Сравнительный анализ букварей. Гл.1 Азбука,Букварь,Алфавит

БУКВАРЬ, азбука

Для первонач. обучения грамоте; служит целям воспитания детей, развития их речи и логич. мышления. Б. традиционно является источником сведений о жизни страны, народа, его культуре. Включает материал, формирующий у воспитанников нормы поведения и взаимоотношений между старшими и младшими. Осн. структурные звенья Б. - буквы, букво-сочетания, слоги, цифры, грамматич. сведения, обращения к детям и родителям, наставления, текстовые и иллюстративные материалы, схемы, таблицы. Уч.-воспитат. работа по Б. обычно делится на три периода: подготовит., букварный и послебукварный.

В России прообразами Б. были азбучные таблички, берестяные грамоты (13 в.). На формирование жанра Б. оказали Значит. использовавшиеся в воспитат. целях толковые «азбуки» Гурия Казанского, фрагменты Библии, Псалтыри, Часослова и др. Во 2-й пол. 15 в. на Руси получили распространение переделанные для детей тексты, знакомившие с письменностью, грамматикой («Осьмь че-стии слова», «Написание языком словенским о грамоте и ее строении», «Беседа о учении грамоте» и др.). В 14-17 вв. создавались акростихидные азбуки.

Первым печатным Б. на церк.-слав. языке в рус. редакции стала «Азбука» Ивана Фёдорова (Львов, 1574), построенная на основе буквослагат. способа (см. в ст. Обучение грамоте), В обращении к детям и родителям и в послесловии говорилось о знаниях, являющихся украшением человека, о честности, послушании и трудолюбии, содержались советы по воспитанию. Расположение алфавита - в прямом и обратном порядке, вразбивку, по вертикали - позволяло развивать моторную и зрит. уч-ся. Обучение чтению и письму начиналось с сочетаний звуков, затем давались более трудные для восприятия сочетания двух согласных и гласной. В Азбуке даны начатки грамматич. понятий, нек-рые сведения об ударении. Для чтения автор отобрал и обработал тексты из Библии, сформировав т. о. гуманистич. программу нач. образования. Для закрепления и совершенствования навыков чтения и письма в учебнике использовался адаптированный азбучный акростих, тексты молитв, отрывки из притчей и апостольских посланий, подобранные т. о., что они как бы составляли советы для родителей.

Идеи Ивана Фёдорова легли в основу Азбуки Л. Зизания (Вильно, 1596). Она состояла из алфавита старослав. языка, двух-трёхбуквенных слогов греч. языка, молитв, их пояснения, толкового словаря «Лексика». В Азбуке Зизания обращалось и на звуковой состав слов - фонетику. В учебнике отсутствовали объёмные грамматич. понятия и акростих. Собирая сведения по истории, географии и др., Зизаний обращался к соч. Аристотеля, «Всемирной хронике, или Космографии» Марцина Бельского (1551, пер. на белорус, яз., 1584), использовал «Лексикон греческий» Свидоса (Милан, 1499) и др. источники. Простота изложения, понятные многим приёмы обучения сделали Азбуку популярной не только в России, но и за её пределами.

В 1618 вышел учебник для обучения грамоте, в назв. к-рого впервые появилось слово «Б.» («Букварь языка сла-венска, писаний чтения учитися хотящим в полезное руковожение» - Евьев-ский Б.). Расположение слогов в нём было строго продумано, отражало особенности старослав. языка. В грамматич. части ощутимо влияние «Грамматики» М. Смотрицкого (1619).

Б. Спиридона Соболя (1631) кроме традиц. материала включал начатки теории стихосложения. В него впервые введены иллюстрации (гравюра на шмуцтитуле, концовка).

Моск. букваристика начинается с издания Б. В. Ф. Бурцева-Протопопова (1634; дополнен и переиздан в 1637, 1657, 1664, 1669). В учебник введён материал для обучения цифрам и числительным, больше внимания уделено синтаксису и пунктуации, грамматич. сведениям. В послесловии приведены метод. рекомендации. Новым словом в отеч. букваристике стало издание в 1679 в Москве Б. Симеона Полоцкого. Автор стремился объединить с привитием учащимся почитания к христ. учению, морали. В спец. предисловии в стихотворной форме говорится о пользе просвещения. В учебнике не только приводится алфавит, но и даётся название слогам, выделяются трёхбуквенные слова и т. д. Важной вехой в истории развития уч. книги стали первые в России иллюстрированные Б. Кариана Истомина. Т. н. малый Б. («Букварь в лицах», написан в 1692, изд. в 1694), оформленный гравёром Л, Буниным, опирался на идею наглядности обучения. Он отличался от предшествующих и по содержанию и по структуре - отсутствовало слогосочета-ние, из церк. текстов включены только молитвы. Гл. внимание автор уделял изучению старослав. языка в рус. редакции. В Б. помещены «Слово читателю», где приведены сведения о книге, её назначении и своеобразии, рекомендации по её использованию. Привлекали внимание красочные заглавные буквы с разл. украшениями, образующиеся из одной или двух фигур воина, горожанина и т. п. в одежде, с оружием и пр., даны изображения животных и растений. Иллюстрации и тексты Б. несли познават. нагрузку, занимательность облегчала , осмысление и уч. материала. Здесь же приведены строчные буквы слав., греч., лат. языков, каждой букве алфавита посвящены нравоучит. стихи. Все буквы, слова, картинки к ним, стихи расположены на одном листе с целью облегчения зрит. восприятия всего уч. материала. Б. Кариона Истомина впервые был адресован не только мальчикам, но и девочкам. «Большой » Кариона Истомина (1696) в Значит. степени повторял Б. Симеона Полоцкого, включал тексты ист.-лит. характера.

В 1701 в Москве вышел Б. Фёдора Поликарпова - один из последних, знакомивших учащихся с основами старослав. языка. В нём впервые было введено сопоставит, уч. материала на слав., греч. и лат. языках и осуществлялось их основам. Новым было и включение трёх язычного тематич. словаря, в к-ром систематизирована специально отобранная лексика (слова, дающие сведения о земле и людях, их занятиях и потребностях), переведённая на греч. и лат. языки.

Б. 2-й пол. 17 в. содержали поговорки и пословицы, изречения философов, образцы деловой переписки. С введением гражд. шрифта одним из первых Б. стала «Азбука», входившая составной частью в «Юности честное зерцало» (1717). наиб. популярным уч. пособием по обучению грамоте в нач. 18 в. был неоднократно переиздававшийся (напечатанный кириллицей) Б. Феофана Преокоповича (1720), объединявший в одной книге сведения по грамматике, арифметике, истории, географии. Из Б., напечатанных гражд. шрифтом, выделялась «Азбука» А. А. Барсова (1768), содержавшая кроме молитв и заповедей общеобразоват. сведения о временах года, странах света, гос-вах и их столицах, а также наставления.

Азбуки и Б. 17 - нач. 19 вв. составлялись гл. обр. на основе буквослагат. способа обучения грамоте - только после формирования навыков чтения учащиеся переходили к письму. С этой целью учебники включали , образцы деловой переписки и др. упражнения. Издавались также цельногравиров. скорописные азбуки-прописи, специально создаваемые для обучения письму и по содержанию повторявшие друг друга.

В 19 в. в издании Б. отразилась сословная дифференциация учащихся. Появились дорогие, красочно оформленные уч. книги: «Подарок детям в память 1812 г.» (1814), «Подарок детям или новая Российская Азбука» (1815), ставшие заметным явлением в иск-ве дет. книги. Поиски рациональных приёмов обучения отражены в «Азбуке» М. Гутта (1820), в первой части к-рой автор сообщал о «правилах чтения и методе», во второй - давал тексты для упражнений. Материал изложен поурочно, предусмотрено его и закрепление. След, шагом к облегчению обучения грамоте было появление Б., составленных по слоговому способу. Были изданы «Великолепная русская азбука. Подарок для добрых детей» (1844) и «Азбука» А. Дараган (1846). Тексты, гравюры и цветные иллюстрации изображали быт дворянской усадьбы, игры помещичьих детей и др. сюжеты. В народе распространились преим. гражд. и церк. азбуки с текстами религ. содержания («Рус. букварь для обучения чтению», 1846). «Рус. азбука» Н. Греча (1846) включала также материал для развития речи, занятий орфографией и лексикой. Материал в ней располагался в «постепенном порядке», были классифицированы группы гласных и согласных, соотнесены глухие и звонкие согласные, выделены курсивом сопоставительные слова (напр., брат - брать).

Совершенствование Б. как учебника шло по линии обогащения его содержания, внедрения новых методов обучения. «Рус. азбука» В. А. Золотое«(1856, 1860) и «Азбука для крестьянских детей» Ф. Д. Студитского (1860) были первыми азбуками, составленными на основе звукового аналитич. способа. Вместе с книгой Студитского использовалась разрезная азбука, из к-рой дети составляли слова и выражения. Для чтения автор включил рассказы, близкие детям стихи А. С. Пушкина, А. В. Кольцова, И. С. Никитина, П. П. Ершова, басни И. А. Крылова. Автор считал, что картинки отвлекают внимание учащихся. Для закрепления изученного даётся словарик. Азбука Золотова, кроме того, содержала раздел «Счисление» с таблицей умножения. В учебниках для первонач. обучения грамоте 60-х гг. 19 в. («Рус. азбука»

Г. Белого, 1857; «Азбука» для обучения 4-5-летних детей А. Беляевой, 1863, и «Рус. азбука» для детей 6 лет М. Гребе-ник, 1867) большое внимание стало уделяться орфоэпии. По азбуке Беляевой дети учились одновременно рус. и иностр. языкам. Азбуки были хорошо иллюстрированы. Преобладавшие в начале книги тексты на релит, темы к концу её постепенно заменялись худож. и познават. рассказами.

Важнейшее направление в развитии рус. букваристики . 19 в. связано с именем К. Д. Ушинского. «Родное слово» (1864; выдержало 147 изд.), включавшее «Азбуку» и «Первую после азбуки книгу» имело целью « упражнять все дитяти вместе с ученьем грамоте, развивать, укреплять, давать полезный , возбуждать самодеятельность и, как бы мимоходом, достигать обучения чтению и письму». Отличит, особенность Азбуки - систематич. введение материала для развития речи ребёнка на основе логич. обработки конкретных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни. Впервые изучение родного языка начиналось с анализа звуков в словах, к-рый давал детям о членораздельности речи. Вместе с учителем дети анализировали слова, сопоставляли звуки и писали по азбуке элементы букв и их соединений. К письму приступали после анализа, т.е. писали осмысленно, а не копировали по образцу. Затем, отыскивая знакомые им буквы в коротких словах, дети читала слова и предложения. Такой способ обучения грамоте получил назв. «метод письма-чтения» (в отличие от «чтения-письма» на основе буквослагат. способа). Постепенно предложения усложнялись, но по-прежнему включали простые слова. Т. о., Ушинский предвосхитил фонологич. принцип обучения грамоте, ставший основой обучения только во 2-й пол. 20 в. В «Родном слове» впервые систематизированы и тематически объединены материалы для чтения. Соответственно темам приведены доступные детям рассказы познават. содержания. В учебнике были предусмотрены: подготовит, упражнения (рисунки, элементы букв, буквы, их соединения); слов и предложений; чтение печатного текста (алфавит, отд. гласные буквы - печатные и рукописные); чтение слов и коротких предложений; чтение текстов в «Первой после азбуки книге». Такая структура варьировалась и в послед, учебниках (Н. Ф. Бунаков, «Азбука и уроки чтения и письма в трёх книжках», 1871; В. И. Водовозов, «Рус. азбука для детей», 1873). На основе идей Ушинского создан и «Букварь для совместного обучения чтению и письму с картинками и статьями для первоначальных упражнений в объяснительном чтении для народных школ» Д. и Е. Тихомировых (1873, выдержал 161 изд.), отличавшийся чёткостью структуры и оформления, дидактически целесообразным расположением материала. Фольклорные тексты сочетались в нём с отрывками из стихотворений рус. поэтов 19 в.

В 1872 вышла «Азбука» Л. Н. Толстого (в 1875 - «Новая азбука»), составленная по «слуховому способу», но, по словам автора, пригодная для любого способа обучения, к-рым владеет . Буквы, подкреплённые картинками, даны печатным и рукописным шрифтом с вариантами начертаний. Заучив буквы, учащиеся переходили к чтению двухтрёх четырёх- и пятибуквенных слогов. наиб. ценное в Азбуке - рассказы и сказки, сочинённые Толстым, изложенные им бас ни Эзопа, а также пословицы и поговорки, загадки, тщательно отобранные из рус. фольклора.

На основе идей Ушинского были созданы «Школа грамоты» А. Анастасьева (1897), «Наш друг» Н. А. Корфа (1871), «Азбука» М. И. Тимофеева (1908). Звуковой способ обучения грамоте был преобразован В. П. Вахтеровым («Рус. бук варь», 1898) и В. А. Флёровым («Новый рус. букварь», 1922). Вахтеров считал, что буквы должны вводиться сразу, подкрепляя звуковой слов. Эта идея была положена в основу букварей, построенных на звуковом аналитико-син-тетич. способе обучения.

С нач. 20 в. и до сер. 30-х гг. издавались Б., составленные по методу «целых слов»: «Словечко» П. П. Mироносицкого (1909), «Из деревни. Азбука» А. Го-робца (1922), «Солнышко» В. Полякова, «Труд и » Е. Шалыты (1924), «Ручеёк» Л. Богоявленского, М. Жебу-невой, М. Рыбниковой (1926). Не давая звуковых упражнений по анализу и синтезу звуков и слогов, они развивали механич. чтение текстов к подсказывающим рисункам и сдерживали формирование навыков грамотного письма.

В период ликвидации неграмотности были изданы Б. разных типов: для гор. и сел. школ, для подростков и взрослых, для курсов и кружков. Это обусловило и специфику каждого Б. и отбор примеров и текстов в них. В 1919 вышел «Военный букварь», в 1920-24- 2 изд. первого сов. массового Б. для взрослых Д. Ю. Элькиной и др. (2-е изд. наз. «Долой неграмотность?»), «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В. В. Смуш-кова, «Букварь для рабочих» Е. Я. Го-ланта и др.

Мн. авторы Б. комбинировали метод «целых слов» со звуковым или слоговым методами. Характерны в этом отношении Б.: Е. А. Фортунатовой и Л. К. Шлегер «Первые шаги» (1922), П. О. Афанасьева «Читай, пиши, считай» (1925), С. П. Редозубова «Наши слова» . Структура и содержание их были направлены на сочетание у детей слуховых, зрит. и моторных компонентов восприятия.

В 30-40-е гг. Б., составленные по методу «целых слов», были заменены Б., восстанавливавшими в методике обучения грамоте звуковой аналитико-синте-тич. метод (буквари А. В. Янковской и H. M. Головина, 1937). В 1945 вышли новые стабильные Б. Редозубова и А. И. Воскресенской, закрепившие в бук-варистике способы обучения грамоте, пропагандировавшиеся Вахтеровым и Флёровым, но по содержанию отражавшие сов. действительность, по структуре - особенности совр. рус. языка. Разработанная Редозубовым и реализованная в его Б. система обучения грамоте на основе практич. усвоения детьми осн. звуков рус. речи (фонем) легла в основу Б., составленного авторским коллективом АПН РСФСР (1953) и «Азбуки» для обучения детей 6 лет в семье Янковской, Воскресенской, Редозубова (195S). В «Азбуке» даны картинки для бесед, основы чтения, письма, материалы для самостоят. практич. и трудовой деятельности (лепки, рисования, конструирования и т. д.). В дополнение к Б. в 1959 были изданы дидактич. материалы, подготовленные учительницей М. И. Ся-пшой. В 1966-81 издавался обновлённый в худож. отношении Б., консультантами к-рого были С. В. Михалков, луд. В. Серов, психолог-методист. Л. К. Назарова. Иллюстративный материал Б. составили произведения художников А. Каневского, А. Пахомова, А. Пластова, Е. Чарушина и др. Значительно обновился и текст учебника: в него вошли отд. произведения А. Прокофье-е,ий, Г. Сапгира и др. поэтов, а также специально подготовленные тексты (нек-рые «13 них оказались неоправданно политизированными, трудными для восприятия). В 1972 был издан «Спутник букваря» Назаровой, позволявший дифференцировать обучение детей с разл. уровнем предшк. подготовки.

Исследования Д. Б. Эльконина (60- 70-е гг.) по проблемам обучения грамоте, структуры и содержания Б. с учётом последних достижений совр. лингвистики и психологии нашли отражение в эксперим. Б. автора (1961, ч. 1-2, 1969-72). В учебнике введению букв предшествовал период звукового анализа, когда ребёнок осваивал звуковую структуру слова, её органическую связь с значением слова. Звуковая форма слова представлена в Б. в виде звуковых схем-моделей. Автор предложил общий способ чтения любого открытого слога, когда ребёнок при чтении согласной буквы приучался ориентироваться на последующую гласную. В 1981 вышел Б. (с 1982 стабильный) В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько. Впервые в шк. практике Б. был издан в составе уч.-метод. комплекта, в к-рый вошли также «Прописи», дидактич. материал «Читаем сами», метод. руководство для учителя. Б. для 7-летних учащихся (3-летней нач. школы) и «Азбука» для 6-летних учащихся (4-летней нач. школы), подготовленные тем же авторским коллективом, построены на новых для букваристики принципах. Модель звуковой (фонемной) структуры в нём преобразована с учётом произносит, связанности звуков в словах. Опора на схемы и модели слов значительно облегчила трудный для детей звуковой анализ и переход к чтению. Расположение букв (звуков) и звукосочетаний по принципу их частотности в языке позволило обогатить лексику и содержание текстов, а особых помет - ввести в тексты слова разной слого-звуковой структуры с начала обучения чтению и сразу учить читать слова с ударением. Всё это позволило сократить неизбежное для Б. большое кол-во т. н. букварных (в определённой мере искусственных) текстов и раньше знакомить учащихся с лит.-худож. произведениями. В Б. содержится много игр, звуковых загадок, ребусов, к-рые способствуют развитию познават. активности детей.

С 1992 Б. освобождается от излишне политизированного, идеологизированного содержания, с 30-х гг. обязательного для Б.

Опыт рус. букварей, изданных в РСФСР, с 30-х гг. широко использовался при разработке аналогичных пособий на языках народов Российской Федерации, в т. ч. для изучения русского как неродного.

Лит.: Бабушкина А. П., История рус. дет. лит-ры, М., 1948; Петров А. Н., К истории букваря, «Рус. школа», 1894, N 4; 400 лет рус. книгопечатания, т. 1 - 2, М., 1964; Ботвинник М. Б., У истоков уч. книги. Минск, 1964; с г. о ж е, Откуда есть пошел букварь, Минск, 1983; его же, Преемственность и связь восточнослав. букварей 17 в., в сб.: Проблемы шк. учебника, в. 11, М., 1982; От азбуки Ивана Федорова до совр. букваря (1574-1974), М., 1974; Н а-з а р о в а Л. К., Букварь и система средств обучения грамоте, в сб.: Проблемы шк. учебника, в. 11, М., 1982; К a p n ю к Г. В., Букварь - источник сведений о жизни страны, народа и его культуре, там же, в. 14, М., 1984. Л. К. Назарова.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "БУКВАРЬ, азбука" в других словарях:

    букварь - См … Словарь синонимов

    азбука - и; ж. 1. Русский алфавит, созданный на основе древнеславянского письма кириллицы (как предмет изучения в дошкольном возрасте). Обучить, выучиться азбуке. Знать всю азбуку. // О системе условных знаков, используемых в какой л. среде или каком л.… … Энциклопедический словарь

Букварь — первая книга-учебник, которая попадает в детские руки. С нее начинается путь школьника, вчерашнего дошколенка, к знаниям. По этой книге дети учатся писать и читать.

Давным-давно дети также ходили в школу, но читать учились не по букварю. В старину вырезали буквы на дощечках из дерева. Потом стали появляться книги. Уже в древности люди пришли к выводу, как важны книги, источники важного и интересного. Сначала они писались от руки и также переписывались. Это занимало много времени, и книги были распространены мало, а значит и мало людей могли их прочесть. Потом люди изобрели типографские машины, с их помощью появился первый печатный учебник Ивана Федорова — азбука. Буквы азбуки немного были похожи на наши. Потом на смену азбуке к детям пришел букварь, который теперь составляет основу школьной программы по дисциплине «чтение».

Чем отличается азбука от букваря?

Вообще-то, азбука — это только алфавит с картинками и стишками на каждую из букв, а также последовательность букв, которые приняты в данной письменности и имеют определенный порядок расположения. Название «азбука» пошло от старославянских букв «аз» и «буки», которые были первыми буквами алфавита.

Букварь же — это то, по чему все учатся читать. Здесь буквы не даются в алфавитном порядке, они отсортированы по «степени сложности» и используемости в речи. Здесь же присутствуют упражнения, дающие навыки правильного чтения, в них сложность повышается от начала к концу книги, от маленьких слов до больших текстов. Букварь – это, пожалуй, важнейшая книга в школьной программе для начальных классов. Недаром праздник букваря в 1 классе отмечается во многих школах как своеобразное посвящение детей в школьную жизнь. Букварь — это еще и первый учебник в школе по развитию речи и логики детского мышления.

Прочитав эту статью, Вы узнаете какие особенности имеют современные Буквари, ознакомитесь с их кратким обзором и сможете выбрать самый лучший для своего дошкольника или для школьника.

Чем отличается Букварь от Азбуки

Пришло время научить читать Вашего малыша? Вы каждый день замечаете его любопытство и Вам хочется, чтобы на все его «Почему?» он умел сам находить ответы. Чтобы Ваше желание научить читать своего малыша, переросло в такое же желание самого чада, Вам необходимо его только правильно направлять. Давайте разберёмся с чего начать обучение чтению?

Если Вы решили выучить с ним алфавит, тогда «Азбука» будет Вашим главным помощником и тренером. По ней легко можно научить малыша в любом возрасте называть буквы в алфавитном порядке и находить соответствующий букве звук в словах-картинках.

С этой книги можно начинать знакомство с буквами. Только постарайтесь выбрать «Азбуку» с крупными, чёткими и яркими рисунками.

Обратите внимание!

Порядок букв в «Азбуке» строго соответствует алфавиту. И если Ваш малыш ещё не выговаривает чётко всех букв не забывайте о нормах речевого развития. Ведь специалисты чётко установили в каком возрасте какой звук формируется у малыша.

Только Букварь учит соединять буквы в слова. Само обучение грамоте может быть представлено в традиционном направлении, а может в развивающем.

Хотя само обучение имеет три основных уровня :

Первый : безбуквенный или буквенный.

В этом периоде идёт формирование фонематического слуха, сообщаются основные сведения о словах и предложениях. Возможно выделение из речи и изучение 5 звуков (а, о, ы, и, у), а затем самих букв. В этот период также вводятся схемы или модели звуков

Второй : основной.

На этом уровне совершенствуются навыки звукового анализа, идёт знакомство со всеми остальными буквами, формируется навык чтения, развивается связная речь. Порядок изучения букв,в основном, в разных Букварях одинаков - от легко выговариваемых до трудновыговариваемых букв. В конце обучения происходит знакомство со знаками Ь и Ъ.

Третий : послебукварный.

Теперь закрепляется и совершенствуется навык чтения. От чтения по слогам задания постепенно усложняются до чтения словами. Как правило, в этом периоде происходит знакомство с художественными произведениями и авторами, проводится работа для формирования речевых умений.

Краткий обзор современных Букварей

Возможно, Вам будет интересно узнать, что в современном многогранном и разнообразном мире по обучению грамоте новые варианты первой книги в жизни каждого из нас оправдали возложенные на них надежды специалистов и пользуются заслуженным авторитетом. При этом также сохранился авторитет всем известных старых вариантов книг по обучению чтению.

Безусловно, Вам вначале необходимо самостоятельно оценить уровень речевых навыков своего ребёнка, внимательно пересмотреть все страницы и определить, где находятся самые трудные для малыша буквы. Возможно, они не обязательно должны быть на предпоследних страницах. А когда Вы сделаете свой выбор, вот только потом можете показать эту книгу малышу и постараться сделать всё возможное, чтобы она ему понравилась. Для этого раскройте все особенности её художественного оформления. При этом обязательно учитывайте сам возраст малыша.

Если Вашему малышу до школы ещё далеко, тогда смело выбирайте свой вариант из самых лучших:

«Букварь» Н. С. Жуковой занимает первые места в различных рейтингах по обучению чтению дошкольников. В нём все задания подобраны с логопедическим акцентом. Так как составлены логопедом с большим жизненным опытом. В ней вся система обучения идёт от звука к слову и постепенно вводится графический элемент - слог. Так же автор не делает уклон на занимательность и развлекательность в обучении, что по его мнению только мешает предупреждению ошибок ребёнка в дальнейшем при письме.

«Мой букварь: книга для обучения дошкольников чтению» Н.В. Нищевой тоже написана опытным логопедом. Причём автор предлагает свою собственную методику в очерёдности изучения букв. В книге всё изучение букв построено от простых, знакомых звуков к более сложным, согласно возрастного развития речевого аппарата ребёнка. Такие занятия будут интересны как для малыша с нормальным речевым развитием, так и с некоторыми дефектами речи.

«Букварь; пособие по обучению чтению детей» Е.И. Соколовой написан педагогом-методистом детского сада с большим опытом работы. Здесь слова собраны по особому подбору, что в дальнейшем повышает эффективность обучения самостоятельному чтению.

«Путешествие в Звукобуквию» В.В.Шакировой построено на знакомстве дошкольника с «звуко-буквой». Весь материал в книге направлен на формирование устойчивого интереса к самому процессу чтения и положительной мотивации. Здесь учтена не только познавательная и перспективная мотивация, но и формируется мотивация личностного роста и умения общаться со сверстниками. Весь материал подаётся в игровой форме, но абсолютно не навязчиво, а максимально увлекательно

«Букварь для мальчиков» и «Букварь для девочек» Г.П.Шалаева учитывает психофизического развития каждого ребёнка. Согласно этому выводу из собственной практики автор предлагает для мальчика обучение в более активной, игровой форме. Девочке предлагаются задания другого типа с учётом их усидчивости

«Букварь» Д.И. и Е.Н. Тихомировых также пользуется заслуженным авторитетом среди родителей и педагогов более 100 лет. В этой книге авторы предлагают обучение чтению по специально подобранному дидактическому материалу. С его помощью у малыша вместе с формированием навыка чтения воспитывается доброта и трудолюбие, формируется чувство прекрасного

«Букварь для малышей от 2 до 5 лет» Е.Бахтиной представляет огромный мир сказочных человечков - буквочек. Главная идея автора - представить дошкольнику в доступной форме. Все буквы она рекомендует не писать рядом с картинкой слов на эту букву, а представлять в виде этих героев. Благодаря такому подходу при знакомстве с буквами, который близок каждому малышу, автор легко объясняет слияние слогов

«Новый букварь» О.Соболевой состоит из двух частей: для ребёнка и для взрослого. И дальше в части для взрослых есть два раздела: задания плюс сказки и методика объяснения заданий. Каждая страничка многоуровневая. Это позволяет обучать как двухлетнего малыша, так и шестилетнего дошкольника. Всё обучение строится в виде большого приключения-игры с сложными многодетальными картинками, которые помогают удерживать внимание ребёнка. При этом у него развивается не только навык чтения, но и ум, мышление, чувство цвета, фантазия, формируется языковое чутьё

«Букварь» Т.А. Ткаченко состоит из всевозможных заданий и текстов. Всё обучение состоит из 20 этапов с постепенным возрастанием сложности. Весь материал занимательный с высокой эффективностью обучения. Множество сказочных героев помогают дошкольнику освоить сложные знания в игровой форме. Здесь Вы найдёте много различных дополнительных материалов: весёлых стихотворений, загадок, трудноговорок, перепутанок, шуток-рифмовок и «вместечиталок».

Но если Ваш малыш готовится через год-полтора пойти в школу, тогда эти варианты Букварей для него явно будут недостаточно интересными.

Возможно, Вашего ребёнка заинтересуют более сложные Буквари.

Не переживайте, если у Вас уже есть школьный учебник. Ваш Букварь может быть дополнительным пособием для обучения чтению даже ученика в младшей школе.

Возможно, Вам будет интересно, что в каждом Букваре, не зависимо от автора, сам процесс обучения выстроен по аналитико-звуковому методу, который предложил К.Д.Ушинский. Однако все они различаются между собой по направлениям.

Для всесторонней подготовки к школе и развития речи существуют Буквари известных и новых авторов.

Так обучение грамоте может быть построено по традиционному направлению.

Тогда просмотрите варианты:

1. Горецкого В.Г., Шанько А.Ф., КирюшинаВ.А. - «Русская азбука». Авторы предлагают обучение чтению проводить, изучая каждый день по одной букве. Именно здесь сохранена единица чтения - слияние!

2. Журовой Л.Е., Евдокимовой А.О. - «Букварь».Авторами этого учебника всё обучение представлено интергрированным курсом. Весь материал направлен на развитие речи и мышления. Особое внимание уделено формированию языковой грамотности ребёнка. Для первоклассника предоставляются: программа с СD-диском, учебник с вкладышем в двух частях, методическое пособие с комментариями по занятиям и плюс прописи

- по развивающему направлению:

  1. Нечаевой Н.В., Белорусца К.С. - «Азбука»(по системе Занкова). В нём особое внимание уделяется правильной артикуляции звуков

2. Андриановой Т.М., Остроумовой - «Букварь» (по системе Занкова) в трёх частях.Принцип построения этого учебника учитывает все виды формирования речевой деятельности ребёнка: слушание, говорение, знакомство с нормами речевого этикета при общении, само чтение, выборочное чтение. На протяжении всего обучения предлагается постоянное наблюдение за словом, его словообразованием и различными словоизменениями. Так у ребёнка формируется языковое чутьё и орфографическая зоркость

3. Репкина В.В.- «Букварь» (по системе Эльконина-Давыдова) в двух частях.В этой книге буквы предлагается изучать по две за один раз - с йотированными после согласных звуков, а согласные по звонкости-глухости. Так авторы стремятся быстрее расширить поле чтения ребёнка. В целом в данной издании много собрано материала для совместного чтения. Это способствует с самых первых занятий созданию атмосферы литературного чтения. Возможно, Вам будет интересно узнать, что в этой книге есть не только тексты для чтения, но и для письма

Вот далеко не полный перечень новых разработок специалистов для ребёнка дошкольника.

При выборе «Букваря» всегда помните!

Выбирать издание должен тот взрослый, кто будет вести дальнейшее обучение чтению.

Справедливости ради, стоит также вспомнить, что не только методисты создают «Буквари».

Возможно, Вам понравятся разработанные азбуки известными поэтами; С.Я. Маршаком, Б.В. Заходером, А.Л. Барто. Продолжают эту традицию и современные поэты: Л.Л. Яхина «Букварик», Т.Ш. Крюкова «Весёлый букварь», Г.В. Сапгира «Твой букварь». В них Вы, конечно, не найдёте методических рекомендаций, но они могут стать прекрасными помощниками в домашнем обучении или как дополнительный материал для развития речевых умений и навыков у Вашего ребёнка.

Ваши индивидуальные требования к Букварю

Теперь Вы имеете общие представления о всех самых известных «Букварях» для обучения чтению на русском языке. Остаётся только сделать последний шаг - познакомить с книжицей самого дошкольника. Хотя первое и самое главное Вы уже запомнили: книгу для ребёнка должен выбирать только тот человек, который будет обучать чтению малыша.

Все представленные издательства раскрывают разнообразные методы обучения чтению. Они уже оправданы и проверены временем.

Но остаётся ещё несколько общих требований, которые обязательно Вам необходимо будет учесть.

И вот ещё несколько важных подсказок от специалистов:

  • Внимательно рассмотрите все страницы книги. Если Вы встретили любые непонятые или неясные моменты - сразу отложите это издательство.
  • Обложка «Букваря» должна быть твёрдой, а бумага внутри плотная, но не глянцевая.
  • Сами рисунки внутри книги должны быть крупными, яркими и чёткими.
  • Удачным сочетанием считается одновременное представление ребёнку печатного и прописного варианта буквы.
  • Новая буква должна находится в верхнем углу страницы и при этом иметь различие в цвете. Буквы, обозначающие гласные звуки должны быть одним цветом, а согласные - другим.
  • Старайтесь избегать издательств в которых выполнения заданий нужно сделать в самой книге, чтобы потом не отучивать ребёнка рисовать и писать в книгах.
  • Просмотрите сами тексты внутри, чтобы заранее обнаружить непонятные малышу слова. А лучше такую книгу не использовать вообще.
  • Как ни странно звучит этот совет, но лучше обучать чтению по книге стандартного размера- 15х20.
  • Помните! Не всегда высокая цена соответствует хорошему содержанию. Для успешного обучения главное, чтобы на каждой страничке обязательно было подробное описание последовательности всех Ваших действий.
  • Постарайтесь учесть художественное оформление книги. Пусть она увлечёт Вашего ребёнка и станет самым главным стимулом желания научиться читать с удовольствием и даст ему возможность почувствовать успех.

Никогда не забывайте, что самые простые ждя Вас задания могут поставить в тупик Вашего малыша. Ведь он только начинает знакомство с миром букв. Наберитесь терпения! Искренне порадуйтесь вместе с ним его первым успехам, первым прочитанным словам. И тогда обязательно придёт время, когда он будет самостоятельно Вам читать книги!

Успехов Вам в этом нелёгком труде!

Букварь нельзя назвать алфавитом, но его именуют часто азбукой. Про алфавит можно сказать, что это азбука. Вот так и получается, что азбука - это и букварь, и алфавит. В разное время первую книгу для обучения детей грамоте называли по-разному. Зачем такая путаница?

Что на полочку, а что на стеночку?

Алфавит – это буквы, расположенные в определенном порядке. Каждая буква имеет свое название. В греческом алфавите первые две - Альфа и Вита, отсюда и произошло слово алфавит. Когда мы видим сразу все буквы, говорим: «Это алфавит». Его печатают и на отдельных плакатах и на разворотах книг.

Книга, в которой мы обязательно увидим алфавит, называется букварем. По нему дети учатся читать слоги, слова, небольшие тексты. Букварь мы можем поставить на полочку ко всем остальным книгам. А вот с азбукой путаница. Почему-то буквари позволяется называть азбукой. Хотя ее название происходит от двух первых букв славянского алфавита – Аз и Буки. Изначально она представляла собой только буквы, расположенные в определенном порядке. Учить азбуку – значит, знать названия букв и произносить их в азбучном порядке.

Азбуку, как и алфавит, печатают на плакате, листовке, а еще выпускают электронные и магнитные азбуки. Их можно прикреплять к стене или к холодильнику (если буквы магнитные), так удобнее учиться.

История букваря

Итак, букварь – первая учебная книга ребенка. Чтобы познакомиться с его историей, нам нужно отправиться в прошлое на пять столетий назад. В 1578 году Иваном Федоровым был напечатан первый в нашей стране букварь. Сказать ребенку дату – ничего не сказать. Поэтому…

Случилось это давным-давно, так давно, словно в сказке. В те времена в России городов было мало, а деревень больше. Большинство людей жило в деревянных домах – избах. Только у одних избушки были маленькие, а у других побольше. В те времена только-только стали появляться каменные дома.

Простой народ одевался в рубахи с поясами, зимой носили медвежьи шубы, а лапти из бересты, - круглый год. Богатые предпочитали шубы из дорогих мехов и одежду из бархата и сукна, которая украшалась драгоценными камнями. В домах бедняков посуда была деревянной или глиняной. Основными продуктами питания служили ржаной хлеб, пшено, горох, овес, репа, капуста, морковь, огурцы, иногда рыба. Освещали дома лучиной – деревянной цепкой, которую закрепляли в специальной подставке и сжигали. Богачи могли позволить себе мясные продукты, ели колбасу с гречневой кашей, а на столе у них стояла посуда, изготовленную из металла. Их дома освещались свечами.

Из развлечений, что для богатых, что для бедных, были музыканты, певцы и плясуны. Любил посмотреть на них и царь русский – Иван Грозный, который правил тогда. Он был первым царем, так как раньше властителей называли князьями. Грозным его прозвали не просто так, жестоким он был. Но для России делал он и хорошие дела. Присоединил к стране новые территории, наладил отношения с западными странами. Еще одним важным его вкладом в историю нашего государства считают развитие книгопечатания. Ведь раньше книги переписывались от руки. Трудная и долгая это работа. Книг было мало, и стоили они очень дорого.

Тогда в Москве по приказу Ивана Грозного построили Печатный двор – типографию. Управлять ею назначили Ивана Федорова. Первая выпущенная книга называлась «Апостол». Потом появился сборник молитв – «Часослов».

Спустя пять лет после открытия в типографии случился пожар. Иван Федоров пытался продолжить работу, но спустя некоторое время снова остался без помещения. Он уехал в город Львов, который в то время был в составе Польши (сейчас Украина). Там он в 1574 году выпустил «Азбуку» на русском языке. До наших дней сохранился только один экземпляр первого букваря. Он хранится в библиотеке Гарвардского университета США.

Первый букварь с картинками появился в России спустя сто с лишним лет после «Азбуки» Федорова. А около двухсот лет спустя были напечатаны книги, которые издают до сих пор. Это «Родное слово» педагога К. Д. Ушинского и «Азбука» знаменитого писателя Л. Н. Толстого, автора романа «Война и мир».

Много букварей увидели свет после того, как первый из них вышел из печати. Самая большая коллекция книг для обучения детей чтению хранится в Российской Государственной Библиотеке в Москве (ранее библиотека имени Ленина). А еще в Москве есть памятник Ивану Федорову. Установлен он был более века назад в 1909 году. Все это подтверждает, что книга для человека имеет большое значение. Печать в типографиях сделала книги более доступными, их хватает на всех – только читай и учись!

Некоторые ребята спрашивают: «А зачем учиться?» Затем, чтобы не сидеть дома с лучиной, как в стародавние времена, без телевизоров, компьютеров и прочих замечательных вещей. А для того, чтобы изобретать что-то новое, делая мир лучше для всех. Чтобы полететь на космическом корабле к звездам. Для этого каждый человек в нашей стране должен хорошо учиться. Пусть не все станут космонавтами, но нужны и те, кто построит космический корабль, нужен умелый слесарь, который сделает правильные и самые надежные шурупы для этого корабля. Если никто не будет учиться, придется людям не то, что в избах, - в пещерах жить, потому что даже дом построить, знания нужны.

Конечно, учиться не так-то просто, учеба – это труд. Первый и самый главный его этап – обучение чтению. В этом деле тебе помогут твои верные помощники – алфавит, азбука и букварь.

Года два назад ко мне в руки попал старый букварь (рисунок слева).

В букваре не хватало страниц, из некоторых страниц варварски были вырезаны изображения, но позволить выбросить этот раритет я не смогла. Так он и живет с той поры на одной из книжных полок у меня дома.

Но я-то хорошо помню, что обложка моего букваря, по которому я училась читать, была совсем другой (рисунок справа).

Поэтому вполне закономерно у меня возник вопрос – какие вообще буквари были в России? Масштабность проблемы помог мне решить Его Величество Интернет. Начнем с самого раннего букваря, информацию о котором мне удалось найти на Федеральном портале Российского образования.

Букварь Ивана Федорова


Букварь напечатан Иваном Федоровым, основателем книгопечатания на Руси, во Львове в 1574 г. Сегодня в мире существует единственный экземпляр этой книги, который на счастье прекрасно сохранился. Он принадлежит библиотеке Гарвардского университета США.

Книга не имеет никакого заглавия, поэтому ее называют еще и азбукой, и грамматикой. Составлена она из пяти 8-листных тетрадей, что соответствует 80 страницам. На каждой странице по 15 строк.

Написан букварь на старославянском языке. Некоторые его страницы украшены характерными для изданий Ивана Федорова заставками в виде орнаментов из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек.

Первую страницу занимают 45 строчных букв кириллицы. Причем алфавит приводится в прямом и обратом порядках, а также в разбивку 8-ю колонками. Вероятно, такой прием повторения алфавита помогал лучшему запоминанию.

Букварь Василия Бурцова


Первое московское пособие для обучения грамоте – Букварь Василия Бурцова. Выпущен Московским печатным двором 20 августа 1634 года.

Среди более 17-ти изданий книг его букварь отличается особым изяществом и простотой. По традиции книга небольшого размера.

В отличие от Ивана Федорова Бурцов использовал красный цвет, выделяющий буквы, слоги и названия разделов букваря.

Особое внимание уделено шрифтам и графическому оформлению, построение каждой страницы четкое, продуманное. Составлен букварь по образцу федоровских азбук


"Букварь языка славенска, сиречь начало учения детем хотящим учитися чтению писаний" издан в Москве Симеоном Полоцким в 1679 г.

Букварь С. Полоцкого по сравнению с предыдущими уже более объемный – в нем 160 листов.

Также как и у Бурцева, красный цвет использован в буквицах, инициалах, начальных слогах, названиях частей книги. При таком большом объеме выделение цветом помогало лучше ориентироваться

Букварь называется «Букварь славянороссийских писмен уставных и скорописных, греческих же, латинских и польских со образованиями вещей и со нравоучительными стихами: Во славу Всетворца Господа Бога, и в честь Пречистыя Девы Богородицы Марии, и всех святых».

Рукописный экземпляр, расписанный золотом и красками, Карион Истомин поднес в 1692 году матери Петра I, царице Наталии Кирилловне, для ее внука, царевича Алексея. Другой экземпляр рукописного букваря получили двоюродные сестры царевича, малолетние дочери царя Иоанна Алексеевича.

