Преобразования александра 3. Контрреформы Александра III

Федеральное агентство по образованию

Читинский институт (филиал)

ГОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права»

Кафедра теории и истории государства и права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ВАРИАНТ №4

Выполнила: студентка ОЗО

ПЛАН

  1. Контрреформы Александра III.

1. Личность Александра III……………………………………………..3

2. Контрреформы Александра III……………………………………...5

2.1. Земство……………………………………………………………….5

2.2. Городское самоуправление…………………………………….....6

2.3. Суд……………………………………………………………………..7

2.4. Образование………………………………………………………….8

2.5. Печать………………………………………………………………….9

2.6. Контрреформы в социально-экономической сфере……………10

3. Итоги контрреформ……………………………………………………11

II. Казусы

  1. Решение казуса по тексту Грамоты на права, вольности и преимущества благородного Российского дворянства…………..12

  2. Решение казуса по тексту Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик……………………………………12

Использованная литература

I. Контрреформы Александра III.

1. Личность Александра III.

Александр III родился в 1845 г. Он был вторым сыном Александра II, и его не готовили на престол. 1 марта 1881 года, после убийства террористами императора Александра II, на престол вступил Александр III. Александр получил обычное для великих князей военное образование. Особыми успехами в учебе не отличался. Педагоги считали его старательным тугодумом. Старший брат Александра III – Николай, умер от туберкулёза в 1865 году и после его смерти наследником престола стал Александр Александрович. К этому времени Александр Александрович был уже сложившимся человеком, с определенными взглядами, склонностями, кругозором. Вскоре он женился на датской принцессе, невесте своего покойного брата по его предсмертной просьбе.

Взойдя на престол, он поставил своей задачей закончить реформы Александра II.

Однако в первой половине 1880-х годов под влиянием экономического развития и сложившейся политической обстановки правительство Александра III было вынуждено провести ряд реформ. В 1882 году был учрежден крестьянский банк, с помощью которого крестьяне могли бы приобретать земельную собственность. Это решение было принято ещё Сперанским, но не получило поддержки Александра I. Решение это было закономерным шагом перед отменой подати и разрешением выкупа земли. В 1890 году введена новая должность - земский начальник, который в своих руках сосредоточил административную и судебную власть. Это был шаг назад к самодержавию, но он был необходим, так как нынешняя Россия не была готова к демократии. 1884 год был ознаменован введением нового университетского устава – военные гимназии преобразовывались в кадетские корпуса. С отставкой министра внутренних дел графа Н.И.Игнатьева и назначением на этот пост графа Д.А.Толстого начался период открытой реакции. В годы царствования Александра III значительно усилился административный произвол. Административный произвол был усилен рядом указов в 1890 году.

В целях освоения новых земель при Александре III быстрыми темпами шло переселение крестьянских семейств в Сибирь. Правительство в некоторой степени заботилось об улучшении быта рабочих - были введены правила о найме на сельские и фабричные работы, надзор за которыми был вверен фабричным инспекторам, была ограничена работа малолетних и женщин.

Во внешней политике в эти годы наблюдалось ухудшение российско-германских отношений и происходило постепенное сближение России и Франции, закончившееся заключением франко-русского союза (1891-1893 гг.).

2. Контрреформы Александра III.

Правление императора Александра III (1881-1894 гг.) стало своего рода исторической паузой - временем осмысления великих преобразований прежнего царствования и временем реакции, которое пришло на смену реформистскому натиску предшествующего 20-летия. В исторической науке это время получило название эпохи контрреформ.

Мероприятия правительства Александра III, получившие название контрреформ, заключались в пересмотре многих достижений предыдущего курса в таких важнейших сферах жизни российского общества, как земство, городское самоуправление, суд, образование и печать.

2.1 Земство

В 1864 г. началось создание земских учреждений. Это означало возрождение древнего земства с его идеей народного представительства и независимыми от центральной власти органами самоуправления. Роль последних была сведена на нет ещё на исходе XVII в.

По новому «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1890 г. земство было преобразовано. Дворянство получило возможность избирать большую часть выборных земских деятелей – гласных. Имущественный ценз (минимальный уровень доходов, дающий право представителю того или иного сословия участвовать в деятельности земских учреждений) понижался для дворян и повышался для городского населения. Крестьяне вообще потеряли право выбирать гласных, так как теперь их назначал губернатор из среды крестьянских выборщиков - лиц, уполномоченных крестьянскими обществами участвовать и выборах.

Вновь избранные земские гласные утверждались губернатором, что ставило земские учреждения под жесткий контроль государства. Фактически это перечеркивало главную идею земства - независимость от органов государственной власти и царя в решении вопросов местного самоуправления. Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы свести на нет возможность участия в работе земских органов «случайных» (нежелательных для режима) людей, увеличить представительство дворян - опоры трона и в конечном итоге сделать земства лояльными по отношению к самодержавной власти. Во всех этих мерах отразилось противостояние царя и дворянства демократическому русскому земству («земле», «люду») - противостояние, уходящее в самую глубь российской истории.

2.2) Городское самоуправление

Городская контрреформа преследовала точно такие же цели, как и земская: ослабить выборное начало, сузить круг вопросов, решаемых органами городского самоуправления, и расширить сферу правительственных полномочий. Согласно новому городовому положению 1892 г., имущественный ценз, дававший право участвовать в выборах, повышался. В результате число избирателей в Москве, например, сократилось в три раза. Из законодательства изымалось положение о том, что городские думы и управы действуют самостоятельно. Закреплялось вмешательство царской администрации в их дела. Правительство получало право не утверждать официально избранного городского голову - председателя городской думы. Количество заседаний последней ограничивалось. Таким образом, городское самоуправление было по сути дела превращено в разновидность государственной службы.

2.3). Суд

Судебная система России - наиболее удачное детище отстранённых от власти реформаторов - не претерпела в это время каких-либо значительных изменений. Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать. Однако в судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась: публикации отчётов о политических процессах запрещались. Из ведения суда присяжных были изъяты все дела о насильственных действиях против должностных лиц.

Существенные изменения произошли в низовых судебных органах. Мировые суды, которые помимо разбора мелких дел решали спорные вопросы между крестьянами и помещиками, были в основном ликвидированы. Сохранились они только в трёх крупных городах - Москве, Петербурге и Одессе. Мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками, должности которых предоставлялись исключительно дворянам с высоким имущественным цензом. В отличие от мирового суда, на который возлагалось достижение согласия между крестьянами и помещиками, земские начальники все спорные вопросы решали единолично, с оглядкой на местную государственную администрацию.

2.4).Образование

Поскольку студенчество считалось главным источником вольнодумства, рассадником республиканских идей и всякого рода смуты, российские университеты стали одной из первых жертв охранительного курса. Новый университетский устав 1884 г. упразднял их автономию. Был ликвидирован университетский суд, запрещены любые студенческие объединения. Преподаватели, избранные учёными советами, обязательно утверждались в должности министром просвещения. Всей университетской жизнью теперь руководил государственный чиновник - попечитель учебного округа: он назначал деканов (одна из высших выборных должностей университета), обладал правом созывать учёный совет, присутствовать на его заседаниях, наблюдать за преподаванием. Государство не забыло напомнить студентам и об «обязанности по выполнению воинского долга»: льготы по призыву в армию для лиц, имеющих высшее образование, были ограничены, а минимальный срок военной службы увеличен.

Вдохновителю и главному организатору контрреформ в сфере образования графу И. Д. Делянову, министру народного просвещения с 1882 г., принадлежит и авторство печально знаменитого циркуляра «о кухаркиных детях». В этом документе рекомендовалось ограничить поступление в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». В средние и высшие учебные заведения сокращался прием лиц еврейской национальности. Каких-либо реальных последствий циркуляр, впрочем, так и не возымел, оставшись в истории российского образования примером исключительной ограниченности государственных чиновников.

2.5). Печать

Первый опыт свободы слова прервался после утверждения в августе 1882 г. новых «Временных правил о печати» (которые стали постоянными). Администрация получила право закрывать любые газеты и журналы лишать издателей и редакторов права на продолжение профессиональной деятельности. Редакции обязывались раскрывать псевдонимы своих авторов по требованию властей. Усилилась цензура.

В соответствии с новым законодательством в 1884 г. прекратил существование ненавистный правительству журнал «Отечественные записки», редактором которого был М. Е. Салтыков-Щедрин. Зато процветала газета М. Н. Каткова (1818-1887) «Московские ведомости». Именно на 80-е гг. приходится заключительный период деятельности этого известного русского публициста, в своё время слывшего либералом и много сделавшего для расширения круга дозволенных к обсуждению в печати вопросов. Но с середины 60-х гг., а особенно после установления нового правительственного курса при Александре III, Катков немало способствовал усилению охранительного духа и нетерпимости в стране власть имущих. Обладая большим публицистическим талантом и репутацией либерала, он сумел заронить в умы своих читателей сомнение в необходимости продолжения реформ, объявленных им в целом как «неудачные»: «Ещё несколько месяцев, быть может, недель прежнего режима, - писал он по случаю манифеста 29 апреля 1881 г., - и крушение было бы неизбежно».

2.6.Контрреформы в социально-экономической сфере

Реакционность правительства Александра III проявилась и в социально-экономической сфере. Попытка защитить интересы разоряющихся помещиков привела к ужесточению политики по отношению к крестьянству, в результате которой, с целью недопущения возникновения сельской буржуазии, ограничивались семейные разделы крестьян и ставились препоны отчуждению крестьянских наделов. Однако правительство в условиях осложняющейся международной обстановки не могло не поощрять развитие капиталистических отношений, и в первую очередь в области промышленного производства, хотя делало это не очень последовательно. Приоритет отдавался предприятиям и отраслям стратегически важного значения. Проводилась политика их поощрения и государственной защиты, что фактически превращало их в монополистов. В результате этих действий нарастали угрожающие диспропорции, которые могли привести к экономическим и общественным потрясениям.

ИТОГИ

Реакционные преобразования 1880-1890-х годов получили название контрреформ. Их успешное проведение было обусловлено отсутствием в русском обществе сил, которые были бы способны создать действующую оппозицию политике правительства. Своих целей контрреформы не достигли: общество было уже невозможно остановить в его развитии. В довершение ко всему они крайне обострили отношения между властью и обществом.

В целом эпоха контрреформ не привела к принципиальным политическим и социальным изменениям. Меры, направленные на слом установившейся после реформ Александра II общественной структуры, не отличались последовательностью, их продворянскиq характер противоречил ходу экономического развития. В конечном счете, они создавали обманчивое впечатление незыблемости самодержавного строя.

II . Казусы.

Казус №1. Решение.

Согласно ст. 15 Грамоты на права, вольности и преимущества благородного Российского дворянства «Телесное наказание да не коснется благородного».

Следовательно, губернатор был не прав, он не должен был отдавать приказ выпороть Тимашевского.

Казус №2. Решение.

Согласно ст. 10 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик от 25.12.1958 г. «Лица, совершившие преступление в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за убийство, умышленное нанесение телесных повреждений…». Меры же воспитательного характера могут быть применены к лицам, не достигшим восемнадцати лет, если совершенное ими преступление не представляет большой общественной опасности.

А так как несовершеннолетние Глызин и Адов совершили убийство - преступление, представляющее большую общественную опасность, то

применение воспитательных мер наказания к ним не возможно.

Использованная литература:

Нормативные акты:

  1. Грамота на права, вольности и преимущества благородного Российского дворянства от 21.04. 1785 года. Российское законодательство X-XX вв. в 9 т. Т 5 Законодательство периода рассвета абсолютизма. Юридическая литература, 1987год.

  2. Основы уголовного законодательства Союза ССР и Союзных республик от 25.12.1958 года.

Учебная литература:

  1. Зырянов П.Н. История России XIX век. – М.: Просвещение, 1994

  2. Киняпина Д.С. Внешняя политика России второй половины XIX века. – М.: Дрофа, 2005

  3. Пашков Б.Г. Русь – Россия – Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917гг. – 2-е издание. – М.: ЦентрКом, 1997

    Александра III 2.Предпосылки контрреформ 80-90-х годов XIX века 3. ... внутренняя политика самодержавия при Александре III не сводилась к проведению контрреформ . Одновременно принимался и ряд...

(1881-1894). Его правление называют «контрреформами», поскольку многие преобразования 1860-1870-х гг. были пересмотрены. Это было ответом на антиправительственную деятельность разночинной интеллигенции. Ближайшее окружение правителя составили реакционеры: обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел Д.А. Толстой и публицист М.К. Катков. В то же время Александр III вел осторожную внешнюю политику, при нем Россия ни с кем не воевала, за что император получил прозвище «Миротворец». Основные мероприятия реакционного курса:

1) Земская контрреформа . В 1889 г. были введены земские начальники. Они назначались министром внутренних дел только из местных дворян и осуществляли административно-полицейский контроль над крестьянами. Они следили за порядком, сбором податей и в случае провинностей могли сажать крестьян под арест, подвергать телесным наказаниям. Власть земских начальников практически восстановила права помещиков над крестьянами, утраченную ими в ходе реформы 1861 г.

В 1890 г. был значительно увеличен имущественный ценз при выборах в земства, что значительно увеличило в них число помещиков. Список гласных от крестьян теперь утверждался губернатором.

2) Городская контрреформа . В 1892 г. за счет увеличения имущественного ценза число избирателей сократилось. Постановления городской думы санкционировались губернским начальством, ограничивалось число заседаний думы. Таким образом, городское самоуправление было практически под контролем правительства.

3) Судебная контрреформа . В 1887 г. повышался имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, что увеличивало дворянское представительство в суде. Ограничивалась публичность и гласность. Из ведения суда присяжных изымались политические дела.

4) Контрреформы в образовании и печати. Ужесточался контроль над вузами. Университетский устав 1884 г. фактически упразднял автономию университетов. Ректор и профессора назначались правительством. Плата за обучение была увеличена в 2 раза. Была создана особая инспекция, осуществлявшая надзор за студентами.

В 1887 г. был принят так называемый «циркуляр о кухаркиных детях», который не рекомендовал принимать в гимназию детей из недворянских семей, открытым текстом говорилось о запрете принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей».

Была ужесточена цензура. Все радикальные и ряд либеральных изданий были закрыты.

С 1881 г. в любой части империи позволялось вводить чрезвычайное положение. Местные власти получили право арестовывать «подозрительных лиц», без суда ссылать их на срок до 5 лет в любую местность и передавать военному суду, закрывать учебные заведения и органы печати, приостанавливать деятельность земств.


Тем не менее, правление Александра III не ограничивалось лишь проведением контрреформ. Были сделаны послабления крестьянству и рабочим. Все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, в 1881 г. отменялось их временнообязанное состояние, понижались выкупные платежи. В 1882 г. был создан Крестьянский банк. В 1883-1885 гг. была отменена подушная подать с крестьян.

В 1882 г. был принят закон , запрещавший труд малолетних рабочих (до 12 лет). Запрещалась ночная работа женщин и несовершеннолетних. Ограничивалась максимальная продолжительность рабочего дня - 11,5 ч. Под влиянием Морозовской стачки (1885) был издан закон о введении фабрично-заводской инспекции и ограничен произвол фабрикантов при взыскании штрафов. Тем не менее, социальная напряженность не была снята.

Таким образом, в рассматриваемый период наблюдался отход от главных целей и принципов реформ 60-70-х гг . Проведенные контрреформы на время стабилизировали социально-политическую обстановку в стране. Однако в обществе все больше нарастало недовольство проводившимся курсом.

Контрреформы Александра III (кратко)

Контрреформы Александра III (кратко)

После убийства императора Александра Второго власть переходит к его сыну Александру Третьему. Период его правления историки называют «контрреформами». Это связано с тем, что в это время многие преобразования былых правителей были пересмотрены. Сами контрреформы являлись ответом на антиправительственную деятельность интеллигенции. В ближайший круг царя входили такие реакционеры как: публицист М.К. Катков, Д. А. Толстой (министр внутренних дел), а также не безызвестный К.П. Победоносцев - обер-прокурор Синода. Наряду с этим, Александру Третьему удавалось вести довольно осторожную внешнюю политику. Во время его правления государство не вступало в крупные военные конфликты. За это в народе императора прозвали «Миротворцем». Вот главные мероприятия реакционного направления:

· Земская контрреформа. С 1889 года в России вводятся так называемые земские начальники, назначаемые министром внутренних дел из дворянских кандидатур, которые осуществляли полицейский и административный контроль над крестьянами. Такая власть практически вернула права помещиков, утраченные ими из-за реформы 1861 года.

· Городская контрреформа. С 1892 года число избирателей из-за увеличения имущественного ценза сокращается, а все постановления думы одобрялись губернским начальством. Также было ограничено количество заседаний думы. Городское управление, таким образом, осуществлялось правительством.

· Судебная контрреформа. С 1887 года повысился образовательный и имущественный ценз для присяжных заседателей. Это смогло увеличить количество дворян в суде. Были ограничены гласность и публичность, а из судебного ведения были изъяты политические дела.

· Контрреформы печати и образования. Был существенно ужесточён контроль над учебными заведениями. Университетским уставом от 1884 года упразднялась вся автономия университетов. Профессора и сам ректор назначались правительством, а плата за обучение была поднята в два раза. Кроме того, была сформирована специальная инспекция, которая осуществляла надзор за учащимися.

В 1887 году принимается «циркуляр о кухаркиных детях», запрещающий принимать в детей, которые не относятся к дворянскому сословию. При этом, открыто было заявлено, что запрещается принимать в гимназии детей лавочников, прачек, лакеев, кучеров и пр.

Ужесточается цензура. Ряд либеральных и все радикальные издания закрываются.

На престол вступил его сын Александр 3-й (1881-1894). Потрясенный насильственной смертью своего отца, опасаясь усиления революционных проявлений, в начале своего царствования он колебался в выборе политического курса. Но, попав под влияние инициаторов реакционной идеологии К.П. Победоносцева и П.А. Толстого, Александр 3-й отдал политические приоритеты сохранению самодержавия, утеплению сословного строя, традиций и основ российского общества, неприязни к либеральным преобразованиям.

Повлиять на политику Александра 3-го могло только давление общественности. Однако после зверского убийства Александра 2-го ожидаемого революционного подъема не произошло. Более того, убийство царя-реформатора отшатнуло общество от народовольцев, показав бессмысленность террора. Усилившиеся полицейские репрессии окончательно изменили баланс в общественном раскладе в пользу консервативных сил.

В этих условиях стал возможен поворот к контрреформам в политике Александра 3-го. Это четко обозначилось в манифесте, опубликованном 29 апреля 1881 г., в котором император заявил о своей воле сохранить устои самодержавия и тем самым устранил надежды демократов на трансформацию режима в конституционную монархию.

Александр 3-й заменил в правительстве либеральных деятелей на сторонников жесткого курса. Концепция контрреформ была разработана главным ее идеологом - К.Н. Победоносцевым. Он утверждал, что либеральные реформы 60-х гг. привели к потрясениям в обществе, а народ, оставшись без попечительства, стал ленив и дик; он призывал вернуться к традиционным основам национального бытия.

Для укрепления самодержавного строя была подвергнута изменениям система земского самоуправления. В руках земских начальников соединили судебную и административную власть. Они располагали неограниченной властью над крестьянами.

Изданное в 1890 г. «Положение о земских учреждениях» усилило роль дворянства в земских учреждениях и контроль администрации за ними. Значительно увеличилось представительство помещиков в земствах путем введения высокого имущественного ценза.

Видя главную угрозу существующему строю в лице интеллигенции, император для укрепления позиций верного ему дворянства и бюрократии в 1881 г. издал «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия», которое предоставило многочисленные репрессивные права местной администрации (объявлять чрезвычайное положение, высылать без суда, предавать военному суду, закрывать учебные заведения). Этот закон использовался вплоть до реформ 1917 г. и стал инструментом для борьбы с революционным и либеральным движением.

В 1892 г. было издано новое «Городовое положение», которое ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления. Правительство включило их в общую систему государственных учреждений, поставив тем самым под контроль.

Важным направлением своей политики Александр 3-й считал укрепление крестьянской общины. В 80-е гг. наметился процесс освобождения крестьян от пут общины, которая мешала свободному их передвижению и инициативе. Александр 3-й законом 1893 г. запретил продажу и залог крестьянских земель, сведя на нет все успехи предыдущих лет.

В 1884 г. Александром была предпринята университетская контрреформа, цель которой заключалась в воспитании послушной властям интеллигенции. Новый университетский устав резко ограничивал автономию университетов, ставя их под контроль попечителей.

При Александре 3-м началась разработка фабричного законодательства, которое сдерживало инициативу хозяев предприятий и исключало возможность борьбы рабочих за свои права.

Итоги контрреформ Александра 3-го противоречивы: стране удалось добиться промышленного подъема, удержаться от участия в войнах, но при этом усилились социальные волнения и напряженность.

- 41.69 Кб

Поражение России показало глубокий кризис самодержавно- крепостнического строя, ее отсталость от передовых стран Европы, настоятельно продиктовало необходимость коренных преобразован” во всех областях жизни, вывело страну из состояния политической неподвижности, вызвало протест широких слоев общества против существующих порядков, обусловило рост крестьянских выступлений. Самодержавие вынуждено было приступить к самосовершенствованию и саморегулированию на основе рыночных отношений и свободы граждан.

4.Россия во второй половине XIX века.

4.1Подготовка крестьянской реформы.

Модернизация социально-экономической и политической жизни страны была подготовлена предшествующим развитием России. Однако были противники реформ - значительная часть дворянства и чиновничество. В условиях кризиса феодально-крепостнической системы и роста выступлений крестьян император Александр II (1818-1881), понимавший необходимость преобразований, в речи на приеме депутации московских дворян заявил: "Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу". Началась коренная перестройка общественной жизни, "эпоха великих реформ".

4.2 Отмена крепостного права.

19 февраля 1861 г. Манифестом Александра II в России было отменено крепостное право. Освобождение крестьян было ответом на исторический вызов капиталистической Западной Европы, к этому времени значительно обогнавшей Россию. По Положениям 19 февраля 1861 г. частновладельческие крестьяне стали лично свободными. Они получили право распоряжаться своим имуществом, заниматься торговлей, предпринимательством, переходить в другие сословия.

Положения 19 февраля обязывали помещиков дать землю крестьянам, а крестьянам - принять эту землю. Крестьяне наделялись полевой землей по региональным нормам, не бесплатно, а за повинности и выкуп. Размер выкупа определялся не рыночной стоимостью земли, а суммой капитализированного оброка (6%). Государство, выступившее посредником между помещиком и крестьянином, уплачивало помещикам в виде так называемой выкупной ссуды (80% стоимости отданной крестьянину земли), которую затем крестьянин должен был погашать в рассрочку с уплатой и названных процентов. В течение 44 лет крестьяне вынуждены были отдать государству около 1.5 млрд. руб. вместо 500 млн. руб. Крестьяне не имели денег, чтобы внести сразу помещику выкуп за полученную землю. Государство же обязалось сразу выплатить помещикам выкупную сумму деньгами или шестипроцентными облигациями.

Крестьяне получили землю не в личную собственность, а на общину, которая и была юридически собственником земли. Это означало, что традиционный уклад жизни деревни оставался в неприкосновенности. В этом было заинтересовано государство, помещики, ибо сохранилась круговая порука, община отвечала за сбор налогов.

От крепостного права, помимо частновладельческих крестьян, были освобождены и другие категории крестьянства. Удельные крестьяне, получившие личную свободу еще 1858 г., были переведены на выкуп с сохранением существующих земельных наделов (в среднем 4,8 десятин). За государственными крестьянами указами 18 ноября и 24 ноября 1866 г. закрепляли существующие наделы, и они получали бессрочное право их добровольного выкупа. Дворовые крестьяне получили личную свободу, но оставались еще в феодальной зависимости от своих хозяев в течение двух лет со дня обнародования Положений 19 февраля 1861 г. Крепостные рабочие вотчинных предприятий оставались зависимыми от владельцев до перехода на выкуп. Дворовые крестьяне и рабочие вотчинных предприятий закрепили за собой лишь те земли, которые имели до отмены крепостного права. Однако подавляющее большинство дворовых крестьян и крепостных рабочих земельным наделом не владели.

Проведение реформы требовало больших финансовых затрат. К тому же увеличились государственные капиталовложения в экономику страны.

Реформа 1861 г. стала важнейшим рубежом в истории страны, она расчистила путь для интенсивного развития капитализма, создав рынок рабочей силы. Вместе с тем, реформа носила половинчатый характер. Крестьяне, обретя свободу, остались сословно неполноценными.

4.3 Реформы Александра I.

4.3.1. Земская реформа

После отмены крепостного права потребовалось проведение других реформ. Земская реформа 1864 г. вводила в центральных губерниях и уездах новые учреждения - земства, органы самоуправления. Земства не вмешивались в государственные вопросы, их деятельность ограничивалась хозяйственными, просветительскими функциями. Хотя земства и назывались всесословными и являлись выборными, но выборы не были всеобщими. Членами земств в большинстве становились дворяне. Земства находились под контролем губернатора и полиции. Губернатор имел полномочия приостановить выполнение решений земств.

4.3.2. Судебная реформа

В 1864 г. началась судебная реформа Петербургской и Московской губерниях. В остальных регионах новые суды основывались постепенно. Была провозглашена независимость суда от администрации; назначаемый правительством судья мог быть освобожден от должности только по постановлению суда. Вводилась равная ответственность всех сословий перед законом.Политические дела были изъяты из окружных судов и стали рассматриваться особыми присутствующими, без присяжных. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Судебная реформа была наиболее последовательной, она способствовала формированию представлений о правах человека в обществе и правового государства.

4.3.3 Городская реформа

В 1870 г. по образцу земских учреждений было реорганизовано городское самоуправление Реформа упразднила старую екатерининскую сословную городскую думу и вводила бессословную думу, избираемую на четыре года. Для управления городом городская дума избирала городскую управу (исполнительный орган) и городского голову. В ведении выборных органов находились вопросы благоустройства города, здравоохранения и просвещения. Как и земские учреждения, городская дума не могла вмешиваться в государственные вопросы.

4.3.4. Военная реформа

Поражение России в Крымской войне наглядно показало, что армия нуждается в коренной реорганизации. Напряженная международная обстановка, бурный рост милитаризма, военной техники, увеличение численности армий в других государствах, новые методы ведения войны и, конечно, задачи внешней политики страны заставили правительство Александра II в 1862-1874 гг. осуществить реформы в военной сфере.

В стране вводилась всеобщая воинская повинность для лиц мужского пола, достигших 21 года, сокращались сроки службы для тех, кто имел образование. Срок службы в пехоте устанавливался в шесть лет с дальнейшим зачислением в запас на 9 лет; на флоте срок службы составлял 7 лет и три года в запасе. Военная реформа дала возможность значительно увеличить численность армии в случае войны, улучшить обучение солдат и подготовку офицеров. Армия начала оснащаться новыми видами военной техники, создавался паровой флот.

4.3.5.Реформа образования

Реформа образования была довольно радикальной для второй половины XIX в. В 1863 г. был введен новый университетский устав, согласно которому ректор, профессора и доценты избирались на вакантные должности советом университета. Этим провозглашалась автономия университетов, которые стали меньше зависеть от министерства народного образования. Однако избранных советом преподавателей все же утверждало министерство. Другим мероприятием в образовательной системе явилось введение в 1864 г. принципов всесословной школы, создание государственных, земских и церковно-приходских школ. Эти три типа школ представляли систему начального, трехлетнего образования.

Средними учебными заведениями являлись семилетние гимназии: классические, в которых основное внимание уделялось преподаванию древних языков, и реальные - преподаванию математики и естествознания. Окончившие классическую гимназию имели право без экзаменов поступить в университет, а реальную - в Технические вузы. Устанавливалась преемственность среднего и высшего звеньев образования. Возникли высшие женские курсы.

Реформы в образовании способствовали тому, что российская университетская наука и образование во второй половине XIX в. встали на уровень европейских стран.

Реформы 60-70-х гг., несмотря на их ограниченность, имели огромное значение в судьбе России и означали продвижение страны по пути капиталистического развития, по пути превращения феодальной монархии в буржуазную и развитие демократии. Реформы были шагом от помещичьего государства к правовому. Реформы демонстрировали то, что положительные сдвиги в обществе могут быть достигнуты не революциями, а преобразованиями сверху, мирным путем. В России начался процесс мирного обновления, однако он вскоре был прерван. 1 марта 1881 г. Александр II, царь-освободитель" был убит членами "Народной воли", поставившей целью изменение политического строя путем цареубийства.

5.Контреформы Александра III.

С вступлением на престол Александра III (1845-1894) был положен конец либеральным преобразованиям. Суть политики его правительства выражалась в отходе от зародившихся в российском обществе демократических элементов, в проведении контрреформ, продолжавшихся с 1881 г. по 1892 г. Это был период торжества консервативной политики, попятным движением. Самодержавие видело свою социальную опору только в дворянстве. В основанном в 1885 г. Дворянском банке проценты по кредитам были ниже, чем в Крестьянском банке.

8 марта Советом министров была отклонена конституция, разработанная графом М.Т. Лорис -Меликовым (1825-1888) и одобренная Александром II. 29 апреля 1881 г. был принят Манифест "О незыблемости самодержавия", провозгласивший веру в "силу и истину самодержавной власти".

В 1889 г. была учреждена должность земских начальников, контролировавших деятельность крестьянского общинного самоуправления. Мировой суд был упразднен.

В 1892 г. были внесены изменения в городское самоуправление, права выбора лишились те, кто не имел недвижимую собственность. Губернатор был наделен правом руководить действиями городских органов самоуправления. Также был установлен контроль органов юстиции и внутренних дел за судопроизводством, гласность урезана. С 1881 г. восстановлено всевластие цензуры, запрещены либеральные издания "Голос", "Отечественные записки", многие произведения русских и европейских писателей.

В образовании реакционная политика царизма проявилась в фактической ликвидации университетской автономии, ограничении доступа в гимназии детей низших слоев населения. Значительно сузилось женское высшее образование: прекращен прием на Высшие женские курсы.

В национальной политике государство проводило насильственную русификацию и религиозный гнет. Итогом проведенных реформ стало значительное ослабление либерального движения, усиление разрыва между немобильной политической системой и динамично развивающимися социально-экономическими отношениями в стране.

6.Общественно-политическое движение.

Шестидесятники". Подъем крестьянского движения в 1861-1862 гг. был ответом народа на несправедливость реформы 19 февраля. Это активизировало радикалов, которые надеялись на крестьянское восстание.

Земля и воля". Это была первая крупная революционно-демократическая организация. В нее входило несколько сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты. Организацию возглавлял Русский центральный народный комитет. Отделения общества были созданы в Петербурге, Москве, Твери, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах.

Революционные народники. Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается "сверху" и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны - в общинном социализме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразования должны осуществляться революционным методом.

В 1874 г., опираясь на идеи М.А. Бакунина, более 1000 молодых революционеров организовали массовое "хождение в народ", надеясь поднять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны. Народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологией крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы.

"Земля и воля" (1876-1879). В 1876 г. уцелевшие участники "хождения в народ" образовали новую тайную организацию, с 1878 г. принявшую название "Земля и воля". Бе программа предусматривала осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение "мирского самоуправления" в деревне и городах. Во главе организации стояли Г.В. Плеханов, А.Д. Михайлов, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др.

"Черный передел". В 1879 г. часть землевольцев (Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод) образовали организацию "Черный передел" (1879-1881). Они сохранили верность основным программным принципам "Земли и воли" и агитационно-пропагандистским методам деятельности.
3.2. Внешняя политика Николая I стр. 5

4. Россия во второй половине XIX века

4.1. Подготовка крестьянской реформы стр.5

4.2. Отмена крепостного права стр.5-6

4.3. Реформы Александра I

4.3.1. Земская реформа стр.6-7

4.3.2. Судебная реформа стр.7

4.3.3. Городская реформа стр.7

4.3.4. Военная реформа стр.7

4.3.5. Реформа образования стр.7-8

5. Контрреформы Александра III стр.8

6. Общественно-политическое движение стр.8-10

7. Заключение стр.10

8. Литература стр.11