Кто из русских писателей упоминает богиню кали. Кто такая богиня Кали

В индийском пантеоне сотни богов и богинь.Одни белые,как грудь лебедя,другие красные,будто пахали от зори до зори под летним яростным солнцем,а третьи и вовсе черные,как уголь,- и все они держат в гармонии мир и судьбу народов.Это Брахма ,владыка сущего,сидит в позе покоя,уставив в небо все свои четыре красных лика,и восемь рук его опущены вдоль тела,живет он на Величайшей горе Меру ,а передвигается верхом на лебеде.
Брахма
Это Майя ,богиня иллюзии,в прозрачных струящихся покрывалах,и вся она трепещет,и нельзя уловить её лика.

Это и Кришна -темнокожий силач,победитель злых демонов.

Шива-разрушитель.

Сарасвати ,жена Брахмы ,богиня речи.хозяйка наук и искусств .

Яма -бог смерти.И многие другие боги.

Сарасвати
Кришна

Все эти боги преклоняются перед Великой Кали. Кто же такая эта Кали ?Кали -это Мать всех миров и созданий,которая уже дважды спасала мир и порядок.

В седые времена асуры,злые демоны,враги людей и богов,нашли себе беспощадного вождя Махишу с головой буйвола и в жесточайшей битве,длившейся сто лет без передышки,победили богов.И хоть во главе богов стоял сам величайший Индра ,все равно они были разбиты и вышвырнуты с небес. Тогда кстати,боги и узнали,каково жить людям,ибо они скитались по земле,подобно простым смертным,и так же трудно добывали себе хлеб насущный.Злодей Махиша гоготал над ними,воцарившись на небе.Боги же исходили в бессильном гневе,их уста извергали языки пламени и появилось огромное огненное облако-облако гнева и жажды мщения,повисшее над Вселенной .И вдруг это облако обрело формы и из него появилось она,Кали,женщина мщения.

Шива

Пламя Шивы стало её лицом.Бог смерти Яма превратился в её волосы.Владыка солнца создал её руки.Бог луны – её грудь.Сила громовержца укрепила ее поясницу.Грозный судья своим пламенем укрепил её ноги.Богиня земли вселилась в её бёдра.В пятках её жил бог солнца.В зубах – верховный бог Брахма .В глазах бог огня.В бровях – братья – близнецы,-владыки утренних и вечерних сумерек.В носу владыка богатств и повелитель горных духов.В ушах – быстроногий бог ветра.А как же выглядела Кали ?Великий немецкий писатель Томас Манн ,пересказывая старинную индийскую легенду,составил портрет Кали .”Ужас вселяло изваяние Кали.Из–под каменного свода арки,повитой гирляндами черепов и отрубленных рук,выступал истукан,раскрашенный красками, опоясанный и увенчанный костями и членами живых существ,в неистовом вращении своих восемнадцати рук.

Мечами, факелами размахивала Матерь ,кровь дымилась в черепе,который,как чашу,подносила к устам одна из её рук,кровь у ног её разливалась рекой.Кали ,Наводящая ужас,стояла в челне,плывшем по морю жизни,по кровавому морю.Звериные головы с открытыми остекленевшими глазами,штук пять или шесть голов буйвола,свиньи и козы были пирамидой сложены на алтаре,и её меч,их отсекший,острый,блестящий,хотя и в пятнах запекшейся крови,лежал чуть поодаль,на каменных плитах.

Свирепый,пучеглазый лик Несущей смерть и Дарящей жизнь,бешеное,вихревое движение её рук..."

Разгромленные боги отдали Кали всё своё волшебное оружие,и сейчас в её руках были и трезубец,и боевой диск.и копьё,и жезл,и лучи,и топор,и боги думали,что у неё не хватит рук,чтобы взять всё оружие,но на всё,на всё хватило рук Извечной матери !Она плотно уселась на свирепого горного льва,приструнила его,а напоследок прихватила ещё чашу с вином - и поехал Кали издала рык не рык,клич не клич,вопль не вопль,а только горы зашатались и земля задрожала,и лев понес её в битву.

Но и Махиша был силен,и войско его было несметно,тысячи тысяч,и все враз,скопом накинулись на Кали ,Калиюгу ,как она теперь звала себя.Кони и всадники,колесницы и лучники,слоны и тараны,- всё обрушилось на неё.Мать вынесла первый удар и пришпорила льва.Тот и сам был сгустком пламени,он кусался и жег,топтал и рвал,сметал гривой и сбивал лапой.А хозяйка,невозмутимо восседавшая на нём,выдохнула так, будто гасила пламя свечи.и из её дыхания возникли тысячи воинов её помощников.

И всюду,где проносилась Матерь ,лились потоки вражеской,демонской крови.

Махиша ,однако ж,в бой ещё не вступал;все думал,что его дружина справится и без него.Но тут понял:плохо дело,и заревел,и забил копытами,и завертел хвостом,и промчался по полю,все выжигая на своём пути.

Смотрите,какая в нем была сила:ударит хвостом по океану - и тот в страхе выплескивается на берег;вскинет буйволиную морду - и рога разрывают тучи;заревёт - и превращаются в песок неприступные горы.

