Явление последействия в анализаторах. Open Library - открытая библиотека учебной информации Теории цветового зрения

Явление адаптации

Было бы неправильно считать, что чувствительность наших органов чувств остается неизменной. Как показывают исследования, чувствительность органов чувств может изменяться и даже очень значительно. Известно, что в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении - снижается. Когда мы заходим в темную комнату после интенсивного освещения, то некоторое время ничего не видим, и наоборот, когда после темноты заходим в освещенную комнату, глаза начинают "слепнуть" и необходимо некоторое время, чтобы приспособиться к освещению. Вспомним и другой пример: в первые минуты, когда человек заходит в реку или море, вода кажется ей холодной. Через некоторое время ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Это свидетельствует о зависимости чувствительности от изменений окружающей среды. Описанные изменения чувствительности существуют и в слуховом, обонятельном, касательном, вкусовой анализатор и носят название адаптация.

Адаптация - это приспособление чувствительности к постоянно действующего раздражителя, которое выражается в снижении или повышении порогов.

Изменения чувствительности, которые осуществляются в ходе адаптации, происходят не сразу, они требуют некоторого времени и имеют свои временные характеристики. Эти временные характеристики различны для разных органов чувств. Мера адаптации различных анализаторов неодинакова: высокая адаптируемость наблюдается в обонятельных ощущениях (человек быстро привыкает к запахам, в том числе и неприятных), тактильных (не замечает давления одежды на тело), зрительных; значительно меньше - в слуховых. Температурная адаптация существует лишь в среднем диапазоне, привыкание к сильному холоду или к сильной жаре почти не существует. Почти не существует адаптации в болевых ощущениях, поскольку боль является сигналом о разрушении организма, и болевая адаптация может привести к гибели. Выделяют три разновидности явления адаптации.

1. Адаптация как полное исчезновение ощущения при длительном воздействии раздражителя.

2. Адаптация как притупление ощущения под воздействием сильного раздражителя (снижение порога чувствительности).

Эти две разновидности адаптации называют отрицательной адаптацией, поскольку ее результат - это снижение чувствительности анализаторов.

3. Адаптация как повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.

Явление адаптации объясняется периферийными изменениями в функционировании рецептора или длительными воздействиями на него раздражителя, а также процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении в коре головного мозга возникает внутреннее охранительное торможение, которое снижает чувствительность.

В общем адаптация является одним из важных видов изменения чувствительности, свидетельствует о большой пластичность организма в его приспособлении к условиям окружающей среды.

Взаимодействие ощущений

Интенсивность ощущения зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, которые одновременно действуют на другие органы чувств. Таким образом, возникает взаимодействие ощущений, то есть изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств.

Исследования свидетельствуют о том, что ни один анализатор не может работать, не влияя на функционирование других органов. Это объясняется связями между анализаторами, которые существуют в коре головного мозга, а также законом одновременной индукции.

Взаимодействие ощущений проявляется в двух процессах - повышении и снижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Известно, что слабый звуковой раздражитель повышает чувствительность зрительного анализатора, сильный холодовой раздражитель снижает чувствительность слухового анализатора и др.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и систематических упражнений называется сенсибилизацией. Сенсибилизация имеет две стороны своего проявления: первый носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме (например, с возрастом острота чувствительности увеличивается, достигая максимума к 20-30 годам, после этого постепенно снижается) второй носит временный характер и зависит от воздействия на организм - физиологических или психологических - и состояния субъекта.

Взаимодействие ощущений проявляется еще и в таком явлении, как синестезия. Синестезия это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Известно, что у человека под влиянием звуков могут возникать ощущение цвета высокие звуки чаще всего оцениваются как "светлые", а низкие - как "темные"; цвет также может вызвать ощущение холода или тепла. Явление синестезии распространяется на все модальности. Это проявляется в тех словосочетаниях, которые вошли в нашу жизнь: холодный цвет, бархатный голос и тому подобное. Это явление оказывается не у всех людей. Есть люди с очень яркой способностью к синестезии, и люди, у которых она почти не наблюдается. Так, А.Р. Лурия описал известного мнемониста, который воспринимал все голоса окрашенными от ярко-желтого до фиолетового цвета.

