Взаимодействие ощущений проявляется в явлениях и. Взаимодействие ощущений и синестезии. Протопатическая и эпикритическая чувствительность

Известно, что все органы чувств умеют приспосабливаться к изменившимся физическим условиям. Это явление называется сенсорной адаптацией: глаз может привыкнуть к темноте или - наоборот - к яркому свету, ухо привыкает к шуму или тишине, кожа - к теплу или холоду, вкус и обоняние - к химическим веществам.

Одна из непосредственных причин сенсорной адаптации кроется в адаптации самих рецепторов. Но процессы адаптации происходят также при участии нервных центров анализаторов. Нейроны могут повышать или понижать свою возбудимость.

На работу рецептора оказывают влияние его соседи. Внутри одного органа чувств мы имеем не один рецептор, а множество. Мы видим не одну точку, а миллионы. Кожей воспринимаем не одно прикосновение, но множество. Таким образом мы воспринимаем внутри каждой модальности как бы поле ощущений. В этом поле чувствительность одного участка влияет на чувствительность другого. Именно по этой причине серая точка кажется почти черной на белом фоне и почти белой на черном.

Долгое время в науке считалось, что изменение чувствительности того или иного органа происходит лишь вследствие изменения физических параметров сигнала, принимаемого этим органам. На самом деле оказалось, что изменение чувствительности в одном органе приводит к изменению чувствительности в другом. Это явление называется взаимодействие ощущений .

Взаимодействие ощущений бывает двух видов:

Взаимодействие между ощущениями одной модальности,

Взаимодействие между ощущениями различной модальности.

П.П. Лазарев в экспериментах обнаружил, что освещение глаз делает слышимые звуки более громкими. С.В. Кравков вообще пришел к выводу, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Звуковое раздражение (например свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Некоторые запахи могут повышать или понижать световую и слуховую чувствительность.

Все анализаторы оказывают влияние друг на друга. Это взаимовлияние выливается или в повышении чувствительности, или в понижении. Типичная закономерность взаимодействия ощущений: слабые раздражители повышают, а сильные - понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Таким образом, изменение чувствительности в отдельно взятом рецепторе происходит под воздействием трех факторов:

Физического (изменение параметров воздействия непосредственно на этот рецептор),

Внутримодального (уровень чувствительности соседей имеет значение),

Интермодального (уровень чувствительности в других органах тоже имеет значение).

Были разработаны способы нарочитого повышения чувствительности органов чувств. Такое повышение чувствительности, которое является следствием взаимодействия анализаторов или упражнения, получило название сенсибилизация .

А.Р. Лурия выделил две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации:

Длительная, постоянная сенсибилизация,

Временная, неустойчивая сенсибилизация.

Первая происходит на фоне устойчивых изменений, произошедших в организме. Особенно активно такая сенсибилизация в подростковом и юношеском периодах. Вторая сторона сенсибилизации носит временный характер и зависит от физиологических, психологических воздействий психическое состояние субъекта.

Взаимодействие ощущений проявляет себя и в синестезии - возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. У некоторых людей существует так называемый "окрашенный слух", который особенно часто встречается у музыкантов. При такой синестезии, высокие звуки воспринимаются как "светлые", а низкие как "темные". Синестезия может являться признаком одаренности человека.

Взаимодействие ощущений - довольно любопытная и до конца не изученная тема. С одной стороны, тесная взаимосвязь анализаторных систем налицо, чему подтверждение явление синестезии. С другой стороны, существуют значительные индивидуальные различия и не очень понятно, в какой степени их можно развивать.

Протопатическая и эпикритическая чувствительность.

Физиолог Хэд, интерпритируя свои наблюдения о последовательном восстановлении чувствительности после перерезки нерва, выдвинул гипотезу о двух видах чувствительности:

Протопатическая - более примитивная и аффективная, менее дифференцированная и локализованная. Волокна проводящие её филогенетически более старые и примитивны по своему строению, поэтому восстанавливаются раньше. Высшие центры локализуются в таламусе. В нормальных условиях протопатическая чувствительность контролируется эпикритической посредством тормозящего воздействия коры на таламус и нижележащие области, с которыми связана протопатическая чувств.

Эприкритическая – более тонко дифференцированная, объективная и рациональная.Проводится волокнами филогенетически более молодой системой и более сложно построенной. Центры в филогенетически более поздних образованиях.

Взаимодействие ощущений и синестезии.

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений .

Взаимодействие ощущений бывает двух видов :
- взаимодействие между ощущениями одной модальности,
- взаимодействие между ощущениями различной модальности.

Взаимодействие ощущений проявляется еще в одном роде явлений, называемом синестезией. Синестезия - это феномен слияния свойств различных сенсорных систем. Например, каждый из нас интуитивно понимает, что обозначают словосочетания «холодный звук» или «крикливый цвет», хотя очевидно, что с точки зрения объективной реальности звук не обладает температурными характеристиками, а цвет - звуковыми.

Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У разных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако, они довольно постоянны для каждого отдельного лица. Известно, что способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы (Н. А. Римский-Корсаков, А. И. Скрябин и др.).

4) Восприятие: определение, виды и свойства Восприятие (перцепция) - это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии адекватных физических раздражителей на органы чувств. Разница ощущений и восприятий: первые отражение изолированных свойств, а восприятие целостные образы, синтез ощущений.
Виды:
1. Классификация по анализаторам: зрительное, слуховое, кинестетическое, обонятельные, вкусовое. Редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются и получаются сложные виды восприятия.
2. По форме существования материи: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.
Свойства:
1. Предметность - способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора отдельных ощущений, а в форме отдельных предметов. Возникает на первом году жизни, на основе движений, контакта с предметом.
2. Целостность - целостный образ предмета. При неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа.
3. Структурность - мы воспринимаем обобщенную структуру, которая формируется в течении некоторого времени. Например, мы воспринимаем не ноты, а мелодию.
4. Константность - относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, камаз мы воспринимаем большим, если он вдали и изображение на сетчатке маленькое.
5. Апперцепция - зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни. Воспринимает не глаз и ухо, а конкретный человек, со своими особенностями личности, его опыт. Могут возникать иллюзии восприятия от нестостаточных физических явлений, излишних эмоций и т.п.
6. Осмысленность - восприятие связано с мышлением. Воспринимать предмет - мыслить его название, относить к определенному классу, группе.
7. Активность(она же избирательность) - в любой момент времени мы воспринимает предмет или группу предмето, в то время как остальные являются фоном нашего восприятия, то есть не отражаются в нашем сознании.

5. Понятие образа. Виды образных явлений и их классификация

Образ - обобщающий термин для всех осознанных субъективных представлений, носящих квази-сенсорный, но не перцептивный характер.

Виды:

Мысленный образ – смутное субъективное воспроизведение ощущения или восприятия при отсутствии адекватного сенсорного воздействия, в бодрствующем сознании представлен как составная часть мысленного акта. Включает образы памяти и образы воображения, может быть зрительным, слуховым или любой другой сенсорной модальности, а также чисто вербальным.

Фосфены : более или менее оформленное возникновение или изменение идиосетчаточного света, обычно выступает в виде пятен ненасыщенного цвета или относительно устойчивых узорчатых изображений.

Синестезия: состояние, при котором восприятие одного типа регулярно сопровождается образами других сенсорных модальностей. Наиболее известная разновидность – цветной слух, когда у испытуемого вместе со звуковыми ощущениями возникают цветные образы.

Образ собственного тела , картина или умственное представление собственного тела, находящегося в состоянии покоя или движения в любой из моментов времени. Важными составляющими этого образа считаются кинестетические и температурно-тактильные представления.

Фантомный образ : часть образа собственного тела, сохраняющаяся даже несмотря на утрату соответствующего телесного органа (обычно конечности)

Гипнагогический образ (или гипнагогическая галлюцинация): проецируемый (т.е. находящийся вовне) образ, который выступает так ясно и отчетливо и детально, что возникает ощущение его реальности, появляется неожиданно, когда субъект находится в дремотном состоянии, предшествующем сну.

Эйдетический образ : проецированный образ(обычно зрительный), настолько четкий, ясный, красочный и дифференцированный по форме, что кажется всецело бодрствующему субъекту (обычно ребенку) перцептом. Йенш написал два типа: тип Т, напоминающий растянутые во времени послеобразы, обычно имеющие цвет, дополнительный по отношению к оригиналу, и тип В, напоминающий усиленные мысленные образы.

Галлюцинация: образ в объективной реальности которого испытуемый убежден. Паранормальная галлюцинация : образ приведения, духа или призрака кого-то из живущих или умерших лиц, включая и самого себя (аутоскопическая или хиаутоскопическая галлюцинация); сюда относятся также религиозные или мистические видения, воплощения сверхъестественного.

Псевдогаллюцинация: проецированный образ типа галлюцинации, но его субъективность осознается испытуемым.

Сновидение: нормальная галлюцинация, имеющая место во время сна.

Сенсорное обусловливание : процедура, в которой безусловный и условные сигналы являются сенсорными стимулами (обычно принадлежащими к разным модальностям); отличительные признаки состоят только из ответных реакций, после разряда парных сочетаний при предъявлении только условного стимула испытуемый говорит также о наличии безусловного, выступающего либо в виде образа, либо как нечто реальное. В этом случае имеет место галлюцинация, вызванная экспериментально. Очевидно, что эта процедура является наиболее эффективной, когда она осуществляется с помощью гипноза.

6) Представление: свойства и функции Представление - процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств.
Свойства:
1. Наглядность. Представления - это чувственно- нагдядные образы действительности. Человек представляет воспринятый образ исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков, в связи с утратой непосредственности отражения.
2. Фрагментность - неравномерность воспроиздевения отдельных частей представления. Преимущество имеют фрагменты, которые в прошлом опыте обладали привлекательностью и значимостью. Вспоминая чье-то лицо мы ясно и отчётливо воспроизводим только отдельные черты, на которых фиксировали внимание.
3. Неустойчивость - представление можно удерживать в сознании лишь в течение определённого времени, по истечении которого оно начинает исчезать фрагмент за фрагментом. И обратно, образ представления возникает не сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойства предмета, он дополняется.
4. Обобщенность - материал отдельного восприятия обязательно связывается с предыдущим опытом и предшествующих восприятий. Представление - результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Береза как представление - итог всех прошлых восприятий берез.
Функции:
1. Сигнальная. Представления несут в себе инфу об объекте, его признаках, свойствах применения, под влиянием конкретных воздействий эта инфа преобразцуется в систему сигналов, регулирующих поведение. Представление о кислом лимона может вызвать гримасу отторжения.
2. Регулирующая - отбор тех свойств представляемого объекта, которые необходимы для выполнения каких либо действий в данный момент. Например, активизируются те стороны двигательных представлений, при которых заданная задача решается эффективно.
3. Настроечная - формирование программы действий, заданной текущей ситуацией. Появившийся двигательный образ настраивает двигательный аппарат на выполнение соответствующих действий.

7) Понятие сенсорного порога и методы его определения Сенсорный порог - величина раздражителя, разделяющая весь континуум раздражителей на два класса: вызывающие ответную реакцию организма и не вызывающие ее. С. п. играет, таким образом, роль своего рода барьера; который должен быть преодолен для того, чтобы возникла реакция.
Метод минимальных изменений: испытуемый говори да, если он слышит сигнал, нет, если не слышит. Сначала ему предъявляют стимул, который он явно может расслышать, затем при каждом предъявлении стимул уменьшается. Когда он говорит нет - это порог исчезновения ощущения. Потом процедуру проводят наоборот. Сначала он ничего не слышит и громкость увеличивают. Когда он скажет да - это будет порог появления ощущения. Интересно, что почти всегда эти два порога не равны: один больше другого. Чтобы вычислить абсолютный порог, нам нужно найти среднее арифметическое значение этих двух порогов.
Аналогичным способом определяют верхний абсолютный порог (болевой порог) - значение стимула, при котором он перестаёт восприниматься адекватно.
Абсолютные пороги - верхний и нижний - определяют границы доступного нашему восприятию внешнего мира. С помощью него можно охарактеризовать абсолютную чувствительность. Чувствительность у одного из двух будет выше, у которого ниже порог ощущений. То есть, чем слабее раздражитель вызывающий ощущений, тем выше чувствительность.
Порог различия - то минимальное различие между раздражителям, которое даёт едва заметное различие ощущений. Если держать груз 100гр, и прибавить 1 гр разницу человек не заметит, а уже прибавить 5 гр- заметит.


Похожая информация.


Явление адаптации

Было бы неправильно считать, что чувствительность наших органов чувств остается неизменной. Как показывают исследования, чувствительность органов чувств может изменяться и даже очень значительно. Известно, что в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении - снижается. Когда мы заходим в темную комнату после интенсивного освещения, то некоторое время ничего не видим, и наоборот, когда после темноты заходим в освещенную комнату, глаза начинают "слепнуть" и необходимо некоторое время, чтобы приспособиться к освещению. Вспомним и другой пример: в первые минуты, когда человек заходит в реку или море, вода кажется ей холодной. Через некоторое время ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Это свидетельствует о зависимости чувствительности от изменений окружающей среды. Описанные изменения чувствительности существуют и в слуховом, обонятельном, касательном, вкусовой анализатор и носят название адаптация.

Адаптация - это приспособление чувствительности к постоянно действующего раздражителя, которое выражается в снижении или повышении порогов.

Изменения чувствительности, которые осуществляются в ходе адаптации, происходят не сразу, они требуют некоторого времени и имеют свои временные характеристики. Эти временные характеристики различны для разных органов чувств. Мера адаптации различных анализаторов неодинакова: высокая адаптируемость наблюдается в обонятельных ощущениях (человек быстро привыкает к запахам, в том числе и неприятных), тактильных (не замечает давления одежды на тело), зрительных; значительно меньше - в слуховых. Температурная адаптация существует лишь в среднем диапазоне, привыкание к сильному холоду или к сильной жаре почти не существует. Почти не существует адаптации в болевых ощущениях, поскольку боль является сигналом о разрушении организма, и болевая адаптация может привести к гибели. Выделяют три разновидности явления адаптации.

1. Адаптация как полное исчезновение ощущения при длительном воздействии раздражителя.

2. Адаптация как притупление ощущения под воздействием сильного раздражителя (снижение порога чувствительности).

Эти две разновидности адаптации называют отрицательной адаптацией, поскольку ее результат - это снижение чувствительности анализаторов.

3. Адаптация как повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.

Явление адаптации объясняется периферийными изменениями в функционировании рецептора или длительными воздействиями на него раздражителя, а также процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении в коре головного мозга возникает внутреннее охранительное торможение, которое снижает чувствительность.

В общем адаптация является одним из важных видов изменения чувствительности, свидетельствует о большой пластичность организма в его приспособлении к условиям окружающей среды.

Взаимодействие ощущений

Интенсивность ощущения зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, которые одновременно действуют на другие органы чувств. Таким образом, возникает взаимодействие ощущений, то есть изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств.

Исследования свидетельствуют о том, что ни один анализатор не может работать, не влияя на функционирование других органов. Это объясняется связями между анализаторами, которые существуют в коре головного мозга, а также законом одновременной индукции.

Взаимодействие ощущений проявляется в двух процессах - повышении и снижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Известно, что слабый звуковой раздражитель повышает чувствительность зрительного анализатора, сильный холодовой раздражитель снижает чувствительность слухового анализатора и др.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и систематических упражнений называется сенсибилизацией. Сенсибилизация имеет две стороны своего проявления: первый носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме (например, с возрастом острота чувствительности увеличивается, достигая максимума к 20-30 годам, после этого постепенно снижается) второй носит временный характер и зависит от воздействия на организм - физиологических или психологических - и состояния субъекта.

Взаимодействие ощущений проявляется еще и в таком явлении, как синестезия. Синестезия это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Известно, что у человека под влиянием звуков могут возникать ощущение цвета высокие звуки чаще всего оцениваются как "светлые", а низкие - как "темные"; цвет также может вызвать ощущение холода или тепла. Явление синестезии распространяется на все модальности. Это проявляется в тех словосочетаниях, которые вошли в нашу жизнь: холодный цвет, бархатный голос и тому подобное. Это явление оказывается не у всех людей. Есть люди с очень яркой способностью к синестезии, и люди, у которых она почти не наблюдается. Так, А.Р. Лурия описал известного мнемониста, который воспринимал все голоса окрашенными от ярко-желтого до фиолетового цвета.

Явление последействия в анализаторах

Продолжительность действия раздражителя и продолжительность ощущения не всегда совпадают. Свидетельством этого является явление последействия в анализаторах. Особенно ярко это проявляется явление последействия в работе зрительного анализатора и наблюдается в так называемых последовательных образах. Последовательные образы можно продемонстрировать при смешивании цветов, а также при демонстрации фильмов.

Зрительные последовательные образы бывают положительные и отрицательные. Положительный последовательный образ не отличается по своему качеству от раздражителя и является его копией. Негативный последовательный образ отличается от раздражителя по цвету и окрашивается в дополнительный цветной тон в отношении цвета раздражителя. Так, известные фотографии, на которых изображение носило качество негатива. Для демонстрации негативного последовательного образа предлагалось в течение 5 минут пристально смотреть на фотографию, а после этого - на белый экран или стену, на которых исследуемые видели изображение красивой женщины.

Явление последействия может наблюдаться и в слуховых ощущениях, хотя оно носит непродолжительный характер. Это созвучие, которое мы слышим, когда слушаем последовательно отдельные ноты, сливаются в единую музыку. Явление последействия проявляется и в температурных ощущениях, если прикоснуться кусочком льда к коже, то ощущение холода продолжается и после прекращения действия раздражителя. Температурные последовательные образы могут носить контрастный характер. Так, если одну руку опустить на некоторое время в холодную воду, а вторую-в теплую, после этого обе руки опустить в сосуд с водой комнатной температуры, то одна рука почувствует тепло, а другая - холод.

Явление последействия имеет место и во вкусовых ощущениях. Они могут быть положительными (вкус остается на некоторое время во рту) и негативными, контрастными (после одного вкуса усиливается чувствительность к другому).

συναίσθησις одновременное ощущение совместное чувство в психологии явление восприятия когда при раздражении одного органа чувств вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения соответствующие другому органу чувств. Апперцепция и её значение в процессах восприятия. Позднее Кант дополнил его введя аспект единства процесса осознания то есть целостности восприятия. В этой связи различают устойчивую апперцепцию обусловленную...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


  1. Сенсорная организация человека: взаимодействие ощущений. Виды взаимодействия

Сенсорной организацией человека называется совокупность взаимосвязанных сенсорных систем. Они работают совместно благодаря морфологическим (врожденным) и функциональным (возникающим при жизни) связям. Совместная работа приводит к взаимодействию ощущений.

Одним из примеров такого взаимодействия выступает явление контраста, которое проявляется в изменении чувствительности под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. Так, в силу контраста, обостряется ощущение кислого после сладкого и т.п. Раздражение одного рецептора может влиять на пороги другого (зрительные – слуховые, обонятельные – зрительные). Слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим, одновременно действующим раздражителям, тогда как сильные раздражители уменьшают эту чувствительность. То, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим, объясняется иррадиацией возбудительного процесса, усиливающего возбуждение в окружающих участках. Более сильные раздражители, благодаря отрицательной индукции, вызывают торможение окружающих участков, и вследствие этого уменьшается чувствительность к другим раздражителям. На этом основан метод сенсибилизации (повышения чувствительности) одних органов чувств путем действия на другие органы слабыми и кратковременными, адекватными для них раздражениями.

Также нужно упомянуть о последействии раздражений. Ощущение не сразу исчезает после прекращения раздражения, а держится некоторое время и лишь затем постепенно исчезает. Благодаря задержке при быстром следовании раздражений происходит слияние отдельных элементов ощущений в единое целое, например звуков в мелодию.

Взаимосвязь ощущений проявляется и в так называемой синестезии – явлении, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств.

В целом все взаимодействия ощущения можно разделить на 2 класса: интра и интермодальные. Интермодальные взаимодействия – взаимодействия ощущений разных модальностей (синестезия). Интрамодальные – взаимодействия между ощущениями одного вида (например, 4 вида вкусовой чувствительности формируют вкус)

Сенсорная организация человека включает в себя систему постоянных межанализаторных связей.

Основными формами сочетаний являются: ощущение, восприятие и представление , при помощи которых в сознании человека непосредственно отражаются предметы, явления окружающего мира.

Виды взаимодействия ощущений : интермодальные и интрамодальные.

Интермодальные: когда субъект слышит какой-то звук, то он вызывает в нем такой же целостный личностный эффект — установку, что и, допустим, переживание сладкого вкуса. В этом нет ничего невозможного, поскольку здесь в обоих случаях, помимо разных факторов — звука и вкуса, участвует и один постоянный фактор — сам субъект. И если при прослушивании звука у субъекта возникает установка на сладкий вкус, то легко понять, что на основе данной установки у него либо появится представление сладкого вкуса, и тогда он будет говорить о «сладком голосе», либо же, в случае особенно ярко выраженной установки, у него во рту на самом деле может появиться ощущение сладости. В таком случае мы будем иметь дело с проявлением настоящей синестезии.

Синестезия – (греч. συναίσθησις — одновременное ощущение, совместное чувство) — в психологии — явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств.

Примеры: цветной слух, цветное зрение, цветное обоняние.

  1. Апперцепция и её значение в процессах восприятия.

Апперцепция – влияние на восприятие предметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида.

Термин был введен Лейбницом и обозначал процесс осознания еще не дошедшего до сознания впечатления, переход чувственного, неосознанного в осознанное.

Позднее Кант дополнил его, введя аспект единства процесса осознания, то есть целостности восприятия.

Гербарт через понятие апперцепции объяснял обусловленность содержания нового представления запасом уже имеющихся представлений.

Вундт, благодаря которому понятие апперцепции получило широкое распространение в психологии, объединил в нем все 3 аспекта: осознание воспринимаемого, его целостность, и зависимость от прошлого опыта.

В современной психологии апперцепция выражает тот факт, что разные люди (или один человек в разное время) может по-разному воспринимать один и тот же предмет и, наоборот, разный предмет воспринимать как один и тот же. Это объясняется тем, что восприятие предмета – не просто копирование, а построение его образа, осуществляющееся под влиянием имеющихся у личности категориальных схем, запаса знаний и т. д. В этой связи различают устойчивую апперцепцию (обусловленную мировоззрением и общей направленностью личности и временную Апперцепцию (определяемую настроением, ситуационным отношением к воспринимаемому)

обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т. д.).

(А – восприятие на основе прошлого опыта)

Термин «А.» ввел в науку Г. Лейбниц. Он впервые разделил перцепцию и А., понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации к.-л. содержания («многого в едином»), а под А. — ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия. А., по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания. В дальнейшем понятие А. развивалось в основном в нем. философии и психологии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.), где, при всех различиях в понимании, А. рассматривалась как имманентно и спонтанно развивающаяся способность души и источник единого потока сознания. Кант, не ограничивая А., подобно Лейбницу, высшей ступенью познания, считал, что А. обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную А. Гербарт ввел понятие А. в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого субъектами нового материала под влиянием запаса представлений — предыдущих знаний и опыта, названных им апперцептивной массой. Вундт, превративший А. в универсальный объяснительный принцип, считал, что А. — начало всей психической жизни человека, «особая психическая причинность, внутренняя психическя сила», детерминирующая поведение личности.

Представители гештальт-психологии сводили А. к структурной целостности восприятия, зависящей от первичных структур, возникающих и меняющихся по своим внутренним закономерностям.

Добавление: А. — зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта субъекта. Восприятие — активный процесс, в котором принимаемая информация используется для выдвижения и проверки гипотез. Характер этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта. При восприятии к.-л. предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он видит в предмете. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, складывающаяся под влиянием непосредственно предшествующих восприятий и представляющая собой своеобразную готовность воспринимать вновь предъявленный объект определенным образом. Это явление, изученное Д. Узнадзе и его сотрудниками, характеризует зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта, в свою очередь определяемого предшествующими воздействиями на него. Влияние установки носит широкий характер, распространяясь на работу различных анализаторов. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия; при эмоциональном отношении к предмету он легко становится объектом восприятия. (Т. П. Зинченко.)

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

Взаимодействие ощущений, адаптация, развитие и нарушение ощущений

1.5.1. Взаимодействие ощущений

Взаимодействие ощущений - это процесс изме­нения чувствительности данного анализатора под вли­янием раздражителœей, поступающих на другие анали­заторы. Взаимодействие ощущений - это скорее нор­ма функционирования человеческого организма, чем отклонение от нее. Еще древним было известно, что барабанные звуки, резонансные кардиоритмам, дела­ют сердца солдат перед сражением «желœезными».

Общая закономерность взаимодействий состоит в следующем: слабые раздражители при их взаимо­действии повышают, а сильные понижают чувстви­тельность анализаторов.

В процессах взаимодействия выделяют явления сенсибилизации, синœестезии и контраста. Сенси­билизация - повышение чувствительности анализа­торов под влиянием действия раздражителя. Обратный процесс, когда действие раздражителя снижает чув­ствительность анализатора, носит название десенси­билизации.

Синœестезия (греч. synaisthesis - одновременное чувство) - явление, при котором ощущения, ха­рактерные для одной модальности, возникают под действием раздражителя другой модальности.

Контраст - явление повышения чувствитель­ности к одному раздражителю при сопоставлении его с раздражителœем противоположного типа.

Примеры сенсибилизации, десенсибилизации, си­нестезии и контраста.

Запах соленых огурцов или чеснока порождает ощу­щение голода и аппетита (взаимодействие обонятель­ных и органических ощущений).

При насморке, когда обонятельные ощущения ослаб­лены, пища кажется безвкусной (взаимодействие обо­нятельных и вкусовых ощущений).

Боль легкой царапины на пальце практически исчеза­ет при появлении серьезного ранения руки (не зря же говорят: чтобы забыть мелкие неприятности, на­день и поноси тесные ботинки).

Боль ощущается острее при сильном световом раз­дражителœе.

Раздражение вкусовых органов кисло-сладкими про­дуктами (лимон с сахаром), 2-3-минутное обтирание шеи и лица холодной водой, 10-кратные глубокие вдо­хи-выдохи в течение одной минуты, пристальное всмат­ривание в темноту - всœе это в комплексе повышает чувствительность зрения в 6-9 раз и на столько же ускоряет процесс темновой адаптации.

Речевой раздражитель типа «горькая полынь» вызы­вает чувство горечи во рту.

Высокие звуки расцениваются как «светлые», низкие -как «темные» (так называемое явление «цветового слуха», приведшее к появлению цветомузыки).

Синий цвет дает чувство прохлады, голубой - све­жести, коричневый - теплоты.

Яркое освещение порождает чувство повышенной громкости звука.

Громкий звук, соответствующий 140 дБ, сопровожда­ется болевыми симптомами (взаимодействие слухо­вых и болевых ощущений).

Точка лучше видится в темноте на светлом фоне (яв­ление контраста).

Серый цвет на белом фоне выглядит темнее, чем на темном фоне (явление контраста).

Процессы взаимодействия ощущений широко ис­пользуются в практике повсœедневной жизни. Так, осо­знаваемое и субсенсорное чувство запахов исполь­зуется:

В народной медицинœе для нормализации работы сер­дечно-сосудистой системы (береза, дуб, валериана, со­сна, ель, сирень) и диагностики отдельных видов за­болеваний;

Для повышения настроения (лаванда, бергамот, герань), сексуального возбуждения (смесь лаванды с тыквой, жасмин, ваниль, мускус);

В межличностных отношениях для формирования ин­дивидуального имиджа (духи, дезодоранты).

Трудно переоценить влияние цветового ощуще­ния на человека. Так, еще с древних времен красный цвет использовался при лечении скарлатины, кори, ветрянки и некоторых видов кожных заболеваний.

Оттенки красного цвета способствуют повышению чувствительности двигательных ощущений и рабо­тоспособности.

Зелœеный цвет исцеляет некоторые психические расстройства, истерии, снижает эффект переутомления.

Фиолетовый ускоряет заживление ран.

Цветотерапия использует специальные очки с раз­личными вариантами цветосочетаний линз. Раздра­жение сетчатки глаза цветовыми изображениями вызывает лечебный эффект через соответствующие отделы коры головного мозга.

Известно, что в условиях желтого цвета легче рас­крывался творческий потенциал.

Явление контраста активно используется в рек­ламе товаров и услуг, привлекая внимание прохо­жих броскими, яркими словесными призывами и рисунками, эксплуатирующими принцип «плохой -хороший - лучший».

1.5.2.Сенсорная адаптация

Удивительная способность человека выживать в даже самых невероятных условиях комментируется в житейском понимании расхожей фразой: «Чело­век ко всœему привыкает». Действительно, житель Край­него Севера уже через несколько дней наслаждается жарким солнцем на пляжах Испании. Запах конюш­ни не воспринимается сельским жителœем как зло­вонный. Достаточно сравнительно небольшого про­межутка времени, чтобы человек стал различать пред­меты обстановки квартиры после внезапно выклю­ченного ночью электрического света.

Все эти и подобные явления возможны благо­даря тому, что чувствительность анализаторов может изменяться под влиянием различных факторов. В та­ких случаях говорят, что сенсорные системы челове­ка адаптируются.

Адаптацией (лат. adaptatio - приспособление) называют процесс приспособительного изменения чувствительности сенсорных систем человека к ус­ловиям среды. Адаптация как составляющая гомеостатического процесса в организме человека повышает его устойчивость к воздействию различных факторов и обеспечивает возможность существования в неадек­ватных условиях окружающей среды.

Выделяют три вида адаптации :

Как полное исчезновение ощущения при продолжи­тельном действии раздражителя (примеры: бабушка в поисках своих очков, поднятых вверх на волосы; или обручальное кольцо на пальце, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ человек после некоторого времени просто не замечает);

Как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя (притупление ощущений к не­приятным запахам у людей, работающих на птицефер­ме);

Как повышение чувствительности под влиянием сла­бых раздражителœей (слабое прикосновение к коже перестает ощущаться через несколько секунд).

Основным параметром адаптационных процессов является время адаптации - отрезок времени, в те­чение которого интенсивность ощущений достигает величины, обеспечивающей приемлемые для деятель­ности состояние организма и комфортные условия для восприятия окружающей среды.

Адаптационные процессы - часть активной жиз­ни человека. Рассмотрим примеры.

Время полной темновой адаптации равно примерно 30-40 мин. Именно это время требуется, чтобы чув­ствительность зрительной сенсорной системы повыси­лась до уровня, позволяющего человеку ориентиро­ваться в темноте, в которой он оказался после нахож­дения в условиях нормального освещения. Хотя в тем­ноте чувствительность зрения увеличивается в 200 000 раз, в первые 10 мин она растет медленно, что и ограничивает возможности зрительных ощущений. Кстати, освещенность красным цветом поддерживает чувствительность зрения в условиях темноты. В этой связи летчикам-ночникам во время войны предписы­валось ношение очков с красными стеклами.

Время световой адаптации составляет около 3-5 с.

Статистика утверждает, что среди 250 наименований причин автомобильных аварий более 15% происходит от ослепления водителœей светом встречных машин.

Ослепление приводит к быстрому и интенсивному разрушению зрительного пигмента͵ что затрудняет ре­акцию зрачка на сужение. Для восстановления зритель­ного пигмента требуется среднее время, превышающее 2 с. Это время зависит как от внешних факторов (про­должительность и цвет ослепления), так и от индиви­дуальных особенностей водителя. Так, более 20% во­дителœей начинают различать дорожные знаки через 30-40 с, что эквивалентно вождению вслепую на рас­стоянии в 500 м при скорости 60 км/ч.

Время тактильной адаптации при слабом прикос­новении пальца к кончику своего носа составляет 2-4 с.

Скорость адаптации различна для различных сен­сорных систем. Так, тактильный и обонятельный ка­налы приспосабливаются к новым условиям быстрее, чем зрительный, слуховой и вкусовой.

Механизмы адаптации связаны с:

Изменением возбудимости мозговых центров анализа­торов (так, продолжительное раздражение вызывает в коре головного мозга охранительные тормозные про­цессы, снижающие чувствительность; однако развитие торможения увеличивает возбуждение других очагов и тем самым способствует повышению чувствитель­ности в новых условиях);

Периферическими изменениями в работе рецепторов (к примеру, свет обесцвечивает зрительный пурпур, на­ходящийся в палочках сетчатки глаза; темнота же, наоборот, восстанавливает его, повышая чувствитель­ность).

Адаптационные процессы учитываются в самых различных областях деятельности человека. Так, пре­подаватель вуза вынужден изменять параметры свое­го голоса (паралингвистические параметры речи), читая лекцию студентам, так как продолжительное речевое однообразие вскоре снизит интенсивность возбужде­ния сенсорных систем, ухудшит внимание присутствующих. И произойдет это вследствие адаптации соот­ветствующих рецепторов слушателœей к акустическим раздражителям. По аналогичной причинœе вынужде­ны менять рекламные телœевизионные ролики произ­водители различных товаров.

1.5.3.Развитие ощущений

Ребенок практически сразу после рождения имеет признаки ощущений всœех видов раздражителœей. Про­цесс «становления» чувствительности проходит ряд этапов. Вот несколько вех этого пути развития.

В первые дни рождения:

Высока кожная чувствительность, особенно по пара­метрам «холод - тепло»;

Высока тактильная чувствительность области рта (ре­агирует на легкое прикосновение сосательными дви­жениями);

Достаточно развита вкусовая чувствительность (хоро­шо отличает молоко матери от всœего другого);

Высока обонятельная чувствительность (может опре­делить факт присутствия матери по запаху молока). Вместе с тем следует отметить, что обонятельные ощу­щения, не связанные с питанием, развиваются медлен­но, вплоть до 5-6-летнего возраста;

Затруднены слуховые ощущения в течение первых 1-3 недель, но уже через 2-3 мес. ребенок может ощу­щать направление звука, а чуть позже (4-5 мес.) спо­собен реагировать и на музыкальные звуки; речевые ощущения проявляются в реакции на интонацию лишь на 2-3 мес. жизни; различение звуков речи вступает в интенсивную фазу к концу первого года жизни;

Отсутствует видение предметов из-за рассогласован­ности движений глаз (они могут смотреть в разные стороны): координация движениями глаз наступает через 2-3 мес;

Зрительная чувствительность за несколько первых дней резко возрастает, но это касается ощущения яркости света; цветовое чувство появляется на 5-6 мес. жизни.

В целом закономерность развития такова: абсо­лютная чувствительность имеет достаточно высокий уровень уже ко второму году жизни, а чувствитель­ность к различению затягивается вплоть до школь­ных лет.

Этнопсихологами открыта еще одна закономер­ность. Οʜᴎ изучили последовательность расширения цветового «лексикона» у народов, находящихся на различных уровнях цивилизации. У какого-нибудь полудикого племени данный лексикон включает лишь два слова: «темный» и «светлый». С принадлежнос­тью к следующему уровню развития появляется слово «желтый», далее - «зелœеный», «синий», «красный» и т.д. Эта последовательность аналогична той, кото­рая развивается у детей цивилизованных народов.

Чувствительность одних и тех же анализаторов у различных людей может быть различна, так как это обус­ловлено и врожденными индивидуальными свойства­ми (точнее, сенсорными задатками), и сенсорным опытом человека. Несомненным объективным фактом является наличие людей с чрезвычайно высокими сенсорными возможностями (их называют экстра­сенсами), хотя в этом вопросœе много спекулятивных, популистских начал. Известны примеры видения пред­метов через непрозрачные материалы, ощущения цве­та кожным анализатором, необъяснимые с позиций современных научных представлений и изучающие­ся в сфере парапсихологии.

Но общей закономерностью является то, что пик чув­ствительности достигается в юношеском возрасте. С возрастом чувствительность анализаторов снижается.

Различия в развитии ощущений у разных взрос­лых людей обусловлены и наследственными факто­рами, и опытом.

1.5.4.Нарушение ощущений

Функционирование механизмов сенсорных сис­тем, как и всœех сложных системных образований, под­вержено нарушениям различного рода. Вот некото­рые из них.

При употреблении алкоголя в первые 10-15 мин чув­ствительность анализаторов повышается, а затем быс­тро снижается до 50-60%.

Нарушение зрительных ощущений наблюдается при длительном пребывании в условиях мелькающего света (навязчивая городская реклама, злоупотребление про­смотром телœепрограмм и др.). Этот же фактор вреден и для сердечно-сосудистой системы.

Имеются максимально допустимые пределы вибраций (по параметрам частоты и амплитуды), превышение которых приводит к ухудшению процессов ощущений различной модальности из-за нарастания процессов утомления и боли.

Дезорганизующее действие как на процессы ощуще­ний, так и на работу подкорковых образований (в частности, на гипоталамус) оказывают органические ощущения большой интенсивности. Так, чувство силь­ного голода приводит к снижению работы зрительно­го анализатора.

Работа сенсорных систем ухудшается не только из-за воздействия сверхпороговых раздражителœей, но и от неожиданных звуков большой громкости, вызываю­щих также рост адреналина в крови и сужение кро­веносных сосудов.

Сенсорные системы подвержены и «своим» болез­ням: дальтонизму, «куриной слепоте», атаксии и т.д.

Дальтонизм трактуется как болезнь частичной цветовой слепоты. Человек не может различать неко­торые цвета и цветовые оттенки (особенно оттенки красного и зелœеного цветов). Эта болезнь пока неиз­лечима и может наследоваться. При этом она чаще поражает мужчин: 10% из них являются дальтониками. Женщин-дальтоников в 20 раз меньше, хотя (па­радоксальный факт) дальтонизм передается следую­щему поколению только по женской линии. Харак­терно, что дальтонизм не приводит к снижению ост­роты зрения.

При гемералопии («куриной слепоте») человек не различает предметы окружающей среды в темноте. Болезнь полной цветовой слепоты обрекает челове­ка видеть всœе в сером цвете.

Атаксия, или расстройство движений, проявля­ется в потере человеком способности поддерживать равновесие в движении с закрытыми глазами. Бо­лезнь связана с нарушением функционирования ре­цепторов кинœестетических ощущений, находящихся в сухожилиях, мышцах и суставах.

Патологический случай представляет собой по­теря болевой чувствительности, что лишает человека осторожности и ощущения возможной опасности для его жизни.

Нередки случаи обострения чувствительности одного анализатора при полной утере чувствитель­ности другого.