А богиня поплевала на ладони да и набросила на Махишу волшебную петлю,и тут началась чехарда,Всё таки Махиша был не только ужасен,но и умён:превратился в льва и выскользнул из петли.Но и Матерь была терпеливой:взмахнула она мечом времени и отсекла животному голову.Но за какую-то долю секунды до полной гибели М ахиша успел превратиться в человека - и его сразила Кали ,а человек стал слоном,а слон буйволом,Матерь была упорна - рубила хоботы,вырывала рога,а когда ей опротивили бесконечные превращения Махиши ,она глотнула из кубка вина и расхохоталась сумасшедше,глаза её разгорелись шалым блеском;между раскатами громового хохота она ещё крикнула Махиши :"Реви,безумный,пока я пью вино!" - и подпрыгнула,как ведьма,и обрушилась на демона,и придавила,продолжая хохотать,так что тому,раздавленному,ни во что больше превратиться не удалось.Кали пустила в ход копьё,поджидая последней уловки демона.Тот хотел было выскочить из собственной мерзкой пасти,но Матерь Мира была наготове и быстра отсекла ему голову.Боги преклонились перед Извечной Матерью ,а та - усталая,окровавленная и добродушная теперь,после столь тяжкой победы,сказала богам: - всякий раз,когда будет грозить опасность,большая беда,о небожители,взывайте ко мне,и я приду вам на помощь.А сказав это,скрылась в своих недоступных храмах,чтобы зализать раны и чтобы не разнеживаться в похмелье победы и быть в постоянной боевой готовности.Как ей не быть грозной и страшной, если злые демоны,пользуясь беспечностью богов,то и дело грозят уничтожить миропорядок? Матерь всего сущего,она за все в ответе,и ей-то лучше знать,в каком обличии встречать врага.Заметьте,между прочим: в страшном своём обличии она появилась только после боя,и как она в мирное время выглядит - никто и не задумывался.Да и забыли о ней.Не нужна стала.Только крестьянки южной Индии и помнили о ней,пробираясь по непролазным чащам,приходя в недоступные храмы Матери и принося ей жертвоприношения:козлёнка,плоды разные,вина.
Мир на земле. Кама-бог любви резвится и жертвы его счастливы. Беспечность кругом. Но демоны не дремлют. Новая сила выросла в их стане-братья Шумбха и Нишумбха .И такой силой обладают эти братья, что и Махиша бы позавидовал. И началась новая война богов и демонов. В горах укрылись разбитые боги, там, где с неба падает священный Ганг и начинают свою земную жизнь.Больше прятаться негде. Тут-то и вспомнили Матерь сущего.
Стали призывать на помощь Великую богиню . Долго ждали боги и опешили, увидев,что из дремучих лесов не появилась свирепая Матерь ,а возле вод Ганга появилась нежная Ума ,столь же прекрасная,сколь и беззащитная. Опечалились боги: не та женщина нужна им сейчас. И тут случилось чудо. Тело прекрасной Умы как бы раздвоилось, она нежная и прекрасная,осталась тут же,но рядом с ней,из нее возникла Неотвратимая матерь Кали . Возникла и сказала:
-Это меня славят и призывают боги,которых опять теснят демоны.Меня,великую Кали ,призывают они.Меня,гневную и беспощадную воительницу.Но знайте мой дух заключён,как второе я, в тело нежной Умы .Суровая Кали и прелестная Ума ,мы - два начала единого,два лика Великой богини ...
Кто небрежно отзовётся обо мне,свирепой Кали ,от того отвернётся Ума ;кто оскорбит Уму ,будет иметь дело со мной,Свирепой...

Богиня Ума
Пока один лик Великой матери жил в труднодоступных храмах,тренируя свой дух для беспощадной борьбы со злом,другой её лик жил в ясности и неге,в красоте и мягкости,в ласках и обаянии. А как же выглядит богиня Ума ? Томас Манн вот как ее описывает:
"Молодая девушка стояла на укромном месте воссоединения,собираясь приступить к благочестивому обряду.Она оставила на ступенях спуска своё сари и стояла совсем нагая,одетая только в ожерелье,серьги с качающимися подвесками да белую повязку на высоко подобранных пышных волосах.Ослепительна была прелесть её тела.Всё оно,казалось,состояло из обольщений Майи и было обворожительного цвета,не слишком тёмное,но и не слишком светлого оттенка,скорее напоминавшее позолоченную медь,дивное,со сладостно хрупкими плечами ребёнка и упоительно выпуклыми бёдрами,от которых как бы раздался в ширину её плоский живот,с девическими налитыми бутонами грудей и пышным выпуклым задом,сужавшимся кверху и стройно переходившим в нежную узкую спину,чуть вогнувшуюся,когда она подняла свои руки-лианы и сомкнула их на затылке так,что стали видны тёмные впадинки подмышек.Не только её тело,но и лицо меж качающихся подвесок было прелестно.Носик,губы,брови и удлинённые,словно лепесток лотоса,глаза..." Да хороша Ума ; когда она вселяется в тело смертной, она становится именно такой.
Кали черная - как гнев,как ярость,как испорченное солнцем лицо старой крестьянки.
Ума белая, такая нежная.
Кали одета в шкуру пантеры, и на ее шее ожерелье из черепов.
Ума в белоснежном сари и в сандалиях из цветочной пыльцы,на ногах ее звучат колокольчики.
Что же общего между ними?А общее между ними то, что Кали охраняет и защищает покой и счастье Умы Ума нужна Кали , чтобы нарождались поколения,которые Кали будет сберегать от демонов. Она прекрасна,эта Ума , она всесильна, эта Кали - и она одно целое.
Она же - средоточие всей любви, разлитой в мире. Она- любовь плотская, грубая, и она же- бесконечная Материнская любовь, она- сострадание и надежда, потому к ней и приходят как к Матери-заступнице .Не мы придумали этот мир. В нем надо не только родиться, но и выжить, и жить, а для этого надо уметь защитить себя и защитить все,что ты любишь, а Темная матерь любит все живое и терпеть не может всю демоническую сволочь.
Победила Кали и демонов- братьев Шумбху и Нишумбху .
Ну, а после боя опять в темные леса. Опять один ее лик пугает, зато другой ее лик восхищает и нежится в любви и радости.
Вечная матерь,-на страже, не сомкнет веки, не даст погибнуть, и все будет.
И все будет всегда.
И все будет хорошо.
Матерь Мира

Обратите внимание! Авторским правом на данную статью обладает её автор. Любое перепечатывание статьи без разрешения автора является нарушением его авторского права и преследуется законом,при использовании материалов блога ссылка на блог - обязательна.

