Как выглядели жены из гарема иранского шаха

Давно по инету гуляют фотки из гарема шаха Насер ад-Дин Шах Каджар с мужеподобными женами. Я тоже повелся на фото принцессы, и мне стали писать что это фейк. Решил разобраться. Оказалось непросто. Фотки намешали, напутали. Людей не разобрать. Но давайте попробуем?

Дело в том что жены у шаха весьма... специфические.Иногда считают что это вовсе даже актеры первого иранского театра.

На самом деле это фотографии мужчин-актеров первого государственного театра созданного по приказу шаха Насереддина (большого любителя европейской культуры) при Политехническом училище Дар-эль-Фунун в 1890 году, которые разыгрывали сатирические пьесы только для дворцовой знати.

Организатором этого театра был Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается одним из основоположников современного иранского театра. Так как женщинам было запрещено выступать на сцене, эти роли исполнялись мужчинами. Первые женщины на сцену в Иране вышли в 1917 году.

Покопавшись в фото я все решил что фото не фейк. Во всяком случае некотрые люди прослеживаются через десятки лет.

Давайте попробуем отследить людей. Например первое фото - это точно фото гарема шаха. Во всяком случае его так атрибутируют. Обратите внимание на мальчонку-негра. Видимо это евнух, и он встретится еще на других фото. Хотя лиц жен не узнаю.

Например вот тут он уже подрос, но на фото есть сам шах.

Или вот он с кальяном. Жена (наложница?) несколько раз встречается еще в соблазнительных позах.

А вот тут не очень ясно это он или нет? Как то постарел? Или просто евнухов набирали из негров? В центре скорее всего Ансиодола (Ansi (Anis) ol Doleh), любимая жена шаха на склоне лет. Справа та же жена, что стоит на фото в центре второй фотки.

Вот Ансиодола в в более молодом возрасте

А тут она в молодости и вовсе красавица.

Вот она же в европейском платье.

Теперь про дочь шаха Эсмат ал-Дола. Извесно что она была чуть ли не первой. кто научился играть на фортепьяно в Иране. Фоток ее больше.
Юбочка сделана из платка. На манер пачки, котрую шах видел в Санкт-Петербурге в балете и очень этим возбудился.

Она же с дочерью и женой шаха. Мать ли ее это? Если так то она не дочь Ансидолы.

Ниже она с младшей сестрой

С ней же на лавочке.

Это она уже на склоне лет с обширным семейством.

Похоже на дочь шаха со внуком. И чуть ли не на той же скамейке.

Сам шах тоже любит фотографироваться.

Вот его туалетный лук с женами через зеркало.

Кроме фото шаха ходят фото иранских женщин фотографа русского (отец армянин, мать грузинка) происхождения Антона Севрюгин а. Он родился в Тегеране в семье посла. Отец рано умер, семья вернулась в Тбилиси, где Антон учился живописи и фото. В конце 1870-х годов он вернулся в Тегеран и открыл в Тегеране фотоателье на паях со своими братьями.

Севрюгин стал придворным фотографом Насер эд-Дин Шаха, создал настоящую фотолетопись Ирана с 1870 по 1930 год и за свои заслуги даже получил звание хана. Но вряд ли он попал бы в гарем. Однако других женщин он снимал. похоже поздние фото дочери шаха это его работа.

К сожалению осталась лишь малая часть его снимков. Несколько раз его архив разоряли и конфиксковывали. От более чем 4 тысяч уникальных снимков осталось меньше тысячи . Хорошая

Вот тут он в кадре.И это явно не гарем шаха.

Ну и на закуску как выглядели прицессы Персии уже в 20 веке.

Все мы видели фильмы про султанов и эмиров, у которых были собственные гаремы. И, наверняка, большинство мужчин хоть иногда мечтали обзавестись собственной коллекцией милых и прекрасных жён.

