Фоторепортаж наблюдаем радугу в природе и в домашних условиях. Как сделать радугу в фотошопе? Спецэффекты в Photoshop CS5

К то пришёл из доброй сказки,
и немного пошалил?
Кто смешал на небе краски,
и на радугу пролил?
И теперь она цветная,
Улыбается с небес,
Вызывая у прохожих
Очень сильный интерес!


С самого детства каждого из нас завораживает такое чудесное природное явление, как радуга. Откуда она появляется? Можно ли её сделать дома? Чтобы ответить на эти и другие вопросы мы провели исследование, целью которого стало - сделать радугу в домашних условиях.

Задачи, которые мы перед собой поставили:
Выяснить, что такое радуга, как она появляется.
Узнать о мифах и легендах, связанных с радугой.
Сделать радугу дома с помощью подручных материалов.

Мы предположили, что радугу можно сделать в домашних условиях и даже без использования воды.

В ходе исследования мы провели анализ литературы и интернет источников по теме, использовали свои наблюдения, провели ряд экспериментов.

Мифы и легенды о радуге
Радуга - одно из красивейших явлений природы. Разноцветная дуга, возникающая в небе после дождя в солнечный день, привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Радугу можно увидеть на картинах великих художников. Радугу упоминают в стихах, сказках. С появлением радуги на небе связано множество мифов.
Древние греки считали, что по радуге с небес на землю к людям спускалась вестница богов Ирида. Ириду представляли в виде очаровательной девушки - красивой и легкой, с двумя величественными радужными крыльями за спиной. Широко расправив крылья, она в любой момент готова сорваться с места и с быстротой ласточки стремительно понестись в небе, и дорога, по которой она пробегает, и есть радуга. Ирида выполняла приказания Зевса и Геры и считалась посредницей между богами и людьми.
Древние китайцы думали, что радуга это небесный дракон, который означал единение Неба с Землёй.
В славянских мифах и легендах радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Эту воду они наливают в облака, а оттуда она проливается живительным дождем.
Однако не все верили в то, что появление радуги - к добру. У некоторых народов радуга считалась дурным знаком. Появление радуги означало чью-то близкую кончину. По радуге души умерших людей переходят в царство мёртвых.

Народные приметы

С радугой связано множество народных примет:
  • Низкая и пологая радуга - к плохой погоде, а высокая и крутая - к ясному дню.
  • Если в спектре радуги преобладает красный цвет, то нужно ждать сильного ветра.
  • Низкая радуга, края которой упираются в водоемы, предвещает ненастье.
  • Яркая радуга - жди непогоды.
  • Если больше зеленого цвета - будут дожди, желтого - хорошая погода, красного - ветер и засуха.
  • Утренняя радуга сулит пасмурный день, а вечерняя - погожий. Радуга зимой - редкость, и сигнализирует о надвигающемся морозе или снеге.
  • Если цветная дуга показалась на востоке, то жди хорошей погоды, если на западе - то дождя.
  • Радуга вдоль реки к сильному дождю, а поперек - к ясной погоде.
  • Радуга видна на протяжении долгого времени - несколько дней будет плохая погода.
  • Если радуга появилась в той стороне, откуда дует ветер - будет дождливый день, если в противоположной - то ясный.
  • Радуга расположена с юга на север - ждать проливного дождя, с запада на восток - солнца.
  • Появление радуги в субботу обещает дождливую следующую неделю.

Как появляется радуга и почему она разноцветная?
Радуга появляется в результате взаимодействия света и воды. Во время дождя в воздухе парит огромное количество водяных капель. Каждая капелька выполняет роль крохотной призмы. Солнечные лучи, проходя через капельки дождя, преломляются и распадаются на спектр, который мы называем радугой.
В радуге принято различать семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.
Эти цвета в радуге первым предложил великий английский ученый Исаак Ньютон. Сначала он выделил 5 цветов, но затем подумал и решил, что будет 7 цветов, как 7 нот. На самом же деле цветовой спектр непрерывен, его цвета плавно переходят друг в друга через множество оттенков.
Доказать, что цвета спектра складываются и образуют белый свет можно при помощи обычного компьютерного диска, на который по кругу (секторами) наклеить полоски красной, оранжевой, желтой, зеленой, голубой, синей, фиолетовой бумаги, в отверстие диска вставить карандаш и раскрутить диск. По мере увеличения скорости вращения диск начинает казаться белым или, точнее, серовато-белым.
Яркость оттенков и ширина радуги зависят от размера капель дождя. Чем крупнее капли, тем уже и ярче радуга, в ней больше красного насыщенного цвета. Если идёт мелкий дождик, то радуга получается широкая, но с блёклыми оранжевыми и жёлтыми краями.

