Термин эмпатия подразумевает. Эмпатия — что это такое

Эмпатия – это умение переживать чужие эмоции не менее ярко, чем свои собственные. Несмотря на то, что в психологии наличие такой способности считается нормой, некоторые люди (эмпаты) одарены ею в большей степени. По мнению ученых, к данной категории можно отнести около 20% населения Земли.

Интенсивность сопереживания у разных эмпатов неодинакова. Она может выражаться и в обычном умении вникнуть в состояние собеседника, и в полном погружении в чужие эмоции. Некоторые эмпаты настолько чувствительны, что негативные переживания других людей вызывают у них физическое недомогание.

Сегодня мы расскажем о тех признаках, с помощью которых можно определить у себя способность к эмпатии.

Источник: depositphotos.com

Чувствительность к инконгруэнтному поведению

Общаясь между собой, люди используют не только слова. Смысл нашей речи подчеркивается и подтверждается тональностью голоса, громкостью, артикуляцией, мимикой, жестами и позами (так называемым языком тела). Если человек неискренен, эти сигналы плохо коррелируют друг с другом. Такое поведение называется инконгруэнтным.

В силу особенностей восприятия эмпат чрезвычайно точно, хотя и неосознанно, считывает подобные несовпадения и чувствует любую фальшь. В компании человека, ведущего себя инконгруэнтно, он испытывает отчетливый дискомфорт. У людей, обладающих сильной эмпатией, общение с лжецами, хвастунами, завистниками или лицемерами может спровоцировать ускоренное сердцебиение, одышку, головную боль и ощущение тревоги.

Избегание общества негативно настроенных людей

Непереносимость агрессии

Эмпаты плохо переносят любые конфликтные ситуации. Их лишает душевного равновесия не только прямая агрессия окружающих, но и слишком шумное поведение, особенно если оно продиктовано такими эмоциями, как возмущение, гнев или злоба.

Человек, имеющий способность к эмпатии, как правило, спокоен, дружелюбен и внимателен. Он всегда старается разрешить противоречия мирным путем и не приемлет насилия.

Эмоциональное восприятие чужих неприятностей

Эмпат принимает чужие беды близко к сердцу. Он одинаково остро реагирует на боль знакомого человека, беду, увиденную в телерепортаже, и несчастья персонажей художественного фильма. Разумеется, он понимает, что это разные вещи, но все ситуации такого рода вызывают у него сильный всплеск негативных эмоций.

Дискомфорт при избытке эмоций

Человек с сильной способности к эмпатии с трудом переносит любые эмоциональные излишества. Его травмирует не только чужое горе, но и избыток позитива. Например, эмпат может испытывать дискомфорт, присутствуя на шумном празднике, поскольку сильный шум, яркий свет и обилие веселящихся людей быстро утомляют его.

Болезненное восприятие критики

Эмпаты обычно осторожны и сдержанны в общении с другими людьми и в выражении собственных чувств. Они боятся кого-то задеть, создать конфликтную или просто непонятную для окружающих ситуацию. В ответ на собственную деликатность они ждут аналогичного поведения от других людей. Поэтому склонность к эмпатии нередко совмещается с излишней чувствительностью к критике: эмпата обижает любая негативная оценка, даже если она выражена мягко.

Способность к эмпатии можно измерить. Психологи делают это с помощью опросников, самый известный из которых («Уровень сопереживания») был разработан Салли Уилрайт и Симоном Бароном-Коэном в 2004 году.

Может показаться, что высокий уровень эмпатии «неудобен» и способен осложнить человеку жизнь. К счастью, это не так. Большинство эмпатов со временем привыкают к особенному восприятию мира и вырабатывают стиль поведения, который помогает им сохранять физическое и психическое здоровье. Постоянно чувствовать чужую боль как свою, разумеется, не слишком приятно, но это искупается возможностью понимать других людей, умением их выслушивать и оказывать необходимую помощь. Человек, обладающий таким талантом, обычно пользуется всеобщим уважением. Окружающие его любят и ценят, хотя и не всегда умеют оградить от лишних стрессов.

Эмпатия очень важна для людей, которые работают врачами, психологами, учителями, сотрудниками социальных служб. Именно это качество создает основу эмоционального подъема, без которого невозможна никакая творческая деятельность. Успешный создатель рекламы, страховой агент или менеджер по продажам обязательно должен быть эмпатом. Можно сказать, что в мире, основанном на тесном взаимодействии между людьми, способность к эмпатии положительно сказывается на социальной реализации человека.

Видео с YouTube по теме статьи:

