Проекты реформ Аракчеева (1818) и Новосильцева (1820). Что сделал для России Алексей Андреевич Аракчеев? Николай Николаевич Новосильцев?Спиранский

Александр I поручил Н. Н. Новосильцеву подготовить проект российской конституции. Подготовленный и одобренный императором документ «Государственная уставная грамота Российской империи» предусматривал установление в России конституционной монархии.

Законодательную власть делили между собой император и Государственный сейм, который состоял из двух палат: верхней – Сената (его члены назначались царем), и нижней – Посольской палаты (ее члены избирались от дворянских собраний и городских обществ и утверждались царем). Ни один закон не мог быть принят без обсуждения в Сейме, который обладал правом вето. Законодательная инициатива сохранялась только за императором, являвшимся также и главой исполнительной власти. Органами последней были преобразованный Государственный совет и министерства.

Значительная часть проекта была посвящена перестройке системы местного управления. Россия делилась на 10–12 наместничеств на принципах федерализма. Наместнический сейм состоял из двух палат и был законодательным учреждением. Наместник (генерал‑губернатор) и совет наместничества осуществляли исполнительную власть. «Уставная грамота» провозглашала независимость судебной власти и гражданские свободы: слова, печати, вероисповедания, равенство всех перед законом, неприкосновенность личности и частной собственности. В целом проект имел более консервативный характер, чем польская Конституция 1815 г. Суверенитет императора (а не народа) объявлялся главным источником любой власти в стране. Дворянские привилегии сохранялись, а о крепостном праве не упоминалось вовсе.

Еще по теме 1818 г. Проект конституции Н. Н. Новосильцева:

  1. 1.9 Проект Европейской конституции и Лиссабонский договор
  2. 12 декабря 1993 г. Выборы в Федеральное Собрание и Всероссийский референдум по проекту новой Конституции Российской Федерации.
  3. Новые идеи в проектах 1750-х гг. Проект реформы местного управления гр. П.И. Шувалова
  4. § 41. ТЮРЬМЫ B МОСКВЕ, КАЛУГЕ И ДРУГИХ ГОРОДАХ B 1817-1818 ГОДАХ
  5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСТАВНАЯ ГРАМОТА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1818-1819)
  6. Конституция РСФСР 1918 г. - первая Конституция Советского государства. Создание аппарата государственного управления
  7. 4.2. Сущность конституции. Конституция как основной закон государства
  8. § 4. Первая Конституция Союза и новые конституции республик
  9. Становление государственного управления на основе Конституции СССР и новой Конституции РСФСР
  10. 2. Избирательное законодательство, разработанное на основании норм Конституции СССР 1936 г. Разработка новой Конституции СССР

Николай Николаевич Новосильцев – российский государственный деятель, автор проекта первой конституции в истории России. Он бы незаконнорожденным сыном Марии Сергеевны Строгановой (сестры Александра Сергеевича Строганова) и Николая Устиновича Новосильцева.

В доме А.С. Строганова Николай Николаевич воспитывался, проходил домашнее обучение. В 1783 году закончил Пажеский корпус, затем был определён капитаном Гренадерского лейб-гвардии полка. В 1785 году перешёл в Волынский регулярный казачий полк в звании секунд-майора. С 1786 года состоял в коллегии иностранных дел, занимаясь в основном составлением обзоров дипломатических донесений.

Николай Николаевич участвовал в русско-шведской войне 1788-1790 гг., отличился в Первом Роченсальмском сражении, за что получил звание подполковника, а затем в Выборгском и Втором Роченсальмском сражениях. Участвовал в подавлении польского восстания (1794-1795) под предводительством Тадеуша Костюшко. В связи с болезнью в 1796 году вышел в отставку. Во время Великой французской революции Н.Н. Новосильцев по поручению А.С. Строганова отправился в Париж выручать своего двоюродного брата П.А. Строганова. К этому периоду относится начало их дружбы, благодаря которой Николай Николаевич познакомился с Адамом Чарторыйским и был введён в круг «молодых друзей» великого князя Александра Павловича, ставшего в 1801 году императором.

Из-за недовольства Павла I взглядами и «слишком свободным поведением» Н.Н. Новосильцева он был вынужден выехать за границу. До 1801 года жил в Англии, слушал в Лондонском университетелекции по физике, математике, медицине, а также занимался самообразованием, изучая современную английскую и французскую литературу. По словам Адама Чарторыйского «никто в начале Александровского правления не превосходил его познаниями по части государственного управления». Уже в это время Николай Николаевич составил большое число различных проектов, по мнению некоторых историков, свидетельствовавших об его обширных познаниях по праву, истории, дипломатии, экономике .

В 1801 году Н.Н. Новосильцев был вызван взошедшим на престол Александром I в Россию, где стал активным участником «Негласного комитета», получил звание Действительного камергера двора Его Императорского Величества. Новосильцев активно участвовал в рассмотрении законопроектов в области торговли, земледелия, культуры, церкви, промыслов и ремёсел, а также в деятельности комиссии по пересмотру прежних уголовных дел. Им были подготовлены проекты создания кредитной системы в Лифляндской и Эстляндской губерниях, проекты о правах и обязанностях Сената, учреждении министерств. С 1803 по 1810 год Н.Н. Новосильцев – президент Императорской Академии наук.

