Кратковременное взаимодействие ощущений. Взаимодействие ощущений. Явление последействия в анализаторах

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Так, например, звуковое раздражение (свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Таким же образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется
взаимодействием ощущений.
Все наши анализаторные системы способны влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных
процессах - повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.
Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов называется сенсибилизацией. А.Р.Лурия выделяет два типа сенсибилизации: первый носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме; второй - временный характер и зависит от экстренных воздействий на состояние субъекта - физиологических и психологических. Возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться.
Взаимодействие ощущений проявляется еще в явлении, называемом синестезией - возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (например, у Скрябина). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные».
Характерно, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех людей. Например, известный мнемонист Ш. - человек с исключительной выраженностью синестезии, был подробно изучен А.Р.Лурия. Этот человек воспринимал все голоса окрашенными и нередко говорил, что голос обращающегося к нему человека, например, «желтый и рассыпчатый», «соленый» или «хрустящий». Звуки вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до фиолетового). Цвета же, наоборот, ощущались им как «звонкие» или «глухие». Подобные явления в более стертых формах встречаются довольно часто в виде непосредственной тенденции «окрашивать» числа, дни недели, названия месяцев в разные цвета.

Еще по теме Взаимодействие ощущений:

  1. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и способы взаимодействия.
  2. Принципы русской пунктуации: смысловой, грамматический и интонационный. Их иерархия и взаимодействие.
  3. О взаимодействии публичного и частного права Доклад на Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 23 - 24 апреля 1998 года)

Как абсолютная, так и относительная не остаются неизменными, и выражать в постоянных числах их пороги нельзя. Абсолютная и относительная чувствительность, как показали исследования, могут меняться в широких пределах. Например, в темноте обостряется зрение в 200 000 раз, а при сильном освещении его чувствительность значительно снижается. Чувствительность человека в зависимости от окружающей обстановки резко меняется.

Подобные изменения чувствительности связаны с явлением сенсорной адаптации. Это есть не что иное, как изменение чувствительности, которое происходит в результате приспособления органа чувств на раздражитель.

Выражается адаптация в том, что:

  • Чувствительность уменьшается при воздействии на органы чувств достаточно сильных раздражителей;
  • Чувствительность увеличивается при воздействии слабого раздражителя или отсутствии оного.

Сразу изменение чувствительности не происходит, для этого требуется определенное время, а временные характеристики для разных органов чувств различаются. Нужную чувствительность зрение в темной комнате приобретает через 30 мин. Гораздо быстрее к окружающему фону адаптируются органы слуха – через 15 сек.

Такое явление тепловой адаптации, как привыкание к изменению температуры окружающей среды, известно достаточно хорошо. Но только отчетливо выражено это явление в среднем диапазоне. Привыкание к сильному холоду или сильной жаре почти не встречается. Есть явления адаптации к запахам.

В самом рецепторе происходят процессы, от которых зависит адаптация наших ощущений, например, под влиянием света зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза, разлагается. В то время как в темноте, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, а это приводит к повышению чувствительности.

Явление адаптации связано еще и с процессами, которые протекают в центральных отделах анализаторов. Разная возбудимость нервных центров оказывает влияние на изменение чувствительности. Кора головного мозга при длительном раздражении отвечает внутренним охранительным торможением, в результате чего чувствительность снижается. По мере развития торможения усиливается возбуждение других очагов, а это приводит к повышению чувствительности уже в новых условиях.

Таким образом, адаптация как важный процесс, говорит о большой пластичности организма в его приспособлении к условиям среды.

Взаимодействие ощущений

Все органы чувств человека умеют приспосабливаться к меняющимся физическим условиям и это хорошо известный всем факт. Непосредственная причина сенсорной адаптации кроется в адаптации самих рецепторов. Нейроны свою возбудимость могут повышать или понижать. Один орган содержит множество рецепторов, поэтому человек воспринимает внутри каждой модальности как бы поле ощущений. Чувствительность одного участка в этом поле влияет на чувствительность другого, поэтому серая точка на белом фоне кажется почти черной и, наоборот, почти белой на черном фоне.

