Мимика и жесты. Невербальное общение: трактовка мимики в чувства и эмоции

греч. mimikos - подражательный). Выразительные движения мышц лица, сопровождающих эмоции. Является своеобразным "языком", кодом, свидетельствующим об аффективном состоянии человека. Изучение М. имеет важное диагностическое значение в психиатрии.

Мимика

греч. mimik?s - подражательный] - выразительные движения лица человека, приводящие к сокращению лицевых мышц, происходят в соответствии с теми или иными состояниями человека, образуя то, что называют мимикой лица или экспрессией лица. Большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют свое внимание на лицах партнеров. Лицо является важнейшей характеристикой внешнего облика человека, поэтому его наряду с глазами называют зеркалом души. М. анализируют: 1) по линии ее произвольных и непроизвольных компонентов; 2) на основе физиологических параметров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия - ассиметрия, динамика, 3) в социальном и социально-психологическом плане (межкультурные типы выражений лица; выражения, принадлежащие определенной культуре; выражения, принятые в социальной группе; индивидуальный стиль выражения). Применяя перечисленные способы анализа М. можно получить информацию о личности человека, его поле, возрасте, профессии, принадлежности к определенной этнической группе, о психологическом состоянии. Характерной особенностью "мимических картин" эмоциональных состояний является то, что каждый симптомокомплекс М. включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для выражения одних состояний и неспецифическими для выражения других. Для верного толкования М. важно помнить о том, что целостность, динамичность, изменчивость являются ее главными характеристиками, поэтому изменение какого-либо компонента мимической структуры приводит к изменению всего ее психологического смысла. На основе взаимосвязи между отдельными зонами лица судят о гармоничности- дисгармоничности М. Рассогласование мимических движений (верхней и нижней части лица - дисгармоничная "маска") свидетельствует о неискренности чувств человека, его отношений к другим людям. М. лица сопряжена с другими компонентами экспрессии, особенно с физиогномическими параметрами и движением, выражением глаз - взглядом человека. К.С. Станиславский писал, что взгляд - "это прямое, непосредственное общение в чистом виде, из души - в душу..." Динамические аспекты взгляда (направленность к партнеру или от него, время фиксации взгляда на партнере, темп изменений направлений и интенсивности смотрения) несут информацию о способах вступления в контакт и выражения отношения к партнеру: "стрелять глазами", "строить глазки", "играть глазами", "мерить взглядом с головы до ног", "взглянуть свысока", "смотреть краем глаза", "ловить взгляд", "вперить глаза", "манить взглядом", "провожать взглядом". Движения глаз, направленность взгляда, выражения лица связываются в обыденном сознании с нравственно-этическими характеристиками человека (бегающий взгляд - вор). Для диагностики отношений между людьми важно не столько то, как часто смотрят собеседники в глаза друг другу, сколько то, что они прекращают или, наоборот, возобновляют контакт глаз. Если отношения развиваются нормально, то люди смотрят друг на друга от 30% до 60% времени от всего времени общения. При этом, если отношения развиваются в позитивную сторону, то люди смотрят друг на друга дольше и чаще тогда, когда слушают партнера, а не тогда, когда говорят. Если же отношения приобретают характер агрессивных, то частота, интенсивность взглядов резко увеличивается, нарушается формула "контакта глаз" в момент говорения и слушания. Если люди относятся друг к другу позитивно, то они смотрят друг на друга значительно реже во время "негативных" высказываний, чем тогда, когда они относятся друг к другу недружелюбно. Увеличение контакта глаз во время "негативных" высказываний можно рассматривать как показатель стремления к доминированию, к эскалации агрессии, к управлению ситуацией. Эллисон предложил визуальный индекс доминирования - ВИД, который соответствует результату, полученному при делении частоты контакта глаз во время слушания на частоту контакта глаз во время говорения. Чем меньше индекс, тем выше у конкретного субъекта стремление к доминированию и соперничеству. Длительность взгляда, частота смотрения также свидетельствуют о статусном неравноправии партнеров. Если один из партнеров более высокого статуса, чем другой, то партнер с более низким статусом смотрит дольше и чаще. Если взгляды участников взаимодействия обращены к какому-то одному человеку, то это говорит о его явной лидерской позиции в данной группе. Контакт глаз, взаимный взор представляют собой особое социальное событие, уникальное объединение двух людей, включение каждого в личное пространство другого. Прекращение контакта глаз рассматривается как "уход" из ситуации взаимодействия, вытеснение окружающих людей из личного пространства. В качестве критериев анализа взгляда, позволяющих судить о личности, следует рассматривает временные параметры "смотрения" друг на друга (частота, длительность контакта), пространственные характеристики взгляда (направления движения глаз: "смотреть в глаза", "смотреть в сторону", "смотреть вверх-вниз", "вправо-влево"), степень интенсивности контакта глаз (пристальный взгляд, "бросить взгляд", "скользнуть взглядом"), психофизиологические особенности взгляда (блеск-тусклость). По сравнению со взглядом и другими элементами экспрессивного поведения человека М. является наиболее контролируемым явлением со стороны субъекта. Данный факт был учтен П. Экманом и У. Фризеном в процессе разработки концепции "о невербальной утечке информации". В рамках данной концепции проранжированы различные части тела на основе критерия - "способность к передаче информации". Данная "способность" элементов экспрессивного поведения определяется на основе трех параметров: среднее время передачи, количество невербальных, экспрессивных паттернов, которые могут быть представлены данной частью тела; степень доступности для наблюдений за этой частью тела, "видимость, представленность другому". С этих позиций лицо человека является самым мощным передатчиком информации. Поэтому люди чаще всего контролируют выражение лица и не обращают внимание на другие составляющие их экспрессивного репертуара. Попытки обмана трудно обнаружить, ориентируясь на экспрессию лица. Но все же их можно зафиксировать, например, если знать, что в том случае, когда человек хвалит другого незаслуженно, то у него значительно чаще кривится рот и уменьшается количество улыбок, или знать о том, что тревожные люди в ситуации "обмана", сокрытия информации делают выражение своего лица более приятным, чем в ситуации передачи правдивой информации. Качественные и динамические параметры взгляда трудно поддаются контролю и регуляции, поэтому глаза - это не просто зеркало души, а именно тех ее уголков, которые человек пытается скрыть как от себя, так и от других. Выражение глаз сообщает об истинных переживаниях человека, в то время как хорошо контролируемые мускулы лица остаются неподвижными. Динамические и качественные (выражения глаз) характеристики взгляда завершают мимическую картину. Взгляд, включаясь в экспрессию лица, является показателем основных состояний человека (радостный взгляд, удивленный, испуганный, страдающий, внимательный, презрительный взгляд, восхищенный), его отношений (дружеский - враждебный, агрессивный; доверчивый - недоверчивый; уверенный - неуверенный; принимающий - неприязненный; покорный - доминантный; понимающий - непонимающий; отчужденный - включенный; отталкивающий - притягивающий). Постоянные характеристики М. и взгляда являются показателями интегральных качеств личности и в соответствии с ними она интерпретируется как: безжалостная, безразличная благородная, высокомерная, жестокая, наивная, нахальная, озлобленная, скромная, умная, глупая, хитрая, честная, прямая (прямой взгляд), взгляд изподлобья, в сочетании с настороженным выражением лица свидетельствует о недоверии человека другим людям, об опасении попасть впросак и т.д. В.А. Лабунская