В 1804 году Н.Н. Новосильцев стал товарищем министра юстиции, руководил Комиссией составления законов, занимавшейся разработкой нового и кодификацией существующего законодательства Российской империи. Однако после размолвки с Императором его деятельность стала сосредоточена в основном на дипломатических поручениях и задачах. В 1805 году успешно справился с заключением союзного договора c Англией в качестве посла в эту страну. Николай Николаевич Новосильцев в том же году был назначен членом Совета о военных учебных заведениях, где создал план организации сети военных образовательных учреждений по всей России. В 1806 году Н.Н. Новосильцев был отправлен послом к Наполеону. В том же году он получил звание тайного советника. Однако к этому времени Александр I разочаровался в «Негласном комитете» и фактически распустил его. Большинство проектов Николая Николаевича так и остались проектами. Постепенно происходило его удаление от императора. В 1808 году Николай Николаевич был освобождён от должности товарища министра юстиции и председателя Комитета составления законов. В 1809 году получил отпуск с формулировкой «для поправления здоровья» и поселился в Вене. Затем был уволен с должностей попечителя Петербургского учебного округа, члена Главного правления училищ и президента Академии наук, сохранил лишь звание сенатора. Живя в Вене и выполняя некоторые дипломатические поручения в Европе, Николай Николаевич тяжело переживал удаление от двора и, по некоторым замечаниям, стал предаваться крепким напиткам.

В 1812 году Н.Н. Новосильцев был вызван императором в Россию, в 1813 назначен Вице-президентом временного совета, учреждённого для управления Герцогством Варшавским. Николай Николаевич также был назначен президентом Комитетов высшего надзора за госпиталями и над полицией, а также осуществлял надзор за финансами в Герцогстве. Новосильцев занял должность полномочного делегата при Правительственном совете Царства польского, участвовал в создании некоторых польских правительственных учреждений, составил проект общего таможенного тарифа между Российской Империей и Царством Польским, проекта учреждения российских таможен на западных границах Польши, управлял созданием торговой конвенции между Россией, Пруссией и Царством Польским. Н.Н. Новосильцев создал проект улучшения положения еврейского населения в Польше путем уравнения их в правах с основным населением, однако, встретил заметное сопротивление.

Под руководством и при непосредственном участии Николая Николаевича был создан проект первой российской конституции – Государственная уставная грамота Российской Империи (1820). Проект предполагал провозглашение и осуществление принципа разделения властей. Законодательной властью наделялся двухпалатный Государственный сейм, состоящий из верхней палаты – Сената – и нижней – Посольской избы. Высшим судебным органом являлся Верховный государственный суд, выделявшийся из Сената. Главой исполнительной власти оставался император, который не может без парламента издать никакой закон, а основой этой ветви оставалась система министерств. Конституция предусматривала и иные прогрессивные принципы, такие как неприкосновенность частной собственности, равенство граждан перед законом, значительное число гражданских прав и свобод, например свободу печати, осуществление правосудия только судом, задержание только при предъявлении обвинения, независимость суда. Данным проектом подразумевалось создание федеративного устройства Российской Империи, в т.ч. двухпалатных представительных органов в наместничествах – группах губерний,.

В 1821 году Н.Н. Новосильцевым вместе с А.С. Меньшиковым и М.С. Воронцовым был разработан проект отмены крепостного права в России, который затем был представлен Александру I. Однако из-за противодействия дворянства, личной нерешительности Александра I и неготовности общества к переменам данные проекты, к сожалению, не были претворены в жизнь.

Николай Николаевич занимал разные должности и в разных местностях. А в июле 1834 года он назначается председателем Государственного совета и вскоре председателем Комитета министров (по иным свидетельствам – в 1832 году), а в 1835 году – особым секретарём Комитета о внешнем займе. В 1833 году Николаю Николаевичу Новосильцеву был пожалован титул графа.

В 1838 году в петербургских газетах появился скромный некролог, извещавший о том, что 8 апреля после кратковременной болезни скончался кавалер всех российских орденов граф Николай Николаевич Новосильцев.

Большинство работ Николая Николаевича и большая часть информации о нем так и не дошла до нас, оставив одну из важнейших исторических фигур правления Александра I без должного внимания. Виной этому, среди прочего, утрата обширного архива Н.Н. Новосильцева во время восстания в Польше.

Основные труды:

Государственная Уставная Грамота Российской империи // «Исторический сборник Вольной русской типографии в Лондоне» А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Кн. 2., 1861. Факсимильное издание. - М.: Наука, 1971.

Мнение сенатора Новосильцева «О составлении законов, о наследовании имуществом в России» // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1859. № 2.

Всеподданнейшая записка Александру I. «Историческая справка о соединении Литвы и Польши» // Русская старина. 1882. XXXV т. № 7.