В науке долгое время принято было считать, что изменение чувствительности какого-либо органа происходит вследствие изменения физических параметров сигнала, который принимается этим органом. Но изменение чувствительности в одном органе, как, оказалось, приводит к изменению в другом, а это явление получило название взаимодействие ощущений.

Выделяют два вида взаимодействия ощущений:

  1. Взаимодействие между ощущениями одного вида модальности;
  2. Взаимодействие между ощущениями различной модальности.

В экспериментах П.П. Лазарева было обнаружено, что слышимые звуки более громкими делает освещение глаз. Эксперименты, проделанные С.В. Кравцовым, привели к выводу, что ни один орган чувств, не оказывая влияния на функционирование других органов, работать, не может. Например, свист как звуковое раздражение способно обострить работу зрительного ощущения и повысить его чувствительность к световым раздражителям. Световую и слуховую чувствительность могут повышать или понижать некоторые запахи.

Влияние анализаторов друг на друга приводит к повышению или понижению чувствительности.

Таким образом, в отдельно взятом рецепторе изменение чувствительности происходит под воздействием трех факторов:

  1. Физического. Изменение параметров воздействия на рецептор;
  2. Внутримодального. Чувствительность соседей имеет значение;
  3. Интермодального. Уровень чувствительности в других органах.

Были разработаны способы повышения чувствительности органов чувств, получившее название сенсибилизация.

Сенсибилизация

Как уже было сказано выше, существуют способы повысить чувствительность органов в результате взаимодействия анализаторов или упражнения. Этот способ получил название сенсибилизация. По типу сенсибилизации А.Р. Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности:

  1. Первая сторона зависит от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому носит длительный, постоянный характер. Возраст субъекта связан с изменением чувствительности и достигает максимума к 20-30 годам, чтобы потом постепенно снижаться;
  2. Вторая сторона носит временный характер и зависит от физиологических и психологических экстренных воздействий на состояние субъекта.

Сенсибилизация, адаптация, синестезия относятся к качественным характеристикам ощущений и непосредственно связаны с изменениями чувствительности. Опытные дегустаторы являются примером сенсибилизации, проводя сенсорный анализ по едва уловимым нюансам, или музыканты, которые различают на слух относительную длительность нот. Для работников промышленных цехов, наоборот, характерна десенсибилизация, где высокий уровень шума приводит к ухудшению зрения. При угнетении или отсутствии различных видов ощущений возникает компенсаторная сенсибилизация. Этот недостаток возмещается за счет усиления восприимчивости других анализаторов, например, улучшение слуха в темноте.

Сенсибилизация, как показывают исследования, зависит от факторов:

  • Возраст;
  • Тип нервной системы. К ней предрасположены люди со слабой нервной системой, люди, не обладающие выносливостью и устойчивостью;
  • Эндокринный баланс организма.

Синестезия

Взаимодействие ощущений проявляет себя и в синестезии. Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. Факты «окрашенного слуха» хорошо известны в психологии, особенно характерен он для многих музыкантов. Высокие звуки при такой синестезии воспринимаются как «светлые», низкие звуки, как «темные».

Синестезия может быть проявлением одаренности человека и у некоторых людей проявляется с исключительной отчетливостью. Например, А.Р. Лурия подробно изучил субъекта с исключительно выраженной синестезией. Все голоса этот человек воспринимал окрашенными и говорил, что голос может быть «желтым и рассыпчатым». Слышимые тоны вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков от ярко-желтого до фиолетового. Цвета, которые он ощущал, воспринимались им как «звонкие» или «глухие». Как «соленые» или «хрустящие».

Таким образом, взаимодействие ощущений является довольно любопытной и до конца не изученной темой. Тесная взаимосвязь анализаторных систем, с одной стороны налицо. Подтверждением этого является синестезия, но, с другой стороны, есть значительные индивидуальные различия. Не совсем понятным является вопрос, в какой степени их можно развивать.