empathy) Под Э. обычно понимается сострадательное переживание одним чел. чувств, восприятий и мыслей др. Нек-рые ранние европейские и американские психологи и философы, такие как М. Шелер и У. Мак-Дугалл, рассматривали эмпатию как основу всех положительных соц. отношений. В контексте этого широкого определения различные теоретики и исследователи определяли этот термин совершенно по-разному, подчеркивая в нем различные аспекты или смысловые значения. Клинические психологи и др. исследователи терапевтических ситуаций, такие как Ч. Труа, склонны трактовать этот термин наиболее широко, включая в него интеллектуальное понимание терапевтом клиента, разделение терапевтом чувств клиента, непринужденность и эффективность коммуникации, и положительный аттитюд терапевта в отношении пациента. Такое широкое понимание эмпатии выглядит интуитивно привлекательным, однако смешение различных аспектов и значений эмпатии приводит к теорет. путанице, поскольку становится непонятным какой из аспектов яв-ся центральным, по определению или каузально, с остальными аспектами в качестве следствий или производных. Др. психологи, такие как Р. Даймонд, выделяют когнитивные аспекты, фокусируясь на способности одного субъекта к интеллектуальному пониманию внутреннего опыта др. Значение когнитивной эмпатии, по-видимому, состоит в ее способности облегчать процесс коммуникации между двумя людьми. Предполагается тж, что испытывающий эмпатию чел., вследствие этого, будет в большей степени склонен к выражению симпатии, оказанию помощи и принятию др. Третий подход к эмпатии определяет ее как переживание субъектом эмпатии определенной эмоции вследствие осознания им, что др. чел. переживает именно эту эмоцию. Нек-рые теоретики, работающие в рамках психологии развития, полагают что подобное взаимопроникновение чувств родителя и ребенка яв-ся ключевым звеном в процессе созревания. Эмпатическое эмоциональное возбуждение находит свое отражение в субъективных самоотчетах и в физиолог. изменениях. Стотленд и его коллеги обнаружили, однако, что осн. предварительным условием Э., по-видимому, яв-ся воображение себя как обладающего тем же самым опытом, что и др. чел. - иначе говоря, воображаемое принятие роли этого др. Такой психич. процесс противопоставляется рассмотрению др. чел. в более объективированной или рассудочной манере. Этот подход к Э. пересекается с описанным ранее когнитивно-ориентированным подходом в том, что он осн. на когнитивном или психич. процессе воображения. Однако, в отличие от чисто когнитивно-ориентированного подхода, этот когнитивный процесс не обязательно должен отражать реальные события реальных людей, и т. о. субъекты Э. могут сопереживать актеру или герою романа. Воображение опыта др. чел. оказывается преим. основанным на атрибутивной проекции, поскольку люди, вероятно, в большей степени сопереживают тем, кто находится в ситуации, к-рую субъект Э. уже переживал, непосредственно наблюдал или воображал себя попавшим в нее. Связь между процессом воображения и процессами, связанными с физиолог. или поведенческими проявлениями эмоции м. б. достаточно сложной. Эта связь может возникать в рез-те образования прямой, прошлой ассоц. благодаря процессу, включающему тонкие пороговые или подпороговые мышечные движения, или она может возникать непосредственно на уровне нервной деятельности. Философы и социологи-теоретики уже давно высказывали мнение, что проявление Э. ведет к большей услужливости и даже альтруизму. Эта простая связь была продемонстрирована эмпирическим путем, когда Э. вызывалась при помощи инструкций, о чем сообщают М. Той и Д. Бэтсон. Стотленд и его коллеги показали, что Э., когда она измеряется как индивидуальная характеристика, тж ведет к альтруизму, особенно когда помогающие действия легко осуществимы. Хоффман и Г. Зальцштейн сообщают, что если родители имеют теплые взаимоотношения со своими детьми и обращают их внимание на то, как последствия их поведения сказываются на благополучии др., такие дети с большей вероятностью будут хорошо относиться к др. людям, чем при отсутствии этих условий. В противоположность этому, Стотленд и его коллеги обнаружили, что в ситуациях, когда помочь страдающему др. оказывается не просто или даже невозможно, испытывающий Э. может попытаться вырваться из этой неприятной ситуации - физически или психологически - путем "замораживания" своих чувств. Если боль др. достигает крайней степени или проявляется в виде сильной агонии, субъект эмпатии может физически или психологически устраниться из этой ситуации. Бэтсон и Коук сообщают, что это бегство от мучительного сопереживания происходит с меньшей вероятностью, если данный чел. не просто проникается чувствами др., но еще и симпатизирует ему - т. е. сообщает об ощущении эмоционального побуждения помочь др., чувстве сострадания, жалости и сердечного участия. Хоффман показал, что, независимо от используемого теорет. похода к Э., методики ее измерения на основе самоотчетов всегда дают более высокие показатели для женщин по сравнению с мужчинами. См. также Эмоции, Представления, Социальный интерес Э. Стотленд

ЭМПАТИЯ

Понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.

Термин "Э." появился в английском словаре в 1912 г. и был близок понятию "симпатия". Возник на основе немецкого слова einfuhling (дословное значение - проникновение), примененного Липпсом (Lipps Т.) в 1885 г. в связи с психологической теорией воздействия искусства. Самое раннее определение Э. содержится в работе Фрейда (Freud S.) "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905): "Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным".

Ряд авторов сопоставляли Э. с другими близкими ей процессами. В отличие от интуиции как непосредственной перцепции идей, Э. включает чувства и мысли (Бодалев А. А., Каштанова Т. Р., 1975). Э. отличают от идентификации, которая является бессознательной и сопутствует процессу взаимоотношений "психотерапевт-пациент". Э. может быть сознательной и предсознательной и возникает в ответ на непосредственную интеракцию. Следует различать жалость ("мне жаль вас"), симпатию ("я сочувствую вам") и Э. ("я - с вами"). Э. как одна из характеристик психотерапевта (триада Роджерса) при клиент-центрированной психотерапии является важным условием для конструктивных изменений личности.

Существует широкий диапазон проявлений Э. На одном полюсе этого континуума находится позиция субъективного включения психотерапевта в мир чувств пациента. Важно не только знание врачом эмоционального состояния больного, но и в определенной степени переживание его чувств. Такую Э., основанную на механизмах идентификации и проекции, называют аффективной, или эмоциональной, Э. Другой полюс занимает позиция более отвлеченного, объективного понимания врачом переживаний больного без значительного эмоционального вовлечения. Если в основе развития Э. лежат интеллектуальные процессы (например, аналогия), то она определяется как когнитивная Э. При использовании предсказаний эмоциональных реакций пациента проявления Э. относятся к предикативной Э.

Клиент-центрированные психотерапевты расширили представление об Э. понятием "точной Э.", которое содержит больше, чем только способность психотерапевта к проникновению во внутренний мир пациента. "Точная Э." включает способность понять актуальные чувства и вербальное умение передать это понимание ясным для пациента языком. Э. входит в более широкий круг личностных характеристик психотерапевта, отражающихся в его общении с пациентом. Оценка Э. оказалась тесно связанной с такими характеристиками врача, как профессиональное искусство, теплота, доброжелательность, надежность, жизненный опыт, сила, искренность и др. Эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий. Э. психотерапевта зависит от доступности и богатства его собственного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая пациента, на одну эмоциональную волну с ним. Многие авторы считают Э. генетически детерминированным свойством, усиленным или ослабленным жизненным опытом индивида. Различные тренинговые методы повышают эмпатическую способность психотерапевта, умение более эффективно применять ее в общении с пациентом. Искусство использования Э. заключается в оптимальной синхронизации намерений психотерапевта и ожидаемого эффекта. Возможно ошибочное применение Э. Сюда относятся "эмпатическая слепота" (неосознаваемое неприятие психотерапевтом тех чувств, которых он избегает в самом себе), неконтролируемое использование Э. (в художественной литературе образцом такого типа Э. является поведение князя Мышкина в "Идиоте" Ф. М. Достоевского), манипулятивное применение Э. (когда она выступает в виде скрытого убеждения, уговаривания, внушения).

Многочисленные исследования показали положительную корреляцию между оценкой пациентами Э. психотерапевта и успехом лечения при различных видах психотерапии, особенно клиент-центрированной психотерапии.

ЭМПАТИЯ

Empathy; Einfuhlung) - интроекция объекта, основанная на бессознательной проекции субъективных содержаний.

