Проект «Песочная терапия для детей с ОВЗ. Игра «Чудная полянка»

В последние годы в системе воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний.

Нарушения психофизического развития, свойственные многим детям с ограниченными возможностями здоровья, приводят к возникновению ряда других отклонений вторичного характера.

К таковым относятся и затруднения в формировании навыков социальной коммуникации, недостаточный запас знаний и представлений об окружающем.

Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребёнка “взгляду со стороны”, мы помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребёнок получает возможность выразить себя через общение.

Маленькие дети часто находятся в “плену чувств”, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

У таких детей пониженная познавательная и речевая активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности, а также нарушения различных сторон речи.

На сегодняшний день в России активно развивается практика инклюзивного образования, целью которого является оптимизация процесса социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Детям с ОВЗ свойственна пониженная обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие жизненные ситуации.

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным требованиями дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

При решении этих проблем одним из наиболее популярных методов психологической помощи детям является песочная терапия. Благодаря этому относительно новому методу, у ребенка развивается способность к самовыражению и творческому восприятию мира.

Следует отметить, что опыт реализации инклюзивной практики дошкольных учреждениях, нарабатывается в различных вариантах и находится на разных стадиях развития.

Наряду с традиционными методами, как вспомогательное средство эффективно используются песочная терапия. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.

Работая с детьми с ОВЗ, возникла необходимость применения песочной терапии в целях создания психологического комфорта для каждого ребенка.

Занятия песочной терапией направлены на развитие и коррекцию эмоционально-волевых процессов у детей. Игры на песке дают уникальную возможность взрослым реально увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и понять его.

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.

Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая заряжает нас позитивными эмоциями.

Песочница и «песочная терапия» для детей не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.

Используя волшебные свойства песка, вдруг оживают сказки, ребенок становится сам непосредственным участником и режиссером собственных произведений, а затем видит результат собственного творчества - именно так действует песочная терапия на детей.
Песочная терапия является эффективным методом помощи ребенку. Во время занятий, например «Улыбнулось солнышко», «Дождик» происходит гармонизация внутреннего эмоционального состояния, свойственная, при негативизме, подавленности, обидчивости, конфликтности, агрессивности.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Дошкольник часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком.

Что может быть привлекательней для ребенка дошкольного возраста, чем игра с песком и водой. Дети в этом возрасте готовы весь день копошиться в песке строя свои сказочные города и создавая свою историю. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для детей наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.

Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа.

Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. И в этом ему помогают различные упражнения;

«Художники»

Ребенку предлагается на песке нарисовать геометрические фигуры(цифры, элементы букв: прямые, наклонные, волнистые линии, полуовалы, петельки и т.д.): «Нарисуй на песке квадрат (круг, овал, ромб, прямоугольник)», «Нарисуй цифру, которая стоит после пяти и т.д.».
Обучение: если ребенок не понимает цель задания, педагог показывает квадрат, цифру и предлагает нарисовать такой же – по образцу. Затем снова предлагает выполнить задание по образцу с помощью речевой инструкции.

«Строители»

Ребенку предлагается построить башенку из песка. Вокруг можно вырастить деревья. (можно из шишек или палочек от дерева. Теперь давай попробуем сосчитать сколько деревьев ты посадил?

Обучение: при затруднении ребенка в использовании дополнительных предметов педагог показывает способ применения одного из них и предлагает продолжить выполнять задание самостоятельно. Ребенку предлагается сказочный сюжет: «В этой башне злой волшебник заточил принцессу, чтобы она не смогла выбраться, вокруг башни вырыл глубокий ров. Как ты спасешь принцессу?».

Обучение : если ребенок не предлагает вариантов действий, педагог показывает дополнительные предметы и спрашивает, как можно их применить.

«По морям по волнам»

«Педагог рисует точки на песочном планшете, и просит ребенка соединить их.

Обучение: педагог задает дополнительные вопросы, например, «Что у нас получилось? Волнистая линия. А на что она похожа? Правильно на волны. Теперь давай также нарисуем лодку. Затем ребенку предлагается выполнить самостоятельно аналогичные действия.

