Наблюдение за птицами зимой и осенью. Наблюдение за птицами зимой на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста

Наталья Колодяжная
Конспект занятия «Наблюдения за птицами»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД С. ЗАКУТСКОЕ ВЕЙДЕЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

План – конспект проведения прогулки в зимний период

с детьми старшего дошкольного возраста

«Наблюдения за птицами »

Выполнила : воспитатель

Колодяжная Наталья

Владимировна

Закутское

I. Наблюдения за птицами .

Цель : Продолжить учить различать и называть птиц по внешнему виду , издаваемым звукам, характерным повадкам. Развивать наблюдательность , внимание (зрительное, слуховое) . Выяснить какие птицы прилетают постоянно , какие редко, какие очень редко. Продолжать изучать повадки птиц (как они себя ведут возле кормушки) . Воспитывать у детей желание помогать птицам зимой .

Методические приемы : вопросы детям, ответы детей, наблюдение , художественное слово.

Оборудование :

1. Вопросы детям :

1. Какие птицы прилетели на участок?

2. Как вы догадались? (повадки, внешний вид, издаваемые звуки) .

3. Какие птицы прилетают к нам постоянно?

4. Каких птиц мы видим редко ? И очень редко?

5. Чем питаются птицы зимой ?

6. Хватает ли им пищи?

7. Почему не хватает?

8. Чем мы можем помочь птицам ?

9. Что для этого нужно? (кормушки)

10. Как нужно следить за кормушками? (очищать от снега, подсыпать корм) .

2. Загадки

Цель : развивать логическое мышление, наблюдательность , внимание.

Оборудование : фанты.

Методические приемы : художественное слово.

Спинкою зеленовата,

Хвостиком желтовата

Черненькая шапочка

И полоска шарфика (Синица)

Всех за день я навещу,

Всё что знаю растрещу (Сорока)

Птичка-невеличка

Ножки имеет, а ходить не умеет.

Хочет сделать шажок-

Получается прыжок. (Воробей)

Окраска - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хитроватая

Известная персона. Кто она? (Ворона)

Название этой зимующей птицы похоже на имя девочки. Как называют эту птицу ? (Галка) .

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом . (Кормушка) .

Итог. За отгадку ребенок получает фант. Побеждает тот, кто больше наберет фантов.

3. Художественное слово

Цель : развивать образное восприятие, учить выразительной передаче поэтического текста.

Стихи Т. А. Шорыгиной «Снегири» , «Синица»

II. Дидактические игры

1. Словесная игра «Отгадай и назови» .

Цель : развивать логическое и наглядно-образное мышление, наблюдательность , внимание, слуховое восприятие.

Оборудование : картинки птичек.

Какую птицу называют белобокой ?

Какую птицу называют желтогрудой?

Какую птицу называют красногрудой?

Какая птица каркает ?

Про какую птицу говорят , что она воркует?

Про какую птицу говорят , что она чирикает?

Итог : За правильный ответ – картинка птички. Побеждает тот, у кого в конце игры больше картинок с птицами .

2. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель : Закреплять умение обобщать, исключать лишнее. Развивать логическое мышление.

Оборудование : картинки птиц .

По способу передвижения : ворона, воробей (прыгает, снегирь, галка.

Зимующие-перелетные : синица, дятел, кукушка, сорока.

3. Словесная игра «Назови ласково» .

Цель : обогащать словарный запас детей. Закреплять умение образовывать слова за счет суффиксов. Развивать память.

Слова : птица , крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей.

4. Дидактическая игра «Кто прилетел к кормушке?»

Цель : дать детям представление о том, чем питаются разные птицы (кто что ест и какие следы оставляет возле кормушки) . Развивать наблюдательность , внимание.

Оборудование : лупа.

III. Трудовые действия. Изготовление кормушки.

Цель : учить трудиться в коллективе. Формировать желание приходить на помощь тому, кто в ней нуждается.

Оборудование : снеговые лопатки, корм для птиц .

Методические приемы : объяснение, показ, оценка, практические действия.

Воспитатель предлагает соорудить для птиц кормушки , чтобы каждый день насыпать в неё корм, заботиться о птицах . Вместе с детьми разбирает поэтапность выполнения работы.

Дети разбирают лопатки. В тихом уголке участка вырубают вместе с воспитателем куб из снега. Дети дружно отбрасывают от куба лишний снег, подчищают края кормушки. Затем делают бортик, чтобы ветер не унес крошки. Насыпают корм.

Итог : совместная оценка работы.

IV. Подвижные игры и упражнения.

1. «Голуби и воробьи» (сюжетная) .

Цель : учить действовать по команде, развивать навыки челночного бега, внимание, умение быстро ориентироваться в изменившейся обстановке.

Оборудование : шапочки птиц .

2. «Вороны» (сюжетная)

Цель : закрепить умение двигаться в нужном направлении.

3. «Совушка-сова» (сюжетная)

Совушка-сова, большая голова

Высоко сидит, далеко глядит.

А потом – как полетит (водящий догоняет)

Цель : закрепить умение действовать по сигналу, двигательные навыки, быстроту реакции.

Оборудование : шапочка совы.

4. Игра малой подвижности «Прилетели птицы » (несюжетная)

Цель : развивать слуховое внимание, память.

