Кратковременное взаимодействие ощущений. Явление последействия в анализаторах. Взаимодействие ощущений и синестезии

Ответ 4: Чувствительность анализатора изменяется под влиянием приспособления органа чувств, к действующему раздражителю. Это явление называется адаптацией. Адаптация может происходить как в направлении повышения чувствительности (когда осуществляется переход от сильных раздражителей к слабым), так и в направлении снижения ее (когда от слабых раздражителей переходят к сильным раздражителям).

Адаптация проявляется во всех видах ощущений. Особенно сильна она в области зрения, обоняния, кожных ощущений и вкуса; менее выражена в области слуха. Адаптация всех органов чувств протекает по сходным закономерностям, а так как особенно изучена адаптация зрения к темноте и к свету, то рассмотрение зрительной адаптации может раскрыть общие законы адаптации. может сначала казаться горячей, но постепенно тепловое ощущение ослабевает. Однако сильные тепловые и холодовые раздражители не дают адаптации или она протекает очень медленно. В области обоняния процесс адаптации протекает по-разному к разным запахам. Так, запах камфоры перестает ощущаться уже через 1-2 минуты, что указывает на сильное падение чувствительности. Однако к запахам, включающим болевое раздражение (горчица, нашатырный спирт), адаптация происходит медленно, а при достаточной силе раздражителя совсем не происходит, и раздражитель вызывает нетерпимо неприятное ощущение. Адаптация к запахам, как и адаптация к звукам, носит избирательный характер: при снижении чувствительности к одному запаху чувствительность к другим запахам может не снижаться, хотя адаптация и распространяется на группу сходных запахов.

Адаптация к болевым раздражениям выражена слабо. Очень сильные боли вообще не дают адаптации. Это объясняется биологической ролью боли как сигнала нарушения нормального состояния организма. От адаптации надо отличать явление сенсибилизации . В то время как адаптация представляет собой повышение чувствительности (в одних случаях), и снижение ее (в других случаях) и вместе с тем является приспособлением органа к действующему на него раздражителю, сенсибилизация всегда есть повышение чувствительности и вызывается действием иных причин по сравнению с адаптацией. Существенную роль среди них играет взаимодействие анализаторов. При определенных условиях оно влечет за собой повышение чувствительности одного из органов чувств под влиянием одновременного функционирования другого. Это явление хорошо демонстрирует опыт П. П. Лазарева, производившийся им в широкой аудитории. В помещении, где происходили опыты, звучал тихий тон одинаковой интенсивности. При ритмическом включении и выключении света звук казался вибрирующим, меняющим свою интенсивность. Такое изменение в ощущении звука происходило благодаря тому, что при действии света чувствительность органа слуха увеличивалась и звук воспринимался более громким. Аналогичные факты наблюдались в исследованиях Кравкова, Кекчеева, Шварц и других. Обнаружено, например, что легкая мышечная работа, обтирание лица холодной водой, слабые звуковые побочные раздражители повышают чувствительность зрения (сильные же побочные раздражители, наоборот, в силу отрицательной индукции снижают ее). Сенсибилизирующее действие может оказывать не только одновременное раздражение другого органа чувств, но и одновременное раздражение других частей того же самого органа чувств. Чувствительность одних частей сетчатки, например, как показали опыты Теплова, повышается, если одновременно с этим действовать умеренным светом на другие места сетчатки того же глаза (сильное же побочное раздражение того же органа чувств вызывает и на этот раз в силу отрицательной индукции снижение чувствительности). Сенсибилизация органов чувств может быть вызвана также действием некоторых фармакологических веществ.



Взаимодействие ощущений . Известно, что все органы чувств умеют приспосабливаться к изменившимся физическим условиям. Это явление называется сенсорной адаптацией: глаз может привыкнуть к темноте или - наоборот - к яркому свету, ухо привыкает к шуму или тишине, кожа - к теплу или холоду, вкус и обоняние - к химическим веществам. Одна из непосредственных причин сенсорной адаптации кроется в адаптации самих рецепторов. Но процессы адаптации происходят также при участии нервных центров анализаторов. Нейроны могут повышать или понижать свою возбудимость. На работу рецептора оказывают влияние его соседи. Внутри одного органа чувств мы имеем не один рецептор, а множество. Мы видим не одну точку, а миллионы. Кожей воспринимаем не одно прикосновение, но множество. Таким образом мы воспринимаем внутри каждой модальности как бы поле ощущений. В этом поле чувствительность одного участка влияет на чувствительность другого. Именно по этой причине серая точка кажется почти черной на белом фоне и почти белой на черном.



Долгое время в науке считалось, что изменение чувствительности того или иного органа происходит лишь вследствие изменения физических параметров сигнала, принимаемого этим органам. На самом деле оказалось, что изменение чувствительности в одном органе приводит к изменению чувствительности в другом. Это явление называется взаимодействие ощущений. Взаимодействие ощущений бывает двух видов:

Взаимодействие между ощущениями одной модальности,

Взаимодействие между ощущениями различной модальности.