МИМИКА

от греч. mimikos - подражательный] - совокупность движений мышц лица, сопровождающих эмоциональные состояния человека и являющихся их внешним выражением. Условно различают М. непроизвольную, наблюдаемую в повседневной жизни, и произвольную - как элемент актерского искусства (см. Выразительные движения)

Мимика

греч. mimikos - подражательный) - выразительные движения мышц лица, в которых проявляются эмоции, чувства, умственное напряжение, волевое напряжение или попытки скрыть свое душевное состояние. Считается, что выражения многих эмоций, в основном, транскультуральны, то есть генетически детерминированы. Некоторые исследователи указывают, что мышцы вокруг глаз выражают умственные акты, мышцы окружности рта - акты воли, мышцы лица - чувства (Сикорский, 1995). Приведем описание внешних проявлений некоторых внутренних состояний в норме, полагая, что это может помочь распознаванию как эмоциональных состояний не только здоровых людей, так и неадекватной в том или ином отношении мимики пациентов. Кроме того, клиницистам постоянно приходится иметь дело не только с тяжело больными людьми, но чаще всего с пациентами, которые во многих проявлениях своей внутренней жизни, включая сферу экспрессии, вполне адекватны, встречаться с не всегда адекватными родственниками пациентов, а также решать такие трудные задачи, как отграничение нормы от патологии, чему изучение мимики в части случаев может помочь. Во всех таких случаях невербальная информация, исходящая от пациентов, их близких, испытуемых может оказаться не только клинически значимой, но и полезной в других отношениях. Заметим, что, по убеждению некоторых клиницистов, лучше чем кто-либо о душевно здоровом человеке и внешних проявлениях психического благополучия знает психопатолог, поскольку с годами общения с разными пациентами, с одной стороны, и не имеющими психических отклонений людьми, с другой, у некоторых психиатров вырабатывается обостренное чувство здорового, интуитивное ощущение нормального и адекватного, о чем научные тексты часто не способны сообщить чего-либо определенного. Разумеется, в проявлениях эмоций и других внутренних состояний одновременно участвует не только мимическая мускулатура лица, но также другие мышцы тела, участвующие в продуцировании жестов, голоса, поз и иных выразительных актов, так, что в итоге формируются определенные и устойчивые паттерны внешних признаков эмоций, внимания, побуждений, размышлений. Далее приводится описание основных экспрессивных комплексов:

1. Внимание к собеседнику:

Рука расположена у щеки, голова опирается на кисть руки, при этом указательный палец может быть вытянут вдоль виска, - “я весь внимание”;

Голова наклонена набок - “я слушаю вас с интересом”. Когда интерес к собеседнику ослабевает, плечи сначала поднимаются, затем опускаются (это знак сомнения в том, что собеседник так уж интересен, или просьба к нему поскорее завершить сообщение), взгляд начинает блуждать по сторонам (указание, что есть что-то и поинтереснее), а тело принимает позу, обращенную от собеседника;

2. Гнев (приступ к драке, по Ч.Дарвину):

Голова откинута и расположена вполоборота к объекту гнева;

Глазные щели сужены, угловаты или, напротив, появляется экзофтальм;

Брови опущены, они принимают горизонтальное положение и сведены к переносью так, что между ними появляется горизонтальная складка;

Неотрывный взгляд на объект гнева - Л.Н.Толстой;

Шумное дыхание;

Сжатые кулаки;

Обнажение клыков;

Гиперемия склер (“глаза налиты кровью”);

Зубы стиснуты, скрежет зубов, губы плотно сжаты;

3. Досада:

Злобное выражение лица;

Выражение напряженной мысли;

Отсутствие признаков общего мышечного напряжения (знак того, что имеющееся недовольство индивид не склонен проявлять агрессией);

4. Жеманство:

Преувеличенные, нарочито замедленные, а временами намеренно задерживаемые движения;

Замедление, ускорение или утрирование выразительных актов, а также их разнообразие, что должно бы обратить внимание на себя кого-то из окружающих;

Жеманство есть частный вариант кокетства - поведения, при котором хотят понравиться, выставляя напоказ свои привлекательные качества и одновременно стараются их скрыть, замаскировать, но так, чтобы они были бы на первом плане;

5. Зависть (по описанию Овидия):

Медленная поступь (демонстрация высокомерия, надменности, самоуверенности);

Бледное лицо (выдает скорее страх и тревогу, нежели гнев и агрессию);

Косой взгляд (скрытый от объекта зависти, отчего М.Ю.Лермонтов называет зависть тайным чувством);

Отсутствие улыбки, исключая те случаи, когда злорадный завистник видит страдания других людей;

6. Закрытость:

Скрещивание рук со сжатыми кулаками или придание им такого положения, когда одна рука сжимает другую (“я нахожусь в обороне, так как ничего хорошего от кого-то не жду”);

Сидение на стуле, повернутом спинкой вперед (демонстрация силы и готовности к ответной агрессии);

Ноги расположены поверх стула, стола, кресла (жест высокомерия, развязности);

Скрещивание или поза нога на ногу (“я готов в конфронтации”). Если при этом скрещены еще и руки, то это явный знак того, что собеседник для индивида – не склонен вступть в контакт, если не ощущает себя при этом в роли врага.

