Что развивает вычисление в уме. Устный счет

Как бы стыдно мне не было, но к своим 30 годам я поняла, что очень плохо считаю в уме элементарные числа и трачу на это много времени. Этот недостаток я решила исправить и нашла на просторах интернета инструменты, которые помогли мне научиться считать в уме.

В арифметике существуют ключевые закономерности, которые необходимо довести до автоматизма.

Вычитание 7,8,9 Чтобы вычесть 9 из любого числа, нужно вычесть из него 10 и прибавить 1. Чтобы вычесть из любого числа 8, нужно вычесть из него 10 и прибавить 2. Чтобы вычесть 7 из любого числа, нужно вычесть из него 10 и прибавить 3. Если обычно вы считаете по другому, то для лучшего результата вам нужно привыкнуть к этому новому способу.

Умножение на 9. Быстро умножить любое число на 9 можно следующим образом: сначала умножьте это число на 10 (просто добавьте 0 в конце), а затем вычтите из результата само число. Например 89*9=890-89=801. Эту операцию необходимо довести до автоматизма.

Умножение на 2. Для устного счета очень важно уметь быстро умножать любое число на 2. Для умножения на 2 не круглых чисел попробуйте округлить их до ближайших более удобных. Так 139*2 проще считать, если сначала умножить 140*2 (140*2=280). а потом вычесть 1*2=2 (именно 1 нужно прибавить к 139, чтобы получить 140) Итого: 140*2-1*2=278

Деление на 2. Для устного счета также важно уметь быстро делить любое число на 2. Несмотря на то, что многим умножение и деление на 2 дается достаточно просто, в сложных случаях также пытайтесь округлять числа. Например, чтобы разделить 198 на 2, нужно сначала разделить 200 (это 198+2) на 2 и отнять 1 (1 мы получили, разделив прибавленные 2 на 2) Итого: 198/2=200/2-2/2=100-1=99.

Деление и умножение на 4 и 8. Деление (или умножение) на 4 и 8 являются двукратным или трехкратным делением (или умножением) на 2. Производить эти операции удобно последовательно. Например, 46*4=46*2*2=922*2=184

Умножение на 5. Умножать на 5 очень просто. Умножение на 5 и деление на 2 - это практически одно и то же. Так 88*5=440, а 88/2=44, поэтому всегда умножайте число на 5, поделив число на 2 и умножив его на 10.

Умножение на однозначные числа. Чтобы быстро считать в уме, полезно уметь умножать двузначные и трехзначные числа на однозначные. Для этого нужно умножать дву- или трехзначное чило поразрядно. Например, умножим 83*7. Для этого сначала умножим 8 на 7 (и допишем 0, так как 8 - разряд десятков) и прибавим к этому числу произведение 3 и 7. Таким образом, 83*7=80*7+3*7=560+21=581. Возьмем более сложный пример 236*3. Итак, умножаем сложное число на 3 поразрядно: 200*3+30*3+6*3=600+90+18=708.

Определение диапазонов. Чтобы не запутаться в алгоритмах и по ошибке выдать совсем неверный ответ, важно уметь строить примерный диапазон ответов. Так умножение однозначных чисел друг на друга, может дать результат не более 90 (9*9=81), двузначных - не более 10 000 (99*99 =9801), Трехзначных не более - 1 000 000 (999*999=998001)

Деление 1000 на 2,4,8,16.И наконец, полезно знать деление чисел, кратных 10 на числа, кратные двум: 100=2*500=4*250=8*125=16*62,5

В последнее время в России начинает набирать популярность новая для нашей страны методика развития интеллекта. Вместо привычных всем секций по шахматам родители отдают своих детей в школы ментальной арифметики. Как малышей учат считать в уме, сколько стоят такие занятия и что о них говорят специалисты - в материале «АиФ-Волгоград».

Что такое ментальная арифметика?

Ментальная арифметика представляет собой японскую методику развития интеллектуальных способностей ребенка с помощью вычислений на специальных счетах «соробан», которые иногда называют «абакус».

«Производя действия с числами в уме, дети представляют себе эти счеты и за доли секунды ментально складывают, вычитают, умножают и делят любые числа - хоть трехзначные, хоть шестизначные», - говорит Наталья Чаплиёва, педагог волжского клуба , в котором обучают детей по этой методике.

