Сдвг у ребенка что делать. Основные признаки заболевания. Видео: десять правил воспитания непоседы

В настоящее время все больше родителей ищут ответ на вопрос о том, что делать, если врачи поставили диагноз «гиперактивный ребенок». К сожалению, чрезмерная активность мешает крохе вести нормальный образ жизни, поэтому существует необходимость дать практические советы для взрослых, которые сталкиваются с такой патологией у детей.
Ученые отделили гиперактивность от других патологий и дали определение «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ). Однако такое отклонение в психике до сих пор полностью не исследовано.

Чтобы отличать гиперактивного ребенка от простого непоседы, необходимо обратить внимание на следующие характеристики:

  • Активный малыш обладает большим познавательным интересом и пользуется своей неусидчивостью для получения новых знаний. В отличие от гиперактивно агрессивного ребенка, пренебрегающего чужим мнением, он прислушивается к замечаниям взрослых, с радостью вступает в игру.
  • Сильные эмоции непоседы проявляют редко, в незнакомых условиях ведут себя спокойнее.
  • Отсутствие склонности к провокациям активных малышей помогает им строить бесконфликтные отношения с другими ребятами, что неподвластно гиперактивным детям.
  • Дети без отклонений в психике имеют крепкий сон, они энергичны, но послушны.

Проявляться такое расстройство в возрасте двух лет. Однако существуют некоторые признаки гиперактивного ребенка, которые можно заметить и в год. Часто взрослые не обращают на это внимание до тех пор, пока карапуз не вырастает. Тогда от него начинают ожидать большей самостоятельности. Однако проявить ее малыш не в силах из-за нарушений психического развития.

Синдромом дефицита внимания чаще страдают мальчики. Их количество достигает 22%, а количество девочек с СДВГ составляет только 10%.

Почему ребенок гиперактивный?

Причин такого расстройства много. Самыми распространенными из них являются:

  • Инфекционные заболевания, перенесенные детьми в раннем возрасте.
  • Стрессы, тяжелый физический труд мамы во время вынашивания плода.
  • Прием матерью наркотиков, алкоголя.
  • Травмы головы, возникающие во время родов.
  • Тяжелые или преждевременные роды.
  • Скудный или неправильный рацион питания крохи.
  • Болезнь может передаваться на генетическом уровне.
  • Конфликты внутри семьи.
  • Авторитарный стиль воспитания.

Какого ребенка можно назвать гиперактивным?

Специалисты-медики относят ребенка к категории « гиперактивный», если у него проявляются следующие признаки:

  • Увлеченность делом длится не более 10 минут. При любом отвлекающем факторе, его внимание переключается.
  • Карапуз постоянно взбудоражен, невнимателен. Во время занятий или уроков не может усидеть на месте, постоянно двигается, дергается.
  • Поведение его не отягчено застенчивостью. Проявляет непокорность даже в незнакомых местах.
  • Задает много вопросов, однако в ответе на них не нуждается. Иногда дает ответ, не дослушав все предложение. Во время игр требует всеобщей сосредоточенности на его персоне.
  • Речь ускоренная, глотает окончания слов. Часто перескакивает с одного действия на другое, не закончив начатое.
  • Беспокойный сон – один из признаков гиперактивного ребенка. Случаются ночные кошмары, недержание мочи.
  • Постоянные конфликты со сверстниками не дают завести друзей. Спокойно играть не может, вмешивается в игру других ребят. Во время уроков выкрикивает с места, мешает своим поведением.
  • Гиперактивные дети часто не усваивают программу школьного курса.
  • Отклонения в работе мозга при обработке информации. Выполняя задания, часто испытывает трудности.
  • Кажется, что чадо не слышит то, что говорят ему взрослые.
  • Рассеян, теряет личные вещи, школьные принадлежности, игрушки.
  • Неуклюжесть в движениях гиперактивного ребенка часто бывает причиной травм и порчи вещей.
  • Имеет проблемы с мелкой моторикой: испытывает затруднения при застегивании пуговиц, завязывании шнурков, каллиграфии.
  • Не реагирует на замечания взрослых, запреты, наказания.
  • Подвержен частым головным болям, бывают нервные тики.

Помните, что диагностировать СДВГ может только врач. Причем лишь в том случае, если доктор обнаружил не менее 8 симптомов гиперактивного ребенка. Диагноз ставится на основании результатов МРТ мозга, ЭЭГ, анализов крови. При достаточно развитых умственных способностях такие дети имеют проблемы с речью, мелкой моторикой, низким познавательным интересом. Посредственные способности к обучению, слабая мотивация к учебной деятельности не дает возможности нашим невнимательным гиперактивным детям получить высокий уровень образования.

Если Вашему чаду поставили такой диагноз, не стоит бояться и опускать руки. Не нужно надеяться, что проблема решится сама собой. Гиперактивный ребенок очень нуждается в помощи родителей и рекомендациях специалистов.

Что делать родителям гиперактивного ребенка?

