Что такое социализация? Что такое социализация личности

С самого рождения человека окружают разные люди, поэтому можно утверждать, что он является частью социального взаимодействия. В течение жизни он приобретает разный опыт, приспосабливается к жизни в обществе, в результате чего происходит социализация личности. Она имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга.

Что такое социализация личности?

Под этим термином понимают процесс усвоения человеком социального опыта от общества, к которому он принадлежит, и активную реализацию и увеличение количества социальных связей. В течение жизни люди не только воспринимают социальный опыт, но и корректируют его под собственные понятия и ценности. Социализация личности – это своего рода опыт, который состоит из множества составляющих, например, входят сюда нормы и ценности социальной среды, и культура труда разных видов деятельности.

Социализация личности – психология

Человек имеет потребность принадлежать к социуму, то есть идентифицировать себя с людьми, которые его окружают. Социализация личности в психологии происходит в результате выполнения требований общества, что заставляет выработать собственную линию поведения в разных ситуациях, и она будет зависеть от понятий и характера человека. Формирование социально-психологического типа происходит во время контакта с социумом и влияния микро- и макросреды, а еще культуры и разных ценностей.

Социализация личности – это двусторонний процесс, который проявляется в том, что человек не только адаптируется к определенным условиям и нормам, а еще и формирует собственные . Люди стремятся стать частью группы, чтобы понять, что такое «мы» и избавиться от одиночества. Взаимодействие с окружающими дает уверенность в себе и заставляет влиять на социальную жизнь.

Что способствует социализация личности?

На человека влияет ряд факторов, которые формируют в нем ценности, понятия и отношение к миру.

  1. Процесс социальной адаптации начинается с раннего детства, когда родители прививают как физические, так и мыслительные навыки.
  2. Обучение происходит, начиная с садика и заканчивая ВУЗом. В результате накапливаются разные знания, благодаря чему познается мир, общество и так далее.
  3. Самоконтроль в социализации личности имеет большое значение, поскольку человек должен обладать качествами для правильной реакции в разных ситуациях. Важна психологическая защита человека, способствующая лучшему пониманию различий внутреннего и внешнего мира.

Виды социализации личности

Есть несколько разновидностей социализации, которые зависят от разных факторов. Механизмы социализации личности можно разделить на две группы:

  1. Первичные – подразумевающие восприятие общества в детстве. Ребенок социализируется, ориентируясь на культурное положение семьи, в которой он воспитывается, и на восприятие мира взрослыми людьми, окружающими его. Отсюда можно сделать вывод, что родители формируют первый социальный опыт своего чада.
  2. Вторичные – не имеющие срока и длятся до того, как человек входит в определенную социальную группу. С возрастом ребенок начинает попадать в разные формирования, например, в садик или спортивные секции, где он обучается новым ролям и на основе этого учится воспринимать себя с другой стороны. Стоит заметить, что часто социализация и личность сталкиваются с некими нестыковками, например, ценности семьи не соответствуют интересам выбранной группы, и тогда человек проходит самоидентификацию и делает выбор на основе опыта и ощущений.

Полоролевая социализация личности

Этот вид еще называют гендерной социализацией, и она подразумевает усвоение человеком своеобразных различий между мужчиной и женщиной. Происходит принятие существующих моделей поведения, норм и ценностей обоих полов, а также влияние общественности и социальной среды с целью привития ряда правил и стандартов. Продолжается это в течение всей жизни. Понятие социализации личности в гендерном отношении выделяет следующие механизмы для ее реализации:

  1. Приемлемое обществом поведение будет поощряться, а за отклонения от норм будет следовать наказание.
  2. Человек выбирает подходящие для него полоролевые модели в близких группах, то есть в семье, среди сверстниках и так далее.

Семейная социализация личности

Ребенок учится воспринимать мир не только благодаря непосредственному воздействию взрослых, то есть воспитанию, но и путем наблюдения за поведением людей вокруг. Важно отметить, что часто развитие и социализация личности в семье натыкается на несоответствие моделей поведения родителей требованиям, которые они выдвигают ребенку. В пример можно привести запрет на курение, но при этом один из родителей или других членов семьи имеет такую вредную привычку. Основные факторы социализации личности такие:

  1. Состав и структура семьи, то есть, как родственники взаимодействуют друг с другом.
  2. Позиция ребенка в семье, например, он может приходиться внуком бабушке, братом сестре, сыном отцу и пасынком мачехе. Доказано, что социализация ребенка воспитываемого в полной семье и матерью одиночной отличается.
  3. Выбранный стиль воспитания, так родители и бабушки с дедушками могут прививать ребенку разные ценности.
  4. Не менее важны для социализации личности нравственный и творческий потенциал семьи.

Профессионально-трудовая социализация

Когда человек попадает на работу, происходит изменение или корректировка его характера и поведения во время деятельности. Особенности социализации личности в трудовой сфере выражены в том, что адаптация осуществляется как в рамках коллектива, так и в профессиональной стратификации. Для повышения собственного статуса большое значение имеет наличие и наращивание трудовых навыков.

Субкультурно-групповая социализация

Каждый человек должен освоить социальные роли, которые имеют отношение к культуре среды, где он проживал, обучался, работал, общался и так далее. Суть социализации личности основывается на том, что у каждого региона есть своим отличительные черты, благодаря чему и формируется социум. Если ориентироваться на субкультурно-групповую социализацию, то будет учитываться национальность, религиозная принадлежность, возраст, сфера деятельность и другие факторы.

