С какой скоростью летит орбитальная станция. История создания мкс

Здравствуйте, если у вас есть вопросы о Международной космической станции и о том как она функционирует, то мы постараемся на них ответить.


При просмотре видео в Internet Explorer возможны проблемы, чтобы их устранить, используйте более современный браузер, например, Google Chrome или Mozilla.

Сегодня вы узнаете о таком интересном проекте НАСА как МКС онлайн web камера в hd качестве. Как вы уже поняли, эта веб камера работает в прямом эфире и в сеть идет видео напрямую с международной космической станции. На экране выше вы можете посмотреть на астронавтов и картинку космоса.

Вебкамера МКС установлена на обшивке станции и транслирует онлайн видео в круглосуточном режиме.

Хочу напомнить, что самый грандиозный объект в космосе, созданный нами это Международная космическая станция. Местонахождение её можно наблюдать на трекинге, который отображает её реальное положение над поверхностью нашей планеты. Орбита отображается в реальном времени у вас на компьютере, буквально 5-10 лет назад такое невозможно было представить.

Размеры МКС поражают: длина — 51 метр, ширина — 109 метров, высота — 20 метров, а вес — 417,3 тонны. Вес меняется в зависимости от того пристыкован ли к ней СОЮЗ или нет, хочу напомнить, что космические челноки Спейс Шаттл больше не летают, их программа свернута, а США пользуется нашими СОЮЗами.

Строение станции

Анимация процесса строительства с 1999 года по 2010 год.

Станция построена по принципу модульной структуры: различные сегменты были спроектированы и созданы усилиями стран–участниц. Каждый модуль имеет свою определенную функцию: например исследовательскую, жилую или приспособлен под хранилище.

3D модель станции

3D анимация строительства

В качестве примера возьмем Американские модули Unity, которые являются перемычками, а также служат для стыковки с кораблями. На данный момент станция состоит из 14 основных модулей. Их общий объемом 1000 кубометров, а вес около 417 тонн, на борту может постоянно находиться экипаж в количестве 6 или 7 человек.

Сборка станции происходила путем последовательной пристыковки к существующему комплексу очередного блока или модуля, который соединяется с уже функционирующими на орбите.

Если брать сведения за 2013 год, то в состав станции входит 14 основных модулей, из них российские — Поиск, Рассвет, Заря, Звезда и Пирс. Американские сегменты — Юнити, Купола, Леонардо, Транквилити, Дестени, Квест и Гармония, европейские — Коламбус и японский - Кибо.

На данной схеме показаны все основные, а также второстепенные модули, являющиеся частью станции (закрашенные), а планируемые для доставки в будущем — не закрашены.

Расстояние от Земли до МКС составляет от 413-429 км. Периодически станцию “поднимают” из-за того, что она потихоньку, за счет трения об остатки атмосферы, снижается. На какой высоте она находится зависит также от других факторов, например космического мусора.

Земля, яркие пятна — молнии

Недавний блокбастер “Гравитация” наглядно (хоть и слегка преувеличенно) показал, что может произойти на орбите если космические обломки пролетят в непосредственной близости. Также высота орбиты зависит от влияния Солнца, и других менее значительных факторов.

Существует специальная служба, которая следит за тем, чтобы высота полета МКС была наиболее безопасна и чтобы астронавтам ничего не угрожало.

Были случаи, когда из-за космического мусора приходилось менять траекторию, поэтому ее высота также зависит еще от неподвластных нам факторов. Траектория хорошо видна на графиках, заметно как станция пересекает моря и континенты, пролетая у нас буквально над головой.

Скорость движения по орбите

Космические корабли серии СОЮЗ на фоне Земли, снято с длительной выдержкой

Если вы узнаете с какой скоростью летит МКС, то вы ужаснетесь, это поистине гигантские цифры для Земли. Ее скорость на орбите составляет 27700 км/ч. Если быть точным, то скорость более чем в 100 раз больше, чем у стандартного серийного автомобиля. На один оборот у нее уходит 92 минуты. У космонавтов за 24 часа наступает 16 рассветов и закатов. Положение в реальном времени отслеживается специалистами из ЦУПа и центра управления полетами в Хьюстоне. Если вы смотрите трансляцию, то учтите, что космическая станция МКС периодически залетает в тень нашей планеты, поэтому возможны перебои с картинкой.

Статистика и интересные факты

Если брать первые 10 лет работы станции, то в общей сложности ее посетило около 200 человек в составе 28 экспедиций, этот показатель является абсолютным рекордом для космических станций (на нашей станции «Мир», до этого побывало “всего” 104 человека). Помимо рекордов пребывания, станция стала первым успешным примером коммерциализации космических полетов. Российское космическое агентство Роскосмос вместе с американской компанией Space Adventures впервые доставило на орбиту космических туристов.

