Кратковременное взаимодействие ощущений. Взаимодействие ощущений: сенсибилизация и синестезия. Теории цветового зрения

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителей и уровня адаптации рецепторов, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств.

Изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражителя других органов чувств называется взаимодействием ощущений . Взаимодействие ощущений проявляется в повышении и понижении чувствительности: слабые раздражители повышают чувствительность анализаторов, а сильные – понижают.

Взаимодействие ощущений проявляется в явлениях сенсибилизации , синестезии и контраста.

Сенсибилизация (от лат. – чувствительность) – повышение чувствительности нервных центров под влиянием воздействия раздражителя. Сенсибилизация может развиться не только путем применения побочных раздражителей, но и путем упражнений. Так, у музыкантов развивается высокая слуховая чувствительность, у дегустаторов – обонятельные и вкусовые ощущения.

Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Так, например, при взаимодействии звуковых раздражителей у человека могут возникать зрительные образы. На явлении синестезии основана конструкция цветомузыкальных установок. Явление синестезии распространяется на все модальности. Нужно, однако, помнить, что проявления синестезии индивидуальны. Есть люди с очень яркой способностью к синестезии и люди, у которых она почти не наблюдается.

Это необходимо учитывать при разработке эргономических мероприятий по снижению утомления и монотонии в производственном процессе (соответствующее цветовое решение интерьеров цехов).

Еще одно из проявлений взаимодействия ощущений – их контраст. Контраст ощущений – это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст (примеры этого приведены при рассмотрении зрительных ощущений). Широко известно явление последовательного контраста. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим.

В заключение отметим, что человек рождается с готовыми органами чувств и готовой способностью к ощущениям. Однако люди по своим ощущениям отличаются друг от друга. Индивидуальные различия имеются во всех видах ощущений, но особенно заметны в зрении и слухе. Они проявляются в большей или меньшей чувствительности анализаторов, как общей, так и различительной. В течение жизни анализаторы совершенствуются, ощущения становятся более точными и развитыми. Например, разные люди имеют разную степень развития музыкального и фонематического (речевого) слуха, что выражается в точности различения высоты музыкальных звуков и точности различения фонем родного и иностранных языков. Лица с хорошо развитым фонематическим слухом легко усваивают иностранные языки. Вместе с тем изучение иностранных языков способствует развитию фонематического слуха.


Уровень чувствительности зависит от прирожденных особенностей анализаторов и от условий жизни человека, его воспитания и характера труда. Условиями развития ощущений человека также является его активная и разнообразная практическая и профессиональная деятельность. Известно, например, что опытные сталевары могут по тончайшим оттенкам цвета и яркости раскаленных стенок и свода печи определить температуру с точностью до десятков градусов. Текстильщики различают несколько десятков оттенков черного цвета. Летчики на слух определяют разницу в количестве оборотов мотора с точностью до 3 %.

Развитие ощущений в профессиональной деятельности осуществляется применительно к особенностям этой деятельности. При этом возможно, во-первых, повышение чувствительности в том анализаторе, к которому предъявляет требования данная профессия, а во-вторых, повышение чувствительности в тех анализаторах, благодаря которым осуществляется компенсация сенсорных дефектов.

συναίσθησις одновременное ощущение совместное чувство в психологии явление восприятия когда при раздражении одного органа чувств вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения соответствующие другому органу чувств. Апперцепция и её значение в процессах восприятия. Позднее Кант дополнил его введя аспект единства процесса осознания то есть целостности восприятия. В этой связи различают устойчивую апперцепцию обусловленную...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


  1. Сенсорная организация человека: взаимодействие ощущений. Виды взаимодействия

Сенсорной организацией человека называется совокупность взаимосвязанных сенсорных систем. Они работают совместно благодаря морфологическим (врожденным) и функциональным (возникающим при жизни) связям. Совместная работа приводит к взаимодействию ощущений.

