Классификация ощущений и сенсорных систем. Взаимодействие ощущений и синестезии Характеристика основных видов ощущений
Аристотель выделял пять типов ощущений, в основе которых, по его мнению, 5 видов «внешних чувств»:
1. Зрительные
2. Слуховые
3. Обонятельные
4. Осязательные
5. Вкусовые.
Э. Вебер расширил данную классификацию. Он предложил разделить осязание на:
1. Чувство прикосновения
2. Чувство веса
3. Температурное чувство
4. Чувство боли
5. Чувство равновесия
6. Чувство движения
7. Чувство внутренних органов, объединив их под названием «общих ощущений».
Г. Гельмгольц делил ощущения по категориям модальности, фактически эта классификация - также расширение классификации Аристотеля. Поскольку модальности выделяются по соответствующим органам чувств, например, ощущения, связанные с глазом, относятся к зрительной модальности; ощущения, связанные со слухом - к слуховой модальности, и т.д. В современной модификации этой классификации используется дополнительное понятие субмодальности, например, в такой модальности, как кожное чувство, различают субмодальности: механические, температурные и болевые ощущения. Аналогично, внутри зрительной модальности выделяют субмодальности ахроматических и хроматических ощущений
В. Вундт считается родоначальником классификации ощущений на основе типа энергии адекватного раздражителя для соответствующих рецепторов:
1. Физические (зрение, слух);
2. Механические (осязание);
3. Химические (вкус, обоняние).
Классификация ощущений И.П. Павлова также опирается на физико-химические характеристики раздражителей:
1. Световые
2. Звуковые
3. Кожно-механические
4. Запаховые и т.д.
Х. Хэд предложил генетический принцип классификации. Разделял:
· протопатическую чувствительность (низшую)
· эпикритическую чувствительность (высшую).
Под протопатическими ощущениями он подразумевал те наиболее древние формы ощущений, которые не носят дифференцированного характера. Эти ощущения неотделимы от эмоциональных состояний и не отражают с достаточной отчетливостью объективные предметы внешнего мира. Интероцептивные ощущения являются наиболее ярким примером протопатической чувствительности (например, боли в сердце).
Под эпикритическими ощущениями понимаются наиболее высокие (молодые) виды ощущений, они имеют дифференцированную структуру, отражают объективные предметы внешнего мира. Ярким примером таковых являются зрительные ощущения.
Исследования показали, что в работе всех органов чувств есть элементы как протопатической, так и эпикритической чувствительности, но в разных соотношениях. А.А. Ухтомский также применял генетический принцип классификации. Самой древней, по его мнению, и поэтому диффузной сигнализацией является кожно-болевая, и сопряженные с ней аффективные состояния страдания, страха и т.д. Более поздней по генезису, и весьма дифференцированной, является тактильная рецепция, которая является источником познания внутренних свойств объекта - упругости, плотности и т.д. Высшие реакции - слух, зрение. Развитие рецепции заключается в том, что сначала осязательная рецепция переходит в осязательно-зрительную, а затем - в чисто зрительную рецепцию.
Ч. Шеррингтон разработал классификацию, учитывающую место расположения рецептирующих поверхностей и выполняемую ими функцию:
1. Экстероцепция (внешняя поверхность):
а)контактная
б)дистантная.
2. Проприоцепция (рецепция в мышцах, связках и т.д.):
а)статическая
б)кинестетическая.
3. Интероцепция (рецепция внутренних органов).
Современные авторы используют дополненную классификацию Аристотеля, различая ощущения: прикосновения и давления, осязания, температурные, болевые, вкусовые, обонятельные, зрительные, слуховые, положения и движения (статические и кинестетические) и органические ощущения (голод, жажда, половые ощущения, болевые, ощущения внутренних органов и т.д.), структурируя ее классификацией Ч. Шеррингтона.
Взаимодействие ощущений
Взаимодействие ощущений: сенсибилизация и синестезия.
СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ -- повышение чувствительности центров нервных под влиянием действия раздражителя. При действии раздражителей сенсорных она обычно маскируется одновременно развивающимся процессом адаптации сенсорной. Соотношение процессов сенсибилизации и адаптации можно оценить параллельным измерением чувствительности к раздражителю электрическому и сенсорному. Так, при освещении глаза вместе со снижением чувствительности световой (адаптация) наблюдается повышение чувствительности электрической (сенсибилизация). В темноте развивается обратное отношение. Электрическое раздражение адресуется к нервным элементам анализатора, лежащим выше рецепторных образований, и служит прямым способом измерения сенсибилизации (=>сенситизация). Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений.
