Ерофей хабаров краткая биография и открытия. Хабаров ерофей - исследователь приамурья

Биография Ерофея Павловича Хабарова

О ранних годах Ерофея Павловича Хабарова-Святитского мы знаем немного. Известно, что он родом из крестьянской семье. Родился и рос Ерофей где-то под Устюгом Великим. Молодой Ерофей со своим братом Никифором ходили на промысел пушного зверя на Таймыр. Пришлось ему заниматься и солеварением в Соли-Вычегодской. Поскитавшись по северу Европейской части России и северной части Западной Сибири, Хабаров перебирается в $1639$ году на Лену. Там он на протяжении семи лет продолжает заниматься пушным промыслом.

В $1639 $году Хабаров распахивает землю, выращивает хлеб. Построил мельницу, начинает торговлю хлебом. Большую прибыль ему приносит солеварение. В те времена соль была на вес золота. Но вскоре Хабаров впал в немилость у местного воеводы и угодил на некоторое время в острог. По выходу из острога он был разорен.

Первый поход Хабарова

В $1648$ году в Якутске сменился воевода. В марте $1649$ года к нему прибыл Хабаров. Он уже знал о трудном, но, в целом, успешном походе Пояркова. Поэтому Хабаров стал убеждать нового воеводу в необходимости новой экспедиции в даурские земли.

С разрешения воеводы, Хабаров набрал отряд из примерно $70$ человек. Воевода снабдил походников припасами, деньгами, хлебом и судами. А Хабарову было велено призвать даурских князей «под высокую государеву руку».

Хабаров осенью $ 1649$ года двинулся по Олекме и Лене на юг с целью дойти до Амура. Он перевалил через горный хребет Олекминсий Становик и добрался до реки Урки (первого на их пути притока Амура). Даурцы бежали от русских, не желая платить им ясак, и отошли в Китайские земли, оставив свои богатые селенья. Хабаров оставил «залогу» (гарнизон) из $50$ казаков в одном из таких брошенных селений – «Левкаевом городке». А сам в мае $1650$ года возвратился в Якутск за подмогой.

Замечание 1

Первый поход окончился, вроде бы, неудачей – не было добычи, покоренных народов. Но Хабаров привез чертеж даурских земель. Это была первая подробная карта этого края. Эти материалы активно использовались при создании карт Сибири во второй половине $ XVII$ века.

Второй поход Хабарова

По возвращении в Якутск, Хабаров сразу же взялся за организацию новой экспедиции. Он умышленно преувеличивал богатства Даурского края. К средине лета $1650$ года он выступил из Якутска во главе отряда из $160$ человек с пушками и припасами. Пройдя старым маршрутом, он воссоединился на Амуре с оставленным отрядом и захватил укрепленный город Албазин. Эта крепость стала опорой русских в освоении прилегающих земель и покорении местных племен.

Через некоторое время Хабаров двинулся вниз по Амуру. Поход сопровождался стычками с местными племенами дауров, нанайцев, маньчжуров. Узнав, что маньчжуры собрали большое войско, Хабаров отступил до Зеи. Там он перезимовал и послал отряды осваивать прилегающие земли, посылая в Якутск и Москву описания богатств здешних земель.

На завоеванные Хабаровым земли в августе $1653$ года прибыл новоназначенный воевода Дмитрий Зиновьев со $150$ казаками. Хабаров был арестован, а его добро конфисковано.

В Москве Сибирский приказ велел Хабарова освободить, а его вещи вернуть. Сам Хабаров собирался снарядить новый поход. Но неожиданно он исчез. Больше сведений о нем нигде не сохранилось.

Замечание 2

Неизвестно, где и когда скончался Хабаров. Но в честь этого отважного землепроходца и покорителя далеких земель назван самый большой город на Амуре – Хабаровск (центр Хабаровского края), а на железной дороге есть станция под названием Ерофей Павлович.

Итоги походов Хабарова

Можно по-разному относиться к методам Хабарова. Но не будем скидывать со счетов специфику того времени. Хабаров проявил себя умелым организатором и командиром. Он сумел завоевать обширные земли Приамурья, составил подробные чертежи освоенных земель и пройденных маршрутов, описал богатства Амурского края. Основав несколько укрепленных городков, Хабаров создал предпосылки для укрепления России на Дальнем Востоке.

Дата рождения: 1603 года
Место рождения: Архангельская область, Россия
Дата смерти: 1671 года
Место смерти: Братск, Россия

Ерофей Павлович Хабаров – русский путешественник.

Ерофей Хабаров был рожден около 1603 года в Котласском районе Архангельской области, хотя многие историки до сих пор ведут спор о происхождении Ерофея.

В 1625 году Хабаров ушел в первый поход на Сибирь. Его путь лежал из Тобольска на Таймыр.

В 1628 году продолжал экспедицию, был ее главой и пришел на реку Хету.

В 1630 году совершил сплав из Мангазеи в Тобольск.

В 1632 году остановился на стоянку вверху течения Лены и скупал пушной мех.

В 1639 году совершил открытие соляных источников. Там же в устье реки Куты он осуществил постройку небольшого заводика по выварке соли. Сейчас на этом месте находится город Усть-Кут.

В 1641 году осуществил постройку мельницы. Это был в устье реки Киренга, районом заведовал воевода Петр Головин, с которым у Ерофея произошел конфликт – он отказывался увеличивать объем урожая на нужды воеводы. Тогда Головин распорядился посадить Хабарова в острог, а сам забрал все его вещи и имущество.

В 1648 году Головина сменил Францбеков. Который выпустил Хабарова из-под ареста и утвердил его на поход в даурские земли. Кроме того, он снарядил Хабарова необходимым оружием, деньгами в кредит и выделил ему отряд казаков.

В 1649 году начался поход Хабарова из Якутска по Лене. В его отряде было 70 человек, и путь их продолжался через Амур до даурского города Албазино.

