Синтаксис и пунктуация сложное предложение основные виды. Синтаксис и пунктуация простого и сложного предложения

Класс 11

Вид урока: повторение изученного

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

Систематизация знаний, полученных по теме «Синтаксис и пунктуация»:

Повторение основных видов словосочетаний

Закрепление умения учащихся определять структуру простого и сложного предложения, расставлять знаки препинания и составлять схемы предложений

Совершенствование умения работать с текстом.

Цели развивающие:

Развитие навыков критического мышления: умения анализировать языковой материал, осмысливать прочитанное, излагать свою точку зрения, аргументировать собственную позицию.

Цели воспитательные:

Воспитание патриотизма, формирование активной гражданской позиции: стремления воплотить в жизнь общенациональную идею «Мәңгілік Ел»

Оборудование: текст Послания Президента Республики Казахстан -Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 « Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее!», таблицы по теме повторения, карточки с заданиями, запись песни «Сильные люди» (певица Юта)

Опережающее задание: прочитать текст Послания Президента Республики Казахстан-Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 года « Казахстанский

Индивидуальное задание: выучить наизусть отрывок из книги Ермухамета.Ертысбаева «Казахстан и Назарбаев: Логика перемен».

Эпиграф:

Эта Стратегия - для вас. Вам участвовать в её реализации и пожинать плоды её успеха. Включайтесь в работу, каждый на своём рабочем месте. Не будьте равнодушными. Создавайте судьбу страны! Н.А.Назарбаев

Ход урока

I . Организационный момент.

Психологический настрой учащихся.

- Цель: Сегодня на уроке мы должны повторить и обобщить изученный материал по одному из разделов русского языка, и предложенное вам первое задание поможет назвать тему повторения

II. Стадия вызова.

1.Прочитайте эпиграф к уроку. Кто автор? О какой Стратегии идет речь?

2. Подумайте, актуальны ли для вас, выпускников школы, эти строки?

3 Как вы сейчас, находясь на уроке, можете решать задачи, поставленные нашим Президентом в Послании « Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее!»?

4 Подумайте, как могут быть связаны на уроке русского языка повторение синтаксиса и нынешнее Послание Президента?

4 С какой целью Президент ежегодно обращается к народу с Посланием?

Учащиеся высказывают свое мнение.

5 .Произведите синтаксический разбор предложения, и объясните его смысл?

Никакой ветер не будет попутным, если страна не знает конечной цели и гавани прибытия - Н.А. Назарбаев о Стратегии 2050

СПП с придаточным условия. Придаточное предложение стоит после главного и присоединяется при помощи союза.

Повторение теоретических сведений по теме.

Прием « верно – неверно»

Внимательно послушайте утверждения. Если согласны, поднимайте сигнальные карточки.

1) Синтаксис изучает строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений +

2) Словосочетание состоит из двух и более самостоятельных слов, связанных

по смыслу и грамматически, и служит для более точ­ного названия предметов. +

3) Подлежащее и сказуемое являются словосочетанием –

4) Простое предложение имеет одну грамматическую основу +

5) Сложное предложение также состоит из одной грамматической основы –

6) Простое предложение может быть осложнено

Однородными, обособленными и уточняющими членами +

Обращениями и междометиями, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями +

7) Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными +

8)Части БС предложений соединяются запятыми -

9) СПП состоят из главной и придаточной части. +

10) Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания +

11)Части СПП соединяются при помощи запятых (союзов и союзных слов) -

12)Выделяют СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными . +

Вывод учащихся о теме урока – «Повторение синтаксиса и пунктуации»

Фиксированное восприятие отрывка из книги Ермухамета Ертысбаева

«КАЗАХСТАН И НАЗАРБАЕВ: ЛОГИКА ПЕРЕМЕН»

Задание классу: запишите наиболее запомнившиеся из услышанного текста определения, словосочетания, предложения, раскрывающие личностные качества Президента

Ученик читает наизусть « …Три года я работал советником, и все мои друзья, знако­мые, журналисты, иностранцы и многие другие часто спра­шивали: "Расскажи, какой он?". Я отвечаю: "Разный". Дей­ствительно, он разный. Я видел его веселым и грустным, в приподнятом и угнетенном настроении, меланхоличным и оживленным, спокойно-рассудительным и гневным, даже злым. Обычно, когда заходишь в его кабинет, он встает, идет на­встречу и здоровается за руку. Так со всеми. На протяжении многих лет он принял десятки тысяч посетителей и пожал бесчисленное количество рук.

…Действительно, он - разный. В горячей ситуации он хо­лодный и расчетливый, и, наоборот, импульсивный и эмоцио­нальный в спокойной политической обстановке. Он плохой ак­тер и никогда не может скрыть свои чувства. Если он любит и уважает человека, то трудно найти более, преданного и надежного товарища, чем Назарбаев. Если презирает, то на его лице появляется такая гримаса отвращения, которую не­возможно скрыть.

Жесткий и высокомерный с политически­ми оппонентами, он становится необычайно добрым, искрен­не сопереживая простым людям.

Если он находится в веселом расположении духа, то это настроение моментально переходит к собеседнику, и нет бо­лее веселой компании, в которой верховодит Нурсултан (так было всегда: и в детстве, и в юности, и в зрелые годы). Казалось бы, ему как политику надо овладеть всеми дипло­матическими хитростями и другими изощренными метода­ми магического воздействия на людей, но он предпочитает

быть самим собой.»

Работают на фоне тихо звучащей песни «Сильные люди»(певица Юта) Целевая установка: эмоциональный настрой учащихся

Учащиеся делятся записанными мыслями и коллективно составляют ассоциативный ряд со словом «Президент»

III. Стадия осмысления

Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление

Работа над текстом Послания « Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее!»

Задания к тексту:

1) Объясните, как вы понимаете смысл названия Послания.

2) .Выпишите из Послания словосочетания и заполните таблицу, найдите в словарях значение трудных слов

Согласование

Управление

Примыкание

Толерантный народ,

новые кризисы

великое творение конкретные стратегии

страны мира

составляют фундамент

изменяться стремительно эффективно трудиться

2 Выпишите из текста Послания простые предложения предложения, произведите синтаксический разбор. Объясните смысл записанного. (Были выписаны)

    Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев

    Первый интеллектуально-инновационный кластер уже успешно работает в Астане на базе Назарбаев Университета

    Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки.

    Нельзя допускать никаких скачков, необдуманных экспериментов и авантюр в экономике, политике и социальной жизни

    Транспортная инфраструктура - это кровеносная система нашей индустриальной экономики и общества

1.Работа в парах

Найдите в тексте Послания ответы на эти вопросы, в СПП определите вид придаточных, составьте их схемы.

1)С какой целью принята Казахстаном Стратеги я -2050 ?

- Мы приняли Стратегию-2050, чтобы казахстанцы крепко держали в своих руках штурвал будущего страны .

2)На сколько пятилеток делятся оставшиеся до 2050 годы?

Итак, оставшиеся до 2050 годы делятся на семь пятилеток, каждая из которых решает вопрос достижения единой цели - войти в число 30 развитых стран.

3)Что должно стать результатом обучения в школе?

- Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации

4)В каком году будет завершена стройка железной дороги «Жезказган-Шалкар-Бейнеу»?

Эта грандиозная стройка будет завершена в 2015 году

5)Продолжите фразу Н.А. Назарбаева: «Каждый должен понимать и знать, что в рыночных условиях не надо ждать………………..» (манны небесной, а эффективно трудиться)

Работа в группах

1 Проанализируйте подобранный дома отрывок из Послания

Почему данное высказывание можно назвать текстом?

(Можно, потому что предложения между собой связаны по смыслу и грамматически, высказывание композиционно завершено).

Какова тема данного высказывания?

Определите главную мысль высказывания?

Выпишите и разберите простые осложненные и сложные предложения. Составьте схемы.

2 Вывод о видах предложений, использованных в Послании

3 Прием -ассоциация (работа в группах )

Составление кластера со словом «Послание»:

План действий, « Мәңгілік Ел », конкретная программа, «окно возможностей», стратегия будущего, «безбарьерная зона», единая цель и т.д.

Рефлексия:

Проблемные вопросы.

Прочитайте еще раз эпиграф к уроку.

С какой целью, обращаясь к молодежи, Президент использует побудительные по цели высказывания и восклицательные по эмоциональной окраске простые предложения? И почему, как вы думаете, именно эти строки из Послания были взяты эпиграфом к сегодняшнему уроку.? Письменно изложите свое мнение

Основные виды сложных предложений Предложения, состоящие из нескольких простых, называются сложными Средства связи простых предложений: интонация, союзы, союзные слова. сложные предложения союзные сложносочиненные ССП сложноподчиненные СПП бессоюзные

ССП: ИНТОНАЦИЯ + СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ Сочинительные союзы соединительные противительные И, да (=и), ни…ни, А, но, да (=но), зато, и…и, не только…но и, однако как…так и, тоже, также разделительные Или, либо, или…или, либо. . либо, то…то, не то…не то Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо. , а

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ССП Шелестят зеленые сережки, и горят серебряные росы. НО! Землю подсушил мороз и запорошило первым снегом. [---=] и [=] Для счастья людям нужен мир и не нужна война. Запятая перед союзом и не ставится, если в ССП есть общий второстепенный член.

ПОДУМАЙ! 1. 2. 3. Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза и рот несколько похож на букву ижицу. У причала суетятся матросы и торжественно отплывают в море корабли.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1. 2. 3. 4. 5. 6. Рано утром солнце еще не палило так жарко(?) и с моря веяло свежестью. Пугачев дал знак (?) и меня тотчас развязали и оставили. Вчера во время грозы дождь шумел(?) и ветер бушевал. Сквозь серый камень вода сочилась(?) и было душно в ущелье темном(?) и пахло гнилью. Не шевелится ни один листок вверху(?) и только внизу на неслышимом сквознячке трепещет на паутинке сухой листик. После обеда затянулось небо(?) и был дождь. 1 - , 2 + , 3 - , 4 + - , 5 +, 6 -.

СПП: ИНТОНАЦИЯ + ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ ИЛИ СОЮЗНЫЕ СЛОВА ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ: когда, пока, едва, лишь только, потому что, так как, оттого что, ибо, чтобы, для того чтобы, если, коли, кабы, если бы, как, будто, как будто, словно, так что, что. СОЮЗНЫЕ СЛОВА: кто, что, какой, чей, который, сколько, как, когда, где, куда, отчего, почему, зачем.

СТРОЕНИЕ СПП Я с нетерпением ждал, когда Вадим расскажет о своей поездке. , (когда) Чтобы почувствовать обаяние Москвы, надо побродить по ее старым переулкам. (Чтобы), Ветви деревьев казались мохнатыми и, когда набегал ветерок, слегка шумели. [ и, (когда), ]

РАЗЛИЧАЙ! СОЮЗЫ СОЮЗНЫЕ СЛОВА Я уже точно знал, что он не придет. С 1. С 2. Всегда грустно, когда приходится расставаться с близкими. С 3. Мы не заметили, как пришло время уезжать. 1. 2. 3. Я уже точно знал, что он расскажет. Немного погодя я отправился узнать, когда у нас будет следующее занятие. Мы смотрели, как ловко он обходился с ребенком.

ПОТРЕНИРУЕМСЯ? СОЮЗ ИЛИ СОЮЗНОЕ СЛОВО? 1. 2. 3. 4. 5. Когда зимой ешь свежие фрукты, то во рту пахнет весною. Путники вышли на полянку, которая была покрыта густой и сочной травой. Летом наша река представляет собой лужицу, которую вы легко перейдете вброд. Мы спросили лесника, как пройти к речке. Лесник ответил, что надо идти прямо на юг. 1) с; 2 сс; 3) сс; 4) сс; 5) с

СПП С УКАЗАТЕЛЬНЫМИ СЛОВАМИ 1. 2. 3. Никогда не беспокой другого тем, что можешь сделать сам. ----Они проснулись тогда, когда в избе было совсем темно. Тот, кто любит родину, должен служить ей. СРАВНИ: 1. 2. потому что Мне грустно, Задача не получилась потому, неправильно записал условие. друг уехал. что ты

ОСОБЕННОСТИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ К ГЛАВНОМУ ПО СМЫСЛУ ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ МОЖЕТ ПОЯСНЯТЬ ОДНО СЛОВО Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Стояла та сказочная тишина, ~~~~~~~ которая приходит с морозом. ВСЕ ГЛАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Дом стоял на косогоре, так что окна были очень низко от земли.