Для решения проблемы родителям гиперактивных детей необходимо учитывать следующие советы:

  • Позаботьтесь о режиме дня. Не забывайте о ежедневных ритуалах: системное чтение сказки на ночь или утренняя зарядка погасит чрезмерное перевозбуждение крохи. Постарайтесь не менять режимные моменты. Это убережет от вечерних истерик, сделает его сон спокойнее.
  • Погода в доме. Доброжелательные и бесконфликтные отношения в семье уменьшат разрушительную активность. Избегайте шумных праздников, неожиданных гостей.
  • Секции. Спортивные занятия направят энергию живчика в позитивное русло. Контролируйте систематичность посещения занятий, для гиперактивного ребенка это важно. Избегайте видов спорта соревновательного характера. Лучше выбрать аэробику, лыжный спорт, плаванье. Благотворно влияет на развитие мышления карапуза занятия шахматами. Во время шахматных партий у него работают оба полушария одновременно, что позитивно влияет на развитие умственных способностей.
  • Выброс энергии. Если поведение детей не мешают окружающим, не нужно сдерживать их. Пусть выплеснут свои эмоции. После такого «самоочищения» ребенок станет спокойнее.
  • Наказания. Когда есть необходимость воспитательных воздействий, постарайтесь не выбирать такие наказания, при которых карапузу придется долго сидеть на месте. Для него это невыполнимая задача.
  • Золотая середина. Не нужно чрезмерно давить на непоседу. Завышенные требования, жесткость в воспитании гиперактивного ребенка только навредят. Но стоит опасаться излишней заботы в отношении такого малютки. Дети чувствуют слабость взрослых, они быстро учатся манипулировать. Тогда воспитание чересчур активных ребят становится неуправляемым.
  • Питание. Еда для таких деток должна быть полезной. Исключите сладости, продукты с искусственными добавками, колбасы, полуфабрикаты. Улучшить работу мозга можно приемами комплекса витаминов в межсезонье. Ежедневное меню должно содержать овощи, фрукты. Обязательно вводите в рацион продукты, содержащие кальций, железо, магний.
  • Лишние впечатления. Места избыточного скопления людей возбуждают гиперактивного малыша. Избегайте совместного посещения супермаркетов, общественного транспорта.
  • Телевидение. Ограничивайте просмотр телепередач агрессивного содержания. Однако пара добрых мультфильмов в день поможет. За просмотром телевизора непоседа тренирует усидчивость.
  • Поощрение. Не жалейте слов похвалы для слишком активных детей. Для них важно осознавать, что они на пути к победе над негативизмом.

Лечение и коррекция гиперактивного ребенка

Существует несколько практических советов по лечению гиперактивного ребенка:

  • Лечебный массаж. Назначаемый массаж поможет снять мышечное напряжение, успокоит кроху, расслабит его.
  • Физиотерапия. Улучшает снабжение коры головного мозга кровью электрофорез с лекарственными препаратами.
  • Консультации психолога. Скорректировать поведение и научиться сдерживать импульсивные порывы поможет игровая терапия. Занятия с психологом или психотерапевтом развивают речь малыша, улучшают мелкую моторику рук гиперактивного ребенка. При систематических упражнениях улучшается внимание.
  • Лечебная гимнастика, бассейн. С их помощью укрепляется нервная система, а лишняя энергичность уходит.
  • Техника Алексеева, аутогенные тренировки, модель Шульца. Данные комплексы упражнений будут полезны для расслабления мышц, они помогут ему спокойно уснуть. Первое время такую терапевтическую работу с гиперактивным ребенком проводят только под наблюдением специалиста.

Родителям гиперактивного ребенка психологи дают следующие советы:

  • Относитесь к проявлениям гиперактивности ребенка не как к недостаткам, а как к особенностям его характера.
  • Будьте готовы, что Ваши просьбы такой малыш услышит не с первого раза, запаситесь терпением и повторяйте их несколько раз.
  • Не кричите на непосед. Ваша возбужденность плохо скажется на карапузе, он потеряет контроль над своими эмоциями. Лучше прижмите малыша к себе, ласково его погладьте, потом тихим голосом спросите, что у него произошло. Повторяющиеся фразы успокаивают, расслабляют непоседу.
  • Музыка помогает настроить кроху на спокойный позитивный лад. Чаще включайте классические музыкальные произведения или запишите его в музыкальную школу.
  • Постарайтесь не давать живчику сразу много игрушек. Пусть малыш учится концентрировать свое внимание на единичном предмете.
  • У гиперактивного ребенка должен быть свой собственный уютный уголок, в котором он обуздает негативные эмоции и придет в себя. Подойдет для этого своя комната со стенами нейтрального цвета. В ней должны находиться любимые вещи, игрушки, помогающие ему снять лишнюю нервозность.
  • Внимательно следите за поведением чада. При первых признаках нарастающей агрессии переключайте его внимание на другую деятельность. Истеричные приступы проще купировать на начальной стадии.

Как успокоить гиперактивного ребенка?

Осуществлять лечение гиперактивного ребенка можно и в домашних условия при помощи:

  • Медикаментов . К такому способу прибегать нужно в последнюю очередь. Доктор может прописать успокоительные препараты на основе растительных компонентов. Ноотропные препараты благостно влияют на обменные процессы в коре головного мозга, улучшают память, внимание крошки. Не стоит ждать быстрых результатов от успокоительных для гиперактивных детей, лекарства начнут действовать только через несколько месяцев.
  • Расслабляющих ванн . Перед сном можно ежедневно применять успокоительные ванны. Температура воды должна быть не выше 38. Добавьте в воду вытяжку из шишек хмеля, хвои.
  • Народных средств . Для снятия напряжения применяют отвары успокаивающих трав. Их принимают по полстакана дважды в день. Можно приготовить смесь для укрепления нервной системы из клюквы с алоэ, перекрученных мясорубкой, с добавлением меда. Такая вкусная питательная смесь дается полугодичным курсом трижды в день.