Одним из примеров такого взаимодействия выступает явление контраста, которое проявляется в изменении чувствительности под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. Так, в силу контраста, обостряется ощущение кислого после сладкого и т.п. Раздражение одного рецептора может влиять на пороги другого (зрительные – слуховые, обонятельные – зрительные). Слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим, одновременно действующим раздражителям, тогда как сильные раздражители уменьшают эту чувствительность. То, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим, объясняется иррадиацией возбудительного процесса, усиливающего возбуждение в окружающих участках. Более сильные раздражители, благодаря отрицательной индукции, вызывают торможение окружающих участков, и вследствие этого уменьшается чувствительность к другим раздражителям. На этом основан метод сенсибилизации (повышения чувствительности) одних органов чувств путем действия на другие органы слабыми и кратковременными, адекватными для них раздражениями.

Также нужно упомянуть о последействии раздражений. Ощущение не сразу исчезает после прекращения раздражения, а держится некоторое время и лишь затем постепенно исчезает. Благодаря задержке при быстром следовании раздражений происходит слияние отдельных элементов ощущений в единое целое, например звуков в мелодию.

Взаимосвязь ощущений проявляется и в так называемой синестезии – явлении, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств.

В целом все взаимодействия ощущения можно разделить на 2 класса: интра и интермодальные. Интермодальные взаимодействия – взаимодействия ощущений разных модальностей (синестезия). Интрамодальные – взаимодействия между ощущениями одного вида (например, 4 вида вкусовой чувствительности формируют вкус)

Сенсорная организация человека включает в себя систему постоянных межанализаторных связей.

Основными формами сочетаний являются: ощущение, восприятие и представление , при помощи которых в сознании человека непосредственно отражаются предметы, явления окружающего мира.

Виды взаимодействия ощущений : интермодальные и интрамодальные.

Интермодальные: когда субъект слышит какой-то звук, то он вызывает в нем такой же целостный личностный эффект — установку, что и, допустим, переживание сладкого вкуса. В этом нет ничего невозможного, поскольку здесь в обоих случаях, помимо разных факторов — звука и вкуса, участвует и один постоянный фактор — сам субъект. И если при прослушивании звука у субъекта возникает установка на сладкий вкус, то легко понять, что на основе данной установки у него либо появится представление сладкого вкуса, и тогда он будет говорить о «сладком голосе», либо же, в случае особенно ярко выраженной установки, у него во рту на самом деле может появиться ощущение сладости. В таком случае мы будем иметь дело с проявлением настоящей синестезии.

Синестезия – (греч. συναίσθησις — одновременное ощущение, совместное чувство) — в психологии — явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств.

Примеры: цветной слух, цветное зрение, цветное обоняние.

  1. Апперцепция и её значение в процессах восприятия.

Апперцепция – влияние на восприятие предметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида.

Термин был введен Лейбницом и обозначал процесс осознания еще не дошедшего до сознания впечатления, переход чувственного, неосознанного в осознанное.

Позднее Кант дополнил его, введя аспект единства процесса осознания, то есть целостности восприятия.

Гербарт через понятие апперцепции объяснял обусловленность содержания нового представления запасом уже имеющихся представлений.

Вундт, благодаря которому понятие апперцепции получило широкое распространение в психологии, объединил в нем все 3 аспекта: осознание воспринимаемого, его целостность, и зависимость от прошлого опыта.

В современной психологии апперцепция выражает тот факт, что разные люди (или один человек в разное время) может по-разному воспринимать один и тот же предмет и, наоборот, разный предмет воспринимать как один и тот же. Это объясняется тем, что восприятие предмета – не просто копирование, а построение его образа, осуществляющееся под влиянием имеющихся у личности категориальных схем, запаса знаний и т. д. В этой связи различают устойчивую апперцепцию (обусловленную мировоззрением и общей направленностью личности и временную Апперцепцию (определяемую настроением, ситуационным отношением к воспринимаемому)

обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т. д.).