По ее словам, когда дети только учатся всем этим действиям, то считают цифры непосредственно на соробане, перебирая пальцами косточки. Потом они постепенно переходят со счет на «ментальную карту» - картинку, изображающую их. На этом этапе обучения они перестают трогать абакус и начинают представлять в уме, как они передвигают косточки на нем. Затем, дети перестают пользоваться и ментальной картой, начиная полностью визуализировать себе соробан.

Счеты соробан. Фото: АиФ/ Евгений Строкань

«Мы набираем в группы детей от 4 до 12 лет. В этом возрасте мозг наиболее пластичен, ребенок впитывает информацию, как губка, и поэтому легко осваивает методику обучения. Взрослому человеку научиться ментальному счету намного сложнее», - говорит Екатерина Григорьева, педагог клуба ментальной арифметики.

Сколько это стоит?

Абакус имеет прямоугольную раму, которая содержит 23-31 спицу, на каждой из которых нанизано по 5 косточек, разделенных поперечной перекладиной. Над нею находится одна костяшка, которая обозначает «пятерку», а под нею - 4 костяшки, обозначающие единицы.

Передвигать косточки необходимо только двумя пальцами - большим и указательным. Счет на соробане начинается с самой первой спицы справа. Она обозначает единицы. Находящаяся слева от нее спица - десятки, следующая за ней - сотни и т.д.

Соробан в обычных магазинах не продается. Купить такие счеты можно в интернете. В зависимости от количества спиц и материала цена соробана может колебаться от 170 до 1 000 рублей.

На первом этапе дети занимаются со счетами. Фото: АиФ/ Евгений Строкань

Если вы совсем не хотите тратиться на счеты, то можете скачать для телефона бесплатное приложение - онлайн-тренажер, имитирующий абакус.

Занятия ментальной арифметикой для детей в Волгограде стоят около 500-600 рублей в час. Можно купить абонемент на 8 занятий за 4 000 рублей и 16 занятий за 7 200 рублей. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Счеты, ментальные карты и тетради волжская школа выдает детям бесплатно, их ученики могут забирать домой. По окончании курса ребенок может оставить себе соробан на память.

Обучаться ментальной арифметике детям приходится примерно 1-2 года в зависимости от способностей.

Задания для обучающихся. Фото: АиФ/ Евгений Строкань

Если у вас нет денег на занятия в специальной школе, то можно попытаться поискать видео-уроки на YouTube. Правда, часть из них выложена на сайте организациями, предоставляющими уроки за деньги в целях саморекламы. Их ролики совсем коротенькие - продолжительностью 3 минуты. С помощью них можно обучиться азам ментальной арифметики, но не более того.

Что об этом говорят эксперты?

Педагоги, проводящие занятия ментальной арифметикой, уверенны, что обучение стоит потраченных на него средств.

«Ментальная арифметика хорошо развивает воображение, творческую жилку ребенка, его мышление, память, мелкую моторику, внимательность, усидчивость. Занятия ею направлены на то, чтобы у ребенка одновременно развивались оба полушария, что очень важно, ведь традиционная подготовка ребенка к школе развивает только правое полушарие мозга», - считает педагог Наталья Чаплиёва .

Психолог Наталья Орешкина считает, что в случае с детьми 4-5 лет, занятия ментальной арифметикой будут эффективны только в том случае, если будут проходить в игровой форме.

«Дети этого возраста вообще с трудом могут концентрироваться на такое время, если только речь идет не о просмотре мультика, - говорит эксперт. - Но если занятие будет построено в игровой форме, если дети будут заниматься на счетах, что-то разукрашивать, то они усвоят знания будучи при этом в естественной для себя среде - в игре. Кроме того, детям не должно быть тяжело, не надо превышать допустимый уровень нагрузки. Например, для 4-леток занятия должны идти не более 30 минут. Могу сказать, что ментальная арифметика для детей - это очень интересно. Но если ребенок в чем-то отстает от своих сверстников, то для него такие занятия будут слишком тяжелыми. Если у ребенка нет внутреннего ресурса для занятий, то это будет бесполезная трата времени, сил и денег».

В век современных технологий с множеством прогрессивных гаджетов счет в уме все-таки не потерял своей актуальности. Сегодня уже далеко не редкость, когда, чтобы сложить или умножить простейшие числа, человек тянется за телефоном или калькулятором, чтобы особо не напрягаться. И это совершенно неправильно!

