Проекция поведения. Проекция в психологии человека, методы психологии

Проекция .

Проекция – это когда человек подсознательно приписывает собственные качества, чувства и желания другому человеку. Данный психологический механизм защиты является следствием вытеснения. Проекция позволяет человеку оправдывать многие свои поступки. Например, агрессивный человек других людей будет воспринимать также агрессивными, жадный – жадными, коварный – коварными, а лгунам кажется что все люди вокруг лгут. Человек может проектировать на других людей не только отрицательные аспекты своего реального «Я». Он может подавлять в себе и проектировать на других свои положительные особенности.

Нечеткие формы проекции прослеживаются в повседневной жизни каждого человека. Многие люди не могут, с критикой относится к своим недостаткам, но зато очень легко замечают их в других людях. Многие люди склонны обвинять всех окружающих себя людей в своих бедах и проблемах. Проекция очень часто бывает вредоносной и по этой причине приводит к ошибочному восприятию реальности. Зачастую данный механизм психологической защиты срабатывает у достаточно ранимых людей. В крайнем случае, при патологии механизм проекции приводит к галлюцинациям и бреду, а в этом случае у человека теряется способность и возможность отличить фантазии от реальности.

Психологи различают такие виды проекции:

Атрибутивная проекция – это когда человек приписывает свои мотивы, чувства и поступки другим людям;

Аутистическая проекция – это когда собственные потребности человека могут определить то как они воспринимают других людей или предметы;

Проекция рациональная – это когда человек вместо того чтоб признать собственные недостатки, они приписывают ответственность за свои собственные неудачи другим людям;

Проекция комплементарная – это когда человек воспринимает себя сильной властной личностью, а других людей считает слабыми.

Примеров проекции как механизма защиты можно привести очень много. Например, самые яркие проявления проекции это когда жена постоянно ревнует мужа к каждой юбке, а на самом деле она внутренне готова изменить сама мужу с первым встречным. И она скорее объявит своего мужа бабником, чем признается сама себе в своем внутреннем желании завести роман на стороне. Также примером проекции может быть, когда соседка старая дева – будет громко обсуждать и осуждать гулящую молодежь (в особенности девушек) в сексуальной распущенностью, так как она сама всего этого лишена. Но еще более сильно она осудит свою подругу «по лавочке» такую, же одинокую как она сама.

Люди, которые используют психологический механизм защиты проекцию, зачастую уверены в чужой непорядочности, хотя сами в тайне склонны к этому. Такие люди склонны к зависти и ищут негативные причины в том, что окружающие их люди успешны. Про таких людей зачастую говорят: «В чужом глазу соринку замечают, а в своем - бревна не видит».

Психологи утверждают, что все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума. Психотерапевт также заметит, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты – обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабления тревоги. Некоторые основные защитные стратегии мы рассмотрим ниже.

Вытеснение. Фрейд рассматривал вытеснение как первичную защиту Я не только по той причине, что оно является основой для формирования более сложных защитных механизмов, но также потому, что оно обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги (в ситуации стресса или вне таковой). Описываемое иногда как "мотивированное забывание", вытеснение представляет собой процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания, вбессознательное . В результате действия вытеснения индивидуумы не сознают своих вызывающих тревогу конфликтов, а также не помнят травматических прошлых событий. Например, человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению может стать неспособным рассказать об этом своем тяжелом опыте.

Освобождение от тревоги путем вытеснения не проходит бесследно. Фрейд считал, что вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Эта беспрерывная трата ресурсов Я может серьезно ограничивать использование энергии для более адаптивного, направленного на собственное развитие, творческого поведения. Однако постоянное стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в снах , шутках, оговорках и других проявлениях того, что Фрейд называл "психопатологией обыденной жизни". Более того, согласно его теории психоанализа , вытеснение играет роль во всех формах невротического поведения (при неврозе и не только), в психосоматических заболеваниях (таких, например, как язвенная болезнь), психосексуальных нарушениях (таких как навязчивая (патологическая) мастурбация , импотенция и фригидность ) - то есть во тех случаях, когда становится необходимой профессиональная психологическая помощь - консультация психолога , помощь психотерапевта . Это основной и наиболее часто встречающийся защитный механизм.