Всего в космосе побывало 8 туристов, для которых каждый полет обошелся от 20 до 30 миллионов долларов, что в общем-то не так уж и дорого.

По самым скромным подсчетам, количество человек, которые могут отправится в настоящее космическое путешествие исчисляется тысячами.

В будущем, при массовых запусках, стоимость полета уменьшится, а количество желающих увеличится. Уже в 2014 году, частные компании предлагают достойную альтернативу таким полетам – суборбитальный челнок, полет на котором будет стоить значительно дешевле, требования к туристам не такие жесткие, а стоимость более доступная. С высоты суборбитального полета (порядка 100-140 км), наша планета предстанет перед будущими путешественниками поразительным космическим чудом.

Прямая трансляция это одно из немногих интерактивных астрономических событий которые мы видим не в записи, что весьма удобно. Помните, что онлайн станция доступна не всегда, возможны технические перерывы при пролете теневой зоны. Смотреть видео с МКС лучше всего с камеры которая направлена на Землю, когда еще представится такая возможность посмотреть нашу планету с орбиты.

Земля с орбиты выглядит поистине потрясающе, видны не только континенты, моря, и города. Также вашему вниманию представлены полярные сияния и огромные ураганы, которые из космоса выглядят поистине фантастично.

Чтобы вы имели хоть какое-то представление о том, как выглядит Земля с МКС посмотрите видео ниже.

Данный ролик показывает вид Земли из космоса и создан из снимков астронавтов, сделанных методом интервальной съемки. Очень качественное видео, смотрите только в качестве 720p и со звуком. Один из лучших роликов, смонтированный из снимков с орбиты.

Вебкамера в реальном времени показывает не только что за обшивкой, мы также можем наблюдать астронавтов за работой, например за разгрузкой СОЮЗов или их пристыковкой. Прямая трансляция иногда может прерываться когда канал перегружен или есть проблемы с передачей сигнала, например, в зонах ретрансляции. Поэтому если трансляция невозможна, то на экране показывается статичная заставка NASA или «синий экран».

Станция в лунном свете, видны корабли СОЮЗ на фоне созвездия Ориона и полярных сияний

Тем не менее, ловите момент чтобы посмотреть на вид с МКС онлайн. Когда экипаж отдыхает, пользователи глобальной сети интернет могут наблюдать как идет с МКС онлайн трансляция звездного неба глазами космонавтов — с высоты в 420 км над планетой.

Расписание работы экипажа

Чтобы рассчитать, когда космонавты спят или бодрствуют, необходимо помнить, что в космосе используется универсальное координированное время (UTC), которое зимой отстает от московского времени на три часа, а летом — на четыре и соответственно камера на МКС показывает это же время.

На сон астронавтам (или космонавтам, в зависимости от экипажа) отводится восемь с половиной часов. Подъем обычно начинается в 6.00, а отбой в 21.30. Существуют обязательные утренние доклады на Землю, которые начинаются примерно в 7.30 — 7.50 (это на американском сегменте), в 7.50 — 8.00 (на российском), а вечером с 18.30 до 19.00. Доклады астронавтов можно услышать, если в данный момент веб камера транслирует именно этот канал связи. Иногда можно услышать, как идет трансляция на русском.

Помните, что вы слушаете и смотрите служебный канал NASA, который изначально предназначался только для специалистов. Все изменилось в канун 10-тилетнего юбилея станции, и на МКС камера онлайн стала публичной. И, до сих пор, международная космическая станция онлайн.

Стыковка с космическими кораблями

Самые захватывающие моменты, которые транслирует web камера происходят, когда стыкуются наши «Союзы», «Прогрессы», японские и европейские грузовые космические корабли, а кроме этого происходит выход в открытый космос космонавтов и астронавтов.

Маленькая неприятность заключается в том, что загруженность канала в этот момент огромна, с МКС видео смотрят сотни и тысячи человек, нагрузка на канал увеличивается, и прямой эфир может идти с перебоями. Это зрелище, иногда, бывает поистине фантастически захватывающим!

Полет над поверхностью планеты

Кстати, если учитывать регионы пролета, а также интервалы нахождения станции в участках тени или света, мы можем сами планировать просмотр трансляции по графической схеме вверху этой страницы.

Но если вы можете уделить просмотрам только определенное время, помните, что вебкамера онлайн все время, так что вы всегда можете насладиться космическими пейзажами. Однако, смотреть ее лучше во время работы космонавтов или пристыковки корабля.