Известно ли вам, что радуга бывает и без дождя?
Действительно, радугу можно увидеть вблизи озер, водопадов, больших рек, где лучи солнца отражаются от водной поверхности. Радугу можно увидеть и в солнечный ясный день возле фонтанов, а также при поливе в саду цветов из шланга (если зажать отверстие шланга пальцами, создавая водяную дымку и направить шланг в сторону солнца).

Практическая часть (эксперименты)
Радуга - это чудо природы. А можно ли создать это чудо самому, в домашних условиях? Я решила попробовать это сделать и провела несколько экспериментов. Чтобы радуга получилась яркой, все эксперименты я проводила в темной комнате, используя только свет от настольной лампы. Вот что у меня получилось.

Эксперимент № 1
При проведении эксперимента я использовала: стеклянную призму, доску для лепки, кусочек пластилина, настольную лампу. При помощи пластилина я прикрепила призму к доске для лепки, направила луч света от настольной лампы на призму.
Слегка меняя угол наклона доски, на белой стене, противоположной лучу света, увидела вот такую радугу.

Эксперимент № 2
Я использовала: прямоугольный лоток, обычную воду, зеркало, настольную лампу. В лоток я налила немного воды, опустила в него под небольшим наклоном зеркало. Луч света от лампы направила на погружённую в воду часть зеркала.
Регулируя наклон зеркала, на потолке получила вот такую радугу.

Эксперимент № 3
Я использовала: компьютерный диск, настольную лампу. На компьютерный диск я направила луч света от настольной лампы и отразила этот луч на потолок, на котором получилась вот такая красивая радуга!

Эксперимент № 4
Я использовала: лоток, большое пластмассовое кольцо для мыльных пузырей, мыльную воду. В лоток с мыльной водой я опустила пластмассовое кольцо, затем аккуратно вынула его - внутри кольца образовалась пленка. Повернув кольцо к свету, я увидела на пленке вот такие радужные полоски.

Эксперимент № 5
Я налила немного воды в прозрачный стеклянный стакан, поставила его на стол. Посмотрев на стакан с водой со стороны (стакан должен быть на уровне лица), увидела над поверхностью воды еле заметную радугу. Я решила направить на стакан с водой луч света от фонарика, радуга стала более четкой и яркой.

Проведенные эксперименты доказали, что радугу очень просто сделать самим в домашних условиях, используя вместо солнечного света луч света от обычной настольной лампы или фонарика.
В ходе проведения исследований и экспериментов, я решила попробовать сделать из компьютерных дисков «Радужную коробочку», которую можно было бы использовать для украшения помещений при проведении домашних вечеринок или дискотек в классе. В изготовлении радужной коробочки мне помогал папа. Мы нашли дома несколько старых компьютерных дисков, аккуратно оклеили ими со всех сторон небольшую картонную коробку. В одном из углов сделали отверстие, в которое продернули ленточку и подвесили «Радужную коробочку» к потолку.

Направляя на коробочку луч света от фонарика, мы получили прекрасное радужное освещение в комнате, что вызвало восторг у всех моих друзей и помогло сделать мою домашнюю вечеринку веселее и современнее!

Считается, что наша радуга семицветна. Мне было интересно узнать, что в других странах так не считают.

Как оказалось, что не у всех народов в радуге 7 цветов. У некоторых шесть, в частности в Америке, а есть и такие у кого всего 4. В общем, вопрос совсем не простой, как может показаться на первый взгляд

И как это часто бывает на бескрайних просторах Интернета нашлась статья по этой теме. Написана она настолько интересна, что я не удержалась и решила переопубликовать ее у себя, чтобы все смогли с нею ознакомиться.
Фраза «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» известна каждому с детства. Этот мнемонический прием, так называемый акрофонический способ запоминания, предназначен для запоминания последовательности цветов радуги. Здесь каждое слово фразы начинается с той же буквы, что и название цвета: каждый = красный, охотник = оранжевый и т.д. Таким же образом те, кто поначалу путался в последовательности цветов российского флага, сообразили, что для его описания подходит аббревиатура КГБ (снизу вверх) и больше не путали.
Такая мнемоника усваивается мозгом скорее на уровне так называемого «кондиционирования», а не просто обучения. Учитывая, что люди, как и все другие животные, - жуткие консерваторы, то любая задолбленная в голову с детства информация у многих очень плохо поддается изменению или даже просто блокируется от критического подхода. Например, русским детям со школы известно, что в радуге семь цветов. Это зазубрено, привычно, и многие искренне недоумевают, как так получается, что в некоторых странах число цветов радуги может быть совсем другим. Но кажущиеся несомненными утверждения «в радуге семь цветов», так же как и «в сутках 24 часа» - это лишь продукты человеческой фантазии, к природе никакого отношения не имеющие. Один из тех случаев, когда произвольная выдумка становится для многих «реальностью».