Функции социализации личности

Для человека и общества в целом социализация имеет важно значение и к его основным функциям относят:

  1. Нормативно-регулятивную. Все, что окружает человека в большей или меньшей степени оказывает на него влияния. Сюда можно отнести: семью, политику страны, религию, образование, экономику и так далее.
  2. Личностно-преобразовательную. Процесс социализации личности происходит во время того, когда человек общается с другими людьми, проявляя свои индивидуальные черты и отделяясь от «стада».
  3. Ценностно-ориентационную. Эта функция имеет связь с первой в представленном списке, поскольку человек придерживается ценностей, которые характерны для его ближнего окружения.
  4. Информационно-коммуникативную. Во время общения с разными людьми человек получает информацию, которая в той или иной степени влияет на формирование его образа жизни.
  5. Творческую. При правильном социальном воспитании человек будет стремиться творить и усовершенствовать окружающий мир. Сталкиваясь с разными проблемами, он будет находить решения, опираясь на собственные знания и опыт.

Этапы социализации личности

Процесс формирования личности в социуме проходит в несколько этапов:

  1. Детство. Доказано, что в этом возрасте формируется личность примерно на 70%. Ученые определи, что до семи лет ребенок намного лучше понимает собственное «Я», чем в старшие годы.
  2. Подростковый возраст. В этот период происходит больше всего физиологических изменений. Уже с 13 лет большинство детей стремиться брать на себя как можно больше обязанностей.
  3. Молодость. Описывая стадии социализации личности, стоит заметить, что этот этап является самым напряженным и опасным, а начинается он в 16 лет. В этот период человек принимает важные решения, в каком направлении двигаться дальше, частью какого общества стать и так далее.
  4. Взрослая жизнь. Начиная с 18 лет, у большинства людей основные работают в направлении работы и личной жизни. Человек познает себя через трудовой и сексуальный опыт, а еще через дружбу и другие сферы.

Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Любой человек, появляясь на свет, попадает в окружение других людей и постепенно усваивает модель их жизни и взаимоотношений друг с другом. Это является социальной средой, образованной людьми, без которой они не могут жить. Чтобы стать членом этой среды, человек должен усвоить правила и нормы общества, в котором он пребывает. Процесс постепенного усвоения социальных правил и норм культуры общества, окружающего человека, и есть социализация личности.

Понятие социализации было введено впервые социологом, проживающим в Америке в 19 веке Ф.Гиддингсом, а также французским психологом Г.Тардом. Они определили термин «социализация» как процесс социального развития человека, и формирования его как личности под влиянием социального окружения. Наиболее общее понятие этого процесса означает взаимодействие отдельного индивидуума с обществом на основе установленных этим обществом правил и норм.

Взаимоотношение с обществом отдельного человека широко изучается кроме социологии такими науками, как психология, экономика, этнография, политология, педагогика и другим. В зависимости от того, какая наука изучает социализацию, трактовка этого понятия имеет свою специфику.

Так, например, в обществознании это понятие обозначает процесс человеческого приспособления к социальной среде. В педагогике понятие «социализации» иногда интерпретируют как «воспитание», понимая его в широком смысле слова. Воспитывая человека, общество целенаправленно передает ему определенную систему знаний, норм и понятий, действуя на него односторонне.

Социализация же подразумевает двустороннее воздействие: передачу общественного социального опыта человеку с одной стороны, и проявление им усвоенного социального поведения, знаний, норм и правил при взаимодействии с окружающей социальной средой. В педагогике большое значение при адаптации человека к социуму придают социальным группам и институтам, которые его окружают на протяжении всей жизни, начиная с семьи, школы, института, трудового коллектива.

Социологию можно назвать базовой наукой, изучающей общество со всех сторон, опираясь на весь человеческий опыт и знания.

К каким сферам относится этот процесс?

Социально адаптируется человек через три основные сферы:

  • через свою деятельность;
  • через общение с окружающими людьми;
  • через формирование самосознания.

Проявление социализации происходит в создании устойчивых связей внутри этих сфер, а также между ними, т. е. человек адаптируется в обществе на основе:

  • своей деятельности и постоянного ее расширения,
  • вступления в общение с все большим количеством людей;
  • осознания себя, как индивидуума.

Осваивая какую-либо деятельность, а также ее различные виды, человек выбирает направления, в которых он чувствует себя наиболее комфортно и уверенно. Это происходит также под влиянием отношения других людей к его деятельности. В процессе деятельности круг общения человека значительно расширяется, связи приобретают устойчивый глубокий характер, что оказывает на человека и его адаптацию в обществе огромное влияние. В результате у него формируется внутренняя самооценка и идентификация своей личности. Собственный образ человек оценивает и формирует на протяжении всей жизни. Он может меняться под влиянием разных социальных условий, например, при попадании в различные социальные группы.

Какие бывают виды социализации?

Правила жизни человек усваивает в процессе всей жизни с момента рождения и до ее окончания. Человек, изолированный от общества, не способен в полном объеме реализовать свой потенциал, как личности. Усвоение социальных норм поведения превращает его из биологического элемента в социальное существо.

Изучая этот процесс, ученые по-разному объясняют его формирование. Одна точка зрения ученых подразделяет социализацию на две разновидности: первичную и вторичную, и связывают их с периодами жизни. Первый жизненный этап связан с усвоением основных правил и норм человеческой жизни в детском и юношеском возрасте. Вторичная социальная адаптация охватывает зрелый и старческий возраст и происходит во второй половине жизни.

Другая точка зрения не связана с делением процесса на возрастные этапы. По утверждению ученых первичная и вторичная социализации длятся на протяжении всей жизни. Признаком первичной адаптации является влияние проводников, к которым относятся люди из ближайшего окружения: родители, родственники, друзья. С ними человек поддерживает неформальные отношения. Вторичная социальная адаптация происходит под воздействием норм и правил, исходящих от проводников, с которыми у человека формальные отношения. Это малознакомые люди, формальные представители институтов, школы, администрации производственного коллектива, армии, домоуправления и т. д.