"Эмпатия предполагает субъективное отношение доверия или уверенности в объекте. Это готовность встретить объект на полпути, субъективная ассимиляция, приводящая к хорошему пониманию между субъектом и объектом или по крайней мере изображающая таковое" (ПТ, пар. 489).

В противоположность абстракции, ассоциируемой с интроверсией, эмпатия соответствует экстравертной установке.

"Человек с установкой на эмпатию обнаруживает себя в мире, нуждающемся в его субъективном чувстве, с тем, чтобы иметь жизнь и душу. Он доверчиво наделяет его своим воодушевлением" (там же, пар. 492).

ЭМПАТИЯ

empathy) (einfuehlung) "Способность спроецировать собственную личность на объект сопереживания, тем самым полностью постигая ее" (С.О.Д.). Способность почувствовать себя на месте объекта. Понятие подразумевает, что человек одновременно и ощущает себя объектом, и продолжает осознавать собственную идентичность как самостоятельная личность. Данное слово необходимо, поскольку понятие "сочувствие" используется в тех случаях, когда речь идет о способности разделить неприятные переживания и не подразумевает, что сочувствующий непременно сохраняет свою объективность. Способность к ЭМПАТИИ - существенная предпосылка для проведения психоаналитической терапии. Она может приводиться в качестве примера проективной ИДЕНТИФИКАЦИИ, но это делается редко.

ЭМПАТИЯ

способность к постижению эмоционального состояния другого человека; полное отсутствие - признак эмоциональной тупости, которая служит предпосылкой для совершения жестоких преступлений против личности.

ЭМПАТИЯ

постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Термин ввел в психологию Э. Титченер. Различаются:

1) эмпатия эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого;

2) эмпатия когнитивная - базируемая на процессах интеллектуальных - сравнение, аналогия и пр.;

3) эмпатия предикативная - проявляемая как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. Как особые формы эмпатии выделяются:

1) сопереживание-переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;

2) сочувствие - переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого. Важная характеристика процессов эмпатия, отличающая ее от других видов понимания, как идентификации, принятия ролей, децентрации и прочего, - слабое развитие рефлексивной стороны (-> рефлексия), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность обычно возрастает с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется при сходстве поведенческих и реакций эмоциональных субъектов.

ЭМПАТИЯ

греч. empatheia - сопереживание). Постижение эмоционального состояния другого человека сопереживанием. В понятии Э. обобщены близкие по содержанию идеи о симпатии и положения концепции вчувствования. Э. может быть эмоциональной, интеллектуальной (когнитивной) и предикативной (предсказывающей переживания другого человека, его аффективные реакции в конкретных ситуациях). Различают также особые формы Э. - сопереживание и сочувствие. Сопереживание - переживание эмоционального состояния другого на основе отождествления с ним; сочувствие - переживание по поводу чувств другого. Изучение Э. важно для решения ряда социально-психологических проблем. В психиатрии понятие Э. привлекается при разработке методов социальной реабилитации, при изучении генеза немотивированных преступлений и т.д.

ЭМПАТИЯ

от греч. empatheia - сопереживание).

1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование). Способность к Э. - необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта).

2. Эстетическая Э. - вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения.

3. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций. Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как социального познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децент-рации. Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах Э. выражается отношение человека к др. людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая Э.) и за другого (гуманистическая Э.).

Сопереживая, человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание). См. Идентификация.

При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает (см. Альтруизм).

Наконец, симпатия - теплое, доброжелательное отношение человека к др. людям. (Т. П. Гаврилова.)

ЭМПАТИЯ (EMPATHY)

Особый способ восприятия и постижения психологических состояний других людей. Буквально эмпатия означает "вчувствование" в другого человека - в противоположность симпатии, то есть "сочувствию". Термин эмпатия восходит к эстетике и психологии XIX века, когда эмпатией обозначался способ понимания и объяснения объекта, основанный на моторной имитации и выводах из наблюдений над собственными кинестетическими ощущениями.

Способность к эмпатии, по-видимому, связана с развитием довербальных взаимодействий между матерью и ребенком, когда желания и потребности совпадают с реакциями на них. Возможность подобных совпадений является важнейшей предпосылкой аналитической практики. В аналитической ситуации эмпатия является следствием "свободно парящего внимания" и развитой автономии аналитика, представляющей собой важный компонент его рабочего Я. Аналитик не должен относиться к эмпатии как к мистическому или трансцендентному феномену. Вербальная и невербальная активность пациента, его аффекты во время аналитической работы вызывают у аналитика резонирующие, так сказать, параллельные состояния. Самовосприятие или интроспекция аналитика становится в таком случае источником информации о пациенте. Эмпатия, следовательно, представляет собой временную и частичную регрессию Я, обеспечивающую легко обратимую идентификацию с анализируемым и тем самым служащую аналитическому процессу. Эмпатия может возникать в отсутствие вербальной коммуникации и понимания; в таких условиях она проявляется как реакция на переживание утраты аналитических взаимоотношений.

Эмпатия - процесс предсознательный, автоматический и "беззвучный". Она сосуществует с другими, более объективными способами получения информации о чувствах и поведении поциента. Чтобы добиться полного аналитического понимания, непосредственные, эмпатические впечатления должны соотноситься и интегрироваться с другой информацией. Таким образом, эмпатия включает в себя многие компоненты - аффективные, когнитивные и логические, - которые, взаимодействуя, создают почву для аналитического лечения.

Эмпатия не подменяет собой анализ переноса и сопротивления, хотя и может предоставить информацию об этих процессах. Она является относительно нейтральной и лишена компонента суждения - в отличие от родственных ей феноменов сострадания и симпатии, от которых ее следует строго отделять. Состраданию и симпатии недостает объективности, они предполагают чрезмерную идентификацию и нередко приводят к появлению фантазий об избавлении. Эмпатия же в сочетании с другими способами аналитического наблюдения и понимания может стать одним из важнейших источников контрпереноса.

С точки зрения психоаналитической психологии Самости (Kohut, 1959), эмпатия означает адекватное восприятие и реакцию на чувство и потребности пациента. В целом психоанализ рассматривает эмпатию как сосредоточение на внутреннем мире пациента. Поэтому среди аналитиков принято говорить об эмпатических компонентах понимания, интерпретации или вмешательства, не возводя эмпатию в ранг основного принципа аналитической техники.

Эмпатия

от греч. empatheia - сопереживание) внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование); эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого.

ЭМПАТИЯ

способность идентифицироваться с другим человеком, почувствовать то, что он ощущает. Эмпатии, высоко ценимой К. Роджерсом, Перлз противопоставлял симпатию, когда терапевт остается полностью открытым собственному бытию и тем самым предлагает клиенту партнерство с целью установления аутентичных отношений типа "я / ты".

