Медитация «Исцеление ребенка. Медитация для детей: наблюдение за дыханием

14 медитаций в игровой форме, которые помогут маленьким детям успокоиться и придти в равновесие.

Для детей неестественно медитировать. Они страстно исследуют и испытывают окружающий мир всеми возможными способами. Спокойствие, может показаться, им совершенно чуждо.

Но и у детей в жизни бывает стресс (чаще всего потому, что стресс у нас, у ролевых образцов, так что на самом деле больше медитировать нужно взрослым), и медитация может научить их не забывать наслаждаться маленькими радостями и чувствовать миг счастья как оно есть.

Медитация – не достижение
Наше общество всегда формулирует цели, но давайте попробуем думать о медитации не как о способе достичь внутреннего покоя, а скорее как о возможности насладиться путешествием и открыть глаза на прекрасный мир вокруг нас - и внутри. Просто, чтобы позволить себе быть.

Вот 14 медитаций для маленьких детей, которые можно попробовать.

1. Третий глаз
Уложите ребенка на пол и положите ему на лоб маленький камешек, стекляшку или кристалл. Попросите подумать о нем, вообразить его цвет или многоцветие, почувствовать тепло или прохладу, его вес и другие качества.
Волшебный камень поможет тебе быть более спокойным и расслабленным… Дыши, и пусть его магия медленно проникает в твое тело и заполняет всего тебя до кончиков пальцев.

Если лежать надоело, попробуйте попринимать разные позы, не роняя камень и не прекращая его осознавать. Можно попробовать встать в полумостик, сделать «березку» или закинуть ноги за голову.

2. Остановись и послушай
Для этой игры вам понадобится тибетская поющая чаша или колокольчик, звон которого длится достаточно долго. Пусть дети свободно перемещаются по комнате, но как только звучит чаша или колокольчик, они должны остановиться, замереть и закрыть глаза. Пусть слушают звук очень внимательно, и только тогда, когда он окончательно иссякнет, начинают двигаться снова.

3. Немой колокольчик
Сядьте с детьми в тесный круг и пустите по кругу колокольчик (или несколько). Пусть каждый ребенок звонит в колокольчик, если захочет, и слушает звук. Затем постарайтесь передавать колокольчик, чтобы он не зазвонил. Покажите детям, как это сделать очень бережно и тихо. Это волшебным образом утихомиривает детей и приуготовляет их к расслаблению. Можно делать это вдвоем, передавая друг другу.

Дети есть дети, так что может быть, вам придется несколько раз повторить игру, прежде чем они поймут, что звонить не нужно. Если игра становится слишком простой, передавайте колокольчик тому, кто сидит дальше от вас - для этого будет нужно встать и подойти, по-прежнему не нарушая тишину.

4. Передай огонь
Такое же упражнение можно проделывать со свечкой и двигаться плавно и медленно. Таким образом, чтобы огонек не погас.

5. Круг колокольчика
Сядьте в круг и закройте глаза. Пусть один ребенок держит колокольчик и медленно обходит круг снаружи - так, чтобы не зазвонить. Затем, подойдя к кому-нибудь, кого выберет, тихонько звонит ему над ухом, отдает колокольчик и садится на его место.

Игра продолжается так несколько минут, пока вы не разрешите детям открыть глаза и увидеть – все поменялись местами, но круг остался целым.

И бесшумно ходить вокруг, и сидеть тихо в кружке ожидая колокольчика над ухом, - очень сосредоточивает и успокаивает детей.

6. Зоо-рай
Хорошая детская игра, чтобы попробовать и запомнить позы всевозможных животных. Она приносит спокойствие, любовь к тишине и самоконтроль. Для нее вам тоже будет нужна тибетская чаша или долго звучащий колокольчик.
Назначьте йогическое животное, или пусть дети по очереди выбирают сами, - и пусть они двигаются по комнате, изображая движения и звуки этого животного. Когда дети слышат звук, они должны замереть в этой животной позе и оставаться неподвижными, пока чаша не перестанет петь.