СИНЕСТЕЗИЯ -- явление, состоящее в том, что некий раздражитель, действуя на соответственный орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Синестезия связана с переходом возбуждения, вызванного ощущением, из одной модальности в другую. Примеры -- «мрачные звуки» и «светлый голос». Эта символика отражает не только осознание чувственного тона ощущений, но и вызываемое ими психологическое состояние.
Самое распространенное проявление синестезии -- так называемый цветной слух, при коем звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое. Цветной слух наблюдался у композиторов Римского-Корсакова, Скрябина. У многих людей желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый -- холода. По природе синестезия, по-видимому, представляет собой усиленное взаимодействие анализаторов. Ее своеобразные формы -- например, визуализация слышимого -- встречаются в патологии.
Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.
Исследования, проведенные С.В.Кравковым, показали, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Так, оказалось, что звуковое раздражение (например, свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Таким же образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Все наши анализаторные системы способны в большей, или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах - повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.
Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией. А.Р Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации: первая носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме; вторая - временный характер и зависит от экстренных воздействий на состояние субъекта - физиологических и психологических. Возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться.
Тесное взаимодействие отдельных форм ощущений открывает путь для более сложного условнорефлекторного повышения чувствительности. Отечественные ученые проводили опыты, показывающие такую возможность. Так, если испытуемому сначала включают метроном, его звук не оказывает существенного влияния на изменение световой чувствительности; однако, если несколько раз подряд сочетать этот звук со светом, направляемым в глаза, через некоторое время один только звук метронома вызовет снижение чувствительности. Характерно, что подобные изменения чувствительности наблюдаются и тогда, когда в качестве условного раздражителя применяют какое-либо слово. Особенно нагляден такой эффект, если перед пробой чувствительности глаза произносить слово, связанное в прошлом опыте испытуемого со значением слова. Экспериментально было доказано, что изменение чувствительности наступало в том случае, когда перед измерением чувствительности испытуемый произносил слово «пламя», однако такой эффект не наступал, если испытуемый произносил близкое по звучанию, но далекое по смыслу слово (например, «племя»).
В другом эксперименте были получены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов «кислый как лимон». Эти изменения были аналогичны тем, которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком. Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно, подбирая побочные раздражители, сенсибилизировать тот или иной рецептор, т.е. повышать его чувствительность. Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихся музыкой. Взаимодействие ощущений проявляется еще в явлении, называемом синестезией - возникновением под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (например, у Скрябина). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные».
Характерно, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех людей. В некоторых случаях явления синестезии проявляются с исключительной отчетливостью. Один из таких субъектов с исключительной выраженностью синестезии - известный мнемонист Ш. был подробно изучен А.Р Лурия. Этот человек воспринимал все голоса окрашенными и нередко говорил, что голос обращающегося к нему человека, например, «желтый и рассыпчатый». Тоны, которые он слышал, вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до фиолетового). Воспринимаемые цвета ощущались им как «звонкие» или «глухие, как «соленые» или хрустящие. Подобные явления в более стертых формах встречаются довольно часто в виде непосредственной тенденции «окрашивать числа, дни недели, названия месяцев в разные цвета.
Явления синестезии - еще одно свидетельство постоянной.взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира
Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Так, например, звуковое раздражение (свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Таким же образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется
взаимодействием ощущений.
Все наши анализаторные системы способны влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных
процессах - повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.
Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов называется сенсибилизацией. А.Р.Лурия выделяет два типа сенсибилизации: первый носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме; второй - временный характер и зависит от экстренных воздействий на состояние субъекта - физиологических и психологических. Возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться.
Взаимодействие ощущений проявляется еще в явлении, называемом синестезией - возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (например, у Скрябина). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные».
Характерно, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех людей. Например, известный мнемонист Ш. - человек с исключительной выраженностью синестезии, был подробно изучен А.Р.Лурия. Этот человек воспринимал все голоса окрашенными и нередко говорил, что голос обращающегося к нему человека, например, «желтый и рассыпчатый», «соленый» или «хрустящий». Звуки вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до фиолетового). Цвета же, наоборот, ощущались им как «звонкие» или «глухие». Подобные явления в более стертых формах встречаются довольно часто в виде непосредственной тенденции «окрашивать» числа, дни недели, названия месяцев в разные цвета.
