Взаимодействие ощущений: сенсибилизация и синестезия. Взаимодействие ощущений и явление синестезии Характеристика основных видов ощущений

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений

В литературе описаны многочисленные факты изменения чувствительности, вызванные взаимодействием ощущений. Так, чувствительность зрительного анализатора изменяется под влиянием слухового раздражения. С.В. Кравков (1893-1951) показал, что это изменение зависит от громкости слуховых раздражителей. Слабые слуховые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора.В то же время наблюдается резкое ухудшение различительной чувствительности глаза, когда в качестве слухового раздражителя применяется, например, шум авиационного мотора.

Зрительная чувствительность повышается также под влиянием некоторых обонятельных раздражений. Однако, при резко выраженной отрицательной эмоциональной окраске запаха наблюдается снижение зрительной чувствительности. Аналогично этому при слабых световых раздражениях усиливаются слуховые ощущения, при действии интенсивных световых раздражителей слуховая чувствительность ухудшается. Известны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых раздражений.

Изменение чувствительности какого-либо анализатора может иметь место и при подпороговом раздражении других анализаторов. Так, П.П. Лазаревым (1878-1942) были получены факты снижения зрительной чувствительности под влиянием облучения кожи ультрафиолетовыми лучами.

Таким образом, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей степени влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные – понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Повышение или понижение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихся музыкой.

Взаимодействие ощущений проявляется еще в одном роде явлений, называемом синестезией – это возникновение под влиянием раздражения одного

анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У разных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако, они довольно постоянны для каждого отдельного лица. Известно, что способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы (Н. А. Римский-Корсаков, А. И. Скрябин и др.).

На явлении синестезии основано создание в последние годы цветомузыкальных аппаратов, превращающих звуковые образы в цветовые, и интенсивное исследование цветомузыки. Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражений, вкусовых - в ответ на слуховые раздражители и т.д. Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Ни у кого не вызывает сомнений возможность употребления таких выражений, как “острый вкус”, “кричащий цвет”, “сладкие звуки” и т. п.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ И УПРАЖНЕНИЕ.

Сенсибилизация органов чувств возможна не только путем применения побочных раздражителей, но и посредством упражнения. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования безграничны. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

1) сенсибилизация, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);

2) сенсибилизация, вызванная деятельностью, специфическими требованиями профессии субъекта.

Утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, лишенные зрения, занимаются скульптурой, у них хорошо развито осязание. К этой же группе явлений относится и развитие вибрационных ощущений у глухих.

У некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слушать музыку. Для этого они кладут руку на инструмент или поворачиваются спиной к оркестру. Некоторые слепоглухонемые, держа руку у горла говорящего собеседника, могут таким образом узнать его по голосу и понять, о чем он говорит. Вследствие высоко развитой обонятельной чувствительности они могут ассоциировать многих близких людей и знакомых с запахами, исходящими от них.

Особый интерес представляет возникновение у человека чувствительности к раздражителям, по отношению к которым не существует адекватного рецептора. Такова, например, дистанционная чувствительность к препятствиям у слепых.

Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются у лиц, имеющих некоторые специальные профессии. Известна необычайная острота зрения у шлифовальщиков. Они видят просветы от 0,0005 миллиметра, в то время как нетренированные люди – всего до 0,1 миллиметра. Специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета. Для нетренированного глаза они кажутся совершенно одинаковыми. Опытные сталевары способны довольно точно по слабым цветовым оттенкам расплавленной стали определить ее температуру и количество примесей в ней.

Высокой степени совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина, табака. Дегустаторы могут точно сказать не только, из какого сорта винограда сделано вино, но и назвать место, где вырос этот виноград.

Живопись предъявляет особые требования к восприятию форм, пропорций и цветовых соотношений при изображении предметов. Опыты показывают, что глаз художника чрезвычайно чувствителен к оценке пропорций. Он различает изменения, равные 1/60-1/150 величины предмета. О тонкости цветовых ощущений можно судить по мозаичной мастерской в Риме – в ней больше 20 000 созданных человеком оттенков основных цветов.

Достаточно велики и возможности развития слуховой чувствительности. Так, игра на скрипке требует особого развития звуковысотного слуха, и у скрипачей он более развит, чем у пианистов. У людей, с трудом различающих высоту звука, можно, посредством специальных занятий, улучшить звуковысотный слух. Опытные летчики по слуху легко определяют количество оборотов двигателя. Они свободно отличают 1300 от 1340 оборотов в минуту. Нетренированные люди улавливают разницу только между 1300 и 1400 оборотами.

