Основные формы правления. О факте проявления какого режима идет речь

1) консенсусом 2) авторитетом 3) суверенитетом 4) нейтралитетом
А.2 Укажите действие, которое не является формой участия граждан в политической жизни 1) письменное обращение в местную администрацию 2) избрание депутатов в законодательный орган власти 3) участие в организации политической партии 4) участие в деятельности профессионального союза
А.3 В государстве Л. существует единая система законодательной, исполнительной и судебной власти, а также единая финансовая система и одна Конституция. Государство Л. делится на штаты, которые не обладают самостоятельностью. Какова форма государственно-территориального устройства государства Л.? 1) конфедерация2) унитарное государство3) федеративное государство4) монархия
А.4 В государстве Т. у граждан отсутствует право совершать политический выбор, а также политический, идеологический и экономический плюрализм в стране. Граждане не могут оказать воздействие на власть, которая осуществляет полный контроль за всеми сферами жизни общества. Какой политический режим существует в государстве Т.? 1) демократический2) авторитарный3) тоталитарный4) тиранический
А.5 Партия «С.» отстаивает идеи верховенства закона, народовластия, прав человека. Это партия 1) консервативная2) демократическая3) анархистская4) фашистская
А.6 Верны ли следующие суждения о государственном суверенитете? А. Государственный суверенитет не является основным признаком государства.Б. Ничем не ограниченного государственного суверенитета реально нет и быть не может.1) верно только А 2) верно только Б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А.7 Верны ли следующие суждения о референдуме? А. Референдум является формой прямой демократии, позволяющей гражданам самим принимать окончательное решение по вынесенному на голосование вопросу.Б. На общенациональный референдум выносятся вопросы, касающиеся важнейших проблем политической жизни.1) верно только А 2) верно только Б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А.8 Какое из перечисленных положений не относится к правам человека? 1) право собственности2) право на свободу творчества 3) право иметь друзей4) право на честь и достоинство
А.9 К целям уголовного наказания относится (-ятся) 1) восстановление справедливости2) исправление осужденного3) предупреждение совершения новых преступлений4) все перечисленные
А.10 Высшей ценность РФ согласно Конституции РФ является (-ются) 1) человек, его права и свободы2) земля и другие природные ресурсы3) принцип разделения властей4) гражданство РФ
А.11 К основным функциям Президента РФ относится 1) назначение Генерального прокурора РФ 2) назначение Председателя Совета Федерации 3) назначение Председателя Государственной Думы 4) назначение Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы
А.12 Выйдя на свободу после отбывания наказания, гражданин Б. познакомился с группой несовершеннолетних и решил приучить их к романтике новой жизни. По его плану несовершеннолетние проникли на дачу гражданина П. и забрали принадлежавшие ему драгоценности, видеомагнитофон, валюту. Это деяние гражданина Б. является 1) досадной случайностью2) преступлением3) проступком4) не имеет отношения к правонарушениям
А.13 Верны ли следующие суждения о нормах права? А. Нормы права определяют общеобязательные границы возможного или должного поведения людей в обществе.Б. Нормы права обеспечиваются применением государственного принуждения.1) верно только А 2) верно только Б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Что такое политическое устройство? Это совокупность институтов и идеологий, которые формируют политическую деятельность в обществе. При этом политическим устройством государства называют структуру власти именно в федерации, а не в унитаризме. К данному типу относятся такие страны, как РФ, США, Германия и др. Кстати, федерации также бывают разного вида и у каждой из них есть своя форма политического устройства.

Осуществление управления обществом в доисторические времена

Для того чтобы общество было управляемым, возникла необходимость в создании государственного строя, то есть политической организации общества. Как известно, государство неразрывно связано с правом, поэтому при изучении теории государства и права начинают с его происхождения. До того как возникло первое государственно-политическое устройство, человечество жило в первобытно-общинном строе. Основой для производственных отношений в таком обществе служили средства производства, а также общественная собственность. Для того чтобы из одной формации произошел переход в другую, то есть из первобытно-общинного строя - к государственному, нужно было перейти от самоуправления, которое наблюдалось в первобытном обществе, к государственному управлению. Данный процесс происходил не сразу: для этого потребовались целые столетия, при этом в некоторых исторических регионах распад первобытно-общинного строя и возникновение государства происходили в зависимости от исторических условий по-разному. Это означает, что какой-либо четкой модели нет.

“Эволюция” госстроя

В первых государствах, которые возникли на базе первобытно-общинного строя, политическое устройство стало рабовладельческим. Наряду с государственной властью, в них появилось и право - выражение воли класса, господствующего над остальными. Вслед за рабовладельческим строем возникли следующие типы государства и права: феодальный (ое) и буржуазный (ое). При этом государства, принадлежащие к одному типу, имели одинаковые формы устройства правления, политического режима. Ведь это указывает на то, как организованы право и государства, какие функции они выполняют. Ученые-политологи смогли определить, что каждому из данных типов общества были присущи как общие, так и специфические характеристики. И тем не менее формы государственно-политического устройства во всех из них включали следующие элементы:


Форма государственного правления

Под данным термином понимается организация главных органов власти в государстве. Сюда входят такие элементы, как порядок их формирования, взаимоотношения между классом властьпридержащих и управляемыми, степень вовлеченности народных масс в процесс управление государством. Кстати, формы правления могут быть самыми разнообразными. При этом нужно знать, что даже если в нескольких странах - один и тот же тип государственного устройства, политический режим в них может быть различным.