Проекция. Как защитный механизм по своей теоретической значимости в психологии проекция следует за вытеснением. Она представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению. Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи. Игрок в гольф, критикующий свою клюшку после неудачного удара, демонстрирует примитивную проекцию. На другом уровне психолог , психотерапевт может наблюдать проекцию у молодой женщины, которая не сознает, что борется со своим сильным половым влечением, но подозревает каждого, кто с ней встречается, в намерении ее соблазнить. Наконец, классический пример проекции – студент, не подготовившийся как следует к экзамену, приписывает свою низкую оценку нечестно проведенному тестированию, мошенничеству других студентов или возлагает вину на профессора за то, что тот не объяснил эту тему на лекции. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен "козла отпущения", поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-то другому своих негативных личностных характеристик. Обсуждение проявлений механизма проекции - частая тема в кабинете психолога и в практике психотерапии .

Замещение. В защитном механизме, получившем название замещение , проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего, вызывающего страх объекта или личности к менее угрожающему. Распространенный пример, известный не только психоаналитикам – ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее собачку или ломает ее игрушки. Замещение также проявляется в повышенной чувствительности взрослых к малейшим раздражающим моментам. Например, чересчур требовательный работодатель критикует сотрудницу, и она реагирует вспышками ярости на незначительные провокации со стороны мужа и детей. Она не сознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они просто замещают начальника. В каждом из этих примеров истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для субъекта. Менее распространена такая форма замещения, когда оно направлено против себя самого: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя (вплоть до депрессии ), что может потребовать консультации и помощи психолога.

Рационализация. Другой способ для Я справиться с фрустрацией и тревогой – это исказить реальность и, таким образом, защитить самооценку. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих. Глупые ошибки, неудачные суждения и промахи могут найти оправдание при помощи магии рационализации. Одним из наиболее часто употребляемых видов такой защиты является рационализация по типу "зелен виноград". Это название берет начало из басни Эзопа о лисе, которая не могла дотянуться до виноградной кисти и поэтому решила, что ягоды еще не созрели. Люди рационализируют таким же образом. Например, мужчина, которому женщина ответила унизительным отказом, когда он пригласил ее на свидание, утешает себя тем, что она совершенно непривлекательна. Сходным образом, студентка, которой не удалось поступить на стоматологическое отделение медицинского института, может убеждать себя в том, что она на самом деле не хочет быть стоматологом.

Реактивное образование. Иногда Я может защищаться от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Здесь мы имеем дело с реактивным образованием , или обратным действием. Этот защитный процесс осуществляется двухступенчато: во-первых, неприемлемый импульс подавляется; затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный. Противодействие особенно заметно в социально одобряемом поведении, которое при этом выглядит преувеличенным и негибким. Например, женщина, испытывающая тревогу (а, иногда, и панику ) в связи с собственным выраженным половым влечением, может стать в своем кругу непреклонным борцом с порнографическими фильмами. Она может даже активно пикетировать киностудии или писать письма протеста в кинокомпании, выражая в них сильную озабоченность деградацией современного киноискусства. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.

Регрессия. Еще один известный защитный механизм, используемый для защиты от тревоги и страха , – это регрессия . Для регрессии характерен возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Узнаваемые без труда проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, а также такие особенности как "надуться и не разговаривать" с другими, детский лепет, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью - проявления, указывающие на целесообразность получения психологической консультации .

Сублимация. Согласно Фрейду, сублимация является защитным механизмом, дающим возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, потому что она позволяет Я изменить цель или/и объект импульсов без сдерживания их проявления. Энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения – тем, которые общество полагает приемлемыми. Например, если со временем мастурбация вызывает у юноши все большую и большую тревогу, он может сублимировать свои импульсы в социально одобряемую деятельность – такую, как футбол, хоккей или другие виды спорта. Сходным образом женщина с сильными неосознанными садистическими наклонностями может стать хирургом или первоклассной романисткой. В этих видах деятельности она может демонстрировать свое превосходство над другими, но таким способом, который будет давать общественно полезный результат.