В 1650 году пришлось вернуться в Якутск, так как оружие и деньги закончилось. К тому же нужны были дополнительные люди для завоевания даурцев. Плюс Хабаров привез подробный отчет о своем плавании.

Осень 1650 года Хабаров продолжил сплавляться по Амуру и одерживать победы над даурцами. Заслугой Хабарова стало принятие русского подданства населения тех земель.

В 1651 году составил подробную карту Амура и начертил ее схему. Тогда же ушел вверх по реке, так как его отряд стал слишком мал для оказания сопротивления даурцам.

В 1652 году соединился с помощью из русских завоевателей, но им пришлось отступить, так как на них надвигалось войско маньчжуров из 6 тысяч человек.

В апреле 1652 года встретил отряд казаков из Якутска, которые везли с собой большие припасы оружия. Отрядом руководил Чечигин, он же сообщил Ерофею, что выслал им на помощь небольшой отряд для соединения с ними, но встреча не была осуществлена – пути разошлись.

Чечигин намеревался плыть вниз для онаружениятого отряда, но Хабаров хотел продолжать путь вверх по течению. Часть отряда Хабарова воспротивилась этой идее, и он потерял 136 людей, поплывших назад во главе с Поляковым.

Эта часть отряда приплыла в итоге в гиляцкую землю и построила там острог. Хабаров не смирился с потерей людей и приплыл за ними, чтобы перезимовать и взять их острог силой. Поляков не верил, что Хабаров возьмет их штурмом, но когда было убито 12 человек, сдался и подписал с Ерофеем мирное соглашение о прекращении насилия. Тем не менее, самого Полякова и других зачинщиков Хабаров наказал, заковал, а острог сжег.

В 1653 году на смотр отряда Хабарова приезжает дворянин Зиновьев из Москвы, которому недовольные властью Ерофея казаки нажаловались на него и оклеветали. В результате Хабарова сняли с должности начальника отряда, арестовали и отправили в Москву.

В 1654 году по прибытии в Москву Хабарова начал судить, но пришли к мнению, что его незаслуженно обидели, его оправдали.

В 1655 году Хабаров направил прошение царю, в котором указал все свои заслуги по освоению даурских земель. В результате прошения Алексей Михайлович дал Ерофею чин боярина и отправил управлять его Усть-Кутской волостью.

В 1657 году Ерофей прибыл в Тобольск, где вновь попросил войско у тогдашнего воеводы с целью строить города и осваивать земли на Амуре. Доподлинно неизвестно, чем закончилось это прошение, равно как и судьба Хабарова.

Известно было только, что остаток жизни Хабаров провел в Усть-Киренге, где и был похоронен по слухам.

Достижения Ерофея Хабарова:

Освоил земли по течению Амура и принял коренные народы Амура в русское подданство
Составил карту Амура

Даты из биографии Ерофея Хабарова:

1603 год – родился
1625 год – первое путешествие
1649 год – завоевание даурских земель
1655 год - получил чин боярина
1671 год - скончался

Интересные факты Ерофея Хабарова:

В его честь назван город Хабаровск, поселок и жд станция, многие улицы в России, самолет, теплоход и арена для хоккея
Ему построен памятник в Хабаровске
В 1850 году был снят художественный фильм о путешествии Ерофея
Оставил после себя троих детей

Ерофей Павлович Хабаров родился предположительно в Котласском районе Архангельской области в 1603 году. Доподлинно его место рождения неизвестно. Историки называют несколько деревень, где мог родиться великий русский путешественник: деревня Святица, село Курцево и село Дмитриево. Наиболее популярной является версия о появлении Хабарова на свет в селе Дмитриево Вотложемской волости. Разлив Северной Двины смыл село, и вся семья переселилась в деревню "Святицы". От названия деревни Хабаров получил впоследствии прозвище"Святитский".

Мать и отец Ерофея были крестьянами. Он сам долгое время занимался земледелием. В те времена крестьянские дети не имели права и возможности получать образование, поэтому работали только на земле. Однако Ерофей не переставал мечтать о путешествиях и лучшей жизни за Уралом. В 1625 году он оставил свою семью и хозяйство и отправился вместе с другими зажиточными крестьянами, казаками и рыболовами искать приключений за Каменный пояс.

Путешествия Е. П. Хабарова

В 1628 году Ерофей вместе с братом Никифором переходит Сибирь и останавливается на Енисее. Здесь он начинает развивать новое хозяйство, занимается рыболовством, лесными промыслами и землепашеством. Земля давала хороший урожай, и чтобы расплатиться с долгами семьи, Ерофей создает торговое хозяйство. Несколько лет Ерофей Павлович служил в Енисейске, а затем решил вернуться в родную деревню. Но его планам не суждено было сбыться.

В 1632 году братья вновь отправляются в путешествие по Сибири и осваивают территории в районе реки Лены. Хабаров стал заниматься пушным промыслом, выращивать хлеб и торговать им. Через пару лет в устье реки Керенги, Ерофей освоил новую территорию, построил дом и мельницу. Хозяйство Хабарова стало приносить огромный доход. Но его богатство не нравилось воеводе Петру Головину. Сначала тот просто увеличивал размер налога, а затем и вовсе отобрал мельницу и земли и посадил Ерофея в тюрьму. Освободился Хабаров лишь в 1635 году.

Экспедиция в Даурию

Ерофей Хабаров не любил долго оставаться на одном месте, поэтому как только услышал о природных богатствах Даурии, решил отправиться в новую экспедицию. К этому времени Ерофей становиться довольно крупным предпринимателем, и старается увеличить собственный капитал. Из-за того, что Головин отобрал у Хабарова все хозяйство и деньги, самостоятельно собрать экспедицию он мог. Ерофей обратился к новому воеводе Дмитрию Франценбекову, расписав ему все достоинства будущего похода. Воевода выделил ему и участникам путешествия необходимы деньги.