Основные формы правления

К ним относятся республика и монархия. Первая - это такая форма правления, при которой источником власти является большинство народа, а органами власти становятся члены общества, избранные народом. При монархии же государством единолично управляет монарх - король, император, царь и т. д. При этом после смерти правителя на престол поднимается его наследник. Однако и здесь не все однозначно.

Монархия может быть следующих видов:

  • абсолютная , в которой глава государства является полновластным “хозяином” как страны, так и народа, населяющего ее территорию;
  • конституционная , где монарх не является полномочным “хозяином” государства и согласует свои действия с конституцией, ограничивающей его полномочия.

Республика также бывает нескольких видов:


Государственное устройство

Это не внешняя, а внутренняя территориальная и национальная организация гос. власти (то есть происходит регуляция деления территории страны на части), а также правовое положение каждой из них и взаимоотношения между центром страны и ее составными частями. Форма же политического устройства - это элемент формы управления государством, который характеризует организацию государственно-политической власти по территориальному типу. В прошлом существовали такие формы государственного устройства, как империя и протектораты, однако в современном мире формами государственного устройства являются:

  • федерация;
  • конфедерация;
  • унитарное государство.

Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Унитарное государство

Как мы уже поняли, есть государства, которые состоят из нескольких автономных территориальных единиц, а есть единые государства. Это и есть унитарные, в которых присутствует всего лишь один субъект. В них деление на территориальные единицы - условные. Это районы, области, провинции, губернии и т. д. Примером унитарных государств являются большинство европейских стран, например Франция, Литва, Финляндия, Эстония, Армения, Норвегия, Румыния, Швеция и т.д. В унитарных государствах система законодательства одноуровневая. Страны подразделяются на АТЕ (административно-территориальные единицы), все граждане имеют только одно гражданство. По характеру взаимодействия местных и центральных органов власти унитарные государства бывают двух видов: централизованные (нет автономных образований и все территориальные части имеют одинаковый правовой статус) и децентрализованные (в их состав входят автономные образования).

Федеративное государство

Это те страны, которые образованы в результате объединения союзных государств или государственных образований, например штатов, республик, кантонов, земель и т. д. Признаками такого политического устройства, формой правления которого является федерация, являются:

  • входжение в его состав нескольких суверенных или союзных государств;
  • двухуровневая система государственных органов;
  • налогообложения - двухканальное.

Классификация федерации

Данный тип политического устройства может классифицироваться по следующим принципам:

1. По формированию субъектов. Ввиду этого они могут быть административно-территориальными, национально-государственными и смешанными.

2. По юридической основе. Исходя из этого, федерации бывают договорными и конституционными.

3. По равенству статусов. Классификация по данному признаку приводит к формированию типов симметричных и асимметричных федераций.

Конфедерация

А чем этот тип политического устройства отличается от предыдущего. Конфедерация — это не постоянный, а временный союз государств, который создается для совместного решения тех или иных политических или экономических задач. Конфедерация не имеет суверенитета, поскольку в данном случае и речи не может быть об общем центральном государственном аппарате и единой системе законодательства.

Конфедерация бывает следующих типов:

  • союз межгосударственного типа;
  • содружество;
  • сообщество.

Политический режим

В данной статье также хочется затронуть еще один очень важный пункт - режимы политического устройства. Давайте разберемся, что это такое. Политическим режимом является система приемов, методов и средств, которые помогают осуществлению политической власти. Какими они могут быть? Типами политрежима являются демократический и антидемократический. В данном контексте государство бывает правовым, авторитарным и тоталитарным.

Немного истории

Предже чем рассказать о политическом устройстве современной России, хочется поговорить о Киевском княжестве. Политическое устройство в нем было неустойчивым. Оно состояло из нескольких племенных и городских округов. Однако они не желали объединиться в единое государство. Вот почему Киевское княжество распалось в 11-м веке. Древняя Русь представляла собой совокупность многих княжеств, которые были объединены одной династией. У них были общие религия, народное сознание и язык. Это государство невозможно было отнести ни к унитарным, ни к федеративным. Отношения между великим князем Киевской Руси и другими князьями складывались по следующему принципу - сюзерен и вассалы.

И тем не менее центр в княжестве был сильным. Великий князь обладал мощной дружиной, благодаря которой ему удавалось удерживать вокруг себя несколько десятков небольших княжеств. Князь был главой всей Руси. К 11 веку вследствие возрастания власти местных феодалов, образовался новый орган управления — феодальный съезд. На нем рассматривались вопросы по ведению войны или налаживанию мира, разделению земель и установлению вассалитета. После этого произошло усложнение общественного деления Киевской Руси. На самой верхушке иерархической пирамиды стоял, естественно, Киевский князь, ступенью ниже размещалась его дружина, постепенно с нею слился высший земский класс. Структура дружины также была не из простых. Она состоит из двух частей - старшей, то есть бояр и младшей - отроков. В дружину также входят рабы князя. Из этого “сословия” назначались члены княжеской администрации и судьи: посадник, верник и тиун. Кроме дружины, также есть класс людей, который делился на горожан, то есть купцов и ремесленников, а также сельчан - смердов и зависимых закупов. Церковники имели свою иерархию и стояли особняком.

Характеристика Российского государства

Наша страна является демократическим с республиканской формой правления. Политическое устройство России - федерация. В ее состав входят почти девять десятков субъектов. Среди них имеются республики (Татарстан, Башкоторстан и др.), автономные области и округа, края, области, ну и города федерального значения (Санкт-Петербург). Все эти субъекты равны по своим правам. Каждая из республик имеет свою конституцию и законодательство. Все остальные субъекты РФ имеют уставы и законодательства.

