Простое осложненное предложение. Понятие об осложненном предложении. Основные типы осложнения

Взгляды на осложненное предложение можно свести к следующему:

  1. Осложненное предложение не является самостоятельной синтаксической единицей, так как по структуре представляет собой простое предложение. Например, Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала (N1Vf) (Белошапкова, Прияткина и др.)
  2. В.В. Бабайцева, Н.Г. Валгина рассматривают осложненное предложение, как явление переходное между простым и сложным предложением.

Характер осложнения очень различный и объединяет неоднородные синтаксические построения.

Многие конструкции осложнения способствуют расширению модального плана высказывания (обособленные члены). Например, есть мнение, что предложения с однородными членами не являются осложненными, поскольку имеет лишь количественное расширение. Чаще всего осложнение связано с понятием полупредикативности (особым синтаксическим значением, близким предикативному (Предложение с причастными и деепричастными оборотами)). Однако оно тоже неоднородно, поэтому профессор Прияткина предлагает свой термин «дополнительная предикативность».

Признаки осложненного предложения:

По Прияткиной осложнения противопоставлены такому распространению предикативного ядра, которое может быть названо элементарным. Элементарные и осложненные предложения различаются:

А) Составом ВЧП (синтаксической позицией);

Б) Характером синтаксических отношений;

В) Типами синтаксических связей;

Г) Формальными средствами строения предложения.

а. Синтаксических позиций в осложненном предложении больше, чем в элементарном (Старик ловит > неводом >> рыбу.

б. Синтаксические отношения в элементарных предложениях сводятся к предикативным и подчинительным. В осложненном предложении присутствует ещё и другие отношения (пояснительные, присоединительные, полупредикативные)

в. Синтаксические связи в элементарных предложениях представлены предикативными, подчинительными. В осложненном добавляется сочинительная связь, а также пояснительные, присоединительные, полупредикативные (в том числе оппозитивная связь приложения с определяемым словом), интродуктивная связь и так далее.

г. В элементарных предложениях работают формы слов и предлоги (первообразные), а в осложненных предложениях сочинительные союзы, пояснительные союзы (то есть, а именно), присоединительные союзы (да и), интонация, подчинительная связь в сравнительной семантике и так далее.

  1. Обязательно двухуровневое синтаксическое строение
  2. Принцип замещения позиций
  3. Разные способы осложнения: конструктивные и неконструктивные

1) Конструкция – относительно целостное (неделимое на части без потери общего значения) и оформленное по некоторой грамматической схеме синтаксическое единство, состоящее из определенных компонентов. Брат и сестра О и О Сущ. (прич.об.)

2) Неконструктивные обычно передается с помощью интонации.

Эти способы могут действовать совместно.

Многие типы осложненных предложений характеризуются дополнительной предикативностью (термин Прияткиной)

Дополнительная предикативность:

Прямая – глагольная предикативность; полупредикативность

Косвенная – свернутая; скрытая (отраженная)

Прямая дополнительная предикативность дана в грамматических формах: в предложении есть грамматическая форма, которую можно назвать дополнительным сказуемым.

Косвенная обнаруживается опосредованно, то есть на неё может указывать ВЧП, служебные слова или она выявляется через лексическую семантику.

Полупредикативностью называются синтаксические отношения между интонационно обособленным членом (оборотом) и его определяемым словом. (И навестим поля пустые, леса недавно столь густые и берег милый для меня)

И звезды слушают меня, лучами радостно играя.

Многие вышли в коридор - поразмяться и покурить.

Свернутая предикативность

Допускающая развертывание в субъектно-предикативную конструкцию.

Осложненное предложение: 1) Связанное с основной частью (1 - с однородными членами; 2 - с обособленными членами: а) с уточняющими членами; б) с полупредикативными отношениями, обособленные определение (причастный, адъективный, субстантивный обороты), обособленные обстоятельства (деепричастный и субстантивный оборот)); 2) Не связанное формально с основной частью; 3) Со вставными и вводными конструкциями (вводные и вставные);4)С обращениями. Проблема: нет строгого определения понятия «осложненное предложение». Причины: сложность и неодн-сть самого объекта, степень разработанности синтаксич. Теории в целом.

