Творчество ахматовой

May 12th, 2017

Анну Андреевну Ахматову знают все образованные люди. Это выдающаяся русская поэтесса первой половины двадцатого века. Однако о том, сколько пришлось пережить этой поистине великой женщине - мало кому известно.

Предлагаем вашему вниманию краткую биографию Анны Ахматовой . Мы постараемся не просто остановиться на самых важных этапах жизни поэтессы, но и рассказать интересные факты из ее биографии.

Биография Ахматовой

Анна Ахматова - знаменитая поэтесса мирового уровня, писательница, переводчик, литературовед и критик. Родившись в 1889 г. Анна Го́ренко (это ее настоящая фамилия), провела детство в родном городе Одесса.

Юная Ахматова. Одесса.

Училась будущий классик в Царском Селе, а затем в Киеве, в Фундуклеевской гимназии. Когда в 1911 г. она опубликовала первое стихотворение, отец запретил ей использовать настоящую фамилию, в связи с чем Анна взяла фамилию своей прабабки - Ахматовой. Именно с этим именем она вошла в русскую и мировую историю.

С этим эпизодом связан один интересный факт, который мы приведем в конце статьи.

К слову сказать, выше вы можете видеть фото молодой Ахматовой, которое резко отличается от последующих ее портретов.

Личная жизнь Ахматовой

Всего у Анны было три мужа. Была ли она счастлива хоть в одном браке? Сложно сказать. В ее произведениях мы находим много любовной поэзии. Но это скорее какой-то идеалистический образ недостижимой любви, прошедший сквозь призму дара Ахматовой. Но вот было ли у нее обыкновенное семейное счастье - это едва ли.

Гумилев

Первым мужем в ее биографии был известный поэт Николай Гумилев, от которого у нее родился единственный сын - Лев Гумилев (автор теории этногенеза).
Прожив 8 лет, они развелись, а уже в 1921 г. Николай был расстрелян.

Здесь важно подчеркнуть, что первый муж страстно ее любил. Она не отвечала ему взаимностью, и он знал об этом еще до свадьбы. Одним словом, их совместная жизнь была чрезвычайно тягостной и мучительной от постоянной ревности и внутренних страданий обоих.

Ахматовой было очень жаль Николая, но чувств к нему она не испытывала. Два поэта от Бога не смогли жить под одной крышей и разошлись. Их распадающийся брак не смог остановить даже сын.

Шилейко

В этот тяжелый для страны период великая писательница жила из рук вон плохо.

Имея крайне скудный доход, она подрабатывала тем, что продавал селедку, которую выдавали в качестве пайка, а на вырученные деньги покупала чай и курево, без которых не мог обходиться ее муж.

В ее записях есть фраза, относящаяся к этому времени: «Я скоро сама стану на четвереньки».

Шилейко ужасно ревновал свою гениальную жену буквально ко всему: к мужчинам, гостям, стихам и увлечениям. Он запрещал ей читать стихи на публике и даже вовсе не разрешал писать их. Этот брак также был недолгим, и в 1921 их пути разошлись.

Пунин

Биография Ахматовой развивалась стремительно. В 1922 г. она снова выходит замуж. На этот раз за Николая Пунина, искусствоведа, с которым прожила дольше всего - 16 лет. Расстались они в 1938 г., когда сын Анны Лев Гумилев был арестован. К слову сказать, в лагерях Лев провел 10 лет.

Тяжелые годы биографии

Когда он только был заключен в тюрьму, Ахматова провела 17 тяжелейших месяцев в тюремных очередях, принося сыну передачи. Этот период жизни навсегда врезался в ее память.

Лёва Гумилев с матерью - Анной Ахматовой. Ленинград, 1926 г.

Однажды ее узнала какая-то женщина и спросила, сможет ли она, как поэт, описать весь тот ужас, который переживали матери невинно осужденных. Анна ответила утвердительно и тогда же начала работу над своей самой знаменитой поэмой «Реквием». Вот небольшая выдержка оттуда:

Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой.
Кидалась в ноги палачу -
Ты сын и ужас мой.

Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.

В первую мировую войну Ахматова полностью ограничила свою публичную жизнь. Однако это было несравнимо с тем, что произошло потом в ее непростой биографии. Ведь впереди ее еще ждала Великая Отечественная Война - самая кровавая в истории человечества.

В 20-х годах началось нарастающее движение эмиграции. Все это весьма тяжело отразилось на Ахматовой потому, что практически все ее друзья выехали за границу. Примечателен один разговор, который произошел между Анной и Г.В. Ивановым в 1922 г. Иванов сам описывает его так:

Послезавтра уезжаю за границу. Иду к Ахматовой — проститься.

Ахматова протягивает мне руку.

— Уезжаете? Кланяйтесь от меня Парижу.

— А Вы, Анна Андреевна, не собираетесь уезжать?

— Нет. Из России я не уеду.

— Но ведь жить все труднее!

— Да, все труднее.

— Может стать совсем непереносимо.

— Что же делать.

— Не уедете?

— Не уеду.

В том же году она пишет известное стихотворение, которое проложило черту между Ахматовой и творческой интеллигенцией, выехавшей в эмиграцию:

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной,
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

С 1925 г. НКВД издает негласный запрет, чтобы ни одно издательство не печатало никаких произведений Ахматовой по причине их «антинародности».

В краткой биографии невозможно передать то бремя морального и социального гнета, которое переживала Ахматова в эти годы.

Познав, что такое слава и признание, она была вынуждена влачить жалкое, полуголодное существование, в полном забвении. При этом, понимая, что ее друзья за границей регулярно издаются и мало в чем себе отказывают.

Добровольное решение не уезжать, но страдать со своим народом - вот подлинно удивительная судьба Анны Ахматовой. В эти годы она перебивалась случайными переводами иностранных поэтов и писателей и вообще, жила чрезвычайно бедно.

Творчество Ахматовой

Но вернемся в 1912 г., когда вышел первый сборник со стихами будущей великой поэтессы. Назывался он «Вечер». Это стало началом творческой биографии будущей звезды на небосклоне русской поэзии. Через три года появляется новый сборник «Четки», который был напечатан в размере 1000 штук.

Собственно с этого момента и начинается всенародное признание крупного таланта Ахматовой. В 1917 г. мир увидела новая книга со стихами «Белая стая». Она была издана вдвое большим тиражом, через предыдущий сборник.

Среди наиболее значимых произведений Ахматовой можно упомянуть «Реквием», написанный в 1935-1940 гг. Почему именно эту поэму считают одной из самых великих? Дело в том, что она отображает всю боль и ужас женщины, которая потеряла своих близких из-за человеческой жестокости и репрессий. А этот образ был весьма похож с судьбой самой России.

В 1941 Ахматова бродила голодная по Ленинграду. По свидетельству некоторых очевидцев она выглядела настолько плохо, что какая-то женщина, остановившись возле нее, протянула ей милостыню со словами: «Возьми Христа ради». Можно только вообразить, что чувствовала в это время Анна Андреевна.

Однако до начала блокады она была эвакуирована в Москву, где встретилась с Мариной Цветаевой. Это была единственная их встреча.

Краткая биография Ахматовой не позволяет во всех деталях показать суть ее потрясающих стихотворений. Они как будто живые разговаривают с нами, передавая и раскрывая множество сторон человеческой души.

Важно подчеркнуть, что она писала не только о личности, как таковой, а рассматривала жизнь страны и ее судьбу как биографию отдельно взятого человека, как некий живой организм со своими достоинствами и болезненными наклонностями.

Тонкий психолог и блестящий знаток человеческой души, Ахматова сумела изобразить в своих стихах множество граней судьбы, ее счастливые и трагические превратности.

Смерть и память

В подмосковном санатории 5 марта 1966 г. Анна Андреевна Ахматова умерла. На четвертый день гроб с ее телом был доставлен в Ленинград, где на Комаровском кладбище состоялись похороны.

В честь выдающейся русской поэтессы названо много улиц в бывших республиках Советского Союза. В Италии, в Сицилии, Ахматовой установлен памятник.

В 1982 г. была открыта малая планета, которая получила свое название в ее честь - Akhmatova.

В Нидерландах, на стене одного из домов города Лейдена, большими буквами написано стихотворение «Муза».

Муза

Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: «Я!».

Интересные факты из биографии Ахматовой

Будучи признанным классиком, еще в 20-е годы, Ахматова была подвержена колоссальной цензуре и замалчиванию. Ее целые десятилетия вообще не печатали, что оставляло ее без средств к существованию. Однако, несмотря на это, за границей ее считали одним из крупнейших поэтов современности и в разных странах издавали даже без ее ведома.

Когда отец Ахматовой узнал о том, что его семнадцатилетняя дочь начала писать стихи он попросил «не срамить его имени».

Фото начала 1960-х

Ее первый муж Гумилев рассказывает, что они нередко ссорились из-за сына. Когда Левушке было около 4 лет, Мандельштам научил его фразе: «Мой папа поэт, а моя мама истеричка». Когда в Царском Селе собралась поэтическая компания, Левушка вошел гостиную и громким голосом прокричал заученную фразу.