Еще по теме Взаимодействие ощущений:
- Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и способы взаимодействия.
- Принципы русской пунктуации: смысловой, грамматический и интонационный. Их иерархия и взаимодействие.
- О взаимодействии публичного и частного права Доклад на Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 23 - 24 апреля 1998 года)
Взаимодействие ощущений, адаптация, развитие и нарушение ощущений
1.5.1. Взаимодействие ощущений
Взаимодействие ощущений - это процесс изменения чувствительности данного анализатора под влиянием раздражителей, поступающих на другие анализаторы. Взаимодействие ощущений - это скорее норма функционирования человеческого организма, чем отклонение от нее. Еще древним было известно, что барабанные звуки, резонансные кардиоритмам, делают сердца солдат перед сражением «железными».
Общая закономерность взаимодействий состоит в следующем: слабые раздражители при их взаимодействии повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов.
В процессах взаимодействия выделяют явления сенсибилизации, синестезии и контраста. Сенсибилизация - повышение чувствительности анализаторов под влиянием действия раздражителя. Обратный процесс, когда действие раздражителя снижает чувствительность анализатора, носит название десенсибилизации.
Синестезия (греч. synaisthesis - одновременное чувство) - явление, при котором ощущения, характерные для одной модальности, возникают под действием раздражителя другой модальности.
Контраст - явление повышения чувствительности к одному раздражителю при сопоставлении его с раздражителем противоположного типа.
Примеры сенсибилизации, десенсибилизации, синестезии и контраста.
Запах соленых огурцов или чеснока порождает ощущение голода и аппетита (взаимодействие обонятельных и органических ощущений).
При насморке, когда обонятельные ощущения ослаблены, пища кажется безвкусной (взаимодействие обонятельных и вкусовых ощущений).
Боль легкой царапины на пальце практически исчезает при появлении серьезного ранения руки (не зря же говорят: чтобы забыть мелкие неприятности, надень и поноси тесные ботинки).
Боль ощущается острее при сильном световом раздражителе.
Раздражение вкусовых органов кисло-сладкими продуктами (лимон с сахаром), 2-3-минутное обтирание шеи и лица холодной водой, 10-кратные глубокие вдохи-выдохи в течение одной минуты, пристальное всматривание в темноту - все это в комплексе повышает чувствительность зрения в 6-9 раз и на столько же ускоряет процесс темновой адаптации.
Речевой раздражитель типа «горькая полынь» вызывает чувство горечи во рту.
Высокие звуки расцениваются как «светлые», низкие -как «темные» (так называемое явление «цветового слуха», приведшее к появлению цветомузыки).
Синий цвет дает чувство прохлады, голубой - свежести, коричневый - теплоты.
Яркое освещение порождает чувство повышенной громкости звука.
Громкий звук, соответствующий 140 дБ, сопровождается болевыми симптомами (взаимодействие слуховых и болевых ощущений).
Точка лучше видится в темноте на светлом фоне (явление контраста).
Серый цвет на белом фоне выглядит темнее, чем на темном фоне (явление контраста).
Процессы взаимодействия ощущений широко используются в практике повседневной жизни. Так, осознаваемое и субсенсорное чувство запахов используется:
В народной медицине для нормализации работы сердечно-сосудистой системы (береза, дуб, валериана, сосна, ель, сирень) и диагностики отдельных видов заболеваний;
Для повышения настроения (лаванда, бергамот, герань), сексуального возбуждения (смесь лаванды с тыквой, жасмин, ваниль, мускус);
В межличностных отношениях для формирования индивидуального имиджа (духи, дезодоранты).
Трудно переоценить влияние цветового ощущения на человека. Так, еще с древних времен красный цвет использовался при лечении скарлатины, кори, ветрянки и некоторых видов кожных заболеваний.
Оттенки красного цвета способствуют повышению чувствительности двигательных ощущений и работоспособности.
Зеленый цвет исцеляет некоторые психические расстройства, истерии, снижает эффект переутомления.
Фиолетовый ускоряет заживление ран.
Цветотерапия использует специальные очки с различными вариантами цветосочетаний линз. Раздражение сетчатки глаза цветовыми изображениями вызывает лечебный эффект через соответствующие отделы коры головного мозга.