Какие факторы оказывают влияние на социализацию?

На процесс адаптации к социуму влияет много факторов, но основными считаются следующие:

  • наследственные свойства человека;
  • близкое физическое социальное окружение;
  • общая культура;
  • уровень группового опыта;
  • собственный уникальный опыт.

Биологический наследственный фактор также как ближайшее окружение, показывающее образцы культурного поведения своей социальной группы, оказывают значительное влияние на формирование личности. Но определяющими факторами, влияющими на процесс приспособления к социуму, являются групповой социальный опыт и уникальный опыт, полученный самой личностью.

Стадии и этапы социализации личности

Первичная и вторичная социализация происходят на протяжении всей жизни, формируя и меняя мировоззрение человека поэтапно. После начального этапа социализации, когда человек отходит от влияния родителей, наставников и других проводников социальной жизни, он начинает самостоятельно приобретать опыт социума и приспосабливаться к окружающей его среде. Это продолжается до самых последних дней жизни человека. При этом у него могут не раз меняться привычное окружение близких людей, с которыми он общается неформально.

Также могут измениться и условия формального социума: место работы, службы, изменение среды и места проживания. Ему приходится приспосабливаться к новому социуму, отвергая привычные, полученные ранее, установки. Такой процесс называется вторичной социализацией или ресоциализацией . Этот процесс происходит всю сознательную жизнь, даже если у человека не происходят кардинальные изменения, ему приходится приспосабливаться к возникающим обстоятельствам и вписываться в окружающий социум постоянно.

Что такое десоциализация?

Процесс, противоположный социализации, когда утрачивается значение ценностей, связей, норм и жизненных установок, которыми человек раньше руководствовался и дорожил, называется десоциализацией. Например, это происходит при изоляции от общества, когда человек попадает в тюрьму или, кардинально меняя мировоззрение, уходит в монастырь. Часто десоциализация объясняется психологическими причинами, когда человек сознательно уходит от общества, не принимая его правила и нормы и теряет интерес к жизни.

Социализация - это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически [ ] , человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её.

Первичная социализация

Первичная социализация продолжается от рождения ребёнка до формирования зрелой личности . Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья , откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы , то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе . [ ]

В дальнейшем основой социализации становится школа , где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. На этом этапе индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой.

Ресоциализация

Ресоциализация, или вторичная социализация, - это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого . При этом изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной . Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека .

Групповая социализация

Групповая социализация - это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток , проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Гендерная социализация

Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация - это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками, и девочки учатся быть девочками .

Организационная социализация

Организационная социализация - это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимых для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения , жаргоне , знакомятся со своими новыми коллегами и узнают об особенностях их работы .

Досрочная социализация

Досрочная социализация представляет собой «репетицию» будущих социальных отношений, не соответствующих текущему уровню физического, психологического и социального развития (например - игра девочек в дочки-матери).

Социальные институты

Главными социальными институтами являются:

  • Семья : семья - самый важный агент социализации, поскольку она является центром жизни ребенка, так как дети полностью зависят от опекунов. Не всегда социализация является индивидуальной, в значительной степени она зависит от окружающих. Наиболее глубокий эффект от гендерной социализации; тем не менее, семья также берёт на свои плечи задачи обучения детей, формирование их культурных ценностей и отношения к себе и другим. Дети постоянно учатся у окружающей среды, перенимая стереотипы поведения взрослых. Детям также становится известно о существование социальных классов в очень раннем возрасте и соответственно они формируют определённое отношение к каждому из них.
  • Группа по интересам : группой сверстников является социальная группа, члены которой обладают общими интересами, социальным положением, возрастом. В подобной формации дети могут избежать контроля и научиться формировать отношение сами по себе. Влияние группы сверстников, как правило, достигает пика в подростковом периоде, однако группы сверстников как правило, затрагивают только краткосрочные интересы в отличие от семьи, которая имеет долгосрочное влияние.
  • Образование : обучение может быть социальным так и не социальным . Рассмотрим пример, ребёнок учится около пчёл. Если ребёнку не с кем играть и изучать мир, он, увидев пчелу, может прикоснуться к ней из любопытства. Если пчела ужалила ребёнка, он узнает, что прикосновение к пчёлам связано с болью. Это не социальное обучение, так как данный опыт был приобретён, когда никого вокруг не было. В противоположность этому, ребёнок может извлечь выгоду из социального обучения узнав новое о пчёлах. Если ребёнок бы находился рядом с мамой, папой или кем-либо ещё, любознательность ребёнка к пчёлам могла быть опосредована каким-либо социальным вмешательством. Может быть, тетя Эмми увидев, что ребёнок тянется к пчеле, просто укажет тому рукой в другом направлении, говоря: «Посмотри на эту красивую бабочку». Может быть, дядя Эд сказал бы: «Не прикасайся к пчеле, потому что это может повредить тебе и заставить плакать». Может быть, мама сказала бы: «Дорогой, держись подальше от пчёл, потому что они жалят». Есть множество различных способов, которыми люди могут взаимодействовать с ребёнком, чтобы помочь ему научиться избавляться от проблем, которых можно избежать. Все из представленных социальных мероприятий позволяют ребёнку извлечь выгоду из социального обучения, хотя некоторые из этих социальных мер могут быть более поучительными и полезными, чем другие .
  • Экономическая система : социализацией в рамках экономической системы является процесс изучения последствий экономических решений. Данная форма социализации влияет на решения, касающиеся «приемлемых альтернатив для потребления», на «социальные ценности альтернатив потребления», «доминирующих ценностей среди истеблишмента» и «характера участия в потреблении». К сожалению, тот же самый термин, социализация, в этом контексте используется для описания противопоставленных явлений: растущей централизации и взаимозависимости капиталистического общества под контролем элиты; а также возможность демократического, снизу вверх контроля со стороны большинства. Таким образом, «социализация» описывает два совершенно разных способа, в которых общество может стать более социальным: при капитализме, есть тенденция к растущей централизации и планированию, которая в конечном счете имеют глобальный характер, но ранжируется сверху вниз; при социализме, этот процесс подвергается демократическому контролю людей более низких социальных ступеней и их общин.
  • Язык : люди обучаются различным формам и языкам общения в зависимости от конкретного языка и культуры, в которых они живут . Примером чего является переключение кода идентичности. В частности, когда дети иммигрантов учатся языку и социальным правилам, которые нужны для адаптации в специфической среде, например: языку применяемому в домашних условиях, так и в группах сверстников (в основном в образовательных учреждениях). В зависимости от языка и ситуации в любой момент времени, люди начинают общаться по-другому.
  • Религия : агенты социализации в разной форме закладываются через религиозные традиции. Некоторые исследования показывают, что религия как и этнические и культурные традиционалистские ценности, уменьшают потенциал для социальной мобильности личности, препятствуя её адаптации, соответственно и её способности быть более социализированной в другой обстановке. Родительское религиозное участие является наиболее влиятельной частью религиозной социализации, в большей степени, чем религиозность сверстников или религиозные убеждения как таковые.
  • СМИ : средства массовой информации являются средством для доставки обезличенных сообщений, направленных на широкую аудиторию. Термин Media происходит от латинского слова, «средний», считается, что основной функцией медия является объединение людей. Поскольку средства массовой информации имеет огромное влияние на наши отношения и поведение, особенно на проявление агрессии, они вносят очень существенный вклад в процесс социализации. Некоторые социологи и теоретики культуры рассматривают власть массовых коммуникации в качестве социализирующего инструмента. Денис Маквейл (англ.) русск. так аргументирует этот тезис:

    «…СМИ могут научить нормам и ценностям путём символического вознаграждения и наказания за различные виды поведения, которые представлены в обзорах средств массовой информации. Альтернативной точкой зрения является то, что речь скорее об учебном процессе, как таковом, посредством которого мы все учимся, как вести себя в определенных ситуациях и чего следует ожидать при столкновении с определённой социальной ролью или статусом в обществе.» - McQuail 2005: 494.

  • Правовая система : дети подвергаются давлению со стороны обоих родителей, учителей, сверстников, требующих от них соответствовать и подчиняться определённым законам или нормам группы / сообщества. Отношение родителей к правовой системе влияет на мнение детей относительно того, что является юридически приемлемым. Например, дети, чьи родители постоянно находятся в тюрьме, испытывают меньше страха перед уголовно-правовым наказанием.
  • Пенитенциарная система : учреждения исполнения наказаний действуют в качестве агента социализации, как для заключённых так и для охранников. Тюрьма представляет собой отдельную среду сильно отличающуюся от нормального общества; заключённые, как и охранники формируют свои обособленные общины и создают свои собственные социальные нормы. Охранники служат в качестве «агентов социального контроля», тем самым поддерживая дисциплину и обеспечивая безопасность. С точки зрения заключённых, подобные учреждения воспринимаются, как подавляющие и властные, вызывая у них чувства неповиновения и презрения к охранникам. Из-за изменения своей социальной роли в обществе, заключённые испытывают одиночество, отсутствие эмоциональных отношений, уменьшение идентичности и «отсутствие безопасности и автономии ». Обе социальные группы, как заключённые, так и охранники, испытывают нервное напряжение, из-за страха и необходимости постоянной бдительности, что создаёт непростую атмосферу внутри подобных учреждений.

