Что не является обращением. Предложения с обращениями

Согласно этикету, в нашей стране принято различать две основные и наиболее употребительные формы обращения к человеку.

Официальное обращение

В современном русском языке нет общепринятого обращения к мужчине или женщине, как на Западе или на Востоке (мистер, мисс, мадам, ханым эфенди и т.д.).

  • Если инициалы нам известны , то официальная форма - это имя и отчество человека (иногда можно наблюдать и с добавлением фамилии). Также в диалоге используется местоимение множественного числа «ВЫ»:
- Иван Сергеевич, вы уже подготовили документы к нашей декабрьской конференции? - Ivan Sergeyevich, have you already prepared documents for our December conference?

! Это касается как знакомых, так и незнакомых нам людей:

Нашим лектором по истории России 20 века будет профессор Иванова Мария Петровна. - Our lector of Russian history of 20 th century will be Ivanova Maria Petrovna.

  • Полуофициальная форма допускает использование только имени :
- Никита, как вы думаете, пьесу Чехова «Три сестры» в этом сезоне ждёт такой же успех? - Nikita, how do you think, the play «Three sisters» by Chekhov is waiting for the same success in this season?
  • Если мы не знаем человека , то наиболее употребляемые слова в начале разговора:
«мужчина » (средних лет и старше), «молодой человек или парень » (молодые годы), «мальчик » (ребёнок);

«женщина » (средних лет и старше), «девушка » (молодые годы), «девочка » (ребёнок).

Молодой человек, вы знаете, есть ли рядом почтовое отделение? - Fellow, do you know whether there is a post office nearby?

! Также допустимо безымянное обращение, когда мы не знаем заранее с кем будет общение (например, сообщения в мессенджерах, звонок на в call-центр или письма в службу поддержки на веб-сайтах ). В этом случае, достаточно вежливо поздороваться и сразу перейти к причине своей просьбы:

Добрый день! Скажите, пожалуйста, есть ли в наличии данная модель смартфона? Я не могу найти её в поиске у вас на сайте. - Good afternoon! Could you, please, say the availability of this smartphone model? I can’t find it in search on your website.

Неофициальное обращение

Если говорить о неофициальной форме обращения, то здесь необходимо разделять её на живой диалог и общение в интернет-пространстве и мессенджерах. Во всех указанных ниже примерах, в основном, используется личное местоимение единственного числа «ТЫ», в более редких случаях «ВЫ».

  • При личной беседе возможно начало разговора с человеком сразу по имени или с добавлением к имени родственных уз, или вообще без имени . Последний вариант возможен, если в разговоре принимают участие два человека или понятно к кому адресован вопрос:
- Тётя Аня, мы приедем к тебе в гости на школьные каникулы. - Aunt Anya, we are going to visit you on school holidays.

Дядя Саша, вы хотите ещё кофе? - Uncle Sasha, would you like more coffee?

Может отметим два дня рождения в один день? Поднимите руки, кому нравится эта идея. - Maybe will celebrate birthday party at the same day? Raise your hands who likes this idea.

  • При переписке в социальных сетях или мессенджерах , как правило, используется сокращённая форма, без обращения по имени с переходом сразу к теме разговора. Местоимение «ТЫ» здесь тоже более распространённое:
- Привет! Как насчёт встречи на этих выходных? - Hi! How about meeting this weekend?

Обращение – это слово или словосочетание, называющее того, к кому или к чему адресована речь. Например: Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной (Пушкин).

Основная цель обращения – привлечь внимание, хотя иногда обращение может и выражать отношение к собеседнику. Например: Что делаешь, милая? (Островский).

В одном предложении может быть даже несколько обращений, направленных к одному адресату, одно из которых только называет слушателя, а другое – оценивает, например: Поезжайте, душенька, Илья Ильич! (Гончаров).

Иногда в поэтической речи возможно риторическое олицетворение-обращение. Оно призывает неодушевленный предмет стать участником общения. Например: Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. (Пушкин.)

Обращение не является членом предложения, но может иметь зависимые слова, то есть быть распространенным, например: Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда! (Есенин).

На письме обращения выделяются запятыми. Если обращение эмоционально окрашено и стоит в начале предложения, то после него может стоять восклицательный знак. Сравните примеры ниже:

Что, батька, так рано поднялся? (Пушкин)
Ребята! Не Москва ль за нами? (Лермонтов)

В официальных письмах обращения принято записывать на отдельной строке. После обращения в таком случае ставится восклицательный знак. Например:

Уважаемый Иван Иванович!

Обратите внимание: слово УВАЖАЕМЫЙ входит в состав обращения и не отделяется запятой. Сравните:

Здравствуйте, Иван Иванович!

В этом примере после слова ЗДРАВСТВУЙТЕ нужна запятая, так как оно не входит в состав обращения, а выступает в роли сказуемого.

Междометия – это особая часть речи, которая служит для выражения различных чувств и волевых побуждений. К этой части речи относятся слова АЙ!, АХ!, УВЫ!, БАТЮШКИ! и другие.

Междометия, как и обращения, не являются членами предложения, а на письме отделяются запятой или восклицательным знаком.

