Сестринский уход за больными с заболеваниями уха. Заболевания уха - сестринское дело в оториноларингологии. Острый гнойный средний отит Лечение в перфоративной стадии

Острый средний отит не ограничивается одной только барабанной полостью, в той или иной степени в воспалительный процесс вовлекаются и остальные отделы среднего уха - слуховая труба, пещера и ячейки сосцевидного отростка .

Непосредственной причиной острого среднего отита является проникшая в барабанную полость инфекция : стрептококк, стафилококк, пневмококк, реже другие микробы, часто смешанная флора . Нередко это заболевание развивается вторично как осложнение или проявление общей инфекции, в частности инфекционных поражений верхних дыхательных путей, гриппа, а у детей и скарлатины, кори, дифтерии. Острый средний отит может быть следствием острых и хронических воспалений глотки и носа . Существенную роль в этиологии заболевания могут играть гипертрофические процессы в полости носа и носоглотке; основным патологическим механизмом при этом является механическое сдавление глоточного устья слуховой трубы и нарушение её вентиляционной и дренажной функции. К таким заболеваниям относятся гипертрофический ринит, аденоиды, хоанальный полип, гипертрофический фарингит, полипоз носа, опухолевые процессы в глотке. Реже отит развивается после травмы уха .

Проникновение инфекции в среднее ухо чаще происходит тубогенным путём, то есть через слуховую трубу. В обычных нормальных условиях в полостях среднего уха микробной флоры нет. Реже инфекция попадает в среднее ухо через повреждённую барабанную перепонку при её травме или через рану сосцевидного отростка. Сравнительно редко встречается третий путь проникновения инфекции в среднее ухо - гематогенный, он может иметь место при инфекционных заболеваниях .

Клиническая картина

В типичном течении острого гнойного среднего отита выделяют три периода :

  • первый период - характеризуется возникновением и развитием воспалительного процесса в среднем ухе, образованием инфильтрации и экссудата, развитием средних симптомов, таких как боль в ухе, гиперемия барабанной перепонки, выпячивание её экссудатом, понижением слуха и общих симптомов в виде повышения температуры тела до 38-39°С, плохого аппетита и сна, слабости, плохого самочувствия, умеренного лейкоцитоза, не резкого увеличения СОЭ;
  • второй период - прободение барабанной перепонки и гноетечение. В этот период наблюдается стихание всех реактивных явлений. Гноетечение из уха обычно продолжается 47 дней. Прободение барабанной перепонки и гноетечение из уха (оторея) возникают в связи с увеличением количества экссудата в барабанной полости, повышением его давления, что приводит к размягчению, истончению барабанной перепонки и её прободению. Перфорация чаще всего локализуется в передненижнем квадранте. Прободение барабанной перепонки резко изменяет течение острого отита - боли в ухе уменьшается и совсем исчезают, температура довольно быстро нормализуется, уменьшаются боли при надавливании на сосцевидный отросток, улучшается и общее состояние больного;
  • в третьем периоде наступает затихание воспалительного процесса, прекращается гноетечение, закрывается перфорация, восстанавливается анатомическое и функциональное состояние среднего уха.

Нередко при обычном течении заболевания во втором периоде, когда уже наступило смягчение местных и общих симптомов и нормализовалась температура, вновь отмечается её повышение, ухудшается общее состояние и появляется боль в ухе . Такая клиническая картина свидетельствует о нарушении оттока и задержке гноя и полостях среднего уха. Причиной этого могут быть: небольшая перфорация, образование в слизистой оболочке грануляций и сосочкообразных утолщений, которые создают условия застоя экссудата в барабанной полости. Появление болезненности при пальпации верхушки сосцевидного отростка как во втором, так особенно и в третьем периоде заболевания свидетельствует об атипичности течения и возможности появления осложнения - мастоидита . Иногда профузное гноетечение, особенно с пульсацией гноя, указывает на наличие экстрадурального абсцесса. Воспалительный процесс в среднем ухе следует считать хроническим, если он продолжается более 6 недель; в ряде случаев острый гнойный средний отит с самого начала приобретает черты хронического течения, например, теберкулёзный средний отит .

Наиболее часто при типичном благоприятном течении острого отита наступает выздоровление с ликвидацией воспалительного процесса и полным восстановлением слуха. Небольшая перфорация барабанной перепонки закрывается, не оставляя почти никаких следов. При образовании плотного рубца в последнем часто откладываются известковые соли - петрификаты, имеющие вид белых пятен. При отклонениях от типичного течения отита возможны и другие исходы, такие, как спайки и сращения между барабанной перепонкой и медиальной стенкой барабанной полости, между слуховыми косточками, что вызывает их тугоподвижность и понижение слуха; стойкая сухая перфорация; переход в хроническую гнойную форму, при которой имеется стойкая перфорация и переодические гноетечения из уха; осложнения в виде мастоидита, петрозита, лабиринта, пареза лицевого нерва, внутричерепные осложнения.

Лечение

Лечение заключается в обеспечении домашнего режима, а при выраженном повышении температуры, общем недомогании и постельного режима. Назначают легкоусвояемую и богатую витаминами пищу, обеспечивают нормальную деятельность желудочно-кишечного тракта.

С целью восстановления или улучшения вентиляционной и дренажной функции слуховой трубы назначают сосудосуживающие или вяжущие средства в виде капель в нос .

Больного следует предупредить, чтобы он не сморкался сильно и одновременно через обе половины носа. Ему следует также запретить втягивать слизь из носа в полость рта, так как это ведёт к повышению давления в барабанной полости и проникновению в неё инфицированного секрета из носа и носоглотки.

Из общих лечебных средств назначают сульфаниламиды и антибиотики - сульфадимезин, стрептоцид, тетрациклин , пенициллин (взрослым назначают сульфаниламиды по 1 г 4-6 раз в сутки, антибиотики по 1 таблетке 100000 ЕД 6 раз в сутки). Указанное лечение продолжается в течение 4-6 дней.

При тяжёлом течении острого отита с выраженными общими и местными симптомами назначают внутримышечное введение пенициллина 4 раза в сутки по 500000 ЕД не менее 56 дней. Лечение антибиотиками должно сочетаться с назначением нистатина и витаминов .

При сильной головной боли, высокой температуре назначают внутрь болеутоляющие - амидопирин, анальгин ; и жаропонижающие - ацетилсалициловая кислота . Местно применяют согревающие компрессы.

Продувание барабанной полости через слуховую трубу с помощью ушного катетера производится для дренирования среднего уха, чтобы устранить всегда возникающее при остром воспалении среднего уха состояние разряжения в барабанной полости, а также для введения лекарственных препаратов. Кроме того, эта процедура способствует нормализация функции слуховой трубы и оказывает благотворное действие на течение воспаления .

Катетеризацию уха целесообразно производить в период катаральной стадии отита, что нередко приводит к абортивному течению заболевания; во II и III стадиях острого отита продувание с помощью катетера также оказывает хороший терапевтический эффект. Его делают 1 раз в день, всего 3-4 раза. Чаще всего гидрокортизона, смешанную с пенициллином, растворённом в изотоническом растворе натрия хлорида.

