Повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений. Взаимодействие ощущений: сенсибилизация и синестезия. Взаимодействие ощущений и синестезии

Лекции по общей психологии Лурия Александр Романович

Взаимодействие ощущений и явление синестезии

Взаимодействие ощущений и явление синестезии

Отдельные органы чувств, которые мы только что описали, не всегда работают изолированно. Они могут взаимодействовать друг с другом, причем это взаимодействие может принимать две формы.

С одной стороны, отдельные ощущения могут влиять друг на друга, причем работа одного органа чувств может стимулировать или угнетать работу другого органа чувств. С другой стороны, существуют более глубокие формы взаимодействия, при которых органы чувств работают вместе, обусловливая новый, материнский вид чувствительности, который в психологии получил название синестезии.

Остановимся отдельно на каждой из этих форм взаимодействия. Исследования, проведенные психологами (в частности, советским психологом С. В. Кравковым), показали, что работа одного органа чувств не остается без влияния на протекание работы других органов чувств.

Так, оказалось, что звуковое раздражение (например свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Таким же образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Подобное влияние одних ощущений на другие ощущения, по - видимому, происходит на уровне верхних отделов ствола и зрительного бугра, где волокна, проводящие возбуждения от различных органов чувств, сближаются и передача возбуждений с одной системы на другую может осуществляться особенно успешно. Явления взаимной стимуляции и взаимного торможения работы органов чувств представляют большой практический интерес в ситуациях, где возникает необходимость искусственно стимулировать или подавлять их чувствительность (например в условиях полета в сумерках при отсутствии автоматического управления).

Другой формой взаимодействия органов чувств является их совместная работа, при которой качества ощущений одного вида (например слуховых) переносятся на другой вид ощущений (например зрительных). Это явление переноса качеств одной модальности на другую называется синестезией.

Психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который включается у многих людей и особенно отчетливо проявляется у некоторых музыкантов (например у Скрябина). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные». То же самое относится и к запахам: известно, что одни запахи оцениваются как «светлые», а другие как «темные».

Эти факты не являются случайными или субъективными, их закономерность была показана немецким психологом Хорнбостелем, который предъявлял испытуемым ряд запахов и предлагал соотнести их с серией тонов и с серией световых оттенков. Результаты проявили большое постоянство, и, что самое интересное, запахи веществ, молекулы которых включали большее число атомов углерода, соотносились с более темными оттенками, а запахи веществ, молекулы которых включали мало атомов углерода, - со светлыми оттенками. Это показывает, что в основе синестезии лежат объективные (еще недостаточно изученные) свойства воздействующих на человека агентов.

Характерно, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех людей. Оно особенно отчетливо проявляется у людей с повышенной возбудимостью подкорковых образований. Известно, что оно преобладает при истерии, может заметно повышаться в период беременности и может быть искусственно вызвано с помощью применения ряда фармакологических веществ (например мескалина).

В некоторых случаях явления синестезии проявляются с исключительной отчетливостью. Один из субъектов с исключительной выраженностью синестезии - известный мнемонист Ш. был подробно изучен советской психологией. Этот человек воспринимал вес голоса как окрашенные и нередко говорил, что голос обращающегося к нему человека «желтый и рассыпчатый». Тоны, которые он слышал, вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков (от ярко - желтого до темно - серебряного или фиолетового). Воспринимаемые цвета ощущались им как «звонкие» или «глухие», «соленые» или хрустящие». Подобные явления в более стертых формах встречаются довольно часто в виде непосредственной тенденции «окрашивать» числа, дни недели, названия месяцев в разные цвета.

Явление синестезии представляет большой интерес для психопатологии, где его оценка может приобретать диагностическое значение.

Описанные формы взаимодействия ощущений являются наиболее элементарными и, по - видимому, протекают преимущественно на уровне верхнего ствола и подкорковых образований. Существуют, однако, и более сложные формы взаимодействия органов чувств или, как их называл И. П. Павлов, анализаторов. Известно, что мы почти никогда не воспринимаем осязательные, зрительные и слуховые раздражения изолированно: воспринимая предметы внешнего мира, мы видим их глазом, ощущаем прикосновением, иногда воспринимаем их запах, звучание и т. д. Естественно, что это требует взаимодействия органов чувств (или анализаторов) и обеспечивается их синтетической работой. Эта синтетическая работа органов чувств протекает при ближайшем участии коры головного мозга и прежде всего тех «третичных» зон («зон перекрытия»), в которых представлены нейроны, относящиеся к разным модальностям. Эти «зоны перекрытия» (о них мы говорили выше) и обеспечивают наиболее сложные формы совместной работы анализаторов, лежащие в основе предметного восприятия. К психологическому анализу основных форм их работы мы еще обратимся ниже.

Из книги Маленькая книжка о большой памяти автора Лурия Александр Романович

Синестезии Все началось с маленького и, казалось бы, несущественного наблюдения.Ш. неоднократно замечал, что, если исследующий произносит какие-нибудь слова, например, говорит «да» или «нет», подтверждая правильность воспроизводимого материала или указывая на ошибки, –

Из книги Ужасы на Западе автора Делюмо Жан

Из книги Когда невозможное возможно [Приключения в необычных реальностях] автора Гроф Станислав

ЧУДЕСА СИНЕСТЕЗИИ Уго Азукарелли и холофонический звук В конце 1960 - начале 1970-х годов я имел честь входить в состав небольшой группы, которая сформулировала основные принципы трансперсональной психологии. Абрахам Маслоу назвал эту новую дисциплину Четвертой Силой в

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

25. Методы исследования ощущений и восприятия. Основные нарушения ощущений Исследование восприятия проводится:1) клиническими методами;2) экспериментально-психологическими методами. Клинический метод применяется, как правило, в следующих случаях:1) исследования

Из книги Интуиция автора Майерс Дэвид Дж

Явление чрезмерной самоуверенности Все мы являемся теми, кого психологи Дэчер Келтнер и Роберт Робинсон называют наивными реалистами. Мы интуитивно предполагаем, что все, что мы видим в мире и помним, и есть на самом деле. Мы предполагаем, что окружающие видят то же самое,

Из книги Основы Науки думать. Кн.1. Рассуждение автора Шевцов Александр Александрович

Из книги Вера и любовь автора Амонашвили Шалва Александрович

Из книги Добрая сила [Самогипноз] автора Лекрон Лесли М.

Зов и явление Я - Дух нерожденного.Кто меня зовет?Выбирайте лучшие слова!Вложите в них ваши лучшие чувства!Выбирайте лучшую музыкальность для зова!И все это пошлите мне!Ваш голос с Земли начнет воспитывать меня на Небесах и притягивать к вам.Ну, как?Зовите, зовите,

Из книги Гипноз: самоучитель. Управляй собой и окружающими автора Зарецкий Александр Владимирович

Самогипноз - явление обыденное Все мы, сами о том не подозревая, погружаемся время от времени в спонтанный гипнотический транс. Самопогружение - явление настолько обыденное, что никому даже в голову не приходит связывать его как-то с гипнозом. Об этом, в частности,

Из книги Корни любви. Семейные расстановки - от зависимости к свободе. Практическое руководство автора Либермайстер Свагито

Общий взгляд на явление Разобрав в предыдущих главах основные методы классического и эриксоновского гипноза, мы не сомневаемся в эффективности внушения. Аналогичным влиянием на организм и психику обладает самогипноз (самовнушение) - внушение представлений, образов,

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

Что же это за явление? Вспомним случай Макса из Австрии, мы встречались с ним в первой главе. Когда его мать была еще девочкой, у нее умер отец. Ребенок, потерявший родителя, переполнен болью. Связь с родителем обычно настолько сильна, что ребенок просто не в состоянии

Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил Львович

35. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ. СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ Ощущения можно классифицировать по характеру отражения и месту расположения рецепторов. Экс-терорецепторы расположены на поверхности тела, отражая свойства предметов и явлений внешней среды. Их делят на контактные и

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

ЗНАЧИМОЕ ЯВЛЕНИЕ 5. Что такое значимое для индивида явление?ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Значимым оказывается явление хоть однажды частично или полностью удовлетворявшее по-требность человека или вызывавшее, и увеличивавшее его неудовлетворенность, а так же сигнал такого

Из книги Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте автора Семенович Анна Владимировна

КАК ЯВЛЕНИЕ СТАНОВИТСЯ СИГНАЛОМ 8. Как формируется сигнал или как явление становится сигналом?Всякое раздражение нервной клетки, производимое воздействием извне или из самого организма, приводит к развитию в ее протоплазме целой цепи химических обратимых

Из книги автора

§13. Взаимодействие ощущений Чувствительность к какому-нибудь раздражителю сильно зависит от других ощущений, имеющихся в данный момент. Зависимость эта очень сложная, и не все законы, управляющие ею, изучены в настоящее время. Но одна простая закономерность действует в

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

Исследования, проведенные С.В.Кравковым, показали, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Так, оказалось, что звуковое раздражение (например, свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Таким же образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Все наши анализаторные системы способны в большей, или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах - повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией. А.Р Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации: первая носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме; вторая - временный характер и зависит от экстренных воздействий на состояние субъекта - физиологических и психологических. Возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться.

Тесное взаимодействие отдельных форм ощущений открывает путь для более сложного условнорефлекторного повышения чувствительности. Отечественные ученые проводили опыты, показывающие такую возможность. Так, если испытуемому сначала включают метроном, его звук не оказывает существенного влияния на изменение световой чувствительности; однако, если несколько раз подряд сочетать этот звук со светом, направляемым в глаза, через некоторое время один только звук метронома вызовет снижение чувствительности. Характерно, что подобные изменения чувствительности наблюдаются и тогда, когда в качестве условного раздражителя применяют какое-либо слово. Особенно нагляден такой эффект, если перед пробой чувствительности глаза произносить слово, связанное в прошлом опыте испытуемого со значением слова. Экспериментально было доказано, что изменение чувствительности наступало в том случае, когда перед измерением чувствительности испытуемый произносил слово «пламя», однако такой эффект не наступал, если испытуемый произносил близкое по звучанию, но далекое по смыслу слово (например, «племя»).

В другом эксперименте были получены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов «кислый как лимон». Эти изменения были аналогичны тем, которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком. Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно, подбирая побочные раздражители, сенсибилизировать тот или иной рецептор, т.е. повышать его чувствительность. Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихся музыкой. Взаимодействие ощущений проявляется еще в явлении, называемом синестезией - возникновением под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (например, у Скрябина). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные».

Характерно, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех людей. В некоторых случаях явления синестезии проявляются с исключительной отчетливостью. Один из таких субъектов с исключительной выраженностью синестезии - известный мнемонист Ш. был подробно изучен А.Р Лурия. Этот человек воспринимал все голоса окрашенными и нередко говорил, что голос обращающегося к нему человека, например, «желтый и рассыпчатый». Тоны, которые он слышал, вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до фиолетового). Воспринимаемые цвета ощущались им как «звонкие» или «глухие, как «соленые» или хрустящие. Подобные явления в более стертых формах встречаются довольно часто в виде непосредственной тенденции «окрашивать числа, дни недели, названия месяцев в разные цвета.

Явления синестезии - еще одно свидетельство постоянной.взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира

Взаимодействие ощущений, адаптация, развитие и нарушение ощущений

1.5.1. Взаимодействие ощущений

Взаимодействие ощущений - это процесс изме­нения чувствительности данного анализатора под вли­янием раздражителœей, поступающих на другие анали­заторы. Взаимодействие ощущений - это скорее нор­ма функционирования человеческого организма, чем отклонение от нее. Еще древним было известно, что барабанные звуки, резонансные кардиоритмам, дела­ют сердца солдат перед сражением «желœезными».

Общая закономерность взаимодействий состоит в следующем: слабые раздражители при их взаимо­действии повышают, а сильные понижают чувстви­тельность анализаторов.

В процессах взаимодействия выделяют явления сенсибилизации, синœестезии и контраста. Сенси­билизация - повышение чувствительности анализа­торов под влиянием действия раздражителя. Обратный процесс, когда действие раздражителя снижает чув­ствительность анализатора, носит название десенси­билизации.

Синœестезия (греч. synaisthesis - одновременное чувство) - явление, при котором ощущения, ха­рактерные для одной модальности, возникают под действием раздражителя другой модальности.

Контраст - явление повышения чувствитель­ности к одному раздражителю при сопоставлении его с раздражителœем противоположного типа.

Примеры сенсибилизации, десенсибилизации, си­нестезии и контраста.

Запах соленых огурцов или чеснока порождает ощу­щение голода и аппетита (взаимодействие обонятель­ных и органических ощущений).

При насморке, когда обонятельные ощущения ослаб­лены, пища кажется безвкусной (взаимодействие обо­нятельных и вкусовых ощущений).

Боль легкой царапины на пальце практически исчеза­ет при появлении серьезного ранения руки (не зря же говорят: чтобы забыть мелкие неприятности, на­день и поноси тесные ботинки).

Боль ощущается острее при сильном световом раз­дражителœе.

Раздражение вкусовых органов кисло-сладкими про­дуктами (лимон с сахаром), 2-3-минутное обтирание шеи и лица холодной водой, 10-кратные глубокие вдо­хи-выдохи в течение одной минуты, пристальное всмат­ривание в темноту - всœе это в комплексе повышает чувствительность зрения в 6-9 раз и на столько же ускоряет процесс темновой адаптации.

Речевой раздражитель типа «горькая полынь» вызы­вает чувство горечи во рту.

Высокие звуки расцениваются как «светлые», низкие -как «темные» (так называемое явление «цветового слуха», приведшее к появлению цветомузыки).

Синий цвет дает чувство прохлады, голубой - све­жести, коричневый - теплоты.

Яркое освещение порождает чувство повышенной громкости звука.

Громкий звук, соответствующий 140 дБ, сопровожда­ется болевыми симптомами (взаимодействие слухо­вых и болевых ощущений).

Точка лучше видится в темноте на светлом фоне (яв­ление контраста).

Серый цвет на белом фоне выглядит темнее, чем на темном фоне (явление контраста).

Процессы взаимодействия ощущений широко ис­пользуются в практике повсœедневной жизни. Так, осо­знаваемое и субсенсорное чувство запахов исполь­зуется:

В народной медицинœе для нормализации работы сер­дечно-сосудистой системы (береза, дуб, валериана, со­сна, ель, сирень) и диагностики отдельных видов за­болеваний;

Для повышения настроения (лаванда, бергамот, герань), сексуального возбуждения (смесь лаванды с тыквой, жасмин, ваниль, мускус);

В межличностных отношениях для формирования ин­дивидуального имиджа (духи, дезодоранты).

Трудно переоценить влияние цветового ощуще­ния на человека. Так, еще с древних времен красный цвет использовался при лечении скарлатины, кори, ветрянки и некоторых видов кожных заболеваний.

Оттенки красного цвета способствуют повышению чувствительности двигательных ощущений и рабо­тоспособности.

Зелœеный цвет исцеляет некоторые психические расстройства, истерии, снижает эффект переутомления.

Фиолетовый ускоряет заживление ран.

Цветотерапия использует специальные очки с раз­личными вариантами цветосочетаний линз. Раздра­жение сетчатки глаза цветовыми изображениями вызывает лечебный эффект через соответствующие отделы коры головного мозга.

Известно, что в условиях желтого цвета легче рас­крывался творческий потенциал.

Явление контраста активно используется в рек­ламе товаров и услуг, привлекая внимание прохо­жих броскими, яркими словесными призывами и рисунками, эксплуатирующими принцип «плохой -хороший - лучший».

1.5.2.Сенсорная адаптация

Удивительная способность человека выживать в даже самых невероятных условиях комментируется в житейском понимании расхожей фразой: «Чело­век ко всœему привыкает». Действительно, житель Край­него Севера уже через несколько дней наслаждается жарким солнцем на пляжах Испании. Запах конюш­ни не воспринимается сельским жителœем как зло­вонный. Достаточно сравнительно небольшого про­межутка времени, чтобы человек стал различать пред­меты обстановки квартиры после внезапно выклю­ченного ночью электрического света.

Все эти и подобные явления возможны благо­даря тому, что чувствительность анализаторов может изменяться под влиянием различных факторов. В та­ких случаях говорят, что сенсорные системы челове­ка адаптируются.

Адаптацией (лат. adaptatio - приспособление) называют процесс приспособительного изменения чувствительности сенсорных систем человека к ус­ловиям среды. Адаптация как составляющая гомеостатического процесса в организме человека повышает его устойчивость к воздействию различных факторов и обеспечивает возможность существования в неадек­ватных условиях окружающей среды.

Выделяют три вида адаптации :

Как полное исчезновение ощущения при продолжи­тельном действии раздражителя (примеры: бабушка в поисках своих очков, поднятых вверх на волосы; или обручальное кольцо на пальце, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ человек после некоторого времени просто не замечает);

Как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя (притупление ощущений к не­приятным запахам у людей, работающих на птицефер­ме);

Как повышение чувствительности под влиянием сла­бых раздражителœей (слабое прикосновение к коже перестает ощущаться через несколько секунд).

Основным параметром адаптационных процессов является время адаптации - отрезок времени, в те­чение которого интенсивность ощущений достигает величины, обеспечивающей приемлемые для деятель­ности состояние организма и комфортные условия для восприятия окружающей среды.

Адаптационные процессы - часть активной жиз­ни человека. Рассмотрим примеры.

Время полной темновой адаптации равно примерно 30-40 мин. Именно это время требуется, чтобы чув­ствительность зрительной сенсорной системы повыси­лась до уровня, позволяющего человеку ориентиро­ваться в темноте, в которой он оказался после нахож­дения в условиях нормального освещения. Хотя в тем­ноте чувствительность зрения увеличивается в 200 000 раз, в первые 10 мин она растет медленно, что и ограничивает возможности зрительных ощущений. Кстати, освещенность красным цветом поддерживает чувствительность зрения в условиях темноты. В этой связи летчикам-ночникам во время войны предписы­валось ношение очков с красными стеклами.

Время световой адаптации составляет около 3-5 с.

Статистика утверждает, что среди 250 наименований причин автомобильных аварий более 15% происходит от ослепления водителœей светом встречных машин.

Ослепление приводит к быстрому и интенсивному разрушению зрительного пигмента͵ что затрудняет ре­акцию зрачка на сужение. Для восстановления зритель­ного пигмента требуется среднее время, превышающее 2 с. Это время зависит как от внешних факторов (про­должительность и цвет ослепления), так и от индиви­дуальных особенностей водителя. Так, более 20% во­дителœей начинают различать дорожные знаки через 30-40 с, что эквивалентно вождению вслепую на рас­стоянии в 500 м при скорости 60 км/ч.

Время тактильной адаптации при слабом прикос­новении пальца к кончику своего носа составляет 2-4 с.

Скорость адаптации различна для различных сен­сорных систем. Так, тактильный и обонятельный ка­налы приспосабливаются к новым условиям быстрее, чем зрительный, слуховой и вкусовой.

Механизмы адаптации связаны с:

Изменением возбудимости мозговых центров анализа­торов (так, продолжительное раздражение вызывает в коре головного мозга охранительные тормозные про­цессы, снижающие чувствительность; однако развитие торможения увеличивает возбуждение других очагов и тем самым способствует повышению чувствитель­ности в новых условиях);

Периферическими изменениями в работе рецепторов (к примеру, свет обесцвечивает зрительный пурпур, на­ходящийся в палочках сетчатки глаза; темнота же, наоборот, восстанавливает его, повышая чувствитель­ность).

Адаптационные процессы учитываются в самых различных областях деятельности человека. Так, пре­подаватель вуза вынужден изменять параметры свое­го голоса (паралингвистические параметры речи), читая лекцию студентам, так как продолжительное речевое однообразие вскоре снизит интенсивность возбужде­ния сенсорных систем, ухудшит внимание присутствующих. И произойдет это вследствие адаптации соот­ветствующих рецепторов слушателœей к акустическим раздражителям. По аналогичной причинœе вынужде­ны менять рекламные телœевизионные ролики произ­водители различных товаров.

1.5.3.Развитие ощущений

Ребенок практически сразу после рождения имеет признаки ощущений всœех видов раздражителœей. Про­цесс «становления» чувствительности проходит ряд этапов. Вот несколько вех этого пути развития.

В первые дни рождения:

Высока кожная чувствительность, особенно по пара­метрам «холод - тепло»;

Высока тактильная чувствительность области рта (ре­агирует на легкое прикосновение сосательными дви­жениями);

Достаточно развита вкусовая чувствительность (хоро­шо отличает молоко матери от всœего другого);

Высока обонятельная чувствительность (может опре­делить факт присутствия матери по запаху молока). Вместе с тем следует отметить, что обонятельные ощу­щения, не связанные с питанием, развиваются медлен­но, вплоть до 5-6-летнего возраста;

Затруднены слуховые ощущения в течение первых 1-3 недель, но уже через 2-3 мес. ребенок может ощу­щать направление звука, а чуть позже (4-5 мес.) спо­собен реагировать и на музыкальные звуки; речевые ощущения проявляются в реакции на интонацию лишь на 2-3 мес. жизни; различение звуков речи вступает в интенсивную фазу к концу первого года жизни;

Отсутствует видение предметов из-за рассогласован­ности движений глаз (они могут смотреть в разные стороны): координация движениями глаз наступает через 2-3 мес;

Зрительная чувствительность за несколько первых дней резко возрастает, но это касается ощущения яркости света; цветовое чувство появляется на 5-6 мес. жизни.

В целом закономерность развития такова: абсо­лютная чувствительность имеет достаточно высокий уровень уже ко второму году жизни, а чувствитель­ность к различению затягивается вплоть до школь­ных лет.

Этнопсихологами открыта еще одна закономер­ность. Οʜᴎ изучили последовательность расширения цветового «лексикона» у народов, находящихся на различных уровнях цивилизации. У какого-нибудь полудикого племени данный лексикон включает лишь два слова: «темный» и «светлый». С принадлежнос­тью к следующему уровню развития появляется слово «желтый», далее - «зелœеный», «синий», «красный» и т.д. Эта последовательность аналогична той, кото­рая развивается у детей цивилизованных народов.

Чувствительность одних и тех же анализаторов у различных людей может быть различна, так как это обус­ловлено и врожденными индивидуальными свойства­ми (точнее, сенсорными задатками), и сенсорным опытом человека. Несомненным объективным фактом является наличие людей с чрезвычайно высокими сенсорными возможностями (их называют экстра­сенсами), хотя в этом вопросœе много спекулятивных, популистских начал. Известны примеры видения пред­метов через непрозрачные материалы, ощущения цве­та кожным анализатором, необъяснимые с позиций современных научных представлений и изучающие­ся в сфере парапсихологии.

Но общей закономерностью является то, что пик чув­ствительности достигается в юношеском возрасте. С возрастом чувствительность анализаторов снижается.

Различия в развитии ощущений у разных взрос­лых людей обусловлены и наследственными факто­рами, и опытом.

1.5.4.Нарушение ощущений

Функционирование механизмов сенсорных сис­тем, как и всœех сложных системных образований, под­вержено нарушениям различного рода. Вот некото­рые из них.

При употреблении алкоголя в первые 10-15 мин чув­ствительность анализаторов повышается, а затем быс­тро снижается до 50-60%.

Нарушение зрительных ощущений наблюдается при длительном пребывании в условиях мелькающего света (навязчивая городская реклама, злоупотребление про­смотром телœепрограмм и др.). Этот же фактор вреден и для сердечно-сосудистой системы.

Имеются максимально допустимые пределы вибраций (по параметрам частоты и амплитуды), превышение которых приводит к ухудшению процессов ощущений различной модальности из-за нарастания процессов утомления и боли.

Дезорганизующее действие как на процессы ощуще­ний, так и на работу подкорковых образований (в частности, на гипоталамус) оказывают органические ощущения большой интенсивности. Так, чувство силь­ного голода приводит к снижению работы зрительно­го анализатора.

Работа сенсорных систем ухудшается не только из-за воздействия сверхпороговых раздражителœей, но и от неожиданных звуков большой громкости, вызываю­щих также рост адреналина в крови и сужение кро­веносных сосудов.

Сенсорные системы подвержены и «своим» болез­ням: дальтонизму, «куриной слепоте», атаксии и т.д.

Дальтонизм трактуется как болезнь частичной цветовой слепоты. Человек не может различать неко­торые цвета и цветовые оттенки (особенно оттенки красного и зелœеного цветов). Эта болезнь пока неиз­лечима и может наследоваться. При этом она чаще поражает мужчин: 10% из них являются дальтониками. Женщин-дальтоников в 20 раз меньше, хотя (па­радоксальный факт) дальтонизм передается следую­щему поколению только по женской линии. Харак­терно, что дальтонизм не приводит к снижению ост­роты зрения.

При гемералопии («куриной слепоте») человек не различает предметы окружающей среды в темноте. Болезнь полной цветовой слепоты обрекает челове­ка видеть всœе в сером цвете.

Атаксия, или расстройство движений, проявля­ется в потере человеком способности поддерживать равновесие в движении с закрытыми глазами. Бо­лезнь связана с нарушением функционирования ре­цепторов кинœестетических ощущений, находящихся в сухожилиях, мышцах и суставах.

Патологический случай представляет собой по­теря болевой чувствительности, что лишает человека осторожности и ощущения возможной опасности для его жизни.

Нередки случаи обострения чувствительности одного анализатора при полной утере чувствитель­ности другого.

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителей и уровня адаптации рецепторов, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств.

Изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражителя других органов чувств называется взаимодействием ощущений . Взаимодействие ощущений проявляется в повышении и понижении чувствительности: слабые раздражители повышают чувствительность анализаторов, а сильные – понижают.

Взаимодействие ощущений проявляется в явлениях сенсибилизации , синестезии и контраста.

Сенсибилизация (от лат. – чувствительность) – повышение чувствительности нервных центров под влиянием воздействия раздражителя. Сенсибилизация может развиться не только путем применения побочных раздражителей, но и путем упражнений. Так, у музыкантов развивается высокая слуховая чувствительность, у дегустаторов – обонятельные и вкусовые ощущения.

Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Так, например, при взаимодействии звуковых раздражителей у человека могут возникать зрительные образы. На явлении синестезии основана конструкция цветомузыкальных установок. Явление синестезии распространяется на все модальности. Нужно, однако, помнить, что проявления синестезии индивидуальны. Есть люди с очень яркой способностью к синестезии и люди, у которых она почти не наблюдается.

Это необходимо учитывать при разработке эргономических мероприятий по снижению утомления и монотонии в производственном процессе (соответствующее цветовое решение интерьеров цехов).

Еще одно из проявлений взаимодействия ощущений – их контраст. Контраст ощущений – это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст (примеры этого приведены при рассмотрении зрительных ощущений). Широко известно явление последовательного контраста. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим.

В заключение отметим, что человек рождается с готовыми органами чувств и готовой способностью к ощущениям. Однако люди по своим ощущениям отличаются друг от друга. Индивидуальные различия имеются во всех видах ощущений, но особенно заметны в зрении и слухе. Они проявляются в большей или меньшей чувствительности анализаторов, как общей, так и различительной. В течение жизни анализаторы совершенствуются, ощущения становятся более точными и развитыми. Например, разные люди имеют разную степень развития музыкального и фонематического (речевого) слуха, что выражается в точности различения высоты музыкальных звуков и точности различения фонем родного и иностранных языков. Лица с хорошо развитым фонематическим слухом легко усваивают иностранные языки. Вместе с тем изучение иностранных языков способствует развитию фонематического слуха.

Уровень чувствительности зависит от прирожденных особенностей анализаторов и от условий жизни человека, его воспитания и характера труда. Условиями развития ощущений человека также является его активная и разнообразная практическая и профессиональная деятельность. Известно, например, что опытные сталевары могут по тончайшим оттенкам цвета и яркости раскаленных стенок и свода печи определить температуру с точностью до десятков градусов. Текстильщики различают несколько десятков оттенков черного цвета. Летчики на слух определяют разницу в количестве оборотов мотора с точностью до 3 %.

Развитие ощущений в профессиональной деятельности осуществляется применительно к особенностям этой деятельности. При этом возможно, во-первых, повышение чувствительности в том анализаторе, к которому предъявляет требования данная профессия, а во-вторых, повышение чувствительности в тех анализаторах, благодаря которым осуществляется компенсация сенсорных дефектов.

РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ

Человек рождается с готовыми органами чувств и готовой способностью к ощущениям. Однако люди по своим ощущениям отличаются друг от друга. Индивидуальные различия имеются во всех видах ощущений, но особенно заметны в зрении и слухе. Они проявляются в большей или меньшей чувствительности анализаторов как общей, так и различительной. В течение жизни анализаторы совершенствуются, ощущения становятся более точными и развитыми.

Например, разные люди имеют разную степень развития музыкального и фонематического (речевого) слуха, что выражается в точности различения высоты музыкальных звуков и точности различения фонем родного и иностранных языков. Лица с хорошо развитым фонематическим слухом легко усваивают иностранные языки. Вместе с тем изучение иностранных языков способствует развитию фонематического слуха.

Обязательным условием развития ощущений человека является его активная и разнообразная практическая деятельность. Большое значение имеют и специальные упражнения развития ощущений при воспитании ребенка в детском саду и в школе, направленные на повышение абсолютной и различительной чувствительности зрения, слуха, осязания и т. д. Детей надо учить рисовать, лепить, конструировать, рассматривать картинки и слушать музыку, петь, танцевать, наблюдать окружающую природу. В сенсорном воспитании важное место занимает выполнение различных, доступных возрасту трудовых заданий, занятия по развитию речи, коллективные подвижные игры, физические упражнения. Ребенка надо заинтересовать указанными видами деятельности. Коллективные занятия, общение с другими детьми усиливают интерес ребенка. При этом условии он сам будет добиваться успехов в сенсорном развитии.

У взрослых людей ощущения усиливаются под влиянием профессионального труда и жизненного опыта. Известно, что опытные сталевары могут по тончайшим оттенкам цвета и яркости раскаленных стенок и свода печи определить температуру с точностью до десятков градусов. Текстильщики различают несколько десятков оттенков черного цвета.

Взаимодействие ощущений - это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой системы. Изменение чувствительности объясняется корковыми связями между анализаторами, в значительной мере законом одновременной индукции.

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители одной анализаторной системы повышают чувствительность другой системы, сильные - снижают. Например, слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность. Слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. Одновременно наблюдается резкое ухудшение различной чувствительности глаза вследствие действия сильного шума авиационного мотора.

Зрительная чувствительность повышается под воздействием некоторых нюхательных раздражителей. Однако резко выраженную негативную эмоциональную окраску запаха вызывает снижение зрительной чувствительности. Известны случаи повышения зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых раздражителей. Итак, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей степени влиять друг на друга.

Сенсибилизация

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией . Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики.

Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

  • сенсибилизация вследствие необходимости компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);
  • сенсибилизация, обусловлена специфическими требованиями деятельности.

Потеря зрения или слуха компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, которые потеряли зрение, овладели скульптурой, у них хорошо развиты ощущение прикосновения, вибрационная чуткость. Украинский психолог, держа руку на горле собеседника может понять, кто и о чем говорит, а также, беря газету в руки, знает, читал ее или нет.

Явление сенсибилизации органов чувств наблюдается у людей, длительное время занимающиеся определенными видами профессиональной деятельности. Высокого уровня совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина. Дегустаторы могут точно указать, не только из какого сорта винограда сделано вино, но и место, где выращено виноград.

Живопись предъявляет особые требования к восприятию формы, пропорций и цветовых соотношений при изображении предметов. Опыты показывают, что глаз художника чрезвычайно чувствителен к оценке пропорций. Он различает изменения, которые равняются 1/60-1/150 величины предмета. О возможности цветных ощущений свидетельствует мозаичная мастерская в Риме - в ней более 20 000 созданных человеком оттенков основных цветов.

Все это является доказательством того, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической деятельности.

Контраст ощущений

Контраст ощущений - это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предварительного или сопутствующего раздражителя.

В случае одновременного действия двух раздражителей возникает одновременный контраст. Такой контраст можно проследить в зрительных ощущениях. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом - темнее. Зеленый предмет на красном фоне кажется более насыщенным.

Хорошо известно и явление последовательного контраста. После холодного слабый теплый раздражитель, кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

Достаточно детально изучены явления последовательного контраста или последовательного образа, в зрительных ощущениях. Если фиксировать глазом в течение 20 - 40 секунд светлое пятно, а затем закрыть глаза или перевести взгляд на малоосвещенную поверхность, то за несколько секунд можно заметить довольно четкое темное пятно. Это и будет последовательный зрительный образ.

Физиологический механизм возникновения последовательного образа связан с явлением последействия раздражителя на нервную систему. Прекращение действия раздражителя не вызывает мгновенное прекращение процесса раздражения в рецепторах и возбуждения в корковых частях анализатора. По закону последовательной индукции в возбужденных нейронах со временем возникает процесс торможения. К восстановлению исходного состояния чувствительности нервных тканей проходит несколько фаз индукционной смены возбуждения и торможения. При достаточной культуре наблюдения можно заметить изменение положительной и отрицательной фаз последовательного образа.

Синестезия

Взаимодействие ощущений проявляется и в таком явлении, как синестезия. Синестезия - это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущений, характерных для другого анализатора.

Наблюдается в самых различных видах ощущений. Зачастую случается зрительно-слуховая синестезия, когда в результате действия звуковых раздражителей у человека возникают зрительные образы. Известно, что способностью цветного слуха владели такие композиторы, как Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин и другие. Яркое проявление подобного рода синестезий находим в творчестве литовского художника М. К. Чюрлениса в его симфонии красок.

Инженер К. Л. Леонтьев, использовав явление синестезии, разработал аппарат, который трансформирует звуковые сигналы в цветные. На основе этого изобретения создана цветная музыка. Иногда встречаются случаи возникновения слуховых ощущений под действием зрительных раздражителей, вкусовых - в ответ на слуховые раздражители и т.п.

Синестезией обладают далеко не все люди, но ни у кого не вызывает удивления возможность употребления таких выражений: бархатный голос, темный звук, холодный цвет, сладкий звук, острый вкус и т.п. Явление синестезии - еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения окружающей действительности.

Рассмотренные закономерности раскрывают высокую динамичность ощущений, их зависимость от силы раздражителей, от функционального состояния анализаторной системы, вызванного началом или прекращением действия раздражителей, а также одновременным действием нескольких раздражителей на один анализатор или смежные анализаторы. Можно сказать, что закономерности ощущений определяют условия, при которых стимул достигает сознания. Биологически важные стимулы действуют на мозг при пониженных порогах и повышенной чувствительности, стимулы, которые потеряли биологическую значимость, - при более высоких порогах

4.Понятие,уровни,виды восприятия.

Когда мы говорили об ощущениях, то видели, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (рассматривая картину, мы объединяем отдельные зрительные впечатления в целый образ), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые впечатления, присоединяем к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения, превращаются в целостное восприятие , переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.

Процесс восприятия

Было бы глубоко ошибочным думать, что такой процесс (от относительно простых ощущений - к сложным восприятиям) является простым суммированием отдельных ощущений или, как часто говорили психологи, результатом простых ассоциаций отдельных признаков. На самом деле восприятие (это отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Оно требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства, вес, вкус и т.п.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Он требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете.

При восприятии знакомых предметов (стакан, стол) узнавание их происходит очень быстро - человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. При восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их гораздо сложнее и протекает в гораздо более развернутых формах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные признаки, тормозящей другие, несущественные и комбинирующей воспринимаемые детали в одно осмысленное целое

Виды восприятия

Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). Принепреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей - воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие , напротив, с самого начала регулируется задачей - воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.

Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с промежутками во времени) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.

Наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности. При наблюдении как самостоятельной целенаправленной действительности уже с самого начала предполагается словесная формулировка целей и задач, направляющих наблюдение на определенные объекты.

Длительные упражнения в наблюдении приводят к развитию наблюдательности, т.е. умения подмечать характерные, но малозаметные, на первый взгляд, кажущиеся малосущественными особенности предметов.

Чтобы развить наблюдательность, нужна такая организация восприятия, которая соответствовала бы всем необходимым условиям его успешности: ясность задачи, предварительная подготовка, активность наблюдения, его систематичность, планомерность и т.д. Наблюдательность необходима во всех областях жизни и деятельности человека. Развитию наблюдательности, точности и многогранности восприятия необходимо уделять серьезное внимание уже в детском возрасте, особенно в процессе игры и обучения.

Итак, восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Свойства восприятия

Предметность

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. И. М. Сеченов говорил, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.

Целостность

В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта (бархат, мрамор). Впечатления эти возникают условнорефлекторно вследствие образовавшейся в жизненном опыте связи между зрительными и тактильными раздражениями.

Структурность

С целостностью восприятия связана и его структурность . Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания - в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Аналогичен процесс восприятия ритма.

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов.

Константность

Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Константность восприятия цвета - относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения (кусок угля в летний солнечный полдень посылает примерно в 8-9 раз больше количества света, чем мел в сумерки). Явление, константности цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, среди которых большое значение имеют адаптация к общему уровню яркости зрительного поля, светлостный контраст, а также представления о действительном цвете предметов и условиях их освещенности.

Константностью восприятия величины предметов называется относительное постоянство видимой величины предметов при их различной (но не очень большой) удаленности. Например, размеры человека с расстояния 3,5 и 10 м отражаются сетчаткой глаза одинаково, хотя изображение на ней меняется, видимая величина его остается почти неизменной. Это объясняется тем, что при сравнительно небольших удалениях предметов восприятие их величины определяется не только величиной образа на сетчатке, но и действием ряда дополнительных факторов, среди которых особенно большое значение имеет напряжение глазных мышц, приспосабливающихся к фиксированию предмета на разных расстояниях.

Константность восприятия формы предметов заключается в относительной неизменности ее восприятия при изменении их положения по отношению к линии взора наблюдателя. С каждым изменением положения предмета относительно глаз форма его изображения на сетчатке меняется (смотрит прямо, сбоку) благодаря движению глаз по контурным линиям предметов, и выделению характерных сочетаний контурных линий; известных нам по прошлому опыту.

Каков же источник происхождения константности восприятия? Может быть, это врожденный механизм?

В ходе исследования восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу, которые не видели предметов на большом расстоянии, обнаружено, что они воспринимают их как маленькие, а не как удаленные. Строители же постоянно видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство (инвариантность - неизменную структуру) перцептивного образа относительно изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата. Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.