Явление последействия в анализаторах. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений Взаимодействие ощущений и явление синестезии

Аристотель выделял пять типов ощущений, в основе которых, по его мнению, 5 видов «внешних чувств»:

1. Зрительные

2. Слуховые

3. Обонятельные

4. Осязательные

5. Вкусовые.

Э. Вебер расширил данную классификацию. Он предложил разделить осязание на:

1. Чувство прикосновения

2. Чувство веса

3. Температурное чувство

4. Чувство боли

5. Чувство равновесия

6. Чувство движения

7. Чувство внутренних органов, объединив их под названием «общих ощущений».

Г. Гельмгольц делил ощущения по категориям модальности, фактически эта классификация - также расширение классификации Аристотеля. Поскольку модальности выделяются по соответствующим органам чувств, например, ощущения, связанные с глазом, относятся к зрительной модальности; ощущения, связанные со слухом - к слуховой модальности, и т.д. В современной модификации этой классификации используется дополнительное понятие субмодальности, например, в такой модальности, как кожное чувство, различают субмодальности: механические, температурные и болевые ощущения. Аналогично, внутри зрительной модальности выделяют субмодальности ахроматических и хроматических ощущений

В. Вундт считается родоначальником классификации ощущений на основе типа энергии адекватного раздражителя для соответствующих рецепторов:

1. Физические (зрение, слух);

2. Механические (осязание);

3. Химические (вкус, обоняние).

Классификация ощущений И.П. Павлова также опирается на физико-химические характеристики раздражителей:

1. Световые

2. Звуковые

3. Кожно-механические

4. Запаховые и т.д.

Х. Хэд предложил генетический принцип классификации. Разделял:

· протопатическую чувствительность (низшую)

· эпикритическую чувствительность (высшую).

Под протопатическими ощущениями он подразумевал те наиболее древние формы ощущений, которые не носят дифференцированного характера. Эти ощущения неотделимы от эмоциональных состояний и не отражают с достаточной отчетливостью объективные предметы внешнего мира. Интероцептивные ощущения являются наиболее ярким примером протопатической чувствительности (например, боли в сердце).

Под эпикритическими ощущениями понимаются наиболее высокие (молодые) виды ощущений, они имеют дифференцированную структуру, отражают объективные предметы внешнего мира. Ярким примером таковых являются зрительные ощущения.

Исследования показали, что в работе всех органов чувств есть элементы как протопатической, так и эпикритической чувствительности, но в разных соотношениях. А.А. Ухтомский также применял генетический принцип классификации. Самой древней, по его мнению, и поэтому диффузной сигнализацией является кожно-болевая, и сопряженные с ней аффективные состояния страдания, страха и т.д. Более поздней по генезису, и весьма дифференцированной, является тактильная рецепция, которая является источником познания внутренних свойств объекта - упругости, плотности и т.д. Высшие реакции - слух, зрение. Развитие рецепции заключается в том, что сначала осязательная рецепция переходит в осязательно-зрительную, а затем - в чисто зрительную рецепцию.

Ч. Шеррингтон разработал классификацию, учитывающую место расположения рецептирующих поверхностей и выполняемую ими функцию:

1. Экстероцепция (внешняя поверхность):

а)контактная

б)дистантная.

2. Проприоцепция (рецепция в мышцах, связках и т.д.):

а)статическая

б)кинестетическая.

3. Интероцепция (рецепция внутренних органов).

Современные авторы используют дополненную классификацию Аристотеля, различая ощущения: прикосновения и давления, осязания, температурные, болевые, вкусовые, обонятельные, зрительные, слуховые, положения и движения (статические и кинестетические) и органические ощущения (голод, жажда, половые ощущения, болевые, ощущения внутренних органов и т.д.), структурируя ее классификацией Ч. Шеррингтона.

Взаимодействие ощущений

Взаимодействие ощущений: сенсибилизация и синестезия.

СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ -- повышение чувствительности центров нервных под влиянием действия раздражителя. При действии раздражителей сенсорных она обычно маскируется одновременно развивающимся процессом адаптации сенсорной. Соотношение процессов сенсибилизации и адаптации можно оценить параллельным измерением чувствительности к раздражителю электрическому и сенсорному. Так, при освещении глаза вместе со снижением чувствительности световой (адаптация) наблюдается повышение чувствительности электрической (сенсибилизация). В темноте развивается обратное отношение. Электрическое раздражение адресуется к нервным элементам анализатора, лежащим выше рецепторных образований, и служит прямым способом измерения сенсибилизации (=>сенситизация). Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений.

СИНЕСТЕЗИЯ -- явление, состоящее в том, что некий раздражитель, действуя на соответственный орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Синестезия связана с переходом возбуждения, вызванного ощущением, из одной модальности в другую. Примеры -- «мрачные звуки» и «светлый голос». Эта символика отражает не только осознание чувственного тона ощущений, но и вызываемое ими психологическое состояние.

Самое распространенное проявление синестезии -- так называемый цветной слух, при коем звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое. Цветной слух наблюдался у композиторов Римского-Корсакова, Скрябина. У многих людей желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый -- холода. По природе синестезия, по-видимому, представляет собой усиленное взаимодействие анализаторов. Ее своеобразные формы -- например, визуализация слышимого -- встречаются в патологии.

συναίσθησις одновременное ощущение совместное чувство в психологии явление восприятия когда при раздражении одного органа чувств вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения соответствующие другому органу чувств. Апперцепция и её значение в процессах восприятия. Позднее Кант дополнил его введя аспект единства процесса осознания то есть целостности восприятия. В этой связи различают устойчивую апперцепцию обусловленную...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


  1. Сенсорная организация человека: взаимодействие ощущений. Виды взаимодействия

Сенсорной организацией человека называется совокупность взаимосвязанных сенсорных систем. Они работают совместно благодаря морфологическим (врожденным) и функциональным (возникающим при жизни) связям. Совместная работа приводит к взаимодействию ощущений.

Одним из примеров такого взаимодействия выступает явление контраста, которое проявляется в изменении чувствительности под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. Так, в силу контраста, обостряется ощущение кислого после сладкого и т.п. Раздражение одного рецептора может влиять на пороги другого (зрительные – слуховые, обонятельные – зрительные). Слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим, одновременно действующим раздражителям, тогда как сильные раздражители уменьшают эту чувствительность. То, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим, объясняется иррадиацией возбудительного процесса, усиливающего возбуждение в окружающих участках. Более сильные раздражители, благодаря отрицательной индукции, вызывают торможение окружающих участков, и вследствие этого уменьшается чувствительность к другим раздражителям. На этом основан метод сенсибилизации (повышения чувствительности) одних органов чувств путем действия на другие органы слабыми и кратковременными, адекватными для них раздражениями.

Также нужно упомянуть о последействии раздражений. Ощущение не сразу исчезает после прекращения раздражения, а держится некоторое время и лишь затем постепенно исчезает. Благодаря задержке при быстром следовании раздражений происходит слияние отдельных элементов ощущений в единое целое, например звуков в мелодию.

Взаимосвязь ощущений проявляется и в так называемой синестезии – явлении, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств.

В целом все взаимодействия ощущения можно разделить на 2 класса: интра и интермодальные. Интермодальные взаимодействия – взаимодействия ощущений разных модальностей (синестезия). Интрамодальные – взаимодействия между ощущениями одного вида (например, 4 вида вкусовой чувствительности формируют вкус)

Сенсорная организация человека включает в себя систему постоянных межанализаторных связей.

Основными формами сочетаний являются: ощущение, восприятие и представление , при помощи которых в сознании человека непосредственно отражаются предметы, явления окружающего мира.

Виды взаимодействия ощущений : интермодальные и интрамодальные.