В более стертых формах подобные явления встречаются довольно часто и проявляются в виде тенденции «окрашивать» в разные цвета числа, дни недели, названия месяцев. Но, как бы ни было, явление синестезии это еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем организма человека, целостности чувственного отражения объективного мира.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОЩУЩЕНИЙ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОЩУЩЕНИЙ
Рубрика (тематическая категория) Психология

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителей и уровня адаптации рецепторов, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств.

Изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражителя других органов чувств называется взаимодействием ощущений . Взаимодействие ощущений проявляется в повышении и понижении чувствительности˸ слабые раздражители повышают чувствительность анализаторов, а сильные – понижают.

Взаимодействие ощущений проявляется в явлениях сенсибилизации , синестезии и контраста.

Сенсибилизация (от лат. – чувствительность) – повышение чувствительности нервных центров под влиянием воздействия раздражителя. Сенсибилизация может развиться не только путем применения побочных раздражителей, но и путем упражнений. Так, у музыкантов развивается высокая слуховая чувствительность, у дегустаторов – обонятельные и вкусовые ощущения.

Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Так, например, при взаимодействии звуковых раздражителей у человека могут возникать зрительные образы. На явлении синестезии основана конструкция цветомузыкальных установок. Явление синестезии распространяется на все модальности. Нужно, однако, помнить, что проявления синестезии индивидуальны. Есть люди с очень яркой способностью к синестезии и люди, у которых она почти не наблюдается.

Это необходимо учитывать при разработке эргономических мероприятий по снижению утомления и монотонии в производственном процессе (соответствующее цветовое решение интерьеров цехов).

Еще одно из проявлений взаимодействия ощущений – их контраст. Контраст ощущений – это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст (примеры этого приведены при рассмотрении зрительных ощущений). Широко известно явление последовательного контраста. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим.

В заключение отметим, что человек рождается с готовыми органами чувств и готовой способностью к ощущениям. Однако люди по своим ощущениям отличаются друг от друга. Индивидуальные различия имеются во всех видах ощущений, но особенно заметны в зрении и слухе. Они проявляются в большей или меньшей чувствительности анализаторов, как общей, так и различительной. В течение жизни анализаторы совершенствуются, ощущения становятся более точными и развитыми. Например, разные люди имеют разную степень развития музыкального и фонематического (речевого) слуха, что выражается в точности различения высоты музыкальных звуков и точности различения фонем родного и иностранных языков. Лица с хорошо развитым фонематическим слухом легко усваивают иностранные языки. Вместе с тем изучение иностранных языков способствует развитию фонематического слуха.

Уровень чувствительности зависит от прирожденных особенностей анализаторов и от условий жизни человека, ᴇᴦο воспитания и характера труда. Условиями развития ощущений человека также является ᴇᴦο активная и разнообразная практическая и профессиональная деятельность. Известно, например, что опытные сталевары могут по тончайшим оттенкам цвета и яркости раскаленных стенок и свода печи определить температуру с точностью до десятков градусов. Текстильщики различают несколько десятков оттенков черного цвета. Летчики на слух определяют разницу в количестве оборотов мотора с точностью до 3 %.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОЩУЩЕНИЙ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОЩУЩЕНИЙ" 2015, 2017-2018.

  • - Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений

    Изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям получило название сенсорной адаптации. Различают три модальности этого явления (рис. 58). Рис. 58. Модальности сенсорной адаптации Все виды... .


  • -

    Отдельные органы чувств, которые мы только что описали, не всегда работают изолированно. Они могут взаимодействовать друг с другом, причем это взаимодействие может принимать две формы. С одной стороны, отдельные ощущения могут влиять друг на друга, причем работа... .


  • - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОЩУЩЕНИЙ

    Говоря о свойствах ощущений, мы не можем не остановиться на ряде явлений, связанных с ощущениями. Было бы неправильно полагать, что абсолютная и относительная чувствительность остаются неизменными и их пороги выражаются в постоянных числах. Как показывают исследования,... .