Рапорт сенатора Новосильцова // К истории тайных обществ и кружков среди литовско-польской молодежи в 1819-1823 гг. - Варшава, 1897.

Библиография:

1) Российские сенаторы. 1711-1917 гг.: биограф. справочник: в 2 т. Т.2. / Отв. ред. В.И. Федорченко. – Красноярск: Сиб. Федер. Ун-т, 2013.

2) Николай Николаевич Новосильцов - государственный деятель императорской России первой трети XIX века: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Любезников Олег Анатольевич; Место защиты: С.-Петерб. ин-т истории РАН.

3) Во главе первенствующего учёного сословия России. Очерки жизни и деятельности Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. 1725-1917гг. Отв. редактор Э.И. Колчинский. СПб.: Наука, 2000

4) Минаева Н. В. Потаенные конституции России М.: Посев, 2010.

5) История России с начала XVIII до конца XIX века (под ред. А. Н. Сахарова). Институт Российской истории РАН, 1997. Стр. 322

6) Вернадский Г. В. Государственная уставная грамота Российской империи 1820. Историко-юридический очерк. Прага, 1925.

7) Шилов Д. Н. Государственные деятели Российской империи. 1802-1917. Биобиблиографический справочник. - СПб., 2001. - С. 465-467.

См.: Во главе первенствующего учёного сословия России. Очерки жизни и деятельности Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. 1725-1917гг. Отв. редактор Э.И. Колчинский. СПб.: Наука, 2000. С. 107.

Иногда его фамилия писали именно так: Новосильцов.

Организационный момент.

2. Актуализация знаний по теме: «Внешняя политика России в 1812 – 1814 г»

1. Расскажите о начале войны 1812 г. Планах сторон, соотношении сил

2. Бородинское сражение, оценки, значение.

3. Какую роль сыграл Тарутинский марш-маневр?

4. Роль народа в Отечественной войне 1812 г. Примеры партизанского движения

5. Какова была цель заграничного похода русской армии?

6. Итоги Венского конгресса для России

7. Священный конгресс, цели создания

Изучение нового материала.

Россия после войны с Наполеоном

Перемены во внутренней политике. Победа в войне с Наполеоном, казалось, открывала перед Александром I блестящие возможности для проведения в стране крупных реформ. Реформаторские намерения царя совпадали с общим ожиданием перемен во всех слоях населения. Свободомыслящее дворянство мечтало и вслух говорило о будущей конституции. Крестьяне, отстоявшие Родину в борьбе с врагом, надеялись на отмену крепостного права. Многие народы Российской империи (в особенности поляки) ждали от царя приближения российских законов к западно-европейским, послаблений в национальной политике. С этими настроениями Александр I не мог не считаться.

Но он должен был учитывать и другое: консервативные слои дворянства восприняли победу над Наполеоном как очередное свидетельство превосходства российских порядков над западно-европейскими, ненужности и вредности реформ. Восстановление старых правительств в Европе стало для них сигналом к повороту во внутренней политике. Нельзя было допускать и стремительных перемен, грозивших стране революционным хаосом.

С учетом этого Александр I, не отказываясь от идеи реформ, был вынужден вести их разработку в строжайшем секрете. Если о предложениях «Негласного комитета» и Сперанского постоянно говорили и в высшем обществе, и на улицах столиц, то новые проекты реформ готовились узким кругом лиц в обстановке полной тайны.

Крестьянский вопрос

Как Александр I пытался решить вопрос об отмене крепостного права в начале своего царствования? Почему он так и не решился на это?

(указ о вольных хлебопашцах, отмена крепостного права в Прибалтике, недовольство дворянства этими идеями)

Отмена крепостного права в Прибалтике. «Полигоном» для проведения этой реформы стали западные губернии страны. В 1811 г. немецкие помещики Прибалтики обратились к царю с предложением освободить их крестьян от крепостной зависимости, но земли им при этом не давать. В 1816 г. Александр I утвердил закон о полной отмене крепостного права в Эстляндии при сохранении земель за помещиками. В 1818-1819 гг. такие же законы были приняты в отношении крестьян Курляндии и Лифляндии.

Проект Аракчеева об отмене крепостного права . Вскоре о желании подобным же образом решить крестьянский вопрос стали заявлять помещики белорусских, псковских, петербургских и пензенских земель. Император дал секретное указание о разработке общероссийской крестьянской реформы. Поручил он это дело человеку совершенно неожиданному, ближайшему к нему в то время чиновнику - генералу А. А. Аракчееву.