Богини мировой мифологии далеко не всегда милосердны и добры. Многие из них требовали от своих адептов особого рода поклонения.

Кали

Даже если вы ничего не знаете про богиню Кали, вы наверняка слышали про то, что по индуистскому календарю мы живем в эпоху Кали-юга. От имени Кали происходит название бывшей столицы Индии Калькутты. Здесь и сегодня находится крупнейший храм поклонения этой богине.

Кали - самая грозная богиня мировой мифологии. Одно её изображение уже пугает. Она традиционно изображается синего, либо черного цвета (цвет бесконечного космического времени, чистого сознания и смерти), с четырьмя руками (4 стороны света, 4 основных чакры), на её шее висит гирлянда из черепов (череда воплощений).

У Кали красный язык, что символизирует кинетическую энергию вселенной гуну раджас, стоит богиня на поверженном теле, что символизирует вторичность физического воплощения.

Кали пугает, и не напрасно. В Индии ей совершали жертвоприношения, а самыми ревностными адептами этой богини стали тхаги (туги) - секта профессиональных убийц-душителей.

Согласно историку Уильяму Рубинштейну в промежуток с 1740 по 1840 годы туги убили 1 миллион человек. «Книга рекордов Гиннесса» относит на их счёт два миллиона смертей. В английском языке слово «таги» (англ. thugs) приобрело нарицательное значение «убийц-головорезов»

Геката

Геката - древнегреческая богиня лунного света, пресподней и всего таинственного. Исследователи склонны считать, что культ Гекаты был заимствован греками у фракийцев.

Сакральное число Гекаты - три, поскольку Геката - трехликая богиня. Считается, что Геката управляла циклом человеческого существования - рождением, жизнью и смертью, а также тремя стихиями - землей, огнем и воздухом.

Власть её распространялась на прошлое, настоящее и будущее. Свою силу Геката черпала от Луны, которая также обладает тремя фазами: новой, старой и полной.

Изображалась Геката обычно либо как женщина с двумя факелами в руках, либо в виде трех фигур, связанных спина к спине. На голове Гекаты часто изображали языки пламени или рога-лучи.

Жертвенник, посвященный Гекате, назывался гетакомбой. Описание жертвоприношения Гекате встречается в «Илиаде» Гомера: «Ныне черный корабль на священное море ниспустим, //Сильных гребцов изберем, на корабль гекатомбу поставим».

Священным животным Гекаты была собака, ей в жертву приносили щенков в глубоких ямах, или в пещерах, недоступных для солнечного света. В честь Гекаты справлялись мистерии. Греческая трагическая поэзия изображала Гекату властвующей над злыми демонами и душами умерших.

Кибела

Культ Кибелы пришел к древним греками от фригийцев. Кибела была олицетворение матери-природы и почиталась в большей части областей Малой Азии.

Культ Кибелы был по своему наполнению весьма жестоким. От его служителей требовалось полное подчинение своему божеству, доведение себя до экстатического состояния, вплоть до нанесения друг другу кровавых ран.

Неофиты, предававшие себя во власть Кибеле, проходили инициацию путем оскопления.

Знаменитый английский антрополог Джеймс Фрейзер писал об этом обряде: «Мужчина сбрасывал с себя одежду, с криками выбегал из толпы, схватывал один из приготовленных для этой цели кинжалов и тут же совершал кастрацию. Потом он носился как угорелый по улицам города, сжимая окровавленную часть своего тела в руке, от которой в конце отделывался, швыряя ее в один из домов».

Новообращенному в культ Кибелы выдавали женскую одежду с женскими украшениями, которую ему теперь было суждено носить до конца жизни. Подобные жертвоприношения мужской плоти совершались в честь богини Кибелы в Древней Греции во время торжества, известного как День крови.

Иштар

В аккадской мифологии Иштар была богиней плодородия и плотской любви, войны и распри. В вавилонском пантеоне Иштар имела роль астрального божества и была олицетворением планеты Венеры.

Иштар считалась покровительницей проституток, гетер и гомосексуалистов, поэтому часто её культ включал сакральную проституцию. Святой город Иштар - Урук - называли также «городом священных куртизанок», а сама богиня часто упоминалась, как «куртизанка богов».

В мифологии Иштар имела много любовников, но эта страсть была и её проклятием, и проклятием тех, кто становился её фаворитами.

В записях Гуиранда сказано: «Горе тому, кого Иштар почтила! Непостоянная богиня обращается с её случайными любовниками жестоко, и несчастные обычно дорого платят за оказанные им услуги. Животные, порабощённые любовью, теряют свою природную силу: они попадают в капканы охотников или одомашниваются ими. В молодости Иштар любила Таммуза, бога урожая, и - если верить Гильгамешу - эта любовь стала причиной смерти Таммуза.

Чиннамаста

Чиннамаста - одна из богинь индуистского пантеона. Её культ содержит интересную иконографику. Чиннамаста традиционно изображается так: в левой руке она держит собственную отрубленную голову с раскрытым ртом; волосы ее растрепаны, и она пьет кровь, струей бьющую из ее собственной шеи. Богиня стоит или восседает на паре, занимающейся любовью. Справа и слева от нее две спутницы, которые радостно пьют кровь, струящуюся из шеи богини

Исследовательница Э.А.Бенард считает, что образ Чиннамасты, равно как и остальных богинь Махавидья, следует рассматривать как маску, театральную роль, в которой высшее божество по своей прихоти желает явиться перед своим адептом.

Одна из важных деталей иконографии Чиннамасты, то, что она попирает ногами находящуюся в любовном союзе пару, развивает тему преодоления богиней вожделения и любовных аффектов.