Фрейд утверждал, что сублимация половых инстинктов послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и культуре. Он говорил, что сублимация полового влечения является особенно заметной чертой эволюции культуры – благодаря ей одной стал возможен необычайный подъем в науке, искусстве и идеологии, которые играют такую важную роль в нашей цивилизованной жизни.

Отрицание. Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие, это значит, что он включает такой защитный механизм, как отрицание . Представим себе отца, который отказывается поверить в то, что его дочь изнасилована и зверски убита; он ведет себя так, как будто ничего подобного не происходило (что защищает его от опустошительного горя и депрессии ) или жену, отрицающую измену мужа. Или вообразите ребенка, отрицающего смерть любимой кошки и упорно продолжающего верить, что она все еще жива. Отрицание реальности имеет место и тогда, когда люди говорят или настаивают: "Этого со мной просто не может случиться", несмотря на очевидные доказательства обратного (так бывает, когда врач сообщает пациенту, что у него смертельное заболевание). Согласно Фрейду, отрицание наиболее типично для психологии маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом (хотя люди зрелые и нормально развитые тоже могут иногда использовать отрицание в сильно травмирующих ситуациях).

Отрицание и другие описанные защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы. В каждом случае для создания защиты расходуется психологическая энергия, вследствие чего ограничивается гибкость и сила Я. Более того, чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину наших потребностей, страхов и стремлений они создают. Фрейд заметил, что мы все в какой-то степени используем защитные механизмы и это становится нежелательным только в том случае, если мы чрезмерно на них полагаемся. Зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты, за исключением сублимации, приводят к искажению реальности и последующему психологическому страданию, когда человеку оказывается необходима психологическая помощь и консультация психотерапевта .

Проективные методы - это группа специфических методик, направленных для измерения личности. Эти методики направлены на раскрытие содержания внутреннего мира личности.

Специфические особенности методик.

Карл Юнг открыл первым феномен, лежащий в основе проективных методик. Можно посредством косвенного воздействия на значимые области переживания испытуемого вызывать изменения в экспериментальной деятельности.

Выполняя что-либо, любой человек проявляет свое отношение к этому. Его высказывания, восприятие, двигательные акты являются проекцией его личности.

Термин "проекция" впервые применен Лоренсом Франком для обозначения группы методик в 1939 году.

Он описал основные принципы проективной диагностики.

В 1896 году Фрейд ввел термин "проекция" - приписывание другим людям социально неприемлимых влечений и желаний, в которых человек отказывает себе.

В начале 20 века Фрейд использует "проекцию" вдругом смысле - символический перенос во вне - внутреннего мира человека. Наблюдая процесс экстериоризации тревожности, страха.

Проекция потом стала пониматься как нормальный естественный психический процесс, участвующий в восприятии здорового человека.

Группы проективных методик.

Впервые выделены Франком.

I. Конститутивные методики (методики структурирования).

Предъявление беспорядочного неструктурированного материала. Испытуемому надо придать ему субъективный смысл, что-то в нем надо увидеть.

Например:

Методика чернильных пятен Роршаха.

Тест трехмерной апперцепции (у нас не используется)

Создан - американцами в 1947 году. Стимульный материал - 28 стандартных объемных разной формы предметов.

Два этапа обследования:

1. из всех выбрать те, которые он хотел бы использовать для составления какого-то рассказа. Предметы выбираются наощупь.

2. испытуемый ориентируется на кинестетические внутренние ощущения, на тактильные ощущения.

II. Конструктивные методики (методики конструирования).

В них требуется из определенных деталей создать осмысленное целое, что-то собрать, что осуществляется в соответствии с собственным опытом, вкусом, личностными особенностями.