Увы! Его смятенный ум против ужасных потрясений не устоял (Пушкин).
Жизнь, увы, не вечный дар (Пушкин).

Как и у многих правил правописания, у этого правила есть исключение, которое необходимо запомнить. Если междометие О в предложении стоит перед обращением, то запятая или восклицательный знак между междометием и обращением не ставится. Сравните:

О, зачем я не птица, не ворон степной! (Лермонтов).
Не прав твой, о небо, святой приговор (Лермонтов).

Кроме этого, нужно знать, что иногда междометия входят в состав цельных сочетаний, например: ЭХ ВЫ, ЭХ ТЫ, НУ ЧТО Ж, АЙ ДА. В этом случае запятые ставить не нужно, например: Ну что ж теперь делать?

Упражнение

  1. Чего тебе надобно_ старче? (Пушкин).
  2. Цыц_ проклятые_ как на вас погибели нет (Тургенев).
  3. Смилуйся_ государыня рыбка (Пушкин).
  4. Ты_ царица_ всех милее, всех румяней и белее (Пушкин).
  5. Глупый ты бес_ куда ж ты за нами полез? (Пушкин).
  6. Прощай_ свободная стихия! (Пушкин).
  7. Да как же_ батюшка_ Илья Ильич_ я распоряжусь? (Гончаров).
  8. А посмотреть в лицо ему: фу_ какая важность сияет в глазах! Я еще никогда не слышал, чтобы он сказал лишнее слово (Гоголь).
  9. Ага_ Сам признаешься, что ты глуп (Пушкин).
  10. Чем вы_ гости_ торг ведете и куда теперь плывете? (Пушкин).
  11. Ба_ знакомые все лица! (Грибоедов).
  12. Здравствуй_ князь ты мой прекрасный! (Пушкин).
  13. Ах_ ты_ мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло (Пушкин).
  14. Государь ты наш_ Владимир Андреевич_ я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином (Пушкин).
  15. Барин_ не прикажешь ли воротиться? (Пушкин).
  16. Ну_ Максимыч_ ступай себе с богом (Пушкин).
  17. Святители_ как она была одета! Платье на ней было белое, как лебедь: фу_ какое пышное! а как глянула: солнце_ ей-богу_ солнце! (Гоголь).
  18. О_ боги_ боги_ за что вы наказываете меня? (Булгаков).
  19. О_ не верьте этому Невскому проспекту! (Гоголь).
  20. Ветер крутил песок, вода рябилась, холодела, и, глядя на реку, Палага шептала: «Господи_ да скорея бы, скорея бы заморозки!» (Есенин).
  21. Неужели у вас нет хоть Погодинского издания_ генерал? Потом я вот тут написал другим шрифтом: это круглый, крупный французский шрифт, прошлого столетия… (Достоевский).
  22. Ай-ай_ какой голос! (Гоголь).
  23. «Где это_ ты_ зверь_ отрезал нос?» – закричала она с гневом (Гоголь).
  24. – О_ герой! Все мы выстроились перед Тобою в шеренгу по одному для того, чтобы выразить наше восхищение Твоим смелым и совершенно бессмысленным поступком (Клюев).
  25. «Стой_ Прасковья Осиповна! Я положу его, завернувши в тряпку, в уголок: пусть там маленечко полежит; а после его вынесу» (Гоголь).
  26. За мной_ читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? (Булгаков).
  27. «Ни дать ни взять, копия с «Неутешного горя», копия с тебя_ Ерофеев», – сразу подумал я про себя и сразу про себя рассмеялся (Ерофеев).
  28. Он поставил их передо мной, раскрыл мой мешок со снадобьями и объявил, что будет пробовать на этих детях все снадобья подряд, пока не найдет нужное. Вот как был отравлен король_ дон Румата... (Стругацкие).
  29. Как счастлив я, что уехал! Бесценный друг_ что такое сердце человеческое? Я так люблю тебя: мы были неразлучны, а теперь расстались, и я радуюсь! (Гете).
  30. Четвертого дня прибыл я сюда_ любезный друг_ и, по обещанию, берусь за перо и пишу к тебе (Тургенев).
  31. – Ну_ брат Грушницкий_ жаль, что промахнулся! – сказал капитан… (Лермонтов).

Н.М. РУХЛЕНКО,
с. Орлик, Белгородская обл.

Предложения с обращениями. Стилистические функции обращений

11 класс

Цель урока : раскрыть роль обращений в речи, развивать логическое мышление и языковое чутье учащихся, способствовать развитию речи школьников.

ХОД УРОКА

Учитель . Всякое простое предложение – это синтаксическая цепочка членов предложения, иерархически упорядоченная на основе форм синтаксической связи. Помимо этих членов, в предложение могут быть введены компоненты, которые не включаются в синтаксическую цепочку. Отличительная черта этих компонентов – их ясная и резкая интонационная выделенность среди компонентов, составляющих синтаксическую цепочку. Предложения с компонентами, не включенными в синтаксическую цепочку членов предложения, называются осложненными. Осложнение осуществляется за счет введения компонентов с разными функциями. Сегодня мы поведем разговор об обращениях. Что же такое обращение? Вам предлагается несколько определений этого понятия. Какое из них является более точным? Обоснуйте свой выбор.

