Русский язык. Простое осложненное предложение

По традиции в осложненные предложения включают: 1) предложения с однородными членами; 2) предложения с обособленными членами; 3) предложения с вводными и встав­ными конструкциями; 4) предложения с обращениями. Центр осложненных предложений занимают предложе­ния с обособленными членами.

Общие свойства осложняющих компонентов заключаются : 1) значение их имеет добавочный характер по отношению к семантике основной части высказывания; 2) осложняющие компоненты характеризуются относительной обособленностью строения и особой интонацией, передаваемой на письме запятыми, тире, скобками, а нередко и сочетаниями знаков.

Предложения с однородными членами.

Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - одно­родности, которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.

Однородными могут быть все члены предложения: Мель­кают мимо будки, бабы. Мальчишки, лавки, фонари. дворцы. сады, монастыри .

Однородными могут быть компоненты членов предложе­ния, чаще всего сказуемых: Счастье не может, не должно быть одинаковым .

Как показывают примеры, однородные члены предложе­ния обычно имеют одинаковое морфологическое выраже­ние, однако они могут быть выражены различными частя­ми речи и разными формами какой-либо части речи.

Однородные члены предложения характеризуются набором следующих признаков: 1) занимают позицию одного члена предложения; 2) связаны с одним и тем же членом предло­жения подчинительной связью; 3) связаны между собой со­чинительной связью; 4) часто имеют одинаковое морфологи­ческое выражение; 5) обычно выражают однотипные понятия. Главным признаком однородных членов предложения является то, что они занимают позицию одного члена пред­ложения. Именно в этом свойстве однородных членов про­являются и сочетаются все остальные.

В предложении однородные члены объединяются в цель­ный структурно-семантический блок по отношению к дру­гим членам предложения. Синтаксическая функция всей группы однородных членов совпадает с синтаксической функцией любого члена этой группы. Таким образом, в связь с другими компонентами предложения однородные члены вступают не сами по себе, а лишь в структурно-семантиче­ском единстве, в сочиненном ряду.

ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ

Обобщающие слова являются самым общим (самым аб­страктным) выражением семантики однородных членов. Они занимают обычно актуализирующие позиции: или от­крывают сочиненный ряд, или закрывают его. Обобщаю­щие слова являются теми же членами предложения, что и однородные, поэтому любые однородные члены могут в прин­ципе иметь обобщающее слово. Однако чаще обобщаются слова с предметным значением, очень редко - со значени­ем действия! Обобщающие слова редко встре­чаются при однородных глагольных сказуемых.



В роли обобщающих слов часто используются местоимен­ные словоформы: все, всегда, везде, всюду, никуда и т.п.: Все : лиио. походка, взгляд, голос - все вдруг изменилось в ней\

Особо выделим примеры с обобщающей глагольной фор­мой: Он заметно молодился - подкрашивал усы, носил вышитые рубашки.

Между препозитивными обобщающими словами и одно­родными членами предложения - пояснительная связь. Однородные члены являются уточняющими словами по отношению к обобщающему слову, поэтому они могут быть выделены знаком «тире»: Все было - сомненья, страданья, И зной, и холодная дрож ).

ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Одним из главных факторов является семантика опреде­лений: однородные определения характеризуют разные пред­меты (или один предмет) по одному признаку (цвету, мате­риалу, размеру и т.п.), а неоднородные определяют предметы (или предмет) с разных сторон. Ср.: Всюду между деревьев мелькали белые, красные, синие рубахи - На нем была новенькая синяя сатиновая рубашка и чер­ные штаны. Однако смысловой признак не может быть единственным и достаточным признаком критерием при разграничении однородных и неоднородных определений, т.к. часто в качестве однородных функционируют определения, обозначающие различные признаки одного и того же предмета (предметов): Недалеко от берега торчат из воды большие, черные, угловатые камни . Такие однородные рассматриваются как синонимы, которые употребляются вместе, для того, чтобы полнее охарактеризовать предмет, перекрещиваясь, они описывают предмет полнее и объединяются единством производимого впечатления.



