Классификация ощущений и сенсорных систем. Взаимодействие ощущений и синестезии Характеристика основных видов ощущений

Аристотель выделял пять типов ощущений, в основе которых, по его мнению, 5 видов «внешних чувств»:

1. Зрительные

2. Слуховые

3. Обонятельные

4. Осязательные

5. Вкусовые.

Э. Вебер расширил данную классификацию. Он предложил разделить осязание на:

1. Чувство прикосновения

2. Чувство веса

3. Температурное чувство

4. Чувство боли

5. Чувство равновесия

6. Чувство движения

7. Чувство внутренних органов, объединив их под названием «общих ощущений».

Г. Гельмгольц делил ощущения по категориям модальности, фактически эта классификация - также расширение классификации Аристотеля. Поскольку модальности выделяются по соответствующим органам чувств, например, ощущения, связанные с глазом, относятся к зрительной модальности; ощущения, связанные со слухом - к слуховой модальности, и т.д. В современной модификации этой классификации используется дополнительное понятие субмодальности, например, в такой модальности, как кожное чувство, различают субмодальности: механические, температурные и болевые ощущения. Аналогично, внутри зрительной модальности выделяют субмодальности ахроматических и хроматических ощущений

В. Вундт считается родоначальником классификации ощущений на основе типа энергии адекватного раздражителя для соответствующих рецепторов:

1. Физические (зрение, слух);

2. Механические (осязание);

3. Химические (вкус, обоняние).

Классификация ощущений И.П. Павлова также опирается на физико-химические характеристики раздражителей:

1. Световые

2. Звуковые

3. Кожно-механические

4. Запаховые и т.д.

Х. Хэд предложил генетический принцип классификации. Разделял:

· протопатическую чувствительность (низшую)

· эпикритическую чувствительность (высшую).

Под протопатическими ощущениями он подразумевал те наиболее древние формы ощущений, которые не носят дифференцированного характера. Эти ощущения неотделимы от эмоциональных состояний и не отражают с достаточной отчетливостью объективные предметы внешнего мира. Интероцептивные ощущения являются наиболее ярким примером протопатической чувствительности (например, боли в сердце).

Под эпикритическими ощущениями понимаются наиболее высокие (молодые) виды ощущений, они имеют дифференцированную структуру, отражают объективные предметы внешнего мира. Ярким примером таковых являются зрительные ощущения.

Исследования показали, что в работе всех органов чувств есть элементы как протопатической, так и эпикритической чувствительности, но в разных соотношениях. А.А. Ухтомский также применял генетический принцип классификации. Самой древней, по его мнению, и поэтому диффузной сигнализацией является кожно-болевая, и сопряженные с ней аффективные состояния страдания, страха и т.д. Более поздней по генезису, и весьма дифференцированной, является тактильная рецепция, которая является источником познания внутренних свойств объекта - упругости, плотности и т.д. Высшие реакции - слух, зрение. Развитие рецепции заключается в том, что сначала осязательная рецепция переходит в осязательно-зрительную, а затем - в чисто зрительную рецепцию.

Ч. Шеррингтон разработал классификацию, учитывающую место расположения рецептирующих поверхностей и выполняемую ими функцию:

1. Экстероцепция (внешняя поверхность):

а)контактная

б)дистантная.

2. Проприоцепция (рецепция в мышцах, связках и т.д.):

а)статическая

б)кинестетическая.

3. Интероцепция (рецепция внутренних органов).

Современные авторы используют дополненную классификацию Аристотеля, различая ощущения: прикосновения и давления, осязания, температурные, болевые, вкусовые, обонятельные, зрительные, слуховые, положения и движения (статические и кинестетические) и органические ощущения (голод, жажда, половые ощущения, болевые, ощущения внутренних органов и т.д.), структурируя ее классификацией Ч. Шеррингтона.

Взаимодействие ощущений

Взаимодействие ощущений: сенсибилизация и синестезия.

СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ -- повышение чувствительности центров нервных под влиянием действия раздражителя. При действии раздражителей сенсорных она обычно маскируется одновременно развивающимся процессом адаптации сенсорной. Соотношение процессов сенсибилизации и адаптации можно оценить параллельным измерением чувствительности к раздражителю электрическому и сенсорному. Так, при освещении глаза вместе со снижением чувствительности световой (адаптация) наблюдается повышение чувствительности электрической (сенсибилизация). В темноте развивается обратное отношение. Электрическое раздражение адресуется к нервным элементам анализатора, лежащим выше рецепторных образований, и служит прямым способом измерения сенсибилизации (=>сенситизация). Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений.