П.П. Лазарев в экспериментах обнаружил, что освещение глаз делает слышимые звуки более громкими. С.В. Кравков вообще пришел к выводу, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Звуковое раздражение (например свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Некоторые запахи могут повышать или понижать световую и слуховую чувствительность. Все анализаторы оказывают влияние друг на друга. Это взаимовлияние выливается или в повышении чувствительности, или в понижении. Типичная закономерность взаимодействия ощущений: слабые раздражители повышают, а сильные - понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.Таким образом, изменение чувствительности в отдельно взятом рецепторе происходит под воздействием трех факторов:

Физического (изменение параметров воздействия непосредственно на этот рецептор),

Внутримодального (уровень чувствительности соседей имеет значение),

Интермодального (уровень чувствительности в других органах тоже имеет значение).

Были разработаны способы нарочитого повышения чувствительности органов чувств.

Такое повышение чувствительности, которое является следствием взаимодействия анализаторов или упражнения, получило название сенсибилизация.

А.Р. Лурия выделил две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации:

Длительная, постоянная сенсибилизация,

Временная, неустойчивая сенсибилизация.

Первая происходит на фоне устойчивых изменений, произошедших в организме. Особенно активно такая сенсибилизация в подростковом и юношеском периодах. Вторая сторона сенсибилизации носит временный характер и зависит от физиологических, психологических воздействий психическое состояние субъекта. Взаимодействие ощущений проявляет себя и в синестезии - возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. У некоторых людей существует так называемый "окрашенный слух", который особенно часто встречается у музыкантов. При такой синестезии, высокие звуки воспринимаются как "светлые", а низкие как "темные". Синестезия может являться признаком одаренности человека. Взаимодействие ощущений - довольно любопытная и до конца не изученная тема. С одной стороны, тесная взаимосвязь анализаторных систем налицо, чему подтверждение явление синестезии. С другой стороны, существуют значительные индивидуальные различия и не очень понятно, в какой степени их можно развивать.

Чувствительность и её измерения. Чувствительности измеряется порогами. ПОРОГ ВОСПРИЯТИЯ (порог ощущения; порог чувствительности) - величина раздражителя, вызывающего или меняющего восприятие, ощущение; качественный показатель чувствительности анализатора. Пороги восприятия обратно пропорциональны количественному показателю соответственного вида чувствительности. Их существование - центральная закономерность ощущений. Учение о порогах восприятия говорит о том, как, при каких физических параметрах физический стимул может достигнуть сознания. С этим учением связаны такие понятия, как адаптация сенсорная, взаимодействие ощущений. Различают два вида порогов : абсолютный и разностный (дифференциальный) и, соответственно, абсолютную и разностную чувствительность. Высокой чувствительности соответствуют низкие пороги, и наоборот.

ПОРОГ АБСОЛЮТНЫЙ - вид порога сенсорного, описанный Г.Т. Фехнером. Характеризует чувствительность системы сенсорной. Выражается величиной раздражителя, превышение коей дает ответную реакцию организма - прежде всего в форме осознания ощущения. Для определения порога абсолютного применяются метод изменений минимальных, метод ошибки средней, метод раздражителей постоянных. Минимальная величина раздражителя, впервые начинающего вызывать ощущение, называется нижним абсолютным порогом восприятия. Верхним абсолютным порогом восприятия называется величина раздражителя, при коей ощущение либо исчезает, либо качественно меняется (например, превращается в болевое, как это бывает при увеличении громкости звука или яркости света).

ПОРОГ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ - порог сенсорный, характерный минимальным различием между двумя раздражителями, кои воспринимаются как различные, то есть на кои можно сформировать две различные реакции. Можно сказать, что минимальный прирост величины раздражителя, сопровождаемый едва заметным изменением ощущения, называется разностным (дифференциальным) порогом восприятия. Порог дифференциальный принято количественно выражать в виде отношений между величиной раздражителя постоянного, служащего эталоном, и раздражителя переменного, в зависимости от величины воспринимаемого как равный или отличный от эталона, к величине раздражителя постоянного. Это отношение константно в достаточно широком диапазоне раздражителей. Измерения абсолютных и порогов дифференциальных восприятия привели в к представлению о существовании более или менее широкой «пороговой зоны», внутри коей вероятность ответной реакции меняется от 0 до 1. Значения всех выделенных видов порогов восприятия меняются в процессах адаптации и подвержены влиянию большого числа факторов - от пространственно-временных условий раздражения до индивидуальных особенностей функционального состояния наблюдателя.

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений

В литературе описаны многочисленные факты изменения чувствительности, вызванные взаимодействием ощущений. Так, чувствительность зрительного анализатора изменяется под влиянием слухового раздражения. С.В. Кравков (1893-1951) показал, что это изменение зависит от громкости слуховых раздражителей. Слабые слуховые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора.В то же время наблюдается резкое ухудшение различительной чувствительности глаза, когда в качестве слухового раздражителя применяется, например, шум авиационного мотора.

Зрительная чувствительность повышается также под влиянием некоторых обонятельных раздражений. Однако, при резко выраженной отрицательной эмоциональной окраске запаха наблюдается снижение зрительной чувствительности. Аналогично этому при слабых световых раздражениях усиливаются слуховые ощущения, при действии интенсивных световых раздражителей слуховая чувствительность ухудшается. Известны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых раздражений.

Изменение чувствительности какого-либо анализатора может иметь место и при подпороговом раздражении других анализаторов. Так, П.П. Лазаревым (1878-1942) были получены факты снижения зрительной чувствительности под влиянием облучения кожи ультрафиолетовыми лучами.

