На какие государства распалась югославия, или славяне помнят. Разделение югославии на государства

Потрясения в Советском Союзе происходили параллельно с острейшим кризисом государственности в Югославии, которая, подобно СССР, стала разрушаться. «Особый путь» И.Б.Тито, не избавил эту страну от слабостей, которые были свойственны «реальному социализму». Система управления страной постепенно вела к экономической и политической автаркии республик и краев, усиливала неравномерность их развития. От распада страну спасали только авторитет личной власти И.Б.Тито и жесткая организационная структура коммунистической партии.

Но к началу 70-х годов в республиках и краях сформировалось новое поколение руководителей, которые не разделяли революционно-интернационалистских взглядов И.Б.Тито и были подвержены влиянию националистических настроений. В первую очередь это относилось к руководителям Хорватии, история вхождения которой в состав единой Югославии была предельно противоречивой (см. т. 1 наст, изд.). Очагом этнической напряженности был и автономный край Косово и Метохия (с 1974 г. – Косово) в составе Социалистической Республики Сербии, большинство населения которого после окончания Второй мировой войны стали составлять албанцы, мигрировавшие туда из Албании при нацистской оккупации. Пытаясь предупредить сепаратизм, федеральные власти шли на уступки косовским албанцам, в результате чего местное сербское и черногорское население подвергалось негласной дискриминации со стороны местных албанских властей и постепенно покидало Косово. Демографические соотношения менялись еще больше в пользу албанцев.

После смерти И.Б.Тито в мае 1980 г. президентская власть перешла к институту коллективного руководства – федеральному президиуму. При соблюдении принципа ежегодной ротации его председателем выбирался представитель одной из республик и краев. Экономическая ситуация в стране была сложной. После распада СССР {♦} произошла девальвация «особой» роли, которую играла Югославия в геополитических расчетах Востока и Запада. Сократилась помощь из внешних источников. Экономические трудности, рост внешней задолженности обострили противоречия между частями федерации.

Попытку вывести экономику страны из пропасти предприняло в 1989 г. по диктуемым МВФ канонам «шоковой терапии» правительство, возглавляемое хорватом Анте Марковичем. Ему удалось сбить инфляцию ценой роста безработицы, банкротств и бедности. Но как только реформа коснулась сферы приватизации, ее проведение натолкнулось на сопротивление разных политических группировок. Прежде всего реформой были недовольны экономические и управленческие элиты отдельных республик, стремившиеся захватить наиболее рентабельные объекты приватизации. Это было легче сделать, вступив в союз с республиканскими властями против федеральных, на чем и сосредоточились представители бизнеса в большинстве республик Югославии. Это стимулировало сепаратизм. Реформы А.Марковича, требовавшие унификации существовавших в республиках экономических систем, спровоцировали дополнительную межнациональную напряженность.



Она усугублялась религиозными и историческими факторами – большинство населения Словении и Хорватии составляли католики, сербы, черногорцы и македонцы были православными, в Боснии и Герцеговине имелось значительное число славян-мусульман, которые считались отдельной этнической группой по признаку религиозной принадлежности. Мусульманами были и албанцы, населявшие автономный край Косово.

27 сентября 1989 г. парламент югославской республики Словении принял поправки к своей конституции, провозгласившие право республики выйти из состава СФРЮ. Это был первый шаг к разрушению единой Югославии.

В том же 1989 г. албанское большинство Косово выступило с требованиями повысить статус этого края, объявив его республикой. Сербское население края было напугано этими настроениями. По всей Сербии стали разрастаться антиалбанские настроения. На их волне 9 января 1990 г. на первых многопартийных выборах в Сербии президентом стал Слободан Милошевич – руководитель сербской организации коммунистов, которые преобразовали свою партию в социалистическую. С.Милошевич выступал под лозунгами сохранения территориального единства Югославии и необходимости борьбы с сепаратизмом. 28 сентября 1990 г. сербский республиканский парламент принял решение о ликвидации автономии Косово, в край были направлены войска.

Националистические движения под воинственно патриотическими лозунгами победили в том же 1990 г. и на выборах в Хорватии и Словении. При этом на исход выборов в Хорватии большое влияние оказала финансовая помощь, которую из-за рубежа оказали националистически настроенному кандидату отставному генералу (и сорат-{♦}нику И.Б.Тито) Франьо Туджману эмигранты-усташи, покинувшие Югославию после Второй мировой войны. Идея усташей о восстановлении независимости Хорватии встретила понимание Ф.Туджмана.

23 декабря 1990 г. в Словении был проведен референдум, участники которого высказались за независимость Словении. Немедленно вслед за тем такой же референдум был проведен в Хорватии, которая тоже приняла решение о выходе из Югославии. В декабре 1990 г. в Хорватии была принята новая конституция, объявлявшая ее «государством хорватского народа». Между тем, 30% населения Хорватии в тех административных границах, которые она имела в составе СФРЮ, составляли сербы.

Хорватские сербы проживали компактно. Это было связано с тем, что после Второй мировой войны, когда формировались административные границы югославских республик, в состав Социалистической Республики Хорватии по настоянию И.Б.Тито (который по национальности был хорватом) были включены земли с преобладанием сербского населения. Тогда же в состав Хорватии было передано все населенное мусульманами боснийское побережье Адриатики – что вскоре вызвало конфликт Хорватии с Боснией и Герцеговиной.

Опасаясь дискриминации после принятия новой конституции, сербское население Хорватии провозгласило на преимущественно сербских территориях создание собственного государственного образования – Республики Сербская Крайна (РСК). Она провозгласила свою независимость, включив в свой состав и все преимущественно сербские по составу населения исторические области и территории – Восточную и Западную Славонию, Баранью, Западный Срем и Книнскую Крайну. Республика Сербская Крайна стала добиваться объединения с Сербией. Помощь РСК фактически стали оказывать имевшиеся на территории Хорватии части Югославской народной армии.

