Анна австрийская и тайны французского двора. Тайны королевы

Корона Франции была достаточной компенсацией за то, что пришлось выйти замуж за юношу, которого она никогда раньше не видела, и, как сразу же обнаружилось, за то, что он оказался совсем не таким, как она ожидала 114 .

(Эвелин Энтони)

Почти все дни Мария проводила в обществе своего фаворита Кончино Кончини, а юный Людовик XIII жил в своих апартаментах один.

Мать приходила к нему только затем, чтобы отругать, а то и высечь за какую-нибудь провинность. Нередко бывало и так, что она приказывала сделать это кому-то из придворных дам.

– Королей надо воспитывать в строгости. Более того, их следует наказывать гораздо более сурово, чем простых людей, – любила повторять она.

Как утверждает писатель XVII века Жедеон Таллеман де Рео, за все годы регентства Мария ни разу не обняла своего сына. Понятно, что он возненавидел ее.

Только один человек проявлял внимание и даже нежность к заброшенному ребенку – шестидесятилетняя Маргарита Валуа, первая жена покойного короля Генриха IV, известная вам королева Марго.

Нельзя сказать, чтобы она так уж способствовала доброй славе королевской семьи, однако в отличие от флорентийки королева Марго всегда вела себя без фальши. Кроме того, у нее не было иных дурных советчиков, кроме собственных страстей, зато они сохранились в полной мере.

Людовик был одним из немногих, кого она по-настоящему любила. Маргарита часто заглядывала к нему, дарила подарки, рассказывала сказки и… ласково улыбалась. Когда она собиралась уходить, Людовик становился грустным и умолял ее поскорее прийти вновь. Марго в такие минуты казалось, что ее сердце вот-вот разорвется от жалости, и она осыпала маленького короля поцелуями.

Но всему на свете приходит конец. Двадцать седьмого марта 1615 года Маргарита Валуа умерла от воспаления легких, завещав все свое состояние Людовику, к которому она относилась как к сыну.

Людовик воспринял ее смерть как личную трагедию. Он прекрасно понимал, что потерял единственного в мире человека, который относился к нему с искренними чувствами. Он проплакал несколько дней, отказываясь даже от еды и игр. Чтобы приободрить юного короля, придворные дамы решили напомнить ему о свадьбе с испанской инфантой. Но подобная перспектива опечалила Людовика еще больше.

– Я ее совсем не знаю, – сказал он со вздохом. – А между тем у меня нет выбора. Будет ли она уродлива или красива, я все равно должен буду уложить ее в свою постель, обнимать и любить, как положено, до конца жизни…

* * *

Да, все именно так и обстояло. В августе 1612 года его мать, Мария Медичи, и испанский король Филипп III из династии Габсбургов подписали брачный контракт, соединявший Людовика с Анной Австрийской, которой было тогда всего одиннадцать лет.

Юный король думал об этой незнакомой ему девочке без всякого энтузиазма. Чтобы утешиться в своем горе после смерти Марго, он тесно сошелся с человеком, который здорово умел ловить ласточек. Звали этого человека Шарль д’Альбер, герцог де Люинь (вы уже встречали это имя на страницах нашего повествования). Раньше он был пажом Генриха IV, а теперь его приставили к Людовику.

В своих «Мемуарах» кардинал де Ришельё рассказывает о нем следующее:

«Его отец – капитан Люинь – был сыном мэтра Гийома Сегюра, каноника кафедрального собора в Марселе. Он прозывался Люинем по названию дома, принадлежавшего этому канонику и расположенного между Эксом и Марселем, на берегу реки Люинь. Он взял себе имя Альбер по матери, горничной каноника.

Все свое скудное имущество его отец [то есть отец герцога де Люиня. – Примеч. ред. ] оставил его старшему брату, ему же досталось немного денег. Он пошел в солдаты и стал стрелком в отряде охраны при дворе, зарекомендовал себя малым неробкого десятка, дрался на дуэли в Венсеннском лесу, что принесло ему известность, со временем получил губернаторское место в Пон-Сент-Эспри, где женился на девушке из дома Сен-Поле, владевшего землями в Морна. Они приобрели там домик президента д’Ардайона, из Эксан-Прованса, которого называли также господином де Монмирайем, – поместье Брант, весьма скромное, расположенное на скале, где разбили виноградник, а также остров Кадене, почти затопленный Роной. […] Все их имущество и их доходы оценивались приблизительно в 1200 ливров ренты […].