Наиболее существенно то, что в однородном ряду используются обычно только качественные (чаще) или только относительные прилагательные. Если одно из определений - качественное прилага­тельное, а другое - относительное, то определения обычно неоднородны: Царственный дубовый лес подступал к са­мым окнам.

Определения обычно однородны, если за определением-прилагательным (или одиночным причастием) следует причастный оборот: В тихой, освещенной огнями зелени повсюду уютно стояли столик.

Среди синтаксических факторов отметим следующие:

1. Вопрос об однородности/неоднородности определений решается на основе характера связи слов в словосочетании: определения не являются однородными, если одно из них непосредственно связано с определяемым словом, образуя с ним словосочетание, а другое относится ко всему этому сло­восочетанию как к единому сложному наименованию. Об­щеизвестен пример сложного словосочетания длинный то­варный поезд, в котором определение длинный о тносится к сочетанию товарный поезд: длинный товарный поезд.

2. Однородность/неоднородность определений может за­висеть от их количества: чем определений больше, тем ярче интонация перечисления, отражающая желание говоряще­го перечислить признаки предмета, важные для его харак­теристики: Хороша развесистая, белоствольная, светло-зеленая, веселая береза .

3. В постпозиции определения обычно выступают как однородные, что связано с усилением их предикативности с нейтрализацией морфологических различий. Ср.: Уколы делала сестричка, молодая, рослая, стеснительная . - Уколы делала молодая рослая стеснительная се­стричка...

Осложненное простое предложение

Глава 1.1. Общие вопросы теории осложненного предложения. 2

§ 1.1.1. Понятие осложненного предложения. Осложнение семантическое и синтаксическое. 2

§ 1.1.2. Отличие осложненного предложения от неосложненного. Признаки осложненного предложения. 3

§ 1.1.3. Виды осложнения. Осложнение конструктивное и неконструктивное. Дополнительная предикативность и внутрирядные отношения. 4

Глава 1.2. Дополнительная предикативность. Ее разновидности. 5

§ 1.2.1. Понятие дополнительной предикативности. Основные разновидности 5

§ 1.2.2. Полупредикативность. 6

§ 1.2.3. Дополнительная глагольная предикативность. 7

§ 1.2.4. Дополнительная предикативность и члены предложения. 7

Глава 1.3. Внутрирядные отношения. Их основные проявления. 8

§ 1.3.1. Ряд как синтаксическая конструкция. Понятие внутрирядных отношений. 8

§ 1.3.2. Виды рядов. Однородные члены предложения. Ряды с неоднородными членами. 8

§ 1.3.3. Пояснение и его разновидности: собственно пояснение, включение, уточнение. 9

§ 1.3.4. Аналоги рядов, создаваемые производными предлогами с сопоставительно-выделительными отношениями. 10

Глава 1.4. Союзные конструкции, осложняющие простое предложение. 11

§ 1.4.1. Конструкции с параллельными членами (трехчленная союзная конструкция) и конструкции без параллельных членов. 11

§ 1.4.2. Конструкция с союзом «как» в значении «в качестве». 12

§ 1.4.3. Конструкции со сравнительными союзами. 12

§ 1.4.4. Конструкция без параллельных членов. Вторичная союзная связь 13

Глава 1.5. Коммуникативное осложнение. 14

§ 1.5.1. Вставочные конструкции. Их отношение к осложнению.. 14

§ 1.5.2. Обращение. 15

Литература . 16

Глава 1.1. Общие вопросы теории осложненного предложения

§ 1.1.1. Понятие осложненного предложения. Осложнение семантическое и синтаксическое

Термин «осложненное предложение» можно считать традиционным. В традиционном синтаксисе обычно описываются различные виды осложнения, но не определяется общее понятие осложненного предложения. И это совершенно закономерно: осложненное предложение и нельзя было определить обобщенно, поскольку под осложнением понимались очень разные синтаксические явления. К осложненным предложениям относили такие предложения, в которых имеются относительно самостоятельные синтаксические конструкции и обороты: обособленные члены предложения, уточняющие члены предложения, однородные члены, сравнительный оборот, вводные слова и другие вводные компоненты, вставки, обращения и некоторые другие. Не последнюю роль в том, что принималось во внимание при отнесении предложения к осложненному, играла пунктуация: если в простом предложении есть знаки препинания, значит оно осложненное.