Николай Гумилев очень рассердился, а Ахматова пришла в восторг и начала целовать сына говоря: «Умничка, Лева, ты прав, твоя мама истеричка!». На то время Анна Андреевна еще не знала, какая жизнь ждет ее впереди, и какой век идет на смену Серебряному.

Поэтесса всю жизнь вела дневник, о чем стало известно только после ее смерти. Именно благодаря этому мы знаем многие факты из ее биографии.

Ахматова была номинирована на Нобелевскую премию по литературе в 1965 году, но, в конечном счете, она была присуждена Михаилу Шолохову. Не так давно стало известно, что изначально комитет рассматривал вариант того, чтобы разделить премию между ними. Но потом все же остановились на Шолохове.

Две сестры Ахматовой умерли от туберкулеза, и Анна была уверена, что ее ждет та же участь. Однако она смогла побороть слабую генетику и прожила 76 лет.

Ложась в санаторий, Ахматова чувствовала приближение смерти. В своих записях она оставила короткую фразу: «Жаль, что там нет Библии».


в девичестве - Гóренко , по первому мужу Горенко-Гумилёва , после развода взяла фамилию Ахматова , по второму мужу Ахматова-Шилейко , после развода Ахматова

русская поэтесса Серебряного века, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века; номинантка на Нобелевскую премию по литературе

Анна Ахматова

Краткая биография

11 июня 1889 г. в Одессе, в одном из домов Большого Фонтана, появилась на свет Анечка Горенко , которой предстояло снискать славу одного из самых известных русских поэтов XX ст., классика при жизни, талантливого переводчика, литературоведа, критика. Она стала шестым ребенком в семействе отставного флотского инженера-механика, потомственного дворянина. Детские и отроческие годы Анны прошли в Царском Селе, куда семья переехала в 1980 г. Здесь она с 1900 г. по 1905 г. училась в Мариинской гимназии, здесь же в 1903 г. состоялось ее знакомство с Николаем Гумилевым – будущим супругом, человеком, сыгравшим в ее судьбе особую роль.

После развода родителей в 1905 г. Анна с мамой и сестрами уехали в Евпаторию: больным туберкулезом девочкам был полезен целительный климат. Оканчивала учебу она в Фундуклеевской гимназии города Киева, куда они в 1906 г. переехали жить к родственникам. С 1908 г. Анна Горенко – слушательница Киевских высших женских курсов, юридического факультета. Привить любовь к юриспруденции учеба так и не смогла, зато студентка увлеченно изучала латынь. В апреле 1910 г. Анна ответила согласием на предложение руки и сердца, сделанное Н. Гумилевым. Обвенчавшись, пара уехала сначала в свадебное путешествие (Париж, города Италии), потом провела какое-то время в Слепнево - имении матери Н. Гумилева.

Перспектива стать юристом больше не влекла Анну Горенко. Она приехала в Петербург и в том же 1910 г. поступила на Высшие историко-литературные курсы Раева. Сочинять стихи будущая знаменитость начала с 11 лет. В 1907 г. Н. Гумилев, выпускавший в Париже русскоязычный журнал «Сириус», впервые опубликовал стихотворение «На руке его много блестящих колец», подписанное «Анна Г.», но издание просуществовало очень недолго. В 1911 г. стихи начинающей поэтессы стали появляться в журналах, выходивших в Петербурге. Именно тогда читающая публика узнала об Анне Ахматовой. Некогда отец наложил вето на использование «Горенко» в подписи к стихам, поэтому в качестве творческого псевдонима была использована фамилия, которую носила прабабка по материнской линии.

Благодаря Н. Гумилеву, который был к тому времени в литературно-художественных кругах личностью известной и авторитетной, Ахматова и сама быстро стала частью этой среды. Путь Анны Андреевне к славе не был долгим и тернистым. Уже первый ее сборник стихов – «Вечер», увидевший свет в 1912 г., - не остался без внимания критиков и свидетельствовал о том, что в русской поэзии появилось новое имя. Быстрое восхождение стало неожиданностью для многих, в том числе для самого Н. Гумилева, который некогда после прочтения стихов Анны дал ей совет заняться танцами. Когда был основан «Цех поэтов», Ахматова принимала в его деятельности самое активное участие, была секретарем.

В мае 1914 г. был опубликован лирический сборник «Четки», после которого к поэтессе пришла настоящая слава. Благосклонно восприняли его не только простые почитатели ее таланта, но и поэты, оказавшие значительное влияние на раннюю поэтику Ахматовой, - Александр Блок и Валерий Брюсов . Книга выдержала до 1923 г. еще восемь переизданий. Как и «Вечер», «Четки» были написаны в русле акмеизма; Анна Ахматова стояла у истоков этого литературного течения. Ею восхищались, ей подражали, сочиняли посвящения, художники искали возможности нарисовать ее портрет... Однако начавшаяся Первая мировая война не могла не внести корректив в биографию - активная публичная деятельность поэтессы была свернута, Гумилев ушел на фронт. Ахматова все чаще бывала в его имении Слепнево, где открыла для себя жизнь, имеющую мало общего с петербуржской. Ее мучил туберкулез, много времени и сил уходило на лечение.

Этот период был насыщен чтением русской классики, что также наложило заметный отпечаток на ее дальнейшую творческую деятельность. Знакомство с безыскусной деревенской жизнью, утрата ощущения стабильности, драматизм военной поры внесли в ее поэзию новые интонации – молитвенности, торжественной скорби. Стихи этой поры легли в основу третьего сборника (1917 г.) – «Белая стая». Принято считать, что он пользовался меньшим успехом, однако сама Ахматова объясняла это тяжелым военным временем.

После установления в 1917 г. власти большевиков потомственная дворянка сделала выбор в пользу «глухой и грешной» Родины, оставшись там, «где мой народ, к несчастью, был», не эмигрировав, как это сделали очень многие из ее окружения. Несколько лет серьезных лишений, драматических личных событий (развод в 1918 г. с Н. Гумилевым, его расстрел в 1921 г., повторный неудачный брак с поэтом и ученым В. Шилейко) несколько отдалили Ахматову от творчества, публичной деятельности, но осенью 1921 г. она вновь стала активно публиковаться, принимать участие в жизни литературных объединений, выступать. В 1921 г. было издано сразу два ее сборника любовной лирики – «Подорожник» и «Anno Domini».

С 1923 г. Ахматову как автора объявили идеологически чуждым элементом, превратили в мишень для критики и перестали печатать, заставив сменить вектор творчества: она погрузилась в изучение наследия Пушкина , много переводила, увлеклась архитектурой. Ее биография в тот период мало чем отличалась от жизни тысяч соотечественников, чьи близкие стали безвинными жертвами сталинских репрессий. Единственного сына Ахматовой, Льва Гумилева, арестовывали три раза, ссылали в лагеря; погибли в сталинских застенках ее третий муж Николай Пунин, многие друзья и знакомые. Тридцать лет поэтесса прожила, по ее собственному выражению, «под крылом у гибели». Страдания и скорбь русской женщины, которой довелось жить в страшные времена, нашли воплощение в стихотворном цикле «Реквием» (1935-1940), стихах военного времени. По прихоти Сталина (его дочери очень нравились стихи Ахматовой) в 1939 г. поэтессу пустили в советскую литературу, приняли в Союз писателей, и уже в 1940 г. был опубликован ее сборник «Из шести книг», и в целом этот год был невероятно плодотворным в ее творческой биографии.

В сентябре 1941 г. Ахматова, встретившая начало Великой Отечественной в Ленинграде, была эвакуирована, до мая 1945 г. пробыла в Ташкенте. В 1943 г. была удостоена медали «За оборону Ленинграда». Ее стихи той поры не только были пронизаны скорбью и страданиями, но и призывали к мужеству, выполнению гражданского долга, стали олицетворением непокоренного русского слова и русского духа. В Колонном зале Дома союзов в апреле 1946 г. ее встречали стоя и продолжительными овациями. Однако время триумфа, восхищенного приема публикой было очень коротким: 16 августа вышло Постановление ЦК ВКП (б) О журналах «Звезда» и «Ленинград», перечеркнувшее надежды интеллигенции на большую свободу и подвергавшее жесткой критике творчество Ахматовой и Зощенко. В 1949 г. к бедствиям (голод, обыски, моральная травля) добавился приговор сыну – 10 лет лагерей. Желая смягчить суровое наказание в 1950 г. поэтесса, переступив через себя, написала хвалебный цикл стихов «Слава Миру», но ее надежды не оправдались.

19 января 1951 г. благодаря ходатайству А. Фадеева Ахматову вновь включили в Союз советских писателей, в мае 1955 г. ей выделили в пос. Комарово собственное жилье (первое в жизни) - дачный домик, в 1956 вернулся из лагеря реабилитированный Лев Гумилев. Это был относительно благополучный период в жизни поэтессы, она вновь получила возможность заняться творчеством. В 1958 г. вышел сборник «Стихотворения»; в 1962 г. - закончена «Поэма без героя», начатая в 1940-ом, положен на бумагу и доработан знаменитый автобиографический «Реквием», который увидит свет уже после ее смерти, в перестроечном 1987-ом.