В апреле 1991 г. парламент самопровозглашенной РСК обратился к Сербии с просьбой принять ее в свой состав, но сербский парламент эту просьбу отклонил. Президент Сербии С.Милошевич, конечно, сочувствовал хорватским сербам. Но он опасался открыто высказываться за объединение Сербской Крайны с Сербией, настаивая на нерушимости всех существующих границ Югославии. Его план состоял в том, чтобы удержать Хорватию в составе единой Югославии, сохранив при этом в составе Хорватии входившие в нее сербские территории.

Благодаря этой осмотрительной позиции С.Милошевичу удавалось в тот момент сохранять конструктивные отношений с США и другими западными странами, хотя последние требовали от него согласиться пойти на уступки этническим меньшинствам, в том числе – албанскому населению Косово.

В Югославии развивался политический кризис. Деятельность института коллективного руководства Югославии была парализована. В марте 1991 г. прошла серия встреч руководителей югославских республик с целью определить будущий путь развития федерации. {♦} Выработать общее видение не удавалось. В мае 1991 г., когда подошло время избрать на пост председателя президиума Югославии кандидата от Хорватии Стефана Месима, делегаты Сербии и Черногории заблокировали эту процедуру. Это было нарушением закона и традиции, легитимность единой верховной федеральной власти в стране была поставлена под сомнение. Федеральный президиум фактически перестал функционировать. С этого времени федеральное правительство в Белграде уже выражало интересы прежде всего Сербии, и представители Хорватии и Словении перестали в нем участвовать.

В такой обстановке 9 мая 1991 г. правительство в Белграде приняло решение предоставить особые полномочия Югославской народной армии для проведения операций в Хорватии – формально для того, чтобы не допустить захвата хорватскими властями армейского имущества и федеральной собственности. Это только усугубило ситуацию. 26 июня 1991 г. Словения и Хорватия заявили о выходе из состава СРФЮ.

Федеральные власти в Белграде не признали эти акты. Конфликт федеральной и республиканских властей вылился в кровавые столкновения с участием частей регулярной армии. Начались вооруженные столкновения отрядов хорватских правых и формирований сербов Республики Сербской Крайны. В Югославии началась гражданская война.

Она мало затронула Словению, относительно однородную в этническом отношении и отделенную от Сербии территорией Хорватии. Федеральные войска были выведены из Словении спустя две недели после их ввода в результате компромисса между словенским правительством и федеральными властями в Белграде при посредничестве Европейского сообщества, убедившего сначала Словению, а затем и Хорватию объявить «мораторий на независимость» сроком на три месяца.

Поразительно бескровно от единой Югославии отделилась и Македония, которая провозгласила себя независимой 18 сентября 1991 г.

Но внутри Хорватии война стала протекать в крайне жестоких формах – прежде всего из-за упорного сопротивления новым хорватским властям со стороны сербов в Сербской Крайне. Война на первых порах характеризовалась победами сербской стороны, которая при поддержке регулярной югославской армии овладела третью территории Хорватии. Хорватским силам пришлось отойти со всех территорий, населенных сербами. В октябре 1991 г. федеральные силы под давлением международного сообщества были выведены из Хорватии, оставив контроль над сербскими территориями властям непризнанной РСК. Конфликт остался неурегулированным, а сепаратистские тенденции продолжали развиваться.

В ноябре 1991 г. свою независимость от единой Югославии провозгласила республика Босния и Герцеговина. Македонские власти постановили провести в марте 1992 г. референдум, который должен {♦} был определить, вступит ли в силу принятая македонским парламентом декларация о независимости.

Международное сообщество пыталось содействовать прекращению военных действий в Югославии. В 1991 г. ООН ввела эмбарго на поставки оружия в любой район Югославии (резолюция Совета безопасности № 713 от 25 сентября 1991 г.) и начала оказывать населению пострадавших районов гуманитарную помощь. Для охраны гуманитарных конвоев ООН на территорию Югославии были введены небольшие контингенты сил ООН (резолюция № 724 от 25 декабря 1991 г.).

СССР был вторым мировым полюсом, определявшим ход международных отношений после окончания Второй мировой войны, поэтому роспуск Советского Союза стал окончанием продолжительного периода биполярного развития мира. Российская Федерация, ставшая государством-правопреемником и правопродолжателем СССР, не могла выполнять присущие Советскому Союзу функции одной из опор биполярности, потому что не обладала для этого необходимыми ресурсами.

Исчезновение СССР как одного из двух определяющих элементов системы международных отношений периода 1945-1991 гг. можно считать завершающим событием послевоенной эпохи. Биполярная структура международных отношений разрушилась. Ялтинско-потсдамский порядок перестал существовать. Это не вызвало глобального катаклизма. Стабильность международной системы в целом сохранилась.

В международных отношениях начали развиваться тенденции к унификации и сближению бывших социалистических и капиталистических стран, а международная система в целом стала развивать в себе черты «глобального общества». Это процесс был сопряжен с новыми острыми проблемами и противоречиями.

Источники и литература

Горбачев М.С.Размышления о прошлом и будущем. М.: Терра, 1998.

Bush G., Scowcroft В. A World Transformed. N.Y.: Alfred A. Knopf, 1998.

Shultz С.Р. Turmoil and Triumph. My Years as Secretary of State. N.Y.: Charles Scribners Sons, 1993.

Горбачев-Ельцин: 1500 дней политического противостояния. М., 1992.

Согрин В. Политическая история современной России. 1985-1994. От Горбачева до Ельцина. М., 1994.

