Основы фотографии. Настройки фотокамеры

Купив новый фотоаппарат можно долго изучать его возможности и постоянно находить что-то новое. Но как не тратить время зря, а сразу освоить основные функции нового устройства и скорее приступить к фотографированию? Данная статья расскажет об основных моментах, которые следует учитывать при освоении новой техники.

Когда новый фотоаппарат только распакован и включен, сразу хочется начать фотографировать, но прежде следует настроить камеру. Мы рассмотрим основные моменты, которые следует изучить, чтобы начать полноценно пользоваться новым фотоаппаратом. Данное руководство подойдет как владельцам зеркальных камер, так и обладателям компактов и беззеркалок.

Перед работой с новым фотоаппаратом и картой памяти, последнюю следует отформатировать. Это даст большое пространство для заполнения его снимками и придаст уверенность в том, что данная карта памяти будет нормально работать на новом фотоаппарате. Форматировать карту нужно периодически. Это позволит ей дольше прослужить в условиях активного использования. Каждый фотоаппарат имеет функцию форматирования. Она находится в меню.

Абсолютно все фотоаппараты сохраняют фотографии в формате Jpeg, но некоторые модели (все камеры полупрофессионального и профессионального класса) дают возможность снимать в RAW.

Формат RAW позволяет сохранить на снимке максимальное количество деталей и позволяет в дальнейшем, при обработке на компьютере более тщательно настраивать параметры снимка. Однако, недостаток данного формата в том, что снимки без обработки выглядят плохо. Каждая фотография, сделанная в RAW, нуждается в обработке на компьютере.

Формат Jpeg - это результат обработки снимка процессором камеры. Камера корректирует снимок согласно пользовательских настроек или автоматически (если задан режим авто). Для преобразования RAW файла TIFF и JPEG используются специальные программы-конвертеры. Они обычно поставляются вместе с камерой на диске или устанавливается софт сторонних производителей. Для этого подойдет Adobe Camera RAW, Adobe Lightroom и многие другие. RAW изображения занимают большой объем данных. Кроме того, их невозможно просмотреть обычными просмотрщиками фотографий. Поэтому RAW обязательно придется конвертировать в Jpeg, если вы хотите отправить снимки по электронной почте или опубликовать в социальных сетях.

3. Размер изображения

Все камеры предоставляют возможность выбирать размер будущих снимков. Этот размер измеряется в пикселях. Чем он меньше, тем меньше весят фотографии, но соответственно качество снимков тоже ухудшается.

Все фотоаппараты имеют несколько режимов экспозиции. правильная их настройка позволяет получить хорошо освещенный кадр.

Автоматический режим может достаточно очно самостоятельно определять режим экспозиции, но с ним вы никогда не сделаете креативный снимок с нестандартной экспозицией. Для этого придется воспользоваться ручными настройками, но всё же, ручные настройки предназначены для точного определения параметров экспонирования кадра. Автоматика иногда допускает ошибки, особенно в условиях плохой освещенности или нестандартных условиях.

Набравшись опыта, можно переходить к более продвинутым режимам съемки - это приоритет диафрагмы и приоритет выдержки. Эти режимы позволяют настраивать один параметр (выдержку или диафрагму), а второй камера подбирает самостоятельно. Существует полностью ручной режим "М" (Manual). Этот режим предоставляет фотографу полный контроль над параметрами камеры.

Светочувствительность сенсора измеряется в единицах ISO. Этот параметр заставляет камеру быть более или менее чувствительной к световому потоку. При нормальных условиях съемки используется значение 100 или 200 единиц. Повышение параметра светочувствительности позволяет получать более светлые снимки Особенно хорошо это заметно при фотографировании в вечернее и ночное время. Но не всё так хорошо, как могло показаться. Увеличение параметра ISO неминуемо ведет к появлению на снимке шума (помех). Неоправданное увеличение светочувствительности может напрочь загубить фотографию.

У различных источников света цвет имеет разнообразный оттенок. Человеческий глаз, а точнее мозг, адаптирует это свечение, превращая его в белый, но камера воспринимает всё как есть. Тоесть, желтый цвет лампы накаливания на снимке будет именно желтого цвета. И вся комната будет иметь желтый оттенок. Чтобы этого не было, камеры имеют настройки баланса белого. Есть автоматический режим, несколько режимов, которые заранее запрограммированы для наиболее часто встречаемых условий освещения, и есть ручные настройки. Фотоаппарату просто нужно показать, какое свечение должно выглядеть белым на снимке.