Важную роль в развитии теории осложненного предложения сыграли многочисленные работы проф. А.Ф. Прияткиной, на которые мы и будем опираться в объяснении данного явления. Полное описание осложненного предложения содержится в учебном пособии А.Ф. Прияткиной «Синтаксис осложненного предложения». – М., 1990.

Прежде всего, надо определить отношение осложненного предложения к синтаксическим единицам – к простому или сложному предложению. С одной стороны, осложненное предложение может представлять собой очень сложное образование, насыщенное конструктивно и семантически не менее сложное, чем полипредикативное образование. Например: Он, комиссар, должен был стать вровень с Сарычевым если не личным обаянием, не прошлыми боевыми заслугами, не военным талантом, так всем другим: принципиальностью, твердостью, знанием дела, наконец мужеством в бою (К. Симонов). Предложение осложнено однородными членами с союзом «если не – так», бессоюзными рядами однородных членов и двумя пояснениями: «он, комиссар» и пояснительной конструкцией с обобщающим словосочетанием «всем другим». Другой пример:

С другой стороны, несмотря на конструктивную и семантическую сложность, осложненное предложение – это предложение с одним предикативным центром (в нашем примере «он должен был стать вровень»), осложнение происходит в пределах простого, монопредикативного предложения. Следовательно, вопрос об отношении данного явления к синтаксическим единицам решается однозначно: это предложение простое, а не сложное, грамматической полипредикативности, главного признака, отличающего сложное предложение от простого, в осложненном предложении нет.

Чтобы определить осложненное предложение как особое синтаксическое явление, надо установить, к какому синтаксическому аспекту относится понятие «осложнение», какой синтаксический аспект имеется в виду. Существует осложнение семантическое, т.е. семантическая полипропозитивность: предложение является семантически осложненным, если содержит более одной пропозиции. Сравним два примера: 1) Ее новое платье было всеми замечено. – 2) Ее смущение было всеми замечено. В первом предложении одна пропозиция, заключенная в предикативной конструкции и неприсловном распространителе: «платье было всеми замечено» («замечено» - предикат, «всеми» - субъектный актант, «платье» - объектный актант). Во втором предложении две пропозиции: кроме той, которая является общей с первым предложением (заключенной в предикативной конструкции), есть вторая, выраженная предикатным словом «смущение» и распространяющей это слово словоформой «ее»: «ее смущение» - она смутилась. Таким образом, второе предложение семантически осложненное, но формально-синтаксического осложнения здесь нет, в формально-синтаксическом отношении оно ничем не отличается от первого предложения. Сопоставим с приведенными предложениями еще одно: Смутившись, она замолчала. В этом предложении две пропозиции («она замолчала», «смутившись» - она смутилась), т.е. предложение семантически осложненное, полипропозитивное, а кроме того, здесь есть осложнение формально-синтаксическое, которое проявляется в синтаксическом отношении дополнительной предикативности: деепричастный оборот находится в двустороннем отношении – он относится не только к сказуемому («замолчала» - почему? – смутившись, потому что смутилась; связь деепричастия с глаголом-сказуемым – примыкание), но и к подлежащему, и это отношение оформляется интонационным выделением. Другой пример: На столе лежали цветы и подарки. В этом предложении нет семантического осложнения, предложение содержит одну пропозицию, заключенную в предикативном ядре: предикат «лежали», субъектный актант – «цветы» («подарки»), обстоятельственный актант – на столе». В формально-синтаксическом отношении это предложение следует считать осложненным: здесь есть особые синтаксические отношения – координативные, выраженные сочинительным союзом «и». Рассмотрим еще один пример: По-моему, вы ее не любите. В предложении есть вводное слово, интонационно выделенное. Традиционно предложения с вводными словами считаются осложненными. Действительно ли это так? Для чего употребляется вводное слово? Оно выражает модусное значение, которое относится к семантическому аспекту высказывания, передавая отношение говорящего к содержанию высказывания (в данном случае авторизация, представление говорящим высказывания как «своего», совмещается с персуазивностью, выражением некатегоричности). В грамматическом, формально-синтаксическом аспекте вводное слово «по-моему» никакой роли не играет.