Происшествия, случившиеся за время работы

Несмотря на все меры предосторожности на станции, и с кораблями которые ее обслуживали, случались неприятные ситуации, из наиболее серьезных происшествий можно назвать катастрофу шаттла Коламбия, произошедшую 1 февраля 2003 года. Несмотря на то, что шаттл не производил стыковку со станцией, и проводил свою самостоятельную миссию, эта трагедия привела к тому, что все последующие полеты космических челноков были запрещены, и этот запрет был снят только в июле 2005 года. Из-за этого сроки завершения строительства увеличились, так как на станцию смогли летать только российские корабли «Союз» и «Прогресс», которые и стали единственным средством доставки людей и различных грузов на орбиту.

Также, в 2006 году, в российском сегменте произошло небольшое задымление, произошел отказ в работе компьютеров в 2001 году и два раза в 2007 году. Осень 2007 года для экипажа выдалась наиболее хлопотной, т.к. пришлось заниматься починкой солнечной батареи, которая сломалась при установке.

Международная космическая станция (фото получены астро-любителями)

Используя данные на этой странице, узнать где сейчас МКС, не составляет труда. Станция с Земли выглядит довольно ярко, так что ее можно наблюдать невооруженным глазом как звезду, которая движется, и довольно быстро, с запада на восток.

Станция снята на длинной выдержке

Некоторые любители астрономии умудряются даже получить фото МКС с Земли.

Выглядят эти снимки довольно качественно, на них можно даже рассмотреть пристыкованные корабли, а если осуществляется выход космонавтов в открытый космос, то и их фигурки.

Если вы собрались наблюдать ее в телескоп, то помните, что она движется довольно быстро, и лучше если у вас будет система наведения go-to, которая позволяет вести объект не упуская его из виду.

Где сейчас пролетает станция видно на графике выше

Если вы не знаете, как увидеть ее с Земли или у вас нет телескопа, выход это видео трансляция бесплатно и круглосуточно!

Информация предоставлена Европейским космическим агентством

По этой интерактивной схеме можно рассчитывать наблюдение пролета станции. Если погода соблаговолит и нет облаков, то Вы сможете сами увидеть обворожительное скольжение, станция которая является вершиной прогресса нашей цивилизации.

Нужно только помнить, что угол наклонения орбиты станции составляет примерно 51 градус, она пролетает над такими городами как Воронеж, Саратов, Курск, Оренбург, Астана, Комсомольска-на-Амуре). Чем севернее вы живете от этой линии, тем условия для того, чтобы увидеть ее своими глазами будут хуже или вообще станут не возможны. Фактически вы сможете ее увидеть только над горизонтом в южной части небосклона.

Если брать широту Москвы, то самое лучшее время для ее наблюдения — траектория, которая будет чуть выше 40 градусов над горизонтом, это после захода и перед восходом Солнца.

20 ноября 1998 года ракетой-носителем «Протон-К» был запущен первый функционально-грузовой модуль будущей МКС «Заря». Ниже опишем всю станцию по состоянию на сегодняшний день.

Функционально-грузовой блок «Заря» - один из модулей Российского сегмента Международной космической станции и первый модуль станции, запущенный в космос.

«Заря» была запущена 20 ноября 1998 года на ракете-носителе «Протон-К» с космодрома Байконур. Стартовая масса составляла 20,2646 тонн. Через 15 дней после успешного запуска к «Заре» в рамках полёта шаттла «Индевор» STS-88 был присоединён первый американский модуль «Юнити». В течение трёх выходов в открытый космос «Юнити» был подключён к системам электропитания и коммуникации «Зари», смонтировано внешнее оборудование.

Модуль был построен российским ГКНПЦ им. Хруничева по заказу американской стороны и юридически принадлежит США. Система управления модулем разработана харьковским ОАО «Хартрон». Проект российского модуля был выбран американцами вместо предложения компании Локхид, модуля «Bus-1», благодаря меньшим финансовым затратам (220 млн долл. вместо 450 млн долл). По условиям контракта ГКНПЦ также обязался построить дублирующий модуль, ФГБ-2. При разработке и строительстве модуля интенсивно использовался технологический задел по Транспортному кораблю снабжения, на основе которого ранее уже были построены некоторые модули орбитальной станции «Мир». Значительным преимуществом этой технологии было полное энергетическое снабжение за счёт солнечных батарей, а также наличие собственных двигателей, позволяющих маневрирование и корректировку положения модуля в пространстве.