Несмотря на ограничения в публикациях, слава Ахматовой вышла далеко за пределы СССР, мастерство поэтессы было признано на мировом уровне, стало для зарубежных читателей олицетворением великой русской культуры. В 1962 г. она была номинантом Нобелевской премии в области литературы. В 1964. в Италии получила международную литературную премию «Этна-Таормина», в 1965 в Лондоне примерила мантию почетного доктора литературы Оксфордского университета. В том же 1965 г. был опубликован большой сборник «Бег времени», куда вошли стихи разных периодов. Умерла Анна Андреевна 5 марта 1966 г. в домодедовском санатории, где она шла на поправку после четвертого инфаркта. Прах ее покоится в поселке Комарово неподалеку от Санкт-Петербурга.

Биография из Википедии

Анна Горенко родилась в одесском районе Большой Фонтан в семье потомственного дворянина, инженера-механика флота в отставке А. А. Горенко (1848-1915), ставшего после переезда в столицу коллежским асессором, чиновником для особых поручений Госконтроля. Она была третьей из шести детей. Её мать, Инна Эразмовна Стогова (1856-1930), состояла в отдалённом родстве с Анной Буниной: в одной своей черновой записи Анна Ахматова записала: «…В семье никто, сколько глаз видит кругом, стихи не писал, только первая русская поэтесса Анна Бунина была тёткой моего деда Эразма Ивановича Стогова…». Женой деда была Анна Егоровна Мотовилова - дочь Егора Николаевича Мотовилова, женатого на Прасковье Федосеевне Ахматовой; её девичью фамилию и избрала Анна Горенко в качестве литературного псевдонима, создав образ «бабушки-татарки», которая, якобы, происходила от ордынского хана Ахмата. К этому выбору оказался причастен отец Анны: узнав о поэтических опытах семнадцатилетней дочери, он попросил не срамить его имени.

В 1890 году семья переехала сначала в Павловск, а затем в Царское Село, где в 1899 году Анна Горенко стала ученицей Мариинской женской гимназии. Лето она проводила под Севастополем, где, по её собственным словам:

Я получила прозвище «дикая девочка», потому что ходила босиком, бродила без шляпы и т.д., бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма, и загорала до того, что сходила кожа, и всем этим шокировала провинциальных севастопольских барышень.

Вспоминая детство, Ахматова писала:

Мои первые воспоминания - царскосельские: зелёное, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пёстрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду».

Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет - древний Херсонес, около которого мы жили.

А. Ахматова. Коротко о себе

Ахматова вспоминала, что училась читать по азбуке Льва Толстого . В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она научилась говорить по-французски. В Петербурге будущая поэтесса застала «краешек эпохи», в которой жил Пушкин; при этом запомнился ей и Петербург «дотрамвайный, лошадиный, конный, коночный, грохочущий и скрежещущий, завешанный с ног до головы вывесками». Как писал Н. Струве, «Последняя великая представительница великой русской дворянской культуры, Анна Ахматова в себя всю эту культуру вобрала и претворила в музыку».

Свои первые стихотворения она опубликовала в 1911 году («Новая жизнь», «Gaudeamus», «Аполлон», «Русская мысль»). В молодости примыкала к акмеистам (сборники «Вечер», 1912, «Чётки», 1914). Характерными чертами творчества Ахматовой можно назвать верность нравственным основам бытия, тонкое понимание психологии чувства, осмысление общенародных трагедий XX века, сопряжённое с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка.

Автобиографическая поэма «Реквием» (1935-1940; впервые опубликована в Мюнхене в 1963, в СССР - в 1987) - одно из первых поэтических произведений, посвящённых жертвам репрессий 1930-х годов.

«Поэма без героя» (1940-1965, относительно полный текст впервые опубликован в СССР в 1976) отражает взгляд Ахматовой на современную ей эпоху, от Серебряного века до Великой Отечественной войны. Поэма имеет выдающееся значение как образец современной поэзии и уникальное историческое полотно.

Кроме поэтических произведений перу Ахматовой принадлежат статьи о творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова , воспоминания о современниках.

Начиная с 1922 года, книги Анны Ахматовой подвергались цензурной правке. С 1925 по 1939 год и с 1946 по 1955 её поэзия не печаталась совершенно, кроме стихотворений из цикла «Слава миру!» (1950). По мнению давнего знакомого Ахматовой Юзефа Чапского, её первый, с 1914 года, выезд за рубеж состоялся, скорее всего, только в 1964 году, в итальянскую Таормину. «Британника» уточняет первую дату - с 1912 года.

Первое относительно полное и научно прокомментированное посмертное издание: Ахматова А. Стихотворения и поэмы / Под ред. В. М. Жирмунского. - Л., 1976. - (Большая серия Библиотеки поэта).

Стихи Ахматовой переведены на многие языки мира.

Жизнь и творчество

Анна Ахматова с мужем Н. С. Гумилёвым и сыном Львом

  • 1900-1905 - учёба в Царскосельской гимназии, затем год в Евпатории.
  • 1906-1907 - учёба в Киевской Фундуклеевской гимназии. Среди преподавателей - будущий известный философ Густав Шпет, математик Юлий Кистяковский.
  • 1908-1910 - учёба на Киевских высших женских курсах и на Высших женских историко-литературных курсах Н. П. Раева в Петербурге. Первое стихотворение написала в 11 лет. Отец запретил подписывать стихи фамилией Горенко , и она взяла девичью фамилию прабабушки по женской линии Прасковьи Федосеевны Ахматовой (в замужестве - Мотовиловой), умершей в 1837 году. По отцу Прасковья Федосеевна происходила из старинной дворянской фамилии князей Чагадаевых, известных с XVI века, по матери - из старинного татарского рода Ахматовых, обрусевшего в XVII веке.
  • 1910 - в апреле вышла замуж за Николая Гумилёва.
  • 1910-1912 - дважды была в Париже, путешествовала по Италии. Впечатления от этих поездок, от знакомства в Париже с Амедео Модильяни оказали заметное влияние на творчество поэтессы.
  • 1911 - первые публикации под именем «Анна Ахматова» (ранее, в 1907, за подписью «Анна Г.» Гумилёв опубликовал в Париже её стихотворение «На руке его много блестящих колец…» в издававшемся им журнале «Сириус». Журнал успеха не имел и почти сразу прекратил своё существование).
  • 1912
    • в марте вышла первая книга - сборник «Вечер», в издании «Цеха поэтов» тиражом 300 экземпляров.
    • в октябре родился сын - Лев Николаевич Гумилёв.
  • 1914 - весной впервые вышли «Чётки» в издательстве «Гиперборей» немалым по тем временам тиражом в 1000 экземпляров. До 1923 года книга выдержала ещё 8 переизданий.
  • 1917 - третья книга, «Белая стая», вышла в издательстве «Гиперборей» тиражом в 2000 экземпляров.
  • 1918
    • в августе состоялся развод с Гумилёвым.
    • вышла замуж за учёного-ассириолога и поэта Владимира Шилейко.
  • 1921
    • в апреле в издательстве «Петрополис» вышел сборник «Подорожник» тиражом в 1000 экземпляров.
    • лето - рассталась с В. К. Шилейко.
    • в ночь с 3 на 4 августа арестован, а затем, через три недели, расстрелян Николай Гумилёв.
    • в октябре свет увидела пятая книга «Anno Domini MCMXXI» (лат. «В лето господне 1921») в издательстве «Петрополис».
  • 1922 - стала женой, без официальной регистрации брака, искусствоведа Николая Пунина.
  • С 1923 по 1934 практически не печаталась. По свидетельству Л. К. Чуковской («Записки об Анне Ахматовой») многие стихотворения тех лет были утеряны в переездах и во время эвакуации. Сама Ахматова в заметке «Коротко о себе» в 1965 году писала:

«С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые - перепечатывать».

  • 1924 - поселилась в «Фонтанном доме».
  • 8 июня 1926 - оформлен развод с Владимиром Шилейко, собиравшимся вступить во второй брак с В. К. Андреевой. При разводе впервые официально получила фамилию Ахматова (ранее по документам носила фамилии своих мужей).
  • 22 октября 1935 - арестованы, а через неделю освобождены Николай Пунин и Лев Гумилёв.
  • 1938 - арестован и приговорён к 5 годам исправительно-трудовых лагерей сын - Лев Гумилёв.
    • рассталась с Николаем Пуниным.
  • 1939 - принята в Союз советских писателей.
  • 1935-1940 - написана поэма «Реквием».
  • 1940 - новый, шестой сборник: «Из шести книг».
  • 1941 - войну встретила в Ленинграде. 28 сентября по настоянию врачей была эвакуирована сначала в Москву, затем в Чистополь, недалеко от Казани, оттуда через Казань в Ташкент. В Ташкенте вышел сборник её стихотворений.
  • 1944 - 31 мая Анна Ахматова в числе первых вернулась из эвакуации в Ленинград.
    • лето - разрыв отношений с Владимиром Гаршиным.
  • 1946 - Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» от 14 августа 1946 года, в котором резкой критике подвергалось творчество Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Оба они были исключены из Союза советских писателей.