По отдельным фрагментам рассказа создать весь рассказ. Пример: в 1939 году - тест Мира (Ловенфейд). Стимульный материал: 232 модели разных объектов, которые распределены по 15 категориям (животные, люди...). Модели небольшие, из дерева или металла, имеют яркую окраску. Испытуемый должен создать свой малый мир (время не ограничивается).



В качестве критерия оценки используется:

1. количество людей

3. какие модели выбраны первыми

4. оценивается занятое пространство, учитываются формы конструкции

5. большую информацию дает наблюдение за деятельностью испытуемого.

В зависимости от подходов (практический, эстетический, логический...) оценивают тип личности, ее направленности.

Составь картину-историю (в 1947 году Шнейдман).

Стимульный материал: 21 таблица, на которых изображен фон (спальня, пейзаж, жилая комната) и 67 фигурок, соответствующих фону.

Картины фона предъявляются по одной, испытуемый должен подобрать соответствующие фигурки, расставить их и рассказать историю о созданной им ситуации.

III. Интерпретативные методики

Нужно истолковать что-либо: ситуации, истории.

1. ТАТ - тематический апперцептивный тест

2. Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга

3. Методика Сонди (1939 года), 48 стандартных карточек с портретами психически больных людей по 8-ми заболеваниям:

o эпилепсия

o истерия

o кататония

o шизофрения

o депрессия

o гомосексуализм

Они разделены на 6 серий, каждый раз 8 портретов по одному на заболевание.

Надо выбрать по два наиболее понравившихся и два наименее (каждую серию повторяли 6 раз).

Если выбраны 4 и более портретов с одним заболеванием, то данная диагностическая область является значимой для испытуемого.

Выбор портретов определялся потребностями у испытуемого, отсутствие выбора - удовлетворенность потребности.

Негативные выборы - подавленные, вытесненные потребности; позитивные выборы - признаваемые потребности.

Генетический детерминизм - существование родового бессознательного.

IV. Катактические методики

Осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях.

Пример: психодрама. РазработанаДжекобом Морено в 1946 году. В виде импровизированного театрального представления, в котором участвуют специально подготовленные лица - вспомогательные "Я", которые создают специальные стимульные условия.



Разыгрываются определенные ситуации, если они созвучны переживаниям испытуемого, то происходит процесс проекции его личности и вследствие игрового катарсиса наступает терапевтический эффект.

Катарсис - эффективноеотреагирование.

Методика тест кукол (у нас не используется).

Вольтман, Гауорт - 50-е годы 20 века. Предназначен для детей до 10 лет, стимульный материал - куклы.

Разыграть с куклами различные сцены, в которых он участвует в социуме (соперничество с братьями, сестрами...)

V. Экспрессивные методики.

Рисование на свободную или заданную тему.

"Дом-дерево-человек", "Несуществующее животное", "Кинетический рисунок семьи".

Миокинетическая методика Мира и Лопеца - в 1940 году, состоит из 7 субтестов, в каждом используется таблица, где начерчены линии разной конфигурации. Параллели, кружки, лестницы, цепи, зигзаги...

Надо карандашом несколько раз обводить линии, затем выполнить ту же работу вслепую правой и левой рукой. Сначала в горизонтальной плоскости, затем в вертикальной.

Главные показатели оценивают длину линии и характер их отклонения (при обведении вслепую).

Интерпретация основана на том, что любое психическое проявление сопряжено с мышечным движением.

Доминирующая половина тела более развита, и в большей степени контролируется сознанием. Моторные проявления доминирующей половины тела обнаруживают актуальные установки человека. Противоположная половина тела связана с инстинктивными установками.

В зависимости от рода отклонений вывод о проявлениях установок человека. Если отклонение вверх - высокая степень возбуждения и т.д.

VI. Импрессивные методики.

Предпочтение одних стимулов, наиболее желательных другим.

Цветовая методика Люшера (создана в 1948 году), стимульный материал - вырезанные квадраты определенного размера разных цветов. Всего 73 квадрата, 25 разных цветов и оттенков (чаще неполный - 8 квадратов, 4 основных цвета: синий, зеленый, красный и желтый; 4 дополнительный цвета: фиолетовый, коричневый, черный и серый).