Модуль имеет цилиндрическую форму с шарообразным головным отсеком и конической кормой, его длина насчитывает 12,6 м при максимальном диаметре 4,1 м. Две солнечных батареи, габариты которых составляют 10,7 м х 3,3 м, создают среднюю мощность в размере 3 киловатт. Энергия сохраняется в шести аккумуляторных никель-кадмиевых батареях. «Заря» оснащена 24 средними и 12 малыми двигателями для корректировки пространственного положения, а также двумя крупными двигателями для орбитальных манёвров. 16 баков, закреплённых снаружи модуля, могут содержать до шести тонн топлива. Для дальнейшего расширения станции, «Заря» имеет три стыковочных узла. Один из них находится на корме и в настоящее время занят модулем «Звезда». Другой стыковочный узел расположен в носовой части, и занят в настоящее время модулем «Юнити». Третий пассивный стыковочный узел используется для стыковки кораблей снабжения.

интерьер модуля

  • Масса на орбите, кг 20 260
  • Длина по корпусу, мм 12 990
  • Максимальный диаметр, мм 4 100
  • Объем герметичных отсеков, м3 71,5
  • Размах солнечных батарей, мм 24 400
  • Площадь фотоэлектрических элементов, м2 28
  • Гарантированная среднесуточная мощность электроснабжения напряжением 28 в, кВт 3
  • Масса заправляемого топлива, кг до 6100
  • Длительность функционирования на орбите 15 лет

Модуль «Юнити» (Unity)

7 декабря 1998 шаттл «Индевор» STS-88 - первая строительная миссия, выполненная НАСА по программе сборки Международной космической станции. Основной задачей миссии была доставка на орбиту американского модуля «Юнити» (Unity) с двумя стыковочными переходниками и пристыковка модуля «Юнити» к уже находящемуся в космосе российскому модулю «Заря». В грузовом отсеке шаттла находились также два демонстрационных спутника MightySat, а также аргентинский исследовательский спутник. Эти спутники были запущены после того, как экипаж шаттла закончил работы связанные с МКС, и шаттл отстыковался от станции. Полётное задание было успешно выполнено, в ходе полёта экипажем было осуществлено три выхода в открытый космос.

«Юнити», англ. Unity (в переводе с англ. - «Единство»), или англ. Node-1 (в переводе с англ. - «Узел-1»)- первый полностью американский компонент Международной космической станции (юридически первым американским модулем может считаться ФГБ «Заря», который был создан в Центре им. М. В. Хруничева по контракту с компанией «Боинг»). Компонент представляет собой герметичный соединительный модуль, с шестью стыковочными узлами, по-английски называемыми англ. nodes.

Модуль «Юнити» был выведен на орбиту 4 декабря 1998 года, в качестве основного груза шаттла «Индевор» (сборочная миссия МКС 2А, миссия шаттла STS-88).

Соединительный модуль стал основой для всех будущих американских модулей МКС, которые были присоединены к его шести стыковочным узлам. Построенный компанией «Боинг» в цехах Центра космических полётов имени Маршалла в Хантсвилле, штат Алабама, «Юнити» стал первым из трёх запланированных подобных соединительных модулей. Длина модуля составляет 5,49 метров, при диаметре 4,57 метра.

6 декабря 1998 года экипаж шаттла «Индевор», присоединил модуль «Юнити» через туннель-переходник PMA-1 к ранее запущенному ракетой-носителем «Протон», модулю «Заря». При этом, в работах по стыковке применялась роботизированная рука «Канадарм», установленная на шаттле «Индевор» (для извлечения «Юнити» из грузового отсека шаттла и для подтаскивания модуля «Заря» к связке «Индевор»+«Юнити»). Окончательная стыковка двух первых модулей МКС осуществлялась включением двигателя корабля «Индевор»

Служебный модуль «Звезда»

Служебный модуль «Звезда» - один из модулей Российского сегмента Международной космической станции. Второе название - Служебный модуль (СМ).

Модуль был запущен на РН «Протон» 12 июля 2000 года. Пристыкован к МКС 26 июля 2000 года. Представляет собой основной вклад России в создание МКС. Является жилым модулем станции. «Звезда» на ранних этапах строительства МКС выполняла функции жизнеобеспечения на всех модулях, контроля высоты над Землёй, энергоснабжения станции, вычислительного центра, центра связи, основного порта для грузовых кораблей «Прогресс». Со временем многие функции передаются другим модулям, однако «Звезда» всегда будет оставаться структурным и функциональным центром российского сегмента МКС.

Этот модуль первоначально разрабатывался для замены отработавшей свой срок космической станции «Мир», но в 1993 годубыло принято решение использовать его как один из основных элементов российского вклада в программу Международной Космической Станции. Российский служебный модуль включает все системы, необходимые для работы в качестве автономного обитаемого космического аппарата и лаборатории. Он позволяет находиться в космосе экипажу из трёх космонавтов, для чего на борту имеется система жизнеобеспечения и электрическая энергоустановка. Кроме того, служебный модуль может стыковаться с грузовым кораблём «Прогресс», который раз в три месяца доставляет на станцию необходимые припасы и корректирует её орбиту.