Интермодальные: когда субъект слышит какой-то звук, то он вызывает в нем такой же целостный личностный эффект — установку, что и, допустим, переживание сладкого вкуса. В этом нет ничего невозможного, поскольку здесь в обоих случаях, помимо разных факторов — звука и вкуса, участвует и один постоянный фактор — сам субъект. И если при прослушивании звука у субъекта возникает установка на сладкий вкус, то легко понять, что на основе данной установки у него либо появится представление сладкого вкуса, и тогда он будет говорить о «сладком голосе», либо же, в случае особенно ярко выраженной установки, у него во рту на самом деле может появиться ощущение сладости. В таком случае мы будем иметь дело с проявлением настоящей синестезии.

Синестезия – (греч. συναίσθησις — одновременное ощущение, совместное чувство) — в психологии — явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств.

Примеры: цветной слух, цветное зрение, цветное обоняние.

  1. Апперцепция и её значение в процессах восприятия.

Апперцепция – влияние на восприятие предметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида.

Термин был введен Лейбницом и обозначал процесс осознания еще не дошедшего до сознания впечатления, переход чувственного, неосознанного в осознанное.

Позднее Кант дополнил его, введя аспект единства процесса осознания, то есть целостности восприятия.

Гербарт через понятие апперцепции объяснял обусловленность содержания нового представления запасом уже имеющихся представлений.

Вундт, благодаря которому понятие апперцепции получило широкое распространение в психологии, объединил в нем все 3 аспекта: осознание воспринимаемого, его целостность, и зависимость от прошлого опыта.

В современной психологии апперцепция выражает тот факт, что разные люди (или один человек в разное время) может по-разному воспринимать один и тот же предмет и, наоборот, разный предмет воспринимать как один и тот же. Это объясняется тем, что восприятие предмета – не просто копирование, а построение его образа, осуществляющееся под влиянием имеющихся у личности категориальных схем, запаса знаний и т. д. В этой связи различают устойчивую апперцепцию (обусловленную мировоззрением и общей направленностью личности и временную Апперцепцию (определяемую настроением, ситуационным отношением к воспринимаемому)

обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т. д.).

(А – восприятие на основе прошлого опыта)

Термин «А.» ввел в науку Г. Лейбниц. Он впервые разделил перцепцию и А., понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации к.-л. содержания («многого в едином»), а под А. — ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия. А., по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания. В дальнейшем понятие А. развивалось в основном в нем. философии и психологии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.), где, при всех различиях в понимании, А. рассматривалась как имманентно и спонтанно развивающаяся способность души и источник единого потока сознания. Кант, не ограничивая А., подобно Лейбницу, высшей ступенью познания, считал, что А. обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную А. Гербарт ввел понятие А. в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого субъектами нового материала под влиянием запаса представлений — предыдущих знаний и опыта, названных им апперцептивной массой. Вундт, превративший А. в универсальный объяснительный принцип, считал, что А. — начало всей психической жизни человека, «особая психическая причинность, внутренняя психическя сила», детерминирующая поведение личности.

Представители гештальт-психологии сводили А. к структурной целостности восприятия, зависящей от первичных структур, возникающих и меняющихся по своим внутренним закономерностям.

Добавление: А. — зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта субъекта. Восприятие — активный процесс, в котором принимаемая информация используется для выдвижения и проверки гипотез. Характер этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта. При восприятии к.-л. предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он видит в предмете. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, складывающаяся под влиянием непосредственно предшествующих восприятий и представляющая собой своеобразную готовность воспринимать вновь предъявленный объект определенным образом. Это явление, изученное Д. Узнадзе и его сотрудниками, характеризует зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта, в свою очередь определяемого предшествующими воздействиями на него. Влияние установки носит широкий характер, распространяясь на работу различных анализаторов. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия; при эмоциональном отношении к предмету он легко становится объектом восприятия. (Т. П. Зинченко.)

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

Ответ 4: Чувствительность анализатора изменяется под влиянием приспособления органа чувств, к действующему раздражителю. Это явление называется адаптацией. Адаптация может происходить как в направлении повышения чувствительности (когда осуществляется переход от сильных раздражителей к слабым), так и в направлении снижения ее (когда от слабых раздражителей переходят к сильным раздражителям).