В Конституции России приведено определение страны: “РФ—суверенное федеративное государство, которое создано в результате исторического объединения народов.”. Незыблемые основы конституционного строя Российского государства являются федерализм, народовластие, республиканская форма правления и разделение властей. Конституционное право - основополагающая отрасль права РФ. Именно оно устанавливает принципы, которым должны следовать остальные отрасли права, определяет экономическую систему страны, положение личности в ней, а также фиксирует систему судебных органов, то есть государственное устройство Российского государства.

В чем состоит демократизм Российской Федерации? Он проявляется в первую очередь в том, что права и свободы граждан страны объявлены высшей ценностью ее Конституцией. Государство готово взять на себя следующие обязанности: первое - признавать, второе - соблюдать и третье - защищать эти права и свободы. А еще демократизм нашей страны состоит в проявлении власти народа во время свободных выборов или референдумов.

Политическое устройство России следующее: в ее состав входят равноправные субъекты РФ, так как у каждого из них имеется собственное законодательство. В этом и заключается федеративное устройство страны в целом, и оно основывается на целостности государственности страны и на единой системе государственной власти. Поэтому в конституции отмечено, что федеральные, то есть общие для всей страны законы имеют верховенство для всех граждан РФ, вне зависимости от того, в каком субъекте федерации они проживают.

В чем проявляется правовой характер права и государства России? Все общественные отношения, обязанности и права граждан определяются правом и фиксируются на уровне закона. Соблюдение закона обязательно как для граждан и организаций, так и для всех органов власти, в том числе и высших.

Россия - республика

Несмотря на то что РФ - федерация, она придерживается республиканской формы правления. Это определяется наличием трех ветвей власти: судебной, законодательной и исполнительной. Все они взаимосвязаны и находятся в единстве.

Принципы экономической жизни страны также закреплены в Конституции. Это в первую очередь относится к единству экономического пространства, то есть возможности свободного перемещения услуг, товаров и финансовых средств, а также поддержанию конкуренции, обеспечению свободы экономической деятельности для предпринимателей.

В основе экономических отношений лежат нормы, которые касаются собственности вообще. В России признаются, а также получают равную защиту как частная, так и государственная, муниципальная и другие формы собственности. Этот принцип, который относится к собственности, применяется и к одному из важнейших, если не самому главному богатству страны — земле. Земля и другие природные ресурсы распределены между частной, муниципальной, государственной и другими формами собственности.

Россия является страной с идеологическим и политическим многообразием. Ни одна из них не может быть провозглашенной в качестве обязательной. То же самое касается и религии, так как РФ - провозглашено как светское государство.

Формы устройства государства

Форма(устройство) государства
План.
1. Форма государства

2. Формы правления

2.1 Монархия
2.2 Республика
3. Формы государственного устройства

3.1 Унитарное
3.2 Федеративное
3.3 Конфедеративное
4. Формы политического режима

4.1 Деспотический
4.2 Тоталитарный
4.3 Фашистский
4.4 Авторитарный
4.5 Демократический

5. Причины и особенности изменения форм государственного
и политического режима
Форма государства
Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.
Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности госу-дарственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).
ФОРМА ГОСУДАРСТВА - такое строение государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, методы, приемы и способы осуществления государственной власти, территориальную организацию населения.
Отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления,форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.
При этом форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно устроенном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры.
Форма устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории,связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом, а политический режим характеризует способ осуществления государственной власти в конкретном обществе, с помощью каких методов государство выполняет свое социальное назначение.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
Еще Платон и Аристотель пытались объяснить разнообразие форм организации и осуществлении государственной власти в Древнем мире. Так, Аристотель выделил несколько форм правления: республику, монархию, деспотию, - взяв в основу классификации способы образования органов государства.
На протяжении столетий Августин,Гоббс, Монтескье, Локк, Руссо, Радищев и др. пытались обобщить и систематизировать знания о формах правления, причинах их возникновения и развитии.
Марксистская теория определяла форму правления в ее связи с типом государства, классовой структурой, экономическим базисом и т.д. При этом за рамками изучения оставались такие факторы, активно влияющие на форму правления, как исторические традиции, национальная психология, религиозное сознание и т.д.
2. Форма правления

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
- как создаются высшие органы государства и какого их
строение;
- как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
- как строятся взаимоотношения между верховной государ-
ственной властью и населением страны;
- в какой мере организация высших органов государства
позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:
- монархические (единоличные, наследственные)
- республиканские (коллегиальные, выборные)
2.1 Монархия
Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военноначальники, предводители разросшихся семейных или соседских общин, руководители храмов и т.п.
Свои истоки монархическая форма правления имела в той достаточно простой, социально не слишком расчлененной организации общества, которая появилась 4 -3 тысячи лет до нашей эры. В этих обществах монархия обеспечивала эффективно немногочисленные общесоциальные и классовые функции государственного управления (организация совместных работ, ведение войн и оборону, взимание налогов, создание страховых фондов и т.п.)
Основными признаками классической монархической формы управления являются:
- существование единоличного главы государства, пользую-щегося своей властью пожизненно (царь, король, импера тор, шах);
- наследственный порядок преемственности верховной власти;
- представительство государства монарха по своему усмо-
трению;
- юридическая безответственность монарха.
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.
В свою очередь монархия делится на:
- абсолютистскую
- ограниченную
- конституционную
Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.
По формуле Петровского Воинского устава - “ самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен”. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.
Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.
Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.
Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - IX и Франция до революции 1789 года.
С развитием буржуазных отношений абсолютистская монархия в некоторых странах эволюционирует в монархию конституционную, приспосабливаясь к интересам нового господствующего класса - буржуазии.
Ограниченная монархия - представляет такую форму монархии, при которой монарх будучи юридически и фактически независимым от парламента (представительного учреждения народившегося и окрепшего “третьего сословия”) в сфере исполнительной власти, тем не менее вынужден считаться с его деятельностью. Таковой была монархия в России после 1905 года.