От этого брака на свет появились три сына и четыре дочери: старшего звали Люинь, второго – Кадене, третьего – Брант. Старший был пажом графа дю Люда, а затем остался при нем и следовал за ним некоторое время с двумя своими братьями. Они отличались ловкостью, преуспевали в игре в мяч […]. Господин де Ла Варенн, который их знал, поскольку дом Люда находился в Анжу, его родной провинции, а он сам был губернатором столицы, взял их на службу еще при покойном короле, положив старшему брату 400 экю содержания, на которые они жили втроем. Позже это содержание увеличилось до 1200 экю. Их тесный союз вызывал всеобщее уважение; король определил их на службу к дофину, и тот проникся к ним доверием за старательность и ловкость, с которой они дрессировали птиц.

Король рос, росло и его расположение к старшему из братьев, тот становился уже фигурой при дворе» 115 .

Увлекшись дрессировкой птиц, Людовик и вовсе перестал интересоваться приготовлениями к свадьбе.

Однако 7 октября 1615 года ему пришлось усесться в карету и поехать в Бордо навстречу «жене».

Анна Австрийская оказалась на редкость хорошенькой. Она была высокого роста, с гибкой, но уже хорошо сформировавшейся фигуркой. У нее была ослепительно белая кожа без малейших следов веснушек, которые обычно портят девушек подобного типа, глаза пронзительно-голубого цвета, тонкие пальцы, усыпанные бриллиантами, и классические черты лица, окаймленного сверкающими ярко-рыжими волосами. Когда Анна приехала во Францию, двор, где всегда было полно красавиц, признал, что юная испанка скоро затмит их всех.

Двадцать пятого ноября молодожены (каждому из них было по четырнадцать лет) получили благословение и в тот же день официально стали мужем и женой.

Роль королевы Франции привела юную Анну в восторг. Она даже готова была полюбить Людовика. Но ей пришлось бы сделать над собой усилие… Мрачный темноглазый юноша, похоже, избегал ее общества. Когда бы они ни встречались, он всегда приводил с собой герцога де Люиня, а Анне успели нашептать, что она должна презирать его, поскольку тот был низкого происхождения.

Напомним, что Шарль де Люинь, родившийся в 1578 году, первоначально был пажом короля Генриха IV. А кто такой паж? – всего лишь слуга, хоть и личный. В Испании такого рода людям не позволили бы находиться в близких отношениях с правителем. А де Люинь был повсюду, и вскоре Анна поняла, что во Франции бал правят фавориты. Ей пришлось смириться; вскоре она научилась быть любезной с ненавистным ей герцогом, а также с не менее отвратительным Кончино Кончини, который был тенью Марии Медичи.

Но… королева-мать родилась во Флоренции, и Анне не казалось странным, что она предпочитает общество своего соотечественника. И все же юная испанка никак не могла понять, почему такая могущественная женщина повинуется воле своего фаворита. У себя в Испании она слышала, что право монарха заключается в том, чтобы даровать милости, если у него есть к тому желание. Придворные же должны эти милости почтительно принимать и, что немаловажно, полностью отдаваться выполнению воли правителя. Во всяком случае, именно так на ее родине смотрели на королевскую власть, и Анна была глубоко проникнута таким ее пониманием.

Впрочем, ее недоумение не имело особого значения. Перед ней стояла совсем другая задача – родить наследника престола и наслаждаться жизнью во Франции, которая была куда веселее, чем в Мадриде. Действительно, корона Франции была достаточной компенсацией за то, что ей пришлось выйти замуж за юношу, который оказался совсем не таким, как она ожидала.

* * *

Церемония венчания закончилось в пять часов. После этого уставшие новобрачные отправились в опочивальню, но – каждый в свою. Однако Мария настаивала, что Людовик непременно должен исполнить свой супружеский долг. Посреди ночи она разбудила его и тоном, не допускающим возражений, сказала:

– Сын мой, обряд венчания узаконил ваш брак. Теперь вы должны отправиться к королеве. Она ждет вас.

– Хорошо, но я пойду вместе с вами, если вам так угодно, – ответил Людовик.

Ничтоже сумняшеся Мария зашагала впереди него.

Юная Анна Австрийская вовсе не ждала их прихода. Она уже спала и была очень напугана, увидев перед собой две темные фигуры со свечами в руках.