7. Как тихо
В этой игре детям нужно оставаться без движения необычайно долго. Что очень хорошо сказывается на способности слушать и концентрироваться. Вам понадобится тибетская поющая чаша и повязки на глаза.
Попросите детей лечь на пол, руки вытянуть по бокам, на глаза надеть повязки (или выключить свет). Скажите, что чаша будет петь, а они должны слушать очень внимательно. Когда чаша остановится, им будет нужно осторожно положить руки на живот. Когда все это сделают, чаша снова запоет, а после остановки им снова нужно будет вытянуть руки. Вот какой у вас мирный и тихий класс детей! Пока они не разбегутся, разумеется.

8. Спящие эльфы и феи
Поставьте расслабляющую музыку и вооружитесь пыльцой фей. Пусть все дети отдыхают в позе Ребенка (колени под себя, расслабленные руки вытянуты вдоль тела к ногам). Каждый из них - фея или эльф. Ходите вокруг и легко касайтесь их спин кончиками пальцев, покрывая их магической пыльцой фей. Она даст им волшебную силу оставаться настолько неподвижным, насколько можно. Кто продержится дольше?

9. Спокойная вода
Все лежат на полу неподвижно. Если кто-то двинется, ему придется отойти в сторонку. В этой игре мы не то, что говорим «не двигаться», а скорее приглашаем вовлечься в неподвижное лежание - так будет душевнее.

10. Я вижу красоту
Ходите по классу, по комнате, по улице или в парке. Позвольте детям останавливаться тогда, когда им самим покажется верным, и оглянуться вокруг в поисках красивого:

Поищи красивое перед тобой и тихонько скажи «Я вижу красоту передо мной».
Оглянись назад, найди что-то красивое и тихо скажи «Я вижу красоту за спиной».

Продолжайте так - направо, налево, наверх и вниз.

11. Идем по небу
Эту игру-медитацию безопаснее выполнять в парах на улице. Пусть один из детей держит под глазами маленькое зеркало, развернутое наверх к небу, а второй его ведет. Когда идешь с зеркалом у глаз – и правда выглядит, словно идешь по облакам: у тебя совершенно иная перспектива и открываются глаза на целый новый мир.

12. Дыхание океана
Сядьте прямо или лягте. Закройте уши, чтобы снаружи ничего не было слышно. Теперь дышите глубоко и внимательно слушайте. Вы услышите в своем дыхании звучанье океана.

Слушайте, как волны накатывают и отходят, и позвольте себе совершенно расслабиться.

13. Найти центр
Можно делать сидя или лежа. Наклонитесь немножко направо, немножко налево, вперед и назад - пока не отыщите свой центр, положение, в котором вы чувствуете баланс. Теперь закройте глаза и представьте, как этот центр распространяется от ступней ног наверх, по позвоночнику, до макушки головы. Вдохните в этот центр и поглядим, что получится.

14. Доска Будды
Это специальная доска, на которой можно рисовать или писать водой. Вода испаряется с поверхности примерно через минуту, слова или картинка исчезают. Они продаются готовые, но в принципе можно делать это на сухом асфальте мокрой кисточкой, на школьной доске, на столе.

Будда учил, что ничто не постоянно, что вещи не длятся вечно, и доска на практике это иллюстрирует. Каждый ребенок может что-то нарисовать на доске, но сначала предыдущее творение должно испариться и уступить место.
Практикуя подобные игры-медитации, мы можем легче вовлечь детей в состояние осознанности.

Экспериментируйте, но не воспринимайте всё это слишком серьезно, не пытайтесь достичь каких-то особенных состояний ума. Жизнь прекрасна и полна такая, какая она есть, и медитация, возможно, просто способ снова обратить на это наше внимание.

