Фигурное катание - летящий спорт. Фигурное катание — история появления

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ: КРАСОТА КАЖДОГО МИГА

Сколько себя помню в детстве, все мои знакомые и знакомые знакомых девочки замирали перед голубыми экранами, когда по телевидению транслировали эти соревнования. Ослепительный лед, нарядные изящные фигурки на восхитительных коньках - и неописуемой красоты движения, па, прыжки, поддержки… Фигурное катание я обожаю смотреть по сей день и, наверное, не преувеличу, если скажу, что если уж не каждый мальчик, то каждая девочка - точно! - в душе мечтала о карьере фигуристки.

Фигурное катание по праву пользуется славой одного из самых красивых видов спорта. А еще - одного из самых популярных и самых древних. Впрочем, обо всем по порядку.

Почему катание - фигурное?

Вы удивитесь, но фигурное катание - это одна из разновидностей конькобежного, а вовсе не танцевального вида спорта. В его основе - движения спортсмена, которые он делает под музыку, скользя на одной или обеих ногах, меняя направление движения, вращаясь, прыгая и демонстрируя комбинации шагов. Если фигуристов пара, к этому комплекту добавляются еще и поддержки разной сложности.

Фигурным конькобежное катание стали называть в связи с предусмотренным правилами обязательным исполнением геометрических фигур, кругов, восьмерок, параграфов, призванным продемонстрирова ть искусство спортсмена.

Минутка истории

Один из самых красивых зимних видов спорта - еще и едва ли не самый древний. Корни его уходят аж в бронзовый век (конец 4-ого - начало 1 тысячелетия до нашей эры)! Такое мнение высказывают археологи, обнаружившие костяные коньки, которые изготовлены из фаланг конечностей, принадлежащих крупным животным. Как спорт катание стало развиваться значительно позже, после появления в 12 веке в Голландии железных коньков. Тогда-то и появились зачатки новой спортивной дисциплины - участники состязались в умении вычерчивать на ледяном зеркале изящные вензеля, сохраняя красивые позы.

Что касается России, к нам коньки пришли в эпоху царствования Петра 1, именно он привез из Европы первые образцы коньков и придумал хитроумный способ крепления лезвий прямо к сапогам. Датой рождения русского фигурного катания как вида спорта считается 1865 год, когда для всех желающих открыли каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Он был самым благоустроенным в России.

В качестве самостоятельного и полноценного вида спорта фигурное катание сформировалось уже в 19 веке, а в 1871 году было официально признано на 1 Конгрессе конькобежцев. Первые состязания были организованы среди мужчин, в 1882 году в Вене. Кстати говоря, именно фигурное катание первым из зимних видов спорта попало в олимпийскую программу - прописавшись там в 1924 году, оно неизменно входит в перечень дисциплин Олимпиады.

Фигурное катание - официально

Официальные соревнования по фигурному катанию проводятся с 1986 года: это чемпионат мира, чемпионат Европы, чемпионат Четырёх континентов и другие. Обычно их организуют под эгидой Международного союза конькобежцев (ISU).

Современные фигуристы катаются в пяти дисциплинах - мужском и женском одиночном катании, парном катании, спортивных танцах и групповом синхронном катании. Отмечу, что последняя дисциплина пока не стала законной частью официальных соревнований, однако, для любителей этого направления в фигурном катании проводится отдельный чемпионат мира.

Пара слов о видах фигурного катания. Итак,

  • женское и мужское одиночное катание

Как понятно уже из названия, спортсмен выступает на льду один. Фигурист должен продемонстрирова ть, насколько хорошо он владеет элементами катания - вращениями (заклон, волчок, либела), прыжками (лутц, флип, тулуп, аксель, сальхов, риттбергер), шагами (дуги, тройки, перетяжки, скобки, выкрюки, петли), спиралями (движения, когда одна нога поднята выше уровня бедра). Уровень спортсмена оценивается по степени сложности и качеству исполнения групп элементов. Но судьи учитывают также и эмоциональную составляющую выступления, эстетику - артистизм, пластику, музыкальность и связь движений со звучащей композицией.

Состязания одиночников традиционно включают два этапа - короткую и произвольную программы.

  • парное фигурное катание

В этой разновидности задача усложняется - спортсмены должны не только продемонстрирова ть мастерство исполнения элементов, но и создать впечатление единства каждого движения.