– Дочь моя, – сказала Мария, – я привела к вам короля, вашего супруга. Прошу вас, примите его и любите, как должно любить своего законного мужа. Ведь одного церковного благословения недостаточно, чтобы стать мужем и женой. Вы же меня понимаете, брак не держится одними лишь молитвами священника…

Анна покраснела, потом сжалась в комок, но не подчиниться не решилась.

– Ваше Величество, – грустно прошептала она, – все ваши замечания проникнуты материнской любовью, и я возьму на себя смелость доказать вам, что король действительно мне муж.

Людовик лег рядом с ней, и Мария принялась и долго занудно объяснять «суть впроса». Слушая ее, Анна готова была разрыдаться, а Людовик был белее простыни.

У Жюльетты Бенцони читаем:

«Что же сказала толстая флорентийка двум робким подросткам? Какой совет… или приказ она бесцеремонно дала им? Ей были неведомы нежность, стыдливость и деликатность, ее поведение всегда граничило с грубостью и вульгарностью, и хотя на этот раз – возможно, впервые в жизни – Мария Медичи руководствовалась благими намерениями, результатом ее усилий стала выросшая между королем и королевой Франции стена непонимания. Скорее всего, Мария, не затрудняя себя выбором слов, назвала вещи своими именами и в нескольких фразах объяснила, что требуется сделать.

Часа через два король вернулся в свою опочивальню и объявил Эроару, что он часик вздремнул и два раза сделал "это” со своей женой. Лекарь засомневался и попросил короля раздеться, чтобы осмотреть его. Как выяснилось, Людовик XIII по крайней мере пытался лишить жену девственности. В свою очередь кормилицы, остававшиеся в спальне новобрачных, заверили, что король дважды подтвердил свои супружеские права» 116 .

Тем не менее на следующее утро король и королева не могли без смущения взглянуть друг на друга. Они даже не разговаривали между собой.

Жюльетта Бенцони пишет:

«На вторую ночь Людовик не заикнулся о том, что хочет пойти к жене. Физическая близость с женщиной вызвала в нем отвращение, будни брака показались ему грязными и полными унижения. Он, наверное, был очень неловким, и юной королеве пришлось выдержать ужасное испытание, если вообще допустить, что Людовику удалось лишить ее девственности. Ведь простыни-то никто не осматривал! Ясно одно: Анна не влюбилась в своего супруга после первой брачной ночи. Совершенно очевидно, что оба так и не смогли забыть неудачный финал этого торжественного дня. Понадобилось очень много времени, чтобы неприятные воспоминания стерлись из памяти… целых четыре года» 117 .

Возвращаясь к эпизоду с доктором Эроаром, добавим, что он написал целый отчет о произошедшем – пожалуй, самый удивительный из всех «медицинских» отчетов. Вот он:

«Отдав последние распоряжения, королева и все, кто был в спальне, оставили молодоженов, чтобы дать им возможность исполнить то, что им предписано делать после церемонии бракосочетания. И король это исполнил дважды, как он признался сам и что подтвердили кормилицы. Потом король уснул и проспал в постели королевы около часа. Проснувшись, он позвал свою кормилицу, та надела на него теплые туфли и ночную рубашку и проводила до двери спальни, за которой его ожидали господа де Сувре, Беренгьен и другие, чтобы проводить его в спальню. Там он, попросив попить, выразил большое удовлетворение по поводу своего брака, лег в постель и крепко проспал всю ночь. Молодая королева, в свою очередь, встала с брачной постели после того, как король удалился, вошла в свою маленькую спальню и легла в свою кровать» 118 .

* * *

Через два года после бракосочетания Анна Австрийская вполне созрела физически, но, находясь замужем уже довольно долго, так и не изведала, что такое настоящее прикосновение мужчины. Людовик появлялся у нее в спальне раз или два. Об этом знали все во дврце, и испанскому послу было над чем задуматься. Что же касается дам из свиты Анны, то они только и говорили о том, почему король игнорирует свой супружеский долг.

Шел уже 1617 год, а Людовик, повсюду появлявшийся в сопровождении герцога де Люиня, продолжал проявлять к своей жене вызывающее равнодушие. Конечно, обсуждали это и Мария со своим фаворитом, Кончино Кончини, которого теперь все называли маршалом д’Анкром, но, признаться, без всякого почтения. Какое уж тут почтение, когда маршал д’Анкр, чей дом находился рядом с Лувром, приказал соорудить деревянный мост над оврагом, чтобы легче было добираться до дворца и… оставался там до утра. Парижане окрестили этот мост «мостом любви».