  • - Взаимодействие ощущений

    Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителей и уровня адаптации рецепторов, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражителя других органов чувств... .


  • - Взаимодействие ощущений и явление синестезии

    Отдельные органы чувств, которые мы только что описали, не всегда работают изолированно. Они могут взаимодействовать друг с другом, причем это взаимодействие может принимать две формы. С одной стороны, отдельные ощущения могут влиять друг на друга, причем работа одного...

  • Ответ 4: Чувствительность анализатора изменяется под влиянием приспособления органа чувств, к действующему раздражителю. Это явление называется адаптацией. Адаптация может происходить как в направлении повышения чувствительности (когда осуществляется переход от сильных раздражителей к слабым), так и в направлении снижения ее (когда от слабых раздражителей переходят к сильным раздражителям).

    Адаптация проявляется во всех видах ощущений. Особенно сильна она в области зрения, обоняния, кожных ощущений и вкуса; менее выражена в области слуха. Адаптация всех органов чувств протекает по сходным закономерностям, а так как особенно изучена адаптация зрения к темноте и к свету, то рассмотрение зрительной адаптации может раскрыть общие законы адаптации. может сначала казаться горячей, но постепенно тепловое ощущение ослабевает. Однако сильные тепловые и холодовые раздражители не дают адаптации или она протекает очень медленно. В области обоняния процесс адаптации протекает по-разному к разным запахам. Так, запах камфоры перестает ощущаться уже через 1-2 минуты, что указывает на сильное падение чувствительности. Однако к запахам, включающим болевое раздражение (горчица, нашатырный спирт), адаптация происходит медленно, а при достаточной силе раздражителя совсем не происходит, и раздражитель вызывает нетерпимо неприятное ощущение. Адаптация к запахам, как и адаптация к звукам, носит избирательный характер: при снижении чувствительности к одному запаху чувствительность к другим запахам может не снижаться, хотя адаптация и распространяется на группу сходных запахов.

    Адаптация к болевым раздражениям выражена слабо. Очень сильные боли вообще не дают адаптации. Это объясняется биологической ролью боли как сигнала нарушения нормального состояния организма. От адаптации надо отличать явление сенсибилизации . В то время как адаптация представляет собой повышение чувствительности (в одних случаях), и снижение ее (в других случаях) и вместе с тем является приспособлением органа к действующему на него раздражителю, сенсибилизация всегда есть повышение чувствительности и вызывается действием иных причин по сравнению с адаптацией. Существенную роль среди них играет взаимодействие анализаторов. При определенных условиях оно влечет за собой повышение чувствительности одного из органов чувств под влиянием одновременного функционирования другого. Это явление хорошо демонстрирует опыт П. П. Лазарева, производившийся им в широкой аудитории. В помещении, где происходили опыты, звучал тихий тон одинаковой интенсивности. При ритмическом включении и выключении света звук казался вибрирующим, меняющим свою интенсивность. Такое изменение в ощущении звука происходило благодаря тому, что при действии света чувствительность органа слуха увеличивалась и звук воспринимался более громким. Аналогичные факты наблюдались в исследованиях Кравкова, Кекчеева, Шварц и других. Обнаружено, например, что легкая мышечная работа, обтирание лица холодной водой, слабые звуковые побочные раздражители повышают чувствительность зрения (сильные же побочные раздражители, наоборот, в силу отрицательной индукции снижают ее). Сенсибилизирующее действие может оказывать не только одновременное раздражение другого органа чувств, но и одновременное раздражение других частей того же самого органа чувств. Чувствительность одних частей сетчатки, например, как показали опыты Теплова, повышается, если одновременно с этим действовать умеренным светом на другие места сетчатки того же глаза (сильное же побочное раздражение того же органа чувств вызывает и на этот раз в силу отрицательной индукции снижение чувствительности). Сенсибилизация органов чувств может быть вызвана также действием некоторых фармакологических веществ.