Фигуристы показывают те же прыжки, спирали, шаги, но есть и особые элементы, которые может исполнить только пара: поддержки, выбросы, подкрутки, тодесы, параллельные и совместные вращения. Судьи оценивают качество и степень сложности исполнения, артистизм, а также синхронность работы фигуристов в паре - это один из очень важных критериев.

Парники катаются также в короткой и произвольной программах.

  • спортивные танцы

Спортивные танцы - весьма любопытная дисциплина с точки зрения технических требований. В отличие от парного фигурного катания, здесь на первый план выходит совместное исполнение танцевальных шагов в различных танцевальных позициях (стандартных и нестандартных). При этом разъединяться партнерам на длительное время нельзя. Программа не включает выбросы, прыжки, поддержки и другие отличительные элементы предыдущей разновидности фигурного катания. Добавлю, что в олимпийскую программу танцы на льду попали лишь в 1976 году.

Спортсмены делают акцент на внешней привлекательност и, красоте и плавности движений, костюмах, потому спортивные танцы очень зрелищны и собирают толпы болельщиков. Соревнуются танцоры в двух танцах - коротком и произвольном (ну, не стали организаторы оригинальничать) .

  • синхронное фигурное катание

Относительно новая разновидность конькобежного спорта. Спортсмены выступают командами, каждая насчитывает 16-20 фигуристов, причем кататься могут и мужчины, и женщины. ISU разграничивает команды следующим образом: новисы (1 и 2 спортивный разряды, возраст до 15 лет), юниоры (кандидаты в мастера спорта, возраст 12-18 лет) и сеньоры (мастера спорта, возраст от 14 лет и старше).

Интересно, что техника скольжения и исполнение отдельных элементов в синхронном фигурном катании ничем не отличаются от классического. Но есть, конечно, и своя специфика - катание в команде вносит коррективы. Задача коллектива - выступить единым целым. Потому у синхронистов есть особенные элементы - линия, круг, колесо, блок, персесечение. А вот прыгать более, чем в один оборот, делать любые поддержки, спирали назад категорически запрещается.

Состязания по синхронному катанию, как и в других разновидностях катания, включают короткую и произвольную программу.

Прелесть этого вида спорта заключается в том, что для получения удовольствия нет необходимости знать все правила. О фигурном катании можно разглагольствова ть долго, но лучше - смотреть и наслаждаться!

Тая Теплая

Фигу́рное ката́ние — конькобежный вид спорта, относится к сложнокоординационным видам спорта. Основная идея заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов (вращением, прыжками, комбинаций шагов, поддержек и др.) под музыку.

Фигурное катание как отдельный вид спорта сформировалось в 60-х 19 в. и в 1871 году было признано на I Конгрессе конькобежцев. Первые соревнования состоялись в Вене в 1882 год среди мужчин фигуристов.

В 1908 и 1920 годах соревнования по фигурному катанию прошли на летних Олимпийских играх. Надо отметить, что фигурное катание первый из зимних видов спорта, попавший в олимпийскую программу. С 1924 года фигурное катание неизменно входит в программу зимних Олимпийских игр.

C 1986 года и по настоящее время официальные международные соревнования по фигурному катанию, такие как чемпионат мира,чемпионат Европы, чемпионат Четырёх континентов и другие проходят под эгидой Международного союза конькобежцев (ИСУ, от англ. International Skating Union, ISU).

В фигурном катании выделяют 5 дисциплин: мужское одиночное катание, женское одиночное катание, парное фигурное катание,спортивные танцы и групповое синхронное катание. Групповое синхронное катание пока не включено в программу официальных соревнований, по данному виду фигурного катания проходит отдельный чемпионат мира по синхронному катанию на коньках.

История фигурного катания в России

Фигурное катание в России было известно ещё со времён Петра I. Русский царь привёз из Европы первые образцы коньков. Именно Пётр I придумал новый способ крепления коньков — прямо к сапогам и создал, таким образом, «протомодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.

В 1838 году в Петербурге вышел первый учебник для фигуристов — «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г. М. Паули — учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.

Русское фигурное катание, как вид спорта, зародилось в 1865 году. Тогда был открыт общественный каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Этот каток был самым благоустроенным в России и с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. На нём 5 марта 1878 года состоялось первое состязание русских фигуристов. В 1881 годув состав «Общества любителей бега на коньках» входило около 30 человек. Одним из самых известных спортивных и общественных деятелей был Почётный член этого общества Вечеслав Измайлович Срезневский.