Для начала работы наиболее приемлемый выбор экспозамера - это Матричный или Мультизонный. В этом режиме фотоаппарат разбивает кадр на много участков и на каждом замеряет экспозицию. Это позволяет получить оптимальную настройку экспозиции. На разных камерах может использоваться различное название этого параметра: оценочный, матричный, мультизонный, или мультисегментый.

Существует два основных режима фокусировки - это автоматический и ручной.

В ручном режиме нужно вращением кольца на объективе или изменением определенного параметра в камере добиваться момента, когда объект съемки станет резким. В автоматическом режиме камера самостоятельно осуществляет фокусировку по определенным точкам или заданному алгоритму (многие компактные камеры распознают в кадре лица и фокусируются по ним).

Существуют различные вариации автоматического режима. К примеру, камера может держать фокус на объекте до тех пор, пока зажата кнопка спуска затвора - это непрерывный автофокус. Существует следящий автофокус. Он следит за движением объекта съемки и постоянно держит на нем фокус.

9. Режим съемки

Обычно камера делает один снимок при нажатии на кнопку спуска затвора, но есть режим, в котором камера непрерывно делает множество снимков, пока кнопка спуска затвора зажата. Такой режим часто используется в сочетании с непрерывной фокусировкой и применяется при съемке спортивных состязаний.

Если на камере или в объективе есть опция стабилизации изображения, ей стоит воспользоваться. Она позволяет компенсировать легкие вибрации и покачивания камеры в руках фотографа. Такая стабилизация дает возможность получать четкие фотографии, даже если во время экспонирования кадра рука дрогнула.

Во многих камерах есть режимы, которые можно в целом озаглавить как Picture Styles или Picture Controls. Эти режимы позволяют получать снимки оптимального качества в зависимости от условий съемки.

К примеру, при фотографировании природы, нужно установить на камере соответствующий режим и фотоаппарат будет делать зеленые и синие цвета более насыщенными. При этом будет слегка повышаться резкость, для получения лучшей детализации и контраст. При этом не следует путать данный режим с сюжетными режимами. Picture Control не влияет на выдержку и диафрагму, а сюжетные режимы влияют.

Камеры имеют встроенные профили цветовых моделей. Чаще всего это Adobe RGB и SRGB. Цветовая модель Adobe RGB дает большой спектр цветов, поэтому снимки получаются красочные и выразительные, но большинство мониторов и печатающих устройств в полиграфии работают с SRGB, поэтому, если вы собираетесь печатать фотографии или делать коллажи на компьютере, лучше использовать SRGB.

На основе материалов с сайта:

Ручной режим настроек фотоаппарата (Режим М) часто вызывает у начинающего фотографа благоговение и лёгкую панику:о)
В самом деле, если в автоматических и даже в полуавтоматических режимах настройки ваш фотоаппарат сам подбирает правильную экспопару фотографии получаются более-меннее нормальные, то в режиме М (от английского слова Manual - ручной ) за всё отвечает фотограф... И если у фотографа пока ещё недостаточно опыта, то часто :о(

Но если не пробовать фотографировать в ручном режиме М, то и опыта неоткуда будет набраться! - не так ли? А между тем, ручной режим настройки фотоаппарата не представляет собой какой-либо сложности!

Как настроить фотоаппарат в ручном режиме М

При фотосъёмке в режиме М, впрочем, как и в любом другом полуавтоматическом или автоматическом режиме настройки фотоаппарата, для получения нормально экспонированного кадра фотограф (или фотоаппарат) должен установить лишь три параметра.

Да, да, для того, чтобы получить технически качественный снимок из всех функций и "наворотов" вашего фотоаппарата достаточно правильно установить только три! Все вместе эти параметры часто называются "ТРИ КИТА ЭКСПОЗИЦИИ"

Некоторые "опытные" фотографы советуют новичку в фотографии установить автоматический режим, а потом скопировать настройки фотоаппарата в врежиме М.

Никогда так не делайте - ваши настройки в ручном режиме ничем не будут отличатся от автоматических! В этом случае теряется весь смысл изучения ручного режма нстройки фотоаппарата.

При творческом подходе, режм М позволяет получить не только технически качественный снимок, но и добавить к вашим фотографиям различные эффекты: и И всё это изменяя всего три параметра в настройках фотоаппрата!

