Парадигма: что это простыми словами, что обозначает это слово в социологии и философии. Смотреть что такое "Парадигма" в других словарях

Парадигма – общепризнанные научные достижения, на основе которых разворачиваются философские, религиозные или научные теории. Для ученых это мир истин, которые не подлежат никаким сомнениям. Иными словами, парадигма представляет собой определенные границы, в которых находится все известное, доказанное и принятое всеми.

Откуда появляется?

Все парадигмы создаются людьми. Парадигма сформирована тогда, когда большинство людей, разбирающихся на одном уровне в одной теме, пришли к общему соглашению, т.е они начинают считать данную теорию наилучшей в объяснении предмета изучения (любая область из нижеперечисленных).

С конца шестидесятых годов двадцатого века данное слово используют, чтобы обозначить первоначальные мировоззренческие схемы, модели определения проблем и их решения, способов исследования, преобладающих в течение каких-то исторических периодов времени среди ученых.

Что определяет парадигма:

  • Предметы и явления, которые стоит исследовать.
  • Необходимые для изучения вопросы в какой-то области.
  • Как необходимо провести структуру этих вопросов?
  • Какие предположения можно делать в границах общепризнанной теории?
  • Что стоит изменить в результатах научных исследований?
  • План и оборудование для эксперимента.

Виды парадигм

Парадигмы могут быть в:

  • Философии . В ней парадигмы являются шаблонами мышления в виде теорий, приемов исследования, постулатов и стандартов. Благодаря которым и создаются дальнейшие построения, обобщения и эксперименты в данной области.
  • Религии . Разные веры в разных Богов.
  • Науке . Научные парадигмы фиксируются в школьных и других учебниках, записях ученых. Они на долгое время определяют научные области, в которых есть проблемы и как их нужно правильно решать. Как правило, ученые выбирают и следуют одной парадигме. Спустя какое-то время, после кризиса нормальной науки, ученые могут сменить парадигму, перейти от одной к другой.
  • Политологии . Задает направление изучения политики, в соответствии которой человек, опираясь на правила, политические теории и идеи, занимается решение определенных проблем.
  • Риторике . В качестве примера для сравнения можно использовать басню и параболу.
  • Образовании . Совместимость различных теорий, понятий, правил и идей, в известные периоды признанные педагогической общественностью и находящиеся в основе научных исследований.
  • Программировании . Комплексность идей и понятий, который определяет стиль написания компьютерных программ и организацию вычислений и структуры, выполняемой компьютером.
  • Лингвистике . Используется для обозначения класса элементов, имеющих схожие свойства и присущие свои грамматические категории, такие как: склонение и спряжение.

Парадигмы бывают:

  • Абсолютными . Они доказаны учеными и другими исследователями, которые для доказательства своих теорий проводили различные эксперименты.
  • Общепринятыми . К ним относятся господствующие методы принятия решения, которые принимает и не оспаривает огромное количество людей.
  • Личными . Определенные субъективные модели поведения разных людей, сформировавшиеся от личного опыта, от влияния в детстве, на примере от кого-то. Утвержденная субъективная точка зрения конкретно взятого человека.

Примеры

Индивидуальная (личная) парадигма может быть сформирована в детстве, даже если человек совсем этого не помнит – в сознании воспоминания стерты, но в подсознании сохранены.

Например, двум друзьям поступает предложение об очень выгодном бизнесе. Первый друг в детстве жил вместе с отцом-бизнесменом и постоянно видел в деле своего папы только плюсы: деньги, успех, карьера, знакомство и общение с новыми людьми, путешествия и т.д.

И у него в памяти плотно закрепилась парадигма «бизнес – успех».

А второму другу в детстве отец регулярно рассказывал про своего отца, которые все потерял из-за бизнеса и остался под старость лет с кучей долгов. У второго появилась парадигма «бизнес – потеря всего». Кто из этих двух друзей, будучи уже во взрослом возрасте, примет предложение о выгодном бизнесе? Вероятнее, только первый друг. Даже если второй и согласится заняться своим бизнесом, то скорее всего, из-за заложенных парадигм на подсознательном уровне, он все потеряет, заранее имея неправильный настрой. Это и есть личная парадигма.

Общепринятые парадигмы создаются из мнения большинства людей. Если какая-то теория широко признана среди большого количества сторонников, то это общепринятая парадигма. Например, благотворная парадигма конституционного курса России в 1993 году и общая парадигма программирования.