Таким образом, осложнение простого предложения – явление синтаксическое, грамматическое, и как таковое оно имеет свои отличительные признаки.

§ 1.1.2. Отличие осложненного предложения от неосложненного. Признаки осложненного предложения

Простое предложение может быть достаточно распространенным, но при этом не иметь признаков осложнения. Например: В кабинете ярко горели две большие лампочки под стеклянными абажурами. Предикативное ядро предложения - «две лампочки горели», все остальные словоформы представляют собой присловные распространители («ярко горели», «большие лампочки», «лампочки под абажурами », «стеклянными абажурами») и детерминант «в кабинете», относящийся ко всему предикативному ядру.

А.Ф. Прияткина выделяет следующие признаки, отличающие осложненное предложение от неосложненного:

1. В неосложненном предложении есть только такие синтаксические позиции, которые выражаются словоформами : это компоненты предикативного ядра, присловные распространители, включающиеся в предложение как компоненты словосочетания (в приведенном примере такие словоформы выделены), а также детерминанты, распространяющие предложение в целом и выражающие связь с предложением словоформой (в данном примере детерминант «в кабинете»).

В осложненном предложении есть особые синтаксические позиции: распространитель вводится в предложение непосредственно, а не через словосочетание, или позиция дублируется, то есть предложение содержит два (и более) подлежащих, дополнений и др. Например: В кабинете, тесно заставленном книгами , ярко горели две большие лампочки. В предложении есть компонент, введенный в него непосредственно, занимающий особую синтаксическую позицию полупредикативного члена. Следовательно, данное предложение является осложненным. Другой пример: В нашем городе зимой, особенно в январе , очень часто бывает гололедица. Выделенный компонент создает осложненное предложение, поскольку происходит дублирование синтаксической позиции обстоятельства («зимой, особенно в январе»).

2. Неосложненное и осложненное предложения различаются синтаксическими отношениями. В неосложненном предложении существуют синтаксические отношения двух видов: предикативные (отношение между подлежащим и сказуемым) и субординативные (отношения присловного распространителя к главному слову, детерминанта к предложению).

В осложненном предложении обязательно присутствуют синтаксические отношения других видов: координативные, полупредикативные, пояснительные и др. В двух последних примерах такие отношения есть: полупредикативные («тесно заставленном…» по отношению к существительному) и пояснительные («зимой, особенно в январе»).

Цели и задачи урока:

образовательная: сформировать знания об осложнённых предложениях, о синтаксических конструкциях, осложняющих предложение; отработать умение различать простые, осложнённые и сложные предложения; повторить изученный материал по теме «Односоставные предложения»

развивающая: развивать умение самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;

воспитательная: продолжить формировать у учащихся потребность к приобретению ЗУН, к самостоятельной работе;

Тип урока : объяснение нового материала;

Методы: аналитический, показательный, диалогический, алгоритмический;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе по теме «Понятие об осложнённом предложении»

Рычкова Наталья Станиславовна – учитель русского языка

Цели и задачи урока:

образовательная: сформировать знания об осложнённых предложениях, о синтаксических конструкциях, осложняющих предложение; отработать умение различать простые, осложнённые и сложные предложения; повторить изученный материал по теме «Односоставные предложения»

развивающая: развивать умение самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;

воспитательная: продолжить формировать у учащихся потребность к приобретению ЗУН, к самостоятельной работе;

Тип урока : объяснение нового материала;

Методы: аналитический, показательный, диалогический, алгоритмический;

Оборудование урока : карточки, учебники литературы, презентация

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщение целей урока

II . Минутки повторения. Самостоятельная работа

Орфоэпическая работа (слайд) нач а ть, хоз я ева, докум е нт, дос у г, инструм е нт, катал о г

(Расставьте ударения)

Синтаксическая: (карточки)

1.Сегодня полнолуние.

2.За окном очень тихо.

3.Газеты доставляют по утрам.

4.Смотрел на людей с ненасытным и добрым вниманием.

5.Цыплят по осени считают.

6.Ночи становятся долгими и тёмными и часто заставляют дрожать от холода.