СПП с НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ , () Я увлеченно рассказывал, как мы ловили рыбу, как дед возил нас на сенокос. Я увлеченно рассказывал, как мы ловили рыбу и как дед возил нас на сенокос. СПП с НЕОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ (), , () Когда он говорил, я чувствовал, что на его месте поступил бы так же. СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ , () Скоро выяснилось, что билеты будут продаваться, когда подойдет автобус.

ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ВОПРОСУ ВИД (ЗНАЧЕНИЕ) ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПО СОЮЗУ ПО СИНТАКСИЧЕСКОЙ РОЛИ УКАЗАТЕЛЬНЫХ СЛОВ

§1. Сложное предложение. Общие понятия

Сложное предложение - это единица синтаксиса.

Сложными называются предложения, состоящие из двух и более грамматических основ, связанных в единое целое по смыслу, грамматически и интонационно.
От простого предложения сложное отличает то, что в простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном - более одной. Сложное предложение, таким образом, состоит из частей, каждая из которых оформлена как простое предложение.
Но сложное предложение - это не случайный набор простых предложений. В сложном предложении части связаны между собой по смыслу и синтаксически, с помощью синтаксических связей. Каждая часть, будучи оформлена как предложение, не обладает смысловой и интонационной завершённостью. Эти признаки характерны для всего сложного предложения в целом.

Сложные предложения, как и простые, характеризуются по цели высказывания. Они могут быть невосклицательными и восклицательными.

В отличие от простого предложения сложное требует определения, из скольких частей оно состоит и какой связью соединены его части.

§2. Виды синтаксической связи частей сложного предложения

Синтаксическая связь между частями сложного предложения может быть:

  • союзной
  • бессоюзной

Союзная связь - это вид синтаксической связи, выраженной с помощью союзов.

Союзная связь может быть:

  • сочинительной
  • подчинительной

Сочинительная синтаксическая связь - это вид синтаксической связи с равноправным отношением частей. Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: сочинительных союзов.

Гроза прошла, и выглянуло солнце.

Подчинительная синтаксическая связь - это вид синтаксической связи с неравноправным отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна - главное предложение, другая - подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: подчинительных союзов и союзных слов.

Мы не пошли гулять, потому что началась гроза.

(Мы не пошли гулять - главное предложение, а потому что началась гроза - придаточное предложение.)

Бессоюзная синтаксическая связь - это связь по смыслу. Части сложного предложения соединены только пунктуационно. Ни союзы, ни союзные слова для выражения бессоюзной синтаксической связи не используются. Пример:

Тренер заболел, занятие перенесено на следующую неделю.

Характер синтаксической связи между частями сложного предложения - это важнейший классификационный признак сложных предложений.

§3. Классификация сложных предложений

Классификация сложных предложений - это классификация по синтаксической связи между его частями. Сложные предложения делятся:

на 1) союзные и 2) бессоюзные, а союзные, в свою очередь - на 1) сложносочинённые и 2) сложноподчинённые.

Следовательно, выделяются три типа сложных предложений:

  • сложносочинённые
  • сложноподчинённые
  • бессоюзные

Каждый из этих типов подлежит дальнейшей классификации по значению.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Сколько грамматических основ в сложном предложении?

    • две и более
  2. Как связаны между собой части в сложном предложении?

    • по смыслу
  3. Обладает ли завершённостью часть сложного предложения?

    • да, каждая часть - это отдельное самостоятельное предложение
  4. Характеризуются ли сложные предложения по цели высказывания?

  5. Могут ли сложные предложения быть восклицательными?

  6. Верно ли считать, что синтаксическая связь между частями сложного предложения бывает только союзной?

  7. Какой может быть союзная связь между частями сложного предложения?

    • главной
    • придаточной
  8. Возможна ли синтаксическая связь между частями сложного предложения без союзов?

  9. Для какого вида союзной синтаксической связи характерно равноправное отношение частей сложного предложения?

    • равноправное отношение характеризует подчинительную связь
  10. Для какого вида союзной синтаксической связи характерно неравноправное отношение частей сложного предложения?

    • неравноправное отношение характеризует сочинительную связь

Правильные ответы:

  1. две и более
  2. по смыслу и синтаксически (с помощью синтаксической связи)
  3. нет, только все части вместе являются самостоятельным предложением
  4. сочинительной и подчинительной
  5. равноправное отношение характеризует сочинительную связь
  6. неравноправное отношение характеризует подчинительную связь