С 1649 по 1653 год Хабаров с небольшим отрядом путешествовал по реке Амур. Эта экспедиция дала Хабарову возможность проявиться себя как великого картографа. Он создал подробную карту "Чертеж реки Амур", которая стала наглядным пособием для географов. Во время похода по Амуру русские громили города и деревни, забирали все вещи и продукты.

Казаки, которые были в составе отряда Хабарова, написали челобитную государю, в которой рассказали о действиях Ерофея Павловича. В 1653 году Хабарова вызвали к царю для разбирательства его действий. Однако после донесения Ерофея, его оправдали. Указом царя Алексея Михайловича Ерофей Павлович Хабаров был возведен в чин сына боярского и отправлен в Усть-Кутский острог. Здесь закончилась карьера путешественника Хабарова.

О личной жизни и семье самого Ерофея Павловича ничего не известно. Нет даже точных данных о времени и месте смерти путешественника. По данным словаря Брокгаузена и Евфрона, могила Хабарова находиться в городе Братске Иркутской области с 1671 года.

Ерофей Павлович Хабаров оставил большой след в истории России. Его заслуги в открытии и освоении новых земель Приамурья еще долгое время будут в памяти народа.

Ерофе́й Па́влович Хаба́ров-Святи́тский (ок. , Сольвычегодск , Великоустюгский уезд - ок. , Братский или Усть-Киренгский острог) - русский землепроходец ; происходил из крестьян из-под Великого Устюга . Продолжатель дела Еналея Бахтеярова и Василия Пояркова по освоению Приамурья .

Биография [ | ]

Родился в деревне Дмитриево Котласского района Архангельской области . Деревню смыло разливом Северной Двины , и семья вынуждена была переселиться в деревню Святица. По названию этой деревни получил прозвище «Святитский» .

Укоренившаяся в литературе «основная» фамилия - на самом деле родовое прозвище. «Хабар - пишет В. И. Даль, - старинное русское слово, означавшее удачу, везение, счастье, прибыток, барыш, поживу» . Оно могло принадлежать отцу Ерофея Павловича.

В связи с накопившимися на родине долгами, Хабаров оставил свою семью и отправился в Сибирь вместе с братом Никифором, осев на реке Лене , где первоначально занялся торговлей и звериным промыслом.

Сибирская деятельность Хабарова Даурские походы Судебное разбирательство Дальнейшая судьба

Согласно другим источникам, последние годы жизни провёл в Усть-Киренгском остроге на реке Лене (ныне город Киренск Иркутской области) , вследствие чего в Киренске широко распространено мнение, что могила Ерофея Хабарова находится именно в этом городе .

Оценки деятельности [ | ]

Его взгляды разделяет современный красноярский краевед Владимир Бахмутов, указывающий на то, что и Хабаровск был назван по поселению Хабарово, а вовсе не в честь Е. П. Хабарова, имя которого впервые безосновательно связал с названием города известный этнограф С. В. Максимов .

Память [ | ]

Именем Хабарова названы:

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. - СПб. , 1907-1909.
  2. Казачья сотня. Краткие биографии ста деятелей казачества на поприще военной и гражданской службы, науки, литературы и искусства в XXI - ХХвв. Выпуск 1. - Москва: Воениздат, 1996. - Т. 1. - С. 14-15. - 280 с. - ISBN 5-203-01820-0 .
  3. // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. - М. , 1896-1918.
  4. Что нужно знать о Ерофее Хабарове
  5. Версия о том, что Хабаровск назвали так не в честь Хабарова, а от слова «хабар» - удача
  6. Открытие Охотского моря, бассейна Амура и прохода из Ледовитого в Тихий океан.
  7. Вадим Тураев, «О характере купюр в публикациях документов русских землепроходцев XVII века» Архивировано 30 декабря 2004 года.
  8. Ачанский острог Хабарова располагался на левом берегу протоки Серебряная вблизи озера Болонь , в наст. время возле этого места находится нанайское село Ачан Амурского района Хабаровского края .
  9. Ostrog.ucoz.ru - Степан Васильев сын Поляков
  10. Biografija.ru - Хабаров Ерофей Павлович
  11. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Для наших современников крайне интересен духовный мир людей великих, а знание их полных биографий подчас проливает свет на многое, становятся понятными побудительные мотивы действий и поступков, и в тоже время ясно одно, что мы всё ещё недостаточно внимательны к своим предкам, первооткрывателям, первопроходцам, устроителям земли русской.

Имена Ивана Москвитина, Василия Пояркова, Ерофея Хабарова, Федота Попова, Семена Дежнева, Михаила Стадухина, Владимира Атласова, людей возглавлявших движение русских на Восток, в результате которого Дальний Восток был присоединен к России, известны мировой исторической науке. Но как часто совершенно поразному оценивается их деятельность.

На привокзальной площади города Хабаровска высится памятник землепроходцу Ерофею Павловичу Хабарову, чье имя носит город. Установлен памятник в мае 1958 года в связи со 100-летием города. Автором памятника является скульптор А. Мильчин, долгие годы проживший на берегах Амура.

Имя Ерофея Хабарова./Ярофея, Ярко/ занимает особое место в истории Сибири и Дальнего Востока, так как в его разносторонней деятельности сконцентрированы многие, если не все, оттенки понятия "землепроходец". А это накладывает отпечаток и на оценку Хабарова, как исторической личности.

В книге Игоря Забелина «Встречи, которых не было» мы можем выделить такие строки: "Позднее я прочитал отписки Хабарова, помещенные в "Дополнениях к Актам историческим", и они мне определенно не понравились. Среди многих, кто путешествовал и воевал в ХУП веке в Сибири и на Дальнем Востоке, Хабаров - единственный в своем роде "законченный" конкистадор, он не сродни Москвитину или Шелковнику, Филиппову, Федоту Попову или Дежневу, и, как таковой, он мне не интересен. Я твердо решил, что ничего писать о нем не буду, и не собираюсь нарушать принятое решение".