Виды фигурного катания:

Женское одиночное фигурное катание.

Фигурист в одиночном катании должен продемонстрировать владение всеми группами элементов — шагами, спиралями, вращениями, прыжками. Чем выше качество и сложность исполняемых элементов, тем выше уровень спортсмена. Важными критериями, также являются: связь движений спортсмена с музыкой, пластичность, эстетичность и артистизм.

Соревнования в одиночном катании проходят в 2 этапа: первый этап — короткая программа, второй этап — произвольная программа.

Парное фигурное катание

Задача спортсменов в парном катании продемонстрировать владение элементами так, чтобы создать впечатление единства действий.

В парном катании, наряду с традиционными элементами (шаги, спирали, прыжки), есть элементы, которые исполняются только в этом виде фигурного катания: это поддержки,подкрутки, выбросы, тодесы, совместные и параллельные вращения. Важным критерием у парных спортсменов является синхронность исполнения элементов.

В парном катании, так же как и в одиночном, соревнования проходят в два этапа — короткой и произвольной программах.

Спортивные танцы на льду.

В спортивных танцах на льду, с технической точки зрения, основное внимание уделено совместному исполнению танцевальных шагов в стандартных и нестандартных танцевальных позициях, причем не допускаются длительные разъединения партнёров. В отличие от парного фигурного катания, в спортивных танцах отсутствуют прыжки,выбросы и др. отличительные элементы парного фигурного катания.

В спортивных танцах важной составляющей успеха является плавность движений и привлекательный внешний вид пары, поэтому большое внимание уделено музыкальному сопровождению и тщательному подбору костюмов для каждой программы соревнований. Благодаря этому спортивные танцы — один из самых зрелищных направлений в фигурном катании.

Современная программа официальных соревнований включает 3 танца: обязательный, оригинальный и произвольный.

Синхронное фигурное катание.

Команда по синхронному катанию насчитывает от 16 до 20 фигуристов. Команда может включать женщин и мужчин. По правилам ИСУ (ISU) команды делятся по следующим возрастным группам: новисы (соответствие первому и второму спортивным разрядам) — до 15 лет; юниоры (кандидаты в мастера спорта) — 12-18 лет; сеньоры (мастера спорта) — 14 лет и старше.

Ни техника, ни скольжение, ни исполнение отдельных элементов в синхронном катании от классического фигурного катания не отличаются. Но есть некая специфика катания в команде, которая вносит свои коррективы в исполнение элементов. Целью является выступление команды как единого целого.

В синхронном катании есть свои особенные обязательные элементы, такие как: круг, линия, колесо, пересечения, блоки. Запрещенные движения: любые поддержки, прыжки более чем в 1 оборот, пересечения, включающие спирали назад и др.

Соревнования по синхронному катанию состоят из короткой и произвольной программы.

Правила и снаряжение.

Все требования к программам (Общие Правила, Специальные Правила и Технические правила) оговариваются и закрепляются в положениях ИСУ на каждый сезон соревнований по фигурному катанию.

Основные элементы фигурного катания.

В фигурном катании можно выделить 4 основных, базовых элементов: шаги, спирали, вращения и прыжки. Также существует ряд специфических элементов, исполняемых в одном виде фигурного катания, например поддержки, подкрутки, выбросы, тодесы в парном катании.

Шаги в фигурном катании.

Шаги представляют собой комбинации толчков и базовых элементов катания — дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке. Шаги служат для соединения элементов в программе. Кроме того, дорожки шагов являются обязательным элементом программы.

По новой системе судейства существует 4 уровня сложности дорожек.

Спирали .

Спиралью называется позиция с одним коньком на льду и свободной ногой (включая колено и ботинок) выше уровня бедра. Позиции спиралей отличаются друг от друга скользящей ногой (правая, левая), ребром (наружное, внутреннее), направлением скольжения (вперед, назад) и позицией свободной ноги (назад, вперед, в сторону).

Для того, чтобы спираль была засчитана, нужно находиться в позиции не менее 3 секунд.

Они, также как и дорожки шагов, оцениваются четырьмя уровнями сложности.

Вращения в фигурном катании.

Кривизна полоза вызвала в фигурном катании появление большого количества самых разнообразных вращений на лезвии одного или двух коньков.

Различают вращения стоя (напр.«заклон»), вращения в приседе («волчок») и вращения в положении «ласточка» (Либела).