СИНЕСТЕЗИЯ -- явление, состоящее в том, что некий раздражитель, действуя на соответственный орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Синестезия связана с переходом возбуждения, вызванного ощущением, из одной модальности в другую. Примеры -- «мрачные звуки» и «светлый голос». Эта символика отражает не только осознание чувственного тона ощущений, но и вызываемое ими психологическое состояние.

Самое распространенное проявление синестезии -- так называемый цветной слух, при коем звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое. Цветной слух наблюдался у композиторов Римского-Корсакова, Скрябина. У многих людей желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый -- холода. По природе синестезия, по-видимому, представляет собой усиленное взаимодействие анализаторов. Ее своеобразные формы -- например, визуализация слышимого -- встречаются в патологии.

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

Исследования, проведенные С.В.Кравковым, показали, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Так, оказалось, что звуковое раздражение (например, свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Таким же образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Все наши анализаторные системы способны в большей, или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах - повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией. А.Р Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации: первая носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме; вторая - временный характер и зависит от экстренных воздействий на состояние субъекта - физиологических и психологических. Возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться.

Тесное взаимодействие отдельных форм ощущений открывает путь для более сложного условнорефлекторного повышения чувствительности. Отечественные ученые проводили опыты, показывающие такую возможность. Так, если испытуемому сначала включают метроном, его звук не оказывает существенного влияния на изменение световой чувствительности; однако, если несколько раз подряд сочетать этот звук со светом, направляемым в глаза, через некоторое время один только звук метронома вызовет снижение чувствительности. Характерно, что подобные изменения чувствительности наблюдаются и тогда, когда в качестве условного раздражителя применяют какое-либо слово. Особенно нагляден такой эффект, если перед пробой чувствительности глаза произносить слово, связанное в прошлом опыте испытуемого со значением слова. Экспериментально было доказано, что изменение чувствительности наступало в том случае, когда перед измерением чувствительности испытуемый произносил слово «пламя», однако такой эффект не наступал, если испытуемый произносил близкое по звучанию, но далекое по смыслу слово (например, «племя»).

В другом эксперименте были получены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов «кислый как лимон». Эти изменения были аналогичны тем, которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком. Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно, подбирая побочные раздражители, сенсибилизировать тот или иной рецептор, т.е. повышать его чувствительность. Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихся музыкой. Взаимодействие ощущений проявляется еще в явлении, называемом синестезией - возникновением под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (например, у Скрябина). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные».

Характерно, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех людей. В некоторых случаях явления синестезии проявляются с исключительной отчетливостью. Один из таких субъектов с исключительной выраженностью синестезии - известный мнемонист Ш. был подробно изучен А.Р Лурия. Этот человек воспринимал все голоса окрашенными и нередко говорил, что голос обращающегося к нему человека, например, «желтый и рассыпчатый». Тоны, которые он слышал, вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до фиолетового). Воспринимаемые цвета ощущались им как «звонкие» или «глухие, как «соленые» или хрустящие. Подобные явления в более стертых формах встречаются довольно часто в виде непосредственной тенденции «окрашивать числа, дни недели, названия месяцев в разные цвета.

Явления синестезии - еще одно свидетельство постоянной.взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Так, например, звуковое раздражение (свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Таким же образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется
взаимодействием ощущений.
Все наши анализаторные системы способны влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных
процессах - повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.
Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов называется сенсибилизацией. А.Р.Лурия выделяет два типа сенсибилизации: первый носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме; второй - временный характер и зависит от экстренных воздействий на состояние субъекта - физиологических и психологических. Возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться.
Взаимодействие ощущений проявляется еще в явлении, называемом синестезией - возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (например, у Скрябина). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные».
Характерно, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех людей. Например, известный мнемонист Ш. - человек с исключительной выраженностью синестезии, был подробно изучен А.Р.Лурия. Этот человек воспринимал все голоса окрашенными и нередко говорил, что голос обращающегося к нему человека, например, «желтый и рассыпчатый», «соленый» или «хрустящий». Звуки вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до фиолетового). Цвета же, наоборот, ощущались им как «звонкие» или «глухие». Подобные явления в более стертых формах встречаются довольно часто в виде непосредственной тенденции «окрашивать» числа, дни недели, названия месяцев в разные цвета.