Однако такое решение могло показаться странным лишь на первый взгляд. Аракчеев был известен успешным ведением хозяйства в своем имении Грузино (Новгородская область). Ему удалось создать там крупное хозяйство, ориентированное на рынок. Аракчеев открыл для крестьян Заемный банк, выдававший ссуды на постройку домов, покупку скота. Поощрял он и предпринимательство своих селян. Правилом стало оказание помощи беднякам. Однако методы создания образцового хозяйства были жесткими: крестьяне строго наказывались за малейшее нарушение и бесхозяйственность. Прибыль от имения была настолько велика, что большие деньги направлялись на постройку дорог, храмов и каменных домов для крестьян, создание парков, конных заводов. В 1810 г. Грузино посетил Александр I, который был просто изумлен результатами, достигнутыми Аракчеевым.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПРОЕКТОВ ОБ ОТМЕНЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА:

· Крепостное право будет ликвидировано в далеком будущем

· Крестьяне должны быть освобождены без земли

· Дохода и привилегии помещиков должны сохраниться

· Освобождать крестьян следует осторожно, чтобы не вызвать бунта

ИТАЕМ ПРОЕКТ АРАКЧЕЕВА на стр. 42

Поручая Аракчееву подготовку проекта, Александр I поставил лишь одно условие: реформы должны осуществляться постепенно и «не заключать в себе никаких мер, стеснительных для помещиков». В 1818 г. проект был готов. Для решения крестьянского вопроса Аракчеев предлагал царю выделять ежегодно по 5 млн рублей (это была рыночная стоимость крепостных, ежегодно выставляемых на торги) на выкуп имений у тех помещиков, которые будут согласны на это. Таковыми могли стать в первую очередь дворяне, которые заложили свои поместья и едва сводили концы с концами. После этого выкупленные земли должны были распределяться между освобожденными крестьянами (по 2 десятины на душу). Наделы были небольшими, что заставило бы крестьян, по замыслу Аракчеева, «подрабатывать» у помещиков.

Проект Аракчеева вполне мог хотя бы на время устроить и помещиков, и крестьян, хотя и не решал полностью крестьянский вопрос. Но этот проект так и не был осуществлен.

??? Был ли этот проект реален? Почему он так и не был осуществлен?

1816 г. – создание военных поселений. Государственные крестьяне превращались в военных поселенцев, они должны были совмещать военную службу с крестьянскими работами

Жизнь военных поселенцев:

Жизнь военных поселенцев:

Военные поселения. Другим планом Александра I, проведение в жизнь которого было поручено Аракчееву, стало введение военных поселений. В условиях экономического кризиса решено было сократить расходы на содержание армии. Аракчеев разработал проект особой организации вооруженных сил. Солдаты должны были совмещать военную службу с хозяйственной деятельностью. Поселенные в сельской местности войска («поселяне-хозяева») состояли из семейных солдат, отслуживших не менее 6 лет, и бывших государственных крестьян в возрасте от 18 до 45 лет. Дети поселенцев зачислялись на службу.

Размещение военных поселений проходило лишь на государственных землях. Это вызывало многочисленные восстания государственных крестьян, которых превращали в военных поселенцев. С точки зрения экономии военных расходов поселения выполнили стоявшую перед ними задачу. За период с 1825 по 1850 г. было сэкономлено 45,5 млн рублей. Однако создание военных поселений ограничивало возможности свободного развития хозяйства.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Жизнь в военных поселениях была очень тяжелой. Процветала мелочная регламентация, палочная дисциплина. Вся жизнь поселенцев протекала под надзором командиров, занятия, не предусмотренные регламентом, не допускались. Военные начальники не были знакомы с сельским хозяйством, поэтому! уровень производства был низким. В результате хозяйства поселенцев были убыточными и требовали больших государственных расходов. Браки в поселениях заключались с согласия начальства, а иногда и по его указанию, и имели целью не создание счастливой семьи, а пополнение армии новыми солдатами. В детях поселенцев видели будущих солдат. Тяжелая жизнь поселенцев провоцировала недовольство, выливавшееся в восстания, которые жестоко подавлялись.

Документ Военные поселения

«Все, что составляет внешность, пленяет глаз до восхищения, все, что составляет внутренность, говорит о беспорядке. Чистота и опрятность есть первая добродетель в этом поселении. Но представьте огромный дом с мезонином, в котором мерзнут люди и пища; представьте сжатое помещение - смешение полов без разделения; представьте, что корова содержится, как ружье, а корм в поле получается за 12 верст; представьте, что капитальные леса сожжены, а на строения покупаются из Порхова с тягостною доставкою, что для сохранения одного деревца употребляют сажень дров для обставки его клеткою.

В этом поселении повивальные бабки, родильные ванны, носилки, отхожие места - все царское. В больнице полы доведены до паркетов, но больные не смеют прикасаться к ним, чтобы не замарать, и, вместо того, чтобы выходить через дверь, прыгают прямо с кровати в окно. У каждого поселенного полка - богатая мебель и серебряный сервиз. Но мебель хранится, как драгоценность, и на ней никто не смеет сидеть. То же с офицерами - они не смеют ни ходить, ни сидеть, дабы не обтереть и не замарать того, что дано им в употребление».

Из «Записок» генерал-майора СИ. Маевского

Проект реформ Н.Н. Новосильцева

Идею введения конституции в России Александр решил попробовать на Царстве Польском

1815 г. – введение Конституции в Польше.