Эмпатия (сопереживание)

Термин обозначает наше осознание эмоционального состояния другого человека и способность разделить его опыт. В последнем случае мы фактически испытываем те же эмоции. Чаще всего мы разделяем эмоции своих детей (т.е. гордимся ими, когда они гордятся собой, разделяем их печаль и одиночество). Сопереживание другому человеку означает нечто большее, чем жалость к нему или удовлетворение его поступками; мы глубоко разделяем с ним такие эмоции, как радость, страдание, гнев и так далее. Когда эти эмоции мучительны, у нас часто возникает потребность к действиям, помогающим освободиться от них. Теория эмпатического альтруизма объясняет человеческий альтруизм в терминах разделенного страдания. Согласно этой теории, мы помогаем нуждающимся людям, чтобы избавиться от собственных страданий, вызванных сопереживанием.

ЭМПАТИЯ

empathy) - способность человека понимать мысли и чувства других людей. Эмпатия психотерапевта часто считается одним из основных качеств, которое способствует успешному лечению больных. См. Алекситимия.

Эмпатия

Словообразование. Происходит от греч. empatheia - сопереживание.

Специфика. Способность человека к непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Индивид начинает - вопреки сознательному контролю - разделять настроения другого человека. За счет этого достигается большее взаимопонимание, что очень важно для психотерапевтической работы.

ЭМПАТИЯ

1. Когнитивная осведомленность и понимание эмоций и чувств другого человека. В этом смысле основной коннотацией термина будет интеллектуальное или концептуальное понимание аффектов другого. 2. Викарная эмоциональная реакция на эмоциональные переживания другого человека, которая отражает эти эмоции или подражает им. В этом смысле явно подразумевается, что эмпатические переживания представляют собой разделение эмоции с другим человеком. 3. Принятие в собственном сознании роли другого человека. Это значение образовано от первого, но немного отличается тем, что добавляется представление о том, что эмпатия включает в себя принятие направления другого человека. Это значение часто встречается в литературе по моральному развитию, в которой некоторые авторы утверждают, что эмпатические чувства к другим являются предпосылкой для развития моральных норм. 4. В теории личности Г. Салливана – невербализируемый, скрытый коммуникативный процесс, посредством которого отношения, чувства и суждения передаются от человека к человеку без публичного их прого-варивания. Этот термин используется Г. Салливаном очень широко, он включает в себя более ограниченные смыслы вышеупомянутых значений. Более подробно о терминологии по разделению аффекта см. сочувствие.

Источник: В отличие от симпатии, включающей в себя сочувствие другому человеку и сопереживание с ним, эмпатия предполагает сопричастность к процессу доброжелательных взаимоотношений с ним с сохранением объективного взгляда на истоки и природу его переживаний. В процессе психоаналитической терапии аналитик стремится к эмпатическому вчувствованию в психическое состояние пациента с тем, чтобы, будучи вовлеченным в его интимные переживания, но способным к объективной оценке происходящего, помочь ему в осознании бессознательного и обретении сил, способствующих выздоровлению.

При самоанализе основным методом изучения собственного поведения и внутренних переживаний является интроспекция. При психоанализе, основанном на установлении доверительных отношений между аналитиком и пациентом, важным методом познания внутреннего мира больного становится эмпатия. Она не заменяет собой свободное ассоциирование, или анализ сопротивлений, лежащих в основе психоаналитической терапии. Вместе с тем эмпатия оказывается таким методом постижения внутреннего мира пациента, без которого психоаналитическое лечение становится проблематичным. Некоторые психоаналитики полагают, что «свободное ассоциирование и анализ сопротивлений следует считать вспомогательными инструментами на службе интроспективного и эмпатического метода наблюдений». Данная точка зрения была высказана, в частности, Х. Кохутом (1913–1981) в его докладе «Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией», прочитанном на конференции в Чикагском институте психоанализа в 1957 г.

Эмпатия предполагает идентификацию аналитика с пациентом. В какой-то степени она напоминает собой проективную идентификацию. Вместе с тем эмпатия не является такой идентификацией с пациентом, благодаря которой аналитик полностью отождествляет себя с последним. Напротив, обладая возможностью стать сопричастным с внутренним миром другого человека, аналитик сохраняет способность к дистанцированию от него в плане изложения собственных непредвзятых интерпретаций и выработки приемлемой для конкретной аналитической ситуации стратегии психоаналитической терапии.

ЭМПАТИЯ

от греч. empatheia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствование и переживания др. человека. Различают эмоциональную Э., основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям др. человека; когнитивную Э., базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.), и предикативную Э., проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции др. В качестве особых форм Э. выделяют сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает др. человек через отождествление с ним, и сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств других. Важной характеристикой Э. является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает с ростом жизненного опыта; Э. легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов. В предконфликтных и конфликтных ситуациях Э. способствует более адекватному восприятию оппонентами друг друга и проблемы в целом. Э. помогает предупреждать конфликты, делать их менее острыми и конструктивными. Э. является прогрессивно важным качеством конфликтолога.

Эмпатия

В психологии постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. Когда мы слушаем кого-то, очень полезно это сделать по отношению к говорящему (нашему собеседнику или выступающему перед нами с монологом). Поставить себя на место этого человека. Насколько возможно вжиться в его обстоятельства, его проблемы, в особенности его личности, в стиль его мышления, в его менталитет. Это тоже требует каких-то волевых усилий. Различают эмоциональную эмпатию (постижение переживаний другого путем вчувствования) и когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (проникнуть, вжиться в интеллект другого). И между прочим хороший тон, правила светского разговора предписывают соблюдение хотя бы чисто внешних проявлений эмпатии – сочувственно улыбаться, заинтересованно расспрашивать собеседника о его личности и т. п. Когда мы стараемся постигнуть нашего собеседника, нашего адресанта способом эмпатии, мы достигаем высшего уровня речевого общения, наибольшего смыслового контакта с ним. В этом случае мы постигаем его личностные смыслы (см.).

Эмпатия Способность идентифицироваться с другим человеком, почувствовать то, что он ощущает (Смотри также: ).