Если вы ещё не догадались, о каких параметрах идёт речь, то открываю вам все карты: "три кита фотографии" - это

Но если в цифровой фотографии всё держится на этих параметрах, то почему же тогда начинающих фотографов так пугает фотосъемка в режиме М ( М - это первая буква английского слова Manual - ручной )

Ошибка при настройках фотоаппарата в режиме М

Сложность настройки фотоаппарата в ручном режиме заключается в том, что начинающий фотограф сразу пытается ухватить все три параметра съемки. И выдержку, и диафрагму, и чувствительность матрицы. К тому же, Вот и получается задача с тремя неизвестными, которая способна вызвать не только лёгкую панику, но и полную растерянность:о) у начинающего фотографа...

На самом деле, если делать всё по-порядку, то не так уж и страшен этот ручной режим M:о)

Как правильно

Для того, чтобы правильно настроить фотоаппарат в ручном режиме съёмки фотограф должен решить, будет ли он использовать или эффекты. И только после этого можно начинать настройку фотокамеры в режиме М.

Как настроить фотоаппарат в ручном режиме с учётом динамических эффектов

Если вы предполагаете использовать динамические эффекты, то сначала нужно установить примерное значение выдержки. Например, для того, чтобы "заморозить" движение, в большинстве случаев достаточно выдержки 1/250-1/500 сек. Если же предполагается размыть подвижный объект съёмки или фон при фотосъёмке с проводкой - кто уже читал знают о чём идёт речь - выдержку ставим более длинную, примерно 1/30-1/60 сек.

Следующим шагом, к выбранной выдержке нужно подобрать парное значение диафрагмы. Что значит парное? Это значит, что в зависимости от освещённости снимаемого объекта нужно выставить такую диафрагму, чтобы при выбранной нами выдержке получить

Если вы фотографируете цифровым фотоаппаратом в режиме М, то всё очень просто - перебирайте значение диафрагмы до тех пор, пока индикатор экспозиции не покажет 0 (ноль), например, как показано на иллюстрациях ниже. Для наглядности, в оптическом видоискателе и на ЖК индикаторе зеркального фотоаппарата индикатор экспозиции обведён красным овалом.


индикатор экспозиции на дополнительном жк-экране зеркального фотоаппарата


индикатор экспозиции в зеркальном видоискателе фотоаппарата


0 индикатора экспозиции в зеркальном видоискателе
(увеличено)

индикатор экспозиции на основном жк-экране зеркалки

индикатор экспозиции на дополнительном жк-экране зеркалки

увеличить-нажмите картинку

В разных цифровых фотоаппаратах ноль индикатора экспонометра может иметь разный вид.

В некоторых фотоаппаратах - это шкала с делениями и подвижным индексом. Ноль будет тогда, когда подвижный индекс, часто в виде стрелки, остановится в середине шкалы индикатора экспонометра.

В более простых моделях индикация экспозиции может отображаться без шкалы, просто цифрами со знаком плюс [+] или минус [-] , а цифры показывают насколько ступеней экспозиции (и долей ступеней) выбранные вами параметры отличаются от того, что установил бы фотоаппарат в автоматическом режиме. При этом знак плюс или минус показывает в какую сторону вы отклонились: минус - в сторону передержки, а плюс - в сторону недодержки.

Как настроить фотоаппарат в ручном режиме М с учётом глубины резкости

Если снимаемый вами объект малоподвижен и вы не собираетесь использовать динамические эффекты (т.е. время выдержки не сильно повлияет на вашу задумку), то сначала стоит подумать о том, какую (ГРИП) вы хотите получить на снимке.

Поскольку ГРИП, в первую очередь, то в этом случае настройку фотоаппарата в ручном режиме нужно начать с Если вам нужен размытый фон, то диафрагму открываем и, наоборот, если нужно увеличить ГРИП (т.е. сделать все объекты в кадре максимально резкими), то диафрагму закрываем.

После того, как вы установили нужную диафрагму, глядя на индикатор экспозиции вы перебираете значения выдержки и останавливаетесь тогда, когда индикатор покажет ноль. Всё!