7. Злоба (лучшая иллюстрация - изображение лица Мефистофеля рядом художников):

Брови вытянуты в горизонтальную линию, внутренние их углы опущены, наружные, - в противоположность печали, - приподняты;

Поперечные складки на переносье;

8. Негодование (благородный, праведный гнев):

Брови опущены и расположены горизонтально (знак напряжения мысли, чего нет при гневе, когда индивиду в состоянии этого аффекта не до рефлексии и размышлений);

Руки воздеты и обращены ладонями вверх (знак, который называют “весами справедливости”, это как бы обращение к небу, верховному и беспристрастному арбитру);

На лице выражение бесстрастия (во всяком случае признаков злобы нет);

9. Недоумение (растерянность):

Застывание на одном месте и в одной позе;

Признаки остановки мысли;

Разведение рук в стороны (означает неспособность действовать из-за остановки мыслей);

Полуоткрытый рот (означает остановку вокализации, неспособность что-то сказать);

Плотное сжатие губ;

Напряжение мышц тела, отсюда - живость и резкость движений;

11. Отвращение:

Отворот головы (знак - “противно смотреть”). В псалмах библейского Давида содержится, например, просьба к Богу не отвращать от него свое лицо, взгляд;

Нахмуренные брови (означает:”глаза мои не глядели бы на эту мерзость”);

Сморщенный нос, как это бывает при неприятном запахе;

Приподнятая верхняя губа и опущенная нижняя (означает:”выплюнуть бы такую дрянь”);

Угловатая форма рта (означает:”какая-то гадость во рту”);

Язык слегка вытянут, он словно выталкивает что-то неприятное изо рта или препятствует его попаданию в рот;

Туловище занимает положение с отворотом, оно словно от чего-то отстраняется;

Рука (руки) вытянуты, пальцы рук раздвинуты (означает: ничего не возьму в руки из чувства гадливости);

12. Открытость:

Развернутые, раскрытые навстречу партнеру руки (это как бы означает: смотрите, у меня нет за пазухой камня”);

Частое поднятие плеч (означает: “всякие сомнения в отношении моей закрытости и враждебности безосновательны”);

Расстегнутые пиджак или куртка (означает: “убедитесь сами, что я открыт и мои намерения самые добрые”);

Наклон в сторону партнера (знак симпатии, расположения);

13. Печаль:

Брови вытягиваются в прямую линию, внутренние их углы приподняты, наружные - опущены;

В области средней трети лба образуется несколько поперечных морщин;

На переносье появляется несколько вертикальных складок (знак сосредоточенности на каких-то угнетающих индивида проблемах);

Глаза слегка сужены, здоровый блеск в них отсутствует (“потухший взор”);

Уголки рта опущены (“кислое выражение лица”);

Темп движений и речи замедлен;

14. Подобострастие:

Преувеличенное изображение уважения, до степени самоунижения и раболепия (например, тело излишне наклонено вперед, лицо копирует выражение прислуживания объекту отношений, оно изображает умиление, заискивающий взгляд не отрывается от важной персоны, выражает готовность угадать и исполнить любое ее желание);

Отсутствие признаков напряжения ума;

Отсутствие признаков напряжения воли;

15. Подозрительность:

Неподвижный взор, устремленный на объект подозрения;

Взгляд искоса (означает желание дистанцироваться от объекта угрозы или скрыть свое настороженное к нему отношение);

Слабое смыкание губ (знак неуверенности в том, что может случиться, чего следует ожидать);

Тело ориентировано от объекта угрозы (означает желание удалиться от объекта угрозы);

Признаки злобы;

16. Радость:

Брови и лоб спокойны;

Нижние веки и щеки приподняты, глаза прищурены, под нижними веками появляются морщинки;

- “гусиные лапки” - легкие морщинки, лучами расходящиеся от внутренних углов глаз;

Рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты;

17. Раскаяние:

Выражение печали, убитого вида (рудимент разрывания одежд или посыпания головы пеплом);

Выражение молитвенной мольбы к высшим силам в виде воздетых к небу рук (значает просьбу о прощении, помиловании);

Сжатие кулаков (знак гнева, досады в отношении своего недостойного поведения);

Плач с закрытыми руками глазами;

Отдаление от других людей;

18. Расположение к кому-либо:

Наклон головы, тела в сторону собеседника (означает: “мне с вами интересно и я не хочу лишиться вашего внимания”);

Рука на груди или “на сердце” (мужской жест честности и открытости);

Взгляд в глаза (означает:”мне приятно вас видеть”);

Покачивание головой в знак согласия с тем, что собеседник говорит;

Прикосновение к собеседнику (означает доверие, симпатию, теплоту отношения);

Приближение к собеседнику до пределов интимной зоны и ближе;

Закрытая позиция партнеров: они смотрят друг на друга, ступни их ног расположены параллельно;

19. Самоуверенность:

Отсутствие оживленной мимики на лице (означает:”мне нечего скрывать, я уверен в себе и ничего не боюсь”);

Гордая, прямая поза;

Пальцы рук соединены, иногда куполом. Чем выше расположены руки, тем большее превосходство над другими ощущает или демонстрирует индивид. Он может позволить себе смотреть на кого-либо сквозь соединенные пальцы своих рук;

Руки могут быть соединены за спиной (означает готовность действовать не физической силой, а правом на своей стороне);

Высоко поднятый подбородок (“взгляд свысока”). Два последних признака образуют авторитарную позу;

Неторопливые движения, скупые жесты и движения головой и глазами. Это создает впечатление их многозначительности, а также убежденности в своей непогрешимости;

Выбор места расположения где-нибудь на возвышении, как бы на троне или пьедестале;

Расположение ног на предметах или поза небрежно облокотившись на что-либо (означает: “тут моя территория, здесь я хозяин”);

Вгляд, исходящий над очками;

Глаза полуприкрыты (означает: “не глядел бы на все это, надоело все);

Голова лежит на ладони (означает:”подушку бы, лучше уж поспать”);

Машинальное и однообразное рисование на бумаге каких-то орнаментов, решеток, фигурок;

Пустой, ничего не выражающий и ни к чему не прикованный взгляд, то, что называют “дневным сном” с пассивным течением впечатлений;

21. Смущение:

Голова поворачивается в сторону от наблюдателя;

Взгляд направлен вниз, он смещается при этом вбок;

Улыбка сжатыми губами (“сдержанная улыбка”);

Дотрагивание рукой до лица;

22. Сомнение:

Слабое напряжение мышц тела и круговой мышцы рта;

Опущенная голова;

Опущенный взор;

Руки прижаты к телу, они сложены, могут быть засунуты в рукава (признак отсутствия побуждений действовать);