Известно, что в условиях желтого цвета легче раскрывался творческий потенциал.
Явление контраста активно используется в рекламе товаров и услуг, привлекая внимание прохожих броскими, яркими словесными призывами и рисунками, эксплуатирующими принцип «плохой -хороший - лучший».
1.5.2.Сенсорная адаптация
Удивительная способность человека выживать в даже самых невероятных условиях комментируется в житейском понимании расхожей фразой: «Человек ко всему привыкает». Действительно, житель Крайнего Севера уже через несколько дней наслаждается жарким солнцем на пляжах Испании. Запах конюшни не воспринимается сельским жителем как зловонный. Достаточно сравнительно небольшого промежутка времени, чтобы человек стал различать предметы обстановки квартиры после внезапно выключенного ночью электрического света.
Все эти и подобные явления возможны благодаря тому, что чувствительность анализаторов может изменяться под влиянием различных факторов. В таких случаях говорят, что сенсорные системы человека адаптируются.
Адаптацией (лат. adaptatio - приспособление) называют процесс приспособительного изменения чувствительности сенсорных систем человека к условиям среды. Адаптация как составляющая гомеостатического процесса в организме человека повышает его устойчивость к воздействию различных факторов и обеспечивает возможность существования в неадекватных условиях окружающей среды.
Выделяют три вида адаптации :
Как полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя (примеры: бабушка в поисках своих очков, поднятых вверх на волосы; или обручальное кольцо на пальце, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ человек после некоторого времени просто не замечает);
Как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя (притупление ощущений к неприятным запахам у людей, работающих на птицеферме);
Как повышение чувствительности под влиянием слабых раздражителей (слабое прикосновение к коже перестает ощущаться через несколько секунд).
Основным параметром адаптационных процессов является время адаптации - отрезок времени, в течение которого интенсивность ощущений достигает величины, обеспечивающей приемлемые для деятельности состояние организма и комфортные условия для восприятия окружающей среды.
Адаптационные процессы - часть активной жизни человека. Рассмотрим примеры.
Время полной темновой адаптации равно примерно 30-40 мин. Именно это время требуется, чтобы чувствительность зрительной сенсорной системы повысилась до уровня, позволяющего человеку ориентироваться в темноте, в которой он оказался после нахождения в условиях нормального освещения. Хотя в темноте чувствительность зрения увеличивается в 200 000 раз, в первые 10 мин она растет медленно, что и ограничивает возможности зрительных ощущений. Кстати, освещенность красным цветом поддерживает чувствительность зрения в условиях темноты. В этой связи летчикам-ночникам во время войны предписывалось ношение очков с красными стеклами.
Время световой адаптации составляет около 3-5 с.
Статистика утверждает, что среди 250 наименований причин автомобильных аварий более 15% происходит от ослепления водителей светом встречных машин.
Ослепление приводит к быстрому и интенсивному разрушению зрительного пигмента͵ что затрудняет реакцию зрачка на сужение. Для восстановления зрительного пигмента требуется среднее время, превышающее 2 с. Это время зависит как от внешних факторов (продолжительность и цвет ослепления), так и от индивидуальных особенностей водителя. Так, более 20% водителей начинают различать дорожные знаки через 30-40 с, что эквивалентно вождению вслепую на расстоянии в 500 м при скорости 60 км/ч.
Время тактильной адаптации при слабом прикосновении пальца к кончику своего носа составляет 2-4 с.
Скорость адаптации различна для различных сенсорных систем. Так, тактильный и обонятельный каналы приспосабливаются к новым условиям быстрее, чем зрительный, слуховой и вкусовой.
Механизмы адаптации связаны с:
Изменением возбудимости мозговых центров анализаторов (так, продолжительное раздражение вызывает в коре головного мозга охранительные тормозные процессы, снижающие чувствительность; однако развитие торможения увеличивает возбуждение других очагов и тем самым способствует повышению чувствительности в новых условиях);
Периферическими изменениями в работе рецепторов (к примеру, свет обесцвечивает зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза; темнота же, наоборот, восстанавливает его, повышая чувствительность).