Жилые помещения служебного модуля оборудованы средствами обеспечения жизнедеятельности экипажа, имеются персональные каюты отдыха, медицинская аппаратура, тренажеры для физических упражнений, кухня, стол для приема пищи, средства личной гигиены. В служебном модуле находится центральный пост управления станцией с аппаратурой контроля.

Модуль «Звезда» оснащен средствами пожарообнаружения и пожаротушения, в состав которых входят: система обнаружения и оповещения о пожарной ситуации «Сигнал-ВМ», два огнетушителя ОКР-1 и три противогаза ИПК-1 М.

Основные технические характеристики

  • Стыковочные узлы 4 шт.
  • Иллюминаторы 13 шт.
  • Масса модуля, кг:
  • на этапе выведения 22 776
  • на орбите 20 295
  • Габариты модуля, м:
  • длина с обтекателем и промежуточным отсеком 15,95
  • длина без обтекателя и промежуточного отсека 12,62
  • диаметр максимальный 4,35
  • ширина с раскрытой солнечной батареей 29,73
  • Объем, м³:
  • внутренний объем с оборудованием 75,0
  • внутренний объем обитания экипажа 46,7
  • Система электроснабжения:
  • Размах солнечных батарей 29,73
  • рабочее напряжение, В 28
  • Максимальная выходная мощность солнечных батарей, кВт 13,8
  • Двигательная установка:
  • маршевые двигатели, кгс 2×312
  • двигатели ориентации, кгс 32×13,3
  • масса окислителя (тетроксида азота), кг 558
  • масса горючего (НДМГ), кг 302

Первая долговременная экспедиция на МКС

2 ноября 2000 года на российском корабле «Союз» на станцию прибыл её первый долговременный экипаж. Три члена первой экспедиции МКС, успешно стартовав 31 октября 2000 года с космодрома Байконур в Казахстане на корабле «Союз ТМ-31», произвели стыковку с сервисным модулем МКС «Звезда». Пробыв четыре с половиной месяца на борту МКС, участники экспедиции вернулись 21 марта 2001 года на Землю, на американском космическом челноке «Дискавери STS-102». Экипаж выполнял задачи по сборке новых компонентов станции и в том числе подключение к орбитальной станции американского лабораторного модуля «Дестини». Также они проводили различные научные эксперименты.

Первая экспедиция стартовала с той же стартовой площадки космодрома Байконур, с которой 50 лет назад отправился в полёт Юрий Гагарин, чтобы стать первым человеком, полетевшим в космос. Трёхступенчатая трёхсотдесятитонная ракета-носитель Союз-У подняла корабль «Союз ТМ-31» и экипаж на околоземную орбиту, спустя примерно 10 минут после старта дав возможность Юрию Гидзенко начать серию манёвров сближения с МКС. Утром 2 ноября, около 9 часов 21 минуты по всемирному координированному времени корабль пришвартовался к стыковочному узлу сервисного модуля «Звезда» со стороны орбитальной станции. Спустя девяносто минут после стыковки, Шеперд открыл люк «Звезды», и члены команды впервые вошли в комплекс.

Их первоочередными задачами были: запуск устройства разогрева пищи в камбузе «Звезды», настройка спальных помещений и установка связи с обоими ЦУПами: в Хьюстоне и подмосковном Королёве. Экипаж связался с обеими командами наземных специалистов с помощью российских передатчиков, установленных в модулях «Звезда» и «Заря», и передатчиком на сверхвысоких частотах, установленном в модуле «Юнити», который использовался до этого в течение двух лет американскими диспетчерами для управления МКС и считывания системных данных станции, когда российские наземные станции находились вне зоны приёма.

В первые недели, проведённые на борту, члены экипажа активировали главные узлы системы жизнеобеспечения и расконсервировали всевозможное станционное оборудование, портативные компьютеры, спецодежду, офисные принадлежности, кабели и электрооборудование, оставленное для них предыдущими экипажами шаттлов, которые провели ряд транспортных экспедиций снабжения к новому комплексу за прошедшие два года.

Во время работы экспедиции была обеспечена стыковка станции с грузовыми кораблями «Прогресс М1-4» (ноябрь 2000 г.), «Прогресс М-44» (февраль 2001 г.) и американскими шаттлами Endeavour (декабрь 2000 г.), Atlantis («Атлантис»; февраль 2001 г.), Discovery («Дискавери»; март 2001 г.).

