устного творчества. Борьба добра со злом, вера в торжество справедливости, светлое будущее - все это нашло свое отражение в народных бытовых сказках .

Бытовые сказки кратки . В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро , повторений эпизодов нет, события в них можно определить как нелепые, смешные и странные. В этих сказках широко развит комизм , что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. Также в них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникин В. П. Русская народная сказка/В . П. Аникин – М.: Просвещение, 1977 – 430с.

2. Детская литература. Учебное пособие для педагогических училищ. Под ред. Е. Е. Зубаревой - М.: Просвещение, 1989 –398с.

3. Никифоров А. И. Сказка , её бытование и носители/А . И. Никифоров – М.: Просвещение, 1930 – 105с.

4. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух/ Дошкольное образование . - № 8-2008. -23-35с.

5. Пропп В. Я. Русская сказка/ В . Я. Пропп – Л.: Лениздат, 1984 –263с.

6. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки/ В . Я.

7. Пропп – Л.: Лениздат, 1986 – 415с.

8. Юдин Ю. Дурак, шут, вор и черт (исторические корни бытовой сказки ) . Изд.: Лабиринт-К, 2006-336с

Сказка всегда шла в ногу со временем. Сказка поставила раз и навсегда резкую грань между добром и злом. Она является суровой обличительницей, умея попросту, без обиняков толковать о том, что действительно хорошо, и что, наоборот, достойно беспощадного осуждения. Всю свою любовь и симпатию сказка «отдает» добру, а зло старается уничтожить любыми, доступными ей средствами.

Сказки бывают фольклорные (жанр письменного и устного народного творчества) и литературные.

Литературные сказки имеют одного или нескольких авторов. Персонажи литературных сказок, так же как и фольклорных, вымышленные. Текст сказок такого рода неизменен, зафиксирован в письменном виде.

Фольклорные сказки – это творчество самого народа. Они передаются из уст в уста, из поколения в поколение. В этих сказках имеет место отражение общенародных идеалов.

Народной сказке нередко присущ определенный мерный склад – «и я там был, мед пил, по усам текло, да в рот не попало». Поэтический характер сказочного языка выражается также в обычных эпических повторениях, обыкновенно до трёх раз – повторяется подвиг героя, важное изречение, ключевая встреча. Героев сказки часто бывает трое – три брата, три сестры.

Какие виды фольклорных сказок существуют?
Волшебные, бытовые, про животных, докучные.

Сказки, в которых преобладают чудесное начало, сверхъестественные события и лица, называют волшебными. В них действующими лицами являются Кощей Бессмертный, Морской царь, Морозко, Баба-Яга, Конь золотогривый, Жар-птица, Сивка-Бурка, Свинка – золотая щетинка. В них мы встречаем также чудесные предметы – живую и мертвую воду, ковёр-самолет, шапку-невидимку, скатерть-самобранку.

Предполагают, что всё это олицетворение сил природы. Так, например, Кощей Бессмертный, сухой и злой старик с белыми волосами, это – зима. Морской царь – море, его дочери – волны морские. Жар-птица – солнце, Сивка-Бурка – конь, от которого земля дрожит, из ушей дым, а из ноздрей пламя пышет – гром и молния. Мертвая и живая вода – дождь, ковёр-самолет – ветер…

Героем волшебной сказки, действующим среди этих существ и предметов, является обыкновенный человек, чаще всего, Иван-царевич, или просто Иванушка. Герой сказки борется с различными силами, страдает, но, в конце концов, выходит победителем, чаще всего ему помогают мифические персонажи.

Герой сказки является часто вначале уничиженным, презираемый другими, слывёт за дурака, но потом он возвышается над пренебрегавшими им. Это уже нравственный элемент в сказке, он, вероятно, появился позднее.

Есть сказки, в которых незаметна нравственная идея. А, например, в сказке о Кощее Бессмертном, похитившем Марью-царевну и заключившем её в стены своего замка, Иван-царевич, жених невесты, побеждает врага нравственными доблестями своими: твёрдостью воли, терпением, добротой.

Нравственное начало видим мы и в сказке о Морозке, наградившем добрую девушку-падчерицу и наказавшем злых дочерей мачехи.