(А – восприятие на основе прошлого опыта)

Термин «А.» ввел в науку Г. Лейбниц. Он впервые разделил перцепцию и А., понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации к.-л. содержания («многого в едином»), а под А. — ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия. А., по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания. В дальнейшем понятие А. развивалось в основном в нем. философии и психологии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.), где, при всех различиях в понимании, А. рассматривалась как имманентно и спонтанно развивающаяся способность души и источник единого потока сознания. Кант, не ограничивая А., подобно Лейбницу, высшей ступенью познания, считал, что А. обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную А. Гербарт ввел понятие А. в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого субъектами нового материала под влиянием запаса представлений — предыдущих знаний и опыта, названных им апперцептивной массой. Вундт, превративший А. в универсальный объяснительный принцип, считал, что А. — начало всей психической жизни человека, «особая психическая причинность, внутренняя психическя сила», детерминирующая поведение личности.

Представители гештальт-психологии сводили А. к структурной целостности восприятия, зависящей от первичных структур, возникающих и меняющихся по своим внутренним закономерностям.

Добавление: А. — зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта субъекта. Восприятие — активный процесс, в котором принимаемая информация используется для выдвижения и проверки гипотез. Характер этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта. При восприятии к.-л. предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он видит в предмете. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, складывающаяся под влиянием непосредственно предшествующих восприятий и представляющая собой своеобразную готовность воспринимать вновь предъявленный объект определенным образом. Это явление, изученное Д. Узнадзе и его сотрудниками, характеризует зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта, в свою очередь определяемого предшествующими воздействиями на него. Влияние установки носит широкий характер, распространяясь на работу различных анализаторов. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия; при эмоциональном отношении к предмету он легко становится объектом восприятия. (Т. П. Зинченко.)

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений

В литературе описаны многочисленные факты изменения чувствительности, вызванные взаимодействием ощущений. Так, чувствительность зрительного анализатора изменяется под влиянием слухового раздражения. С.В. Кравков (1893-1951) показал, что это изменение зависит от громкости слуховых раздражителей. Слабые слуховые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора.В то же время наблюдается резкое ухудшение различительной чувствительности глаза, когда в качестве слухового раздражителя применяется, например, шум авиационного мотора.

Зрительная чувствительность повышается также под влиянием некоторых обонятельных раздражений. Однако, при резко выраженной отрицательной эмоциональной окраске запаха наблюдается снижение зрительной чувствительности. Аналогично этому при слабых световых раздражениях усиливаются слуховые ощущения, при действии интенсивных световых раздражителей слуховая чувствительность ухудшается. Известны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых раздражений.

Изменение чувствительности какого-либо анализатора может иметь место и при подпороговом раздражении других анализаторов. Так, П.П. Лазаревым (1878-1942) были получены факты снижения зрительной чувствительности под влиянием облучения кожи ультрафиолетовыми лучами.

Таким образом, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей степени влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные – понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Повышение или понижение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихся музыкой.

Взаимодействие ощущений проявляется еще в одном роде явлений, называемом синестезией – это возникновение под влиянием раздражения одного

анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У разных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако, они довольно постоянны для каждого отдельного лица. Известно, что способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы (Н. А. Римский-Корсаков, А. И. Скрябин и др.).

На явлении синестезии основано создание в последние годы цветомузыкальных аппаратов, превращающих звуковые образы в цветовые, и интенсивное исследование цветомузыки. Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражений, вкусовых - в ответ на слуховые раздражители и т.д. Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Ни у кого не вызывает сомнений возможность употребления таких выражений, как “острый вкус”, “кричащий цвет”, “сладкие звуки” и т. п.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ И УПРАЖНЕНИЕ.

Сенсибилизация органов чувств возможна не только путем применения побочных раздражителей, но и посредством упражнения. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования безграничны. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

1) сенсибилизация, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);

2) сенсибилизация, вызванная деятельностью, специфическими требованиями профессии субъекта.

Утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, лишенные зрения, занимаются скульптурой, у них хорошо развито осязание. К этой же группе явлений относится и развитие вибрационных ощущений у глухих.

У некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слушать музыку. Для этого они кладут руку на инструмент или поворачиваются спиной к оркестру. Некоторые слепоглухонемые, держа руку у горла говорящего собеседника, могут таким образом узнать его по голосу и понять, о чем он говорит. Вследствие высоко развитой обонятельной чувствительности они могут ассоциировать многих близких людей и знакомых с запахами, исходящими от них.

Особый интерес представляет возникновение у человека чувствительности к раздражителям, по отношению к которым не существует адекватного рецептора. Такова, например, дистанционная чувствительность к препятствиям у слепых.

Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются у лиц, имеющих некоторые специальные профессии. Известна необычайная острота зрения у шлифовальщиков. Они видят просветы от 0,0005 миллиметра, в то время как нетренированные люди – всего до 0,1 миллиметра. Специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета. Для нетренированного глаза они кажутся совершенно одинаковыми. Опытные сталевары способны довольно точно по слабым цветовым оттенкам расплавленной стали определить ее температуру и количество примесей в ней.

Высокой степени совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина, табака. Дегустаторы могут точно сказать не только, из какого сорта винограда сделано вино, но и назвать место, где вырос этот виноград.

Живопись предъявляет особые требования к восприятию форм, пропорций и цветовых соотношений при изображении предметов. Опыты показывают, что глаз художника чрезвычайно чувствителен к оценке пропорций. Он различает изменения, равные 1/60-1/150 величины предмета. О тонкости цветовых ощущений можно судить по мозаичной мастерской в Риме – в ней больше 20 000 созданных человеком оттенков основных цветов.

Достаточно велики и возможности развития слуховой чувствительности. Так, игра на скрипке требует особого развития звуковысотного слуха, и у скрипачей он более развит, чем у пианистов. У людей, с трудом различающих высоту звука, можно, посредством специальных занятий, улучшить звуковысотный слух. Опытные летчики по слуху легко определяют количество оборотов двигателя. Они свободно отличают 1300 от 1340 оборотов в минуту. Нетренированные люди улавливают разницу только между 1300 и 1400 оборотами.

Все это – доказательство того, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической трудовой деятельности.

Думают иные - те, кто звуки слышат,

Те, кто видят солнце, звезды и луну:

Как она без зренья красоту опишет,

Как поймет без слуха звуки и весну?!

Я услышу запах и росы прохладу,

Легкий шелест листьев пальцами ловлю.

Утопая в сумрак я пройду по саду,

И мечтать готова, и сказать люблю…

Пусть я не увижу глаз его сиянье,

Но слова без звука - чувства трепетанье

Я ловлю и слышу быстрою рукой.

И за ум, за сердце я любить готова.

Так, как любят запах нежного цветка,

Так, как любят в дружбе дорогое слово,

Так, как любит трепет сжатая рука.

Я умом увижу, чувствами услышу,

А мечтой привольной мир я облечу:

Каждый ли из зрячих красоту опишет,

Улыбнется ль ясно яркому лучу?

Не имею слуха, не имею зренья,

Но имею больше - чувств живых простор:

Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем,

Я соткала жизни красочный узор.

Если Вас чаруют красота и звуки,

Не гордитесь этим счастьем предо мной!

Лучше протяните с добрым чувством руки.

Что б была я с Вами, а не за стеной.

Эти стихи были написаны Ольгой Ивановной Скороходовой, слепоглухонемым человеком. Кажется, как может человек, который на 97% не ощущает мир… писать стихи, получать высшее образование. Поразительно, не правда ли?

Попробуйте закрыть глаза, заткнуть уши и не говорить. Хотя бы полчаса. Ради эксперимента, попробуйте поужинать: сварить себе кофе, сделать бутерброд

Было бы неправильно считать, что чувствительность наших органов чувств остается неизменной. Как показывают исследования, чувствительность органов чувств может меняться и даже очень значительно. Известно, что в темноте наш с ир обостряется, а при сильном освещении - снижается. Когда мы заходим в темную комнату после интенсивного освещения, то некоторое время ничего не видим, и наоборот, когда после темноты заходим в освети. Ену комнату, глаза начинают"слепнуть"и необходимо некоторое время, чтобы приспособиться к освещению. Вспомним и другой пример: в первые минуты, когда человек заходит в реку или море, вода кажется ей холодной й. Через некоторое время ощущение холода исчезает, и вода кажется достаточно теплой. Это является свидетельством зависимости чувствительности от изменений окружающей среды. Описанные изменения чувствительности существуют и в слуховой, обонятельный м, касательном, вкусовом анализаторах и носят название адаптацийву адаптація.