Традиционная точка зрения (А.М. Пешковский): Осложнение - это стилистическая категория. Обособленные члены - это стилистическая надстройка в элементарном предложении. Позиция А.М. Пешковского имела практический выход в пунктуацию, поскольку позволяла обосновать постановку знаков препинания.

Современный подход определяется следующими факторами:- развитием идей семантического синтаксиса;- идеей структурной схемы предложения Что относится к понятию осложненного предложения?- предложения с однородными членами;- предложения с обособленными членами;- предложения с вводными и вставными конструкциями;- предложения с обращением. Осложнение в семантической структуре предложения (диктум и модус). Осложнение диктума. Сравните: я смотрю на звёзды. 2.Слушаюпение соловья.3.Соловей, поющий в ночи, былизумительно хорош. Признаки осложненного предложения по сравнению с элементарным: 1) всегда больше синтаксических позиций, чем в элементарном предложении; 2) разные типы синтаксических отношений между словами; 3) разные виды синтаксической связи; 4) формальные показатели организации предложений: - элементарное: морфолого-синтаксические (формы слов, простые предлоги); - осложненное: добавляются собственно синтаксические (порядок слов и интонация, союзы, частицы, служебные слова)5) расширение структуры предложения по принципу: - субординации (причастные, деепричастные обороты); - координации (введение однородных уточняющих и поясняющих членов).

Вводные структуры: 1) выражают модальную оценку: конечно ; 2) передают эмоциональную оценку: к несчастью ; 3) указывают на источник высказывания, на то, кому принадлежит мысль: по нашему мнению; 4) указывают на отношения между частями высказывания: к примеру, кстати, наконец, во-первых; 5) выполняют функцию привлечения внимания собеседника: видишь ли, простите, пожалуйста, вообразите; 6) указывают на способ выражения мысли: так сказать, иначе говоря, между нами); 7) указывают на обычность сообщаемого: по обыкновению, бывает.

Вставные конструкции Вставка - синтаксическое явление, которое выходит за рамки предложения. Она связана со структурой сложного предложения и текста, может быть предикативной и непредикативной. Вставные конструкции содержат дополнительные сообщения, попутные замечания и резко разрывают непрерывность синтаксических связей предложения. Как-то раз я рассказала ей, что еще в Петербурге один мой знакомый - она тоже его знала - считал ее самой интересной и очаровательной женщиной из всех, кого ему приходилось встречать в жизни (И. Одоевцева). Никитин был в состоянии любвеобильного блаженства (ему не жалко было бы отдать и рубашку) (Ю. Бондарев). Отличия от вводных конструкций : Связаны с содержанием высказывания в целом или отдельных частей.Не могут располагаться в начале предложения.

Интонация включения, паузы подчёркивают, что эти конструкции не являются строевыми элементами предложения, имеют самостоятельный характер.

Вставные конструкции не имеют модального значения, оценочной функции.

Осложненное предложение по структуре представляет собой простое предложение. Семантическая и грамматическая системы простого предложения может усложниться, что придаст ему черты сходства со сложным. Сам характер осложнения может быть различным, так что понятие «осложненное предложение» объединяет неоднородные синтаксические построения:

а) предложения с однородными членами;

б) предложения с обособленными членами;

в) предложения с обращениями;

г) предложения с вводными и вставными конструкциями.

Осложнение связывают прежде всего с полупредикативностью – особым синтаксическим значением, близким к предикативному. Предложения с однородными членами . Однородными называются два или несколько членов предложения, одинаково относящиеся к какому-нибудь другому члену предложения. Однородные члены характеризуются следующими признаками: 1) однофункциональностью, они занимают позицию одного члена предложения; 2) связаны с одним и тем же членом предложения подчинительной связью; 3) связаны между собой сочинительной связью.

Осложнение имеет свою специфику, оно может быть двух типов:

1.Осложнение путем количественного увеличения членов предложения, акцентирования за счет интонации и пунктуации. (Обособленные и однородные члены)

2. Осложнение путем включения в состав предложения компонентов, которые не являются членами предложения. (Обращения, вводные и вставные конструкции)

Осложнение выполняет две функции: а) диктумные осложнения – расширяется круг номинации; б) модусное осложнение – субъективные смыслы, которые передают отношения говорящего.