Приподнятые плечи (знак вопроса: “чему тут удивляться?”);

Поперечные морщины на лбу, при этом в центре лба они глубже, чем по краям;

Широко раскрытые глаза (“у страха глаза велики”);

Поднятие век так, что между верхним веком и радужной оболочкой обнажается белок глаз;

Брови поднимаются, делаются дугообразными и сводятся к переносице (выражение беспомощности);

Рот открыт (“отпала челюсть”);

Углы рта резко оттянуты (выражение задержанного крика о помощи);

Поперечные морщины на передней поверхности шеи (рудимент реакции съеживания, сворачивания в клубок);

Застывание на месте или беспорядочное метание (паралич воли или рудимент реакции бегства);

Сухость во рту, бледность лица (первое - признак, которое использовали древние детекторы лжи; второе - признак, который ранее использовали для отбраковывания призывников в армию);

Напряженный и настороженный взгляд, устремленный в сторону источника опасности;

Дрожь в руках, ногах, во всем теле;

Прячется лицо, оно закрывается руками, отводится в сторону, опускается вниз, как это бывает в чьем-либо присутствии, даже воображаемом;

Взор обращен в сторону, опущен вниз или беспокойно двигается - Ч.Дарвин;

Веки прикрывают глаза, глаза иногда бывают закрыты (как у детей:”не вижу, значит, этого нет”);

Умолкание речи (в Библии сказано:”Чтобы впредь нельзя было тебе рта раскрыть от стыда”);

Тихие, бесшумные, по возможности незаметные действия (в Библии сказано:”Крадутся люди стыдящиеся”);

Тело сжимается, съеживается, индивид как бы прячется, хочет остаься незаметным, чтобы его не видели;

Поверхностное дыхание с глубокими вздохами (рудиментами плача);

Внезапные остановки дыхания (связаны, вероятно, с горестными воспоминаниями о содеянном);

Заикание, спотыкания в речи;

Краска стыда (“покрыться стыдом, бесчестием”). “Стыдливый румянец” Ч.Дарвин считал самым человеческим из всех проявлений эмоций;

25. Тревога:

Беспокойный, бегающий взгляд;

Суетливость, то есть бестолковая, торопливая и часто бесцельная активность - обнаруживается значительное или нарастающее двигательное беспокойство (особенно часто это потирание рук, непоседливость, бесцельное перемещение с одного места на другое, бессмысленное перекладывание с одного места на другое предметов и др.);

Тревожные вербигерации (повторение фраз, вопросов, выражающих страх по поводу предчувствия надвигающегося несчастья);

Крики, плач;

Бледность кожи;

26. Удивление:

Высокое поднятие бровей;

Открытие рта;

Разведение рук в стороны;

Сильное напряжение внимания;

Сильное напряжение мысли;

27. Умиление (душевное состояние, возникающее на исходе печали):

Признаки радости;

Признаки печали;

28. Умственное напряжение:

Две вертикальные складки на переносице;

Нависание бровей над глазами;

Брови из дугообразных делаются горизонтальными.

Реферат

« мимика человеческого лица»

Студента 1 курса

Группа 131

специальности: Лечебное дело

Федин А.Д.

преподаватель

Панасенкова Т.С.

Введение……………………………………………………..3-5

Виды мимики………………………………………………….6

Эмоциональное выражение лица как предмет мимики…….7

Определяющие выражение лица……………………………..8

Методы диагностики эмоций по лицевой экспрессии…..9-10

Мимические изменения лица больных……………………..11

Вывод…………………………………………………………12

Список использованных источников……………………….13

Введение

Люди часто высказывают одно, а думают совсем другое. Поэтому важно научиться понимать их истинное состояние. При передаче информации лишь 7% сообщается словами, 30% выражается звучанием голоса и больше 60% идет по прочим невербальным каналам: взгляд, мимика и т. д.

Люди, как правило, высказывают одно, а думают совсем другое, поэтому очень важно понимать их истинное состояние. При передаче информации лишь 7% от нее сообщается посредством слов (вербально), процентов 30 выражается звучанием голоса (тональностями, интонацией) и больше 60% идет по прочим невербальным (взгляд, жесты, мимика и т. д.) каналам.

Для правильного понимания говорящего оценивать произносимое желательно в неразрывной связи слов, речи, пантомимики и других «сопроводителей» общения, доводя свое восприятие до некоторой завершенности.

Испытываемые в душе эмоции люди обычно выражают:

конвенциально (стандартно принятым в данной среде общения способом);

спонтанно (непроизвольно).

Когда партнер стремится не выдать то, как он относится к сообщаемому, все может ограничиться простым конвенциальным невербальным намеком, бывающим иной раз истинным, но чаще - дезориентирующим.

Люди нередко взвешивают свои слова и контролируют мимику, однако человек способен следить одновременно не более чем за двумя-тремя из всех рождаемых внутри реакций. Благодаря такой «утечке информации» при наличии у вас соответствующих знаний и опыта имеется возможность выявлять те чувства и стремления, которые объект предпочел бы утаить.



Непроизвольно возникающие у людей реакции сугубо индивидуальны и хорошо читаются лишь при отменном знании партнера. Непонимание этого момента способно привести к фатальному самообману в познании другого человека.

Оценивая персональную экспрессию, в учет берут не только врожденные различия, но и влияние традиций, воспитания, среды и общей жизненной культуры. Осознавать желательно как фоновое состояние (настроение) индивида, так и его реакцию на некий появляющийся стимул (зондаж, поступок, ситуацию).

Значительно отчетливее, чем у мужчин, просматриваются наличествующие эмоции у женщин, которые обычно (хотя и не всегда) легко читаемы. Успешность в сокрытии своих чувств зависит от натуры человека (холерику это труднее, чем флегматику), сопутствующих обстоятельств (затрагиваемости, неожиданности) и опыта воспринимающего.

При стимулировании личных чувств для большей убедительности все экспрессивные средства обычно применяют в избытке. Не забывайте этот факт, оценивая искренность других людей и пробуя изображать свои переживания.

Переживания, возникающие в душе какого либо человека, высвечиваются в его облике и движениях вполне определенным образом - это, вероятно, наиболее простая и наименее противоречивая зона. Мы обнаружили, что многие люди вообще не понимают того, что с помощью выражений лица может происходить общение. Они никогда не пытались понять, как же это происходит.