. Адаптация - это приспособление чувствительности к постоянно действующего раздражителя, которое проявляется в снижении или повышении порогов

Изменения чувствительности, которые осуществляются в ходе адаптации, происходят не сразу, они требуют некоторого времени и имеют свои временные характеристики. Эти временные характеристики различны для разных органов чувств. Мир ра адаптации различных анализаторов неодинакова: высокая адаптируемость наблюдается в обонятельных ощущениях (человек быстро привыкает к запахам, в том числе и неприятных), тактильных (не замечает давления одежды н а тело), ??зрительных, значительно меньше - в слуховых. Температурная адаптация существует лишь в среднем диапазоне, привыкание к сильному холоду или к сильной жаре почти не существует. Почти не существует адаптации в болевых ощущениях, поскольку боль является сигналом о разрушении организма, и болевая адаптация может привести к гибели. Выделяют три разновидности явления адаптациитації.

1. Адаптация как полное исчезновение ощущения при длительном воздействии раздражителя

2. Адаптация как притупление ощущения под воздействием сильного раздражителя (снижение порога чувствительности)

Эти две разновидности адаптации называют отрицательной адаптацией, поскольку ее результат - это снижение чувствительности анализаторов

3. Адаптация как повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя

Явление адаптации объясняется периферийными изменениями в функционировании рецептора или длительными воздействиями на него раздражителя, а также процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длит лома раздражении в коре головного мозга возникает внутреннее охранительное торможение, которое снижает чувствительностьь.

целом адаптация является одним из важных видов изменения чувствительности, что свидетельствует о большой пластичность организма в его приспособлении к условиям окружающей среды

27 Взаимодействие ощущений

Интенсивность ощущения зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, которые одновременно действуют на другие органы чувств. Таким образом, возникает взаимодействие ощущений, т.е. с изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувствя.

Исследования свидетельствуют о том, что ни один анализатор не может работать, не влияя на функционирование других органов. Это объясняется связями между анализаторами, которые существуют в коре головного мозга, а также же законом одновременной индї.

Взаимодействие ощущений проявляется в двух процессах - повышении и снижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов п при их взаимодействии. Известно, что слабый звуковой раздражитель повышает чувствительность зрительного анализатора, сильный холодовой раздражитель снижает чувствительность слухового анализатора тощщо.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и систематических упражнений называется сенсибилизацией. Сенсибилизация имеет две стороны своего проявления: первый носит длительный, постоянный характер и залежи ить преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме (например, с возрастом острота чувствительности увеличивается, достигая максимума к 20-30 годам, затем постепенно снижается), второй носит т имчасовий характер и зависит от воздействия на организм - физиологических или психологических - и состояния субъекта.

Взаимодействие ощущений проявляется еще и в таком явлении, как синестезия. Синестезия-это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Известно, что у человека и под воздействием звуков могут возникать чувство цвета высокие звуки чаще всего оцениваются как"светлые", а низкие - как"темные"; цвет также может вызывать ощущение холода или тепла. Явление синестезии распространяется на все модальности. Это проявляется в тех словосочетаниях, которые вошли в нашу жизнь: холодный цвет, бархатный голос и т.п.. Это явление проявляется не у всех людей. Есть люди с очень яркой способных истю к синестезии, и люди, у которых она почти не наблюдается. Так,. ОР. Лурия описал известного мнемониста, который воспринимал все голоса окрашенными от ярко-желтого до фиолетового цветфіолетового кольору.

28 Явление последействия в анализаторах

Продолжительность действия раздражителя и продолжительность ощущения не всегда совпадают. Свидетельством этого есть явление последействия в анализаторах. Особенно ярко это проявляется явление последействия в работе зрительного анализатора и наблю еригаеться в так называемых последовательных образах. Последовательные образы можно продемонстрировать при смешивании цветов, а также при демонстрации фильмемів.

