Явление последействия в анализаторах. Open Library - открытая библиотека учебной информации Теории цветового зрения
Явление адаптации
Было бы неправильно считать, что чувствительность наших органов чувств остается неизменной. Как показывают исследования, чувствительность органов чувств может изменяться и даже очень значительно. Известно, что в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении - снижается. Когда мы заходим в темную комнату после интенсивного освещения, то некоторое время ничего не видим, и наоборот, когда после темноты заходим в освещенную комнату, глаза начинают "слепнуть" и необходимо некоторое время, чтобы приспособиться к освещению. Вспомним и другой пример: в первые минуты, когда человек заходит в реку или море, вода кажется ей холодной. Через некоторое время ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Это свидетельствует о зависимости чувствительности от изменений окружающей среды. Описанные изменения чувствительности существуют и в слуховом, обонятельном, касательном, вкусовой анализатор и носят название адаптация.
Адаптация - это приспособление чувствительности к постоянно действующего раздражителя, которое выражается в снижении или повышении порогов.
Изменения чувствительности, которые осуществляются в ходе адаптации, происходят не сразу, они требуют некоторого времени и имеют свои временные характеристики. Эти временные характеристики различны для разных органов чувств. Мера адаптации различных анализаторов неодинакова: высокая адаптируемость наблюдается в обонятельных ощущениях (человек быстро привыкает к запахам, в том числе и неприятных), тактильных (не замечает давления одежды на тело), зрительных; значительно меньше - в слуховых. Температурная адаптация существует лишь в среднем диапазоне, привыкание к сильному холоду или к сильной жаре почти не существует. Почти не существует адаптации в болевых ощущениях, поскольку боль является сигналом о разрушении организма, и болевая адаптация может привести к гибели. Выделяют три разновидности явления адаптации.
1. Адаптация как полное исчезновение ощущения при длительном воздействии раздражителя.
2. Адаптация как притупление ощущения под воздействием сильного раздражителя (снижение порога чувствительности).
Эти две разновидности адаптации называют отрицательной адаптацией, поскольку ее результат - это снижение чувствительности анализаторов.
3. Адаптация как повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.
Явление адаптации объясняется периферийными изменениями в функционировании рецептора или длительными воздействиями на него раздражителя, а также процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении в коре головного мозга возникает внутреннее охранительное торможение, которое снижает чувствительность.
В общем адаптация является одним из важных видов изменения чувствительности, свидетельствует о большой пластичность организма в его приспособлении к условиям окружающей среды.
Взаимодействие ощущений
Интенсивность ощущения зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, которые одновременно действуют на другие органы чувств. Таким образом, возникает взаимодействие ощущений, то есть изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств.
Исследования свидетельствуют о том, что ни один анализатор не может работать, не влияя на функционирование других органов. Это объясняется связями между анализаторами, которые существуют в коре головного мозга, а также законом одновременной индукции.
Взаимодействие ощущений проявляется в двух процессах - повышении и снижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Известно, что слабый звуковой раздражитель повышает чувствительность зрительного анализатора, сильный холодовой раздражитель снижает чувствительность слухового анализатора и др.
Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и систематических упражнений называется сенсибилизацией. Сенсибилизация имеет две стороны своего проявления: первый носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме (например, с возрастом острота чувствительности увеличивается, достигая максимума к 20-30 годам, после этого постепенно снижается) второй носит временный характер и зависит от воздействия на организм - физиологических или психологических - и состояния субъекта.
Взаимодействие ощущений проявляется еще и в таком явлении, как синестезия. Синестезия это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Известно, что у человека под влиянием звуков могут возникать ощущение цвета высокие звуки чаще всего оцениваются как "светлые", а низкие - как "темные"; цвет также может вызвать ощущение холода или тепла. Явление синестезии распространяется на все модальности. Это проявляется в тех словосочетаниях, которые вошли в нашу жизнь: холодный цвет, бархатный голос и тому подобное. Это явление оказывается не у всех людей. Есть люди с очень яркой способностью к синестезии, и люди, у которых она почти не наблюдается. Так, А.Р. Лурия описал известного мнемониста, который воспринимал все голоса окрашенными от ярко-желтого до фиолетового цвета.