Доктор Комаровский о гиперактивном ребенке

Знаменитый украинский педиатр Евгений Комаровский считает, что:

  • Гиперактивным можно считать того ребенка, у которого возникают проблемы во время общения с друзьями в школе или в детском саду. Если коллектив не принимает карапуза, а школьная программа не усваивается, то можно говорить о болезни.
  • Чтобы гиперактивный карапуз прислушался к Вашим словам, необходимо для начала привлечь к себе его внимание. Когда малыш чем-то занят, он вряд ли отреагирует на просьбу родителей.
  • Не нужно менять своего решения. Если Вы запрещаете что-то, то этот запрет должен действовать постоянно, а не от случая к случаю.
  • Безопасность в семье с непоседами должна стоять на первом месте. Необходимо организовать жизненное пространство для гиперактивных детей так, чтобы он не мог во время игры нанести себе травмы. Требуйте собранности и аккуратности не только от малыша, но и от себя.
  • Не нужно просить живчика выполнять сложные задачи. Постарайтесь разделить такую работу на простые этапы, так Вы добьетесь лучших результатов. Используйте план действий в картинках.
  • Нужно хвалить при любом удобном случае. Даже если маленький художник не до конца раскрасил картинку, похвалите его за аккуратность и старание.
  • Необходимо заботиться о собственном отдыхе. При любой возможности родители должны отдыхать. Можно воспользоваться помощью родственников и попросить их немного погулять с малышом. При воспитании гиперактивных детей очень важно спокойствие и уравновешенность его родителей.

У Вашего особенного малыша не должно быть сомнений, что родители его очень любят. Правильное поведение родителей в воспитании гиперактивного ребенка решит эту проблему. Уделяйте внимание карапузу, придерживайтесь советов специалистов.

Гиперактивность – это состояние, при котором ребенок не может ни минуты посидеть смирно. Симптомы «на лицо»: малыши подвижны, беспокойны, не способны сконцентрироваться на какой-то одной деятельности. Часто такие дети обижают других ребят, раздражают и отвлекают взрослых своим поведением и постоянно находятся в нервном возбужденном состоянии.

В возрасте от трех до семи лет , как правило, наступает пик гипервозбудимости. Но также, это время характеризуется значительными изменениями в жизни: в этот период малышей приводят в детский сад, начинают водить в развивающие студии и секции, а также готовят для поступления в школу. Ребенку требуется овладеть огромным количеством навыков и умений, в том числе, умению общаться в коллективе, воспринимать и обрабатывать информацию, выполнять несложные задания и просьбы. Именно в эти годы, гиперактивному малышу и его родителям приходится наиболее тяжело, а обилие информации и появившиеся новые обязанности, только ухудшают состояние ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Как понять что ребенок гиперактивный , как справиться с нахлынувшими проблемами и пройти этот сложный период с минимальными потерями?

Гиперактивный ребенок: причины

Прежде чем приступить к диагностике и лечению гиперактивного малыша, стоит выяснить причины неврологическо-поведенческого расстройства. Это позволит более грамотно приступить к процессу лечения и коррекции.

Возможные причины проблемы:

  1. Наследственный фактор . Одной из самых распространенных причин гиперактивности считается генетическая предрасположенность.
  2. Патологии во время беременности и родов (гипоксия плода, угроза выкидыша, гестоз, тяжелые роды, кесарево сечение и т. д.).
  3. Малый вес новорожденного и недоношенность.
  4. Инфекционные заболевания , перенесенные матерью в период беременности и ребенком в первые недели жизни.
  5. Воздействие неблагоприятных внутрисемейных отношений и стрессовые состояния .
  6. Употребление во время развития плода алкоголя, табачных изделий и некоторых лекарственных средств.
  7. Также, не исключается воздействие плохой экологической обстановки , нехватки необходимых микроэлементов и неправильное питание (сладости и фаст-фуд).

Внимание! Стоит отметить, что синдром дефицита внимания и гиперактивности, чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Что связывают с более крупным весом новорожденных мужского пола, из-за чего возрастает риск получения родовых и внутриутробных травм.

Гиперактивный ребенок 3 года – 4 года: что делать

Зачастую именно в этот период родители начинают активно обращаться к специалистам за помощью. Связано это с тем, что трехлетний ребенок в первый раз отправляется в детский сад или группу развития , где и начинают ярко проявляться признаки гипервозбудимости, а также обостряться проблемы с адаптацией в коллективе.

Возникновение гиперактивности объясняется также неспособностью нервной системы крохи быстро справиться с увеличением умственной нагрузки, новыми и непонятными требованиями.

Признаки гиперактивности в период от 3 до 4 лет

К признакам гипервозбудимости ребенка 3-4 лет относятся:

  • неуправляемость, отсутствие реакции на просьбы и приказы;
  • хаотичные движения, бег без цели;
  • задержка речевой функции;
  • невнимательность, забывчивость;
  • малыш елозит на стуле, вскакивает, вертится;
  • повышенная тревожность, вспыльчивость и истеричность;
  • плохой, беспокойный сон.

Лечение и коррекция гипервозбудимости малышей 3-4 лет.

  • Обязательные занятия с детским психологом и логопедом . Работа специалистов позволит снизить чувство беспокойства и тревожности, развить речь, образное мышление, зрительную и слуховую память.
  • В этом возрасте не рекомендуются соревновательные игры . Лучше посетите бассейн или купите малышу велосипед.
  • Постарайтесь обеспечить ребенку спокойную и доброжелательную атмосферу в доме . Гиперактивный малыш должен чувствовать себя защищенным и любимым.

Гиперактивный ребенок 5 лет – 6 лет: что делать

В возрасте 5-6 лет может произойти ухудшение состояния ребенка с гипервозбудимостью, так как в этом время начинаются подготовительные занятия в старших группах дошкольного учреждения. Помимо этого, период характеризуется активным созреванием мозговых структур, что может вызвать чрезмерное переутомление малыша.