Самые смелые из придворных позволяли себе довольно рискованные шуточки в присутствии королевы-матери. Однажды, когда она попросила даму из своей свиты подать ей вуаль, один граф не удержался и воскликнул:

– Корабль, стоящий на якоре, не нуждается в парусе.

Чтобы было понятно: этот каламбур основан на игре слов: якорь по-французски будет ancre, а парус voile. Таким образом, фразу можно растолковать и так: «Связанная с д’Анкром, не нуждается в вуали».

А вот Франсуа де Бассомпьер (после смерти Генриха IV он приобрел расположение Медичи, сделавшей его начальником швейцарских наемных войск) пошел еще дальше.

– Поверьте мне, – заявил он как-то вечером, – все женщины – потаскухи.

– Даже я? – спросила Мария.

– О, мадам, – ответил он, церемонно поклонившись, – вы королева!..

18.06.2017 0 6556


История любви этой пары прекрасно известна всем по роману Александра Дюма. Но это - книга. А как было в жизни? Во многом - так, как описал великий француз, во многом - совсем иначе.

В этой истории были интриги, политика и даже алмазные подвески! Однако не было отважного гасконца д"Артаньяна и глубоких искренних чувств.

«История - это гвоздь, на который я вешаю свою картину», - любил говорить знаменитый романист Александр Дюма. С фактами он действительно любил обращаться чрезвычайно вольно.

Граф де Бюсси из «Графини де Монсоро» на самом деле был не романтическим рыцарем, а циничным ловеласом. Реальные Атос, Портос, Арамис и д"Артаньян не могли принимать участия в событиях, описанных в «Трех мушкетерах», так как ни один из них к этому времени еще не достиг совершеннолетия.

Тем удивительнее, что необыкновенная история любви между королевой Франции Анной Австрийской и премьер-министром Англии герцогом Бекингемом была им рассказана довольно близко к реальности.

Анна Австрийская, несмотря на свое имя, была не австрийкой, а испанкой. Свое прозвище она получила от матери - австрийской принцессы Маргариты, вышедшей замуж за короля Испании Филиппа III. Анна родилась 22 сентября 1601 года, и ее судьба в целом была совершенно обычной для дамы столь высокого происхождения.

Уже в 1612 году инфанту просватали за ее ровесника - юного короля Франции Людовика XIII. Свадьба и переезд в Париж состоялись через три года.

На первый взгляд, Людовик и Анна составляли идеальную пару: молодые монархи, равные по красоте, знатности и богатству. Но на деле разлад в королевской семье начался довольно быстро.

Анна слишком привыкла к пышным церемониям испанского двора, и в Лувре ей было попросту скучно. А Людовик был склонен увлекаться чем угодно (от охоты в обществе молодых пажей до собственноручного приготовления варенья), кроме общества своей супруги.

Способов развеять скуку у королевы было несколько: пуститься во все тяжкие в плане любовных интриг, заняться политикой или удариться в религию. Анна решила не отделять одно от другого. Будучи ревностной католичкой, она стала все активнее плести интриги в пользу Испании, которая на тот момент была одним из главных оплотов католической веры. В то время как Франция, хоть и не одобряла протестантизм, но и от власти папы римского старалась держаться несколько особняком.

Щедро флиртуя с мужчинами, она умудрилась вскружить голову самому кардиналу и герцогу де Ришелье, фактически правившему страной. Его чувства были отвергнуты и довольно жестоко осмеяны гордой испанкой, после чего у нее появился дополнительный повод интриговать против страны, королевой которой она являлась.

Тут-то и появился на арене блестящий английский аристократ Джордж Вильерс, герцог Бекингем - посланник короля Якова I и фактический глава правительства Англии.

Бекингем с женой, дочерью и маленьким сыном в 1628 году, незадолго до своей гибели

Любимец монархов

Судьба и репутация этого человека весьма своеобразны. В 22-летнем возрасте (1614 год) он был представлен королю Якову I и практически моментально стал его фаворитом и, судя по всему, любовником. Письма, которыми обменивались король и герцог (этот титул мелкий дворянин Вильерс получил в 1623 году, причем, до этого новых герцогов в Англии не появлялось целых 50 лет), полны самых откровенных и даже шокирующих признаний.

Своего фаворита Яков I в них называл то мужем, то женой, а под конец жизни выражал пылкую надежду, что им удастся заключить настоящий брачный союз.