Явление последействия в анализаторах
Продолжительность действия раздражителя и продолжительность ощущения не всегда совпадают. Свидетельством этого является явление последействия в анализаторах. Особенно ярко это проявляется явление последействия в работе зрительного анализатора и наблюдается в так называемых последовательных образах. Последовательные образы можно продемонстрировать при смешивании цветов, а также при демонстрации фильмов.
Зрительные последовательные образы бывают положительные и отрицательные. Положительный последовательный образ не отличается по своему качеству от раздражителя и является его копией. Негативный последовательный образ отличается от раздражителя по цвету и окрашивается в дополнительный цветной тон в отношении цвета раздражителя. Так, известные фотографии, на которых изображение носило качество негатива. Для демонстрации негативного последовательного образа предлагалось в течение 5 минут пристально смотреть на фотографию, а после этого - на белый экран или стену, на которых исследуемые видели изображение красивой женщины.
Явление последействия может наблюдаться и в слуховых ощущениях, хотя оно носит непродолжительный характер. Это созвучие, которое мы слышим, когда слушаем последовательно отдельные ноты, сливаются в единую музыку. Явление последействия проявляется и в температурных ощущениях, если прикоснуться кусочком льда к коже, то ощущение холода продолжается и после прекращения действия раздражителя. Температурные последовательные образы могут носить контрастный характер. Так, если одну руку опустить на некоторое время в холодную воду, а вторую-в теплую, после этого обе руки опустить в сосуд с водой комнатной температуры, то одна рука почувствует тепло, а другая - холод.
Явление последействия имеет место и во вкусовых ощущениях. Они могут быть положительными (вкус остается на некоторое время во рту) и негативными, контрастными (после одного вкуса усиливается чувствительность к другому).
Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.
Исследования, проведенные С.В. Кравковым, показали, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Так, оказалось, что звуковое раздражение (например, свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Таким же образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах - повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.
Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией . А.Р. Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации : первая носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме; вторая - временный характер и зависит от экстренных воздействий на состояние субъекта - физиологических и психологических. Возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться.
Тесное взаимодействие отдельных форм ощущений открывает путь для более сложного условно-рефлекторного повышения чувствительност и. Отечественные ученые проводили опыты, показывающие такую возможность. Так, если испытуемому сначала включают метроном, его звук не оказывает существенного влияния на изменение световой чувствительности; однако, если несколько раз подряд сочетать этот звук со светом, направляемым в глаза, через некоторое время один только звук метронома вызовет снижение чувствительности. Характерно, что подобные изменения чувствительности наблюдаются и тогда, когда в качестве условного раздражителя применяют какое-либо слово. Особенно нагляден такой эффект, если перед пробой чувствительности глаза произносить слово, связанное в прошлом опыте испытуемого со значением слова. Экспериментально было доказано, что изменение чувствительности наступало в том случае, когда перед измерением чувствительности испытуемый произносил слово «пламя», однако такой эффект не наступал, если испытуемый произносил близкое по звучанию, но далекое по смыслу слово (например, «племя»).
В другом эксперименте были получены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов «кислый как лимон». Эти изменения были аналогичны тем, которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком. Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно, подбирая побочные раздражители, сенсибилизировать тот или иной рецептор, т.е. повышать его чувствительность. Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихся музыкой.
Взаимодействие ощущений проявляется еще в явлении, называемом синестезией - возникновением под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов . В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (например, у Скрябина). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные».
Характерно, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех людей. В некоторых случаях явления синестезии проявляются с исключительной отчетливостью. Один из таких субъектов с исключительной выраженностью синестезии - известный мнемонист Ш. был подробно изучен А.Р Лурия. Этот человек воспринимал все голоса окрашенными и нередко говорил, что голос обращающегося к нему человека, например, «желтый и рассыпчатый». Тоны, которые он слышал, вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до фиолетового). Воспринимаемые цвета ощущались им как «звонкие» или «глухие», как «соленые» или «хрустящие». Подобные явления в более стертых формах встречаются довольно часто в виде непосредственной тенденции «окрашивать» числа, дни недели, названия месяцев в разные цвета.
Явления синестезии - еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира.
Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Так, например, звуковое раздражение (свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Таким же образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется
взаимодействием ощущений.
Все наши анализаторные системы способны влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных
процессах - повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.
Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов называется сенсибилизацией. А.Р.Лурия выделяет два типа сенсибилизации: первый носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме; второй - временный характер и зависит от экстренных воздействий на состояние субъекта - физиологических и психологических. Возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться.