7.Привлечённые светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.

8. Там, на белых дорогах, не часто появлялись повозки.

9.На мой взгляд, решение верное.

10. О, милый мой, ты будешь царь земли родной!

Подчеркните грамматические основы, сделайте синтаксический разбор.

Какие виды предложений по наличию грамматических основ вам встретились? (односоставные и двусоставные)

Назовите виды односоставных предложений, которые вам встретились

Что отличает все эти двусоставные предложения? (их осложнённость)

III.Формулирование темы урока учащимися

Исходя из этого, определите тему урока («Понятие об осложнённом предложении»)

Чем могут быть осложнены предложения? (чтение правила стр.104 учебника)

Приведите свои примеры

Сформулируйте правило в виде схемы

IV.Закрепление изученного

Найдите в учебнике литературы примеры осложнённых предложений (работа в парах)

Проверка проделанной работы

V.Конструирование предложений по данным схемам

Составьте предложения по схемам

1. ____ _____

_____ ,

2. ________

ВВ.СЛОВО, …

… , ОБРАЩЕНИЕ, ….

VI. Дополни предложения

1.Весеннее солнце быстро … и … талые воды с полей.

2 …. , … туча растёт за рекою.

3. Прощай же, …., не забуду твоей торжественной красы.

4.Тучам, … ,не суждено было собраться в грозу.

5.Здравствуй, …. , ранней осени краса!

(плавит, гонит, большая, тёмная, море, видно, пёстрая осинка)

Устно дайте характеристику предложениям.

VII. Обобщение по уроку и выставление оценок

Время нашего урока подходит к концу, нужно подвести итог.

Над чем мы сегодня работали? Чем могут быть осложнены предложения?

VIII. Запись и объяснение домашнего задания

Понятие осложненного предложения. Осложнение семантическое и синтаксическое. Термин «осложненное предложение» можно считать традиционным.

В традиционном синтаксисе обычно описываются различные виды осложнения, но не определяется общее понятие осложненного предложения. И это совершенно закономерно: осложненное предложение и нельзя было определить обобщенно, поскольку под осложнением понимались очень разные синтаксические явления.

К осложненным предложениям относили такие предложения, в которых имеются относительно самостоятельные синтаксические конструкции и обороты: обособленные члены предложения, уточняющие члены предложения, однородные члены, сравнительный оборот, вводные слова и другие вводные компоненты, вставки, обращения и некоторые другие. Не последнюю роль в том, что принималось во внимание при отнесении предложения к осложненному, играла пунктуация: если в простом предложении есть знаки препинания, значит оно осложненное.

Важную роль в развитии теории осложненного предложения сыграли многочисленные работы проф. А.Ф. Прияткиной, на которые мы и будем опираться в объяснении данного явления. Полное описание осложненного предложения содержится в учебном пособии А.Ф. Прияткиной «Синтаксис осложненного предложения». – М 1990. Прежде всего, надо определить отношение осложненного предложения к синтаксическим единицам – к простому или сложному предложению. С одной стороны, осложненное предложение может представлять собой очень сложное образование, насыщенное конструктивно и семантически не менее сложное, чем полипредикативное образование.

Например: Он, комиссар, должен был стать вровень с Сарычевым если не личным обаянием, не прошлыми боевыми заслугами, не военным талантом, так всем другим: принципиальностью, твердостью, знанием дела, наконец мужеством в бою (К. Симонов). Предложение осложнено однородными членами с союзом «если не – так», бессоюзными рядами однородных членов и двумя пояснениями: «он, комиссар» и пояснительной конструкцией с обобщающим словосочетанием «всем другим». Другой пример: С другой стороны, несмотря на конструктивную и семантическую сложность, осложненное предложение – это предложение с одним предикативным центром (в нашем примере «он должен был стать вровень»), осложнение происходит в пределах простого, монопредикативного предложения.