    Обращение – это существительное, одно или с зависимыми словами, называющее того, кому адресована речь.

    Обращение – это слово или сочетание слов, называющее лицо, реже предмет, которому адресована речь.

    Обращение – это слово (или группа слов), которое называет того, к кому обращена речь.

Ученик . Более точными являются 2-е и 3-е определения обращения. Первое определение неточно в том плане, что обращение может быть выражено не только именем существительным, но и другой частью речи.

Учитель . Запишите под диктовку следующие предложения и скажите, какое место в предложении может занимать обращение.

Друг мой, верьте мне, что не из тщеславия и не от избытка сознания стал я летописцем. (М.Пришвин) Прошла война. А ты все плачешь, мать. (А.Твардовский) Давно, друзья веселые, простились мы со школою, но каждый год мы в свой приходим класс. (М.Матусовкий)

Ученик . Обращение может находиться в начале, середине или в конце предложения.

Учитель . В устной речи для обращений характерны разные типы интонации. Как вы думаете, ребята, от чего это зависит? Прокомментируйте следующие примеры:

1) Ребята! Вперед, на вылазку, за мною! (А.Пушкин)
2) Летите прочь, воспоминанья! (А.Пушкин)
3) Мне, товарищи, некогда. (В.Панова)
4) Издатель славный! В этой книге я новым чувствам предаюсь, учусь постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь. (С.Есенин)
5) Словно перед непогодой, тяжело, друзья. (А.Яшин)
6) Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер! (В.Маяковский)
7) Стойте, сыны России, стойте насмерть... (В.Вишневский)

Ученик . Интонация, с которой произносится обращение, зависит от места обращения в предложении, его экспрессивности, степени распространенности. Особая звательная интонация присуща обращению, стоящему вне предложения (примеры 1, 4). Обращение в таких случаях произносится с усиленным ударением и более высоким тоном, после обращения отмечается пауза, на письме это обозначается восклицательным знаком. Обращение, стоящее в конце предложения, характеризуется ослабленной звательной интонацией (5-е предложение). Однако в конце восклицательных и вопросительных предложений обращение может иметь усиленное ударение (примеры 2, 6). В середине предложения (3-е предложение) обращение выделяется небольшими паузами, произносится быстро и низким тоном (интонация вводности), но может иметь и звательную интонацию (7-е предложение).

Учитель . В чем особенность следующих предложений:

1) Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время. (А.Пушкин)
2) Москва, Москва моя, Москва моя – красавица, несравненная, родимая земля. (С.Васильев)
3) Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было, мой брат по музе, по судьбе? (А.Пушкин)

Ученик . В первом и втором предложениях обращения следуют друг за другом, то есть являются однородными. В третьем предложении обращение разорвано другими членами предложения.

Учитель . Как произносятся обращения в 1-м и 2-м предложениях? С какой интонацией?

Ученик . Если в предложении несколько обращений следуют друг за другом, то они произносятся с интонацией перечисления, которая сочетается со звательной интонацией.

Учитель . Могут ли обращения давать оценочную характеристику, содержать экспрессивную окраску, выражать отношение говорящего к собеседнику? Свой ответ подкрепляйте примерами.

Ученик . Да, могут. Это достигается не только интонацией, но и использованием определенной лексики, определениями, суффиксами оценки, междометиями: Скажи, болван, чем ты оправдаешься? (Д.Фонвизин) ; Эх, Алешка, трудно тебе будет! (В.Аксенов) ; Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живем. (С.Щипачев) ; Чем же мне вас угостить, ребятушки?; Спасибо, моя родная земля, мой отчий дом, за все, что от жизни знаю, что в сердце ношу своем. (А.Твардовский) ; Эх ты, молодость, буйная молодость, удалая сорвиголова! (С.Есенин) ; – Ну, как же ты, голова садовая, не можешь запомнить? – начал он. (М.Исаковский) ; –Ах ты, рыжая бестолочь, что наделал! (В.Соколов)

Учитель . Какими частями речи выражаются обращения?

Ученик . Обращения обычно выражаются именами существительными в форме именительного падежа. В качестве обращений могут выступать имена прилагательные, причастия, числительные. Это субстантивированные слова.

Учитель . Даны предложения. Определите, какой частью речи выражены обращения, и внесите в таблицу соответствующие номера.

1) Цветите, юные! И здоровейте телом! (С.Есенин)
2) – Здорово, шестая! – послышался густой, спокойный голос полковника. (А.Куприн)
3) Уже перед утром стихли шумы погрузки, и негромкий голос сказал: – Уезжающие, садись. (В.Кетлинская)
4) Разве ты не хочешь, персиянка, увидать далекий синий край? (С.Есенин)
5) Дорогие, что со мною сталось? (А.Прокофьев)
6) Эй, стонущий, работай и не плачь, для мнительных работа – лучший врач. (Пословица)
7) Спящий в гробе, мирно спи, жизнью пользуйся, живущий. (В.Жуковский)

Прочитайте предложения: – Эй, там, в столовой! – донеслось с пристани. – Закругляйтесь. (В.Песков) ; Здравствуй, в белом сарафане из серебряной парчи! (П.Вяземский) Чем являются предложно-падежные формы в столовой и в белом сарафане из серебряной парчи ?