То, что сама Чиннамаста пьет собственную кровь, символизирует то, что тем самым она достигает разрушения иллюзий и получает освобождение-мокшу.

В Древней и средневековой Индии хорошо была известна практика ритуального самоубийства. Самое известное – самосожжение вдов – satī, sahamaraņa. В среде наиболее ревностных поклонников божеств существовал и обычай принесения в жертву собственной головы. Сохранились уникальные памятники – рельефные изображения со сценами подобного жертвоприношения, благодаря которым мы можем представить себе, как оно происходило.

Подобный обряд есть и в записках Марко Поло. Он упоминает существовавший на территории Малабарского побережья обычай, согласно которому осужденный на смерть преступник мог избрать вместо казни такую форму жертвоприношения, при которой он сам себя убивает «из любви к таким-то идолам». Эта форма жертвоприношения осмыслялась в народе как более всего угодная Чиннамасте и, следовательно, могла служить процветанию и благу всей общины.

"Кали - освободительница, защищающая тех, кто ее знает. Она ужасная Разрушительница времени, темная Шакти Шивы. Она есть эфир, воздух, огонь, вода и земля. Через нее удовлетворяются все физические желания Шивы. Ей ведомы 64 искусства, она дарит радость Богу-Творцу. Она - чистая трансцендентальная Шакти, полная тьма"

Западные культы мистических и сатанинских направлений ошибочно воспринимают и описывают Кали как богиню, равноценную египетскому божеству Сету, жестокую кровопийцу и убийцу, поедающую плоть своих жертв. Такая трактовка является в корне неверной, ибо сущность Кали - благость, а не жестокость или насилие.

Изображается в виде худой четырёхрукой длинноволосой женщины с голубой кожей. Обычно обнажена или одета в шкуру пантеры. В верхней левой руке она держит окровавленный меч, разрушающий сомнения и двойственность, в нижней левой - голову демона, символизирующую отсечение эго. Верхней правой рукой она делает защитный жест, прогоняющий страх, в то время как нижней правой рукой благословляет к исполнению всех желаний. Четыре руки символизируют 4 стороны света и 4 основных чакры.
Три глаза богини управляют тремя силами: творением, сохранением и разрушением. Она также соответствует трем временам: прошлому, настоящему и будущему, и являются символами Солнца, Луны и молнии. На ней пояс из человеческих рук, которые обозначают неумолимое действие кармы.

Её темно-синий цвет - цвет бесконечного космического, вечного времени, а также смерти. Эта символика обращает внимание на превосходство Кали над царством смертных. В «Маханирване-Тантре» сказано: «Черный цвет заключает в себе белый, желтый и все остальные цвета. Так же и Кали заключает в себе все остальные существа». Черный цвет символизирует незамутненное состояние чистого сознания.
Гирлянда черепов, которой она украшена, означает череду человеческих воплощений. Черепов ровно 50 - по числу букв санскритского алфавита. Голова, которую несёт Кали, представляет собой эго, идею «я есть тело», которую она уничтожает. Черепа также показывают её способность освобождать ум от идентификации себя с телом. Эта гирлянда символизирует мудрость и силу. Взъерошенные волосы богини Кали (элокеши) образуют таинственный занавес смерти, который окутывает всю жизнь. Труп, на котором она стоит, указывает на преходящий и нижепоставленный характер физического тела.
Кроваво-красный язык символизирует гуну раджас, кинетическую энергию вселенной, символом которых является красный цвет.
Кали пребывает в анахате. Она взаимодействует с физическим сердцем; в этой форме она называется Ракти-Кали (красная Кали), пульсация сердца. Но красота - не только очарование, это также ужас и даже смерть. Кали - недосягаемая красота, невознагражденная любовь. Красота непостижима, потому что не имеет формы.

Кали символизирует вечную жизнь. Вечная жизнь имеет цену. Только то, что является бессмертным, может быть бесконечным, поскольку ничто не может изменить его природы. Смертный и переходный процесс рано или поздно закончится. Чтобы извлечь пользу из вечности, которой является Кали, нужно принести в жертву нашу смертную природу. Поэтому Кали обычному глазу кажется пугающей и разрушительной.
Кали - многоликая Богиня, которая руководит жизнью с момента зачатия до смерти. Она символизирует Космическую силу вечного времени.
На космическом уровне Кали связана с элементами воздуха или ветра, вайю, праны. Эта сила наполняет собой вселенную как энергия преобразования. Она действует быстро и не оставляет после себя никаких следов, вызывая радикальные перемены. Кали есть восприятие молнии правды, отрицающая все иллюзии. Она воплощает в себе творение, сохранение и уничтожение, вызывает одновременно любовь и ужас.

Богиня Кали может сказать о себе; «для мужчин я богиня, но для женщин я есть бог»
Богиня Кали по своей природе может позволить достойному иметь жизнь вечную, а также и даровать ему смерть без особых страданий и мук для оного, по его же прошению в форме письма или по устной молитве.

«Кали ма хранит нас…» Многим запомнились мрачные песнопения фанатиков в фильме «Индиана Джонс и храм судьбы», где главный герой сталкивается со злобными приверженцами культа богини Кали, требующей кровавых человеческих жертв. Великолепный сам по себе фильм сделал образу богини очень плохую «рекламу». А между тем, на самом деле все совсем не так однозначно, как это изобразил Голливуд.

Явление Кали

Поклонение богине-матери, как источнику жизни и плодородия имеет доисторические корни, но трансформация этого поклонения в образ великой богини и олицетворение космических сил состоялись примерно в пятом-шестом веке, с появлением священного текста шактизма «Деви-махатмья» , когда была предпринята попытка объединения ведийского мужского пантеона и женского культа.