Во время деловых переговоров можно наблюдать самый широкий спектр выражений лица: на одном полюсе - агрессивно жесткий человек, который смотрит на переговоры как на место, где нужно «сделать или умереть». Такой обычно смотрит вам прямо в глаза, его глаза широко открыты, губы твердо сжаты, брови нахмурены, и даже говорит он иногда сквозь зубы, почти не двигая губами. На другом конце спектра - некто с непогрешимыми манерами, младенческим взглядом из под прикрытых век, легкой завуалированной улыбкой, миролюбиво изогнутыми бровями, без единой складки на лбу. Вероятно, он - способный и контактный человек, верящий в то, что сотрудничество - это динамичный процесс.

Под действием испытываемых индивидом чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых мышц, которые определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать.

Об искренности человеческой эмоции обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины. Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее, нужна практика или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение).

Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно (усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, ну а искривленный в одну сторону рот - о скепсисе или насмешке).

Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины - это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:

чрезмерная улыбчивость - потребность в одобрении;

кривая улыбка - знак контролируемой нервозности;

улыбка при приподнятых бровях - готовность подчиниться;

улыбка при опущенных бровях - выказывание превосходства;

улыбка без подъема нижних век - неискренность;

улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания - угроза.

Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:

радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;

интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;

счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;

удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округлую форму;

отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;

презрение: брови приподняты, лицо вы тянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;

страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад (показатель интенсивности эмоции); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это - контролируемый страх;

гнев: мышцы лба сдвинуты внутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены, крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;

стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;

скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.

Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.

Таким образом, если мимика - это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние партнера по общению, то владение мимикой необходимо, по сути, любому человеку, но особенно тому, кто по роду своей деятельности имеет многочисленные контакты с людьми.

Мимика (от др. - греч. μῑμέομαι - подражать) - «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека» или «движения мускулатуры в координированных комплексах, отражающие разнообразные психические состояния человека». «Приблизительно такая же формулировка последней приведена в Большой советской энциклопедии, но вместо «отражающие» употребляется «отвечающие различным психическим состояниям». Следует заметить, что в этих определениях делается акцент на отражательную функцию мимики, на ее соответствие состоянию психики. Физическое состояние организма, по-видимому, объединяется при этом с психическим, что вряд ли можно считать справедливым <...> К тому же важным элементом мимики является взор, зависящий от величины зрачка, цвета радужки, блеска роговицы, которые не управляются соматическими мышцами». В определении же Большой советской энциклопедии указываются лишь «чувства» как часть эмоциональных процессов, тогда как правильнее было бы указывать множество форм переживаний в виде «эмоциональных состояний человека», объясняющее значение термина с психофизиологической точки зрения. Помимо прочего, с патологической точки зрения, в определении слова «мимика» важно учесть соматические процессы, т. к. лицо по утверждению Гиппократа - это первый показатель состояния пациента, по которому можно судить о состоянии здоровья и выявить «целый ряд заболеваний внутренних органов, которое обусловливает появление вполне своеобразных мимов <...>» . С художественной и театральной же точек зрения, мимика - это уменье или способность произвольно пользоваться такими движениями мышц, которое можно назвать «искусством выражать чувства и настроения<...>», «путем жестов, поз и различных выражений лица (мин)». К примеру, в термине начала XX в. из словаря иностранных слов вошедших в русский язык, под редакцией Павленкова, было примерное и неполное объединение сегодняшних определений мимики, которое было следующим:

«Движение мышц, соответствующее работе мозга. Но это движение может быть произведено искусственно, как для достижения сходства с кем-либо, так и для большей выразительности высказываемой мысли (театральная мимика)».

В целом, «как видно, наиболее точного определения мимики еще не имеется». Мимика относится к выразительным движениям и является одним из звеньев в цепи различных форм и способов общения между людьми, так и между представителями животного мира при биокоммуникации. При этом мимические, в том числе и телесные, проявления принято называть эмоциональной экспрессией, которые рассматриваются как главные определяющие компоненты эмоций. В обиходе же мимику называют «языком чувств», лицевой экспрессией или экспрессией, выражением эмоций или просто выразительностью.

Виды мимики

1 . По мнению И.А. Сикорского, «лицевую мимику удобно разделить на три группы, которые соответствуют трем основным психическим функциям»:

· уму - мышцы, окружающие глаза являются свидетелями или выразителями умственных актов;

· воле - мышцы окружающие области рта, которые связаны с актами воли;

· чувства - все же, вообще, мышцы лица, которые способны выражать чувство.

2 . Различают:

· непроизвольную (рефлекторную) бытовую мимику;

· произвольную (сознательную) мимику как элемент актерского искусства, состоящую передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Она помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.

Мимика, так же, как и речь, может использоваться человеком для передачи ложной информации (то есть для того, чтобы проявлять не те эмоции, которые человек реально ощущает в тот или иной момент).
3 . Формы мимических комплексов

· Амимия, под которой понимается отсутствие видимых мимических выражений; при малой подвижности мимики говорят о гипомимии;

· Напряженная мимика, сопровождающаяся моторикой плотно закрытого рта с соответствующим напряжением верхней части лица;

· Мимика интереса, характеризующаяся легким приподниманием или опусканием бровей, небольшим расширением и сужением век, как бы для увеличения поля зрения или обострения фокусировки глаз. Мимика интереса встречается достаточно часто, так как она определяется положительной эмоцией и является видом мотивации в развитии навыков, знаний и интеллекта;

· Мимика улыбки. Несмотря на внешнюю простоту, мимика улыбки очень полиморфна, при обычном контакте она встречается нечасто. Улыбка служит умиротворению или отвлечению от агрессивного поведения, проявляется при приветствии.

Эмоциональное выражение лица как предмет мимики

Мимика лица человека, с точки зрения невербальной психологии, очень ценный источник информации. По ней мы можем определить, какие эмоции испытывает человек (гнев, страх, грусть, горе, отвращение, радость, удовлетворение, удивление, презрение), а также cилу их проявления. Но несмотря на выразительность лица человека, именно оно часто вводит нас в заблуждение. Тем не менее, выразительность, выражение или мимика лица и внутренние переживания человека очень тяжело отделить друг от друга, отчего его концепция включает в себя следующие компоненты:

· обозначаемое (десигнат) - основная характеристика воспринимаемой личности;

· обозначение - визуальная конфигурация, которая представляет эту характеристику;

· средства - физические основы и проявления (кожа, мышцы, морщины, линии, пятна и др.);

· интерпретация - индивидуальные особенности восприятия, с чем необходимо быть осторожным и внимательным, так как от рождения мы привыкаем к шаблонам и стереотипам поведения, где формальная улыбка или наоборот выражение грусти становятся частью повседневной жизни.