В статье корреспондента хабаровской газеты "Тихоокеанская звезда" А.Чернявского "По следам Хабарова" мы читаем: " Исследователи отмечают такие качества личности Хабарова, как честность, наблюдательность, сметливость, предприимчивость, упоминают о его грамотности... Человек прямой, честный, горячий, он мог не поладить с воеводами, чиновниками, и те чинили ему препятствия..."

Кто же прав? Итак, обратимся к биографии и жизнедеятельности Ерофея Павловича, помня, что немногие из хабаровчан знают о житье-бытье этого человека.

Дата рождения его точно неизвестна. Считают, что родился около 1610 года. Профессор М.И. Белов полагал, что предпочтительнее считать родиной деревню Дмитриево Устюжского езда /Нюксенский район Вологодской области/. Но поскольку его отец Павел Хабаров и брат Никифор жили в деревне Ленивицы Сольвычегодского уезда, то вряд ли следует предполагать, что отец уехал из Дмитриево, оставив там Ерофея.

До первого похода в Сибирь Ерофей Хабаров с семьей жил в Сольвычегодске. В 1628 году ходил в Мангазею с братом Никифором. Мангазейский острог стоял на роке Таз в 180 км от устья. Оттуда Хабаров ушел на Пясину, где был целовальником, собирал пошлину.В 1630 году он возвратился из Мангазеи и в начале 1631 года отправился в Москву, где передал челобитную на имя царя с жалобой на действия воеводы Григория Ивановича Кокорева, который поссорился со вторым воеводой Андреем Федоровичем Палицыным. Дело доходило до вооруженных стычек. Хабаров принял сторону Палицына, и по этой причине взялся передать жалобу в приказ Казанского дворца, ведавшего делами Сибири. Этот случай указы¬вает на активную жизненную позицию молодого Хабарова, не побоявшегося принять участие в воеводской сваре.

В 1631 году вновь с братом Никифором и племянником Артемием Филипповичем Петриловским уходит в Сибирь и оказывается на реке Енисей вблизи устья реки Тиса. Следует сказать, что брат и племянник пройдут с Ерофеем через всю Сибирь и Приамурье.
На Енисее Ерофей Павлович занялся землепашеством, но решил идти дальше на восток. Нанял 27 работников-покрученников и отправился на Лену в 1632 году.

Сначала в 1639 году обосновался на устье реки Куты, ныне населенный пункт Усть-Кут. Не будем забывать, что в 1632 году знаменитый землепроходец Петр Бекетов основал Якутский острог. Как видим, Ерофей с братом и племянником в первом эшелоне покорителей далеких земель. В 1639 году Хабаров основал впервые в Ленском крае соляные варницы. Доставка на Лену соли до тех пор была весьма тяжким делом. А в следую¬щем году он закладывает основы землепашества в Якутии, и к 1641 году уже имел 26 десятин. Это был первый, и к тому же успешный опыт выращивания хлебов русскими в столь суровом крае.

Первые якутские воеводы П.П.Головин и М.Б.Глебов, выполняя царский наказ о заведении государственной пашни в Ленском крае, ничего не нашли лучшего как конфисковать у Хабарова пашни и соляные варницы. Но соляные варницы Хабаров успел продать Семену Андреевичу Шелковнику, тому самому, который в 1647 году основал Охотский острог /погиб там же в 1648 году/.

В 1641 году Хабаров поселился в устье реки Киренги, основал там селение, позднее названное Хабаровкой. С помощью наемных людей распахал 60 десятин /I десятина = 1,09 га/. В 1642 году продал 900 пудов хлеба. Мало это или много можню определить из соотношения годового денежного содержания пешего казака, равного 5 рублям, и стоимости одного пуда хлеба от 5 до 10 и иногда до 15 рублей. Стоимо¬сть одного соболя была 2 рубля 50 копеек. Хабаров стал хлеботорговцем. В дальнейшем в челобитных он называл себя торговым человеком.

Власть предержащие всегда находят способы прижать неугодного им человека, и в 1643 году якутский воевода отобрал все владения Ерофея Павловича под предлогом того, что тот отказался принять на поселение рядом с собой четырех украинских ссыльных. При аресте у Хабарова было конфисковано 3000 пудов хлеба. Из тюрьмы Хабаров был выпущен в конце 1645 года.

Хабаров знал о походах Ивана Москвитина на берег Охотского моря /на Ламу/, атамана Максима Перфильева в 1609 и письменного головы Еналея Бахтеярова в 1641 году в верховья Витима, а также о походе на Амур письменного головы Василия Даниловича Пояркова, начатого в 1643 году и закончившегося в 1646 году.

При движении к новому месту службы новый якутский воевода Дмитрий Андреевич Францбеков на зимовку в 1648 остановился в Илимском остроге. К нему 6 марта 1649 года обратился с челобитной Ерофей Хабаров. Он писал, что знает путь по Олекме на Амур, который много легче, чем тот, которым ходил Поярков, и просил отпустить с ним 150 человек, обязуясь снарядить их за свой счет и принести "прибыль великую" русскому царю.

Воевода был знаком со сведениями, полученными казаками в верховьях Витима, что на Витиме живет даурский князец именем Ботога и у него рубленые юрты, много скота и серебра. Серебро он покупает на реке Шилке у князьца Лавкая. От Ботоги на реку Шилку всего три с половиной дня волоку. И если дауры князьца Ботоги конные, то на Шилке много даурских пашенных людей, и хлеб там выращивают такой же как на Руси. А на устье реки Уры /Урки/ есть гора с серебряной рудой, из которой и плавят серебро. Это серебро расходится по многим улусам, его покупают на соболей. Особенно подчеркивали казаки, что на Шилке много хлеба.
Итак, хлеб, серебро и соболя - то, что было в течении многих лет побудительным мотивом к движению вперед, за горизонт.