Разработанная в 1815 г. конституция гарантировала неприкосновенность личности, свободу печати, уничтожала такие формы наказания, как лишение имущества и ссылка без решения суда, обязывала использовать польский язык во всех правительственных учреждениях и назначать на государственные, судебные и военные посты только подданных Царства Польского. Главой польского государства объявлялся российский император, который должен был приносить присягу на верность принимаемой конституции. Законодательная власть принадлежала состоявшему из двух палат сейму и царю. Нижняя палата сейма избиралась от городов и от дворянства. Избирательное право было ограничено возрастным и имущественным цензом. Сейм должен был собираться два раза в году и работать в общей сложности не более месяца. Не обладая правом принимать законы, сейм мог лишь представлять обращение о предложении об их принятии на имя императора. Законопроекты должны были обсуждаться в Госсовете.

Польская конституция стала самым крупным шагом Александра I на пути реформ за все его царствование.

ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ ПОЛЬШИ АЛЕКСАНДР I поручил Н. Новосильцеву подготовить проект общероссийской конституции.

«Уставная грамота Российской империи»

· Сенат назначается императором

· Посольская палата выбирается наместническими сеймами и утверждается императором

· Страна делится на 12 наместничеств, в которых есть свои представительные собрания – сеймы

· Свобода слова, печати, вероисповедания, неприкосновенность личности, равенство всех перед законом

Главным ее пунктом было провозглашение суверенитета не народа, как было записано в большинстве конституций, а императорской власти. В то же время в проекте провозглашалось создание двухпалатного парламента, без одобрения которого царь не мог издать ни одного закона. Правда, право внесения в парламент проектов законов принадлежало царю. Он же возглавлял исполнительную власть. Предполагалось предоставить гражданам России свободу слова, вероисповеданий, провозглашалось равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность.

Как и в проектах Сперанского, в «Уставной грамоте» под понятием «граждане» понимались лишь представители «свободных сословий», в число которых не входили крепостные. О самом крепостном праве в проекте ничего не говорилось. «Уставная грамота» предполагала федеративное устройство страны, разделенной на наместничества. В каждом из них также предполагалось создать двухпалатные парламенты. Власть императора была по-прежнему огромна, но все же ограничена. Вместе с грамотой были подготовлены и проекты манифестов, вводивших в действие основные положения «Уставной грамоты». Однако подписаны они так и не были.

Граф Николай Николаевич Новосильцев был одной из самых важных государственных фигур России первой половины XIX века. Ему принадлежит авторство нескольких законопроектов.

Происхождение

Родился Николай Николаевич Новосильцев в 1761 году. Он был племянником знатного вельможи Александра Строганова - члена Государственного совета и одного из приближенных Екатерины II. Однако был в биографии ребенка и изъян. Он являлся незаконнорожденным сыном своей матери-аристократки. Именно из-за этого его отправили на воспитание к дяде, где он мог бы жить в стороне от семейных передряг своих родителей.

Александр Строганов решил, что лучше всего племяннику будет сделать военную карьеру. Богатые дворянские семьи всегда стремились пристроить сыновей в элитные петербургские гвардии, которые состояли из сливок российского общества. До такого уровня Николай Николаевич Новосильцев не дотянул, но тем не менее в 1783 году закончил обучение в столичном Пажеском корпусе.

Военная карьера

На протяжении следующих 13 лет будущий государственный деятель уверенно двигался вверх по карьерной лестнице в армии. На годы его службы пришлась очередная война со Швецией в 1788-1790 гг. Новосильцев участвовал в нескольких важных операциях и набрался настоящего боевого опыта. По итогам войны стал полковником.

С получением такого высокого звания офицер окончательно забыл о покое. Не успела российская армия закончить войну со Швецией, как вспыхнуло Это произошло в 1794 году, когда позади уже было несколько Россия, Австрия и Пруссия разорвали это государство на части и забрали себе по куску. Поляки подняли восстание. Во главе встал националист и патриот Тадеуш Костюшко. Николай Николаевич Новосильцев участвовал в подавлении вооруженного сопротивления поляков. В 1796 году он решил оставить армейскую службу и вышел в отставку.

Известность в либеральных кругах

Некоторое время Новосильцев Николай Николаевич жил за границей, в том числе в Лондоне, где завершал свое гуманитарное образование. Долго оставаться на чужбине ему не пришлось. Молодой император позвал его обратно на родину.

В это время новый царь собрал вокруг себя кружок верных товарищей из числа самых образованных аристократов Петербурга. Все они были либералами и хотели начать в стране реформы. Император разделял это желание. Он нуждался в таких людях, как Новосильцев Николай Николаевич. Биография этого человека полностью отвечала требованиям Александра.

Несмотря на то что по первому образованию Новосильцев был типичным военным, он обладал глубоким государственным умом. Он стал известен и популярен в среде петербургской передовой аристократии, недовольной порядками, установленными во время правления Павла I - отца Александр I. Теперь старый самодержец был свергнут и убит, а его консервативный государственный строй, установленный в России, пора было демонтировать.