Явление последействия в анализаторах

Продолжительность действия раздражителя и продолжительность ощущения не всегда совпадают. Свидетельством этого является явление последействия в анализаторах. Особенно ярко это проявляется явление последействия в работе зрительного анализатора и наблюдается в так называемых последовательных образах. Последовательные образы можно продемонстрировать при смешивании цветов, а также при демонстрации фильмов.

Зрительные последовательные образы бывают положительные и отрицательные. Положительный последовательный образ не отличается по своему качеству от раздражителя и является его копией. Негативный последовательный образ отличается от раздражителя по цвету и окрашивается в дополнительный цветной тон в отношении цвета раздражителя. Так, известные фотографии, на которых изображение носило качество негатива. Для демонстрации негативного последовательного образа предлагалось в течение 5 минут пристально смотреть на фотографию, а после этого - на белый экран или стену, на которых исследуемые видели изображение красивой женщины.

Явление последействия может наблюдаться и в слуховых ощущениях, хотя оно носит непродолжительный характер. Это созвучие, которое мы слышим, когда слушаем последовательно отдельные ноты, сливаются в единую музыку. Явление последействия проявляется и в температурных ощущениях, если прикоснуться кусочком льда к коже, то ощущение холода продолжается и после прекращения действия раздражителя. Температурные последовательные образы могут носить контрастный характер. Так, если одну руку опустить на некоторое время в холодную воду, а вторую-в теплую, после этого обе руки опустить в сосуд с водой комнатной температуры, то одна рука почувствует тепло, а другая - холод.

Явление последействия имеет место и во вкусовых ощущениях. Они могут быть положительными (вкус остается на некоторое время во рту) и негативными, контрастными (после одного вкуса усиливается чувствительность к другому).

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

Исследования, проведенные С.В. Кравковым, показали, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Так, оказалось, что звуковое раздражение (например, свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Таким же образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах - повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией . А.Р. Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации : первая носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме; вторая - временный характер и зависит от экстренных воздействий на состояние субъекта - физиологических и психологических. Возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться.

Тесное взаимодействие отдельных форм ощущений открывает путь для более сложного условно-рефлекторного повышения чувствительност и. Отечественные ученые проводили опыты, показывающие такую возможность. Так, если испытуемому сначала включают метроном, его звук не оказывает существенного влияния на изменение световой чувствительности; однако, если несколько раз подряд сочетать этот звук со светом, направляемым в глаза, через некоторое время один только звук метронома вызовет снижение чувствительности. Характерно, что подобные изменения чувствительности наблюдаются и тогда, когда в качестве условного раздражителя применяют какое-либо слово. Особенно нагляден такой эффект, если перед пробой чувствительности глаза произносить слово, связанное в прошлом опыте испытуемого со значением слова. Экспериментально было доказано, что изменение чувствительности наступало в том случае, когда перед измерением чувствительности испытуемый произносил слово «пламя», однако такой эффект не наступал, если испытуемый произносил близкое по звучанию, но далекое по смыслу слово (например, «племя»).

В другом эксперименте были получены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов «кислый как лимон». Эти изменения были аналогичны тем, которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком. Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно, подбирая побочные раздражители, сенсибилизировать тот или иной рецептор, т.е. повышать его чувствительность. Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихся музыкой.

Взаимодействие ощущений проявляется еще в явлении, называемом синестезией - возникновением под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов . В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (например, у Скрябина). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные».