Кали проявляется как эманация «силового» образа «непобедимой» и «недосягаемой» богини Дурги , победительницы демонов, в битве «божественных» и «анти-божественных» сил. Согласно легенде, злобный демон, асура Махиша, силой и хитростью захватил власть над миром. Боги совместными усилиями создали непобедимую воительницу, объединившую в себе пламя , мощь , силу Индры и боевые способности множества других небожителей.

С диким воинственным кличем ринулась она в битву, уничтожая тысячи врагов. Из ее дыхания возникали целые армии, тоже бросающиеся в атаку на демонов. Рушились горы, кровь лилась рекой, само небо почернело от ужаса. Сокрушила богиня-воительница Махишу и, пригвоздив к земле, отрубила ему голову мечом.

Но была она настолько опьянена и отравлена кровью и схваткой, что не могла остановиться, начав разрушать все, что ее окружало. А потом, празднуя победу, Кали пустилась в бешеный пляс , сотрясая весь мир и угрожая его разрушить.

Тогда Шива обернулся плачущим ребенком, и возлег перед ней на поле боя, усыпанном трупами (по другому варианту - просто упал перед ней на землю, и она в танце на него наступила). Обманутая его иллюзиями, Кали остановилась и высунула язык от удивления, а потом принялась успокаивать и кормить младенца грудью. А вечером, чтобы умилостивить богиню, Шива исполнил танец творения («тандава»), и восхищенная Кали со своей свитой к нему присоединилась.

«На лицо ужасная, добрая внутри?»

Эта уникальная богиня имеет, пожалуй, самый ужасающий вид среди всего сонма богов. Она изображается как четырехрукая худая женщина с черной или синей кожей , обычно обнаженная или полуодетая в шкуру пантеры. В одной руке Кали держит меч, в другой - голову убитого ей демона, двумя остальными она благословляет своих последователей и делает жест, прогоняющий страх. В качестве серег у нее два мертвых тела, на груди - ожерелье из черепов, пояс сделан из отрубленных человеческих рук. Ее язык высунут изо рта, глаза сверкают кроваво-красным огнем, лицо и тело залиты кровью. Одной ногой она попирает тело своего мужа, Шивы.

Этот грозный образ подробно описан во многих древних и современных текстах. Однако, несмотря на то, что он наполнен, казалось бы, исключительно символами смерти, страха и уничтожения, первое впечатление неполно и неправильно - все эти символы, включая и само ее имя («кали» на санскрите означает «черная» ) имеют гораздо более глубокий смысл, а чаще всего - множество разных смыслов.

Кстати, у Кали много других имен и прозвищ: «излучающая ярость», «одетая в гирлянду из черепов», «космический гнев»… Но те самые же люди называют Кали «океан радости», «верховный даритель радости в мире», «высочайшая божественная милость и очарование», помня о том, что она защищает их от зла и дарит материнскую любовь, нежность и заботу.

Неисчерпаемый и непревзойденный символизм

Чернота Кали символизирует ее всеохватность и комплексный характер, поскольку черный цвет является основой для всех остальных, поглощает и растворяет их. «Подобно тому, как все цвета исчезают в черном, все имена и формы исчезают в ней» («Маханирвана-тантра»). С другой стороны, чернота представляет собой полное отсутствие цвета, опять же, обозначающее содержание Кали как высшей реальности. На санскрите это называется «ниргуна» - качества, не поддающиеся спецификации.

Черный цвет означает незамутненное состояние чистого сознания, бесконечность космоса и вечность времени. Он же символизирует превосходство Кали над всем сущим , в том числе и над царством смерти. Поэт пишет, что Кали воспринимается черной только с большого расстояния и сравнивает ее с небом или океаном - они имеют, казалось бы, голубой цвет, но вглядитесь в небо пристально или возьмите воду в ладонь - и вы убедитесь, что они вообще не имеют цвета.

Нагота Кали имеет аналогичное значение. Во многих случаях она описывается как одетая в небо или в пространство . В своей абсолютной, первозданной наготе Кали свободна ото всех иллюзорных покрывал. Она представляет собой природу, материю («пракрити» на санскрите), рассматриваемую в ее истинном виде, безо всяких мистификаций, ложных эффектов, искаженного сознания («майя»). Кали символизирует яркий огонь истин , который не могут быть сокрыты под грубыми одеждами невежества. Такие истины просто сжигают их.

Образ, сравнимый с целой Вселенной

Полная грудь Кали символизирует материнство как непрерывный акт творения , растрепанные волосы образуют завесу иллюзии, ткани пространства-времени, которая организует материю из морской пены первозданного хаоса. Ее ожерелье из пятидесяти человеческих голов - череда человеческих воплощений, а каждая из этих голов представляет собой одну из пятидесяти букв санскритского алфавита, что в целом символизирует кладезь знаний и мудрости.

Она носит пояс из отрубленных человеческих рук , которые являются основными инструментами человеческого труда - таким образом обозначается действие кармы. Но обязательность кармы можно преодолеть и разорвать в одностороннем порядке - через преданность Кали: она может вырвать посвященных ей из цикла кармы.

Ее белые зубы являются символом чистоты , а высунутый красный язык отражает то, что она принимает и потребляет все вещи, в том числе и те, что считаются обществом «запретными».

Четыре руки богини представляют полный круг созидания и разрушения, который содержится внутри нее, четыре стороны света, четыре основных чакры, а также как созидающие, так и разрушающие ритмы космоса. Ее правые руки, делая знаки благословения и изгнания страха, представляют творческий аспект Кали, в то время как левые руки, держащие окровавленный меч и отрубленную голову, представляют ее разрушительный аспект .

Сами же эти предметы, меч и голова, символизируют уничтожение невежества и рассвет знаний. Кроме того, этот меч знаний рубит узлы невежества и разрушает «ложное сознание» (отрубленная голова). Этим же мечом Кали открывает врата свободы, срезав восемь уз, которые связывают человеческие существа.