См. также

Примечания

  1. Социализация // Большой психологический словарь / Сост.: Мещеряков Б., Зинченко В . - ОЛМА-ПРЕСС. 2004.
  2. Ковалева А. И. Социализация (неопр.) . № 1 . Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » (2004). Архивировано 24 мая 2012 года.
  3. Социализация первичная // Энциклопедический словарь «Слово о человеке».
  4. http://www.mosgu.ru/nauchnaya/ZPU/2005_4/Perinskaja/index.pdf
  5. Ресоциализация // Энциклопедия социологии.
  6. Гусева Ю. Е. Глава 6. Гендерная социализация // Гендерная психология.
  7. Kammeyer-Mueller, J. D. & Wanberg, C. R. (2003). Unwrapping the organizational entry process: Disentangling antecedents and their pathways to adjustment. Journal of Applied Psychology, 88(5), 779-794.
  8. Sociology. / Macionis, John J., and Linda M. Gerber. - Toronto: Pearson Canada, 2011. - P. 116.
  9. Sociology / Macionis, John J., and Linda M. Gerber. - 7-е. - Toronto: Pearson Canada, 2011. - 688 с. - P. 113. - ISBN 978-0138002701 . (англ.)
  10. The Differences Between Social and Nonsocial Learning (англ.) (недоступная ссылка) . University of California, Santa Barbara . Проверено 23 сентября 2016. Архивировано 15 декабря 2012 года.
  11. Denhart, R. B.; Jeffress, P. W. Social learning and economic behavior: The process of economic socialization // American Journal of Economics and Sociology. - 1971. - № 30 (2) . - P. 113–125.
  12. Harrington, Michael (2011) . Socialism: Past and Future. New York: Arcade Publishing. pp. 8–9. ISBN 1-61145-335-6 . .
  13. Ochs, Elinor. Culture and language development: Language acquisition and language socialization in a Samoan village. - Cambridge: Cambridge University Press , 1988.
  14. Ochs, Elinor, and Bambi Schieffelin. Language Acquisition and Socialization: Three Developmental Stories and Their Implications. - New York, 1982.
  15. In Culture Theory: Essays on Mind, Self, and Emotion / R. Shweder and R.A. LeVine. - Cambridge: Cambridge University Press , 1984. - P. 276-320. - 376 p. - ISBN 978-0521267199 .
  16. Schieffelin, Bambi B. The Give and Take of Everyday Life: Language Socialization of Kaluli Children. - Cambridge: Cambridge University Press , 1990.
  17. Naoko Morita. Language, culture, gender, and academic socialization // Language and Education. - 2009-08-18. - Т. 23 , вып. 5 . - С. 443–460 . - ISSN 0950-0782 . - DOI :10.1080/09500780902752081 .
  18. Judith Rich Harris. // Psychological Review. - Т. 102 , вып. 3 . - С. 458–489 . - DOI :10.1037/0033-295x.102.3.458 .
  19. Brandon Vaidyanathan. (англ.) // Journal for the Scientific Study of Religion. - 2011-06-01. - Vol. 50 , iss. 2 . - P. 366–387 . - ISSN 1468-5906 . - DOI :10.1111/j.1468-5906.2011.01573.x .
  20. Sociology / Macionis, John J., and Linda M. Gerber. - Toronto: Pearson Canada, 2011.
  21. Jeffrey Jensen Arnett. Broad and Narrow Socialization: The Family in the Context of a Cultural Theory // Journal of Marriage and Family. - 1995-01-01. - Т. 57 , вып. 3 . - С. 617–628 . - DOI :10.2307/353917 .
  22. Eric D. Poole, Robert M. Regoli. Alienation in Prison (англ.) // Criminology. - 1981-08-01. - Vol. 19 , iss. 2 . - P. 251–270 . - ISSN 1745-9125 . - DOI :10.1111/j.1745-9125.1981.tb00415.x .
  23. Carmi, A. The role of social energy in prison // Dynamische Psychiatrie. - 1983. - № 16 (5–6) . - P. 383–406.

Литература

На русском языке

  • Социально-психологические проблемы исследования личности // Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник. М., 2003
  • Богданова В. В.

В связи с тем, что российское общество вступило на новый этап своего цивилизационного развития, понятие "социализация" стало широко употребляться в повседневной жизни и в средствах массовой информации. А значит и закономерным становится вопрос относительно значения этого слова.

Определение термина

Что такое социализация? Определение термину "социализация" можно дать следующее. Социализация представляет собой процесс, который позволяет человеку приобрести навыки, которые ему будут необходимы для успешной дальнейшей жизнедеятельности в каком-либо обществе. Также процесс социализации включает в себя приобщение к обычаям и традициям того социума, в котором человек родился и собирается развиваться. Теперь давайте обратим внимание на сам процесс социализации.

Что такое процесс социализации?

Процесс социализации включает в себя все фазы, на которые условно можно поделить человеческую жизнь. Это детство, юность, зрелость, старость.

В детстве человек социализируется посредством языка, тех норм и правил, которые прививаются ему в семье. В юности процесс социализации выходит на уровень межличностного взаимодействия в социуме. Вступая в фазу зрелости, процесс социализации для индивида выражается в ответственности. И в старости социализация будет заключаться в необходимости помочь молодому поколению найти свое место в обществе.

Социализацию можно разделить на несколько видов, каждый из которых отвечает за определенную сферу человеческих взаимоотношений. Это личностная социализация, политическая социализация, правовая и так далее.

Что такое социализация личности?

Данный вид социализации является самым сложным с точки зрения изучения и самым длительным, если говорить о времени его протекания. Процесс социализации личности начинается практически с рождения человека и заканчивается его смертью. Личностная социализация продолжается всю жизнь, так как на протяжении всего жизненного пути человек изменяет свои взгляды, привычки, вкусы, поступается своими принципами, приобретая новые взамен.

Столь долгое протекание процесса социализации личности связано еще и с тем, что человек постоянно осваивает новые социальные роли. Сначала это ребенок - воспитанник детского сада. Через какое-то время - ученик школы, одноклассник, староста класса, игрок футбольной команды и так далее. Окончив школу, человек получает все новые и новые социальные роли: студент, коллега, жених, потом муж, отец, дедушка. Список социальных ролей можно продолжать до бесконечности. На данном примере становится понятна вся сложность процесса социализации личности.

Что такое политическая социализация?

Под политической социализацией понимается процесс усвоения норм и ценностей, которые необходимы для полноценной адаптации в той политической системе, в которой находится в данный момент индивид. Такой вид социализации как политическая, объектом изучения стал не так давно. Впервые о политической социализации заговорили в 1959 году.

На процесс прохождения политической социализации в нынешнее время оказывают огромное влияние институты образования, семья, СМИ, пропаганда политических партий и сложившееся политическая обстановка в социуме (например, демократия, авторитаризм, многопартийность, однопартийность и т.д.).

Что такое правовая социализация?

Проходя процесс правовой социализации, человек приобщается к общественно-правовой сфере жизни. Это соблюдение законов, знание своих прав и обязанностей, активная гражданская позиция и патриотизм.

Все вышеперечисленные виды социализации являются составной частью единого процесса социализации. И для формирования целостной личности необходимо социализироваться в каждой сфере человеческих взаимоотношений.

