Взаимодействие ощущений. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений Взаимодействие ощущений в психологии примеры

Изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям, получило название сенсорной адаптации. Различают три модальности сенсорной адаптации:

1. Полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. Примерами этого могут служить: адаптация к запаху обонятельного анализатора у человека, длительное время работающего с пахучими веществами; слуховая адаптация к постоянно воздействующим шумам и т.д.

2. Притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Например, временное снижение чувствительности зрительного анализатора, после того как человек попадает из полутемного помещения в условия яркой освещенности (световая адаптация). Данная модальность называется негативной, так как приводит к снижению чувствительности анализатора. Отрицательное воздействие оказывает адаптация к свету и темноте, особенно в условиях тусклого освещения. В этих условиях у водителей автотранспортных средств увеличивается время реакции, ухудшается локализация движущихся объектов, что часто приводит к возникновению аварийных ситуаций на дорогах.

3. Повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Например, при воздействии слабого раздражителя на слуховой анализатор в условиях полной тишины (слуховой анализатор начинает фиксировать довольно слабые звуковые раздражителя – слуховая адаптация).

Данную закономерность следует учитывать в следственной (судебной) практике при оценке свидетельских показаний. Например, известно, что полная адаптация к темноте наступает через 30 – 40 мин. Иногда следователь может проявить необоснованное недоверие к разным показаниям двух свидетелей одного и того же события. Если один свидетель был полностью адаптирован к темноте, а другой находился в этих условиях лишь несколько минут, то показания последнего будут неточными и неполными. Однако это не должно явиться основанием проявления к нему недоверия со стороны следователя.



Все виды ощущений не изолированы друг от друга, поэтому их интенсивность зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений (рис. 7).

Сенсибилизация (от лат. sensibilis – чувствительный) – это повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов. Сенсибилизация или обострение чувствительности, может быть вызвана:

· взаимодействием ощущений (например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность). Это объясняется взаимосвязью анализаторов, их системной работой;


Рис. 7. Взаимодействие ощущений

· физиологическими факторами (состоянием организма, введением в организм тех или иных веществ; например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А);

· ожиданием того или иного воздействия, его значимостью , специальной установкой на различение определенных раздражителей;

· упражнением, опытом (так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт).

У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, этот недостаток компенсируется (возмещается) за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых). Это так называемая компенсаторная сенсибилизация.

У многих людей существует интересная особенность – сочетание звукового и зрительного ощущений в одно общее ощущение. В психологии это явление называют синестезией.

Синестезия (от гр. synaisthesis – совместное ощущение) – ассоциативное иномодальное ощущение, сопутствующее реальному.

Это устойчивые ассоциации, возникающие между объектами слухового восприятия, например мелодиями, и цветовыми ощущениями. Часто люди могут сказать, «какого цвета» данная мелодия или слово.

Несколько реже встречается синестезия, основанная на ассоциации цвета и запаха. Она часто присуща людям с развитым обонянием. Таких людей можно найти среди дегустаторов парфюмерной продукции – для них важен не только развитый обонятельный анализатор, но и синестетические ассоциации, позволяющие сложный язык запахов перевести в более универсальный язык цвета. Вообще же обонятельный анализатор, к сожалению, чаще всего у людей не очень сильно развит.

При взаимодействии ощущений может иметь место явление, называемое контрастом ощущений. Это происходит в тех случаях, когда один и тот же раздражитель ощущается анализатором в зависимости от качественных характеристик другого раздражителя, действовавшего на этот же анализатор одновременно с ним или последовательно (например, последовательный контраст вкусовых ощущений).

Примеры сенсибилизации, десенсибилизации, синестезии и контраста.

§ При насморке, когда обонятельные ощущения ослаблены, пища кажется безвкусной (взаимодействие обонятельных и вкусовых ощущений).

§ Боль легкой царапины на пальце практически исчезает при появлении серьезного ранения руки (не зря же говорят: чтобы забыть мелкие неприятности, надень и поноси тесные ботинки).

§ Боль ощущается острее при сильном световом раздражителе.

§ Раздражение вкусовых органов кисло-сладкими продуктами (лимон с сахаром), 2-3-минутное обтирание шеи и лица холодной водой, 10-кратные глубокие вдохи-выдохи в течение одной минуты, пристальное всматривание в темноту – все это в комплексе повышает чувствительность зрения в 6-9 раз и на столько же ускоряет процесс темновой адаптации.

§ Речевой раздражитель типа «горькая полынь» вызывает ощущение горечи во рту.