Регулярные упражнения ума, а счет туда, как известно, тоже входит, повышают сообразительность и уровень интеллекта человека, что, в дальнейшем, влияет на всю его жизнь. Такие люди намного быстрее ориентируются в различных ситуациях, как минимум, их сложнее обсчитать в магазине или на рынке, что уже является приятным бонусом такой способности.

Надо сказать, что люди, которые умеют считать быстро в уме, необязательно какие-то гении или обладатели особых способностей, все дело в годах практики, а также знания некоторых хитрых приемов, о которых мы поговорим позже. Часто и остро встает такой вопрос, когда нужно научить считать школьника: как замечают родители, в уме ребенок считать не умеет, а вот на бумаге – вполне, пожалуйста.

Если возраст совсем юный, то и на бумаге могут возникнуть проблемы, так как научиться быстро считать в уме? Все зависит от возраста: недаром говорят, что всему свое время, именно в детском возрасте очень важно развивать навыки правильного и быстрого счета.

Как научить ребенка?

Многие родители задаются вопросом, с какого возраста нужно начинать обучать счету? Чем раньше, тем лучше! Обычно первый интерес проявляется у детей в возрасте 5-6 лет, а иногда и раньше, главное не упустить и начать развивать. Считайте все, что придет вам в голову – птичек на ветке, машины на стоянке, люди на лавке или цветочки в грядке. Считать можно любимые игрушки, обязательно обзаведитесь развивающими наборами кубиков с цифрами, переставляйте, проводите первые операции сложения и вычитания на зрительном примере.

Вообще в детском возрасте все должно напоминать игру: например, есть замечательная развивайка «гномики в домике». Придумайте картонную коробку – это будет домик. Возьмите несколько кубиков – объясните ребенку, что это гномики. Поместите в домик одного гномика и скажите – «в домик пришел один гномик». Теперь у ребенка нужно спросить, если в гости к гномику придет еще один, то, сколько теперь гномиков окажется в домике?

Не ждите правильных ответов сразу, но, как только услышите правильный – разместите нужное количество кубиков в коробке, чтобы ребенок не только в уме, но и зрительно видел реальный результат действия. Это и есть первые способы, как развивать в ребенке умения считать в уме.

Как научиться считать в уме в старшем возрасте?

Школьников и взрослых людей уже, конечно, играми не заманишь, да и в этом нет нужды. В старшем возрасте главное – это практика. Чем больше человек будет упражняться, тем легче ему будет выдавать правильные ответы. Второй момент – это идеальное знание таблицы умножения наизусть.

Может вам покажется, что это глупый совет, кто не знает простейшей таблицы? Поверьте, бывает всякое. И третье – забудьте о существовании вспомогательных гаджетов, их можно использовать лишь для проверки полученных результатов.

Невозможно научиться быстро считать в уме по велению волшебной палочки, все-таки придется потрудиться: как минимум, запомнить специальные формулы, которые существенно упрощают такой счет. Во-вторых, научитесь концентрировать свое внимание: ведь при подсчетах придется держать в уме сложные числа, а также их комбинации.

Умножаем на 11

Существует несколько вариантов, как быстро и просто умножить число на 11. Итак, первый способ сразу покажем на примере:

На первом этапе нужно сложить цифры первого множителя, то есть 6+3=9. Следующий шаг – помещаем полученный результат между первым и последним числом множителя, то есть 6(9)3. Вот и результат!

Способ № 2. Разберемся на других числах:

На первом этапе мы снова складываем составляющие множителя: 6+9=15. Что делать, если результат получился двузначный? Все просто: единицу переносим налево, (6+1)_по центру оставляем 5_и дописываем 9. В результате формулы выходит: 7_5_9=759.

Умножаем на 5

Таблица умножения «на 5» запоминается просто, но вот когда дело доходит до сложных чисел, то считать уже не так просто. И здесь есть свой прием: любое число, которое вы хотите умножить на пять, просто поделите пополам. К полученному результату допишите ноль, если же в результате деления получилось дробное число, то просто уберите запятую. Это всегда работает, убедитесь на примере:

Разбираем: 4568/2=2284

К 2284 дописываем 0 и получаем 22840. Не верите, проверьте сами!