Конституционная монархия - представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.
Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).
Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками:
- правительство формируется из представителей опреде-ленной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
- лидерр партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
- в законодательной, исполнительной и судебной сферах
власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
- законодательные акты принимаются парламентом и фор- мально подписываются монархом;
- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.
Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления.
Монархия как форма правления - это сложный конгломерат власти, юридических основ ее организации и осуществления, социально-психологического состояния общества. Как показывает современная история, монархия еще не отжившая свой век форма правления, а имеющая при определенных условия достаточные исторические перспективы. Примером могут послужить постоянно поднимающиеся в современной России разговоры о восстановлении монархии.
2.2 Республика
Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Географические факторы, исторические традиции, националь-ная психология, также как и соотношения классовых сил в некоторых государствах привели к возникновению другой формы правления - республиканской. К примеру, древнегреческие республиканские формы правления вырастали из внутреннего социально-классового развития античного общества, островного положения многих древнегреческих полисов, роли морской торговли в экономической жизни Древней Греции, победы демоса и его функций как коллективного рабовладельца.
Общими признаками республиканской формы правления являются:
- существование единоличного и коллегиального главы
государства;
- выборность на определенный срок главы государства и дру-гих верховных органов государственной власти;
- осуществление государственной власти не по своему веле- нию, а по поручению народа;
- юридическая ответственность главы государства в случа- ях, предусмотренных законом;
- обязатель решений верховной государственной власти.
Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием. Республиканское правление основано на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную. Впервые идею разделения властей разработал Монтескье (ХУIII век) в труде “О духе законов”.
Различные органы государства выполняют различные функции по управлению государством: Парламенты (народные собранияЮ национальные ассамблеи, думы и т.д.) принимают законы, правительство и его органы - выполняют эти законы, организовают их испонение, судебные органы - контролируют исполнение законов и привлекают к ответственности нарушителей этих законов.
Вся эта идея создавала систему “сдержек и противовесов”, обеспечивающую власть народа, сдерживающую попытки одной из ветвей власти стать индивидуальным или коллективным диктатором.
Насчитывается несколько основных разновидностей республи-канского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:
- парламентарные
- президентские
Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.
Как правило, глава государства в подобных республиках избира-ется парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии например президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членом бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.
Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламен-тарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Наиболее характерные черты президентской республики:
- внепарламентский метод избрания президента и формирова-ния правительства;
- ответственность правительства перед президентом, а не пе-ред парламентом;
- более широкие, чем в парламентарной республике, полномо-чия главы государства.
Классической президентской республикой являются Соеди-
ненные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц принадлежащих к его партии.
Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году.
Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.
В цивилизованных странах президентскую республику отли-чает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функци-онирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.
В странах Латинской Америки часто встречаются “супер-президентские республики”. Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.
В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели.
3. Форма государственного устройства
Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.
В отличии от форм правления организация государства рассма-тривается с точки зрения распределения государтсвенной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.
Форма государственного устройства показывает:
- из каких частей состоит внутренняя структура государства;
- каково правовое положение этих частей и каковы взаимоот-ношения этих органов;
- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:
- унитарное;
- федеративное;
- конфедеративное.
3.1 Унитарное государство

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признака-
ми:
- унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;
- на территории унитарного государства действует одна кон-ституция, единая система законодательства, одно гражданство;
- составные части унитарного государства (области, департа-менты, округа, провинции, графства) государственным суверени-етом не обладают;
- унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;
- все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
- имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления.
К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.
3.2 Федерация
Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств.

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.
2. В союзном государстве верховная исполнительная, зако-нодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.
3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной кон-ституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы
4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.
6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятель-ность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).
Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.
3.3 Конфедерация

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.
При конфедеративном устройстве государства - члены конфеде-рации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.
В отличии от федеративного устройства конфедерация характе-ризуется следующими чертами:
- конфедерация не имеет своих общих законодатель-ных,исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;
- конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
- сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
- государства могут договориться о единой денежной системе, о единых, таможенных, правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.
Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.
Историческая практика знает и другие организационные объединения государств: страны Британского содружества, СНГ, ЕЭС. Такого рода содружества не образуют новых государств, а лишь объединяют независимые государства. При этом, в такого рода содружествах могут создаваться надгосударственные органы, формироваться бюджет, приниматься нормативные акты обязательные для членов сообщества и т.п. Например, страны ЕЭС создают не только общее экономическое пространство, вплоть до перехода к общей денежной единицы, но и, в перспективе, общее гражданство. Возможно, это объективная необходимость, ибо в будущем экономическое соперничество потребует объединения всех ресурсов для того, что бы выжить в конкурентной борьбе за сырье, за рынки сбыта.
Непонятно будущее у СНГ. Уже два члена сотрудничества, Белоруссия и Россия ставят в качестве ближайшей перспективы создание единого государства. Как в связи с этими событиями изменится будущее СНГ предсказать трудно. Однако ясно,что геополитические интересы России требуют создания на территории бывшего СССР (а ранее Российской империи) возможно тесного объединения ные суверенныхгосударств.
1. Формы государственного режима
Формы государственного режима - представляют собой сово-купность способов и методов осуществления власти государством.
Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).
Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия; для феодализма - и не ограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства - и тоталитаризм, и правовая демократия.
Идеальных демократических форм государственного режима
в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.
4.1 Антидемократические режимы

Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками:
- определяет характер государственной власти - это соот-ношение государства и личности;
- антидемократический режим характеризуется полным (то-тальным) контролем государства над всеми сферами
общественной жизни: экономикой, политикой, идеоло- гией, социальным, культурным и национальным строе- нием;
- ему свойственно огосударвстление всех общественных орга- низаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и др.);
- личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они мо-гут провозглашаться даже в конституциях;
- реально действует примат государства над правом, что явля-ется следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни;
- всеохватывающая милитаризация общественной жизни;
- игнорируют интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств;
- не учитывает особенностей религиозных убеждений населения.
Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется с парламентарной монархией и республикой. Приводя к сильной централизации государственной власти, авторитарный режим несоглашается с буржуазным федерализмом.
4.2 Демократический режим
Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов.