Экипажем проведены исследования по 12 различным экспериментам, в числе которых «Кардио-ОДНТ» (исследование функциональных возможностей организма человека в космическом полете), «Прогноз» (разработка метода оперативного прогноза дозовых нагрузок от космического излучения на экипаж), «Ураган» (отработка наземно- космической системы мониторинга и прогноза развития природных и техногенных катастроф), «Изгиб» (определение гравитационной обстановки на МКС, условий работы оборудования), «Плазменный кристалл» (исследование плазменно-пылевых кристаллов и жидкостей в условиях микрогравитации) и др.

Обустраивая их новый дом, Гидзенко, Крикалёв и Шеперд готовили почву для длительного пребывания землян в космосе и обширных международных научных исследований, по крайней мере, на следующие 15 лет.

Конфигурация МКС во время прибытия первой экспедиции. Модули станции (слева направо): КК Союз, Звезда, Заря и Юнити

Вот такой получился короткий рассказ о первом этапе строительства МКС, который начался уже в далеком 1998 году. Если интересно с удовольствием расскажу о дальнейшей постройке МКС, экспедициях и научных программах.

Выбор некоторых параметров орбиты Международной космической станции . К примеру, станция может находиться на высоте от 280 до 460 километров, и из-за этого она постоянно испытывает затормаживающее воздействие верхних слоёв атмосферы нашей планеты. Каждые сутки МКС теряет примерно по 5 см/с скорости и 100 метров высоты. Поэтому периодически приходится поднимать станцию, сжигая топливо грузовиков ATV и «Прогресс». Почему же нельзя поднять станцию выше, чтобы избежать этих затрат?

Заложенный при проектировании диапазон и текущее реальное положение диктуются сразу несколькими причинами. Каждый день астронавты и космонавты , и за отметкой 500 км её уровень резко повышается . А предел за полугодовое пребывание установлен всего на ползиверта, на всю карьеру отведён всего лишь зиверт. Каждый зиверт увеличивает риск онкологических заболеваний на 5,5 процента.

На Земле от космических лучей мы защищены радиационным поясом магнитосферы нашей планеты и атмосферой, но они работают слабее в ближнем космосе. В некоторых частях орбиты (Южно-атлантическая аномалия является таким пятном повышенной радиации) и за её пределами иногда могут проявляться странные эффекты : в закрытых глазах появляются вспышки. Это космические частицы проходят через глазные яблоки, другие толкования утверждают, что частицы возбуждают ответственные за зрение части мозга. Подобное может не только мешать спать, но и в лишний раз неприятно напоминает о высоком уровне радиации на МКС.

Кроме того, «Союзы» и «Прогрессы», которые сейчас являются основными кораблями смены экипажа и снабжения, сертифицированы на работу на высоте до 460 км. Чем выше находится МКС, тем меньше груза можно будет доставить. Меньше смогут принести и ракеты, которые отправляют новые модули для станции. С другой стороны, чем ниже МКС, тем сильнее она тормозится, то есть больше доставляемого груза должно быть топливом для последующей коррекции орбиты.

Научные задачи могут быть выполнены на высоте в 400-460 километров. Наконец, на положение станции влияет космический мусор - вышедшие из строя спутники и их обломки, которые имеют огромную скорость относительно МКС, что делает столкновение с ними фатальным.

В Сети есть ресурсы, позволяющие следить за параметрами орбиты Международной космической станции. Можно получить относительно точные текущие данные , либо отследить их динамику . На момент написания этого текста МКС находилась на высоте примерно в 400 километров.

Разгонять МКС могут элементы, расположенные в задней части станции: это грузовики «Прогресс» (чаще всего) и ATV, при необходимости - служебный модуль «Звезда » (крайне редко). На иллюстрации до ката работает европейский ATV. Станцию поднимают часто и понемногу: коррекция происходит примерно раз в месяц маленькими порциями порядка 900 секунд работы двигателя, у «Прогрессов» используют двигатели поменьше, чтобы не сильно влиять на ход экспериментов.

Двигатели могут включить единожды, таким образом увеличится высота полёта на другой стороне планеты. Такие операции используют для маленьких подъёмов, поскольку меняется эксцентриситет орбиты.

Также возможна коррекция с двумя включениями, при которой второе включение сглаживает орбиту станции до окружности.

Некоторые параметры диктуются не только научными данными, но и политикой. Космическому аппарату возможно придать любую ориентацию, но при запуске более экономичным будет использовать скорость, которую даёт вращение Земли. Таким образом, дешевле запускать аппарат на орбиту с наклоном, равным широте, а манёвры потребуют дополнительного расхода топлива: больше для движения к экватору, меньше при движении к полюсам. Наклон орбиты МКС в 51,6 градуса может показаться странным: аппараты НАСА, запускаемые с мыса Канаверал, традиционно имеют наклонение примерно в 28 градусов.