  • 1949 - 26 августа арестован Н. Н. Пунин, 6 ноября арестован Л. Н. Гумилёв. Приговор - 10 лет Исправительно-трудовых лагерей. В течение всех лет ареста сына Анна Ахматова не оставляла попыток вызволить его. Возможно, попыткой продемонстрировать лояльность советской власти явилось создание цикла стихов «Слава миру!» (1950). Лидия Чуковская в «Записках об Анне Ахматовой» пишет:

«Цикл „Слава миру“ (фактически - „Слава Сталину“) написан Ахматовой как „прошение на высочайшее имя“. Это поступок отчаяния: Лев Николаевич был снова арестован в 1949 году».

  • 1951 - 19 января по предложению Александра Фадеева Анна Ахматова была восстановлена в Союзе советских писателей.
  • 1954 - в декабре участвовала во Втором съезде Союза советских писателей.
  • 1956
    • 7 июля награждена Почетной грамотой Армении.
    • возвратился из заключения реабилитированный после XX съезда КПСС Лев Гумилёв, ошибочно полагавший, что мать не принимала достаточно усилий для его освобождения. Но Ахматова 24 апреля 1950 г. написала Сталину письмо с просьбой освободить сына, которое осталось без ответа, а 14 июля 1950 г. министр госбезопасности СССР В. С. Абакумов отправил Сталину докладную записку «О необходимости ареста поэтессы Ахматовой»; с этого времени отношения между матерью и сыном были напряжёнными.

  • 1958 - вышел сборник «Стихотворения»
  • 1962 - закончила «Поэму без героя», над которой работала двадцать два года.
  • 1964 - в Италии получила премию «Этна-Таормина».
  • 1965
    • поездка в Англию на вручение диплома почётного доктора Оксфордского университета.
    • издан сборник «Бег времени».
  • 1966
    • 5 марта - умерла в санатории в Домодедове (Подмосковье).
    • 7 марта - в 22:00 по Всесоюзному радио передали сообщение о смерти выдающейся поэтессы Анны Ахматовой.
    • 9 марта гроб был доставлен из Москвы в Ленинград. Утром 10 марта 1966 года сначала было совершено отпевание покойной в нижней церкви Никольского собора, а около 15 часов - гражданская панихида в Доме писателей на улице Воинова в бывшем особняке А. Д. Шереметева. Похоронена в тот же день в поселке Комарово под Ленинградом. Власти планировали установить на могиле обычную для СССР пирамидку, однако Лев Гумилёв вместе со своими студентами построил памятник матери самостоятельно, собрав камни, где смог, и выложив стену, как символ стены «Крестов», под которой стояла его мать с передачами сыну. Первоначально в стене была ниша, похожая на тюремное окно, в дальнейшем эту «амбразуру» закрыли барельефом с портретом поэтессы. Крест, как и завещала Анна Ахматова, первоначально был деревянным. В 1969 году на могиле установлены барельеф и крест по проекту скульптора А. М. Игнатьева и архитектора В. П. Смирнова.

Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“»

Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Её стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусство для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом, наносят вред делу воспитания нашей молодёжи и не могут быть терпимы в советской литературе.

Член Политбюро ЦК ВКП(б) А. А. Жданов 15-16 августа 1946 года из докладов (обобщённая стенограмма):

<…> Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой. <…> Такова Ахматова с её маленькой, узкой личной жизнью, ничтожными переживаниями и религиозно-мистической эротикой. Ахматовская поэзия совершенно далека от народа. Это - поэзия десяти тысяч верхних старой дворянской России, обречённых <…>

По мнению К. Симонова «выбор прицела для удара по Ахматовой и Зощенко был связан не столько с ними самими, сколько с тем головокружительным, отчасти демонстративным триумфом, в обстановке которого протекали выступления Ахматовой в Москве, <…> и с тем подчёркнуто авторитетным положением, которое занял Зощенко после возвращения в Ленинград».

Постановление как ошибочное было отменено на заседании Политбюро ЦК КПСС 20 октября 1988 года.

Адреса

Одесса

  • 1889 - родилась на 11 ½ станции Большого Фонтана на даче, которую снимала её семья. Нынешний адрес: Фонтанская дорога, 78.

Севастополь

  • 1896-1916 - гостила у своего деда (ул. Ленина, 8)

Санкт-Петербург - Петроград - Ленинград

Вся сознательная жизнь А. А. Ахматовой была связана с Петербургом. Писать стихи она начала в гимназические годы, в Царскосельской Мариинской гимназии, где училась. Здание сохранилось (2005 год), это дом 17 на Леонтьевской улице.

  • 1910-1912 - Царское село, Малая улица, дом № 64. Живут у матери Гумилёва (дом не сохранился, сейчас это участок дома № 57 по Малой улице). Дом стоял напротив здания Николаевской мужской классической гимназии;
  • 1912-1914 - Тучков переулок, дом 17, кв. 29; жила вместе с Николаем Гумилёвым. Из ахматовских стихов можно угадать этот адрес:

…Я тихая, весёлая, жила
На низком острове, который словно плот,
Остановился в пышной невской дельте
О, зимние таинственные дни,
И милый труд, и лёгкая усталость,
И розы в умывальном кувшине!
Был переулок снежным и недлинным,
И против двери к нам стеной алтарной
Воздвигнут храм Святой Екатерины.

Гумилёв и Ахматова своё небольшое уютное жильё ласково называли «Тучкой». Они жили тогда в квартире 29 дома № 17. Это была одна комната окнами на переулок. Переулок выходил к Малой Неве… Это первый самостоятельный адрес Гумилёва в Петербурге, до этого он жил с родителями. В 1912 году, когда они поселились на «Тучке», у Анны Андреевны вышла первая книга стихов «Вечер». Уже заявившей о себе поэтессой, ходила она на сеансы в мастерскую Альтмана, которая находилась рядом, на Тучковой набережной.

Анна Андреевна уедет отсюда. А осенью 1913 года, оставив сына на попечение матери Гумилёва, вернётся сюда, на «Тучку», чтобы продолжать творить на «снежном и недлинном переулке». С «Тучки» проводит она Николая Степановича на театр военных действий Первой мировой войны. Он будет приезжать в отпуск и останавливаться уже не на «Тучке», а на Пятой линии, 10, в квартире Шилейко,.

  • 1914-1917 - Тучкова набережная, 20, кв. 29;
  • 1915 - Большая Пушкарская, д. 3. В апреле - мае 1915 г. снимала комнату в этом доме; в её записях упоминается, что она называла этот дом «Пагодой».
  • 1917-1918 - квартира Вячеслава и Валерии Срезневских - Боткинская улица, 9 (ныне - дом 17);
  • 1919-1921 - квартира Шилейко - северный флигель дома № 34 на набережной Фонтанки (он же дворец Шереметьева или «Фонтанный дом»);
  • 1919-1920 - улица Халтурина, 5; угловая квартира из двух комнат во втором этаже служебного корпуса на углу Миллионной улицы и площади;
  • весна 1921 года - особняк Е. Н. Нарышкиной - Сергиевская улица, 7, кв. 12; а затем дом № 18 по набережной Фонтанки квартира подруги О. А. Глебовой-Судейкиной;
  • 1921 год - санаторий - Детское Село, Колпинская улица, 1;
  • 1922-1923 годы - доходный дом - Казанская улица, 4;
  • конец 1923 - начало 1924 года - Казанская улица, 3;
  • лето - осень 1924-1925 годы - набережная реки Фонтанки, 2; дом стоит напротив Летнего сада у истока Фонтанки, вытекающей из Невы;
  • осень 1924 - февраль 1952 - южный дворовый флигель дворца Д. Н. Шереметева (квартира Н. Н. Пунина) - набережная реки Фонтанки, 34, кв. 44 («Фонтанный Дом»). Гости Ахматовой должны были получать пропуска в проходной Института Арктики и Антарктики, в то время располагавшемся там же; у самой Ахматовой был постоянный пропуск с печатью «Севморпути», где в графе «должность» указано «жилец»;
  • лето 1944 - набережная Кутузова, четвёртый этаж дома № 12, квартира Рыбаковых, на время ремонта квартиры в Фонтанном доме;
  • февраль 1952-1961 - доходный дом - улица Красной Конницы, 4, кв. 3;
  • Последние годы жизни дом № 34 на улице Ленина, где были предоставлены квартиры многим поэтам, писателям, литературоведам, критикам;

Москва

Приезжая в Москву в 1938-1966 годах, Анна Ахматова останавливалась у писателя Виктора Ардова, квартира которого находилась по адресу Большая Ордынка, д. 17, стр. 1. Здесь она подолгу жила и работала, здесь же в июне 1941 года она впервые встретилась с Мариной Цветаевой .

Ташкент

  • 1941, ноябрь - ул. Карла Маркса , д. 7.
  • 1942-1944, март - ул. В. И. Жуковского (в 2000-х годах переименована в ул. Садыка Азимова), д. 54. В 1966 году дом был уничтожен ташкентским землетрясением.