Радугу всегда видели по разному в разные периоды истории и в разных народах. В ней различали и три основных цвета, и четыре, и пять, и сколько угодно. Аристотель выделял только три цвета: красный, зеленый, фиолетовый. Радужный Змей австралийских аборигенов был шестицветным. В Конго радуга представляется шестью змеями - по числу цветов. Некоторых африканские племена видят в радуге только два цвета - темный и светлый.

Так откуда же взялись пресловутые семь цветов в радуге? Это как раз тот редкий случай, когда источник нам известен. Хотя явление радуги объяснил преломлением солнечных лучей в каплях дождя еще в 1267 году Роджер Бэкон, но проанализировать свет додумался только Ньютон и, преломляя луч света через призму, сначала насчитал пять цветов: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (он называл его пурпурным). Затем ученый присмотрелся - и увидел шесть цветов. Но цифра шесть верующему Ньютону не приглянулась. Не иначе, как бесовское наваждение. И ученый «высмотрел» еще один цвет. Цифра семь ему подходила: число древнее и мистическое - тут и семь дней недели, и семь смертельных грехов. Седьмым цветом Ньютону причудился индиго. Так Ньютон стал отцом семицветной радуги. Правда, сама его идея белого спектра, как совокупности цветных, в то время отнюдь не всем понравилась. Даже выдающийся немецкий поэт Гете возмущался, называя утверждение Ньютона «чудовищным предположением». Ведь не может быть, что самый прозрачный, самый чистый белый цвет оказался смесью «грязных» цветных лучей! Но тем не менее со временем пришлось признать правоту ученого.

Разделение спектра на семь цветов прижилось, и в английском языке появилась следующая запоминалка - Richard Of York Gave Battle In Vain (In - для синего indigo). А со временем об индиго забыли и цветов стало шесть. Так, по выражению Ж. Бодрийара (хоть и сказанному совсем по другому поводу) «модель стала первичной реальностью, гиперреальностью, превратив весь мир в Диснейленд».

Теперь наш «волшебный Диснейленд» весьма разнообразен. Русские до хрипоты будут спорить о радуге семицветной. Американских детей учат шести основным цветам радуги. Английских (немецких, французских, японских) тоже. Но все еще сложнее. Кроме разницы в количестве цветов существует другая проблема - цвета не те. Японцы, как и англичане, уверены, что в радуге шесть цветов. И с радостью вам их назовут: красный, оранжевый, желтый, голубой, синий и фиолетовый. А куда делся зеленый? Никуда, его в японском языке просто нет. Японцы, переписывая китайские иероглифы, иероглиф зеленого цвета потеряли (в китайском он есть). Теперь в Японии зеленого цвета нет, что приводит к забавным казусам. Российский специалист, работающий в Японии, жаловался, как ему один раз пришлось долго искать голубую (аой) папку на столе. На видном месте лежала только зеленая. Которую японцы видят голубой. И не по тому, что они дальтоники, а потому что в их языке нет такого цвета как зеленый. То есть он вроде и есть, но это оттенок голубого, как у нас алый - оттенок красного. Теперь, под внешним влиянием, существует, конечно, и зеленый цвет (мидори) - но это с их точки зрения такой оттенок синего (аой). То есть не основной цвет. Вот и получаются у них голубые огурцы, голубые папки и голубой цвет светофора.

Англичане согласятся с японцами по количеству цветов, но никак по составу. У англичан в языке (да и в других романских языках) нет голубого цвета. А раз слова нет - то и цвета нет. Они, конечно, тоже не дальтоники, и голубой от синего отличают, но для них это просто «светло-синий» - то есть не основной. Так что англичанин искал бы упомянутую папку еще дольше.

Таким образом, восприятие цветов зависит только от конкретной культуры. А мышление в конкретной культуре сильно зависит от языка. Вопрос «цветов радуги» - не из сферы физики и биологии. Им должна заниматься лингвистика и даже шире - филология, поскольку цвета радуги зависят только от языка общения, ничего априорно физического за ними нет. Спектр света непрерывен, и его произвольно выделенные участки («цвета») можно обозвать как угодно - теми словами, которые в языке есть. В радуге славянских народов семь цветов только потому, что есть отдельное название для голубого цвета (по ср. с англичанами) и для зеленого (по ср. с японцами).

Но и этим проблемы цветов не заканчиваются, в жизни все еще запутанней. В казахском языке, например, радуга семицветна, но сами цвета с русскими не совпадают. Тот цвет, что переводится на русский язык как голубой - в казахском восприятии смесь голубого с зеленым, желтый - смесь желтого с зеленым. То есть то, что считается смесью цветов у русских, считается самостоятельным цветом у казахов. Американский оранжевый - это отнюдь не наш оранжевый, а зачастую - скорее красный (в нашем понимании). Кстати в случае цвета прически, наоборот, red - это рыжий. Со старыми языками то же самое - Л. Гумилев писал о сложностях отождествления цветов в тюркских текстах с русскими, например «сары» - это может быть и цвет золота, и цвет листьев, т.к. занимает часть «русского желтого» диапазона и часть «русского зеленого».