§ Синий цвет дает ощущение прохлады, голубой – свежести, коричневый - теплоты.

§ Яркое освещение порождает ощущение повышенной громкости звука.

§ Громкий звук, соответствующий 140 дБ, сопровождается болевыми симптомами (взаимодействие слуховых и болевых ощущений).

§ Точка лучше видится в темноте на светлом фоне (явление контраста).

§ Серый цвет на белом фоне выглядит темнее, чем на темном фоне (явление контраста).

Процессы взаимодействия ощущений широко используются в практике повседневной жизни. Так, осознаваемое и субсенсорное ощущение запахов используется:

§ в народной медицине для нормализации работы сердечно-сосудистой системы (береза, дуб, валериана, сосна, ель, сирень) и диагностики отдельных видов заболеваний;

§ для повышения настроения (лаванда, бергамот, герань), сексуального возбуждения (смесь лаванды с тыквой, жасмин, ваниль, мускус);

§ в межличностных отношениях для формирования индивидуального имиджа (духи, дезодоранты).

Трудно переоценить влияние цветового ощущения на человека. Так, еще с древних времен красный цвет использовался при лечении скарлатины, кори, ветрянки и некоторых видов кожных заболеваний. Оттенки красного цвета способствуют повышению чувствительности двигательных ощущений и работоспособности. Зеленый цвет исцеляет некоторые психические расстройства, истерии, снижает эффект переутомления. Фиолетовый ускоряет заживление ран. Цветотерапия использует специальные очки с различными вариантами цветосочетаний линз. Раздражение сетчатки глаза цветовыми изображениями вызывает лечебный эффект через соответствующие отделы коры головного мозга.

Нарушения ощущений

Функционирование механизмов сенсорных систем, как и всех сложных системных образований, подвержено нарушениям различного рода. Вот некоторые из них.

§ При употреблении алкоголя в первые 10-15 мин чувствительность анализаторов повышается, а затем быстро снижается до 50-60%.

§ Нарушение зрительных ощущений наблюдается при длительном пребывании в условиях мелькающего света (навязчивая городская реклама, злоупотребление просмотром телепрограмм и др.). Этот же фактор вреден и для сердечно-сосудистой системы.

§ Имеются максимально допустимые пределы вибраций (по параметрам частоты и амплитуды), превышение которых приводит к ухудшению процессов ощущений различной модальности из-за нарастания процессов утомления и боли.

§ Дезорганизующее действие как на процессы ощущений, так и на работу подкорковых образований (в частности, на гипоталамус) оказывают органические ощущения большой интенсивности. Так, ощущение сильного голода приводит к снижению работы зрительного анализатора.

§ Работа сенсорных систем ухудшается не только из-за воздействия сверхпороговых раздражителей, но и от неожиданных звуков большой громкости, вызывающих также рост адреналина в крови и сужение кровеносных сосудов.

Сенсорные системы подвержены и «своим» болезням: дальтонизму, «куриной слепоте», атаксии и т.д.

Дальтонизм трактуется как болезнь частичной цветовой слепоты. Человек не может различать некоторые цвета и цветовые оттенки (особенно оттенки красного и зеленого цветов). Эта болезнь пока неизлечима и может наследоваться. При этом она чаще поражает мужчин: 10% из них являются дальтониками. Женщин-дальтоников в 20 раз меньше, хотя (парадоксальный факт) дальтонизм передается следующему поколению только по женской линии. Характерно, что дальтонизм не приводит к снижению ост-роты зрения.

При гемералопии («куриной слепоте ») человек не различает предметы окружающей среды в темноте. Болезнь полной цветовой слепоты обрекает человека видеть все в сером цвете.

Атаксия, или расстройство движений, проявляется в потере человеком способности поддерживать равновесие в движении с закрытыми глазами. Болезнь связана с нарушением функционирования рецепторов кинестетических ощущений, находящихся в сухожилиях, мышцах и суставах.

Патологический случай представляет собой потеря болевой чувствительности, что лишает человека осторожности и ощущения возможной опасности для его жизни.

Нередки случаи обострения чувствительности одного анализатора при полной утере чувствительности другого.

Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов [Текст] / Л.М. Веккер. – М.: Смысл, 1998. – 685 с.

Познавательные психические процессы [Текст] / сост. и общ. ред. А.Г. Маклакова.– СПб.: Питер, 2001. – 480 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн – СПб.: Питер Ком, 1998. – 688 с.

Скотникова И.Г. Психология сенсорных процессов. Психофизика [Текст]: справ. руководство / И.Г. Скотникова. – М.: Инфра-М, 1999. –
687 с.