Мимика – что это? Рудимент, доставшийся нам от предков, или же эффективный способ общения? И как человек учится различным выражениям лица? Пришло время поговорить о загадках мимики.

Что такое мимика

Согласно медицинской энциклопедии, мимика – это «отвечающие различным психическим состояниям выразительные движения мышц лица». Но что же кроется за этой витиеватой формулировкой?

Мимика человека – уникальное явление. Почти у всех животных морда не имеет большого количества специфических выражений эмоций, к примеру, даже у шимпанзе, наиболее близкому по строению к людям животного, мимических выражений всего восемь.

У человека же количество лицевых экспрессий не поддается точному счету и зависит от культурного багажа и качеств каждой конкретной личности. Удивление, страх, гнев, радость, улыбка, подмигивание – все это человек может делать с помощью мимики. Однако в разных культурах и странах выражения лица могут толковаться по-разному. Без мимики человек не смог бы социализироваться, так как невербальное общение играет огромную роль в повседневной коммуникации.
«Когда шимпанзе сравнительно низкого ранга выражает подчинение по отношению к шимпанзе более высокого ранга, он использует мимику, напоминающую улыбающегося/смеющегося человека».

Виды мимики

Мимику изучал еще знаменитый Леонардо да Винчи, впервые связавший стабильные лицевые экспрессии с движениями мускулатуры лица, наблюдая за пожилыми людьми, чьи морщины ясно показывали частотность повторений одних и тех же мимических выражений. Однако лишь спустя сотни лет исследованиям мимики удалось очиститься и обособиться от доминирующей научной доктрины физиогномики, якобы объясняющей характер человека по его чертам лица. В начале XX века русский ученый И.А. Сикорский составляет актуальную до сих пор классификацию лицевых экспрессий: мышц вокруг глаз отвечают за выражение умственных явлений, вокруг рта – за экспрессию актов воли, а чувство выражают все мышцы лица.

Помимо неосознаваемой мимики, которая усваивается человеком при взаимодействии с другими людьми, существуют также осознаваемая – к примеру, намеренно натренированные выражения лиц актеров, и ложная – когда с помощью неких лицевых экспрессий человек пытается ввести в заблуждение своего собеседника.

Эволюционная необходимость мимики

Раз мимика до сих пор остается нужной человеку, это значит, что в прошлом она способствовала его выживанию как вида. Чарльз Дарвин одним из первых заинтересовался, каким эволюционным значением обладает мимика человека. Ученый считал, что все эмоции имели приспособительное значение, а, значит, мимика была внешней стороной эмоций, чрезвычайно важной для социального взаимодействия.

Иными словами, по Дарвину, лицевые экспрессии – это просто рудименты тех движений, что были нужны для выживания нашим предкам. В дальнейшем наука пересмотрела эту теорию, и критиковала ее: к примеру, немецкий анатом конца XIX века Теодор Пидерит считал, что мускулы лица облегчают эмоциональные стрессы и способствуют правильному восприятию. К примеру, когда нам нужно что-то внимательно осмотреть, мы шире открываем глаза – что полезно и с точки зрения необходимости лучше что-то увидеть. Затем эти движения стали также и социально значимыми: широко открывая глаза мы показываем собеседнику, что внимательны к нему.
В дальнейшем исследователи уделяли много внимания проблеме формирования базовых лицевых выражений. В 2011 году ученым удалось открыть, что мимика человека возникает задолго до его рождения. Во время пребывания в утробе матери ребенок уже способен двигать лицевыми мышцами, улыбаться, удивленно поднимать брови или хмуриться.

Невербальное общение

Игроки в покер часто используют особый прием – скрывают эмоции под непроницаемой маской отстраненного выражения лица, защищающей от лишних выводов противника. Скрыть свои эмоции и не показать мимику – вот важнейшие цели карточных игроков.

Однако обычные люди не могут контролировать свою мимику круглосуточно, и эмоции выдают многое из того, что нам хотелось бы скрыть. Выражения наших лиц, а также жесты, особенности походки и некоторые другие свойства человека принято называть составляющими невербального общения, коммуникации, которая происходит без слов. Некоторые ученые считают, что до 90% всей информации, которую считывает человеческий мозг при общении, является невербальной. С помощью мимики можно многое узнать о человеке: когда мы знакомимся с людьми, мы оцениваем их не только по одежке, но и по мимике.

Основные мимические выражения знакомы нам с детства: человек показывает удивление, приоткрывая рот и поднимая брови, а страх – растягивая губы с опущенными вниз уголками. Гнев выражается с помощью широко открытых прищуренных глаз и сжатых зубов, счастье – спокойным взглядом и приподнятыми уголками губ. Как мы видим, по мимике человека можно увидеть не только какой-то конкретный аффект, улыбку, смех или гримасу боли, но и глубокое эмоциональное переживание.

Правила лжи

Однако именно разбору мелких и, казалось бы, незначительных мимических движений и жестов посвящены многие психологические исследования, направленные на изучение феномена лжи. Психологи подтверждают существование некоторых общих моментов, возможно, являющихся подтверждением нечестности говорящего: человек может часто беспричинно, нервно показывать какое-то выражение лица, а его взгляд может бегать. Чрезмерная сосредоточенность, неестественность, также может навести на мысли о лжи: в таких случаях улыбка человека бывает несимметричной и натянутой, а мышцы вокруг глаз во время ложной улыбки не напрягаются. Общее напряжение всех лицевых мышц, каменное лицо, также может выдавать лгуна.

Особенным выразителем мимики является взгляд человека – и с помощью анализа движений глаз можно многое сказать о его характере. Если человек часто моргает, а его зрачки беспричинно расширяются – он, скорее всего, врет. Также важны микродвижения глаз, которые человек не контролируют: взгляд налево означает обработку информации, а направо – конструирование. Так что если ваш собеседник постоянно во время разговора косится направо – можно заподозрить неладное.

Однако психологи просят не торопиться с выводами – для анализа «лживых» мимических выражений нужно сравнить их с типичными для конкретного человека. Запоминая все внешние признаки, стоит помнить, что мимика зависит не только от внутренних интенций человека, но и от окружающей среды, как природной, так и общественной. Может быть, нетипичное выражение лица было позаимствовано собеседником у харизматичного приятеля, а нервное подергивание глазами – только поиск нужного человека в толпе.