Взаимодействие ощущений проявляется еще в явлении, называемом синестезией - возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (например, у Скрябина). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные».
Характерно, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех людей. Например, известный мнемонист Ш. - человек с исключительной выраженностью синестезии, был подробно изучен А.Р.Лурия. Этот человек воспринимал все голоса окрашенными и нередко говорил, что голос обращающегося к нему человека, например, «желтый и рассыпчатый», «соленый» или «хрустящий». Звуки вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до фиолетового). Цвета же, наоборот, ощущались им как «звонкие» или «глухие». Подобные явления в более стертых формах встречаются довольно часто в виде непосредственной тенденции «окрашивать» числа, дни недели, названия месяцев в разные цвета.
Еще по теме Взаимодействие ощущений:
- Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и способы взаимодействия.
- Принципы русской пунктуации: смысловой, грамматический и интонационный. Их иерархия и взаимодействие.
- О взаимодействии публичного и частного права Доклад на Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 23 - 24 апреля 1998 года)
Страница 9 из 10
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОЩУЩЕНИЙ: СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ И СИНЕСТЕЗИЯ.
Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений .
В литературе описаны многочисленные факты изменения чувствительности, вызванные взаимодействием ощущений. Так, чувствительность зрительного анализатора изменяется под влиянием слухового раздражения. С.В. Кравков (1893-1951) показал, что это изменение зависит от громкости слуховых раздражителей. Слабые слуховые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. В то же время наблюдается резкое ухудшение различительной чувствительности глаза, когда в качестве слухового раздражителя применяется, например, шум авиационного мотора.
Зрительная чувствительность повышается также под влиянием некоторых обонятельных раздражений. Однако, при резко выраженной отрицательной эмоциональной окраске запаха наблюдается снижение зрительной чувствительности. Аналогично этому при слабых световых раздражениях усиливаются слуховые ощущения, при действии интенсивных световых раздражителей слуховая чувствительность ухудшается. Известны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых раздражений.
Изменение чувствительности какого-либо анализатора может иметь место и при подпороговом раздражении других анализаторов. Так, П.П. Лазаревым (1878-1942) были получены факты снижения зрительной чувствительности под влиянием облучения кожи ультрафиолетовыми лучами.
Таким образом, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей степени влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные – понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.
Физиологическим механизмом взаимодействия ощущений являются процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где представлены центральные отделы анализаторов. Согласно И. П. Павлову, слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко иррадирует (распространяется). В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора.
При действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий, наоборот, тенденцию к концентрации. По закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности последних. Изменение чувствительности анализаторов может быть вызвано воздействием второсигнальных раздражителей. Так, получены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов “кислый, как лимон”. Эти изменения были аналогичны тем, которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком.
Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно путем применения специальным образом подобранных побочных раздражителей сенсибилизировать тот или иной рецептор, т.е. повышать его чувствительность. Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихся музыкой.
Взаимодействие ощущений проявляется еще в одном роде явлений, называемом синестезией. Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У разных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако, они довольно постоянны для каждого отдельного лица. Известно, что способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы (Н. А. Римский-Корсаков, А. И. Скрябин и др.).
На явлении синестезии основано создание в последние годы цветомузыкальных аппаратов, превращающих звуковые образы в цветовые, и интенсивное исследование цветомузыки. Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражений, вкусовых - в ответ на слуховые раздражители и т.д. Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Ни у кого не вызывает сомнений возможность употребления таких выражений, как “острый вкус”, “кричащий цвет”, “сладкие звуки” и т. п. Явления синестезии - еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира (по мнению Т.П. Зинченко).
Взаимодействие ощущений, адаптация, развитие и нарушение ощущений
1.5.1. Взаимодействие ощущений
Взаимодействие ощущений - это процесс изменения чувствительности данного анализатора под влиянием раздражителей, поступающих на другие анализаторы. Взаимодействие ощущений - это скорее норма функционирования человеческого организма, чем отклонение от нее. Еще древним было известно, что барабанные звуки, резонансные кардиоритмам, делают сердца солдат перед сражением «железными».
Общая закономерность взаимодействий состоит в следующем: слабые раздражители при их взаимодействии повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов.