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Эмпатия

(от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния , проникновение-вчувствование в переживания другого человека . Термин «Э.» введен Э. Титченером , обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса . Различают эмоциональную Э., основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную Э., базирующуюся на интеллектуальных процессах (, и т. п.), и предикативную Э., проявляющуюся как человека предсказывать аффективные реакции (см. ) другого в конкретных ситуациях. В качестве особых форм Э. выделяют сопереживание - субъектом тех же эмоциональных состояний, к-рые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Важной характеристикой процессов Э., отличающей ее от других видов понимания (идентификации , принятия ролей , децентрации и др.), является слабое развитие рефлексивной стороны (см. ), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта . Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; Э. легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Эмпатия

Постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Термин ввел в психологию Э. Титченер. Различаются:

1 ) эмпатия эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого;

2 ) эмпатия когнитивная - базируемая на процессах интеллектуальных - сравнение, аналогия и пр.;

3 ) эмпатия предикативная - проявляемая как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

Как особые формы эмпатии выделяются:

1 ) сопереживание-переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;

2 ) сочувствие - переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого.

Важная характеристика процессов эмпатия, отличающая ее от других видов понимания, как идентификации, принятия ролей, децентрации и прочего, - слабое развитие рефлексивной стороны (см. ), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность обычно возрастает с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется при сходстве поведенческих и реакций эмоциональных субъектов.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Эмпатия Этимология.

Происходит от греч. empatheia - сопереживание.

Категория.

Феномен общения.

Специфика.

Способность человека к непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Индивид начинает - вопреки сознательному контролю - разделять настроения другого человека. За счет этого достигается большее взаимопонимание, что очень важно для психотерапевтической работы.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ЭМПАТИЯ

(от греч. empatheia - сопереживание).

1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование ). Способность к Э. - необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта).

2. Эстетическая Э. - вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения.

3. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций . Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как социального познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децентрации . Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах Э. выражается отношение человека к др. людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая Э.) и за другого (гуманистическая Э.).

Сопереживая , человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание). См. .

При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает (см. ).


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Эмпатия

   ЭМПАТИЯ (с. 661) (от греч. empatheia - сопереживание) - проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Термином эмпатия определяется также личностная черта - способность к такого рода пониманию и сопереживанию.

В последние годы термин получил широкое распространение в отечественной психологической литературе, однако до сего времени в обыденной речи (а также в универсальных словарях русского языка) отсутствует. Заимствован из английского языка, где бытует сравнительно давно (англ. - empathy ). В данном случае, как и в большинстве подобных, это заимствование представляется терминологическим излишеством, наивной данью западничеству, поскольку содержание понятия эмпатия вполне исчерпывающе передается русским словом .

В большинстве отечественных публикаций, в которых вводится данное понятие, имеются ссылки на К.Роджерса, которому нередко и приписывается его авторство. В самом деле, в концепции Роджерса понятию эмпатия принадлежит ключевая роль, и именно благодаря Роджерсу произошло его внедрение в отечественную психологическую терминологию в конце 80-х, когда попытки заполнить вдруг возникший идеологический вакуум вызвали к жизни культ гуманистической психологии (именно Роджерс и выступил у нас пророком этого культа и его новоявленной иконой). Однако термин изобретен не Роджерсом - в словарях английского языка слово эмпатия впервые появилось в 1912 г., когда будущий мэтр еще ходил в школу и ловил мотыльков на отцовской ферме. В английскую психологическую терминологию слово попало еще раньше благодаря Э.Титченеру, который подыскал его как английский эквивалент немецкому понятию (вчувствование ), имевшему еще более давнюю историю. Характерно, что в немецком языке для обозначения данного явления по сей день используется традиционная немецкая форма, именно это слово родного языка немцы употребляют, говоря об эмпатии.

Первая концепция эмпатии сформулирована в 1885 г. немецким психологом Теодором Липпсом (1851-1914). Ее он рассматривал в качестве особого психического акта, при котором человек, воспринимая предмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания (в работах Липпса в первую очередь шла речь о восприятии произведений изобразительного искусства, архитектуры и пр.). По мнению Липпса, соответствующие эстетические переживания не столько пробуждаются художественным творением, сколько привносятся в него. Так, при восприятии неодушевленных форм (например архитектурных построек) появляется ощущение, что они полны внутренней жизни («мрачный дом», «веселый фасад» и т.п.). Этим объясняются, в частности, некоторые геометрические иллюзии - например вертикальная линия воспринимается более длинной, чем в действительности, поскольку наблюдатель ощущает себя как бы вытягивающимся вверх. Идеи о вчувствовании субъекта в линейные и пространственные формы впоследствии были развиты в различных работах по психологии искусства.

Понятие эмпатии выступило также одним из важнейших в «понимающей психологии» Вильгельма Дильтея (1833-1911). Способность к эмпатии Дильтей рассматривал как условие понимания культурно-исторической, человеческой реальности. Различные феномены культуры возникают из «живого целого человеческой души», поэтому и их понимание, по Дильтею, - это не концептуализация, а проникновение, как бы перенесение себя в целостное душевное состояние другого и его реконструкция на основе эмпатии. Заметим, что эта трактовка относится к 1894 г.

Наиболее близкое к современному понятие эмпатии было сформулировано З.Фрейдом в 1905 г. В работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» Фрейд указывал: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая со своим собственным». Характерно, что эмпатии отведено важное место в понятийном аппарате психоанализа. В частности, данный термин среди прочих фигурирует в недавно изданном «Словаре-справочнике по психоанализу» В.М.Лейбина, а также в «Критическом словаре психоанализа» Ч.Райкрофта и других аналогичных изданиях. Важно, что в обоих упомянутых изданиях подчеркивается сохранение при эмпатии объективного взгляда на истоки и природу переживаний другого человека. Так, В.М.Лейбин указывает: «Эмпатия предполагает идентификацию аналитика с пациентом. В какой-то степени она напоминает собой проективную идентификацию. Вместе с тем эмпатия не является такой идентификацией с пациентом, благодаря которой аналитик полностью отождествляет себя с последним. Напротив, обладая возможностью стать сопричастным с внутренним миром другого человека, аналитик сохраняет способность к дистанцированию от него в плане изложения собственных непредвзятых интерпретаций и выработки приемлемой для конкретной аналитической ситуации стратегии психоаналитической терапии».

Заметим еще раз, что труды Липпса, Дильтея и Фрейда в оригинале увидели свет на немецком языке, и во всех упомянутых случаях данное понятие описывалось термином эмпатия , который англоязычные психологи не стали слепо заимствовать, а нашли более созвучный родному языку эквивалент.

В гуманистической психологии К.Роджерса эмпатия выступила основным приемом «клиент-центрированной терапии», в которой психолог вступает в глубокий, эмпатический контакт с клиентом и помогает ему осознать себя полноценной личностью, способной взять на себя ответственность за решение собственных проблем. Наряду с безусловным принятием клиента и так называемой конгруэнтностью (еще один лингвистический монстр, которому у нас поленились подыскать эквивалент), эмпатия выступает одним из компонентов так называемой психотерапевтической триады Роджерса - тройственной совокупности условий, без которых, по мнению сторонников этого подхода, психотерапевтический процесс не может быть полноценным. Эмпатия как способ психотерапевтического общения предполагает временную жизнь как бы другой жизнью, деликатное, без предвзятых оценок и суждений, пребывание в личностном мире другого, чувствительность к его постоянно меняющимся переживаниям. Совместная интерпретация волнующих или пугающих проблем помогает их более полному и конструктивному переживанию и в конечном счете - такому изменению структуры , которое делает его более гибким, творческим, открыпым позитивному опыту.

Предоставим слово самому Роджерсу. Вот как он описывает эмпатию в качестве одного из компонентов (условий) своей психотерапевтической триады.

Третье условие можно назвать эмпатическим пониманием. Когда терапевт ощущает чувства и личностные смыслы клиента в каждый момент времени, когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам клиент, когда он способен успешно передать свое понимание клиенту, тогда третье условие выполнено.

   Я подозреваю, что каждый из нас знает, что такое понимание встречается крайне редко. Мы не часто чувствуем такое понимание и сами редко его выказываем. Обычно мы предлагаем вместо него совершенно другой, отличный тип понимания: «Японимаю, что у тебя не все в порядке», «Японимаю, что заставляет тебя так поступать» или «У меня такие неприятности были, но я вел себя совершенно по-другому». Это - типы понимания, которые мы обычно получаем или предлагаем другим, это - оценивающее понимание с внешней позиции. Но когда кто-то понимает, как чувствуется или видится мне, без желания анализировать или судить меня, тогда я могу «расцветать» и «расти» в этом климате .

Исследование подтверждает это общепринятое наблюдение. Когда терапевт, оставаясь самим собой, может уловить каждомоментную внутреннюю жизнь клиента так, как тот ее видит и чувствует, тогда, вероятно, происходят изменения» (Роджерс К . Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 106)*.

   *[Перевод несколько подредактирован автором этих строк; например, еще одно лингвистическое извращение - терапист - заменено на более привычное слово терапевт (хотя это вряд ли удержит терапистов от того, чтобы продолжать называть себя этим смешным и глупым словом)].

При этом очень важно подчеркнуть существенную особенность эмпатии (отмеченную, кстати, еще Фрейдом). Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это значит - ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и относиться, как он, к причинам их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том, что «как если бы». Если последнее условие утрачивается, то данное состояние становится состоянием идентификации - весьма, кстати, небезопасным. Показателен в этом отношении опыт самого Роджерса, который в начале 50-х настолько «вчувствовался» во внутренний мир одной своей клиентки, страдавшей тяжелым расстройством, что вынужден был сам прибегнуть к помощи психотерапевта. Лишь трехмесячный отпуск и курс психотерапии у одного из коллег позволили ему оправиться и осознать необходимость соблюдения известных пределов сопереживания.

Этот момент представляется особенно важным в связи с той абсолютизацией роли эмпатии, которая явно имеет место в последнее время. В ряде работ эмпатия рассматривается как один из ключевых факторов успешной профессиональной деятельности психолога. Подчеркивается, что способность к эмпатии может быть формируема с помощью специальных тренинговых приемов (это и неудивительно - с помощью тренинга у нас сегодня берутся сформировать что угодно, вплоть до смысла жизни).

Представляется бесспорным, что эмпатия является ценным профессиональным качеством психолога, чья практическая деятельность связана с непосредственными контактами с людьми, с помощью им в решении их проблем. При этом особенно важно не забывать о ее субъективных пределах, выход за которые чреват профессиональным «выгоранием». Иными словами, психолог должен уметь проникнуться переживаниями другого человека, однако не настолько, чтобы превратить чужие проблемы в свои.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "эмпатия" в других словарях:

    ЭМПАТИЯ - (от. греч. empatheia вчувствование, сочувствование) способность человека отождествлять (идентифицировать) один из своих Я образов с воображаемым образом «иного»: с образом др. людей, живых существ, неодушевленных предметов и даже с линейными и… … Философская энциклопедия

Эмпатия – редкая способность, заключающаяся в необычайно тонком постижении чувств и эмоций другого человека, как правило, собеседника. Также, это понятие включает в себя множество дополнительных аспектов: это и возможность поставить себя на чужое место, и склонность к сопереживанию, и умение прочувствовать чужое настроение.

Пожалуй, по большей части, это личностная черта человеческого характера, нежели психологическая характеристика.

Психологические труды и трактаты, касающиеся данной темы, пишутся уже не первое десятилетие. В развитии данного вопроса приняли участие практически все именитые психологи и психотерапевты, в том числе, известный каждому, Зигмунд Фрейд. Он утверждал, что обладание эмпатией включает в себя не только субъективное понимание чужого мира, но и умение ощущать все эмоции (как положительные, так и отрицательные) с точки зрения иного человека.

Уровень эмпатии.

Эмпатические способности редко являются врожденными. Чаще всего индивиды приобретают их вместе с неизменно возрастающим опытом. Наиболее часто эмпатия вызывает сразу несколько вариантов откликов. Человек, обладающий этим даром, может одновременно сочувствовать, сопереживать и испытывать непреодолимую симпатию к индивиду, с которым у него отныне эмоциональная связь.

Уровни эмпатии – достаточно относительное понятие. Однако, интернет пестрит тестами, предлагающими выяснить наличие данной характеристики в режиме online. Чаще всего создатели сайтов предлагают определить, на каком уровне эмоционального интеллекта вы находитесь и делят эмпатов на 5 групп:

  • первая группа не осознает себя в качестве эмпатов. Они чувствуют эмоции и переживания, но отождествляют с ними себя, а не какого-то иного человека;
  • вторая группа отдает себе отчет в том, на что они способны, но не до конца понимает свои возможности и природу этого умения;
  • третья группа достаточно четко пользуется своими способностями, настраиваясь на любого человека, чей внутренний мир вызывает интерес.
  • четвертая группа умет владеть всеми возможными эмоциями и постепенно учится контролировать таким образом своих «жертв»;
  • а пятая же группа освоила эмпатические способности в полной мере, научившись не только разделять свои чувства с эмоциями других людей, но и получив контроль над другими личностями.

На данный момент эмпатию разделяют на несколько видов:

  1. Эмоциональная (она основана на подражании моторных реакций другого человека).
  2. Когнитивная (базируется на интеллектуальных процессах).
  3. Предикативная (проявляется, как способность предсказывать реакции другого).

В той или иной степени эмпатия подвластна каждому из нас, если не сказать более: необходима. В ней нуждаются люди, чьи профессии непосредственно связаны с общением: психологи, руководители, менеджеры и многие другие.

Развитие эмпатии.

Не малая толика людей готова отдать многое, лишь бы развить в себе эмпатические способности. Специалисты утверждают, что это вполне возможно и рекомендуют ряд игровых упражнений:

  1. Активное слушание. Учитесь (или же учите) слушать собеседника и задавать вопросы, которые помогли бы ему более полно раскрыть выдвигаемую тему. Также, полезным навыком станет умение делиться своими впечатлениями от услышанного (напр.: «Мне было очень больно слышать твой рассказ»).
  2. Упражнение «Убежище». Для его выполнения необходимо устроиться в кресле, максимально расслабиться (закрыть глаза и принять удобную позу) и представить себе свое идеальное убежище. Его формы могут разительно отличаться. Для кого-то это дом, в котором он родился и вырос, а для кого-то хижина в лесу, где его никто не найдет. Такие фантазии в значительной степени снимут эмоциональное напряжение и позволят «сбросить» лишний груз.
  3. Проговаривание . Умение хвалить окружающих – важная составляющая всех тренингов. Необходимо начинать хотя бы с нескольких льстивых комплиментов в день, ведь достаточно скоро это войдет в привычку, и вы начнете находить реальные поводы для гордости за свое окружение.
  4. Анализ своего поведения. Кто-то считает это бессмысленной рефлексией, а кто-то продуктивным анализом совершенных действий. Для этого вы можете вести дневник или же, просто ежедневно выделять несколько минут на откровенный разговор с самим собой.

Стоит учитывать, что чем старше человек, тем сложнее ему развивать в себе эмпатию , так как пережитый опыт не всегда позволяет объективно оценивать окружающих.

Также, помните, что приобретенную способность к эмпатии можно с легкостью уничтожить одним лишь страхом. Достоверно известно, что эмпаты стараются избегать конфликтных ситуаций, оберегая себя и окружающих от ссор и споров. Однако, если это не удается, чувствительные люди начинают страдать от панических атак и искать способы коррекции своего мышления, что в корне уничтожает все их способности.

Люди все такие разные, но, как говорится, доброе слово и кошке приятно. И те, кто умеет понять и почувствовать чужие переживания, подчас становятся настоящей отдушиной для тех, кто нуждается в таком участии. Эта способность называется эмпатией. А кто такой эмпат с точки зрения разных сфер жизнедеятельности человека?

Я чувствую твои переживания

Личные чувства и эмоции - жизни каждого человека. Способность откликаться на психоэмоциональное состояние других присуща всем людям в разной степени интенсивности. Именно так определяется эмпатия.

Для некоторых людей, увлекшихся определенными науками или знаниями, интересен ответ на вопрос: "Как понять, что ты эмпат?" Ответ на него можно получить, пройдя определенные тесты, о которых будет рассказано ниже.

Такая разная эмпатия

Если рассматривать эмпатию как сферу психологии, то можно увидеть три основных вида такого состояния, выделяемых учеными:

  • Эмоциональная эмпатия держится на способности проецировать и подражать эмоциональным реакциям других людей на происходящее.
  • Когнитивная эмпатия в своей основе имеет способность понимать ход мыслей другого человека. Ее основа - интеллектуальные процессы, такие как аналогия, сравнение, противопоставление. Такой вид полезен при ведении дискуссий, споров.
  • Предикативная эмпатия дает возможность предугадывать реакцию человека на совершающиеся события.

Подобное деление отражает эмпатию со всех сторон, но для простого обывателя неважен вопрос: как узнать эмпата? Сочувствие и сопереживание - вот чего больше всего люди ждут от друзей и близких. В этих-то двух определениях и кроется еще одна сторона эмпатии. Эти формы гораздо ближе каждому человеку, чем малопонятные многим когнитивная или предикативная. Сопереживание - переживание эмоций другого человека как результат отождествления себя с ним. Сочувствие - аспект социализации, способность чувствовать переживания другого.

Термин "эмпатия"

О различных терминах, используемых в узких областях знаний, слышали многие, но не все знают обозначение некоторых из них. Для большинства непрофессионалов характерно лишь предположение и бытовое понимание вопроса. То же самое происходит и с термином «эмпатия». Что это такое простыми словами?

Самое точное определение дал понятию Зигмунд Фрейд: "Понять психическое состояние собеседника, поставив себя на его место, одновременно сравнивая свои и чужие переживания". Здесь как раз видно существенное различие между рефлексией и эмпатией. Сопереживание и сочувствие, но не погружение в психическое эмоциональное состояние другого - основа эмпатии, в то время как рефлексия - полное растворение в переживаниях собеседника, без остатка своего Я.

Интересно, что сам термин "эмпатия" ввел немецкий философ Теодор Липпс еще в 1885 году. Затем в свои работы его калькировал родоначальник американской экспериментальной психологии Эдвард Титченер. Термин закрепился в науке психологии, став одним из определяющих способов рассказа о чувствах во многих сферах жизнедеятельности - от медицины до эзотерики.

Наука и искусство

Вникая в психологию, эзотерику, искусство, часто можно услышать такое понятие, как «эмпатия». Что это такое простыми словами? Умение ощущать, откликаться на эмоции и чувства собеседника, хотя для каждой области жизнедеятельности человека определение эмпатии будет несколько видоизменяться. Так, в психологии как в области медицинских знаний эмпатия означает понимание эмоционального состояния другого человека и демонстрацию этого понимания. Для психолога (врача, педагога) важно эмпатическое слушание, дающее возможность собеседнику откровенно выговориться, не скрывая своих чувств и эмоций.

Психиатрия и психология определяют эмпатию как норму, имеющую разные степени проявления у разных людей - от полного безразличия до полного погружения. Здесь проходит грань "нормального" состояния и психических патологий, требующих диагностики и лечения.

Еще одна сфера, где активно используется термин "эмпат" - эзотерика и искусство. Здесь определяется человек, который обладает способностью эмоциональной телепатии, относящейся к экстрасенсорике. Реальна ли такая способность, определить науке пока не удалось.