В некоторых сказках, кроме чудесных лиц и событий, встречается изображение современного быта. Так, в сказке о Мальчике с пальчик нарисована крестьянская жизнь: баба занимается хозяйством, мужик в поле пашет. Сын несёт отцу в поле обед и помогает ему пахать. Эта картина земледельческого быта – позднее наслоение в сказке, мифическая основа которой, может быть, сложилась ещё раньше организованного земледелия.

В бытовой сказке чудесные события и персонажи отодвигаются на второй план, а главное место занимает показ человека со всеми его достоинствами и недостатками. Такие сказки относятся к более позднему периоду, чем волшебные сказки. Главное в этих сказках – изображение характеров и нравственная мысль.

Бытовые сказки наиболее приближены к реальной жизни, в ней присутствует некая выдумка, с помощью которой обнаруживаются отрицательные стороны, или, наоборот — показывается смекалка и доброта персонажей. В бытовых сказках мы можем наблюдать картины реальной, повседневной жизни.

Важное место занимают сказки про животных. Эти сказки по происхождению относятся к глубокой древности, к тем временам, когда человек смотрел на животных, как на существ, подобные себе, одаренные разумом и даром слова. До нашего времени эти сказки дошли в довольно неизменном виде. Сказки такого рода – забава для детей, хотя в них и присутствует нравоучительный момент.

Героями сказок про животных являются животные, которые водятся в стране. В наших русских сказках главные действующие лица – лиса, медведь, волк, кот, петух, баран. Сказки такого рода отличаются художественностью, как в языке, так и в обрисовке характеров – каждое животное со своим оригинальным обликом, обрисовано кратко, но часто разносторонне.

Докучные сказки – предмет особого разговора. Они небольших размеров, носят характер прибаутки. Докучные сказки построены на игре слов. В сказках такого рода лёгкий юмор и ирония непременно присутствуют.

    Так называемые бытовые сказки - это сказки, в которых отражается народный быт и повседневная жизнь,

    реальная действительность, без всяких чудес, без всякого волшебства.

    Бытовые сказки -- это самые настоящие сатирические народные произведения.

    Сатира заключается в явно выраженной насмешке над жадностью, скупостью, глупостью людей, большей частью богатеев.

    Высмеиваются эти качества у барина, купца, попа, даже самого царя не жалеют.

    С детства всем знаком герой бытовых сказок Иванушка-дурачок.

    Даже в названиях многих сказок фигурирует это имя: Сказка про Ивана-дурака, Иванушка-дурачок ,

    Иван -- крестьянский сын и чудо-юдо, Как Иван-дурак дверь стерег .

    Обычно этот герой всеми презирается, вернее сказать, презирается теми, кто считает его глупым, неразумным среди них, разумных. А на деле этот простодушный дурачок оказывается едва ли не единственным разумным существом.

    Он вовсе не глуп, а просто наивен, добродушен, бескорыстен.

    Вот вокруг него люди обманывают друг друга, хитрят, жадничают, хотят нажить богатство всеми способами, тешат свое самолюбие, а Иванушка лежит себе на печи, мечтает, он рад бывает немногому -- красной рубахе да доброму слову.

    И счастье-то приходит к нему, а не к тем, кто стремился к богатству, к высокому чину.

    Дурачок и женится на какой-нибудь красавице-царевне, сам становится красавцем писаным.

    В бытовых сказках бескорыстие берет верх над жадностью, скупостью, ум и смекалка -- над глупостью,

    настоящая честь -- над спесью.

    И в этом глубокий смысл таких сказок.

    Конечно, героями таких сказок, кроме Иванушки, являются обычные мужики, старик со старухой, братья, работник, крестьянин, солдат.

    Вот, например, сказки о служивом: Каша из топора, Солдатская шинель, Солдат и чрт, Солдатская школа .

    У русского народа очень много сказок, не раз выпускались сборники сказок русских.

    Привести здесь весь список даже только бытовых нет никакой возможности.

    Да многим людям с детства помнятся такие сказки, например: Горшеня, Лутонюшка, Горе, Соль, Чего на свете не бывает, Добрый поп, Репка, Спрятанный клад, Мудрый слуга .