В тех редких случаях, когда после нескольких дней лечения улучшения в состоянии больного не наступает, сильные боли в ухе продолжаются, температура остаётся высокой и появляется выпячивание барабанной перепонки, необходимо сделать парацентез - разрез барабанной перепонки .

После парацентеза основное внимание уделяют обеспечению свободного оттока гноя. Это достигается вкладыванием в слуховой проход стерильных марлевых турунд, способствующих отсасыванию гноя. Турунды необходимо часто менять. Систематически производят тщательную очистку и промывание гноя в слуховом проходе ваткой. Очистку уха производят под контролем зрения с помощью лобного рефлектора.

Слуховой проход необходимо смазывать 1 раз в 2-3 дня цинковой мазью или другими лекарственными средствами с целью предотвращения раздражения и мацерации кожи.

Профилактика

Профилактика складывается из комплекса мероприятий : борьба с инфекционными заболеваниями, своевременного лечения острых и хронических заболеваний носа, его придаточных пазух и носоглотки . При наличии у больного искривления носовой перегородки, гипертрофии носовых раковин, полипов производят хирургическое вмешательство. Последнее делают с целью восстановления функций дыхательных путей и слуховой трубы.

См. болезни уха

Саенко И. А.


Источники:

  1. Пальчун В. Т., Вознесенский Н. Л. Болезни уха, горла и носа. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина. 1986.
  2. Гаврилов Л. Ф., Татаринов В. Г. Анатомия 2-е изд, переработанное и дополненное - Москва: Медицина, 1986.

Лечебно-диагностические вмешательства и сестринский уход при заболеваниях уха и сосцевидного отростка Выполнила интерн кафедры оториноларингологии СГМУ Тюлюбаева М. А. г. Архангельск, 2017 год

Анатомия Анатомически ухо делиться на: Наружное ухо Среднее ухо Внутреннее ухо ушная раковина; наружный слуховой проход барабанная полость со всем содержимым слуховая труба сосцевидный отросток Лабиринт, 3 части: преддверие, улитка, полукружные каналы

1 - барабанная струна (Chorda tympani); 2 - слуховые косточки; 3 - клетки сосцевидного отростка (Cellula mastoidalis); 4 - барабанная полость (Cavum tympani); 5 - наружный слуховой проход (Meatus acusticus externus); 6 - барабанная перепонка (Membrana tympani); 7 - внутренняя яремная вена (V Jugularis interna); 8 - полукружные каналы (Canalis semicircularis); 9 - лицевой нерв (N. facialis); 10 - вестибулокохлеарный нерв (N. Vestibulocochlearis); 11 - улитка (Cochlea); 12 - внутренняя сонная артерия (A. carotis interna); 13 - мышца напрягающая нёбную занавеску (M. tenzor veli palatini); 14 - евстахиева труба (Tuba auditiva); 15 - мышца поднимающая нёбную занавеску

Физиология звукового анализатора Естественным, адекватным раздражителем звукового анализатора является звук При помощи звукового анализатора человек различает звуки по их высоте, громкости и окраске (тембру). Высота того или другого звука (тона) определяется частотой колебаний. Человеческое ухо воспринимает звуки с частотой колебаний примерно от 16 до 20 000 Гц.

Методика исследования уха наружный осмотр и пальпация отоскопия исследование функции слуховых труб лучевая диагностика исследование функции слухового анализатора (исследование слуха с помощью речи, камертональные пробы, аудиометрия) исследование функции вестибулярного анализатора (спонтанный нистагм, тонические реакции отклонения рук, исследование устойчивости в позе Ромберга, походка по прямой линии и фланговая, вестибулярные пробы: вращательная и калорическая)

Методы обследования уха I этап. Наружный осмотр и пальпация. Осмотр начинают со здорового уха или с правого. Производят осмотр и пальпацию ушной раковины, наружного отверстия слухового прохода, заушной области, впереди слухового прохода. 1. Для осмотра наружного отверстия правого слухового прохода у взрослых необходимо оттянуть ушную раковину кзади и кверху, взявшись большим и указательным пальцами левой руки за завиток ушной раковины. Для осмотра слева ушную раковину надо оттянуть аналогично правой рукой. У детей оттягивание ушной раковины производится не кверху, а книзу и кзади. При оттягивании ушной раковины указанным образом происходит смещение костного и перепончатого хрящевого отделов слухового прохода, что дает возможность ввести ушную воронку до костного отдела. Воронка удерживает слуховой проход в выпрямленном положении, и это позволяет произвести отоскопию. 2. Для осмотра заушной области правой рукой отворачивают правую ушную раковину исследуемого кпереди. Обращают внимание на заушную складку (место прикрепления ушной раковины к сосцевидному отростку), в норме она хорошо контурируется. 3. Большим пальцем правой руки мягко надавливают на козелок. В норме пальпация козелка безболезненна, у взрослого человека болезненность при остром наружном отите, у ребенка младшего возраста такая болезненность появляется и при среднем. 4. Затем большим пальцем левой руки пальпируют правый сосцевидный отросток в трех точках: проекции антрума, сигмовидного синуса, верхушки сосцевидного отростка. При пальпации левого сосцевидного отростка ушную раковину оттяните левой рукой, а пальпацию осуществляйте пальцем правой руки.

Отоскопия: 1. Подбирают воронку с диаметром, соответствующим поперечному диаметру наружного слухового прохода. 2. Оттяните левой рукой правую ушную раковину пациента кзади и кверху. Большим и указательным пальцами правой руки вводят ушную воронку в перепончато-хрящевую часть наружного слухового прохода. При осмотре левого уха ушную раковину оттяните правой рукой, а воронцу введите пальцами левой руки. 3. Ушную воронку вводят в перепончато-хрящевой отдел слухового прохода для удержания его в выпрямленном положении (после оттягивания ушной раковины кверху и кзади у взрослых), воронку нельзя вводить в костный отдел слухового прохода, так как это вызывает боль. При введении воронки длинная ось ее должна совпадать с осью слухового прохода, иначе воронка упрется в его стенку. 4. Производят легкие перемещения наружного конца воронки, для того чтобы последовательно осмотреть все отделы барабанной перепонки. 5. При введении воронки может быть кашель, зависящий от раздражения окончаний веточек блуждающего нерва в коже слухового прохода.

Описание нормальной отоскопической картины: Наружный слуховой проход широкий, кожа розовая, чистая, небольшое количество ушной серы. Барабанная перепонка серая, блестящая, имеет чёткие контуры и опознавательные пункты.

Аномалии развития уха 1. Ушная раковина макротия микротия анотия дополнительные придатки 2. Атрезия слухового прохода 3. Врожденный анкилоз стремени 4. Аномалии развития внутреннего уха (Аплазия или мальформации улитки)

Травмы уха 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Травмы ушной раковины и наружного слухового прохода Отогематома Ожоги I-IV степени Отморожения I-IV степени Перихондрит, хондрит ушной раковины Травмы среднего уха (разрыв барабанной перепонки, повреждение слуховых косточек, слуховой трубы) Баротравма Акустическая травма

Инородные тела уха Живые Неживые умерщвление удаление пинцетом, путём закапывания в НСП ушными щипцами, спиртосодержащих растворов, крючком. Так же растительных масел или воды, затем промывание НСП, промывание НСП (шприц Жане) аспирационный метод.

Гнойно-воспалительная патология наружного уха Выделяют острую и хроническую (более 6 -12 ти недель) формы) Ограниченный наружный отит (фурункул, абсцесс) Диффузный наружный отит (экзема, дерматит, рожистое воспаление, перихондрит, герпес, хондроперихондрит итд)

Жалобы: резкая боль в ухе, нередко иррадиирующая в зубы, шею, диффузно распространяющаяся по всей голове, боль усиливается при разговоре и жевании вследствие того, что суставная головка нижней челюсти, смещаясь, оказывает давление на стенки наружного слухового прохода, резкая болезненность возникает при надавливании на козелок, при оттягивании ушной раковины

Диагностика сбор жалоб и анамнеза, осмотр ЛОР-органов, в том числе отомикроскопию и эндоскопию наружного слухового прохода, лабораторные и микробиологические исследования, по показаниям функциональные исследования органа слуха, лучевые и магнитно- резонансные методы. Анализ полученных результатов позволяет объективно определить характер процесса в ухе.

Лечение: исключение предрасполагающих факторов, адекватное обезболивание, регулярный туалет наружного слухового прохода, местная терапия (Препараты, применяемые для местного лечения наружного отита существуют в форме мазей, кремов, ушных капель) хирургическое лечение наружных отитов- по показаниям!!! (дренирование абсцессов наружного слухового прохода, удаление грануляций наружного слухового прохода, удаление костных и хрящевых секвестров наружного слухового прохода, удаление холестеатомы наружного слухового прохода. Объем вмешательства - в пределах зоны патологического процесса)

Острый средний отит Определение: это острое воспаление полостей среднего уха Этиология: Основными возбудителями ОСО являются пневмококк (Streptococcus pneumoniae) и гемофильная палочка (Haemophilus influenzae)

Классификация: 3 стадии (фазы): катаральную, гнойную и репаративную Классификация В. Т. Пальчуна: I. Стадия острого евстахеита (тубоотита) II. Стадия острого катарального воспаления. III. Стадия острого гнойного воспаления. IV. Постперфоративная стадия V. Репаративная стадия. По степени тяжести: легкая, средняя, тяжелая

Диагностика: 1) Жалобы: боль в ухе, повышение температуры, снижение слуха, выделения из уха, у детей – возбуждение, раздражительность, рвота, понос 2) наружный осмотр: в стадию острого гнойного воспаления-эвакуация гноя в слуховой проход.

Стадия острого евстахеита Стадия острого катарального воспаления. Стадия острого Постперфо гнойного воспаления ративная стадия. Репаратив ная стадия Втяжение барабанной перепонки, укорочение светового конуса. барабанная перепонка гиперемирована и утолщена, опознавательны е знаки определяются с трудом или не определяются Выраженная гиперемия барабанной перепонки, не контурирует, выбухание барабанной перепонки. В барабанной перепонке может появиться перфорация. перфораци я закрывает ся рубцом. перфорация барабанной перепонки, из которой поступает гнойное отделяемое

Лечение: Патогенетическая терапия – восстановление функции слуховой трубы (разгрузочная - интраназальная терапия). Симптоматическая терапия – купирование болевого синдрома (Местная терапия, Парацентез барабанной перепонки) Системная антибактериальная терапия – устранение этиологического фактора при бактериальном ОСО.

Парацентез (от греч. parakentesis - прокалывание, прокол; синоним тимпанотомия) - разрез барабанной перепонки; введен в практику для опорожнения барабанной полости от экссудата при остром гнойном среднем отите.

Осложнение острых средних отитов Мастоидит-деструктивный остео-периостит ячеистой структуры сосцевидного отростка Антрит (син. отоантрит) - воспаление слизистой оболочки и костной ткани пещеры сосцевидного отростка, которое развивается как осложнение острого среднего отита у новорожденных и у детей грудного возраста Различают: острый и хронический мастоидит Первичный и вторичный

Этиология: травматическая (удары, ушибы, переломы и трещины костей черепа, огнестрельные ранения) гематогенная метастатическая (при септикопиемии, переход гнойного процесса из лимфоузлов области сосцевидного отростка). отогенным путем при остром или хроническом гнойном среднем отите

Клиника: Субъективные признаки: спонтанные боли позади ушной раковины, иррадиируют в область виска, темени, затылка, зубов, глазницы, значительно реже боль распространяется на всю половину головы; ощущение пульсации в сосцевидном отростке, синхронной с пульсом Объективные признаки: острое начало с повышением температуры, ухудшением общего состояния, интоксикация, головная боль. Выражена оттопыренность ушной раковины, припухлость и покраснение кожи заушной области, сглаженность заушной кожной складки по линии прикрепления ушной раковины.

Диагностика: Отоскопия: в НСП обнаруживают большое количество гноя, нависание задневерхней стенки НСП Исследовании слуховой функции (тональной аудиограммы, камертональных тестах и данных исследований шепотной и разговорной речью) Исследование вестибулярной функции(по данным анамнеза, жалоб, регистрации спонтанных вестибулярных реакций и проб на координацию движений) Рентгенологическое исследование (КТ височных костей)

Лечение: Консервативное лечение (антибактериальная терапия) Хирургическое лечение мастоидита (антротомия, мастоидоэктомия, вскрытие клеток сосцевидного отростка)

Экссудативный средний отит (ЭСО) Негнойное воспалительное заболевание среднего уха, патогенетически связанное с дисфункцией слуховой трубы и характеризующееся наличием густого вязкого или серозного секрета в барабанной полости, медленно прогрессирующей кондуктивной тугоухостью.

Факторы развития: длительного нарушения дренажной и вен- тиляционной функций слуховой трубы при острых и хронических заболеваниях носа, придаточных пазух носа и глотки, гриппе, ОРВИ, аллергии, нерациональном применении антибиотиков при лечении острого среднего отита

Классификация: По длительности ЭСО: 1. Острый– продолжительность заболевания до 3 недель. 2. Подострыйпродолжительность заболевания от 3 до 8 недель. 3. Хроническийпродолжительность заболевания более 8 недель. По стадиям ЭСО: 1 стадия – катаральная (длительность течения заболевания до 1 месяца). 2 стадия – секреторная (характеризуется продолжительностью заболевания от 1 до 12 месяцев). 3 стадия – мукозная (развивается при продолжительности заболевания от 12 до 24 месяцев). 4 стадия – фиброзная (развивается при продолжительности ЭСО более 24 месяцев).

Диагностика: 1. Анализ жалоб. 2. Наружный осмотр и отоскопия. 3. Отомикроскопия. 4. Речевое и камертональное исследования слуха. 5. Пороговая тональная аудиометрия. 6. Акустическая импедансометрия (тимпанометрия и акустическая рефлексометрия). 7. Оптическая эндоскопия носоглотки и тубарной области. 8. КТ височных костей.

Утолщение барабанной перепонки, (беловатый, красный или цианотичный) цвет, за перепонкой пузырьки воздуха или уровень жидкости. втянутость и ограничение подвижности барабанной перепонки, деформация светового конуса, выпирание в наружный слуховой проход рукоятки молоточка. При развитии в полости среднего уха фиброзносклеротических изменений барабанная перепонка выглядит истонченной и атрофичной. Длительно протекающий хронический экссудативный средний отит приводит к образованию на барабанной перепонке соединительнотканных рубцов и очагов мирингосклероза.

Лечение: Цель: восстановление функции слуховой трубы и удаление экссудата из барабанной полости. Лечение следует начинать дети –аденотомия, взрослыес катетеризации слуховой трубы, назначения курса антибиотиков, проведения продуваний по Политцеру. Если эти методы не принесли результата, рекомендуется провести шунтирование барабанной полости.

Ранняя диагностика ЭСО позволяет своевременно и в полном объёме оказывать весь спектор лечебных мероприятий направленных на санацию носоглотки и восстановление функции слуховых труб.

Хронический гнойный средний отит (ХГСО) -это хроническая инфекция среднего уха и перфорированной барабанной перепонки, сопровождающаяся отореей более 2 недель. Среди всех хронических заболеваний ЛОР органов ХГСО является наиболее частой патологией (до 48, 8%)

Классификация: хронический туботимпальный гнойный средний отит (хроническая туботимпанальная болезнь, мезотимпанит) хронический эпитимпано-антральный гнойный средний отит (хроническая эпитимпано-антральная болезнь, эпитимпанит).

Мезотимпанит форма хронического среднего отита с локализацией перфорации в натянутом отделе барабанной перепонки Эпитимпанит форма ХГСО, характеризующаяся локализацией пер- форации в ненатянутом отделе барабанной перепонки и сопровождающаяся кариозным процессом разной степени выраженности в среднем ухе. При эпимезотимпаните встречаются признаки обеих выше обозначенных форм

Клиника: Жалобы: снижение слуха на больное ухо различной степени выраженности, оторея(от скудных слизистых до гнойных с ихорозным запахом), шум в больном ухе разной частотности, ощущение за- ложенности и дискомфорт в больном ухе.

Диагностика: отомикроскопия (или отоэндоскопия), камертональное исследование, тональная пороговая аудиометрия, компьютерная томография височных костей высокого разрешения (КТ), реже магнитно-резонансная томография (МРТ).

Роль медсестры и уход за больными При уходе за больными гнойным средним отитом медсестра может под наблюдением врача промыть ухо дезинфицирующим раствором, после чего влить в него 3– 5 капель лекарственного вещества, подогретого до температуры тела, чтобы не раздражать вестибулярный анализатор. Медсестра участвует в подготовке и проведении парацентеза (стерилизация инструмента, подготовка перевязочного материала, фиксация головы больного во время вмешательства, наложение повязки). Медсестра готовит больного к «большой» операции (снятие волос вокруг ушной раковины). Большого внимания требуют больные, перенесшие слухулучшающую операцию (стапедопластика, тимпанопластика). Необходим строгий постельный режим: в течение 5 дней больной не должен поворачивать голову, в палате должна соблюдаться тишина. чтобы не раздражать посторонними звуками оперированное ухо. В послеоперационном периоде медсестра является активным помощником лечащего врача (контроль температуры и за общим самочувствием больного, выполнение врачебных назначений, активное участие в перевязках и т. д.).

Глава 14. Уход за больными с поражениями уха, горла и носа (Докт. мед. наук М. А. Шустер)

Вдувание порошков . В оториноларингологической практике порошки вдувают при заболеваниях носа, глотки и ушей. Применяемые порошки должны быть сухими, тщательно измельченными. Вдувают порошки обычно с помощью специальных порошковдувателей или небольшого резинового баллона. Перед вдуванием порошка в ухо наружный слуховой проход должен быть тщательно очищен от гноя. Вдувание порошков в глотку чаще всего производится больным после тонзиллэктомии для лучшего заживления послеоперационных ниш. Перед вдуванием порошка больного нужно предупредить, чтобы он во время процедуры не дышал, во избежание попадания порошка в дыхательные пути, что может вызвать приступ кашля.

В нос порошок больной может втягивать сам.

Вливание лекарственных веществ в гортань производит, как правило, врач. В обязанности медицинской сестры входит подготовка инструментов и растворов для вливания. Вливания производят специальным шприцем, отличающимся от обычного шприца длинным изогнутым наконечником. Шприц стерилизуют ежедневно, а наконечник перед каждым вливанием.

Медицинская сестра перед каждым вливанием обязательно проверяет лекарство во избежание ошибочного введения в гортань кислот, щелочей, ляписа, что может привести к тяжелым осложнениям, вплоть до смертельного исхода. Медицинская сестра обязана показать врачу пузырек (повернув его этикеткой), из которого набирается раствор для введения в гортань. Наполняет лекарство в шприц только врач.

Вливание капель в нос производят пипеткой. Детям закапывают 3-4 капли в каждую половину носа, взрослым 6-7 капель, а масляные капли до 15-20 капель. Перед закапыванием следует очистить нос. Закапывание капель в нос производят в сидячем положении с запрокинутой головой или, лежа на спине, не подкладывая подушку под голову. Пальцем приподнимают кончик носа больного и, стараясь не касаться крыльев носа, медленно впускают капли. После этого больной наклоняет голову в сторону той половины носа, в которую производилось закапывание. Для лучшего орошения слизистой оболочки носа можно также рекомендовать больному после закапывания капель пальцами прижать крылья носа к перегородке и сделать несколько движений головой спереди назад и обратно. Через 1-2 мин таким же образом вливают капли во вторую половину носа.

Вливание капель в ухо производят пипеткой. Детям закапывают 5-6 капель, взрослым - 6-8 капель. Если у больного имеется гноетечение, то перед закапыванием необходимо очистить наружный слуховой проход от гноя. Вливание капель в ухо при наличии гноя совершенно не эффективно, так как лекарственное вещество не проникает к барабанной перепонке, что является основным-назначением ушных капель.

Капли в ухо закапывают обязательно подогретыми до температуры тела. Холодные капли раздражают лабиринт и могут вызвать головокружение и даже рвоту. Закапывание в ухо производят в положении больного лежа. Перед введением капель голову больного поворачивают на бок так, чтобы ухо, в которое должны закапывать капли, было сверху. Ушную раковину для выпрямления наружного слухового прохода оттягивают у взрослого кзади и кверху, а у маленьких детей - книзу.

После закапывания пальцем несколько раз нажимают на козелок, что улучшает проникновение капель в барабанную полость. Если больной отмечает, что лекарство попало в рот, то это свидетельствует о проникновении капель в среднее ухо, и через него в евстахиеву трубу. Для удлинения контакта лекарственного вещества с барабанной перепонкой и слизистой оболочкой среднего уха после введения капель в ухо больной должен находиться 10-15 мин в лежачем положении с повернутой головой. Больным с острым катаральным воспалением среднего уха нередко назначают карбол-глицериновые капли. Эти капли можно закапывать только до появления гноетечения, так как при наличии гноя они вызывают ожог барабанной перепонки и слизистой оболочки среднего уха.

Ингаляцией называется введение в дыхательные пути мелко распыленного лекарственного раствора (масло, сода, димедрол, антибиотики и др.) в смеси с водяным паром или воздухом. В настоящее время многие лечебные учреждения оснащены стационарными ингаляционными установками и их обслуживают специально обученные медицинские сестры.

Ингаляция часто выполняется и с помощью специального парового ингалятора. В стаканчик наливают раствор питьевой соды (половина чайной ложки на стакан воды). Ингалятор включают в электрическую сеть, и, когда вода в резервуаре ингалятора закипает, образующийся пар начинает поступать в трубку пульверизатора, увлекает за собой раствор соды и выходит через трубку.

Больной садится перед ингалятором таким образом, чтобы трубка ингалятора находилась на уровне его рта, и ртом вдыхает выходящий из трубки пар.

Длительность ингаляции 5-7 мин.

При отсутствии ингалятора эта процедура может быть выполнена с помощью чайника, в который заливают 2-3 стакана воды и ставят на огонь. Когда вода в чайнике закипит, из носика чайника будет поступать пар, которым больной дышит так же, как и из ингалятора. Во избежании ожога кожи лица на кончик носика чайника надевают раструб, сделанный из плотной бумаги, и через этот раструб дышат паром. Щелочные и масляные ингаляции можно делать несколько раз в день.

по специальности 34.02.01 Сестринское дело,

базовой и углубленной подготовки

Тема: Сестринская помощь при заболеваниях уха

Составила:

преподаватель

Пуртова О.Н.

г. Красноярск, 2016

1.Тема 2 стр.

2.Продолжительность занятия 2 стр.

3.Место проведения занятия 2 стр.

4.Цели занятия 3 стр.

5.Методы обучения 4 стр.

6.Форма организации учебного процесса 4 стр.

7.Межпредметные связи 4 стр.

8.Внутрипредметные связи 5 стр.

9.Оснащение занятия 5 стр.

10.Литература для преподавателя 5 стр.

11.Литература для студентов 5 стр.

12.Программа занятия 6 стр.

13.Описание хода занятия 7 стр.

14.План лекции. 7 стр.

15.Конспект лекции. 8-25 стр.

ТЕМА: «Сестринская помощь при заболеваниях уха»

2.Продолжительность занятия: 90 минут.

3.Место проведения занятия: лекционный кабинет.

4.Цель занятия: организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины.

Образовательная цель (обучающая):

Студент должен знать:

1.Анатомию, физиологию и методы исследования уха;

2. Причины, клинические проявления, возможные осложнения заболеваний уха;

3. Отит: причины возникновения, клинические проявления, возможные осложнения, принципы лечения и профилактики;

4. Особенности течения острого среднего отита у детей грудного возраста;

5.Особенности и этапы сестринского процесса при заболеваниях уха; первичную оценку состояния больного, проблемы пациента, планирование сестринского вмешательства, осуществление запланированного ухода, проведение текущей и итоговой оценки сестринской деятельности;

6. Роль медицинской сестры в диагностике, лечении и реабилитации пациентов с тугоухостью и глухотой.

7. Особенности общения с лицами с ограниченными возможностями по слуху

Студент должен уметь:

1. Определять слух шепотной и разговорной речью;

2. Проводить туалет наружного слухового прохода;

3. Промывать серные пробки;

4. Накладывать согревающий компресс на заушную область;

5. Продувать уши по Политцеру;

6. Закапывать капли в ухо;

7. Осуществлять этапы сестринского процесса по уходу за пациентами с заболеваниями уха.

ФОРМИРОВАТЬ ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку

ОК 12. Обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

ФОРМИРОВАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента

ПК 2.3. Выполнение лечебных вмешательств

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента

ПК 2.6. Организовать специализированный сестринский уход за пациентом

ПК 2.7. Организовать оказание психологической помощи пациенту и его окружению

ПК 2.8. оформлять медицинскую документацию

Развивающая цель :

Обеспечивать формирование системы знаний по учебной дисциплине.

Воспитательная цель:

Формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремление к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к учебной дисциплине, содействие активизации мышления.

Методическая цель: Организовать проведение теоретического занятия с использованием объяснительного, иллюстративного, проблемного обучения.

Методы обучения.

Объяснительный

Иллюстративный

Проблемный

6 .Форма организации учебного процесса : лекция

Межпредметные связи

1. ОП.02. Анатомия и физиология человека Тема 4.1. Анатомо-физиологические особенности дыхательных путей
2. ОП.07. Фармакология Тема 3.1.2. Химиотерапевтические средства
3. Тема 2. Профилактика неинфекционных заболеваний
4. ПМ. 01. МДК. 01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению Тема 4. Профилактика инфекционных заболеваний
5. Тема 13. Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях и во фтизиатрии
6. ПМ. 02. МДК. 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) Тема 7. Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания

Внутрипредметные связи

Оснащение занятия: мультимедиа, ПК.

10. Литература для преподавателя:

Основная:

1.Пальчун В.Т. Болезни уха, горла, носа: Учебник. - М.: Медицина, 2003.

2.Шустер М.А., Калина В.О., Чумаков Ф.И. Неотложная помощь в оториноларингологии. М.: Медицина, 1989.

1. Дополнительная:

2. Солдатов И.Б. Лекции по оториноларингологии. М.: Медицина, 1990.

3. Солдатов И.Б. Руководство по оториноларингологии. М.: Медицина, 1994.

4. Шадыев Х.Д., Хлыстов В.Ю., Хлыстов Ю.А. Практическая оториноларингология. М.: Медицинское информационное агенство, 2002.

5. Шеврыгин Б.В. Справочник оториноларинголога. М.: Крон-пресс, 1996.

6. Мурашко В.В., Шуганов Е.Г., Панченко А.В. Общий уход за больными. М.: Медицина, 1988.

7. В.С.Крылов, Н.И.Иванов «Руководство по оториноларингологии для среднего медперсонала», 1983г.

11. Литература для студента:

Основная:

1. Ю.М.Овчинников «Болезни уха, горла и носа».2002

Дополнительная:

1. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. М., 1996.

2. Павлищук А.В. Неотложная помощь при травмах уха, верхних дыхательных путей и пищевода. Л.: Медицина, 1990.