Конкретно режим демократической власти выражается в следую-щем:
- режим представляет свободу личности в экономической
сфере, которая составляет основу материального благо- получия общества;
- реальная гарантированность прав и свобод граждан, их
возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных и других общественных организациях;
- создает эффективную систему прямого воздействия
населения страны на характер государственной власти;
- в демократическом государстве личность защищена от
произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия;
- власть в одинаковой степени обеспечивает интересы
большинства и меньшинства;
- основным принципом деятельности демократического
государства является плюрализм;
- государственный режим базируется на законах, которые
отражают объективные потребности развития личности и общества.

История знает различные формы демократических режимов. Наибольшее распространение в настоящее время получил режим парламентрской демократии, основанный на передаче власти парламенту. Так же существует либерально-демократический режим.
5. Причины и особенности изменения форм государственного и политического режима

Политические формы современных государств складывались в течении нескольких столетий. Эти формы определялись в конечном счете экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия образования государства (федеративная форма государства США, Швейцарии), равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения.
Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.
Понятие исторического типа связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития. Ибо в конечном итоге требования экономического развития, заставляют государства отказываться от недемократических режимов, от устаревающих форм правления, от неадекватных уровню развития экономики форм государства. Наглядным примеров здесь может служить “мгновенный “ с исторической точки зрения крах Советского Союза.
Список используемой литературы
1) Хропанюк. В.Н. “Теория государства и права” Москва 1993г.
2) “Общая теория права” Учебник Москва 1993г.
3) “Государственное право буржуазных и освободившихся стран”
Учебник Москва 1988г.
4) “Общая теория права и государства” Учебник Москва 1994г.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте три правильные и три неправильные форма правления.

К правильным формам правления относятся:

1. Монархия:

Абсолютную:

Монарх – глава государства;

Осуществляет единоличное правление. Обладает всей полнотой власти. Его власть верховна и независима;

Его власть объявляется священной и наделяется религиозным ореолом;

Как правило, власть передается по наследству;

Ограниченную:

Монарх ограничен в области законодательно, исполнительной деятельности

Монарх независим от парламента, но вынужден считаться с его деятельностью

2. аристократия – форма правления, при которой власть принадлежит знати. В основе лежит идея, что государством должны управлять только избранные. Избранность определялась происхождением, размером имущества, религиозным превосходством.

3. демократия. Происходит от двух греческих слов: «демос» - «народ» и «кратос» - «сила», «правление». Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своими собственным распорядком жизни, влияют на общественную жизнь. Говорят еще о том, что при демократии народ суверене, т. е. независим от властей в выборе способа жизни. Суверенитет означает, что законным источником власти является именно народ. В современной демократической системе народ формирует представительные органы власти путем выборов. Настоящая демократия возможна при наличии определенных условий:

верховенство закона;

равноправие всех граждан;

разделение властей, т. е. независимость друг от друга судебной, исполнительной и законодательной властей;

многопартийность и политическая конкуренция;

свободные от цензуры и государственного давления СМИ;

наличие рыночных отношений в экономике и др.

К неправильным формам правления относятся:

1. Автократия (тирания) - одна из форм правления, основанная на неограниченном и бесконтрольном полновластии одного лица в государстве. В современной литературе данное понятие означает неограниченную и бесконтрольную власть одного человека.

2. Олигархия – форма правления, при которой власть сосредоточена в руках небольшой группы людей. Власть и капитал сосредоточены в руках одной группы людей

3. Охлократия или анархия - форма государственного устройства, возникающая в результате предельного развития и доведения до абсурда демократических тенденций – правление черни, худших из числа граждан.

2. Подробно опишите республиканский тип правления государства. Какую функцию выполняет здесь парламент?

Республика (от лат. respublica,букв. – общественное дело) – такая форма правления, когда глава государства (например, президент) избирается населением или специально избранной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). В республике сочетаются элементы демократии, монархии, аристократии. Страной правит один человек (монархическое начало), но его власть ограничивается законодательным органом, парламентом, который выбирают все или большинство народа (демократия). Подавляющее большинство современных государств является республиками. В республиках источником власти выступает народное большинство, а высшие органы государства избираются гражданами.

Республика бывает трех видов: президентская, смешанная, парламентская. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти (президент или парламент) формирует правительство, и перед ним оно несет ответственность. Их характеристика представлена в таблице.

Парламент по отношению к правительству обычно выполняет следующие функции:

1. Формирует и поддерживает его;

2. Издает законы, принимаемые правительством к исполнению;

3. Вотирует (утверждает) государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства;

4. Осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов;

5. Критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.

3. При каких условиях проводится импичмент?

Импичмент представляет особый порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц. Поводом для импичмента выступают антиконституционные действия.

4. Охарактеризуйте демократию, сравните античную и современную ее формы, подчеркните общее и особенное.