Ответ 4: Чувствительность анализатора изменяется под влиянием приспособления органа чувств, к действующему раздражителю. Это явление называется адаптацией. Адаптация может происходить как в направлении повышения чувствительности (когда осуществляется переход от сильных раздражителей к слабым), так и в направлении снижения ее (когда от слабых раздражителей переходят к сильным раздражителям).

Адаптация проявляется во всех видах ощущений. Особенно сильна она в области зрения, обоняния, кожных ощущений и вкуса; менее выражена в области слуха. Адаптация всех органов чувств протекает по сходным закономерностям, а так как особенно изучена адаптация зрения к темноте и к свету, то рассмотрение зрительной адаптации может раскрыть общие законы адаптации. может сначала казаться горячей, но постепенно тепловое ощущение ослабевает. Однако сильные тепловые и холодовые раздражители не дают адаптации или она протекает очень медленно. В области обоняния процесс адаптации протекает по-разному к разным запахам. Так, запах камфоры перестает ощущаться уже через 1-2 минуты, что указывает на сильное падение чувствительности. Однако к запахам, включающим болевое раздражение (горчица, нашатырный спирт), адаптация происходит медленно, а при достаточной силе раздражителя совсем не происходит, и раздражитель вызывает нетерпимо неприятное ощущение. Адаптация к запахам, как и адаптация к звукам, носит избирательный характер: при снижении чувствительности к одному запаху чувствительность к другим запахам может не снижаться, хотя адаптация и распространяется на группу сходных запахов.

Адаптация к болевым раздражениям выражена слабо. Очень сильные боли вообще не дают адаптации. Это объясняется биологической ролью боли как сигнала нарушения нормального состояния организма. От адаптации надо отличать явление сенсибилизации . В то время как адаптация представляет собой повышение чувствительности (в одних случаях), и снижение ее (в других случаях) и вместе с тем является приспособлением органа к действующему на него раздражителю, сенсибилизация всегда есть повышение чувствительности и вызывается действием иных причин по сравнению с адаптацией. Существенную роль среди них играет взаимодействие анализаторов. При определенных условиях оно влечет за собой повышение чувствительности одного из органов чувств под влиянием одновременного функционирования другого. Это явление хорошо демонстрирует опыт П. П. Лазарева, производившийся им в широкой аудитории. В помещении, где происходили опыты, звучал тихий тон одинаковой интенсивности. При ритмическом включении и выключении света звук казался вибрирующим, меняющим свою интенсивность. Такое изменение в ощущении звука происходило благодаря тому, что при действии света чувствительность органа слуха увеличивалась и звук воспринимался более громким. Аналогичные факты наблюдались в исследованиях Кравкова, Кекчеева, Шварц и других. Обнаружено, например, что легкая мышечная работа, обтирание лица холодной водой, слабые звуковые побочные раздражители повышают чувствительность зрения (сильные же побочные раздражители, наоборот, в силу отрицательной индукции снижают ее). Сенсибилизирующее действие может оказывать не только одновременное раздражение другого органа чувств, но и одновременное раздражение других частей того же самого органа чувств. Чувствительность одних частей сетчатки, например, как показали опыты Теплова, повышается, если одновременно с этим действовать умеренным светом на другие места сетчатки того же глаза (сильное же побочное раздражение того же органа чувств вызывает и на этот раз в силу отрицательной индукции снижение чувствительности). Сенсибилизация органов чувств может быть вызвана также действием некоторых фармакологических веществ.



Взаимодействие ощущений . Известно, что все органы чувств умеют приспосабливаться к изменившимся физическим условиям. Это явление называется сенсорной адаптацией: глаз может привыкнуть к темноте или - наоборот - к яркому свету, ухо привыкает к шуму или тишине, кожа - к теплу или холоду, вкус и обоняние - к химическим веществам. Одна из непосредственных причин сенсорной адаптации кроется в адаптации самих рецепторов. Но процессы адаптации происходят также при участии нервных центров анализаторов. Нейроны могут повышать или понижать свою возбудимость. На работу рецептора оказывают влияние его соседи. Внутри одного органа чувств мы имеем не один рецептор, а множество. Мы видим не одну точку, а миллионы. Кожей воспринимаем не одно прикосновение, но множество. Таким образом мы воспринимаем внутри каждой модальности как бы поле ощущений. В этом поле чувствительность одного участка влияет на чувствительность другого. Именно по этой причине серая точка кажется почти черной на белом фоне и почти белой на черном.



Долгое время в науке считалось, что изменение чувствительности того или иного органа происходит лишь вследствие изменения физических параметров сигнала, принимаемого этим органам. На самом деле оказалось, что изменение чувствительности в одном органе приводит к изменению чувствительности в другом. Это явление называется взаимодействие ощущений. Взаимодействие ощущений бывает двух видов:

Взаимодействие между ощущениями одной модальности,

Взаимодействие между ощущениями различной модальности.

П.П. Лазарев в экспериментах обнаружил, что освещение глаз делает слышимые звуки более громкими. С.В. Кравков вообще пришел к выводу, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Звуковое раздражение (например свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Некоторые запахи могут повышать или понижать световую и слуховую чувствительность. Все анализаторы оказывают влияние друг на друга. Это взаимовлияние выливается или в повышении чувствительности, или в понижении. Типичная закономерность взаимодействия ощущений: слабые раздражители повышают, а сильные - понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.Таким образом, изменение чувствительности в отдельно взятом рецепторе происходит под воздействием трех факторов:

Физического (изменение параметров воздействия непосредственно на этот рецептор),

Внутримодального (уровень чувствительности соседей имеет значение),

Интермодального (уровень чувствительности в других органах тоже имеет значение).

Были разработаны способы нарочитого повышения чувствительности органов чувств.

Такое повышение чувствительности, которое является следствием взаимодействия анализаторов или упражнения, получило название сенсибилизация.

А.Р. Лурия выделил две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации:

Длительная, постоянная сенсибилизация,

Временная, неустойчивая сенсибилизация.

Первая происходит на фоне устойчивых изменений, произошедших в организме. Особенно активно такая сенсибилизация в подростковом и юношеском периодах. Вторая сторона сенсибилизации носит временный характер и зависит от физиологических, психологических воздействий психическое состояние субъекта. Взаимодействие ощущений проявляет себя и в синестезии - возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. У некоторых людей существует так называемый "окрашенный слух", который особенно часто встречается у музыкантов. При такой синестезии, высокие звуки воспринимаются как "светлые", а низкие как "темные". Синестезия может являться признаком одаренности человека. Взаимодействие ощущений - довольно любопытная и до конца не изученная тема. С одной стороны, тесная взаимосвязь анализаторных систем налицо, чему подтверждение явление синестезии. С другой стороны, существуют значительные индивидуальные различия и не очень понятно, в какой степени их можно развивать.

Чувствительность и её измерения. Чувствительности измеряется порогами. ПОРОГ ВОСПРИЯТИЯ (порог ощущения; порог чувствительности) - величина раздражителя, вызывающего или меняющего восприятие, ощущение; качественный показатель чувствительности анализатора. Пороги восприятия обратно пропорциональны количественному показателю соответственного вида чувствительности. Их существование - центральная закономерность ощущений. Учение о порогах восприятия говорит о том, как, при каких физических параметрах физический стимул может достигнуть сознания. С этим учением связаны такие понятия, как адаптация сенсорная, взаимодействие ощущений. Различают два вида порогов : абсолютный и разностный (дифференциальный) и, соответственно, абсолютную и разностную чувствительность. Высокой чувствительности соответствуют низкие пороги, и наоборот.

ПОРОГ АБСОЛЮТНЫЙ - вид порога сенсорного, описанный Г.Т. Фехнером. Характеризует чувствительность системы сенсорной. Выражается величиной раздражителя, превышение коей дает ответную реакцию организма - прежде всего в форме осознания ощущения. Для определения порога абсолютного применяются метод изменений минимальных, метод ошибки средней, метод раздражителей постоянных. Минимальная величина раздражителя, впервые начинающего вызывать ощущение, называется нижним абсолютным порогом восприятия. Верхним абсолютным порогом восприятия называется величина раздражителя, при коей ощущение либо исчезает, либо качественно меняется (например, превращается в болевое, как это бывает при увеличении громкости звука или яркости света).

ПОРОГ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ - порог сенсорный, характерный минимальным различием между двумя раздражителями, кои воспринимаются как различные, то есть на кои можно сформировать две различные реакции. Можно сказать, что минимальный прирост величины раздражителя, сопровождаемый едва заметным изменением ощущения, называется разностным (дифференциальным) порогом восприятия. Порог дифференциальный принято количественно выражать в виде отношений между величиной раздражителя постоянного, служащего эталоном, и раздражителя переменного, в зависимости от величины воспринимаемого как равный или отличный от эталона, к величине раздражителя постоянного. Это отношение константно в достаточно широком диапазоне раздражителей. Измерения абсолютных и порогов дифференциальных восприятия привели в к представлению о существовании более или менее широкой «пороговой зоны», внутри коей вероятность ответной реакции меняется от 0 до 1. Значения всех выделенных видов порогов восприятия меняются в процессах адаптации и подвержены влиянию большого числа факторов - от пространственно-временных условий раздражения до индивидуальных особенностей функционального состояния наблюдателя.

Известно, что все органы чувств умеют приспосабливаться к изменившимся физическим условиям. Это явление называется сенсорной адаптацией: глаз может привыкнуть к темноте или - наоборот - к яркому свету, ухо привыкает к шуму или тишине, кожа - к теплу или холоду, вкус и обоняние - к химическим веществам.

Одна из непосредственных причин сенсорной адаптации кроется в адаптации самих рецепторов. Но процессы адаптации происходят также при участии нервных центров анализаторов. Нейроны могут повышать или понижать свою возбудимость.

На работу рецептора оказывают влияние его соседи. Внутри одного органа чувств мы имеем не один рецептор, а множество. Мы видим не одну точку, а миллионы. Кожей воспринимаем не одно прикосновение, но множество. Таким образом мы воспринимаем внутри каждой модальности как бы поле ощущений. В этом поле чувствительность одного участка влияет на чувствительность другого. Именно по этой причине серая точка кажется почти черной на белом фоне и почти белой на черном.

Долгое время в науке считалось, что изменение чувствительности того или иного органа происходит лишь вследствие изменения физических параметров сигнала, принимаемого этим органам. На самом деле оказалось, что изменение чувствительности в одном органе приводит к изменению чувствительности в другом. Это явление называется взаимодействие ощущений .

Взаимодействие ощущений бывает двух видов:

Взаимодействие между ощущениями одной модальности,

Взаимодействие между ощущениями различной модальности.

П.П. Лазарев в экспериментах обнаружил, что освещение глаз делает слышимые звуки более громкими. С.В. Кравков вообще пришел к выводу, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Звуковое раздражение (например свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Некоторые запахи могут повышать или понижать световую и слуховую чувствительность.

Все анализаторы оказывают влияние друг на друга. Это взаимовлияние выливается или в повышении чувствительности, или в понижении. Типичная закономерность взаимодействия ощущений: слабые раздражители повышают, а сильные - понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Таким образом, изменение чувствительности в отдельно взятом рецепторе происходит под воздействием трех факторов:

Физического (изменение параметров воздействия непосредственно на этот рецептор),

Внутримодального (уровень чувствительности соседей имеет значение),

Интермодального (уровень чувствительности в других органах тоже имеет значение).

Были разработаны способы нарочитого повышения чувствительности органов чувств. Такое повышение чувствительности, которое является следствием взаимодействия анализаторов или упражнения, получило название сенсибилизация .

А.Р. Лурия выделил две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации:

Длительная, постоянная сенсибилизация,

Временная, неустойчивая сенсибилизация.

Первая происходит на фоне устойчивых изменений, произошедших в организме. Особенно активно такая сенсибилизация в подростковом и юношеском периодах. Вторая сторона сенсибилизации носит временный характер и зависит от физиологических, психологических воздействий психическое состояние субъекта.

Взаимодействие ощущений проявляет себя и в синестезии - возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. У некоторых людей существует так называемый "окрашенный слух", который особенно часто встречается у музыкантов. При такой синестезии, высокие звуки воспринимаются как "светлые", а низкие как "темные". Синестезия может являться признаком одаренности человека.

Взаимодействие ощущений - довольно любопытная и до конца не изученная тема. С одной стороны, тесная взаимосвязь анализаторных систем налицо, чему подтверждение явление синестезии. С другой стороны, существуют значительные индивидуальные различия и не очень понятно, в какой степени их можно развивать.

Взаимодействие ощущений - это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой системы. Изменение чувствительности объясняется корковыми связями между анализаторами, в значительной мере законом одновременной индукции.

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители одной анализаторной системы повышают чувствительность другой системы, сильные - снижают. Например, слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность. Слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. Одновременно наблюдается резкое ухудшение различной чувствительности глаза вследствие действия сильного шума авиационного мотора.

Зрительная чувствительность повышается под воздействием некоторых нюхательных раздражителей. Однако резко выраженную негативную эмоциональную окраску запаха вызывает снижение зрительной чувствительности. Известны случаи повышения зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых раздражителей. Итак, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей степени влиять друг на друга.

Сенсибилизация

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией . Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики.

Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

  • сенсибилизация вследствие необходимости компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);
  • сенсибилизация, обусловлена специфическими требованиями деятельности.

Потеря зрения или слуха компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, которые потеряли зрение, овладели скульптурой, у них хорошо развиты ощущение прикосновения, вибрационная чуткость. Украинский психолог, держа руку на горле собеседника может понять, кто и о чем говорит, а также, беря газету в руки, знает, читал ее или нет.

Явление сенсибилизации органов чувств наблюдается у людей, длительное время занимающиеся определенными видами профессиональной деятельности. Высокого уровня совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина. Дегустаторы могут точно указать, не только из какого сорта винограда сделано вино, но и место, где выращено виноград.

Живопись предъявляет особые требования к восприятию формы, пропорций и цветовых соотношений при изображении предметов. Опыты показывают, что глаз художника чрезвычайно чувствителен к оценке пропорций. Он различает изменения, которые равняются 1/60-1/150 величины предмета. О возможности цветных ощущений свидетельствует мозаичная мастерская в Риме - в ней более 20 000 созданных человеком оттенков основных цветов.

Все это является доказательством того, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической деятельности.

Контраст ощущений

Контраст ощущений - это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предварительного или сопутствующего раздражителя.

В случае одновременного действия двух раздражителей возникает одновременный контраст. Такой контраст можно проследить в зрительных ощущениях. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом - темнее. Зеленый предмет на красном фоне кажется более насыщенным.

Хорошо известно и явление последовательного контраста. После холодного слабый теплый раздражитель, кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

Достаточно детально изучены явления последовательного контраста или последовательного образа, в зрительных ощущениях. Если фиксировать глазом в течение 20 - 40 секунд светлое пятно, а затем закрыть глаза или перевести взгляд на малоосвещенную поверхность, то за несколько секунд можно заметить довольно четкое темное пятно. Это и будет последовательный зрительный образ.

Физиологический механизм возникновения последовательного образа связан с явлением последействия раздражителя на нервную систему. Прекращение действия раздражителя не вызывает мгновенное прекращение процесса раздражения в рецепторах и возбуждения в корковых частях анализатора. По закону последовательной индукции в возбужденных нейронах со временем возникает процесс торможения. К восстановлению исходного состояния чувствительности нервных тканей проходит несколько фаз индукционной смены возбуждения и торможения. При достаточной культуре наблюдения можно заметить изменение положительной и отрицательной фаз последовательного образа.

Синестезия

Взаимодействие ощущений проявляется и в таком явлении, как синестезия. Синестезия - это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущений, характерных для другого анализатора.

Наблюдается в самых различных видах ощущений. Зачастую случается зрительно-слуховая синестезия, когда в результате действия звуковых раздражителей у человека возникают зрительные образы. Известно, что способностью цветного слуха владели такие композиторы, как Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин и другие. Яркое проявление подобного рода синестезий находим в творчестве литовского художника М. К. Чюрлениса в его симфонии красок.

Инженер К. Л. Леонтьев, использовав явление синестезии, разработал аппарат, который трансформирует звуковые сигналы в цветные. На основе этого изобретения создана цветная музыка. Иногда встречаются случаи возникновения слуховых ощущений под действием зрительных раздражителей, вкусовых - в ответ на слуховые раздражители и т.п.

Синестезией обладают далеко не все люди, но ни у кого не вызывает удивления возможность употребления таких выражений: бархатный голос, темный звук, холодный цвет, сладкий звук, острый вкус и т.п. Явление синестезии - еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения окружающей действительности.

Рассмотренные закономерности раскрывают высокую динамичность ощущений, их зависимость от силы раздражителей, от функционального состояния анализаторной системы, вызванного началом или прекращением действия раздражителей, а также одновременным действием нескольких раздражителей на один анализатор или смежные анализаторы. Можно сказать, что закономерности ощущений определяют условия, при которых стимул достигает сознания. Биологически важные стимулы действуют на мозг при пониженных порогах и повышенной чувствительности, стимулы, которые потеряли биологическую значимость, - при более высоких порогах

4.Понятие,уровни,виды восприятия.

Когда мы говорили об ощущениях, то видели, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (рассматривая картину, мы объединяем отдельные зрительные впечатления в целый образ), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые впечатления, присоединяем к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения, превращаются в целостное восприятие , переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.

Процесс восприятия

Было бы глубоко ошибочным думать, что такой процесс (от относительно простых ощущений - к сложным восприятиям) является простым суммированием отдельных ощущений или, как часто говорили психологи, результатом простых ассоциаций отдельных признаков. На самом деле восприятие (это отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Оно требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства, вес, вкус и т.п.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Он требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете.