Оборудование : текст

Правило : Называю только птиц , но если ошибусь и назову не птицу , следует потопать ногами.

5. Игра малой подвижности «Птички»

Цель : развивать внимание, быстроту реакции, умение ловить мяч двумя руками.

Оборудование : мяч.

6. Русская народная игра «Филин и пташки»

Цель : развивать навыки бега, умение быстро ориентироваться в пространстве, развивать зрительное внимание, реакцию.

Оборудование : обручи (домики, шапочка филина.

V. Экспериментальная деятельность. Опыт «Замерзшая вода – расширяется» .

Цель : Продолжать знакомство детей со свойствами воды : при замерзании вода расширяется. Учить детей анализировать и делать выводы. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Оборудование : стеклянная бутылочка с водой.

Методические приемы : наблюдение , сравнение, вопросы, опыт.

VI. Самостоятельная деятельность детей.

1. Творческая игра «Следопыты птицах ) или «Юные орнитологи»

Цель : Развивать умение организовать игру и выполнять взятые на себя роли. Формировать умение планировать свою деятельность, делать выводы (анализировать, обосновывать результат своей деятельности. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Оборудование : бумага, лупа, карандаши, папки, палочки для измерения, игрушечный фотоаппарат.

Методические приемы : игра, наблюдение , опыт, практические действия.

2. Конкурс скульптур из снега

Цель : Развивать воображение детей, умение доводить начатое дело до конца.

Оборудование : снеговые лопаты, цветные льдинки, краски, «золотые» медали из фольги на ленточке.

Методические приемы : практические действия, сравнение, анализ, игра, поощрение, оценка.

Итог : церемония награждения победителей.

3. Самостоятельные игры детей с выносным оборудованием.

Цель : Закреплять умение играть дружно. Формировать умение самостоятельно организовывать игры.

Оборудование : санки, лыжи, клюшки, шайбы.

Здравствуйте, мои дорогие читатели!

Вместе с детьми можно интересно организовать наблюдения за птицами.
Особенно часто можно недалеко от жилища увидеть воробьев . Бывает, что воробьи сидят молча на ветках. Так они греются, им холодно.

Детям надо объяснять, что птицам зимой холодно и трудно искать себе корм, особенно если кругом лежит снег.

Малыши знают повадки воробьев, за ними можно наблюдать. Воробьи часто прячутся под крыши домов, а также в пустые скворечники.

Предложите ребенку положить в кормушку вату, перья, лоскутки. И птички унесут это все к себе в гнезда.Им будет теплее.

В кормушку надо насыпать корм для птичек: зерна, семена, крошки хлеба.

Пусть малыши понаблюдают за птицами. Птицы прилетают разные: воробьи, синички, снегири, вороны.

Воробьи всегда рядом с человеком.

Прочитайте детям стихотворение о воробьях:

Птичьи гнезда опустели,

Птицы к югу улетели.

Оказался всех храбрей

Наш дворовый воробей!

Холодов не испугался,

С нами на зиму остался.

Снег всю землю покрывает-

Воробьи не унывают:

Стайкой весело снуют,

Всё, что встретится, клюют.

Хлебных крошек не жалей:

Заслужил их воробей.

Ты приладь ему кормушку-

Кликнет он свою подружку,

И друзья все тут как тут,

Крошки весело клюют.

И пошел веселый стук-

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук.

Часто возле дома мы видим большую белую птицу с черным хвостом и крыльями. Это —сорока.

Сорока очень красиво смотрится на белом снегу.Она найдет орех или косточку и долбит его клювом. Моей Юле было весело смотреть, как она это делает.

Стрекотунья белобока

Возле горницы моей

Скачет пестрая сорока

И зовет ко мне гостей.

Также можно наблюдать и за вороной . Эта птица также прилетает на кормушку.

А нам особенно нравится вести наблюдение за синичками . Они такие веселые, шустрые, прыгают и своим острым клювом достают из-под коры насекомых. А как весело они поют. Юля уже по голосу различает этих птичек. Я специально говорю, что поет, например, ворона. Она меня исправляет: »Нет, бабушка, неправильно. Это же синичка поет. »

Во время прогулок можно попросить ребенка описать синичку, какого она цвета, какого размера. Расскажите детям, что любит синичка есть.

Можно на ниточку повесить кусочек сала и синички будут прилетать и клевать его. Мы на балконе у моей мамы повесили кормушку и часто на нее прилетают синички. Так интересно из окна за ними наблюдать!

После Нового года люди выносят на улицу ёлку.И можно не выбрасывать её, а повесить корм для разных птичек и вести наблюдение: какие же птички прилетают.

Ягоды-для снегирей,

репейник-для щеглов,

злаки-для воробьев,

а кусочки сала-для синичек.

Так будет увлекательно за птицами наблюдать!

И дети будут радоваться, что помогают пернатым.

А дома в ящик можно посеять овес или другое зерно, прорастить его и подкармливать птиц витаминами.

Чаще рассказывайте детям о птицах, чтобы ребенок учился проявлять заботу о них. Такой ребенок вырастет добрым и внимательным, и не будет безразлично относиться к природе.

Вот еще хорошее стихотворение про птиц.

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ!

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть зерна нужна.

Горсть одна-

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их-не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Учите своих детей любить природу!

А в следующий раз я подберу интересные стихи про птиц.