На белом фоне выкладываются все 8 квадратов, надо выбрать наиболее приятный по цвету квадрат, по отношению к оставшимся.

Образуется ряд квадратов по степени привлекательности.

Первые 2 цвета явно предпочитаемые, 3 и 4 цвет тоже предпочитаемые, 5 и 6 - нейтральные цвета, 7 и 8 - вызывающие антипатию цвета.

Интерпретация основана на символике цветов: красный - стремление к власти, зеленый - упорство, упрямство. Первые 2 выбора определяют цели и способы их достижения у испытуемого, 2 последних - подавленные потребности.

В практических целях крайне редко используется, так как диагносцируется психическое состояние испытуемого.

Крайне важное значение приобретают оттенки цветов.

VII. Аддитивные методики.

Методики на завершение предложения, рассказа, истории. Примеры: используется для диагностики ценностей, установок, тревожности, страхов, мотивов испытуемого.

Опросники.

Опросники - это такой вид методик, в которых задания даются в виде вопросов или утверждений. Для получения информации со слов самого испытуемого.

Особенности использования опросников.

1. Опросники похожи на проективные методики, так как не оцениваются ответы по критерию правильности. Баллы начисляются за совпадение с ключом, а не за правильность.

2. Опросники похожи на тесты: четкая инструкция, которая детерминирует способ выполнения задания, желательно ясное содержание вопросов или утверждений.

3. Опросники - разновидность самонаблюдения, косвенной самооценки.

Опросники предназначены для получения информации о личностных особенностях со слов испытуемого.

Ответить - проявить умение рефлексии, самонаблюдения, самоанализа, чем обладают не все люди.

Опросники не используются для диагностики маленьких детей дошкольного возраста, только с 8 лет.

Выделяются:

Опросники-анкеты - для получения информации об испытуемом, не имеющая личностного характера (биографические данные, для оценки особенностей когнитивной сферы).

Личностные опросники - дают информацию о личности:

1. типологические, которые позволяют выяснить степень совпадения личности испытуемого с тем или иным типом личности.

2. опросники отдельных черт личности - для диагностики отдельных черт характера:

Многофакторные (о многих чертах), например Кеттела (14-, 12-, 16-тифакторные)

Однофакторные

Двухфакторные

3. опросники мотивации

4. опросники интересов

5. опросники ценностей

6. опросники установок

В 50-е годы отрицалась возможность использования личностных опросников.

В 60-е годы - начинают использовать.

К 60-70-м годам начинают переводить известные зарубежные опросники (применяют без проверки надежности).

80-е годы - проверка на надежность и валидность на наших испытуемых.

80-90е годы - появление отечественных опросников в большом количестве.

Основные проблемы, связанные с опросниками:

I. Конструирование

В психодиагностике создано очень много опросников. Они просты в использовании. Но эта простота имеет оборотную сторону - их сложно конструировать.

Нужно очень хорошо понимать содержание вопроса, формулировка вопроса влияет на ответ. Следовательно, ясность и точность формулировок вопросов (не допускается использование многозначных слов и выражений). Опасны наводящие вопросы. Опасны стереотипные формулировки вопросов, которые приводят к стереотипным ответам.

Каждый вопрос должен содержать одну мысль. Должен давать информацию о той характеристике, которую должен диагносцировать психолог.

При составлении вопросов количество ответов "да" должно быть приблизительно таким же, как количество ответов "нет", за которые начисляются баллы.

По форме вопросы:

Закрытые - имеют варианты ответов

Открытые - не имеют вариантов ответов, испытуемый сам формулирует ответ. Сложно интерпретировать.

Три типа закрытых вопросов:

Дихотомический (два возможных ответа)

Альтернативный (выбор одного ответа из нескольких возможных вариантов), к каждому вопросу прилагается какое-то количество вариантов ответа, которые можно выбрать.