К абсолютным парадигмам относятся такие истины, как: гравитация, планета Земля имеет форму шара, человеческая эволюция, любые неоспоримые истины и природные явления.

В этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое парадигма?». Здесь будет затронуто определение термина в общем виде и в специализированных отраслях человеческих достижений науки. В частности, будет раскрыто значение лингвистической, научной, социологической и образовательной парадигмы и явление смены.

Общее определение

Что такое парадигма? Данным термином обозначают совокупность целого ряда фундаментальных умозаключений, что представлены в виде научной установки и представления о чем-либо значимом. Парадигма - это форма преемственности для научного развития и творчества.

Т. Кун описывал парадигму как труд, признанный всеми членами научного сообщества в течение определенного срока. При этом он должен давать обществу модель поставленной проблемы и ее решение.

Другие существующие виды

Что такое парадигма и какие бывают ее значения?

Рассматривая сущность и концепцию парадигмы, человечество создало некую классификацию парадигм, среди которых выделяют:

  • лингвистическую;
  • философскую;
  • парадигму программирования;
  • образовательную;
  • риторическую - исторический или морфологический пример для сравнения (басня, парабола и т. д.);
  • парадигма для научной методологии - набор ценностей, технических возможностей и навыков, различные виды подходов и методов, что приняли в сообществе ученых для создания устоявшейся традиции на конкретный промежуток времени;
  • политологическая парадигма - познавательные принципы и приемы для отображения политических реалий, которые задают логику организациям знания; это форма теоретической трактовки явлений социального характера.

Понятие «личного» и «общепринятого»

Отвечая на вопрос о том, что такое парадигма, важно также будет ознакомиться с видовым разнообразием изучаемого термина. Данное понятие имеет общее определение для всех сфер деятельности человека, но может обладать определенными особенностями, что обуславливается принадлежностью к той или иной дисциплине. Парадигма бывает общепринятой или индивидуальной (личной и субъективной). Также выделяют государственную и абсолютную парадигму. К тому же, данный термин применяется в социологии и образовании, где представляет собой крайне значимое и развитое определение.

Основная парадигма определяется правильностью и сходством мнения людей, что в первую очередь связано с объективностью реальности. Личные парадигмы базируются на индивида и его точки зрения. Данное понятие определяет не «все знание», а сущность знания. Это необходимо для обеспечения эволюционного развития личностной деятельности в действительности окружающего социума.

Парадигма в социологии

Социальная парадигма - понятие, применяемое в общественном ряде наук. Под ней подразумевают исходную концептуальную схему, модель проблемы, а также изучают способы ее постановки и пути решения. Изменение содержания парадигмы расценивают как научную революцию. Другими словами, данный термин является общим углом зрения определенного количества субъектов, изучающих конкретный феномен.

С. А. Кравченко говорит о том, что появление соц. теорий реальным становится только тогда, когда общество приходит к конкретному уровню сложности динамического характера. Это выражается в возникновении критических взглядов людей, которыми анализируются изменения в соц. институтах и самих себя. Социологические науки выделяют несколько отчетливых и крайне важных парадигм, которые разделяются по принадлежности к конкретной школе или направлению исследования и динамики развития.

Некоторые классификационные единицы

Чтобы лучше понять ответ на вопрос о том, чем является парадигма в социологии, мы рассмотрим некоторые их разновидности:

  • Парадигма социального фактора - понятие, базирующееся на устоях школы функционализма и связанное с Э. Дюркгеймом. В данном случае термин описывает социальную реальность, как самостоятельную структуру, независящую от волеизъявления и действия отдельного индивида. Она состоит из соц. институтов и структурных компонентов, изучающих и/или выступающих предметом исследования и анализа в социологии. Понятие парадигмы соц. факторов, напрямую связано с функционализмом, под которым подразумевают конкретные социальные феномены. Их в свою очередь рассматривать необходимо с точки зрения выполняемой функции.
  • Парадигма понимания - термин, связанный с трудами М. Вебера и В. Парето. В данном случае соц. реальность рассматривают с точки зрения субъективного понимания реальности каждым индивидом. Вебер утверждал, что всякое действие имеет обоснование, которое необходимо понять, определить и постигнуть рациональные мотивы.
  • Парадигма соц. поведения - понятие, основанное на социальном бихевиоризме Б. Скиннера и теории социального обмена П. Блау и Дж. Хоманса. Главный принцип - утверждение о том, что человеческое поведение обладает реактивной природой. Другими словами, поведение детерминировано набором простых биологических реакций, которые являются ответом на внешний раздражитель или стимул.