Наконец, три ее глаза представляют собой Солнце, Луну и огонь (или молнию) , а также творение, сохранение и разрушение. С их помощью Кали имеет возможность наблюдать за тремя периодами времени: прошлым, настоящим и будущим . Этот атрибут объясняет также истинное, скрытое происхождение имени Кали: оно является женской формой слова «кала» - санскритский термин для обозначения времени.

Мужское, женское и творческое начало

Образ Шивы, лежащего под ногами Кали, символизирует не только превосходство духовного аспекта бытия над физическим , но и пассивный мужской потенциал творения. Кали, его супруга, является также и его «шакти» (это слово имеет множество значений, в т.ч. «мощь», «сила», божественная энергия и др.) - т.е. женским началом творения, заряжающим силу мужского божества.

Другое имя шакти Шивы - Дэви, от корня «див», что означает «блеск». Потому эту богиню именуют «сияющая». Шакти выражает животворящую силу Вселенной и отражается в самом имени Шивы: в отсутствии шакти Шива становится просто «шва», что в переводе с санскрита означает «труп». Таким образом, предполагается, что без своей шакти Шива бессилен, инертен или просто мертв .

Образ Кали наиболее подходит для отображения идеи мира как игры богов. Спонтанные, головокружительные творческие рефлексы переданы в ее диком внешнем виде. Поскольку Кали отождествляется с феноменальным миром, она представляет собой картину этого мира, который имеет эфемерный и непредсказуемый характер.

Ее бешеные пляски, растрепанные волосы и жуткий вой - это намек на наш мир , который с тряской и грохотом уносится в бесконечность, неподвластный контролю со стороны людей. Все сущее создается и уничтожается в диком танце Кали , а человек должен осознать, что он только приглашен принять временное посильное участие в этом бешеном танце жизни и смерти в исполнении вечной матери–природы.

С учетом всего сказанного понятно, что черная богиня считается источником вдохновения для всех творческих людей, и в первую очередь - поэтов, которых она считает своими любимцами и избранниками .

«Возлюби меня всем сердцем…»

А для простых, обыкновенных людей более всего важны ее человеческие и материнские качества . В человеческих взаимоотношениях чувства между матерью и ребенком, как правило, считаются наиболее чистыми и сильными. Точно также, любовь между матерью-богиней Кали и ее человеческим потомством отличается особой силой и нежностью.

Однако, поклоняясь Кали, люди никогда не забывают и о ее демонической, пугающей сущности. Они не искажают природы богини и истин, сокрытых в ней. Они постоянно упоминают об этом в молитвах и песнопениях, но это их нисколько не отталкивает.

Кали может быть пугающей и совершенно безумной потенциальной разрушительницей мира , но ведь она и мать всего сущего . И как таковую, дети должны принимать ее всегда - иногда с изумлением и трепетом, но все-таки принимать. Душа, которая поклоняется богине, всегда остается маленьким ребенком, а душа, которая становится ребенком, находит в богине мать.

В медитации перед святыми дарами выражена восхитительная уверенность: «Дитя мое, тебе не нужно много знать, чтобы угодить мне. Только люби меня всем сердцем. Говори со мной так, как ты хотел бы поговорить со своей матерью, если бы она взяла тебя на руки…»

Образ Кали различными способами учит человека тому, что боль, печаль, разложение, смерть и разрушение невозможно преодолеть или победить , отрицая их или отгоняя мысли о них прочь в своем сознании. Боль и печаль вплетены в ткань жизни человека настолько тщательно, что отрицать их, в конечном счете, бесполезно и бессмысленно. Чтобы осознать полноту своего бытия и использовать свой потенциал как человеческого существа, человек должен всецело принять и это измерение бытия.

Пытаться победить смерть, игнорируя или забывая о ней, представляя себя физически бессмертным, ставить свое эго в центр мироздания - значит вызвать саркастический смех Кали. Противостоять смерти, понимая ее сущность и принимая ее, напротив, означает с наслаждением участвовать в вечной игре богов.

Принять свою смертность - это и есть стать свободным , научиться по-настоящему петь, танцевать и кричать от счастья, как это делают дети. Кали становится матерью для своих детей не потому, что она защищает их от естественного пути бытия, напротив, она открывает им их смертную сущность и тем раскрепощает их, освобождая от пут, сковывающих всех остальных цепями «взрослой» претенциозности, практичности и рациональности.

Культ Кали

Почитание Кали в Индии велико и повсеместно, но особенно сильно в Бенгалии . Главный храм Кали, Калигхата (в английском произношении - Калькутта) и дал название столице целого штата. Второй по величине храм расположен в Дакшинешваре.

Во время ритуала поклонения богине следует пить вино и священную воду, наносить , преподносить изображениям богини в подарок красные цветы и возжигать свечи. Дальше следует чтение молитв, после чего можно, наконец, приступать к поеданию жертвенных подношений.

Праздник этот отмечается в начале сентября . Особенно массовое и восторженное почитание богини, как считают историки, наблюдалось в период султанатов XIII - XIV веков. Что же до фанатиков, посвятивших себя служению Кали в качестве богини смерти и разрушения - да, такие, именуемые «тугами», действительно тоже были в средневековой Индии. Грабили, убивали, совершали ритуальные жертвоприношения. Более того, число их жертв было столь велико, что слово «туг» приобрело нарицательное значение и даже вошло в английский язык со смыслом «убийца-головорез». И все-таки, эта часть истории - лишь одна из ипостасей многоликой Черной богини.