Garthoff R.L. The Great Transition. American-Soviet Relations and the End of the Cold War. Washington, D.C.: The Brookings Institution, 1994.

Gates R.M. Through the Shadows. The Ultimate Insider"s Story of Five Presidents and How They Won the Cold War. N.Y.: Simon and Schuster, 1996.

РАЗДЕЛ IV. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Самоуничтожение Советского Союза полностью изменило характер международного взаимодействия. Исчез водораздел между двумя противостоявшими блоками. Перестала существовать подсистема международных отношений, основой которой был «социалистический лагерь». Особенностью этой грандиозной трансформации был ее преимущественно мирный характер. Распад СССР сопровождался конфликтами, но ни один из них не вылился в крупную войну, способную угрожать общему миру в Европе или Азии. Глобальная стабильность сохранилась, хотя интересам национальной безопасности многих стран (СССР, СФРЮ, Азербайджана, Грузии, Таджикистана и др.) был нанесен сокрушительный или очень существенный ущерб. Всеобщий мир и преодоление полувекового раскола международной системы были обеспечены ценой разрушения многонациональных государств.

Трагедии государственного распада оборачивались обнадеживающей тенденцией к восстановлению политического единства мира. В начале 90-х годов эта тенденция воспринималась в бывших социалистических странах через призму наивных ожиданий лучшей жизни, освобождения личности и роста благосостояния. Горечь утраты государственности сопрягалась с надеждами на обретение свободы через демократизацию. Общественное сознание во многих частях бывшего «социалистического мира» стремилось переключить внимание с раздумий о потерях на поиск новых возможностей, которые давало странам и народом прекращение конфронтации. Демократизация большой группы бывших социалистических стран почти на десятилетие стала важнейшей чертой международных отношений.

Но другой их характеристикой оказалось падение управляемости международной системы, которое вылилось в кризис миросистемного регулирования первой половины 90-х годов. Старые механизмы международного управления опирались на «конфронтацию по правилам» между СССР и США и соблюдение их союзниками «блоковой дисциплины» – регламентов поведения по принципу «равнения на старшего» в рамках НАТО и Варшавского договора. Прекращение конфронтации и распад ОВД подорвали эффективность такой системы.

Регулирование на базе ООН, и прежде не отличавшееся эффективностью, в новых условиях справлялось с задачами обеспечения мира еще менее успешно. ООН, в том виде, в котором она сформировалась, была приспособлена главным образом для того, чтобы не допустить войны между великими державами – Советским Союзом {♦} и Соединенными Штатами. В этом состоял ее, так сказать, запретительный «мандат», с которым ООН во второй половине XX в. превосходно справилась.

Но конструирующий «мандат» ООН на практике, в сущности, не был реализован. Ее редкие попытки заниматься миротворчеством либо заканчивались неудачами, либо имели вспомогательное значение по отношению к результатам, которых могли добиваться великие державы посредством прямого диалога друг с другом. Предстояло заново сформулировать стоящие перед ООН задачи, по возможности сделав ее не формальной, а реальной основой международного регулирования. Для этого требовалось провести реформу ООН. Тогда можно было бы рассчитывать на гармонизацию международных отношений и их упорядочение с учетом интересов всех стран мира.

Но сильные державы в силу разных причин недоверчиво относились к ООН. Соединенные Штаты ощущали себя после прекращения конфронтации победившей стороной. Укрепление ООН могло ограничить свободу действий США на международной арене и поэтому было им не выгодно. США относились в реформе ООН настороженно. Российская Федерация, ставшая правопреемницей и правопродолжательницей Союза ССР, тоже опасалась реформы ООН. Россия не обладала потенциалом СССР. Привилегированный статус в Совете безопасности ООН, который она от него унаследовала, позволял компенсировать слабости положения, в котором она оказалась после разрушения Советского Союза. Реформа ООН, которая, согласно большинству предлагавшихся проектов, должна была расширить круг постоянных членов Совета безопасности и ограничить практику применения права вето, могла бы еще больше девальвировать «голос» Москвы в международных делах.

Возник негласный консенсус между Россией и США в вопросе торможения реформы ООН. Международное регулирование после 1991 г. «стихийно» продолжило осуществляться на базе имевшихся механизмов. Поскольку они были построены и сбалансированы между собой таким образом, чтобы не мешать двум сверхдержавам использовать преимущества своих национальных потенциалов, то в новых условиях более весомая роль в международном управлении была автоматически гарантирована более сильной стороне. В этом состояла организационная предпосылка усиления роли США в международной политике.

Глава 12. РАСПАД БИПОЛЯРНОЙ СТРУКТУРЫ

Югославии? Это обобщенное название событий, происходивших на протяжении семнадцати лет. До 2008 года на карте Европы присутствовало такое государство, как Социалистическая Федеративная Республика Югославия. Позже оно разделилось на несколько независимых стран, одна из которых признана далеко не всеми державами. О причинах распада Югославии пойдет речь в сегодняшней статье.

Предыстория

Прежде чем рассказать о причинах распада Югославии, стоит вспомнить события, которые происходили еще в середине XX столетия. В сороковые-шестидесятые годы руководящая политика СФРЮ основывалась на идеологии пролетарского интернационализма. В государстве царила диктатура И. Б. Тито. В стране наблюдались процессы национального самоопределения, которые подавить можно было лишь при сохранении власти в руках одного политического деятеля. К началу шестидесятых годов борьба между сторонниками реформ и приверженцами усиления централизма усилилась.

В семидесятые республиканские движения в Хорватии, Словении и Сербии начали набирать силу. Диктатор понял, что эти процессы представляют угрозу для его власти. С движением, вошедшим в историю под термином «хорватская весна», в 1971 году было покончено. Вскоре были разгромлены сербские либералы. Не избежали подобной участи и словенские "технократы".