«Что спрятано?»

Педагог ребенку читает загадку на определенную тему, а отгадку он должен найти в песке: «Отгадай загадку, назови отгадку и найди ее в песке». (пуговица, шишка, листочек, ручка, карандаш и т.д.)

Обучение: если ребенок затрудняется назвать отгадку, то задаются уточняющие вопросы по содержанию, помогающие понять образные сравнения.

«Дорисуй»

Ребенку предлагается на мокром песке пальцем дорисовать вторую половину предмета с левой или с правой стороны: «Дорисуй вторую половину солнца с правой стороны».

Обучение: если ребенок затрудняется выполнить задание, педагог вместе с ребенком уточняет направления сторон. Затем берет палочку и начинает дорисовывать фигуры, после предлагает ребенку продолжить. Если ребенку трудно дорисовать часть, то задние упрощается и предлагается дорисовать лучи солнышка.

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, а познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, развивают творчество и фантазию, что очень важно для детей с ОВЗ. Но главное - ребенок получает первый опыт самоанализа и учится понимать себя и других.

Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, которые, в свою очередь:

  • снимает мышечную напряжённость
  • развивает чувствительность и мелкую моторику рук
  • осуществляет ориентировку в пространстве
  • помогает ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде
  • развивает активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации)
  • стабилизирует эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию
  • позволяет ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации
  • преодолевает комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок
  • развивает творческие действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату
  • совершенствует зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности
  • способствует расширению словарного запаса
  • помогает освоить навыки анализа и синтеза
  • позволяет развивать фонематический слух и восприятие
  • помогает в изучении букв, освоении навыков чтения и письма

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику для детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной и продуктивной.

Предлагаемая техника песочной терапии может оказаться весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.

Как показала практика использование песочной терапии дает положительные результаты - у детей значительно возрастает интерес к занятиям, дети чувствуют себя более успешными; возрастает познавательная, речевая активность, нормализуется эмоциональный фон, поведенческие нарушения неврологического характера, что в свою очередь открывает новые перспективы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Если ребенок не говорящий, то работа психолога в рамках песочной терапии особенно благотворно влияет на развитие речи.

Таким образом, основной целью песочной терапии является повышение осознания ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечение всесторонне гармоничное развитие личности, эмоциональный комфорт.

С.Д.Заваринапедагог – дефектологОСП «Детский сад №10 «Улыбка» МБОУ «Центр развития ребенка Детский сад №9 «Родничок » г. НяндомаПесочная терапия для детей с ОВЗ
Воспитанники коррекционной группы отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д.
Поэтому наши воспитанники нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Одним из наиболее продуктивных и действенных методов обучения, развития и организации коррекционной работы с детьми, имеющих подобные проблемы, является –песочная игротерапия.
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено - на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.
Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка с ограниченными возможностями здоровья форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.
Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.
Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.
Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей "отыграть" свой опыт и чувства - наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.
Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.
Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально.
Игры с песком необходимы для детей с ОВЗ, они:
развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
снимают мышечную напряжённость;
помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
способствуют расширению словарного запаса;
позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
Оборудование для игр с песком:
1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта - небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий - 90x70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.
2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный, песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен - его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.
3. Набор игрового оборудования (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):
лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;
разнообразные пластиковые формочки разной величины - геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;
миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);
набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);
различные здания и постройки;
бросовый оборудование: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.
Правила игры с песком для малышей:
1. Береги песчинки - не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.
Условия работы с детьми
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.
3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Дополнительные условия организации игр-занятий с мокрым песком
1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний. 2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники. 3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит дополнительное закаливание детей).4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ
Все описанные ниже игры-упражнения можно использовать как для работы индивидуальной коррекционной, так и для развивающей с подгруппой детей. В ходе выполнения обязательных упражнений можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке.
Игры на поверхности сухого песка
Здравствуй, песок!
Цель: снижение психофизического напряжения.
Оборудование: Песочница.
Ход игры: Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.
Ребенок: дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу; дотрагивается до песка всей ладошкой - внутренней, затем тыльной стороной; перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка - ...» Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло - холодно», «приятно - неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.Песочный дождик.
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление. Оборудование: Песочница.Ход игры: Педагог: в сказочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Песочный ветер.
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом. Оборудование: Песочница, трубочки для коктейля. Ход игры: Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
Необыкновенные следы.
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Оборудование: Песочница.
Ход игры: «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