Таким образом, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей степени влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные – понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Повышение или понижение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихся музыкой.

Взаимодействие ощущений проявляется еще в одном роде явлений, называемом синестезией – это возникновение под влиянием раздражения одного

анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У разных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако, они довольно постоянны для каждого отдельного лица. Известно, что способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы (Н. А. Римский-Корсаков, А. И. Скрябин и др.).

На явлении синестезии основано создание в последние годы цветомузыкальных аппаратов, превращающих звуковые образы в цветовые, и интенсивное исследование цветомузыки. Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражений, вкусовых - в ответ на слуховые раздражители и т.д. Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Ни у кого не вызывает сомнений возможность употребления таких выражений, как “острый вкус”, “кричащий цвет”, “сладкие звуки” и т. п.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ И УПРАЖНЕНИЕ.

Сенсибилизация органов чувств возможна не только путем применения побочных раздражителей, но и посредством упражнения. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования безграничны. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

1) сенсибилизация, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);

2) сенсибилизация, вызванная деятельностью, специфическими требованиями профессии субъекта.

Утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, лишенные зрения, занимаются скульптурой, у них хорошо развито осязание. К этой же группе явлений относится и развитие вибрационных ощущений у глухих.

У некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слушать музыку. Для этого они кладут руку на инструмент или поворачиваются спиной к оркестру. Некоторые слепоглухонемые, держа руку у горла говорящего собеседника, могут таким образом узнать его по голосу и понять, о чем он говорит. Вследствие высоко развитой обонятельной чувствительности они могут ассоциировать многих близких людей и знакомых с запахами, исходящими от них.

Особый интерес представляет возникновение у человека чувствительности к раздражителям, по отношению к которым не существует адекватного рецептора. Такова, например, дистанционная чувствительность к препятствиям у слепых.

Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются у лиц, имеющих некоторые специальные профессии. Известна необычайная острота зрения у шлифовальщиков. Они видят просветы от 0,0005 миллиметра, в то время как нетренированные люди – всего до 0,1 миллиметра. Специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета. Для нетренированного глаза они кажутся совершенно одинаковыми. Опытные сталевары способны довольно точно по слабым цветовым оттенкам расплавленной стали определить ее температуру и количество примесей в ней.

Высокой степени совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина, табака. Дегустаторы могут точно сказать не только, из какого сорта винограда сделано вино, но и назвать место, где вырос этот виноград.

Живопись предъявляет особые требования к восприятию форм, пропорций и цветовых соотношений при изображении предметов. Опыты показывают, что глаз художника чрезвычайно чувствителен к оценке пропорций. Он различает изменения, равные 1/60-1/150 величины предмета. О тонкости цветовых ощущений можно судить по мозаичной мастерской в Риме – в ней больше 20 000 созданных человеком оттенков основных цветов.

Достаточно велики и возможности развития слуховой чувствительности. Так, игра на скрипке требует особого развития звуковысотного слуха, и у скрипачей он более развит, чем у пианистов. У людей, с трудом различающих высоту звука, можно, посредством специальных занятий, улучшить звуковысотный слух. Опытные летчики по слуху легко определяют количество оборотов двигателя. Они свободно отличают 1300 от 1340 оборотов в минуту. Нетренированные люди улавливают разницу только между 1300 и 1400 оборотами.

Все это – доказательство того, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической трудовой деятельности.

Думают иные - те, кто звуки слышат,

Те, кто видят солнце, звезды и луну:

Как она без зренья красоту опишет,

Как поймет без слуха звуки и весну?!

Я услышу запах и росы прохладу,

Легкий шелест листьев пальцами ловлю.

Утопая в сумрак я пройду по саду,

И мечтать готова, и сказать люблю…

Пусть я не увижу глаз его сиянье,

Но слова без звука - чувства трепетанье

Я ловлю и слышу быстрою рукой.

И за ум, за сердце я любить готова.

Так, как любят запах нежного цветка,

Так, как любят в дружбе дорогое слово,

Так, как любит трепет сжатая рука.

Я умом увижу, чувствами услышу,

А мечтой привольной мир я облечу:

Каждый ли из зрячих красоту опишет,

Улыбнется ль ясно яркому лучу?

Не имею слуха, не имею зренья,

Но имею больше - чувств живых простор:

Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем,

Я соткала жизни красочный узор.

Если Вас чаруют красота и звуки,

Не гордитесь этим счастьем предо мной!

Лучше протяните с добрым чувством руки.

Что б была я с Вами, а не за стеной.

Эти стихи были написаны Ольгой Ивановной Скороходовой, слепоглухонемым человеком. Кажется, как может человек, который на 97% не ощущает мир… писать стихи, получать высшее образование. Поразительно, не правда ли?

Попробуйте закрыть глаза, заткнуть уши и не говорить. Хотя бы полчаса. Ради эксперимента, попробуйте поужинать: сварить себе кофе, сделать бутерброд

Взаимодействие ощущений, адаптация, развитие и нарушение ощущений

1.5.1. Взаимодействие ощущений

Взаимодействие ощущений - это процесс изме­нения чувствительности данного анализатора под вли­янием раздражителœей, поступающих на другие анали­заторы. Взаимодействие ощущений - это скорее нор­ма функционирования человеческого организма, чем отклонение от нее. Еще древним было известно, что барабанные звуки, резонансные кардиоритмам, дела­ют сердца солдат перед сражением «желœезными».