Воевода согласился отпустить Хабарова во главе группы добровольцев в Даурскую землю, ссудив его деньгами и выдав из государевой казны оружие, порох, свинец. Хабарову не удалось собрать 150 человек, с ним согласились пойти только 70. На их снаряжение Ерофей Павлович израсходовал 3500 рублей, подписав на себя кабальные обязательства. Часть людей была набрана в Илимске, и отряд в марте 1649 года выступил в поход, остальные присоединились к нему в Якутске. Осенью вышли из Якутска. К морозам добрались до устья реки Тугир /ныне Тунгир/. Здесь прожили до середины зимы и в январе 1650 года на нартах пошли вверх по Тугиру и перевалили через Олекминский Становик. Весной добрались до Урки. Убедившись, что для проведения задуманного предприятия сил недостаточно, с партией из 20 человек Хабаров возвратился в Якутск, прибыв, туда 26 мая. Он привез чертеж Лавкаевой земли и доложил о походе. Его рассказ увлек многих. Добровольно согласились идти с ним 117 человек. Воевода выделил 21 служилого во главе с Терентием Чичегиным. На снаряжение отряда Е.П.Хабаров затратил 4000 рублей. Он выдавал деньги на прокормление вперед на три года. Документы показывают, что бывший землепашец значительную часть этой суммы занял с условием возврата с процентами.

Воевода назначил Хабарова приказным человеком Даурской земли, то есть официально признал государственное значение экспедиции. Одновременно в Москву был направлен обстоятельный отчет, в котором сообщалось следующее: " А будет, изволишь ты, государь, послать на князя Бокдоя своих государевых ратных людей, и надобно, государь, ратных служилых людей тысяч с шесть...А только, государь, они, даурские князцы, тебе, государю, учинятца сами своею волею покорны или твоею государевою грозою под твою государеву высоку руку приведены будут, и заведутся тут в Даурской земле пашни, и тебе, государю, будет прибыль большая, бо и в Якуцкой, государь, острог хлеба присылать будет ненадобно, потому что де из Лавкаева города с Амура реки через золок на Тугир реку в новый острожек, что поставил Ярко Хабаров, переходу только со сто верст, а водяным путем из того Тугирского острожку на низ Тугирем рекою и Олекмою и Леною до Якуцкого острогу поплаву на них только две недели, а чаять, государь, что Даурская земля будет прибыльнее Лены, а сказывал он, Ярко, нам, холопем твоим, что и против всей Сибири будет место в том украшено и изобильно".

Следует обратить внимание, что основной целью присоединения Даурской земли здесь определено заведение пашен, возделывание хлебов, а не грабежу туземного населения, как очень часто пытаются изобразить иностранные историки побудительные мотивы движения русских в восточном направлении.

Осенью 1650 года Хабаров прибыл на Амур и встретился со своими соратниками, которые построили острожек неподалеку от городка Шилгиноя, зятя князца Лавкая после неудачного штурма.
Узнав о прибытии нового отряда, дауры бежали из пяти крепостей, которые хабаровцы называли городками. В первых двух было по пять башен, в третьем - четыре, в четвертом - три и в пятом четыре башни, вокруг всех городков были рвы, из них вели тайные ходы к воде и имелись подлазы. В некоторых литературных версиях прихода Хабарова на Амур рассказывается о штурме городка Албазы. Этого не было. Хабаровцы нашли в брошенных крепостях много продовольствия. Позднее, оценивая ситуацию, Хабаров говорил, что брать боем эти крепости было бы крайне трудным делом.

Укрепив ещё более Албазин, русские прожили в нем до лета 1651 года. В течение зимы, имея базу в Албазине, совершали походы вверх и вниз по Амуру, но на незначительные расстояния. К этому периоду относится возникновение русского зимовья на Устъ-Стрелке.

В этот период Хабаров думал, как выполнить задание воеводы Францбекова по приведению в русское подданство князя Богдоя, то есть Богдохана - главу государства Маньчжоу. В наказной памяти от 9 июля 1650 года воевода требовал, чтобы «князь Богдой с родом своим и с племенем и со всеми улусными людьми был под государевою нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси высокою рукою в холопстве».

Приведенный отрывок свидетельствует о том, что в Якутске слабо представляли политическую обстановку на востоке.
К югу от Амура в ХУ1 веке окрепли племенные объединения чжурчженей цзяньчжоу, ожень и хайси. Племена цзяньчжоусской ветви объеданились под руководством Нурхаци /родился в 1559 году на реке Ялу в Корее/ и покорили соседние племена. В 1585 году Нурхаци был избран ханом. Нурхаци ненавидел китайцев и в 1617 году опубликовал "Семь причин ненависти к Китаю". Он объявил войну Китаю. В 1625 году маньчжурские войска овладели городом Мукден, в котором Нурхаци основал столицу, объявив прилегающие земли исконно маньчжурскими, и через два года умер.

Его сын Абахай, унаследовавший власть, в I635 году издал указ, в котором предписал племена маньчжоу, хада, ула, ехэ и хойфа впредь считать маньчжурами и государство называть Маньчжоу. В 1636 году, разгромив южномонгольское Чахарское ханство Лигдана, Абахай собрал съезд южномонгольских ханов и на этом съезде провозгласил себя Великим ханом Монголии - Богдоханом. Свою династию он назвал Цин /Чистая/.

В 1639 и 1640 годах маньчжуры вели опустошительные войны против солонов, монголоизированного племени эвенков, жившего по правому берегу Амура против устья реки Зея. Маньчжуры нанесли поражение солонскому князю Бомбогору. В донесении Богдохану маньчжурские командующие Самшика и Сохай указывали, что ими захвачены в плен 3154 мужчин, 2713 женщин.и 1819 малых детей, а также захвачены 424 лошади и 704 коровы и быка. Поскольку у маньчжуров постоянно существовала нехватка воинов для борьбы с Китаем, то захваченных в плен солонов они переселили к югу и включили в свои войска в качестве воинов или работных людей. Некоторой части солонов удалось бежать в район реки Хайдар.