Комарово

В 1955 году, когда стихи Ахматовой снова стали появляться в печати. Литфонд предоставил ей в посёлке Комарово на улице Осипенко, 3 маленький домик, который она сама называла «Будкой». Дача стала центром притяжения творческой интеллигенции. Здесь бывали Дмитрий Лихачёв, Лидия Чуковская, Фаина Раневская , Натан Альтман, Александр Прокофьев, Марк Эрмлер и многие другие. Приезжали и молодые поэты: Анатолий Найман, Евгений Рейн, Дмитрий Бобышев, Иосиф Бродский.

Пока «будка» в 1955 году обустраивалась, Анна Андреевна жила у своих друзей Гитовичей по адресу 2-я Дачная ул., д. 36.

В 2004 году дача была отреставрирована. В 2008 году здание было ограблено (ранее не было зафиксировано ни одной попытки ограбления).

В 2013 году, 22 июня (в ближайшую субботу ко дню рождения), на улице Осипенко, рядом со знаменитой «Будкой», где жила Анна Андреевна, состоялся 8-й традиционный литературно-музыкальный вечер памяти поэта. Организаторы - прозаик и поэт Анатолий Найман и администрация муниципального образования пос. Комарово.

Ахматовские чтения
в 2013 году

Табличка на «Будке»

«Будка»

Окно комнаты
Анны Ахматовой
в «Будке»

Портреты

Первый (не считая рисунков Модильяни 1911 года) графический портрет Ахматовой выполнен С. А. Сориным (Петербург, 1913 г., по др. свед.: 1914 г.).

Известен живописный портрет Анны Ахматовой, написанный К. С. Петровым-Водкиным в 1922 году.

Н. И. Альтман в 1914 г. написал портрет Анны Андреевны Ахматовой. Художница О. Л. Делла-Вос-Кардовская писала о работе Альтмана: «Портрет, по-моему, слишком страшный. Ахматова там какая-то зелёная, костлявая, на лице и фоне кубические плоскости, но за всем этим она похожа, похожа ужасно, как-то мерзко в каком-то отрицательном смысле…» Дочь же художницы, Е. Д. Кардовская, считает, что: «Но как ни нравится мне с художественной стороны ахматовский портрет работы моей матери, и всё же считаю, что Ахматова такая, какой её знали её друзья - поэты, поклонники тех лет, Ахматова „чётко“ передана не на этом портрете, а на портрете работы Альтмана».

Ахматову писали и рисовали многие художники, в том числе Амедео Модильяни (1911; самый любимый портрет Ахматовой, всегда находившийся в её комнате), Н. Я. Данько (скульптурные портреты, 1924, 1926), Т. Н. Глебова (1934), В. Милашевский (1921), Ю. Анненков (1921), Л. А. Бруни (1922), Н. Тырса (1928), Г. Верейский (1929), Н. Коган (1930), Б. В. Анреп (1952), Г. Неменова (1960-1963), А.Тышлер (1943). Менее известны её прижизненные силуэты, созданные С. Б. Рудаковым в 1936 г. в Воронеже.

Анна Ахматова на рисунке Модильяни. 1911 год

Н. Альтман. Портрет А. А. Ахматовой, 1914 год. Русский музей

Портрет Ахматовой работы Ольги Кардовской, 1914 год

Портрет Ахматовой на почтовой марке Казахстана, 2014 год

Память

  • Улицы, названные в честь А. Ахматовой, есть в Пушкине (Ахматовская улица), Калининграде, Одессе, Киеве, Донецке, Ташкенте, Москве, Тюмени, Астрахани и Майкопе, переулок Ахматовой есть в Евпатории (Республика Крым).,
  • Памятник Ахматовой в городе Таормина (Сицилия, Италия).
  • Ахматовские вечера-встречи, вечера памяти, приуроченные ко дню рождения Анны Андреевны - 25 июня, - стали традицией посёлка Комарово. Проводятся в ближайшие к дате выходные на пороге знаменитой «Будки», где жила Ахматова
  • 25 ноября 2011 года в Московском международном Доме музыки состоялась премьера музыкального спектакля «Память о солнце», посвящённого Анне Ахматовой. Спектакль создан певицей Ниной Шацкой и актрисой Ольгой Кабо.
  • 17 июля 2007 года в Коломне на стене старого особняка была открыта мемориальная доска в память посещения города 16 июля 1936 года А. Ахматовой, жившей в то лето неподалёку на даче Шервинских на берегу Оки, на окраине села Черкизова. Шервинским Анна Андреевна посвятила стихотворение «Под Коломной».
  • По Москве-реке ходит теплоход «Анна Ахматова». Также двухпалубный пассажирский теплоход проекта 305 «Дунай», построенный в 1959 году в Венгрии (прежнее название «Владимир Мономах»), назвывает в четь Ахматовой.
  • В Крымской астрофизической обсерватории астрономы Л. Г. Карачкина и Л. В. Журавлёва назвали малую планету, открытую ими 14 октября 1982 года, (3067) Akhmatova. Также именем Анны Ахматовой названы кратер Ахматова на Венере.

Памятники, музеи

Мраморный барельеф на 11 ½ станции Большого Фонтана в Одессе

Музей «Анна Ахматова. Серебряный Век».
Санкт-Петербург, Автовская ул., д. 14

Мемориальная доска в память посещения Коломны А. А. Ахматовой

Бежецк

В городе Бежецке, где детские годы провёл сын Анны Андреевны Ахматовой - Лев Николаевич Гумилёв, установлена скульптурная композиция, посвящённая А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилёву и Л. Н. Гумилёву.

Киев

К 128 годовщине со дня рождения Анны Ахматовой, 23 июня 2017 года, в Мариинском парке Киева открыли памятник поэтессе. Автор монумента - скульптор Александр Стельмашенко. На изготовление скульптуры ушло около двух лет. В памятнике запечатлён знаменитый профиль Ахматовой, её узнаваемая чёлка и изящность. Высота изваяния - почти четыре с половиной метра.

Место установки памятника неслучайно. Однажды, гуляя с сестрой и няней неподалеку от Мариинского дворца, маленькая Аня нашла булавку в форме лиры. Няня тогда сказала Ане: «Это значит, ты станешь поэтом».

Москва

На стене дома, где останавливалась Анна Ахматова, приезжая в Москву (улица Большая Ордынка, д. 17, стр. 1., квартира Виктора Ардова), имеется мемориальная доска; во дворе стоит памятник, выполненный по рисунку Амадео Модильяни. В 2011 году инициативная группа москвичей, возглавляемая Алексеем Баталовым и Михаилом Ардовым, выступила с предложением открыть здесь квартиру-музей Анны Ахматовой.

Мемориальная доска А. А. Ахматовой в Москве по адресу ул. Большая Ордынка, д. 17

Одесса

В Одессе, в начале аллеи, ведущей к тому месту, где располагался дом, в котором родилась поэтесса, в середине 80-х годов XX века были установлены её памятный барельеф и чугунная скамейка (украдена вандалами в середине 1990-х годов, позднее заменена на мраморную).

Памятник «Серебряный век» - скульптурный портрет поэтов Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. Открыт в апреле 2013 года.

Санкт-Петербург

В Петербурге памятники Ахматовой установлены во дворе филологического факультета государственного университета и в саду перед школой на улице Восстания.

5 марта 2006 года, к 40-й годовщине со дня смерти поэта, в саду Фонтанного дома был открыт третий памятник Анне Ахматовой работы петербургского скульптора Вячеслава Бухаева (дар музею Николая Нагорского) и установлена «Скамейка стукачей» (Вячеслав Бухаев) - в память о слежке за Ахматовой осенью 1946 года. На скамейке табличка с цитатой:

Ко мне пришёл некто и предложил 1 мес<яц> не выходить из дома, но подходить к окну, чтобы меня было видно из сада. В саду под моим окном поставили скамейку, и на ней круглосуточно дежурили агенты.

В Фонтанном доме, где находится литературно-мемориальный музей Ахматовой, она прожила 30 лет, а сад у дома называла «магическим». По её словам, «сюда приходят тени петербуржской истории» Скамейка стукачей в саду Фонтанного дома. Архитектор В. Б. Бухаев. 2006

Памятник на Воскресенской набережной, напротив Крестов. 2006

В декабре 2006 года в Санкт-Петербурге открыт памятник Анне Ахматовой, расположенный через Неву от следственного изолятора «Кресты», где она завещала поставить его. В 1997 году планировалось разбить Ахматовский сквер на этом месте, однако планам не суждено было осуществиться.

В 2013 году в Пушкине возле дома № 17Б по Леонтьевской улице открыт памятник Анне Ахматовой, расположенный у входа в Царскосельскую гимназию искусств её имени. Автор памятника - петербургский скульптор Владимир Горевой.

Ташкент

В конце 1999 года в Ташкенте при участии Русского культурного центра Узбекистана открыт клуб-музей «Мангалочий дворик», название которому дала одна из первых стихотворных строк Ахматовой, написанных по прибытии в эвакуацию из Ленинграда зимой 1942 года. Клуб-музей находится во Дворце культуры тракторостроителей.

Кинематограф

10 марта 1966 года в Ленинграде были проведены несанкционированные властью съемки отпевания, гражданской панихиды и похорон Анны Ахматовой. Организатор данных съёмок - режиссёр С. Д. Аранович. Ему помогали оператор А. Д. Шафран, ассистент оператора В. А. Петров и другие. В 1989 году отснятые материалы были использованы С. Д. Арановичем в документальном фильме «Личное дело Анны Ахматовой»

В 2007 году был снят биографический сериал «Луна в зените» по мотивам неоконченной пьесы Ахматовой «Пролог, или Сон во сне».В главной роли - Светлана Крючкова. Роль Ахматовой в снах исполняет Светлана Свирко.

В 2012 году на экраны вышел сериал «Анна Герман. Тайна белого ангела». В эпизоде серии, изображающих жизнь семьи певицы в Ташкенте была показана встреча матери Анны с поэтессой. В роли Анны Ахматовой - Юлия Рутберг.

Библиография

Прижизненные издания

  • Анна Ахматова. «Вечер» 1912.
  • Анна Ахматова. «Чётки» 1914-1923 - 9 изданий.
  • Анна Ахматова. «Белая стая» 1917, 1918, 1922 г.

Анна Ахматова. У самого моря. Поэма. «Алконост». 1921 г.

  • Анна Ахматова. «Подорожник» 1921.
  • Анна Ахматова. «Anno Domini MCMXXI» изд. «Петрополис», П., 1922; Берлин, 1923 г.
  • Анна Ахматова. Из шести книг. Л. 1940.
  • Анна Ахматова. Избранное. Стихи. Ташкент. 1943.
  • Анна Ахматова. Стихотворения. М. ГИХЛ, 1958.
  • Анна Ахматова. Стихотворения. 1909-1960. М. 1961.
  • Анна Ахматова. Requiem. Тель-Авив. 1963. (без ведома автора)
  • Анна Ахматова. Requiem. Мюнхен. 1963.
  • Анна Ахматова. Бег времени. М.-Л. 1965.

Важнейшие посмертные издания

  • Ахматова А. Избранное / Сост. и вступ. ст. Н. Банникова. - М.: Художественная литература, 1974.
  • Ахматова А. Стихи и проза / Сост. Б. Г. Друян; вступ. статья Д. Т. Хренкова; подгот. текстов Э. Г. Герштейн и Б. Г. Друяна. - Л.: Лениздат, 1977. - 616 с.
  • Ахматова А. Стихотворения и поэмы / Сост., подготовка текста и примечания В. М. Жирмунского. - Л.: Сов писатель, 1976. - 558 с. Тираж 40 000 экз. - (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание)
  • Ахматова А. Стихотворения / Сост. и вступ. ст. Н. Банникова. - М.: Сов. Россия, 1977. - 528 с. - (Поэтическая Россия)
  • Ахматова А. Стихотворения и поэмы / Сост., вступ. ст., примеч. А. С. Крюкова. - Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1990. - 543 с.
  • Ахматова А. Сочинения: В 2 тт. / Сост. и подготовка текста М. М. Кралина. - М.: Правда, 1990. - 448 + 432 с.
  • Ахматова А. Собрание сочинений: В 6 тт. / Сост. и подготовка текста Н. В. Королёвой. - М.: Эллис Лак, 1998-2002.
  • Ахматова А. Записные книжки. 1958-1966. - М. - Torino: Einaudi, 1996.

Музыкальные произведения

  • Опера «Ахматова», премьера в Париже в Опера Бастилии (Opéra Bastille) 28 марта 2011. Музыка Брюно Мантовани, либретто Кристофа Гристи (Christophe Ghristi
  • «Чётки»: вокальный цикл А. Лурье, 1914
  • «Пять стихотворений А. Ахматовой», вокальный цикл С. С. Прокофьева, соч. 27, 1916 (№ 1 «Солнце комнату наполнило»; № 2 «Настоящую нежность…»; № 3 «Память о солнце…»; № 4 «Здравствуй!»; № 5 «Сероглазый король»)
  • «Венеция» - песня из альбома Маскарад группы Caprice, посвящённый поэтам Серебряного века. 2010
  • «Анна»: балет-моно-опера в двух действиях (музыка и либретто - Елена Поплянова. 2012)
  • «Белый камень» - вокальный цикл М. М. Чистовой. 2003
  • «Колдунья» («Нет, царевич, я не та…») (музыка - Злата Раздолина), исполнитель - Нина Шацкая (Видео Колдунья - Нина Шацкая)
  • «Смятение» (музыка - Давид Тухманов, исполнитель - Людмила Барыкина, альбом «По волне моей памяти», 1976)
  • «Я улыбаться перестала» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Бьётся сердце моё», стихотворение «Вижу, вижу лунный лук» (музыка - Владимир Евзеров, исполнитель - Азиза)
  • «Вместо мудрости - опытность, пресное» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Виновник», стихотворение «А в августе зацвёл жасмин» (музыка - Владимир Евзеров, исполнитель - Валерий Леонтьев)
  • «Путник милый», стихотворение «Путник милый, ты далече» (исполнитель - «Сурганова и Оркестр»)
  • «Ах, дверь не запирала я» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Одиночество» (музыка -?, исполнитель - трио «Меридиан»)
  • «Сероглазый король» (музыка и исполнитель - Александр Вертинский)
  • «Лучше б мне частушки задорно выкликать» (музыка и исполнитель - Александр Вертинский)
  • «Смятение» (музыка - Давид Тухманов, исполнитель - Ирина Аллегрова)
  • «Как велит простая учтивость» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Я сошла с ума, о мальчик странный» (музыка - Владимир Давыденко, исполнитель - Карина Габриэль, песня из телесериала «Капитанские дети»)
  • «Сероглазый король» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «В ту ночь» (музыка - В. Евзеров, исполнитель - Валерий Леонтьев)
  • «Смятение» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Пастушок», стихотворение «Над водой» (музыка - Н. Андрианов, исполнитель - российская фолк-металл группа «Калевала»)
  • «Я окошка не завесила» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Над водой», «Сад» (музыка и исполнитель - Андрей Виноградов)
  • «Ты письмо моё, милый, не комкай» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «О, жизнь без завтрашнего дня» (музыка - Алексей Рыбников, исполнитель - Диана Полентова)
  • «Любовь покоряет обманно» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Не вернуть» (музыка - Давид Тухманов, исполнитель - Людмила Гурченко)
  • «Реквием» (музыка Злата Раздолина, исполнитель Нина Шацкая) Видео Фрагмент «Реквиема» - Нина Шацкая
  • «Реквием» (музыка - Владимир Дашкевич, исполнитель - Елена Камбурова)
  • «Реквием» для сопрано, хора и оркестра (музыка - Елена Фирсова, исполнители - Клаудия Бараински, дир. Василий Синайский)
  • «Сероглазый король» (музыка и исполнитель - Лола Татлян) Видео «Мадригал» (Сероглазый король)
  • «Дудочка», стихотворение «Над водой» (музыка - В. Малежик, исполнитель - российская этно-поп певица Варвара)
  • «Приходи на меня посмотреть» (музыка В. Биберган, исполнитель - Елена Камбурова)


Родилась под Одессой (Большой Фонтан). Дочь инженера-механика Андрея Антоновича Горенко и Инны Эразмовны, урожденной Стоговой. В качестве поэтического псевдонима Анна Андреевна взяла фамилию прабабушки татарки Ахматовой.

В 1890 г. семья Горенко переехала в Царское Село под Петербургом, где Анна прожила до 16 лет. Обучалась в Царскосельской гимназии, в одном из классов которой учился ее будущий муж Николай Гумилев. В 1905 г. семья переехала в Евпаторию, а потом в Киев, где Анна окончила гимназический курс в Фундуклеевской гимназии.

Первое стихотворение Ахматовой было напечатано в Париже в 1907 г. в журнале «Sirius», издававшемся на русском языке. В 1912 г. вышла ее первая книга стихов «Вечер». К этому времени она уже подписывалась псевдонимом Ахматова.

В 1910-е гг. творчество Ахматовой было тесно связано с поэтической группой акмеистов, оформившейся осенью 1912 года. Основоположниками акмеизма были Сергей Городецкий и Николай Гумилев, который с 1910 г. стал мужем Ахматовой.

Благодаря своей яркой внешности, таланту, острому уму Анна Андреевна привлекала к себе внимание поэтов, посвящавших ей стихи, художников, писавших ее портреты (Н. Альтман, К. Петров-Водкин, Ю. Анненков, М. Сарьян и т.д.). На ее произведения композиторы создавали музыку (С. Прокофьев, А. Лурье, А. Вертинский и др.).

В 1910 г. посетила Париж, где произошло ее знакомство с художником А. Модильяни, который написал несколько ее портретов.

Наряду с громкой славой ей пришлось испытать немало личных трагедий: в 1921 г. был расстрелян ее муж Гумилев, весной 1924 г. вышло постановление ЦК ВКП (б), которым Ахматовой фактически запрещалось печататься. В 1930-е гг. репрессии обрушились едва ли не на всех ее друзей и единомышленников. Они коснулись и самых близких ей людей: вначале был арестован и сослан ее сын Лев Гумилев, затем ее второй муж искусствовед Николай Николаевич Пунин.

В последние годы жизни, проживая в Ленинграде, Ахматова много и интенсивно работала: помимо стихотворных произведений занималась переводами, писала мемуары, эссе, готовила книгу об А.С. Пушкине. Признанием больших заслуг поэта перед мировой культурой явилось присуждение ей в 1964 г. международной поэтической премии «Этна Таормина», а ее научные работы были отмечены присвоением Оксфордским университетом почетной степени доктора литературы.

Умерла Ахматова в санатории в Подмосковье. Погребена в поселке Комарово под Ленинградом.

Одна из самых ярких, самобытных и талантливых поэтесс Серебряного века Анна Горенко, более известная своим почитателям как Ахматова, прожила длинную и насыщенную трагическими событиями жизнь. Эта гордая и одновременно хрупкая женщина была свидетельницей двух революций и двух мировых войн. Её душу опалили репрессии и смерти самых близких людей. Биография Анны Ахматовой достойна романа или экранизации, что неоднократно и предпринимали как её современники, так и более позднее поколение драматургов, режиссёров и литераторов.

Анна Горенко появилась на свет летом 1889 года в семье потомственного дворянина и отставного инженера-механика флота Андрея Андреевича Горенко и Инны Эразмовны Стоговой, принадлежавшей к творческой элите Одессы. Девочка родилась в южной части города, в доме, который располагался в районе Большой Фонтан. Она оказалась третьей по старшинству из шестерых детей.


Едва малышке исполнился год, родители переехали в Санкт-Петербург, где глава семьи получил чин коллежского асессора и стал чиновником Госконтроля для особых поручений. Семья поселилась в Царском Селе, с которым и связаны все детские воспоминания Ахматовой. Няня водила девочку гулять в Царскосельский парк и другие места, которые ещё помнили . Детей обучали светскому этикету. Читать Аня научилась по азбуке , а французский язык выучила ещё в раннем детстве, слушая, как учительница преподаёт его старшим детям.


Образование будущая поэтесса получала в Мариинской женской гимназии. Анна Ахматова стихи начала писать, по её утверждению, в 11 лет. Примечательно, что поэзия для неё открылась не произведениями Александра Пушкина и , которых она полюбила несколько позже, а величественными одами Гавриила Державина и стихотворением «Мороз, Красный нос», которые декламировала мама.

Юная Горенко влюбилась в Петербург навсегда и считала его главным городом своей жизни. Она очень тосковала по его улицам, паркам и Неве, когда пришлось уехать с мамой в Евпаторию, а потом и в Киев. Родители развелись, когда девушке исполнилось 16 лет.


Предпоследний класс она доучивалась на дому, в Евпатории, а последний оканчивала в киевской Фундуклеевской гимназии. После завершения учёбы Горенко становится студенткой Высших женских курсов, выбрав для себя юридический факультет. Но если латынь и история права вызывали в ней живой интерес, то юриспруденция показалась скучной до зевоты, поэтому девушка продолжила образование в любимом Санкт-Петербурге, на историко-литературных женских курсах Н. П. Раева.

Стихи

В семье Горенко поэзией не занимался никто, «сколько видит глаз кругом». Лишь по линии матери Инны Стоговой нашлась дальняя родственница Анна Бунина – переводчица и поэтесса. Отец не одобрил увлечение дочери поэзией и попросил не срамить его фамилию. Поэтому Анна Ахматова стихи свои никогда не подписывала настоящей фамилией. В своём генеалогическом древе она отыскала прабабушку-татарку, которая якобы вела свой род от ордынского хана Ахмата, и таким образом превратилась в Ахматову.

В ранней юности, когда девушка училась в Мариинской гимназии, она познакомилась с талантливым молодым человеком, впоследствии известным поэтом Николаем Гумилёвым. И в Евпатории, и в Киеве девушка переписывалась с ним. Весной 1910 года они обвенчались в Николаевской церкви, которая и сегодня стоит в селе Никольская Слободка под Киевом. На тот момент Гумилёв уже был состоявшимся поэтом, известным в литературных кругах.

Молодожены отправились праздновать свой медовый месяц в Париж. Это была первая встреча Ахматовой с Европой. По возвращении муж ввёл свою талантливую жену в литературно-художественные круги Санкт-Петербурга, и её тут же заметили. Сначала всех поразила её необычная, величественная красота и царственная осанка. Смуглая, с отчётливой горбинкой на носу, «ордынская» внешность Анны Ахматовой покорила литературную богему.


Анна Ахматова и Амадео Модильяни. Художник Наталия Третьякова

Вскоре питерские литераторы оказываются в плену творчества этой самобытной красавицы. Анна Ахматова стихи о любви, а именно это великое чувство она воспевала всю свою жизнь, пишет во времена кризиса символизма. Молодые поэты пробуют себя в других вступивших в моду течениях – футуризме и акмеизме. Гумилёва-Ахматова приобретает известность как акмеистка.

1912-ый становится годом прорыва в её биографии. В этом памятном году не только рождается единственный сын поэтессы – Лев Гумилёв, но и выходит маленьким тиражом её первый сборник под названием «Вечер». На склоне лет женщина, прошедшая все тяготы времени, в котором ей выпало родиться и творить, назовёт эти первые творения «бедными стихами пустейшей девочки». Но тогда стихи Ахматовой нашли первых своих почитателей и принесли ей известность.


Спустя 2 года выходит второй сборник, названный «Чётки». И это уже был настоящий триумф. Поклонники и критики восторженно отзываются о её творчестве, возводя в ранг самой модной поэтессы своего времени. Ахматовой больше не нужна протекция мужа. Её имя звучит даже громче, чем имя Гумилёва. В революционном 1917-ом Анна выпускает свою третью книгу – «Белая стая». Она выходит внушительным тиражом в 2 тысячи экземпляров. Пара расстаётся в неспокойном 1918 году.

А летом 1921-го Николая Гумилёва расстреляли. Ахматова тяжело переживала смерть отца своего сына и человека, который ввёл её в мир поэзии.


Анна Ахматова читает свои стихи студентам

С середины 1920-х для поэтессы наступают тяжёлые времена. Она под пристальным вниманием НКВД. Её не печатают. Стихи Ахматовой пишутся «в стол». Многие из них утеряны при переездах. Последний сборник вышел в 1924 году. «Провокационные», «упаднические», «антикоммунистические» стихотворения – такое клеймо на творчестве стоило Анне Андреевне дорого.

Новый этап её творчества тесно связан с изматывающими душу переживаниями за родных людей. Прежде всего, за сына Лёвушку. Поздней осенью 1935-го для женщины прозвучал первый тревожный звонок: одновременно арестованы второй муж Николай Пунин и сын. Их освобождают через несколько дней, но покоя в жизни поэтессы больше не будет. С этого момента она будет чувствовать, как кольцо преследования вокруг неё сжимается.


Через 3 года сын арестован. Его приговорили к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. В этом же страшном году прекратился брак Анны Андреевны и Николая Пунина. Измождённая мать носит передачи сыну в Кресты. В эти же годы выходит знаменитый «Реквием» Анны Ахматовой.

Чтобы облегчить жизнь сыну и вытянуть его из лагерей, поэтесса перед самой войной, в 1940-ом издаёт сборник «Из шести книг». Здесь собраны старые отцензуренные стихотворения и новые, «правильные» с точки зрения правящей идеологии.

Грянувшую Великую Отечественную войну Анна Андреевна провела в эвакуации, в Ташкенте. Сразу же после победы вернулась в освобождённый и разрушенный Ленинград. Оттуда вскоре перебирается в Москву.

Но едва расступившиеся над головой тучи – сына выпустили из лагерей – снова сгущаются. В 1946-ом её творчество разгромлено на очередном заседании Союза писателей, а в 1949-ом Лев Гумилёв арестован снова. На этот раз его осудили на 10 лет. Несчастная женщина сломлена. Она пишет просьбы и покаянные письма в Политбюро, но её никто не слышит.


Пожилая Анна Ахматова

После выхода из очередного заточения отношения между матерью и сыном долгие годы оставались напряженными: Лев считал, что мама на первое место поставила творчество, которое любила больше, чем его. Он отдаляется от неё.

Чёрные тучи над головой этой знаменитой, но глубоко несчастной женщины расходятся лишь под конец её жизни. В 1951-ом её восстановили в Союзе писателей. Стихи Ахматовой печатаются. В середине 1960-х Анна Андреевна получает престижную итальянскую премию и выпускает новый сборник «Бег времени». А ещё известной поэтессе Оксфордский университет присваивает докторскую степень.


Ахматовская "будка" в Комарово

На исходе лет у поэта и литератора с мировым именем наконец появился свой дом. Ленинградский «Литфонд» выделил ей скромную деревянную дачу в Комарово. Это был крошечный домик, который состоял из веранды, коридора и одной комнаты.


Вся «меблировка» – это жесткая кровать, где в качестве ножки были сложены кирпичи, стол, сооруженный из двери, рисунок Модильяни на стене и старинная иконка, когда-то принадлежавшая первому мужу.

Личная жизнь

Эта царственная женщина имела удивительную власть над мужчинами. В юности Анна была фантастически гибкой. Говорят, она могла с лёгкостью перегнуться назад, достав головой пола. Даже балерины Мариинки поражались этой невероятной природной пластике. А ещё у неё были удивительные глаза, менявшие цвет. Одни говорили, что глаза у Ахматовой серые, другие утверждали, что зелёные, а третьи уверяли, что они небесно-голубые.

Николай Гумилёв влюбился в Анну Горенко с первого взгляда. Но девушка была без ума от Владимира Голенищева-Кутузова, студента, который не обращал на неё никакого внимания. Юная гимназистка страдала и даже пыталась повеситься на гвозде. К счастью, он выскользнул из глиняной стены.


Анна Ахматова с мужем и сыном

Кажется, дочь получила в наследство мамины неудачи. Замужество ни с одним из троих официальных мужей не принесло поэтессе счастья. Личная жизнь Анны Ахматовой была сумбурной и какой-то растрёпанной. Изменяли ей, изменяла она. Первый муж пронёс любовь к Анне через всю свою короткую жизнь, но при этом у него появился внебрачный ребёнок, о котором все знали. К тому же Николай Гумилёв не понимал, почему любимая жена, по его мнению, вовсе не гениальная поэтесса, вызывает такой восторг и даже экзальтацию у молодёжи. Стихи Анны Ахматовой о любви казались ему слишком длинными и напыщенными.


В конце-концов они расстались.

После расставания у Анны Андреевны от поклонников не было отбоя. Граф Валентин Зубов дарил ей охапки дорогих роз и трепетал от одного её присутствия, но предпочтение красавица отдала Николаю Недоброво. Впрочем, вскоре его сменил Борис Анрепа.

Второе замужество с Владимиром Шилейко так измучило Анну, что она обронила: «Развод… Какое же это приятное чувство!».


Через год после смерти первого мужа она расстаётся и со вторым. А спустя полгода выходит замуж в третий раз. Николай Пунин – искусствовед. Но личная жизнь Анны Ахматовой не сложилась и с ним.

Заместитель наркома просвещения Луначарского Пунин, приютивший бездомную Ахматову после развода, тоже не сделал её счастливой. Новая жена жила в квартире вместе с бывшей супругой Пунина и его дочерью, сдавая деньги в общий котёл на еду. Приезжавший от бабушки сын Лев помещался на ночь в холодный коридор и чувствовал себя сиротой, вечно обделённым вниманием.

Личная жизнь Анны Ахматовой должна была измениться после встречи с врачом-патологоанатомом Гаршиным, но перед самой свадьбой тому якобы приснилась покойная мать, умолявшая не брать в дом колдунью. Бракосочетание отменили.

Смерть

Смерть Анны Ахматовой 5 марта 1966 года, кажется, потрясла всех. Хотя ей на тот момент уже исполнилось 76 лет. Да и болела она давно и тяжело. Скончалась поэтесса в подмосковном санатории в Домодедово. Накануне смерти она попросила привезти ей Новый Завет, тексты которого хотела сличить с текстами кумранских рукописей.


Тело Ахматовой из Москвы поспешили переправить в Ленинград: власти не желали диссидентских волнений. Похоронили её на Комаровском кладбище. Перед смертью сын и мать так и не смогли помириться: они не общались несколько лет.

На могиле матери Лев Гумилёв выложил каменную стенку с окошком, которая должна была символизировать стену в Крестах, куда она носила ему передачи. Сначала на могиле стоял деревянный крест, как того и просила Анна Андреевна. Но в 1969-ом появился крест.


Памятник Анне Ахматовой и Марине Цветаевой в Одессе

Музей Анны Ахматовой находится в Санкт-Петербурге на улице Автовской. Ещё один открыт в Фонтанном доме, где она прожила 30 лет. Позже музеи, памятные доски и барельефы появились в Москве, Ташкенте, Киеве, Одессе и многих других городах, где жила муза.

Стихи

  • 1912 – «Вечер»
  • 1914 – «Чётки»
  • 1922 – «Белая стая»
  • 1921 – «Подорожник»
  • 1923 – «Anno Domini MCMXXI»
  • 1940 – «Из шести книг»
  • 1943 – «Анна Ахматова. Избранное»
  • 1958 – «Анна Ахматова. Стихотворения»
  • 1963 – «Requiem»
  • 1965 – «Бег времени»

Анна Андреевна Ахматова прославилась своей удивительной поэзией , помимо этого поэтесса занималась литературоведением и переводами, получила блестящее образование. Трудно представить “Серебряный век” без пронзительных стихов этого автора. Ахматова дважды была номинанткой Нобелевской премии (1965, 1966 гг) по литературе. В СССР на Ахматову были гонения, ее травили, отказывали в публикациях. Это продолжалось еще два десятилетия спустя после смерти поэтессы.

Ахматова: жизнь и творчество (кратко)

Биография Анны Андреевны начинается с ее рождения летом 1889-го года. Это произошло 23 июня в Одессе. Ее отец Андрей Горенко имел дворянские корни, ранее служил инженером-механиком на флоте, к моменту рождения ребенка находился в отставке. Род матери Инны Стоговой брал истоки от ордынского князя Ахмата. Именно этот факт учла Анна Андреевна в дальнейшем при выборе своего творческого псевдонима.

Когда маленькой дочери исполнился год, семейство переехало в Царское село , где и проживало в дальнейшем. На летние месяцы девочку отправляли в Крым. После развода родителей в 1905 году Анна с матерью отправляется жить в Евпаторию, а вскоре они снова меняют место жительства и переезжают в Киев.

Окончив гимназию, Ахматова поступает на Высшие женские курсы, чтобы обучаться юриспруденции. Но уже в эти юные годы будущая поэтесса начинает пробовать себя в поэзии .

Знакомство с этим жанром начинается с творчества Державина и Некрасова, произведения которых декламировала девочке мать.Отец не одобрял увлечения Анны поэзией и девушка по этой причине не подписывала свои стихи настоящей фамилией. Уже тогда для всех она стала Ахматовой.

Творческая карьера

Те, кто знал Ахматову лично, приписывают ей удивительный магнетизм и власть над мужчинами . Высокая, статная, гибкая женщина приковывала взор и уже не выпускала из плена своего обаяния. Многие отмечали ее взгляд невероятной силы. Никто не мог точно сказать какого цвета у Анны Андреевны глаза, они будто меняли оттенок и казались то серыми, то зелеными, то голубыми.

Поэт Николай Гумилев, который впоследствии стал первым мужем известной литераторши, впервые встретился Ахматовой еще в юном возрасте, в ее 14 лет. Анна сразу покорила его сердце и Николай неоднократно делал ей предложение, но каждый раз получал отказ.

Юная поэтесса была увлечена совсем другим человеком, но повеса студент совершенно не обращал на красавицу внимание. У Анны даже была неудачная попытка суицида по этой причине. Девушка стала музой для стихов Гумилева и его навязчивой идеей, поклонник не собирался отступать.

  • В 1909 году настойчивость влюбленного все же дает свои плоды и Анна Андреевна принимает его предложение.
  • Их венчание состоялось в конце апреля 1910-го года.Свой медовый месяц пара провела в Париже.
  • Через два года у них родился ребенок – сын Лев. Муж поэтессы ввел Анну в среду литературной элиты Санкт-Петербурга, где его собственное имя уже имело большую известность. Ахматова не осталась там незамеченной.Окружающих привлекала ее необычная красота и величественная стать. А после знакомства с ее стихами ее полюбили за талант и бескомпромиссность в творчестве.
  • Даже испытывая любовь к Анне, Николай неоднократно изменял ей. В 1918-м состоялся их развод. Биография поэтессы вскоре пополняется фактом второго замужества. Новым избранником Анны стал поэт по фамилии Шилейко.
  • Но брак не продлился долго, в 1921-м году они расстаются и у поэтессы начинается новый роман. В это же время был расстрелян первый муж Ахматовой Николай Гумилев, из-за смерти которого она сильно переживала. Ведь поэт был тем главным в ее судьбе человеком, который открыл Анне дорогу в творческие круги, подарил ей сына.

Живя в сложное, интересное, но трагичное время, поэтесса много страдала. Ей пришлось сильно переживать за сына, который был арестован властями и 10 лет провел в заключении. Это событие и вдохновило поэтессу в свое время на создание “Реквиема”. Со своим Левушкой у Ахматовой были сложные отношения. Он считал себя обделенным материнской любовью и упрекал мать в том, что она предпочла ему творчество. Сам он впоследствии занимался преподавательской деятельностью. Лишь к концу жизни Ахматовой удалось сблизиться с ним и вновь наладить отношения.

Под конец судьба начинает благоволить к поэтессе, даря ей успокоение. Ленинградский Литературный фонд выделил ей дачу в Комарово и у Ахматовой наконец-то появился собственный дом. Последние годы своей жизни поэтесса провела в спартанской обстановке, в окружении сосен. Здоровье Анны Андреевны было подорвано невзгодами, она перенесла 4 инфаркта и скончалась в марте 1966-го года в возрасте 76 лет. Известную поэтессу похоронили на Комаровском кладбище вблизи Санкт-Петербурга.С даты смерти прошло немало времени, но Ахматову помнят и любят в самых разных уголках мира.