Порядок определения степени утраты профессиональной трудоспособности. Квалификация трудоспособности. Определение степени утраты трудоспособности


Глава 34. Экспертиза утраты трудоспособности

34.1. Общие положения

Судебно-медицинская экспертиза определения размеров ут­раты трудоспособности проводится экспертными комиссиями бюро судебно-медицинской экспертизы по различным поводам: в связи с транспортными и бытовыми травмами; по поводу при­чинения вреда здоровью на производстве и в ряде других случа­ев, но только по определению суда.

Возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья (увечьем), производится в виде присуждения убытков, связан­ных с потерей потерпевшим заработка. Размер убытков в этих случаях определяется в соответствии со степенью утраченной потерпевшим трудоспособности и средним заработком потер­певшего за 12 календарных месяцев, а при временной нетрудо­способности — за 2 календарных месяца полученной зарплаты потерпевшим от несчастного случая. При этом право вознагра­ждения за увечье принадлежит потерпевшему со дня причине­ния вреда, а не с момента обращения его с иском в суд. Если в результате увечья потерпевший частично лишился профессиональной и общей трудоспособности, то размер возмещения оп­ределяется пропорционально степени утраты им профессио­нальной трудоспособности.

При полной потере профессиональной трудоспособности и сохранении частично общей трудоспособности причитающееся потерпевшему возмещение должно быть уменьшено на сумму, какую мог бы зарабатывать неквалифицированный рабочий или служащий при соответствующем проценте общей трудоспособ­ности. Если в случае увечья по заключению врачебной экспер­тизы потерпевший нуждается в постороннем уходе, то суд сверх присужденного возмещения за потерю заработка может обязать причинившего вред оплачивать ему стоимость ухода. Суд может также возложить на причинившего вред обязанность возместить потерпевшему фактически понесенные расходы на дополнительное питание, протезирование, специальное лечение, в том числе на санаторно-курортное лечение, если потерпевший по заключению врачебной экспертизы действительно нуждается в указанных видах помощи и не получает ее через соответствую­щие организации бесплатно.

В случае причинения увечья несовершеннолетнему, не имею­щему ко времени увечья заработка, суд по иску несовершеннолет­него или его законных представителей (родителей или опекунов) может взыскать с причинившего вред расходы по уходу за потер­певшим, предоставлению ему усиленного питания, протезирова­нию и лечению, а также вынести решение о признании за потер­певшим права на возмещение по достиженииим 16-летнего воз­раста убытков за потерю трудоспособности.

Если в материальном положении сторон или в состоянии здоровья потерпевшего произойдут после решения суда сущест­венные изменения (повышение или понижение трудоспособно­сти), то как потерпевший, так и причинивший вред могут обра­титься с иском в суд о соответствующем уменьшении или уве­личении размера присужденного возмещения за вред.

До начала слушания дела в судебном заседании судья должен в порядке ст. 80 ГПК РСФСР потребовать, чтобы стороны пред­ставили доказательства, имеющие важное значение для вынесе­ния правильного решения. К делу о возмещении вреда, причи­ненного повреждением здоровья (увечье), должны быть приоб­щены: а) акт о несчастном случае, составленный администраци­ей предприятия, органами соответствующего надзора (техниче­ский, строительный, санитарная инспекция и т.п.) или органами милиции; б) справка о размере заработка потерпевшего к мо­менту увечья; в) справка о размере назначенной потерпевшему пенсии или пособия по социальному страхованию или социаль­ному обеспечению; г) справка о семейном и имущественном положении потерпевшего. Кроме того, для выяснения вопроса о степени утраты потерпевшим профессиональной и общей трудо­способности от причиненного несчастным случаем вреда суд обязан потребовать, чтобы стороны представили заключения врачебной комиссии и технической инспекции, а при невоз­можности или затруднительности этого назначить по данным вопросам судебно-медицинскую и техническую экспертизу.

В судебном решении должны быть подробно указаны об­стоятельства, при которых причинен вред, и приведен точный расчет присуждаемых в возмещении вреда убытков. Возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья (увечье), должно присуждаться в виде периодических, ежемесячных платежей, которые ответчик обязан выплачивать истцу, в зависимости от степени стойкой утраты трудоспособности, в течение опреде­ленного срока или пожизненно.

При определении размеров вреда здоровью суд, устанавливая размер убытков, должен исходить из размеров, т.е. процента ут­раченной потерпевшим трудоспособности. Если потерпевший лишился частично профессиональной и общей трудоспособно­сти, то опять-таки требуется установить размеры, т.е. процент утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а также и оставшейся общей трудоспособности. Поэтому суды требуют определять утрату профессиональной и общей трудо­способности потерпевшим в процентах. В связи с этим экспер­там необходимо устанавливать утрату общей и профессиональ­ной трудоспособности в процентах.

При определении трудоспособности комиссии бюро судебно-медицинской экспертизы руководствуются соответствующи­ми нормативными документами Министерства финансов РФ, Министерства здравоохранения РФ и Министерства труда и со­циальной защиты населения РФ.

Рассмотрение споров о возмещении вреда лицам, получив­шим увечье или иное повреждение здоровья на производстве, возмещение вреда производится не в судебном порядке, а адми­нистрацией учреждения совместно с представителями профсо­юзных организаций. Экспертиза по поводу определения разме­ров утраты трудоспособности в таких случаях производится уже не судебно-медицинской экспертизой, а Государственной служ­бой медико-социальной экспертизы.

Под общей трудоспособностью понимается способность к неквалифицированному труду.

Экспертиза в заключении отвечает также на вопросы, нужда­ется ли потерпевший в постороннем уходе, в дополнительном питании, в протезировании, в специальном, в том числе и санаторно-курортном, лечении.

Действующее законодательство предусматривает возмещение ущерба за увечье или иное повреждение здоровья. К сожалению, в законодательстве определение понятия «увечье» по существу отсутствует. Понятие «повреждение здоровья» — более широкое, оно включает также и понятие «увечье». Поэтому, по сути, все­гда определяется повреждение здоровья и его объем.

У лиц до 15 лет утрата трудоспособности до совершенноле­тия не определяется.

При повышении или понижении утраты трудоспособности у потерпевшего через некоторое время после происшествия может быть изменен размер присуждаемого ему возмещения за вред. Поэтому экспертиза утраты трудоспособности прово­дится повторно.

Иски о возмещении ущерба связаны только со стойкой утра­той трудоспособности, так как за временную нетрудоспособ­ность пособия определяются по социальному страхованию в размере 100%, если временная нетрудоспособность связана с работой, выполнявшейся потерпевшим.

Таким образом, определение размеров стойкой утраты трудо­способности в связи с увечьем или иным повреждением здоро­вья производится:

а) экспертными комиссиями Государственной службы меди­ко-социальной экспертизы, органом социального обеспечения;

б) экспертными комиссиями бюро судебно-медицинской экспертизы при спорах, рассматриваемых судом. Судебно-медицинская экспертиза по определению размеров стойкой ут­раты трудоспособности производится по определению суда.

Пример.

Заключение экспертов.

13 июня 1997 г. на основании определения народного суда города М. от 10 июня 1997 г. судебно-медицинские эксперты бюро судебно-медицинской экспертизы города М.: судебно-медицинский эксперт Ка­тин А.В., терапевт Петров И.И., психиатр Сидоров З.Д. в помещении амбулатории бюро произвели осмотр гражданина Мунтяна А.А. для опре­деления размера утраты трудоспособности.

Обстоятельства дела и документальные данные. У гражданина Мунтя­на А.А. 14 февраля 1997 г. на производстве во время тяжелой физической работы развилось кровоизлияние в мозг. До 18 апреля 1997 г. он находил­ся на излечении в больнице, а с 18 апреля 1997 г. по 8 мая 1997 г. был в психиатрической больнице по поводу психопатической вспышки.

Осмотр терапевтом. Жалобы на ограниченность движений в правой ноге и правой руке, периодический кашель, временами с большим количе­ством мокроты.

Объективное исследование: телосложение правильное, питание пони­женное; кожа и видимые слизистые окрашены нормально. Ногти рук по форме приближаются к «часовым стеклам», ногтевые фаланги несколько утолщены. Лимфатические железы не изменены. Легкие — коробочный звук в нижнебоковых отделах, дыхание на всем протяжении жесткое, сухие хрипы. В нижних отделах не постоянные, единичные, влажные хрипы. Сердце: границы не изменены, тоны ясные, чистые; пульс 70 ударов в ми­нуту, ритмичный, удовлетворительного напряжения и наполнения. Артери­альное давление 130/90 мм.рт.ст. Язык влажный, чистый. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены.

Диагноз: хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, пневмосклероз; гипертоническая болезнь 1-й степени.

Осмотр психиатром. Зрачки равномерные, правильной формы, реакция их на свет и конвергенцию удовлетворительная. Правый угол рта неподви­жен, ассимиляция носогубных складок: выраженный правосторонний гемипарез. Мышечный тонус в правых конечностях повышен; сухожильные рефлексы справа выше, чем слева. Движения в правой руке (кисти, паль­цах) почти отсутствуют. Небольшая атрофия мышц правой руки и ноги. Речь с элементами моторной афазии. Походка расстроенная, гемипаретическая. Интеллект снижен; слабодушен; критика нарушена.

Диагноз: остаточные явления нарушения кровообращения в бассейне средней мозговой артерии, выраженный правосторонний гемипарез.

Выводы. Изучив представленные материалы дела, медицинские до­кументы, предшествующие экспертные заключения и осмотрев граждани­на Мунтяна А.А., судебно-меднцинские эксперты установили: гражданин Мунтяна А.А. в течение многих лет страдает нервно-сосудистым заболе­ванием и с 1991 г. имел по поводу этого заболевания инвалидность 3-й группы. Выполнявшаяся Мунтяном А.А. 14 февраля 1997 г. тяжелая фи­зическая работа не явилась основной причиной развития мозгового крово­излияния, а лишь могла способствовать его развитию. Основной причи­ной мозгового кровоизлияния у гражданина Мунтяна А.А. послужила ги­пертоническая болезнь.

Утрата трудоспособности в связи со случаем от 14 февраля 1997 г. оп­ределяется: по общей трудоспособности 50% (пятьдесят), по профессио­нальной — 60% (шестьдесят).

Судебно-медицинские эксперты (подписи).

Права и обязанности эксперта согласно ст. 82 УПК РСФСР извест­ны, по ст. ст. 307 и 310 УК РФ предупреждены. Судебно-медицинские эксперты (подписи).

34.2. Методика определения размера стойкой утраты трудоспособности

Экспертные комиссии, состоящие из нескольких специали­стов (терапевт, хирург , травматолог , невропатолог, офтальмолог и др.) и врачей-экспертов Государственной службы медико-социальной экспертизы или судебно-медицинских экспертов, устанавливают размеры стойкой утраты трудоспособности на основании детального медицинского обследования потерпев­шего. В комиссию Государственной службы медико-социальной экспертизы входят также представители органа социального обеспечения и профсоюзной организации.

Комиссии определяют стойкую утрату профессиональной и общей трудоспособности в процентах.

При определении процента утраты профессиональной трудо­способности, т.е. способности к труду в своей профессии, ко­миссии руководствуются «Положением о порядке установления врачебно-трудовыми экспертными комиссиями степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах работникам, получившим увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей», утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. № 392. Однако следует учитывать, что разные профессии предъявляют различные требования к орга­низму, и одни и те же последствия увечья в разной степени на­рушают трудоспособность лиц различных профессий.

При определении утраты профессиональной трудоспособно­сти комиссия Государственной службы медико-социальной экс­пертизы должна исходить из возможности пострадавшего после увечья или иного повреждения здоровья продолжать свою про­фессиональную работу или работу, равную ей по квалификации.

При определении степени утраты профессиональной трудо­способности комиссия Государственной службы медико-со­циальной экспертизы в каждом конкретном случае учитывает выраженность нарушений функций организма, степень компен­сации утраченных функций, способность потерпевшего выпол­нять в той или иной степени работу по основной профессии, в том числе возможность выполнения работы в обычных или спе­циально созданных условиях, а также мероприятия по реабили­тации, включая профессиональное обучение и переобучение.

Устанавливается 100% утраты профессиональной трудоспо­собности в тех случаях, когда у потерпевшего наступила полная утрата трудоспособности вследствие резко выраженных наруше­ний функций организма при наличии абсолютных медицинских противопоказаний для выполнения любых видов профессио­нальной деятельности, даже в специально созданных условиях.

Устанавливается от 70 до 90% утраты профессиональной трудоспособности в тех случаях, когда потерпевший может вы­полнять работу лишь в специально созданных условиях вследст­вие выраженных нарушений функций организма.

Устанавливается утрата профессиональной трудоспособности в 60%, когда потерпевший утратил основную профессию и мо­жет выполнять легкие неквалифицированные виды труда.

В случае получения повторных трудовых увечий степень ут­раты профессиональной трудоспособности определяется по по­следствиям каждого из них раздельно.

Комиссия Государственной службы медико-социальной экс­пертизы выносит заключение о том, что потерпевший нуждается в обучении новой профессии, если он вследствие трудового уве­чья не может выполнять работу по прежней профессии.

Если увечье или иное повреждение здоровья вызвало утрату трудоспособности в размерах, дающих основания для установления одной из трех групп инвалидности, экспертная комиссия, кроме определения размеров стойкой утраты трудоспособности в про­центах, устанавливает группу инвалидности и дает трудовые ре­комендации пострадавшему, руководствуясь инструкциями и положениями по врачебно-трудовой экспертизе.

Комиссии устанавливают размер стойкой утраты только той трудоспособности, которая была вызвана и связана с работой по­страдавшего. Другие заболевания и дефекты, не связанные с кон­кретным происшествием на работе, во внимание не принимаются.

В некоторых случаях производится переосвидетельствование потерпевшего для выяснения возможности изменений размеров утраты трудоспособности. Повторная экспертиза проводится в срок от 6 месяцев до 2 лет. При этом учитываются характер по­следствий повреждения здоровья и возможность их ликвидации в результате лечения, а также определяются имеющиеся размеры утраты стойкой трудоспособности.

Если группа инвалидности на основании Инструкции уста­навливается бессрочно, то и размеры стойкой утраты общей и профессиональной трудоспособности могут также устанавли­ваться бессрочно. В этих случаях повторная экспертиза потер­певших может производиться или по их заявлению, или по за­явлению других заинтересованных лиц.

Судебно-медицинская экспертиза по определению размеров стой­кой утраты трудоспособности.

Экспертиза по определению размеров стойкой утраты трудо­способности производится в связи:

а) с травмами, полученными от различных видов транспорта;

б) с бытовыми травмами;

в) с исками по взысканию алиментов: к супругу при брако­разводных делах; к родителям — на содержание детей, которые по достижении совершеннолетия остались нетрудоспособными; к детям — от больных и нетрудоспособных родителей;

г) с причинением вреда здоровью на производстве при рас­смотрении таких дел в суде;

д) по другим поводам.

Комиссии бюро судебно-медицинской экспертизы, как и экс­пертные комиссии Государственной службы медико-социальной экспертизы, при определении размеров стойкой утраты трудо­способности руководствуются указанными выше нормативными документами.

В практике может возникнуть вопрос: как определить объем утраты трудоспособности при нескольких повреждениях, каждое из которых привело к стойкой утрате трудоспособности (например, повреждение глаза с неполной потерей зрения и травматическая ампутация кисти). В данном случае определение объема стойкой утраты трудоспособности производится для оценки степени тяже­сти телесного повреждения. Определяется объем утраты трудоспо­собности, вызванной только данным повреждением, имевшиеся ранее дефекты во внимание не принимаются, и стойкая утрата трудоспособности определяется так же, как и у здорового человека.

Пример.

В связи с повреждением был ампутирован большой палец правой кис­ти. У потерпевшего ранее был ампутирован указательный палец той же кисти. В таком случае определяется только утрата трудоспособности, свя­занная с ампутацией большого пальца, равная 25%. Имевшийся дефект, отсутствие указательного пальца, во внимание не принимается, тогда как отсутствие большого и указательного пальцев правой руки соответствует 50% стойкой утраты трудоспособности.

Если несколько повреждений расположены на одном органе, то утрата трудоспособности определяется по каждому поврежде­нию, а затем складывается. Полученный в итоге процент утраты трудоспособности не может превышать максимального процента, предусмотренного в таблице для полной потери данного органа.

Пример.

Потеря большого и указательного пальцев правой кисти составляет 50% утраты трудоспособности, а ограничение подвижности в плечевом сус­таве — 40%. В этом случае утрата трудоспособности должна быть опре­делена не в 90% (50 + 40), а в 75%, так как потеря всей правой руки оценивается как 75%.

При повреждении нескольких органов утрата трудоспособ­ности определяется по каждому дефекту в отдельности и полу­ченные результаты складываются. Однако сумма не может пре­вышать 100%.

Пример.

Частичная потеря зрения на один глаз (30%) и одновременно трав­матическая ампутация правой кисти (75%) составляют 105%. Однако стойкая утрата трудоспособности обоих повреждений должна быть опре­делена в 100%.

В случае увечья или иного повреждения здоровья граждани­на, не достигшего 15-летнего возраста и не имеющего заработка организация или гражданин, ответственные за вред, обязаны возместить расходы, связанные с восстановлением здоровья потерпевшего. По достижении потерпевшим 15 лет организация или гражданин, ответственные за вред, обязаны возместить потерпевшему также вред, связанный с утратой или уменьшением его трудоспособности исходя из размера среднего заработка не­квалифицированного рабочего в данной местности.

Контрольные вопросы

1. На основании какого документа проводится экспертиза ут­раты трудоспособности?

2. Какова методика определения размера стойкой утраты трудоспособности?

← + Ctrl + →
Глава 33. Побои, мучения, истязания Глава 35. Экспертиза определения состояния здоровья

Порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Правительством Российской Федерации.

В 2005 году размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленный в соответствии с данной статьей, не может превышать 33 тыс. рублей. Установленное ограничение применяется при назначении или увеличении ежемесячных страховых выплат после 1 января 2005 года. Размеры ежемесячных страховых выплат, превышающие на 1 января 2005 года сумму 33 тыс. рублей, не изменяются (статья 14 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ).

Размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.

При расчете размера утраченного застрахованным в результате наступления страхового случая заработка учитываются все виды оплаты его труда как по месту его основной работы, так и по совместительству, на которые начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Суммы вознаграждений по гражданско-правовым договорам и суммы авторских гонораров учитываются, если с них предусматривалась уплата страховых взносов страховщику. За период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам учитываются выплаченные по указанным основаниям пособия.

Все виды заработка учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов, уплаты сборов и других обязательных платежей.

В местностях, где установлены районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате, размер ежемесячной страховой выплаты определяется с учетом этих коэффициентов и надбавок.

При исчислении среднемесячного заработка застрахованного, направленного страхователем для работы за пределы территории Российской Федерации, учитывается заработная плата по основному месту работы и заработная плата, начисленная в иностранной валюте (если на нее начислялись страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), которая пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на день назначения ежемесячной страховой выплаты.

Среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы его заработка (с учетом премий, начисленных в расчетном периоде) за 12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на 12.

(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 118-ФЗ)

Если повлекшая повреждение здоровья работа продолжалась менее 12 месяцев, среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы его заработка за фактически проработанное им число месяцев, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на число этих месяцев. В случаях, если период повлекшей повреждение здоровья работы составил менее одного полного календарного месяца, ежемесячная страховая выплата исчисляется исходя из условного месячного заработка, определяемого следующим образом: сумма заработка за проработанное время делится на число проработанных дней и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год. При подсчете среднемесячного заработка не полностью проработанные застрахованным месяцы заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются в случае невозможности их замены.

(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 118-ФЗ)

По желанию застрахованного при наступлении страхового случая по причине получения им профессионального заболевания средний месячный заработок может быть подсчитан за последние 12 месяцев работы, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.

Ежемесячные страховые выплаты застрахованному, не достигшему на момент назначения обеспечения по страхованию возраста 18 лет, исчисляются из его среднего заработка, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 118-ФЗ)

Если страховой случай наступил после окончания срока действия трудового договора (контракта), по желанию застрахованного учитывается его заработок до окончания срока действия указанного договора (контракта) либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

Если в заработке застрахованного до наступления страхового случая произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышена заработная плата по занимаемой должности, он переведен на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после окончания учебного учреждения по очной форме обучения и в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда застрахованного), при подсчете его среднего месячного заработка учитывается только заработок, который он получил или должен был получить после соответствующего изменения.

При невозможности получения документа о размере заработка застрахованного сумма ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из тарифной ставки (должностного оклада), установленной (установленного) в отрасли (подотрасли) для данной профессии, и сходных условий труда ко времени обращения за страховыми выплатами.

После представления документа о размере заработка сумма ежемесячной страховой выплаты пересчитывается с месяца, следующего за месяцем, в котором были предоставлены соответствующие документы.

(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 118-ФЗ)

Данные о размерах тарифных ставок (должностных окладов) работников предоставляются органами по труду субъектов Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 07.07.2003 N 118-ФЗ)

Лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, размер ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из его среднего месячного заработка за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих право на получение страховых выплат. Для определения размера ежемесячных страховых выплат каждому лицу, имеющему право на их получение, общий размер указанных выплат делится на число лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного.

Степень утраты профессиональной трудоспособности определяет специально уполномоченный орган - Государственная служба медико-социальной экспертизы. Учреждения МСЭ действуют в системе органов социальной защиты населения РФ (ст. 8 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Степень утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профзаболеваний определяется по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789.

Согласно этим правилам на освидетельствование в учреждения МСЭ пострадавший направляется после того, как лечебным учреждением проведен комплекс лечебных, диагностических и реабилитационных процедур и их результаты позволяют сделать предварительный вывод о стойкой утрате профессиональной трудоспособности. К направлению лечебного учреждения на освидетельствование пострадавшего в учреждения МСЭ должны быть приложены сведения о состоянии пострадавшего, отражающие степень нарушения функций органов и систем.

Учреждение МСЭ проводит освидетельствование пострадавшего, учитывая сведения, указанные в акте по форме № Н-1 или акте о случае профзаболевания, а также в других документах, предоставленных работодателем. Специалисты учреждения МСЭ выносят экспертное заключение на основании полученных документов и личного осмотра пострадавшего. Степень утраты профессиональной трудоспособности определяется исходя из оценки имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей и профессионально значимых качеств, позволяющих выполнять работу по прежней специальности (квалификации). Правила предусматривают возможность установления от 10 до 100% утраты профессиональной трудоспособности.

Тот факт, что утрата трудоспособности установлена, должен быть подтвержден актом освидетельствования пострадавшего. Акт подписывается руководителем учреждения МСЭ, специалистами, проводившими освидетельствование, и заверяется печатью учреждения.

Пострадавшему на руки выдается справка о результатах освидетельствования, а работодателю и исполнительному органу ФСС России направляется выписка из акта освидетельствования.

Учреждение медико-социальной экспертизы установило, что сотрудник И.И. Иванов утратил профессиональную трудоспособность на 30%.

Следовательно, размер единовременной страховой выплаты составит:

30 000 руб. х 30% = 9000 руб.

Единовременная страховая выплата производится пострадавшему не позднее одного календарного месяца со дня ее назначения. В случае смерти застрахованного выплата производится его иждивенцам в двухдневный срок со дня предоставления работодателем исполнительному органу ФСС России всех документов, необходимых для назначения такой выплаты.

Ежемесячные страховые выплаты . Размер ежемесячной выплаты определяется исходя из среднемесячного заработка пострадавшего. Средний заработок рассчитывается за предшествующие 12 месяцев работы, повлекшей повреждение здоровья, до месяца, в котором произошел несчастный случай или установлен диагноз профзаболевания. По выбору пострадавшего заработок может учитываться за последние 12 месяцев работы, повлекшей повреждение здоровья, до месяца, в котором учреждением МСЭ была установлена степень утраты профессиональной трудоспособности.

Как видим, основное отличие расчетного периода для определения ежемесячной страховой выплаты от аналогичного периода для исчисления пособия по временной нетрудоспособности заключается в том, что в первом случае учитываются только месяцы работы, повлекшей повреждение здоровья.

Среднемесячный заработок определяется следующим образом: суммируются все выплаты, полученные работником в расчетном периоде, и полученный результат делится на 12.

А если работа, повлекшая повреждение здоровья, продолжалась менее 12 месяцев? В этом случае нужно весь фактически полученный заработок за месяцы работы, повлекшей повреждение здоровья, разделить на количество этих месяцев. Если же некоторые месяцы отработаны не полностью, они заменяются предшествующими полностью отработанными месяцами или исключаются из расчета при невозможности замены.

Как определить, возможна такая замена в расчетном периоде или нет? Рассмотрим это на конкретных примерах.

У работника И.И. Иванова 10 июня 2004 года установлено профессиональное заболевание. Расчетным периодом для определения среднемесячного заработка является период с 1 июня 2003 года по 31 мая 2004-го.

Работа, повлекшая повреждение здоровья, продолжалась с 15 сентября 2003 года по 31 мая 2004-го включительно (8 месяцев 16 дней). До 15 сентября 2003 года работа не была связана с профессиональным заболеванием сотрудника. Поэтому период с 1 июня по 14 сентября 2003 года исключается из расчетного.

Не полностью отработанный сентябрь 2003 года (с 14-го по 30-е число) также не учитывается, так как заменить его на предыдущие полностью отработанные месяцы невозможно.

Таким образом, среднемесячный заработок определяется за период с 1 октября 2003 года по 31 мая 2004-го.

Изменим условия предыдущего примера. Допустим, работа, повлекшая профзаболевание, продолжалась с 15 марта 2003 года по 31 мая 2004-го включительно (14 месяцев 17 дней).

Расчетным является период с 1 июня 2003 года по 31 мая 2004-го. В нем сотрудник отработал только половину июня 2003 года - с 1-го по 15-е число. В этом случае неотработанную часть июня можно заменить полностью отработанным маем 2003 года.

Таким образом, среднемесячный заработок учитывается суммарно за май 2003 года и за период с 1 июля 2003 года по 31 мая 2004-го.

Обратите внимание

В заработок для расчета ежемесячной страховой выплаты включаются все суммы, полученные работником за выполнение работы по трудовому договору, на которые были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Чтобы определить размер ежемесячной страховой выплаты, нужно среднемесячный заработок умножить на процент утраты профессиональной трудоспособности.

Назначенные ежемесячные страховые выплаты в дальнейшем не пересчитываются. Из этого правила есть три исключения:

· изменение степени утраты профессиональной трудоспособности;

· изменение круга лиц, имеющих право на получение выплат;

· индексация выплат с учетом уровня инфляции 5 .

Максимальный размер ежемесячной выплаты в настоящее время не может превышать 30 000 руб. за полный календарный месяц . Это установлено статьей 16 Федерального закона от 11.02.2002 № 17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» 6 (далее - Закон № 17-ФЗ).

Учреждение МСЭ установило, что сотрудник И.И. Иванов утратил профессиональную трудоспособность на 60% вследствие несчастного случая на производстве.

Среднемесячный заработок И.И. Иванова - 60 000 руб.

Размер ежемесячной страховой выплаты составит:

60 000 руб. х 60% = 36 000 руб.

Так как размер выплаты ограничен максимальным пределом, И.И. Иванов будет ежемесячно получать 30 000 руб.

Пострадавший получает ежемесячные выплаты в течение всего периода, на который установлена утрата профессиональной трудоспособности. Из него исключается только период временной нетрудоспособности вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания, так как в это время пострадавший получает соответствующее пособие.

30 марта 2004 года сотрудник И.И. Иванов получил травму вследствие несчастного случая на производстве. 31 мая 2004 года специалисты учреждения МСЭ, которые провели освидетельствование И.И. Иванова, установили степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 50% сроком на 6 месяцев. Больничный лист был закрыт 30 июня 2004 года.

Таким образом, И.И. Иванов должен получить пособие по временной нетрудоспособности за период с 30 марта по 30 июня 2004 года. Ежемесячные страховые выплаты он начнет получать с 1 июля 2004 года.

Страховые выплаты иждивенцам . В случае смерти застрахованного лица страховые выплаты получают его иждивенцы (ст. 7 Закона № 125-ФЗ). В первую очередь это нетрудоспособные лица, находившиеся на иждивении умершего или имевшие право на получение от него содержания ко дню наступления страхового случая. К нетрудоспособным иждивенцам относятся, как правило, несовершеннолетние, а также лица, достигшие возраста для выхода на пенсию по старости. Нетрудоспособными иждивенцами также являются инвалиды.

Если ребенок застрахованного родился после его смерти, он тоже имеет право на получение страховых выплат.

Иждивенцами считаются члены семьи умершего, не работавшие на момент его смерти в связи с уходом за его детьми, внуками, братьями или сестрами в возрасте до 14 лет или достигшими этого возраста, но признанными нуждающимися в постороннем уходе. При этом трудоспособность членов семьи, осуществляющих уход, значения не имеет.

И, наконец, право на получение страховых выплат имеют иждивенцы умершего, если они стали нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.

Обратите внимание

Иждивенцами могут быть не только родственники. Ими могут быть лица, которые не состояли с умершим в родстве, но совместно с ним проживали. Главное - подтвердить в суде факт нахождения на иждивении. Иждивение детей умершего предполагается в силу закона, поэтому подтверждать его не надо.

Размер единовременной страховой выплаты, которая причитается иждивенцам, равен 30 000 руб. Эта сумма делится между супругой (супругом) умершего (независимо от того, находилась ли она (он) на его иждивении) и остальными иждивенцами.

Размер ежемесячной выплаты определяется исходя из среднемесячного заработка умершего. В расчет также берутся пенсии и пособия, которые он получал при жизни. Из полученной суммы исключаются доли, приходящиеся на самого пострадавшего и трудоспособных лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих право на получение страховых выплат. Оставшаяся сумма поровну делится между иждивенцами пострадавшего, имеющими право на страховые выплаты.

Обратите внимание

Общая сумма ежемесячных страховых выплат всем иждивенцам не может превышать 30 000 руб. (п. 12 ст. 12 Закона № 125-ФЗ и ст. 16 Закона № 17-ФЗ).

Средний заработок умершего составлял 25 000 руб. На его иждивении находились: трудоспособная жена, мать в возрасте 70 лет и двое детей в возрасте 15 и 16 лет. Право на ежемесячные страховые выплаты имеют трое иждивенцев - мать и дети, на единовременную страховую выплату - жена, мать и дети.

Рассчитаем долю единовременной страховой выплаты, причитающейся каждому иждивенцу. Доли определяются исходя из общей суммы 30 000 руб. Сумма единовременной страховой выплаты составит:

30 000 руб. : 4 чел. = 7500 руб.

Теперь рассчитаем размер ежемесячной страховой выплаты.

Сначала определим долю, причитающуюся каждому получателю:

25 000 руб. : 5 чел. = 5000 руб.

25 000 руб. – (5000 руб. х 2 чел.) = 15 000 руб.

Таким образом, 15 000 руб. - общая сумма ежемесячной страховой выплаты, которую получат трое иждивенцев - мать и двое детей умершего.

Сроки, в течение которых иждивенцы имеют право получать страховые выплаты, установлены пунктом 3 статьи 7 Закона № 125-ФЗ.

Несовершеннолетние дети получают ежемесячные страховые выплаты до 18 лет, а если они учатся по очной форме обучения, то до окончания учебы, но не более чем до 23 лет.

Пенсионеры по старости (женщины с 55 лет, мужчины - с 60) будут получать ежемесячные страховые выплаты пожизненно, а инвалиды - в течение срока инвалидности. При этом страховые выплаты не влияют на размер пенсии (по старости или инвалидности), которую получают указанные лица.

Лица, которые не работают в связи с уходом за детьми, внуками, братьями или сестрами умершего, не достигшими 14 лет, получают страховые выплаты до того момента, пока указанным иждивенцам не исполнится 14 лет. Если иждивенцы достигли 14-летнего возраста, но нуждаются в постороннем уходе, лица, осуществляющие за ними уход, получают страховые выплаты до тех пор, пока не изменится состояние иждивенцев.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13

Актуальные вопросы медико-социальной экспертизы пострадавших
от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания-2

Уважаемые коллеги!

В своём выступлении сегодня я постараюсь не загружать вас повторением наименований нормативных документов, которые, уверена, и так хорошо знаете, а осветить актуальные проблемы их применения в практике медико-социальной экспертизы.
Первое и основное, что вы должны знать и помнить, это то, что организация медико-социальной экспертизы пострадавших от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (далее я буду называть эту категорию граждан просто пострадавшие) отличается от организации освидетельствования лиц, претендующих на установление инвалидности. При сопоставлении Правил установления степени УПТ в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждённых постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789 (я буду называть его 789-е постановление) и Правил признания лица инвалидом, утверждённых постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (95-ое постановление) мы видим ряд отличий и в общих положениях, и в порядке направления и проведения медико-социальной экспертизы, и в порядке обжалования экспертных решений.
О чём я говорю?
Пройду кратко прямо по пунктам.
1. если освидетельствование по 95-му постановлению проводится в бюро по месту жительства или пребывания гражданина, определению чего служит регистрационный учёт, то по 789-му постановлению – по месту жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения. Это даёт право оформления направлений на МСЭ ведомственным ЛПУ и МСЧ по месту прикрепления работников, зарегистрированных в иных населённых пунктах, что актуально для пострадавших.
2. если освидетельствование по 95-му постановлению проводится в бюро по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, органа, осуществляющего пенсионное обеспечение либо органа социальной защиты населения, причём предусмотрена возможность отказа в направлении с выдачей соответствующей справки об отказе, на основании которой, при наличии заявления гражданина, мы проводим экспертизу, то в 789-м постановлении направление оформляется только учреждением здравоохранения. Причём ранее приведенные положения говорят о том, что это может быть только государственное или муниципальное учреждение.
3. освидетельствование пострадавшего в учреждении МСЭ проводится на основании обращения работодателя (страхователя), страховщика (ФСС РФ), по определению суда (судьи) либо по самостоятельному обращению пострадавшего или его представителя; при установлении же инвалидности обязательным заявление гражданина или его законного представителя является единственным и обязательным.
4. если освидетельствование для установления инвалидности может проводиться заочно по решению соответствующего бюро, то освидетельствование пострадавшего может проводиться только в бюро либо на дому или в стационаре по месту лечения при наличии заключения учреждения здравоохранения о невозможности явиться в бюро по состоянию здоровья, но не заочно.
5. Если в ходе освидетельствования специалисты бюро считают необходимым дообследовать пострадавшего, то они вправе направить гражданина на дополнительное обследование в медицинское, реабилитационное или иное учреждение, а так же запрашивать необходимые сведения, обследовать условия труда и социально-бытовые условия. При этом необходимо заручиться согласием пострадавшего, тогда как по Правилам признания лица инвалидом ПДО просто доводится до сведения гражданина в доступной форме.
6. Далее: если решение о признании лица инвалидом либо об отказе принимается специалистами на основе обсуждения результатов МСЭ и лишь объявляется в присутствии всех специалистов, то экспертное решение о степени УПТ принимается в присутствии пострадавшего, а потом объявляется и по нему даются разъяснения.
7. При установлении инвалидности гражданину выдаётся справка об инвалидности и индивидуальная программа реабилитации; такая формулировка диктует обязательность разработки каждому признанному инвалидом ИПР, а при отказе в получении – приобщения её к акту. А вот при установлении степени УПТ Программа реабилитации пострадавшего оформляется при выявлении нуждаемости его в реабилитации по последствиям несчастного случая или профессионального заболевания, что подтверждается пунктом 24 789го постановления: справка учреждения МСЭ о результатах установления степени УПТ, а при необходимости и ПРП выдаются пострадавшему на руки под расписку.
8. Согласно 789-му постановлению программа реабилитации пострадавшего оформляется в месячный срок после принятия экспертного решения, тогда как срок разработки ИПР не регламентирован.
9. Очень важный момент, связанный с программами реабилитации. Если оценка эффективности реализации ИПР инвалида с установленным сроком инвалидности по действующей нормативной базе возможна практически только при переосвидетельствовании инвалида с целью установления инвалидности, то пунктом 30-м 789-го постановления предусмотрено освидетельствование в порядке динамического наблюдения за выполнением реабилитационных мероприятий.
10. Выписка из акта освидетельствования и ПРП, в случае если освидетельствование было проведено по обращению пострадавшего, выдаются ему на руки, что категорически неприемлемо для выписки из акта при установлении инвалидности
11. Обжаловать решение бюро по инвалидности гражданин или его законный представитель может в главное только в течение месяца, в вот решение по степени УПТ в любой срок.
12. Кроме того, право обжалования дано не только пострадавшему, но и страхователю и страховщику. При этом, Правила не содержат положений, распространяющих его действие на правоотношения, возникшие до вступления в силу Правил. Т.о. страховщик и страхователь не могут обжаловать решения, принятые до вступление в силу Правил.
13. И наконец, федеральные государственные учреждения МСЭ не являются правопреемниками государственных учреждений МСЭ, в связи с чем не могут вносить изменения в принятые ими решения.

Теперь о документах, необходимых для проведения освидетельствования пострадавшего. Я уже сказала об обращении работодателя (страхователя), страховщика (ФСС РФ), определении суда (судьи) либо пострадавшего или его представителя, о направлении учреждения здравоохранения, но основной документ назван в Правилах установления степени УПТ: акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании.
До вступления в силу названного Федерального закона (6 января 2000 года) действовали «Правила возмещения работодателями вреда, причинённого работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей», утверждённые постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 № 4214-1, в соответствии с которыми доказательством ответственности работодателя за причинённый вред признавались медицинское заключение о профессиональном заболевании, акт о несчастном случае на производстве или другой документ о несчастном случае, связанном с исполнением трудовых обязанностей (статьи 5, 35).
До 1992 года действовали «Правила возмещения предприятиями, учреждениями и организациями ущерба, причинённого рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей», утверждённые постановлением Совета Министров СССР от 03.07.1984 № 690. В соответствии с данным нормативным правовым актом, а также ранее действовавшими Правилами, степень утраты профессиональной трудоспособности (а до 1984 года и общей) рабочим и служащим устанавливалась врачебно-трудовыми комиссиями (ВТЭК) при предоставлении акта о несчастном случае или другого документа о повреждении здоровья, связанного с исполнением трудовых обязанностей (решение суда, заключение технического инспектора труда).
Заключение о степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, не являвшихся рабочими и служащими (например, членов колхозов) до 1992 года давали судебно-медицинские комиссии органов здравоохранения.
Для общего сведения скажу, что в целом степень УПТ, т.е. % устанавливались ВТЭК с 1961 года, когда были утверждены Правила возмещения ущерба лицам, получившим увечье на производстве.
Таким образом, в случае, когда в бюро обращается пострадавший, степень УПТ которому устанавливалась до 2000 года, документами, подтверждающими факт несчастного случая на производстве или профессиональном заболевании, могут служить не только акты установленного образца.
Работодатель, в соответствии с пунктом 8 Правил, обязан представить в учреждение МСЭ заключение органа госэкспертизы труда о характере и условиях труда, в которых работал пострадавший до несчастного случая или профессионального заболевания. Однако, мы уже говорили о том, что отказ в предоставлении такого документа не может являться основанием для отказа в проведении освидетельствования пострадавшего. Об этом случае необходимо проинформировать об этом РО ФСС, проведение медико-социальной экспертизы пострадавшего осуществлять с участием представителя ФСС с правом совещательного голоса, и выносить экспертное решение на основании имеющихся данных о характере и условиях труда, выполнявшихся до наступления страхового случая, т.е. на основании данных производственной характеристики, трудовой книжки и др. документов. В акте МСЭ пострадавшего необходимо сделать соответствующую запись.
Бюро МСЭ обязано ознакомить пострадавшего в доступной форме с Правилами установления степени УПТ. Обращаю внимание, что в данном случае в акте освидетельствования делается отметка, что гражданин ознакомлен с Постановлением № 789. В случае если, согласно п. 3 789-го постановления, одновременно с установлением УПТ, при наличии оснований, гражданин признан инвалидом, то в э/деле делается отметка об ознакомлении с «Правилами признания лица инвалидом».
Обращаю Ваше внимание: освидетельствование для установления степени УПТ и для установления инвалидности – два самостоятельных вида экспертизы. Акт освидетельствования – учётно-отчётный документ, на основании которого формируется установленная статистическая отчётность, разделы в форме 7-Собес, отражающие результаты этой экспертизы – самостоятельные и разные, т.е. оформляется 2 экспертно- медицинских дела. Направление ЛПУ на медико-социальную экспертизу должно быть то же в 2 экземплярах. Одно - только по последствиям трудового увечья или профессионального заболевания. Другое – с учётом всех имеющихся заболеваний. Соответственно в них по-разному формируется анамнез, нуждаемость в мерах и средствах реабилитации, диагноз, цель направления на МСЭ, оценка проведенных реабилитационных мероприятий. В такой ситуации у вас не будет проблем с подбором рекомендаций гражданину, как пострадавшему, в ПРП и как инвалиду – в ИПР.
Теперь о самой актуальной проблеме: о ходе экспертного рассуждения при установлении степени УПТ. Вы уже поняли, что должны в совершенстве изучить и владеть положениями трёх основных нормативных актов: 125-ФЗ, 789-го постановления Правительства РФ и 56-го постановления Минтруда России.
Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в Российской Федерации установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определён порядок возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) или в иных предусмотренных этим Федеральным законом случаях. Согласно абзацам 17 и 18 статьи 3 указанного Закона под профессиональной деятельностью понимается способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества, а под степенью утраты профессиональной трудоспособности - выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 11 названного Закона порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789 утверждены «Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Правилами определены условия установления степени утраты профессиональной трудоспособности сучётом выраженности нарушения функций организма. Так, вследствие незначительного нарушения функций организма устанавливается от 10 до 30 процентов (пункт 17), вследствие умеренного нарушения функций от 40 до 60% (пункт 16), вследствие выраженного нарушения – от 70 до 90% (пункт 15), вследствие резко выраженного – 100% (пункт 14).
Пунктом 2 Правил определено, что степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемыми Минтруда России по согласованию с Минздравом России.
Постановлением Минтруда России от 18.07.2001 № 56 утверждены Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Таким образом, данный документ принят компетентным федеральным органом исполнительной власти, его положения не противоречат ни Правилам, которые являются нормативно-правовым актом, имеющим большую юридическую силу, ни Федеральному закону, т.к. статья 3 Закона, о которой мы уже говорили, и на которую зачастую ссылаются пострадавшие, не устанавливает критерии, позволяющие определить степень УПТ, а определяет понятия «профессиональная трудоспособность» и «степень утраты профессиональной трудоспособности».
Зачастую, обращаясь в суд, истцы ошибочно полагают, что сама по себе утрата способности после производственной травмы трудиться на прежнем рабочем месте является безусловным основанием для признания пострадавшего во всех случаях полностью нетрудоспособным с установлением 100% УПТ. На неправомерность такой трактовки положений Закона в 09.02.2007 года указала судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ при рассмотрении надзорной жалобы гражданина, который, работая каменщиком, получил увечье, вследствие которого потерял способность работать в данной профессии. Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконными действий бюро МСЭ об определении заявителю 40% УПТ суд, руководствуясь действующими нормативными правовыми актами по данному вопросу, пришёл к обоснованному выводу о том, что установление 40% УПТ является правильным. Суд учёл, что у истца отсутствуют признаки резко выраженного нарушения функций организма и абсолютные противопоказания для выполнения любых видов профессиональной деятельности и что он имеет возможность осуществлять трудовую деятельность по другим специальностям, приобретенным им до наступления несчастного случая.
Применяя в практике МСЭ названные нормативные документы следует учитывать изменения, внесённые в них в связи с соответствующими решениями Верховного суда.
Так, определением Кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 08.04.2003 признан недействующим и не подлежащим применению п. 2 Правил, в части, ограничивающей возможность установления степени УПТ за период, предшествующий дню освидетельствования, т.е. за прошлое время. Однако порядок рассмотрения этого вопроса до настоящего времени не определен. Кроме того, при указанных обстоятельствах степень УПТ может быть установлена только заочно, но такой вид освидетельствования не предусмотрен Правилами установления степени УПТ. Таким образом, отказать в освидетельствовании с целью установления % за прошлое время мы не вправе, однако в случае, если ранее вопрос не рассматривался, экспертиза первичная и нет акта освидетельствования на тот период времени, установить степень мы не сможем.
Определением Кассационной коллегии Верховного суда от 08.04.2003 признан недействующим и неподлежащим применению пункт 28 Правил в части, ограничивающей право пострадавшего в случае пропуска срока очередного переосвидетельствования на установление степени УПТ за пропущенный период на основании его обращения. Т.е. ранее этот вопрос рассматривался только по обращению работодателя или страховщика, а теперь и по обращению пострадавшего. Однако, спешить с самим решением и выносить его без запроса ФСС не следует.
Ряд изменений внесен и во Временные критерии. В январе 2007 года внесены изменения в пункт 5. Напомню его полное содержание: При определении степени УПТ необходимо учитывать профессиональный фактор, в частности способность пострадавшего после несчастного случая на производстве или возникновения проф. заболевания выполнять работу в полном объеме по своей прежней профессии (до несчастного случая или проф. заболевания), и далее исключенная часть: или иной равноценной ей по квалификации и оплате, а так же возможность использования остаточной профессиональной трудоспособности на другой менее квалифицированной работе в обычных или спец. созданных производственных или иных условиях труда. Изменение пункта 5 не исключает документа в целом, в том числе изложенных в пунктах 1-4 общих принципов определения степени УПТ: Степень УПТ определяется исходя из последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве с учетом имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и проф. заболеванию, того же содержания и в том же объеме, либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или спец. созданных условиях труда.
Помимо 5-го пункта исключен ряд подпунктов 56-го постановления, в частности предполагавшие установление 90%, 60% УПТ если пострадавший утратил профессию, но может выполнять неквалифицированные виды труда. Верховный суд отметил, что установление степени УПТ в зависимости от возможности выполнения пострадавшим неквалифицированных видов труда противоречит нормам закона, который связывает установление УПТ с осуществлением деятельности определённой квалификации, объёма и качества, ибо в этом случае мы предполагаем вероятную возможность использования остаточной не профессиональной, а общей трудоспособности.
Каковы подходы к установлению степени УПТ при повторных страховых случаях?
1. при каждом последующем определении % следует исходить из ущерба, нанесённого остаточной трудоспособности. Пример: после первой травмы установлено 60% и остаточная трудоспособность позволяет продолжать работу более низкой квалификации; повторная травма привела к необходимости снижения объёма этой работы и позволяет установить 50%, т.е. 50% от оставшихся 40%, т.е. не более 20%.
2. при повторных случаях определяется степень УПТ в целом. Пример: после первой травмы установлено 60%, после второй – может работать в специально созданных условиях, и есть основания для установления 80%. Всего 80% - 60% равняется 20%.
3. Согласно пункту 18 Правил степень УПТ в целом не может превышать 100%.
Почему?
Человек представляет собой единое целое, и имеющаяся у него способность к трудовой деятельности, как состояние организма, при котором совокупность физических и духовных способностей позволяет осуществлять определённого объёма и качества производственную (профессиональную) деятельность, также соответствует единому целому, т.е. 100%. В связи с этим, степень УПТ при повторных несчастных случаях и профессиональных заболеваниях определяется раздельно, однако исходя из их совокупного влияния на имеющуюся у пострадавшего способность к профессиональной деятельности. Согласно пункту 14 Правил 100% мб определено если наступила полная утрата профессиональной трудоспособности вследствие резко выраженного нарушения функций организма при наличии абсолютных противопоказаний к выполнению любых видов профессиональной деятельности, даже в специально созданных условиях. При наличии остаточной способности выполнять профессиональную деятельность устанавливается меньше, чем 100% УПТ. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что степень УПТ при повторных несчастных случаях и профессиональных заболеваниях в сумме не должна превышать реально имеющуюся у пострадавшего утрату профессиональной трудоспособности, иначе это будет противоречить Правилам.
Самое слабое звено в экспертизе пострадавших, на мой взгляд, сегодня – экспертное решение при переосвидетельствовании.
Фактически это решение принимается по результатам реализации мероприятий ПРП. Причём, в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона 125-ФЗ застрахованный обязан выполнять рекомендации по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации в сроки, установленные программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, проходить медицинские освидетельствования и переосвидетельствования в установленные учреждениями медико-социальной экспертизы сроки, а также по направлению страховщика.
А в соответствии с пунктом 19 «Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утверждённых постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789, при повторном освидетельствовании пострадавшего после проведения реабилитационных мероприятий специалисты учреждения медико-социальной экспертизы при установлении степени утраты профессиональной трудоспособности учитывают повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, возможность выполнять работу по профессии, полученной в результате обучения или переобучения, способность пострадавшего выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, с учётом имеющихся у него профессиональных знаний и умений.
В случае уклонения (отказа) пострадавшего от выполнения рекомендованных реабилитационных мероприятий вопрос о степени утраты профессиональной трудоспособности рассматривается с учётом возможности выполнять любую трудовую деятельность.
Таким образом, при потере профессии, т.е. при абсолютных медицинских или технических противопоказаниях к продолжению труда по прежней профессии, мы даём рекомендации по трудоустройству в соответствии с
установленными процентами, но параллельно в ПРП рекомендуем переобучение. При переосвидетельствовании необходимо требовать, чтобы в ПРП была отметка ФСС. Если пострадавший уклонился или отказался, мы можем рассматривать его способность трудиться не в профессии, предшествовавшей несчастному случаю, а в любой профессии. К сожалению, чаще всего бывает не так.
Сегодня в одном из судов рассматривается иск пострадавшего к нашему учреждению. Работая столяром 4 разряда, он получил увечье с ампутацией 4- пальцев правой руки на разных уровнях. В течение двух лет он продолжал работать в свое же профессии в полном объёме, однако ему устанавливали 40% УПТ. В последующие 5 лет также устанавливалось 40%, но работал гражданин уже почтальоном. В 2007 году при переосвидетельствовании установлено 30%. Что же мы видим в деле? За прошедшие годы разработана лишь одна ПРП в 2005 году, да и та рекомендует работу столяра. С одной стороны неясно, как устанавливали 40%, но с другой совершенно непонятно, в связи с чем изменены проценты в 2007 году. Никаких сведений о рекомендациях по реабилитации, об уклонении или отказе, никакого обоснования решения в акте нет. Такие решения трудно понять и сложно объяснить в ходе судебного заседания.
Экспертные решения следует обосновывать очень тщательно, особенно если речь идет об изменении % УПТ, со ссылкой на действующие нормативно-правовые акты.
Успехов Вам! И спасибо за внимание!

Если повреждение повлекло за собой утрату или ограничение трудоспособности, что в свою очередь может отразиться на заработке и материальном положении потерпевшего, то за причиненный вред выдается денежная компенсация, размер которой зависит от степени стойкой утраты трудоспособности.

Утрата трудоспособности может быть временной и стойкой.

Временная нетрудоспособность представляет собой утрату трудоспособности на некоторый ограниченный период. Она устанавливается лечащим врачом и ВКК (врачебно-контрольной комиссией), оформляется листком временной нетрудоспособности (больничным листом). По существующему положению листок временной нетрудоспособности выдается (периодически продлевается) на срок до четырех месяцев, но при необходимости с разрешения ВТЭК (врачебно-трудовой экспертной комиссии) может быть продлен и на больший срок.

Стойкая нетрудоспособность носит более длительный, а нередко и постоянный характер. Различают утрату общей, профессиональной и специальной трудоспособности. Под общей трудоспособностью понимают способность к неквалифицированному труду. Профессиональная трудоспособность - способность к труду по своей профессии или другой, равной ей по квалификации и оплате. Специальная трудоспособность есть способность к труду в своей узкой специальности.

При возмещении причиненного вреда учитывается только степень утраты профессиональной трудоспособности, степень утраты общей и специальной трудоспособности во внимание не принимаются.

Продолжительность расстройства здоровья как квалифицирующий признак используется в двух категориях:

а) длительное расстройство здоровья свыше трех недель (21 дня);

б) кратковременного расстройства здоровья не свыше трех недель (21 день и менее). В первом случае повреждение оценивается как вред здоровью средней тяжести, во втором - как легкий вред здоровью.

"Правила" определяют длительность расстройства здоровья как временную утрату работоспособности или как временную нетрудоспособность. При этом предлагают устанавливать утрату трудоспособности у детей, так же как у взрослых. Последнее положение носит неопределенный характер, т.к. трудоспособность устанавливается законом с 14 лет. И если у школьников младше 14 лет временную нетрудоспособность можно условно приравнять к временной невозможности обучаться в школе, то у дошкольников будет отсутствовать даже такой условный критерий. Следовательно, временная нетрудоспособность как отражение расстройства здоровья не является общим абсолютным квалифицирующим признаком, применимым во всех возрастных группах.

Кроме того, даже у взрослых использование временной нетрудоспособности как критерия расстройства здоровья, связано с целым рядом оговорок и исключений.


Так "Правила" рекомендуют критически оценивать медицинские документы (историю болезни, амбулаторную карту, операционный журнал и др.), опираясь только на объективные данные о характере и продолжительности нарушенных функций, поскольку срок пребывания в больнице или ином стационаре, сроки амбулаторного лечения, сроки действия "листка нетрудоспособности" могут не соответствовать истинным срокам расстройства здоровья.

С одной стороны, неоправданно длительное пребывание в стационаре или на амбулаторном лечении может быть связано только с субъективными жалобами, симуляцией или аггравацией (преувеличением симптомов) пострадавшего. С другой стороны, пострадавший может отказаться от "листка нетрудоспособности" и преждевременно приступить к работе, что в современных условиях наблюдается нередко. Не работающие и пенсионеры вовсе могут не пользоваться "листком нетрудоспособности".

Полученная травма может ухудшить имеющееся у пострадавшего хроническое заболевание и пациент, поступивший в стационар по поводу травмы, может длительно находиться на лечении для коррекции состояния здоровья по ухудшившемуся предшествовавшему травме заболеванию. В таких случаях для оценки тяжести вреда здоровью необходимо разграничить нарушение функций организма в связи с повреждением и в связи с предшествующим заболеванием, учитывая при определении степени тяжести вреда здоровью только продолжительность последствий травмы.

Разным представляется и подход при проведении хирургических операций. Если хирургическая операция проводилась с лечебной целью для ликвидации последствий травмы, то должна учитываться вся продолжительность расстройства здоровья, в течение всего времени лечения. Если хирургическая операция предпринята в целях диагностики, то вред здоровью, причиненный хирургическим вмешательством не учитывается при оценке степени тяжести вреда здоровью.

Сам же операция, хотя и является хирургической травмой, не оценивается как вред здоровью.

Вред здоровью, причиненный в результате дефекта оказания медицинской помощи расценивается самостоятельно, отдельно от причиненного повреждения и его последствий, в соответствии с квалифицирующими признаками, предусмотренными "Правилами".

В тех же случаях, когда в результате хирургической операции или какого-иного медицинского вмешательства допущен дефект оказания медицинской помощи и пострадавшему нанесены дополнительные страдания, последние не являются основанием для увеличения тяжести при оценке вреда здоровью, вызванного предшествовавшим повреждением.

Иногда при предположительном диагнозе (например, сотрясении головного мозга), когда отсутствуют объективные признаки травмы (нарушение структуры и функции), пострадавшего могут поместить в стационар для клинического наблюдения, т.к. признаки травмы могут проявиться не сразу, а через несколько дней. Если такие признаки не появились, время пребывания в стационаре не учитывается как срок длительности расстройства здоровья.

Таким образом, исходя из существа представленных положений, можно сделать вывод, что для определения продолжительности расстройства здоровья необходимо установить время, в течение которого продолжалось нарушение функций, вызванное травмой. Этот критерий - продолжительность нарушения функций - и является единым общим основанием для определения длительности расстройства здоровья.

К сожалению, в "Правилах" имеются два, противоречащих друг другу положения. Согласно п.25.4 "небольшие немногочисленные повреждения (ссадины, кровоподтеки, небольшие поверхностные раны), не влекущие за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности не расцениваются как вред здоровью". Однако в п.2 "Правил" утверждается, что под вредом здоровью понимается повреждение. Иначе говоря, "Правила" рассматривают одни повреждения как повреждения, а другие повреждения как не являющиеся повреждениями. Подобное утверждение "повреждение - это не повреждение" противоречит всякой логике. Не исключается, что может быть повреждение, не влекущее стойкой необратимой утраты трудоспособности. Но не может быть повреждения, которое не сопровождается расстройством функции, т.е. не влечет расстройства здоровья. Даже упоминаемые "Правилами" "небольшие немногочисленные повреждения" всегда сопровождаются как минимум болью (болезненными ощущениями), что и является выражением нарушения функции и, следовательно, расстройством здоровья. Трудно представить, что ударное воздействие, приводящее к образованию ссадин, кровоподтеков и ран безразлично для здоровья, незаметно для живого человека, не приводит к нарушению функции и расстройству здоровья (хотя и кратковременному). "Правила" не определяют минимальные сроки расстройства здоровья (говорится только о расстройстве здоровья не более трех недель, без установления нижней границы этого срока). Поэтому, с установлением факта повреждения устанавливается и факт расстройства здоровья, а, следовательно, и наличие вреда здоровью (хотя и краткого, и временного). В этой же связи, нельзя не обратить внимание на неопределенность предлагаемых характеристик повреждений: "небольшие" (размерные границы не предлагаются), "немногочисленные" (количественные характеристики отсутствуют), "поверхностные" (параметры глубины, позволяющие отличить глубокие раны от поверхностных, не приводятся).