Меняются цвета и от времени. В киевском изборнике 1073 года написано: «В радуге свойства суть червеное, и синее, и зеленое, и багряное». Тогда, как мы видим, на Руси в радуге различали четыре цвета. Но что это за цвета? Сейчас мы поняли бы их, как красный, синий, зеленый и красный. Но так было не всегда. К примеру, то, что мы называем белым вином, называлось в древности вином зеленым. Багряный мог обозначать любой темный цвет, и даже черный. А слово красный вообще было не цветом, а обозначало первоначально красоту, и в таком смысле сохранилось в сочетании «красная девица».

Сколько же цветов в радуге на самом деле? Этот вопрос практически не имеет смысла. Длины волн видимого света (в диапазоне 400-700 нм) можно обозвать какими удобно цветами - им, волнам, от этого не тепло и не холодно. В реальной радуге, конечно, бесконечное число «цветов» - полный спектр, и выделить из этого спектра «цветов» можно сколько угодно (условных цветов, лингвистических, тех для которых мы можем придумать слова).

Еще более правильным ответом будет: нисколько, в природе цветов вообще не существует - иллюзию цвета создает только наше воображение. Р.А. Уилсон по этому поводу любил приводить старинный дзэновский коан: «Кто тот Мастер, который делает траву зеленой?» Буддисты это всегда понимали. Цвета радуги создает тот же Мастер. И он может создавать их совсем по-разному. Как отметил кто-то: «сталевары различают массу оттенков в переходе от желтого к красному…»

Тот же Уилсон отмечал и такой момент: «А знаете ли вы, что апельсин „в действительности» голубой? Он поглощает голубой свет, который проходит сквозь его кожуру. Но мы видим апельсин именно „оранжевым», потому что в нем нет оранжевого света. Оранжевый свет отражается от его кожуры и попадает на сетчатку наших глаз. „Сущность» апельсина - голубого цвета, но мы это не видим; в наших мозгах апельсин оранжевый, и мы это видим. Кто же тот Мастер, который делает апельсин оранжевым?»

Примерно об этом же писал и Ошо: «Каждый луч света состоит из семи цветов радуги. Ваши одежды красные по одной странной причине. Они не красные. Ваши одежды поглощают шесть цветов из луча света - все, за исключением красного. Красный отражается назад. Остальные шесть поглощаются. Поскольку красный отражается, он попадает в глаза других людей, поэтому они видят ваши одежды красными. Это очень противоречивая ситуация: ваши одежды не красные, вот почему они кажутся красными». Отметим, что для Ошо радуга семицветна, хоть он уже проживал в «шестицветной» Америке.

С точки зрения современной биологии в радуге человек видит три цвета, т. к. человек воспринимает оттенки тремя видами клеток. Физиологически по современным представлениям здоровые люди должны различать три цвета: красный, зеленый, синий (Red, Green, Blue - RGB). Кроме клеток, реагирующих только на яркость, некоторые колбочки в глазу человека избирательно реагируют на длину волны. Биологи выделили цветочувствительные клетки (колбочки) трех видов - то самое RGB. Трех цветов нам вполне хватает, чтобы создать любой оттенок. Остальное бесконечное множество различных промежуточных оттенков достраивается мозгом, исходя из соотношений раздраженности этих трех видов клеток. Это и есть окончательный ответ? Не совсем, это тоже всего лишь удобная модель (В «реальности» чувствительность глаза к синему цвету существенно ниже, чем к зеленому и красному).

Тайцев, как и нас, учат в школе, что цветов в радуге семь. Почитание цифры семь возникло в давние времена из-за знания человечеством известных ему тогда семи небесных тел (луна, солнце и пять планет). Отсюда и появилась в Вавилоне семидневная неделя. Каждый день соответствовал своей планете. Эта система была заимствована китайцами и распространилась дальше. Число семь со временем стало почти священным, каждому дню недели соответствовал свой бог. Христианский «шестоднев» с добавочным выходным воскресеньем (по-русски изначально как раз и носившим название «неделя» - от «не делать») распространился по всему миру. Так что вряд ли Ньютон мог бы «открыть» в радуге другое число цветов.