Следите за обновлениями!

Делитесь своими мыслями в комментариях. И не забывайте, что на сайте проходит конкурс комментаторов!

С уважением, Ольга.

В лесу часто слышно кукование кукушки, но очень многие видели кукушку только на картинках. А какая она на самом деле? Каковы ее повадки? Где она живет - в дупле, в гнезде или у нее вовсе нет постоянного пристанища? Кукушку легко отличить по голосу, но в лесу сотни видов птиц, и каждая щебечет или поет на свой лад. Какие это птицы? Трудно наблюдать лишь первую птицу. А потом появится опыт, разовьется наблюдательность. Недаром один из лучших знатоков русской природы - проф. Д. Н. Кайгородов говорил: «Ничто так не изощряет, не утончает наблюдательности, как наблюдение птиц. Изощряет зрение, развивает и утончает слух». Внимательный и терпеливый наблюдатель, будь он даже не ученый, а просто школьник, может подметить в жизни птиц ценные для науки явления.

Начинать наблюдения надо с определения вида птиц. Если вы еще неопытны и не можете безошибочно узнать птицу, обратитесь к знающему человеку либо к хорошей книге. Есть определители птиц по цветным рисункам. Лучший из них - «Птицы СССР» В. Е. Флинта и других («Мысль», 1968). В этой книге на 48 цветных таблицах около 900 изображений птиц. Много цветных рисунков птиц и в определителе «Птицы лесов и гор СССР» Р. Л. Беме и А. А. Кузнецова («Просвещение», 1966).

В городах определять птиц вам могут помочь их чучела в местном музее. Если вы увидели неизвестную вам птицу и хотите определить ее по книге, запишите подробно ее приметы:

  1. размер в сравнении с хорошо известными птицами (воробьем, скворцом, голубем);
  2. окраску. Например, так: «Горло и грудь кир-пично-красные, весь верх серый с оливковым оттенком, брюшко и бока такие-то» и т. д.;
  3. повадки птицы: ее поведение, подвижность, Характерные позы. Например: «Кругообразно вращает хвостом, когда тревожится» (сорокопут) или: «Сидя на ветке, встряхивает крыльями, словно порываясь лететь» (мухоловка);
  4. голос, если это возможно, - буквами. Например: «пинь-пинь-таррах» (тревожный крик синицы). Можно сравнить голос птицы с каким-либо знакомым звуком, например: «скрипы в разных тонах» (песня снегиря). Некоторые виды птиц внешне почти неразличимы, например пеночки и камышевки, но по песне их можно отличить;
  5. место, где встречена птица; растение, на котором она кормилась; например, щеглы кормятся зимой на репейнике, чижи и чечетки - на березах и ольхах, а снегири - на ясенях.

Наблюдать за птицами можно всюду, даже в больших городах. Виды птиц, наиболее удобные для фенологических наблюдений, перечислены в таблице. Крестиками отмечено, какие сезонные явления в жизни птиц наблюдаются весной или осенью.

Особенно интересно наблюдать за жизнью птиц летом. В пионерском лагере, например, легко организовать наблюдения за птичьими гнездами. Если птиц не пугать, они перестанут бояться человека. Кружок юннатов в лагере должен взять на себя заботу о неприкосновенности птичьих гнезд. Даже не желая этого, можно погубить гнездо: достаточно подойти несколько или хотя бы один раз компанией к гнезду, расположенному на земле. Ночью по протоптанной вами тропе может пробежать хищник - кошка или хорек, которые без труда найдут и уничтожат гнездо. К гнездам должны ходить не более двух наблюдателей и как можно реже.

Найдя гнездо и определив, чье оно, следует описать его. Удобнее всего описывать каждое гнездо на отдельной карточке из плотной бумаги размером в половину тетрадной страницы. Эту карточку следует заранее разграфить и в каждой графе отметить, что в нее должно быть, занесено.

Номер, вид (название птицы), адрес, место обитания (например: «смешанный ельник с густым подлеском бузины»), место гнезда (на земле, в дупле липы, в синичнике и т. д.), диаметр дерева в сантиметрах, высота гнезда над землей в метрах. Для гнезд в дуплах и искусственных гнездовьях нужно указать размеры летка, в какую сторону он выходит. Глубина дупла или скворечника измеряется от нижнего края летка до дна, для искусственных гнездовий указываются размеры дна, например: 13X14 см. В открытом гнезде нужно измерить диаметр гнезда, высоту гнезда, диаметр лотка (чашеобразного углубления гнезда) и глубину лотка. Материал, из которого сделано гнездо. Если материал самого гнезда отличен от материала выстилки лотка, нужно указать его отдельно для каждой из этих частей.

В густых зарослях вблизи водоемов можно увидеть маленькую камышевку. Очень интересно наблюдать, как она выращивает птенцов. Вот только три кадра, схваченные фотоаппаратом (слева направо): комар-долгоножка не редкость в рационе 9-дневных птенцов; тренировка перед вылетом из гнезда; птенца, вылетевшего из гнезда, мать еще продолжает кормить или менее точно определить. Затем отмечается, слепы ли птенцы или открыли глаза. Потом (в миллиметрах)- размеры перьев хвоста-«рулей», размеры перьев крыла- «махов». Эти сведения позволяют приблизительно определить возраст птенцов. Даты конца кладки яиц, вылупления и вылета птенцов следует заносить на карточку только в том случае, если они точно известны.