Признаки в 5 лет и в 6 лет

Кроме типичных признаков гиперактивности, расстройство неврологическо-поведенческого характера в возрасте 5-6 лет отличается появлением:

  • Нервных тиков. Могут появиться непроизвольные подергивания лицевых мышц, сокращения мышц тела, конечностей и шеи, мигание, покашливание, вздрагивание и трясение головой.
  • Излишней болтливости. При этом ребенок склонен перебивать и не дослушивать обращенную к нему речь.
  • Частой смены настроения. Импульсивности и нетерпения.
  • Разнообразных комплексов, фобий и устойчивых страхов.

Для улучшения состояния ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, помимо работы с психологом и визитов к невропатологу потребуется значительная коррекция образа жизни. Это поможет малышу 5-6 лет быстрее адаптироваться к возрастающим нагрузкам:

  • Обратите внимание на режим сна. Желательно ложиться и вставать в одно и то же время. Перед сном не перегружайте малыша информацией и сократите активные игры.
  • Исключите из рациона фаст-фуд, конфеты, выпечку, газированные напитки и сладкие соки.
  • Включите в расписание дня неспешные прогулки перед сном.
  • Добавьте в жизнь непоседы физическую активность. В этом возрасте ребенка уже можно записывать в спортивную секцию. Это позволит снять напряжение и уменьшить агрессию.

Гиперактивный ребенок 7 лет

Как правило, в семилетнем возрасте начинается подготовка к школе и обучение в первом классе. Новые требования и задачи усугубляют проблемы гиперактивного ребенка. Гипервозбудимость мешает нормальной адаптации в коллективе и провоцирует появление конфликтов со сверстниками и преподавателями. Из-за неусидчивости, нетерпеливости и легкой
возбудимости, такой ребенок не в состоянии просчитать последствия своих поступков, что может привести к агрессивности и асоциальным поступкам.

Симптомы гиперактивности у семилетнего ребенка

В возрасте семи лет гипервозбудимый ребенок отличается:

  • Неумением закончить начатое дело до конца.
  • Неспособностью высидеть все урок.
  • Отстраненностью во время занятия и повышенным вниманием на посторонние раздражители.
  • Ошибками в домашних заданиях из-за невнимательности и рассеянности.
  • Неумением разумно организовывать свою работу.
  • Постоянной потерей вещей, школьных принадлежностей и книг.

Подготовка к школе, если у вас ребенок гиперактивный, что делать, 7 лет

Чтобы облегчить адаптацию малыша к школьным обязанностям, необходимо:

  • Составить строгий, неукоснительно выполняемый режим дня.
  • Стараться не допускать стойкого неприятия и отвращения к школе.
  • Выяснить, какие именно проблемы мешают познавательному процессу (неразвитая слуховая память, слабая логика или образное мышление).
  • Сформировать положительное отношение к учебному процессу.
  • Заранее подготовить к предстоящим нагрузкам в школе.

Если у вас тревожный ребенок, агрессивный ребенок

Одной из самых распространенных и проблематичных форм нарушения поведения гиперактивного ребенка является детская агрессия. Для того чтобы эффективно справиться с данным расстройством, необходимо в первую очередь, определить причину появления агрессии.

Внимание! Чаще всего с помощью агрессии, истерик и асоциального поведения ребенок пытается обратить внимание окружающих на себя. Нехватка заботы, любви и поддержки заставляет гипервозбудимого малыша, проявлять негативные эмоции, тревожность и агрессию.

Для коррекции агрессивного поведения ребенка рекомендуется обратиться к семейному психологу, так как зачастую данная проблема касается всех членов семьи. Ведь только взаимопонимание и близкий контакт с малышом способны улучшить состояние и поведение маленького агрессора.

Признаки гиперактивности встречаются в разной мере у всех детей. Кто из родителей не сталкивался с поведением своего малыша, при котором появляется избыточная подвижность, непослушность, крики, неконтролируемое поведение, невнимательность, болезненное упрямство, вспышки импульсивной агрессии? При этом ребенок может быть неуверен в себе, боязлив и закомплексован.

Наша задача разобраться, чем вызывается такое состояние, когда оно остается в рамках нормы, а когда выходит на уровень болезни. Также попробуем дать некоторые рекомендации о том, что делать родителям, если у них гиперактивный ребенок.

Каждый ли возбудимый ребенок болен?

В 80-х годах прошлого столетия это состояние у детей получило отдельное название – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В классификации нервных и психических болезней оно было отнесено к гиперкинетическим расстройствам. Основной поведенческий признак синдрома – неспособность к концентрации, самоконтролю.

Далеко не каждый малыш, ведущий себя как проказник, относится к категории гиперкинетиков. У некоторых непослушность, упрямство, повышенная подвижность с бьющей через край энергией следствие характера. С такими детьми нужно просто правильно учиться вести себя, а не постоянно их одергивать, это может вызвать негативную ответную реакцию.

Признаки гиперактивного ребенка

Признаки повышенной активности у ребенка проявляются не сразу. До 2-3 лет ребенок может вести себя обычно и даже быть чрезмерно спокойным. Проявления СДВГ у детей развиваются постепенно. Часто родители не уделяют им должного внимания и обращаются за помощью, когда ребенок попадает в воспитательное заведение уже с явными проблемами.

Обратите внимание: чем позже отмечаются болезненные проявления, тем тяжелее бороться с нарастающими признаками болезни.

Развивающуюся гиперактивность у детей можно заподозрить, если развивается:

  • – длительное и беспокойное засыпание, вскрикивания и движения в кровати, разговоры, частые просыпания, плач, недосыпание;
  • днем повышенная суетливость, неусидчивость, неспособность доводить до конца начатое дело, излишнее беспокойство;
  • неустойчивость (лабильность) эмоциональной сферы, вспышки импульсивности;
  • игнорирование просьб родителей, неадекватное поведение;
  • болезненная забывчивость, невнимательность, отсутствие сосредоточения на деятельности, склонность к разбрасыванию вещей;

Любой вид деятельности вызывает у ребенка проблемы.