В этот период в Китае существовала династия Мин /Светлая/, но в 1644 году она была уничтожена мятежниками под руководством пирата Ли Цзычена, захватившими столицу Пекин. Но пирату не удалось воссесть на трон. Китайские военачальники обратились к своим заклятым врагам - маньчжурам за помощью. Войска маньчжуров под руководством дяди малолетнего императора вторглись в застойный Китай. Доргонь разбил мятежников, подверглись избиению и те, кто попросил помощи.

Воспользовавшись моментом маньчжуры обратили войска на завоевание Китая, но на это потребовалось около сорока лет. Против захватчиков в южных провинциях Китая велась ожесточенная борьба.

Как видим, обстановка была сложной. Племена Приамурья оказались между двумя могучими государствами. И, конечно, Хабаров имевшимися силами не мог выполнить, наказ воеводы - привести под государеву руку маньчжурского Богдохана.
2 июня 1651 года Хабаров из Албазина начал поход по Амуру. 3 июня прошли мимо сожженного городка князьца Дасаула. Через два дня к вечеру подошли к городку-крепости Гуйгудара. Князьцы Гуйгудар, Олгемза и Лотодий встретили хабаровцев боем. Бой длился всю ночь.

Применение пушек, пищалей и мушкетов обусловило победу русских. Были убиты 861 даур, захвачено в плен 243 женщины, 118 детей. Казакам досталось 237 коней, 113 коров и быков. Спаслись бегством только 15 человек.

Здесь впервые русские увидели маньчжуров, которые перед боем на конях выскочили из городка и ездили по полю в течение сражения, но участия в нем не приняли. На следующий день представитель маньчжуров встретился с Хабаровым, но уровень языкового общения был весьма низким, так как переводчика с маньчжурского языка не было, пользовались услугами жанщины-ясырки, которая с трудом истолковывала отдельные слова. Удалось выяснить, что "царь" Шамшакан не велел им драться с казаками. Хабаров дал представителю богдойцев подарки и «отпустил его Богдойского мужика честно в свою Богдойскую землю».

В захваченных городках хабаровцы прожили шесть недель, посылая к даурским князьцам Дасаулу, Банбулаю, Шилгинею и Албазе представителей с предложениями покориться и поклониться русскому государю, но дауры не желали покоряться неведомо откуда взявшемуся владыке. Прожив ещё неделю, Хабаров приказал подобрать коней, погрузить их на дощаники и, распределив людей на судах, вновь поплыли вниз по Амуру. До Банбулаева городка плыли два дня /находился вероятно около Кумары/. Городок оказался пуст, все жители сбежали. О страшной битве в Гуйгударовой крепости, конечно, знали. В улусах Банбулая хабаровцы узнали, что напротив устья реки Зея находится Кокорев улус /вероятно современный населенный пункт Чанфатунь/, а за тем, проплыв три улуса, стоит город, который крепили всей Даурской землей. Живут там князь Туронча, да другой князь Толга и Омутей. Земли вверх по Зое принадлежат даурскому князьцу Олпелу. От Банбулаева городка до крепости Турончи совершили своеобразный бросок, до устья Зея плыли два дня и ночь и к вечеру третьего дня оказались под стенами крепости. Городок оказался почти пустым и был взят без боя, так как князцы Туронча, Толга и Омутей пьянствовали в ближайшем улусе, Хабаровцы поспешили туда. Омутей успел убежать, вскочив на коня. Туронча и Толга отстреливались из юрты. После уговоров сдались. Их отвели в городок, где уже находилось захваченных 100 мужчин и 170 женщин. От Турончи узнали, что под его властью находится около 1000 луков /то есть воинов/. Он согласился быть в подданстве русского царя и ежегодно платить ясак. Через посланника Туронча приказал прибыть в крепость Омутею и всем «лутчим» людям. Прибыло около 300 человек.
«И я приказной человек, по государеву указу, того Турончу и с
братьями, и Толгу, и Омутея с братьями, их князей и лутчих людей
Балуню, и Аная, и Евлогоя и всех улусных людей и весь род их к
шерти /присяге, - Г.Л./ привели на том, что быть им под государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси высокою рукою в вечном ясачном холопстве на веки...»

Даурские князьцы предлагали за каждую ясырку /женщину, оказавшуюся в плену у казаков/ от 40 до 100 рублей /в пересчете, разумеется на различные товары и соболей/, чтобы Хабаров отпустил их из города. Посоветовавшись со служилыми и вольными казаками, он принял решение отпустить всех без выкупа. Бот выдержка из отписки Хабарова: "... и они жили в тех своих улусах у го¬рода с нами за един человек, и корм нам привозили и они к нам в город ходили безпрестанно и мы к ним тож ходили".

3 сентября толмач Костка Иванов, прибывший к Хабарову от атамана Галкина с Байкала, ходил в улус к даурам и прибежал оттуда, сообщив, что еле спасся, так как его захватили в плен и не хотели отпускать. Допросив находившхся в аманатах Толгу, Турончу и других, Хабаров убедился, что дауры решили изменить присяге. Было принято решение плыть дальше вниз по реке. Толга спрятанным ножом нанес себе несколько ранений, стараясь покончить жизнь самоубийством. Толгин городок сожгли, чтобы крепости более не существовало. 7 сентября погрузились на суда и двинулись вперед.

За четыре дня доплыли до Хинганских щек. Здесь встретили народ, который хабаровцы назвали гогулями. Два дня и ночь плыли мимо гор. На отрезке от Хингана до Сунгари насчитали 21 улус, все улусы были многолюдны. В последних улусах взяли пленных и ясак. Путь до Сунгари они проделали в два дня. Около устья Сунгари было два больших городка. Взяли с боем.

