Совет законодателей россии. Совет законодателей Заседание совета законодателей российской федерации

Уважаемый Владимир Владимирович!

В продолжение разговора, хочу предложить ряд подходов, которые мы обсуждали на Совете Государственной Думы, с депутатами.

Cчитаем, что использование этих подходов позволит более эффективно реализовать задачи, поставленные в Послании Президента Российской Федерации.

Сложившаяся практика заключается в том, что Послание Президента страны, хотя и адресуется Федеральному Собранию, но больше воспринимается как поручения, в первую очередь, исполнительной власти.

А депутаты будут потом ждать, пока Правительство подготовит законопроекты, внесет их в Государственную Думу. Только после этого начнется их обсуждение. Даже после принятия необходимых законов, как правило, еще год разрабатываются и принимаются подзаконные акты. А затем начинают принимать региональные законы и другие решения на уровне субъектов Федерации.

На наш взгляд, это снижает эффективность работы по реализации Послания Президента. У нас такого запаса времени нет, чтобы подобным образом строить работу.

В этой связи, считаем необходимым, что работа должна строиться, более эффективно как при подготовке законопроектов по реализации Послания Президента на федерально уровне с Правительством, так и одновременного взаимодействия с региональными законодательными собраниями.

Это, во-первых, повысит качество решений. Во-вторых, ускорит их принятие. И, в-третьих, позволит уже на ранних стадиях работы выходить на подготовку законопроектов регионального уровня. А, в конечном счете, такой подход создаст системную основу для эффективной реализации всех задач Послания Президента.

В Государственной Думе уже создана рабочая группа по законодательному обеспечению реализации Послания Президент, сформирован предварительный план работы, только для первоочередного обсуждения собраны порядка 70 законопроектов.

Чтобы выстроить работу системно, мы предложили коллегам из регионов подумать о создании аналогичных рабочих групп во всех законодательных собраниях субъектов Российской Федерации.

Рабочие группы уже созданы в 10-ти законодательных собраниях субъектов Российской Федерации, среди них: Алтайское краевое Законодательное Собрание, Волгоградская областная Дума, Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан, законодательные собрания Тверской, Пензенской, Ростовской областей, Законодательное Собрание Краснодарского края, Законодательное Собрание Республики Карелия, Московская городская Дума, Московская областная Дума.

Это позволит более эффективно и с учетом специфики ситуации на местах обсуждать конкретные вопросы законодательного обеспечения и реализации Послания. Делать это в диалоге с депутатами регионального и муниципального уровней, представителями различных социальных сфер и делового сообщества.

За счет такой организации работы, постоянной обратной связи мы сможем выйти на принципиально другую динамику работы, на другое качество.

Уважаемые коллеги!

Еще один очень важный показатель нашей работы – это ответственность в принятии решений. В этой связи, не могу не затронуть еще один вопрос, который предельно четко был поставлен Президентом в Послании. Это вопрос о качестве и доступности медицинской помощи, проблемы сокращения фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов), прежде всего на селе.

Да, за последние годы мы многое смогли сделать в развитии медицины, в том числе развитии современной, отвечающей всем мировым стандартам системы высокотехнологичной медицинской помощи.

Но, что касается первичного звена, то здесь, в том числе из-за наших недоработок, коллеги, из-за отсутствия контроля и качества принимаемых решений, возникли проблемы и проблемы серьезные. Не услышали людей, их тревоги, просьбы, и именно представительная власть. Из-за формального и «бумажного» подхода к делу позакрывали многие лечебные учреждения.

Задачи по восстановлению шаговой доступности первичного звена здравоохранения в Послании поставлены Президентом.

Конечно, появится программа, будут выделены средства. Но наша задача – не повторять ошибок.

Важно не только построить и оснастить медицинским оборудованием ФАПы. Без этого, конечно, они не заработают. Но главное без чего первичная сеть здравоохранения работать не сможет – это без медицинского персонала. Без врача, без фельдшера, без медсестры.

Сегодня дефицит среднего медицинского персонала в ФАПах и врачебных амбулаториях во многих регионах – более 200 тысяч человек. А после того, как будет обеспечено восстановление сети первичного звена, эта проблема станет еще острее, и, в первую очередь, в сельской местности.

В этой связи предлагаем уделить этому вопросу особое внимание: сформировать уже в этом году программу целевого набора и целевой подготовки среднего медицинского персонала для первичного звена здравоохранения. Эти вопросы было бы правильно заслушать и обсудить в региональных законодательных собраниях.

Реализация задач послания - это работа, где важен вклад всех: и исполнительной власти, и законодательной, и федерального центра, и регионов.

В Послании Федеральному Собранию, Президент поставил вопрос о необходимости вернуться к теме порядка определения кадастровой стоимости имущества граждан для недопущения её превышения над рыночной. Расчет должен быть справедливым, а стоимость - посильной для людей.

По итогам Послания даны соответствующие поручения.

Это, как раз тема, которая без регионов нереализуема. Требует адаптации федеральных законов, и Вы, как раз, об этом только что сказали, Владимир Владимирович, под местную ситуацию, ее особенности. Ведь конечную кадастровую стоимость определяют именно субъекты Российской Федерации.

В этой связи предлагаем совместно с создаваемыми в региональных Законодательных собраниях группами по реализации Послания, провести анализ исполнения в разных субъектах РФ действующей редакции закона «О государственной кадастровой оценке». Выявить типичные проблемы и причины перекосов при определении кадастровой стоимости имущества на местах.

Это позволит затем Правительству учесть результаты этого мониторинга. А мы, вместе с коллегами из Совета Федерации, сможем внести корректировки в законодательство.

Уважаемый Владимир Владимирович!

В целях повышения эффективности представительных институтов, нам необходимо и в других сферах искать новые современные формы работы. Важно, чтобы депутаты в своей деятельности погружались в повестку развития страны, лучше почувствовали вопросы, которые есть в экономике, социальной политике, региональном развитии. Через это приходит больше понимания ответственности в их решении.

На этой неделе, в понедельник, реализовали новый формат работы, провели первое выездное заседание Совета Государственной Думы, участвовали руководители и депутаты всех парламентских фракций, представители профильных комитетов Государственной Думы, региона, бизнеса.

Заседание прошло в Ямало-Ненецком автономном округе, в поселке Сабетта. Там реализуется крупнейший проект, поддержанный Вами, Владимир Владимирович, в 2010 году, когда Вы были Председателем Правительства.

За очень короткий, по меркам таких проектов, срок и в сложных условиях удалось создать современное производство. Формируется новый мощный центр экономического роста, развития Северного морского пути и глобальной конкурентоспособности России. Созданы десятки тысяч новых современных рабочих мест не только на Ямале, но и по всей стране.

Наша поездка в Сабетту была очень полезной и продуктивной. Многое увидели своими глазами, услышали от специалистов. Это, по сути, наказы депутатам от отрасли, от тех, кто работает и развивает сегодня Ямал и всю страну.

Есть четкий запрос, и мы это услышали, на решения по снятию барьеров и созданию дополнительных условий для реализации таких больших и важных для страны инвестиционных проектов.

Такая форма диалога, обсуждения вопросов развития регионов и отраслей экономики представляется весьма перспективной. Планируем развивать эту работу. Сделать этот формат регулярным.

Следующее такое заседание, посвященное задачам диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса, проведем вместе с корпорацией «Ростех». Планируем отработать предложения, которые потом лягут в основу соответствующих законодательных решений.

Правильно будет, чтобы все институты власти более эффективно работали. Чтобы их коэффициент полезного действия рос. Иначе даже самые необходимые решения и задачи, которые ставит Президент, будут затягиваться в реализации.

В заключение, позвольте еще раз вернуться к той торжественной дате, которая собирает нас в этом зале всех вместе – к Дню российского парламентаризма.

Парламент – это всегда диалог, живой разговор, обсуждение любых тем, для того, чтобы найти взаимопонимание различных позиций, и, в конечном счете, найти оптимальное решение. Поэтому парламентаризм не может быть застывшей формой. Он должен развиваться. Развиваться, как и партийная система, вместе с которой парламент является основой постоянной обратной связи с регионами, с обществом.

И в этой связи хотел бы сказать слова благодарности нашему Президенту за то, что он делает всё для развития парламентской системы в России.

April 24th, 12:22

«Из античной легенды мы знаем о способе одним махом разрубить клубок проблем. Но нам, в отличие от Александра Македонского, необходимо действовать более взвешенно, чтобы распутать гордиев узел накопившихся вопросов».

В Таврическом дворце прошло заседание Президиума Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании России. На нем состоялось обсуждение двух важных тем:
→ «Задачи образования: Послание Президента РФ и национальный проект в сфере образования»
→ «Реализация Послания Президента РФ в части развития ипотечного кредитования как действенной меры поддержки семей с детьми»

Первый заместитель Председателя СФ Николай Федоров обратил внимание на то, что две темы заседания находятся в неразрывной и фундаментальной связи еще с исторических времен.