Ученик . Это обращения.

Учитель . Как эти формы называют лицо?

Ученик . По ситуативному признаку.

Учитель . Анализируем следующие предложения: – Цыц, ты! Она тебе больше не слуга... (М.Горький) ; Гомон стоял оглушительный. – Тише, вы! – крикнула Феня. (С.Антонов) ; – Ну, ты, шевелись, а то прикладом огрею. (Н.Островский)

Ученик . В данных предложениях обращения выражены местоимениями 2-го лица и имеют оттенок грубости или фамильярности. Эти обращения употребляются в разговорной речи.

Учитель . Обращениями служат собственные имена людей, названия лиц по степени родства, по положению в обществе, по профессии, занятию, должности, званию, по национальному или возрастному признаку, по взаимоотношениям людей и т.д.; названия или клички животных; названия предметов или явлений неживой природы; географические наименования и т.д. Подтвердите сказанное примерами. (Учащиеся приводят примеры, записывают их и объясняют знаки препинания.)
В роли обращений довольно часто выступают слова: брат, матушка, батюшка, братец и т.п. Сохраняют ли при этом данные слова свое основное лексическое значение? Или происходит его частичная утрата? Запишите следующие примеры: – Брат Григорий, ты грамотой свой разум просветил. (А.Пушкин) ; – Этого, брат, упускать нельзя, – бубнил дядя Коля скучным голосом, не глядя на племянника. (К.Федин)

Ученик . Слова-обращения брат, матушка, батюшка и т.п. имеют оттенок дружеского или фамильярного отношения, частично утрачивая при этом свое основное лексическое значение.

Учитель . О чем говорит пример: Братья писатели! В нашей судьбе что-то лежит роковое. (Н.Некрасов) ?
Как вы понимаете: обращение может быть распространенным и нераспространенным?

Ученик . Если при главном слове есть согласованное или несогласованное определение, приложение и т.д., то это обращение распространенное, а если нет, то нераспространенное.

Учитель . Сравните на этот счет следующие примеры: Люблю вас, липы областные, и вас люблю, дубы районные. (А.Вознесенский) ; Ты не пой, косарь, про широку степь! (А.Кольцов)

Ученик . В первом предложении два обращения: липы областные и дубы районные , оба они распространенные, во втором предложении обращение косарь , оно нераспространенное.

Учитель . Чем интересно предложение: Цвети, любимая Белгородчина, где так чтят традиции предков?

Ученик . При главном слове – обращении Белгородчина есть не только согласованное определение любимая , но и придаточное определительное предложение: где так чтят традиции предков .

Учитель . Итак, какова же основная функция обращения?

Ученик . Привлечь внимание, побудить собеседника слушать речь говорящего.

Учитель . Верно. А.М. Пешковский в книге «Русский синтаксис в научном освещении» отмечает, что часто обращение является «эстетическим или риторическим центром, вбирает в себя максимум мысли и чувства автора». Как вы понимаете эти слова?

Ученик . Обращение может быть сильным выразительным средством языка.

Учитель . Хорошо! Обратимся к строкам А.Твардовского: Мать-земля моя родная, сторона моя лесная. Приднепровский отчий край, здравствуй, сына привечай. Здравствуй, пестрая осинка, ранней осени краса, здравствуй, Ельня, здравствуй, Глинка, здравствуй, речка Лучеса.
Какой мощной выразительностью обладают обращения! Обращение является фигурой поэтического синтаксиса. Нередко авторы обращаются к неодушевленным предметам, к отсутствующим или предполагаемым лицам, что придает речи выразительность. Достижению экспрессии, эмоциональности в поэтических произведениях способствуют обращения-метафоры, обращения-метонимии, обращения-перифразы, обращения-иронии, обращения-повторения, риторические обращения, обращения-присловья, обращения фольклорные, обращения архаические. Запишите предложения, расставьте в них знаки препинания, определите виды обращений как фигур поэтического синтаксиса.