При восприятии знакомых предметов (стакан, стол) узнавание их происходит очень быстро - человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. При восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их гораздо сложнее и протекает в гораздо более развернутых формах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные признаки, тормозящей другие, несущественные и комбинирующей воспринимаемые детали в одно осмысленное целое

Виды восприятия

Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). Принепреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей - воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие , напротив, с самого начала регулируется задачей - воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.

Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с промежутками во времени) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.

Наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности. При наблюдении как самостоятельной целенаправленной действительности уже с самого начала предполагается словесная формулировка целей и задач, направляющих наблюдение на определенные объекты.

Длительные упражнения в наблюдении приводят к развитию наблюдательности, т.е. умения подмечать характерные, но малозаметные, на первый взгляд, кажущиеся малосущественными особенности предметов.

Чтобы развить наблюдательность, нужна такая организация восприятия, которая соответствовала бы всем необходимым условиям его успешности: ясность задачи, предварительная подготовка, активность наблюдения, его систематичность, планомерность и т.д. Наблюдательность необходима во всех областях жизни и деятельности человека. Развитию наблюдательности, точности и многогранности восприятия необходимо уделять серьезное внимание уже в детском возрасте, особенно в процессе игры и обучения.

Итак, восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Свойства восприятия

Предметность

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. И. М. Сеченов говорил, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.

Целостность

В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта (бархат, мрамор). Впечатления эти возникают условнорефлекторно вследствие образовавшейся в жизненном опыте связи между зрительными и тактильными раздражениями.

Структурность

С целостностью восприятия связана и его структурность . Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания - в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Аналогичен процесс восприятия ритма.

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов.

Константность

Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Константность восприятия цвета - относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения (кусок угля в летний солнечный полдень посылает примерно в 8-9 раз больше количества света, чем мел в сумерки). Явление, константности цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, среди которых большое значение имеют адаптация к общему уровню яркости зрительного поля, светлостный контраст, а также представления о действительном цвете предметов и условиях их освещенности.

Константностью восприятия величины предметов называется относительное постоянство видимой величины предметов при их различной (но не очень большой) удаленности. Например, размеры человека с расстояния 3,5 и 10 м отражаются сетчаткой глаза одинаково, хотя изображение на ней меняется, видимая величина его остается почти неизменной. Это объясняется тем, что при сравнительно небольших удалениях предметов восприятие их величины определяется не только величиной образа на сетчатке, но и действием ряда дополнительных факторов, среди которых особенно большое значение имеет напряжение глазных мышц, приспосабливающихся к фиксированию предмета на разных расстояниях.

Константность восприятия формы предметов заключается в относительной неизменности ее восприятия при изменении их положения по отношению к линии взора наблюдателя. С каждым изменением положения предмета относительно глаз форма его изображения на сетчатке меняется (смотрит прямо, сбоку) благодаря движению глаз по контурным линиям предметов, и выделению характерных сочетаний контурных линий; известных нам по прошлому опыту.

Каков же источник происхождения константности восприятия? Может быть, это врожденный механизм?

В ходе исследования восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу, которые не видели предметов на большом расстоянии, обнаружено, что они воспринимают их как маленькие, а не как удаленные. Строители же постоянно видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство (инвариантность - неизменную структуру) перцептивного образа относительно изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата. Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.

Явление адаптации

Было бы неправильно считать, что чувствительность наших органов чувств остается неизменной. Как показывают исследования, чувствительность органов чувств может изменяться и даже очень значительно. Известно, что в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении - снижается. Когда мы заходим в темную комнату после интенсивного освещения, то некоторое время ничего не видим, и наоборот, когда после темноты заходим в освещенную комнату, глаза начинают "слепнуть" и необходимо некоторое время, чтобы приспособиться к освещению. Вспомним и другой пример: в первые минуты, когда человек заходит в реку или море, вода кажется ей холодной. Через некоторое время ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Это свидетельствует о зависимости чувствительности от изменений окружающей среды. Описанные изменения чувствительности существуют и в слуховом, обонятельном, касательном, вкусовой анализатор и носят название адаптация.

Адаптация - это приспособление чувствительности к постоянно действующего раздражителя, которое выражается в снижении или повышении порогов.

Изменения чувствительности, которые осуществляются в ходе адаптации, происходят не сразу, они требуют некоторого времени и имеют свои временные характеристики. Эти временные характеристики различны для разных органов чувств. Мера адаптации различных анализаторов неодинакова: высокая адаптируемость наблюдается в обонятельных ощущениях (человек быстро привыкает к запахам, в том числе и неприятных), тактильных (не замечает давления одежды на тело), зрительных; значительно меньше - в слуховых. Температурная адаптация существует лишь в среднем диапазоне, привыкание к сильному холоду или к сильной жаре почти не существует. Почти не существует адаптации в болевых ощущениях, поскольку боль является сигналом о разрушении организма, и болевая адаптация может привести к гибели. Выделяют три разновидности явления адаптации.

1. Адаптация как полное исчезновение ощущения при длительном воздействии раздражителя.

2. Адаптация как притупление ощущения под воздействием сильного раздражителя (снижение порога чувствительности).

Эти две разновидности адаптации называют отрицательной адаптацией, поскольку ее результат - это снижение чувствительности анализаторов.

3. Адаптация как повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.

Явление адаптации объясняется периферийными изменениями в функционировании рецептора или длительными воздействиями на него раздражителя, а также процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении в коре головного мозга возникает внутреннее охранительное торможение, которое снижает чувствительность.

В общем адаптация является одним из важных видов изменения чувствительности, свидетельствует о большой пластичность организма в его приспособлении к условиям окружающей среды.

Взаимодействие ощущений

Интенсивность ощущения зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, которые одновременно действуют на другие органы чувств. Таким образом, возникает взаимодействие ощущений, то есть изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств.

Исследования свидетельствуют о том, что ни один анализатор не может работать, не влияя на функционирование других органов. Это объясняется связями между анализаторами, которые существуют в коре головного мозга, а также законом одновременной индукции.

Взаимодействие ощущений проявляется в двух процессах - повышении и снижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Известно, что слабый звуковой раздражитель повышает чувствительность зрительного анализатора, сильный холодовой раздражитель снижает чувствительность слухового анализатора и др.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и систематических упражнений называется сенсибилизацией. Сенсибилизация имеет две стороны своего проявления: первый носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме (например, с возрастом острота чувствительности увеличивается, достигая максимума к 20-30 годам, после этого постепенно снижается) второй носит временный характер и зависит от воздействия на организм - физиологических или психологических - и состояния субъекта.

Взаимодействие ощущений проявляется еще и в таком явлении, как синестезия. Синестезия это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Известно, что у человека под влиянием звуков могут возникать ощущение цвета высокие звуки чаще всего оцениваются как "светлые", а низкие - как "темные"; цвет также может вызвать ощущение холода или тепла. Явление синестезии распространяется на все модальности. Это проявляется в тех словосочетаниях, которые вошли в нашу жизнь: холодный цвет, бархатный голос и тому подобное. Это явление оказывается не у всех людей. Есть люди с очень яркой способностью к синестезии, и люди, у которых она почти не наблюдается. Так, А.Р. Лурия описал известного мнемониста, который воспринимал все голоса окрашенными от ярко-желтого до фиолетового цвета.

Явление последействия в анализаторах

Продолжительность действия раздражителя и продолжительность ощущения не всегда совпадают. Свидетельством этого является явление последействия в анализаторах. Особенно ярко это проявляется явление последействия в работе зрительного анализатора и наблюдается в так называемых последовательных образах. Последовательные образы можно продемонстрировать при смешивании цветов, а также при демонстрации фильмов.

Зрительные последовательные образы бывают положительные и отрицательные. Положительный последовательный образ не отличается по своему качеству от раздражителя и является его копией. Негативный последовательный образ отличается от раздражителя по цвету и окрашивается в дополнительный цветной тон в отношении цвета раздражителя. Так, известные фотографии, на которых изображение носило качество негатива. Для демонстрации негативного последовательного образа предлагалось в течение 5 минут пристально смотреть на фотографию, а после этого - на белый экран или стену, на которых исследуемые видели изображение красивой женщины.

Явление последействия может наблюдаться и в слуховых ощущениях, хотя оно носит непродолжительный характер. Это созвучие, которое мы слышим, когда слушаем последовательно отдельные ноты, сливаются в единую музыку. Явление последействия проявляется и в температурных ощущениях, если прикоснуться кусочком льда к коже, то ощущение холода продолжается и после прекращения действия раздражителя. Температурные последовательные образы могут носить контрастный характер. Так, если одну руку опустить на некоторое время в холодную воду, а вторую-в теплую, после этого обе руки опустить в сосуд с водой комнатной температуры, то одна рука почувствует тепло, а другая - холод.

Явление последействия имеет место и во вкусовых ощущениях. Они могут быть положительными (вкус остается на некоторое время во рту) и негативными, контрастными (после одного вкуса усиливается чувствительность к другому).