Умножаем два сложных числа

Если вам нужно умножить в уме два сложных числа, причем одно из которых четное, то вы можете также воспользоваться интересной формулой:

48×125 это все равно, что:

24×250 это все равно, что:

12×500 это все равно, что:

Складываем в уме сложные натуральные числа

Здесь действует одной интересное правило: если одно из слагаемых увеличить на какое-то число, то это же число нужно вычесть из полученного результата. Например:

550+348=(550+348+2)-2=(550+350)-2=898

Таких приемов и интересных формул, существенно упрощающих счет в уме, очень много, если это вас заинтересует, то множество примеров всегда можно найти на просторах интернета. Но, чтобы действительно добиться результатов, очень важно много практиковаться, поэтому примеры вам в помощь!

«Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит» - говорил Михаил Ломоносов. Умение считать в уме остается полезным навыком и для современного человека, несмотря на то, что он владеет всевозможными устройствами, способными считать за него. Возможность обходиться без специальных девайсов и в нужный момент оперативно решить поставленную арифметическую задачу - это не единственное применение данного навыка. Помимо утилитарного назначения, приемы устного счета позволят вам научиться организовывать себя в различных жизненных ситуациях. Кроме того, умение считать в уме, несомненно, положительно скажется на имидже ваших интеллектуальных способностей и выделит вас среди окружающих «гуманитариев».

Тренировка устного счета

Есть люди, которые умеют совершать несложные арифметические операции в уме. Умножить двузначное число на однозначное, умножать в пределах 20, перемножить два небольших двузначных числа и т.д. - все эти действия они могут производить в уме и достаточно быстро, быстрее среднего человека. Часто этот навык оправдан необходимостью постоянного практического использования. Как правило, люди, которые хорошо считают в уме, имеют математическое образование или, по крайней мере, опыт решения многочисленных арифметических задач.

Несомненно, опыт и тренировка играет важнейшую роль в развитии любых способностей. Но навык устного счета не опирается на один лишь опыт. Это доказывают люди, которые, в отличие от вышеописанных, способны считать в уме гораздо более сложные примеры. Например, такие люди могут умножать и делить трехзначные числа, совершать сложные арифметические операции, которые не каждый человек и в столбик сможет посчитать.

Что же необходимо знать и уметь обычному человеку, чтобы овладеть такой феноменальной способностью? На сегодняшний день существуют различные методики, помогающие научиться быстро считать в уме. Изучив многие подходы к обучению навыку считать устно, можно выделить 3 основных составляющих данного навыка:

1. Способности. Способность концентрировать внимание и умение удерживать в краткосрочной памяти несколько вещей одновременно. Предрасположенность к математике и логическому мышлению.

2. Алгоритмы. Знание специальных алгоритмов и умение оперативно подобрать нужный, максимально эффективный алгоритм в каждой конкретной ситуации.

3. Тренировка и опыт , значение которых для любого навыка никто не отменял. Постоянные тренировки и постепенное усложнение решаемых задач и упражнения позволят вам улучшить скорость и качество устного счета.

Нужно отметить, что третий фактор имеет ключевое значение. Не обладая необходимым опытом, вы не сможете удивить окружающих быстрым счетом, даже если вы знаете самый удобный алгоритм. Однако не стоит недооценивать важность первых двух составляющих, поскольку имея в своем арсенале способности и набор нужных алгоритмов, вы сможете «переплюнуть» даже самого опытного «счетовода», при условии, что вы тренировались одинаковое время.

Уроки на сайте

Уроки устного счета, представленные на сайте, направлены именно на развитие этих трех составляющих. В первом уроке рассказано, как развить в себе предрасположенность к математике и арифметике, а также описаны основы счета и логики. Затем дан ряд уроков по специальным алгоритмам для совершения различных арифметических операций в уме. И наконец, в данном тренинге представлены дополнительные материалы, помогающие тренировать и развивать умение считать устно, для того, чтобы суметь применить свой талант и свои знания в жизни.

Очень мало людей умеют быстро считать. Подавляющее большинство взрослых людей подсчитывают необходимые расходы с помощью калькулятора. Из-за того, что большинство людей не умеет считать в уме, их обманывают в магазинах при выдаче сдачи. Сегодня мы будем вас учить быстрому счету в уме. Научившись это делать, вы также сможете обучить своего ребёнка этому навыку.