2. Предложения с однородными членами. Признаки однородности. Формальные средства выражения однородности. Однородные и неоднородные определения. Вопрос о
предложениях с однородными сказуемыми в научной и школьной грамматике.

Греч, Буслаев рассм-ли синтаксич.однородность как результат слияния предложений – «слитные предложения»

Понятие «однородные члены» введено Пежковским, который дал определение однородным членам: члены, которые соединены или м/б соединены без изменения грамм.смысла сочинит.союзом.

Руднев рассматривал однородность с точки зрения функциональности: однородные члены – члены предложения, если они одинаково определяют один из членов предложения либо определяются им; одну и ту же семантико-синтаксическую функцию.

3 основных критерия однородности:

Однофункциональность (1 синтаксич.позиция)

Подчинит.связь с общим соподчиняющим или соподчиненным словом

Связаны м/у собой сочинит.связью

Сказка нужна не только детям, но и взрослым

Условия не универсальны.

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека Не стучали, не кричали, не лезли с вопросами (сложная предикативная конструкция)

Синтаксическая однородность основана на логич.однородности, поэтому морфологич.однородность не явл-ся обязательной.

Червонец был запачкан и в пыли.

Не явл-ся однородными членами:

Члены предл, связанные с одним и тем же членом, но занимающие разные синтакс.позиции: Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь

Повторяющиеся слова, повторы, основная функция которых – подчеркнуть длительность процесса, его множественность и тд: шли-шли, пьешь-пьешь и тд

Устойчивые сочетания, фразеологизмы: ни свет ни заря, ни рыба ни мясо, ни то ни се и тд

Осложненные простые глагольные сказуемые: взял да уехал, давай поговорим и др

Как стилистический прием используется явление «мнимой однородности»: Будем пить чай с сахаром и папой.

Основные показатели однородности

Сочинительная связь, которая выражается с помощью союзов:

Соединит.союзы (и, да, и-и )

Противит.союзы (но, да, однако, зато, а )

Разделит.союзы (или, либо, ли, то-то )

Присоединит.союзы (да и, а не то, а то )

Присоединит.связь выражается на всем пространстве синтаксиса. Эти конструкции выражают значение добавочного значения, они ближе к сочинит.связи, чем к подчинит, несмотря на характер добавления

Градационные отношения по форме подчинит: не только..но и, только не..а, не столько..сколько, настолько..насколько, столь же..как и итд

Соединительные отношения – равнозначные, равноправные

Исчерпывающее перечисление: Сосны лишь да ели вершинами шумели

Усилительное перечисление: Я не хочу не судить не прощать вас.

Противительные отношения

Противопоставление + оттенки уступки, возмещения, условия: Приют наш мал, зато спокоен

Сопоставление (а): Москва верстой далеко, а сердцем рядом.

Разделительные отношения:

Выбор/взаимоисключение: С чужими я робел, либо важничал

Чередование (то-то): То здесь, то там просветы в небе, что оконца

Неразличение (ни то-ни то, то ли-то ли): На лице у Обломова выступали не то страх, не то тоска и досада.

Градационные союзы

· Различение в степени проявления ч-либо: Книга не только ваш лучший друг, но и верный спутник

·Снятие градации – явления приравниваются: Андерсен сделал сказку доступной как для взрослых, так и для детей (однородные дополнения)

· Градационно-модальные (различаются по степени достоверности): Наташа хотела если не скрасить, то хотя бы украсить их расставание

Однородные сказуемые расширяют предикативные возможности простого предложения.

Вопрос о классификации предложений с несколькими сказуемыми не имеет однозначного решения. Одни исследователи называют такие предложения сложными, другие относят к простым с однородными членами, третьи усматривают в данных конструкциях признаки и простого, и сложного предложения, в зависимости от способа выражения сказуемых.

Еще с Греча рассм-ся как слитные простые предложения на базе сложных. В РГ-80 нет понятия «однородные сказуемые» - рассм-ся как сложные (+Белошапкова).