Карточку надо заполнять на месте. Если какой-нибудь вопрос не ясен, лучше совсем не давать ответа, чем записывать догадки или неточные сведения. Ответы должны быть предельно ясными и краткими. На обороте карточки записываются повторные наблюдения за гнездами, там же желательно сделать рисунок гнезда или наклеить фотографии гнезда и его окружения.

Некоторые птицы очень пугливы. Если в гнезде находятся яйца или только что вылупившиеся птенчики, долго оставаться возле него нельзя: птицы могут бросить его. Все наблюдения и записи следует делать вдали от гнезда, а вплотную к нему подходить только для необходимых измерений.

Каждой весной начиная с 1926 г. у нас в стране проводится День птиц. В этот день-учащиеся сами знакомятся и знакомят население с жизнью птиц. В школах День птиц обычно отмечается 24 марта - в первый день школьных весенних каникул или в один из первых выходных дней апреля. В День птиц дети развешивают столько скворечников для скворцов, что число этих птиц в нашей стране сильно увеличилось, местами стало даже чрезмерным. Сейчас гораздо важнее изготовлять не скворечники, а синичники - небольшие домики для маленьких птичек: синиц, мухоловок-пеструшек, горихвосток - и развешивать их прежде всего в плодовых садах. Каждый учащийся должен сделать такой птичий домик.

Рисунок на стр. 407 показывает части синичника или скворечника. Крыша делается из горбыля или доски, но обязательно открывающаяся. Это нужно для чистки гнездовья. Важно соблюдать указанные размеры домиков. Для скворца внутренняя величина дна должна быть не меньше чем 13X13 см, а диаметр летка - 4,7-5 см. Для большинства мелких птиц пригоден домик с размером дна 10 X 10 см, а для мелких видов синиц и того меньше. Для большой синицы внутренние размеры дна лучше увеличить до 12 X 12 см. Диаметр летка синичника - 3,2-3,5 см.

Гнездовья из сырых досок совершенно непригодны: при высыхании они дают трещины, щели, в таких домиках птенцы при холодной погоде погибнут. Значит, доски для птичьих домиков нужно заготовить заранее и хорошенько просушить. Домик, вымазанный снаружи грязью, птицы заселяют охотнее, чем белый. Еще лучше покрасить его коричневой или зеленой масляной краской. Такое гнездовье висит на дереве без ремонта 10-15 лет. Не следует стругать внутренние стенки гнездовья, так как птицам будет трудно выбираться из него, да и снаружи его стругать не обязательно.

Синичники для города делаются с очень маленьким летком - 3 см диаметром, чтобы в него не пролез большой городской воробей. Очень важно правильно развесить гнездовья: самые лучшие птичьи домики, если они неправильно повешены, останутся пустыми. Даже наклон гнездовья имеет значение. Вперед его можно наклонить очень сильно, птиц это не пугает. А домики, запрокинутые назад, птицы не занимают: им трудно выбираться оттуда. В таблице указано, какие гнездовья, где и как нужно вешать.

Развешивая гнездовья, нельзя забывать о злейших врагах птиц - кошках. Для них доступен домик, поставленный на сучок дерева: сидя на сучке, кошка с удобством орудует в нем лапой через леток. Для развески выбирайте дерево потолще и, главное, без сучьев внизу, чтобы на него было трудно влезть без лестницы. Развешивают гнездовья, взобравшись на лестницу или при помощи шеста.

Нельзя портить деревья, забивая в них гвозди. От этого особенно, страдают березы: весной из пробитой гвоздем дырочки долгие недели течет сок дерева. Есть много способов прикрепления синич-ников к дереву без повреждений. На рисунке изображен синичник, привязанный проволокой. Свободный конец проволоки перебрасывают наискось через крышку и закрепляют на гвозде, вбитом в переднюю стенку. Это надежный запор от посягательств ворон и сорок, которые легко могут сбросить открывающуюся крышку и достать из гнезда птенцов.

Обозначение частей тела птицы: 1 - лоб; 2 - клюв, а - надклювье, б - подклювье; 3 - темя; 4 - затылок; 5 - уздечка; 6 - бровь; 7 - щека; 8 - горло; 9 - зоб; 10 - грудь; 11 - брюхо; 12 - голень; 13 - цевка, плюсна; 14 - подхвостье (нижние кроющие перья хвоста); 15 - рулевые перья, рули (хвост); 16 - надхвостье (верхние кроющие перья хвоста); 17 - маховые перья; 18 - кроющие перья крыла; 19 - спина.

Просто и удобно вешать скворечник с поперечной задней планкой. Зацепив гвоздем на конце шеста за леток, синичник кладут в развилке двух сучков. Зажатый сучками, синичник повиснет очень прочно. Этот способ хорош для развески синичников на соснах с их мутовчатым расположением сучьев и на плодовых деревьях.