    Взаимодействие ощущений . Известно, что все органы чувств умеют приспосабливаться к изменившимся физическим условиям. Это явление называется сенсорной адаптацией: глаз может привыкнуть к темноте или - наоборот - к яркому свету, ухо привыкает к шуму или тишине, кожа - к теплу или холоду, вкус и обоняние - к химическим веществам. Одна из непосредственных причин сенсорной адаптации кроется в адаптации самих рецепторов. Но процессы адаптации происходят также при участии нервных центров анализаторов. Нейроны могут повышать или понижать свою возбудимость. На работу рецептора оказывают влияние его соседи. Внутри одного органа чувств мы имеем не один рецептор, а множество. Мы видим не одну точку, а миллионы. Кожей воспринимаем не одно прикосновение, но множество. Таким образом мы воспринимаем внутри каждой модальности как бы поле ощущений. В этом поле чувствительность одного участка влияет на чувствительность другого. Именно по этой причине серая точка кажется почти черной на белом фоне и почти белой на черном.



    Долгое время в науке считалось, что изменение чувствительности того или иного органа происходит лишь вследствие изменения физических параметров сигнала, принимаемого этим органам. На самом деле оказалось, что изменение чувствительности в одном органе приводит к изменению чувствительности в другом. Это явление называется взаимодействие ощущений. Взаимодействие ощущений бывает двух видов:

    Взаимодействие между ощущениями одной модальности,

    Взаимодействие между ощущениями различной модальности.

    П.П. Лазарев в экспериментах обнаружил, что освещение глаз делает слышимые звуки более громкими. С.В. Кравков вообще пришел к выводу, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Звуковое раздражение (например свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Некоторые запахи могут повышать или понижать световую и слуховую чувствительность. Все анализаторы оказывают влияние друг на друга. Это взаимовлияние выливается или в повышении чувствительности, или в понижении. Типичная закономерность взаимодействия ощущений: слабые раздражители повышают, а сильные - понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.Таким образом, изменение чувствительности в отдельно взятом рецепторе происходит под воздействием трех факторов:

    Физического (изменение параметров воздействия непосредственно на этот рецептор),

    Внутримодального (уровень чувствительности соседей имеет значение),

    Интермодального (уровень чувствительности в других органах тоже имеет значение).

    Были разработаны способы нарочитого повышения чувствительности органов чувств.

    Такое повышение чувствительности, которое является следствием взаимодействия анализаторов или упражнения, получило название сенсибилизация.

    А.Р. Лурия выделил две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации:

    Длительная, постоянная сенсибилизация,

    Временная, неустойчивая сенсибилизация.

    Первая происходит на фоне устойчивых изменений, произошедших в организме. Особенно активно такая сенсибилизация в подростковом и юношеском периодах. Вторая сторона сенсибилизации носит временный характер и зависит от физиологических, психологических воздействий психическое состояние субъекта. Взаимодействие ощущений проявляет себя и в синестезии - возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. У некоторых людей существует так называемый "окрашенный слух", который особенно часто встречается у музыкантов. При такой синестезии, высокие звуки воспринимаются как "светлые", а низкие как "темные". Синестезия может являться признаком одаренности человека. Взаимодействие ощущений - довольно любопытная и до конца не изученная тема. С одной стороны, тесная взаимосвязь анализаторных систем налицо, чему подтверждение явление синестезии. С другой стороны, существуют значительные индивидуальные различия и не очень понятно, в какой степени их можно развивать.

    Чувствительность и её измерения. Чувствительности измеряется порогами. ПОРОГ ВОСПРИЯТИЯ (порог ощущения; порог чувствительности) - величина раздражителя, вызывающего или меняющего восприятие, ощущение; качественный показатель чувствительности анализатора. Пороги восприятия обратно пропорциональны количественному показателю соответственного вида чувствительности. Их существование - центральная закономерность ощущений. Учение о порогах восприятия говорит о том, как, при каких физических параметрах физический стимул может достигнуть сознания. С этим учением связаны такие понятия, как адаптация сенсорная, взаимодействие ощущений. Различают два вида порогов : абсолютный и разностный (дифференциальный) и, соответственно, абсолютную и разностную чувствительность. Высокой чувствительности соответствуют низкие пороги, и наоборот.