Как однозначно сложные рассм-ся предл, если каждое сказуемое имеет при себе второстеп.чл.: Я так тихо сидел и глядел кругом и внимательно слушал.

Как сложные рассм-ся предл. со сказуемым с разными формами времени и наклонением: Ты узнал об этом и молчи.

Различные морфологич.выражение сказуемых: Ты мне друг, помоги мне

Группа сказуемых прерывается подл: Пошел дождь, перестал, и вновь начинается .

При пояснительных отношениях однородность отсутствует: Он пришел и заснул – выбился из сил.

Иногда однородн.сказуемые рассм-т как расширенный чл.предл.

Однородные/неоднородные определения

· Логическое основание (наличие или отсутствие) для ряда атрибутов (семантич.критерий): цель, материал, размер, качество и тд. Неоднородные – разноплановые признаки, объединяющиеся в контексте: старый кожаный портфель

·Морфологический критерий. Обычно однородные определения – прилагат.одного разряда (качеств, относит). Неоднородные – разные разряды

·Синтаксический критерий. Тип связи – однородн.определ. с определяемым словом связаны непосредственно; неоднородные – цепная связь; старый кожаный портфель

Все определения в постпозиции становятся однородными: По дороге зимней скучной тройка борзая бежит.

Контекстуальная однородность – вся система определений используется для того, чтобы передать эмоции, впечатления, создать единый образ: Видел я 2 раза Потемкина. Этот кривой, косой, огромный, яркий, потный человек был ужасен .

Обобщающие слова при однородных членах м/сочетаться с обобщенным родовым понятием – семантика одного ряда – 1 синтаксич.функция..

В начале июня шли необычные для лета дожди: по-осеннему смирные, без гроз, без ветра.

м/б в препозиции – пояснит.отношения (а именно, именно, как то, будь то ); постпозиция – собственнообобщающие отношения итога (словом, одним словом, в общем, вообще и тд). Язык, стих, слог – всё занимательно в «Мертвых душах»


Похожая информация.


Понятие об осложнённом простом предложении.

1-ый урок по теме.

Тип урока: комбинированный .

Цель урока: формирование представлений об осложненных предложениях, обобщение сведений об однородных членах предложения, известных учащимся по курсу 5-7 классов; формирование умений: 1) опознавать однородные члены предложения; 2) различать сложные и простые осложненные предложения; 3) соблюдать правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения; формирование относительной грамотности учащихся.

Технологии урока: создание проблемной ситуации, соревнование (фрагменты), межпредметные связи, групповая, парная и индивидуальная работа; проектирование схемы.

Оборудование урока: раздаточный материал; орфографические карточки; оформленная доска.

1. Организационный момент

Вступительное слово .

Ребята! Тема сегодняшнего урока не будет для нас совершенно новой. С простым предложением предложения мы знакомыдавно.. Но сегодня нам предстоит углубить и систематизировать наши знания по заявленной теме. Мы продолжим формировать свою практическую грамотность.

2.Орфографическая работа.

    Орфографическая разминка.

Прежде чем приступить к основной части урока, проведем небольшую орфографическую разминку.

Перед вами слова. Наша задача - выбрать правильное написание слова, объяснить написание слов. 1 человек составляет три словосочетания с этими словами (примыкание, управление, согласование), 2 человек – 3 предложения(1- простое, 2 – простое,но либо с обращением, либо с однородными членами предложения,3 - сложное)

Т..ЛАНТЛИВЫЙ

ПР..БРЕЖНЫЕ

ПР..ХОДИТЬ

ЗАР..СЛИ

НОЧ...

(ИЗ,С)ДАЛЕКА

РА..КРЫТЬ

НАСТЕЖ…

Д…ПЛОМАТ

ПР..К..САТЬСЯ

АК..УРАТНО

ПР..ОДОЛЕТЬ

(НЕ)ВЗГОДЫ

РА(С,СС)КАЗАТЬ

3. Синтаксическая работа

Выполним ещё одно упражнение на повторение. На примере простого предложения выполним синтаксический анализ. Вспомним его алгоритм.

    Доказать, что перед нами предложение.

    Определить цель высказывания.

    Указать интонацию.