Все это – доказательство того, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической трудовой деятельности.

Думают иные - те, кто звуки слышат,

Те, кто видят солнце, звезды и луну:

Как она без зренья красоту опишет,

Как поймет без слуха звуки и весну?!

Я услышу запах и росы прохладу,

Легкий шелест листьев пальцами ловлю.

Утопая в сумрак я пройду по саду,

И мечтать готова, и сказать люблю…

Пусть я не увижу глаз его сиянье,

Но слова без звука - чувства трепетанье

Я ловлю и слышу быстрою рукой.

И за ум, за сердце я любить готова.

Так, как любят запах нежного цветка,

Так, как любят в дружбе дорогое слово,

Так, как любит трепет сжатая рука.

Я умом увижу, чувствами услышу,

А мечтой привольной мир я облечу:

Каждый ли из зрячих красоту опишет,

Улыбнется ль ясно яркому лучу?

Не имею слуха, не имею зренья,

Но имею больше - чувств живых простор:

Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем,

Я соткала жизни красочный узор.

Если Вас чаруют красота и звуки,

Не гордитесь этим счастьем предо мной!

Лучше протяните с добрым чувством руки.

Что б была я с Вами, а не за стеной.

Эти стихи были написаны Ольгой Ивановной Скороходовой, слепоглухонемым человеком. Кажется, как может человек, который на 97% не ощущает мир… писать стихи, получать высшее образование. Поразительно, не правда ли?

Попробуйте закрыть глаза, заткнуть уши и не говорить. Хотя бы полчаса. Ради эксперимента, попробуйте поужинать: сварить себе кофе, сделать бутерброд

συναίσθησις одновременное ощущение совместное чувство в психологии явление восприятия когда при раздражении одного органа чувств вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения соответствующие другому органу чувств. Апперцепция и её значение в процессах восприятия. Позднее Кант дополнил его введя аспект единства процесса осознания то есть целостности восприятия. В этой связи различают устойчивую апперцепцию обусловленную...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


  1. Сенсорная организация человека: взаимодействие ощущений. Виды взаимодействия

Сенсорной организацией человека называется совокупность взаимосвязанных сенсорных систем. Они работают совместно благодаря морфологическим (врожденным) и функциональным (возникающим при жизни) связям. Совместная работа приводит к взаимодействию ощущений.

Одним из примеров такого взаимодействия выступает явление контраста, которое проявляется в изменении чувствительности под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. Так, в силу контраста, обостряется ощущение кислого после сладкого и т.п. Раздражение одного рецептора может влиять на пороги другого (зрительные – слуховые, обонятельные – зрительные). Слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим, одновременно действующим раздражителям, тогда как сильные раздражители уменьшают эту чувствительность. То, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим, объясняется иррадиацией возбудительного процесса, усиливающего возбуждение в окружающих участках. Более сильные раздражители, благодаря отрицательной индукции, вызывают торможение окружающих участков, и вследствие этого уменьшается чувствительность к другим раздражителям. На этом основан метод сенсибилизации (повышения чувствительности) одних органов чувств путем действия на другие органы слабыми и кратковременными, адекватными для них раздражениями.

Также нужно упомянуть о последействии раздражений. Ощущение не сразу исчезает после прекращения раздражения, а держится некоторое время и лишь затем постепенно исчезает. Благодаря задержке при быстром следовании раздражений происходит слияние отдельных элементов ощущений в единое целое, например звуков в мелодию.

Взаимосвязь ощущений проявляется и в так называемой синестезии – явлении, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств.

В целом все взаимодействия ощущения можно разделить на 2 класса: интра и интермодальные. Интермодальные взаимодействия – взаимодействия ощущений разных модальностей (синестезия). Интрамодальные – взаимодействия между ощущениями одного вида (например, 4 вида вкусовой чувствительности формируют вкус)

Сенсорная организация человека включает в себя систему постоянных межанализаторных связей.

Основными формами сочетаний являются: ощущение, восприятие и представление , при помощи которых в сознании человека непосредственно отражаются предметы, явления окружающего мира.

Виды взаимодействия ощущений : интермодальные и интрамодальные.