Ресторанный

Их сложно разрабатывать, так как отвечающий не может высказать собственное мнение, может лишь присоединиться

II. Интерпретация

Проблема интерпретации результатов.

Психодиагност не может быть полностью уверен в получении достоверной информации от испытуемого. Можно ли доверять ответам испытуемого?

Людям свойственно давать социально-желательные ответы, представлять себя в более выгодном свете.

Это может быть бессознательная тенденция.

Эйнвордс исследовал эту тенденцию - "эффект фасада", который может быть связан с не очень хорошим знанием самого себя у испытуемого.

Иногда связано - с нежеланием принять свою ограниченность в чем-то. Стремление к защите собственного "Я". Стремление привлечь к себе внимание, получить помощь со стороны окружающих. Стремление сознательно исказить информацию о себе.

Приемы выявления достоверности ответов:

1. использование дублирующих вопросов (формулируются несколько вопросов 4-5, в разной форме обращены к одному содержанию). Если испытуемый отвечает противоречиво, то эта информация не должна рассматриваться

2. Контрольные шкалы. Четыре типа контрольных шкал существуют, все они присутствуют в минесотском многоаспектном личностном опроснике (MMPI)

Психологический ликбез. Проекция.

Запустил я свой психологический ликбез. Запустил - начал. И, каюсь, начав, снова запустил, каюсь, забросил. К тому, видимо, были определенные причины. Ну да не о них сейчас речь.
Давайте продолжать.

Сегодня речь пойдет о таких защитных механизмах, как
Я хочу объединить обсуждение проекции и интроекции , поскольку они представляют собой две стороны одной психологической медали. Поговорим еще и о проективной идентификации. Понимаю, что с первых слов, кажется, я запутал вас. Потерпите. Постараюсь распутать. Сейчас будем во все разбираться.

На сегодня
Проекция.

Проекцию замечательно иллюстрирует психологический анекдот:
Идут по лесу Пятачок и Вини-Пух. Тропинка узкая. Идут друг за другом. 10 минут, 20, полчаса, час. Вдруг Вини разворачивается и со всего размаха бьет пятачка.
- За что, Вини?!
- А, свинья, час за мной идешь, сопишь, и такую гадость про меня думаешь.

Психоаналитическое понимание проекции, как вы можете догадаться, начинается с работ З. Фрейда. Он считал, что это механизм является причиной паранойи и ревности, в том числе бреда ревности. Фрейд считал, что свои бессознательные чувства, тревогу, страх человек не замечает и не переживает, а переносит на окружающих. З. Фрейд полагал, что проекция является частью феномена переноса в том случае, когда личность приписывает другому слова, мысли и чувства, которые, по сути, принадлежат ему самому: "Вы можете подумать, что…, но это вовсе не так".

Проекция «защищает» Эго от осознания своих «негативных», «неприятных», «неприемлемых» инстинктивных (в аналитическом смысле) импульсов. По своему действию проекция напоминает вытеснение . Однако при вытеснении эти импульсы перемещаются в бессознательное, а при проекции они смещаются во внешний мир. Английская школа психоанализа, в частности Мелани Кляйн считают, что в первые месяцы жизни, еще до всякого там вытеснения, ребенок уже проецирует свои первые агрессивные импульсы. Этот процесс очень важен для формирующегося у ребенка представления об окружающем мире и для развития его собственной личности. Использование механизма проекции естественно для Эго маленьких детей в ранний период развития. Они используют его как способ отрицания своих собственных действий и желаний, когда те становятся опасными, и для того, чтобы возложить ответственности за них на какую - то внешнюю силу.

Мелани Кляйн пришла к выводу, что Эго (Я) младенца еще не в состоянии «переварить» возникающие деструктивные импульсы, направленные на самого себя. Но справляться с ними как-то надо. Поэтому Эго осуществляет эту задачу при помощи механизма проекции . Деструктивные импульсы выводятся вовне и переправляются на внешний объект, например на маму. Механизм проекции используется не только в отношении негативных, разрушительных импульсов, но и в отношении импульсов жизни (либидных импульсов).