    Во всех сказках веселая шутка, ироническая шутка переплетается, перемежается с серьезными оценками дел людских.

    Например, брито-стрижено, или вот оттуда же. А вот еще, как говорится, хозяйке на заметку. Главными героями в этих сказках являются люди, мужья, жены, их родственники и прочие персонажи, и ситуации обыгрываются бытовые, общеизвестные. Сказок таких много, если поискать.

    Это те сказки, где описывается быт. Например, Лисичка со скалкой, Мальчик-с-пальчик, еще сказка, не помню точное название, кажется Котофей Котофеевич, это про кота, которого оставляют в лесу и его приютила у себя лиса. Сейчас всего и не упомнишь.

    Сказки подразделяются на несколько видов по разным критериям, среди них по содержанию выделяются и бытовые сказки, наряду с волшебными сказками и сказками о животных. Как видно из названия, основой их является повседневный быт. В свою очередь бытовые сказки также делят еще на несколько видов:

    социально-бытовые (Как мужик гусей делил, Солдат и царь, Каша из топора),

    сатирико-бытовые (Как поп работницу нанимал)

    и волшебно-бытовые сказки (Золушка и Морозко, например).

    Иногда сказку трудно отнести к одному какому-то вида, так как в ней есть элементы всех трех, но возможно какой-то из них преобладает.

    Есть большое количество всевозможных сказок на Руси. Помню в детстве был такой популярный сборник русских народных сказок. А бытовые сказки это сказке где описывается быт, что понятно из названия этой категории. Основными такими народными произведениями можно считать сказку Каша из топора, Колобок или Мужик и медведь. Но есть и много других.

    Насколько мне известно, к русским бытовым сказкам относятся такие сказки, в которых отражается настоящий русский быт прошедших веков. В частности, к бытовым сказкам можно отнести такие известные русские сказки, как Каша из топора, Солдат и царь, Колобок, Морозко, Репка, а также многие другие.

    Бытовые сказки - по сути, и не сказки вовсе, а рассказы про обыденные бытовые случаи. В них нет волшебства, однако есть мораль.

    Примеры таких сказок:

    • Солдат и царь в лесу;
    • Каша из топора;
    • Разбойники;
    • Мудрые ответы;
    • Мудрая девица и семь разбойников;
    • Оклеветанная купеческая дочь;
    • Доброе слово;
    • Сосватанные дети;
    • Мудрая дева;
    • Горшеня;
    • Загадки;
    • Василий-царевич и Елена Прекрасная;
    • Жена-доказчица;
    • Муж да жена (в ней муж выбил из жены всю хворь плетью).

    Еще очень много подобных сказок, как по мне, детям их читать нельзя. В основном в них прослеживается следующая мысль: жизнь без денег - не жизнь.

    Как уже сказали комментаторы вышевыше, это те сказки где отображается быт повседневной жизни, например морозко, каша из топора, иванушка дурачок, спящая красавица, сивко бурка, сказка о попе и его работнике балде, и ещ много таких сказок.

    Русские народные бытовые сказки - сказки, не имеющие конкретного автора, автор - народ, в них нет волшебства, сверхъестественных чудес, но отображена настоящая, реальная жизнь, в них заложен глубокий смысл. Иногда этот смысл так глубоко, что его трудно понять))) Например, в сказке Курочка Ряба: дед и баба били-били яичко - не разбили, мышка им помогла, а они вместо радости - плачут, а курочка пообещала вместо разбитого золотого яйца не 3 таких же, а одно простое (!), в чем смысл?

    К русским народным бытовым сказкам можно отнести очень много сказок

    Ямщик и купец

    Глупый мужик

    Воры и судья

    Мужик и барин

    Лисичка-сестричка и серый волк

    Курочка Ряба

    Хороший пример бытовой сказки - Каша из топора, а также сказка про Колобка. Правда, последняя не понятно чему учит, ведь колобка в итоге съела лисичка от своей хитрости. Вероятно, сказка учит быть хитрым. Что ж, в современной жизни тоже не лишнее.

    Еще есть Золушка. Репка.

    В последнее время популярными становятся сказочные игрушки из дерева, когда ребенку не читаешь сказку, а показываешь на примере этих игрушек. Например, репка такая точно есть. Так очень полезно.