Смена ноги при исполнении вращений и смена позиции позволяет выполнить комбинацию вращений.


Прыжки в фигурном катании.

Прыжки разделяются на две группы — рёберные и носковые (зубцовые). Отталкивание ото льда в рёберных прыжках происходит с ребра конька, в носковых — толчком носка конька.

Сейчас фигуристы выполняют 6 видов прыжков — тулуп, сальхов, риттбергер, флип, лутц и аксель.

Сальхов, риттбергер и аксель относятся к рёберным прыжкам; тулуп, флип и лутц — к носковым.

Фигурное катание как физкультура.

Мы привыкли видеть по телевизору «спорт высших достижений», в который дети зачастую входят ещё дошкольниками, а 30-летний спортсмен считается ветераном. Впрочем, коньки — хорошая физкультура и для более старших возрастов. Как писал ещё М. Хвостов в 1926 году, освоившемуся на коньках, но не желающему бесцельно «наматывать круги», остаётся не такой и большой выбор: бег на скорость, хоккей и отработка приёмов фигурного катания. Бег и хоккей интересны не всем — поэтому находится немало людей, увлекающихся фигурным катанием (зачастую на хоккейных коньках).

Существуют неквалификационные соревнования для бывших спортсменов и людей, освоивших коньки в зрелом возрасте. Если участников немного, мужчины и женщины могут иметь общий зачёт (разделение идёт по уровню катания — например, «пре-бронзовым» разрешены прыжки до одного оборота, кроме лутца ). Одиночников обычно делят на пять-шесть групп, пары — на две-три. Одиночники и пары откатывают одну укороченную программу, танцоры — два танца. На таких соревнованиях бывают необычные дисциплины — например, танцы в одиночку, импровизация (участники прослушивают музыку, после чего им даётся полчаса на создание программы) илиобязательные фигуры.

Очаровательный и красивый вид спорта ворвался в повседневную жизнь в середине двадцатого века посредством телевидения. Приятная музыка и красивые пары приковывали к себе внимание своей грациозностью. Советская школа фигурного катания была самой авторитетной в мире. Большое количество наших спортсменов занимали первые места на Олимпийских играх и мировых чемпионатах.

Фигурное катание – это один из сложных видов конькобежного спорта.

Его главной задачей является сохранить равновесие и не потерять координацию. Идея этого спорта заключается в том, чтобы передвигаться спортсмену или пару спортсменов на льду на коньках, с переменами в направлении и сменами движений под музыку.

Первые соревнованию по фигурному катанию проходили только с участием фигуристов-мужчин. Для женщин, заниматься этим спортом разрешили только спустя 10 лет.

В России, ещё со времён Петра 1-го знали о фигурном катании. Съездив в Европу он привёз первые образцы коньков. Несколько позже именно он придумал крепить коньки к подошве сапог.

В нашей стране фигурное катание заявило о своём существовании лишь 1865 году. Был открыт самый первый и благоустроенный каток и сразу же приобрёл много желающих среди тренирующихся и начинающих фигуристов.

Одиночное фигурное катание должно показывать все обладающие навыки, всю грациозность, эстетичность и гибкость в движениях. Необходим талант и мастерство, чтобы передать все те эмоции, которые они изображают в танце. Чем выше качество всех выполняемых элементов, тем будет выше уровень мастерства спортсмена.

В парном фигурном катании , задача любой пары заключается в том, чтобы показать приобретённые навыки и в то же время показать единство их движений, Как они прониклись друг другом.

В этом виде катания, помимо традиционных элементов, которые выполняются любыми фигуристами, необходимо показать ещё и элементы, которые можно исполнить только в парном катании, это разные поддержки, параллельные и совместные вращения, выбросы партнерши.

Так же как и в одиночном, в парном фигурном катании существует 2 основные программы:

  • произвольная
  • короткая.

В спортивных видах танцев , основное внимание уделяется на совместное исполнение танцевальных номеров, применяемых при этом шагов и нестандартных танцевальных связок.

Запрещающим элементом является длительное разъединение партнёров. В отличие от простого парного катания, в спортивных танцах отсутствуют выбросы и прыжки.

Целью спортивного танца является показать, насколько команда может показать мастерство и влиться в одно целое.

Важной составляющей спортивного танца это показать обворожительный вид пары и плавность в их движениях , потому очень изысканно подбираются костюмы и музыкальное исполнение.