В середине семидесятых наблюдались опасные обострения в отношениях между сербским населением, хорватами, боснийцами. В мае 1980 года начался новый этап в истории Югославии - умер Тито. Пост президента после смерти диктатора был упразднен. Власть отныне перешла в руки коллективного руководства, которое, впрочем, довольно быстро утратило популярность у населения. В 1981 году обострились противоречия между сербами и албанцами в Косове. Произошло столкновение, которое получило широкий резонанс в мире и стало одной из причин распада Югославии.

Меморандум САНИ

В середине восьмидесятых в белградской газете был опубликован документ, который в какой-то мере стал одной из причин распада Югославии. Это был меморандум Сербской академии наук и искусств. Содержание документа: анализ политического положения в Югославии, требования сербского общества и диссидентов. Антикоммунистические настроения, которые нарастали в восьмидесятые годы, - еще одна причина распада Югославии.

Манифест стал самым важным документом для всех сербских националистов. Он подвергся резкой критике официальных властей и политических деятелей других республик СФРЮ. Все же со временем идеи, которые содержались в меморандуме, получили распространение и использовались активно различными политическими силами.

Последователи Тито с трудом удерживали идеологический и этнологический баланс в стране. Опубликованный меморандум существенно подорвал их силы. По всей Сербии были организованы митинги, участники которых выступали под лозунгом «В защиту Косово». 28 июня 1989 года произошло событие, которое можно рассматривать как следствие одной из причин распада Югославии. В день знаменательной битвы, свершившейся в 1389 году, Милошевич обратился к сербам с призывом «оставаться на своей родной земле, несмотря на трудности и унижения».

Почему СФРЮ прекратила свое существование? Причина кризиса, распада Югославии - культурное и экономическое неравенство между республиками. Развал страны, как и любого другого происходил постепенно, сопровождался митингами, беспорядками, кровопролитием.

НАТО

Этот политический деятель сыграл в событиях, о которых идет речь в сегодняшней статье, важную роль. С его именем связана череда гражданских столкновений, послуживших причиной распада Югославии. Последствия многочисленных этнических конфликтов - военное вмешательство НАТО.

Деятельность Милошевича в мире рассматривают по-разному. Для одних он главный виновник распада СФРЮ. Для других - всего лишь активный политический деятель, который отстаивал интересы собственной страны. Многие полагают, что вмешательство НАТО - это и есть причина распада Югославии. Этапов югославского кризиса можно выделить несколько. На начальной стадии США занимали нейтральную позицию. К началу девяностых, по мнению российского дипломата Квицинского, в этнических конфликтах на территории Косово сыграли немалую роль именно Штаты.

Итак, распад Югославии, причины, этапы и итоги этого многолетнего конфликта - все это в мире трактуют по-разному. По понятным причинам мнения американских и российских исследователей расходятся. Подготовка мирового общественного мнения, вмешательство НАТО, смена экономического и политического курса Югославии, контроль европейскими структурами, разрыв в связи СФРЮ с Россией - такие действия предприняли США в девяностых годах, по мнению вышеупомянутого дипломата, и, согласно его точке зрения, они и послужили причинами распада Югославии. Об этапах и итогах более подробно рассказано ниже. Стоит привести несколько фактов из биографии Милошевича. Это прольет свет на причины распада Югославии.

Краткие сведения о политической деятельности Милошевича

В начале семидесятых он руководил информационной службой в Белграде. Позже возглавил нефтяную компанию, затем один из крупнейших банков столицы. Милошевич был коммунистом с 1959 года, в середине восьмидесятых занял должность председателя горкома, затем Президиума ЦК. В 1988 году он возглавил митинг в Нови-Сад, направленный против правительства Воеводины. Когда конфликт между албанцами и сербами принял угрожающие масштабы, обратился к последним с речью, в которой содержался призыв не отступать и не пасовать ни перед какими трудностями.

В 1991 году в Словении и Хорватии объявили о независимости. В ходе Хорватского конфликта погибло несколько сотен человек. В разгар Милошевич дал интервью ведущей российской газете, в котором содержалось обвинение Германии в распаде Югославии.

Массовое недовольство

В социалистической Югославии национальные вопросы считались пережитком прошлого. Но это не значит, что такие проблемы в годы правления Тито не существовали. Они лишь на время были забыты. В чем же причина напряженности в отношениях между представителями различных этнических групп? Хорватия и Словения процветали. Уровень жизни в юго-восточных республиках тем временем оставлял желать лучшего. Нарастало массовое недовольство. А это и есть признак того, что югославы не считали себя единым народом, несмотря на шестьдесят лет существования в рамках одного государства.

Многопартийность

На настроения в политических общественных кругах влияние оказали события, произошедшие в 1990 году в Центральной и Восточной Европе. В это время в Югославии была введена многопартийность. Провели выборы. Победила партия Милошевича, которая, впрочем, была бывшей коммунистической. Она получила большее количество голосов во многих регионах.

В Сербии и Черногории не велись столь горячие дебаты, как в прочих регионах. Были проведены жесткие меры, главной целью которых стала ликвидация албанского национализма. Правда, они встретили решительный отпор в Косове. Референдум, проведенный в декабре 1990 года, в результате которого Словения обрела независимость, стал самым большим ударом для Югославии.

Начало военных действий

В 1991 году Югославия распалась. Но на этом, конечно, не закончились конфликты. Все только начиналось. Хорватия, так же как Словения, объявила независимость. Начались бои. Однако войска ЮНА вскоре были выведены из Словении. Значительно больше силы Югославская армия направила на борьбу с хорватскими повстанцами. Развязалась война, в ходе которой погибло огромное количество людей. В результате сотни тысяч были вынуждены покинуть свои дома. В конфликт вмешались европейские сообщества. Однако прекратить огонь Хорватии было не так просто.