Член Негласного комитета

В первые годы правления Александра Новосильцев Николай Николаевич был деятельным членом Негласного комитета - неформального собрания приближенных императора. В 1803 году вельможа был назначен президентом Академии Наук. На этом посту он оставался 7 лет, за которые сделал многое для развития образования и исследований в России.

Новосильцев был известен тем, что умел совмещать сразу несколько разных должностей. При этом его работоспособность не падала - он принимал верные и эффективные решения. В 1804 году чиновник стал помощником министра юстиции. Именно в этот период он с головой окунулся в сложное российское законодательство, которому требовались реформы. Некоторые нормы были установлены еще в XVII веке и ко времени правления Александра окончательно устарели.

Для внедрения реформ была создана Комиссия составления законов. Ее возглавил Новосильцев Николай Николаевич. Фото портрета этого человека можно встретить в любом учебнике юридических факультетов в вузах.

Дипломат и реформатор

В 1805 году император разочаровался в Негласном комитете. Реформы перешли в руки Члены былого кружка получили новые должности. У Новосильцева началась карьера посла и дипломата. На этом поприще ему пригодился собственный опыт жизни за границей. В том же 1805 году он успешно заключил союз с Великобританией, который был жизненно необходим для Александра во время подготовки к

В этот период Новосильцев исполнял множество дипломатических поручений по всей Западной Европе. В то же время он относился к этой своей работе как к почетной ссылке. Новосильцев очень хотел вернуться в столицу. Случилось это много позже. Скоро разразилась года. Когда Наполеон был окончательно разгромлен, к России присоединились остатки Польши. Именно туда был направлен Новосильцев.

В последние годы правления Александра вельможа, наконец, вернулся в Петербург. В столице он разработал черновой проект Фактически это был своеобразный прототип будущей конституции, в которой говорилось о гражданских свободах. Проект так и не был реализован.

При Николае I Новосильцев был членом Государственного совета. В 1833 году он стал графом, а в 1838-м скончался. За этим человеком закрепилась слава одного из самых исполнительных и эффективных чиновником того времени.

Александр 1 и его реформы: задуманное и осуществленное. Сперанский, Аракчеев, Новосильцев.

Реформы осуществленные Александра I:

1. указ о «вольных хлебопашцах» (20 февраля 1803) разрешил помещикам отпускать на волю крестьян с землей и за выкуп (этим указом смогли воспользоваться не более 0,5% крепостных);

2. в 1802 г. вместо коллегий были учреждены восемь (позднее двенадцать) министерств. Министров назначал царь, вводился принцип единоначалия, призванный повысить эффективность центральных органов управления;

3. указом 1803 г. вводилась единая система учреждений образования: одноклассные сельские училища, трехклассные уездные училища, шестиклассные губернские гимназии, университеты. В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений, за исключением военных, также бесплатность образования на низших ступенях, оно оплачивалось из гос бюджета. Вводилась преемственность учебных программ между школами различных ступеней приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами.

4. в 1804 г. был принят самый либеральный в истории России цензурный устав. Надзор за печатными изданиями возлагался на цензурные комитеты, находящиеся в ведении Главного управления училищ Министерства народного просвещения. Цензорам вменялось в обязанность в том месте, которое будет ими сочтено «двойным по смыслу», трактовать в пользу сочинителя. Запрещалось писать лишь против Бога, власти и личной чести граждан.

5. в 1816 введены военные поселения. Целью проекта являлось освобождение страны от содержания армии и прикрыть западные границы

Еще в 1803 году Александр заочно поручил Сперанскому подготовить план устройства судебных и правительственных мест в империи, в котором автор высказался в пользу разграничения ветвей власти и создания представительных органов правления. В 1809 году Александр уже лично предложил Сперанскому разработать проект государственных преобразований. Сперанский смог достаточно адекватно представить себе как потребности страны, так и возможности ее реформирования. Не желая забегать вперед, он, будучи противником крепостничества, не включил в проект крестьянскую реформу. При этом существенные изменения касались сословной системы в целом. Главным критерием получения политических прав должно было стать не происхождение или выслуга, а имущественный ценз, по достижении которого политическими правами наделялся любой гражданин. Причем дворяне малоимущие, недвижимостью не обладавшие, лишались политических прав. Таким образом в России открывались перспективы буржуазного развития. Самодержавная монархия фактически превращалась в монархию ограниченную. Предусматривалось создание Государственной Думы – высшей законодательной инстанции. Причем политическая культура прививалась благодаря четырехступенчатой системе с самого низшего волостного уровня, где создавалась волостная дума (затем окружная и губернская). Хотя окончательно законы утверждаться должны были императором, равно как и сам император мог предлагать законы, ни один из них не получал силу без обсуждения в Государственной Думе. Кроме того, Сперанский предполагал отделить исполнительную власть от судебной путем учреждения Сената правительствующего и Сената судебного. Однако данному полезнейшему проекту не суждено было состояться.