Благодаря всему этого спортивные танцы является самым зрелищным в фигурном катании.

Одним из самых эстетичных видов спорта является фигурное катание. Элементы егосостоят из различных комбинаций прыжков, пируэтов, парных поддержек, вращений, дорожек шагов. Движения выполняются под музыкальное сопровождение.

Истоки этого невероятно изящного вида спорта лежат в далеком прошлом. Однако его выделение как основного связывают с появлением железных коньков. Изначально это было состязание, в котором выполнялись различные статичные фигуры в красивых позах.

Коньки

Коньки — главный атрибут фигуриста. Их лезвие имеет внутреннее и наружное ребро. Единственная сложность для обывателя состоит в разнице движений между ними. Когда спортсмен выполняет дугу, визуально может показаться, что его корпус расположен перпендикулярно льду. Однако если проследить внимательно, фигурист при выполнении этого действия немного отклоняется.

Коньки имеют определенные особенности. В передней части расположены специальные зубцы для выполнения сложных фигур. Лезвие отличается шириной и длиной. Кроме того, оно может быть изготовлено из различных видов стали. Его кривизна обеспечивает легкое скольжение. В зависимости от угла наклона, изменяется соприкосновение с поверхностью. Это дает возможность спортсмену выполнять шаги как обязательный элемент фигурного катания, а также и другие пируэты.

Главные фигуры зимнего вида спорта

Элементы принято разделять на несколько групп. Шаги относятся к базовым фигурам. Практически любой переход с наружного или внутреннего ребра оценивается как действие. В основных программах они присутствуют в качестве дорожек и связующих деталей. Особое внимание судьи обращают на техничность, грамотность и красоту исполнения.

Вращения могут быть:

  • простые (назад или вперед);
  • парные и танцевальные;
  • комбинированные;
  • со сменой ноги.

В основном судьи оценивают скорость, центровку (вращение вокруг своей оси), количество оборотов и четкость позиции. Для пар характерно выполнение действия в основном синхронно.

Как фигуристы в парах,так и спортсмены в одиночном разряде, выполняют прыжки. Оценивая прыжки, члены жюри анализируют фигурное катание, элементы которого должны быть красивыми и эффектными еще и с точки зрения правильной техники выполнения, высоты прыжка и четкости приземления. Женская программа состоит из выполнения двойных и тройных тулупов. Стандартом для мужчин является тройной аксель и каскад прыжков.

Парный и одиночный разряд

В одиночном разряде участник демонстрирует навыки владения основными фигурами: вращениями, спиралями, прыжками, шагами. От эффективности и сложности выполнения зависит уровень спортсмена. Критериями оценивания являются:

  • артистизм;
  • движения в такт музыке;
  • эстетичность;
  • четкость и техничность выполнения элементов;
  • пластика.

Парное фигурное катание, элементы котрого выполняются в основном синхронно, по этой причине создают впечатление единых действий. Они состоят из традиционных прыжков, спиралей, шагов, а также главных характерных составляющих:

  • поддержек;
  • выбросов;
  • тодесов;
  • параллельных и совместных вращений.

Синхронность действий является основным критерием оценивания для жюри.

Танцы на льду

С технической точки зрения, в танцах на льду особое внимание уделяется шагам и позициям. Любые движения партнеры должны выполнять синхронно. По сравнению с парным разрядом, здесь отсутствуют выбросы, прыжки и другие фигуры.

Красивый внешний вид участников и плавность действий являются одной из главных составляющих Немаловажную роль играет музыкальное сопровождение и подбор элегантных нарядов для каждой соревновательной программы. Поэтому многие зрители отдают предпочтение этому направлению спорта. Основная программа исполнения включает 3 танца и элемент парного фигурного катания — поддержку.

Синхронное катание фигуристов

Группа участников синхронного катания состоит из 16—20 фигуристов. Техника, скольжение и действия не отличаются от классического соревнования. Однако существует определенная специфика. Как правило, вносятся изменения в исполнение некоторых фигур.

Основной целью командных выступлений является синхронность действий. Обязательными фигурами синхронного катания являются: пересечение, колесо, линия, блоки и круг. Во избежание травм запрещены прыжки более 1 оборота, спирали назад.

Команды должны выполнять сложную последовательность шагов. элементы которого состоят из множества поворотов и действий, выполняемых большой группой спрортсменов, выглядит еще более зрелищно. Спортсменам старших возрастных групп разрешено выполнять подъемы двух и более участников. В старших и младших разрядах проводят короткие и произвольные программы.