Еще по теме Взаимодействие ощущений:

  1. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и способы взаимодействия.
  2. Принципы русской пунктуации: смысловой, грамматический и интонационный. Их иерархия и взаимодействие.
  3. О взаимодействии публичного и частного права Доклад на Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 23 - 24 апреля 1998 года)

Взаимодействие ощущений, адаптация, развитие и нарушение ощущений

1.5.1. Взаимодействие ощущений

Взаимодействие ощущений - это процесс изме­нения чувствительности данного анализатора под вли­янием раздражителœей, поступающих на другие анали­заторы. Взаимодействие ощущений - это скорее нор­ма функционирования человеческого организма, чем отклонение от нее. Еще древним было известно, что барабанные звуки, резонансные кардиоритмам, дела­ют сердца солдат перед сражением «желœезными».

Общая закономерность взаимодействий состоит в следующем: слабые раздражители при их взаимо­действии повышают, а сильные понижают чувстви­тельность анализаторов.

В процессах взаимодействия выделяют явления сенсибилизации, синœестезии и контраста. Сенси­билизация - повышение чувствительности анализа­торов под влиянием действия раздражителя. Обратный процесс, когда действие раздражителя снижает чув­ствительность анализатора, носит название десенси­билизации.

Синœестезия (греч. synaisthesis - одновременное чувство) - явление, при котором ощущения, ха­рактерные для одной модальности, возникают под действием раздражителя другой модальности.

Контраст - явление повышения чувствитель­ности к одному раздражителю при сопоставлении его с раздражителœем противоположного типа.

Примеры сенсибилизации, десенсибилизации, си­нестезии и контраста.

Запах соленых огурцов или чеснока порождает ощу­щение голода и аппетита (взаимодействие обонятель­ных и органических ощущений).

При насморке, когда обонятельные ощущения ослаб­лены, пища кажется безвкусной (взаимодействие обо­нятельных и вкусовых ощущений).

Боль легкой царапины на пальце практически исчеза­ет при появлении серьезного ранения руки (не зря же говорят: чтобы забыть мелкие неприятности, на­день и поноси тесные ботинки).

Боль ощущается острее при сильном световом раз­дражителœе.

Раздражение вкусовых органов кисло-сладкими про­дуктами (лимон с сахаром), 2-3-минутное обтирание шеи и лица холодной водой, 10-кратные глубокие вдо­хи-выдохи в течение одной минуты, пристальное всмат­ривание в темноту - всœе это в комплексе повышает чувствительность зрения в 6-9 раз и на столько же ускоряет процесс темновой адаптации.

Речевой раздражитель типа «горькая полынь» вызы­вает чувство горечи во рту.

Высокие звуки расцениваются как «светлые», низкие -как «темные» (так называемое явление «цветового слуха», приведшее к появлению цветомузыки).

Синий цвет дает чувство прохлады, голубой - све­жести, коричневый - теплоты.

Яркое освещение порождает чувство повышенной громкости звука.

Громкий звук, соответствующий 140 дБ, сопровожда­ется болевыми симптомами (взаимодействие слухо­вых и болевых ощущений).

Точка лучше видится в темноте на светлом фоне (яв­ление контраста).

Серый цвет на белом фоне выглядит темнее, чем на темном фоне (явление контраста).

Процессы взаимодействия ощущений широко ис­пользуются в практике повсœедневной жизни. Так, осо­знаваемое и субсенсорное чувство запахов исполь­зуется:

В народной медицинœе для нормализации работы сер­дечно-сосудистой системы (береза, дуб, валериана, со­сна, ель, сирень) и диагностики отдельных видов за­болеваний;

Для повышения настроения (лаванда, бергамот, герань), сексуального возбуждения (смесь лаванды с тыквой, жасмин, ваниль, мускус);

В межличностных отношениях для формирования ин­дивидуального имиджа (духи, дезодоранты).

Трудно переоценить влияние цветового ощуще­ния на человека. Так, еще с древних времен красный цвет использовался при лечении скарлатины, кори, ветрянки и некоторых видов кожных заболеваний.

Оттенки красного цвета способствуют повышению чувствительности двигательных ощущений и рабо­тоспособности.

Зелœеный цвет исцеляет некоторые психические расстройства, истерии, снижает эффект переутомления.

Фиолетовый ускоряет заживление ран.

Цветотерапия использует специальные очки с раз­личными вариантами цветосочетаний линз. Раздра­жение сетчатки глаза цветовыми изображениями вызывает лечебный эффект через соответствующие отделы коры головного мозга.

Известно, что в условиях желтого цвета легче рас­крывался творческий потенциал.