Общая закономерность взаимодействий состоит в следующем: слабые раздражители при их взаимо­действии повышают, а сильные понижают чувстви­тельность анализаторов.

В процессах взаимодействия выделяют явления сенсибилизации, синœестезии и контраста. Сенси­билизация - повышение чувствительности анализа­торов под влиянием действия раздражителя. Обратный процесс, когда действие раздражителя снижает чув­ствительность анализатора, носит название десенси­билизации.

Синœестезия (греч. synaisthesis - одновременное чувство) - явление, при котором ощущения, ха­рактерные для одной модальности, возникают под действием раздражителя другой модальности.

Контраст - явление повышения чувствитель­ности к одному раздражителю при сопоставлении его с раздражителœем противоположного типа.

Примеры сенсибилизации, десенсибилизации, си­нестезии и контраста.

Запах соленых огурцов или чеснока порождает ощу­щение голода и аппетита (взаимодействие обонятель­ных и органических ощущений).

При насморке, когда обонятельные ощущения ослаб­лены, пища кажется безвкусной (взаимодействие обо­нятельных и вкусовых ощущений).

Боль легкой царапины на пальце практически исчеза­ет при появлении серьезного ранения руки (не зря же говорят: чтобы забыть мелкие неприятности, на­день и поноси тесные ботинки).

Боль ощущается острее при сильном световом раз­дражителœе.

Раздражение вкусовых органов кисло-сладкими про­дуктами (лимон с сахаром), 2-3-минутное обтирание шеи и лица холодной водой, 10-кратные глубокие вдо­хи-выдохи в течение одной минуты, пристальное всмат­ривание в темноту - всœе это в комплексе повышает чувствительность зрения в 6-9 раз и на столько же ускоряет процесс темновой адаптации.

Речевой раздражитель типа «горькая полынь» вызы­вает чувство горечи во рту.

Высокие звуки расцениваются как «светлые», низкие -как «темные» (так называемое явление «цветового слуха», приведшее к появлению цветомузыки).

Синий цвет дает чувство прохлады, голубой - све­жести, коричневый - теплоты.

Яркое освещение порождает чувство повышенной громкости звука.

Громкий звук, соответствующий 140 дБ, сопровожда­ется болевыми симптомами (взаимодействие слухо­вых и болевых ощущений).

Точка лучше видится в темноте на светлом фоне (яв­ление контраста).

Серый цвет на белом фоне выглядит темнее, чем на темном фоне (явление контраста).

Процессы взаимодействия ощущений широко ис­пользуются в практике повсœедневной жизни. Так, осо­знаваемое и субсенсорное чувство запахов исполь­зуется:

В народной медицинœе для нормализации работы сер­дечно-сосудистой системы (береза, дуб, валериана, со­сна, ель, сирень) и диагностики отдельных видов за­болеваний;

Для повышения настроения (лаванда, бергамот, герань), сексуального возбуждения (смесь лаванды с тыквой, жасмин, ваниль, мускус);

В межличностных отношениях для формирования ин­дивидуального имиджа (духи, дезодоранты).

Трудно переоценить влияние цветового ощуще­ния на человека. Так, еще с древних времен красный цвет использовался при лечении скарлатины, кори, ветрянки и некоторых видов кожных заболеваний.

Оттенки красного цвета способствуют повышению чувствительности двигательных ощущений и рабо­тоспособности.

Зелœеный цвет исцеляет некоторые психические расстройства, истерии, снижает эффект переутомления.

Фиолетовый ускоряет заживление ран.

Цветотерапия использует специальные очки с раз­личными вариантами цветосочетаний линз. Раздра­жение сетчатки глаза цветовыми изображениями вызывает лечебный эффект через соответствующие отделы коры головного мозга.

Известно, что в условиях желтого цвета легче рас­крывался творческий потенциал.

Явление контраста активно используется в рек­ламе товаров и услуг, привлекая внимание прохо­жих броскими, яркими словесными призывами и рисунками, эксплуатирующими принцип «плохой -хороший - лучший».

1.5.2.Сенсорная адаптация

Удивительная способность человека выживать в даже самых невероятных условиях комментируется в житейском понимании расхожей фразой: «Чело­век ко всœему привыкает». Действительно, житель Край­него Севера уже через несколько дней наслаждается жарким солнцем на пляжах Испании. Запах конюш­ни не воспринимается сельским жителœем как зло­вонный. Достаточно сравнительно небольшого про­межутка времени, чтобы человек стал различать пред­меты обстановки квартиры после внезапно выклю­ченного ночью электрического света.

Все эти и подобные явления возможны благо­даря тому, что чувствительность анализаторов может изменяться под влиянием различных факторов. В та­ких случаях говорят, что сенсорные системы челове­ка адаптируются.

Адаптацией (лат. adaptatio - приспособление) называют процесс приспособительного изменения чувствительности сенсорных систем человека к ус­ловиям среды. Адаптация как составляющая гомеостатического процесса в организме человека повышает его устойчивость к воздействию различных факторов и обеспечивает возможность существования в неадек­ватных условиях окружающей среды.