Вот такой порядок настройки фотоаппарат в ручном режиме. Да, чуть не забыл, на экспозицию влияет ещё и (ISO - "третий кит фотографии"). Но с этим параметром можно поступить совсем просто: перед настройкой фотоаппарата в ручном режиме, впрочем, не толко в ручном, ISO устанавливается на минимум: чем меньше ISO, тем будет на фотографии. А когда вы устанавливаете выдержку и диафрагму экспонометр фотоаппарата автоматически учтёт установленное значение ISO.

Если после настройки фотоаппарата в ручном режиме М индикатор экспозиции остновился на нуле (в середине шкалы) и вы не видите рядом с индикатором экспозиции мигающих значений выдержки или диафрагмы, то экспозиция будет нормальной.

Если же на индикаторе фотоаппарата мигает значение выдержки или диафрагмы, то вам придётся изменить значение чувствительности матрицы и настроить фотоаппарат в ручном режиме ещё раз. Если вы помните урок об и стандартные ряды выдержки, диафрагмы и ISO, то вам уже понятно что и в какую сторону крутить:о)

При фотосъёмке в ручном режиме М возьмите себе за правило

Перед нажатием кнопки спуска затвора смотреть на индикатор экспозиции,
поскольку при перемещении фотоаппарата после настройки, экспонометр не будет учитывать изменение яркости снимаемой сцены в результате
т.е. индикатор экспозиции будет немного "гулять" возле нулевой отметки.

В случае большого отклонения индикатора экспозиции от нулевой отметки
будьте готовы подкорректировать экспопару!

После съёмки каждого кадра не забывайте проверять себя: анализируйте
и вносите соответствующие корректировки экспозиции!

Здравствуйте, дорогие наши читатели и подписчики журнала «Мастерклассница»! Сегодняшняя статья будет полезна всем, кто хочет покорить свой фотоаппарат и научиться настраивать его для получения качественных фотографий своих рукодельных работ (да что там, давайте на чистоту – шедевров!). Вы всё ещё в раздумьях, фотографировать ли свои работы? Тогда прочитайте вот .

Так уж устроены люди: большинство просто не любят читать инструкции, в том числе и к фототехнике, и снимают в автоматическом режиме со вспышкой, кривой цветопередачей. Что в итоге? А в итоге привкус разочарования и убеждение себя в том, что фотография – явно не их призвание. Не расстраивайтесь, если Вы узнали себя в этом описании. Автоматика – это определённый алгоритм, который не умеет чувствовать настроение Вашей работы. Что делать?

Правильно! Взять процесс фотографирования в свои руки и подружиться с ручными настройками .

Для этого на фотоаппарате нужно установить режим съёмки, помеченный буквой М . А дальше…. Дальше просто учимся настраивать камеру. Из этой статьи вы узнаете:

  • как настроить баланс белого и как добиться правильной цветопередачи;
  • что такое диафрагма, выдержка времени, ISO;
  • принцип создания экспопары.

Баланс белого: что это и как настроить

Очень часто к нам в редакцию попадают фото с оттенками: жёлтым, голубым, лиловым. Всё это сразу сигнализирует о неправильном балансе белого. Что же это такое?

Баланс белого цвета (баланс белого ) — параметр, определяющий соответствие цветовой гаммы изображения объекта цветовой гамме объекта съёмки.

Википедия

В домашних условиях почти всегда приходится использовать дополнительное освещение . Источники бывают разные: лампы накаливания, люминесцентные, галогенные, экономки, которые имеют разную цветовую температуру и, следовательно, оттенок при освещении. Человеческий глаз (который, кстати, очень легко обмануть) белый всегда видит именно как белый, потому что довольно быстро адаптируется к существующим условиям и производит при помощи мозга нужную цветокоррекцию.

Фотоаппарат же изначально видит то, что есть на самом деле: то есть если светодиодная подсветка для освещения объекта имеет холодный голубой оттенок (как на фото ниже), то и белый будет уже вовсе не белым, а голубым. Однако техника тоже может произвести нужную коррекцию и передать естественные цвета объекта. Это и называется настройкой баланса белого .

Большинство людей снимают с автоматической коррекцией баланса белого (ББ), даже не подозревая о существовании дополнительных настроек и их необходимости. А ведь настройки ББ есть на многих камерах, в том числе и на простеньких мыльницах (и даже мобильных телефонах). При съёмке на автомате без вспышки получается вот что:

Видите? Автоматика далеко не всегда справляется с задачей. Существуют полуавтоматические режимы ББ (они, как правило, обозначены картинками «Облачно», «Дневной свет», «Лампы накаливания» и т.д.). Но, честно говоря, результат с ними зачастую совсем далёк от идеала.