Основные виды шагов в фигурном катании

  • Елочка. Этот шаг получил название, поскольку оставляет след на льду, напоминающий елку. Спортсмены применяют этот вид действия для набора скорости и перехода к исполнению другой фигуры.
  • Подсечка. В подсечке основные движения выполняются по кругу. Она может быть задней, наружной и внутренней. Чаще всего фигуристы используют переднюю подсечку для поворота в углу катка. Это одни из простых шагов, применяемых в «рабочих» целях.
  • Шаги, основанные на совершении поворота под названием тройка. Спортсмен, исполняя его на льду, оставляет след в форме арабской цифры 3. Одна из самых распространенных фигур выглядит следующим образом: участник выполняет переднее скольжение на внешнем ребре левой ноги и резко разворачивается на 180 градусов. После этого он перемещается назад на внутренней части лезвия конька.

Профессиональные спортсмены могут выполнять различные шаги и и элементы фигурного катания. Названия элементов: скобка, крюк и выкрюк, моухок и чоктау.

Спирали

Спираль — это позиция, когда одна нога коньком касается льда, то есть является опорной, а свободная нога под различным углом поднимается выше уровня бедер. Позиции спирали классифицируют по скользящей ноге (правая или левая), ребру конька (наружное или внутреннее), направлению скольжения (назад или вперед) и по позиции свободной ноги (вперед, в сторону или назад). Спираль засчитывается, если позиция удерживается в течение как минимум 3 секунд. Выделяется 4 уровня сложности при выполнении спиралей.

Рассмотрим некоторые виды спиралей.

  1. Кораблик — это скольжение на обеих ногах, используемое в качестве связующей детали. Раньше такой элемент часто использовали и знаменитая танцевальная пара Роман Костомаров и Татьяна Навка. Один из видов кораблика отличается тем, что ноги расположены параллельно друг другу, а упор приходится на внутреннее лезвие конька. Спортсмен будет перемещаться по прямой линии или вокруг своей оси.
  2. Ласточка. Спортсмен, выполняя скольжение, поднимает свободную ногу как можно выше до такого уровня, чтобы получился прямой угол. В зависимости от ребра конька, на котором выполняется скольжение, спирали могут быть наружными, внутренними, задними и передними.
  3. Уголок — разновидность исполнения задней и передней подсечки. К примеру, выполняя скольжение на внутреннем лезвии конька, фигурист, немного присаживается, опуская корпус и вынося свободную ногу наружу. Спирали также включены в основные элементы женского фигурного катания.

Вращения

Самым распространенным вариантом вращения является винтик. В начале фигуристу необходимо согнуть ногу, а руки соединить вместе на уровне груди. Затем спортсмен постепенно ногу опускает и выпрямляет. Эффект создается за счет общей динамики действий и скорости исполнения. Существует и другой вариант, где свободная часть выносится за опорную ногу.

Волчок является самым популярным вращением в положении сидя. Опорная нога сгибается, а свободная вытягивается параллельно ледяному полотну. Существует несколько вариантов исполнения этой детали.

Ласточка исполняется фигуристом на опорной ноге с вытянутыми руками. Другой разновидностью является либела — круговое движение с наклоном вперед и обратным подъемом.

Заклон — обязательный элемент женского фигурного катания. При выполнении этого элемента, спортсменка выгибается, а ее свободная нога выносится назад и выворачивается наружу.

Прыжки

В этом виде спорта принято разделять зубцовые и реберные прыжки. Таким образом, фигурист отталкивается от носка (зубца) или ребра конька. На данный момент спортсмены выполняют следующие 6 типов прыжков: флип, лутц, риттбергер, сальхов, тулуп, аксель.

Аксель — обязательный элемент парного фигурного катания. Он выполняется с переменной ноги движением вперед. Прыжок может быть одинарным, двойным и тройным.

Сальхов исполняется с переменной ноги. Чаще всего фигуристы используют несколько тройных подходов. В другой ситуации можно применить переступание, когда правая нога следует вперед, а левая во внутреннюю сторону назад. Переход к толчковой дуге является более эффектным и динамичным.

Тулуп - один из разновидностей прыжков. Спортсмен начинает его выполнять с правой ноги в три оборота (словно выписывая цифру 3). В результате чего он должен вернуться в начальное положение.