Демократия происходит от двух греческих слов: «демос» - «народ» и «кратос» - «сила», «правление». Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своими собственным распорядком жизни, влияют на общественную жизнь. Говорят еще о том, что при демократии народ суверенен, т. е. независим от властей в выборе способа жизни. Суверенитет означает, что законным источником власти является именно народ. В современной демократической системе народ формирует представительные органы власти путем выборов. Настоящая демократия возможна при наличии определенных условий:

Верховенство закона;

Равноправие всех граждан;

Разделение властей, т. е. независимость друг от друга судебной, исполнительной и законодательной властей;

Многопартийность и политическая конкуренция;

Свободные от цензуры и государственного давления СМИ;

Наличие рыночных отношений в экономике и др.

Различают две главные формы демократии:

1. прямую - основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов (древнегреческие полисы). Суть прямой демократии состоит вот в чем: в одном месте в определенное время собираются буквально все граждане, имеющие право голосовать, и публично обсуждают самые важные решения, в том числе о войне и мире, форме правления, величине и способе взимания налогов. Окончательное решение принимается большинством голосов. В периоды между собраниями текущие вопросы решает избранное народом демократическое правление.;

2. представительную - решения принимаются выборными органами (США). Представительной демократией называется такое устройство общества, при котором та часть населения, которая имеет право голосовать, выбирает своих полномочных представителей, которые от имени народа осуществляют законодательную власть. Чем крупнее общество, тем острее потребность в такой форме. Население разбивается по округам и голосует за ту или иную партию. Точнее сказать, за их представителей, проживающих тут же. Если кого-то ни одна партия не устраивает, он может проголосовать за независимого кандидата. Тот, кто набрал наибольшее число голосов в данном округе, тот и становится депутатом.

Греческая демократия:

1. прошла долгий путь развития - более 250 лет;

2. охватывала не весь, а часть народа - около 1/10 всего населения, отражала мнение всего свободного народа;

3. эволюционировала от прямой к представительной форме.

Так, в Афинах не имели права голоса рабы, метеки (переселенцы) и женщины. Наиболее важные вопросы обсуждались Народным собранием (экклесия), здесь же принимались все законы. Исполнительную власть осуществляли избранные должностные лица - магистраты. Высшая судебная власть принадлежала суду присяжных (гелиэя). Демократия в Афинах означала право каждого гражданина избирать и быть избранным на любую должность в государстве.

Для античной демократии характерен синтез гражданского общества и государства. Государство представляло собой сообщество граждан, совместно защищавших свои права от угрозы извне, со стороны других государств, и внутри полиса – со стороны тех, кто не пользовался гражданскими правами, – рабов и метеков (переселенцев). Следовательно, античная демократия являлась демократией меньшинства.

Современная же демократия ограничивает в некоторых правах несовершеннолетних граждан своей страны.

5. * Почему демократия вырождается в охлократию, а не в тиранию? Можете ли вы привести исторические примеры подобного превращения?

Охлократия - извращенная форма государственного устройства, которая возникает в результате неупорядоченного развития и доведения до абсурда демократических тенденций;

Стихия мятежей, погромов, уличных беспорядков, в которых толпа выступает хозяином положения;

Одна из характеристик массового общества.

Несмотря на разное обличье, охлократии обладают некоторыми общими чертами. Основными характерными чертами охлократии являются демагогия, авантюризм, популизм. Ей присуща изменчивость политического курса, непредсказуемость и импульсивность политических акций. Охлократия максимально упрощает сложные общественные проблемы, часто использует провокации, разжигает массовые страсти, провоцирует скандалы. Ее опорой обычно выступают маргинальные и люмпенизированные слои населения, неудовлетворенные своим социальным положением и готовые к неконтролируемым действиям (убийствам, бессмысленному уничтожению материальных ценностей, насилию).

Охлократия часто вступает в свои права в переломное время, в критические для общества периоды. Поскольку кризис общества всегда имеет пределы, охлократия характеризуется как нежизненностью, так и недолговечностью. В большинстве случаев неустойчивость и скоротечный характер охлократии ведет к ухудшению общественной ситуации. Выход из нее очень часто заканчивается тоталитарными, диктаторскими или олигархическими формами правления. Классическими историческими примерами охлократии являются Смутное время в России в начале XVII в., отдельные периоды гражданских войн, народные восстания в Древнем мире и в Средние века, а также периоды смены общественно-политических отношений в условиях трансформирующихся обществ. Однако ярко выраженных форм охлократии существовало не так уж много. История знает больше примеров деформированных, частичных форм охлократии, которые нередко уживаются с другими формами политической власти, проявляются на тех или иных участках общественной жизни, в те или иные периоды кризисного состояния общества, в отдельных регионах или частях государства.

6. * В чем, по вашему мнению, достоинства и недостатки республиканского типа устройства государства?

Достоинства:

1. Выборность власти;

2. Разделение властей, что сдерживает превращение республики в

3. Стабильность республики, т. к. президент и правительство выбирается на фиксированный срок.

4. Вовлеченность всех граждан страны в жизнь государства

Недостатки:

1. Возможность установления единоличного правления.

2. Политическая нестабильность, так как изменение парламентского большинства влечет утрату поддержки правительства со стороны парламента и объявление правительству вотума недоверия.

3. Излишняя бюрократизация власти.

7. * Проведите сравнительный анализ трех республик в современном мире – парламентской, президентской, смешанной. Сделайте краткие письменные выводы.

Как видно из таблицы, все типы республики имеют выборный характер власти. Отличия состоят в том, как выбираются президент и формируется правительство, а также перед кем несет (или вообще не несет) ответственность правительство.