В процессах взаимодействия выделяют явления сенсибилизации, синестезии и контраста. Сенсибилизация - повышение чувствительности анализаторов под влиянием действия раздражителя. Обратный процесс, когда действие раздражителя снижает чувствительность анализатора, носит название десенсибилизации.
Синестезия (греч. synaisthesis - одновременное чувство) - явление, при котором ощущения, характерные для одной модальности, возникают под действием раздражителя другой модальности.
Контраст - явление повышения чувствительности к одному раздражителю при сопоставлении его с раздражителем противоположного типа.
Примеры сенсибилизации, десенсибилизации, синестезии и контраста.
Запах соленых огурцов или чеснока порождает ощущение голода и аппетита (взаимодействие обонятельных и органических ощущений).
При насморке, когда обонятельные ощущения ослаблены, пища кажется безвкусной (взаимодействие обонятельных и вкусовых ощущений).
Боль легкой царапины на пальце практически исчезает при появлении серьезного ранения руки (не зря же говорят: чтобы забыть мелкие неприятности, надень и поноси тесные ботинки).
Боль ощущается острее при сильном световом раздражителе.
Раздражение вкусовых органов кисло-сладкими продуктами (лимон с сахаром), 2-3-минутное обтирание шеи и лица холодной водой, 10-кратные глубокие вдохи-выдохи в течение одной минуты, пристальное всматривание в темноту - все это в комплексе повышает чувствительность зрения в 6-9 раз и на столько же ускоряет процесс темновой адаптации.
Речевой раздражитель типа «горькая полынь» вызывает чувство горечи во рту.
Высокие звуки расцениваются как «светлые», низкие -как «темные» (так называемое явление «цветового слуха», приведшее к появлению цветомузыки).
Синий цвет дает чувство прохлады, голубой - свежести, коричневый - теплоты.
Яркое освещение порождает чувство повышенной громкости звука.
Громкий звук, соответствующий 140 дБ, сопровождается болевыми симптомами (взаимодействие слуховых и болевых ощущений).
Точка лучше видится в темноте на светлом фоне (явление контраста).
Серый цвет на белом фоне выглядит темнее, чем на темном фоне (явление контраста).
Процессы взаимодействия ощущений широко используются в практике повседневной жизни. Так, осознаваемое и субсенсорное чувство запахов используется:
В народной медицине для нормализации работы сердечно-сосудистой системы (береза, дуб, валериана, сосна, ель, сирень) и диагностики отдельных видов заболеваний;
Для повышения настроения (лаванда, бергамот, герань), сексуального возбуждения (смесь лаванды с тыквой, жасмин, ваниль, мускус);
В межличностных отношениях для формирования индивидуального имиджа (духи, дезодоранты).
Трудно переоценить влияние цветового ощущения на человека. Так, еще с древних времен красный цвет использовался при лечении скарлатины, кори, ветрянки и некоторых видов кожных заболеваний.
Оттенки красного цвета способствуют повышению чувствительности двигательных ощущений и работоспособности.
Зеленый цвет исцеляет некоторые психические расстройства, истерии, снижает эффект переутомления.
Фиолетовый ускоряет заживление ран.
Цветотерапия использует специальные очки с различными вариантами цветосочетаний линз. Раздражение сетчатки глаза цветовыми изображениями вызывает лечебный эффект через соответствующие отделы коры головного мозга.
Известно, что в условиях желтого цвета легче раскрывался творческий потенциал.
Явление контраста активно используется в рекламе товаров и услуг, привлекая внимание прохожих броскими, яркими словесными призывами и рисунками, эксплуатирующими принцип «плохой -хороший - лучший».
1.5.2.Сенсорная адаптация
Удивительная способность человека выживать в даже самых невероятных условиях комментируется в житейском понимании расхожей фразой: «Человек ко всему привыкает». Действительно, житель Крайнего Севера уже через несколько дней наслаждается жарким солнцем на пляжах Испании. Запах конюшни не воспринимается сельским жителем как зловонный. Достаточно сравнительно небольшого промежутка времени, чтобы человек стал различать предметы обстановки квартиры после внезапно выключенного ночью электрического света.
Все эти и подобные явления возможны благодаря тому, что чувствительность анализаторов может изменяться под влиянием различных факторов. В таких случаях говорят, что сенсорные системы человека адаптируются.
Адаптацией (лат. adaptatio - приспособление) называют процесс приспособительного изменения чувствительности сенсорных систем человека к условиям среды. Адаптация как составляющая гомеостатического процесса в организме человека повышает его устойчивость к воздействию различных факторов и обеспечивает возможность существования в неадекватных условиях окружающей среды.
Выделяют три вида адаптации :
Как полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя (примеры: бабушка в поисках своих очков, поднятых вверх на волосы; или обручальное кольцо на пальце, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ человек после некоторого времени просто не замечает);
Как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя (притупление ощущений к неприятным запахам у людей, работающих на птицеферме);
Как повышение чувствительности под влиянием слабых раздражителей (слабое прикосновение к коже перестает ощущаться через несколько секунд).
Основным параметром адаптационных процессов является время адаптации - отрезок времени, в течение которого интенсивность ощущений достигает величины, обеспечивающей приемлемые для деятельности состояние организма и комфортные условия для восприятия окружающей среды.
Адаптационные процессы - часть активной жизни человека. Рассмотрим примеры.
Время полной темновой адаптации равно примерно 30-40 мин. Именно это время требуется, чтобы чувствительность зрительной сенсорной системы повысилась до уровня, позволяющего человеку ориентироваться в темноте, в которой он оказался после нахождения в условиях нормального освещения. Хотя в темноте чувствительность зрения увеличивается в 200 000 раз, в первые 10 мин она растет медленно, что и ограничивает возможности зрительных ощущений. Кстати, освещенность красным цветом поддерживает чувствительность зрения в условиях темноты. В этой связи летчикам-ночникам во время войны предписывалось ношение очков с красными стеклами.
Время световой адаптации составляет около 3-5 с.
Статистика утверждает, что среди 250 наименований причин автомобильных аварий более 15% происходит от ослепления водителей светом встречных машин.
Ослепление приводит к быстрому и интенсивному разрушению зрительного пигмента͵ что затрудняет реакцию зрачка на сужение. Для восстановления зрительного пигмента требуется среднее время, превышающее 2 с. Это время зависит как от внешних факторов (продолжительность и цвет ослепления), так и от индивидуальных особенностей водителя. Так, более 20% водителей начинают различать дорожные знаки через 30-40 с, что эквивалентно вождению вслепую на расстоянии в 500 м при скорости 60 км/ч.
Время тактильной адаптации при слабом прикосновении пальца к кончику своего носа составляет 2-4 с.
Скорость адаптации различна для различных сенсорных систем. Так, тактильный и обонятельный каналы приспосабливаются к новым условиям быстрее, чем зрительный, слуховой и вкусовой.
Механизмы адаптации связаны с:
Изменением возбудимости мозговых центров анализаторов (так, продолжительное раздражение вызывает в коре головного мозга охранительные тормозные процессы, снижающие чувствительность; однако развитие торможения увеличивает возбуждение других очагов и тем самым способствует повышению чувствительности в новых условиях);
Периферическими изменениями в работе рецепторов (к примеру, свет обесцвечивает зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза; темнота же, наоборот, восстанавливает его, повышая чувствительность).
Адаптационные процессы учитываются в самых различных областях деятельности человека. Так, преподаватель вуза вынужден изменять параметры своего голоса (паралингвистические параметры речи), читая лекцию студентам, так как продолжительное речевое однообразие вскоре снизит интенсивность возбуждения сенсорных систем, ухудшит внимание присутствующих. И произойдет это вследствие адаптации соответствующих рецепторов слушателей к акустическим раздражителям. По аналогичной причине вынуждены менять рекламные телевизионные ролики производители различных товаров.
1.5.3.Развитие ощущений
Ребенок практически сразу после рождения имеет признаки ощущений всех видов раздражителей. Процесс «становления» чувствительности проходит ряд этапов. Вот несколько вех этого пути развития.
В первые дни рождения:
Высока кожная чувствительность, особенно по параметрам «холод - тепло»;
Высока тактильная чувствительность области рта (реагирует на легкое прикосновение сосательными движениями);
Достаточно развита вкусовая чувствительность (хорошо отличает молоко матери от всего другого);
Высока обонятельная чувствительность (может определить факт присутствия матери по запаху молока). Вместе с тем следует отметить, что обонятельные ощущения, не связанные с питанием, развиваются медленно, вплоть до 5-6-летнего возраста;
Затруднены слуховые ощущения в течение первых 1-3 недель, но уже через 2-3 мес. ребенок может ощущать направление звука, а чуть позже (4-5 мес.) способен реагировать и на музыкальные звуки; речевые ощущения проявляются в реакции на интонацию лишь на 2-3 мес. жизни; различение звуков речи вступает в интенсивную фазу к концу первого года жизни;
Отсутствует видение предметов из-за рассогласованности движений глаз (они могут смотреть в разные стороны): координация движениями глаз наступает через 2-3 мес;
Зрительная чувствительность за несколько первых дней резко возрастает, но это касается ощущения яркости света; цветовое чувство появляется на 5-6 мес. жизни.
В целом закономерность развития такова: абсолютная чувствительность имеет достаточно высокий уровень уже ко второму году жизни, а чувствительность к различению затягивается вплоть до школьных лет.
Этнопсихологами открыта еще одна закономерность. Οʜᴎ изучили последовательность расширения цветового «лексикона» у народов, находящихся на различных уровнях цивилизации. У какого-нибудь полудикого племени данный лексикон включает лишь два слова: «темный» и «светлый». С принадлежностью к следующему уровню развития появляется слово «желтый», далее - «зеленый», «синий», «красный» и т.д. Эта последовательность аналогична той, которая развивается у детей цивилизованных народов.
Чувствительность одних и тех же анализаторов у различных людей может быть различна, так как это обусловлено и врожденными индивидуальными свойствами (точнее, сенсорными задатками), и сенсорным опытом человека. Несомненным объективным фактом является наличие людей с чрезвычайно высокими сенсорными возможностями (их называют экстрасенсами), хотя в этом вопросе много спекулятивных, популистских начал. Известны примеры видения предметов через непрозрачные материалы, ощущения цвета кожным анализатором, необъяснимые с позиций современных научных представлений и изучающиеся в сфере парапсихологии.
Но общей закономерностью является то, что пик чувствительности достигается в юношеском возрасте. С возрастом чувствительность анализаторов снижается.
Различия в развитии ощущений у разных взрослых людей обусловлены и наследственными факторами, и опытом.
1.5.4.Нарушение ощущений
Функционирование механизмов сенсорных систем, как и всех сложных системных образований, подвержено нарушениям различного рода. Вот некоторые из них.
При употреблении алкоголя в первые 10-15 мин чувствительность анализаторов повышается, а затем быстро снижается до 50-60%.
Нарушение зрительных ощущений наблюдается при длительном пребывании в условиях мелькающего света (навязчивая городская реклама, злоупотребление просмотром телепрограмм и др.). Этот же фактор вреден и для сердечно-сосудистой системы.
Имеются максимально допустимые пределы вибраций (по параметрам частоты и амплитуды), превышение которых приводит к ухудшению процессов ощущений различной модальности из-за нарастания процессов утомления и боли.
Дезорганизующее действие как на процессы ощущений, так и на работу подкорковых образований (в частности, на гипоталамус) оказывают органические ощущения большой интенсивности. Так, чувство сильного голода приводит к снижению работы зрительного анализатора.
Работа сенсорных систем ухудшается не только из-за воздействия сверхпороговых раздражителей, но и от неожиданных звуков большой громкости, вызывающих также рост адреналина в крови и сужение кровеносных сосудов.
Сенсорные системы подвержены и «своим» болезням: дальтонизму, «куриной слепоте», атаксии и т.д.
Дальтонизм трактуется как болезнь частичной цветовой слепоты. Человек не может различать некоторые цвета и цветовые оттенки (особенно оттенки красного и зеленого цветов). Эта болезнь пока неизлечима и может наследоваться. При этом она чаще поражает мужчин: 10% из них являются дальтониками. Женщин-дальтоников в 20 раз меньше, хотя (парадоксальный факт) дальтонизм передается следующему поколению только по женской линии. Характерно, что дальтонизм не приводит к снижению остроты зрения.
При гемералопии («куриной слепоте») человек не различает предметы окружающей среды в темноте. Болезнь полной цветовой слепоты обрекает человека видеть все в сером цвете.
Атаксия, или расстройство движений, проявляется в потере человеком способности поддерживать равновесие в движении с закрытыми глазами. Болезнь связана с нарушением функционирования рецепторов кинестетических ощущений, находящихся в сухожилиях, мышцах и суставах.
Патологический случай представляет собой потеря болевой чувствительности, что лишает человека осторожности и ощущения возможной опасности для его жизни.
Нередки случаи обострения чувствительности одного анализатора при полной утере чувствительности другого.