Многие родители, познавшие все прелести йоги, все чаще задаются вопросом: можно ли приобщать к практике своих детей? Как сделать это мягко и максимально безопасно? Стоит ли вообще брать инициативу в свои руки или лучше дождаться, когда ребенок вырастет и примет решение самостоятельно?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к Йога-сутрам Патанджали, а именно, к третьей главе «Вибхути-пада», в которой говорится о том, что суть медитации – пребывание в глубокой концентрации, которое переносит человека из состояния растерянности в состояние осознанности, покоя и внимания.

С одной стороны, дети – маленькие непоседы, настолько очаровательны в своих шалостях и беззаботности, что приводить их к состоянию какой-то концентрации кажется нелепым. Но с другой, согласитесь, зачастую бывает просто необходимо достучаться до ребенка и попросить его выполнить ту или иную работу, которая ему, возможно, не по душе. И тут доводы рассудка – не лучший способ, чтобы обращаться к ребенку, потому что он их не воспринимает.

А вот периодически медитировать вместе – отличная идея, ведь так ребенок учится контролировать свои эмоции, изучает свое тело и внутренний мир, улучшает свое самочувствие и делает много других полезных вещей. Так что аргументы в пользу медитации имеются, и они вполне себе основательны.

Теперь о простых способах, как помочь ребенку медитировать.

Медитация

Медитация начинается с осознанности. Сядьте перед своим ребенком и вместе закройте глаза. Мягко помассируйте свои уши, мочки и расслабьтесь. После чего попросите ребенка прислушаться к своему дыханию. Пусть он опишет его – оно долгое или быстрое, ровное или беспокойное, мягкое или «жужжащее» и тому подобное. Продолжайте сидеть с закрытыми глазами и медленно досчитайте вслух до десяти –сначала громко, затем совсем тихо.

Мантры

Дети обожают издавать различные звуки, так что вы можете начать повторять мантры. Мантра – это сакральное слово или звук, которое обладает удивительными целительными свойствами. Пение мантр делает дыхание равномерным, увеличивает выдохи, улучшает внимание.

«Ом Шанти» – мантра покоя, которая отлично подойдет для ребенка, которому необходимо восстановить силы после активного времяпровождения. Спросите его, что для него значит мир и покой. Затем пропойте мантру и попросите ребенка повторить за вами. С каждым повтором изменяйте интонацию, либо увеличивайте скорость, чтобы он оставался сосредоточенным. Не забывайте хлопать в ладоши и потопывать ногами – это отлично развивает координацию между дыханием и движениями, а также улучшает концентрацию. Изменяйте скорость ваших хлопков, манеру пения, громкость голоса для того, чтобы максимально направить внимание ребенка вовнутрь.

Вместо мантры можете повторять выражение «Я спокоен», если желаете.

Янтры

Янтра – это древний геометрический узор, который может представлять из себя набор простых линий, или же сложный узор, состоящий из точек, треугольников, гексаграмм, который оберегает от неприятностей, обеспечивает здоровье и процветание человеку.

С помощью цветной бумаги и собственного воображения, придумайте свою собственную янтру вместе с ребенком. Поставьте крупную точку в центре листа бумаги, выберите цвета для своей янтры (обычно это красный, оранжевый или желтый) и разместите их вокруг точки, используя все свое творчество. Придумайте, что эта янтра будет означать: любовь, отвагу, спокойствие?

После того, как янтра будет готова, сядьте вдвоем перед ней и сосредоточьтесь на ее центре, постепенно продвигаясь вниманием к ее краям. Если это удалось, сосредоточьтесь на всей фигуре, а затем закройте глаза и визуализируйте ее как можно более ярко и четко в воображении.

Мандалы

Мандала – также символ, который часто используется в медитации. Обычно это рисунок яркого цвета со сложной геометрией. Для того, чтобы нарисовать мандалу самостоятельно, предложите ребенку черпать вдохновение в природе и во всем, что он любит. Это может быть солнце, цветы, блинчики или колесо велосипеда. С помощью фломастеров и карандашей перенесите приятные образы на бумагу и попросите ребенка смотреть на свое творение каждый раз, когда он теряет контроль или чувствует гнев, обиду или раздражение.