Босния

Черногорцы и сербы смирились с расколом, затем провозгласили о создании Союзной Республики Югославии. Конфликт не был исчерпан даже после того, как закончились военные действия в Хорватии. Новая волна вооруженных столкновений началась после обострения национальных противоречий в Боснии.

Обвинения в геноциде

Распад Югославии - это длительный процесс. Его история, возможно, начинается еще задолго да смерти диктатора. В начале девяностых в Боснию прибыли миротворческие силы ООН. Они пытались приостановить вооруженные столкновения, облегчить судьбу голодающему населению, создать «зону безопасности» для мусульман.

В 1992 году в прессе все чаще стали появляться сведения о зверских преступлениях, которые совершались сербами в лагерях для военнопленных. Мировая общественность заговорила о геноциде. Сербы же все чаще вспоминали преследования во время Второй мировой войны. В сороковые годы на территории оккупированной Югославии хорватами было уничтожено огромное количество сербов. Воспоминания об исторических событиях стали еще одной причиной обострения межнациональной ненависти.

Этапы югославского кризиса

Распад Югославии, причины, ход, итоги - кратко все это охарактеризовать можно следующим образом: неравенство между республиками в экономическом и культурном плане, которое переросло в междоусобицы и привело к вооруженным конфликтам. Первый этап распада Югославии начался сразу же после смерти Тито. Этому политику удавалось благодаря своему авторитету на протяжении многих лет сглаживать противоречия между сербами, хорватами, боснийцами, словенцами, македонцами, косовскими албанцами и прочими этническими группами многонациональной страны.

После смерти Тито всяческие попытки со стороны Советского Союза рассматривались как вмешательство во внутренние дела государства. Следующий этап югославского кризиса - нарастание националистических настроений в Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговине. В Косове исламский фундаментализм стал почти государственной идеологией.

Последствия

В конце восьмидесятых годов в Словении, Хорватии сформировались тенденции к отказу от общей югославской идеи. Некоторые политические деятели Боснии и Герцеговины придерживались точки зрения, согласно которой следует полностью отвергнуть совместное славянское прошлое. Так, Изетбегович однажды сказал: «Для меня важно, чтобы наше независимое государство стало исламским».

Последствия распада СФРЮ - возникновение нескольких независимых государств. У республики нет страны-преемницы. Раздел собственности затянулся надолго. Только в 2004 году в силу вступило соглашение, предусматривающие раздел золотовалютных активов.

Согласно мнению большинства историков, в войне, которая продолжалась на территории Югославии около десяти лет, пострадали больше всего сербы. осудил более ста представителей этой этнической группы. Другие национальные командиры в военные годы совершали не меньше преступлений. Но, например, среди обвиняемых было всего лишь около 30 хорватов.

Итак, в чем главная причина распада некогда самого большого государства на Балканах? Национальная ненависть, пропаганда, вмешательство других государств.

После Второй мировой войны Югославия хоть и вошла в социалистический лагерь, выбрала для себя несколько иной, нежели СССР и другие соцстраны, путь развития. В значительной степени это было продиктовано и амбициями харизматического лидера югославского антифашистского сопротивления – генерала Тито. В 1948 г. Югославия рассорилась со сталинским Советским Союзом, и до прихода к власти Хрущева Тито в СССР называли «кровавым палачом», «иностранным шпионом» и «фашистом».

Тито допустил элементы рынка в югославскую экономику, отказался от коллективизации. Был сделан упор на развитие самоуправления на предприятиях, значительные полномочия были предоставлены органам управления в югославских республиках: Сербии, Черногории, Хорватии, Словении, Македонии, Боснии и Герцеговине. В результате конституционной реформы 1963 г. страна получила название СФРЮ – Социалистическая Федеративная Республика Югославия. В 1980 г. Тито умер.

Достигнув явных успехов в экономике, Югославия все же не могла справиться с рядом проблем. Плановые традиции центрального руководства вступали в противоречия с рыночными элементами, получившие определенную автономию республиканские власти заботились об интересах своего края, в республиках стали все чаще проявляться сепаратистские, националистические тенденции, которые особенно усилились в конце 1980‑х годов. Наиболее развитые в промышленном плане Словения и Хорватия обеспечивали 50% экспорта СФРЮ. Именно эти республики выступили с инициативой внести в конституцию страны поправки, направленные на расширение их автономии. Сербия и Черногория внесли свои контрпредложения, усиливавшие централизацию.

После того как федеративный парламент – Союзная скупщина – фактически поддержал Сербию и Черногорию, Словения в сентябре 1989 г. провозгласила приоритет республиканских законов над федеративными и заявила о своем праве на выход из СФРЮ. Начался распад межреспубликанских экономических связей, торговля внутри СФРЮ перешла на взаиморасчеты в немецких марках, в стране действовало восемь автономных энергосистем. Началась обвальная инфляция. Попытки СКЮ (Союза коммунистов Югославии) предотвратить распад армии провалились. Союзы коммунистов всех республик изменили название, появилось и множество других партий. В 1990–1991 гг. на выборах во всех республиках, кроме Сербии и Черногории, к власти пришли антикоммунистические силы.

В Словении в конце 1990 г. состоялся референдум о независимости, на котором 86% высказались «за». К власти пришел блок «Демос» («Демократическая оппозиция») во главе с М. Кучаном. Небольшая Словения стремительно двинулась к стандартам развитых капиталистических стран.