Интермодальные: когда субъект слышит какой-то звук, то он вызывает в нем такой же целостный личностный эффект — установку, что и, допустим, переживание сладкого вкуса. В этом нет ничего невозможного, поскольку здесь в обоих случаях, помимо разных факторов — звука и вкуса, участвует и один постоянный фактор — сам субъект. И если при прослушивании звука у субъекта возникает установка на сладкий вкус, то легко понять, что на основе данной установки у него либо появится представление сладкого вкуса, и тогда он будет говорить о «сладком голосе», либо же, в случае особенно ярко выраженной установки, у него во рту на самом деле может появиться ощущение сладости. В таком случае мы будем иметь дело с проявлением настоящей синестезии.

Синестезия – (греч. συναίσθησις — одновременное ощущение, совместное чувство) — в психологии — явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств.

Примеры: цветной слух, цветное зрение, цветное обоняние.

  1. Апперцепция и её значение в процессах восприятия.

Апперцепция – влияние на восприятие предметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида.

Термин был введен Лейбницом и обозначал процесс осознания еще не дошедшего до сознания впечатления, переход чувственного, неосознанного в осознанное.

Позднее Кант дополнил его, введя аспект единства процесса осознания, то есть целостности восприятия.

Гербарт через понятие апперцепции объяснял обусловленность содержания нового представления запасом уже имеющихся представлений.

Вундт, благодаря которому понятие апперцепции получило широкое распространение в психологии, объединил в нем все 3 аспекта: осознание воспринимаемого, его целостность, и зависимость от прошлого опыта.

В современной психологии апперцепция выражает тот факт, что разные люди (или один человек в разное время) может по-разному воспринимать один и тот же предмет и, наоборот, разный предмет воспринимать как один и тот же. Это объясняется тем, что восприятие предмета – не просто копирование, а построение его образа, осуществляющееся под влиянием имеющихся у личности категориальных схем, запаса знаний и т. д. В этой связи различают устойчивую апперцепцию (обусловленную мировоззрением и общей направленностью личности и временную Апперцепцию (определяемую настроением, ситуационным отношением к воспринимаемому)

обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т. д.).

(А – восприятие на основе прошлого опыта)

Термин «А.» ввел в науку Г. Лейбниц. Он впервые разделил перцепцию и А., понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации к.-л. содержания («многого в едином»), а под А. — ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия. А., по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания. В дальнейшем понятие А. развивалось в основном в нем. философии и психологии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.), где, при всех различиях в понимании, А. рассматривалась как имманентно и спонтанно развивающаяся способность души и источник единого потока сознания. Кант, не ограничивая А., подобно Лейбницу, высшей ступенью познания, считал, что А. обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную А. Гербарт ввел понятие А. в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого субъектами нового материала под влиянием запаса представлений — предыдущих знаний и опыта, названных им апперцептивной массой. Вундт, превративший А. в универсальный объяснительный принцип, считал, что А. — начало всей психической жизни человека, «особая психическая причинность, внутренняя психическя сила», детерминирующая поведение личности.

Представители гештальт-психологии сводили А. к структурной целостности восприятия, зависящей от первичных структур, возникающих и меняющихся по своим внутренним закономерностям.

Добавление: А. — зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта субъекта. Восприятие — активный процесс, в котором принимаемая информация используется для выдвижения и проверки гипотез. Характер этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта. При восприятии к.-л. предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он видит в предмете. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, складывающаяся под влиянием непосредственно предшествующих восприятий и представляющая собой своеобразную готовность воспринимать вновь предъявленный объект определенным образом. Это явление, изученное Д. Узнадзе и его сотрудниками, характеризует зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта, в свою очередь определяемого предшествующими воздействиями на него. Влияние установки носит широкий характер, распространяясь на работу различных анализаторов. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия; при эмоциональном отношении к предмету он легко становится объектом восприятия. (Т. П. Зинченко.)

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

Лекции по общей психологии Лурия Александр Романович

Взаимодействие ощущений и явление синестезии

Взаимодействие ощущений и явление синестезии

Отдельные органы чувств, которые мы только что описали, не всегда работают изолированно. Они могут взаимодействовать друг с другом, причем это взаимодействие может принимать две формы.

С одной стороны, отдельные ощущения могут влиять друг на друга, причем работа одного органа чувств может стимулировать или угнетать работу другого органа чувств. С другой стороны, существуют более глубокие формы взаимодействия, при которых органы чувств работают вместе, обусловливая новый, материнский вид чувствительности, который в психологии получил название синестезии.