Адаптация проявляется во всех видах ощущений. Особенно сильна она в области зрения, обоняния, кожных ощущений и вкуса; менее выражена в области слуха. Адаптация всех органов чувств протекает по сходным закономерностям, а так как особенно изучена адаптация зрения к темноте и к свету, то рассмотрение зрительной адаптации может раскрыть общие законы адаптации. может сначала казаться горячей, но постепенно тепловое ощущение ослабевает. Однако сильные тепловые и холодовые раздражители не дают адаптации или она протекает очень медленно. В области обоняния процесс адаптации протекает по-разному к разным запахам. Так, запах камфоры перестает ощущаться уже через 1-2 минуты, что указывает на сильное падение чувствительности. Однако к запахам, включающим болевое раздражение (горчица, нашатырный спирт), адаптация происходит медленно, а при достаточной силе раздражителя совсем не происходит, и раздражитель вызывает нетерпимо неприятное ощущение. Адаптация к запахам, как и адаптация к звукам, носит избирательный характер: при снижении чувствительности к одному запаху чувствительность к другим запахам может не снижаться, хотя адаптация и распространяется на группу сходных запахов.

Адаптация к болевым раздражениям выражена слабо. Очень сильные боли вообще не дают адаптации. Это объясняется биологической ролью боли как сигнала нарушения нормального состояния организма. От адаптации надо отличать явление сенсибилизации . В то время как адаптация представляет собой повышение чувствительности (в одних случаях), и снижение ее (в других случаях) и вместе с тем является приспособлением органа к действующему на него раздражителю, сенсибилизация всегда есть повышение чувствительности и вызывается действием иных причин по сравнению с адаптацией. Существенную роль среди них играет взаимодействие анализаторов. При определенных условиях оно влечет за собой повышение чувствительности одного из органов чувств под влиянием одновременного функционирования другого. Это явление хорошо демонстрирует опыт П. П. Лазарева, производившийся им в широкой аудитории. В помещении, где происходили опыты, звучал тихий тон одинаковой интенсивности. При ритмическом включении и выключении света звук казался вибрирующим, меняющим свою интенсивность. Такое изменение в ощущении звука происходило благодаря тому, что при действии света чувствительность органа слуха увеличивалась и звук воспринимался более громким. Аналогичные факты наблюдались в исследованиях Кравкова, Кекчеева, Шварц и других. Обнаружено, например, что легкая мышечная работа, обтирание лица холодной водой, слабые звуковые побочные раздражители повышают чувствительность зрения (сильные же побочные раздражители, наоборот, в силу отрицательной индукции снижают ее). Сенсибилизирующее действие может оказывать не только одновременное раздражение другого органа чувств, но и одновременное раздражение других частей того же самого органа чувств. Чувствительность одних частей сетчатки, например, как показали опыты Теплова, повышается, если одновременно с этим действовать умеренным светом на другие места сетчатки того же глаза (сильное же побочное раздражение того же органа чувств вызывает и на этот раз в силу отрицательной индукции снижение чувствительности). Сенсибилизация органов чувств может быть вызвана также действием некоторых фармакологических веществ.



Взаимодействие ощущений . Известно, что все органы чувств умеют приспосабливаться к изменившимся физическим условиям. Это явление называется сенсорной адаптацией: глаз может привыкнуть к темноте или - наоборот - к яркому свету, ухо привыкает к шуму или тишине, кожа - к теплу или холоду, вкус и обоняние - к химическим веществам. Одна из непосредственных причин сенсорной адаптации кроется в адаптации самих рецепторов. Но процессы адаптации происходят также при участии нервных центров анализаторов. Нейроны могут повышать или понижать свою возбудимость. На работу рецептора оказывают влияние его соседи. Внутри одного органа чувств мы имеем не один рецептор, а множество. Мы видим не одну точку, а миллионы. Кожей воспринимаем не одно прикосновение, но множество. Таким образом мы воспринимаем внутри каждой модальности как бы поле ощущений. В этом поле чувствительность одного участка влияет на чувствительность другого. Именно по этой причине серая точка кажется почти черной на белом фоне и почти белой на черном.