По его словам, задачу занять лидирующие позиции в мире по качеству общего образования в ближайшие годы можно, реализуя национальный проект «Образование». В соответствии с утвержденным планом Совет Федерации активно включился в эту работу.

Способствовать исправлению ситуации в обеспечении образования кадрами призвана поддержанная Президентом программа «Земский учитель». «Здесь принципиально важно и полезно учесть региональные наработки, успешный опыт отдельных субъектов Федерации по закреплению кадров на селе», — отметил сенатор.

Говоря о втором вопросе повестки, Николай Федоров обратил внимание на то, что в прошлом году рынок ипотечного кредитования поставил своеобразный рекорд. Было выдано без малого полтора миллиона кредитов на общую сумму 3 триллиона рублей. По сравнению с 2017 годом зафиксирован рекордный прирост в 49%. Средний размер ипотечного кредита превысил 2 миллиона рублей.

Одним из определяющих факторов такого роста стало снижение в прошлом году ставок ниже 10%. Выгоду от этого смогли ощутить все заемщики. И те, кто вновь оформил ипотечный кредит, и около 170 тысяч семей, которые рефинансировали ранее взятый.

По словам первого вице-спикера СФ, продвижению инновационных решений в реализации национальных проектов будет посвящен третий Форум социальных инноваций регионов. Он пройдет под эгидой Совета Федерации и правительства Москвы 19-21 июня 2019 года на ВДНХ.

Официальный сайт форума —https://social-forum.ru/

Начальник Управления организации социального обслуживания и работы с инвалидами Минтруда Пензенской области Валерий Шомников оценил ход ремонтных работ в Мокшанском психоневрологическом интернате.

Пермский международный форум добровольцев примет более 1000 участников из России и других стран

Пермь вновь примет главное добровольческое мероприятие России. С 25 по 26 октября в краевом центре состоится Пермский международный форум добровольцев (до 2018 года - Международный форум «Доброволец России»).

Первая телемедицинская консультация прошла между Колымой и Уралом

Стерли географические границы медики Магаданской и Свердловской областей. Первая консультация в формате телемедицины прошла сегодня в Минздраве региона. Это стало возможным благодаря подписанному на Иннопроме-2018 соглашению. Глава Колымы Сергей Носов тогда подчеркнул, что Магаданская область сможет использовать накопленный опыт Свердловской области в сфере медицины и здравоохранения.

Фестиваль «Владивостокская крепость» в Приморье посетили более 5 тысяч человек

Праздник, посвященный важному историческому периоду в истории Приморского края, стал самым популярным событием среди горожан и гостей города за весь летний сезон.

Команда Белозерского района стала победителем областных соревнований «Старты надежд»

Победителем областных спортивных соревнований среди подростков с девиантным поведением «Старты надежд» стала команда Белозерского района. Финальные состязания прошли 23 августа в спорткомплексе имени В.Ф. Горбенко в Кургане.

В честь 75-летия Курской битвы в Курске прошел грандиозный парад

Сегодня, в день окончания Курской битвы, в области проходят праздничные мероприятия, главными героями которых, несомненно, стали ветераны войны, непосредственные участники тех событий. В составе 53 делегаций, прибывших на юбилей, 38 фронтовиков - именно к ним было приковано самое пристальное внимание многочисленных федеральных и региональных СМИ.

Три школы Липецкой области включены в список РАН

Сегодня липецкая школа № 60 стала площадкой для форсайт-сессии «Десятилетие детства: вектор развития образования», рассказывает ТРК «Липецкое время».

Поэтические баттлы, Neneh Cherry и салют: чем еще порадует фестиваль к 90-летию Парка Горького

Более 150 событий ждут москвичей и туристов на фестивале, посвященном 90-летию Парка Горького. В программе праздника - аудиоспектакли, выступления артистов, кинопоказы, занятия в цирковой школе, лекции и благотворительный флешмоб.

Совет законодателей России - это совещательный и консультативный орган, в состав которого входят представители обеих палат Федерального собрания, а также руководители региональных законодательных органов власти. О том, как строится его работа, рассказывает председатель Думы Астраханской области, член президиума Совета законодателей России и председатель комиссии по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству Александр Борисович КЛЫКАНОВ .

Александр Борисович, с момента организации Совета законодателей РФ прошло четыре года. Как вы считаете, этот проект оправдал свое назначение?

Без сомнения. Совет законодателей - прежде всего хорошая возможность вести открытый и содержательный диалог для выработки совместных решений по вопросам, представляющим общий интерес для регионов. Сама тематика обсуждения уже свидетельствует о важности такого взаимодействия: межбюджетные отношения, реализация послания президента, экономическое и социальное развитие… Спектр достаточно широк.

Острые проблемы не замалчиваются. Взгляд федеральных коллег - как панорамная съемка, максимально охватывает тот или иной вопрос, а регионы смотрят точечно, каждый со своего ракурса. Такой подход позволяет более эффективно решать задачи. Кроме того, мы активно обмениваемся различными наработками. При общности стратегических подходов в каждом субъекте своя специфика, интересная коллегам. Одним словом, есть что взять на вооружение.

Накопленный опыт взаимодействия рождает и новые форматы совместной работы. На заседаниях совета парламентарии получают возможность обратиться к высшим должностным лицам государства, что помогает решать важные для каждой территории, для ее жителей вопросы. Иными словами, совет - та площадка, где голос одного региона становится слышен всем.

Одна из задач Совета законодателей - организация взаимодействия Совета Федерации РФ и законодательных органов государственной власти субъектов РФ. Как на практике решается эта задача?

Поясню на примерах. Как известно, бюджеты всех уровней сегодня формируются по программно-целевому методу. Но до недавнего времени региональные депутаты не могли рассматривать государственные и целевые программы. Мы активно добивались этого права. Дума Астраханской области выходила в Государственную думу с соответствующей законодательной инициативой. Кроме того, воспользовавшись случаем, мы обратились к В. В. Путину на встрече с президиумом Совета законодателей. Нас поддержала В. И. Матвиенко. Соответствующие изменения в законодательство были внесены, и теперь депутаты имеют возможность полноценно определять социально-экономическую политику своих регионов.

Следующий пример. Руководители региональных заксобраний инициировали встречу с министром сельского хозяйства А. Н. Ткачёвым, чтобы донести аргументацию регионов о необходимости разработки федеральной программы импортозамещения сельхозпродукции. В этом документе мы предложили указывать объемы производства того или иного вида продукции по каждой территории. По сути, речь идет о государственном задании, подкрепленном соответствующим финансированием. К примеру, Астраханской области, чтобы увеличить производство овощей, необходимы дополнительные средства для приобретения техники и организации полива.

Не всегда федеральное законодательство учитывает специфику регионов. Зачастую важные и нужные законы после внесения ряда поправок идут вразрез с региональными интересами. По предложению астраханцев мы озвучили необходимость проведения мониторинга правоприменения законов по всей вертикали: от федерального центра до конкретных населенных пунктов. Жизнь показывает, что на стадии их реализации случаются пробуксовки. Важно своевременно выявить такие моменты и внести корректировки. Немаловажен и алгоритм взаимоотношения федеральных и региональных парламентариев. Сегодня жизненно необходимо ускорить процесс рассмотрения законодательных инициатив из субъектов Федерации.

Вот подобные болевые точки мы и озвучиваем на заседаниях Совета законодателей, совместно ищем пути решения проблемных вопросов. Многое удается сделать. Так что региональные депутаты - активные и полноправные игроки на российском поле законотворчества.

- Как работа в Совете законодателей помогает вам решать проблемы области?

В начале прошлого года Дума Астраханской области обратилась к правительству страны с просьбой на период сельхозуборочных работ увеличить допустимую долю иностранных работников с разрешенных 50 до 80 процентов. Это связано с тем, что основным видом сельскохозяйственной деятельности в регионе является растениеводство. Фермеры активно внедряют новые современные технологии, обновляют парк техники и оборудования, однако доля ручного труда в растениеводстве остается высокой. Недостаток трудовых ресурсов в период сбора урожая восполняется в основном за счет реализации программ занятости населения, студенческих отрядов и привлечения иностранной рабочей силы из стран СНГ. Первоначально наше предложение не нашло полноценного понимания, и только когда в президиуме Совета законодателей мы вновь обратили внимание федеральных коллег на эту проблему, вопрос удалось решить положительно.

Также в прошлом году не без помощи совета мы добились выделения Астраханской области дополнительных средств на подкачку воды в водоемы, страдающие от засухи. В прошлое лето из-за низкого весеннего паводка ряд западных подстепных ильменей дельты Волги пересохли. Эта ситуация не только ухудшала экологическую обстановку в регионе, но и могла привести к перебоям с водоснабжением населенных пунктов.

Чтобы смягчить негативные последствия низкого паводка, из регионального бюджета на эти цели было выделено 3,6 миллиарда рублей. Но без помощи федерального центра мы бы не справились. Совместными усилиями законодательной и исполнительной власти региона, федеральных депутатов и сенаторов от Астраханской области нам удалось привлечь внимание главы государства к проблеме маловодья.

Какие задачи стоят перед возглавляемой вами комиссией Совета законодателей по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству?

Однако комиссия рассматривает и другие вопросы. Например, сейчас у нас в работе вопрос о деофшоризации российской экономики. Деофшоризация - один из источников пополнения бюджета, и сегодня очень важно удержать капиталы от бегства в офшоры.

Ряд инициатив касался уточнения методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов. Комиссия неоднократно поднимала вопрос и о льготах по налогу на имущество организаций, которые на своем балансе имеют линии электропередачи, железнодорожные пути и магистральные трубопроводы. В результате таких налоговых послаблений региональные бюджеты недополучали существенные средства. Совместными усилиями удалось убедить федеральный центр в необходимости компенсировать данные потери, и в Бюджетный кодекс были внесены соответствующие изменения, которые наделили регионы правом самостоятельно определять налоговую ставку.

Несмотря на то что тематика обсуждаемых на комиссии вопросов весьма разнообразна, 80 процентов дискуссий касаются изменения логики межбюджетных отношений. Увы, тема не теряет своей актуальности на протяжении уже десятка лет, а именно с того момента, как налоговые поступления стали распределяться не в пользу регионов. Напомню, ранее 40 процентов собираемых налогов поступало в бюджет страны, а 60 - оставалось в региональной казне. Теперь - наоборот.

При всем желании правительства сделать межбюджетные отношения стимулом экономического развития регионов сегодня мы наблюдаем обратное. Более 80 процентов субъектов - дотационные. Да, субъектам РФ переданы налоги за пользование водными и биологическими ресурсами, акцизы на автомобильный бензин, но в то же время у регионов забрали пять процентов НДПИ (теперь все 100 процентов уходят в федеральный бюджет). Такая рокировка перекрыла пришедшие в регионы доходы.

Все члены комиссии поддержали предложение Думы Астраханской области компенсировать потери региональным бюджетам, обусловленные изменением федерального законодательства. К примеру, освобождение от налога имущества в отношении объектов недвижимости, расположенных на континентальном шельфе. На наш взгляд, поддерживать отрасль только за счет регионов не совсем разумно. То же касается ситуации с налогом на прибыль при освоении месторождений, который с 2016 года полностью изымается в федеральную казну. Из-за таких решений бюджет Астраханской области лишился нескольких миллиардов. В итоге даже у такой богатой природными ресурсами территории, как наша, оказалось недостаточно средств для покрытия собственных бюджетных обязательств.

Согласен, помогать нужно тем, кто работает - и налоги собирает, и администрирует умело. Если регион непосредственно участвует в привлечении инвестиций, да еще и несет очень серьезную нагрузку на развитие сопутствующей инфраструктуры, то и долю свою от успешности данного процесса он должен получать.

Вместе с долей доходов, уходящих из регионов в центр, растет и объем полномочий, переданных на региональный уровень. Зачастую они не подкреплены финансово. А в сочетании с общей тенденцией на усиление контроля исполнения законов ситуация во многих регионах накаляется. Мы считаем, что должна быть искоренена практика передачи полномочий на региональный и муниципальный уровни без источников финансирования, необходимых для их выполнения. Мы постарались задействовать максимум публичных площадок, чтобы привлечь внимание к этой проблеме, и не только в рамках комиссии.

- У комиссии есть конкретные предложения по изменению сложившейся системы межбюджетных отношений?

Комиссия внесла пакет конкретных мер по выходу из жесткой финансовой ситуации, по привлечению дополнительных источников пополнения региональных бюджетов. Одна из них - зачислять в казну субъектов пять процентов отчислений от налога на добычу углеводородного сырья. Ряд инициатив касался уточнения методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов. Мы предложили менее 80 процентов от общего объема выделяемых субсидий распределять между субъектами именно федеральным законом о бюджете. Иначе сложно планировать и эффективно управлять средствами.