были предприняты попытки ограничения свободомыслия в стране, что проявилось в 1817 году в ограничении свободы университетов, установлении жесткой цензуры. Вместе с тем, в 1817 году по предписанию императора А.А.Аракчеев начал разрабатывать проект отмены крепостного права в России , в 1815 году Царству польскому была дарована конституция, в 1818 году Александр предложил Н.Н.Новосильцеву подготовить конституцию для России . Его проект «Государственной уставной грамоты Российской империи» был закончен к 1820 году. Произошедшее в этом году восстание Семеновского полка, шефом которого являлся сам царь, заставило императора отложить дальнейшие реформы. В 1822 году последовал запрет тайных обществ в России. Но, несмотря на все эти ограничения, открытой реакции в стране не было. Даже декабристские тайные организации, о деятельности которых знал Александр, продолжали функционировать.

Причины провала либеральных преобразований

Главная причина неудач заключается в отсутствии широкой общественной поддержки. В подавляющей своей массе дворянство не хотело либеральных преобразований.

Декабристы: основные программные документы и причины провала восстания. Конец эпохи дворцовых переворотов или рождение революционного либерализма?

Основные программные документы и причины провала восстания

В марте 1816 года гвардейские офицеры (Александр Муравьёв и Никита Муравьёв, капитан Иван Якушкин, Матвей Муравьёв-Апостол и Сергей Муравьёв-Апостол, князь Сергей Трубецкой) образовали первое тайное политическое общество «Союз спасения» (с 1817 «Общество истинных и верных сынов отечества»). В него входили также князь И. А. Долгоруков, майорМ. С. Лунин, полковник Ф. Н. Глинка, адъютант графа Витгенштейна (главнокомандующего 2-й армией), Павел Пестель и другие.

Устав общества («Статут») был составлен Пестелем в 1817. В нём выражена цель его: подвизаться всеми силами на пользу общую, поддерживать все благие меры правительства и полезные частные предприятия, препятствовать всякому злу и искоренять социальные пороки, обличая косность и невежество народа, несправедливый суд, злоупотребления чиновников и бесчестные поступки частных лиц, лихоимство и казнокрадство, жестокое обращение с солдатами, неуважение к человеческому достоинству и несоблюдения прав личности, засилье иностранцев. Сами члены общества обязывались вести себя и поступать во всех отношениях так, чтобы не заслужить ни малейшей укоризны. Скрытую цель общества составляло введение в России представительного правления.

Во главе «Союза спасения» стоял Верховный собор из «бояр» (учредителей). Остальные участники делились на «мужей» и «братьев», которых предполагалось сгруппировать по «округам» и «управам». Однако этому помешала малочисленность общества, насчитывавшего не более тридцати членов.

Предложение И. Д. Якушкина осуществить цареубийство во время пребывания императорского двора в Москве вызвало осенью 1817 разногласия среди членов организации. Большинство отвергло эту идею. Было решено, распустив общество, создать на его основе более многочисленную организацию, которая могла бы повлиять на общественное мнение.

Далее был создан Союз Благоденствия(1818-1821), о существовании которого было известно даже императору. Целью «Союза благоденствия» провозглашалось нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных. Скрытая цель была известна лишь членам Коренной управы; она заключалась в установлении конституционного правления и ликвидации крепостничества.

Устав общества, так называемая «Зелёная книга» (точнее её первая, легальная часть, предоставленная А. И. Чернышёвым) был известен самому императору Александру, который давал его читать цесаревичу Константину Павловичу. Сначала государь не признавал в этом обществе политического значения. Но взгляд его изменился после известий о революциях 1820 вИспании, Неаполе, Португалии и бунта Семёновского полка (1820).

1 августа 1822последовало высочайшее повеление о закрытии масонских лож и вообще тайных обществ, под какими бы наименованиями они ни существовали. Вместе с тем от всех служащих, военных и гражданских, отобрана была подписка о непринадлежности их к тайным обществам.

В январе 1821 в Москве был созван съезд депутатов от разных отделов «Союза благоденствия» (из Петербурга, из 2-й армии, также несколько человек, живших в Москве). На нём из-за обострившихся разногласий и принятых властями мер было решено распустить общество. В действительности предполагалось общество закрыть временно для того, чтобы отсеять и ненадежных, и слишком радикальных его членов, а затем воссоздать его в более узком составе.

В 1821 году будущие декабристы эволюционировали в два тайных общества, в которых относительно четко были сформулированы цели, задачи и методы деятельности – Северное и Южное. Несмотря на намерения совершить политический переворот, они были категорическими противниками революции. Рассчитывая на собственные силы, декабристы в этом отношении продолжали традиции эпохи дворцовых переворотов. Тем не менее, принятые программные документы («Русская правда» П.Пестеля – Южное общество и «Конституция» Н.Муравьева – Северное общество) заметно выделяли их на фоне авантюрных предприятий дворянских группировок предыдущего столетия. Проект Северного общества предполагал установление в России конституционной монархии, в то время как в «Русской правде» речь шла о республике, Муравьев выступал за федеративное устройство, Пестель – за унитарное государство. Расхождения были достаточно существенными, однако неприятие самодержавной монархии, крепостного права и сословной системы объединяли декабристов.