Поэтому выход: учимся выставлять этот параметр вручную. Не будем сейчас описывать, в каком месте находится заветная кнопочка для настройки ББ у Вашего фотоаппарата (они все разные), наверняка у Вас есть инструкция, где этот момент описан. Уделим внимание методике настройки.

Для этого нам понадобится белый лист. Положите его в то место, где будете фотографировать своё изделие. Найдите у себя на фотоаппарате ручную настройку ББ. Затем выберите что-то вроде «Измерить» . После этого нужно перезаписать настройки для имеющегося освещения (возможно, надо будет подтвердить фотоаппарату ещё раз своё намерение)))). Поместите этот лист в объектив так, чтобы он занимал всё пространство в кадре. Нажимаем кнопку «Спуск». Теперь настройки перезаписаны. На дисплее об этом появляется надпись (может, только не у всех камер).

Всё! Баланс белого настроен! Теперь смело устанавливайте в этом месте Вашу рукодельную работу и фотографируйте. Посмотрите, как изменились цвета на фото.

Ещё один важный момент. Когда создаёте дополнительное освещение, старайтесь, чтобы источники были одинаковой цветовой температуры (попросту, с одинаковыми лампами). Убрав один ненужный оттенок, случайно может проявиться другой, как на фото выше. Здесь была использована светодиодная подсветка + основное освещение экономками со слегка жёлтым оттенком.

А вот фото только со светодиодной подсветкой (здесь была выставлена меньшая выдержка времени, т.к. снималось с рук, поэтому фото вышло чуть темнее и потребовалась дополнительная коррекция в фотошопе):

Ну что, баланс белого для фотографии установили? Тогда переходим к следующей части настроек.

ISO – светочувствительность матрицы

Прежде чем переходить к настройке диафрагмы, выдержки, остановимся на ISO.

Если объяснить по простому, ISO показывает способность сенсора воспринимать свет. Меняя параметр ISO, мы регулируем чувствительность нашей матрицы к свету. Чем выше этот параметр, тем сильнее воспринимается каждым пикселом световой поток. То есть требуется меньше времени на то, чтобы получить изображение нужной яркости.

Если провести аналогию с цветочным горшком: когда земля рыхлая (чувствительность ISO больше) – вода (свет) в неё проникает быстрее, если же на поверхности будет корка, а сам грунт плотный (низкие значения ISO), то вода будет впитываться очень медленно.

По идее для четкого и яркого снимка нам необходимо, чтобы свет улавливался быстрее, особенно если освещения в помещении недостаточно. И было бы логично поднять значение светочувствительности. Однако электроника пока ещё несовершенна. Увеличивая ISO и усиливая тем самым сигналы (в данном случае от пикселей), усиливаются и шумы – посторонние помехи, которые на фото проявляются в виде мелких цветных зёрен, точек разного оттенка. Зачастую они только портят фото рукодельных работ, а устранение их в фотошопе часто приводит к потере текстуры объекта – важной составляющей рукодельной работы.

Перед Вами 3 фото, сделанных в одинаковых условиях: фокусное расстояние 105 мм, диафрагма f/5,6. Но с разными настройками ISO и соответственно с разной выдержкой времени (о ней чуть ниже). Для наглядности приведён увеличенный фрагмент каждого кадра

Как видите, разница в качестве существенная. Поэтому если с освещением у Вас полный порядок, то параметр ISO лучше выставить на минимум, то есть обычно на 100.

Как мы уже говорили в , в зависимости от камеры порог появления шумов может варьироваться. Но особенно сильно «шумят» простые фотоаппараты с маленькой матрицей, например мыльницы. Учтите это и по возможности старайтесь выставлять минимальные значения светочувствительности (мыльницы – 100-200, зеркалки до 400-640), а дальше нужно играться с настройками диафрагмы и выдержки времени.

Диафрагма+выдержка=идеальная экспопара

Устройство фотоаппарата чем-то очень напоминает человеческий глаз, только вместо сетчатки – светочувствительная матрица, а вместо зрачка – диафрагма.