Наука и модель

Научная парадигма - это универсальная методология, средство, посредством которого принимают эволюционное решение и создают гносеологические модели деятельности таких решений. Такой свод установок и правил чаще всего является общепринятым. Это методы принятия решений, создание и описание мировой модели (в частности, отдельных фрагментов мироздания), которые приняли большинство людей в силу доказуемости и обоснованности самой парадигмы.

Понятие научной парадигмы является общепринятым для различных сфер деятельности человека. Это понятие трактуется в зависимости от области применения. Научные парадигмы включают в себя образцовые методологии, позволяющие принять определенную форму решения проблемы, способ создания модели мира или его отдельного фрагментов. Примером может служить парадигма благотворности, возникшая в конституционном курсе России в 1993 году, или парадигма программирования в общем виде.

Образование

Парадигма образования - общий набор идей и утверждений, которые признаны педагогическим обществом в определенный период времени. Такие идеи создают основу научному исследованию. Данных разновидностей парадигм существует в настоящее время довольно много. Самый общий уровень позволяет различать прогрессивный (устремленный в будущее) и классический (обращенный в прошлое) ряд парадигм.

Парадигма образования в классической форме представляет собой устоявшееся, традиционное понятие, используемое в образовательной сфере. Прогрессивные парадигмы обладают содержанием и подходами, отличными от стандартных и укорененных временем, а также здесь иначе рассматривается понятие права, отношения и педагогического менталитета.

Явление смены

Смена парадигмы - явление, введенное в научный оборот историком, изучающим науку, Томасом Куном. Этот термин был упомянут в книге «Структура научных революций», которая вышла в 1962 году. Она описывала эволюцию базовых посылов в рамках некоторых научных теорий (парадигм). В дальнейшем этот термин стали использовать и в других сферах человеческого опыта.

Т. Кун определял научную революцию как эпистемологическую смену парадигмы. Также он полагал, что революция начинается в том случае, когда учеными обнаруживается аномалия, которую нельзя объяснить с применением универсальных положений принятой парадигмы, применимой к конкретной сфере деятельности, в которой возникло изучаемое явление.

Под конфликтом парадигм подразумевают процесс установления новых постулатов и утверждений, в ходе которого происходит научная революция. Прежде всего, это спор между определенными системами ценностей, различие в способе решения головоломок, на которые необходимо дать ответ, а также разница в способах измерений, наблюдений и практических методов, которыми представлены противоборствующие парадигмы.

Слово «парадигма» используется научным сообществом во всем мире и является крайне важным понятием, позволяющим человеку создавать ориентиры при оценке объективной реальности.

В большинстве книг и статей понятие «парадигма» имеет весьма туманное объяснение. Если говорить простым языком, то данный термин означает какую-то истину или аксиому, которая принимается за основу. На базе этой теории ведутся исследования ученых в определенной области знаний.

В более сложном понимании парадигма – это система средств, методов и суждений. Она устанавливает рамки, в пределах которых ведутся исследования, происходит понимание и дальнейшее изучение информации.

Появилась данная концепция благодаря приверженцу постпозитивизма – Томасу Куну. Он выделяет несколько этапов развития своей теории:

  • Допарадигмальный этап (проявление различных аномалий, которые трудно доказать).
  • Формирование какого-то знания (появление книг и учебников, которые последовательно, поэтапно раскрывают нюансы определенной теории).
  • Нормальная наука (поиск новых доказательств парадигмы, уточнение предыдущих знаний).
  • Экстраординарная наука (разочарование в старой парадигме и предъявление новых истин).

Разумеется, полный отказ от каких-то систем и суждений невозможен. Обычно образуются группы ученых: те, которые поддерживают традиционные, «старые» взгляды, и те, которые стремятся от них отказаться в пользу новых. Первая команда продолжает старые исследования, а вторая категория выдвигает что-то новое.

Основные группы в психологии

1. Естественнонаучная парадигма. Отражает все существующие знания о мире и человеке. С ее точки зрения люди являются объектами, которые подвергаются анализу и изучению.

Ученые разделяют эту парадигму на два блока. Первый включает старые теории о происхождении природы и давно имеющихся форм, а второй ориентируется на новый подход.

Естественнонаучный взгляд на мир требует не догадок и предположений, а неопровержимых доказательств. Здесь господствуют эмпирические факты, которые выявляют все нестыковки и предыдущие заблуждения.

Незаменимая экспериментальная форма проверяет определенные гипотезы и закономерности, которые характеризуют начальную истину.

2. Гуманитарная. В данном случае основой является духовный мир человека. Изучается его личное мировоззрение, ценности и жизненный смысл. Здесь неприменимы научные методы, которые требуют доказательств. Данная парадигма основывается на ощущениях и чувствах объекта.

Исследование предполагает анализ возможностей человека и его психики. Однако доказательства всегда будут оставаться довольно смутными, ведь человеческая душа не является чем-то материальным.

3. Практическая. Эта парадигма рассматривает не эмоциональные установки, а практику, основанную на них. Она изучает когнитивные способности, которые включают в себя мышление, ориентацию в пространстве, принятие решений и т.п.

Также исследуются личностные характеристики объекта, которые он формирует сам. Что индивид представляет о мире, о себе, об окружающих? Данные выводы имеют большое значение для ученых, анализирующих практическую парадигму.

Второстепенные виды

1. Психотехническая парадигма. Психотехника рассматривает роль психологических аспектов в культуре. Для этого проводятся эксперименты, которые выявляют зависимость мозга и конкретных движений или эмоций. К примеру, какая-то работа больше подходит определенному человеку и меньше утомляет его, и наоборот.

Также в сфере внимания данного подхода находятся последствия воздействия на человека рекламной информации. Исследуется влияние на людей различных публикаций и пропаганды определенных продуктов. Данная парадигма подразумевает выявление закономерностей и разработку и развитие техник, которые могут помочь в повседневной жизни и в трудовой деятельности.

2. Деятельная. Изучает соотношение чувств и мыслей, которые возникают по поводу каких-то действий, явлений. То есть человек опирается не только на практику в какой-то сфере, но и на свои ощущения, то есть на сферу психического.

Субъект не может быть полностью открытым и беззащитным, ведь в своих действиях он руководствуется не только чужими советами, но и своим опытом, и даже интуицией. Именно поэтому очень важна связь общества и человека, причем активная с обеих сторон. Это касается не только взрослых людей, но и детей, характеры и привычки которых еще только формируются.

3. Педагогическая. Комплекс определенных установок, методов и планов обучения, которые являются образцом в различных образовательных учреждениях. Педагогическая парадигма не основывается на индивидуальных особенностях человека, а предусматривает усвоение одинаковых знаний всеми обучаемыми.

В данном случае ученик становится полностью подвластен преподавателю, так как только тот может дать ему что-то новое. Такая схема вызывает негативные эмоции у воспитанника, ведь он чувствует себя подчиненным. К сожалению, сегодняшняя педагогическая парадигма уже устарела, поэтому поиск нового подхода невероятно актуален.

Сейчас рассматривается вопрос об ориентации образования на культуру личности. Будущая педагогическая парадигма планирует позиционировать учителя как друга, а не как что-то пугающее и строгое.

4. Эзотерическая. Считается самой древней из известных парадигм. Ее главная суть заключается в существовании неизменной истины, которую не каждый может познать.

К тому же большое значение имеет учитель, который не преподает, а дарит данное учение как откровение. Можно назвать данный подход религиозным, ведь не все верят в Бога и загробную жизнь. Эзотерика же близка со всеми подобными суждениями и установками к религии.

В этой парадигме не существует никаких оценок и эмоциональных заключений. Данные понятия применимы лишь к личности, а в этой системе координат ее не существует. Основной идеей является то, что все в мире едино и цельно.

5. Прагматическая. Это полная противоположность предыдущему подходу. Главная цель этой парадигмы заключается в поиске способов урегулирования задач, которые возникают во всех сферах жизни человека. В данном случае все знания и истины являются инструментами для решения проблем.

Это касается не только умения зарабатывать деньги, но и способности выживать в нашем мире. Долгое время значение данного подхода сводили к финансам, которые рассматривались как основа существования. Лишь в последние годы можно заметить, что большинство людей перестало игнорировать собственные желания, таланты и предпочтения, что резко поменяло классический прагматизм.

Перспективы

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в современной психологии существует множество теорий и предположений. Оценка ее перспектив зависит от огромного количества факторов. Они включают в себя личностные суждения разных типов людей, взаимосвязь разных парадигм, веру, пол, социальное положение в обществе и даже такие понятия, как искренность, зависть и правильная мотивация.

Парадигмы в психологии настолько противоречивы, что не все психологи верят в них. Большая часть ученых забывает о первоначальных целях, посвящая все больше времени духовным вещам. Однако такая конкретика в направленности позволяет открывать настоящие эмоции и таланты человека, а не только его навыки для пользы обществу.

Стоит сказать, что мир и технологии не стоят на месте, а значит, появляются и новые парадигмы. В любом случае специалистов в данной профессии огромное количество, поэтому развития и новых подходов не избежать. Автор: Елена Мелисса

Парадигма

(от греч. paradeigma - пример, образец) - система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период. Понятие введено американским историком Т. Куном, выделившим различные этапы в развитии научной дисциплины: препарадигмальный (предшествующий установлению П.), господства П. («нормальная наука»), кризиса в научной революции, заключающейся в смене П., переходе от одной к другой.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Парадигма

Система основных научных достижений - теорий, методов, - по образцу коих организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период. Понятие ввел американский историк Т. Кун, выделивший различные этапы в развитии научной дисциплины:

1 ) этап препарадигмальный - предшествующий установлению парадигмы;

2 ) этап господства парадигмы - «нормальная наука»;

3 ) этап кризиса и научной революции - заключаемый в смене парадигмы, в переходе к иной парадигме.

Кроме частных парадигм, относящихся к конкретным научным дисциплинам, выделяется общенаучная парадигма, характеризующая общее мировоззрение науки как целого.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Парадигма

В психологии термин имеет два наиболее распространенных значения:

Особый комплекс взглядов, включающий все установки, убеждения и методы, характерные для этих взглядов. В главном русле науки парадигма обычно принимается всеми исследователями, работающими в данной области. К примеру, в физике работы Коперника, Ньютона и Эйнштейна привели к последовательной смене парадигм этой науки. Распространено мнение о том, что психологию нельзя считать точной наукой, и в ней не может быть одной общепринятой парадигмы, под которой бы подписалось большинство психологов.

Конкретная экспериментальная процедура - например, парадигма классического формирования условных рефлексов по Павлову.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "парадигма" в других словарях:

    ПАРАДИГМА - научная (от греч. paradeigma пример, образец) совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований. Понятие П. получило широкое… … Философская энциклопедия

    ПАРАДИГМА - (греч.) В грамматике: пример, образец, слово, по которому склоняют или спрягают другие. В риторике пример, взятый из истории и приведенный для сравнения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАРАДИГМА… … Словарь иностранных слов русского языка

    ПАРАДИГМА - (от греч. paradeigma пример, образец), модель постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач; господствующий способ научного мышления, выраженный в некоторой законченности и относительной согласованности взглядов… … Экологический словарь

    ПАРАДИГМА - образец или модель. Как особый термин понятие П. введено амер. методологом науки Т. Куном в кн. “Структура научных революций” (1962) для обозначения преобладающих в деятельности опр. научного сооб ва проблем и решений. П.… … Энциклопедия культурологии

    Парадигма - (гр.paradеigma – үлгі, өнеге) – америкалық философ, ғылым тарихшысы, постпозитивизм өкілі Т.Кунның «Ғылыми революцияның құрылымы» еңбегінде ғылыми айналымға енгізген қазіргі ғылым философиясының негізгі ұғымдарының бірі. Жалпы түрде парадигма… … Философиялық терминдердің сөздігі

    Парадигма - Парадигма ♦ Paradigme Особенно яркий пример или модель, служащая эталоном мышления. Так понимали слово «парадигма» (paradeigma) Платон и Аристотель; сегодня это его значение используется в эпистемологии или истории науки. Парадигма – одно из … Философский словарь Спонвиля

    ПАРАДИГМА - в языкознании система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям; образец типа склонения или спряжения. Понятие парадигма употребляется также в словообразовании, лексикологии и синтаксисе … Большой Энциклопедический словарь

    парадигма - образец, тип, модель, теория, пример Словарь русских синонимов. парадигма сущ., кол во синонимов: 8 модель (44) … Словарь синонимов

    парадигма - Набор функций управления, который включает протокол и связанные с ним услуги, а также вспомогательный язык для определения информации. Он может использоваться для сбора информации по управлению, включая взаимодействия между информацией по… … Справочник технического переводчика

    Парадигма - от греч. paradeigma пример, образец; англ. patadigm А. Исходная схема, модель, метод решения задачи, основополагающая теория. Б. Пример из истории, взятый для доказательства или сравнения. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Книги