Выделяют три вида адаптации :

Как полное исчезновение ощущения при продолжи­тельном действии раздражителя (примеры: бабушка в поисках своих очков, поднятых вверх на волосы; или обручальное кольцо на пальце, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ человек после некоторого времени просто не замечает);

Как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя (притупление ощущений к не­приятным запахам у людей, работающих на птицефер­ме);

Как повышение чувствительности под влиянием сла­бых раздражителœей (слабое прикосновение к коже перестает ощущаться через несколько секунд).

Основным параметром адаптационных процессов является время адаптации - отрезок времени, в те­чение которого интенсивность ощущений достигает величины, обеспечивающей приемлемые для деятель­ности состояние организма и комфортные условия для восприятия окружающей среды.

Адаптационные процессы - часть активной жиз­ни человека. Рассмотрим примеры.

Время полной темновой адаптации равно примерно 30-40 мин. Именно это время требуется, чтобы чув­ствительность зрительной сенсорной системы повыси­лась до уровня, позволяющего человеку ориентиро­ваться в темноте, в которой он оказался после нахож­дения в условиях нормального освещения. Хотя в тем­ноте чувствительность зрения увеличивается в 200 000 раз, в первые 10 мин она растет медленно, что и ограничивает возможности зрительных ощущений. Кстати, освещенность красным цветом поддерживает чувствительность зрения в условиях темноты. В этой связи летчикам-ночникам во время войны предписы­валось ношение очков с красными стеклами.

Время световой адаптации составляет около 3-5 с.

Статистика утверждает, что среди 250 наименований причин автомобильных аварий более 15% происходит от ослепления водителœей светом встречных машин.

Ослепление приводит к быстрому и интенсивному разрушению зрительного пигмента͵ что затрудняет ре­акцию зрачка на сужение. Для восстановления зритель­ного пигмента требуется среднее время, превышающее 2 с. Это время зависит как от внешних факторов (про­должительность и цвет ослепления), так и от индиви­дуальных особенностей водителя. Так, более 20% во­дителœей начинают различать дорожные знаки через 30-40 с, что эквивалентно вождению вслепую на рас­стоянии в 500 м при скорости 60 км/ч.

Время тактильной адаптации при слабом прикос­новении пальца к кончику своего носа составляет 2-4 с.

Скорость адаптации различна для различных сен­сорных систем. Так, тактильный и обонятельный ка­налы приспосабливаются к новым условиям быстрее, чем зрительный, слуховой и вкусовой.

Механизмы адаптации связаны с:

Изменением возбудимости мозговых центров анализа­торов (так, продолжительное раздражение вызывает в коре головного мозга охранительные тормозные про­цессы, снижающие чувствительность; однако развитие торможения увеличивает возбуждение других очагов и тем самым способствует повышению чувствитель­ности в новых условиях);

Периферическими изменениями в работе рецепторов (к примеру, свет обесцвечивает зрительный пурпур, на­ходящийся в палочках сетчатки глаза; темнота же, наоборот, восстанавливает его, повышая чувствитель­ность).

Адаптационные процессы учитываются в самых различных областях деятельности человека. Так, пре­подаватель вуза вынужден изменять параметры свое­го голоса (паралингвистические параметры речи), читая лекцию студентам, так как продолжительное речевое однообразие вскоре снизит интенсивность возбужде­ния сенсорных систем, ухудшит внимание присутствующих. И произойдет это вследствие адаптации соот­ветствующих рецепторов слушателœей к акустическим раздражителям. По аналогичной причинœе вынужде­ны менять рекламные телœевизионные ролики произ­водители различных товаров.

1.5.3.Развитие ощущений

Ребенок практически сразу после рождения имеет признаки ощущений всœех видов раздражителœей. Про­цесс «становления» чувствительности проходит ряд этапов. Вот несколько вех этого пути развития.

В первые дни рождения:

Высока кожная чувствительность, особенно по пара­метрам «холод - тепло»;

Высока тактильная чувствительность области рта (ре­агирует на легкое прикосновение сосательными дви­жениями);

Достаточно развита вкусовая чувствительность (хоро­шо отличает молоко матери от всœего другого);

Высока обонятельная чувствительность (может опре­делить факт присутствия матери по запаху молока). Вместе с тем следует отметить, что обонятельные ощу­щения, не связанные с питанием, развиваются медлен­но, вплоть до 5-6-летнего возраста;

Затруднены слуховые ощущения в течение первых 1-3 недель, но уже через 2-3 мес. ребенок может ощу­щать направление звука, а чуть позже (4-5 мес.) спо­собен реагировать и на музыкальные звуки; речевые ощущения проявляются в реакции на интонацию лишь на 2-3 мес. жизни; различение звуков речи вступает в интенсивную фазу к концу первого года жизни;

Отсутствует видение предметов из-за рассогласован­ности движений глаз (они могут смотреть в разные стороны): координация движениями глаз наступает через 2-3 мес;

Зрительная чувствительность за несколько первых дней резко возрастает, но это касается ощущения яркости света; цветовое чувство появляется на 5-6 мес. жизни.

В целом закономерность развития такова: абсо­лютная чувствительность имеет достаточно высокий уровень уже ко второму году жизни, а чувствитель­ность к различению затягивается вплоть до школь­ных лет.