лат. socialis - общественный) - процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм. Феномен С. изучается философией, социологией, социальной психологией, психологией, педагогикой, историей и этнографией. В рамках философии проблема С. конституируется на стыке философии культуры и философии детства. С. как философская проблема имеет смысл только в контексте такого направления социальной философии, как социальный реализм, - в категориях историцизма не формулируется. Традиция философского осмысления феномена С. заложены основоположником социальной психологии Тардом; активно развивалась классическим психоанализом (Фрейд), интеракционизмом; марксизмом (Выготский, Леонтьев), структурно-функциональным анализом (Парсонс); современные исследования проблематики С. представлены, прежде всего, символическим интеракционизмом (чикагская и айовская школы), направлением "психодрамы" и др. Процесс С. может быть понят как подключение человека к культуре как таковой (С. биологического организма) и - одновременно - как подключение к традициям конкретной национальной культуры, выступающей далее для него в качестве автохтонной, родной. Процесс С. как адаптации к культурной среде осуществляется практически всю жизнь индивида, однако функционально-содержательный экстремум его (собственно С.) приходится на временной отрезок со второго по шестой годы жизни, и если этот период упущен (феномен Маугли), то С. детеныша, биологически принадлежащего к виду homo sapiens, практически невозможна (все описанные попытки социализировать детей, выращенных в волчьей стае, как знаменитые Амала и Камала, в стаде антилоп и даже, как современный Ганимед, в гнезде орла, демонстрируют указанную невозможность в качестве своего результата). С. как процесс подключения к культурной традиции семантически есть процесс формирования индивидуальности. В этом смысле результатом С. выступают индивидуальные вариации исторически определенного типа личности. Их вариативность обусловлена многообразием конкретно-частных реакций на социальные ситуации и различием врожденных психологических особенностей и задатков, их интегральная общность - единством исходной парадигмальной поведенческой матрицы, оформленной в культуре в качестве стандарта приемлемости и задающей своего рода ватерлинию, переход которой означает выход индивидуального поведения за пределы одобряемой общественным мнением легитимности. Операциональное овладение соответствующими санкционированными обществом социальными ролями регулируется принципом "удовольствие - страдание" (Фрейд) или "торможение - субституция" (Парсонс), приводимого в действие посредством вознаграждения или наказания. Психологическим механизмом С. выступает примерка индивидом на себя этих ролевых технологий: "подражание" (Тард), "идентификация себя с другим" (Фрейд), "принятие роли другого" (Дж.Г. Мид), "имитация и идентификация" (Парсонс). Необходимость такой идентификации возникает в ходе катектической оценки субъектом ситуации, т.е. артикуляции ее в контексте неиндеферентных для индивида аспектов (Парсонс) или в ходе социального взаимодействия индивидов, когда знание (редуцированные прошлые взаимодействия, содержащиеся в индивидуальном опыте) "перспектив", социальных возможностей, открывающихся той или иной ситуацией, совпадают у коммуникативных партнеров, что позволяет каждому из них "принять роль другого" (Дж.Г. Мид). В данном контексте возникает проблема агента С, т.е. того, чья поведенческая норма выступает в качестве образца. При этом важно, что С. рассматривается как в качестве сознательного целенаправленного воздействия на формирование личности (воспитание), так и в качестве объективного стихийно-спонтанного процесса трансформации индивидуального сознания в соответствующем социокультурном контексте. В концепции С. Фрейда таким модельным образцом является семья (прежде всего, родители); Т. Тернером было показано, что референтным агентом С. может выступать группа, не носящая семейного характера. При всех разночтениях, однако, агент С. фиксируется, во-первых, как "другой/другие" и, во-вторых, как "значащий другой/другие": типовым образцом отношений в рамках процесса С. являются вертикальные отношения по принципу "учитель - ученик" (Тард). Индивид "вбирает в себя общие ценности" в процессе общения со "значащими другими" (Парсонс). Как показано Мидом, "принятие роли другого" осуществляется субъектом стадиально: начинаясь с принятия роли конкретных авторитетов (исходно - родителей, затем - пользующихся популярностью сверстников и наделенных престижными качествами взрослых: реальных выдающихся личностей любого масштаба, равно как и литературных или кино-героев) и, наконец, в качестве максимально "значащего другого" выступает абстрактный "генерализированный другой". В случае же "генерализированного другого" оценка значимых агентов С. (родители, группа) превращается в самооценку: контроль проникает внутрь индивидуального сознания, "физиологический организм превращается в рефлексирующее сознание, Я" (Мид). Позднее Фуко назовет этого мифологического субъекта паноптического контроля "отсутствующим господином", проникающим в самые сокровенные уголки подсознания и не оставляющего индивиду ни йоты свободы в частной жизни, ибо, как показано в "Истории сексуальности", даже самые, казалось бы, интимные поведенческие программы на деле оказываются продиктованными соответствующими культурными установками, являясь фактически результатом того или иного типа С. Аналогичный аспект диктата всеобщего фиксируется и в "Диалектике просвещения" Хоркхаймера и Адорно. (И в этом смысле прозрачность сознания гораздо страшнее стеклянных стен замятинских "Мы".) В результате С. осуществляется интернализация социализирующимся сознанием структуры референтной социальной общности (семьи по Парсонсу или "коммуникативного сообщества" по Миду). Это задает особую структурную организацию сознания: наряду с имманентным его содержанием как источником спонтанности и специфичности реагирования на ситуацию ("Эго" у Фрейда, "I" у Мида) оформляется и довлеющий внутренний блок контроля, репрезентирующий социальную норму и не допускающий отклонений от социальных аспектаций ("супер-Эго" у Фрейда, "mе" у Мида). Таким образом, функции социального контроля трансформируются из внешних во внутренние - посредством формирования в сознании индивида интенции на рефлексивный самоконтроль. Важнейшим аспектом С. выступает, таким образом, способность индивида "становиться объектом для самого себя" (Мид). С точки зрения социокультурного механизма С. как процесс идентификации индивидом себя с определенными социальными ролями осуществляется не только в контексте непосредственного общения (интеракционизм), но и опосредовано: через знаковые системы культуры (язык, миф, искусство, религия и т.