Как работает проекция:
1. Возникает невыносимое или неприемлемое переживание. Чтобы с ним справиться, удалить его из сознания, чтобы оно не «вертелось» в голове и не вызывало массу неприятных чувств и эмоций, оно вытесняется, бишь выводится из сознания в бессознательное.
2. Затем оно переносится - перемещается на другого человека (объект). Теперь, вроде, это уже не твои мысли и желания, а чужие.
3. И, для закрепления эффекта, происходит дистанцирование от объекта. Еще бы, от такой «гадости» надо держаться подальше.

К. Хорни отмечала, что по тому, как человек ругает другого, можно понять, что он из себя представляет. Ф. Перлз писал о том, что проектор делает другим то, в чем их обвиняет сам. Особенности проекции хорошо известны в житейской и иллюстрируются пословицами и поговорками: «К кого что болит, тот о том и говорит», «На воре и шапка горит», «В чужом глазу и соломинку примечает, а в совеем и бревна не видит».

Проекция, во многом, пронизывает нашу жизнь. Часто человек не осознают что-либо в себе самом, однако, может бессознательно и достаточно точно "отслеживать" и замечать это в других. Личность бессознательно приписывает другим людям качества, которые присущи самому проецирующему, но которые он не хочет иметь, не хочет осознавать. Например, в этом кроются причины гомофобии. Человека настолько пугают его собственные гомосексуальные тенденции, что он не в состоянии их признать, принять и «переварить», а проецирует свой страх и ненависть на окружающих. Или другой пример, когда бездетная «старая дева» не в силах справиться со своими сексуальными импульсами проецирует их на окружающее и борется с развратностью и аморальностью мира. Механизм проекции универсален в сфере национальных и расовых предубеждений (ксенофобии). Ненавидимой этнической группе приписываются собственные, но не осознаваемые отрицательные черты и свойства. Возможен и другой вариант, когда в других этнических группах выискиваются признаки недоброжелательности, угрозы и призрения, которые испытываются, но отрицаются самим человеком.

В своих зрелых формах, проекция является основой эмпатии. Исходя из того, что никто не в состоянии читать мысли и проникнуть в чужую психику, для понимания субъективного мира другого человека мы должны опираться на способность проецировать собственный опыт. Интуиция - тоже проявление механизма проекции, умение примерить свои чувства, мысли переживания на другого. Хорошо известно, как влюбленные умеют воспринимать состояния друг друга, как достаточно хорошая мать умеет чувствовать свое дитя.

Интроекция и проективная идентификация в следующей главе.

Н е секрет, что жизнь состоит не только из приятных моментов. Случаются и такие, о которых потом и вспоминать не хочется. В таких случаях включаются защитные механизмы, которые предохраняют нашу психику от перегрузки.

Когда механизмы психологической защиты работают исправно, они помогают смягчать удары судьбы, как подушка безопасности при автокатастрофе. Но иногда наша защита срабатывает не вовремя, тогда она скорее мешает, нежели помогает. Представьте ту же подушку безопасности, сработавшую внезапно, когда вы едете по шоссе на большой скорости. В таком случае мы уже не можем адекватно ориентироваться в реальном мире, в своих чувствах и отношениях с людьми.
Когда мы приписываем другим те качества, в обладании которыми мы сами очень не хотели бы себе признаваться, действует механизм под названием проекция.

Когда мы приписываем свои чувства другим людям, действует механизм под названием проекция

ТИПИЧНЫЕ СИТУАЦИИ

Мы приписываем людям свои намерения

Допустим, в вашем офисе появляется новый сотрудник, который вам очень нравится. При этом вы не думаете о романе: вы давно замужем и вполне счастливы, и мужу изменять не собираетесь. А через некоторое время вы начинаете подозревать мужа в измене: поздно пришел, не отвечал на телефонные звонки. День ото дня ваша ревность становится все сильнее. Скорее всего, в этой ситуации сработал механизм проекции: вы ни за что не признаетесь себе в том, что хотели бы изменить мужу, а потом приписываете ему свои намерения.

