В каких науках используется понятие адаптация. Что такое адаптация

Адаптацией называется процесс приспособления индивидуума к изменяющимся условиям окружающей среды. Это явление принято рассматривать в биологическом, физиологическом, социальном и психологическом аспектах. Особую роль в современном социуме занимает адаптация персонала, так как на работе человек проводит огромное количество времени.

В ходе эволюционного развития человек вынужден был приспосабливаться к окружающей среде. Именно благодаря этой способности человек смог выжить в различных неблагоприятных условиях и приобрел устойчивость к некоторым факторам внешней среды.

Процесс приспособления также обеспечивает возможность конкуренции с другими биологическими видами. Человек со временем перестал активно приспосабливаться и меняться. Он пошел другим путем, то есть выбрал оптимизацию условий окружающей среды под свои нужды.

Разновидности

Адаптация делится на обратимую (аккомодация) и необратимую (эволюционная адаптация). Аккомодации часто наблюдают у животных при резкой смене климата или условий проживания. Необратимые же формируются достаточно медленно, но носят более устойчивый характер.

Все разновидности эволюционные адаптации можно упорядочить:

  • Морфологические адаптации проявляются в изменении формы, окраски тела животного или определенном приспособительном поведении;
  • Физиологические приспособительные механизмы заключаются в моделировании самого обмена веществ;
  • Биохимические адаптации можно увидеть в изменении ферментативных реакций и биохимических процессов клеток;
  • Этиологические адаптационные механизмы проявляются в изменении поведения или развития новых поведенческих реакций.

В психологии

Создание полноценной личности не представляется возможным без взаимодействия с социумом. Человек должен учиться гармонично сосуществовать с окружающими людьми, соблюдать определенные законы и традиции, которые приняты в современном обществе.

Социальная адаптация подразумевает умение человека анализировать сложившуюся ситуацию и на основе ее выстраивать собственную линию поведения. Необходимо рассматривать процессы приспособления на трех отдельных нишах.



Социальную адаптацию личности также можно назвать процессом социализации, то есть укрепления в обществе. Это интегративный показатель, который характеризует выполнение индивидуумом определенных социальных функций и задач. Эффективность этого процесса можно определить по таким признакам:
  • адекватное восприятие окружающей реальности и собственной личности;
  • выстроенная система отношений внутри социума;
  • умение изменять свое поведение в зависимости от ситуации.

Трудовая адаптация

Адаптация персонала в трудовом коллективе играет достаточно важную роль. Это процесс ознакомления сотрудника не только с трудовым кодексом и его обязанностями, но и к атмосфере на рабочем месте. По скорости привыкания к новому месту работы можно оценить не только профессиональные навыки, но и психологические особенности сотрудника.

Адаптация персонала бывает различная и зависит от желания нового сотрудника «влиться» в коллектив. Различают следующие виды:

  • Социальная адаптация, в ходе которой новый сотрудник вливается в коллектив и принимает установленные в нем правила и системы ценностей;
  • Производственная адаптация – процесс приспособления человека к новым для него рабочим условиям;
  • В ходе профессиональной адаптации работник приобретает новые навыки, знания, осваивает новые умения;
  • Психофизиологическая адаптация предусматривает привыкание к новым психическим нагрузкам и графику работы;
  • Привыкание к новым типам управления и работодателю называется организационной адаптацией.


Адаптация персонала как процесс ассимиляции проходит в несколько этапов. Сначала сотрудник знакомится с коллективом, узнает цели и поставленные перед ним задачи, «присматривается» к микроклимату в коллективе. В этот ознакомительный период и происходит окончательный выбор. Испытательный срок, который предлагают многие работодатели, необходим и для самого сотрудника.

Окончательная адаптация персонала может занимать достаточно долгое время: до одного года. Этот срок может сократиться, если остальной коллектив и сам начальник будет этому способствовать.

В период окончательной ассимиляции сотрудник уже полностью справляется со своими должностными обязанностями и прочно занимает свое место в социальной ячейке.

Ассимиляция в школе

Социальная адаптация школьников заслуживает не меньшего внимания. Для первоклассников приход в школу и начало огромного нового этапа их жизни может происходить достаточно болезненно.

Длительность периода привыкания у каждого ребенка разная. Она варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей характера, умения ладить с окружающими, обстановки в семье и других факторов. Родителям стоит обратить особое внимание на ребенка и обеспечить его всей необходимой поддержкой.

Социальная адаптация в школе проходит успешно, если ребенок доволен учебным процессом и с охотой берется за выполнение домашних заданий. Нередко этому препятствуют не умственные способности малыша или непомерная нагрузка, а недостаточно теплые отношения в коллективе. Необходимо установить правильные взаимоотношения с первой учительницей и одноклассниками.

Также про успех процесса свидетельствует активность ребенка. Важно обращать внимание не только на его оценки, но и на настроение, общую активность. Нередко дети, которым не подходит атмосфера в классе, жалуются на состояние здоровья, головную боль, пытаются симулировать повышение температуры. Это важный сигнал и им не стоит пренебрегать.

По степени скорости привыкания и активности детей можно разделить на три категории.

Категория Описание
Первая Дети привыкают к новой обстановке в течение первых 2 месяцев. Им удается быстро влиться в коллектив, занять свою позицию. Эти ребята отличаются хорошим настроением, дружелюбием, стараются выполнять все требования учителя. Школьная программа им дается легко.
Вторая Этим ребятам требуется больше времени для ассимиляции. Они сложнее сходятся с другими учениками, долго не могут завести друзей или приятелей. На любое замечание реагируют остро, расстраиваются, часто плачут. К концу первого семестра обычно втягиваются в учебный процесс.
Третья Адаптация у этих учеников вызывает определенные трудности. Они отличаются «негативным», даже в некоторой степени девиантным поведением. Они с трудом усваивают школьный материал, не хотят заводить друзей и вливаться в коллектив.

Очень важно помочь ребенку во время процесса привыкания. Не стоит сравнивать его с кем-то более успешным или активным. Важно развить и улучшить индивидуальные черты характера. Положительные установки этому только способствуют.

англ. adaptation; нем. Adaptation. 1. Приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды. 2. В теории Т. Парсон-са - вещественно-энергетическое взаимодействие с внешней средой, одно из функциональных условий существования соц. системы наряду с интеграцией, достижением цели и сохранением ценностных образцов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Адаптация

это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно:

Адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

Изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других (Психологический словарь. М., 1997. С. 13).

При изучении адаптации одним из наиболее актуальных вопросов является вопрос о соотношении адаптации и социализации. Процессы социализации и социальной адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Часто социализация связывается только с общим развитием, а адаптация – с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Явление социализации определяется как процесс и результат усвоения активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Понятие социализации в большей степени имеет отношение к социальному опыту, развитию и становлению личности под воздействием общества, институтов и агентов социализации. В процессе социализации формируются психологические механизмы взаимодействия личности со средой, происходящего в процессе адаптации.

Таким образом, в ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе. В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социальная адаптация является одним из основных механизмов социализации, одним из путей более полной социализации. Таким образом, социальная адаптация – это: а) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды; б) результат этого процесса.

Социально-психологическим содержанием социальной адаптации являются сближение целей и ценностных ориентаций группы и входящего в нее индивида, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы.

В ходе социально-психологической адаптации осуществляется не только приспособление индивида к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений; личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. В результате социально-психологической адаптации формируются социальные качества общения, поведения и деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться.

Процесс адаптации в психоаналитической концепции можно представить в виде обобщенной формулы: конфликт – тревога – защитные реакции. Социализация личности определяется вытеснением влечения и переключением энергии на санкционированные обществом объекты (З. Фрейд), а также как результат стремления личности компенсировать и сверхкомпенсировать свою неполноценность (А. Адлер).

Подход Э. Эриксона отличается от основной психоаналитической линии и предполагает наличие также и позитивного выхода из ситуации противоречия и эмоциональной нестабильности в направлении гармонического равновесия личности и среды: противоречие – тревога – защитные реакции индивида и среды – гармоническое равновесие или конфликт.

Вслед за 3. Фрейдом психоаналитическую концепцию адаптации разрабатывал немецкий психоаналитик Г. Гартман.

Г. Гартман признает большое значение конфликтов для развития личности, но он отмечает, что не всякая адаптация к среде, не всякий процесс научения и созревания являются конфликтными. Процессы восприятия, мышления, речи, памяти, творчества, моторное развитие ребенка и многое другое могут быть свободны от конфликтов. Гартман вводит термин «свободная от конфликта сфера Я» для обозначения той совокупности функций, которая в каждую данную минуту оказывает воздействие на сферу психических конфликтов.

Адаптация, согласно Г. Гартману, включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу Я.

Современные психоаналитики вслед за 3. Фрейдом выделяют две разновидности адаптации: 1) аллопластическая адаптация осуществляется за счет изменений во внешнем мире, которые совершает человек для приведения его в соответствие со своими потребностями; 2) аутопластическая адаптация обеспечивается изменениями личности (ее структуры, умений, навыков и т. п.), с помощью которых она приспосабливается к среде.

Эти две собственно психические разновидности адаптации дополняются еще одной: поиск индивидом такой среды, которая благоприятна для него.

Гуманистическое направление исследований социальной адаптации критикует понимание адаптации в рамках гомеостатической модели и выдвигает положение об оптимальном взаимодействии личности и среды. Основным критерием адаптированности здесь выступает степень интеграции личности и среды. Целью адаптации является достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценностям социума. При этом процесс адаптации не есть процесс равновесия организма и среды. Процесс адаптации в этом случае можно описать формулой: конфликт – фрустрация – акт приспособления.

В основе концепций этого направления лежит понятие здоровой, самоактуализирующейся личности, которая стремится к достижению своих жизненных целей, развивая и используя свой творческий потенциал. Равновесие, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Только стремление к развитию, к личностному росту, т. е. к самоактуализации, образует основу для развития и человека и общества.

Выделяются конструктивные и неконструктивные поведенческие реакции. По А. Маслоу, критериями конструктивных реакций являются: детерминация их требованиями социальной среды, направленность на решение определенных проблем, однозначная мотивация и четкая представленность цели, осознанность поведения, наличие в проявлении реакций определенных изменений внутриличностного характера и межличностного взаимодействия. Неконструктивные реакции не осознаются; они направлены лишь на устранение неприятных переживаний из сознания, не решая при этом самих проблем. Таким образом, эти реакции являются аналогом защитных реакций (рассматриваемых в психоаналитическом направлении). Признаками неконструктивной реакции служат агрессия, регрессия, фиксация и т. п.

По К. Роджерсу, неконструктивные реакции – это проявление психопатологических механизмов. По А. Маслоу, неконструктивные реакции в определенных условиях (в условиях дефицита времени и информации) играют роль действенного механизма самопомощи и свойственны вообще всем здоровым людям.

Выделяются два уровня адаптированности: адаптация и дезадаптация. Адаптация наступает при достижении оптимального взаимоотношения между личностью и средой за счет конструктивного поведения. В случае отсутствия оптимального взаимоотношения личности и среды вследствие доминирования неконструктивных реакций или несостоятельности конструктивных подходов наступает дезадаптация.

Процесс адаптации в когнитивной психологии личности можно представить формулой: конфликт – угроза – реакция приспособления. В процессе информационного взаимодействия со средой личность сталкивается с информацией, противоречащей имеющимся у нее установкам (когнитивный диссонанс), при этом переживается состояние дискомфорта (угроза), которое стимулирует личность на поиск возможностей снятия или уменьшения когнитивного диссонанса. Предпринимаются попытки:

Опровергнуть поступившую информацию;

Сменить собственные установки, изменить картину мира;

Найти дополнительную информацию с целью установления согласованности между прежними представлениями и противоречащей им информацией.

В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации. Авторы этого направления дают следующее определение социальной адаптации. Социальная адаптация – это:

Состояние, при котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды – с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природой или социальной средой;

Процесс, посредством которого это гармоническое состояние достигается.

Таким образом, социальную адаптацию бихевиористы понимают как процесс изменений (физических, социально-экономических или организационных) в поведении, социальных отношениях или в культуре в целом. Цель этих изменений – улучшение способности выживания групп или индивидов. В данном определении присутствует биологический оттенок, указывающий на связь с теорией эволюции и внимание преимущественно к адаптации групп, а не индивида, причем речь не идет о личностных изменениях в ходе адаптации индивида. Между тем в этом определении можно отметить следующие позитивные моменты: 1) признание адаптивного характера модификации поведения через учение, механизмы которого (научение, обучение, заучивание) являются одними из важнейших механизмов приобретения адаптивных механизмов личности; 2) использование термина «социальная адаптация» для обозначения процесса, посредством которого индивид или группа достигает состояния социального равновесия в смысле отсутствия переживания конфликта со средой. При этом речь идет лишь о конфликтах с внешней средой и игнорируются внутренние конфликты личности.

Интеракционистская концепция адаптации дает определение эффективной адаптации личности как адаптации, при достижении которой личность удовлетворяет минимальным требованиям и ожиданиям общества. С возрастом все более сложными становятся те ожидания, которые предъявляются к социализируемой личности. Ожидается, что личность должна перейти от состояния полной зависимости не только к независимости, но и к принятию ответственности за благополучие других. В интеракционистском направлении адаптированным считается человек, не только усвоивший, принявший и осуществляющий социальные нормы, но и принимающий на себя ответственность, ставящий и достигающий целей. Согласно Л. Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействия среды: 1) принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом. Например, учебная деятельность, установление дружеских отношений, создание семьи и т. п. Такую адаптированность Л. Филипс считает выражением конформности к тем требованиям (нормам), которые общество предъявляет к поведению личности; 2) гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений. Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего.

Представители интеракционистского направления разделяют понятия «адаптация» и «приспособление». Т. Шибутани считал, что каждую личность можно охарактеризовать комбинацией приемов, которые позволяют ей справляться с затруднениями, и эти приемы могут рассматриваться как формы адаптации. Таким образом, адаптация относится к хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами (в отличие от приспособления, которое заключается в том, что организм приспосабливается к требованиям специфических ситуаций).

Такое понимание адаптации содержит идею активности личности, представление о творческом, целеустремленном и преобразующем характере ее социальной активности.

Итак, независимо от различий в представлениях об адаптации в различных концепциях можно отметить, что личность выступает в ходе адаптации как активный субъект этого процесса.

С. Л. Рубинштейн, анализируя работы Ш. Бюлер, воспринял и развил идею жизненного пути и пришел к выводу, что жизненный путь нельзя понять только как сумму жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Его необходимо представлять как нечто более цельное. Для раскрытия целостности, непрерывности жизненного пути С. Л. Рубинштейн предложил не просто выделять его отдельные этапы, но и выяснить, как каждый этап подготавливает и влияет на следующий. Играя важную роль в жизненном пути, эти этапы не предопределяют его с фатальной неизбежностью.

Одна из наиболее важных и интересных мыслей С. Л. Рубинштейна, по мнению К. А. Абульхановой-Славской, – это идея о поворотных этапах жизни человека, которые определяются личностью. С. Л. Рубинштейн утверждает идею активности личности, ее «деятельную сущность», способность совершать выбор, принимать решения, влияющие на собственный жизненный путь. С. Л. Рубинштейн вводит понятие личности как субъекта жизни. Проявления этого субъекта состоят в том, как осуществляется деятельность, общение, какие вырабатываются линии поведения на основе желаний и реальных возможностей.

К. А. Абульханова-Славская выделяет три структуры жизненного пути: жизненная позиция, жизненная линия и смысл жизни. Жизненная позиция, состоящая в самоопределении личности, формируется ее активностью и реализуется во времени как линия жизни. Смысл жизни ценностно определяет жизненную позицию и линию жизни. Особое значение придается понятию «жизненная позиция», которое определяется как «потенциал развития личности», «способ осуществления жизни» на основе личностных ценностей. Это основная детерминанта всех жизненных проявлений личности.

Понятие «жизненная перспектива» в контексте концепции жизненного пути личности К. А. Абульханова-Славская определяет как потенциал, возможности личности, объективно складывающиеся в настоящем, которые должны проявляться и в будущем. Вслед за С. Л. Рубинштейном К. А. Абульханова-Славская подчеркивает: человек является субъектом жизни и индивидуальный характер его жизни проявляется в том, что личность выступает ее организатором. Индивидуальность жизни состоит в способности личности организовать ее по своему замыслу, в соответствии со своими склонностями и устремлениями, которые отражаются в понятии «стиль жизни».

В качестве критериев правильного выбора жизненного пути человека К. А. Абульханова-Славская выдвигает главный – удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью.

Возможность личности предвидеть, организовывать, направлять события своей жизни или, напротив, подчиниться ходу жизненных событий позволяет говорить о существовании различных способов организации жизни. Эти способы рассматриваются как способности разных типов личностей стихийно или сознательно строить свои жизненные стратегии. Само понятие жизненной стратегии К. А. Абульханова-Славская определяет как постоянное приведение в соответствие особенностей своей личности и способ своей жизни, построение своей жизни исходя из своих индивидуальных возможностей. Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности, в умении соединять свои индивидуальные особенности, свои статусные и возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества и окружающих. В этом случае человек как субъект жизни интегрирует свои характеристики как субъекта деятельности, субъекта общения и субъекта познания и соотносит свои возможности с поставленными жизненными целями и задачами.

Социальная адаптация – интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно:

Адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;

Адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

Изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других (Психологический словарь, М., 1997. С. 13).

При изучении адаптации одним из наиболее актуальных вопросов является вопрос о соотношении адаптации и социализации. Процессы социализации и социальной адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Часто социализация связывается только с общим развитием, а адаптация – с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Явление социализации определяется как процесс и результат усвоения активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Понятие социализации в большей степени имеет отношение к социальному опыту, развитию и становлению личности под воздействием общества, институтов и агентов социализации. В процессе социализации формируются психологические механизмы взаимодействия личности со средой, осуществляющиеся в процессе адаптации.

Таким образом, в ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе. В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социальная адаптация является одним из основных механизмов социализации, одним из путей более полной социализации.

О. И. Зотова и И. К. Кряжева подчеркивают активность личности в процессе социальной адаптации. Они рассматривают социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы. Адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности.

В описании процесса адаптации фигурируют такие понятия, как «преодоление», «целенаправленность», «развитие индивидуальности», «самоутверждение».

В зависимости от структуры потребностей и мотивов личности формируются следующие типы адаптационного процесса:

Тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду;

Тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы.

Как отмечает А. А. Реан, существует еще и третий тип адаптационного процесса, являющийся наиболее распространенным и наиболее эффективным с точки зрения адаптации. Это вероятностно-комбинированный тип, основанный на использовании обоих вышеназванных типов. При выборе того или иного варианта личность оценивает вероятность успешной адаптации при разных типах адаптационной стратегии. При этом оцениваются: а) требования социальной среды – их сила, степень ограничения целей личности, степень дестабилизирующего влияния и т. п.; б) потенциал личности в плане изменения, приспособления среды к себе.

Большинство отечественных психологов выделяют два уровня адаптированности личности: полная адаптированность и дезадаптация.

А. Н. Жмыриков предлагает учитывать следующие критерии адаптивности:

Степень интеграции личности с макро– и микросредой;

Степень реализации внутриличностного потенциала;

Эмоциональное самочувствие.

А. А. Реан связывает построение модели социальной адаптации с критериями внутреннего и внешнего плана. При этом внутренний критерий предполагает психоэмоциональную стабильность, личностную конформность, состояние удовлетворенности, отсутствие дистресса, ощущения угрозы и состояния эмоционально-психологической напряженности. Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям среды, правилам, принятым в социуме, и критериям нормативного поведения. Таким образом, дезадаптация по внешнему критерию может происходить одновременно с адаптированностью по внутреннему критерию. Системная социальная адаптация – это адаптация как по внешнему, так и по внутреннему критерию.

Таким образом, социальная адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В процессе социальной адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется к среде в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Люди живут и функционируют во внешней среде, изменяя некоторые аспекты в ней. Мир своими объектами и явлениями, в свою очередь, тоже имеет влияние на каждый организм и их психику далеко не всегда положительное и полезное. Изоляция от среды неминуемо приведёт к смерти.

Животный мир и человеческий проходят жёсткий естественный отбор: скачки температур, атмосферного давления, влажности, освещённости и других физических и физиологических параметров. Имея различные приспособления, технические возможности, мы остаёмся по своей природе чувствительными и достаточно ранимыми существами.

Особенно это ощущается при резких изменениях окружающей среды. Например, понижение температуры нашего тела лишь на пять или шесть градусов может привести к гибели.

На физическом уровне люди от рождения до смерти пользуются массой природных механизмов, которые изменяя свои показатели в зависимости от условий вокруг, позволяют оставаться ему в нормальном состоянии функционирования.

Трансформация параметров происходит не только на физическом уровне, но и на психическом. Мир, за последние несколько лет, ускорился в развитии, не все успевают осознать происходящее и безболезненно перестроится. Эксперты, врачи и психологи утверждают, что каждый третий сегодня нуждается в помощи или лечении, чтобы активировать адекватные адаптивные механизмы внутреннего мира.

Учёные, внёсшие существенный вклад в изучение этой проблемы и давшие свои определения: французский физиолог К. Бернар, американский физиолог У. Кэннон, российский биолог А. Н. Северцов, канадский физиолог Г. Селе.

Определение и понятие адаптации

Все научные изыскания организма в связке «человек-среда» приходят рано или поздно к пониманию механизмов, которые позволили пройти человечеству всю эволюцию, несмотря на явные и скрытые обновляющиеся аспекты .

Явления внешнего и внутреннего мира проходят постоянно точку баланса, приспосабливаются друг к другу. Человек, саморегулируясь, сохраняет благоприятные параметры в своём теле и принимает новые, даже неидеальные условия жизни. Например, неблагоприятные решения – хронические заболевания, бегство в болезнь. Называют эти механизмы гомеостатическими. Они стремятся уравновесить, стабилизировать работу всех систем жизнеобеспечения, чтобы избежать гибели.

Приспособление, адаптация – процесс, в котором происходит оптимизация взаимодействия и взаимообмена внешних и внутренних сред с целью сохранения жизни. Само определение возникло в XIX веке в биологии. Позже его применяли не только к жизни организма, но и к развитию личности и даже к коллективному поведению.

Рассмотрим некоторые научные формулировки , определяющие «Что такое адаптация»:

  • динамическое соответствие равновесия живой системы и внешней среды;
  • приспособление строения и функций организма и органов к среде;
  • приспособление органов чувств к особенностям стимулов, предохранение рецепторов и организма от перегрузки;
  • биологическое и психологическое приспособление организма к внешним и внутренним условиям;
  • способность объекта сохранять свою целостность при изменении параметров среды механизмами саморегуляции.

Какое бы определение мы ни взяли, изменения в обыденной жизни идут непрерывным потоком . Успешное приспособление и саморегуляция и приведут к нормальному развитию индивидуума, к его физическому и психическому здоровью.

Успешность адаптации могут обеспечить тренировки, специальные упражнения, разработанные как для тела, так и для души.

Огромное количество разнонаправленных научных дисциплин занималось проблемой адаптации с разных углов зрения формулировали её определение: биология, психофизиология, медицина и медицинская психология, эргономика и другие. Из новейших: экстремальная психология, генетическая психология.

Адаптивные процессы затрагивают своими изменениями все уровни существования человека от молекулярно-биологического до психолого-социального .

Психологи рассматривают адаптацию как свойство личности приспосабливаться, её параметр активности в мире людей. Если организм обладает биологическими реакциями саморегуляции, то личность владеет различными средствами для прохождения интеграции в единую систему: усвоение норм, ценностей, норм общества через призму своих потребностей, мотивов, установок. В психологии это обозначено как социальная адаптация.

В системе адаптации личности специалисты выделяют три уровня:

  • психический (поддержание психического гомеостаза и психического здоровья);
  • социально-психологический (организация адекватного взаимодействия с людьми в группе, коллективе, семье);
  • психофизиологический (сохранение физического здоровья через баланс отношений тела и психики).

Успешность адаптации и её виды

Постановка и возможность достижения задач в своей жизнедеятельности являются показателем успешного прохождения психической адаптации личностью. Критериев два: объективный и субъективный . Немаловажные параметры при этом: образование, воспитание, трудовая деятельность и профессиональная подготовка.

Усложняют социальную адаптацию психические и физические недостатки и нарушения (дефекты различных органов или ограничения тела). В этих случаях на помощь приходит компенсация.

Существует целая концепция раскрывающая суть и определение адаптационного синдрома. Речь идёт о стрессе как естественном явлении в процессе приспособления к неблагоприятным условиям жизни. Полное освобождение от стресса – смерть, поэтому борьба с ним не имеет смысла. Психологи учат пользоваться доступными и адекватными средствами психологических защит .

Специалисты выделяют динамическую и статическую адаптации. При статической – структуры личности не изменяются, приобретаются лишь новые привычки и навыки. В динамической – присутствуют изменения в глубинных слоях личности. Например, невроз, аутизм, алкоголизм – иррациональные приспособления к негативным условиям в жизни.

Нарушения адаптации

Если человек попал в стрессовую ситуацию, то есть все шансы месяца через три наблюдать реакции дезадаптации, которые, в свою очередь, длятся не более шести месяцев. И далеко не всегда: чем сильнее стресс, тем ярче реакции расстройства адаптации. Сила дезадаптации зависит личностной организации и культуры общества, в котором живёт человек.

Отступает стресс , и личность постепенно возвращается к привычным адаптивным механизмам. В случае когда стрессоген не исчезает, человек вынужден перейти на новый уровень адаптации.

Смена школы или трудового коллектива, потеря близких, родителей и другие стрессы, изменившие привычный ход течения жизни, ведут к нарушению психоэмоционального состояния. В любом возрасте на его стабилизацию потребуется время.

Какие расстройства констатируют специалисты у людей, попавших в новые условия существования? Перечислим самые частые из них: депрессия, тревожность, девиантное поведение.

Таким образом, проблема адаптации является междисциплинарной и очень актуальной в современном мире . Многочисленные исследования дают ещё больше новых вопросов и загадок. Процесс адаптации в своей биологической и психической основе непрерывен и служит для сохранения жизни.

от лат. adapto - приспособляю), процесс и результат приспособления (установления и поддержания оптимальных параметров) самоорганизующихся систем к воздействию новых факторов окружающей среды или к изменившимся условиям деятельности. Выступает одним из важных механизмов сохранения и развития индивидов, социальных общностей и институтов, поддерживающих их безопасность. В процессе А.происходит усвоение господствующих ценностей и норм (социальной группы, класса, государства, общества, международного сообщества) и изменение среды в соответствии с новыми целями и задачами. Существует большое количество видов, способов и форм А. По характеру выделяют добровольную и вынужденную, позитивную и негативную А. В зависимости от сферы жизнедеятельности различают экономическую, политическую, трудовую, профессиональную, социально-психологическую и другие адаптации. Основные виды А. человека - биологическая, физиологическая, психологическая и социальная. В последнем случае речь идет о социализации индивида. В зависимости от степени и качества выделяют устойчивую и неустойчивую, глубокую и неглубокую, полную и неполную, высокую или низкую А. Формы социальной А. аккомодация (пассивное приспособление к среде), аккультурация (взаимное влияние субъектов и взаимное усвоение ценностей и образцов поведения в ходе их прямого контакта), амальгамация (объединение разрозненных частей в единое социальное целое - индивидов, групп, массы), ассимиляция (взаимное или одностороннее поглощение субъектами социальных отношений друг друга). Положительный эффект А. - относительное соответствие состояния и поведения новым условиям. Различают 3 уровня А.: частичная, достаточная и полная. В социологии выделяется несколько типов А.: конформизм, или пассивное принятие человеком господствующих в данной социальной среде норм и правил, при котором наблюдается гипертрофированная зависимость субъекта от социальной группы, к которой он принадлежит; сознательное и активное включение в утверждающуюся новую систему общественных отношений; отклоняющаяся А., для которой характерно категорическое неприятие социальных норм, что выражается в одном случае в криминальном или девиантном поведении, в другом - в разных формах протестных действий, вплоть до повстанческих акций или революционной борьбы; принудительная А., при которой под давлением массовой культуры, средств массовой информации и других институтов социальной коммуникации происходит неразборчивое усвоение низкопробных образцов культуры, появляются асоциальные группы беспризорников, бомжей, наркоманов и т. п. А. социума находит свое проявление во множестве разнообразных явлений - от изменения моды до освоения новых источников энергии, от образования групп взаимопомощи до преобразования общественного и государственного строя. Наиболее четким видом А. социума или его отдельных сторон, отражающейся в целенаправленных мерах по модернизации организации и жизнедеятельности общества, является реформа. Для переходного общества, каким является Россия, особое значение приобретает экономическая А. - активное приспособление человека к рыночным условиям хозяйствования. Специфическую сторону А. составляет изменение систем национальной безопасности и международной безопасности, их институтов применительно к новым условиям и задачам. При этом не только меняются процедуры и механизмы обеспечения безо-пасности, но и вырабатываются новые принципы и нормы. Так, в начале XXI в., с одной стороны, в практическую область стал вопрос о создании глобальной системы безопасности. С другой стороны, в этой системе центр тяжести переносится с военной безопасности и военных методов обеспечения безопасности на политические, дипломатические, информационные и другие невоенные средства. Лит.: Петровский А.В. Психология неадаптивной активности. М., 1992; Шабанова М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социо. 1995. № 9; Корель Л.В. Социология адаптации: этюды апологии. Новосибирск, 1997; Балабанова Е.С. Социально-экономическая зависимость и социальный паразитизм: стратегии «негативной» адаптации // Социо. 1999. № 4; Свиридов Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи (дальневосточная ситуация) // Социо. 2002. № 3. Адаптация мигрантов, приспособление новоселов к новой социально-демографической и природно-географической среде района вселения. А. м. связана с ослаблением старых и установлением новых родственных, земляческих, имущественных, трудовых и иных отношений, а в определенных случаях и с необходимостью приспособления к природной среде (акклиматизации, естественной иммунизации) и географическому положению места нового проживания. Она затрудняется, когда мигрант попадает в населенный пункт с другим социально-экономическим статусом, например, при переселении из сельской местности в городскую или из поселков городского типа в средние и большие города. Наиболее сложно процесс адаптации протекает, когда мигранты оказываются в иной социально-политической, социально-демографической и социально-этнической среде. Адаптация политическая, 1) приспособление индивида, группы к существующему политическому режиму, которое выражается либо в сервильном принятии порядка и правил, установленных им, либо в активных попытках изменения своих социально-политических ролей и преобразования среды своего функционирования как политического актора; 2) изменение политической системы общества или ее отдельных элементов под воздействием природных, экологических, технологических, социальных, международных и других факторов. Выражается в изменении функций и правил деятельности существующих или формировании новых политических институтов и установлений. Адаптация психологическая, перестройка динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды, усвоение личностью норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру, выработка индивидом или группой модели поведения, наиболее отвечающей реально складывающимся условиям их жизнедеятельности. Адаптация социальная, приспособление индивида, группы к социальной среде. Своим результатом имеет обеспечение устойчивости, традиционности, повторяемости социального опыта, а также его изменение на основе инновационного обогащения. В процессе А. с., с одной стороны, ин-дивиды вырабатывают способы и средства своего включения в социальные связи и деятельность; с другой стороны, общество поддерживает и развивает материально-вещественные и социокультурные условия, определяющие и облегчающие процесс их социализации. Адаптация социально-психологическая, оптимизация взаимоотношений личности и социальной группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций. Адаптация трудовая, приспособление индивида к новым условиям труда, возникающим при смене места работы, профессии, характера трудового законодательства или производственных отношений. В обычных условиях А. т. занимает, по оценке специалистов, от 1 до 3 месяцев, что предусмотрено трудовым законодательством и учитывается при определении испытательного срока для вновь принимаемых на работу.

Тюрина Н. В. 2007

Н. В. Тюрина

Астраханский областной центр по борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями

ПОНЯТИЕ АДАПТАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Нормальное функционирование психологической сферы человека зависит как от состояния организма, так и от особенностей внешних факторов общественной и природной среды. От условий, в которых протекает психологическая деятельность, в свою очередь зависит работа различных систем организма и степень социальной адаптации личности в окружающем мире. Очень важно определиться с тем, что мы понимаем под адаптацией.

Термин «адаптация» происходит от латинского ай - «к»; ар1ш - «пригодный, удобный», aptatio - «приглаживание», adaрtatio - «приспособление» .

«Адаптация - результат (процесс) взаимодействия живых организмов и окружающей среды, который приводит к оптимальному их приспособлению к жизни и деятельности...» . Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря ей создаются возможности оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Различают два вида адаптации: биофизиологическую и социально-

психологическую. Нас интересует адаптация социально-психологическая, представляющая собой процесс приобретения людьми определенного социально-психологического статуса, овладение теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями. В процессе социально-психологической адаптации человек стремится достигнуть гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности. По мере ее осуществления повышается адапти-рованность личности (степень приспособленности ее к условиям жизни и деятельности). Адап-тированность личности может быть:

Внутренней, проявляющейся в форме перестройки функциональных структур и систем личности при определенной трансформации и среды ее жизни и деятельности (в этом случае и внешние формы поведения, и деятельность личности видоизменяются и приходят в соответствие с ожиданиями среды, с идущими извне требованиями - происходит полная, генерализованная адаптация личности);

Внешней (поведенческой, приспособительской), когда личность внутренне содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность (в результате имеет место так называемая инструментальная адаптация личности);

Смешанной, при которой личность частично перестраивается и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы и в то же время частично адаптируется инструментально, поведенчески, сохраняя и свое «Я», и свою самостоятельность.

При полной адаптированности достигается адекватность психической деятельности человека заданным условиям среды и его деятельности в тех или иных обстоятельствах.

Социально-психологическая адаптация выступает и как средство защиты личности, с помощью которого ослабляются и устраняются внутреннее психическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникающие у человека при взаимодействии с другими людьми, обществом в целом. Защитные механизмы психики выступают при этом как способы психологической адаптации человека. Определяющее значение в их образовании и проявлении, как свидетельствуют исследования, принадлежит травмирующим событиям в сфере межличностных отношений, особенно в раннем детском возрасте . В целом, когда личность овладевает механизмами психологической защиты, это повышает ее адаптивный потенциал, способствует успешности социально-психологической адаптации. «Кроме психологической защиты к функциям социально-психологической адаптации относятся:

Достижение оптимального равновесия в динамической системе «личность - социальная среда»;

Максимальное проявление и развитие творческих возможностей и способностей личности, повышение ее социальной активности; регулирование общения и взаимоотношения;

Формирование эмоционально-комфортных позиций личности;

Самореализация личности;

Самопознание и самокоррекция;

Повышение эффективности деятельности как адаптирующейся личности, так и социальной среды, коллектива;

Повышение стабильности и сплоченности социальной среды; сохранение психического здоровья» .