«Русская Правда» провозглашала республику. Все сословия в государстве должны были быть решительно уничтожены, «все люди в государстве должны составлять только одно сословие, могущее называться гражданским». Подвергались уничтожению гильдии, цехи и военные поселения.

Пестель был врагом всякого федеративного устройства и сторонником единой и нераздельной республики с сильной централизованной властью.

Республика Пестеля делилась на губернии или области, которые в свою очередь делились на уезды, а уезды – на волости. Ежегодно в каждой волости должно было собираться общее волостное собрание всех жителей, т.н. земское народное собрание, которое выбирало своих депутатов в различные «наместные собрания»

Народное вече являлось органом верховной законодательной власти в государстве; оно было однопалатным. Исполнительная власть в государстве вручалась Державной думе.

Державная дума состояла из пяти членов, избранных народным вечем на пять лет. Ежегодно один из членов Державной думы выбывал из ее состава ввиду истечения своего срока и заменялся другим по выбору. Председателем Державной думы являлся тот ее член, который заседает последний (пятый) год.

Кроме законодательной и исполнительной власти Пестель выделял власть блюстительную, которая должна была контролировать точное исполнение конституции в стране и следить за тем, чтобы законодательная и исполнительная власти не выходили из пределов, поставленных им законами.

Конституция Пестеля провозглашала буржуазный принцип – священное и неприкосновенное право собственности. Она объявляла полную свободу занятий для населения, свободу книгопечатания и вероисповедания. За содержание печатных произведений виновные отвечали только пред судом. Каждая вера могла свободно исповедоваться в государстве, но запрещались некоторые религиозные обычаи. Сословный суд отменялся и вводился гласный суд присяжных заседателей, равный для всех граждан.

«Конституция» Н.Муравьева
Женщины по конституции Муравьева были лишены избирательного права. Кроме того, автор был намерен ввести образовательный ценз для граждан Российского государства.

Избирательные права получали лица, достигшие 21 года. Через двадцать лет после принятия конституции предполагалось ввести обязательное требование грамотности избирателя: неграмотный лишался избирательных прав. Сверх этого конституция Муравьева вводила ценз оседлости: кочевники не имели избирательного права.

Крестьянин-общинник не считался «владельцем» - собственником, его избирательное право было чрезвычайно ограниченно.

Никита Муравьев проектировал отмену крепостного права, делал крестьянина лично свободным. Конституция Никиты Муравьева утверждала священное и неприкосновенное право буржуазной собственности, но в ней подчеркивалось, что право собственности заключает в себе следующее: человек не может быть собственностью другого, крепостное право должно быть отменено.

Удельные земли, т.е. земли, на доход с которых содержались члены царствующего дома, конфисковались и передавались во владение крестьян. Все гильдии и цехи объявлялись ликвидированными.

Конституция Никиты Муравьева была конституционно-монархической. Но, в крайнем случае, автор предполагал введение республики.
Законодательная, исполнительная и судебная власти в конституции Никиты Муравьева были разделены. По конституции император есть только «верховный чиновник российского правительства», он являлся представителем только исполнительной власти, законодательной власти император не имел. Император получал большое жалованье (8 млн. рублей в год) и, если ему угодно, мог за свой счет содержать придворный штат (никаких дополнительных средств ему для этого не давалось). Но конституция трактовала всю придворную челядь, всех камергеров и т.д. как личных прислужников царя.

Император командовал войсками, но не имел права ни начинать войны, ни заключать мира. Он не мог покидать территории империи, иначе он лишался императорского сана.

Будущая Россия должна быть федеративным государством, Муравьев был сторонником государственного устройства Северо-Американских Соединенных штатов. Империя делилась на отдельные федеративные единицы, которые Муравьев называл державами. Было пятнадцать держав (и областей).

Верховным органом законодательной власти по конституции Никиты Муравьева должно было стать Народное вече. Оно состояло из двух палат: верхняя палата – Верховная дума, нижняя – Палата народных представителей. В державах также существовала двухпалатная система. Законодательная власть в каждой державе принадлежала законодательному собранию, состоявшему из двух палат – палаты выборных и Державной думы.

Причины провала восстания

Неорганизованность, разобщенность, неподготовленность и главное - они не заручились поддержкой населения:
Главной причиной неудачи восстания декабристов было то, что руководители восстания действовали нерешительно, потеряли время, а также упустили инициативу. Недостаточная конспирация, в результате чего правительство знало о планах заговорщиков.

Пресловутый "народ", от которого декабристы были "страшно далеки", в силу своей неграмотности и отсталости не мог в течение всего 19 века стать субъектом российской истории, поскольку существовал в условиях традиционной общины. Община же жила по феодальным обычаям и ни в какой конституции не нуждалась.

Восстание разительно отличалось от заговоров эпохи дворцовых переворотов своей революционной направленностью. Именно в декабристах видел истоки русского революционизма В.И. Ленин, им отводилась роль людей, разбудивших Герцена, который, в свою очередь, развернул революционную агитацию.