д.), несущие информацию о возможных в данном социальном контексте индивидуальных ролях. Так, с позиций "философской семантики" А. Лавджоя, в каждой культурной традиции может быть выделен набор ключевых понятий, веер возможных интерпретаций которых и задает в своих семантических пределах социально-психологические границы "индивидуальных вариаций индивидуального сознания". Как процессуальный феномен С. является стадиальной, причем соответствующие ей этапы могут быть выделены как в рамках онтогенетического, так и филогенетического подходов. Так, применительно к индивидуальной С. Мидом зафиксировано три этапа ее осуществления: 1) психогенетический, основанный на усвоении шаблонов удовлетворения потребностей и осуществляемый путем проб и ошибок; 2) образно-символический, основанный на образной системе, безусловно рефлекторно связанной с символами; 3) интеллектуально-концептуальный, в рамках которого культурная символика становится центральным механизмом управления поведением. Филогенетически этим этапом можно поставить в соответствие три типа (этапа) исторической эволюции феномена С: 1) именной, 2) профессионально-кастовый, 3) универсально-логический, зафиксированные М.К. Петровым в качестве исторических типов "трансляции исторического опыта от поколения к поколению". Исторически первый "именной" тип С. характерен для архаических культур, основанных на мифологическом сознании, в рамках которого имя оказывается семантически нагруженным и сопряженным в сюжете мифа с определенными ролевыми сценариями поведения и профессиональными технологиями (например, имя "Старое Солнце" у индейцев Северной Америки как обозначение члена племени, занимающегося ловлей орлов в целях добычи перьев, необходимых для создания головного убора вождя, - по А. Шульцу). В архаическом культурном контексте номинация выступает в этой связи в полной мере судьбоносным актом, определяя и задавая на будущее профессиональную деятельность, обязанности, права и социальный статус индивида в структуре общины (не случайно судьба олицетворяется в европейской культуре в образе пряхи: от древнегреческой мойры до сказочных фей, укалывающих принцесс веретеном, - именно старухам-пряхам отводилась в архаической общине роль тех, кто прял пряжу, ткал из нее пелены и чертал на них знак того имени, которое и должен был носить младенец, в эти пелены запеленутый). Поскольку деятельность индивида в племени дифференцировалась на посильную ребенку и ту, которая под силу только взрослому, задавая - параллельно - дифференциацию статуса ребенка в отличие от взрослого полноправного члена общины, постольку соответственно этому дифференцируется и имя: для ранней культуры характерен дуализм детского и как бы настоящего имени (согласно легенде, разбойник, встретив Конфуция на лесной дороге и желая оскорбить его, называет мудреца его детским именем, что Конфуций расценивает как унижение его достоинства). Переход от детства ко взрослости (феномен инициации) переживается носителем мифологического сознания как смерть (ребенка) и рождение (мужчины), чему соответствует и получение нового имени. Таким образом, архаические культуры не знают феномена инфантилизма, столь знакомого зрелым культурам с другим типом С. К недостаткам "именного" типа С. можно отнести, во-первых, то обстоятельство, что весь информационный массив, который должен быть усвоен субъектом в ходе С, передается в изустной традиции (материнские рецитации мифов над колыбелью), что делает информативную емкость имени чрезвычайно низкой. Во-вторых, "именной" тип С. никак не учитывает индивидуальные способности, а - тем более - склонности: набор социальных ролей и, соответственно, имен в племени жестко определен, и со смертью прежнего носителя той или иной социально значимой функции его имя дается первому же, кто проходит через процедуру инициации. И, в-третьих, связь имени с фабулой мифа, будучи весьма жесткой и однозначной, сильно затрудняет введение в процессе С. новой информации, касающейся технологических и социальных аспектов той или иной социальной роли: поскольку технологическая информация контекстно вплетена в ткань мифологического сюжета и оказывается связанной с сакральной информацией о богах и героях, постольку изменение технологической составляющей мифа неизменно влечет за собой и изменение сакральной его составляющей, в свою очередь касающейся космогонических сюжетов. Если в рамках шумеро-вавилонской мифологии Мардук творит небо и землю из туши убитого им чудовища Тиамат, то в данном культурном контексте невозможно ввести, к примеру, новую информацию о способах свежевания дичи, не задев сакрального содержания мифа. Однако, миф живет лишь до тех пор, пока он "сакрально неприкосновенен" (И. Тренчени-Вальданфель), а потому частая смена мифологических космогоний, вызванная чисто техническими новациями и синкретичностью мифологического сознания, в контексте которой любая новация иррадиирует на весь мифокомплекс, означает фактическое разрушение мифологического сознания. И - соответственно - выход за пределы "именного" типа С. Ему на смену приходит "профессионально-кастовый" тип, отличающийся практически только тем, что в качестве носителя имени выступает не индивид, а семья, род как профессиональный коллектив (как, например, в Крито-Микенской Греции: врачеватели называли себя асклепидами, т.е. сыновьями (детьми) Асклепия, кузнецы - гефестидами и т.