Диафрагма - непрозрачная преграда, регулирующая и ограничивающая поток света, попадающего на матрицу. Чтобы понять принцип настройки величины отверстия диафрагмы вернёмся к зрачку: в солнечную погоду зрачок автоматически сужается, уменьшая отверстие для прохождения света. Однако стоит войти в тёмное помещение, как зрачок автоматически расширится, ведь для того, чтобы Вы смогли хоть что-то увидеть в темноте, необходимо чтобы на сетчатку попало большее количество света.

Отсюда мы можем сразу выделить ещё один важный параметр настройки – выдержку времени.

Выдержка времени – это время, когда открыт затвор и происходит засветка матрицы. Для хорошей фотографии матрица должна получить определённое количество света. При помощи этих двух параметров – выдержки и диафрагмы – мы можем регулировать световой поток. Нужно лишь понять, как это сделать.

Как настроить выдержку времени и диафрагму

Часто для понимания приводят наглядный пример: ведро, которое нужно наполнить из шланга до определённой отметки. В данном примере:

  • диаметр шланга — величина отверстия диафрагмы;
  • время, в течении которого наполнится ведро до нужной отметки – выдержка времени фотоаппарата;
  • вода – поток света, попадаемого на матрицу;
  • а отметка в ведре – то количество света, которое нам необходимо для получения фото без пересветов и недодержек (то есть не слишком яркое и не слишком тёмное)

Если мы возьмём шланг большого диаметра, то для наполнения ведра до нужной отметки нам потребуется меньше времени, поскольку поток, проходимый через сечение шланга будет также большим. А вот используя шланг меньшего диаметра время наполнения увеличится.

Точно также с фотоаппаратом:

— чем больше открыта диафрагма, тем больше света попадает на матрицу в единицу времени, и тем меньше можно установить выдержку времени.

— чем больше выдержка времени, тем дольше открыт затвор и на матрицу попадает больше света.

На камере величина диафрагмы обозначается как f/n (например, f/3.5; f/4 … f/22, где f/3.5 – максимальное). Выдержка времени в секундах (значок “) либо доли секунд дробью (1/10, 1/125)

Стоит учесть очень важный момент: чем больше открыта диафрагма, тем меньше глубина резкости на фото, то есть фокусировка будет на небольшом участке кадра, а всё остальное пространство плавно размоется. Очень часто именно маленькая глубина резкости придаёт фотографиям рукодельных работ свой неповторимый шарм и загадочность, фокусируя внимание на определённой части изделия или на изделии в целом, размывая при этом задний план и фон.

На глубину резкости также влияют фокусное расстояние и расстояние до объекта.

Как показывает практика, чаще всего для съёмки рукодельных работ в домашних условиях требуется максимально открывать диафрагму , фокусируясь при этом на главном объекте и размывая всё, что несущественно. А далее необходимо настраивать выдержку времени, ориентируясь на освещенность.

Чем в помещении ярче, тем меньше нужна выдержка . Если она будет слишком большой, то фото пересветится. Если недостаточной, то мы получим тёмный снимок. Вспомним ведро: если передержать шланг, вода может перелиться, а недодержав, мы не заполним его до нужной отметки.

Где искать настройки диафрагмы и выдержки времени, думаем, подскажет инструкция к Вашему фотоаппарату. Ну а какие значения выставлять, покажет только практика, ведь каждая фотосессия неповторима.

Итак, подытожим. Для получения хорошей фотографии нам нужно сделать следующие действия:

  • настроить баланс белого;
  • выставить ISO сначала на 100;
  • открыть диафрагму на максимум;
  • сделать пробное фото;
  • если фото слишком светлое – уменьшить выдержку времени; если слишком тёмное – увеличить выдержку времени.
  • бывает так, что выдержка времени требуется очень большая. Если у Вас есть штатив, Вы можете себе позволить снимать на такой выдержке. Используйте обязательно при этом функцию автоспуска на камере, иначе Ваше изображение смажется.
  • Если штатива нет, то, как один из вариантов – увеличить значение ISO до 200 (либо соорудить штатив из подручных материалов).

Для того, чтобы ещё лучше понять принцип создания экспопары Выдержка времени + Диафрагма, существуют специальные онлайн-тренажёры для начинающих фотографов. Можете для начала испробовать их.

Но лучший способ понять принцип настройки параметров съёмки для создания качественного фото своих работ — это собственный опыт. Экспериментируйте, изучайте, творите!

А мы постараемся помочь Вам, если что-то осталось непонятным. Задавайте свои вопросы в комментариях к этой статье. Удачи Вам!