Но не спешите завидовать султанам - не просто так раньше все наложницы ходили в парандже. И надо сказать, что такая ситуация в гаремах прошлого века была не только у арабов, но и у азиатов.

Однако, странное раньше было представление у мужчин о женской красоте. И никогда не верьте фильмам - там многое врут. :)

Иранский шах Насер ад-Дин Шах Каджар, взошедший на престол в 1848 году и правивший страной на протяжении последующих 47 лет, был весьма образованным для своего времени человеком и великим ценителем искусства. По приглашению российского императора Александра II в 1873 году шах побывал в Санкт-Петербурге, где впервые в жизни он увидел балет.

По возвращению домой Каджар велел сшить всем своим наложницам, а их было около 100, юбки подобные тем, что были у балерин. Как выглядели женщины из гарема иранского правителя, обладавшего весьма неординарным вкусом, покажут фото, сделанные самим Каджаром или его придворным русским фотографом Антоном Севрюгиным.

По свидетельствам историков, Насер ад-Дин Шахе Каджар для своего времени был очень хорошо образован и прослыл сибаритом. Одной из многочисленных страстей Шаха Каджара была фотография. Когда он пришёл к власти, то принял решение создать у себя во дворце первую официальную фотостудию.
В 1870-х годах в Тегеране русский фотограф Антон Севрюгин открыл своё ателье, а позже стал придворным фотографом иранского правителя. Севрюгин создал фотолетопись Ирана и за свои заслуги был награждён почётным титулом.

Русскому фотографу дозволялось снимать самого шаха, его родственников мужского пола, придворных и слуг. А за собой Каджар, ярый поклонник фото, оставил право снимать свой гарем, в котором у него было, по свидетельствам историков, около 100 наложниц.
Согласно шиитским законам, в то время было непозволительно снимать лица людей, а тем более лица женщин. И только самый могущественный человек в стране мог себе позволить нарушить закон.




Полнота в те годы была в почете.

Женщин плотно кормили и ограничивали в физических нагрузках.

Справа изображена любимая жена шаха Анис аль-Долех.


Несравненная Анис аль-Долех (сидит).



Наложницам часто устраивали пикники.

Известно, что в 1873 году Насер эд-Дин Шах по приглашению Александра II побывал в Санкт-Петербурге и посетил балет. По легенде, он так был очарован русскими танцовщицами, что и для своих женщин ввел пышные юбки наподобие балетных пачек.

Юбки западных балерин смотрелись на жительницах гарема очень своеобразно.

Анис аль-Долех.


Сросшиеся брови тоже были модными среди иранских красавиц.

По шиитским законам фотографировать лица людей и особенно женщин нельзя, но шах позволял себе все

А вот и сам шах Насер ад-Дин Шах Каджар.

Шах готовится к фотосъемке.

Парадный вход дворца Гулистан.

Насер ад-Дин Шах Каджар c некоторыми женщинами из гарема.

Могу сказать одно: на этих фотографиях мы видим жен шаха, - сказал "КП" кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Васильевич Долгов.

Это не мужчины и не гермафродиты, как подумали многие, увидев эти фото. Нельзя сказать, что подобных обитателей в гареме не было. Но это были отдельные редкие случаи, которые держались в секрете, поскольку Коран, как и другие религии, запрещает подобные вещи. А красавицы эти женщины или нет-какая разница? На вкус и цвет, как говорится, товарищей нет. В растительности на лице наложниц гарема тоже не вижу ничего удивительного. Небольшие усики характерны для восточных женщин. Если женщины специально подрисовывали себе усы, то просто владельцу этого гарема нравились такие дамы. В других гаремах я не слышал про такую моду.

А вот сросшиеся брови смело можно назвать элементом моды того времени. Что касается полноты обитательниц гарема, то в 18 и 19 веке там было очень много упитанных женщин. Более того, полнота считалась признаком красоты. Женщин специально плотно кормили и практически не давали им двигаться, чтобы они становились такими же полными, как дамы на этих фотографиях.