Что необходимо развивать, чтобы быстро считать

Несмотря на то что почти все люди считают с калькулятором, находятся редкие кадры, которые способны посчитать в уме. Как правило, на это способен один человек из класса, или даже из параллели. Людей, которые без проблем считают в уме, очень мало. Однако, это не значит, что они гении, и наделены сверхспособностями . Эти люди просто способны делать следующее:

  1. Концентрировать внимание сразу на нескольких вещах. Благодаря этому, они могут с лёгкостью перемножать двузначные и трехзначные числа.
  2. Оперировать с маленькими числами . Большие состоят из маленьких. А, следовательно, достаточно знания таблицы умножения, а дальше дело техники.

Как правило, способность к счету в уме у детей возникает с раннего детства. Если ребёнок умел оперировать с большими числами, намного опережая школьную программу, то в более зрелом возрасте он будет считать не задумываясь.

Для того чтобы научиться с лёгкостью считать в уме, вам необходимо сделать следующее:

  1. Развивать память.
  2. Научиться оперировать с числами от 0 до 9.
  3. Постоянно тренироваться .
  4. Изучить некоторые техники, которые значительно упрощают счёт.

Для развития кратковременной памяти необходимо делать различные упражнения. Самый лучший способ - поставить на стол несколько предметов, и запомнить их. Далее, вы должны отвернуться, а ваш товарищ должен убрать некоторые предметы. После этого, вы должны назвать предметы, которых не хватает. Предметов должно быть не менее десяти, так как такое количество запомнить довольно трудно.

А ещё, можно учить по одному четверостишию в день. Это очень хорошо развивает память, а, соответственно не будет лишним при освоении быстрого счёта в уме.

Научиться оперировать с числами от 0 до 9 - это значит научиться их складывать, умножать, вычитать и делить . Если вы хотите научить делать это своего ребёнка, то в этом вам помогут пальцы. Вычитать и складывать, можно научиться при помощи пальцев рук. Вычитая, необходимо загибать палец, а, прибавляя, - разгибать.

Что касается деления и умножения чисел, то здесь достаточно выучить таблицу умножения. Причём непросто вызубрить, а именно понять. Дети обучаются таким операциям в третьем классе. Так что, здесь ничего сложного нет. Однако люди, которые считают в уме с лёгкостью, в детстве значительно опережали школьную программу по арифметике.

Залог успеха в любом деле - постоянные тренировки. И обучение быстрому счету в уме не является исключением. Если вы хотите поражать своих знакомых, выдавая правильный ответ за мгновение , - тренируйтесь! Со временем, у вас все будет получаться!

Как быстро вычитать и складывать

Сложение и вычитание - одни из самых простых арифметических операций . Научиться быстро их выполнять в уме можно за считаные дни. Сейчас на примерах вы убедитесь, как просто складывать и вычитать.

Пример 1. Нам необходимо из 213 вычесть 79. На первый взгляд, может показаться, что пример действительно сложный, но, на самом деле, это не так. Что такое 79? Это сумма из 70 и 9. Соответственно, нам необходимо отнять эти числа по отдельности. Сначала мы вычтем 70 из 213, и получим 143. Числа, кратные десяти гораздо проще отнимать и прибавлять. Поэтому мы и разбили 79 на два числа. После чего, мы вычитаем 9 из 143, и получаем 134. Все элементарно!

Пример 2. Нужно найти сумму 23 и 41. Действуем по такому же алгоритму. Разбиваем 41 на 40 и 1. К 23 прибавляем единицу, и получаем 24. После чего, прибавляем к этому числу 40, и получаем 64. Как вы поняли, для выполнения таких простейших операций необходимо разбивать числа по разрядам . И тогда, всё будет гораздо проще.

Как быстро перемножать

При перемножении чисел рассмотрим 4 случая:

  1. Простое перемножение двух чисел.
  2. Возведение в квадрат.
  3. Умножение на 11.
  4. Взятие процента.

При перемножении двух чисел, необходимо также разбить его на два числа. Пример - нам нужно 43 умножить на 18. Что мы делаем? Мы разбиваем 43 на 40 и 3. После чего, умножаем 18 на каждое из этих чисел, и складываем произведения. Если умножить 18 на 40, то будем 720. А, умножая 18 на 3, мы получим 54. Складывая результаты умножения, мы получаем 774. Важно понять структуру системы. Если у вас возникли трудности при умножении 40 на 18, то нужно было 18 также разбить на 10 и 8. А после, перемножив и сложив все, что необходимо, вы получили бы 720.