В Хорватии большинство получило «Хорватское демократическое содружество» во главе с Франьо Туджманом, бывшим генералом Югославской народной армии, комиссаром партизанского отряда, историком и диссидентом. С начала 1970‑х годов он пропагандировал идею национального возрождения Хорватии, за что подвергался преследованиям со стороны властей. Референдум, который дал власть в руки Туджмана, бойкотировало население Крайны, самопровозглашенного сербского анклава на территории Хорватии.

25 июня 1991 г. Словения и Хорватия официально провозгласили свою самостоятельность. Территории же этих республик, заселенные сербами, начали борьбу за присоединение к Сербии. В этнический конфликт втянулась Югославская народная армия. Затем после ее отвода войну в Хорватии продолжали (и довольно успешно) отряды сербской самообороны. Белград поддерживал их оружием и деньгами. Трагедия заключалась и в том, что различия между хорватами и сербами были, в общем, для постороннего наблюдателя невелики. Они говорили на едином сербо‑хорватском языке, много лет вместе боролись за независимость Югославии. Отличия были в религии (сербы – православные, хорваты и словенцы – католики). Долгое время Хорватия и Словения входили в сферу интересов Венгрии, Австрии, Германии, в то время как Сербия была покорена Турцией, затем ее поддерживала Россия. Разгоревшаяся гражданская война была на время приостановлена благодаря экстренному вмешательству миротворческого контингента ООН. Стране был присвоен особый статус.

В Македонии независимость была достигнута без военных конфликтов в сентябре 1991 г. У этой страны есть проблемы с международным признанием в связи с позицией Греции, претендующей на ряд территорий.

Сербия и Черногория, оставшись в одиночестве, провозгласили в апреле 1992 г. новую Югославию – Союзную Республику Югославию (СРЮ). Власть сосредоточилась в руках сербов под руководством Слободана Милошевича.

Наиболее кровавым было обретение независимости Боснией и Герцеговиной, где относительное большинство (примерно 40 %) составляло мусульманское население (славяне, принявшие ислам во времена господства Османской империи). 32 % составляли православные сербы, заселявшие при этом наибольшие по площади территории в республике; 18,4 % – хорваты‑католики. После выборов в октябре 1991 г. хорваты и мусульмане заключили союз и, образовав большинство, провозгласили Меморандум о независимости страны. Сербская община отказалась признать этот документ и объявила о создании сепаратной Сербской республики в Боснии. Состоявшийся в марте 1992 г. референдум боснийские сербы игнорировали. Большинство же голосовавших высказались за независимость. В апреле 1992 г. в Боснии и Герцеговине разразилась гражданская война на межэтнической и межконфессиональной почве. Уже к 1993 г. здесь погибло 160 тысяч человек. Взаимные этнические «зачистки», партизанские рейды, наполнение концлагерей, артобстрелы Сараево и других городов продолжались более трех лет. Лидер боснийских сербов Радован Караджич был обвинен в геноциде и военных преступлениях Международным трибуналом.

ООН и ЕС были наиболее серьезно настроены против СРЮ. Сербское руководство обвиняли в экспансионистской политике, вмешательстве в дела Хорватии и Боснии и Герцеговины. Против Белграда были введены экономические санкции, которые были сняты только в январе 1996 г. За это время экономике страны был причинен колоссальный ущерб. В то же время авиация НАТО наносила удары по базам боснийских сербов, склоняя их таким образом к подписанию мирных соглашений.

В ноябре 1995 г. по инициативе Англии и США Милошевичем, Туджманом и боснийским лидером Изитбеговичем в городе Дейтон (США) было подписано соглашение, погасившее пламя гражданской войны. При содействии миротворцев ООН и НАТО территория Боснии и Герцеговины была разделена на три анклава. Мусульманам была передана сербская часть Сараево, которую покинули примерно 150 тысяч человек. В целом война в Боснии унесла более 200 тысяч человеческих жизней. Из восточной части Боснии было изгнано порядка 800 тысяч мусульман, из западной и центральной частей – около 600 тысяч сербов, а из центральной – около 300 тысяч хорватов. Многие из них остались за рубежом; к 2000 г. число уехавших из страны достигало 800 тысяч человек.

Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) образовалась в 1945 году в результате победы Советского Союза над фашистской Германией. Большой вклад в это на своей земле совершили партизаны многих национальностей, народов, позднее вошедших в состав нового государства. Стоит напомнить, что беспощадная к фашистам освободительная армия под руководством единственного маршала (1943 г.) Иосипа Броз Тито, бессменного лидера Югославии до смерти в 1980 году, кардинально отличалась от французского Сопротивления, значимость которого сильно преувеличена, в том числе для того, чтобы вкусно кормившая, всячески ублажавшая немецких оккупантов Франция по окончании Второй мировой вдруг чудесным, непостижимым образом вошла в тесный круг стран-победителей, став постоянным членом Совета Безопасности ООН с правом вето (!) наравне со странами антигитлеровской коалиции – , Великобританией, США, действительно, серьезно, тяжело воевавшим с Японской империей, Китаем. На какие государства распалась Югославия? Часть ответов на этот непростой вопрос можно найти, если вспомнить, как она создавалась.

Слова из поэмы А.С. Пушкина «Полтава» в полной мере отражают, что представляла из себя социалистическая Югославия, созданная, направляемая и «мудро» руководимая коммунистической партией страны.

Слишком разными были народы, национальности, вошедшие в ее состав, – сербы, родственные им черногорцы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, албанцы, а также словаки, венгры, румыны, турки. Одни были православными христианами, другие – католиками, третьи исповедовали ислам, четвертые не верили ни во что и ни в кого. Для большинства родным языком была кириллица, а для остальных – латиница.