Фигуристы начинают риттбергер, с внешней стороны правой ноги. Спортсмены с легкостью исполняют этот несложный элемент. Прыжок схож с акселем по методу отталкивания.

Флип является зубцовым прыжком,начинаясь с характерного удара правой ноги об ледяное полотно. Выполняется с внутреннего ребра левой ноги, а приземление осуществляется на правую.

Лутц — это один из самых сложных прыжков. Обыватель может спутать с флипом, но у этих двух элементов есть существенное отличие: лутц прыгают с внешнего ребра, перед эти заходя на длинную дугу.

Элементы фигурного катания для начинающих: дорожка шагов, передняя и задняя спираль, аксель в два оборота.

Фигурное катание — это один из немногих видов спорта, который воспитывает в человеке чувство уверенности, стремление к борьбе и духовной красоте.

Немного истории

Появление фигурного катания в России, как и появление многого прогрессивного в нашей стране, связано с деятельностью Петра I, который привез в страну кроме табака первые образцы коньков, а также изобрел новое крепление их к сапогам. Выход учебника Г.М. Пуали «Зимние забавы и искусство бега на коньках» в 1838 г., открытие в 1865 г. массового катка в Юсуповском саду, проведение первого чемпионата мира по фигурному катанию в 1896 г. в Санкт-Петербурге и отдельные победы российских и советских фигуристов не могут сравнится с периодом большой популярности фигурного катания в СССР и России второй половины 20-го века и начала 21-го века.

Начиная с включения фигурного катания в олимпийские игры в 1908 г., на пьедесталах награждения в основном были спортсмены США, Швеции, Австрии, Германии, Великобритании, Норвегии. Настоящий расцвет фигурного катания в СССР начинается с 1960-х годов. На олимпиаде в 1964 г. Людмила Белоусова и Олег Протопопов обходят всего на один судейский голос пару из Объединенной германской команды Марики Килиус и Ганса-Юргена Боймлера. С этого момента начинается совершенно фантастическая статистика по поставке золота в СССР и Россию по фигурному парному катанию. Первое место было взято нашими спортсменами в 12 олимпиадах подряд (!!!). Можно ошибиться, но, наверное, нигде больше не было достигнуто такого большого преимущества в каком-либо виде спорта над другими странами, как в парном фигурном катании. Наши советские спортсмены Людмила Белоусова, Олег Протопопов, Ирина Роднина, Александр Зайцев стали по-настоящему образцами для многих последующих фигуристов.

Выступление наших спортсменов в танцах на льду также были очень успешными с момента включения этого вида спорта в программу зимних Олимпийских игр в 1974 г. Всего за 11 олимпиад наши спортсмены взяли 7 золотых медалей и при этом ни один пьедестал за 40 лет не обходился без СССР и России.

Немного хуже дела обстояли с одиночным фигурным катанием. Несмотря на отдельные успехи наших спортсменов во времена СССР, первые золотые медали в мужском и женском одиночном фигурном катании наши спортсмены смогли завоевать только в постсоветском периоде. Золотую медаль в 1992 г. завоевал Виктор Петренко, представляющий тогда Объединённую команду бывших Республик СССР. После этого наступил настоящий золотой период мужского одиночного катания, который ознаменовался очень яркими выступлениями и победами Алексея Урманова, Ильи Кулика, Алексея Ягудина, Евгения Плющенко. Первую же золотую медаль в женском одиночном катании получила Аделина Сотникова в 2014 г. на олимпиаде в Сочи.

Чем же можно объяснить такую высокую популярность и развитие данного вида спорта в нашей стране?

Зрелищность и появление телевидения

По накалу страстей, фигурное катание, наверное, не сильно уступает футбольным матчам (матчам РФПЛ, в особенности). Безусловно, в большинстве случаев заранее известны претенденты на первые места, однако нелепая ошибка может поставить крест на завоевании призовых мест и годы тренировок закончатся ничем. Отсюда вытекает еще одна очень зрелищная вещь, которая достаточно хорошо передается зрителям, это психологическое состояние спортсменов, которое должно быть достаточно устойчивым вовремя выступления, чтобы не допустить нелепых ошибок. Все помнят, как на Олимпиаде в Сочи вся страна переживала за Юлию Липницкую, которой на тот момент было всего 15 лет. Комментаторы делали акцент на возрасте Юлии и на том, что какой огромный груз ответственности на нее свалился. Вся страна, затаив дыхание, смотрела как Юлия готовилась к своей программе, как ее поддерживала тренер.