Причины гиперактивности и синдрома дефицита внимания

Повышенная возбудимость часто наблюдается у детей, родители которых сами обладают холерическим складом характера и темперамента. Дети часто просто копируют поведение взрослых в своей семье, в более утрированной и сильной форме.

Если речь идет о СДВГ, то отмечается генетическая предрасположенность передачи этого заболевания.

Обратите внимание: около 30% родителей гиперактивных детей сами в детстве болели этой патологией.

Факторами, провоцирующими развитие гиперактивности могут быть:


Определение синдрома гиперактивности у детей

Выявить у ребенка болезнь может только специалист – детский психиатр, психолог.

Анализируя жалобы и осматривая ребенка, врач уточняет у родителей:

  • особенности протекания беременности;
  • возможные имеющиеся заболевания, как самой матери, отца, так и малыша;
  • варианты поведения маленького пациента дома, в общественных местах.

Затем доктор осматривает ребенка, беседует с ним, оценивает его реакции, уровень развития, поведенческие тонкости. Признаки расстройства обобщаются, и выносится предварительное суждение о возможном наличии болезни.

Обследование дополняется специальными методами диагностики, а также консультациями других специалистов (психолога, невропатолога, эндокринолога, терапевта).

Детям более старшего возраста (5-6 лет) предлагаются психологические тесты, оценивающие способности к вниманию, усидчивости, логическому мышлению и т.д.

Дополнительные исследования включают безопасные в плане здоровья - магнитно-резонансную томографию, электроэнцефалографию, реографию.

После прохождения полного обследования врач определяет наличие, или отсутствие заболевания. Затем составляется план лечения.

Как протекает синдром гиперактивности

Родители в большинстве случаев не заостряют внимание на болезненном поведении малыша, считая, что он «перерастет» со временем. Обращаются за помощью, когда болезнь уже в развитой стадии и проявления ее невозможно не заметить.

В коллективах детских садов патология только начинает заявлять «свои права». А вот когда ребенок попадает в школу, синдром гиперактивности проявляется во всей своей силе. Учебная деятельность требует определенной организации занятий, как раз того, к чему маленький школьник не готов.

Неадекватное поведение на уроке, сверхподвижность и невозможность к концентрации внимания делает процесс учебы невозможным. Дети с гиперактивностью постоянно требуют контроля учителем, так как сосредоточить внимание ученика на теме невозможно, он постоянно отвлекается и занимается своими делами, сказывается болезненный дефицит внимания. Квалификации и терпения педагога не всегда хватает, чтобы совладать с деструктивным вариантом поведения. Формируется ответная реакция – агрессивность ребенка.


Обратите внимание:
система образования не адаптирована к занятиям детей, страдающих СДВГ. Развитие гиперактивных детей всегда отстает от сверстников. Учителя не могут подстраиваться под развивающуюся болезнь ученика, и это приводит к развитию конфликтной ситуации.

Гиперактивный ребенок в школе зачастую подвергается насмешкам и издевательствам одноклассников, испытывает проблемы общения. С ним не хотят играть и дружить. Это вызывает повышенную обидчивость, встречные вспышки агрессии, рукоприкладства. Склонность таких детей к лидерству из-за неспособности быть таковым порождает понижение самооценки. Со временем может сформироваться замкнутость. Все ярче развиваются выраженные психопатические жалобы. Родителям ничего не остается, как наконец-то отвести маленького ученика к специалисту.

В домашних условиях надо помнить главное: дети часто зеркально отражают модель поведения взрослых. Поэтому, если у малыша имеется синдром гиперактивности, в доме должны преобладать спокойная и дружественная атмосфера. Не следует громко кричать и выяснять на повышенных тонах между собой отношения.

Ребенку надо уделять достаточно внимания. Гулять с ним много на свежем воздухе, особенно полезны лес, сбор грибов, рыбалка, семейные туристические походы. Не следует посещать шумные мероприятия, которые будут перевозбуждать болезненную психику. Необходимо правильно формировать фон жизни. Дома должна звучать успокаивающая музыка, не должен кричать телевизор. Не следует устраивать шумные праздники, особенно сопровождающиеся распитием алкоголя.

Важно: в случае перевозбужденного состояния не следует кричать на страдающих детей, бить их. Как же успокоить ребенка? Следует найти слова утешения, обнять его, пожалеть, выслушать молча, увести в другое место. Каждый родитель должен найти индивидуальный подход. Лучше отца и матери никто не справится с этой задачей.

Каждый маленький пациент, которого приводят на консультацию к специалисту, индивидуален, поэтому не может быть никаких строгих правил коррекции его поведения. Необходимо учитывать все имеющиеся тонкости характера и условий, окружающих больного. Тем не менее, существуют общие положения, от которых необходимо отталкиваться при воспитательном и лечебном процессе.

  1. О создании запретов . Дефицит внимания и гиперактивность детей проявляется в категорическом отрицании и неприятии ими запретов. В этом случае главное правило, формирующее правильное отношение к пониманию запрещения заключается в отсутствии употребления слова «нет» и «нельзя». Вместо них надо строить фразу таким образом, чтобы в ней предлагалось активное действие, а не запрещающая формулировка. К примеру, чтобы не говорить «Не прыгай по кровати», следует сказать «Давай попрыгаем вместе» и снять ребенка на пол, затем переключить его на другую деятельность, постепенно успокаивая.
  2. Контроль времени . Дети с СДВГ часто неспособны самостоятельно правильно ощущать время. Поэтому очень важно следить за тем, чтобы они выполняли задания, укладываясь в нормативы. Необходимо правильно замечать и исправлять случаи чрезмерного переключения внимания. Без насилия возвращать ребенка к поставленной цели.
  3. Последовательность заданий . Гиперактивность провоцирует у детей невнимательность, рассеянность. Важно помнить, что данные за один раз несколько заданий могут просто не восприниматься ребенком. Воспитателям следует самостоятельно контролировать динамику процесса и получения новых заданий.
  4. Конкретика выполнения . Болезненные изменения при гиперактивности не дают маленьким пациентам соблюдать логические мыслительные цепочки, также страдает абстрактное мышление. Для облегчения понимания следует не перегружать смысловыми перегрузками предложения и фразы, из которых формируется задание.