Явление контраста активно используется в рек­ламе товаров и услуг, привлекая внимание прохо­жих броскими, яркими словесными призывами и рисунками, эксплуатирующими принцип «плохой -хороший - лучший».

1.5.2.Сенсорная адаптация

Удивительная способность человека выживать в даже самых невероятных условиях комментируется в житейском понимании расхожей фразой: «Чело­век ко всœему привыкает». Действительно, житель Край­него Севера уже через несколько дней наслаждается жарким солнцем на пляжах Испании. Запах конюш­ни не воспринимается сельским жителœем как зло­вонный. Достаточно сравнительно небольшого про­межутка времени, чтобы человек стал различать пред­меты обстановки квартиры после внезапно выклю­ченного ночью электрического света.

Все эти и подобные явления возможны благо­даря тому, что чувствительность анализаторов может изменяться под влиянием различных факторов. В та­ких случаях говорят, что сенсорные системы челове­ка адаптируются.

Адаптацией (лат. adaptatio - приспособление) называют процесс приспособительного изменения чувствительности сенсорных систем человека к ус­ловиям среды. Адаптация как составляющая гомеостатического процесса в организме человека повышает его устойчивость к воздействию различных факторов и обеспечивает возможность существования в неадек­ватных условиях окружающей среды.

Выделяют три вида адаптации :

Как полное исчезновение ощущения при продолжи­тельном действии раздражителя (примеры: бабушка в поисках своих очков, поднятых вверх на волосы; или обручальное кольцо на пальце, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ человек после некоторого времени просто не замечает);

Как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя (притупление ощущений к не­приятным запахам у людей, работающих на птицефер­ме);

Как повышение чувствительности под влиянием сла­бых раздражителœей (слабое прикосновение к коже перестает ощущаться через несколько секунд).

Основным параметром адаптационных процессов является время адаптации - отрезок времени, в те­чение которого интенсивность ощущений достигает величины, обеспечивающей приемлемые для деятель­ности состояние организма и комфортные условия для восприятия окружающей среды.

Адаптационные процессы - часть активной жиз­ни человека. Рассмотрим примеры.

Время полной темновой адаптации равно примерно 30-40 мин. Именно это время требуется, чтобы чув­ствительность зрительной сенсорной системы повыси­лась до уровня, позволяющего человеку ориентиро­ваться в темноте, в которой он оказался после нахож­дения в условиях нормального освещения. Хотя в тем­ноте чувствительность зрения увеличивается в 200 000 раз, в первые 10 мин она растет медленно, что и ограничивает возможности зрительных ощущений. Кстати, освещенность красным цветом поддерживает чувствительность зрения в условиях темноты. В этой связи летчикам-ночникам во время войны предписы­валось ношение очков с красными стеклами.

Время световой адаптации составляет около 3-5 с.

Статистика утверждает, что среди 250 наименований причин автомобильных аварий более 15% происходит от ослепления водителœей светом встречных машин.

Ослепление приводит к быстрому и интенсивному разрушению зрительного пигмента͵ что затрудняет ре­акцию зрачка на сужение. Для восстановления зритель­ного пигмента требуется среднее время, превышающее 2 с. Это время зависит как от внешних факторов (про­должительность и цвет ослепления), так и от индиви­дуальных особенностей водителя. Так, более 20% во­дителœей начинают различать дорожные знаки через 30-40 с, что эквивалентно вождению вслепую на рас­стоянии в 500 м при скорости 60 км/ч.

Время тактильной адаптации при слабом прикос­новении пальца к кончику своего носа составляет 2-4 с.

Скорость адаптации различна для различных сен­сорных систем. Так, тактильный и обонятельный ка­налы приспосабливаются к новым условиям быстрее, чем зрительный, слуховой и вкусовой.

Механизмы адаптации связаны с:

Изменением возбудимости мозговых центров анализа­торов (так, продолжительное раздражение вызывает в коре головного мозга охранительные тормозные про­цессы, снижающие чувствительность; однако развитие торможения увеличивает возбуждение других очагов и тем самым способствует повышению чувствитель­ности в новых условиях);

Периферическими изменениями в работе рецепторов (к примеру, свет обесцвечивает зрительный пурпур, на­ходящийся в палочках сетчатки глаза; темнота же, наоборот, восстанавливает его, повышая чувствитель­ность).