    Определить, простое или сложное предложение перед нами.

    По составу грамматической основы определить, двусоставное или односоставное предложение перед нами.

    По наличию второстепенных членов указать, распространенное предложение или нет.

    Установить, полное предложение или неполное.

    Понаблюдать, осложнено или не осложнено предложение.

(Данное упражнение помогает актуализировать знания о синтаксических функциях и способах их определениях)

4. Понятие об осложнённом предложении

Итак, обратимся к главной теме нашего сегодняшнего урока. Среди характеристик предложения есть два похожих термина, которые необходимо четко различать: сложное и осложненное предложение. Где в обыденной жизни мы встречали эти понятия?

Чем отличаются сложные и осложненные предложения? Как определить, сложное или осложненное предложение перед нами.

(предложения на карточках)

1.Прочитайте выразительно текст

2. Определите:

-1 ряд - тема

-2вариант – название

-3 вариант стиль текста

Выписать предложения:

-простые

- простые, осложнённые

- сложные

Солнце высоко, и под зелёной развесистой берёзой лежит седая роса. В тени по-утреннему прохладно, свежо. Широкая, искусно наведённая за ночь паутина отчётливо выделяется на фоне густой листвы.

Через час я уже стою на берегу реки. На том берегу, где светло-зелёным морем колышется рожь. Солнце стоит высоко, печёт. Звон кузнечиков удивительно сливается с глубокой синевой и неподвижностью сухого июльского дня.

Я ступаю в прозрачную воду. Речка заросла кустами, зелёной лозою. Над лозою, над высокими цветами береговой медуницы в воздухе тёмно-синие, прозрачные стрекозы. Осторожно ступая по скользким подводным голышам, я бреду по речному, с перебегающими солнечными зайчиками дну, любуюсь на золотое, усыпанное разноцветными ракушками дно, на прозрачно-жёлтых, переливающихся пескарей, слушаю шум воды, дальние голоса на деревне.

5.Проектирование схемы

Чем может быть осложнено предложение

Обращениями

Вводными и вставными конструкциями

Обособленными членами предложения

Однородными членами

А теперь самостоятельно придумываем по одному предложению на каждый вид осложнённого предложения (кроме вставных и вводных конструкций).

6. Рефлексия

Я узнал на уроке…

Было интересно…

Мне понравилось…

Я хочу предложить…

8 . Подведение итогов. Домашнее задание.

“Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами ”

1. Понятие об осложнении простого предложения

2. Понятие об однородных членах предложения

3. Способы выражения однородности в сочинительном ряду

4. Смысловые отношения между однородными членами и средства их выражения

5. Однородные и неоднородные определения

6. Обобщающие слова при однородных членах

7. Синтаксическая связь сказуемого с однородными подлежащими

1. По устоявшейся традиции в учебниках и учебных пособиях по синтаксису выделяется специальный раздел – учение о простом предложении, структура которого не просто распространена, а осложнена . Осложнение строя простого предложения происходит за счет специфических синтаксических форм и конструкций, имеющих свое значение, свое грамматическое оформление, ритмико-интонационную организацию и конструктивные особенности. К синтаксическим формам и конструкциям, осложняющим строй простого предложения относятся: 1) однородные члены предложения; 2) обособленные члены предложения; 3) вводные слова, сочетания слов и предложения; 4) вставные конструкции; 5) обращения .

2. Однородными называются члены предложения, которые выполняют одну и ту же синтаксическую функцию, объединяются друг с другом сочинительной связью и находятся в одинаковых синтаксических отношениях с одним и тем же членом предложения. Наука и труд добрые всходы дают (Посл.). Артисты не улетели , а продолжили выступления.

Однородные члены предложения синтаксически равноправны, произносятся ритмично, характеризуются интонацией перечисления (т.е. имеют одинаковое по силе ударение на каждом из членов однородного ряда, одинаковые паузы между однородными членами) и объединяются между собой при помощи сочинительных союзов или без их участия.