Чтение

Ну и конечно читайте деткам книжки! Тогда дети становятся спокойными, внимательными, сконцентрированными – а это очень похоже на медитацию.

Периодически практикуя медитацию в повседневности, вы научите ребенка справляться с негативными или чрезмерными эмоциями, подготовите его к непростому этапу взросления, научите правильно воспринимать мир и себя в нем.

Д ети – это наше будущее. Они доверены нам. Они уникальные личности, а не просто наши маленькие версии. Они невинны. Они счастливы. Благодаря детям, появляется причина и цель в нашей жизни. С ними мы остаемся молодыми.

Д ети у нас для того, чтобы научить нас, так же как для того, чтобы и мы научили их. Чему они учат нас? В первую очередь, безусловной любви. Они любят нас без каких-либо условий, без причин. Они доверяют нам, потому что они знают, что являются частью нас, и что мы рядом с ними. Мы на их стороне, а они на нашей. Узнав, что ребенок попал в беду (не важно, где в мире это произошло), мы стремимся помочь или молимся о его безопасности.

Д ети так сильно влияют на нас. Они дают нам надежду. Они - наше богатство. В некоторые моменты нашей жизни мы можем почувствовать, что потеряли свой путь, потеряли чистоту, что наша невинность исчезла. Но затем мы смотрим на ребенка – и все вспоминаем. Мы можем быть очень-очень многим во время наших жизней, но одна вещь остается неизменной для нас: мы все однажды были детьми. И, как любой ребенок, мы все были близки к своему истинному "Я". Простая истина такова: невинность детей разрушает наше эго.

Д ети просты, они в настоящем, и они спонтанны. Все эти качества являются целью в Сахаджа Йоге . Но это не означает, что мы должны вести себя, как дети. Мы должны вести себя в соответствии со своим возрастом, но мы должны попытаться перенять три базовых детских качества: простота, спонтанность и способность жить в настоящем.

Д ети способны медитировать . Более того, дети могут медитировать, как взрослые, или даже лучше. Они могут медитировать, чувствовать вибрации и исправлять себя. В Сахаджа Йоге предусмотрены творческие методы медитации через установление сбалансированного союза с маленьким ребенком. С помощью простых и веселых занятий можно оценить пользу ежедневной медитации, которая может стать частью повседневной жизни. Можно проводить медитационные игровые занятия со своим ребенком. Не стоит спешить, необходимо наслаждаться этими медитациями, поскольку не сразу, но через определенное время появляется осознание той значительной пользы, которая она приносит и взрослому, и ребенку.

Медитация для детей до 2 лет

П ервые два года жизни – переходное время для ребенка, время его адаптации к жизни во внешнем мире. Ребенок следует за ритмом и естественными особенностями своей матери, которая является самым важным человеком в течение этих лет. Она - та, кто направляет ребенка, чтобы он обрел твердую почву под ногами.

Х арактер ребенка, индивидуальность и восприимчивость развиваются в течение первых двух лет жизни, поэтому это идеальное время, чтобы поддержать рост ребенка и установить надежную связь между материнской энергией Кундалини и миром, в котором растет ребенок.

Е сли ребенок еще очень мал и не может сидеть самостоятельно, уложите его на спину и поднимите Кундалини над ним. Или же сядьте позади ребенка и поднимите его Кундалини сзади.

С ледующий шаг - это накрыть ребенка вибрациями, которые обеспечат его защиту. Эта защита известна как бандан . Представьте, что Вы рисуете радугу над головой ребенка, направляя свою правую руку от левого бедра малыша к правому и обратно. Туда и обратно - это один раз. В радуге семь цветов, и в нашей тонкой системе семь чакр , поэтому нужно рисовать радугу семь раз, чтобы ребенок был защищен полным банданом. Вы можете пропевать названия семи чакр, если хотите: Муладхара, Свадистан, Наби, Войд, Анахата, Вишудхи, Агния и Сахасрара.