Сам герцог, видимо, был бисексуален, так как не упускал случая пофлиртовать с хорошенькими женщинами. Хотя и проявлял при этом достаточно осмотрительности, чтобы не вызвать гнева своего коронованного любовника (что не помешало ему в 1620 году жениться на леди Кэтрин Мэннерс, от которой у него было четверо детей).

В 1625 году Бекингем отправился во Францию, чтобы подтвердить договоренность о браке наследника английского престола Карла с сестрой Людовика XIII Генриеттой. В это время уже полным ходом шла Тридцатилетняя война. Протестантская Англия как раз вдруг решила попробовать помириться со своим заклятым врагом - Францией, надеясь вместе противостоять давлению со стороны папы римского.

На первом же балу Бекингем очаровал всех дам. Он блистал роскошным костюмом и безупречными манерами, а также недаром славился как один из лучших танцоров своего времени. Видимо, именно тогда поддалась его чарам и Анна Австрийская. А он, в свою очередь, не мог не обратить внимания на первую красавицу Европы.

Знаки внимания

События развивались стремительно. Когда Бекингем вместе с невестой своего 6удущего короля и свитой отбыл из Парижа, Анна отправилась вместе с ними. Под благовидным предлогом - проводить Генриетту, которая покидала родину навсегда. В Амьене пышная процессия остановилась на ночевку.

Вечером придворные услышали громкий крик, донесшийся из садовой беседки. Вбежавшие слуги увидели довольно скандальную картину - английский посланник стоял на коленях и обнимал королеву Франции.

Что именно произошло в тот вечер, до сих пор непонятно. То ли пылкий герцог позволил себе слишком много для первого свидания, а Анна оказалась к этому не готова (ходили слухи, например, что он каким-то образом поцарапал ее своими чулками, усеянными жемчугом). То ли потенциальных любовников спугнул кто-то из шпионов Ришелье, которых в свите, разумеется, было предостаточно.

Скорее всего, это и была максимальная близость между Анной и Джорджем. Недаром Александру Дюма пришлось изобретать в своем романе тайный визит герцога в Париж, когда он, переодетый в мушкетера, пробирался во дворец под охраной все того же д"Артаньяна.

Фантазировать можно сколько угодно, и, возможно, влюбленные смогли организовать себе секретное свидание (а может, даже не одно), обманув слежку короля и кардинала. Но доказательства отсутствуют.

А вот то, что Анна Австрийская подарила герцогу Бекингему алмазные подвески, - это факт, отраженный в мемуарах нескольких современников. В том числе знаменитого философа Франсуа де Ларошфуко, который был другом королевы и вряд ли стал бы на нее клеветать.

Дальнейшие события в целом похожи на то, что описано в романе. Шпионка кардинала Люси Хей (прототип Миледи) выкрала две подвески из дюжины, а науськанный кардиналом Людовик потребовал, чтобы супруга надела украшения на ближайший бал.

Как выглядели настоящие подвески, из-за которых разыгралась такая драма, мы не знаем. В советском кинофильме 1978 года их изобразили так

С помощью умелых ювелиров и быстроногих гонцов (имена которых нам абсолютно неизвестны) подвески удалось вернуть в срок, и катастрофа была предотвращена. Но вот доверие между французской королевской четой было утрачено. Бекингему навсегда запретили приезжать во Францию, а королеву поместили под домашний арест во дворце.

Фактического хозяина Англии это привело в ярость. Джордж Вильерс во всеуслышание заявил, что вскоре вернется в Париж. Но уже не гостем, а завоевателем. Английский флот был отправлен для поддержки гугенотов мятежной крепости Ла-Рошель.

Герцогу Ришелье пришлось лично возглавить армию, чтобы не дать англичанам взять верх. Бекингем с готовностью ответил взаимностью и отправился в Портсмут собирать новый флот. Там его и убил религиозный фанатик Джон Фельтон.

Не совсем ясно - правда ли Бекингем любил Анну или же лишь использовал ее как инструмент в политических интригах. Впрочем, самого герцога в Англии столь часто обвиняли в бездарности и нарушении национальных интересов ради личных амбиций, что он не выглядит слишком-то умелым и тонким политиком. Видимо, в этой истории первую скрипку все же играли чувства, а не расчет.

Анна Австрийская была потрясена известием о гибели Бекингема и даже пыталась устроить что-то вроде личного траура, чем немало разгневала Людовика XIII. До самой смерти Ришелье она считала его заклятым врагом и прилагала все силы к тому, чтобы удалить его от двора.

Впрочем, вскоре в Париже появился симпатичный и амбициозный итальянский кардинал по имени Джулио Мазарини, который утешил королеву и даже стал ее тайным супругом.

Виктор БАНЕВ


Анна Австрийская
Родился: 22 сентября 1601 года.
Умер: 20 января 1666 (64 года) года.

Биография

Анна Австрийская (фр. Anne d"Autriche, исп. Ana María Mauricia de Austria (de Habsburgo); 22 сентября 1601 - 20 января 1666) - королева Франции, супруга (с 18 октября 1615 года) короля Франции Людовика XIII. Эпитет «Австрийская» означает лишь принадлежность к династии Габсбургов, австрийской по происхождению.

Дочь испанского короля Филиппа III и его жены Маргариты Австрийской. Анна вместе со своей младшей сестрой Марией Анной получили хорошее образование, обучались латыни, основам европейских языков, шитью, танцам, письму, священной истории и генеалогии царствующей династии Габсбургов.

В 1612 году Филипп III подписал брачный контракт, согласно которому юный французский король Людовик XIII брал в жёны испанскую инфанту Анну. Этот брак был необходим в дипломатических целях, так как Испания и Франция в это время стояли на грани войны. Также в брачном контракте было оговорено, что инфанта Анна выйдет замуж за Людовика, только если его сестра Изабелла станет женой младшего брата Анны принца Филиппа.

В конце 1615 года 14-летняя Анна прибыла во Францию и 18 октября обвенчалась с Людовиком XIII. Поначалу король был очарован своей женой, которая заслуженно считалась первой красавицей Европы, но через некоторое время оказалось, что молодые супруги совершенно не готовы к семейной жизни. Их отношения с каждым годом всё больше охладевали. Анна была склонна к изменам и интригам, и кроме того пыталась проводить во Франции происпанскую политику. Королева поддерживала заговоры против Ришельё.

Ко всему этому добавлялось ещё то, что брак Людовика и Анны 23 года был бездетным, и только в 1638 и 1640 годах, после нескольких неудачных беременностей, Анна родила двух сыновей, будущих Людовика XIV и Филиппа I Орлеанского.

В 1643-1651 годах она была регентшей при малолетнем Людовике XIV, фактически же государством управлял Джулио Мазарини, назначенный ею первым министром. В 1661 году, после смерти Мазарини была исключена из королевского совета, когда Людовик XIV стал править самостоятельно. Никакого политического влияния на дела королевства королева-мать больше не имела. Позже Анна удалилась в монастырь Валь-де-Грас.

Анна Австрийская в литературе

Отношения Анны Австрийской и Людовика XIII стали одной из сюжетных линий знаменитого романа Александра Дюма-отца «Три мушкетёра». В его продолжениях «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» Анна Австрийская также одно из действующих лиц, и в его книге «Людовик XIV». В рассказе английской писательницы Эвелин Энтони «Любовь кардинала» также упоминается Анна Австрийская. Об Анне также идёт речь в исторических романах Георга Борна «Анна Австрийская, или Три мушкетёра королевы», Шарля Далляра «Первая любовь Анны Австрийской» и Жюльетты Бенцони «Спальня Королевы» из серии «Государственные тайны».