О детских играх

Игры гиперактивных детей дошкольного возраста должны отталкиваться от двух важных идей.

Первая – игровое время должно служить нормальной эмоциональной и физической разрядкой. Для этого ребенку необходимо достаточное игровое пространство. Игра должна ненавязчиво направляться в конструктивное русло.

Вторая идея предусматривает создание спокойной фазы, во время которой необходимо провести переосмысление игровой деятельности, затем после короткой паузы продолжить ее. Важно, перед окончанием воспользоваться моментом физической усталости и попытаться переключить малыша на конструктивную деятельность, но без тени принуждения.

Детям более старшего возраста очень полезно занятие спортом. Необходимо правильно определить, каким именно. Одним больше подойдут игровые виды, другим индивидуальные. В обоих случаях должна решаться проблема использования переизбыточного возбуждения, направление его в конструктивное русло и обучение навыкам спортивной дисциплины.

Лечение синдрома гиперактивности

Как мы видим, воспитание ребенка с гиперактивностью очень трудоемкий и сложный процесс. Именно поэтому многие родители не хотят заниматься им самостоятельно и ведут ребенка к врачу.

Важно на этом этапе попасть к грамотному специалисту, который помимо назначенного лечения поможет семье разобраться с осознанием проблемы и необходимостью совместных усилий в лечении. Как это делать написано выше.

В случае далеко зашедшей болезни следует порекомендовать перевести ребенка школьного возраста, страдающего СДВГ в специализированную школу, в которой на месте определят в классе с каким уклоном необходимо учиться дальше пациенту. Возможно, понадобится коррекция развития навыков. Если школьник отстал в учебе, то его направят в класс догоняющих детей.

Медикаментозное лечение гиперкинетического расстройства

При правильном подборе препарата оказывает весьма существенное положительное влияние. Эффективность его достигает 80%. Лечиться следует годами, возможно лекарственная коррекция потребуется и в более позднем возрасте.

Медикаментозное лечение состоит из применения , препаратов стимулирующих психическое развитие, воздействующих на улучшение обменных процессов в мозге. С этими задачами хорошо справляются транквилизаторы, снотворные лекарства, психостимуляторы и ноотропы. В некоторых случаях применяются антидепрессанты и нейролептики.

Однако не следует придавать медикаментозному лечению чрезмерное значение, так как оно носит лишь симптоматический характер и не устраняет главной причины заболевания. Также, оно никогда не заменит главное – любовь к своему ребенку. Именно она может излечить малыша и в будущем дать ему возможность полноценной жизни.

Несмотря на то, что гиперактивность наиболее ярко проявляется в возрасте около 3-х лет, первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно заметить уже в младенчестве. Ранняя диагностика и своевременное лечение позволит предотвратить множество проблем с развитием, обучением и адаптацией в дальнейшем.

Гиперактивность малыша первого года жизни

Гипервозбудимость у грудничков довольно трудно поддается диагностике. Поэтому самостоятельно назначать малышу лечение ни в коем случае нельзя.

ВАЖНО! При любых сомнениях наиболее разумным выходом станет посещение специалиста, способного точно поставить диагноз. Однако именно наличие характерных симптомов должно насторожить родителей, являясь серьезным поводом для визита к невропатологу.

Гиперактивный ребенок до года: признаки

  • любое расстройство сна;
  • частый плач и крик;
  • постоянные движения головкой, ногами и руками. Гиперактивный грудной ребенок активно сучит ножками;
  • гипертонус мышц ребенка;
  • частая рвота и срыгивание после кормления;
  • бурная реакция на внешние раздражители (яркий свет, резкие звуки и хлопки).

Гиперактивный малыш не любит пеленание и всегда старается освободиться из пеленок. Такие дети раньше других сверстников начинают сидеть, вставать и ходить.

Причины гиперактивности до года

Гипервозбудимость малыша нередко является результатом:

  • различных осложнений при беременности . Например, токсикоз, высокое давление, а также гипоксия плода;
  • осложнений при родах . Сюда относятся тяжелые роды, а также роды раньше положенного срока. Применение щипцов, стимуляция, кесарево сечение;
  • инфекционных заболеваний , перенесенные матерью в период беременности или ребенок в первые недели жизни;
  • генетической предрасположенности . Риск возникновения расстройства возрастает многократно, если один или оба родителей в детстве были гиперактивны;
  • вредных привычек матери . Например, распитие алкоголя и курение табачных изделий во время беременности.

Для улучшения состояния гиперактивных малышей до года, как правило, применяют немедикаментозные средства лечения, например:


Гиперактивный ребенок что делать в 1-2 года

Диагностировать гиперактивность малыша в возрасте от 1 года до 2-х лет несколько легче, чем у детей до года, так как можно применить традиционную диагностику в 3 этапа:

  1. Сбор информации (доктор получает данные о течении беременности, родах и перенесенных крохой заболеваниях, а также собирает и обобщает семейный анамнез).
  2. Полное психологическое обследование ребенка.
  3. Аппаратное обследование (МРТ и электроэнцефалографическое исследование мозга).