Мы неверно «угадываем» чувства других людей

Мы неверно «угадываем» чувства других людей, обычно приписывая им слишком много черт, присущих на самом деле нам. Если вы редко отказываетесь выполнить чью-то просьбу, задерживаясь из-за этого на работе, ходите в кино на те фильмы, которые нравятся вашим друзьям, а не вам, выслушиваете чужие монологи о жизни, и так далее. Скорее всего, вы сами очень чувствительны, огорчаетесь из-за чужих отказов, а потому приписываете и всем остальным такую же обидчивость. На самом деле коллеги могут и не догадываться (или наоборот, догадываться слишком хорошо), что излишне вас загружают, а друзья согласились бы посмотреть и другой фильм.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДЕЙСТВИЯ ПРОЕКЦИИ:

Плюсы

Проекция играет большую роль в том, что люди понимают чувства друг друга, могут сопереживать. Мы сочувствуем жертвам войны в Южной Осетии, ставя себя на их место. Мы понимаем расстройство малыша, лишённого мороженого, вспоминая свои переживания в детстве. Ещё проекция помогает нам перенести свой опыт из одной ситуации в другую, похожую. Наступив один раз на грабли, мы вспомним о полученных в тот раз незабываемых впечатлениях, увидим похожий предмет и обойдём его стороной.

Проекция играет большую роль в том, что люди понимают чувства друг друга, могут сопереживать


Минусы

Другие люди, как бы они не были похожи на нас, всё-таки остаются другими - со своими особенностями, привычками и взглядами на мир. Чтобы построить открытые и тёплые отношения, важно видеть человека таким, какой он есть. Наши проекции зачастую мешают нам это сделать: мы видим перед собой не реального человека, а своё отражение, или образ кого-то из прошлого. Так, пережив предательство, мы будем ожидать того же от всех людей, не будем никому доверять и просто не увидим тех, кто мог бы стать для нас действительно близкими людьми.

Проекции мешают нам быть честными сами с собой. Мы приписываем свои чувства другим людям, объясняем свои поступки действиями и других. Не понимаем себя. И не можем изменить свою жизнь к лучшему. Избегая болезненных чувств, мы лишаем себя и стимула к развитию.

Часто ли используете проекцию?

  • Ваши фразы, обращённые к собеседнику, чаще всего начинаются со слов «ты», «тебе» - «Ты думаешь, что...», «Я знаю, что тебе нравится/не нравится/наплевать..».
  • Оценки и интерпретации даются вам легко: вы всегда можете объяснить, почему именно этот человек поступает именно так.
  • Вы часто представляете, что думают люди о вас, как они к вам относятся.
  • Обычно вы заранее предполагаете, как могут развиваться события и как себя поведёт тот или иной человек.

Что делать:

1

Попробуйте начинать фразы со слов «Я думаю, что...», «Мне кажется», особенно если вы говорите что-то о чувствах и мыслях других людей. Ведь, действительно, никогда нельзя знать наверняка, что в голове у другого.

2 Общаясь, представляйте себя путешественником. Рядом с вами другой человек - это целая непознанная вселенная. Постарайтесь узнать эту вселенную. Чем она похожа на ваш мир, а чем отличается? Будьте вежливым туристом, а не всезнающим завоевателем - это может быть намного интересней.

3 Если вы с возмущением отвергаете в себе некоторые черты характера, сделайте следующее: выпишите их в отдельный список и подумайте, для чего людям может пригодиться та или иная черта. Например, злость. Плохо, когда она используется для того, чтобы ругаться в очереди. Но ведь есть ещё и спортивная злость, помогающая добиться результатов. Или жадность - когда её много, это одно, но ведь есть и полезная доля жадности, она близка к инстинкту самосохранения: не будете же вы раздавать всю свою зарплату, нужно думать и о том, чтобы прокормить себя, свою семью. То есть в каждой негативной черте есть своё здравое зерно. Попробуйте принять, что вы иногда можете тоже злиться (совсем чуть-чуть), быть жадным (только в рамках необходимого).