В предложениях однородные члены выражаются чаще всего одной частью речи, но иногда могут выражаться и разными частями речи. Холоден сентябрь, да сыт (Посл). Муравей невелик , а горы капает (Посл.). Я работал с легким сердцем , неторопливо (М.Г.).Подобная разнородность морфологического выражения объясняется тем, что тот или иной член предложения может иметь различные способы выражения; например сказуемое может быть выражено не только глаголом, но и существительным, и прилагательным и т.д.

Однородные члены предложения могут быть нераспространенными и распространенными, т.е. могут иметь при себе пояснительные слова: Светлеющие острова и белоснежные облака казались единым целым. Олеся была ни жива ни мертва .

В предложении может быть несколько групп (рядов) однородных членов: Молодости свойственно судить (о ложном и значительном ) 1 не на основе (изучения и опыта ) 2 .



Однородными могут быть любые члены предложения: подлежащие – Взрослые и дети смотрели этот фильм; сказуемые – Наталья нехотя умылась , расчесала волосы; определение – Луг был усеян желтыми , синими и красными цветами; дополнение – Автомобилям и самолетам тоже нужен отдых; обстоятельства – Я вступил в собор медленно , тихо .

Однородность как синтаксическая категория обычно совпадает с категорией логической однородности: По дороге в это время непрерывно двигались грузовики , легковые автомобили , ветхие телеги со скарбом. Однако для достижения определенного стилистического эффекта авторы используют однородные члены для отражения логической неоднородности: Есаул возвысил голос и нагайку . Мороз и матушка не позволяли высовывать нос из дома. Шел дождь и два студента . Один в пальто, другой в институт.

Нельзя рассматривать как однородные члены предложения повторение одного и того же слова, поскольку они употребляются или с усилительной целью, или же подчеркивают повторяемость, длительность действия. Придет, придет и наше время. У нее никого, никого нет.

3. Синтаксическая однородность находит свое выражение в интонации и в сочинительных союзах.

Обязательным грамматическим средством выражения однородности является интонация перечисления. Одинаковый темп произношения каждого члена ряда, одинаковое ударение на каждом из них.

Сочинительные союзы всегда сочетаются с перечислительной интонацией, но сами, отдельно, однородности передать не могут.

4. Между однородными членами устанавливаются 1) соединительные, 2) разделительные, 3) градационные (сопоставительные), 4) противительные и 5) присоединительные отношения.

Соединительные отношения выражают объединение равноправных, равнозначных понятий, выступающих как компоненты одного синтаксического блока. Соединительная связь между однородными членами выражается при помощи союзов и, да (=и), ни … ни или без союзов: Хлеб да вода – богатырская еда. Её не интересовали книги, фильмы, поездки и друзья.

Разделительные отношения выражают объединение взаимоисключающих или чередующих однородных членов. Смысловая связь разделительных отношений выражается при помощи разделительных союзов или (иль), или…или, либо, либо… либо, ли… ли, то… то, не то… не то, то ли… то ли : Легкий ветерок то просыпался, то утихал.

Сопоставительные (градационные) отношения выражают объединение 2-х сопоставляемых однородных членов. Смысловая связь выражается при помощи градационных союзов: как… так и, не только… но и, не столько… сколько, хотя и … но, не то что (чтобы)… а .

Эти парные союзы употребляются только при двух однородных членах предложения, они образуют замкнутый, нерасчлененный ряд. Книга не только ваш лучший друг, но и верный спутник. Спокойствие Инсарова не то чтобы раздражало его, а заставляло кривляться.

Противительные отношения выражают объединение двух противоположных, несовместимых, контрастных однородных членов. Смысловая связь противительных отношений осуществляется при помощи противительных союзов а, но, да (= но), однако, зато. . Красна ягодка, да на вкус горька. Приют наш мал, зато спокоен.

Присоединительные отношения возникают при объединении двух однородных членов при помощи союзов да и, а также , реже и : Давыдов, да и все члены правления вынуждены были признать ценность проекта. Солнце заливает лес, поле, а также наших спутников.

5. Одним из трудных вопросов в теории однородности / неоднородности членов предложения является вопрос об однородных и неоднородных определениях.

Связанные между собой сочинительным союзом «и» и интонацией перечисления, определения всегда однородны. Связанные между собой бессоюзно, определения могут быть и однородными и неоднородными. Отмечаются семантические, морфологические и синтаксические критерии разграничения однородных и неоднородных определений.