Зрительные последовательные образы бывают положительные и отрицательные. Положительный последовательный образ не отличается по своему качеству от раздражителя и является его копией. Негативный последовательный образ отличается от подр разника по цвету и окрашивается в дополнительный фон отношении цвета раздражителя. Так, известные фотографии, на которых изображение носило качество негатива. Для демонстрации негативного последовательного образа предлагалось в течение 5 минут пристально смотреть на фотографию, а после этого - на белый экран или стену, на которых исследуемые видели изображение красивой женщиныінки.

Явление последействия может наблюдаться и в слуховых ощущениях, хотя оно носит непродолжительный характер. Это созвучие, которое мы слышим, когда слушаем последовательно отдельные ноты, сливающихся в единую музыку. Явление пи ислядии проявляется и в температурных ощущениях, если прикоснуться кусочком льда к коже, то ощущение холода продолжается и после прекращения действия раздражителя. Температурные последовательные образы могут носить ко нтрастний характер. Так, если одну руку опустить на некоторое время в холодную воду, а другую-в теплую, после этого обе руки опустить в сосуд с водой комнатной температуры, то одна рука почувствует тепло, но и. Нина - холоолод.

Явление последействия имеет место и во вкусовых ощущениях. Они могут быть положительными (вкус остается на некоторое время во рту) и отрицательными, контрастными (после одного вкуса усиливается чувствительность к другому)

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

Исследования, проведенные С.В.Кравковым, показали, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Так, оказалось, что звуковое раздражение (например, свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Таким же образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Все наши анализаторные системы способны в большей, или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах - повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией. А.Р Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации: первая носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме; вторая - временный характер и зависит от экстренных воздействий на состояние субъекта - физиологических и психологических. Возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться.

Тесное взаимодействие отдельных форм ощущений открывает путь для более сложного условнорефлекторного повышения чувствительности. Отечественные ученые проводили опыты, показывающие такую возможность. Так, если испытуемому сначала включают метроном, его звук не оказывает существенного влияния на изменение световой чувствительности; однако, если несколько раз подряд сочетать этот звук со светом, направляемым в глаза, через некоторое время один только звук метронома вызовет снижение чувствительности. Характерно, что подобные изменения чувствительности наблюдаются и тогда, когда в качестве условного раздражителя применяют какое-либо слово. Особенно нагляден такой эффект, если перед пробой чувствительности глаза произносить слово, связанное в прошлом опыте испытуемого со значением слова. Экспериментально было доказано, что изменение чувствительности наступало в том случае, когда перед измерением чувствительности испытуемый произносил слово «пламя», однако такой эффект не наступал, если испытуемый произносил близкое по звучанию, но далекое по смыслу слово (например, «племя»).

В другом эксперименте были получены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов «кислый как лимон». Эти изменения были аналогичны тем, которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком. Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно, подбирая побочные раздражители, сенсибилизировать тот или иной рецептор, т.е. повышать его чувствительность. Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихся музыкой. Взаимодействие ощущений проявляется еще в явлении, называемом синестезией - возникновением под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (например, у Скрябина). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные».

Характерно, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех людей. В некоторых случаях явления синестезии проявляются с исключительной отчетливостью. Один из таких субъектов с исключительной выраженностью синестезии - известный мнемонист Ш. был подробно изучен А.Р Лурия. Этот человек воспринимал все голоса окрашенными и нередко говорил, что голос обращающегося к нему человека, например, «желтый и рассыпчатый». Тоны, которые он слышал, вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до фиолетового). Воспринимаемые цвета ощущались им как «звонкие» или «глухие, как «соленые» или хрустящие. Подобные явления в более стертых формах встречаются довольно часто в виде непосредственной тенденции «окрашивать числа, дни недели, названия месяцев в разные цвета.

Явления синестезии - еще одно свидетельство постоянной.взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира