Понятие, классификация и признаки секты. Секты в России: "Свидетели Иеговы", "Церковь Объединения". Подавление воли, сознания. А как мотивируется запрет на переливание крови

10 признаков секты

Определение секты дать сложно - на этот счёт спорят сами эксперты. Обобщённо сектой называют отдельную религиозную группу людей, имеющих учение и практику, которые отличаются от основных существующих мировых конфессий. Несмотря на разные подходы, среди исследователей данного вопроса (а темой занимаются социологи, религиоведы, историки, культурологи и др.) можно выделить ключевые характеристики, свойственные большинству из сект.

1. Маркетинг. Сектанты стараются привлечь как можно больше адептов, поэтому участники секты обычно активно занимаются пропагандой своего учения. Должны насторожить назойливые звонки, письма и сообщения с предложениями бесплатно посетить семинар по духовному росту или пробуждению. Благотворительные концерты, фестивали для детей, психологические тренинги тоже зачастую скрывают псевдорелигиозные течения.

2. Иерархия и двойное учение. Обычно инициаторы секты маскируют своё учение под общепризнанные ценности. Всей правды об истинных идеалах сектантов новичкам никогда не рассказывают. Зачастую, чтобы стать «посвящённым» в дела общины, нужно занимать высокое место в иерархии. Иерархичность - одно из главных свойств построения религиозной секты. Такое устройство позволяет держать всю организацию под строгим контролем, а также стимулировать участников проявлять активность, чтобы добраться до следующей ступени.

3. Взносы. Большинство сект существует на средства её приверженцев. На каком-то определённом этапе от участника секты начинают требовать взносы, пожертвования и вклады в общее дело. Иногда секты с самого начала информируют о платности своих семинаров и тренингов, но зачастую о том, что придётся платить, новичок узнаёт уже после «посвящения» в свои ряды. Для того чтобы распоряжаться средствами и имуществом своих приверженцев, сектанты могут использовать различные методы подавления сознания, гипноза и психологического давления, вплоть до угроз жизни и здоровью.
Читайте также: Что делать, если ваш знакомый попал в секту?

4. Непогрешимый лидер. Сектантские учения обычно претендуют на уникальность и неоспоримость. Более того, у течения есть лидер, из биографии которого известны лишь те отдельные факты, которые подтверждают его «священность». Все знания, пришедшие к «верховному учителю», обычно получены сверхъестественным путём - через общение с духами, природой или инопланетным разумом. Его уровень «просветления» недостижим для последователей, а приказы не обсуждаются. Это своеобразный «диктатор», а подчинение ему по иерархическим ступеням носит тоталитарный характер. Даже если на начальных этапах новичкам кажется, что участие носит добровольный и демократичный характер, на самом деле в структуре всё строго регламентировано.

5. Подавление рационального сознания. Так или иначе секты обращаются к эмоциональной (внерациональной) стороне мышления человека. Чтобы он не мог разумно обдумать предлагаемые ему постулаты, используется так называемый «эффект присутствия», когда человека стараются полностью и постоянно держать в поле зрения. Часто применяются различные способы программирования сознания, внушаются те или иные установки и убеждения. В рядах сектантов всегда есть хорошие психологи, которые умеют направить «учеников» по заданной траектории мышления. Некоторые секты не гнушаются применять даже наркотические вещества, преподносимые в качестве лекарств, снадобий или как часть ритуальных трапез.

6. Книги и собрания. Чтобы новичок проникся духом религиозного общества, его снабжают всевозможными информационными материалами, будь то книги, диски, фильмы, буклеты или прочее. Его приглашают на собрания сектантов, в ходе которых происходят «чудеса», доказывающие праведность их верований. Собрания и встречи участников секты - обязательная процедура для новеньких. В зависимости от характера секты, эти встречи могут быть как «камерными» (когда участников мало, или даже тет-а-тет), а могут быть и массовыми, чтобы адепт понял, как много людей осознали «правильность» данного учения.

7. Противопоставление миру. Участникам секты постоянно внушается некая «элитарность» их положения среди остальных людей. Как правило, они «будут спасены» или смогут достичь «невероятных высот сознания», или даже «спасти заблудшее человечество, когда придёт время». Главный подтекст - адепты секты являются «избранными людьми» среди всех остальных. Окружающих, по мнению сектантов, необходимо жалеть и всячески способствовать тому, чтобы они, так же как и члены секты, «обрели смысл жизни». Адептам предписывается противопоставлять себя всем остальным, «совершенствоваться» и отказаться от внешних ценностей в угоду внутренних. Под внутренними могут пониматься духовное развитие, телесное самосовершенствование или же внутриобщинные идеалы, которым нужно следовать.

8. Активность. Человек, пришедший в секту, не может появляться там время от времени. Свободное посещение означает непостоянный контроль, поэтому всё свободное время адептов должно быть занято. Человека должны вырвать из привычного круга общения, изменить его поведение и подстроить его под жизненный уклад секты. Его побуждают активно действовать на благо секты, искать новых участников или проходить какие-то курсы, ездить в «паломнические» поездки, заниматься с «учителями» или помогать другим «новичкам». Жертвуя своей старой жизнью, временем, средствами и здоровьем, адепты прочно привязываются к самой секте и не мыслят себя вне её.

9. Общая цель и обособление от внешнего мира. Не все, но многие, особенно радикальные, сектантские учения имеют конкретную конечную цель своего существования. Это может быть Апокалипсис и соответственно спасение своей души, может быть «точка просветления», завоевание власти или материальных ценностей или даже месть. В документах секты часто можно встретить чуть ли не поэтапный план достижения поставленной цели. Большинство проблем, существующих в мире, согласно учению, можно решить именно после достижения конечной цели т. н. братства или общины. Общая цель объединяет членов секты и отделяет её как структуру от остального внешнего мира.

10. Опознавательные символы, униформа, знаки отличия. Членам секты важно отличить «своих» и «чужих». Для этого придумываются специальные символы, которые могут наноситься в качестве татуировок в незаметных местах тела или в качестве амулетов прятаться под одеждой. Может использоваться специальный «язык», понятный лишь «посвящённым», невербальные знаки. Участники могут носить какую-то специфическую деталь одежды, особую причёску, украшение. Всё это направлено на то, чтобы человек, даже находясь вне стен секты, чувствовал свою связь с ней.

С экклезиологической (экклесия - греч. "церковь") и гностической (гнозис - греч. "знание") точки зрения сектой является всякая религиозная организация вне истинной Церкви Христовой, т.к. обладает только частью, небольшим сектором (sector) истины, и при этом полностью лишена Богоприсутствия - "Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела (Еф.5:23). Вся полнота Богоприсутствия и содержания истины о Боге и спасении только в Христовой Церкви - "...Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины" (1Тим.3:15), которой и является Православная Церковь .

Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной Церкви

***

Секты характеризуются следующими признаками:

Религиозный маркетинг. Секта всегда занята религиозным маркетингом, то есть распространением своего учения и вербовкой новых членов особыми средствами. Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, не к высшим его побуждениям, но к страстям, к подсознанию. Религиозный маркетинг - это буквально навязывание своего вероучения в формах, исключающих рациональное осмысление. Сюда относятся все виды рекламы в средствах массовой информации, уличная реклама, почтовая реклама. Это и.назойливые приглашения посетить собрания или семинары с неопределенными названиями ("изучение Библии" - секта Муна, иеговисты; "изучение английского языка" - мормоны; "собрание всех, кто обеспокоен судьбой России" - рериховское движение, секта "Святая Русь"; "фестивали и семинары по вопросам семейной жизни" - секта Муна, "психологический тренинг, разрешение проблем общения" - секта саентологии; "воспитание детей, благотворительные концерты" - секта "Семья"; "семинары по вопросам педагогики и медицины" - секты Акбашева). Это и частая мимикрия под Православие с использованием православных символов псевдохристианскими течениями, рериховским движением (например, "Духовный центр им. Сергия Радонежского") и экстрасенсами, адептами движения New Age.

Агрессивный прозелитизм и психологическое давление. Религиозный маркетинг - следствие сектантской установки на постоянную вербовку новых адептов. Новичок всегда окружается особым вниманием, его сознание должно быть активно перестроено. У мунитов это называется "бомбардировка любовью": у вербуемого создается ощущение, что именно его ждали в секте, каждое его замечание с восторгом оценивается как весьма остроумное и глубокое, его не отпускают ни на минуту, чтобы не оставить его наедине с его мыслями и переживаниями (эта методика называется "сэндвич" - два сектанта должны буквально "забутербродить" вербуемого с двух сторон и не отпускать от себя даже когда он отправляется в туалет). В секту легко попасть, но трудно выйти из нее, так как, во-первых, всегда имеется компрометирующий человека материал, собираемый при поступлении в секту на особых процедурах "исповеди" или анкетирования. Во-вторых, вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своих отцов, признать, порой письменно, всю свою предшествующую жизнь ошибкой. В-третьих, желающий покинуть секту подвергается давлению и преследованию бывших своих "собратьев", угрозам и шантажу.

Двойное учение. Вербовщики не сообщают тем, кого пытаются привлечь в секту, всей правды об истории секты, ее основателе и ее подлинном вероучении потому, что в сектах имеется двойное учение - одно для рекламы своей секты, для придания ей "человеческого лица", а другое - для внутреннего пользования. Действительно, кто бы захотел посещать "семинары по Библии" у мунитов, если бы сразу был уведомлен, что основатель этой секты - оккультист, многоженец и хулиган, провозгласивший Спасителя неудачником, а самого себя - "христом", то есть с точки зрения христианства - антихрист? Кто бы пошел в гости к рерихианцам в "Духовный центр им. Сергия Радонежского", если бы знал, что здесь не веруют ни в Воскресение Христово, ни вообще в Бога, а, вслед за основателями, восхваляют сатану и практикуют идолослужение? Религиозные учения, навязываемые сегодня российским гражданам, в конечном счете, направлены на разрушение традиционной российской культуры, а потому всегда будут маскироваться под общепризнанные ценности.

Иерархия. Чтобы узнать скрываемое учение, человек должен быть посвящен на определенную ступень иерархии в секте. Организация секты строго иерархична. Чтобы получить какой-либо результат, например, оправдать заплаченные деньги или просто проявленный интерес и потраченное время, необходим переход на следующую ступень. Например, в секте Муна существует "лестница" из многих семинаров - вводный, однодневный, двухдневный, трехдневный, семидневный, двадцатиоднодневный, а также сложная система членства и участия в деятельности секты. В секте саентологии Рона Хаббарда человек, оплатив и пройдя начальный курс, узнает в самом конце, что самое главное и интересное будет раскрываться лишь на следующем курсе, за который плата отдельная и т.д. То же характерно для секты последователей "живой этики": ступенчатое посвящение в тайны "учения" по мере более активного участия в деятельности секты. Иерархическое устройство позволяет держать под строгим контролем и направлять действия членов секты на всех ее ступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к ее лидерам.

Непогрешимость секты и ее основателя. Учение секты всегда претендует на то, что это высшая истина, причем истина "более свежая", чем истины всех прочих, особенно же - традиционных религий. Эти "истины" получаются сверхъестественным путем, через "откровения", видения, контакты с духами (например, Мун общался с духом, который назвался Христом и дал указание создать секту). Разумеется, все существовавшее в истории человечества до такого "счастливого озарения", объявляется ошибкой и недоразумением (в секте того же Муна сектанты должны держаться мнения о том, что их родина - именно Корея, которую осчастливил своим рождением "преподобный" Мун; для "свидетелей Иеговы" любовь к Отечеству абсурдна, и солдаты, погибшие за Родину - безумцы; рерихианцы верят, что весь мир, и Россия в частности, пребывали во тьме суеверий до того, как появилась возможность читать сочиненную Рерихами "агни-йогу"). Основатели сект - люди, наделяемые своими адептами божественными качествами, многие прямо провозглашают себя "христами": Мун, Сергей Тороп ("Виссарион"), Мария Цвигун ("Мария Дэви"), Талгат Акбашев (считает "иисусом" не только себя, но и своих учеников), Секо Асахара, и множество других. Не иначе как "матерью мира" именуют Елену Рерих адепты рериховского движения. Общение, непосредственное или "духовное", мысленное, с лидерами-основателями должно доставлять невероятное счастье сектантам, их распоряжения должны выполняться с энтузиазмом. По мысленному приказу от фотографии Шри Матаджи (секта "сахаджа-йога") молодая женщина садистски убила свою полуторагодовалую дочь.

Программирование сознания. Членами сект становятся прежде всего люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных критериев, духовных и культурных знаний. Такие люди, ищущие, но не нашедшие твердых оснований в духовной жизни, как правило, легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. При этом человек получает иллюзорный смысл жизни, но мышление его может строиться лишь по примитивным схемам. В результате человек оказывается в полной зависимости от сектантского учения, участия в собраниях, указаний учителей и лидеров секты. Специалисты сравнивают сектантскую зависимость с наркотической.

Духовный элитизм. Членам секты внушается мысль о том, что они - единственно спасенные люди, что все окружающие - люди "второго сорта", обреченные на погибель потому, что не разделяют учения секты. Без этого качества секта существовать не может, ведь иначе трудно объяснить себе и окружающим, почему члену секты необходимо отделиться в образе жизни от всех традиционных ценностей, почему он обязан постоянно рекламировать учение секты, почему членов секты не принимают в обществе. В сектах оккультного направления делается упор на "самосовершенствование", то есть развитие в человеке паранормальных способностей, отличающих членов секты от обычных людей.

Контроль жизнедеятельности. Конечная цель сектантской организации - контроль над многими, а в идеале - над всеми сферами жизни человека. Для достижения этой цели адепты секты вырываются из привычной жизни, лишаются привычного круга общения. Во многих сектах используются особые поселения сектантов в домах или квартирах, переоборудованных под "ашрамы" или "монастыри", часто перенаселенные. Адепты имеют интенсивный распорядок дня, ограничиваются во сне и пище, ведут напряженную деятельность, не оставляющую возможности критически осмыслить сектантское вероучение и личности лидеров. В некоторых движениях для достижения контроля над адептами прибегают к помощи психотропных средств и гипноза. В конечном счете сектанты приносят в жертву секте свое время, здоровье, имущество (квартиры чаще всего или продаются, или отдаются для устройства офисов секты или "ашрамов"), а иногда и свою жизнь. Секты редко довольствуются своим влиянием только на адептов, но обычно стремятся его распространить на членов их семей, близких людей, знакомых. Дети сектантов должны воспитываться в духе сектантского учения и вырастают преданными сторонниками. По мнению специалистов, именно из их числа могут быть сформированы отряды для осуществления террористических актов.

Политические цели. Многие секты, такие как Церковь Объединения Муна, "Свидетели Иеговы", "Церковь Саентологи" Рона Хаббарда, и другие, являются крупными промышленными и финансовыми "империями", стремящимися получить власть над всем миром. Например, "Манифест Варнашрамы", один из документов "Международного общества сознания Кришны", пишет о грядущем обществе "победившего кришнаизма" как об обществе кастовом, разделенном на сверхчеловеков - кришнаитов и рабов-шудр, которым предназначен тяжелый и беспросветный труд, а всемогущая элита будет решать, например, к какому сословию будет принадлежать новорожденный младенец. "Свидетели Иеговы" вещают о необходимости устроения "нового мирового порядка" возглавляемого "единым правительством", состоящим только из членов этой секты. Кореец Мун, основатель секты Церковь Объединения, прямо говорит о том, что его должны принять все правительства мира как своего господина.

Она включает 17 признаков тоталитарных сект:

  1. В группе Вы найдете именно то, что до сих пор напрасно искали. Она знает абсолютно точно, чего Вам не хватает.
  2. Уже первая встреча открывает для Вас полностью новый взгляд на вещи.
  3. Мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему.
  4. Трудно составить точную характеристику группы. Вы не должны размышлять или проверять. Ваши новые друзья говорят: "Это невозможно объяснить, Вы, должны пережить это - пойдемте сейчас с нами в наш Центр".
  5. У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.
  6. Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные.
  7. Критика со стороны не членов группы считается доказательстве ее правоты.
  8. Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.
  9. Ваша группа - это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничает с группой или не позволяет ей спасать себя.
  10. Вы должны немедленно стать членом группы.
  11. Группа отграничивает себя от остального мира, например одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений.
  12. Группа желает, чтобы Вы разорвали свои "старые" отношения, так как они препятствуют Вашему развитию.
  13. Ваши сексуальные отношения регламентируются извне. Например, руководство подбирает партнеров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание.
  14. Группа наполняет все Ваше время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями...
  15. Очень сложно остаться одному, кто-то из группы всегда рядом с Вами.
  16. Если Вы начинаете сомневаться, если обещанный успех не приходит, то виноваты всегда окажетесь Вы сами, поскольку Вы якобы недостаточно много работаете над собой или слишком слабо верите.
  17. Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению.

Если хотя бы один признак кажется Вам знакомым, будьте осторожны!

Официальный сайт Саратовской епархии РПЦ

Одной из наиболее свойственных человеку потребностей является стремление к поиску Бога. Это доказывается тем, что в течение всей истории человечества не было ни одной культуры, лишённой понятия высшего разума, сотворившего мир и руководящего всем происходящим в нём. Всегда люди стремились к нему, но пути для этого выбирали разные, порой уводившие их совершенно в иную сторону.

Опасное легкомыслие

Долгие десятилетия тотального атеизма и богоборчества, возведённого на уровень государственной политики, сменились в наши дни свободой исповедовать любую религию и становиться последователем любого из распространённых в наше время культов. Естественный интерес к вопросам духовной жизни перерос в моду, которой подчас следуют, не вдаваясь в сущность учений, предлагаемых новоявленными проповедниками и «учителями».

Наблюдаемое ныне поверхностное увлечение духовностью таит в себе немалые опасности, так как вера является той областью жизни, которая требует знания её законов, и, несомненно, ложное убеждение, что любая религия лучше атеизма, часто ведёт к весьма печальным последствиям. Именно таким легкомысленным отношением к вопросам веры пользуются для вовлечения в свои ряды новых членов религиозные группы, именуемые сектами.

Смысл термина «секта»

Прежде чем начать о них разговор, было бы уместно уточнить само значение этого термина и пояснить, какие религиозные структуры им обозначаются. Само слово «секта» является однокоренным и сходным по смыслу с таким глаголом, как «отсекать», то есть отделять часть от целого. Это неслучайно, так как под ним подразумеваются именно группы, отделившиеся от основных мировых религий, которыми принято считать христианство, буддизм и ислам.

Сегодня в мире насчитывается несколько тысяч различных сект, но всех их объединяют общие признаки, в той или иной степени присущие каждой из них. Обычно исследователи этого социального явления ставят на первое место характерную для них религиозную рекламу - своего рода маркетинг, позволяющий навязать своё учение, словно некий рыночный товар, максимальному количеству потенциальных потребителей. Кстати, и используемые при этом технологии являются прямым заимствованием из мира коммерции.

Далее, признаки секты включают в себя общий для большинства из них агрессивный характер вовлечения в их ряды новых адептов, при котором широко используются методы психологического давления. Особенно это характерно для тоталитарных сект, разговор о которых пойдёт ниже.

Ложь как способ вербовки и система внутренней иерархии

Также весьма существенной чертой, присущей сектам, является так называемое двойное учение - практика, при которой вербовщики, желая завлечь очередного прозелита (новообращённого члена), скрывают от него не только истинную историю организации и её руководителей, но даже искажают, делая более привлекательной, саму сущность их учения.

Немаловажной чертой является и строгая иерархия, на основании которой построена вся внутренняя структура образования. Обычно член секты должен пройти несколько уровней посвящения, каждый из которых приближает его к познанию обещанной Истины. По тому, на какой ступени он находится в данный момент, определяется его статус.

Претензии на непогрешимость и контроль над сознанием

Разумеется, каждая секта заявляет о своей абсолютной непогрешимости и превосходстве собственного лидера над всеми прочими, включая основателей ведущих мировых религий. Учение каждой из них претендует на то, что оно является выражением Высшей Истины и не подлежит критике. Всех ставящих это под сомнение обычно относят к «двуногим животным».

Рассматривая наиболее характерные признаки секты, нельзя упустить из вида и такой используемый ими приём, как программирование сознания своих членов. Дело в том, что сектантами обычно становятся люди с неустойчивой психикой, отсутствием твёрдых нравственных критериев и духовных знаний. Как правило, они бывают легко внушаемы, поэтому без труда отказываются от личной свободы и готовы выполнять установки своих «учителей».

Тотальный контроль над «носителями истины»

Характерной чертой большинства сект является претензия на духовную избранность её членов. Им обычно внушается мысль, что только они, являясь носителями всё той же Высшей Истины, должны спастись, а все остальные, не разделяющие их взглядов, обречены на погибель.

И наконец, вышеперечисленные признаки секты были бы неполны, если не упомянуть тотальный контроль над жизнью сектантов, осуществляемый их духовными руководителями. Весь её уклад отныне сообразуется с раз и навсегда установленными правилами. Надо ли говорить, что они отражают лишь интересы секты и её руководителей? Сюда же можно отнести и непомерные денежные притязания, в результате которых рядовые члены секты часто обрекают на нищенское существование себя и свои семьи.

Классификация российских сект

Культы и секты в России можно условно разделить на несколько групп. К первой из них относятся те, которые имеют в нашей стране достаточно давнюю историю. Это пятидесятники, адвентисты и баптисты. Сюда же относят и лютеран, как отделившихся от основного христианского направления.

Исторически их членами были представители таких этнических групп, как литовцы, поляки и немцы. Однако вследствие активной деятельности по вовлечению в свои ряды новых членов, за последние годы прозелитами стали многие бывшие члены православных общин.

Новоявленные обладатели высших истин

Следующую достаточно многочисленную группу составляют псевдохристианские тоталитарные секты. К ним относятся структуры, именующие себя «Новоапостольской церковью», «Церковью Христа», «Семьёй» и так далее. Пользуясь недостаточной религиозной осведомлённостью своих адептов, все они, ссылаясь на Священное Писание, выхватывают из него тенденциозно подобранные цитаты, которые в отрыве от контекста используют для доказательства выдвигаемых ими положений.

За ними следует также весьма обширный перечень сект, декларирующих своё исключительное обладание «новым откровением». Наиболее известные из них - это «Свидетели Иеговы», «Богородичный центр», мормоны и пресловутая секта «Аум Синрикё». Последняя включает в себя также признаки тоталитарной, экстремистской и даже террористической секты. Созданная в 1987 году японцем Сёко Асахарой, она приобрела печальную известность своей газовой атакой в

Оккультные и сатанинские секты

В последние десятилетия из стран Западной Европы и Америки в Россию проникли секты, относящиеся к так называемому движению New Age. Все они имеют ярко выраженный оккультный характер и делают ставку на развитие паранормальных свойств человека. Их адептами становятся, как правило, люди, причисляющие себя к экстрасенсам и колдунам, а также являющиеся последователями многочисленных восточных культов.

Однако среди многообразия религиозных течений и направлений, которые составляют сегодня секты в России, наиболее одиозными являются те, что практикуют различные сатанинские культы. Их изуверский характер и ярко выраженная ориентация на молодёжь ставит эти организации в ряд наиболее опасных для общества. Пропагандируемый в них культ насилия, сексуальной распущенности и отрицания нравственных принципов пробуждает в ещё неокрепшем сознании молодых людей самые низменные инстинкты и толкает их не только на разрыв с обществом, но подчас и на преступления.

Секта, пришедшая из Америки

Сегодня одной из самых многочисленных в России сект является отделение международной именующей себя свидетелями Иеговы. Её штаб-квартира находится в Нью-Йорке, а общая численность членов превышает восемь миллионов человек. Эта псевдохристианская и отрицающая учение о Святой Троице секта впервые появилась в России ещё в конце XIX века, но официально зарегистрирована была лишь в 1913 году.

В советское время, когда шла борьба с любыми проявлениями религиозности, члены секты «Свидетели Иеговы» подвергались всеобщему гонению. Их даже постигла ещё более тяжёлая участь, чем простых верующих: в период с 1949 по 1951 год тысячи её приверженцев и члены их семей были насильно депортированы в Сибирь, Казахстан и на Дальний Восток.

В постперестроечный период, как и многие другие секты в России, эта организация неоднократно проходила регистрацию в местных органах власти. Получая временное право на существование, она затем его лишалась, уходя в подполье. Несмотря на то что и сегодня она не легализирована, её членами в нашей стране являются, по подсчётам специалистов, не менее ста семидесяти тысяч человек.

Детище южнокорейского проповедника

Ещё одним примером проникновения в нашу страну зарубежных и чуждых нам по своей сути религиозных учений является секта «Церковь Объединения». Появилась она в 1954 году в Сеуле, и её основателем стал южнокорейский религиозный деятель и проповедник Мун Сон Мён. Его учение представляет собой дикую смесь отдельно взятых положений христианства, буддизма, шаманизма, оккультизма и ещё многих религий и культов. В широких кругах общественности оно известно как мунизм.

В нашей стране идеи этого учения впервые появились в семидесятые годы, но, по вполне понятным причинам, не получили распространения. Свободу действий в СССР корейский проповедник получил лишь в начале перестройки и, посетив в 1991 году Москву, даже был принят М. С. Горбачёвым. С этого времени «Церковь объединения» получила у нас официальный статус.

Её основатель надеялся, как оказалось, тщетно, что постсоветское пространство станет благоприятной почвой для распространения его идей. Однако практика показала, что даже в самые удачные для него годы численность приверженцев секты не превышала шести тысяч человек. В масштабах России это, несомненно, свидетельствует о её крайней непопулярности.

Сектантство - всеобщее зло

Как тоталитарные секты, так и прочие религиозные направления, проповедующие псевдохристианские идеи, всегда являлись ярыми противниками православной церкви, духовные традиции которой со всей очевидностью обличают их лживость. Исторический опыт показывает, что общества, поражённые сектантством, неизбежно деградируют и отстают в своём развитии. Там, где сектантская пропаганда добивается успеха, невозможен прогресс ни в каких областях жизни.

Большую роль в противостоянии злу играет распространение информации, открывающей людям глаза на пагубные последствия, которые влечёт за собой участие в этих организациях, и оказание содействия их деятельности. Сектантство является глобальным злом, поэтому в борьбе с ним заинтересована каждая мировая религия. Секта, отделившаяся от неё, - это всегда попытка вырвать её последователей из сферы исповедуемых духовных ценностей, а потому, независимо от того, о какой именно религии идёт речь, проблема является актуальной для всех.

Например, на прошедшей в 2009 году в Московском центре Карнеги конференции, посвященной НРД (Новым религиозным движениям), было высказано мнение, что чуть ли не 90% россиян психологически готовы к тому, чтобы стать сектантами. Утверждение, безусловно, довольно смелое и во многом очень спорное, но не бывает дыма без огня.

Попасть к сектантам намного проще, чем кажется, особенно если вы переживаете сложный период и находитесь в процессе переоценки ценностей. Культисты такое состояние "чуют за версту": обычно они очень хорошо знают, к кому можно подходить с предложением, например, "поговорить о Библии" или "научиться быть лидером".

Саентологи, иеговисты, кришнаиты, муниты и прочие продавцы опиума для народа - как отличить их от просто увлеченных людей? Как понять, что вас пытаются затащить в секту и , если ваш близкий или друг попал в деструктивный ? Об этом - в новой статье Passion.ru.

Секта или группа по интересам?

Секта - как наркотик. Она дает ощущение эйфории, одновременно высасывая из вас жизнь, а заодно и опустошая кошелек. Попав в культ, человек часто полностью теряет связь с реальностью, разрушаются социальные связи, он полностью самоизолируется в группе единомышленников и становится настоящим рабом секты.

Конечно, некоторым удается выйти из секты самостоятельно и практически без потерь, другие же остаются там на годы. Иными словами, это действительно наркотик, и выход из секты сродни преодолению наркотической зависимости.

Ведь пребывание в культе меняет сознание, переворачивает представления человека о добре и зле, о правильном и неправильном, и вернуть все на свои места и научиться снова существовать в социуме иногда может оказаться невероятно сложным. Справляются не все.

Кто-то застревает на годы, отдавая сектантам большую часть дохода и трудясь на благо организации. Таких историй в Интернете найти можно довольно много.

Есть и более чудовищные случаи, когда попадание в секту приводило в буквальном смысле к летальному исходу. Например, можно вспомнить знаменитую секту Джима Джонса - в 1978 году ее адепты совершили массовое , хотя по некоторым версиям это было массовое убийство.

Чем же отличается секта от клуба по интересам?

1. В секте есть лидер, учитель или другая харизматическая личность, которая обладает абсолютным авторитетом и чьи действия не подвергаются критике, какими бы дикими они ни казались.

2. Все действия адептов полностью контролируются: секта определяет, как человек должен питаться, что читать и смотреть, как себя вести, что говорить и что думать, а также с кем и как заниматься сексом. Вся эта система правил усваивается путем посещения лекций, проповедей, чтения специальных книг и брошюр и просмотром фильмов, также снятых самими сектантами.

3. Действует принцип "Кто не с нами, тот против нас", то есть, люди, не разделяющие принципы и установки адептов , считаются врагами, а любая критика со стороны "врага" - подтверждением правильности учения.

Как правило, уже в самом начале новоиспеченных адептов предупреждают, что "окружающие будут пытаться сбить вас с верного пути, не дать вам добиться успеха, поэтому необходимо прекратить общение с ними".

Такой принцип проповедуется во многих сектах, и отчасти именно поэтому те, кто попал туда, "выпадают" из социума, и круг общения в итоге сводится к собратьям-сектантам. Согласитесь, это тоже очень похоже на наркотическую зависимость.

4. Критика учения или учителя негласно запрещены. На деле могут говорить что угодно, но фактически на все человеку отвечают, что он просто недостаточно верит, недостаточно просветлен и т.п.

Причем чтобы отбить у человека способность критически воспринимать происходящее, используют самые разные методы. Человека стараются нагрузить информацией по всем каналам восприятия (бесконечные , физические упражнения, песнопения и т.п.) - так, чтобы он просто перестал адекватно мыслить.

5. Как правило, члены секты обязаны заниматься вербовкой новых людей. Например, саентологов учат, как правильно работать с людьми, определять их проблемы и предлагать им именно то, что они хотят. Человек страдает от неудач в личной жизни? Значит будут заманивать обещаниями обрести популярность у противоположного пола.

6. Членство в секте требует значительных финансовых затрат. Это позиционируется как добровольные пожертвования, однако на самом деле они скорее обязательные, так как если адепт отказывается жертвовать часть своего дохода секте, то на него начинают давить психологически, создавая у него чувство вины и лишая эмоционального допинга.

Как распознать сектанта

Сектант - это не обязательно бритый наголо фанатик в оранжевых одеждах из Международного общества сознания Кришны. И не обязательно иеговист с журналом "Сторожевая башня" наперевес. Сектанты бывают очень разные, и, как говорится, на всякий товар найдется покупатель.

Кого-то заманивают разговорами о Боге, кого-то - якобы тайными знаниями, доступными только членам культа, а кого-то - обещаниями избавить от всех бед и болезней.

Например, те же саентологи могут предложить бесплатно проверить уровень стресса (у этой секты есть для этого даже специальный запатентованный прибор - Е-метр): разумеется, в результате выяснится, что вы находитесь на грани нервного срыва и вам срочно нужна помощь саентологов, и непонятно, как вы вообще всю жизнь жили без книжек Рона Хаббарда. Иными словами, добро пожаловать в секту.

Итак, как же понять, что вы имеет дело именно с сектантом?

Первым делом вас, конечно, вообще должен насторожить сам факт, что к вам на улице подошел незнакомый человек и сразу пытается залезть вам в душу или поговорить о Боге. В данном случае и тема разговора, и навязчивость собеседника сами по себе могут служить признаками.

Если же знакомство произошло при других обстоятельствах, и вы в силу каких-то причин начали общаться с человеком и подозреваете, что он может быть сектантом, то можно ориентироваться на следующие вещи:

1. Человек упоминает какую-либо секту в положительном ключе и пытается вам доказать, что вся критика в ее адрес несправедлива, и люди просто неправильно понимают это учение.

2. В словах вашего собеседника нет логики, и он уклоняется от прямых ответов на вопросы - например, отказывается назвать имя лидера группы.

4. В речи человека проскальзывают странные, непонятные слова и выражения, либо привычные выражения используются в непривычном ключе, и это не объясняется его национальностью или профессией. Для сект вообще довольно характерно использование новояза, понятного только ее участникам, что делает группу еще более обособленной. Поэтому вас должны насторожить такие слова, как, например, "одитинг", "ритрит" или "ребефинг".

5. Собеседник очень навязчиво предлагает вам посетить собрание/встречу/проповедь, где вам якобы откроется истина или ваша жизнь моментально изменится в лучшую сторону.

6. В ходе разговора у вас возникает ощущение, что вы общаетесь не с человеком, а с зомби: вместо нормальных ответов на вопрос собеседник словно зачитывает вам какие-то куски заранее заученного текста.

7. Вы просто интуитивно чувствуете, что с этим человеком лучше не связываться. В данном случае стоит интуицию.

Кроме того, есть одно хорошее правило, которое действует не только в случае с сектантами. Каждый раз, когда вам предлагают всего много и сразу, просто задумайтесь: "Чего этот человек от на самом деле? Какую выгоду он извлечет, если я соглашусь?"

Если друг оказался вдруг... в секте

Если ваш близкий человек или просто хороший знакомый попал в секту, то самое главное - это не набрасываться на него тут же с критикой и не требовать немедленно покинуть культ. Вы же помните, что сектантов с самого начала учат рвать отношение со всеми, кто пытается "встать на их пути к Богу/успеху/просветлению (нужное подчеркнуть)"?

Попытки указать на логические нестыковки в учении также часто заканчиваются полным крахом - если человеку успели хорошенько промыть , то он просто перестанет с вами общаться, чтобы вы не смущали его "незамутненное" сознание неудобными вопросами.

Тут снова придется сравнить сектантство с наркоманией: вытащить кого-то против его воли очень сложно, а иногда почти невозможно. Но попытаться, конечно, обязательно нужно.

Для начала желательно собрать максимум информации секте, куда не повезло угодить вашему знакомому: кто ее возглавляет, какие идеи в ней исповедуют, какие книги являются основополагающими.

Затем можно поискать рассказы тех, кто проходил через это - их опыт может оказать очень ценным для вас. И, конечно, нужно тщательно собирать все официальные подтверждения "нечистоплотности" секты. Иногда демонстрация доказательств может помочь человеку "очнуться", но, к сожалению, не всегда.

Если человек попал в секту недавно, то можно попробовать найти того, кто для него был авторитетом до секты и попросить поговорить с ним. Если есть возможность, стоит также обратиться к консультанту по выходу - это психолог, специализирующийся на сектах.

Но, что бы ни случилось, если человек действительно вам дорог, ни в коем случае не стоит рвать отношения с ним - возможно, в какой-то момент он начнет сомневаться в учении секты, и важно, чтобы в этот момент рядом был кто-то, кто подтвердил бы эти сомнения.