Следовательно, вопрос об отношении данного явления к синтаксическим единицам решается однозначно: это предложение простое, а не сложное, грамматической полипредикативности, главного признака, отличающего сложное предложение от простого, в осложненном предложении нет. Чтобы определить осложненное предложение как особое синтаксическое явление, надо установить, к какому синтаксическому аспекту относится понятие «осложнение», какой синтаксический аспект имеется в виду. Существует осложнение семантическое, т.е. семантическая полипропозитивность: предложение является семантически осложненным, если содержит более одной пропозиции.

Сравним два примера: 1) Ее новое платье было всеми замечено. – 2) Ее смущение было всеми замечено.

В первом предложении одна пропозиция, заключенная в предикативной конструкции и неприсловном распространителе: «платье было всеми замечено» («замечено» - предикат, «всеми» - субъектный актант, «платье» - объектный актант). Во втором предложении две пропозиции: кроме той, которая является общей с первым предложением (заключенной в предикативной конструкции), есть вторая, выраженная предикатным словом «смущение» и распространяющей это слово словоформой «ее»: «ее смущение» - она смутилась. Таким образом, второе предложение семантически осложненное, но формально-синтаксического осложнения здесь нет, в формально-синтаксическом отношении оно ничем не отличается от первого предложения.

Сопоставим с приведенными предложениями еще одно: Смутившись, она замолчала. В этом предложении две пропозиции («она замолчала», «смутившись» - она смутилась), т.е. предложение семантически осложненное, полипропозитивное, а кроме того, здесь есть осложнение формально- синтаксическое, которое проявляется в синтаксическом отношении дополнительной предикативности: деепричастный оборот находится в двустороннем отношении – он относится не только к сказуемому («замолчала» - почему? – смутившись, потому что смутилась; связь деепричастия с глаголом-сказуемым – примыкание), но и к подлежащему, и это отношение оформляется интонационным выделением.

Другой пример: На столе лежали цветы и подарки.

В этом предложении нет семантического осложнения, предложение содержит одну пропозицию, заключенную в предикативном ядре: предикат «лежали», субъектный актант – «цветы» («подарки»), обстоятельственный актант – на столе». В формально-синтаксическом отношении это предложение следует считать осложненным: здесь есть особые синтаксические отношения – координативные, выраженные сочинительным союзом «и». Рассмотрим еще один пример: По-моему, вы ее не любите. В предложении есть вводное слово, интонационно выделенное.

Традиционно предложения с вводными словами считаются осложненными. Действительно ли это так? Для чего употребляется вводное слово? Оно выражает модусное значение, которое относится к семантическому аспекту высказывания, передавая отношение говорящего к содержанию высказывания (в данном случае авторизация, представление говорящим высказывания как «своего», совмещается с персуазивностью, выражением некатегоричности). В грамматическом, формально-синтаксическом аспекте вводное слово «по-моему» никакой роли не играет.

Таким образом, осложнение простого предложения – явление синтаксическое, грамматическое, и как таковое оно имеет свои отличительные признаки. § 1.1.2.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Осложненное простое предложение

Понятие внутрирядных отношений 8 § 2. Виды рядов. Однородные члены предложения. Ряды с неоднородными членами 8 § 3. Пояснение и его разновидности: собственно.. Их отношение к осложнению 14 § 2. Обращение 15 Литература 16 Глава 1. Общие вопросы теории осложненного предложения §..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

52. Понятие об осложненном предложении. Спорные вопросы теории. Виды осложнения.

Проблема понятия: нет строгого определения понятия «осложненное предложение»: входят и однородные члены, и обращения и т.д.

Причины:

сложность и неоднородность объекта

степень разработанности синтаксической теории в целом.

Традиционная точка зрения: (А.М. Пешковский)

Обособленные члены – это стилистическая надстройка в элементарном предложении

Современный подход определяется развитием идей семантического синтаксиса.

К понятию осложненного предложения относится:

Предложения с однородными членами

Предложения с обособленными членами

Предложения с вводными и вставными конструкциями

Предложения с обращением

Степень осложнения разная, нужно основание для их объединения.

Осложнение в семантической структуре предложения (диктум и модус)

Осложнение диктума

Я смотрю на звезды; - монопредикативное, монопропозитивное

Я слушаю пенье соловья – монопредикативное, 2 пропозиции --- осложнение семантики, которое не влечет за собой синтаксическое осложнения

Соловей, поющий в ночи, был изумительно хорош – семантическая осложненность сопровождается синтаксическим – полипредикативность.