Характерно, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех людей. В некоторых случаях явления синестезии проявляются с исключительной отчетливостью. Один из таких субъектов с исключительной выраженностью синестезии - известный мнемонист Ш. был подробно изучен А.Р Лурия. Этот человек воспринимал все голоса окрашенными и нередко говорил, что голос обращающегося к нему человека, например, «желтый и рассыпчатый». Тоны, которые он слышал, вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до фиолетового). Воспринимаемые цвета ощущались им как «звонкие» или «глухие», как «соленые» или «хрустящие». Подобные явления в более стертых формах встречаются довольно часто в виде непосредственной тенденции «окрашивать» числа, дни недели, названия месяцев в разные цвета.

Явления синестезии - еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира.

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Так, например, звуковое раздражение (свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Таким же образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется
взаимодействием ощущений.
Все наши анализаторные системы способны влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных
процессах - повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.
Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов называется сенсибилизацией. А.Р.Лурия выделяет два типа сенсибилизации: первый носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме; второй - временный характер и зависит от экстренных воздействий на состояние субъекта - физиологических и психологических. Возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться.
Взаимодействие ощущений проявляется еще в явлении, называемом синестезией - возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (например, у Скрябина). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные».
Характерно, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех людей. Например, известный мнемонист Ш. - человек с исключительной выраженностью синестезии, был подробно изучен А.Р.Лурия. Этот человек воспринимал все голоса окрашенными и нередко говорил, что голос обращающегося к нему человека, например, «желтый и рассыпчатый», «соленый» или «хрустящий». Звуки вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до фиолетового). Цвета же, наоборот, ощущались им как «звонкие» или «глухие». Подобные явления в более стертых формах встречаются довольно часто в виде непосредственной тенденции «окрашивать» числа, дни недели, названия месяцев в разные цвета.

Еще по теме Взаимодействие ощущений:

  1. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и способы взаимодействия.
  2. Принципы русской пунктуации: смысловой, грамматический и интонационный. Их иерархия и взаимодействие.
  3. О взаимодействии публичного и частного права Доклад на Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 23 - 24 апреля 1998 года)

Страница 9 из 10


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОЩУЩЕНИЙ: СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ И СИНЕСТЕЗИЯ.

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений .

В литературе описаны многочисленные факты изменения чувствительности, вызванные взаимодействием ощущений. Так, чувствительность зрительного анализатора изменяется под влиянием слухового раздражения. С.В. Кравков (1893-1951) показал, что это изменение зависит от громкости слуховых раздражителей. Слабые слуховые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. В то же время наблюдается резкое ухудшение различительной чувствительности глаза, когда в качестве слухового раздражителя применяется, например, шум авиационного мотора.

Зрительная чувствительность повышается также под влиянием некоторых обонятельных раздражений. Однако, при резко выраженной отрицательной эмоциональной окраске запаха наблюдается снижение зрительной чувствительности. Аналогично этому при слабых световых раздражениях усиливаются слуховые ощущения, при действии интенсивных световых раздражителей слуховая чувствительность ухудшается. Известны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых раздражений.

Изменение чувствительности какого-либо анализатора может иметь место и при подпороговом раздражении других анализаторов. Так, П.П. Лазаревым (1878-1942) были получены факты снижения зрительной чувствительности под влиянием облучения кожи ультрафиолетовыми лучами.

Таким образом, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей степени влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные – понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

Физиологическим механизмом взаимодействия ощущений являются процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где представлены центральные отделы анализаторов. Согласно И. П. Павлову, слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко иррадирует (распространяется). В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора.

При действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий, наоборот, тенденцию к концентрации. По закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности последних. Изменение чувствительности анализаторов может быть вызвано воздействием второсигнальных раздражителей. Так, получены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов “кислый, как лимон”. Эти изменения были аналогичны тем, которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком.

Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно путем применения специальным образом подобранных побочных раздражителей сенсибилизировать тот или иной рецептор, т.е. повышать его чувствительность. Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихся музыкой.

Взаимодействие ощущений проявляется еще в одном роде явлений, называемом синестезией. Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У разных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако, они довольно постоянны для каждого отдельного лица. Известно, что способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы (Н. А. Римский-Корсаков, А. И. Скрябин и др.).

На явлении синестезии основано создание в последние годы цветомузыкальных аппаратов, превращающих звуковые образы в цветовые, и интенсивное исследование цветомузыки. Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражений, вкусовых - в ответ на слуховые раздражители и т.д. Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Ни у кого не вызывает сомнений возможность употребления таких выражений, как “острый вкус”, “кричащий цвет”, “сладкие звуки” и т. п. Явления синестезии - еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира (по мнению Т.П. Зинченко).

Взаимодействие ощущений, адаптация, развитие и нарушение ощущений

1.5.1. Взаимодействие ощущений

Взаимодействие ощущений - это процесс изме­нения чувствительности данного анализатора под вли­янием раздражителœей, поступающих на другие анали­заторы. Взаимодействие ощущений - это скорее нор­ма функционирования человеческого организма, чем отклонение от нее. Еще древним было известно, что барабанные звуки, резонансные кардиоритмам, дела­ют сердца солдат перед сражением «желœезными».

Общая закономерность взаимодействий состоит в следующем: слабые раздражители при их взаимо­действии повышают, а сильные понижают чувстви­тельность анализаторов.

В процессах взаимодействия выделяют явления сенсибилизации, синœестезии и контраста. Сенси­билизация - повышение чувствительности анализа­торов под влиянием действия раздражителя. Обратный процесс, когда действие раздражителя снижает чув­ствительность анализатора, носит название десенси­билизации.

Синœестезия (греч. synaisthesis - одновременное чувство) - явление, при котором ощущения, ха­рактерные для одной модальности, возникают под действием раздражителя другой модальности.

Контраст - явление повышения чувствитель­ности к одному раздражителю при сопоставлении его с раздражителœем противоположного типа.

Примеры сенсибилизации, десенсибилизации, си­нестезии и контраста.

Запах соленых огурцов или чеснока порождает ощу­щение голода и аппетита (взаимодействие обонятель­ных и органических ощущений).

При насморке, когда обонятельные ощущения ослаб­лены, пища кажется безвкусной (взаимодействие обо­нятельных и вкусовых ощущений).

Боль легкой царапины на пальце практически исчеза­ет при появлении серьезного ранения руки (не зря же говорят: чтобы забыть мелкие неприятности, на­день и поноси тесные ботинки).

Боль ощущается острее при сильном световом раз­дражителœе.

Раздражение вкусовых органов кисло-сладкими про­дуктами (лимон с сахаром), 2-3-минутное обтирание шеи и лица холодной водой, 10-кратные глубокие вдо­хи-выдохи в течение одной минуты, пристальное всмат­ривание в темноту - всœе это в комплексе повышает чувствительность зрения в 6-9 раз и на столько же ускоряет процесс темновой адаптации.

Речевой раздражитель типа «горькая полынь» вызы­вает чувство горечи во рту.

Высокие звуки расцениваются как «светлые», низкие -как «темные» (так называемое явление «цветового слуха», приведшее к появлению цветомузыки).

Синий цвет дает чувство прохлады, голубой - све­жести, коричневый - теплоты.

Яркое освещение порождает чувство повышенной громкости звука.

Громкий звук, соответствующий 140 дБ, сопровожда­ется болевыми симптомами (взаимодействие слухо­вых и болевых ощущений).

Точка лучше видится в темноте на светлом фоне (яв­ление контраста).

Серый цвет на белом фоне выглядит темнее, чем на темном фоне (явление контраста).