Долгое время в науке считалось, что изменение чувствительности того или иного органа происходит лишь вследствие изменения физических параметров сигнала, принимаемого этим органам. На самом деле оказалось, что изменение чувствительности в одном органе приводит к изменению чувствительности в другом. Это явление называется взаимодействие ощущений. Взаимодействие ощущений бывает двух видов:

Взаимодействие между ощущениями одной модальности,

Взаимодействие между ощущениями различной модальности.

П.П. Лазарев в экспериментах обнаружил, что освещение глаз делает слышимые звуки более громкими. С.В. Кравков вообще пришел к выводу, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Звуковое раздражение (например свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Некоторые запахи могут повышать или понижать световую и слуховую чувствительность. Все анализаторы оказывают влияние друг на друга. Это взаимовлияние выливается или в повышении чувствительности, или в понижении. Типичная закономерность взаимодействия ощущений: слабые раздражители повышают, а сильные - понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.Таким образом, изменение чувствительности в отдельно взятом рецепторе происходит под воздействием трех факторов:

Физического (изменение параметров воздействия непосредственно на этот рецептор),

Внутримодального (уровень чувствительности соседей имеет значение),

Интермодального (уровень чувствительности в других органах тоже имеет значение).

Были разработаны способы нарочитого повышения чувствительности органов чувств.

Такое повышение чувствительности, которое является следствием взаимодействия анализаторов или упражнения, получило название сенсибилизация.

А.Р. Лурия выделил две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации:

Длительная, постоянная сенсибилизация,

Временная, неустойчивая сенсибилизация.

Первая происходит на фоне устойчивых изменений, произошедших в организме. Особенно активно такая сенсибилизация в подростковом и юношеском периодах. Вторая сторона сенсибилизации носит временный характер и зависит от физиологических, психологических воздействий психическое состояние субъекта. Взаимодействие ощущений проявляет себя и в синестезии - возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. У некоторых людей существует так называемый "окрашенный слух", который особенно часто встречается у музыкантов. При такой синестезии, высокие звуки воспринимаются как "светлые", а низкие как "темные". Синестезия может являться признаком одаренности человека. Взаимодействие ощущений - довольно любопытная и до конца не изученная тема. С одной стороны, тесная взаимосвязь анализаторных систем налицо, чему подтверждение явление синестезии. С другой стороны, существуют значительные индивидуальные различия и не очень понятно, в какой степени их можно развивать.

Чувствительность и её измерения. Чувствительности измеряется порогами. ПОРОГ ВОСПРИЯТИЯ (порог ощущения; порог чувствительности) - величина раздражителя, вызывающего или меняющего восприятие, ощущение; качественный показатель чувствительности анализатора. Пороги восприятия обратно пропорциональны количественному показателю соответственного вида чувствительности. Их существование - центральная закономерность ощущений. Учение о порогах восприятия говорит о том, как, при каких физических параметрах физический стимул может достигнуть сознания. С этим учением связаны такие понятия, как адаптация сенсорная, взаимодействие ощущений. Различают два вида порогов : абсолютный и разностный (дифференциальный) и, соответственно, абсолютную и разностную чувствительность. Высокой чувствительности соответствуют низкие пороги, и наоборот.

ПОРОГ АБСОЛЮТНЫЙ - вид порога сенсорного, описанный Г.Т. Фехнером. Характеризует чувствительность системы сенсорной. Выражается величиной раздражителя, превышение коей дает ответную реакцию организма - прежде всего в форме осознания ощущения. Для определения порога абсолютного применяются метод изменений минимальных, метод ошибки средней, метод раздражителей постоянных. Минимальная величина раздражителя, впервые начинающего вызывать ощущение, называется нижним абсолютным порогом восприятия. Верхним абсолютным порогом восприятия называется величина раздражителя, при коей ощущение либо исчезает, либо качественно меняется (например, превращается в болевое, как это бывает при увеличении громкости звука или яркости света).