Как только птицы поселятся в домике, можно начинать наблюдения за ними. Сначала птицы очень осторожны и боятся показываться около гнезда. Когда выведутся птенцы, птицы начнут носить им корм. В средней полосе нашей страны больше половины всех синичников в лесу обычно заселяют мухоловки-пеструшки. К наблюдателям пеструшки привыкают очень быстро. Бывали случаи, когда насиживающую птицу брали в руки, сажали обратно на гнездо и она продолжала насиживание. С большими синицами труднее. Пока не вывелись птенцы, близко к гнезду чаще одного-двух раз подходить нельзя - птицы могут бросить гнездо, да и при птенцах нужно быть очень осторожным. Не очень пугливы у гнезд горихвостки, серые мухоловки и поползни. А мелкие синицы - гаички, московки, хохлатые - необычайно доверчивы.

Одно гнездо гаички было в дупле низко над землей. Наблюдали за ним сидя на табуретке метрах в десяти. Понемногу наблюдатель стал приближаться к гнезду и через несколько часов придвинулся так близко, что мог достать рукой до дупла в дереве, куда влетали гаички. На другой день наш наблюдатель уже ловил на себе комаров и держал в пальцах у самого летка. Покормив птенцов, птички брали комара из рук и снова ныряли в дупло, чтобы скормить его птенчикам, а вылетая, внимательно осматривали пальцы - нет ли еще комарика. Кто бы ни узнавал про этих чудесных птичек - обязательно хотел хоть полчасика посидеть около них и покормить их из рук комарами.

Схема изготовления гнездовья. Размеры (в сантиметрах) указаны для синичника, а в скобках - для скворечника.

Интересно выяснить значение птиц как истребителей вредных насекомых. Количество приносимого корма подсчитать довольно просто. Два наблюдателя располагаются метрах в десяти от гнезда (если птицы волнуются, прекратили кормление, то нужно отодвинуться дальше). Для маскировки можно поставить переносный шалашик и накрыть его зеленой материей или замаскировать травой. Один из наблюдателей только следит за тем, чтс делается у гнезда, и сообщает товарищу, а тот все подробно записывает.

Узнать, каких именно насекомых приносят птицы в гнездо, значительно труднее. Издали даже в бинокль их трудно рассмотреть. Для таких наблюдений незаменима так называемая темная камера. Из нее можно рассматривать птицу и ее птенцов совсем рядом, и/ удивительное дело, птица ведет себя так, словно около нее нет человека, она попросту его не видит. Все это очень интересно и необыкновенно: в полумраке синичника блестят черные глаза прилетевшей птицы, у нее в клюве громадная и уже неподвижная гусеница. Шесть кричащих открытых ртов. Кому же достанется гусеница? А птица разрывает ее и половинками кормит двух птенцов. И это происходит на расстоянии 30 см от глаз наблюдателя, тут все можно рассмотреть.

Способы укрепления птичьих домиков: слева - с помощью проволоки; справа - с помощью поперечной планки. Домик подвешивается шестом с земли.

Птицы в камере могут рассказать о себе сами несравненно больше интересного, чем самая интересная книга. Поэтому мы считаем, что такую камеру нужно иметь в каждом пионерском лагере (и тем более в школьном лесничестве), чтобы каждый пионер смог увидеть, как живут птицы у себя дома. Камеру могут сделать старшие ребята, но лучше поручить эту работу мастеру: она требует хорошей подгонки стенок, чтобы не было щелей.

Рисунок на стр. 409 показывает детали камеры. На каркас из планок набивают фанеру или картон. Щиты стенки сбивают гвоздями или, что лучше, скрепляют шурупами, нужно учесть, что обычно на зиму камеру приходится разбирать для удобства хранения. Крыша - лист фанеры с планками, прибитыми снизу, она надевается на собранную камеру, как крышка на коробку. Прорезь для наблюдений (10 X 10 см) лучше сделать немного правее середины, снаружи под ней нужна полка, чтобы ставить синичник с гнездом, а внутри - откидной столик. В камере ставят, стул, не лишним будет и электрический фонарик. Свет не должен проникать в домик, поэтому его следует покрасить масляной краской, снаружи зеленой, для маскировки, внутри черной. Щели можно проклеить черной бумагой.

Готовую камеру ставят около дерева, на котором есть синичник с птенцами не менее чем 2-3-дневного возраста. Понемногу, не более чем по метру за один раз, спускают синичник по стволу дерева вниз. Это занимает несколько часов, так как после каждого передвижения нужно дать птицам найти свей дом на новом месте, освоиться. Наконец, синичник ставят на полку против прорези в камере. Теперь нужно только заменить его на другой, в котором заднюю стенку можно вынимать (см. рисунок). Сюда переносят гнездо и птенцов. Последнюю замену птицы принимают, как правило, легко. Синичник на камере нужно прикрепить проволокой.

Теперь, забравшись в камеру, можно видеть все, что делается в гнезде. Света, проникающего через леток, вполне для этого достаточно, и птицы начинают показывать все тайны своего гнезда. В момент, когда они улетают за кормом, можно зажечь свет, чтобы сделать запись или взвесить птенчика на аптекарских весах. Может еще понадобиться маска из черной бумаги с дырками для глаз и рта: при разглядывании гнезда с очень близкого расстояния, когда света много, птица иногда замечает лицо наблюдателя, начинает волноваться, присматривается, бросает свои дела. Это бывает не часто, но маску под руками все же нужно иметь.

Новый дом пришелся по вкусу скворцу.