О чень важно, чтобы день ребенка начинался с хорошего и мягкого массажа его чакр. В позвоночнике расположены семь чакр, и каждой из них присущи хорошие качества, которые активизируются, когда Вы их правильно массажируете.

Р ебенок должен лежать на животике, капните немного детского масла на его спину. Все чакры расположены вдоль позвоночника на различном расстоянии. Посмотрите на рисунок ребенка с чакрами (справа), чтобы иметь представление об их примерном расположении. Когда Вы массажируете чакру на спине ребенка, мягко нажимайте на это место своей правой рукой и массажируйте круговыми движениями против часовой стрелки.

1. Массаж первой чакры (Муладхара или корень): 4 круговых движений.
2. Массаж второй чакры (Свадистан): 6 круговых движений.
3. Массаж третьей чакры ( Набхи или живот): 10 круговых движений.
4. Массаж четвертой чакры (Анахата): 12 круговых движений.
5. Массаж пятой чакры (Вишудди или горло): 16 круговых движений.
6. Массаж шестой чакры (Агния): массажируйте правый и левый висок против часовой стрелки, чтобы убрать эго и суперэго.
7. Массаж седьмой чакры (Сахасрара или родничок): массажируйте область родничковой кости с большим количеством детского масла.

П ривычка каждый день поднимать Кундалини своего ребенка, делать ему бандан и массировать чакры - красивый и приятный способ укрепить Вашу связь с ним. После массажа Вы заметите, что ребенок стал более расслабленным и спокойным. По мере укрепления Кундалини ребенка у него начнет развиваться вибрационное осознание . Вы также заметите, что у ребенка улучшилось кровообращение, он меньше страдает от колик и газов и спит лучше. Мы рекомендуем массировать чакры ребенка каждый день утром и вечером. Вечерний массаж поможет ребенку успокоиться и крепко заснуть.

Медитация для детей от 2 до 6 лет

У тренняя медитация. Сядьте удобно. Поднимите свою Кундалини и выполните бандан . Затем поднимите Кундалини ребенка и сделайте ему бандан.

Т еперь вы готовы начать медитацию. Попросите своего ребенка ненадолго закрыть глаза. Затем скажите вслух: "Кундалини, пожалуйста, дай мне почувствовать твою волшебную силу". Эта волшебная сила проявляется как энергия и радость, которую ваш ребенок может почувствовать, когда Вы озвучиваете это утверждение


Ч тобы укрепить Кундалини ребенка, поместите свою правую руку на основание его позвоночника (область крестцовой кости) и поднимите ее вдоль позвоночника до верха головы. Этим движением Вы поднимаете энергию Кундалини и помогаете ей находиться все время в поднятом состоянии. Сделайте это семь раз.

М едитируйте, держа Ваше внимание на Сахасрара-чакре . Если появляются какие-либо мысли, просто позвольте им уйти. Ваша медитация может быть недолгой, потому что маленькие дети активны, и они могут удерживать свое внимание на чем-то одном только несколько минут. Вы можете удерживать внимание ребенка дольше, если будете петь. Закончив петь, попросите ребенка немного тихо посидеть, за это короткое время он почувствует проявление Кундалини и испытает радость от этого. Закончив медитировать, поднимите себе и ребенку Кундалини и сделайте над собой и над ним бандан.

О бъяснить суть медитации Вашему ребенку Вы можете следующим образом. Медитация – это время побыть со своим Духом и позаботиться о нем. Например, когда мы голодны, наш животик просит нас что-нибудь съесть. Когда мы поели, мы чувствуем себя счастливыми, удовлетворенными, и у нас есть силы для игры. То же самое мы должны делать для нашего Духа. Нам нужно питать его с помощью ежедневной медитации.

Р екомендуется начать с короткой медитации на 5-7 минут два-три раза в день. Лучше всего медитировать рано утром и перед отходом ко сну.