Изящность и синхронность движений совместно со спортивными элементами фигурного катания очень завлекают зрителей. На льду фигуристы как будто проживают во время выступления целую жизнь с любовью, трагедиями и т.д. Фигурное катание в принципе является достаточно интересным форматом художественного творчества, который позволяет через движения спортсменов без слов передать идею режиссера. Именно Людмилу Белоусову и Олега Протопопова называют спортсменов, которые пошли по пути художественного обогащения программ. По данному пути пошло все мировое фигурное катание, одним из обязательных элементов которого сейчас является яркий сценарий программы, а режиссер выступления, стал таким же важным участником подготовки, как и тренер.

Именно широкое распространение телевидения в СССР во второй половине 20-го века позволило многим советским гражданам несколько по-другому узнать о фигурном катании. И в период большого дефицита развлекательных программ на телевидении фигурное катание в комплексе с вышеописанной зрелищностью и большой художественной составляющей по-настоящему обрели большую популярность в нашей стране на долгие годы.

Политика

Нельзя также не принимать во внимание, что влияние политической обстановки в мире на популярность фигурного катания также было чрезвычайно большим. Достаточно вспомнить, что расцвет популярности фигурного катания в СССР совпал с периодом холодной войны, а обычные соревнования обычно сопровождались политическими скандалами. Одним из самых известных случаев было выключение музыки во время выступления Ирины Родниной и Александра Зайцева на Чемпионате мира по фигурному катанию в 1973 году в Чехословакии, которые было организованно одним из чешских сотрудников в отместку за Пражскую весну в 1968 году; бегство перед своим выступлением американского фигуриста Рэнди Гарднера, который не смог справиться с тем большим грузом ответственности, который лежал на нем в связи с ожиданиями американцев победы в парном фигурном катании над «красной королевой» (Ириной Родниной) на олимпиаде 1980 года; судейский скандал на олимпиаде 2002 г., в результате которого на 1 месте оказалась и российская, и канадская пара фигуристов. Фигурное катание стало буквально одним из мест, где происходит столкновение России и западного мира. Подавляющее преимущество сначала СССР, а потом и России в данном виде спорта настолько было неоспоримо, что создавало искреннюю гордость за нашу страну.

А что сейчас?

Большое количество телевизионных шоу, организация в последнее время масштабных ледовых шоу, открытие новых школ по фигурному катанию дает основания предполагать о повышении популярности данного вида спорта в нашей стране. Что же касается побед наших спортсменов, то Олимпиаду в 2018 г. уже можно по праву назвать одной из самых странных для России, даже не принимая во внимание тот факт, что фактически Россия была лишена официального участия в соревнования вплоть до невозможности использовать государственную атрибутику и гимн. Не поехало большое количество сильных спортсменов, которых так не хватило в биатлоне, лыжных гонках, конькобежном спорте. В меньшей степени это коснулось фигурного катания, где были отстранены Ксения Столбова (спортивная пара с Федором Климовым) и Иван Букин (танцы на льду с Александрой Степановой). Однако именно олимпиада в Корее стала для российских фигуристов одной из самых неудачных за всю историю…Так уже вторую олимпиаду подряд у нас нет ни одной медали в мужском одиночном катании. Снова повторен результат в парном фигурном катании олимпиады в Ванкувере 2010 г., где не было ни одной медали в этом виде соревнований, хотя еще недавно это считалось невозможным (просто взгляните на статистику выше). Впервые с момента вхождения танцев на льду в олимпийскую программу в 1976 г. у нашей сборной нет ни одной медали.

Настоящим спасением для всей нашей олимпийской сборной или, если применять футбольную терминологию «голом престижа», стало выступление наших девушек в одиночном катании, которое в настоящий момент испытывает настоящий расцвет во многом благодаря блистательной работе тренера Этери Тутберидзе. Именно маленькая, хрупкая 15-летняя Алина Загитова принесла для нас, как и первую столь уверенную победу, так и первую (надеемся, что не единственную) золотую медаль на этой олимпиаде. Первое место Алины Загитовой и то, что серебро в женском фигурном катании и в командных соревнованиях также у России, оставляет нам большую надежду на то, что данная олимпиада была просто каким-то недоразумением и большие победы у нас еще впереди.