Птенцы, особенно среднего возраста, боятся холода. Когда наблюдения не ведутся и особенно на ночь заднюю стенку гнездовья нужно обязательно плотно закрывать. В холодную погоду лучше и при наблюдениях закрывать это отверстие стеклом. Из камеры легко узнавать насекомых, которых приносят птицы (гусеница, жук, бабочка и т. д.). Интересно сделать подсчет насекомых, приходящихся на одного птенца за сутки, за час. Здесь ведь видно, какого именно птенца кормит птица, как распределяется корм между всеми птенцами. В гнезде все изменяется с удивительной быстротой, птенцы растут не по дням, а по часам, и это без всякого преувеличения, вес птенчика за день может увеличиться в полтора раза, а все развитие от вылупления из яйца до вылета из гнезда проходит у многих наших птиц всего за 11 дней.

Детали камеры для наблюдения за птицами.

Самые ценные сведения можно получить, если сменные дежурные будут вести наблюдения весь день без перерывов. Это трудно, ведь птичий день начинается с 3-4 часов утра, но зато интересно. Очень важно при помощи арифметических расчетов установить число принесенных птицами насекомых, их вес за сутки, сделать фотографии птиц и птенцов (в камере их легко делать со вспышкой). В нашей стране учащиеся проводят не только весенний, но и осенний День птиц - праздник встречи зимующих пернйтых: синиц, снегирей, чечеток, свиристелей и др. День встречи зимующих птиц проводится в средней полосе РСФСР в один из выходных дней середины ноября. Главная задача этого праздника - наладить зимнюю подкормку полезных птиц, и прежде всего синиц.

Гнездовье для наблюдения из камеры.

Готовиться к встрече зимних птиц начинайте заранее, еще с августа: ведь для подкормки нужно запасти корм. Один из лучших видов корма - семена арбуза; синицы их охотно раздрабливают и выедают через дырочку. Но воробьи с ними не могут справиться. С наступлением холодов устраивайте кормушки и регулярно насыпайте в них корм: коноплю, семена подсолнечника, арбуза, тыквы, а для синиц - также сало и любое мясо. Синицы очень охотно едят куриные или кроличьи потроха, в первую очередь тщательно собирая с них сало. Для зерновых кормов удобна самоподсыпающаяся кормушка. Корм в нее засыпают раз в неделю или даже реже. Передняя стенка у такой кормушки двигается в пропиленных пилой пазах. Ее выдвигают так, чтобы через щель зерно высыпалось понемногу на полку - дно кормушки, откуда его берут птицы. Если птиц не пугать, они быстро привыкают к человеку и позволяют смотреть на себя с расстояния 3-4 м.

Интересна застекленная кормушка, которую можно повесить у самого окна снаружи. Птицы не увидят наблюдателя, так как он в темной комнате за стеклом, а они на свету. Чем ближе птицы, тем больше интересного замечаешь в их поведении. Попробуйте описать повадки различных видов птиц, прилетающих к кормушке. Синица, например, таскает из нее по зернышку и на ветке ближайшего дерева долбит семечко, зажав лапками, снегирь легко разгрызает крупное семя подсолнечника своим могучим клювом. Кормить птиц нужно до весны, пока они сами не покинут кормушку.

Картотека наблюдений за птицами на прогулке для детей 1 младшей группы.

Описание материала : данный материал предназначен для воспитателей детей младшего дошкольного возраста. Может использоваться, как дополнительная информация для прогулок.
Наблюдение «Кто прилетел на кормушку»
Задачи:
- познакомить с птицами, которые прилетают к кормушке
- закреплять знания о внешнем виде птиц
- привлекать к подкормке зимующих птиц

Ход наблюдения

Художественное слово:
На снегу, как на страничке,
Пишут голуби, синички,
Пишет стая снегирей,
Пишет серый воробей,
Письма Пете и Андрюшке,
Чтобы сделали кормушки
(А. Тараскин)
Беседа: Ребята, а мы сделали кормушки птицам? Для чего нужны кормушки? Кого же мы будем кормить? Давайте насыплем хлеба и отойдем. Посмотрим: что будет: Кто прилетел к кормушке? Кто знает, как называют этих птичек? Правильно это воробьи. Что делают воробьи на кормушке?
Почему мы подкармливаем птиц? Правильно, сейчас зима, на улице холодно и у птиц мало еды. Мы им помогаем. Мы их подкармливаем. Как думаете, нравится ли птица наши угощения?
Мы с вами молодца! Давайте не будем забывать подкармливать птиц каждый день.

Наблюдение «К нам на кормушку прилетели голуби»
Задачи:
-познакомить с голубями
-поощрять желание наблюдать за поведением птиц и заботится о них
-закреплять знания о строении птиц
Ход наблюдения:
Беседа. А что это за птицы прилетели к кормушке? Правильно, это голуби. Скажите, а они большие или маленькие, как воробьи? Правильно, они большие. Что делают голуби? Верно, клюют семечки. А чем они клюют? Конечно, клювом. А как они клюют, покажите. А теперь послушайте, как разговаривают голуби. Они воркуют. Послушайте стихотворение про голубей.
Художественное слово:
Протянула я ладошку -
На ладони хлеба крошки.
Прилетали голубки
Смело брали хлеб с руки.
Важно рядышком гуляли,
Меж собою ворковали,
Все вели свою беседу,
Чтоб еще найти к обеду
Пиудунен М.
Мы ухаживаем за птицами зимой, помогаем им добыть корм. И конечно не забываем, что птиц нельзя обижать.