Этнопсихологами открыта еще одна закономер­ность. Οʜᴎ изучили последовательность расширения цветового «лексикона» у народов, находящихся на различных уровнях цивилизации. У какого-нибудь полудикого племени данный лексикон включает лишь два слова: «темный» и «светлый». С принадлежнос­тью к следующему уровню развития появляется слово «желтый», далее - «зелœеный», «синий», «красный» и т.д. Эта последовательность аналогична той, кото­рая развивается у детей цивилизованных народов.

Чувствительность одних и тех же анализаторов у различных людей может быть различна, так как это обус­ловлено и врожденными индивидуальными свойства­ми (точнее, сенсорными задатками), и сенсорным опытом человека. Несомненным объективным фактом является наличие людей с чрезвычайно высокими сенсорными возможностями (их называют экстра­сенсами), хотя в этом вопросœе много спекулятивных, популистских начал. Известны примеры видения пред­метов через непрозрачные материалы, ощущения цве­та кожным анализатором, необъяснимые с позиций современных научных представлений и изучающие­ся в сфере парапсихологии.

Но общей закономерностью является то, что пик чув­ствительности достигается в юношеском возрасте. С возрастом чувствительность анализаторов снижается.

Различия в развитии ощущений у разных взрос­лых людей обусловлены и наследственными факто­рами, и опытом.

1.5.4.Нарушение ощущений

Функционирование механизмов сенсорных сис­тем, как и всœех сложных системных образований, под­вержено нарушениям различного рода. Вот некото­рые из них.

При употреблении алкоголя в первые 10-15 мин чув­ствительность анализаторов повышается, а затем быс­тро снижается до 50-60%.

Нарушение зрительных ощущений наблюдается при длительном пребывании в условиях мелькающего света (навязчивая городская реклама, злоупотребление про­смотром телœепрограмм и др.). Этот же фактор вреден и для сердечно-сосудистой системы.

Имеются максимально допустимые пределы вибраций (по параметрам частоты и амплитуды), превышение которых приводит к ухудшению процессов ощущений различной модальности из-за нарастания процессов утомления и боли.

Дезорганизующее действие как на процессы ощуще­ний, так и на работу подкорковых образований (в частности, на гипоталамус) оказывают органические ощущения большой интенсивности. Так, чувство силь­ного голода приводит к снижению работы зрительно­го анализатора.

Работа сенсорных систем ухудшается не только из-за воздействия сверхпороговых раздражителœей, но и от неожиданных звуков большой громкости, вызываю­щих также рост адреналина в крови и сужение кро­веносных сосудов.

Сенсорные системы подвержены и «своим» болез­ням: дальтонизму, «куриной слепоте», атаксии и т.д.

Дальтонизм трактуется как болезнь частичной цветовой слепоты. Человек не может различать неко­торые цвета и цветовые оттенки (особенно оттенки красного и зелœеного цветов). Эта болезнь пока неиз­лечима и может наследоваться. При этом она чаще поражает мужчин: 10% из них являются дальтониками. Женщин-дальтоников в 20 раз меньше, хотя (па­радоксальный факт) дальтонизм передается следую­щему поколению только по женской линии. Харак­терно, что дальтонизм не приводит к снижению ост­роты зрения.

При гемералопии («куриной слепоте») человек не различает предметы окружающей среды в темноте. Болезнь полной цветовой слепоты обрекает челове­ка видеть всœе в сером цвете.

Атаксия, или расстройство движений, проявля­ется в потере человеком способности поддерживать равновесие в движении с закрытыми глазами. Бо­лезнь связана с нарушением функционирования ре­цепторов кинœестетических ощущений, находящихся в сухожилиях, мышцах и суставах.

Патологический случай представляет собой по­теря болевой чувствительности, что лишает человека осторожности и ощущения возможной опасности для его жизни.

Нередки случаи обострения чувствительности одного анализатора при полной утере чувствитель­ности другого.

Изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям, получило название сенсорной адаптации. Различают три модальности сенсорной адаптации:

1. Полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. Примерами этого могут служить: адаптация к запаху обонятельного анализатора у человека, длительное время работающего с пахучими веществами; слуховая адаптация к постоянно воздействующим шумам и т.д.

2. Притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Например, временное снижение чувствительности зрительного анализатора, после того как человек попадает из полутемного помещения в условия яркой освещенности (световая адаптация). Данная модальность называется негативной, так как приводит к снижению чувствительности анализатора. Отрицательное воздействие оказывает адаптация к свету и темноте, особенно в условиях тусклого освещения. В этих условиях у водителей автотранспортных средств увеличивается время реакции, ухудшается локализация движущихся объектов, что часто приводит к возникновению аварийных ситуаций на дорогах.

3. Повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Например, при воздействии слабого раздражителя на слуховой анализатор в условиях полной тишины (слуховой анализатор начинает фиксировать довольно слабые звуковые раздражителя – слуховая адаптация).

Данную закономерность следует учитывать в следственной (судебной) практике при оценке свидетельских показаний. Например, известно, что полная адаптация к темноте наступает через 30 – 40 мин. Иногда следователь может проявить необоснованное недоверие к разным показаниям двух свидетелей одного и того же события. Если один свидетель был полностью адаптирован к темноте, а другой находился в этих условиях лишь несколько минут, то показания последнего будут неточными и неполными. Однако это не должно явиться основанием проявления к нему недоверия со стороны следователя.