Остановимся отдельно на каждой из этих форм взаимодействия. Исследования, проведенные психологами (в частности, советским психологом С. В. Кравковым), показали, что работа одного органа чувств не остается без влияния на протекание работы других органов чувств.

Так, оказалось, что звуковое раздражение (например свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Таким же образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Подобное влияние одних ощущений на другие ощущения, по - видимому, происходит на уровне верхних отделов ствола и зрительного бугра, где волокна, проводящие возбуждения от различных органов чувств, сближаются и передача возбуждений с одной системы на другую может осуществляться особенно успешно. Явления взаимной стимуляции и взаимного торможения работы органов чувств представляют большой практический интерес в ситуациях, где возникает необходимость искусственно стимулировать или подавлять их чувствительность (например в условиях полета в сумерках при отсутствии автоматического управления).

Другой формой взаимодействия органов чувств является их совместная работа, при которой качества ощущений одного вида (например слуховых) переносятся на другой вид ощущений (например зрительных). Это явление переноса качеств одной модальности на другую называется синестезией.

Психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который включается у многих людей и особенно отчетливо проявляется у некоторых музыкантов (например у Скрябина). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные». То же самое относится и к запахам: известно, что одни запахи оцениваются как «светлые», а другие как «темные».

Эти факты не являются случайными или субъективными, их закономерность была показана немецким психологом Хорнбостелем, который предъявлял испытуемым ряд запахов и предлагал соотнести их с серией тонов и с серией световых оттенков. Результаты проявили большое постоянство, и, что самое интересное, запахи веществ, молекулы которых включали большее число атомов углерода, соотносились с более темными оттенками, а запахи веществ, молекулы которых включали мало атомов углерода, - со светлыми оттенками. Это показывает, что в основе синестезии лежат объективные (еще недостаточно изученные) свойства воздействующих на человека агентов.

Характерно, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех людей. Оно особенно отчетливо проявляется у людей с повышенной возбудимостью подкорковых образований. Известно, что оно преобладает при истерии, может заметно повышаться в период беременности и может быть искусственно вызвано с помощью применения ряда фармакологических веществ (например мескалина).

В некоторых случаях явления синестезии проявляются с исключительной отчетливостью. Один из субъектов с исключительной выраженностью синестезии - известный мнемонист Ш. был подробно изучен советской психологией. Этот человек воспринимал вес голоса как окрашенные и нередко говорил, что голос обращающегося к нему человека «желтый и рассыпчатый». Тоны, которые он слышал, вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков (от ярко - желтого до темно - серебряного или фиолетового). Воспринимаемые цвета ощущались им как «звонкие» или «глухие», «соленые» или хрустящие». Подобные явления в более стертых формах встречаются довольно часто в виде непосредственной тенденции «окрашивать» числа, дни недели, названия месяцев в разные цвета.

Явление синестезии представляет большой интерес для психопатологии, где его оценка может приобретать диагностическое значение.

Описанные формы взаимодействия ощущений являются наиболее элементарными и, по - видимому, протекают преимущественно на уровне верхнего ствола и подкорковых образований. Существуют, однако, и более сложные формы взаимодействия органов чувств или, как их называл И. П. Павлов, анализаторов. Известно, что мы почти никогда не воспринимаем осязательные, зрительные и слуховые раздражения изолированно: воспринимая предметы внешнего мира, мы видим их глазом, ощущаем прикосновением, иногда воспринимаем их запах, звучание и т. д. Естественно, что это требует взаимодействия органов чувств (или анализаторов) и обеспечивается их синтетической работой. Эта синтетическая работа органов чувств протекает при ближайшем участии коры головного мозга и прежде всего тех «третичных» зон («зон перекрытия»), в которых представлены нейроны, относящиеся к разным модальностям. Эти «зоны перекрытия» (о них мы говорили выше) и обеспечивают наиболее сложные формы совместной работы анализаторов, лежащие в основе предметного восприятия. К психологическому анализу основных форм их работы мы еще обратимся ниже.

Из книги Маленькая книжка о большой памяти автора Лурия Александр Романович

Синестезии Все началось с маленького и, казалось бы, несущественного наблюдения.Ш. неоднократно замечал, что, если исследующий произносит какие-нибудь слова, например, говорит «да» или «нет», подтверждая правильность воспроизводимого материала или указывая на ошибки, –

Из книги Ужасы на Западе автора Делюмо Жан

Из книги Когда невозможное возможно [Приключения в необычных реальностях] автора Гроф Станислав

ЧУДЕСА СИНЕСТЕЗИИ Уго Азукарелли и холофонический звук В конце 1960 - начале 1970-х годов я имел честь входить в состав небольшой группы, которая сформулировала основные принципы трансперсональной психологии. Абрахам Маслоу назвал эту новую дисциплину Четвертой Силой в

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

25. Методы исследования ощущений и восприятия. Основные нарушения ощущений Исследование восприятия проводится:1) клиническими методами;2) экспериментально-психологическими методами. Клинический метод применяется, как правило, в следующих случаях:1) исследования

Из книги Интуиция автора Майерс Дэвид Дж

Явление чрезмерной самоуверенности Все мы являемся теми, кого психологи Дэчер Келтнер и Роберт Робинсон называют наивными реалистами. Мы интуитивно предполагаем, что все, что мы видим в мире и помним, и есть на самом деле. Мы предполагаем, что окружающие видят то же самое,

Из книги Основы Науки думать. Кн.1. Рассуждение автора Шевцов Александр Александрович

Из книги Вера и любовь автора Амонашвили Шалва Александрович

Из книги Добрая сила [Самогипноз] автора Лекрон Лесли М.

Зов и явление Я - Дух нерожденного.Кто меня зовет?Выбирайте лучшие слова!Вложите в них ваши лучшие чувства!Выбирайте лучшую музыкальность для зова!И все это пошлите мне!Ваш голос с Земли начнет воспитывать меня на Небесах и притягивать к вам.Ну, как?Зовите, зовите,

Из книги Гипноз: самоучитель. Управляй собой и окружающими автора Зарецкий Александр Владимирович

Самогипноз - явление обыденное Все мы, сами о том не подозревая, погружаемся время от времени в спонтанный гипнотический транс. Самопогружение - явление настолько обыденное, что никому даже в голову не приходит связывать его как-то с гипнозом. Об этом, в частности,

Из книги Корни любви. Семейные расстановки - от зависимости к свободе. Практическое руководство автора Либермайстер Свагито

Общий взгляд на явление Разобрав в предыдущих главах основные методы классического и эриксоновского гипноза, мы не сомневаемся в эффективности внушения. Аналогичным влиянием на организм и психику обладает самогипноз (самовнушение) - внушение представлений, образов,

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

Что же это за явление? Вспомним случай Макса из Австрии, мы встречались с ним в первой главе. Когда его мать была еще девочкой, у нее умер отец. Ребенок, потерявший родителя, переполнен болью. Связь с родителем обычно настолько сильна, что ребенок просто не в состоянии

Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил Львович

35. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ. СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ Ощущения можно классифицировать по характеру отражения и месту расположения рецепторов. Экс-терорецепторы расположены на поверхности тела, отражая свойства предметов и явлений внешней среды. Их делят на контактные и

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

ЗНАЧИМОЕ ЯВЛЕНИЕ 5. Что такое значимое для индивида явление?ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Значимым оказывается явление хоть однажды частично или полностью удовлетворявшее по-требность человека или вызывавшее, и увеличивавшее его неудовлетворенность, а так же сигнал такого

Из книги Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте автора Семенович Анна Владимировна

КАК ЯВЛЕНИЕ СТАНОВИТСЯ СИГНАЛОМ 8. Как формируется сигнал или как явление становится сигналом?Всякое раздражение нервной клетки, производимое воздействием извне или из самого организма, приводит к развитию в ее протоплазме целой цепи химических обратимых

Из книги автора

§13. Взаимодействие ощущений Чувствительность к какому-нибудь раздражителю сильно зависит от других ощущений, имеющихся в данный момент. Зависимость эта очень сложная, и не все законы, управляющие ею, изучены в настоящее время. Но одна простая закономерность действует в

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителей и уровня адаптации рецепторов, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств.

Изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражителя других органов чувств называется взаимодействием ощущений . Взаимодействие ощущений проявляется в повышении и понижении чувствительности: слабые раздражители повышают чувствительность анализаторов, а сильные – понижают.

Взаимодействие ощущений проявляется в явлениях сенсибилизации , синестезии и контраста.

Сенсибилизация (от лат. – чувствительность) – повышение чувствительности нервных центров под влиянием воздействия раздражителя. Сенсибилизация может развиться не только путем применения побочных раздражителей, но и путем упражнений. Так, у музыкантов развивается высокая слуховая чувствительность, у дегустаторов – обонятельные и вкусовые ощущения.

Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Так, например, при взаимодействии звуковых раздражителей у человека могут возникать зрительные образы. На явлении синестезии основана конструкция цветомузыкальных установок. Явление синестезии распространяется на все модальности. Нужно, однако, помнить, что проявления синестезии индивидуальны. Есть люди с очень яркой способностью к синестезии и люди, у которых она почти не наблюдается.

Это необходимо учитывать при разработке эргономических мероприятий по снижению утомления и монотонии в производственном процессе (соответствующее цветовое решение интерьеров цехов).

Еще одно из проявлений взаимодействия ощущений – их контраст. Контраст ощущений – это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст (примеры этого приведены при рассмотрении зрительных ощущений). Широко известно явление последовательного контраста. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим.

В заключение отметим, что человек рождается с готовыми органами чувств и готовой способностью к ощущениям. Однако люди по своим ощущениям отличаются друг от друга. Индивидуальные различия имеются во всех видах ощущений, но особенно заметны в зрении и слухе. Они проявляются в большей или меньшей чувствительности анализаторов, как общей, так и различительной. В течение жизни анализаторы совершенствуются, ощущения становятся более точными и развитыми. Например, разные люди имеют разную степень развития музыкального и фонематического (речевого) слуха, что выражается в точности различения высоты музыкальных звуков и точности различения фонем родного и иностранных языков. Лица с хорошо развитым фонематическим слухом легко усваивают иностранные языки. Вместе с тем изучение иностранных языков способствует развитию фонематического слуха.

Уровень чувствительности зависит от прирожденных особенностей анализаторов и от условий жизни человека, его воспитания и характера труда. Условиями развития ощущений человека также является его активная и разнообразная практическая и профессиональная деятельность. Известно, например, что опытные сталевары могут по тончайшим оттенкам цвета и яркости раскаленных стенок и свода печи определить температуру с точностью до десятков градусов. Текстильщики различают несколько десятков оттенков черного цвета. Летчики на слух определяют разницу в количестве оборотов мотора с точностью до 3 %.

Развитие ощущений в профессиональной деятельности осуществляется применительно к особенностям этой деятельности. При этом возможно, во-первых, повышение чувствительности в том анализаторе, к которому предъявляет требования данная профессия, а во-вторых, повышение чувствительности в тех анализаторах, благодаря которым осуществляется компенсация сенсорных дефектов.

РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ

Человек рождается с готовыми органами чувств и готовой способностью к ощущениям. Однако люди по своим ощущениям отличаются друг от друга. Индивидуальные различия имеются во всех видах ощущений, но особенно заметны в зрении и слухе. Они проявляются в большей или меньшей чувствительности анализаторов как общей, так и различительной. В течение жизни анализаторы совершенствуются, ощущения становятся более точными и развитыми.

Например, разные люди имеют разную степень развития музыкального и фонематического (речевого) слуха, что выражается в точности различения высоты музыкальных звуков и точности различения фонем родного и иностранных языков. Лица с хорошо развитым фонематическим слухом легко усваивают иностранные языки. Вместе с тем изучение иностранных языков способствует развитию фонематического слуха.

Обязательным условием развития ощущений человека является его активная и разнообразная практическая деятельность. Большое значение имеют и специальные упражнения развития ощущений при воспитании ребенка в детском саду и в школе, направленные на повышение абсолютной и различительной чувствительности зрения, слуха, осязания и т. д. Детей надо учить рисовать, лепить, конструировать, рассматривать картинки и слушать музыку, петь, танцевать, наблюдать окружающую природу. В сенсорном воспитании важное место занимает выполнение различных, доступных возрасту трудовых заданий, занятия по развитию речи, коллективные подвижные игры, физические упражнения. Ребенка надо заинтересовать указанными видами деятельности. Коллективные занятия, общение с другими детьми усиливают интерес ребенка. При этом условии он сам будет добиваться успехов в сенсорном развитии.

У взрослых людей ощущения усиливаются под влиянием профессионального труда и жизненного опыта. Известно, что опытные сталевары могут по тончайшим оттенкам цвета и яркости раскаленных стенок и свода печи определить температуру с точностью до десятков градусов. Текстильщики различают несколько десятков оттенков черного цвета.

Изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям, получило название сенсорной адаптации. Различают три модальности сенсорной адаптации:

1. Полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. Примерами этого могут служить: адаптация к запаху обонятельного анализатора у человека, длительное время работающего с пахучими веществами; слуховая адаптация к постоянно воздействующим шумам и т.д.

2. Притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Например, временное снижение чувствительности зрительного анализатора, после того как человек попадает из полутемного помещения в условия яркой освещенности (световая адаптация). Данная модальность называется негативной, так как приводит к снижению чувствительности анализатора. Отрицательное воздействие оказывает адаптация к свету и темноте, особенно в условиях тусклого освещения. В этих условиях у водителей автотранспортных средств увеличивается время реакции, ухудшается локализация движущихся объектов, что часто приводит к возникновению аварийных ситуаций на дорогах.

3. Повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Например, при воздействии слабого раздражителя на слуховой анализатор в условиях полной тишины (слуховой анализатор начинает фиксировать довольно слабые звуковые раздражителя – слуховая адаптация).

Данную закономерность следует учитывать в следственной (судебной) практике при оценке свидетельских показаний. Например, известно, что полная адаптация к темноте наступает через 30 – 40 мин. Иногда следователь может проявить необоснованное недоверие к разным показаниям двух свидетелей одного и того же события. Если один свидетель был полностью адаптирован к темноте, а другой находился в этих условиях лишь несколько минут, то показания последнего будут неточными и неполными. Однако это не должно явиться основанием проявления к нему недоверия со стороны следователя.



Все виды ощущений не изолированы друг от друга, поэтому их интенсивность зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений (рис. 7).

Сенсибилизация (от лат. sensibilis – чувствительный) – это повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов. Сенсибилизация или обострение чувствительности, может быть вызвана:

· взаимодействием ощущений (например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность). Это объясняется взаимосвязью анализаторов, их системной работой;


Рис. 7. Взаимодействие ощущений

· физиологическими факторами (состоянием организма, введением в организм тех или иных веществ; например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А);

· ожиданием того или иного воздействия, его значимостью , специальной установкой на различение определенных раздражителей;

· упражнением, опытом (так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт).

У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, этот недостаток компенсируется (возмещается) за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых). Это так называемая компенсаторная сенсибилизация.

У многих людей существует интересная особенность – сочетание звукового и зрительного ощущений в одно общее ощущение. В психологии это явление называют синестезией.

Синестезия (от гр. synaisthesis – совместное ощущение) – ассоциативное иномодальное ощущение, сопутствующее реальному.

Это устойчивые ассоциации, возникающие между объектами слухового восприятия, например мелодиями, и цветовыми ощущениями. Часто люди могут сказать, «какого цвета» данная мелодия или слово.

Несколько реже встречается синестезия, основанная на ассоциации цвета и запаха. Она часто присуща людям с развитым обонянием. Таких людей можно найти среди дегустаторов парфюмерной продукции – для них важен не только развитый обонятельный анализатор, но и синестетические ассоциации, позволяющие сложный язык запахов перевести в более универсальный язык цвета. Вообще же обонятельный анализатор, к сожалению, чаще всего у людей не очень сильно развит.

При взаимодействии ощущений может иметь место явление, называемое контрастом ощущений. Это происходит в тех случаях, когда один и тот же раздражитель ощущается анализатором в зависимости от качественных характеристик другого раздражителя, действовавшего на этот же анализатор одновременно с ним или последовательно (например, последовательный контраст вкусовых ощущений).

Примеры сенсибилизации, десенсибилизации, синестезии и контраста.

§ При насморке, когда обонятельные ощущения ослаблены, пища кажется безвкусной (взаимодействие обонятельных и вкусовых ощущений).

§ Боль легкой царапины на пальце практически исчезает при появлении серьезного ранения руки (не зря же говорят: чтобы забыть мелкие неприятности, надень и поноси тесные ботинки).

§ Боль ощущается острее при сильном световом раздражителе.

§ Раздражение вкусовых органов кисло-сладкими продуктами (лимон с сахаром), 2-3-минутное обтирание шеи и лица холодной водой, 10-кратные глубокие вдохи-выдохи в течение одной минуты, пристальное всматривание в темноту – все это в комплексе повышает чувствительность зрения в 6-9 раз и на столько же ускоряет процесс темновой адаптации.

§ Речевой раздражитель типа «горькая полынь» вызывает ощущение горечи во рту.

§ Синий цвет дает ощущение прохлады, голубой – свежести, коричневый - теплоты.

§ Яркое освещение порождает ощущение повышенной громкости звука.

§ Громкий звук, соответствующий 140 дБ, сопровождается болевыми симптомами (взаимодействие слуховых и болевых ощущений).

§ Точка лучше видится в темноте на светлом фоне (явление контраста).

§ Серый цвет на белом фоне выглядит темнее, чем на темном фоне (явление контраста).

Процессы взаимодействия ощущений широко используются в практике повседневной жизни. Так, осознаваемое и субсенсорное ощущение запахов используется:

§ в народной медицине для нормализации работы сердечно-сосудистой системы (береза, дуб, валериана, сосна, ель, сирень) и диагностики отдельных видов заболеваний;

§ для повышения настроения (лаванда, бергамот, герань), сексуального возбуждения (смесь лаванды с тыквой, жасмин, ваниль, мускус);

§ в межличностных отношениях для формирования индивидуального имиджа (духи, дезодоранты).

Трудно переоценить влияние цветового ощущения на человека. Так, еще с древних времен красный цвет использовался при лечении скарлатины, кори, ветрянки и некоторых видов кожных заболеваний. Оттенки красного цвета способствуют повышению чувствительности двигательных ощущений и работоспособности. Зеленый цвет исцеляет некоторые психические расстройства, истерии, снижает эффект переутомления. Фиолетовый ускоряет заживление ран. Цветотерапия использует специальные очки с различными вариантами цветосочетаний линз. Раздражение сетчатки глаза цветовыми изображениями вызывает лечебный эффект через соответствующие отделы коры головного мозга.

Нарушения ощущений

Функционирование механизмов сенсорных систем, как и всех сложных системных образований, подвержено нарушениям различного рода. Вот некоторые из них.

§ При употреблении алкоголя в первые 10-15 мин чувствительность анализаторов повышается, а затем быстро снижается до 50-60%.

§ Нарушение зрительных ощущений наблюдается при длительном пребывании в условиях мелькающего света (навязчивая городская реклама, злоупотребление просмотром телепрограмм и др.). Этот же фактор вреден и для сердечно-сосудистой системы.

§ Имеются максимально допустимые пределы вибраций (по параметрам частоты и амплитуды), превышение которых приводит к ухудшению процессов ощущений различной модальности из-за нарастания процессов утомления и боли.

§ Дезорганизующее действие как на процессы ощущений, так и на работу подкорковых образований (в частности, на гипоталамус) оказывают органические ощущения большой интенсивности. Так, ощущение сильного голода приводит к снижению работы зрительного анализатора.

§ Работа сенсорных систем ухудшается не только из-за воздействия сверхпороговых раздражителей, но и от неожиданных звуков большой громкости, вызывающих также рост адреналина в крови и сужение кровеносных сосудов.

Сенсорные системы подвержены и «своим» болезням: дальтонизму, «куриной слепоте», атаксии и т.д.

Дальтонизм трактуется как болезнь частичной цветовой слепоты. Человек не может различать некоторые цвета и цветовые оттенки (особенно оттенки красного и зеленого цветов). Эта болезнь пока неизлечима и может наследоваться. При этом она чаще поражает мужчин: 10% из них являются дальтониками. Женщин-дальтоников в 20 раз меньше, хотя (парадоксальный факт) дальтонизм передается следующему поколению только по женской линии. Характерно, что дальтонизм не приводит к снижению ост-роты зрения.

При гемералопии («куриной слепоте ») человек не различает предметы окружающей среды в темноте. Болезнь полной цветовой слепоты обрекает человека видеть все в сером цвете.

Атаксия, или расстройство движений, проявляется в потере человеком способности поддерживать равновесие в движении с закрытыми глазами. Болезнь связана с нарушением функционирования рецепторов кинестетических ощущений, находящихся в сухожилиях, мышцах и суставах.

Патологический случай представляет собой потеря болевой чувствительности, что лишает человека осторожности и ощущения возможной опасности для его жизни.

Нередки случаи обострения чувствительности одного анализатора при полной утере чувствительности другого.

Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов [Текст] / Л.М. Веккер. – М.: Смысл, 1998. – 685 с.

Познавательные психические процессы [Текст] / сост. и общ. ред. А.Г. Маклакова.– СПб.: Питер, 2001. – 480 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн – СПб.: Питер Ком, 1998. – 688 с.

Скотникова И.Г. Психология сенсорных процессов. Психофизика [Текст]: справ. руководство / И.Г. Скотникова. – М.: Инфра-М, 1999. –
687 с.