    ПОРОГ АБСОЛЮТНЫЙ - вид порога сенсорного, описанный Г.Т. Фехнером. Характеризует чувствительность системы сенсорной. Выражается величиной раздражителя, превышение коей дает ответную реакцию организма - прежде всего в форме осознания ощущения. Для определения порога абсолютного применяются метод изменений минимальных, метод ошибки средней, метод раздражителей постоянных. Минимальная величина раздражителя, впервые начинающего вызывать ощущение, называется нижним абсолютным порогом восприятия. Верхним абсолютным порогом восприятия называется величина раздражителя, при коей ощущение либо исчезает, либо качественно меняется (например, превращается в болевое, как это бывает при увеличении громкости звука или яркости света).

    ПОРОГ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ - порог сенсорный, характерный минимальным различием между двумя раздражителями, кои воспринимаются как различные, то есть на кои можно сформировать две различные реакции. Можно сказать, что минимальный прирост величины раздражителя, сопровождаемый едва заметным изменением ощущения, называется разностным (дифференциальным) порогом восприятия. Порог дифференциальный принято количественно выражать в виде отношений между величиной раздражителя постоянного, служащего эталоном, и раздражителя переменного, в зависимости от величины воспринимаемого как равный или отличный от эталона, к величине раздражителя постоянного. Это отношение константно в достаточно широком диапазоне раздражителей. Измерения абсолютных и порогов дифференциальных восприятия привели в к представлению о существовании более или менее широкой «пороговой зоны», внутри коей вероятность ответной реакции меняется от 0 до 1. Значения всех выделенных видов порогов восприятия меняются в процессах адаптации и подвержены влиянию большого числа факторов - от пространственно-временных условий раздражения до индивидуальных особенностей функционального состояния наблюдателя.

    Явление адаптации

    Было бы неправильно считать, что чувствительность наших органов чувств остается неизменной. Как показывают исследования, чувствительность органов чувств может изменяться и даже очень значительно. Известно, что в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении - снижается. Когда мы заходим в темную комнату после интенсивного освещения, то некоторое время ничего не видим, и наоборот, когда после темноты заходим в освещенную комнату, глаза начинают "слепнуть" и необходимо некоторое время, чтобы приспособиться к освещению. Вспомним и другой пример: в первые минуты, когда человек заходит в реку или море, вода кажется ей холодной. Через некоторое время ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Это свидетельствует о зависимости чувствительности от изменений окружающей среды. Описанные изменения чувствительности существуют и в слуховом, обонятельном, касательном, вкусовой анализатор и носят название адаптация.

    Адаптация - это приспособление чувствительности к постоянно действующего раздражителя, которое выражается в снижении или повышении порогов.

    Изменения чувствительности, которые осуществляются в ходе адаптации, происходят не сразу, они требуют некоторого времени и имеют свои временные характеристики. Эти временные характеристики различны для разных органов чувств. Мера адаптации различных анализаторов неодинакова: высокая адаптируемость наблюдается в обонятельных ощущениях (человек быстро привыкает к запахам, в том числе и неприятных), тактильных (не замечает давления одежды на тело), зрительных; значительно меньше - в слуховых. Температурная адаптация существует лишь в среднем диапазоне, привыкание к сильному холоду или к сильной жаре почти не существует. Почти не существует адаптации в болевых ощущениях, поскольку боль является сигналом о разрушении организма, и болевая адаптация может привести к гибели. Выделяют три разновидности явления адаптации.

    1. Адаптация как полное исчезновение ощущения при длительном воздействии раздражителя.

    2. Адаптация как притупление ощущения под воздействием сильного раздражителя (снижение порога чувствительности).