Симптомы гиперактивности ребенка от 1 до 2-х лет

Итак, как понять что ребенок гиперактивный в год? К признакам в этом возрасте относят:


Причины гиперактивности ребенка от 1 до 2-х лет

Кроме причин, связанных с внутриутробным развитием плода, осложнениями при родах и перенесенными заболеваниями, в этом возрасте малыши могут проявлять симптомы дефицита внимания и гиперактивности из-за неблагополучной обстановки в семье.

ВАЖНО! Постоянные скандалы и ссоры могут привести ребенка в угнетенное, стрессовое состояние. При нехватке положительных эмоций, нуждаясь в любви и заботе, малыш будет пытаться таким образом обратить на себя внимание семьи.

К малышу с гиперактивностью родителям потребуется найти новый подход:


Что делать, если в вашей семье растёт гиперактивный ребёнок? Как быть родителям, если их ребёнок настолько неугомонный и стремительный, что с ним трудно совладать? Как быть, если он не может спокойно реагировать на всё, что происходит, играть со сверстниками? Как быть, если он неусидчив и ему непросто передать знания? Как выбрать правильную стратегию воспитания гиперактивного ребёнка и что кроется в его неугомонности? Читайте об особенностях поведения гиперактивного ребёнка: рекомендации родителям.

Гиперактивность и её признаки

Гиперактивный ребёнок сталкивается с многими проблемами

В середине прошлого столетия медики рассматривали гиперактивность как патологическое состояние, которое вызвано незначительными расстройствами функций мозга. Впоследствии чрезмерная двигательная активность стала восприниматься как самостоятельное заболевание, которое получило название «синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью» (СДВГ) .

«Гиперактивный ребёнок сталкивается с проблемами концентрации внимания, слабой памяти, обучения. Его мозгу сложно переработать информацию. Ребёнок не может сохранять сосредоточенность на протяжении длительного времени, контролировать все свои действия. Он неусидчив, невнимателен и импульсивен».

Симптомы гиперактивного поведения:

  • неусидчивость
  • суета
  • беспокойство
  • импульсивность
  • эмоциональная нестабильность
  • плаксивость
  • несоблюдение правил и норм поведения
  • проблемы со сном
  • задержка и нарушения речевого развития
  • и прочие.

Симптомы СДВГ уже можно заметить у 2-3 летнего крохи. Чаще всего родители не спешат обращаться к доктору, однако, как только ребёнок поступает в первый класс, у него возникают сложности с учёбой, которые появляются вследствие гиперактивности.

На каждый из описанных симптомов обязательно нужно реагировать и обращаться за помощью к специалистам, которые дадут правильные рекомендации, как помочь ребёнку с СДВГ, как научиться его успокаивать, как адаптироваться ему в обществе.

Если признаки гиперактивности сохраняются у ребёнка более 6 месяцев, то нужно проконсультироваться со специалистом - психологом, невропатологом.

Среди признаков гиперактивности выделяют следующие:

  1. Невнимательность, что проявляется в:
  • частой неспособности быть внимательным к деталям (из-за этого ребёнок будет допускать ошибки при выполнении школьного домашнего задания и в других видах деятельности)
  • сложности сохранять внимание
  • неумении слушать
  • неспособности придерживаться требований и инструкций (например, довести до конца выполнение уроков или других домашних обязанностей на рабочем месте
  • сложности самостоятельно организовать выполнение домашнего задания и другую работу
  • избегании вовлечения в выполнение заданий, требующих продолжительного сохранения умственного напряжения
  • частой потере предметов (игрушек, школьных принадлежностей, карандашей, книг, канцелярских принадлежностей)
  • лёгком отвлечении на посторонние стимулы
  • частой забывчивости в повседневных ситуациях.
  1. Гиперактивность, которая проявляется в:
  • беспокойных движениях кистей и стоп
  • кручении и верчении, сидя на стуле
  • частом вставании с места в классе во время урока или в других ситуациях
  • частом проявлении бесцельной двигательной активности: беге, кручении, попытках куда-то залезть, причём тогда, когда это недопустимо
  • неспособности спокойно, тихо играть или заниматься чем-либо
  • постоянном движении
  • болтливости, шумности.
  1. Импульсивности, что проявляется в:
  • ответах на вопросы, не выслушивая их до конца и особенно не думая
  • сложности дождаться своей очереди
  • частых помехах другим, приставаниях к окружающим (к примеру, н может спокойно вмешиваться в разговоры или игры).

Если описанные признаки сохраняются у ребёнка более 6 месяцев, то обязательно нужно проконсультироваться со специалистом - психологом, невропатологом.

Лечение дома и со специалистом

Подходящий курс лечения для вашего гиперактивного ребёнка может подобрать только доктор

Заметив у ребёнка симптомы и признаки СДВГ, следует проконсультироваться с врачом-невпропатологом. Доктор проведёт обследование и выяснит, не является ли причиной гиперктивности ребёнка какое-либо тяжёлое заболевание.

Диагностика СДВГ проводится в 3 этапа:

  1. Сбор информации. Врач собирает информацию о ребёнке, выясняя особенности течения беременности и родов, историю болезней ребёнка, особенности воспитания. Доктор просит родителей охарактеризовать ребёнка. Далее он даёт субъективную оценку поведению ребёнку на основе определённых диагностических критериев.
  2. Психологическое обследование. С помощью особых методик (тестов) специалист диагностирует внимание ребёнка.
  3. Аппаратное обследование. СДВГ диагностируется с помощью электроэнцефалографического исследования или исследования на основе магнитно-резонансной томографии (что позволяет регистрировать электрические потенциалы мозга и выявить соответствующие изменения). Процедуры являются безболезненными и безопасными.

Совокупность полученных результатов определит наличие СДВГ и необходимость специального лечения.