Краткая
справка
Карион Истомин – известный издатель, педагог, переводчик, общественный деятель XVII века. Образование получил в Славяно-греко-латинской академии. На Московском Печатном Дворе работал писцом, чтецом (корректором), справщиком (редактором) и, наконец, издателем. Преподавал греческий и латинский языки в типографской школе.

Был придворным поэтом и учителем детей царской фамилии, как Симеон Полоцкий. Для обучения царских детей (в том числе и юного Петра I) создал несколько учебных книг, сохранившихся в рукописях, в том числе «Грамматику малую». Но главная его заслуга заключается в создании «Букваря в лицах», т.е. лицевого (иллюстрированного) букваря, работа над которым продолжалась в течение нескольких лет.

Печатное издание «Букваря» толщиной в 44 листа, вышло в 1694 году в Московском Печатном Дворе тиражом 106 экземпляров.

Азбука в картинах Александра Бенуа

Созданная в 1904 году веселая и добрая книга, в которой в отличие от букваря нет слогов и слов. Только краткие пояснения под иллюстрациями, но какими роскошными! Александр Бенуа иллюстрировал азбуку картинами на тему театра, истории, жизненных ситуаций и сказок и своих воспоминаний. Посмотреть полную коллекцию иллюстраций азбуки можно на сайте " Библиотекарь.Ру "


Своей азбукой Бенуа положил начало новому направлению книгоиздания – детским иллюстрированным книгам. Через несколько лет, в 1911 году, Мстислав Валерианович Добужинский начинает работу над своим вариантом азбуки, которая называется «Азбука мира искусств». Иллюстрация к букве «А» в этой азбуке посвящена Александру Дюбуа.

Букварь "Родной мирок" В. Руднева

В букваре В. Руднева "Родной мирок" (1907 год издания) есть и сам букварь как таковой, и прописи (в самом начале) и даже «Книжка для чтения». Заканчивает букварь несколько страниц с письменными упражнениями. Получается уже почти готовый учебник. Полистайте при желании отсканированный вариант на сайте научной педагогической электронной библиотеки


Что меня поразило больше всего – в конце букваря есть целых две страницы с молитвами!

"Военный букварь" 1919 года и "Азбука красноармейца" 1921 года

В первые годы советской власти одной из первоочередных задач была борьба с безграмотностью. Именно тогда возник термин "ликбез", именно тогда за парты сели взрослые дяди и тети.


А для бойцов Красной Армии был изданы специальный "Военный букварь" и "Азбука красноармейца".

Изображения в них похожи на агитплакаты и по идее авторов должны не только научить читать, но и привить революционный дух в бойцах.

В 1919 году в типографии Строгановского училища издается еще одно патриотическое пособие для бойцов – "Советская азбука", страницы которой оформлял В.В.Маяковский.

Под каждой буквой алфавита, изображенной в виде рисунка - карикатуры, помещена злободневная частушечная подпись. Дерзкая и злободневная, "Советская азбука" была написана Маяковским, по его собственным словам, для армейского употребления: "Там были такие остроты, которые для салонов не очень годятся, но которые для окопов шли очень хорошо".

Размеры азбуки 24,5см на 19,2см (сравнимо с размерами современного планшета), напечатано все издание на очень ломкой бумаге в целях экономии и массовости. Несмотря на большой тираж, она стала редкой, поскольку раскрашенная часть тиража бесплатно выдавалась уходящим на фронт красноармейцам и курсантам и не сохранилась.

"Долой неграмотность: Букварь для взрослых"

Книга считается первым советским букварем для взрослых, изданным в 1919 году и изобилует актуальными для того времени лозунгами. Букварь и звестен благодаря фразе: "Мы не рабы, рабы не мы", бывшей символом эпохи, когда в советской России в массовом порядке ликвидировалась безграмотность.

Фраза представляет собой словесныйпалиндром, то есть может читаться как слева направо, так и (по словам) справа налево. Ее автор - составитель учебника Александр Яковлевич Шнеер. На рисунках ниже – добавление к букварю в виде плакатов.

Азбука в 36 рисунках Владимира Конашевича


Раз уж зашел разговор об азбуках, не могу не рассказать о замечательной азбуке Владимира Конашевича. Этот художник рисовал иллюстрации к книгам Маршака, Хармса, Зощенко.

Как вспоминала дочь художника, «Азбука» родилась из писем, которые Конашевич писал жене: «Папа писал маме письма, а мне присылал картинки. На каждую букву алфавита. Мне было уже четыре года, и очевидно он считал, что пора уже знать буквы».

Позднее эти картинки были изданы под заглавием «Азбука в рисунках Вл. Конашевича».

В азбуке есть и старое и новое написание букв, а также не забыты и непривычные нам буквы «фита» и «ижица» . Мне нравятся эти иллюстрации, а вам?

"Русский букварь" Василия Порфирьевича Вахтерова

Нашла я упоминание о нем на сайте Тарской центральной районной библиотеки . Прогуляйтесь по ссылке, там можно увидеть другие не менее интересные старые книги.

Фото экземпляра, сохранившегося значительно лучше (переиздание 1944 года в Праге), взято с сайта букинистических книг .

Издание интересное тем, что буквари известного педагога Василия Порфирьевича Вахтерова (1853-1924) выдержали более ста изданий в дореволюционной России. Эта книга учит детей уже новой орфографии (лишь полтора листочка в конце букваря посвящено старой орфографии). По всем текстам расставлено ударение.

Издание представляет историческую ценность как вышедшее на оккупированной гитлеровцами территории компактного проживания белоэмигрантов.

Букварь "Пионер" И. Сверчкова


Букварь Афанасьева "Читай. Пиши. Считай"

В основу обучения детей Петр Онисимович Афанасьев, крупнейший в то специалист по начальному обучению, положил метод цельных образов. Сейчас бы мы это назвали эйдетическим восприятием, а тогда, в 1925 году, букварь был прогрессивным, так как учил и считать и включал в себя элементы прописей, появившихся позже.

А еще, в самом конце букваря, я увидела «Наставление к игре в домино» и ноты «Интернационала»)) Если хотите – можете тоже полюбопытствовать (файл pdf , открывается для просмотра). На титульном листе - дарственная надпись автора с его автографом.