→ Семантическое осложнение не всегда приводит к синтаксическому осложнению.

Синтаксическое осложнение предложения – это введение в предложение какого-либо дополнительного синтаксического элемента. Семантическое осложнение – появления в предложении дополнительной предикативности, которое может быть синтаксически оформлено, а может и не быть.

Осложнение в современном синтаксисе рассматривается как особая синтаксическая категория, которая принципиально отличается от категории простых и сложных П.

Осложнение непременно имеет формально-семантический характер и представляет грамматическое явление.

Признаки осложненного П. по сравнению с элементарным:

Всегда больше синтаксических позиций , чем в элементарном. В простом есть предикативное ядро и присловные распространители # старик ловил неводом рыбу. В осложненном: ядро, распространители, и распространители, которые включаются в предложение непосредственно # а он, мятежный , просит бури – дополнительная синтаксическая позиция.

Разные типы синтаксических отношений между словами. В простом П.: предикативные отношения и виды подчинительных отношений. В осложненном: то же самое + полупредикативные отношения, разделительные, пояснительные, противительные, и т.д. # дай мне другую, новую, книгу – пояснительные

Разные виды синтаксической связи

Осложненные конструкции характеризуются особыми видами связи. В простом: управление, согласование, примыкание. В осложненном: сочинение и подчинение + нечто среднее; двунаправленная зависимость. # маленькая, но семья

- формальные показатели организации предложений:

Простое – морфолого-синтаксические (формы слов, простые предлоги). Осложненное: добавляются собственно синтаксические (порядок слов и интонация, союзы, частицы, служебные слова, производные предлоги – помимо, благодаря + в том числе, правда и т.д.).

Осложнение П. с помощью синтагматического членения называется обособление , интонационно выделенную часть П. называют оборотом – это член предложения, осложняющий простое предложение; может состоять из одной словоформы или иметь сложный внутренний состав, один оборот может входить в другой оборот; деепричастный, присубстантивный, и т.д. Оборот – член предложения, который имеет единую функцию независимо от кол-ва составляющих его словоформ.

- расширение структуры предложения по принципу:

Субординации (причастные, деепричастные обороты) – каждый член включается как синтаксически подчиненный. Координации (введение однородных уточняющих и поясняющих членов).

→Осложнение является объектом конструктивного синтаксиса.

Конструктивный синтаксис проработан А.Ф. Прияткиной. Конструкция – это относительно самостоятельное, целостная и оформленная по некоторой грамматической схеме синтаксическое единство. Оно состоит из компонентов, кол-во и характеристики которых не зависят от конкретных слов. # слово им п + союз «и» + слово в им п → Тонкий и толстый.

Отношения при осложнении:

Дополнительной предикативности

Внутрирядные отношения

Понятие ряда – более простой тип конструкции с параллельными членами. Функциональные разновидности:

Однородные члены

Неоднородные, но сочиненные

Пояснение

Уточнение

Включение

# пишет красиво, но с ошибками, ни с кем, даже с сестрой, она не дружила

Объединены общим отношением к третьему, а друг от друга они не зависят.

Основной показатель внутренних связей ряда – союз и ряд служебных слов: частицы (даже, только, особенно, все-таки, все же), вводно-модальные слова (во-первых, вернее, точнее, может быть, тем более), наречия (еще, иногда, временами, теперь, потому).

В русском языке есть два типа конструкций, которые различаются по х-ру внутрирядных от-ий: 1. ряды с однородными членами 2. ряды со з-ем уточнения или пояснения.

Эта теория позволяет описывать самые различные конструкции.

Понятие об однородных членах предложения

Однородные члены предложения – это логически однозначные и лексически самостоятельные слова, занимающие одинаковую синтаксическую позицию в предложении.

Признаки однородных членов:

1. грамматическая однородность. Однородные члены связаны подчинительной связью (искл. Подлежащее) # красные, зеленые ручки лежали на парте. Занимают позицию одного члена предложения, связаны меду собой сочинительной связью, часто, но не всегда, имеют одинаковое морфологическое выражение. # дом был старый, ветхий, слегка покосившийся

2. Семантическое равенство (сопоставимость) – однородные члены выражают логически однозначные и лексически сопоставленные понятия. Нельзя сказать: шел дождь и два студента, у него красивые волосы и жена.