По фотографиям можно судить о вкусах иранского монарха - все женщины в теле, со сросшимися густыми бровями и хорошо заметными усиками. Это еще раз доказывает, что красота — субъективное понятие, а критерии привлекательности кардинально отличаются в разных странах и в разные времена.

Милые озорницы

На многих фото наложницы гарема запечатлены в коротких пышных юбках наподобие балетной пачки.

Историки также поговаривают, что в коллекции фото шаха есть и кадры в стиле ню, но они надежно спрятаны. Хотя, не думаю, что кому-то захотелось бы их увидеть - уж очень специфическое понятие женской красоты было у Каджара.

*****

Бухара. Эмир бухарский Саид Алим Хан (1880—1944 гг.)


Основной дом эмира, где жили его жены и наложницы. Жены проживали на первом этаже дома, а наложницы на втором

Грустная история последнего эмира Бухары


Китай


Насреддин Шах (1831-1896) (Насер эд-Дин Шах) принадлежал Каджарской династии.

Насреддин-шах Каджар (16 июля 1831 — 1 мая 1896) — четвёртый шах Персии династии Каджаров, правил с 17 сентября 1848 до самой смерти в 1896. 47-летнее правление Насреддина — самое долгое в новой истории Ирана и третье по продолжительности во всей трёхтысячелетней истории Персии.

Еще мальчиком Насреддин побывал на приеме у королевы Виктории. Более того из Ее Величества рук получил фотокамеру. Надо сказать, что Насреддин, уже будучи Шахом, свое увлечение фотографией не бросил. Фотографировал пейзажи, дворцовое окружение, жен. Сам тоже очень любил позировать.

Наср-эд-Дин-шах в Зеркальном зале. Фото 1895 г.



Насреддин-шах возле Глобуса из драгоценных камней. Работу над этим шедевром начали в 1869 г. Группа иранских ювелиров под руководством Ибрахима Массихи, сделали Глобус из отдельных камней, хранившихся в сокровищнице. Чистый вес золота, использованного при изготовлении Глобуса, составляет 34 кг, а драгоценные камни все вместе весят 3 656 г. Интересно, что ювелиры куда лучше разбирались в работе с драгоценностями, нежели в географии, поэтому порой отдельные страны определить на глобусе достаточно сложно. Моря и океаны выложены из изумрудов, материки - из рубинов. Юго-восточная Азия, Иран, Англия и Франция представлены бриллиантами. Диаметр глобуса составляет около 66 см. Опора изготовлена из дерева, инкрустированного драгоценными камнями.

Его отцом был внук Фетх-Али-шаха, будущий шах Мохаммед. В молодости проживал в отдалении от двора, в Тебризе.

После смерти отца, в 1848 г., Насреддин был призван на престол, который он должен был, однако, добыть оружием.

Умея говорить лишь по-тюркски (по-азербайджански), Насреддин вскоре научился языку страны, а также французскому, и с особенной любовью стал заниматься географией, поэзией, рисованием.

В 1873, 1878 и 1889 гг. он предпринимал путешествия по европейским странам, которые сам описал.

Но первая попытки шаха, посредством реформ приобщить Персию к европейской цивилизации, разбились при столкновении с восточным мусульманским фанатизмом населения.

Однако, благодаря его стараниям, все изменения пошли. Так были: проведен в Персии телеграф, основана военная школа, приглашен из Франции военный инструктор и дикие персидские армии преобразованы в армию нового типа, до известной степени дисциплинированную.

В Тегеране была основана французская школа, в которой преподавались история, география, химия, медицина.

Наиболее сильное противодействие мерам Насреддина оказывали приверженцы секты бабидов, которые неоднократно делали покушения на жизнь шаха.