3. Пальчун В.Т., Вознесенский Н.Л. Болезни уха, горла и носа. Медицина, 1986.

4. Пальчун В.Т., Логосов В.С. с соавт. Болезни уха, горла и носа. Атлас. М.: Медицина, 1991.

5. Солдатов И.Б. Лекции по оториноларингологии. М.: Медицина, 1990.

6. Тарасов Д.И., Федорова О.К., Быкова В.П. Заболевания среднего уха. М.: Медицина, 1988.

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЯ

Описание хода занятия

Название этапа Описание этапа Цель Формируемые компетенции
Организация группы Проверить готовность аудитории, студентов, отметить отсутствующих сообщить тему и план занятия. Подготовка студентов к работе ОК.1-13 ПК.2.1-2-8
Мотивация учебной деятельности Обосновать актуальность темы в профессиональной деятельности среднего медработника. Мобилизация внимания студентов, создание мотивации к изучению вопросов темы ОК.1-13 ПК.2.1-2-8
Формирование новых знаний Преподаватель раскрывает содержание каждого вопроса по плану лекции. Студенты слушают, осмысливают, конспектируют. Формирование знаний по вопросам темы, умений анализировать, конспектировать ОК.1-13 ПК.2.1-2-8
Валеологичес кая пауза Снятие напряжения во время работы. Результативность: формирование компетентного отношения к своему здоровью Используется элемент здоровьесберегающей технологии. Упражнения студенты выполняют сидя, стоя (см. рекомендации) ОК.1-13 ПК.2.1-2-8
Обобщение и систематизация изученного материала Преподаватель делает выводы по ходу изложения вопросов лекции Систематизация и конкретизация изученного материала. Формирование умений обобщать, систематизировать полученную информацию ОК.1-13 ПК.2.1-2-8
Подведение итога занятия. Задание на дом Преподаватель подводит итог, ещё раз подчёркивает необходимость знаний будущим медработником изученных вопросов. Сообщает задание на дом: Изучить конспект лекций и предлагаемую преподавателем дополнительную литературу Создание мотивации на самостоятельную работу при подготовке к семинарскому занятию. ОК.1-13 ПК.2.1-2-8

План лекции.

1. Анатомия уха.

2. Физиология слуха.

3. Травмы наружного уха.

5. Отморожения.

6. Инородные тела.

7. Фурункул наружного слухового прохода.

8. Отомикоз

9. Серная пробка.

10. Острый гнойный средний отит.

11. Хронический гнойный средний отит

12. Хронический гнойный мезотимпанит.

13. Хронический гнойный эпитимпанит.

14. Понятие о холестеатоме.

15. Показания к хирургическому лечению.

16. Мастоидит

Анатомия уха.

Ухо делится на три отдела: наружное, среднее и внутреннее .

Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Ушная раковина представлена хрящом, с двух сторон покрытым кожей, имеет образования: завиток и противозавиток, козелок и противокозелок, снизу мочка уха, состоящая из жировой ткани. Ушная раковина имеет форму локатора и служит для улавливания звуков. Воронкообразно суживаясь, ушная раковина переходит в наружный слуховой проход. Это трубка длиной около 2,5 см которая имеет наружный, перепончато-хрящевой отдел, и внутренний, костный. Слуховой проход покрыт кожей, которая в наружном отделе снабжена волосками, а так же серными железами, которые продуцируют секрет – ушную серу, обладающую защитными свойствами.

Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой . Это тонкая плёнка, толщиной примерно 0,1 мм, овальной формы, непроницаема для воздуха и жидкости. Она состоит из трёх слоёв. Наружный – эпидермис, он является продолжением кожи слухового прохода. Внутренний слой – слизистая оболочка, и между ними соединительнотканный слой. В норме барабанная перепонка перламутрово-серого цвета, блестящая. При патологии имеет свойство изменять свой цвет на розовый и красный.

Среднее ухо. Состоит из четырёх полостей.

1-я полость – это слуховая, или евстахиева труба. Имеет вид трубки, соединяющей среднее ухо с носоглоткой, длиной 3-4 см. Изнутри покрыта слизистой с мерцательным эпителием, реснички которого направлены в сторону носоглотки. У детей слуховая труба шире, короче и расположена более горизонтально, что способствует более быстрому попаданию инфекции из носоглотки в среднее ухо и более частым отитам.

2-я – барабанная полость. Имеет форму неправильного куба объёмом примерно 1 куб. см. В норме заполнена воздухом. Имеет 6 стенок: медиальную и латеральную, верхнюю и нижнюю, переднюю и заднюю.

Латеральная стенка – это барабанная перепонка. Медиальная - лабиринтная стенка, она соответствует окнам лабиринта. Верхняя стенка отделяет барабанную полость от средней черепной ямки. Нижняя стенка граничит с луковицей ярёмной вены. Передняя стенка в верхней части занята барабанным устьем слуховой трубы, а в нижней части представлена тонкой костной пластинкой, отделяющей барабанную полость от внутренней сонной артерии. Задняя стенка граничит с сосцевидным отростком. В глубине задней стенки проходит канал лицевого нерва .

Клинически барабанная полость делится на три отдела:

Нижний – гипотимпанум

Средний – мезотимпанум

Верхний, или аттик – эпитимпанум.

В барабанной полости находятся три слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко. Косточки связаны между собой подвижными суставами и находятся в натянутом положении благодаря двум мышцам: 1-я мышца - натягивающая барабанную перепонку, и 2-я мышца – стременная. Молоточек соединяется с барабанной перепонкой, а основание стремени вставлено в овальное окно. Цепь слуховых косточек тянется от наружного уха к внутреннему и служит для передачи звуковых колебаний.

3-я полость – вход в пещеру сосцевидного отростка.

4-я полость – пещера с ячейками сосцевидного отростка.

Все полости в норме заполнены воздухом и имеют объём примерно 12-14 кубических см.

Ухо в детском возрасте имеет свои особенности. Ушная раковина тонкая и мягкая. Слуховой проход у детей узкий, имеет вид щели, барабанная перепонка почти в десять раз толще, чему взрослого. У новорождённых барабанная полость заполнена не воздухом, а рыхлой эмбриональной тканью. В верхней стенке барабанной полости имеется незаращенная щель, что способствует быстрому переходу воспаления на мозговые оболочки.

Внутреннее ухо.

Находится в глубине пирамиды височной кости. Представлено костным лабиринтом, внутри которого находится такой же по форме, но меньший размерами перепончатый лабиринт. Между костным и перепончатым лабиринтом пространство, заполненное жидкостью – перилимфой, которая по своему составу близка к спинномозговой жидкости. Внутри перепончатого лабиринта находится эндолимфа, которая вырабатывается из сосудов и напоминает плазму крови. Лабиринт состоит из трех отделов:

Средний – преддверие

Задний – полукружные каналы

Передний – улитка.

Преддверие. Расположено между барабанной полостью и внутренним слуховым проходом. Представлено полостью овально формы. Наружная стенка преддверия - это внутренняя стенка барабанной полости., на которой находятся два окна. Овальное окно, или окно преддверия закрыто основанием стремени. Второе окно – круглое, или окно улитки, затянуто мембраной. В преддверии находятся два углубления, в которых расположены два мешочка: сферический и эллиптический. Эти мешочки заполнены желеобразной массой, пронизанной волосковыми клетками, образующими сеть. В петлях этой сети расположены микроскопический кристаллы – камешки – отолиты. Сеть вместе с отолитами образует отолитовую мембрану, что является периферическим отделом органа равновесия, который отвечает за статику – положение тела в пространстве.

Полукружные каналы. Имеют вид дугообразно изогнутых трубок, расположенных перпендикулярно друг к другу. Внутри костных каналов находятся перепончатые. Всего каналов три: латеральный, передний и задний. И находятся они в трех плоскостях: сагиттальной, фронтальной и горизонтальной. Каждый канал имеет расширенную часть – ампулу. Внутри ампулы находится ампулярный гребешок, состоящий из опорных клеток и специфического нейроэпителия, т. е. чувствительных волосковых клеток, которые являются периферическими рецепторами органа равновесия, отвечающего за кинетику – движение тела в пространстве. Вестибулярные волокна, отходящие от рецепторов полукружных каналов и преддверия, идут в составе вестибулярных волокон VIII пары черепно-мозговых нервов.

Улитка. Состоит из наружной - костной, и внутренней - перепончатой улитки. Это спиральный орган, закрученный в два с половиной оборота вокруг костного стержня, от которого внутрь улитки отходит костная пластина. От свободного конца костной пластинки до противоположной стенки улитки на всем протяжении натянута базиллярная пластинка, которая делит канал улитки на две лестницы: барабанную лестницу и лестницу преддверия. Лестницы сообщаются между собой на верхушке за счет завиткового отверстия. В перепончатой улитке находится улитковый проток, который на поперечном разрезе имеет вид треугольника. Нижняя стенка его – базилярная пластинка, или спиральная мембрана, на которой расположен кортиев орган – периферический отдел органа слуха. Он состоит из покровной мембраны и чувствительный волосковых клеток, которые являются периферическими рецепторами органа слуха. Они воспринимают колебания эндолимфы, преобразуют их в нервный импульс и передают его по нервным волокнам VIII пары черепно-мозговых нервов в височную долю коры головного мозга, где находятся слуховые центры.

Физиология слуха.

Орган слуха состоит из двух систем: системы звукопроведения и системы звуковосприятия. К системе звукопроведению относятся: ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка, цепь слуховых косточек, овальное окно, перилимфа и эндолимфа. Система звуковосприятия: рецепторы кортиева органа, слуховые нервы и слуховые центры. Адекватным раздражителем органа слуха является звук . Это звуковая волна, состоящая из попеременных сгущений и разрежений окружающей среды. Звуковые волны возникают не только в воздухе, но так же в жидкости и в твердых телах. Звук имеет несколько характеристик:

1. Высота. Это частота колебаний воздуха в секунду, которая измеряется в герцах. Человеческое ухо воспринимает частоту от 16 до 20000 гц. Звуковые колебания менее 16 гц относятся к ультразвукам, а более 20000 гц – инфразвукам.

2. Громкость звука. Это амплитуда колебаний звуковой волны, или мощность звука. Измеряется в децибелах – дБ. Минимальная мощность звукового колебания, которая способна вызвать звуковое ощущение, называется порогом слуха. В норме порог слуха начинается с 0 дБ. Шепотная речь – до 30 дБ, разговорная – до 60 дБ, шум оркестра – 80 дБ. Самый сильный звук, который выносит человеческое ухо – 150 дБ, при котором возникают болевые ощущения (шум реактивного двигателя).

3. Тембр – окраска звука. Существуют чистые тоны, сложные тоны и шумы.

Острый отит - это острое воспаление среднего уха.

Болеют отитом, в основном, дети первых 2 лет жизни, чаще в зимне-весенний пе­риод. Отит может осложнять другие заболевания (ОРВИ, корь, скарлатину, ангину и др.).

Возбудители заболевания:

Гемолитический стрептококк группы А;

Золотистый стафилококк;

Пневмококки;

Предрасполагающие факторы развития отита:

Особенности анатомического строения барабанной по­лости и евстахиевой трубы у детей раннего возраста: ба­рабанная перепонка тонкая, слуховая труба короткая, широкая, отверстие находится ниже и ближе к хоанам, поэтому инфицированный секрет из носоглотки легко попадает в слуховую трубу;

Снижение иммунитета;

Переохлаждение;

Хронические очаги инфекции (кариозные зубы, воспале­ние придаточных пазух носа и др.).

Выделяют 2 стадии острого отита:

1. Острый неперфоративный отит.

2. Острый гнойный средний отит (протекающий с перфора­цией барабанной перепонки и гноетечением из барабан­ной полости).

Основные клинические проявления отита:

Общее беспокойство ребенка, вскрикивание при сосании, отказ от груди;

Субфебрильная лихорадка;

Типичный характер боли - покапывающий, стреляющий, пульсирующий, иногда иррадиирует в шею, зубы;

Резкая боль при надавливании на козелок уха;

Понижение слуха;

При осложненном течении происходит перфорация бара­банной перепонки и выделение патологического содер­жимого (серозного или слизисто-гнойного, иногда с примесыо крови);

При тяжелом течении отита могут присоединяться менингиальные симптомы (рвота, судороги, напряжение боль­шого родничка и пр.).

Прогноз.

В большинстве случаев прогноз благоприятный.

Основные принципы лечения отитов:

1. Симптоматическая терапия: жаропонижающие, седативные средства.

2. Противомикробная терапия (при тяжелом и осложнен­ном течении отита).

3. Местное применение обезболивающих и противовоспа­лительных средств: - с помощью ватной турунды в наружный слуховой ход ввести одно из рекомендуемых средств (софрадекс, отинум, отипакс, этакридина лактат, отолган, отофа);

Сосудосуживающие капли в нос: детский галазолин, наф­тизин, отривин;

Тепло на ухо: согревающий компресс, согревание лампой Соллюкс.

4. Физиотерапия: УФО, УВЧ.

Профилактика.

1. Оберегать ребенка от контакта с больными ОРВИ.

2. Своевременно санировать полость носа.

3. При появлении первых признаков ринита проводить точечный массаж рефлексогенных зон.

4. Избегать переохлаждений.

5. Систематически проводить закаливающие мероприятия.

Сестринский уход при остром рините и остром отите.

Своевременно выявлять и удовлетворять жизненные потребности пациента и его родителей.