Когда обсуждалось местоположение будущей станции МКС, то решили, что будет более экономичным отдать предпочтение российской стороне. Также такие параметры орбиты позволяют видеть больше поверхности Земли.

Но Байконур находится на широте в приблизительно 46 градусов, почему же тогда обычным для российских запусков является наклонение в 51,6 °? Дело в том, что к востоку есть сосед, который не слишком обрадуется, если на него что-то будет падать. Поэтому орбиту наклоняют к 51,6 °, чтобы при запуске никакие части космического аппарата ни при каких обстоятельствах не могли упасть на Китай и Монголию.

Удивительно, но приходится возвращаться к этому вопросу из-за того, что очень многие понятия не имеют где же на самом деле летает Международная "космическая" станция и куда же совершают выходы "космонавты" в открытый космос или же в атмосферу Земли.

Это принципиальный вопрос - понимаете? Людям вдалбливают в голову, что представители человечества, которым дали гордые определения "астронавты" и "космонавты" свободно осуществляют выходы "в открытый космос" и более того там в этом самом якобы "космосе" даже летает "Космическая" станция. И все это в то время, когда все эти "достижения" осуществляются в атмосфере Земли .


Все пилотируемые орбитальные полёты проходят в термосфере, преимущественно на высотах от 200 до 500 км - ниже 200 км сильно сказывается тормозящее действие воздуха, а выше 500 км простираются радиационные пояса, оказывающие на людей вредное действие.

Беспилотные спутники тоже по большей части летают в термосфере - вывод спутника на более высокую орбиту требует бо́льших затрат энергии, кроме того, для многих целей (например, для дистанционного зондирования Земли) малая высота предпочтительнее.

Высокая температура воздуха в термосфере не страшна летательным аппаратам, поскольку из-за сильной разреженности воздуха он практически не взаимодействует с обшивкой летательного аппарата, то есть плотности воздуха недостаточно для того, чтобы нагреть физическое тело, так как количество молекул очень мало и частота их столкновений с обшивкой судна (соответственно и передачи тепловой энергии) невелика. Исследования термосферы проводятся также с помощью суборбитальных геофизических ракет. В термосфере наблюдаются полярные сияния.

Термосфе́ра (от греч. θερμός - «тёплый» и σφαῖρα - «шар», «сфера») - слой атмосферы , следующий за мезосферой. Начинается на высоте 80-90 км и простирается до 800 км. Температура воздуха в термосфере колеблется на разных уровнях, быстро и разрывно возрастает и может варьировать от 200 К до 2000 К, в зависимости от степени солнечной активности. Причиной является поглощение ультрафиолетового излучения Солнца на высотах 150-300 км, обусловленное ионизацией атмосферного кислорода. В нижней части термосферы рост температуры в сильной мере обусловлен энергией, выделяющейся при объединении (рекомбинации) атомов кислорода в молекулы (при этом в энергию теплового движения частиц превращается энергия солнечного УФ-излучения, поглощённая ранее при диссоциации молекул O2). На высоких широтах важный источник теплоты в термосфере - джоулево тепло, выделяемое электрическими токами магнитосферного происхождения. Этот источник вызывает значительный, но неравномерный разогрев верхней атмосферы в приполярных широтах, особенно во время магнитных бурь.

Космическое пространство (космос) - относительно пустые участки Вселенной, которые лежат вне границ атмосфер небесных тел. Вопреки распространённым представлениям, космос не является абсолютно пустым пространством - в нём существует очень низкая плотность некоторых частиц (преимущественно водорода), а также электромагнитное излучение и межзвездное вещество. Слово «космос» имеет несколько различных значений. Иногда под космосом понимают всё пространство вне Земли, включая небесные тела.

400 км - высота орбиты Международной космической станции
500 км - начало внутреннего протонного радиационного пояса и окончание безопасных орбит для длительных полётов человека.
690 км - граница между термосферой и экзосферой.
1000-1100 км - максимальная высота полярных сияний, последнее видимое с поверхности Земли проявление атмосферы (но обычно хорошо заметные сияния происходят на высотах 90-400 км).
1372 км - максимальная высота, достигнутая человеком (Джемини-11 2 сентября 1966 г).
2000 км - атмосфера не оказывает воздействия на спутники и они могут существовать на орбите многие тысячелетия.
3000 км - максимальная интенсивность потока протонов внутреннего радиационного пояса (до 0,5-1 Гр/час).
12 756 км - мы отдалились на расстояние, равное диаметру планеты Земля.
17 000 км - внешний электронный радиационный пояс.
35 786 км - высота геостационарной орбиты, спутник на такой высоте будет всегда висеть над одной точкой экватора.
90 000 км - расстояние до головной ударной волны, образованной столкновением магнитосферы Земли с солнечным ветром.
100 000 км - верхняя замеченная спутниками граница экзосферы (геокорона) Земли. Атмосфера закончилась , начался открытый космос и межпланетное пространство .