Но в повседневной жизни количество воспринимаемых цветов у тайцев зависит от места проживания. В городе скорей будет официальное количество - семь. А в провинции - по разному. Причем цвета радуги могут различаться даже в соседних деревнях. Например, в некоторых поселениях на северо-востоке есть два оранжевых цвета «сом» и «сед». Второе слово значит что-то вроде «более оранжевый». Как и в случае, скажем, с чукчами, имеющими в языке больше разных названий для белого цвета, поскольку они издавна различают оттенки белого снега, выделение тайцами отдельного цвета не случайно. В тех местах растет на деревьях красивый цветок «докджан», цвет которого отличается от привычного цвета апельсина

В этом уроке мы научим вас, как просто добавить на фотографию радугу, а при желании - даже двойную! В Photoshop есть готовый радужный градиент. Мы расскажем, где его найти и как загрузить, как обратить цвета градиента, и что потребуется для создания правдоподобной двойной радуги. Естественно, как и в большинстве случаев, необходимо подобрать фотографию, где этот спецэффект будет смотреться уместно. Если вы найдете пейзаж, снятый после бури, - еще лучше! Мы будем объяснять на примере Photoshop CS5, но для данного урока подойдет любая свежая версия программы.

Вот с чего мы начнем:

А вот как будет выглядеть эта же фотография с двойной радугой:

Давайте начнем!

Шаг 1: Добавим чистый слой Blank Layer

Открыв фотографию, в панели слоев Photoshop мы видим, что на данный момент у нас всего один слой - Background L ayer, в котором и находится наш снимок:

Фото находится в слое Background L ayer

Первым делом нам надо создать над ним чистый слой. Для этого нажимаем на иконку New Layer в нижней части панели слоев:

Нажимаем на иконку New Layer

Photoshop над оригинальным слоем Background L ayer добавляет новый чистый слой Layer 1 . После двойного щелчка мыши по имени слоя можно его поменять; давайте назовем его Rainbow, поскольку именно здесь мы будем создавать радугу. Нажмите Enter (Win) / Return (Mac), чтобы ввести новое имя:

Назовем новый слой Rainbow

Шаг 2: Выбираем градиент с радугой

Как мы уже сказали, в Photoshop есть готовый радужный градиент. Но чтобы он стал доступен, его надо загрузить вручную. Для этого выберите Gradient Tool в панели инструментов:

Выбираем инструмент Gradient Tool

Затем в опциях, расположенных в верхней части экрана, выбираем панель градиентов :

Откроется редактор градиентов Photoshop, представляющий собой несколько рядов с миниатюрами доступных нам градиентов. Изначально радужного градиента там нет, нам потребуется его загрузить. Нажмите на указывающую вправо стрелку , которая находится в правом верхнем углу редактора градиентов:

Появляется дополнительный список. Нас интересует пункт Special Effects . Выбираем его из списка:

Выбираем набор градиентов под названием Special Effects

Photoshop спросит, нужно ли заменить предыдущие градиенты новыми или просто добавить набор Special Effects к уже имеющимся. Нажмите Append , чтобы сохранить старые градиенты. Новые добавятся ниже:

Выбираем Append, чтобы градиенты из списка Special Effects добавились к старым

Из появившегося набора нас интересует Russell’s Rainbow , он самый последний снизу. Если у вас включены подсказки к инструментам Photoshop (они включены по умолчанию, настраивается эта опция в пункте меню Preferences ), то при наведении мыши на миниатюру градиента вы должны увидеть надпись Russell’s Rainbow . Выберите его, щелкнув мышью по этой миниатюре, а потом нажмите OK , чтобы закрыть редактор градиентов:

Выбираем градиент, для чего нажимаем на миниатюру Russell’s Rainbow

Шаг 3: В панели опций выбираем радиальный градиент

Чтобы нарисовать именно дугу, вернитесь в панель опций, расположенную в верхней части экрана, и выберите радиальный градиент :

Шаг 4: Рисуем радугу с помощью инструмента Gradient Tool

Чтобы добавить радугу, нам предстоит растянуть градиент на фотографии. Мы хотим, чтобы наша радуга как будто касалась земли за группой деревьев с левой стороны и поднималась над самым большим деревом справа. Для этого мы поставим курсор мыши почти у самого края в нижнем правом углу, на той же горизонтальной линии, что и нижние деревья слева. Щелкнув там мышью, мы зададим начальную точку градиента и, все еще удерживая кнопку мыши, проведем линию через всю фотографию до точки немного за левой группой деревьев. Если мы будем удерживать при этом клавишу Shift , направление движения будет ограничено, и нарисовать ровную горизонтальную линию будет проще:

Когда вы отпустите клавишу мыши, Photoshop нарисует радугу. Пока она не особо похожа на настоящую, но это всего лишь начало:

Шаг 5: Поменяем режим смешивания слоя с радугой на Screen

В списке режимов смешивания , который находится в левом верхнем углу панели слоев (он представляет собой выпадающее меню, где по умолчанию установлен вариант Normal ), выберите Screen :