Киновоплощения

Мэри МакЛарен - «Три мушкетёра» (англ. The Three Musketeers), США, 1921 год, режиссёр Фред Нибло.
Жанна Декло - сериал «Три мушкетёра» (англ. Les Trois Mousquetaires), Франция, 1921, режиссёр Анри Диаман-Берже.
Маргарит Морено - «Vingt ans après», Франция, 1922, режиссёр Анри Диаман-Берже.
Белль Беннетт - «Железная маска» (англ. The Iron Mask), США, 1929, режиссёр Аллан Дуон.
Глория Стюарт в музыкальной комедии «Три мушкетёра» (англ. The Three Musketeers), США, 1939 год.
Дорис Кенион - «Человек в Железной маске» (англ. The Man in the Iron Mask), США, 1939, режиссёр Джеймс Уэйл.
Анджела Лэнсбери в художественном фильме «Три мушкетёра» (англ. The Three Musketeers), США, 1948 год.
Франсуаз Кристоф в художественном фильме «Три мушкетёра» (фр. Les Trois Mousquetaires), Франция-Италия, 1961 год.
Жермен Монтеро - Железная маска / Le masque de fer (Италия, Франция; 1962) режиссёр Анри Декуан.
Катарина Ренн - Захват власти Людовиком ХIV / La prise de pouvoir par Louis XIV (Франция; 1966) режиссёр Роберто Росселлини.
Джеральдина Чаплин в фильмах «Три мушкетёра» (фр. Les Trois Mousquetaires), Великобритания-США, 1973 год, «Четыре мушкетёра: Месть миледи», Великобритания-Испания-Панама, 1974 год, «Возвращение мушкетёров» (англ. The Return Of The Three Musketeers), Испания-Панама-США-Великобритания, 1989 год.
Бренда Брюс - Человек в железной маске / The Man in the Iron Mask (Великобритания, США; 1977) режиссёр Майк Ньюэлл.
Мари-Кристин Демаре в телевизионном сериале «Ришелье» (фр. Richelieu), Франция, 1977 год.
Мартина Сарсе в телевизионном сериале «Мазарини», Франция, 1978 год.
Алиса Фрейндлих в фильмах «Д’Артаньян и три мушкетёра», СССР, 1978 год, «Мушкетёры двадцать лет спустя», Россия, 1992 год, «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя», Россия 1993 год, «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини», Россия, 2009 год.
Кармен Маура в художественном фильме «Луи, король - дитя», Франция, 1993 год.
Габриель Анвар в художественном фильме «Три мушкетера», Австрия - Великобритания - США, 1993 год.
Сильви Ван ден Эльзен в художественном фильме «Дочь д’Артаньяна», Франция, 1994 год.
Анн Парийо в художественном фильме «Человек в железной маске» (англ. The Man in the Iron Mask), США-Великобритания, 1998 год.
Колетт Эмманюэль в художественном фильме Король танцует (фр. Le Roi danse), Франция - Германия - Бельгия, 2000 год.
Катрин Денев в художественном фильме «Мушкетёр» (англ. The Musketeer), Германия - Люксембург - Великобритания - США, 2001 год.
Сара-Джейн Поттс в художественном фильме «Мушкетёры», Франция-Великобритания, 2001 год.
Кароль Буке в художественном фильме «Бланш», Франция, 2002 год.
Амалия Мордвинова в музыкальном фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра», Россия, 2005 год.
Стефания Рокка в художественном фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра», Канада-Франция-Великобритания-Чехия, 2005 год.
Диан Столожан в художественном фильме «Версаль, мечта короля», Франция, 2008 год.
Алессандра Мартинес в минисериале «Королева и кардинал», Франция, 2009 год.
Энн Лорье в сериале «Король, Белка и Уж», Франция, 2009 год.
Джуно Темпл в художественном фильме «Мушкетёры» (англ. The Three Musketeers), США, 2011 год.
Мария Миронова в художественном фильме «Три мушкетёра», Россия, 2013 год.
Александра Доулинг в телесериале «Мушкётеры» (англ. The Musketeers), Великобритания, 2014 год

Королева Франции Анна - знаменитая искусница, мудрая и образованная представительница династии Габсбургов. Жена правителя Франции . Образ Анны Австрийской сыграли мировые звезды во многих картинах и киноплёнках.

Детство и юность

Родилась 22 сентября 1601 года в королевской семье Габсбургов. Отцом был политик Испании Филипп III, который также занимал престол Португалии. Мама Маргарита Австрийская выросла в королевской семье Австрии и старалась быть примером для королевского двора, придерживаясь правил и порядков. Младшая сестра Мария выделялась трудолюбием, что в семье не приветствовалось.

Отец постоянно был занят государственными делами, и хоть ему не удавалось вывести страну из безденежья, дочкам уделял совсем мало времени. Мама, как и все знатные женщины, была занята приемами и дворцом, поэтому постоянно отдавала девушек на воспитание учителям разных ремесел.

Анна Австрийская старалась получить правильное образование и соответствовать статусу наследницы, посещала уроки шитья, танца и письма. Кроме того, ей нравилось обучаться европейским языкам и латыни, читала старинные книги, интересовалась родом и династией. Благодаря этому во дворце ее стали считать мудрой и образованной женщиной.


Когда страна под влиянием многочисленных факторов оказалась на пороге войны с Францией, отец сделал мудрый шаг, решив выдать дочь замуж за представителя вражеского рода. Таким образом он избежал военных действий и боев на своих владениях.