В состав СФРЮ входили шесть социалистических республик:

  • Сербия. Лидер объединенной Югославии, в том числе потому, что 40% населения нового государства составляли этнические сербы. Другим членам Федерации к концу существования страны в 1991 году, это уже очень сильно не нравилось. В стране начались конфликты и распри по любому, хоть немного значимому поводу.
  • Хорватия.
  • Словения.
  • Черногория.
  • Македония.
  • Босния и Герцеговина.
  • А также два автономных края – Косово и Воеводина, где в первом, в основном, проживали албанцы, а во втором – венгры.

За годы существования Югославии (1945–1991 гг.) ее население выросло с 15,77 до 23,53 млн человек. Надо сказать, что этническая, религиозная рознь стала одной из главных причин распада единой страны на отдельные, независимые государства. Наглядный пример: в основном, только дети от смешанных браков, что составляли на 1981 год 5,4% от всего населения СФРЮ, официально признавали, определяли себя как югославы, в отличие от остальных 94,6% граждан.

Долгие годы СФРЮ была наравне с ГДР лидером социалистической части Европы, часто называемой Восточной, как географически, так и в переносном смысле, противопоставляемой Западной во главе с ФРГ, другими сателлитами США. Экономика, уровень жизни в Югославии и ГДР выгодно отличались от большинства стран, входивших в социалистический «Евросоюз», объединяемый в составе Совета экономической взаимопомощи и военного Варшавского договора. Армия Югославии была хорошо вооруженной, обученной грозной силой, максимально достигавшей в годы существования страны 600 тыс. солдат и офицеров.

Общий экономический, идеологический упадок, позднее названный застоем, поразивший Советский Союз и другие страны социалистического лагеря, не могли обойти Югославию стороной. Все удерживаемые под спудом жесткого государства проблемы (межэтнические, экономические, идеологические) вырвались на волю в 1990 году, когда к власти в результате проведения местных выборов по всей стране пришли националисты. Центробежные силы, разрушающие государственные, идеологические устои, успешно подогреваемые Западом, стали стремительно набирать обороты.

Это многонациональное, многоконфессиональное государство (православные, католики, мусульмане) не смогло удержаться от распада в 1991 году. Впрочем, к огромному сожалению, одновременно со «старшим братом» – Советским Союзом. Сбылись самые смелые, такие долгожданные чаяния врагов славянского мира. К счастью, участь СФРЮ не постигла РСФСР, из которой возродилась современная Россия, достойная преемница мощи СССР и Российской империи.

Из одной СФРЮ вначале получилось шесть независимых государств:

С выходом в начале 2006 года Черногории из состава Малой Югославии, союзного государства – наследницы, последнего территориального остатка СФРЮ, бывшая Югославия окончательно прекратила свое существование.

Позднее в 2008 году, после растянувшегося на годы вооруженного конфликта между сербами и этническими албанцами, отделилось Косово, бывшее автономным краем в составе Сербии. Это стало во многом возможным в результате наглого, беспринципного давления на Сербию, начиная с 1999 года во время войны в Косово, сопровождавшейся «высокоточными» бомбардировками Югославии, включая Белград, со стороны НАТО во главе с США, первыми признавшими абсолютно не легитимно созданное государственное образование наравне с чрезвычайно демократическим, но двуличным Евросоюзом.

Этот пример, как и ситуация с вооруженным профашистским захватом власти на Украине, инспирированным , дружное непризнание Крыма в составе Российской Федерации, введение экономических санкций против нашей страны четко показали остальному миру, как удобно быть, во всех смыслах, толерантным «общим» европейцем или североамериканцем, с внешне настраиваемым, избирательным мировоззрением.

Ответ на вопрос "На какие государства распалась Югославия?" прост и сложен одновременно. Ведь за ним стоят судьбы миллионов братьев-славян, которым Россия, раздираемая собственными проблемами, не смогла помочь в свое время.

Югославия - история, распад, война.

События в Югославии начала 1990х годов потрясли весь мир. Ужасы гражданской войны, зверства «национальной чистки», геноцид, массовое бегство из страны - с 1945 года Европа не видела ничего подобного.

До 1991 года Югославия была самым большим государством на Балканах. Исторически сложилось так, что в стране жили люди многих национальностей, и со временем различия между этническими группами увеличивались. Так, словенцы и хорваты в северо-западной части страны стали католиками и ПОЛЬЗОВАЛИСЬ латинским алфавитом, в то время как сербы и черногорцы, жившие ближе к югу. приняли православную веру и применяли для письма кириллицу.

Эти земли привлекали многих завоевателей. Хорватия была захвачена Венгрией. 2 впоследствии стала частью Австро-Венгерской империи; Сербия, как и большая часть территории Балкан, была присоединена к Османской империи, и лишь Черногория смогла отстоять независимость. В Боснии и Герцеговине в силу политических и религиозных факторов многие жители приняли ислам.

Когда Османская империя стала терять былое могущество, Австрия захватила Боснию и Герцеговину, расширив тем самым своё влияние на Балканах. В 1882 году Сербия возродилась как независимое государство: стремление освободить братьев-славян от ига австро-венгерской монархии объединило тогда многих сербов.

Федеративная республика

31 января 1946 года была принята Конституция Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ), которой закреплялось ее федеративное устройство в составе шести республик - Сербии, Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины, Македонии и Черногории, а также двух автономных (самоуправляющихся) краев - Воеводины и Косово.

Сербы составляли самую большую этническую группу в Югославии - 36% жителей. Они населяли не только Сербию, близлежащую Черногорию и Воеводину: много сербов проживало также в Боснии и Герцеговине, Хорватии и Косово. Кроме сербов страну населяли словенцы, хорваты, македонцы, албанцы (в Косово), национальное меньшинство венгров в крае Воеводина, а также множество других небольших этнических групп. Справедливо или нет, но представители других национальных групп полагали, что сербы пытаются заполучить власть над всей страной.