Меняем режим смешивания слоя с радугой на Screen

Теперь радуга на фотографии стала смотреться органичнее:

Радуга после изменения режима смешивания слоев на Screen

Шаг 6: Применяем фильтр Gaussian Blur

Сделаем радугу еще более реалистичной, сгладив переход между цветами. В меню в верхней части экрана выберите Filter , затем Blur , затем Gaussian Blur :

Откройте Filter > Blur > Gaussian Blur

Photoshop откроет диалоговое окно Gaussian Blur . Сдвигаем вправо ползунок Radius , расположенный в нижней части диалогового окна, и цвета радуги станут более размытыми. Не забывайте оценивать происходящие с фотографией изменения. Продолжайте сдвигать ползунок, пока переход между цветами радуги не станет мягким и естественным. Показатель Radius во многом будет зависеть от размера и разрешения вашего снимка. В нашем случае подходит значение 50 pixels . Закончив, нажмите OK, и диалоговое окно закроется:

Сдвигая ползунок Radius , делаем переход между цветами радуги мягче

Вот как выглядит наше фото после применения фильтра Gaussian Blur:

С фильтром Gaussian Blur радуга больше похожа на настоящую

Шаг 7: Добавляем маску слоя

Нажмите на иконку Layer Mask в нижней части панели слоев:

Нажимаем на иконку Layer Mask

С фотографией пока ничего не произошло, но Photoshop добавил миниатюру маски слоя справа от основной миниатюры слоя Rainbow. Если посмотреть пристально, вы заметите белый контур вокруг миниатюры маски. Это говорит о том, что в настоящий момент активна маска, а не сам слой:

Шаг 8: Выбираем градиент от черного к белому

Когда выбран инструмент Gradient Tool, щелчком правой кнопки мыши (Win) / щелчком с удержанием клавиши Control (Mac) в окне документа сразу же открывается панель пресетов для градиентов, та же самая, которую мы только что видели в диалоговом окне редактора градиентов. Выбираем градиент Black to White gradient , щелкнув по его миниатюре (верхний ряд, третий слева). Потом нажмите Enter (Win) / Return (Mac), и список градиентов закроется:

Нажимаем на миниатюру градиента от черного к белому

Шаг 9: В панели опций выбираем линейный градиент

Вернитесь в панель опций и на этот раз выберите Linear Gradient :

Нажимаем на иконку градиента Linear

Шаг 10: Растягиваем градиент от черного к белому по маске слоя

Чем дальше от земли, тем ярче кажется настоящая радуга, так что и мы создадим такое же ощущение, растянув градиент от черного к белому от основания радуги (там, где она должна касаться земли) до самого верха. При выбранном инструменте Gradient Tool мы подведем курсор к нижней границе левой группы деревьев и нажмем кнопку мыши. Потом, не отпуская ее, нажмем Shift и проведем вертикальную линию до верха. Удерживая Shift, проще рисовать строго вертикальную линию:

Растягиваем градиент от черного к белому от основания радуги до верхней границы кадра

Когда вы отпустите клавишу мыши, Photoshop растянет градиент от черного к белому . Поскольку мы работаем с маской слоя, а не с ним самим, на фотографии мы градиента не увидим. Но теперь создалось ощущение, что радуга начинается не снизу, а от деревьев, и чем ближе к небу, тем ярче она становится:

Шаг 11: Создадим копию слоя с радугой, чтобы увеличить ее яркость

Чтобы сделать радугу ярче, просто нажмите Ctrl + J (Win) / Command + J (Mac), и появится дубликат слоя. Если теперь вам кажется, что она стала слишком яркой, чуть-чуть приглушите ее, снизив непрозрачность дубликата. Эта опция, Opacity , находится прямо напротив опции Blend Mode в верхней части панели слоев. Мы снизим ее до 70 %:

Нажимаем Ctrl + J (Win) / Command + J (Mac), чтобы создать копию слоя с радугой, и при необходимости снижаем непрозрачность дубликата

Вот что получилось у нас после создания копии слоя и снижения его непрозрачности:

Шаг 12: Объединим два слоя с радугой

Давайте наведем порядок в панели слоев, объединив два слоя с радугой. Если сгруппировать взаимосвязанные слои, ориентироваться в панели слоев будет проще. Выберите верхний слой и, удерживая Shift , нажмите на второй слой с радугой Rainbow, который находится чуть ниже, чтобы выделить оба сразу. Вы увидите, что теперь оба они подсвечены синим:

Открываем в верхнем меню Layer и выбираем Group Layers :

Открываем Layer > Group Layers

Photoshop объединит два выбранных слоя. В панели слоев они получат название Group 1. По умолчанию группа закрыта, мы не видим слои, которые она в себя включает, пока нас это устраивает:

Теперь оба слоя, содержащие радугу, находятся в группе Group 1

Шаг 13: Добавим чистый слой Blank Layer

У нас есть первая радуга. Давайте теперь добавим вторую, чтобы она стала двойной! Для начала создадим еще один слой, нажав на иконку New Layer в нижней части панели слоев:

В панели слоев он появится над сгруппированными слоями. После двойного щелчка по имени слоя переименуйте его в Second rainbow, затем нажмите Enter (Win) / Return (Mac), чтобы сохранить это название:

Назовем новый слой Second rainbow

Шаг 14: Снова выбираем градиент Rainbow Gradient

Затем в опциях, расположенных в верхней части экрана, опять открываем панель градиентов :

В данный момент выбран градиент от черного к белому

Когда откроется редактор градиентов, снова выберите Russell’s Rainbow , то есть радугу, но пока редактор градиентов не закрывайте. Надо сделать кое-какие изменения:

Снова выбираем градиент Russell’s Rainbow

Шаг 15: Меняем порядок цветов градиента

На настоящей двойной радуге цвета всегда следуют в противоположном порядке, а это значит, что и нам нужно поменять цвета в нашем градиенте. Если редактор градиента еще открыт, непосредственно под панелью предварительного просмотра вы найдете синий ползунок ; сдвигайте его влево. Потом сделайте то же самое с зеленым и желтым ползунками . Не важно, насколько далеко влево их сдвигать, главное, чтобы между ними оставалось какое-то расстояние. Просто следите, чтобы они не слипались. А красный оставьте на месте:

Теперь нажмите на красный ползунок и введите в поле Location значение 82 % . После этого красный ползунок встанет туда, где изначально был синий:

Выбрав красный ползунок, в поле Location вводим значение 82%

Потом нажимаем на желтый и задаем значение Location 85% . Желтый становится на место зеленого:

Выбрав желтый ползунок, в поле Location вводим значение 85%

Нажав на зеленый , в поле Location введите 88% , и он переместится на место желтого:

Выбрав зеленый ползунок, в поле Location вводим значение 88%

И наконец выбираем синий ползунок и меняем значение в поле Location на 92% , ставя его, таким образом, туда, где раньше был красный:

Выбрав синий ползунок, в поле Location вводим значение 92%

Непосредственно над панелью предварительного просмотра градиентов находятся и другие ползунки: белый, черный и разные оттенки серого. От них зависит, насколько цвета проступают через градиент (непрозрачны). Нажмите на светло-серый ползунок (второй слева) и смените значение Opacity с 20 на 0% . Затем нажмите OK, и редактор градиентов закроется:

Выбрав светло-серый ползунок, задаем значение его непрозрачности Opacity 0%

Шаг 16: Растягиваем еще один радужный градиент

Обратив цвета градиента, мы готовы перейти к созданию второй радуги. Сначала мы временно скроем из вида первую радугу, нажав на иконку visibility (глаз) на панели слоев:

Иконка visibility делает слои или группы слоев видимыми или невидимыми

Потом растянем градиент радуги, как и в шаге 4. Для этого надо выбрать в панели опций радиальный градиент , чтобы у нас получилась дуга:

Снова выбираем опцию Radial Gradient

Затем, нажав на кнопку, мы проведем линию через те же точки, что и в первый раз:

Когда мы отпускаем кнопку мыши, Photoshop рисует градиент. Он сильно похож на первый, только на этот раз цвета следуют в другом порядке:

Шаг 17: Меняем режим смешивания слоев на Screen

Как и с первой радугой, меняем режим смешивания с Normal на Screen :

Меняем режим смешивания слоев на Screen

Теперь цвета радуги на фотографии стали смотреться органичнее:

Режим смешивания для второй радуги - Screen

Шаг 18: Применяем фильтр Gaussian Blur

Поскольку в последний раз мы работали именно с фильтром Gaussian Blur , теперь мы можем быстро применить его с теми же настройками, нажав Ctrl + F (Win) / Command + F (Mac). Как и в прошлый раз, переход между цветами радуги становится более мягким и естественным:

Шаг 19: Копируем маску слоя на слой со второй радугой

Теперь нам необходимо добавить маску слоя и снова провести линейный градиент от черного к белому , чтобы скрыть нижнюю часть радуги, начиная с того уровня, где она касается земли, а яркость при этом должна увеличиваться по мере набора высоты. То же самое мы делали с первой радугой в шагах 7-10. Но зачем мучиться повторно, если можно просто скопировать уже имеющуюся маску на слой со второй радугой! В первую очередь надо открыть группу слоев, нажав на треугольничек слева от названия группы:

Развернув группу, вы видите два слоя с первой радугой. Теперь, удерживая Alt (Win) / Option (Mac), нажмите на миниатюру маски слоя Rainbow copy и перетащите ее на слой со второй радугой:

Удерживая Alt (Win) / Option (Mac), перетаскиваем миниатюру маски слоя на верхний слой

Когда увидите выделение вокруг слоя S econd R ainbow (это показано на предыдущем скриншоте), отпустите кнопку мыши. Photoshop скопирует маску слоя на слой со второй радугой:

Взглянув в окно документа, вы увидите, что вторая радуга, доходя до деревьев, становится едва заметной, как и первая:

Шаг 20: Поставим вторую радугу на место

Теперь осталось лишь правильно расположить вторую радугу. В панели инструментов Photoshop выбираем Move Tool или же нажимаем V на клавиатуре:

Выбираем инструмент Move Tool

Прежде чем что-либо двигать, необходимо снова «включить» первую радугу, для чего потребуется щелчок по иконке visibility в панели слоев:

Когда обе радуги будут видны, мы с помощью инструмента Move Tool щелкаем мышью по кадру, и, удерживая кнопку, перемещаем вторую радугу. Мы сдвинем ее влево так, что останется виден лишь небольшой участок в левом верхнем углу:

С помощью инструмента Move Tool перемещаем вторую радугу

Шаг 21: Понижаем непрозрачность слоя Second Rainbow

И под конец, поскольку мы не хотим, чтобы вторая радуга была такой же яркой, как и первая, мы снизим непрозрачность слоя (в верхней части панели слоев) до 70 %:

Понижаем непрозрачность слоя Second Rainbow

И все, готово! Вот как выглядит наша созданная в Photoshop двойная радуга после снижения непрозрачности слоя:

Внимание малышей привлекает все яркое и необычное – например, радуга на небе. Как отчетливо видны ее цвета! Но это редкое удовольствие – невозможно ведь заказать подобное «шоу». Для возникновения радуги одновременно должны идти дождь и светить солнце. Но можно сделать собственную маленькую радугу – из четырех цветов – у себя дома, в стакане воды. И, конечно же, независимо от погоды. Что же нам понадобится для домашнего эксперимента для ребенка? Надо приготовить 5 стеклянных стаканов; 10 ст. л. сахара, насыпанных в одну емкость (сахарница вполне подойдет); 4 баночки с разведенной заранее пищевой краской 4 цветов (красный, желтый, зеленый, синий); воду; шприц без иглы; чайную и столовую ложки. Итак, начинаем.

Эксперимент для детей

1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.

2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.

3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем несколько капель пищевой краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

4. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.

5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.

Объяснение опыта для детей

В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.

Феоктистова Юлия Рысаева Эльмира

Рысаева Эльмира Фаизовна, Феоктистова Юлия Сергеевна

Руководитель: Король Юлия Николаевна

Тема проекта: «Создание радуги в домашних условиях».

Цель исследования: определить, какая существует связь между дождем, солнцем и появлением радуги, и можно ли получить радугу в домашних условиях.

Задачи исследования:

  1. Как появляется радуга?
  2. Когда появляется радуга?
  3. Можно ли получить радугу в домашних условиях?

Выдвинутые гипотезы:

  • Предположим, что радуга появляется в солнечную погоду во время дождя, когда солнечные лучи проходят сквозь дождевые капли.
  • Предположим, что радугу можно получить, если заменить солнечные лучи искусственным источником света.

Основные методы : изучение литературы, наблюдение, эксперимент.

Опыт «Создание радуги в домашних условиях»

Чтобы убедиться в том, что белый цвет состоит из семи цветов и радугу можно получить искусственным путём, мы провели опыт. Нам понадобился фонарик, ёмкость для воды, плоское зеркало, белый картон и вода.

Ход опыта: Наполнили лоток водой, поставили зеркало с наклоном, направили свет фонарика на погружённую в воду часть зеркала. Чтобы поймать отражённые (или преломлённые) лучи, поставили картон перед зеркалом. В результате на картонке появилось отражение всех цветов радуги, мы смогли получить радугу в «домашних» условиях.

В результате проделанной работы мы убедились, что призма умеет превращать белый луч в семицветный, радужный. Мы познакомились со способами получения радуги в «домашних условиях»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации муниципального района

Куюргазинский район Республики Башкортостан

Научно – исследовательская работа

Как создать радугу в домашних условиях

Выполнили ученицы 4б класса

МБОУ СОШ №2 с. Ермолаево

Куюргазинского района

Республики Башкортостан

Феоктистова Юлия

Рысаева Эльмира

Руководитель Король Ю.Н.

Ермолаево – 2015г.

1.Введение

2.Отчего появляется радуга

3.Как появляется радуга

4. Когда появляется

5.Опыт «Создание радуги в домашних условиях»