3. Интонация перечисления

4. Сочинительные союзы – формальный показатель

Однородные члены могут быть в позиции: подл, сказ, определения, обстоятельства и дополнения.

Типы союзов:

Соединительные: и, а, да, ни-ни

Противительные: а, но, да, зато, однако

Разделительные: или, либо, то то, не то не то

Сопоставительные: не только но и, не столько сколько, чем тем

Присоединительные: да и, но и, да и то

Есть два типа однородных членов, вопрос о которых является дискуссионным: сказуемые и определения.

Вопрос об однородных сказуемых.

Традиционная т.з.: два сказуемых при одном подлежащем являются однородными сказуемыми.

В современной синтаксической науке П. с двумя сказуемыми рассматриваются как сложные. Эта т.з. имеет веские основания, т.к. современный синтаксис рассматривает предикат как вершину П., но вместе с тем, наличие общего подлежащего существенно отличает такие предложения от настоящих сложных предложений. Поэтому некоторые выделяют такие предложения как из состава простых, так и сложных П.: классифицируют их как моносубъектные, но полипредикативные структуры.

Еще один подход: если несколько сказуемых имеют один общий член предложения, то они однородные (составные) # он был большим и добрым, он хочет пить и есть.

Особенности однородных определений

Если нет союза, то различия между однородными и неоднородными определениями стираются. # маленькая пухлая ручка

Это возможно потому, что определение с определяемым словом может образовывать структуру двух типов:

a не равно b

Определения, стоящие в препозиции, однородны, если:

    называют отличительные признаки разных предметов: всюду меду деревьев мелькали белые, красные, синие рубахи

    называют различные признаки одного и того же предмета. Эти определения характеризуют предмет с одной стороны: мрачная, неуютная комната

    обозначают внутреннюю смысловую близость на основе каких-нибудь дополнительных побочных значений. Эти определения могут подвести под одно общее понятие: худое, истощенно, желтоватое лицо (общее понятие – болезненное)

    определения, характеризующие предмет с разных сторон: прежний, веселый, дневной войдет он (Ахматова) - контекстуально

Если определения три и более – они однородны, как правило.

Осложнение П. происходит путем введения обособленного члена. Обособленный компонент – особый ЧП, который занимает дополнительную позицию. А. М. Пешковский ввел термин «обособление» в 1914 г. Обособленные члены характеризуются особым ритмом и интонацией.

В. В. Виноградов: (формальные и семантические признаки) Обособленная конструкция – своеобразное смысловое единство, существующее а пределах П., выделенное инверсией или интонацией, с целью придать мысли более сложную выразительность (добавочное сообщение или уточнение).

Осложненное предложение состоит из основной части и обособленного оборота. По степени слияния обособленной конструкции с основной частью П. различаю синсемантические и автосемантические конструкции.

Осложненное предложение:

I. Не связанные с основной частью

1. П. с обращением

2. П. со вставными конструкциями

а) вводные слова

б) вставные

II. Связанные с основной частью

1. П. с однородными членами

2. П. с обособленными членами

а) предложения с уточняющими, поясняющими членами

б) П. с полупредикативными отношениями

* обособленные определения

Причастный оборот

Адъективный оборот

Субстантивный оборот (несогласов опр, приложения)

* обособленные обстоятельства

Деепричастный оборот

Субстантивный оборот (вопреки, согласно, ввиду…)

С т. з. синтаксической теории вопрос о причастности к осложнению вводных слов решается неоднозначно. Прияткина считает, что нет достаточных оснований считать вводные слова осложнением: модусные смыслы, не являются членами предложения – они выполняют организующую функцию, определяя субъекта речи.

Обращение является осложняющим компонентом, потому что может уступать в предложении место функции адресации, функции номинации и характеризации. Обращение только в своих вторичных функциях участвует в осложнении предложения. Функция адресации речи важна для акта коммуникации, но не осложняет П.