ПОРОГ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ - порог сенсорный, характерный минимальным различием между двумя раздражителями, кои воспринимаются как различные, то есть на кои можно сформировать две различные реакции. Можно сказать, что минимальный прирост величины раздражителя, сопровождаемый едва заметным изменением ощущения, называется разностным (дифференциальным) порогом восприятия. Порог дифференциальный принято количественно выражать в виде отношений между величиной раздражителя постоянного, служащего эталоном, и раздражителя переменного, в зависимости от величины воспринимаемого как равный или отличный от эталона, к величине раздражителя постоянного. Это отношение константно в достаточно широком диапазоне раздражителей. Измерения абсолютных и порогов дифференциальных восприятия привели в к представлению о существовании более или менее широкой «пороговой зоны», внутри коей вероятность ответной реакции меняется от 0 до 1. Значения всех выделенных видов порогов восприятия меняются в процессах адаптации и подвержены влиянию большого числа факторов - от пространственно-временных условий раздражения до индивидуальных особенностей функционального состояния наблюдателя.

Было бы неправильно считать, что чувствительность наших органов чувств остается неизменной. Как показывают исследования, чувствительность органов чувств может меняться и даже очень значительно. Известно, что в темноте наш с ир обостряется, а при сильном освещении - снижается. Когда мы заходим в темную комнату после интенсивного освещения, то некоторое время ничего не видим, и наоборот, когда после темноты заходим в освети. Ену комнату, глаза начинают"слепнуть"и необходимо некоторое время, чтобы приспособиться к освещению. Вспомним и другой пример: в первые минуты, когда человек заходит в реку или море, вода кажется ей холодной й. Через некоторое время ощущение холода исчезает, и вода кажется достаточно теплой. Это является свидетельством зависимости чувствительности от изменений окружающей среды. Описанные изменения чувствительности существуют и в слуховой, обонятельный м, касательном, вкусовом анализаторах и носят название адаптацийву адаптація.

. Адаптация - это приспособление чувствительности к постоянно действующего раздражителя, которое проявляется в снижении или повышении порогов

Изменения чувствительности, которые осуществляются в ходе адаптации, происходят не сразу, они требуют некоторого времени и имеют свои временные характеристики. Эти временные характеристики различны для разных органов чувств. Мир ра адаптации различных анализаторов неодинакова: высокая адаптируемость наблюдается в обонятельных ощущениях (человек быстро привыкает к запахам, в том числе и неприятных), тактильных (не замечает давления одежды н а тело), ??зрительных, значительно меньше - в слуховых. Температурная адаптация существует лишь в среднем диапазоне, привыкание к сильному холоду или к сильной жаре почти не существует. Почти не существует адаптации в болевых ощущениях, поскольку боль является сигналом о разрушении организма, и болевая адаптация может привести к гибели. Выделяют три разновидности явления адаптациитації.

1. Адаптация как полное исчезновение ощущения при длительном воздействии раздражителя

2. Адаптация как притупление ощущения под воздействием сильного раздражителя (снижение порога чувствительности)

Эти две разновидности адаптации называют отрицательной адаптацией, поскольку ее результат - это снижение чувствительности анализаторов

3. Адаптация как повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя

Явление адаптации объясняется периферийными изменениями в функционировании рецептора или длительными воздействиями на него раздражителя, а также процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длит лома раздражении в коре головного мозга возникает внутреннее охранительное торможение, которое снижает чувствительностьь.

целом адаптация является одним из важных видов изменения чувствительности, что свидетельствует о большой пластичность организма в его приспособлении к условиям окружающей среды

27 Взаимодействие ощущений

Интенсивность ощущения зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, которые одновременно действуют на другие органы чувств. Таким образом, возникает взаимодействие ощущений, т.е. с изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувствя.

Исследования свидетельствуют о том, что ни один анализатор не может работать, не влияя на функционирование других органов. Это объясняется связями между анализаторами, которые существуют в коре головного мозга, а также же законом одновременной индї.