Нуждается в корректировке и система условий софинансирования в соотношении примерно 30 процентов на 70. Имеется в виду, что регионы должны будут выделять на реализацию государственных программ 30 процентов, остальное - за счет федеральных средств. Сегодня ситуация зеркальная. Условия софинансирования постоянно ужесточаются. В некоторых случаях региональная доля доходит до 95 процентов, что субъектам не всегда по средствам. В итоге под угрозой оказывается выполнение запланированных мероприятий. В Астраханской области с такой проблемой мы столкнулись при реализации программ «Чистая вода» и «Переселение граждан из аварийного жилого фонда».

И, конечно же, необходимо пересмотреть существующую схему распределения налогов между регионами и федеральным центром. И если уж речь не идет о возврате к прежней схеме, то можно прийти хотя бы к соотношению 50 на 50. Это было бы справедливо.

Безусловно, регионам необходимо и самим работать, более активно развивать экономику, наращивать налогооблагаемую базу. Но полноценно задействовать весь ресурсный потенциал мы сможем через совершенствование правового пространства. А это - добрая воля федеральных коллег, при нашем активном участии и содействии.

Подготовила О. В. ИЗУТОВА

  • Договор между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа о порядке и условиях проведения выборов депутатов Тюменской областной Думы шестого созыва
  • Положение о совете Законодателей Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа
  • Регламент взаимодействия Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа (с учетом изменений от 29 ноября 2016 года)
  • Представители Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в Совете Законодателей

Особую роль в выстраивании отношений с федеральным центром и субъектами Федерации - соседями сыграл Совет трех дум, ставший основной организационной формой взаимодействия.

Второго ноября 1994 года на совместном заседании депутатов законодательных органов трех субъектов Федерации было принято решение о создании Совета Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа и Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа (Совета дум).

Объективным фактором необходимости взаимодействия, как указывалось в Положении о Совете, явилось наличие совместных геополитических и экономических интересов трех равноправных субъектов Российской Федерации. А основной целью сотрудничества представительных органов государственной власти стала координация их действий в работе, создание партнерских, сбалансированных отношений. В соответствии с данным Положением в Совет дум делегировалось по пять человек от каждого законодательного органа.

За период первого созыва Думы Ханты-Мансийского автономного округа Советом были приняты важнейшие документы, направленные на тесное взаимодействие трех субъектов Российской Федерации. Основные из них – о действии законов и иных нормативных актов, принятых Тюменской областной Думой, на территории Ханты-Мансийского автономного округа; об уставах Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и договоре о разграничении полномочий между органами государственной власти области и округов; о договоре об отношениях органов исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа; о принципах реализации общеобластных программ; о координации планов законопроектных работ и многие другие.

Дума Ханты-Мансийского автономного округа – Югры как полноправный участник Совета трех дум во втором, третьем и четвертом созывах продолжала последовательную политику, связанную с совершенствованием отношений между Тюменской областью и Ямалом. За это время заключен ряд договоров и соглашений, роль которых помочь субъектам Российской Федерации самостоятельно решать свои конституционные и уставные задачи. Совет и создаваемые при нем рабочие группы решали вопросы федерализма, нивелировали внутренние противоречия, возникающие между субъектами, их исполнительными и законодательными органами, по утверждаемому плану вырабатывали согласованные законодательные акты по вопросам, представляющим общие интересы Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов и Тюменской области.

В 2009 году Совет дум отметил 15-летие с начала своей деятельности. В декабре этого же года в связи с тем, что Государственная Дума Ямала была переименована в Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа, принято решение об изменении наименования Совета, ставшего Советом Законодателей. В июне 2012 года на заседании Совета Законодателей было решено изменить наименование «Совет Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа (Совет Законодателей)» на наименование «Совет Законодателей Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа».

Нельзя не отметить, что в рамках договора между органами государственной власти области и автономных округов, заключенного и в последствие пролонгированного при активном участии Совета дум, принята областная целевая программа "Сотрудничество". Все последние годы по данной программе успешно реализуются социально значимые мероприятия в сфере здравоохранения, образования, улучшается материально-техническая база социальных объектов, особое внимание уделяется финансированию инфраструктурных проектов, в первую очередь – строительству дорог и транспортных коммуникаций, а также промышленному производству и государственной поддержке агропромышленного комплекса.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что Совет дум являлся эффективной формой взаимодействия законодательных органов власти Тюменской области и автономных округов, способствовал их успешному социально-экономическому развитию.

Совет Законодателей как правопреемник продолжает работу, начатую Советом дум, по дальнейшему совершенствованию согласованной законодательной деятельности, направленной на обеспечение достойной жизни населения трех равноправных субъектов Российской Федерации.