При возведении в квадрат число умножается само на себя. Считать необходимо по такой же системе, разбивая число на два, и выполняя все дальнейшие операции, о которых мы говорили выше.

При умножении на одиннадцать не нужно ломать голову. Есть один очень простой способ, благодаря которому, на подсчёт ответа у вас уйдут считаные секунды. Пример - необходимо умножить 15 на 11. Что мы делаем? Мы суммируем цифры, из которого состоит число 15. То есть, просуммировав 1 и 5, мы получаем 6. Эту шестёрку нужно записать между единицей и пятёркой. Получаем результат - 165.

Если сумма двух цифр больше 9, например, она равна 12, то нужно единицу, которая находится слева прибавить к старшему разряду, а двойку вписать между этими двумя цифрами. Пример - 39 умножаем на 11. Сумма 3 и 9 равна 12. Единицу мы прибавляем к старшему разряду, и получаем 4. А двойку записываем между 4 и 9. Получаем результат - 429.

Что такое процент? Это одна сотая часть от числа. То есть, если нам нужно взять 30 процентов от какого-то числа, то необходимо умножить его на 30, и разделить на 100. Как умножать числа мы рассказали вам выше, а о том как делить, мы расскажем вам далее.

Как быстро делить числа

Для начала мы вам объясним, как делить маленькие числа. Например, у мамы 3 сына и 6 конфет, необходимо поделить их поровну. Что для этого нужно сделать? Правильно, каждому мальчику необходимо давать по одной конфетке пока они не кончатся. В таком случае каждому достанется по 2 конфеты. Соответственно, если мы разделим 6 на 3, то получим 2.

С большими числами все то же самое. Например, у работодателя выделено 82 тысяч рублей под зарплаты своим сотрудникам. У него в команде пятеро рабочих. Соответственно, чтобы узнать зарплату каждого из них, необходимо разделить 82 тысячи на 5. Для этого разбиваем 82 тысяч на 80 и 2. Разделив 80 на 5, мы получаем 16. А, разделив, 2 тысячи на 5, мы получаем 400. Просуммировав результаты, мы получаем результат - зарплата сотрудника равна 16400 рублей.

А что делать, если нацело не делится? Даже людям, которые способны к быстрому счету в уме, довольно трудно вычислить результат, если он будет не целый. В таком случае, если числа двух и более значные , лучше не ломать себе голову и воспользоваться калькулятором. А что делать, если числа небольшие, вам помогут узнать техники, о которых мы поговорим в следующем разделе.

Техники, связанные с числами, кратными 10

Если научиться применять эти техники, то вам будет гораздо проще освоить быстрый счёт в уме. Они нужны для того, чтобы облегчить умножение и деление. Объяснять все на пальцах слишком долго, поэтому мы приведём вам примеры, а вы сами все поймёте.

Пример 1. Нам необходимо разделить 90 тысяч на 5. Для этого нам нужно просто разделить 90 на 5, и после этого приписать к получившемуся результату три нуля.

Пример 2. Нам необходимо разделить 3 на 5. Для этого нужно умножить 3 на 10, потом разделить 30 на пять. А дальше, необходимо разделить шестёрку на 10. Для этого нужно просто поставить перед шестёркой запятую. Получается результат - ноль целых, шесть десятых.

Как вы могли догадаться, если вы делите на 10, то ставите запятую на одну цифру левее. То есть, сколько нулей в числе , кратном 10, на столько цифр влево вы приписываете запятую. Например, если вы делите 5 на тысячу, то результат будет равен 0,005. А при умножении, вы приписываете нули вправо. То есть, при умножении 5 на тысячу, результат будет равно 5000.

Пример 3. Умножение на числа, близкие к 100. То есть, на 98 или 99. Например, вам надо умножить 54 на 98. Для этого, умножьте 54 на 100, и получите 5400. После чего, необходимо вычесть 98 из 100. Мы получаем двойку, которую необходимо умножить на 54. В результаты мы получаем 108. Это число необходимо отнять от 5400. Получается результат, равный 5292.

Теперь вы сможете с лёгкостью освоить быстрый счёт в уме. Главное, - постоянно тренироваться, и через несколько недель, вы сможете поражать своих знакомых удивительной скоростью счёта в уме.