И другим богам за твоих братьев». Дочь поклонилась матери и, обернувшись дикой буйволицею, отправилась в лес. Там она предалась неслыханно жестокому подвижничеству, от которого содрогнулись миры, а Индра и боги оцепенели в безмерном изумлении и тревоге. И за это подвижничество ей было даровано родить могучего сына в облике буйвола. Имя его было Махиша, Буйвол. С течением времени сила его возрастала все больше, как вода в океане в час прилива. Тогда ободрились вожди асуров; во главе с Видьюнмалином пришли они к Махише и сказали: «Некогда мы царили на небесах, о мудрый, но боги обманом отобрали у нас наше царство, прибегнув к помощи .
Верни нам это царство, яви свою мощь, о великий Буйвол. Разгроми в битве супруга Шачи и все воинство богов». Выслушав эти речи, Махиша воспылал жаждой битвы и двинулся на Амаравати, а за ним пошли рати асуров.

Страшная битва между богами и асурами длилась целых сто лет. Махиша рассеял войска богов и вторгся в их царство. Свергнув Индру с небесного трона, он захватил власть и воцарился над миром.

Богам пришлось покориться асуру-буйволу. Но нелегко было им выносить его гнет; удрученные, они пошли к , и Вишну и рассказали им о бесчинствах Махиши: «Он отобрал все наши сокровища и превратил нас в своих слуг, и мы живем в постоянном страхе, не смея ослушаться его приказаний; богинь, наших жен, он заставил служить в своем доме, апсарам и гандхарвам повелел развлекать его, И теперь он дни и ночи веселится в их окружении в небесном саду Нандана. Он повсюду ездит на Айравате, божественного коня Уччайхшраваса он держит в своем стойле, буйвола запрягает в свою повозку, а сыновьям разрешает кататься на баране, принадлежащем . Своими рогами он вырывает из земли горы и баламутит океан, добывая сокровища его недр. И никто не может справиться с ним».

Выслушав богов, властители вселенной разгневались; пламя их гнева изошло из их уст и слилось в огненное облако, подобное горе; в том облаке воплотились силы всех богов. Из этой огненной тучи, озарившей грозным блеском вселенную, возникла женщина. Пламя Шивы стало ее лицом, силы Ямы — ее волосами, мощь Вишну создала ее руки, бог луны сотворил ее грудь, опоясала ее сила Индры, могущество даровало ей ноги, Притхиви, богиня земли, сотворила ее бедра, пятки ей создал , зубы — Брахма, глаза — Агни, брови — Ашвины, нос — , уши — . Так возникла Великая богиня, могуществом и грозным нравом превосшедшая всех богов и асуров. Боги дали ей оружие. Шива дал ей трезубец, Вишну — боевой диск, Агни — копье, Ваю — лук и колчан, полный стрел, Индра, владыка богов, — свою прославленную ваджру, Яма — жезл, Варуна — петлю, Брахма даровал ей свое ожерелье, Сурья — свои лучи. Вишвакарман дал топор, искусно сработанный, и драгоценные ожерелья и перстни, Химават, Владыка гор, — льва, чтобы ездить на нем, Кубера — чашу с вином.

«Да победишь ты!» — вскричали небожители, а богиня издала воинственный клич, потрясший миры, и, оседлав льва, отправилась на битву. Асур Махиша, услышав этот устрашающий клич, вышел ей навстречу со своим войском. Он увидел тысячерукую богиню, простершую длани, которые затмили все небо; под ее поступью содрогались земля и подземные миры. И началась битва.

Тысячи врагов напали на богиню — на колесницах, на слонах и верхом на конях, — поражая ее ударами палиц, и мечей, и топоров, и копий. Но Великая богиня, играючи, отразила удары и, невозмутимая и бестрепетная, обрушила свое оружие на бесчисленное войско асуров. Лев, на котором она восседала, с развевающейся гривой ворвался в ряды асуров словно пламя пожара в лесную чащу. А из дыхания Богини возникли сотни грозных воинов, последовавших за нею в сражение. Богиня рубила могучих асуров своим мечом, ошеломляла их ударами палицы, колола копьем и пронзала стрелами, набрасывала им петлю на шею и волочила за собой по земле. Тысячами валились под ее ударами асуры, обезглавленные, рассеченные пополам, насквозь пронзенные или изрубленные в куски. Но некоторые из них, даже лишась головы, еще продолжали сжимать в руках оружие и сражаться с Богиней; и потоки крови лились по земле там, где она проносилась верхом на своем льве.

Многих воинов Махиши сразили воины Богини, многих растерзал лев, бросавшийся и на слонов, и на колесницы, и на конных, и на пеших; и войско асуров рассеялось, разбитое наголову. Тогда сам буйволоподобный Махиша появился на поле битвы, устрашая воинов Богини своим обликом и грозным ревом. Он кинулся на них и одних потоптал копытами, других воздел на рога, третьих сразил ударами хвоста. Он устремился на льва Богини, и под ударами его копыт сотряслась и растрескалась земля; хвостом же он хлестал по великому океану, который взволновался как в самую страшную бурю и выплеснулся из берегов; рогами Махиша рвал в клочья тучи в небе, а от его дыхания валились высокие утесы и горы.

Тогда Богиня набросила на Махишу страшную петлю Варуны и затянула ее крепко. Но тотчас асур покинул буйволиное тело и превратился во льва. Богиня взмахнула мечом Калы — Времени — и снесла голову льву, но в то же мгновение Махиша обернулся человеком, держащим в одной руке жезл, в другой — щит. Богиня схватила свой лук и пронзила стрелой человека с жезлом и щитом; но тот в один миг превратился в огромного слона и с ужасающим ревом устремился на Богиню и ее льва, размахивая чудовищным хоботом. Богиня топором отрубила хобот слону, но тогда Махиша принял свой прежний облик буйвола и принялся рыть землю рогами и метать в Богиню огромные горы и скалы.

Гневная богиня отпила между тем хмельной влаги из кубка владыки богатств, царя царей Куберы, и глаза ее покраснели и загорелись, как пламя, и красная влага потекла у нее по губам. «Реви, безумный, пока я пью вино! — сказал она. — Скоро боги взревут, ликуя, когда узнают, что я убила тебя!» Исполинским прыжком она взвилась в воздух и сверху обрушилась на великого асура. Ногой она ступила на голову буйвола и копьем пригвоздила его тело к земле. Стремясь ускользнуть от гибели, Махиша попытался принять новый облик и высунулся наполовину из буйволиной пасти, но Богиня тотчас мечом отсекла ему голову.