  • Старит ли мимика?
  • Зарядка для лица
  • Изучаем эмоции
  • Игра в угадайки
  • Дурные мимические привычки

Мимика - мощный инструмент выражения эмоций и чувств, который может быть красноречивее любых слов. Не зря существует отдельный жанр театрального искусства - пантомима. Мим умеет заставить зрителей плакать и смеяться, разыгрывая спектакль своим лицом. Представьте, насколько обеднеет общение, если лишить его дополнительных способов передачи внутреннего состояния - интонаций, жестов и мимики.

Существует множество профессий, для которых умение управлять мимикой очень важно. Это и яркое выражение эмоций, и наоборот - способность не выдавать своих чувств. Актеры, преподаватели, руководители, дипломаты, бизнесмены, телеведущие… Но не только для работы необходимо знать, как тренировать мимику лица - красиво и достоверно передавать свои чувства должен уметь каждый.

Параллельно с мимикой нужно развивать речевой аппарат - эти два механизма неразрывно связаны друг с другом. К примеру, существует лечебный комплекс мимических упражнений для детей с дизартрией - расстройством произносительной функции. У речи и мимики существует «круговая порука»: чем четче речь, тем лучше разработаны мышцы лица и наоборот.

Но прежде, чем узнать, как развивать мимику лица, давайте разберемся с вопросом, который беспокоит многих.

Старит ли мимика?

Существует мнение, будто живая мимика лица быстро старит человека: там, где часто появляются складки, со временем образуются глубокие морщины. Так ли это?

Чтобы не быть голословными, давайте сравним киноактеров, известных своим мимическим мастерством. Первым на ум приходит Джим Керри. Ему немного за 50 и уже есть заметные морщины, особенно в районе глаз. Актер сам признается, что морщины подарила ему карьера актера с самым выразительным лицом. Но при этом Керри никогда не делал пластических операций или уколов ботокса - поскольку они делают мимику более скованной, это категорически противопоказано кинозвезде. Для того, чтобы замедлить процесс старения, Керри пользуется кремами.

Джеки Чан - еще один человек с богатой мимикой, который всегда улыбается. Ему чуть больше 60 лет, но выглядит он прекрасно. Конечно, и у него имеются мимические морщины, но за всю свою жизнь Джеки делал только операции, связанные с травмами - никакой пластики.

Неизменному кривляке Джонни Деппу тоже слегка за 50, но в это сложно поверить - кажется, что ему максимум 40. Но есть один секрет - капитан Воробей делал пластику: подтяжку лица, лифтинг бровей и блефаропластику (вокруг глаз).

А вот актер, славящийся практически полным отсутствием мимики - Киану Ривз - не стареет вообще. Он ровесник Деппа и Керри, но при этом выглядит на 30. Говорят, что Нео не брезгует ботоксом, но сам актер не сознается в этом. Его главный актерский инструмент - глаза.

Действительно, определенные мимические привычки накладывают отпечаток на лицо - но происходит это в отведенный срок, когда у человека появляются естественные морщины, и никак не ранее. И какие это будут морщинки - выбирать только вам: то ли глубокие борозды от угрюмо нахмуренного лба, то ли обаятельные лучики вокруг глаз от смеха. И не забывайте, что актеры, известные своим умением кривляться, профессионально занимались этим всю жизнь. Они отсняли миллионы дублей и гримасничали куда больше, чем это понадобится человеку в повседневной жизни. Представьте себе Джима Керри в офисном кабинете. Засмеялись?

Тем же, кто страшится потерять молодость, нужно помнить о дополнительных факторах - это наследственность, тип кожи, нахождение на солнце, уход за лицом. Массаж, омолаживающие процедуры, кремы и масла помогут не бояться появления ранних морщин.

Зарядка для лица

Для того, чтобы развить свою мимику, сначала нужно сделать лицо более подвижным, раскрепостить мимические мышцы. Спортсмены перед тренировкой делают разминку - давайте и мы займемся этим. Нужно стать перед зеркалом, убрать волосы в хвостик, подколоть челку. Все лицо должно быть на виду.

Начинайте усиленно двигать разными частями своего лица, стараясь развивать как можно большую амплитуду. Вот примеры таких движений:

  • Поднимайте и опускайте брови;
  • Широко открывайте и закрывайте рот;
  • Улыбайтесь как можно шире, не оголяя зубы, потом резко складывайте губки бантиком или «уточкой»;
  • Широко открывайте глаза и жмурьтесь.

Важно, чтобы при упражнении на определенную часть лица остальные не были задействованы. Поначалу это бывает непросто - одни мышцы «тянут» за собой другие, и вместе с бровями, к примеру, вы начинаете рефлекторно поднимать губы.

Эти упражнения нужно повторять регулярно, даже когда вы уже развили мимику лица. Они помогают мышцам оставаться быстрыми и гибкими. Поначалу нужно тренироваться 3-4 раза в неделю, потом можно оставить один сеанс. Одно занятие должно длиться около получаса.

В качестве дополнения к упражнениям можно корчить себе рожицы - это тоже хорошо разогревает лицевую мускулатуру.

Изучаем эмоции

Как вы помните, развитие мимики лица понадобится нам в первую очередь для того, чтобы красочно передавать эмоции. Поэтому нужно выучить соответствующее выражение лица, и научиться применять этот навык в общении. Многие люди не умеют передавать эмоции «под заказ»: попросишь их изобразить гнев, а получается комичная маска. Все потому, что они не знают, как выглядят со стороны. Эту проблему и будем искоренять с помощью следующего упражнения.

Станьте перед зеркалом и постарайтесь изобразить такие эмоции:

  • Страдание;
  • Радость;
  • Удивление;
  • Возмущение;
  • Испуг;
  • Гнев;
  • Безысходность;
  • Задумчивость;
  • Восторг.

Если не удовлетворены результатом, посмотрите на лица актеров в определенных ситуациях и попробуйте повторить их выражение. Не можете оценить результаты своих трудов в зеркале - снимайте селфи, по фотографии проще сделать объективные выводы.

На сессиях фотомодель обязана изображать все чувства и состояния, которые ей дает фотограф: «Сделай мне нежность! Невинность! Агрессию! Ты увидела котенка! Тебе подарили машину!» И все это она должна исполнить не хуже голливудской кинодивы.