Взаимодействие ощущений проявляется в двух процессах - повышении и снижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов п при их взаимодействии. Известно, что слабый звуковой раздражитель повышает чувствительность зрительного анализатора, сильный холодовой раздражитель снижает чувствительность слухового анализатора тощщо.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и систематических упражнений называется сенсибилизацией. Сенсибилизация имеет две стороны своего проявления: первый носит длительный, постоянный характер и залежи ить преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме (например, с возрастом острота чувствительности увеличивается, достигая максимума к 20-30 годам, затем постепенно снижается), второй носит т имчасовий характер и зависит от воздействия на организм - физиологических или психологических - и состояния субъекта.

Взаимодействие ощущений проявляется еще и в таком явлении, как синестезия. Синестезия-это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Известно, что у человека и под воздействием звуков могут возникать чувство цвета высокие звуки чаще всего оцениваются как"светлые", а низкие - как"темные"; цвет также может вызывать ощущение холода или тепла. Явление синестезии распространяется на все модальности. Это проявляется в тех словосочетаниях, которые вошли в нашу жизнь: холодный цвет, бархатный голос и т.п.. Это явление проявляется не у всех людей. Есть люди с очень яркой способных истю к синестезии, и люди, у которых она почти не наблюдается. Так,. ОР. Лурия описал известного мнемониста, который воспринимал все голоса окрашенными от ярко-желтого до фиолетового цветфіолетового кольору.

28 Явление последействия в анализаторах

Продолжительность действия раздражителя и продолжительность ощущения не всегда совпадают. Свидетельством этого есть явление последействия в анализаторах. Особенно ярко это проявляется явление последействия в работе зрительного анализатора и наблю еригаеться в так называемых последовательных образах. Последовательные образы можно продемонстрировать при смешивании цветов, а также при демонстрации фильмемів.

Зрительные последовательные образы бывают положительные и отрицательные. Положительный последовательный образ не отличается по своему качеству от раздражителя и является его копией. Негативный последовательный образ отличается от подр разника по цвету и окрашивается в дополнительный фон отношении цвета раздражителя. Так, известные фотографии, на которых изображение носило качество негатива. Для демонстрации негативного последовательного образа предлагалось в течение 5 минут пристально смотреть на фотографию, а после этого - на белый экран или стену, на которых исследуемые видели изображение красивой женщиныінки.

Явление последействия может наблюдаться и в слуховых ощущениях, хотя оно носит непродолжительный характер. Это созвучие, которое мы слышим, когда слушаем последовательно отдельные ноты, сливающихся в единую музыку. Явление пи ислядии проявляется и в температурных ощущениях, если прикоснуться кусочком льда к коже, то ощущение холода продолжается и после прекращения действия раздражителя. Температурные последовательные образы могут носить ко нтрастний характер. Так, если одну руку опустить на некоторое время в холодную воду, а другую-в теплую, после этого обе руки опустить в сосуд с водой комнатной температуры, то одна рука почувствует тепло, но и. Нина - холоолод.

Явление последействия имеет место и во вкусовых ощущениях. Они могут быть положительными (вкус остается на некоторое время во рту) и отрицательными, контрастными (после одного вкуса усиливается чувствительность к другому)

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителей и уровня адаптации рецепторов, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств.

Изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражителя других органов чувств называется взаимодействием ощущений . Взаимодействие ощущений проявляется в повышении и понижении чувствительности: слабые раздражители повышают чувствительность анализаторов, а сильные – понижают.

Взаимодействие ощущений проявляется в явлениях сенсибилизации , синестезии и контраста.

Сенсибилизация (от лат. – чувствительность) – повышение чувствительности нервных центров под влиянием воздействия раздражителя. Сенсибилизация может развиться не только путем применения побочных раздражителей, но и путем упражнений. Так, у музыкантов развивается высокая слуховая чувствительность, у дегустаторов – обонятельные и вкусовые ощущения.

Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Так, например, при взаимодействии звуковых раздражителей у человека могут возникать зрительные образы. На явлении синестезии основана конструкция цветомузыкальных установок. Явление синестезии распространяется на все модальности. Нужно, однако, помнить, что проявления синестезии индивидуальны. Есть люди с очень яркой способностью к синестезии и люди, у которых она почти не наблюдается.

Это необходимо учитывать при разработке эргономических мероприятий по снижению утомления и монотонии в производственном процессе (соответствующее цветовое решение интерьеров цехов).

Еще одно из проявлений взаимодействия ощущений – их контраст. Контраст ощущений – это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст (примеры этого приведены при рассмотрении зрительных ощущений). Широко известно явление последовательного контраста. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим.

В заключение отметим, что человек рождается с готовыми органами чувств и готовой способностью к ощущениям. Однако люди по своим ощущениям отличаются друг от друга. Индивидуальные различия имеются во всех видах ощущений, но особенно заметны в зрении и слухе. Они проявляются в большей или меньшей чувствительности анализаторов, как общей, так и различительной. В течение жизни анализаторы совершенствуются, ощущения становятся более точными и развитыми. Например, разные люди имеют разную степень развития музыкального и фонематического (речевого) слуха, что выражается в точности различения высоты музыкальных звуков и точности различения фонем родного и иностранных языков. Лица с хорошо развитым фонематическим слухом легко усваивают иностранные языки. Вместе с тем изучение иностранных языков способствует развитию фонематического слуха.

Уровень чувствительности зависит от прирожденных особенностей анализаторов и от условий жизни человека, его воспитания и характера труда. Условиями развития ощущений человека также является его активная и разнообразная практическая и профессиональная деятельность. Известно, например, что опытные сталевары могут по тончайшим оттенкам цвета и яркости раскаленных стенок и свода печи определить температуру с точностью до десятков градусов. Текстильщики различают несколько десятков оттенков черного цвета. Летчики на слух определяют разницу в количестве оборотов мотора с точностью до 3 %.

Развитие ощущений в профессиональной деятельности осуществляется применительно к особенностям этой деятельности. При этом возможно, во-первых, повышение чувствительности в том анализаторе, к которому предъявляет требования данная профессия, а во-вторых, повышение чувствительности в тех анализаторах, благодаря которым осуществляется компенсация сенсорных дефектов.

РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ

Человек рождается с готовыми органами чувств и готовой способностью к ощущениям. Однако люди по своим ощущениям отличаются друг от друга. Индивидуальные различия имеются во всех видах ощущений, но особенно заметны в зрении и слухе. Они проявляются в большей или меньшей чувствительности анализаторов как общей, так и различительной. В течение жизни анализаторы совершенствуются, ощущения становятся более точными и развитыми.

Например, разные люди имеют разную степень развития музыкального и фонематического (речевого) слуха, что выражается в точности различения высоты музыкальных звуков и точности различения фонем родного и иностранных языков. Лица с хорошо развитым фонематическим слухом легко усваивают иностранные языки. Вместе с тем изучение иностранных языков способствует развитию фонематического слуха.

Обязательным условием развития ощущений человека является его активная и разнообразная практическая деятельность. Большое значение имеют и специальные упражнения развития ощущений при воспитании ребенка в детском саду и в школе, направленные на повышение абсолютной и различительной чувствительности зрения, слуха, осязания и т. д. Детей надо учить рисовать, лепить, конструировать, рассматривать картинки и слушать музыку, петь, танцевать, наблюдать окружающую природу. В сенсорном воспитании важное место занимает выполнение различных, доступных возрасту трудовых заданий, занятия по развитию речи, коллективные подвижные игры, физические упражнения. Ребенка надо заинтересовать указанными видами деятельности. Коллективные занятия, общение с другими детьми усиливают интерес ребенка. При этом условии он сам будет добиваться успехов в сенсорном развитии.

У взрослых людей ощущения усиливаются под влиянием профессионального труда и жизненного опыта. Известно, что опытные сталевары могут по тончайшим оттенкам цвета и яркости раскаленных стенок и свода печи определить температуру с точностью до десятков градусов. Текстильщики различают несколько десятков оттенков черного цвета.