? Проблема

Согласны ли вы с мнением русского историка Н. М. Карамзина: «Демократическое правление наиболее пригодно для малых государств, аристократическое – для средних, монархическое – для больших»?

Да, с Н. М. Карамзином можно согласиться, потому что управление большими территориями требует иногда недемократических методов управления.

Давайте рассмотрим такую ситуацию. Существует некое государство больших размеров. Оно делится на определенные части для более легкого управления (допустим 5). Настало время выборов. И тут начались разногласия. Каждый «тянет одеяло на себя». Каждая часть страны хочет видеть своего представителя у власти. Это будет давать некое доминирование в самом государстве. Договориться они не смогли и некоторые представители данного государства решили создать свое государство, чтобы принимать те законы и политические решения, которые будут устраивать только их и не идти вопреки своим желаниям на уступки другим жителям данной страны. Такова природа человека. Чтобы демократия могла существовать в государстве с большой территорией, необходима личная ответственность каждого гражданина перед своей страной, высокие моральные качества каждого человека, готового пожертвовать чем-то ради общего.

Практикум. Рассмотрите таблицу. В ней приведены названия форм правления и их краткая расшифровка. Поставьте крестик в то место, которое укажет на принадлежность данной формы правления именно этого, принадлежащего только ей определения.

В современной политологии для общего обозначения структурных и властных признаков государства используется понятие «форма государства». Это понятие включает три элемента: форму государственного устройства, форму правления и политический режим.

Форма государственного устройства определяет принципы национально-территориальной организации государства и взаимоотношений центральных органов власти с региональными. Различают три основные формы государственного устройства — унитарное государство, федерацию и конфедерацию.

Унитарное государство, наиболее распространенное в современном мире, характеризуется единством конституции и единством системы высших органов государственной власти, высокой степенью централизации управления всех административно-территориальных единиц (департаментов, областей, районов и т. п.) при отсутствии у них политической самостоятельности. В качестве примеров унитарных государств можно назвать Финляндию, Францию, Японию. Такой была и Российская империя до 1918 года. В настоящее время в нескольких унитарных государствах — Великобритании, Испании, Италии, Дании, Финляндии — существует административная автономия для отдельных территорий. Так, в составе Великобритании ограниченной автономией располагают Шотландия и Северная Ирландия.

Федерация предполагает иной тип внутренних связей, объединяя несколько государств или территорий (субъектов) в единое союзное государство при сохранении у каждого из них юридической и некоторой политической самостоятельности. Показателем известной суверенности каждого члена федерации является наличие у них собственной конституции, законодательства, органов представительной и исполнительной власти, а в некоторых случаях и гражданства, флага, герба, гимна. Прямое представительство субъектов федерации в парламенте страны обеспечивает существование второй палаты (в России, например, им является Совет Федерации, в США — Сенат, в ФРГ — Бундесрат). Вместе с тем основополагающий принцип федеративного государства — главенство общефедеральной конституции и законодательства. Важными объединяющими факторами в нем выступают единое социально-экономическое пространство, общность денежной системы и гражданства. В настоящее время федеративную форму государственного устройства избрали около 20 стран.

Конфедерация представляет собой постоянный союз суверенных государств, образованный с определенной целью, чаще всего внешнеполитической. Субъекты конфедерации обладают высокой степенью суверенитета при ограниченных правах конфедеративного центра, в ведении которого находятся, как правило, только главные вопросы внешней, оборонной, а в некоторых случаях и финансово-экономической политики. При необходимости создания центральных органов, единых вооруженных сил и общей банковской системы их образуют на паритетной основе и только при условии ратификации в законодательных органах субъектов конфедерации.

Конфедерация, достаточно устойчивая и распространенная в прошлом форма государственного объединения (Рейнская конфедерация, 1254–1350; Ганзейская лига, 1367–1665; Швейцарская Конфедерация, 1291–1798 и 1815–1848; Республика Соединенных провинций (Нидерланды), 1579–1798; Соединенные Штаты Америки, 1781–1789; Германский Союз, 1815–1860; Австро-Венгерская монархия, 1867–1918; Конфедеративные Штаты Америки, 1861–1865, Шведсконорвежская уния, 1814–1905), к настоящему времени находит все меньше сторонников, а существование государств-конфедераций оказывается все более кратковременным. В ХХ столетии, например, Египет и Сирия образовали Объединенную Арабскую Республику (1958–1962 годы), затем Сенегал и Гамбия — Сенегамбию (1982), Чехия и Словакия — Чешскую и Словацкую Федеративную Республику (1990–1992 годы). Союз Независимых Государств (СНГ), состоящий из бывших республик СССР, специалисты-правоведы причисляют к конфедеративному типу лишь с большими оговорками; на самом деле он является, вероятно, не более чем консультативным межгосударственным соглашением.

Для обозначения способа организации верховной государственной власти, принципов взаимоотношений ее органов, степени участия населения в их формировании используется термин форма правления. Истории известны две такие формы — республика и монархия.

Отличительным признаком республиканской формы правления, самой распространенной в современном мире, является выборность высшей государственной власти. Типологически выделяются три подвида республики — парламентская, президентская и смешанная.

Парламентскую республику отличает такой признак, как верховенство избираемого законодательного собрания, закрепленное конституционными нормами. Именно парламент формирует ответственное перед ним правительство, подбирая кандидатуры из лидеров победившей на выборах партии включая премьер-министра. Таким образом, высшая исполнительная власть имеет четко выраженную партийную принадлежность. Глава государства (президент) при формировании кабинета министров выполняет не более чем формальную процедуру.