Многие думают, что моделям нужны лишь красота и фигура, но очень важную роль в этой профессии играет умение быть фотогеничным и владеть своим лицом. Попробуйте побыть фотомоделью и изобразить все эмоции и реакции, которые только придут вам в голову.

Игра в угадайки

Для нее нужен еще один человек, которому тоже интересны упражнения для мимики лица. А еще лучше, если это будет компания - тогда вы сможете сыграть в веселую игру. Она похожа на игру в «крокодила» - один участник изображает загаданную эмоцию, остальные отгадывают.


Учитесь делать то, чего не умеете

1. Подмигивание.

Да, далеко не все умеют делать это красиво и игриво. У кого-то получается просто закрывать один глаз, а кто-то не может и этого - получается моргать только обеими. Посмотрите на актеров или знакомых, которые умею подмигивать, и повторяйте это в зеркале. Возможно, поначалу придется помогать себе руками, придерживая те части лица, которые не слушаются.

2. Как поднять одну бровь?

Умение поднимать брови подарила нам эволюция. Кроме людей делать это умеют только обезьяны - так они демонстрируют угрозу.

Поднять обе брови может любой человек, а вот одну - не каждый. Те же, кто наделен этой суперспособностью, щеголяют ею направо и налево. Не расстраивайтесь - ее можно развить. Снова становимся перед зеркалом и начинаем с помощью рук поднимать одну бровь, придерживая вторую. Запоминаем, какие мышцы при этом работают. Научитесь приподнимать бровь без помощи рук. Высший пилотаж - быстро поднимать их по очереди, как бы поигрывая.

3. Фокусы с языком

Вы помните, что для улучшения мимики нужно развивать речевой аппарат. Упражнения с языком не только помогут в этом, но и сделают вас звездой среди друзей - ведь скручивать язык в трубочку, складывать его гармошкой или доставать до носа умеет очень мало людей. Правда, с доставанием до носа есть одно обязательное условие - длинный язык. Но нужно хотя бы попытаться. А вот остальные упражнения дадутся обладателю языка любой длины. Технологию в двух словах не объяснишь - лучше поищите обучающее видео в интернете.

Дурные мимические привычки

Чтобы обладать красивой и выразительной мимикой, необходимо избавиться от привычек, которые портят ваше выражение лица и вызывают ранние морщины. Многие из нас щурятся, морщатся, кривятся и хмурятся, даже не подозревая, насколько это им вредит. Если знаете за собой такие привычки - контролируйте их. А чтобы не расслабляться, периодически щурьтесь или морщитесь в зеркало - посмотрите, как это некрасиво, и у вас сразу появится стимул избавляться от этих гримас. Если постоянно забываете о самоконтроле, попросите напоминать кого-то из близких. Лучше всего с этим справятся мамы - они как никто переживают, чтобы их дети были красивыми и обаятельными.

***
Мимика есть у всех - она закладывается в мозг еще в детстве, когда малыши смотрят на родителей и копируют их выражение лица. Но неконтролируемая мимика подобна невоспитанному человеку - всегда найдет, где наломать дров. Можно сравнить ее и с конем, едущим на всаднике - вместо того, чтобы облегчать жизнь, неуправляемая мимика ее усложняет. О таких людях говорят: у него все на лбу написано. И хотел бы скрыть свои чувства, да не может.

Не стоит умалять ее роль - лишь одно умение правильно пользоваться мимикой способно значительно изменить судьбу человека. И учиться этому мастерству можно начинать в любой момент, не зависимо от возраста.

P.S. Узнайте «Что такое артистичность и как ее развить »

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Мимика (от греч. подражатель) - выразительные движения лица человека, приводящие к сокращению лицевых мышц, происходят в соответствии с теми или иными психическими состояниями человека, образуя то, что называют мимикой или экспрессией лица. С художественной и театральной точек зрения - это уменье или способность произвольно пользоваться такими движениями мышц, что можно назвать «искусством выражать чувства и настроение.

Відео YouTube


Общение является одним из центральных аспектов повседневной жизни, что находит свое отражение в широком разнообразии способов которыми люди обмениваются информацией. И это происходит не только с помощью слов, но и с помощью мимики и движений тела. Выражение лица можно сказать многое. Кивок означает понимание, хмурое выражение может сказать: «Я не понимаю! Пожалуйста, объясните еще!»
Ученые из Института Макса Планка по биологической кибернетики в Тюбингене (Германия) обнаружили, что мы можем классифицировать выражение лица гораздо лучше, когда оно движется естественным образом, а не когда «заморожено» в фотографии. Для того, чтобы проявилось преимущество динамической информации, мы должны видеть изменяющуюся мимику лица, по меньшей мере, 100 миллисекунд. Если видеоряд короче, наш мозг не способен правильно интерпретировать выражение лица. Некоторые выражения проявляются в изменении ориентации головы, например кивок или покачивание головой. Другие основаны на сложных деформациях лицевой части. Например, морщины нашего носа сигнализирует об отвращении или о том, что человек хмуриться.

Не только эмоции могут вызывать непроизвольную мимику, но и мимика может вызывать эмоции. Это своего рода обратная связь. Человек, который пытается изобразить на своём лице эмоцию, рано или поздно начинает её испытывать. Вот попробуйте прямо сейчас улыбнуться и одновременно подумать о чём-нибудь плохом. Вряд ли у Вас что-нибудь получиться, а если и получиться то с трудом. Можно этот опыт использовать и наоборот.

Под действием испытываемых индивидом чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур, которые определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать.
Об искренности человеческой эмоции обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины. Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды...) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее нужна порядочная практика или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие...) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение...).
Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно (усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, ну а скривленный в одну сторону рот - о скепсисе или насмешке...). Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины - это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению

.
Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:

Чрезмерная улыбчивость - потребность в одобрении;
- кривая улыбка - знак контролируемой нервозности;
- улыбка при приподнятых бровях - готовность подчиниться;
- улыбка при опущенных бровях - выказывание превосходства;
- улыбка без подъема нижних век - неискренность;
- улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания - угроза.


Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:

- *радость*: грубы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;
- *интерес*: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;
- *счастье*: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;
- *удивление*: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;
- *отвращение*: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;
- *презрение*, бровь приподнята, лицо вытянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;
- *страх*: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об
интенсивности эмоции...); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это - контролируемый страх;
- *гнев*: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;
- *стыд*: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или "бегают" из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;
- *скорбь*: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены