Прибаутки, заклички, игровые приговорки. Жеребьевка - правила игры

Б ерут столько одинаковых палочек, сколько участников игры. На одной ставят метку. Все палочки кладут в коробку или ящичек, перемешивают. Затем игроки по очереди берут по одной палочке. Кто вытянет жребий с условной меткой, тому и быть ведущим.

О дин из игроков делает пометку на одном из пальцев своей руки (землей, мелом и пр.). Каждый игрок выбирает себе один палец. Кому достанется помеченный палец, тот начинает игру или водит.

О дин из игроков прячет за спиной жребий и говорит: «Кто угадает, тому водить». К нему подходят двое игроков, жеребьевщик спрашивает: «Кто выбирает правую, а кто левую руку?»

После ответов жеребьевщик разжимает пальцы и показывает, в какой руке жребий.

По количеству игроков берут палочки, соломки или бумажки. Одна из них должна быть короче или длиннее. Каждый из игроков тянет жребий. Кто вытянет самую длинную или короткую палочку, тот и водит.

О дин из игроков берется за один конец палки или веревки, за ним второй, третий и т. д. Кому достанется противоположный конец палки или веревки, тому водить или начинать игру.

И гроки выстраиваются в ряд лицом к ведущему и вытягивают вперед руки ладонями вниз. Ведущий ходит перед игроками, рассказывает стихотворение, неожиданно останавливается и задевает руки игроков. Те, кто не успел спрятать руки, становится водящим.

И гроки делятся на пары, отходят в сторону и сговариваются между собой, придумывают названия: один, например, называет себя «луной», а другой - «солнцем». Игроки сговариваются тихо, чтобы не услышали ведущие. Затем они подходят к ведущим и спрашивают, кого те выбирают: Луну или солнце? (Холодной воды или черного хлеба? За печкой заблудился или в корыте утопился? Земляника или малина? Колокольчик голубой или желтый зверобой? И т. д.)

Ведущие заранее договариваются, кто первым в какой паре выбирают. Один выбирает в первой паре, другой – во второй.

И гроки встают в круг. Ведущий ходит за кругом и по очереди касается игроков. Игроки закрывают глаза руками. После того, как все игроки закроют глаза, ведущие входит в круг, подходит к любому из игроков и касается его рук. Игрок открывает глаза и ведущий спрашивает у него: «Волк или заяц?» Игрок изображает волка или зайца. Ведущий отводит волков в одну сторону, а зайцев - в другую .

1. Батюшка наш сруб рубил,

Где –то ключик оборонил.

Кто найдет – водить пойдет!

2. Баню бабушка топила,

Там свои ключи оборонила

Кто найдет - водить пойдет.

3. Бьют куранты гулко:

Бим-бом! Бим-бом!

Выходи скорее вон!

4. Не могу найти свой хлеб,

Поищите, дети.

Кто – найдет – тому водить.

5. Вася во лесок пошел,

Ежевику там нашел.

С ревом выскочил медведь,

Вася тоже стал реветь.

6. Я считаю до пяти,

Не могу до десяти.

Раз, два, три,

Четыре, пять,

Я иду искать.

7. На горе овес дед сеял,

И пшеницу тоже.

С кем все это убирать?

Остается нам назвать.

8. Кто-то в комнате моем

Все вверх дном перевернул.

Раз, два, три- это ты.

9. Ты – идешь,

А ты – беги,

Ты – стоишь,

А ты – води.

10. Ветерочек навевает

И березку качает,

Крылья мельницы вращает,

Зерно в муку превращает,

Ты, дружочек, не смотри,

Выходи к нам – и води.

11. Заинька сидит в овраге,

Ушки лишь его торчат.

Раз, два, три, четыре, пять,

Надо заиньку поймать.

12. Зайки спрятались за кустик.

Раньше выйдешь – волком станешь.

13. Почему ты не выходишь?

Ждешь чего? Я не пойму.

В печке нашей пирожочек

Поспевает. Вот и жду.

14. Катилась яблоко

Мимо сада, мимо града.

Кто поднимет, тот и выйдет.

15. На зеленом на кусту,

Я орешки нахожу.

А орешки все пустые,

Лишь скорлупки золотые.

Кто орешки мне найдет,

Тот водить пойдет!

16. Валенки, сапожки

Ходят по дорожке.

Надо только нам узнать,

Кто из нас пойдет искать.

17. Ехал купец по дороге,

Вдруг слетело колесо.

Сколько надобно гвоздей

Починить то колесо?

18. Вышли мышки как – то раз

Посмотреть, который час.

Резко дернули за гири,

И раздался страшный звон,

Убежали мышки вон.

19. Ветер, ветер, ветерок,

Наша Сарби как цветок!

Хоть одним глазком взгляни,

Перед нами попляши.

20. Печет мама пирожки,

Вкусные и сладкие.

Кто возьмет – водить пойдет.

21. В лес красавица лиса

Заманила петуха.

Его хозяин – среди нас.

Он водить начнет сейчас.

22. Встань в кружок,

Нам водящего искать!

23. Бьют московские куранты:

Бим-бом! Бим-бом!

Ты скажи, который час?

24. В нашем чудном огороде

Иволга щебечет вроде.

Я считаю: раз, два, три,

Этот птенчик – точно ты.

25. В молодой крапиве-

Иволги птенец.

Ты красив, и он красив,

Раскрасавец, выходи!

26. Зайчик по полю скакал

И траву себе искал.

Кто траву ему найдет,

Тот водить сейчас пойдет.

27. Ать – два в сапогах,

Командир – то наш в лаптях.

Подготовила инструктор

по ФК Степанова Л.Н.


детский фольклор жанр игровой

В связи с возрастными особенностями и характером времяпровождения ведущее положение в устном ионическом творчестве детей занимает игровой фольклор. Игра имеет особое, исключительное значение в жизни детей. Исследователь детских игр В. Ф. Кудрявцев писал: «Если игра для взрослых по принципу своему терпима, то для детей она настолько уже естественная, что является в детском возрасте необходимостью. Для взрослых игра бывает отдыхом, а для ребенка игра - серьезное занятие, к которому он применяет свои слабые силы; для него игра - посильный труд» . Именно через игру дети во многом воспринимают окружающий их мир. Игра для детей -важный способ познания и обучения. Дети всегда придумывали очень много самых разнообразных игр. Е. Д. Покровский в книге «Детские игры, преимущественно русские» (1878) подробно описал более 500 детских игр. Названия игр и их образы тесно связаны с крестьянским бытом. Например: «Конь», «Корова», «Козел», «Комар», «Пчелы», «Курочки», «Уточка», «Плетень», «Овин», «Косые огороды», «Жук», «Ястреб и голуби», «Гуси и лебеди», «Волки и овцы» и т.п. В ряде детских игр мы видим подражание трудовой деятельности взрослых. Так, например, в играх «Репка», «Редька» и «Хрен» изображается выдергивание названных овощей, в игре «Просо» дети руками показывают, как просо сеют, полют, косят и сушат. В игре «Охотники» имитируется охота на диких зверей и т. п.

Многие детские игры не включают в себя никакого фольклора. Однако немало и таких игр, в которых различные фольклорные произведения являются органическим и неотъемлемым компонентом. Именно в игре дети впервые выступают создателями фольклора. Наиболее распространенными жанрами, в которых создаются произведения игрового детского народного творчества, являются жеребьевые приговорки, считалки и песенки.

Жеребьевые приговорки - это коротенькие рифмованные стишки (в две - четыре строки), которыми начинаются игры, когда играющих нужно поделить на две партии. Они сопровождают такие детские игры, как «Прятки», «Салки», «Лапта», «Городки» и др. Простейшая форма жеребьевки состоит из вопроса к* «маткам» (водящим). Двое ребят, отойдя в сторону, договариваются, что один из них будет называться конем вороным, а другой - барабаном золотым. Затем, подойдя к маткам, они выкрикивают:

«Матки, кого надо:

Коня вороного

Али барабана золотого?»

Одна из маток выбирает «коня вороного», а другая - «барабана золотого». После этого к маткам подходит другая пара играющих и, к примеру, спрашивает:

«Наливное яблочко

Али золотое?»

Затем к маткам с вопросами-загадками подходят третья пара, четвертая пара и т.д. И так постепенно все играющие делятся на две партии.

Несколько усложненную форму имеют жеребьевки, в которых вопросу, к маткам, предшествует небольшая описательно-повествовательная картина. Например:

«Конь вороной, остался под горой.

Какого коня: сивого или златогривого?»

Темы и образы жеребьевок всецело обусловлены бытовой обстановкой, в которой жили крестьянские дети. Создание этих миниатюр не представляло для детей больших трудностей. Жеребьевки создавались ими легко и с удовольствием.

Особенно большое развитие в игровом детском фольклоре получил жанр считалки. Считалка - это также рифмованное стихотворение, но несколько большее по своим размерам, чем жеребьевка. Считалки имеют 6, 8, 10 и более строк. С помощью считалки пересчитываются участники игры (отсюда и название), определяются их роли или очередность участия в игре. В считалках довольно часто употребляются слова счета- числительные. Вот пример считалки: «Первый дал, Другой взял, Трое сели - Все поели. Кому гадки гадать? По-турецки писать?» Но считалка не только преследует определенные практические цели (устанавливает очередность для играющих), она нередко имеет и несомненное поэтическое значение. В нее могут входить различные забавные повествования. Например, кто-нибудь из играющих, касаясь поочередно рукой ребят, произносит: «Раз, два, три, четыре, Жили мошки на квартире, К ним повадился сам друг Крестовик - большой паук. Пять, шесть, семь, восемь, Паука мы попросим: «Ты, обжора, не ходи», Ну-ка, Машенька, води!» на кого попало слово «Води», тот и становится водящим. Отличительной особенностью считалки является использование так называемого «заумного языка». Это, прежде всего распространяется на числительные. В этой связи В.П. Аникин пишет: «Приглядываясь к искажаемым формам счета в считалках, невольно замечаешь, что видоизменение словесной формы числительных-общее правило для считалки: раз -ази, анзы, ранцы, разум, разин, азики и т.п.; два -двази, дванцы, дванчик и т.п.; первый - первички, первенцы, первенцики; второй, другой - другичники, другенцы, другенцыки» . В искаженной форме в считалках могут выступать не только числительные, но и другие части речи. Особенности заумного языка считалки ученые возводят к древнейшей условной речи, к табу счета (запрету пересчитывать, произносить числа). Существовали древние поверья о том, что если охотник пересчитывает убитую дичь, то ему не будет удачи в следующей охоте; если хозяйка пересчитает куриные яйца, то куры перестанут нестись, и т.п. Поэтому прямой счет заменялся условным, обычные слова - их выдуманными заменителями. Генетическая связь заумного языка считалок с древним обычаем (табу в счете) несомненна. Однако в считалках, которые были записаны фольклористами в XIX-XX вв., заумная речь отражает не суеверные представления детей, а их стремление позабавиться игрой слов.

Слово во многих считалках выступает не столько выразителем определенного смысла, сколько носителем необходимой ритмической единицы и рифмы. Считалка может представлять, собой простой набор не имеющих никакого смысла и потому непонятных слов. Например:

Эни, бени, Эву, штеву,

Деки, паки, Куштаневу,

Шор, батори, Гам, палям

Башмаки, век, Бабарам.

Перед нами своеобразная игра словом, различными ритмическими и звуковыми повторами. После того как все играющие оказываются посредством жеребьевок или считалок распределенными по парам или ролям, начинается сама игра. А. И. Никифоров в статье «Народная детская сказка драматического жанра» справедливо отмечал, что многие сказки о животных, исполняемые детьми, отличаются драматичностью содержания и театральностью исполнения. В еще большей степени это относится к детским играм, многие из которых являются небольшими театральными представлениями. Для примера приведем описание игры «Редька».

«К матке на колени садится другая девочка, к этой - третья и так далее. Водящий или водящая подходит и говорит: «Стук, стук у ворот!» -«Кого черт приволок?» -«Барин с печи упал, восьмерых котят задавил, редечки захотел». - «Дергай, дергай, да не из корню!» Водящая старается оттащить с места сидящую девочку и, поставивши на ноги, уводит и садит ее на известное место, а сама идет снова к играющим. - «Стук, стук у ворот!» - снова начинает стучаться. - «Кого черт приволок?» - «Барыня угорела, много сахара поела, брюхо заболело, редечки хотел..» - «Дергай, дергай, да не из корню», - отвечают сидящие. Снова дергает и, когда остается один корень, т.е. одна матка, то все играющие принимают участие в игре. Прежде всего, матку стаскивают с места, потом садят на длинную палку, которую все игроки несут с громким смехом и восклицаниями: «Корень выдернули! Матку несем!» Протащивши несколько сажен, опускают ее на землю. Этим игра и кончается» Перед нами не что иное, как детская игровая драма. Приведенная игра несколько напоминает любимую детьми сказочку «Репка». Однако ее герои другие. И это вполне естественно: в детской игре не могут принять участие дедка, бабка, внучка, кошка, мышка и Жучка.

Как и в сказках для детей, в детских играх-представлениях часто употребляются различные песенки. Их место в игре и композиционные функции разнообразны. Приведем пример песенки, которая исполняется в игре «Горелки». Играющие становятся в пары одна за другой. А впереди сюит «горящий» и речитативно произносит песенку, которой стремится отвлечь внимание играющих:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Погляди на небо-

Звезды горят-

Журавли кричат.

Стой подоле,

Гляди в поле-

Едут там трубачи,

Да едят калачи

Гу, гу, гу, убегу».

После такой песенки участвующие в игре рассеянно смотрят кто в поле, а - кто на небо. А в это время «горящий» быстро выкрикивает: «Раз, два, три-не воронь. Беги как огонь!» Замешкавшегося ловят, и он становится «горящим». И игра продолжается.

В приведенном примере песенка исполняется сольно. В большинстве же случаев игровые песенки исполняются хором, во время вождения хоровода. Это мы видим, например, в играх «Лен», «Заинька», «Коршун» и др. Иногда песенка поется детьми, когда они стоят в кругу (в играх «Селезень и утка» и «Плетень»), или сидят (в игре «Курилка»). Игровые песенки довольно разнообразны в жанровом отношении. В их числе исследователи выделяют голосянки, молчанки, песенки сказочного содержания и др. В голосянках излагаются условия игры. «Давайте ребята, Голосянку тянуть. Кто не вытянет - того за волосы р---в---а---а---а---т---ь! Прекративший первым «тянуть голосянку» подвергается названному в песенке наказанию. Молчанки исполняются после шумных игр, для отдыха. Приведем в некотором сокращении наиболее распространенную молчанку:

«Кошка сдохла,

Хвост облез,

Кто промолвит?

Тот и съест…….

Молчанка началась?

Двери на крючок!..

Двери на крючок!..

Кто-нибудь жестами и гримасами старался рассмешить играющих. Над тем, кто первым нарушал молчание, весело и задорно смеялись.

Каждый, кто видел трансляции жеребьевок предыдущих турниров, может представить себе, насколько скучной и затянутой кажется эта процедура. Репортеры агентства Bleacherreport придумали несколько способов, как придать сегодняшней церемонии колориту. "РГ" предлагает Вашему вниманию самые интересные из них.

Разыграть лотерею

Для этого совершенно не придется менять процедуру жеребьевке, но для зрителей она станет куда более захватывающей. Сначала надо выпустить специальные бинго-карточки, которые сможет за небольшую сумму купить каждый желающий. Выручка пойдет на благотворительность.

А дальше, если последовательность вытаскиваемых шаров совпадет с той, что указана в вашей карточке, вам полагается денежный приз. Разумеется, для ФИФА это предприятие убыточное, но, с другой стороны, 22 спонсора международной федерации футбольных ассоциаций вполне способны покрыть возможные расходы.

Положить в один из шариков паука

Бразильский блуждающий паук, один из самых ядовитых в мире. Что если шар с таким "товарищем" будет фигурировать в корзине Х, которую создадут для того, чтобы развести по группам европейские команды? Адреналин зрителям и участникам такого шоу гарантирован. Конечно, дело может закончиться смертельным исходом, но есть и положительный момент: считается, что яд блуждающего паука продлевает эрекцию.

Устроить жеребьевку на раздевание

Как известно, процедуру проведут знаменитые футболисты прошлых лет: Альсидес Гиджа, Джефф Херст, Кафу, Фабио Каннаваро, Марио Кемпес, Фернандо Йерро, Зинедин Зидан и Лотар Маттеус. Пусть перед тем, как вытащить шар, участники жеребьевки называют страну: если они угадают, процедура продолжается, если нет - необходимо снять с себя часть одежды. Телерейтинги такому шоу будут обеспечены.

Провести соревнование на меткость

Пускай футболисты выберут себе группы сами. Необходимо сделать массивный экран с восемью отверстиями по числу групп. Далее футболист от каждой из 32 сборных получает право удара. В какую группу попадет та или иная команда зависит от меткости ее игрока. Если в отверстии уже четыре мяча, оно закрывается. Порядок пробития ударов можно устанавливать согласно рейтингу ФИФА.

Превратить трансляцию в праздник

Надо признать, что выше предложенные способы растормошить жеребьевку достаточно радикальны для ФИФА и вряд ли будут использованы в ближайшее время. Но помешать устроить праздник во время жеребьевки вам никто не сможет. Например, можно провести игру на выпивание.

каждый раз, когда говорит Блаттер - 1 глоток

плохая шутка от ведущих - 2 глотка

неоткрывающийся шар или проблемы с прочтением страны - 2 глотка

упоминание слов "самба" и "карнавал" - 1 глоток

демонстрация видеороликов с предыдущих церемоний - 3 глотка

извлечение вашей команды из корзины - глоток до дна

Берётся достаточно длинная палка (лопата, швабра, линейка). Для того, чтобы получившийся результат был действительно случайным, подбрасывают её вертикально и ловят рукой где-нибудь посредине. После этого все участники игры по очереди обхватывают палку сначала одной, а потом другой рукой, пока на ней есть место. Тот, кому места не хватило - тому и водить! Есть ещё один вариант этой жеребьёвки: после подбрасывания говорят: «с покрышкой !» или «без покрышки !». «С покрышкой» означает, что после того, как палка закончилась, можно накрыть кулак последнего своей ладонью. А уже следующий по очереди будет водить.

На больших пальцах

Если палки под рукой не оказалось, выручит жеребьёвка на больших пальцах. Она происходит примерно так же, как и с палкой, только палка получается воображаемой и вместо неё надо успеть ухватить поднятый вверх болшой палец. Таким образом, получается цепочка из кулаков. Последний присоединившийся к этой цепочке и становится водящим.

Камень, ножницы, бумага...

Можно просто бросить на пальцах на счёт «Камень, Ножницы, Бумага - Раз, Два, Три! » (или Камень, Ножницы, Бумага, Цу-Е-Фа).
Этот процесс не менее увлекателен, чем сама игра. На слово Три каждый должен изобразить из пальцев одну из трёх фигур:

  • Камень (кулак). Ломает ножницы, но оборачивается бумагой
  • Ножницы (растопыренные указательный и средний пальцы). Режут бумагу, но ломаются камнем
  • Бумага (прямая ладонь). Режется ножницами, но оборачивает камень.

После этого подсчитывают, кто кого победил. Обычно такая жеребьёвка происходит попарно по системе выбывания проигравшего. В случае совпадения фигур, производится повторная жеребьёвка.

Короткая спичка (соломинка)

Берётся несколько одинаковых палочек (спичек, соломинок). Одна из них помечается, обычно просто обламывается. После этого все по очереди начинают вытягивать по одной спичке, с замиранием сердца следя, попадётся ли ему короткая (меченная) спичка (соломинка) и он станет водящим.

Считалки для детей: история считалки, виды считалок, считалки- жеребьевки, заумные считалки, считалки – числовки, считалки – заменки. Коллекция считалок для детей.

Считалки для детей

Во все времена дети играли. А в играх часто нужно было выбрать водящего, разделиться на две команды. Как это сделать, чтобы никому не было обидно? На помощь детям всегда приходили считалки.

Дети уже в 5-6 лет умеют отличать считалку от других жанров фольклора, могут ответить на вопрос: «Что я тебе прочитала – колыбельную или считалку? Загадку или считалку? Сказку или считалку? Почему ты так решил? Докажи, что это…». Выучите с детьми считалки (ребенку достаточно знать 5 разных считалок, которые понравятся именно Вашему малышу) и используйте их в своей обычной семейной жизни, чтобы никому не было обидно при распределении работы или выборе первого водящего в игре или при выборе того, кто первый сделает ход в игре. Дети всегда очень уважают сверстников, которые умеют играть, знают много игр и считалок.

Виды считалок

Первый вид считалок. Считалки — жеребьевки

Считалки – жеребьевки – это считалки для деления в игре на пары или команды.

Пара отходит в сторону и договаривается друг с другом. Например, так: «Я буду дуб, а ты береза». Среди всех ребят выбираются две «матки». Одна мать будет лидером одной команды, а другая – другой. Эту роль выполняют самые старшие или самые авторитетные ребята.

Договорившиеся в сторонке друг с другом игроки в паре идут ко всем ребятам и подходят к двум маткам: «Мать, мать, чего Вам дать: дуб или березу?» В зависимости от того, что выбрала мать в игре игроки из пары расходятся по командам. Следующая пара уже предлагает другие предметы или явления для выбора, например: «Мать, мать, чего Вам дать? Цепи рвать или колокол ломать?»

Считалки — жеребьевки: еще 14 вариантов:

-«Конь вороной или барабан заводной?

— Бочку с салом или казака с кинжалом?

— Шар тесать или по воде плясать?

— Шар катить или воду лить?

— Коней кормить или печи топить?

— С неба стрельца или с земли молодца?

— Дома быть или по морю плыть?

— Сольвья или воробья?

— Шапки или фуражки?

— Наливное яблочко или золотое яблочко?

— Сундук денег или золотой берег?

— Травки – муравки или золотой булавки?

— Лисицу в цветах или медведя в штанах?

— Золотую чашечку или серебряное блюдечко?»

При чтении считалок – жеребьевок Вы, наверняка, обратили внимание на то, что большинство жеребьевок произносятся в рифму. Это неспроста. Сочинение таких жеребьевок – очень веселое дело, которым интересно заняться на берегу реки или в дороге в электричке или в автобусе. Возьмите с собой листок бумаги и записывайте считалки, рифмуя разные слова. Можно специально сочинять абракадабру, словосочетания с юмором. Потом Вы всегда с радостью используете свои собственные считалки – жеребьевки, когда надо будет кого-то выбрать:). Такое занятие, как сочинение рифмы – жеребьевки, развивает чувство ритма и рифмы, поэтический слух ребенка.

Умение ребенка придумать свою интересную и красивую считалку – жеребьевку свидетельствует об уровне его интеллектуального и эстетического развития. Ведь способности малыша проявляются не в том, чтобы запомнить и повторить за взрослым заученную им информацию (как это часто предлагается в современных пособиях по «развитию» ребенка), а в том, чтобы ребенок создать новое из известного. Создать сам, причем с учетом закономерностей и правил, выявив их самостоятельно (в данном случае ребенку нужно подобрать слово в рифму, придумать сочетания с юмором или логическое сравнение двух предметов из одного ряда в одной жеребьевке).

Второй вид считалок. Заумные считалки.

В заумных считалках повторяются бессмысленные звукосочетания. Когда я читаю и слушаю эти тексты, то всегда улыбаюсь. Знаете, чему? Кое-кто говорит, что малыши не в состоянии сознательно выучить сложный текст и вообще речь им не интересна!!! А ведь такой заумный текст учат!!! И легко, потому что происходит это играючи! Да еще и сами такие тексты придумывают с большим удовольствием! И никто не заставляет. А это значит, что если у ребенка нет интереса к языку – то причина не в малыше, а в том, что взрослые не смогли такой интерес взрастить у малыша, не поняли вовремя, как нужны ему игры со словами.

Вот один из примеров заумных считалок – игры детей со словами:

«Эна деу рики факи,
Торба, орба, онба, смаки,
Деу-деу, косметеу,
Смаки бакас!»

Ну как Вам – понравилось? Очень часто я сейчас слышу на улице в ответ на такое бормотание ребенка: «Перестань говорить ерунду!». А ведь для малыша это не ерунда, а большая лингвистическая работа, которая очень нужна для его интеллектуального развития! И ведь дети сами сочиняют такие считалки и передают их друг другу, никто их не заставляет. Почему? Потому что в детстве у любого ребенка — период лингвистической одаренности, он спокойно и радостью как великий лингвист играет со звуками, слогами и словами. Играет без правил и без наших взрослых ограничений, с упоением и свободной фантазией! И развивает в таких играх своих лингвистические способности, которые нужны для освоения и родного, и иностранных языков. Попробуйте тоже почувствовать себя детьми и сочинить вот такую заумную считалку сами или вместе с малышами (у малышей получится даже лучше чем у Вас – по своему опыту знаю, и всегда очень радуюсь за детишек). Если сочините – поделитесь в комментариях, буду очень рада прочитать Ваше творчество.

8 заумных считалок для детей.

«Эны доны трынка нели,
Мисли масли кумпа тели,
Кумпа а
Кумпа бэ
Мисли масли
Кумпа те!»

«Эгэдэ пэгэдэ
Цугэдэ мэ.
Абэн фабэн
Домэнэ,
Икэ пикэ
Грамэникэ,
Дон зон,
Заяц вон!»

«Эники – беники,
Ели вареники,
Эники, беники,
Ба!»

«Лынзы, двинзы,
Тринзы, ланзы,
Пяту, лату,
Пыхтум, быхтум,
Девять, штык».

«Янзы, дванзы,
Три каланзы,
Пята, сота,
Ты красОта,
Стебень, дубень,
Маков крест».

«Эне-бене-рики-таки,
Тюль — буль-буль – калики – шваки,
Деу-деу-кишмадеу.
Бац!»

«Эне-бене – рез,
Финтер-финтер жес,
Эни-бени – раба,
Финтер-финтер жаба!»

Эту считалку я вспомнила, мы ее использовали в детстве в играх во дворе.

«Ази, двази,
Тризи, ризи,
Пята, лата,
Шуби, руби,
Дуби, крест».

История заумных считалок

Рассмотрим последнюю заумную считалку более подробно – она таит в себе загадку – секрет. Какую – сейчас узнаете.

Несмотря на то, что нам кажется, что смысла в этих считалках нет, смысл в них заложен очень и очень древний.

Откуда произошли заумные считалки? В книге «От былины до считалки» Владимир Бахтин предполагает, что в этих самых древних считалках отражены верования древних людей. Раньше считалось, что считать нельзя – нельзя считать гостей, добычу, предметы. Почему нельзя считать вслух? Чтобы духи леса, озера не рассердились на охотника. Существовал прямой запрет на пересчет добычи. А считать нужно было. Вот и считали такими зашифрованными словами: «ази» или «одинцы» – это один, «двази» — это два. И так до десяти. Десять в заумной считалке – это «крест». Крест не случаен. В давние времена при счете после каждой десятки делалась зарубка на особой дощечке. Наверное, Вы слышали выражение «заруби себе на носу», оно оттуда и произошло. Поэтому заумные считалки – это древний шифр, которые благодаря детским играм дошел до нас.

Вот как много интересного рассказали нам на первый взгляд непонятные считалки!

Третий вид считалок: считалки — числовки

Третий вид считалок – считалки – числовки, или считалки с числами . Считалки с числами существуют у детей в разных странах мира. Приведу в пример несколько таких считалок.

«Раз, два – голова,
Три, четыре – платье шили,
Пять, шесть – хлеб – соль есть,
Семь, восемь – сено косим,
Девять, десять — муку весить».

«Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела».

«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Не попал!
Серый зайчик ускакал!»

Интересная история этой считалки: история считалки про зайчика. История этой считалки очень необычна. Ее автор – Ф. Миллер – педагог-словесник и поэт 19 века. Известные строчки «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять» были написаны им в подписи к картинке. Но эти строчки так прижились, что до сих пор дети так и считаются. Только продолжение считалок очень разное! В каких-то вариантах зайчик выжил, в какие-то «повезли его в больницу», всё зависело от слов, додуманных детьми к началу считалки. Каких только вариантов считалки ни придумали дети: «Повезли его в больницу – там украл он рукавицу», «Привезли его в больницу – отказался он лечиться» и многие другие.

«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли мышки погулять.
Раз, два, три, четыре,
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон.
Убежали мышки вон»

А это тоже не совсем считалка. Это перевод С. Маршака к одной из английских песенок. Но слова стихов так полюбились детворе, что сейчас эти строчки бытуют среди детей как считалка или как слова к подвижной игре.

«Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц.
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет».

«Раз, два – голова.
Три, четыре – прицепили.
Пять, шесть — сено везть,
Семь, восемь – сено косим.
Девять, десять – деньги весить.
Одиннадцать, двенадцать –
На улице бранятся, в избе ссорятся».

Четвертый вид считалок – считалки – заменки.

В считалках – заменках последняя строчка – это выход игрока из круга («Шишел – вышел, вон пошел!»). Это самые обычные известные всем нам считалки.

«Стакан, лимон-
Выйди вон!»

«Под горою у реки
Жили гномы – старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звенит:
Диги-диги-диги-дон!
Выходи скорее вон!»

«Аты-баты, шли солдаты.
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты – баты, три рубля.
Аты –баты, кто выходит?
Аты – баты, это я».

«Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет-скачет по полям,
Тут и там,
Тут и там.
Где проскачет он-
Выходи из круга вон!»

«Яблочко катилось вокруг огорода.
Кто его поймал, тот воевода стал.
Слышал, вышел, вон повышел».

«Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди –
Кто не верит – выходи».

«Шла машина темным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес.
Выходи на букву С.
Буква С не подошла –
Выходи на букву А.
Буква А ушла в кино,
Выходи на букву О.
Буква О кончается –
Игры начинаются».

Часто в считалках предлагается выбрать из предложенного текста слово или цифру. И затем считалка говорится до выбранного слова. Например, считалка из моего детства:

«На златом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей».

Игрок выбирает, кто он (Например: «Портной»), и далее считалка говорится до его слова.

Очень историческое – из детства: «В гараже стоят машины – Волга, Лада, Жигули. От какой берешь ключи?» 🙂

«Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге,
Сколько надо гвоздей?
Не задумывайся, говори поскорей»

Еще одна считалка, и тоже из моего детства:

«Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
Приходите все на чай!
Сколько чаек, отвечай».

Игрок быстро называет цифру до 10, например, 8. Далее все вместе считаем от 1 до этого числа. На каждый счет – показываем рукой на 1 игроке. На кого попадет данное число- число 8 – тот выходит из круга.

А в конце статьи — известная современная песенка — считалка «Мы делили апельсин». Приятного просмотра!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"