От Сунгари /Шингала/ плыли 7 дней мимо земель заселенных дючерами. Улусы были многолюдными и их было много. Земли были пахотные. Много скота.

В один из дней приплыли к месту, где "стоит на правой стороне на Камени улус велик гораздо, и с того места люди пошли имя Ачаны, и с того места и до моря место не пашено и скота нет, а живут все рыбою".

Поскольку речь идет о горах, то не исключено, что имелась ввиду местность вблизи Хабаровска, может быть, Хехцир. Поход продолжался.

29 сентября на левой стороне увидели большой горподок, который был хорошо укреплен. Взяли его с боем. Решили здесь зимовать. Городок назвали Ачанским.

Определить местоположение этого городка, где провели хабаровцы зиму 1652 года, пытались многие историки и археологи. Указывали его вблизи устья реки Уссури, на мысе Джаори вблизи Троицкого, но при этом забывали, что городок был на левой стороне, а не на правом берегу.

На протяжении ряда лет Приамурское Географическое общество проводило экспедиции, пытаясь определить местоположение Ачанского городка. Можно считать, что городок находился на мысе Кадачан у выхода протоки из озера Болонь. На это место указывал и историк Б.Л. Полевой по результатам исследования старинных документов. Правда, нельзя согласиться с его рассуждениями при попытке объяснить этимологию названия Мунгу-Хонгко, горы около озера Болонь /в прошлом называлось Оджал, Очжал/, как "Серебряная Гора". При этом он ссылался на наличие в горе, мышьякового колчедана, который яко бы принимался туземцами за серебро.

Мунгу-хонгко переводятся с маньчжурского языка как "Желтый насыпной холм" или же "Желтая насыпь". Раскопки на холме показали, что там были три оборонительных насыпных вала. Это вполне соответствует названию. Почему же так интересует исследователей местоположение Ачанского городка?
Дело в том, что там происходили весьма значительные события. Всего через восемь дней после расположения хабаровцев в Ачанском городке, 8 октября 1651 года на них напали объединенными силами ачаны и дючеры численностью около 800 человек. Хабаровцев было всего 106 человек, так как половина ушла на двух судах на заготовку рыбы. Тем не менее русские одержали победу, убив 117 человек нападавших. Среди же казаков был всего один убитый, Никифср Ермолаев, и пятеро ранено.

Ачани и дючеры начали платить ясак.

24 марта 1652 года на Ачанский городок обрушилась воинская маньчжурская сила. Маньчжуры, видя, что русские укрепляются на Амуре, решили нанести поражение отряду Хабарова и тем самым обусловить подчинение себе племен Приамурья.
Против 206 человек воинства Хабарова было более двух тысяч маньчжуров, дючеров и дауров. В ходе ожесточенного сражения русские одержали победу. Маньчжуры оставили на поле боя тела 676 погибших воинов. Казакам достались богатые трофеи: 830 лошадей, хлебные запасы из обоза, 17 скорострельных пищалей, 2 пушки, 8 знамен. Скорострельными пищали были потому, что были соединены по три-четыре ствола вместе.
Отряд Хабарова потерял в бою 10 человек убитыми и 78 ранеными.

Родо-племенная верхушка народов Приамурья поняла, что процесс присоединения этих земель к Руси необратим. Начал поступать регулярно ясак.

Весной, 22 апреля 1652 года Ерофей Хабаров оставил Ачанский городок и начал подниматься вверх по Амуру. К этому времени Терентий Чечигин и Артемий Петриловский уже возвратились из Якутска на Амур, набрав там 110 "охочих казаков" и 27 служилых людей. Не застав Хабарова в Албазине, они провели зиму в Банбулаевом городке, где брали ясак. Чечигин приказал Ивану Нагибе с 26 казаками отправиться на поиски Хабарова. Нагиба не нашел отряда Хабарова, где-то расплылись между многочисленных островов вблизи устья Шунгала /Сунгари/.

Возвратиться обратно к Чечигину отряд не мог, так как слишком много пришлось выдержать стычек с немирными туземцами. Доплыли до моря. По морю двигались вдоль берега, но струг был неприспособлен для морского плавания. Судно затерло льдами. Отряд Нагибы выбрался на берег, питались выброшенными на берег дохлыми моржами и тюленями. Потом сделали некоторое подобие судна и вновь поплыли. Добрались до устья реки Учальды. Время было осеннее. Дождавшись зимнего пути, 15 декабря 1652 года на нартах пошли через горы и спустя 4 недели вышли на реку Тугур, где нашли гиляцкое стойбище. Взяли ясак в 78 соболей, Здесь прожили до лета. 30 июня 1653 года Иван Нагиба, Иван Михайлов, Павел Степанов, Федор Спиридонов и Степан Дмитриев поплыли вниз по реке. Выйдя в море, четыре недели двигались вдоль берега, а затем 4 дня поднимались вверх по реке Нангтары /ныне название утрачено/ к югу от залива Аян.

Пешком перевалили чероз хребет Джугджур и вышли на реку Ватангу /ныне Ботомга/. По Ватанге сплыли на Маю, а затем по Алдану на Лену, и 15 сентября 1653 года наконец добрались до Якутска. Здесь немедленно организовали смену товарищам, оставленным на Тугуре. Так возникло Тугурское зимовьем.
Поход Нагибы ознаменовал проход русских от верховья до истоков батюшки-Амура, сомкнул кольцо с походом Ивана Москвитина 1639 - 1642 годов и на значительном участке Амура повторил экспедицию Пояркова.

Встреча отрядов Хабарова и Чечигина произошла вблизи от Хингана. Терентий Чечигин имел задачу от воеводы, сдав Хабарову людей и привезенные порох и свинец, с десятью человеками отправиться в посольстве к Богдохану - для приведения того в русское подданство. Дауры и дючеры отказались провести посольство к Богдохану, а потом в результате предательства крещенного татарина Урусова, перешедшего на службу к маньчжурам, посольство было убито туземцами.