  • Парадигма дуализма. Пространство - время, информация - энергия , А. И. Демин. Настоящая книга посвящена исследованию парадигмы дуализма - нового понимания сущности всех процессов и явлений в мироздании, которое стало возможным благодаря открытию такого нематериального…

Совокупность устойчивых и общезначимых норм, теорий, методов, схем научной деятельности, предполагающая единство в толковании теории, в организации эмпирических исследований и интерпретации научных исследований. Понятие П. введено в современную философию науки Т. Куном для объяснения функционирования "нормальной науки". Согласно Куну, развитие науки проходит несколько этапов. Предпарадигмальный этап развития науки характеризуется наличием множества теоретических направлений, разнообразием методологических подходов. На этом этапе отсутствует какая-либо единая теоретическая концепция, ориентирующая деятельность научного сообщества. Этап т. н. "нормальной науки" характеризуется принятием устойчивой и признанной всем научным сообществом П. Основная концептуальная нагрузка П. заключается в том, что она, с одной стороны, исключает все не относящиеся к П. и не согласующиеся с ней концепции, теории, методы, с другой стороны, она ориентирует научное сообщество и исследовательскую деятельность на использование теории для предсказания новых феноменальных областей, а также на усовершенствование самой П. посредством переинтерпретации имеющихся наличных теорий. Гарантией стабильности "нормальной науки" выступает ее консерватизм: вся исследовательская деятельность ведется в рамках принятой П. Но "нормальная наука" с течением определенного времени начинает переживать кризис. Последний связан с возникновением научных аномалий, приводящих к научным открытиям. Большинство научных аномалий возникает в строгом соответствии с парадигмальными правилами и требованиями. С открытием аномальных явлений начинается поиск решений, причем в основном поиск осуществляется в рамках данной П. с целью ее сохранения. "Любой кризис начинается с сомнения в парадигме и последующего расшатывания правил нормального исследования" (Кун). Завершение кризиса знаменуется научной революцией, сущность которой заключается в возникновении новых П. Новые П. качественно несоизмеримы со старыми и некумулятивны. "Научные революции рассматриваются здесь как такие некумулятивные эпизоды развития науки, во время которых старая парадигма замещается целиком или частично новой парадигмой, несовместимой со старой" (Кун). В результате принятия новой П. значительно изменяется совокупность принятых научным сообществом норм, ценностей и установок. В связи с неопределенностью понятия П., связанной, в первую очередь, с противоречием логической и психологоисторической коннотаций термина, Кун в дальнейшем эксплицировал первоначальные характеристики П. через дисциплинарную матрицу Дисциплинарная матрица включает несколько элементов: во-первых, символическое обобщение законов. Символическое обобщение помогает научному сообществу формализовать основные теоретические положения. Во-вторых, Кун выделяет "метафизический" компонент П. - систему методологических принципов, используемых для интерпретации этих законов. Втретьих, набор стандартизированных инструментов и методов для решения типичных проблем. Примерами П. могут служить аристотелевская динамика, птолемеевская астрономия, ньютоновская механика, эйнштейновская теория относительности. Понятие П. используется в современных социально-философских теориях для диагноза ее наличного состояния и предсказания перспектив, хотя вряд ли можно однозначно говорить о применимости П. как единой системы норм, установок, ценностей к социально-философским теориям. Т. X. Керимов

Определения, значения слова в других словарях:

Словарь Логики

Парадигма(от греч. paradeigma - пример, образец) - совокуп­ность теоретических и методологических положений, принятых на­учным сообществом на известном этапе развития науки и исполь­зуемых в качестве образца, модели, стандарта для научного исследо­вания, интерпретации, оценки и...

Философский словарь

(от греч. paradeigma - пример, образец) - совокупность теоретических и методологических положений, принятых научным сообществом на известном этапе развития науки и используемых в качестве образца, модели, стандарта для научного исследования, интерпретации, оценки и...

Философский словарь

(греч. paradeigma - пример, образец) - 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки - система теоретических, методологических и...

Философский словарь

1. Совокупность теоретических, методологических, ценностных и иных установок, принятых на каждом этапе развития науки (понятие введено американским ученым Т. Куном); 2. В широком смысле, исходная концептуальная идея, ценность как схема или.своего рода карта местности, помогающая...

Философский словарь

Одно из ключевых понятий современной философии науки. Введено Куном. Обозначает совокупность убеждений, ценностей, методов и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Понятие П. коррелятивно понятию научного сообщества:...

Новейший философский словарь

ПАРАДИГМА (греч paradeigma - пример, образец) - 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки - система теоретических,...