Марина Шенгелая
Песочная терапия в коррекции развития детей с ОВЗ

Актуальность проблемы

Еще в древние времена люди проявляли интерес к этому материалу. Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки из песка. В практике индейцев рисунки на песке использовались в церемониях излечения, изгнания нечистой силы и других целей. Тибетские монахи издревле и по сей день практикуют создание из разноцветного песка в течение нескольких недель магических кругов для достижения совершенства и духовной гармонии. Песок обладает сильными медитативными свойствами, "заземляет" отрицательную энергию.

Песок , по мнению психотерапевтов , - вещество, способное вызвать самые богатые ассоциации. То, что человек создал на песке, созвучно с его внутренним миром. Очень часто этот мир непонятен не только окружающим, но и самому "обладателю". Человек, особенно ребенок, не всегда может сформулировать то, что с ним происходит, а песок помогает выразить все, что в нем скрыто. С помощью песка и маленьких фигурок можно проигрывать волнующие, конфликтные ситуации - это позволяет получить новый опыт в безопасном пространстве, освобождает от внутреннего напряжения.

Форма и размер

Песочницы могут быть нескольких видов. Традиционные параметры - 50см (ширина) * 70 см (длина) * 8 см (глубина) . Такие габариты оптимально соответствуют размерам полю зрительного восприятия. Хотя можно использовать песочницу квадратной и даже круглой формы (квадратная и круглая форма провоцирует стремление занять центр) . Если играть с подгруппой -идеальной окажется песочница побольше - 140 см * 100см * 8см.

Цвет бортов и дна

Можно добавить в увлекательные песочные занятия немного цветотерапии , то есть время от времени менять цвета бортов : черный цвет вызывает неоднозначные впечатления (страх, интрига, тайна) .

Зеленый - цвет растительной жизни, потому вызывает глубинные переживания, порождает особенную откровенность;

Желтый (золотой) ассоциируется со стремлением к достижению цели, что подарит ощущение жизненной перспективы и освободит от внутренних и внешних ограничений;

Красный - цвет активности, сексуальности, импульсивности и творчества, потому особенно полезен для провоцирования подавленной агрессии

Основные предметы которые используем в песочной терапии :

люди - фигурки младенцев, детей , взрослых, представители разных профессий, сказочные персонажи;

Жилища и дома с мебелью : эта подгруппа должна быть представлена характерными для разных народов разнообразными домами, - от маленьких и скромных до больших и богато украшенных, а также пещерами, палатками или шатрами, зданиями больниц и тюрем. В набор должна входить мебель для кухонь, ванных, спален, гостиных, а также садовая и больничная мебель.

Домашняя утварь и продукты : горшки и сковородки, тарелки, чашки, блюдца, ножи, вилки, ложки, а также разные продукты в достаточном количестве.

Животные - рыбы (акула, дельфин, рыба-меч) и другие водные млекопитающие (морские котики, моржи, киты, земноводные, пресмыкающиеся, грызуны, домашние животные и хищники, птицы, насекомые (муравьи, мухи, жуки, пауки, кузнечики, бабочки) . И обязательно парочку игрушечных динозавров;

Транспортные средства : эта подгруппа включает разные виды транспорта, предназначенные для перемещения по земле (велосипеды, автомобили, грузовики, танки, воде (лодки, парусные суда, корабли) и воздуху (самолеты, вертолеты, ракеты, парашюты) .

Объекты среды обитания человека : заборы, дорожные знаки и оборудование; мосты, ворота, порталы и т. д.

растения - деревья, кустарники, цветы

объекты небесного пространства - солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния;

аксессуары - кусочки тканей, нити, пуговицы, цепочки, небольшие гвоздики, монетки)

естественные природные объекты - камешки, кости, кусочки металла и дерева, ракушки, семена, желуди, каштаны, перья, сухие растения, кристаллы, отполированные стеклышки.