Насреддин вел неудачную войну с Англией, возникшую вследствие того, что Насреддин принял сторону России, когда она заняла в 1856 г. Герат, и окончившуюся в 1857 г. миром в Париже.

Более удачны были военные предприятия Насреддин против хивинского хана, туркменов салар и москатского имама.

Еще мальчиком Насреддин побывал на приеме у королевы Виктории. Более того из Ее Величества рук получил фотокамеру. Надо сказать, что Насреддин, уже будучи Шахом, свое увлечение фотографией не бросил. Фотографировал пейзажи, дворцовое окружение, жен. Сам тоже очень любил позировать.

Насер эд-Дин Шах вошел в историю и как первый иранский фотолюбитель.

Он оставил потомкам редкие и бесценные фото в том числе и жен своего гарема.

Будучи ещё юным, в 13 лет Насер эд-Дин Шах впервые познакомился с фотографией и так был увлечён процессом, что, став монархом, в 1858 году пригласил в Тегеран французского фотографа Франсиса Карлиана, чтобы создать в своём дворце первую официальную фотостудию. Русские тоже не дремали и в Персию прибыли фотоспециалисты.
Так в конце 1870-х годов русский фотограф Антон Севрюгин открыл в Тегеране фотоателье на паях со своими братьями.
После этого Севрюгин стал придворным фотографом Насер эд-Дин Шаха, создал настоящую фотолетопись Ирана с 1870 по 1930 год и за свои заслуги даже получил звание хана!

Однако, и сам Насер эд-Дин Шах занимался фотографией: для себя он оставил эксклюзивное право снимать свой гарем - эти фотографии он печатал собственноручно в дворцовой лаборатории.

Насер эд-Дин Шах тратил большие средства на содержание дворцов и зарубежные поездки, которые он старался совершать ежегодно, в отличие от своих предшественников (он был первым иранским правителем, посетившим Европу).

В обеих столицах шах побывал на балете, и был так очарован танцовщицами и их костюмами, что, вернувшись в Тегеран, заставил своих жен облачиться в короткие пышные юбки наподобие балетных пачек (в Иране их назвали шалитех) - поверх цветастых штанишек, жилетки, белые или черные носочки и атласные туфли.

Из шахского гарема мода на шалитех умудрилась выбраться на волю, и в некоторых домах женщины тоже надевали короткие юбки, а в ателье Севрюгина снимались даже с непокрытой головой.

Это фотография Ансиодоллы, одной из 84 жен Насер эд-Дин Шаха:

Жёны шаха...

Для правителя-мусульманина он был неплохо образован, вёл довольно сибаритский образ жизни и ощущал на себе сильное влияние Европы, что в итоге привело к росту недовольства даже среди приближенных, а позже и смерти шаха.

Насер эд-Дин Шах тратил большие средства на содержание дворцов и зарубежные поездки, которые он старался совершать ежегодно, в отличие от своих предшественников (он был первым иранским правителем, посетившим Европу).

В 1873 году он побывал в Париже, а затем по приглашению Александра II посетил Санкт-Петербург.

В обеих столицах шах побывал на балете, и был так очарован танцовщицами и их костюмами, что, вернувшись в Тегеран, заставил своих жен облачиться в короткие пышные юбки наподобие балетных пачек (в Иране их назвали шалитех) - поверх цветастых штанишек, жилетки, белые или черные носочки и атласные туфли.

Единственное, от чего женщины мусульманки не отказались, это платок, покрывающий голову так, чтобы ни шея, ни уши не были видны.

Из шахского гарема мода на шалитех умудрилась выбраться на волю, и в некоторых домах женщины тоже надевали короткие юбки, а в ателье Севрюгина снимались даже с непокрытой головой.

Дочери шаха:

Насер эд-Дин Шах хранил фотографии в обтянутых атласом альбомах в своём дворце Голестан (ныне музей). Это уникальное и экстраординарное собрание, которое хранится в пуленепробиваемой и устойчивой к землетрясениям комнате дворца, насчитывает около 50 тысяч единиц хранения, к которым имеют доступ только исследователи и иногда журналисты. Около 50 работ неважного качества экспонируются на первом этаже музея.