– Послушайте, кладбище законов, как вас называет генерал. (М.Горький) (Обращение-метафора – кладбище законов .)
– Куда лезешь, борода! Говорят тебе, никого не велено пускать. (Н.Гоголь) (Обращение-метонимия – борода .)
А вы, надменные потомки известной подлостью прославленных отцов... Таитесь вы под сению закона. (М.Лермонтов) (Обращение-перифраза – надменные потомки известной подлостью прославленных отцов .)
Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов) (Обращение-ирония – умная голова .)
О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями? (А.Пушкин) (Обращение-повторение – о поле, поле .)
Забушуй же, непогодушка, разгуляйся, Волга-матушка! (А.Кольцов) (Обращения риторические – непогодушка и Волга-матушка .)
– Батюшки, сватушки, выносите, святые угодники. (Н.Гоголь) (Обращения-присловья – батюшки, сватушки. )
Ты прости-прощай, сыр-дремучий бор, с летней волею, с зимней вьюгою! (А.Кольцов) (Обращение фольклорное – сыр-дремучий бор .)
– Двор мне, княже, твой не диво. (А.К. Толстой) (Обращение архаическое – княже .)
Осень моя, осень! Думка золотая! (В.Инбер) (Обращение-метонимия – думка золотая .)
Люблю тебя, Петра творенье... (А.Пушкин) (Обращение-перифраза – Петра творенье .)
Прощай, с глазами синими, тебя я не виню. Я цену настоящую давно узнал огню. (И.Грудев) (Обращение-метафора – с глазами синими .)
Друзья! Друзья! Какой раскол в стране, какая грусть в кипении веселом! (С.Есенин) (Обращение-повторение – Друзья! Друзья! )
Расступитесь, леса темные; разойдитесь, реки быстрые; запылись ты, путь-дороженька; дай мне вестку, моя пташечка! (А.Кольцов) (Обращения фольклорные – леса темные, реки быстрые, путь-дороженька, моя пташечка. )
– А побойся ты Бога, человече! – закричал ему Дыма. (В.Короленко) (Обращение архаическое – человече .)

Заметьте, ребята, архаические обращения служат целям стилизации, речевой характеристики персонажей.
Как вы думаете, благодаря чему достигается экспрессия в следующих предложениях?
Здравствуй, здравствуй, любушка, любушка-голубушка! Здравствуй, зоренька-заря, свет, блеснувший за моря, здравствуй, небывалая, здравствуй, губы алые! (А.Прокофьев)
Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая. (М.Исаковский)

Ученик . Экспрессию речи в данных предложениях придает употребление нескольких обращений к одному лицу.

Учитель . Как известно, обращения – неотъемлемая черта разговорной речи. Если так, то в какие предложения по цели высказывания обращения вводятся особенно часто?

Ученик . Обращения особенно часто вводятся в побудительные и вопросительные предложения, эти предложения по самой своей сути требуют обозначения конкретного адресата, способного выполнить побуждение или ответить на вопрос: – Мама, испеки, пожалуйста, пирог! – Надя, ты сходишь за хлебом? – Хорошо, мама, схожу. – Петя, у тебя сегодня сколько уроков? Вполне понятно, что обращение в этой своей прямой, основной функции широко представлено в языке художественной литературы в диалогах персонажей.

Учитель . Хорошо, верно! Ребята, при подготовке к сегодняшнему уроку вам было дано задание понаблюдать за разговорной речью окружающих. Не заметили ли вы какие-то особые формы обращений? Что это за формы?

Ученик . Да, в разговорной речи существуют особые формы обращений. Это так называемый усеченный именительный падеж существительного, например: мам, Петь, Вань, Валь . Эти обращения передают близость отношений между говорящими. Для разговорной, непринужденной речи характерны обращения, образованные повторением одного и того же слова, причем второе слово присоединяется к первому с помощью частицы а : мама, а мам; Оля, а Оля .

Учитель . В языке художественной литературы, особенно в поэтических текстах, обычны обращения к неодушевленным предметам. С какой целью это делается?

Ученик . Такие обращения, часто весьма распространенные, – особый поэтический прием. Это – один из способов олицетворения.

Учитель . Запишите под диктовку предложения и расставьте знаки препинания.

Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу. (С.Есенин)
Звезды милой Родины, звезды золотые, как вы ярко светите в сумерки густые. (М.Матусовский)
Прощай, лето, прощайте, раки, рыба, остроносые челноки, прощай, лень, прощай, голубенький костюмчик. (А.Чехов)
О Волга!.. Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (Н.Некрасов)
Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия. (А.Пушкин)
Теперь прощай, столица, прощай, весна моя. Уже по мне томится карельская земля. (А.Ахматова)
Волга, матушка Волга, вечная, как материя, раздольная, как свобода, неиссякаемая, как время. (М.Чудакова)
Фонтан любви, фонтан живой! Принес я в дар тебе две розы. (А.Пушкин)

Как вы думаете, может ли грамматическая форма обращения оказывать влияние на форму выражения сказуемого? Проанализируйте предложения:

Откуда ты явилось, прелестное дитя?
Откуда ты явился, прелестный мальчик?
Откуда ты явилась, прелестная девочка?

Ученик . Обращения находятся вне грамматической связи (сочинительной и подчинительной) с членами предложения, то есть не являются членами предложения. Данные предложения свидетельствуют о том, что в некоторых случаях грамматическая форма обращения оказывает влияние на форму выражения сказуемого, что создает необычную связь согласования. Форма среднего рода сказуемого при подлежащем ты не может быть объяснена соответствием с реальным полом собеседника, а является следствием своеобразного «согласования» с обращением дитя .

Учитель . Запишите и проанализируйте следующие предложения:

Ленинград, ты был символом мужества и стойкости в годы Великой Отечественной войны. Москва, ты всегда была в наших сердцах в дни опасности.

Ученик . В данных предложениях форма глагола-сказуемого объясняется родом обращения-существительного: Ленинград – м.р. и был – м.р., Москва – ж.р. и была – ж.р.