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАДАЧ ПОСТАВЛЕННЫХ В РАБОТЕ ПЕДАГОГ ВЫПОЛНЯЕТ РАЗНЫЕ РОЛИ :

1. педагог становится внимательным зрителем его позиция - это «активное присутствие» , для наибольшего самораскрытия ребенка;

2. педагог становится ведущим песочной игры , в процессе которой дети осваивают новые знания, закрепляют приобретенные навыки (звукопроизношения, умения классифицировать предметы, развитие фантазии и т . п.)

Диагностическое обследование :

До 3 лет игра ребенка в песке носит познавательный и развивающий характер , посредством песка малыш «простраивает» свою жизнь, играя в «куличики» он формирует свое представление о мире. С 3 лет работа в песочнице носит уже коррекционно- развивающий характер . Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определённых нарушений.

Игры с песком могут способствовать :

стабилизации эмоционального состояния

развитию тактильно-кинестетической чувствительности и моторики рук

развитию восприятия , внимания, памяти, графических навыков

расширению представлений об окружающем и развитию речи

формированию математических представлений : о форме, величине, количестве, пространстве

Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

Тактильные ощущения мы получаем через кожу : "горячее - холодное", "сухое - мокрое", "твердое - мягкое", "гладкое - острое".

Кинестетические ощущения получаются во время движения :

Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.) ;- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;- "пройтись" ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;- "пройтись" по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно

Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера .

Можно выложить на песке из палочек фигуру, букву…

Песочницу можно использовать для нахождения определенной игрушки или буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек") .

Знакомство с песочницей (от 3 лет)

Цель - снижение психофизического напряжения.

Предложить ребенку"поздороваться" с песочком , сделать, что ему нравится : погладить, пересыпать, порисовать на нем; почувствовать, какой он на ощупь : холодный или теплый, шершавый или гладкий, приятный-неприятный, мягкий и т. п.

Знакомство с мокрым песком

проводится так же, как и с сухим. Обратите внимание крохи на то, что песок изменился , он не сыплется, похож на кашу, теперь из него можно лепить.

Ребенку предлагается свободная игра. Песок можно перемешивать руками, черпать совком или формочкой, делать горки, пещеры, дороги, прятать в него игрушки и т. п.

Засыпание песка в емкости, пересыпание (от 3 лет)

Оборудование : 2 емкости с узким горлышком, воронка.

Ребенок насыпает песок в бутылку , при желании можно использовать воронку. С помощью воронки можно пересыпать песок из одной бутылки в другую.

Песочный дождик (от 3 лет)

Цель - регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Расскажите, что в песочной стране тоже может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер . Покажите, как медленно или быстро сыпать песок из кулака в песочницу , на другую ладонь, на ладонь другого человека.

Песочный ветер (от 3 лет)

Дыхательное упражнение.

Предложите малышу дуть на песок через трубочку от коктейля - таким способом можно делать ямки и любые линии. Здесь нужна осторожность. Следите, чтобы трубочка не касалась песка и малыш не вдохнул через нее!

Вывод :

Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты :

У обучающихся значительно возрастает интерес к занятиям;- обучающиеся чувствуют себя более успешными;- на занятиях нет места монотонности и скуке;

Целенаправленная коррекционно -педагогическая работа по развитию речи на занятиях с песком способствует развитию моторики пальцев рук и речевых процессов.

Воспитанники коррекционного детского сада, отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д.

Поэтому наши воспитанники нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Опыт работы убедил нас в том, что одним из наиболее продуктивных и действенных методов обучения, развития и организации коррекционной работы с детьми, имеющих подобные проблемы, является – песочная игротерапия.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено - на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка с ограниченными возможностями здоровья форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей "отыграть" свой опыт и чувства - наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами).

Игры с песком необходимы для детей с ОВЗ, они:

· развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

· снимают мышечную напряжённость;

· помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

· развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

· стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

· позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

· преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

· совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

· способствуют расширению словарного запаса;

· позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

· способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;