Возможные проблемы пациента: - нарушение дыхания;

Резкая, нестерпимая боль в ухе;

Нарушение формулы сна;

Нарушение сосания, глотания;

Дискомфорт, связанный с заболеванием;

Риск развития осложнений;

Сестринское вмешательство:

1. Создать обстановку психологического комфорта, взаим­ного доверия, вовлечь родителей в процесс лечения и ухода за ребенком с отитом. Обучить родителей технике закапыва­ния капель в нос, ухо, постановки согревающего компресса, согласно существующим алгоритмам действия:

2. Рекомендовать перед каждым кормлением проводить санацию носа (отсосать слизь, промыть носовые ходы физио­логическим раствором, закапать капли). Во время кормления, держать ребенка в возвышенном положении, пищу давать небольшими порциями, в жидком или полужидком виде. Обеспечить ребенка достаточным витаминизированным теп­лым питьем (чай с лимоном, отвар шиповника, разбавленные соки). Строго выполнять назначения врача. После курса ан­тибактериальной терапии включить в диету биойогурт, био­кефир, ацидофильное молоко.

3. Поддерживать положительный эмоциональный контакт с ребенком, корректировать его поведение, отвлекать чтени­ем книг, спокойными играми.

4. Проводить профилактические мероприятия вне обострения заболевания (сон на свежем воздухе, закаливание, массаж реф­лексогенных зон, ЛФК, физиотерапию, санацию полости рта).

СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ АНГИНЕ.

Ангина - это острое инфекционное заболевание с пре­имущественным поражением лимфоидной ткани небных миндалин и регионарных лимфоузлов.

Ангина может быть самостоятельным заболеванием и синдромом других инфекционных заболеваний (скарлатины, дифтерии и пр.).

Возбудители заболевания:

- (3-гемолитический стрептококк группы А;

Золотистый стафилококк;

Источники инфекции:

1. больные ангиной;

2. бактерионосители.

Пути передачи инфекции:

Воздушно-капельный;

Контактно-бытовой;

Алиментарный.

Факторы риска развития ангины:

Переохлаждение;

Хронические очаги инфекции (кариозные зубы, аденоидит);

Снижение иммунитета;

Хроническая тонзиллярная инфекция в семье.

Дети до года ангинами болеют редко, так как в этом воз­расте миндалины еще недостаточно развиты.

Различают следующие виды ангин:

Катаральная: воспалительный процесс локализуется на поверхности миндалин, выражена гиперемия миндалин и передних дужек неба.

Фолликулярная ангина: воспалительный процесс локали­зуется в паренхиме миндалин, определяются нагноившиеся фолликулы в виде желтоватых горошин, отечность и гипере­мия миндалин.

Лакунарная ангина; миндалины отечны, гиперемированы, разрыхлены, гнойно-воспалительный процесс локализу­ется в лакунах.

Флегмонозная ангина : воспалительный процесс локали­зуется в углублениях ткани миндалин с последующим фор­мированием абсцесса, чаще локализующегося в области пе­редней дужки неба с одной стороны (перитонзиллярный абсцесс).

Такое разделение ангин является, условным, так как чаще всего встречаются комбинированные формы.

Основные клинические проявления ангины:

1. общие симптомы интоксикации: высокая лихорадка, го­ловная боль, озноб, ломота в суставах, отсутствие аппе­тита, нередко бывает рвота (особенно у маленьких де­тей);

2. боль при глотании, усиление саливации, неприятный за­пах изо рта;

3. местные симптомы: отечность, яркая гиперемия мягкого неба и миндалин с последующим воспалением фолликул и переходом патологического процесса вглубь ткани миндалин, при этом на поверхности и в углублениях миндалин обнаруживаются гнойные налеты беловато-желтого цвета, возможно образование перитонзиллярного абсцесса (при тяжелом течении);

4. регионарный лимфаденит (подчелюстные узлы увеличе­ны, болезненные при пальпации).
Продолжительность ангины 5-10 дней.

Осложнения.

Отит, ревмокардит, гломерулонефрит.

Основные принципы лечения ангины.

1. Постельный режим на 5-7 дней.

2. Обильное теплое питье.

3. Противомикробная терапия:

4. Полоскание зева настоями ромашки, шалфея, календулы, эвкалипта, зверобоя до 6-8 раз в сутки, слабыми раство­рами антисептиков.

5. Жаропонижающие средства: ацетилсалициловая кисло­та, парацетамол, панадол и пр.

6. Антигистаминные средства.

7. Витаминотерапия.

Профилактика.

1. Своевременная санация хронических очагов инфекции.

1. Рациональное питание с достаточным введением фрук­тов, овощей, соков.

2. Закаливание организма, регулярные дозированные физи­ческие нагрузки.

3. Избегать тесного контакта с больными ангиной.

Сестринский уход при ангинах.

Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности паци­ента и его родителей.

Возможные проблемы пациента:

Нарушение аппетита:

Нарушение глотания из-за болей в горле;

Дефицит жидкости в связи с лихорадкой;

Нарушение формулы сна;

Высокий риск развития осложнений;

Неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;

Страх перед манипуляциями и др.

Сестринское вмешательство.

1. Информировать родителей о причинах развития, осо­бенностях течения ангины, принципах лечения, возможных осложнениях.

2. Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить ребенку комфортное положение в постели, спо­койные игры, разнообразить его досуг.

3. Вовлечь ребенка (если позволяет возраст) и родителей в процесс ухода и лечения, помочь осознать, необходимость проведения тех или иных процедур.

4. Контролировать прове­дение медикаментозной терапии, объяснить ребенку и роди­телям, что курс антибактериальной терапии должен быть не менее 7 дней (для предотвращения развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных ослож­нений).

5. Научить родителей готовить настои из трав для по­лоскания зева:

6. Обучить родителей технике постановки согревающего компресса на шейно-подчелюстную область.

7. Рекомендовать легко усвояемую полужидкую пищу, ис­ключить из рациона питания острые и соленые, жирные и жареные блюда. Увеличить объем вводимой жидкости до 1 -1,5 литров в виде витаминизированных напитков: чай с ли­моном, разбавленные некислые соки, отвар шиповника.

8. После курса антибактериальной терапии включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.

9. Подготовить заблаговременно ребенка к дополнитель­ным методам обследования с помощью терапевтической иг­ры (клиническому анализу крови, взятию мазков из зева и носа, ЭКГ и др.), убедить в необходимости их проведения, объяснить на понятном ребенку языке, что и зачем нужно делать, можно показать последовательность манипуляций, используя, например, куклу. Поддерживать ребенка во время болезни и лечения, используя только позитивные утвержде­ния, поощрять положительные эмоции.

10. Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделить отдельную посуду, по­сле использования кипятить ее, убрать на время болезни мяг­кие игрушки, оставить только те, которые легко моются, ежедневно проводить влажную уборку и проветривать по­мещение 3-4 раза в день). 12. Рекомендовать всем членам семьи своевременно санировать хронические очаги инфекции.

Про­водить ребенку профилактические мероприятия вне обостре­ния заболевания (сон на свежем воздухе, закаливание, дози­рованные физические нагрузки, ЛФК, физиотерапию, сана­цию полости рта).