    Эти две разновидности адаптации называют отрицательной адаптацией, поскольку ее результат - это снижение чувствительности анализаторов.

    3. Адаптация как повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.

    Явление адаптации объясняется периферийными изменениями в функционировании рецептора или длительными воздействиями на него раздражителя, а также процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении в коре головного мозга возникает внутреннее охранительное торможение, которое снижает чувствительность.

    В общем адаптация является одним из важных видов изменения чувствительности, свидетельствует о большой пластичность организма в его приспособлении к условиям окружающей среды.

    Взаимодействие ощущений

    Интенсивность ощущения зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, которые одновременно действуют на другие органы чувств. Таким образом, возникает взаимодействие ощущений, то есть изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств.

    Исследования свидетельствуют о том, что ни один анализатор не может работать, не влияя на функционирование других органов. Это объясняется связями между анализаторами, которые существуют в коре головного мозга, а также законом одновременной индукции.

    Взаимодействие ощущений проявляется в двух процессах - повышении и снижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Известно, что слабый звуковой раздражитель повышает чувствительность зрительного анализатора, сильный холодовой раздражитель снижает чувствительность слухового анализатора и др.

    Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и систематических упражнений называется сенсибилизацией. Сенсибилизация имеет две стороны своего проявления: первый носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме (например, с возрастом острота чувствительности увеличивается, достигая максимума к 20-30 годам, после этого постепенно снижается) второй носит временный характер и зависит от воздействия на организм - физиологических или психологических - и состояния субъекта.

    Взаимодействие ощущений проявляется еще и в таком явлении, как синестезия. Синестезия это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Известно, что у человека под влиянием звуков могут возникать ощущение цвета высокие звуки чаще всего оцениваются как "светлые", а низкие - как "темные"; цвет также может вызвать ощущение холода или тепла. Явление синестезии распространяется на все модальности. Это проявляется в тех словосочетаниях, которые вошли в нашу жизнь: холодный цвет, бархатный голос и тому подобное. Это явление оказывается не у всех людей. Есть люди с очень яркой способностью к синестезии, и люди, у которых она почти не наблюдается. Так, А.Р. Лурия описал известного мнемониста, который воспринимал все голоса окрашенными от ярко-желтого до фиолетового цвета.

    Явление последействия в анализаторах

    Продолжительность действия раздражителя и продолжительность ощущения не всегда совпадают. Свидетельством этого является явление последействия в анализаторах. Особенно ярко это проявляется явление последействия в работе зрительного анализатора и наблюдается в так называемых последовательных образах. Последовательные образы можно продемонстрировать при смешивании цветов, а также при демонстрации фильмов.

    Зрительные последовательные образы бывают положительные и отрицательные. Положительный последовательный образ не отличается по своему качеству от раздражителя и является его копией. Негативный последовательный образ отличается от раздражителя по цвету и окрашивается в дополнительный цветной тон в отношении цвета раздражителя. Так, известные фотографии, на которых изображение носило качество негатива. Для демонстрации негативного последовательного образа предлагалось в течение 5 минут пристально смотреть на фотографию, а после этого - на белый экран или стену, на которых исследуемые видели изображение красивой женщины.

    Явление последействия может наблюдаться и в слуховых ощущениях, хотя оно носит непродолжительный характер. Это созвучие, которое мы слышим, когда слушаем последовательно отдельные ноты, сливаются в единую музыку. Явление последействия проявляется и в температурных ощущениях, если прикоснуться кусочком льда к коже, то ощущение холода продолжается и после прекращения действия раздражителя. Температурные последовательные образы могут носить контрастный характер. Так, если одну руку опустить на некоторое время в холодную воду, а вторую-в теплую, после этого обе руки опустить в сосуд с водой комнатной температуры, то одна рука почувствует тепло, а другая - холод.

    Явление последействия имеет место и во вкусовых ощущениях. Они могут быть положительными (вкус остается на некоторое время во рту) и негативными, контрастными (после одного вкуса усиливается чувствительность к другому).