Работам Севрюгина повезло больше - они находятся в разных собраниях и более доступны. Экстраординарность фотографий заключается в том, что в середине XIX века по шиитским законам считалось недозволительным фотографировать лица людей (тем более женщин), и возможно это было лишь потому что, закон нарушал самый могущественный в стране человек - шах, и богословы не могли ему противостоять.

Насер эд-Дин Шах ввел так же моду на документальную фотографию, требуя, чтобы были запечатлены его путешествия, дворцовые церемонии, он посылал фотографов снимать военные действия, архитектуру и исторические места и обязал местных правителей присылать ему фотографии вместе со своими докладами. Снимки часто подписывались и сортировались по категориям.

Фотографии женщин оспаривают общепринятое представление о жизни в гареме - шахские жёны выглядят вполне современными для того времени и уверенными в себе, они спокойно смотрят в объектив фотоаппарата, не кокетничая и не робея. У жен в гареме были дружественные отношения - на некоторых фотографиях запечатлены группы на пикнике.

19 апреля 1896 г. Насреддин пал от руки убийцы. Похоронен в "Уголке Карим-хана" ("Халват-е Карим-хан") во дворце Голестан в Тегеране.

Здесь представлен один из таких фотоальбомов шаха, выставленный в Лондоне -он передавался из поколения в поколения в семье Каве Голестана, выдающегося иранского фотографа, ныне живущего в Великобритании.
Вот несколько снимков из этого альбома.



Командующие армией


Церемония празднования Навруза во Дворце Голестан и восхождение шаха на Мраморный трон


Дворец Голестан


Ид аль-Фитр (Ураза-байрам, Праздник разговения после Рамадан) с участием шаха


Насреддин-шах на охоте


Ид-аль-Адха (Курбан-байрам, Праздник жертвоприношения) во Дворец Голестан, где шах восседает на Мраморном троне


Насреддин-шах во Дворце Сахебгаранье


Насреддин-шах в лагере


Банкет с участием Аббас-Мирзы, брата Насреддин-шаха


Насреддин-шах среди поваров в своем лагере


Небольшой праздник поваров в лагере Насреддин-шаха


Одежда, украшенная драгоценностями



Амин аль-Султан (т.е. “доверенное лицо короля”), премьер-министр Насреддин-шаха (слева)


Написание писем для Насреддин-шаха


В присутствии шаха


Управляющие сокровищницей в присутствии Насреддин-шаха


Нусрат-ад-Дин Мирза, сын Насреддин-шаха со слугами


Женщины выстроились в ряд для встречи с Насреддин-шахом


Женщины в мечети


Место отдыха шаха в Шахестанаке


Музыкальный ансамбль!


Наблюдая за борьбой во время Навруза, во дворце Голестан


Кочевники


Кочевники


Группа армян

Сейчас немного перевернем известные факты о гаремах. Когда я увидел эти фотографии, недавно ставшие публичными, то задумался о том, насколько же меняются запросы общества к идеалам внешнего вида женщины. Ведь по сути цари и короли, были эталонами на которых равнялись в обществе. По крайне мере знать. И ладно бы гарем, все их уже видели. Но тут не все так просто. Начнем с того, как одевалась женская половина дома у богатого иранского шаха.

Насер ад-Дин Шах Каджар (с азербайджанского Nəsrəddin şah Qacar) - четвертый иранский шах. Властвует с 1848 г. Более сорока семи лет он правил Ираном. Между прочим одно из самых продолжительных, за всю историю Ирана в 3000 лет. Известно что он был довольно хорошо образованным человеком. Его знали и не любили за праздность и избалованность роскошью. Ну на то он и шах.