Учитель . Проведем закрепление изученного. Учащимся предлагается ответить на вопросы:

1) Что такое обращение? Какова роль обращений в речи?
2) Какими частями речи выражаются обращения? Ответ подкрепите примерами.
3) Какие типы интонации характерны для обращений? Приведите примеры.
4) Приведите примеры распространенных и нераспространенных обращений.
5) Докажите на конкретных примерах, что обращение является фигурой поэтического синтаксиса.
6) Расскажите о знаках препинания при обращениях.

Затем учитель вместе с детьми подводит итог урока, выставляет оценки.

Задание на дом . Проведите исследование на тему: «Обращения в русских народных пословицах».

Литература

1. Касаткин Л.Л., Крысин Л.П., Львов М.Р., Терехова Т.Г. Русский язык / Под ред. Л.Ю. Максимова. М.: Просвещение, 1989.

2. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1976.

3. Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. М.: Высшая школа, 1976.

В русском языке существует масса правил, облегчающих работу с правописанием. Одни из них связаны с грамотным написанием букв, другие - со знаками препинания. Сегодня же мы рассмотрим такое понятие, как предложение с обращением. Что такое обращение? Как оно выделяется? Как сочетается с другими словами в предложении?

Общее понятие об обращении

Обращение представляет собой либо одиночное слово, либо группу слов, которые указывают на того субъекта, к которому обращена речь в тексте. Например: «Полина, подай мне к чаю пудинг и чашку чаю».

Как правило, предложение с обращением выделяется интонацией. Если вы прочтете такое, то сразу поймете, кому оно адресовано. К примеру: «Иван Карлович, у вас клюет. Скорее вытаскивайте удочку».

Если говорить более детально, то в устной речи обращение обычно выделяется повышением и понижением голоса. То есть если в качестве обращения выступает одно слово, то на его первый слог приходится повышение голоса, а на последующий - его понижение. Если обращение представлено несколькими словами, то повышение голоса осуществляется на первом из них, а на последнем - голос понижается.

Где может стоять в предложении обращение?

Обращение всегда стоит в именительном падеже и является именем существительным. Если говорить о его положении в тексте, то оно может стоять в предложении:

  • в начале;
  • в середине;
  • в конце.

Где стоит обращение: примеры

Например: «Светлана, ваши пироги, похоже, подгорели. У вас на кухне что-то дымится». Данное предложение с обращением наглядно показывает, что обращение - «Светлана» - стоит в самом начале фразы.

Еще один пример: «Послушайте, Алексей Кондратьевич, в сегодняшней прессе есть статья о вас». Как видно из этого предложения, обращение расположено в центре высказывания. В данном случае обращением будет «Алексей Кондратьевич».

Например: «Как поздно ты сказал мне об экзамене, Славик. Я совсем не успею к нему подготовиться». Это предложение с обращением (словом "Славик"), как видите, стоит в самом конце.

Как выделяется обращение в предложении?

Как становится понятно из примеров, обращения выделяются знаками препинания. При этом, если оно стоит вначале и спокойно произносится, то с одной стороны выделяется запятой (знак препинания ставится после обращения). Если же оно имеет похожее расположение, но произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак. К примеру: «Друзья! Мы рады вам сообщить приятную новость. С завтрашнего дня у нас будет по два выходных на неделе».

Обратите внимание на то, что после того как «Друзья!» выделяются восклицательным знаком, следующее слово начинается с большой буквы.

Если же обращение стоит в середине фразы или предложения, оно выделяется с обеих сторон запятыми. Предыдущее предложение с обращением («Послушайте, Алексей Кондратьевич…») наглядно это демонстрирует.

Обращение, стоящее в конце предложения, выделяется запятой только с одной стороны. В данном случае запятая ставится перед обращением.

С какой целью используется обращение в тесте?

Обычно предложения с обращениями используются для привлечения внимания того или иного лица. Кроме этого, именно с помощью обращения можно продемонстрировать отношение к какому-либо человеку. К примеру: «Милая, обрати внимание! Я хожу под окном уже второй час. Открой двери».

В литературе часто при помощи обращения можно обратиться к неодушевленному предмету. Например: «Скажи мне ветер, разве можно испытывать нужду в общении и в любви?»

Иногда встречаются интересные предложения с обращениями. В частности, речь идет о предложениях, в которых используется не одно, а сразу несколько обращений. К примеру, «Давайте-ка, душенька моя, Мартын Петрович, найдем место для ночлега на сегодня».

Обращение само по себе не является членом предложения, зато оно может иметь зависимые от себя слова. К примеру: «Дорогой мой друг и преданный делу товарищ! От твоего решения сегодня зависит многое». При этом в первой части текста (до восклицательного знака) мы видим обращение «Друг и товарищ», которое окаймлено дополнительными словами.

Обращение может относиться как к одному, так и сразу к нескольким субъектам. В таких случаях между данными обращениями ставится «и». Например: «Коля и Игорь, сегодня ваша очередь дежурить в классе. Уберите мусор и вытрите пыль с книжных полок». В данном случае обращение - это «Коля и Игорь».

Помимо этого, в одном и том же предложении обращения могут повторяться. Например: «Лена, Лена, как тебе не стыдно?!»