Процессы взаимодействия ощущений широко ис­пользуются в практике повсœедневной жизни. Так, осо­знаваемое и субсенсорное чувство запахов исполь­зуется:

В народной медицинœе для нормализации работы сер­дечно-сосудистой системы (береза, дуб, валериана, со­сна, ель, сирень) и диагностики отдельных видов за­болеваний;

Для повышения настроения (лаванда, бергамот, герань), сексуального возбуждения (смесь лаванды с тыквой, жасмин, ваниль, мускус);

В межличностных отношениях для формирования ин­дивидуального имиджа (духи, дезодоранты).

Трудно переоценить влияние цветового ощуще­ния на человека. Так, еще с древних времен красный цвет использовался при лечении скарлатины, кори, ветрянки и некоторых видов кожных заболеваний.

Оттенки красного цвета способствуют повышению чувствительности двигательных ощущений и рабо­тоспособности.

Зелœеный цвет исцеляет некоторые психические расстройства, истерии, снижает эффект переутомления.

Фиолетовый ускоряет заживление ран.

Цветотерапия использует специальные очки с раз­личными вариантами цветосочетаний линз. Раздра­жение сетчатки глаза цветовыми изображениями вызывает лечебный эффект через соответствующие отделы коры головного мозга.

Известно, что в условиях желтого цвета легче рас­крывался творческий потенциал.

Явление контраста активно используется в рек­ламе товаров и услуг, привлекая внимание прохо­жих броскими, яркими словесными призывами и рисунками, эксплуатирующими принцип «плохой -хороший - лучший».

1.5.2.Сенсорная адаптация

Удивительная способность человека выживать в даже самых невероятных условиях комментируется в житейском понимании расхожей фразой: «Чело­век ко всœему привыкает». Действительно, житель Край­него Севера уже через несколько дней наслаждается жарким солнцем на пляжах Испании. Запах конюш­ни не воспринимается сельским жителœем как зло­вонный. Достаточно сравнительно небольшого про­межутка времени, чтобы человек стал различать пред­меты обстановки квартиры после внезапно выклю­ченного ночью электрического света.

Все эти и подобные явления возможны благо­даря тому, что чувствительность анализаторов может изменяться под влиянием различных факторов. В та­ких случаях говорят, что сенсорные системы челове­ка адаптируются.

Адаптацией (лат. adaptatio - приспособление) называют процесс приспособительного изменения чувствительности сенсорных систем человека к ус­ловиям среды. Адаптация как составляющая гомеостатического процесса в организме человека повышает его устойчивость к воздействию различных факторов и обеспечивает возможность существования в неадек­ватных условиях окружающей среды.

Выделяют три вида адаптации :

Как полное исчезновение ощущения при продолжи­тельном действии раздражителя (примеры: бабушка в поисках своих очков, поднятых вверх на волосы; или обручальное кольцо на пальце, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ человек после некоторого времени просто не замечает);

Как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя (притупление ощущений к не­приятным запахам у людей, работающих на птицефер­ме);

Как повышение чувствительности под влиянием сла­бых раздражителœей (слабое прикосновение к коже перестает ощущаться через несколько секунд).

Основным параметром адаптационных процессов является время адаптации - отрезок времени, в те­чение которого интенсивность ощущений достигает величины, обеспечивающей приемлемые для деятель­ности состояние организма и комфортные условия для восприятия окружающей среды.

Адаптационные процессы - часть активной жиз­ни человека. Рассмотрим примеры.

Время полной темновой адаптации равно примерно 30-40 мин. Именно это время требуется, чтобы чув­ствительность зрительной сенсорной системы повыси­лась до уровня, позволяющего человеку ориентиро­ваться в темноте, в которой он оказался после нахож­дения в условиях нормального освещения. Хотя в тем­ноте чувствительность зрения увеличивается в 200 000 раз, в первые 10 мин она растет медленно, что и ограничивает возможности зрительных ощущений. Кстати, освещенность красным цветом поддерживает чувствительность зрения в условиях темноты. В этой связи летчикам-ночникам во время войны предписы­валось ношение очков с красными стеклами.

Время световой адаптации составляет около 3-5 с.

Статистика утверждает, что среди 250 наименований причин автомобильных аварий более 15% происходит от ослепления водителœей светом встречных машин.

Ослепление приводит к быстрому и интенсивному разрушению зрительного пигмента͵ что затрудняет ре­акцию зрачка на сужение. Для восстановления зритель­ного пигмента требуется среднее время, превышающее 2 с. Это время зависит как от внешних факторов (про­должительность и цвет ослепления), так и от индиви­дуальных особенностей водителя. Так, более 20% во­дителœей начинают различать дорожные знаки через 30-40 с, что эквивалентно вождению вслепую на рас­стоянии в 500 м при скорости 60 км/ч.

Время тактильной адаптации при слабом прикос­новении пальца к кончику своего носа составляет 2-4 с.

Скорость адаптации различна для различных сен­сорных систем. Так, тактильный и обонятельный ка­налы приспосабливаются к новым условиям быстрее, чем зрительный, слуховой и вкусовой.

Механизмы адаптации связаны с:

Изменением возбудимости мозговых центров анализа­торов (так, продолжительное раздражение вызывает в коре головного мозга охранительные тормозные про­цессы, снижающие чувствительность; однако развитие торможения увеличивает возбуждение других очагов и тем самым способствует повышению чувствитель­ности в новых условиях);

Периферическими изменениями в работе рецепторов (к примеру, свет обесцвечивает зрительный пурпур, на­ходящийся в палочках сетчатки глаза; темнота же, наоборот, восстанавливает его, повышая чувствитель­ность).

Адаптационные процессы учитываются в самых различных областях деятельности человека. Так, пре­подаватель вуза вынужден изменять параметры свое­го голоса (паралингвистические параметры речи), читая лекцию студентам, так как продолжительное речевое однообразие вскоре снизит интенсивность возбужде­ния сенсорных систем, ухудшит внимание присутствующих. И произойдет это вследствие адаптации соот­ветствующих рецепторов слушателœей к акустическим раздражителям. По аналогичной причинœе вынужде­ны менять рекламные телœевизионные ролики произ­водители различных товаров.

1.5.3.Развитие ощущений

Ребенок практически сразу после рождения имеет признаки ощущений всœех видов раздражителœей. Про­цесс «становления» чувствительности проходит ряд этапов. Вот несколько вех этого пути развития.

В первые дни рождения:

Высока кожная чувствительность, особенно по пара­метрам «холод - тепло»;

Высока тактильная чувствительность области рта (ре­агирует на легкое прикосновение сосательными дви­жениями);

Достаточно развита вкусовая чувствительность (хоро­шо отличает молоко матери от всœего другого);

Высока обонятельная чувствительность (может опре­делить факт присутствия матери по запаху молока). Вместе с тем следует отметить, что обонятельные ощу­щения, не связанные с питанием, развиваются медлен­но, вплоть до 5-6-летнего возраста;

Затруднены слуховые ощущения в течение первых 1-3 недель, но уже через 2-3 мес. ребенок может ощу­щать направление звука, а чуть позже (4-5 мес.) спо­собен реагировать и на музыкальные звуки; речевые ощущения проявляются в реакции на интонацию лишь на 2-3 мес. жизни; различение звуков речи вступает в интенсивную фазу к концу первого года жизни;

Отсутствует видение предметов из-за рассогласован­ности движений глаз (они могут смотреть в разные стороны): координация движениями глаз наступает через 2-3 мес;

Зрительная чувствительность за несколько первых дней резко возрастает, но это касается ощущения яркости света; цветовое чувство появляется на 5-6 мес. жизни.

В целом закономерность развития такова: абсо­лютная чувствительность имеет достаточно высокий уровень уже ко второму году жизни, а чувствитель­ность к различению затягивается вплоть до школь­ных лет.

Этнопсихологами открыта еще одна закономер­ность. Οʜᴎ изучили последовательность расширения цветового «лексикона» у народов, находящихся на различных уровнях цивилизации. У какого-нибудь полудикого племени данный лексикон включает лишь два слова: «темный» и «светлый». С принадлежнос­тью к следующему уровню развития появляется слово «желтый», далее - «зелœеный», «синий», «красный» и т.д. Эта последовательность аналогична той, кото­рая развивается у детей цивилизованных народов.

Чувствительность одних и тех же анализаторов у различных людей может быть различна, так как это обус­ловлено и врожденными индивидуальными свойства­ми (точнее, сенсорными задатками), и сенсорным опытом человека. Несомненным объективным фактом является наличие людей с чрезвычайно высокими сенсорными возможностями (их называют экстра­сенсами), хотя в этом вопросœе много спекулятивных, популистских начал. Известны примеры видения пред­метов через непрозрачные материалы, ощущения цве­та кожным анализатором, необъяснимые с позиций современных научных представлений и изучающие­ся в сфере парапсихологии.

Но общей закономерностью является то, что пик чув­ствительности достигается в юношеском возрасте. С возрастом чувствительность анализаторов снижается.

Различия в развитии ощущений у разных взрос­лых людей обусловлены и наследственными факто­рами, и опытом.

1.5.4.Нарушение ощущений

Функционирование механизмов сенсорных сис­тем, как и всœех сложных системных образований, под­вержено нарушениям различного рода. Вот некото­рые из них.

При употреблении алкоголя в первые 10-15 мин чув­ствительность анализаторов повышается, а затем быс­тро снижается до 50-60%.

Нарушение зрительных ощущений наблюдается при длительном пребывании в условиях мелькающего света (навязчивая городская реклама, злоупотребление про­смотром телœепрограмм и др.). Этот же фактор вреден и для сердечно-сосудистой системы.

Имеются максимально допустимые пределы вибраций (по параметрам частоты и амплитуды), превышение которых приводит к ухудшению процессов ощущений различной модальности из-за нарастания процессов утомления и боли.

Дезорганизующее действие как на процессы ощуще­ний, так и на работу подкорковых образований (в частности, на гипоталамус) оказывают органические ощущения большой интенсивности. Так, чувство силь­ного голода приводит к снижению работы зрительно­го анализатора.

Работа сенсорных систем ухудшается не только из-за воздействия сверхпороговых раздражителœей, но и от неожиданных звуков большой громкости, вызываю­щих также рост адреналина в крови и сужение кро­веносных сосудов.

Сенсорные системы подвержены и «своим» болез­ням: дальтонизму, «куриной слепоте», атаксии и т.д.

Дальтонизм трактуется как болезнь частичной цветовой слепоты. Человек не может различать неко­торые цвета и цветовые оттенки (особенно оттенки красного и зелœеного цветов). Эта болезнь пока неиз­лечима и может наследоваться. При этом она чаще поражает мужчин: 10% из них являются дальтониками. Женщин-дальтоников в 20 раз меньше, хотя (па­радоксальный факт) дальтонизм передается следую­щему поколению только по женской линии. Харак­терно, что дальтонизм не приводит к снижению ост­роты зрения.

При гемералопии («куриной слепоте») человек не различает предметы окружающей среды в темноте. Болезнь полной цветовой слепоты обрекает челове­ка видеть всœе в сером цвете.

Атаксия, или расстройство движений, проявля­ется в потере человеком способности поддерживать равновесие в движении с закрытыми глазами. Бо­лезнь связана с нарушением функционирования ре­цепторов кинœестетических ощущений, находящихся в сухожилиях, мышцах и суставах.

Патологический случай представляет собой по­теря болевой чувствительности, что лишает человека осторожности и ощущения возможной опасности для его жизни.

Нередки случаи обострения чувствительности одного анализатора при полной утере чувствитель­ности другого.