С любовью и уважением, редакция журнала «Мастерклассница»

Многие из читателей уже купили или только собираются приобрести зеркальный фотоаппарат. Ведь это так круто – делать качественные, почти как у профессионалов фотографии. Но для того что бы научится делать подобные снимки, нужно знать как настроить зеркальный фотоаппарат. Это статья поможет «чайникам» в этом не совсем простом деле.

Некоторые «чайники» отдают предпочтение простому – автомату (автоматической фотосъемке), но с этих пор мы забудем об этой функции, так как автомат может отнять вашу задумку.

Запомните, 95% всех классных фотографий делается всего в двух режимах съемки . Про эти режимы расскажу в данной и продолжу в этой статье - .

Настройка зеркального фотоаппарата для чайников

В солнечный день, я решил сфотографировать ветку цветущей вишни. На камере был установлен автоматический режим (как сделали бы многие) и в конечном итоге полил вот такую фотографию:

Всему виной режим автомат. Он сам выбирает, какие параметры поставить. На этом снимке автомат закрыл диафрагму до F|16. Так же автомат увеличил ISO до 1000 едини, и это в яркий, солнечный день.

Важно : В яркий день всегда используйте ISO не более 400 единиц .

Для того, чтобы фотография вышла интересной, нам нужно выделить всего одну ветку вишни на фоне других. Для это поступим следующим образом.

Установим режим приоритета диафрагмы в Av или, на некоторых камерах A.

В данном режиме мы можем выбирать диафрагму, а вот выдержку камера подберет сама.

Важно : Чем шире открыта диафрагма, тем более малую глубину резкости мы получим.

Что я сделал. Я приоткрыл чуть-чуть диафрагму. Поставил значение F|10 и в итоге у нас получилась фотография (выше).

Как можем увидеть, задние ветки начали немного размываться. ISO в данном случае было доверено автоматике и она выбрала его значение 400. Что есть терпимо.

Давайте откроем диафрагму еще шире и установим ISO 100 единиц. Вот что у нас получится.

На этой фотографии камера установила выдержку 1\200 секунды.

Ну и на последок, я сделал еще один кадр с диафрагмой F|4

Тут камера поставила выдержку 1\250 секунд. Вы видите, ветка отделена от фона и смотрится уже гораздо красивее и интересней.

Как видите, применяя вот такие простейшие приемы использования ручных настроек, можно добиться гораздо более интересных фотографий чем на автомате.

Вывод: фотокамере можно доверить всего один из параметров и то не всегда. В данном случае камера подобрала мне выдержку и кое-где ISO к моей диафрагме. Не позволяйте фотоаппарату выбирать за вас буквально все параметры съемки.

У разных моделей фототехники различаются возможности по настройке. У бюджетных устройств выбор режимов съемки минимален. Настройки фотоаппарата полупрофессионального и профессионального уровня более широкие, что позволяет вести качественную съемку в любых условиях освещенности.

Принцип работы цифровой фотокамеры

Под термином фотография принято понимать фиксацию видимой картины действительности посредством света. Основными элементами для получения изображения являются объектив, через который в камеру попадает свет, открывающаяся/закрывающаяся шторка перед чувствительным к свету приемником и сам световой приемник.

В качестве последнего элемента в пленочных аппаратах применялась пленка, в цифровой технике используются матрица.

Модельный ряд фотокамер по принципу формирования изображения принято подразделять на беззеркальные аппараты , которые из-за простоты и ценовой доступности в народе называют «мыльницами», и «зеркалки» (зеркальные фотоаппараты). Основное различие этих устройств состоит в наличии у последних специальных зеркал, за счет которых фотограф на экране камеры видит снимаемое изображение без задержки, что не доступно при использовании «мыльницы».

К основным параметрам, которыми приходится манипулировать фотографу для съемки в различных условиях, относятся:

  • экспозиция,
  • ГРИП,
  • фокусировка,
  • светочувствительность матрицы (ISO),
  • баланс белого.

Все эти параметры тесно взаимосвязаны, и для качественной съемки важно правильно их настроить. Профессионалам и начинающим фотографам приходится вести съемку в разной обстановке: снимать движущиеся или статические объекты, освещенность может быть разной в зависимости от погодных условий или времени суток. Поэтому важно знать возможности фотоаппарата и особенности его настройки для работы в различных условиях, например, для съемки в помещении.