Часто перед обращением можно увидеть междометную частицу «о». Например: «Не стоит отчаиваться, о други. Все наладится!»

Как обособляются в деловых письмах предложения с обращением: примеры

При составлении деловой документации также используются обращения. Как правило, они записываются отдельно от остального текста и выделяются восклицательным знаком. К примеру:

Уважаемые пользователи интернет-провайдера «ХХХ»!

Компания ООО «ХХХ» напоминает о том, что с 20.07.2015 по 21.07.2015 проводит профилактические работы. В связи с этим Интернет работать не будет.

При этом обратите внимание на то, что в состав нашего обращения уже входит слово «уважаемые», следовательно, оно запятыми не выделяется. Другой пример:

Здравствуйте, уважаемый абонент!

Фирма «УУУ» рада вам сообщить, что оплатить наши услуги без комиссии теперь можно в вашем личном кабинете.

В данном примере можно увидеть, что в роли обращения выступает «уважаемый абонент». В этом случае «здравствуйте» не входит в состав обращения. Оно является ярким сказуемым и поэтому выделяется при помощи запятой. Подобные предложения с обращением (примеры вы можете увидеть в нашей статье) наглядно демонстрируют месторасположение обращений в деловых письмах.

Как пишутся обращения с вводными словами?

Вводные слова - это предложения или словосочетания, вносящие в текст особый оттенок модальности. При этом они относятся либо к определенным членам предложения, либо к предложению в целом. Кроме того, водные слова могут передавать неуверенность и уверенность, а также другие чувства (радости или грусти, восхищения). Пример вводных слов: «Мы, безусловно, выполним обещание о повышении вашей заработной платы в следующем месяце».

Вводные слова, которые выделяются запятыми, могут употребляться в предложениях вместе с обращениями. Вот один из примеров предложения с обращениями, вводными словами:

Кажется, Иван Петрович, в данном случае вы совершенно не владеете вопросом. Нам придется обратиться к более знающему человеку.

В этом примере в роли вводного слова выступает «кажется», обращение же здесь - «Иван Петрович». При этом вводное слово стоит в начале предложения и, следовательно, выделяется запятой с одной стороны. Вторая же по счету запятая в этом тексте относится к нашему обращению.

Вот еще пример, где вводное слово стоит в начале, а обращение - в середине:

Похоже, ваша партия проиграна, дорогой друг.

Примеры того, что могут передавать вводные слова:

Как чувствует себя обращение в соседстве с междометиями?

В русском языке встречаются предложения с обращениями и междометиями. Напомним, что междометия представляют собой определенную часть речи, служащую для наделения выражений и предложений какими-либо эмоциями. К междометиям можно отнести такие краткие слова, как: «Ой!», «Ах!», «Батюшки!», «Ай!» - и другие.

Если вместе с междометием в предложении стоит обращение, то первое выделяется восклицательным знаком, а второе - запятой или запятыми. Например: «Увы! Иван, Макарович, ваше письмо еще вчера передали с посыльным».

Если же в предложении встречается междометие «о» и оно стоит перед обращением, то восклицательный знак не ставится. Например: «О, боги, разве можно так тратить кровно заработанные?!»

Кроме того, часто обращение может стоять рядом с междометием и тогда между ними запятая и восклицательный знак не ставятся. Например: «Эх вы, а я был о вас лучшего мнения».

В заключение скажем, что обращение придает предложению особое звучание. Оно прекрасно сочетается как с себе подобными, так и другими частями речи. Теперь вы знаете, как пишутся предложения с обращениями и вводными словами, а также с междометиями.

Обращение - это слово или словосочетание, называющее лицо (реже - предмет), к которому обращена речь.

1. Обращение может выражаться однословно и неоднословно.

Однословное обращение бывает выражено существительным или любой частью речи в функции существительного в именительного падежа, неоднословное обращение может включать зависимые от этого существительного слова или междометие о:

Например:

Дорогая внучка , почему ты мне стала редко звонить?

Ожидающие рейс из Сочи , пройдите в зону прилета.

Опять я ваш, о юные друзья ! (название элегии А. С. Пушкина).

2. Обращение может быть выражено существительным, стоящим в форме косвенного падежа, если оно обозначает признак предмета или лица, к которому обращена речь.

Например: Эй, в шляпе , вы крайний?

Обращения могут быть выражены особыми, описательными оборотами, которые выделяются как обычные обращения-наименования: – Эй, на шаланде ! – сказал Рег (Грин); – Эй, кто там покрепче , давай сюда, к воротам (П. Капица).

3. Личные местоимения ты и вы, как правило, не выступают в роли обращений: они выполняют функцию подлежащего, если при них имеются глаголы-сказуемые.

Например: Если вы, читатель , любите осень, то знаете, что осенью вода в реках приобретает от холода яркий синий цвет (Пауст.) – обращением является читатель , а местоимение вы сочетается с глаголом вы любите .