Наблюдение «Воробьи и вороны»
Задачи:
-познакомить с воробьем и вороной
-учить различать их по цвету и окраске
-поддерживать интерес к жизни птиц
-привлекать их к подкормке
Ход наблюдения
Беседа. Где находится наша кормушка? Зачем она нужна? Верно, чтобы подкармливать птиц зимой. Давайте посмотрим, есть ли в кормушке корм? Нет. Давайте насыплем корм, и посмотрим, кто прилетит.
Что за маленькая, коричневая птичка прилетела к нам на кормушку? Да, это воробей. Воробьи маленькие, коричневые птички, летают стайками. Покажите, как летают воробьи? Что делают воробьи на кормушке? Правильно, клюют зернышки и хлебные крошки. Покажите, как они клюют.
Художественное слово
Воробьи-воробушки,
Серенькие пёрышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?
Егоров С.
А это что за птица прилетела к нам на кормушку? Предположения детей. Она больше или меньше воробья? Правильно, больше. Это ворона. Она большая, черно-серая. Летает почти всегда одна. Ей тоже голодно зимой. Что делает ворона? Правильно, она сидит на кормушке и клюет зерна. А вот она взяла хлебушек и улетела.
Художественное слово
-Каррр! Кричит ворона. Каррр!
Улетаю на базаррр!
Воронята, Не деритесь!
И меня в гнезде дождитесь!
Н. Берестова
Как кричит ворона? Верно, Каррр. Повторите еще раз. Каррр. Ребята, кого мы сегодня видели на кормушке. Верно, воробья и ворону. Зимой птицам холодно. Мы помогаем им, заботимся о них.

Наблюдение « Синичка»
Задачи:
- уточнять представления о синицах
-закреплять знания о внешнем виде синиц
-поощрять желание помогать птицам
Ход наблюдения
Беседа. Ребята сегодня я принесла необычное угощение для птиц. Посмотрите вы знаете, что это? Показывает сало. Это сало. Сало любят птички синички, но оно не должно быть соленым. Давайте повесим его к нашей кормушке и подождем синичек.
Смотрите, синички прилетели к нам. Скажите кто прилетел к нам? Синички. Синички маленькие птицы, отличить их можно по желтой грудке. Какая у них грудка? Верно, желтая. Смотрите, как скачет синичка. Покажите мне, как она скачет.
Художественное слово
Желтая грудка у маленькой птички,
Много друзей у веселой синички,
Дети зимой ей прожить помогают,
Песню синичкину все напевают:
Тень-тень-тень! Тень-тень-тень!
Ах, какой хороший день!
В. Мирясова

Наблюдение «Снегири»
Задачи:
-формировать представление о птицах, прилетающих,прилетающих к нам в зимний период
-объяснить, что всем птицам зимой необходима помощь
-уточнять знания о внешнем виде снегирей
Ход наблюдения
Художественное слово
Зимой на ветке яблоки!
Скорей их собери!
Но вдруг вспорхнули яблоки!
Ведь это снегири!
Беседа. Смотрите, какая красивая птичка к нам прилетела. Эта птица- снегирь. На спинке серенькая жилетка, грудка ярко-красная, на головке черная шапочка. Крылышки «одеты» в черные перчатки с белой полоской. Снегири прилетают к людям в надежде, что их угостят семечки. С удовольствием щелкают снегири тыквенные и арбузные семечки.
Нужно не забывать подкармливать птиц. Им трудно найти семена под толстым слоем снега. Люди приходят птицам на помощь.
Птиц мы называем пернатыми друзьями. Пернатые, потому что у них растут перышки.

Меня давно привлекали эти маленькие и юркие птички, которые так звонко поют на дереве возле моего дома. И вот я решил изучить их по ближе, узнать как они переносят суровые условия нашего сибирского климата, как они общаются между собой и чем питаются.

Синицевые- семейство певчих птиц, отряда воробьиных. Это мелкие птицы длиной 7,6- 20 см. оперение густое, легкое, крылья сравнительно короткие. Клюв прямой, конусообразный, иногда очень острый; хорошо им долбить кору, добывать из-под неё жуков-дровосеков или расклевывать хвойные шишки. Ноздри прикрыты щетинками. Ноги длинные и крепкие, хорошо приспособленные к лазанью по веткам. Обыкновенное место их жизни и охоты – лес. Голос их неприятен и походит на писк мышей; питаются насекомыми, семенами. А некоторые исключительно личинками и яичками; по этой-то причине синицы столь полезны для процветания наших садовых деревьев. Это живая, веселая, неутомимая, любопытная и драчливая птица. Насколько возможно, синица держится на ветках деревьев; она весьма редко спускается на землю, а также неохотно пролетает большие расстояния, так как полет ее довольно тяжелый и неуклюжий.

Будучи необщительной, синица враждебно относится к более слабым, чем она созданиям; чрезвычайно труслива перед хищными птицами. К неволе привыкает с большим трудом.