Насер ад-Дин Шах Каджар - собственно персоной. Известность пришла к нем из-за гарема.


Так что же такого в этом гареме, спросите вы? Начнем с того, что шах увлекался фотографией. И если не его увлечение, то никто бы не увидел, как жили его наложницы.


Антон Севрюгин готовит шаха к фотографированию.


Его детское хобби - фотографирование, превратилось в серьезное увлечение как только он повзрослел. Во дворце построили специальную фотостудию. А в 1870 году открылось ателье по руководством русского фотомастера - Антона Севрюгина. находилось оно в городе Тегеран. Впоследствии он стал официальным очень известным свадебным фотографом при дворе шаха. Ему была поручено вести летопись Ирана в фотографии. За данную деятельно он получил награды.


Дворециранского правителя - Гулистан.

Севрюгин мог снимать не только правителя, но так же его родных (только мужчин) и прислуг. Вот только снимать многочисленных жен, владыка решил самостоятельно. В летописи указывается их число - примерно 100.


Анис аль-Долех, похоже за музыкальным инструментом.

Фотографии правитель распечатывал сам в фотолаборатории при дворе. Специальные альбомы хранили работы иранского творца. Сейчас во дворце Голестан музей.


Сидит наложница Анис аль-Долех.

Необычность его фотографии в том, что в то время нельзя было фотографировать лицо человека, а снимать женщину - страшно запрещено. Ну как говориться - "Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку". Шах мог фотогрофировать кого и что угодно. Попробуй ему откажи.


Самая любимая жена из гарема - Анис аль-Долех, сидит справа.

Эти фотографии перевернули все знало общество о скрытой жизни в гареме. Жены выглядят увернными и спокойными. Вполне охотно позируют перед фотоаппаратом, не боясь его.


Полнота - эталон красоты, на которкю равнялись.


Все женщины гарема не боялись исхудать.

На фотографиях видно что женщины с усами и густыми бровями. Для Востока это обыкновенное явление. Девушки абсолютно не голодали, не были запуганы и физическим трудом не занимались. Более того, их специально много кормили и почти не давали ходить.

Но вот интересный факт, многие жены изображены в коротких платьях. Примерно в этом выступают балерины в балете.

В 1873 году иранский правитель приезжал в Петербург. Его пригласил лично Александр II. Здесь он и увидел балет. Его он настолько очаровал, что ввел для своих жен балетные пачки, по местному - шалитех. Правда даже перед фотокамерой от платков решено было не отказываться.


Прислуга ставит кальян, переодетому слуге шаха мужчине по имени Зайнаб. Владыка был с чувством юмора. Переодевал даже мужчин.

Вот такие стандарты красоты были в Иране 19 века.

UPD: появилось разоблачение, правда без пруфов, что это якобы фото мужчин-актеров первого государственного театра созданного по приказу шаха Насереддина (большого любителя европейской культуры)при Политехническом училище Дар-эль-Фунун в 1890 году, которые разыгрывали сатирические пьесы только для дворцовой знати. Организатором этого театра был Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается одним из основоположников современного иранского театра. Так как женщинам было запрещено выступать на сцене, эти роли исполнялись мужчинами. Первые женщины на сцену в Иране вышли в 1917 году.

И ответ с другой стороны, фото прокомментировал старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук, Борис Васильевич Долгов:

«На фото действительно женщины. Это не гермафродиты и не мужчины, как сегодня многие могут подумать. Безусловно, такие обитатели в гаремах тоже были, но их держали под секретом, поскольку Коран эти вещи не приветствовал. А по поводу красоты… Как известно, на вкус и цвет товарищей нет. По поводу растительности – для восточных женщин это характерно. Впрочем, нельзя исключать, что просто владельцу гарема нравились «усатые» дамы. Сросшиеся брови были в то время модны, а полнота была синонимом красоты. Женщин в гареме специально очень плотно кормили и не давали им активно двигаться».