Все виды ощущений не изолированы друг от друга, поэтому их интенсивность зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений (рис. 7).

Сенсибилизация (от лат. sensibilis – чувствительный) – это повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов. Сенсибилизация или обострение чувствительности, может быть вызвана:

· взаимодействием ощущений (например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность). Это объясняется взаимосвязью анализаторов, их системной работой;


Рис. 7. Взаимодействие ощущений

· физиологическими факторами (состоянием организма, введением в организм тех или иных веществ; например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А);

· ожиданием того или иного воздействия, его значимостью , специальной установкой на различение определенных раздражителей;

· упражнением, опытом (так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт).

У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, этот недостаток компенсируется (возмещается) за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых). Это так называемая компенсаторная сенсибилизация.

У многих людей существует интересная особенность – сочетание звукового и зрительного ощущений в одно общее ощущение. В психологии это явление называют синестезией.

Синестезия (от гр. synaisthesis – совместное ощущение) – ассоциативное иномодальное ощущение, сопутствующее реальному.

Это устойчивые ассоциации, возникающие между объектами слухового восприятия, например мелодиями, и цветовыми ощущениями. Часто люди могут сказать, «какого цвета» данная мелодия или слово.

Несколько реже встречается синестезия, основанная на ассоциации цвета и запаха. Она часто присуща людям с развитым обонянием. Таких людей можно найти среди дегустаторов парфюмерной продукции – для них важен не только развитый обонятельный анализатор, но и синестетические ассоциации, позволяющие сложный язык запахов перевести в более универсальный язык цвета. Вообще же обонятельный анализатор, к сожалению, чаще всего у людей не очень сильно развит.

При взаимодействии ощущений может иметь место явление, называемое контрастом ощущений. Это происходит в тех случаях, когда один и тот же раздражитель ощущается анализатором в зависимости от качественных характеристик другого раздражителя, действовавшего на этот же анализатор одновременно с ним или последовательно (например, последовательный контраст вкусовых ощущений).

Примеры сенсибилизации, десенсибилизации, синестезии и контраста.

§ При насморке, когда обонятельные ощущения ослаблены, пища кажется безвкусной (взаимодействие обонятельных и вкусовых ощущений).

§ Боль легкой царапины на пальце практически исчезает при появлении серьезного ранения руки (не зря же говорят: чтобы забыть мелкие неприятности, надень и поноси тесные ботинки).

§ Боль ощущается острее при сильном световом раздражителе.

§ Раздражение вкусовых органов кисло-сладкими продуктами (лимон с сахаром), 2-3-минутное обтирание шеи и лица холодной водой, 10-кратные глубокие вдохи-выдохи в течение одной минуты, пристальное всматривание в темноту – все это в комплексе повышает чувствительность зрения в 6-9 раз и на столько же ускоряет процесс темновой адаптации.

§ Речевой раздражитель типа «горькая полынь» вызывает ощущение горечи во рту.

§ Синий цвет дает ощущение прохлады, голубой – свежести, коричневый - теплоты.

§ Яркое освещение порождает ощущение повышенной громкости звука.

§ Громкий звук, соответствующий 140 дБ, сопровождается болевыми симптомами (взаимодействие слуховых и болевых ощущений).

§ Точка лучше видится в темноте на светлом фоне (явление контраста).

§ Серый цвет на белом фоне выглядит темнее, чем на темном фоне (явление контраста).

Процессы взаимодействия ощущений широко используются в практике повседневной жизни. Так, осознаваемое и субсенсорное ощущение запахов используется:

§ в народной медицине для нормализации работы сердечно-сосудистой системы (береза, дуб, валериана, сосна, ель, сирень) и диагностики отдельных видов заболеваний;

§ для повышения настроения (лаванда, бергамот, герань), сексуального возбуждения (смесь лаванды с тыквой, жасмин, ваниль, мускус);

§ в межличностных отношениях для формирования индивидуального имиджа (духи, дезодоранты).

Трудно переоценить влияние цветового ощущения на человека. Так, еще с древних времен красный цвет использовался при лечении скарлатины, кори, ветрянки и некоторых видов кожных заболеваний. Оттенки красного цвета способствуют повышению чувствительности двигательных ощущений и работоспособности. Зеленый цвет исцеляет некоторые психические расстройства, истерии, снижает эффект переутомления. Фиолетовый ускоряет заживление ран. Цветотерапия использует специальные очки с различными вариантами цветосочетаний линз. Раздражение сетчатки глаза цветовыми изображениями вызывает лечебный эффект через соответствующие отделы коры головного мозга.

Нарушения ощущений

Функционирование механизмов сенсорных систем, как и всех сложных системных образований, подвержено нарушениям различного рода. Вот некоторые из них.

§ При употреблении алкоголя в первые 10-15 мин чувствительность анализаторов повышается, а затем быстро снижается до 50-60%.

§ Нарушение зрительных ощущений наблюдается при длительном пребывании в условиях мелькающего света (навязчивая городская реклама, злоупотребление просмотром телепрограмм и др.). Этот же фактор вреден и для сердечно-сосудистой системы.

§ Имеются максимально допустимые пределы вибраций (по параметрам частоты и амплитуды), превышение которых приводит к ухудшению процессов ощущений различной модальности из-за нарастания процессов утомления и боли.

§ Дезорганизующее действие как на процессы ощущений, так и на работу подкорковых образований (в частности, на гипоталамус) оказывают органические ощущения большой интенсивности. Так, ощущение сильного голода приводит к снижению работы зрительного анализатора.

§ Работа сенсорных систем ухудшается не только из-за воздействия сверхпороговых раздражителей, но и от неожиданных звуков большой громкости, вызывающих также рост адреналина в крови и сужение кровеносных сосудов.

Сенсорные системы подвержены и «своим» болезням: дальтонизму, «куриной слепоте», атаксии и т.д.

Дальтонизм трактуется как болезнь частичной цветовой слепоты. Человек не может различать некоторые цвета и цветовые оттенки (особенно оттенки красного и зеленого цветов). Эта болезнь пока неизлечима и может наследоваться. При этом она чаще поражает мужчин: 10% из них являются дальтониками. Женщин-дальтоников в 20 раз меньше, хотя (парадоксальный факт) дальтонизм передается следующему поколению только по женской линии. Характерно, что дальтонизм не приводит к снижению ост-роты зрения.

При гемералопии («куриной слепоте ») человек не различает предметы окружающей среды в темноте. Болезнь полной цветовой слепоты обрекает человека видеть все в сером цвете.

Атаксия, или расстройство движений, проявляется в потере человеком способности поддерживать равновесие в движении с закрытыми глазами. Болезнь связана с нарушением функционирования рецепторов кинестетических ощущений, находящихся в сухожилиях, мышцах и суставах.

Патологический случай представляет собой потеря болевой чувствительности, что лишает человека осторожности и ощущения возможной опасности для его жизни.

Нередки случаи обострения чувствительности одного анализатора при полной утере чувствительности другого.

Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов [Текст] / Л.М. Веккер. – М.: Смысл, 1998. – 685 с.

Познавательные психические процессы [Текст] / сост. и общ. ред. А.Г. Маклакова.– СПб.: Питер, 2001. – 480 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн – СПб.: Питер Ком, 1998. – 688 с.

Скотникова И.Г. Психология сенсорных процессов. Психофизика [Текст]: справ. руководство / И.Г. Скотникова. – М.: Инфра-М, 1999. –
687 с.

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителей и уровня адаптации рецепторов, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств.

Изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражителя других органов чувств называется взаимодействием ощущений . Взаимодействие ощущений проявляется в повышении и понижении чувствительности: слабые раздражители повышают чувствительность анализаторов, а сильные – понижают.

Взаимодействие ощущений проявляется в явлениях сенсибилизации , синестезии и контраста.

Сенсибилизация (от лат. – чувствительность) – повышение чувствительности нервных центров под влиянием воздействия раздражителя. Сенсибилизация может развиться не только путем применения побочных раздражителей, но и путем упражнений. Так, у музыкантов развивается высокая слуховая чувствительность, у дегустаторов – обонятельные и вкусовые ощущения.

Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Так, например, при взаимодействии звуковых раздражителей у человека могут возникать зрительные образы. На явлении синестезии основана конструкция цветомузыкальных установок. Явление синестезии распространяется на все модальности. Нужно, однако, помнить, что проявления синестезии индивидуальны. Есть люди с очень яркой способностью к синестезии и люди, у которых она почти не наблюдается.

Это необходимо учитывать при разработке эргономических мероприятий по снижению утомления и монотонии в производственном процессе (соответствующее цветовое решение интерьеров цехов).

Еще одно из проявлений взаимодействия ощущений – их контраст. Контраст ощущений – это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст (примеры этого приведены при рассмотрении зрительных ощущений). Широко известно явление последовательного контраста. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим.

В заключение отметим, что человек рождается с готовыми органами чувств и готовой способностью к ощущениям. Однако люди по своим ощущениям отличаются друг от друга. Индивидуальные различия имеются во всех видах ощущений, но особенно заметны в зрении и слухе. Они проявляются в большей или меньшей чувствительности анализаторов, как общей, так и различительной. В течение жизни анализаторы совершенствуются, ощущения становятся более точными и развитыми. Например, разные люди имеют разную степень развития музыкального и фонематического (речевого) слуха, что выражается в точности различения высоты музыкальных звуков и точности различения фонем родного и иностранных языков. Лица с хорошо развитым фонематическим слухом легко усваивают иностранные языки. Вместе с тем изучение иностранных языков способствует развитию фонематического слуха.


Уровень чувствительности зависит от прирожденных особенностей анализаторов и от условий жизни человека, его воспитания и характера труда. Условиями развития ощущений человека также является его активная и разнообразная практическая и профессиональная деятельность. Известно, например, что опытные сталевары могут по тончайшим оттенкам цвета и яркости раскаленных стенок и свода печи определить температуру с точностью до десятков градусов. Текстильщики различают несколько десятков оттенков черного цвета. Летчики на слух определяют разницу в количестве оборотов мотора с точностью до 3 %.

Развитие ощущений в профессиональной деятельности осуществляется применительно к особенностям этой деятельности. При этом возможно, во-первых, повышение чувствительности в том анализаторе, к которому предъявляет требования данная профессия, а во-вторых, повышение чувствительности в тех анализаторах, благодаря которым осуществляется компенсация сенсорных дефектов.