С семантической точки зрения однородные определения характеризуют предмет с одной стороны, по какому-либо одному признаку (материалу, цвету, форме, размеру и т.д.). Красные, белые, синие шары; круглые, овальные, квадратные столы; холодный, резкий ветер.

Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, в разных отношениях, т.е. указывают на:

а) цвет и размер (широкий, синий шарф),

б) форму и материал (овальные деревянные щиты ),

в) качество и местоположение (красивые московские проспекты) и т.п.

С морфологической точки зрения однородные определения характеризуются тем, что они обычно выражены или только качественными или только относительными прилагательными: Рельеф принял неясный, расплывчатый характер. Неоднородные же, как правило, выражаются сочетаниями:

1) качественного и относительного прилагательного (старый фруктовый сад);

2) качественным и притяжательным прилагательным (узкая лисья нора);

3) числительным и прилагательным (первый зимний день);

4) местоимением и прилагательным (мой новый костюм) ;

5) причастием и прилагательным (осыпающиеся осенние листья).

С синтаксической точки зрения однородные определения характеризуются тем, что каждое из них непосредственно связано с определяемым словом и находится в одинаковых отношениях перечисления к нему; между такими определениями можно поставить союз «и». Как красивы у куропатки пестрые, темные, красные и светло-серые перья.

Если одно из определений относится к определяемому слову, а другое – ко всему этому словосочетанию, такие определения являются неоднородными: Тронулся длинный товарный поезд.

Кроме того, следует помнить что однородными всегда является:

1) контактные обособление определения: Это место, тихое, удобное для созерцаний, очень ему нравилось;

2) согласованные определения, стоящие после определенного слова: Этой девочкой несмелой, влюбленной, бедной и простой;

3) определения, выраженные последовательностью прилагательное + причастный оборот . Стояла большая, забытая богом деревня.

6. Однородные члены предложения могут иметь при себе обобщающие слова, которые выполняют ту же синтаксическую функцию, что и однородные члены, т.е. являются теми же членами предложения.

Обобщающее слово обозначает общее типовое понятие (родовое), которое объединяет в одно целое – в однородный ряд – члены предложения. Обобщающие слова произносятся с интонацией предупреждения или итога. В вечерних сумерках за окном проплывают деревни и сёла : Васильевка, Кучино, Михайловское.

Среди обобщающих слов наиболее употребительны местоимения все, всё, никто, ничто и др., а также наречия везде, всюду. И дождь, и туман, и тучи – всё это перемешалось между собой. В качестве обобщающих слов могут выступать словосочетания. Лес населён множеством зверей : тиграми, рысями, медведями.

Если в предложении много однородных членов (особенно подлежащих с зависимыми словами), обобщающие слова употребляются дважды – перед однородными членами и после них: Всё : хмурое утро, растительность, грязная тропа, лужи стоячей воды – всё свидетельствовало о несчастье. Употребление обобщающего слова всегда грамматически и интонационно выделяет ряд однородных членов предложения.

Знаки препинания при обобщающих словах:

7. Согласование сказуемого с несколькими однородными подлежащими имеет некоторые особенности. Сказуемое имеет форму множественного числа в следующих случаях:

1. Если все однородные подлежащие имеют форму множественного числа: Кузнечики, сверчки, медведи затянут в траве свою музыку .

2. Если в однородном ряду подлежащие имеют различные формы числа, но ближайшее к сказуемому имеет форму множественного числа: Тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение.

Стилистически допустима постановка сказуемого в форме множественного числа и при однородном ряде, где все подлежащие имеют форму единственного числа: Тревога и ожидание сквозили в каждом его движении .

В предложениях с однородными подлежащими сказуемое может стоять в форме единственного числа в следующих случаях:

1. Если каждое подлежащее в однородном ряду имеет форму единственного числа. В глазах его замечалась не то задумчивость, не то усталость.

2. Сказуемое согласуется в форме единственного числа и рода с ближайшим из подлежащих, среди которых некоторые имеют форму множественного числа. На нем был узкий френч и новенькие погоны.