Вместе с тем во многих парламентских республиках высшая исполнительная власть фактически занимает значительно более важное положение сравнительно с тем, что предписано ей законодательством. Парламентский контроль за деятельностью правительства в действительности нередко оказывается декларативным. Напротив, правительство, располагающее правом роспуска парламента, в состоянии контролировать его деятельность и оказывать на него давление. Парламентская форма правления установлена в таких странах, как Германия, Ирландия, Италия, Турция, Швейцария.

В президентской республике реализован принцип жесткого разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них осуществляет свои полномочия в течение всего установленного срока. Право формирования правительства принадлежит президенту, являющемуся одновременно и его главой. Образуемое таким образом на внепартийных началах правительство не несет ответственности перед парламентом. Президент, со своей стороны, не обладает правом роспуска законодательного собрания.

Классическим образцом президентской республики считаются США, ставшие родоначальником этой формы правления в 1787 году. Затем она наиболее широко распространилась в странах латиноамериканского континента — Мексике, Аргентине, Бразилии, Колумбии, Венесуэле, Боливии, Уругвае и др.

В соответствии с конституцией США, президент, будучи одновременно главой государства и исполнительной власти, является единственным должностным лицом федерального правительства, выбираемым гражданами страны на четырехлетний срок с правом лишь одного переизбрания. Поскольку на президенте лежит основной груз ответственности за выбор политической и экономической программы, он наделен широкими административно-исполнительными полномочиями. На него возложено руководство государственным аппаратом включая вооруженные силы; он же отвечает за назначение судей федеральных судов. Формально лишенный права вмешиваться в дела парламента, чтобы не нарушать принцип разделения властей, президент США тем не менее на практике в состоянии оказывать такое вмешательство, блокируя одобренные нижней палатой законопроекты при помощи предоставленного ему права вето. Для преодоления президентского вето парламенту необходимо повторно одобрить законопроект квалифицированным большинством (две трети голосов). Однако и парламент (Конгресс) располагает средством контроля за исполнительной деятельностью президента. Один из основных рычагов — финансовый. При ежегодном голосовании по вопросу о государственном бюджете обе палаты Конгресса (Палата представителей и Сенат) вправе не согласиться с запросами президентской администрации. Кроме того, Сенат наделен правом контролировать назначения президента на некоторые высшие государственные посты (членов кабинета, судей федеральных судов, послов и др.). Существуют и другие парламентские способы контроля за деятельностью президента, вплоть до импичмента.

Смешанной форме правления присущи такие основные черты, как избрание президента всеобщим голосованием; наличие у него собственных достаточно широких властных полномочий, позволяющих ему действовать независимо от правительства; ответственность правительства, возглавляемого премьер-министром, перед парламентом. Такая форма закреплена конституциями ряда западноевропейских стран — например, Франции, Португалии, Австрии, Исландии.

Не вполне определенной, по мнению некоторых исследователей, остается форма правления Российской Федерации. Положение Конституции «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ст. 1) не является исчерпывающим, считают они. Напротив, оно оставляет простор для разных толкований. Исходя из фактического статуса президентской власти, не отраженного в должной мере в конституционных нормах, одни из этих исследователей склонны видеть в форме правления черты республики парламентского типа с президентским режимом, другие — президентской или полупрезидентской республики .

До принятия 19 октября 1999 года федерального закона «Об общих принципах организации системы представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации» форма республиканского устройства субъектов Федерации не была регламентирована, и, следовательно, были возможны различные варианты. Так, например, в Удмуртии сформировалась типично парламентская республика. Однако закон потребовал от регионов соответствия общефедеральным конституционным основам, т. е. ориентации на президентскую или полупрезидентскую республику.

Вторая форма правления — монархия — подразделяется на две основные разновидности: абсолютную и конституционную. Абсолютная монархия, чьи корни уходят в эпоху Средневековья, основывается на юридической принадлежности всей полноты государственной власти одному лицу. В настоящее время она практически полностью изжила себя, продолжая сохранять в неизменном виде внешнюю атрибутику и лишь отчасти прежнее содержание в таких государствах, как Бахрейн, Саудовская Аравия, Катар, Оман.

Конституционная монархия, в свою очередь, условно может подразделяться на парламентскую и дуалистическую. Показательным примером первой считается Великобритания. Реальная законодательная власть в ней принадлежит парламенту, а исполнительная — кабинету министров во главе с премьером, кандидатура которого формально подбирается монархом, осуществляющим на практике лишь церемониальные функции.

Напротив, при дуалистической форме монархии, сохраняющейся в Иордании и Марокко, реальная власть сосредоточена в руках монарха. Парламент, которому конституция предоставляет законодательные полномочия, фактически подконтролен первому лицу государства, обладающему правом вето, и тем более не оказывает влияния на деятельность исполнительной власти.

Довольно экзотическая разновидность конституционной монархии — выборная — существует в Малайзии. Конституция 1957 года установила порядок избрания главы государства на пять лет поочередно всеми девятью государствами, входящими в это своеобразное монархическое федеративное образование.

Не менее своеобразная форма правления родилась в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), представляющих собой по существу федерацию семи монархических государств. Стоящие во главе них эмиры образовали Высший совет, от лица которого коллективно реализуют свои властные полномочия.

Особую разновидность монархической формы правления представляет собой доминион. К доминионам причисляют себя 16 государств из числа бывших британских колоний—Австралия, Новая Зеландия, Канада, Барбадос, Ямайка и др. Фактически почти все они являются парламентскими республиками, но формально продолжают объявлять главой государства британского монарха.

Мировая практика выделяет и несколько форм политического режима. К наиболее распространенным из них относятся демократия, олигархия, авторитаризм (автократия) и тоталитаризм.