Уровни эмпатии

Ответ на вопрос "Кто такой эмпат?" достаточно прост, если понять, что эмпатия - способность откликаться на чувства и переживания другого человека, идентифицируя себя как личность. Для науки эмпатия делится на уровни интенсивности ее проявления:

  • низкий (первый) уровень характеризуется равнодушием к переживаниям других, это люди-отшельники, замкнутые в себе, не имеющие близких, друзей;
  • средний (второй) уровень характерен для большинства современных людей - чужие чувства и эмоции не имеют никакого значения в жизни, можно проявить сопереживание, что является основой эмпатии, но свое собственное Я для таких личностей всегда остается на первом плане; для этих людей главное - действие, а не чувства;
  • высокий (третий) уровень, достаточно редкий - люди с такой способностью к восприятию чужих чувств и эмоций часто не могут идентифицировать свое собственное состояние. Они откликаются на любую просьбу, не задумываясь о последствиях для себя.

Также отдельной группой можно выделить профессиональных эмпатов - тех, кто научился чувствовать чужие переживания и управлять ими по своим потребностям.

Как определить эмпата?

Как говорят профессиональные психологи, чем выше уровень духовно-интеллектуального развития, тем выше у человека развита способность к эмпатии. Определить черты эмпата несложно, если выделить основные моменты, характерные для такого состояния:

  • понимание чувств и состояний других на уровне интуиции;
  • способность переживать эмоции собеседника;
  • роль "другого" дается очень легко;
  • способность принимать чужую точку зрения на события без доказательств и дискуссий;
  • умение видеть все происходящее "не со своей колокольни".

Разная степень выраженности черт, характерных для эмпата, является основой разных к эмпатии у личности.

Хорошо или плохо быть эмпатом?

Способность чувствовать чужие переживания свойственна всем людям в той или иной степени интенсивности. Кто-то ярко реагирует на происходящее вокруг, кто-то закрыт в раковине своих эмоций. Каковы эмпаты в отношениях? Хорошо ли быть чувствительным и хорошо ли общаться с эмпатом? Здесь нет однозначного ответа.

Единственное, что однозначно говорят ученые, высокий уровень чувствительности к чужим эмоциям может стать причиной психических расстройств и фобий. Полное отсутствие способности к эмпатии делает человека изгоем, отшельником, неспособным находить тех, кто захочет получить хоть капельку его внимания. Так что правило золотой середины в эмпатии очень важно.

Личное тестирование

Эмпатия проявляется с самого раннего детства, абсолютное большинство малышей соотносят себя со своими близкими, в первую очередь родителями или теми, кто занимается воспитанием ребенка. Но способность к прочувствованию чужих переживаний со временем может угаснуть. Для человека, осознанно решающего для себя вопрос об эмпатии, разработано несколько проверочных методик. Популярный тест на эмпатию называется "Шкала эмоционального отклика". Состоит такая самопроверка из 25 вопросов, на каждый из которых следует дать один из 4 вариантов ответов:

  • всегда;
  • часто;
  • редко;
  • никогда.

Эта методика разработана американским психологом Альбертом Меграбяном (Albert Mehrabian) и уже полстолетия активно используется в самопознании.

Таких личностных проверок немало, и получить ответ на вопрос "эмпат ли я" тест поможет не один. Например, опросник Бойко также позволяет выявить уровень личной эмпатии, но его считают более простым - ответы "да" и "нет" на 36 вопросов, разработанных психологом, позволяют определить уровень эмпатической предрасположенности.

Несколько упражнений на развитие эмпатии

Взрослые люди осознанно ставят перед собой задачи и ищут пути их решения. Для некоторых способность к эмпатии становится тем шагом, который даст возможность лучше понимать окружающих. Для этого необходимо сначала пройти тест на эмпатию, чтобы выявить уровень собственной способности чувствовать чужие переживания, а затем заняться самообучением на развитие эмпатии. Эти несложные методики, которые разработаны психологами, позволят научиться более тонко чувствовать окружающих людей, служить им опорой для психологического комфорта, уметь предчувствовать конфликты и вовремя "гасить" их.

  1. Умение слушать и слышать собеседника позволит лучше понимать партнера в разговоре.
  2. Желание понять окружающих - о чем думают, чем занимаются в жизни, где живут.
  3. Разговоры с незнакомыми людьми в транспорте хоть и послужат признаком любопытства, но позволят научиться тоньше чувствовать других людей.
  4. Умение примерять на себя роль другого человека, находящегося в тяжелой ситуации: какие бы шаги нужно было предпринять, чтобы получить наилучшее решение задачи; можно использовать героев какого-либо психологического фильма-драмы.
  5. Самоопределение в чувствах и эмоциях - основа эмпатии золотой средины.
  6. Развитие - "произошло то-то и то-то, это вызвало во мне такие-то и такие-то чувства".

Такие самозанятия дополняются упражнениями с партнером или в группе. Детская забава "Мартышка и зеркало" - это вполне себе взрослый тренинг на развитие эмпатии. Еще одно простое, но эффективное упражнение - "Телефон": нужно мимикой и жестами рассказать о каком-то событии так, чтобы партнеры по занятию поняли, что же произошло и какие чувства это вызвало у рассказчика.

Мне это не нужно!

Способность сопереживать - одна из основных составляющих эмпатии. Но для многих людей такая чувствительность становится обузой, появляется стремление убрать острую чувствительность к чужим переживаниям из своего характера. Как это сделать? Посвящать себе больше времени, найти новое увлечение, занятие, которое сможет увлечь, занимая много времени. Но следует помнить, что полное отторжение способности сопереживать и сочувствовать станет путем одиночества, непонимания окружающими. Нужно уметь находить золотую середину - человеческого внимания и собственных переживаний.

Эзотерика и эмпатия

Искусство и эзотерика отвечают на вопрос "Кто такой эмпат?" несколько по-своему. В этих сферах эмпатом называют человека, обладающего способностью на уровне экстрасенсорики погружаться в эмоциональный фон других людей. Часто такую черту описывают в книгах и фильмах. Практикующие экстрасенсы также используют способности эмпата для работы с параллелями реальности. Наукой проводились исследования "умений" погружаться в эмоциональный мир других людей для получения какой-либо информации, но каких-то подтверждений им дано не было. Поэтому об эмпатии как части эзотерических способностей можно говорить условно.

Умение сочувствовать и сопереживать, откликаться на переживания живых существ - отличительная черта человека. Поэтому вопрос о том, кто такой эмпат, имеет очень широкий диапазон ответов, ведь каждый из людей ищет того, кто сможет его понять, ответить на чувства. А способность к эмпатии становится основой взаимоотношений.