Адаптационные процессы учитываются в самых различных областях деятельности человека. Так, пре­подаватель вуза вынужден изменять параметры свое­го голоса (паралингвистические параметры речи), читая лекцию студентам, так как продолжительное речевое однообразие вскоре снизит интенсивность возбужде­ния сенсорных систем, ухудшит внимание присутствующих. И произойдет это вследствие адаптации соот­ветствующих рецепторов слушателœей к акустическим раздражителям. По аналогичной причинœе вынужде­ны менять рекламные телœевизионные ролики произ­водители различных товаров.

1.5.3.Развитие ощущений

Ребенок практически сразу после рождения имеет признаки ощущений всœех видов раздражителœей. Про­цесс «становления» чувствительности проходит ряд этапов. Вот несколько вех этого пути развития.

В первые дни рождения:

Высока кожная чувствительность, особенно по пара­метрам «холод - тепло»;

Высока тактильная чувствительность области рта (ре­агирует на легкое прикосновение сосательными дви­жениями);

Достаточно развита вкусовая чувствительность (хоро­шо отличает молоко матери от всœего другого);

Высока обонятельная чувствительность (может опре­делить факт присутствия матери по запаху молока). Вместе с тем следует отметить, что обонятельные ощу­щения, не связанные с питанием, развиваются медлен­но, вплоть до 5-6-летнего возраста;

Затруднены слуховые ощущения в течение первых 1-3 недель, но уже через 2-3 мес. ребенок может ощу­щать направление звука, а чуть позже (4-5 мес.) спо­собен реагировать и на музыкальные звуки; речевые ощущения проявляются в реакции на интонацию лишь на 2-3 мес. жизни; различение звуков речи вступает в интенсивную фазу к концу первого года жизни;

Отсутствует видение предметов из-за рассогласован­ности движений глаз (они могут смотреть в разные стороны): координация движениями глаз наступает через 2-3 мес;

Зрительная чувствительность за несколько первых дней резко возрастает, но это касается ощущения яркости света; цветовое чувство появляется на 5-6 мес. жизни.

В целом закономерность развития такова: абсо­лютная чувствительность имеет достаточно высокий уровень уже ко второму году жизни, а чувствитель­ность к различению затягивается вплоть до школь­ных лет.

Этнопсихологами открыта еще одна закономер­ность. Οʜᴎ изучили последовательность расширения цветового «лексикона» у народов, находящихся на различных уровнях цивилизации. У какого-нибудь полудикого племени данный лексикон включает лишь два слова: «темный» и «светлый». С принадлежнос­тью к следующему уровню развития появляется слово «желтый», далее - «зелœеный», «синий», «красный» и т.д. Эта последовательность аналогична той, кото­рая развивается у детей цивилизованных народов.

Чувствительность одних и тех же анализаторов у различных людей может быть различна, так как это обус­ловлено и врожденными индивидуальными свойства­ми (точнее, сенсорными задатками), и сенсорным опытом человека. Несомненным объективным фактом является наличие людей с чрезвычайно высокими сенсорными возможностями (их называют экстра­сенсами), хотя в этом вопросœе много спекулятивных, популистских начал. Известны примеры видения пред­метов через непрозрачные материалы, ощущения цве­та кожным анализатором, необъяснимые с позиций современных научных представлений и изучающие­ся в сфере парапсихологии.

Но общей закономерностью является то, что пик чув­ствительности достигается в юношеском возрасте. С возрастом чувствительность анализаторов снижается.

Различия в развитии ощущений у разных взрос­лых людей обусловлены и наследственными факто­рами, и опытом.

1.5.4.Нарушение ощущений

Функционирование механизмов сенсорных сис­тем, как и всœех сложных системных образований, под­вержено нарушениям различного рода. Вот некото­рые из них.

При употреблении алкоголя в первые 10-15 мин чув­ствительность анализаторов повышается, а затем быс­тро снижается до 50-60%.

Нарушение зрительных ощущений наблюдается при длительном пребывании в условиях мелькающего света (навязчивая городская реклама, злоупотребление про­смотром телœепрограмм и др.). Этот же фактор вреден и для сердечно-сосудистой системы.

Имеются максимально допустимые пределы вибраций (по параметрам частоты и амплитуды), превышение которых приводит к ухудшению процессов ощущений различной модальности из-за нарастания процессов утомления и боли.

Дезорганизующее действие как на процессы ощуще­ний, так и на работу подкорковых образований (в частности, на гипоталамус) оказывают органические ощущения большой интенсивности. Так, чувство силь­ного голода приводит к снижению работы зрительно­го анализатора.