п.). Социализируясь в профессионально артикулированном контексте, ребенок имплицитно усваивает соответствующие технологии, обязанности и права: С. изначально протекает как профессионально заданная. Данный тип С. наследует все недостатки "именного" типа: информативная емкость родового имени по-прежнему низка, индивидуальные склонности, по наблюдению Геродота за египтянами, по-прежнему не учитываются: "их глашатаи, флейтисты и повара наследуют занятия отцов, так что сын флейтиста становится флейтистом, сын повара - поваром, а сын глашатая - глашатаем, другие при всей звучности голоса не могут их вытеснить, свои же обязанности они выполняют по заветам отцов". Что же касается возможности введения инноваций, то отнесенность технологий к богу - покровителю профессии - еще более затрудняет его: мало просто сообщить новый способ ковки металла, - во избежание кощунственной авторской конкуренции с богом необходимо еще доказать, что сам Гефест ковал именно так. Бурная дифференциация ремесел в условиях античной Греции 8-7 вв. до н.э. привела к трансформации "профессионально-кастовой" формы С. Если для традиционного общества было характерно ирригационное земледелие и соответствующий ему консервативный социальный уклад, то для нетрадиционного греческого общества в силу природных условий ирригационное земледелие не было возможным: лишь 20% территории ландшафтно были пригодны для вспашки, а засушливый климат делает традиционное сельское хозяйство в Средней Греции и Пелопонессе проблематичным. "Труды и дни" Гесиода есть, по сути, описание последовательной смены различных видов деятельности, пережитых его отцом, не могущим прокормить семью сельскохозяйственным трудом, и типичных для Греции этого периода. В условиях, когда в течение жизни человек вынужден сменить серию различных профессий (от корабела, морехода, торговца до морского пирата) и, в условиях демократического полиса, серию социально-гражданских ролей (индивид мог быть последовательно избран и архонтом, и стратегом и др.), - С. как профессионально-кастовое вживание в единственную социальную роль, унаследованную по традиции от предков, не может служить базово типовой. На смену ей приходит "универсально-логический" тип С, основанный на усвоении абстрактных формул социального поведения (взамен традиционных конкретных рецептур) и предполагающий формирование специального института обучения (в эпоху Солона был принят закон, согласно которому мужчина не был обязан содержать престарелого отца, если тот в свое время не отдал его в обучение ремеслу). Таким образом, социальные функции С. обусловлены тем, что она выступает важнейшим механизмом: воспроизводства субъекта социально-исторического процесса; обеспечения преемственности в развитии культуры и цивилизации; поддержания бесконфликтного существования общества как интегрированной системы посредством адаптации индивида к социальной среде и имплицирования в содержание его сознания общезначимых норм легитимного поведения (идея "предупреждения нарушения общезначимых норм" выступает аксиологическим центром современных разработок в области пенологии: наказание рассматривается, в первую очередь, как средство социального контроля (И. Анденес, Н. Моррис, Э. Хирш). В рамках философской концепции С. были эксплицированы многие серьезные проблемы общеантропологического характера. Прежде всего, это проблема интерпретации самого феномена социальной адаптации: как приспособления биологического организма к условиям социальной среды (Фрейд с его базовой концепцией пансексуализма), как силового генеративного воздействия на человека внешней среды культуры (М. Мид, показавшая, что и подростковые конфликты, и стереотипы сексуального поведения порождены не возрастными или половыми особенностями индивидов, но "принципами культуры") или как комплексного процесса, фундированного как биопсихическими, так и социальными основаниями (Тард, Мид, Парсонс). Важнейшей проблемой, эксплицированной в рамках теории С, является проблема девиант-ного поведения. Конституирование внутри индивидуального сознания блока контроля, репрезентирующего нормы социальной легитимности и коллективные аспектации, с очевидностью деформирует автохтонность сознания, нарушая свободу его проявлений. Фрейдизм трактует это как почву для развития невроза (собственно, чем более человек культурен, т.е. чем более социокультурных ограничений стали для него имманентными, тем более он невротик), Парсонс - как основу формирования чувства неполноценности, возникающего в результате постоянного переживания индивидуальным сознанием оценочного отношения со стороны окружающих и, в конечном счете, себя самого. Особенно ярко это проявляется, по Парсонсу, в культурах западного типа с выраженным "достиженческим комплексом", основанном на "инструментальном активизме". Сопротивление сознания навязанному диктату "достиженческого" аксиологического комплекса осуществляется по двум направлениям. Во-первых, это индивидуальное девиантное поведение, т.е. поведение, оцененное в рамках аспектаций данной культуры как неприемлемое и подвергнутое стигмации или "клеймению" (Ф. Таненбаум, Д. Силвермен, Д. Уолш, П. Филмер). Второй формой сопротивления выступает формирование альтернативных официальной культуре периферических субкультур, ориентированных либо на переосмысление общепринятых норм (отказ от "культуры отцов" в идеологии "новых левых") либо на их тотальном отторжении (негативная идеология хиппи). В рамках чикагской школы символического интеракционизма поставлена проблема семиотического механизма С, в частности - проблема языка как "медиума" межличностного взаимодействия и средства интернализации социального стандарта; показано, что в ходе знаковой перекодировки ситуации меняется ее социальное значение, а, стало быть, язык может выступать средством "создания новых миров" с новым раскладом социальных ролей (Блумер, А. Стросс, Т. Шибутани). Айовской школой символического интеракционизма актуализирована проблема роли и статуса различных символических систем в процессе С. (Т. Портленд, М. Кун). В рамках "социодраматического подхода" к социальной реальности С. рассматривается как "становление актера" - процесс овладения "мастерством ношения маски" и "умения жить внутри сценария" (К. Берк, Гофман, X. Данкен). В настоящее время в исследовании проблематики С. наблюдается тенденция к комплексному междисциплинарному взаимодействию, взаимопроникновению подходов и методов, выработанных в рамках ее философского, социологического, социально-психологического и историко-этнографического анализа.