Адаптационные процессы учитываются в самых различных областях деятельности человека. Так, преподаватель вуза вынужден изменять параметры своего голоса (паралингвистические параметры речи), читая лекцию студентам, так как продолжительное речевое однообразие вскоре снизит интенсивность возбуждения сенсорных систем, ухудшит внимание присутствующих. И произойдет это вследствие адаптации соответствующих рецепторов слушателей к акустическим раздражителям. По аналогичной причине вынуждены менять рекламные телевизионные ролики производители различных товаров.
1.5.3.Развитие ощущений
Ребенок практически сразу после рождения имеет признаки ощущений всех видов раздражителей. Процесс «становления» чувствительности проходит ряд этапов. Вот несколько вех этого пути развития.
В первые дни рождения:
Высока кожная чувствительность, особенно по параметрам «холод - тепло»;
Высока тактильная чувствительность области рта (реагирует на легкое прикосновение сосательными движениями);
Достаточно развита вкусовая чувствительность (хорошо отличает молоко матери от всего другого);
Высока обонятельная чувствительность (может определить факт присутствия матери по запаху молока). Вместе с тем следует отметить, что обонятельные ощущения, не связанные с питанием, развиваются медленно, вплоть до 5-6-летнего возраста;
Затруднены слуховые ощущения в течение первых 1-3 недель, но уже через 2-3 мес. ребенок может ощущать направление звука, а чуть позже (4-5 мес.) способен реагировать и на музыкальные звуки; речевые ощущения проявляются в реакции на интонацию лишь на 2-3 мес. жизни; различение звуков речи вступает в интенсивную фазу к концу первого года жизни;
Отсутствует видение предметов из-за рассогласованности движений глаз (они могут смотреть в разные стороны): координация движениями глаз наступает через 2-3 мес;
Зрительная чувствительность за несколько первых дней резко возрастает, но это касается ощущения яркости света; цветовое чувство появляется на 5-6 мес. жизни.
В целом закономерность развития такова: абсолютная чувствительность имеет достаточно высокий уровень уже ко второму году жизни, а чувствительность к различению затягивается вплоть до школьных лет.
Этнопсихологами открыта еще одна закономерность. Οʜᴎ изучили последовательность расширения цветового «лексикона» у народов, находящихся на различных уровнях цивилизации. У какого-нибудь полудикого племени данный лексикон включает лишь два слова: «темный» и «светлый». С принадлежностью к следующему уровню развития появляется слово «желтый», далее - «зеленый», «синий», «красный» и т.д. Эта последовательность аналогична той, которая развивается у детей цивилизованных народов.
Чувствительность одних и тех же анализаторов у различных людей может быть различна, так как это обусловлено и врожденными индивидуальными свойствами (точнее, сенсорными задатками), и сенсорным опытом человека. Несомненным объективным фактом является наличие людей с чрезвычайно высокими сенсорными возможностями (их называют экстрасенсами), хотя в этом вопросе много спекулятивных, популистских начал. Известны примеры видения предметов через непрозрачные материалы, ощущения цвета кожным анализатором, необъяснимые с позиций современных научных представлений и изучающиеся в сфере парапсихологии.
Но общей закономерностью является то, что пик чувствительности достигается в юношеском возрасте. С возрастом чувствительность анализаторов снижается.
Различия в развитии ощущений у разных взрослых людей обусловлены и наследственными факторами, и опытом.
1.5.4.Нарушение ощущений
Функционирование механизмов сенсорных систем, как и всех сложных системных образований, подвержено нарушениям различного рода. Вот некоторые из них.
При употреблении алкоголя в первые 10-15 мин чувствительность анализаторов повышается, а затем быстро снижается до 50-60%.
Нарушение зрительных ощущений наблюдается при длительном пребывании в условиях мелькающего света (навязчивая городская реклама, злоупотребление просмотром телепрограмм и др.). Этот же фактор вреден и для сердечно-сосудистой системы.
Имеются максимально допустимые пределы вибраций (по параметрам частоты и амплитуды), превышение которых приводит к ухудшению процессов ощущений различной модальности из-за нарастания процессов утомления и боли.
Дезорганизующее действие как на процессы ощущений, так и на работу подкорковых образований (в частности, на гипоталамус) оказывают органические ощущения большой интенсивности. Так, чувство сильного голода приводит к снижению работы зрительного анализатора.
Работа сенсорных систем ухудшается не только из-за воздействия сверхпороговых раздражителей, но и от неожиданных звуков большой громкости, вызывающих также рост адреналина в крови и сужение кровеносных сосудов.