Работа сенсорных систем ухудшается не только из-за воздействия сверхпороговых раздражителœей, но и от неожиданных звуков большой громкости, вызываю­щих также рост адреналина в крови и сужение кро­веносных сосудов.

Сенсорные системы подвержены и «своим» болез­ням: дальтонизму, «куриной слепоте», атаксии и т.д.

Дальтонизм трактуется как болезнь частичной цветовой слепоты. Человек не может различать неко­торые цвета и цветовые оттенки (особенно оттенки красного и зелœеного цветов). Эта болезнь пока неиз­лечима и может наследоваться. При этом она чаще поражает мужчин: 10% из них являются дальтониками. Женщин-дальтоников в 20 раз меньше, хотя (па­радоксальный факт) дальтонизм передается следую­щему поколению только по женской линии. Харак­терно, что дальтонизм не приводит к снижению ост­роты зрения.

При гемералопии («куриной слепоте») человек не различает предметы окружающей среды в темноте. Болезнь полной цветовой слепоты обрекает челове­ка видеть всœе в сером цвете.

Атаксия, или расстройство движений, проявля­ется в потере человеком способности поддерживать равновесие в движении с закрытыми глазами. Бо­лезнь связана с нарушением функционирования ре­цепторов кинœестетических ощущений, находящихся в сухожилиях, мышцах и суставах.

Патологический случай представляет собой по­теря болевой чувствительности, что лишает человека осторожности и ощущения возможной опасности для его жизни.

Нередки случаи обострения чувствительности одного анализатора при полной утере чувствитель­ности другого.

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителей и уровня адаптации рецепторов, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств.

Изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражителя других органов чувств называется взаимодействием ощущений . Взаимодействие ощущений проявляется в повышении и понижении чувствительности: слабые раздражители повышают чувствительность анализаторов, а сильные – понижают.

Взаимодействие ощущений проявляется в явлениях сенсибилизации , синестезии и контраста.

Сенсибилизация (от лат. – чувствительность) – повышение чувствительности нервных центров под влиянием воздействия раздражителя. Сенсибилизация может развиться не только путем применения побочных раздражителей, но и путем упражнений. Так, у музыкантов развивается высокая слуховая чувствительность, у дегустаторов – обонятельные и вкусовые ощущения.

Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Так, например, при взаимодействии звуковых раздражителей у человека могут возникать зрительные образы. На явлении синестезии основана конструкция цветомузыкальных установок. Явление синестезии распространяется на все модальности. Нужно, однако, помнить, что проявления синестезии индивидуальны. Есть люди с очень яркой способностью к синестезии и люди, у которых она почти не наблюдается.

Это необходимо учитывать при разработке эргономических мероприятий по снижению утомления и монотонии в производственном процессе (соответствующее цветовое решение интерьеров цехов).

Еще одно из проявлений взаимодействия ощущений – их контраст. Контраст ощущений – это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст (примеры этого приведены при рассмотрении зрительных ощущений). Широко известно явление последовательного контраста. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим.

В заключение отметим, что человек рождается с готовыми органами чувств и готовой способностью к ощущениям. Однако люди по своим ощущениям отличаются друг от друга. Индивидуальные различия имеются во всех видах ощущений, но особенно заметны в зрении и слухе. Они проявляются в большей или меньшей чувствительности анализаторов, как общей, так и различительной. В течение жизни анализаторы совершенствуются, ощущения становятся более точными и развитыми. Например, разные люди имеют разную степень развития музыкального и фонематического (речевого) слуха, что выражается в точности различения высоты музыкальных звуков и точности различения фонем родного и иностранных языков. Лица с хорошо развитым фонематическим слухом легко усваивают иностранные языки. Вместе с тем изучение иностранных языков способствует развитию фонематического слуха.


Уровень чувствительности зависит от прирожденных особенностей анализаторов и от условий жизни человека, его воспитания и характера труда. Условиями развития ощущений человека также является его активная и разнообразная практическая и профессиональная деятельность. Известно, например, что опытные сталевары могут по тончайшим оттенкам цвета и яркости раскаленных стенок и свода печи определить температуру с точностью до десятков градусов. Текстильщики различают несколько десятков оттенков черного цвета. Летчики на слух определяют разницу в количестве оборотов мотора с точностью до 3 %.

Развитие ощущений в профессиональной деятельности осуществляется применительно к особенностям этой деятельности. При этом возможно, во-первых, повышение чувствительности в том анализаторе, к которому предъявляет требования данная профессия, а во-вторых, повышение чувствительности в тех анализаторах, благодаря которым осуществляется компенсация сенсорных дефектов.