Начало конца

Национальные вопросы в социалистической Югославии считались пережитком прошлого. Однако одной из самых серьезных внутренних проблем стала напряженность в отношениях между различными этническими группами. Северо-западные республики - Словения и Хорватия - процветали, тогда как уровень жизни юго-восточных республик оставлял желать лучшего. В стране нарастало массовое возмущение - признак того, что югославы совсем не считали себя единым народом, несмотря на 60 лет существования в рамках одной державы.

В 1990 году в ответ на события в Центральной и Восточной Европе Коммунистическая партия Югославии приняла решение ввести в стране многопартийность. В выборах 1990 года социалистическая (бывшая коммунистическая) партия Милошевича набрала большое количество голосов во многих регионах, но решительной победы добилась лишь в Сербии и Черногории.

В других регионах велись горячие дебаты. Жесткие меры, направленные на сокрушение албанского национализма, встретили решительный отпор в Косово. В Хорватии сербское меньшинство (12% населения) провело референдум, на котором было решено добиться автономии; частые столкновения с хорватами привели к мятежу местных сербов. Самым большим ударом для Югославского государства стал референдум в декабре 1990 года, на котором была провозглашена независимость Словении.

Из всех республик лишь Сербия и Черногория стремились теперь сохранить сильное, относительно централизованное государство; кроме того, у них было внушительное преимущество -Югославская народная армия (ЮНА), способная стать козырем во время будущих дебатов.

Югославская война

В 1991 году СФРЮ распалась. В мае хорваты проголосовали за выход из Югославии, 25 июня Словения и Хорватия официально объявили свою независимость. В Словении велись бои, но позиции федералов были недостаточно сильны, и вскоре войска ЮНА были выведены с территории бывшей республики.

Югославская армия выступила и против повстанцев в Хорватии; в развязавшейся войне тысячи людей были убиты, сотни тысяч были вынуждены покинуть свои дома. Все попытки европейского сообщества и ООН заставить стороны прекратить огонь в Хорватии оказались тщетными. Запад поначалу неохотно наблюдал за развалом Югославии, но вскоре стал осуждать «великосербские амбиции».

Сербы и черногорцы смирились с неизбежным расколом и провозгласили о создании нового государства - Союзной Республики Югославии. Военные действия в Хорватии были окончены, хотя конфликт исчерпан не был. Новый кошмар начался, когда обострились национальные противоречия в Боснии.

В Боснию были посланы миротворческие силы ООН, которым с переменным успехом удавалось приостанавливать бойню, облегчать судьбу осажденному и голодающему населению и создавать «зоны безопасности» для мусульман. В августе 1992 г. мир был шокирован разоблачением зверского обращения с людьми в лагерях для военнопленных. США и другие страны открыто обвинили сербов в геноциде и военных преступлениях, но при этом все же не разрешили своим войскам вмешиваться в конфликт, позже, правда, выяснилось, что в зверствах того времени были замешаны далеко не одни лишь сербы.

Угрозы атак с воздуха силами ООН вынудили ЮНА сдать свои позиции и прекратить осаду Сараево, но было ясно, что миротворческие меры по сохранению многонациональной Боснии потерпели крах.

В 1996 г. ряд оппозиционных партий сформировал коалицию под названием «Единство», которая вскоре организовала в Белграде и других крупных городах Югославии массовые демонстрации против правящего режима. Однако на состоявшихся летом 1997 г. выборах президентом СРЮ опять был избран Милошевич.

После безрезультатных переговоров между правительством СРЮ и албанцами - лидерами Освободительной армии Косово (в этом конфликте по-прежнему лилась кровь) НАТО объявила Милошевичу ультиматум. Начиная с конца марта 1999 г., по территории Югославии почти каждую ночь стали наноситься ракетно-бомбовые удары; завершились они лишь 10 июня, после подписания представителями СРЮ и НАТО соглашения о вводе в Косово международных сил безопасности (КФОР).

Среди беженцев, покинувших Косово за время военных действий, было примерно 350 тыс. человек неалбанской национальности. Многие из них осели на территории Сербии, где общее число перемещенных лиц достигло 800 тыс., а число лишившихся работы - около 500 тыс. человек.

В 2000 г. состоялись парламентские и президентские выборы в СРЮ и местные выборы в Сербии и Косово. Оппозиционные партии выдвинули единого кандидата - лидера Демократической партии Сербии Воислава Коштуницу - на пост президента. 24 сентября он победил на выборах, набрав более 50% голосов избирателей (Милошевич - лишь 37%). Летом 2001 г. бывший президент СРЮ был выдан Международному трибуналу в Гааге как военный преступник.

14 марта 2002 г. при посредничестве Европейского Союза был подписан договор о создании нового государства - Сербия и Черногория (Воеводина незадолго до этого стала автономной). Однако межнациональные отношения по-прежнему слишком хрупки, а внутриполитическая и экономическая ситуация в стране нестабильна. Летом 2001 г. вновь зазвучали выстрелы: активизировались косовские боевики, и это постепенно переросло в открытый конфликт албанского Косово с Македонией, длившийся около года. Санкционировавший передачу Милошевича трибуналу премьер-министр Сербии Зоран Джинджич 12 марта 2003 года был убит выстрелом из снайперской винтовки. Видимо, «балканский узел» удастся развязать еще не скоро.

В 2006 году Черногория окончательно отсоединилась от Сербии, и стала самостоятельным государством. Евросоюз и США приняли безпрецендентное решение и признали независимость Косово, как суверенное государство.