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ СИНИЦ

Было начало зимы. На улице было очень морозно. По утрам хоть и вставало солнце, но почти не грело землю. Кусты и деревья покрывал белый сверкающий иней, а небо было похоже на застывший серый ледок. На дворе я мог увидеть только летающих птиц, которые пытались разыскать хоть немного корма. Они быстро прыгали по земле, были нахохлившиеся и почему-то молчали. В это суровое время года им трудно найти себе корм. Целый день птицы перелетали с места на место, прыгали по забору, по ветвям стоящего возле дома дерева, но корма так и не нашли. Я посмотрел на этих маленьких птичек и решил им помочь – смастерить зимнюю столовую.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРМУШКИ

Изучив некоторый материал по данному вопросу, я узнал то что кормушки для птиц бывают самые разные (из дощечек, полиэтиленовых бутылок, банки из-под молока). Так же мне стало известно что укреплять кормушку на дереве нужно очень осторожно, не обламывая ветки, не повреждая ствол дерева. Необходимо следи, чтобы корм в кормушках был постоянно. Нельзя бросать возле кормушки пакеты и банки, в которых приносишь корм. Следить, чтобы в кормушке не было снега. Не класть в кормушку куски хлеба, макароны, корочки апельсинов и прочее. Необходимо помнить о том, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбузов, тыквы, кусочки несоленого сала, крошки белого хлеба.

Я изготовил несколько кормушек различной формы.

Насыпал крошек, семечек и положил кусочки сала. В первый день птицы боялись попробовать моего угощения. Весь день летали и кружились над ней. Но на следующий день появилась, самая проворная, схватила семечку и тотчас с ней улетела, чтобы насладиться в стороне, в тишине, в дали от завистников и забияк. Возвращаясь, синица схватила уже кусочек хлеба и уселась рядом на веточку, хлеб примостила между лапок и спокойно поклевывала. С каждым днем посетителей становилось все больше.

Если внимательно приглядеться к синицам, можно подметить много неожиданного и иногда сделать для себя интересные выводы.

КАКИЕ ЖЕ ОНИ РАЗНЫЕ

Вот эта синица достаточно ловкая, обладает мгновенной реакцией. Эта синица смелая, залетела в глубь кормушки и остается там на некоторое время, когда другие, боятся. Смелость хорошее качество.

Со временем среди этой компании особенно отличалась одна синица. У неё был строптивый характер, постоянно взъерошенный вид. Перья постоянно стояли дыбом.

При моем появлении синицы устраивают переполох, и вся стая мгновенно срывается с места и улетает.

Птичья жизнь кипит вокруг столовой. Она никогда не пустует, кто-нибудь да находится в ней.

В течение нескольких дней, я наблюдал за количеством скапливающихся птиц на кормушке (в ясный и пасмурные дни). В ходе наблюдений я составил таблицы. Наблюдения я проводил в разное время суток (утро, день, вечер).

ТАБЛИЦА №1

Наблюдение за птицами в ясный день

Утро 4 синицы 3 синицы 6 синиц 4 синицы 2 синицы

Обед 2 синицы 1 синица 4 синицы 1 синица 4 воробья

2 воробья 3 синицы

Вечер 2 синицы 3 синицы 1 синица 2 воробья 2 воробья

ТАБЛИЦА №2

Наблюдение за птицами в непогожий день

Время суток Количество прилетаемых птиц в день

Утро 1 синица 2 синицы - 1 синица 2 синицы

1 воробей

Обед 2 синицы 3 синицы 1 синица 2 синицы 2 синицы

1 воробей 2 воробья 2 воробья

Вечер - 1 воробей 1 синица - 1воробей

Как видно из таблицы чаще других кормушку посещали синицы. Особенно много их налетало по утрам. В обед же и под вечер визиты становились реже- в этот час им больше нравилось проводить время на деревьях и кустах. В ясные и погожие дни птиц на кормушке была намного больше, чем в пасмурные, ненастные дни.

Вот и нам узнать дано,

Как зима стучит в окно,

А в окно синица ломится,

Хочет сала поклевать

И мечтает познакомится,

С кем ей нынче зимовать.

В. Д. Берестов

«Стук в окно»

Для птиц я запасал различные корма: семечки, хлебные крошки, сало, рис. В моей птичьей столовой порой весь корм склевывают более проворные птахи. Особенно любит синица семечки и несоленое сало. Насыплешь в кормушку семечек и положишь сало, думаешь, теперь хватит на целый день. Да не тут- то было. Налетят синицы и за небольшой промежуток времени, корма как не бывало.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проводя много времени за наблюдением и за кормлением птиц, я для себя сделал вывод. Мы люди бываем часто очень не внимательны к братьям нашим меньшим, приносим им много вреда нарушая экологический баланс в природе. Не стоит ли нам присмотреться по ближе хоть к самой маленькой птахе, которая живет рядом с нами и хоть чем то помочь ей.

Я приготовил памятку:

Как сделать кормушку и подкармливать птиц.

1. Кормушки для птиц бывают самые разные (из дощечек, полиэтиленовых бутылок, банки из-под молока).

2. Укрепляя кормушку, не обламывай ветки, не повреждай стволы деревьев.

3. Следи, чтобы корм в кормушках был постоянно.

4. Не бросай возле кормушки пакеты и банки, в которых приносишь корм.

5. Следи, чтобы в кормушке не было снега.

6. Не клади в кормушку куски хлеба, макароны, корочки апельсинов и прочее. Помни, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбузов, тыквы, кусочки несоленого сала, крошки белого хлеба.