Махиша пал на землю бездыханный, и боги возликовали и возгласили хвалу Великой богине. Гандхарвы воспели ее славу, а апсары пляской почтили ее победу. И когда небожители преклонились перед Богиней, она им сказала: «Всякий раз, когда вам будет грозить большая опасность, взывайте ко мне, и я приду вам на помощь». И она исчезла.

Минуло время, и опять беда посетила небесное царство Индры. Двое грозных асуров, братья Шумбха и Нишумбха, могуществом и славой безмерно возвысились в мире и одолели богов в кровопролитной битве. В страхе бежали перед ними боги и укрылись в северных горах, там, где с поднебесных круч низвергается на землю священная Ганга. И они воззвали к Богине, прославляя ее: «Защити вселенную, о Великая богиня, чье могущество равно силе всего небесного воинства, о ты, непостижимая даже для всеведущих Вишну и Шивы!»

Туда, где боги взывали к Богине, пришла прекрасная , Дочь гор, омыться в священных водах Ганга. «Кого это славят боги?» — спросила она. И тогда из тела нежной супруги Шивы появилась грозная Богиня. Она вышла из тела Парвати и сказала: «Это меня славят и призывают боги, которых опять теснят асуры, меня, великую , они призывают, меня, гневную и беспощадную воительницу, чей дух заключен, как второе я, в теле Парвати — милостивой богини. Суровая Кали и нежная Парвати, мы — два начала, соединенных в одном божестве, два лица Махадеви, Великой богини!» И боги восславили Великую богиню под разными ее именами: «О Кали, о Ума, о Парвати, смилостивись, помоги нам! О Гаури, прекрасная супруга Шивы, о , Трудноодолимая, да одолеешь ты мощью своей наших врагов! О Амбика, Великая матерь, защити нас своим мечом! О Чандика, Гневная, огради нас от злых врагов своим копьем! О Деви, Богиня, спаси богов и вселенную!» И Кали, вняв мольбам небожителей, снова отправилась на битву с асурами.

Когда Шумбха, могучий предводитель воинства демонов, увидел блистательную Кали, он был пленен ее красотою. И он послал к ней своих сватов. «О прекрасная Богиня, стань моей женою! Все три мира и все их сокровища ныне в моей власти! Приди ко мне, и ты будешь владеть ими вместе со мною!» — так сказали от имени Шумбхи богине Кали его посланцы, но она отвечала: «Я дала обет: только тот, кто победит меня в бою, станет моим мужем. Пусть он выйдет на поле битвы; если он или его войско одолеют меня, я стану его женою!»

Посланцы вернулись и передали слова ее Шумбхе; но он не захотел сам сражаться с женщиной, и послал против нее свое войско. Асуры бросились на Кали, стремясь захватить ее в плен и привести к своему господину укрощенной и покорной, но Богиня легко разметала их ударами своего копья, и множество асуров полегло тогда на поле боя; одних сразила Кали, других разорвал на части ее лев. В страхе бежали уцелевшие асуры, а Дурга преследовала их верхом на льве и учинила великое побоище; лев ее, потрясая гривой, рвал асуров зубами и когтями и пил кровь поверженных.

Когда Шумбха увидел, что войско его уничтожено, им овладел великий гнев. Он собрал тогда все свои рати, всех асуров, могучих и отважных, всех, кто признавал его своим владыкой, и отправил их против Богини. Несметная сила асуров двинулась на бестрепетную Кали.

Все боги тогда пришли к ней на помощь. Брахма появился на поле боя на колеснице своей, запряженной лебедями; Шива, увенчанный месяцем и обвитый чудовищными ядовитыми змеями, выехал верхом на быке с трезубцем в деснице; , сын его, ехал верхом на павлине, потрясая копьем; Вишну летел на , вооруженный диском, палицей и луком, с раковиной-трубою и жезлом, а его ипостаси — вселенский вепрь и человеколев — следовали за ним; Индра, властелин небожителей, явился на слоне Айравате с ваджрой в руке.

Кали послала Шиву к повелителю асуров: «Пусть он покорится богам и заключит с ними мир». Но Шумбха отверг предложение мира. Он послал во главе своих ратей полководца Рактавиджу, могучего асура, и повелел ему расправиться с богами и не давать им пощады. Рактавиджа повел неисчислимое войско асуров в битву, и вновь они сошлись с богами в смертельной схватке.

Небожители обрушили на Рактавиджу и его воинов удары своего оружия, и многих асуров они истребили, сразив их на поле брани, но они не могли одолеть Рактавиджу. Боги нанесли полководцу асуров множество ран, и кровь хлынула из них потоками; но из каждой капли крови, пролитой Рактавиджей, вставал на поле сражения новый воин и устремлялся на битву; и потому войско асуров, истребляемое богами, вместо того чтобы уменьшаться, умножалось бесконечно, и сотни асуров, возникших из крови Рактавиджи, вступали в бой с небесными воинами.

Тогда богиня Кали вышла сама на бой с Рактавиджей. Она поразила его своим мечом и выпила всю его кровь, и пожрала всех асуров, рожденных из его крови. Кали, ее лев и боги, следовавшие за нею, уничтожили тогда все несметные полчища асуров. Богиня вторглась верхом на льве в обитель нечестивых братьев; тщетно пытались они противостоять ей. И оба могучих воина, отважные предводители асуров Шумбха и Нишумбха, пали, сраженные ее рукою, и отправились в царство Варуны, уловляющего петлей своей души асуров, погибших под бременем своих злодеяний.