Местоимения ты , вы могут принимать функцию обращения в следующих случаях:

а) в конструкциях с обособленным определением или определительной придаточной частью: Вы, третья с краю , с копной на лбу, я вас не знаю. Я вас – люблю! (Возн.); Вы , чьи широкие шинели напоминали паруса, чьи шпоры весело звенели и голоса, и чьи глаза, как бриллианты, на сердце оставляли след, – очаровательные франты минувших лет (Цв.);

б) при самостоятельном употреблении, обычно с междометиями эй, ну, эх и др.: Эх, вы, бабы, бабы ! Садовые у вас головы (Крут.); – Эх, вы ! И не противно вам сидеть рядом с Чебухайкой? – бросает он на ходу (Крут.); Цыц, ты ! Она тебе больше не слуга (М. Г.); – У него голова болит, – с сердцем посочувствовал Баев. – Эх-х... вы. Жители ! (Шукш.);

в) в составе других обращений: Милый друг ты мой , не стыдись... (Фад.); Милая ты моя (Шукш.).

Обращение грамматически не связано с предложением, не является членом предложения.

Знаки препинания при обращениях

1. Обращения обычно выделяются (или отделяются) запятыми, а при особой эмоциональной нагрузке – восклицательным знаком, стоящим после обращения.

Например: Поздравляю, товарищи , с благополучным прибытием (Пауст.)

– Не ходи, Володя , – проговорил Родион (Ч.).

Прощай же, пора, моя радость ! Я спрыгну сейчас, проводник (Паст.). Стихни, ветер . Не лай, водяное стекло (Ес.). Прозрейте, товарищ зрячий , у озера в стоке вод (Возн.).

Звательная интонация усиливается, если обращение помещается в конце предложения.

Например:

– Здравствуйте, братцы ! - сказал он (Ч.);

Прощай, пора окраин ! Жизнь – смена пепелищ (Возн.).

2. Несколько обращений разделяются запятыми или восклицательными знаками.

Например: «Милая моя, дорогая, мучение мое, тоска моя », – прочитала она (Ч.); Прощай, мое счастье, мое недолгое счастье ! (Купр.); Пролетарий! Бедный брат. .. Когда ты получишь сие письмо, я уже буду на отлете (Ч.).

Обращения, соединенные союзом и , не разделяются запятой.

Например: Рыдайте, кабацкие скрипки и арфы (Возн).

3. Если после обращения имеется определение или приложение, то оно обособляется; такое определение воспринимается как второе обращение.

Например: Дедушка, миленький , где же ты был ? (Расп.);Миллер, голубчик, встаньте. На берегу огни ! (Пауст.).

4. Части расчлененного обращения выделяются отдельно, каждая сама по себе.

Например: Услышь меня, хорошая , услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая ! (Ис.); О, пренебрегнутые мои , благодарю и целую вас, руки Родины, робости, дружбы, семьи (Паст.).

5. Если обращение заканчивает вопросительное предложение, то после него ставится вопросительный знак.

Например: Слышите, Дмитрий Петрович ? Я приеду к вам в Москву (Ч.); Когда же наконец будет Кара-Ада, капитан ? (Пауст.); Что с вами, синий свитерок ? (Возн.); Ты молилась ли на ночь, береза ? Вы молились ли на ночь, запрокинутые озера Сенеж, Свитязь и Нарочь ? Вы молились ли на ночь, соборы Покрова и Успенья ? (Возн.).

6. Частицы о, ах, а и др., стоящие перед обращениями, от них не отделяются.

Например: О мой милый , мой нежный, прекрасный сад ! (Ч.).

– Прош , а Прош !– позвал Прохор Абрамович (Плат.).

Ах Надя, Наденька , мы были б счастливы... (Ок.).

О вихрь , общупай все глуби и дупла (Паст.).

О грозди возмездья ! Взвил залпом на Запад – я пепел незваного гостя! (Возн.).

О юность, феникс, дурочка , весь в пламени диплом! (Возн.).

О любимые сердцем обманы, заблужденья младенческих лет ! В день, когда зеленеют поляны, мне от вас избавления нет (Забол.).

7. Если же перед обращением оказывается междометие (в отличие от частицы оно акцентируется), то оно отделяется запятой или восклицательным знаком.

Например:

– Ах, милая Надя , – начал Саша свой обычный послеобеденный разговор (Ч.);

– Эй, три осьмушки под резьбу, иди возьми болт! – С того дня Захара Павловича звали прозвищем «Три Осьмушки под Резьбу» (Плат.). В качестве междометия может выступать и слово о (в значении ах ): О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств (Ес.).

Междометие (как призыв к вниманию) может и само выступать в качестве обращения.

Например: Эй , берегись! Устроишь замыкание! (Возн.).

– Эй , поосторожней там! – крикнул Степаха (Крут.).

Куда? Ты что? Эй! (Шукш.).

8. После обращения, представляющего собой отдельное вокативное предложение (Предложение-обращение, т. е. односоставное предложение, в котором главным и единственным членом является название лица - адресата речи), ставится многоточие или восклицательный знак – одиночный или в сочетании с многоточием.

Например: – Миллер ! – прошептал Шацкий (Пауст.); Аня, Аня! (Ч.); – Петь !.. – Лялька опять в окне (Шукш.);

– Мать... А мать ! – позвал он старуху свою (Шукш.); – Братишки ... – сказал он тихо, и голос его сорвался (Пауст.).