Анализ научных литературных источников, касающихся становления проблематики психологической адаптации, позволяет выделить её типы и механизмы.

Социально-психологическая адаптация бывает двух типов:

1) прогрессивная, которой свойственно достижение всех функций и целей полной адаптации и в ходе реализации которой достигается единство интересов, целей личности, с одной стороны, и групп общества в целом - с другой;

2) регрессивная, которая проявляется как формальная адаптация, не отвечающая интересам общества, развитию данной социальной группы и самой личности.

Некоторые психологи обозначают регрессивную адаптацию как конформную, основанную на формальном принятии личностью социальных норм и требований. В такой ситуации личность лишает себя возможности самореализоваться, проявить свои творческие способности, испытать чувство собственного достоинства. Только прогрессивная адаптация может способствовать подлинной социализации личности, тогда как длительная приверженность конформистской стратегии формирует склонность личности к систематическим ошибкам поведения (нарушениям норм, ожиданий, шаблонов поведения) и ведет к созданию все новых проблемных ситуаций, для адаптации к которым у нее нет ни адаптивных способностей, ни готовых механизмов и их комплексов.

По механизму осуществления социально-психологическая адаптация бывает добровольной или принудительной. Добровольная адаптация - это адаптация по желанию. Человек может адаптироваться и к нежелательным, отрицательным для себя социальным явлениям, например к рабству, фашизму, диктатуре. Это адаптация принудительная. Но она будет проходить в ущерб человеку - за счет деформации интеллектуальных и моральных качеств личности, развития у нее ментальных и эмоциональных нарушений, которые в конце концов приведут к изменению среды, т. к. свою природу человек изменить не в состоянии.

Под адаптацией также понимают «тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности» . Состояние социально-психологической адаптированности характеризуется как состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, и переживает состояние самоутверждения. Под адаптированностью личности понимают оптимальную реализацию внутренних возможностей, способностей человека и его личностного потенциала в значимой сфере .

Адаптацию можно определить и «как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, которая позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведение требованиям среды .

В психологической литературе понятие адаптации интерпретируется с акцентом на индивидуальные, личностные качества и структуру личности в целом, на специфику взаимодействия личности и социальной среды, на реализацию усвоенных ценностей и личностного потенциала, на активность личности. В ряде работ понятие адаптации личности рассматривается через призму соотношения с понятием социализации и развития личности. При этом одни авторы считают, что процесс адаптации постоянен, другие полагают, что личность «начинает осуществлять адаптивные процессы в тех случаях, когда оказывается в проблемных ситуациях (а не только при переживании конфликтных ситуаций)» .

Наряду с термином «адаптация» используется и термин «переадаптация», понимающийся как процесс перестройки личности при коренных изменениях условий и содержания ее жизни и деятельности: с мирного на военное время, одинокой жизни на семейную и т. п. При невозможности переадаптации личности происходит ее дезадаптация. Адаптация и переадаптация различаются лишь степенью перестройки личности. Процесс адаптации связан с коррекцией, достройкой, деформированием, частичной перестройкой отдельных функциональных систем психики либо личности в целом. Переадаптация происходит там, где ценности, смысловые образования личности, ее цели и нормы, потребностно-мотивационная сфера в целом перестраиваются (либо нуждаются в перестройке) на противоположные по содержанию, способам и средствам реализации либо изменяются в значительной степени. При переадаптации личность может нуждаться в реадаптации, если происходит переход в предыдущие условия ее жизни и деятельности.

Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию .

Социальная адаптация, как приспособление человека к условиям социальной среды, предполагает:

3) способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

4) способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе;

5) изменчивость (адекватность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.

К понятию социально-психологической адаптации близко понятие социализации. Эти понятия обозначают процессы близкие, взаимозависимые, взаимообусловленные, но не тождественные. Социализация - это двухсторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания им систем социальных связей и отношений, в которых он развивается, - с другой.

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми и включен в социальное взаимодействие. Первые представления об общении человек приобретает еще до того, как научится говорить. В процессе взаимоотношений с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но и активно преобразует его в собственные ценности, установки, позиции, ориентации, в собственное видение общественных отношений. При этом личность субъективно включается в разнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых функций , тем самым преобразуя и окружающий ее социальный мир и себя.

Социализация не ведет к нивелированию личности, ее индивидуализации. В процессе социализации человек приобретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом. Усвоение социального опыта всегда субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному переживаются различными личностями, и потому они оставляют неодинаковый след в психике, в душе, в личности различных людей.

Социальный опыт, который выносится разными людьми из объективно одинаковых ситуаций, может быть существенно различным. Поэтому лежащее в основе процесса социализации усвоение социального опыта становится и источником индивидуализации личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает.

Личность выступает в качестве активного субъекта социализации. Более того, процесс социальной адаптации личности следует рассматривать как активно развивающийся, а не только как активно-приспособительный. Социализация не завершается, когда человек становится взрослым. Она относится по типу к процессам с неопределенным концом, хотя и с определенной целью. И продолжается этот процесс непрерывно на протяжении всего онтогенеза человека. Из этого следует, что социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной.

Социализация личности - это формирование и становление личности через овладение социальным опытом. Психологическая же адаптация выступает одним из ведущих и определяющих механизмов социализации личности. Основным критерием социализированности личности выступает не степень ее приспособленчества, конформизма, а уровень ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексованности.

Основная же цель адаптации личности не в ее унификации, превращении в послушного исполнителя чужой воли, а в самореализации, развитии способностей для успешного осуществления поставленных целей, превращении в самодостаточный социальный организм. В противном случае процесс социализации лишается гуманистического смысла и становится инструментом психологического насилия, направленного не на личностный рост и не на достижение единственной в своем роде индивидуальности, а на унификацию, стратификацию, нивелировку «Я».

В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его «Я»: отделение «Я» от деятельности, интерпретация «Я», соответствие этой интерпретации с интерпретациями, которые дают личности другие люди .

В экспериментальных исследованиях, в том числе лонгитюдных, установлено, что образ «Я» не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.

Самосознание представляет собой сложный психологический процесс, включающий в себя самоопределение (поиск позиции в жизни), самореализацию (активность в разных сферах), самоутверждение (достижение, удовлетворенность), самооценку. Одно из свойств самосознания -понимание личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности. Другое свойство самосознания заключается в том, что его развитие в ходе социализации - это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. Хотя самосознание относится к самым глубоким, интимным характеристикам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осуществляется определенная «коррекция» представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других. «Самосознание, не основанное на реальной деятельности, исключающее ее как «внешнюю», неизбежно заходит в тупик, становится «пустым» понятием» . Особенно актуально это в подростковом возрасте.

Основными институтами социализации личности являются сначала семья и школа, а затем вуз.

Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути», который определяется как история «формирования и развития личности в определенном обществе, развитие человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». Жизненный путь имеет определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе и т. д. .

Развитие личности как процесс «социализации» осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, в определенных социально-политических, экономических условиях региона, страны в этносоциокультурных, национальных традициях того народа, представителем которого он является. Это макроситуация личностного развития. В то же время на каждой фазе жизненного пути складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение индивида и окружающей его социальной действительности . Таким образом, социальная ситуация развития определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому индивид приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным .

Социальная ситуация развития, включающая в себя систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается в качестве основного условия личностного развития. Эта ситуация может быть изменена человеком подобно тому, как он старается изменить свое место в окружающем мире, осознав, что оно не соответствует его возможностям. Если этого не происходит, то возникает открытое противоречие между образом жизни индивида и его возможностями .

Сама социальная ситуация развития, или шире - социальная среда, может быть стабильной или изменяющейся, что означает относительную стабильность и изменения в той социальной общности, в которой находится человек. Вхождение в жизнь этой общности индивида как социального существа предполагает происхождение трех фаз: адаптации к действующим в этой общности нормам, формам взаимодействия, деятельности; индивидуализации как удовлетворения «потребности индивида в максимальной персонализации» и интеграции личности в эти общности.

Если индивидуализация характеризуется «поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности» с тем, чтобы снять противоречие между этим стремлением и результатом адаптации («стал такой же, как все в общности»), то интеграция «детерминируется противоречиями между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным своими особенностями и значимыми для него отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, способствуют успеху совместной деятельности и т. д.». Совместная деятельность, осуществляемая в рамках ведущей деятельности, заданной «конкретной социальной ситуацией развития, в которой совершается его (индивида) жизнь» , является одним из основных условий развития личности в любой социальной ситуации.

Адаптация, индивидуализация, интеграция выступают как механизмы взаимодействия человека и общности, механизмы его социализации и личностного развития, которое происходит в процессе разрешения возникающих в этом взаимодействии противоречий. Личностное развитие человека соотносится с формированием его самосознания, образа «Я» («я - концепций», «я - системы»), с изменением потребностно-мотивационной сферы, направленности как системы отношений, развития личностной рефлексии, механизма самооценивания (самооценки). Все стороны личностного развития характеризуются внутренней противоречивостью, неоднородностью.

Таким образом, различные определения адаптации, её содержательные компоненты можно разместить между полюсами наиболее общего взаимодействия индивида со средой и, напротив, конкретного, охватывающего специфичное в этом взаимодействии, связанное с конкретными характеристиками окружающей его социальной среды освоение норм и ценностей новой для индивида группы, формирование его отношения к ним, освоение системы деятельности и межличностных отношений, степень включённости в деятельность и отношения, проблемы реализации личностного потенциала.

Наиболее часто встречающимися категориями, наполняющими содержание процесса социально-психологической адаптации являются следующие: «взаимодействие индивида со средой», «усвоение норм и ценностей коллектива», «выработка образцов поведения и общения», «включение в систему деятельности и межличностных отношений», «формирование позитивного отношения к социальным нормам», «самореализация индивида».

Анализ литературы позволяет установить, что под адаптацией следует понимать постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и как результат этого процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: ЛГУ, 1988. - 256 с.

2. Крысько В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии. - М.; СПб.: Питер, 2003. - 416 с.

3. Бассин Ф. В. О силе «Я» и психологической защите // Вопросы философии. - 1969. - № 2. - С. 118-125.

4. ЗейгарникБ. В. Патопсихология. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - 152 с.

5. Налчаджан А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы и стратегии). - Ереван:

Изд-во АН АрмССР, 1988. - 264 с.

6. Кряжева И. К. Социально-психологические факторы адаптированности: Дис. ... канд. психол. наук. -

М., 1980. - 200 с.

7. Битянова М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. -М.: Образ. центр «Педагогический поиск», 1998. - 112 с.

8. Кон И. С. Социология личности. - М.: Политиздат, 1967. - 384 с.

9. Кон И. С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. - 368 с.

10. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - М.: Наука, 2000. - 352 с.

11. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 346 с.

12. АсмоловА. Г. Психология личности. - М.: МГУ, 1990. - 368 с.

Статья поступила в редакцию 19.12.2006

THE NOTION OF ADAPTATION IN MODERN PSYCHOLOGY

Different notions of adaptation and its main components are considered in the article. The author offers to distinguish the notion of adaptation from the notion of socialization, which is rather similar but not identical. Functions, types and mechanisms of adaptation are revealed due to the analysis of scientific sources. It is marked that frequently occurring categories, which are responsible for the contents of the process of social-psychological adaptation, are the following: the interaction of the individual with the environment, learning norms and values of his collective, the development of models of behaviour and communication, the inclusion in the system of activity and interpersonal relations, the formation of positive attitude to social norms, and self-realization of the individual. There is a conclusion that an adaptation is a permanent process of active adaptation of the individual to the conditions of social environment and result of this process.