Инструменты настройки цифровой фототехники

Главные проблемы, которые приходится решать начинающему пользователю продвинутой фотоаппаратуры, состоят в изучении и использовании инструментов настройки:

  • для предметной съемки;
  • для съемки пейзажей, природы, птиц и животных;
  • ведение фоторепортажей со спортивных или культурных событий;
  • для съемки в студии и другие фотоработы.

Важно знать понятие «экспозиция» - оно определяет количество и время воздействия светового потока на матрицу . Инструментами для настройки экспозиции являются выдержка и диафрагма. И первая ступенька в поиске ответа на вопрос, как настроить фотоаппарат, состоит в понимании манипулирования этими параметрами.

Выдержка

Выдержка определяет то время, которое свет при открытой шторке воздействует на матрицу. За это время светом, проходящим через объектив и открытую шторку, на матрицу записывается изображение. Шторка открывается в момент нажатия на кнопку пуск. Выдержка бывает разной, в зависимости от условий съемки короткой или длинной. Параметр обозначается в числовом формате: 1/500 секунды, 1/8000 секунды, например.

Настройка выдержки Canon EOS 600D

Для съемки динамических моментов, таких как спортсмены в движении или птицы в полете, применяется короткая выдержка. Настраивать аппаратуру на длинную выдержку рекомендуется в случае съемки при плохих условиях освещенности.

В полупрофессиональных и профессиональных моделях таких производителей как Sony, Canon, Nikon, Samsung помимо различных автоматических режимов сюжетной съемки есть режим настройки выдержки вручную.

Выдержка тесно связана не только с условиями освещенности, но и с другим настраиваемым параметром - диафрагмой, которая определяет количество света. Диафрагма представляет собой механическую деталь объектива в виде меняющихся в размере лепестков с отверстием в центе. Регулированием размера этих лепестков достигается увеличение или уменьшения отверстия для светового потока, что в свою очередь определяет количество света, которое контактирует с матрицей. Диафрагма также обозначается символом «f» с цифрой: f5.6, f16, например. Чем выше числовое значение диафрагмы, тем меньше образуемое для светового потока отверстие.

Правильное экспонирование подразумевает оптимальный выбор значений выдержки и диафрагмы под определенные условия. Для студийной съемки это будут одни параметры, а для съемки на улице - другие.

Величина отверстия диафрагмы тесно связана с глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП), а та, в свою очередь, с фокусировкой.

Фокусировка и ГРИП

Общепринятый прием в фотографировании, когда снимаемый объект выбирается центром максимального наведения резкости (фокуса). Наводка ГРИП на объект съемки называется фокусировкой.

Фотоаппараты и камеры на телефоне, как правило, оснащаются автоматической фокусировкой . Техника профессионального уровня помимо автоматического режима оснащается возможностью настраивать глубину резкости и фокус вручную. Техническое решение может быть разным: применяется механический или электронный способ фокусировки. Управление осуществляется как нажатием определенной кнопки, так и с помощью вращения фокусировочного кольца объектива.

ISO матрицы

На настройку экспозиции кадра влияет и такой параметр, как ISO матрицы. У пленочных аппаратов параметр выражался светочувствительностью пленки , которая отмечается маркировкой 100, 200 или 400 на коробке. В цифровых аппаратах ISO можно настроить для каждого отдельного кадра. Данный параметр актуален для настройки зеркального фотоаппарата, поскольку эту технику применяют в разных режимах съемки. Так, для фотографирования пейзажей оптимально выставить значение 1600, в портретных работах 3200, а для сюжетных фоторепортажей значение может достигать 6400. В полупрофессиональной технике чаще всего используются значения от 100 до 1600.

Баланс белого

Любые условия освещения имеют свою температуру, и этим фактом объясняется такое понятие как теплые и холодные оттенки света . Чтобы фотография была максимально приближена к реальности по отображению цветов, важно отлеживать и регулировать параметр «баланс белого». Иначе при одинаковых настройках в разных ситуациях могут получаться испорченные снимки с преобладанием красного или синего оттенков.

Перед началом съемки настройку баланса белого рекомендуется проводить по белому листу бумаги , который должен так же отображаться и на смотровом экране фотоаппарата. При необходимости температуру в настройке можно увеличить или уменьшить, чтобы добиться желаемого результата.

В заключении отметим, что ручные настройки профессионального аппарата осуществляются через режимы PASM.