Иногда ребёнок становится настолько неуправляем, что родители готовы предпринять всё, что угодно, чтобы прекратить безобразие и отдохнуть от него. Здесь важно помнить, что нельзя самовольно давать ребёнку успокоительные препараты: их может назначить только врач, проведя обследование. Подбор препаратов, нормализующих сон, снимающих раздражительность, уменьшающих тревожность подбирается врачом строго индивидуально для каждого ребёнка.

«Совет. Помните, что подходящий курс лечения для вашего гиперактивного крохи может подобрать только доктор. Выбирая домашние методы лечения, остановитесь на тех, которые не принесут ребёнку вреда. В качестве домашнего лечения лучше всего выбрать стратегию бережного, спокойного, ласкового отношения к малышу».

Как организовать жизнь гиперактивного ребёнка

Внимательное и бережное отношение к гиперактивному ребёнку поможет правильно организовать его жизнь

  1. Запрещайте правильно. При общении с гиперактивным ребёнком не используйте отрицания, отрицательную частицу «не», слова «нет» и «нельзя». Лучше переформулировать запреты, например: «Не ходи по газону!» следует заменить на «Лучше играй на дорожке». То есть, запрещая что-то малышу, сразу предлагайте альтернативу.
  2. Задачи ставьте чётко. Детей с СДВГ отличает слабо развитое логическое и абстрактное мышление. Поэтому задания нужно озвучивать чётко. В общении с ребёнком употребляйте короткие простые фразы, избегая сложных формулировок.
  3. Соблюдайте последовательность. Гиперактивным, невнимательным детям лучше не давать несколько поручений одновременно, как «переоденься, и сложи одежду, помой руки и скорей садись обедать». Ребёнку будет трудно сразу воспринять всю информацию. Скорей всего, он отвлечётся и забудет выполнить всё, что нужно. Лучше давать поручения одно за другим, сохраняя логическую последовательность.
  4. Следите за временем. Гиперактивным детям сложно ощущать время, поэтому родители должны сами следить за тем, сколько времени малыш тратит на выполнение того или иного задания.
  5. Приучайте к режиму дня. Распорядок дня - основа нормальной жизни гиперактивного ребёнка. Ребёнок должен достаточное количество времени спасть (не менее 8-10 часов в сутки), кушать, заниматься (учиться), играть, гулять в одно и то же время. Не забывайте хвалить малыша, если он соблюдает правила.
  6. Будьте позитивно настроены. Радуйтесь успехам ребёнка, хвалите его, поддерживайте. Малыш должен чувствовать, что о нём заботятся и помогают справиться со сложностями. Сглаживайте конфликты.
  7. Чётко обозначьте критерии хорошего поведения. Вседозволенность - не лучшая тактика воспитания. Ребёнок должен понимать, что ему можно, а что нельзя; как вести себя красиво, а как - нет.
  8. Создайте комфортные условия для развития ребёнка. У малыша должно быть своё место в доме, где он может спокойно играть и заниматься. Не отвлекайте ребёнка от занятий. Следите за тем, чтобы он не переутомлялся.
  9. Создайте возможности для траты излишков энергии. Гиперактивным детям лучше иметь хобби. Хорошо, если это будет спорт, где ребёнок сможет выплеснуть излишнюю энергию. Больше гуляйте на свежем воздухе.

Из рациона гиперактивного ребёнка нужно исключить продукты, содержащие красители и консерванты

«Совет. Из рациона гиперактивного ребёнка нужно исключить продукты, содержащие красители и консерванты. Не рекомендуется употреблять газированные напитки, шоколад, острую и солёную пищу».

Народные методы коррекции поведения

Иногда врач может назначить не только медикаментозное лечение, но и усилить его народными методами, например:

  1. Настои успокаивающих травяных сборов. Настой от тиков: 2 ст. ложки сухих листьев ежевики заварить литром кипятка и давать пить ребёнку по полстакана дважды в день.
  2. Укрепляющие нормализующие смеси. Например: клюкву и алоэ нужно перекрутить на мясорубке и заправить мёдом. Давать по чайной ложе три раза в день в течение полугода. Такая смесь усиливает концентрацию внимания и усидчивость.
  3. Успокаивающие фитованны. Некоторые травы (ромашка, валериана, пустырник) и эфирные масла (пихта, нероли) имеют расслабляющее действие. Травы нужно заварить, а потом настой вылить в ванну, а эфирного масла капнуть пару капель.

«Чудесный старинный успокоительный способ – стакан тёплого молока с мёдом. Лучше предлагать ребёнку пить его на ночь».

Подбирайте индивидуально способы, чтобы успокоить гиперактивного ребёнка

Пока диагностика ещё не проведена, родителям пригодятся советы, как вести себя с гиперактивным ребёнком:

  1. При перевозбуждении ребёнка нужно сменить обстановку: дайте попить воды и уведите его в другую комнату.
  2. Если кроха огорчён, лучшим лекарством будут объятия родителей, ласковое поглаживание по голове: физический контакт очень важен для гиперактивных детей.
  3. Эффективным домашним способом лечения гиперактивных детей являются фитованны перед сном. В успокоительный сбор для такой ванны могут войти шишки хмеля и хвойных деревьев. Посоветуйтесь с доктором при выборе такого метода домашней терапии.
  4. Любимая сказка, книжка с красочными иллюстрациями, массаж, спокойная музыка – с помощью всего этого малыш сможет быстрее успокоиться и заснуть.

Непросто рекомендовать, что конкретно нужно делать с гиперактивностью малыша, ведь каждый случай индивидуален и порождён разными причинами. Главное – быть любящими и терпеливыми родителями, которые помогут малышу адаптироваться в окружающем мире и справиться с трудностями, с которыми он сталкивается.