Поэтому новость "Астронавты NASA во время выхода в открытый космос починили систему охлаждения МКС ", должна звучать иначе - "Астронавты NASA во время выхода в атмосферу Земли, починили систему охлаждения МКС ", причем определения "астронавты", "космонавты" и "Международная Космическая Станция" требуют корректировки, по той простой причине, что станция не космическая и астронавты с космонавтами, скорее - атмосферонавты:)

В 2018 году исполняется 20 лет одному из самых значимых международных космических проектов, крупнейшему искусственному обитаемому спутнику Земли - Международной космической станции (МКС). 20 лет назад 29 января в Вашингтоне было подписано Соглашение о создании космической станции, а уже 20 ноября 1998 года началось строительство станции - с космодрома БАЙКОНУР был осуществлен успешный запуск ракеты-носителя «Протон» с первым модулем - функциональным грузовым блоком (ФГБ) «Заря». В том же году, 7 декабря, с ФГБ «Заря» был состыкован второй элемент орбитальной станции - соединительный модуль «Юнити». Через два года в составе станции новое пополнение - служебный модуль «Звезда».





2 ноября 2000 года Международная космическая станция (МКС) начала свою работу в пилотируемом режиме. Космический корабль «Союз ТМ-31» с экипажем первой долгосрочной экспедиции пристыковался к служебному модулю «Звезда». Сближение корабля со станцией проводилось по схеме, которая использовалась при полетах на станцию «Мир». Спустя девяносто минут после стыковки люк был открыт, и экипаж МКС-1 впервые ступил на борт МКС. В состав экипажа МКС-1 входили российские космонавты Юрий ГИДЗЕНКО, Сергей КРИКАЛЕВ и американский астронавт Уильям ШЕПЕРД.

Прибыв на МКС, космонавты осуществили расконсервацию, дооснащение, запуск и настройку систем модулей «Звезда», «Юнити» и «Заря» и установили связь с центрами управления полетами в подмосковном Королёве и Хьюстоне. В течение четырех месяцев было выполнено 143 сеанса геофизических, медико-биологических и технических исследований и экспериментов. Кроме этого команда МКС-1 обеспечила стыковки с грузовыми кораблями «Прогресс М1-4» (ноябрь 2000 г.), «Прогресс М-44» (февраль 2001 г.) и американскими шаттлами Endeavour («Индевор», декабрь 2000 г.), Atlantis («Атлантис»; февраль 2001 г.), Discovery («Дискавери»; март 2001 г.) и их разгрузку. Также в феврале 2001 года команда экспедиции осуществила интеграцию лабораторного модуля «Дестини» в состав МКС.

21 марта 2001 года с американским космическим шаттлом «Дискавери», который доставил на МКС экипаж второй экспедиции, команда первой долгосрочной миссии вернулась на Землю. Местом посадки стал Космический центр имени Дж. Ф. Кеннеди, штат Флорида, США.

В последующие годы к Международной космической станции были пристыкованы шлюзовая камера «Квест», стыковочный отсек «Пирс», соединительный модуль «Гармония», лабораторный модуль «Коламбус», грузовой и научно-исследовательский модуль «Кибо», малый исследовательский модуль «Поиск», жилой модуль «Транквилити», обзорный модуль «Купола», малый исследовательский модуль «Рассвет», многофункциональный модуль «Леонардо», испытательный трансформируемый модуль «BEAM».

Сегодня МКС представляет собой крупнейший международный проект, пилотируемая орбитальная станция, используемая как многоцелевой космический исследовательский комплекс. В этом глобальном проекте участвуют космические агентства РОСКОСМОС, NASA (США), JAXA (Япония), CSA (Канада), ESA (страны Европы).

С созданием МКС появилась возможность выполнения научных экспериментов в уникальных условиях микрогравитации, в вакууме и под воздействием космических излучений. Основные направления исследований - физико-химические процессы и материалы в условиях космоса, исследование Земли и технологии освоения космического пространства, человек в космосе, космическая биология и биотехнология. Немалое внимание в работе космонавтов на Международной космической станции уделяется образовательным инициативам и популяризации космических исследований.

МКС - это уникальный опыт международного сотрудничества, поддержки и взаимовыручки; строительства и эксплуатации на околоземной орбите крупного инженерного сооружения, имеющего первостепенное значение для будущего всего человечества.











ОСНОВНЫЕ МОДУЛИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ

УСЛОВ. ОБОЗНАЧЕНИЕ

СТАРТ

СТЫКОВКА