О чень благоприятно перед выходом из дома защищать себя и своего ребенка поднятием Кундалини и банданом. Это усилит вибрации и привлечет позитивную энергию, когда Вы вне дома. Во время прогулки показывайте ребенку всю красоту природы и объясняйте важность Матери-Земли для нас.

К ак познакомить ребенка со своим тонким телом? Внутри нашего тела есть невидимое дерево. Мы не можем его видеть, но мы можем его чувствовать! Это дерево называется "Волшебной Системой", или можно его назвать древом истины. Предложите ребенку изучить все три составляющие нашей "Волшебной Системы". Внутри нас существует три канала: "солнечный" (правый), "лунный" (левый) и "лотосный" (центральный). Лунный канал расположен вдоль левой стороны нашего тела и контролирует наши чувства. Солнечный канал расположен вдоль правой стороны тела и контролирует наши действия. Лотосный канал располагается вдоль нашего позвоночника.

Т акже внутри нас есть семь "цветков", которые расположены вдоль лунного канала от позвоночника до макушки головы. Каждый из этих прекрасных цветков обладает определенным качеством, которое может проявиться с помощью медитации. Каждый цветок отражается на наших ладошках и пальчиках.

В низу позвоночника находится очень важное место, где спит "золотая спиралька", Кундалини . Когда мы просим ее проснуться, она проходит через семь "цветочков" и раскрывает их. Когда Кундалини достигает макушки нашей головы, на ней раскрывается "прекрасный лотос", Сахасрара . Мы может ощутить это в виде прохладного ветерка над головой.

Н иже приведена рекомендация по ежедневной практике, которой Вы и Ваш ребенок можете следовать в любое удобное время. Рекомендуется ежедневно очищать чакры Вашего ребенка с использованием ванночек для ног . Вы можете делать ванночки для ног в любое время, особенно если Вы чувствуете, что Ваш ребенок устал или, наоборот, чрезмерно активен и беспокоен. Также рекомендуется делать ванночки для ног перед сном.

Н аполните тазик водой, чтобы она покрывала щиколотки. Попробуйте использовать теплую воду, если Ваш ребенок устал. Если ребенок слишком активен, используйте прохладную воду. Важно, чтобы температура воды была комфортной для Вашего ребенка. Наполните ковшик водой, добавьте в тазик горсточку соли. Соленая вода благоприятна для очищения Муладхары, Свадистана, Наби и Войда. Предложите ребенку сесть на стул, выполнить подъем Кундалини и бандан, опустить ноги в тазик и помедитировать.

Ч тобы разнообразить процесс, вы можете спеть песенку (приводится ниже) . Во время исполнения делайте круговые движения по часовой стрелке для каждой чакры. Это поможет им быстрее очиститься. Помните, что начинать чистку нужно с нижних чакр постепенно поднимаясь наверх.


Вращай вращай, негативность ушла.
Вращай вращай, негативность ушла.
Моя Муладхара чиста.

Мой Свадистан чист.
Вращай вращай, негативность ушла. (3 раза)
Мои Наби Войд чисты.
Вращай вращай, негативность ушла. (3 раза)
Моя Анахата чиста.
Вращай вращай, негативность ушла. (3 раза)
Моя Вишуди чиста.
Вращай вращай, негативность ушла. (3 раза)
Моя Агия чиста.
Вращай вращай, негативность ушла. (3 раза)
Моя Сахасрара и все мои чакры чисты.

З атем предложите ребенку послушать тишину внутри себя, чтобы Кундалини смогла подняться и очистить каждый цветочек. Когда Вы закончили процедуру, ополосните стопы чистой водой из ковшика и вытрите их полотенцем. Вместе с ребенком выполните подъем Кундалини и бандан. Воду из тазика следует вылить в унитаз и сполоснуть тазик чистой водой. Рекомендуется использовать особый тазик, неиспользуемый ни для чего иного.