I августа 1652 года у устья реки Зея состоялся своеобразный казачий сход, на котором обсуждался вопрос, где ставить острог и проводить зиму. Частые переезды, постоянные стычки с туземными племенами не позволяли заняться промыслами, земледелием, торговлей. Зревшее недовольство деятельностью Хабарова прорвалось наружу. Предводительствуемые Степаном Поляковым и толмачом десятником Константином Ивановым часть служилых и вольных казаков, общим числом в 136 человек, захватив знамя, запасы пороха и свинца, несколько пушек, на трех дощаниках поплыли вниз.

Хабаров был вынужден плыть за ними. 30 сентября догнал бежавших в построенном ими остроге, осадил его и в середине октября, уговорив многих из бунтовавших, взял острожек. В феврале сжег его, а сторонников Полякова и Иванова жестоко наказал, приказав бить кнутами и батогами. От этого несколько человек скончались.

Перезимовав в низовьях Амура, в мае 1653 года, Хабаров поплыл вверх по реке. 25 августа он встретился около устья реки Зея с московским дворянином Дмитрием Ивановичем Зиновьевым, пришедшем туда с 330 служи¬лыми и "охочими людьми".
Зиновьев был послан царским правительством для ознакомления на месте возможности административного устройства присоединенных территорий. В Москве сначала планировалось послать трехтысячное войско под командованием князя И.Лобанова-Ростовского, но мероприятие это по ряду причин не состоялось. Д.И.Зиновьев сначала вручил хабаровцам награды. Хабарову был вручен золотой червонец, служилым - новгородки /серебряные монеты /а "охочим людям". - московки /две московки равнялись одной новгородке/.

На Хабарова была подана жалоба частью служилых и "охочих людей". Зиновьев, не разобравшись до конца, был резко настроен против Хабарова. Сколь бесцеремонно он обращался с Ерофеем Павловичем можно судить из того, что в ярости плевал в лицо и трепал за бороду предводителя амур¬ского воинства.

Назначив приказным человеком вместо Хабарова Онуфрия Степанова Кузнеца, Зиновьев забрал с собой Хабарова, Степана Полякова, Константина Иванова и 150 человек для сопровождения. Он решил возвратиться в Москву. Онуфрию Степанову Кузнецу приказал построить три острога: в Лавкаевом улусе /район нынешнего Игнашино на Амуре/, около устья Зеи и на реке Урке. Онуфрий Степанов Кузнец продолжил походы по Амуру, Сунгари и Уссури.

Перед самой Москвой, боясь побега, Зиновьев приказал, заковать Хабарова в кандалы. В столицу прибыли 12 декабря 1654 года. В Москве тщательно разобрались в деле Хабарова. Он был награжден званием сына боярского. Зиновьеву, по приговору, вынесенному 12 июня 1655 года, надлежало возвратить отнятое у Хабарова имущество, а сам Дмитрий Зиновьев, гласил указ, за непомерное самоуправство заслуживает жестокого наказания, но освобождается от него по решению самого царя.

Из приведенного примера видно сколь велика была власть государя и руки его доставали до самых окраинных земель.
Хабаров подал челобитную с просьбой о возвращении на Амур. Но принимая, видало, челобитную недовольных казаков и огромный долг, который Хабарову надлежало выплатить в Якутске, правительство запретило Хабарову появляться на Амуре. С этой целью во все Сибирские города был разослан указ с оповещением запрета пропуска Хабарова на Амур.

Ерофей Павлович был назначен приказчиком приленских деревень, растянувшихся от Куты до Чечуйского волока. Из центральной России Хабаров в Илимский уезд прибыл в 1658 году. В 1667 году он возил государеву казну в Москву, где вновь просился на Амур, но ему было отказано.

В старости Хабаров ушел в монастырь, чтобы замаливать большие и малые грехи. Ведь известно, что один покаявшийся грешник угоден Богу более, чем тридцать праведников.

Долгое время не знали где и когда умер Ерофей Павлович Хабаров. Б.П. Полевой считает, что Хабаров умер в своей деревне Хабаровке, вблизи Киренска в 1671 году.

В 1706 году по челобитной сына боярского Никиты Варламова было дано разрешение на месте бывшего Шилкинского острожка /напротив устья реки Нерчи/ построить Успенский мужской монастырь. В советское время деревня Монастырская, возникшая на месте монастыря, была переименована в село Калинино. На кладбище этого села была обнаружена плита с надписью "Ерофей Павлович... /и далее стерто/". Предположить, что плита лежала на могиле Ерофея Павловича Хабарова, весьма соблазнительно. Но слишком уж большая разница в дате смерти, приводимой Полевым, и временем возникновения Успенского монастыря.

В монастырь на Лене Хабаров ушел под фамилией Святицкий. Эта фамилия содержит в себе определенный секрет. Не исключено, что это фамилия его деда или прадеда. Ведь у известного завоевателя Сибири Ермака отец носил фамилию Поволжский, а дед - Аленин.

Потомки высоко оценили выдающуюся роль Хабарова в завоевании Дальнего Востока и в истории Сибири. Не случайно генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев предложил назвать селение Хабаровкой, ныне превратившееся в прекрасный город. Ведь Хабаров положил не только начало ленскому земледелию и соляным промыслам, он присоединил к России Приамурье, где в 1656 году возникло Нерчинское, а в 1684 году - Албазинское воеводство.

Мы не знаем, что стало с бывшей женой Хабарова Василисой и дочерью Анастасией, покинутых им на Вологодщине. Сын же Андрей, от второго брака в Якутии, в 1690 году был поверстан в "сыны боярские".

И ныне где-то на огромных пространствах нашей страны живут потомки Ерофея, подчас ничего не зная о своем великом предке.

Почетный член Приамурского Географического Общества
Григорий Левкин

Июнь 1996 года

Фотографии подобраны на интернет порталах