Сенсорные системы подвержены и «своим» болезням: дальтонизму, «куриной слепоте», атаксии и т.д.
Дальтонизм трактуется как болезнь частичной цветовой слепоты. Человек не может различать некоторые цвета и цветовые оттенки (особенно оттенки красного и зеленого цветов). Эта болезнь пока неизлечима и может наследоваться. При этом она чаще поражает мужчин: 10% из них являются дальтониками. Женщин-дальтоников в 20 раз меньше, хотя (парадоксальный факт) дальтонизм передается следующему поколению только по женской линии. Характерно, что дальтонизм не приводит к снижению остроты зрения.
При гемералопии («куриной слепоте») человек не различает предметы окружающей среды в темноте. Болезнь полной цветовой слепоты обрекает человека видеть все в сером цвете.
Атаксия, или расстройство движений, проявляется в потере человеком способности поддерживать равновесие в движении с закрытыми глазами. Болезнь связана с нарушением функционирования рецепторов кинестетических ощущений, находящихся в сухожилиях, мышцах и суставах.
Патологический случай представляет собой потеря болевой чувствительности, что лишает человека осторожности и ощущения возможной опасности для его жизни.
Нередки случаи обострения чувствительности одного анализатора при полной утере чувствительности другого.
Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителей и уровня адаптации рецепторов, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств.
Изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражителя других органов чувств называется взаимодействием ощущений . Взаимодействие ощущений проявляется в повышении и понижении чувствительности: слабые раздражители повышают чувствительность анализаторов, а сильные – понижают.
Взаимодействие ощущений проявляется в явлениях сенсибилизации , синестезии и контраста.
Сенсибилизация (от лат. – чувствительность) – повышение чувствительности нервных центров под влиянием воздействия раздражителя. Сенсибилизация может развиться не только путем применения побочных раздражителей, но и путем упражнений. Так, у музыкантов развивается высокая слуховая чувствительность, у дегустаторов – обонятельные и вкусовые ощущения.
Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Так, например, при взаимодействии звуковых раздражителей у человека могут возникать зрительные образы. На явлении синестезии основана конструкция цветомузыкальных установок. Явление синестезии распространяется на все модальности. Нужно, однако, помнить, что проявления синестезии индивидуальны. Есть люди с очень яркой способностью к синестезии и люди, у которых она почти не наблюдается.
Это необходимо учитывать при разработке эргономических мероприятий по снижению утомления и монотонии в производственном процессе (соответствующее цветовое решение интерьеров цехов).
Еще одно из проявлений взаимодействия ощущений – их контраст. Контраст ощущений – это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст (примеры этого приведены при рассмотрении зрительных ощущений). Широко известно явление последовательного контраста. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим.
В заключение отметим, что человек рождается с готовыми органами чувств и готовой способностью к ощущениям. Однако люди по своим ощущениям отличаются друг от друга. Индивидуальные различия имеются во всех видах ощущений, но особенно заметны в зрении и слухе. Они проявляются в большей или меньшей чувствительности анализаторов, как общей, так и различительной. В течение жизни анализаторы совершенствуются, ощущения становятся более точными и развитыми. Например, разные люди имеют разную степень развития музыкального и фонематического (речевого) слуха, что выражается в точности различения высоты музыкальных звуков и точности различения фонем родного и иностранных языков. Лица с хорошо развитым фонематическим слухом легко усваивают иностранные языки. Вместе с тем изучение иностранных языков способствует развитию фонематического слуха.
Уровень чувствительности зависит от прирожденных особенностей анализаторов и от условий жизни человека, его воспитания и характера труда. Условиями развития ощущений человека также является его активная и разнообразная практическая и профессиональная деятельность. Известно, например, что опытные сталевары могут по тончайшим оттенкам цвета и яркости раскаленных стенок и свода печи определить температуру с точностью до десятков градусов. Текстильщики различают несколько десятков оттенков черного цвета. Летчики на слух определяют разницу в количестве оборотов мотора с точностью до 3 %.
Развитие ощущений в профессиональной деятельности осуществляется применительно к особенностям этой деятельности. При этом возможно, во-первых, повышение чувствительности в том анализаторе, к которому предъявляет требования данная профессия, а во-вторых, повышение чувствительности в тех анализаторах, благодаря которым осуществляется компенсация сенсорных дефектов.