Понимая критическое состояние семьи и всего рода, девушка соглашается на многочисленные уговоры папы на своих условиях. За годы жизни в отцовском доме Анна Австрийская стала неразлучной со своей семьей, она отличалась исключительной смекалкой и хитростью. Девушка дала согласие, но только в том случае, если младшая сестра ее будущего супруга выйдет за ее брата.

Личная жизнь

В четырнадцать лет с багажом и приданным юная леди покидает родной дом и едет во Францию. 18 октября 1615 года венчается согласно договору отца и представителей французской власти. Людовик XIII становится ее законным мужем, а она королевой Франции.


Те умения, которые она приобрела, посещая многочисленные уроки, очень понадобились в жизни. Она очаровала собой супруга и всю мужскую половину дворца. Мудрая и сдержанная Анна Австрийская не поддавалась на провокации врагов. Но король оказался совершенно не готовым к серьезным отношениям и семейной жизни. Поэтому девушка находила отраду в многочисленных изменах.

Молодой муж не допустил такую потерю, ведь она по-прежнему считалась девушкой неотразимой красоты и была примером для подражания модниц, предметом зависти недоброжелателей.


С каждым годом она все больше чувствовала холод со стороны мужа, отвечая тем же. Со временем, получив бесконечное доверие и уважение от французов, она начала вести испанскую политику, чем был недоволен даже сам . Кардинал знал, что ничем хорошим это не закончится, однако также старался сторониться интриг, где замешана девушка.

Мать короля на протяжении всего брака еще больше обостряла ситуацию сплетнями и бесконечными намеками на то, что невестка ведет себя как безнравственная девушка. Хотя та в свою очередь старалась угодить старой королеве.


Несмотря на многочисленные ссоры, наступило время задуматься о наследниках, но, как оказалось, бесплодие мужчины сделало свое дело. После 23 лет попыток и стараний, нескольких беременностей, закончившихся плачевно, на свет появились 2 сына.

(1638) и Филипп Орлеанский (1640) были копией своей мамы. Восемь лет воспитывая малолетних сыновей, она в одиночку справлялась с большим государством. Ее верным помощником стал Мазарини.


Министр все политические дела взял в свои руки. После того как его настигла смерть, на престол взошел ее старший сын. Именно тогда она и отдалилась от дел страны и, не выдержав такого ограничения прав, приняла решение уехать в монастырь под названием «Валь-де-Грас».

В 64 года она умерла страшной смертью, в мучениях от тяжелого заболевания грудной клетки и молочных желез. Рак забрал ее жизнь 20 января 1666 года. Многие считают Анну Австрийскую интриганкой, остальные же говорят, что она сыграла важную роль в судьбе Европы.


Имеет право на жизнь еще одна история из биографии королевы. Как утверждают факты, богатый герцог Бекингем, впервые увидев Анну австрийскую, влюбился с первого взгляда и много лет потратил на то, чтобы завоевать ее признание. Загадочные встречи и свидания пары были рассекречены. До сих пор нет точного ответа на предмет их отношений, но королева все-таки удосужилась одарить его алмазными подвесками.

Память

Отношения с мужем позже описывались в сценариях и кинопленках. Режиссёры постарались как можно четче передать ее образ до мельчайших деталей. Ярким сюжетным решением стал роман «Три Мушкетера». Там Анна Австрийская описана в точности так же, какой была и в жизни. Всплыли имена некоторой знати и даже предпосылки на изменщиков, которые раньше хранились в строгой тайне. Фильм стал популярным и всеми любимым не только из-за гениальной игры актеров, но и потому что частично основывался на событиях жизни персонажей.


Колетт Эммануэль сыграла роль в кинопленке под названием «Король танцует». Фильм прославился игрой актеров, нарядами и декорациями. Снят в 2000 году.

Доминик Блан прославилась в телесериале «Версаль», Франция-Канада, 2015 год

Сесиль Буа стала воплощением образа Анны Австрийской в телефильме «Ришелье, пурпур и кровь» (Richelieu, la pourpre et le sang), Франция, 2014 год


Позже громким событием стала книга английской писательницы Эвелин Энтон под названием «Любовь Кардинала», где захватывающий сюжет помог освежить память читателей об Анне Австрийской.

Скандальным произведением стала картина под названием «Спальня королевы», где девушку представили в амплуа искусной изменщицы, которая то и дело принимала в своих покоях ненасытных мужчин. Одни читатели и телезрители осуждали такие действия, другие опровергали все представленные факты, однако никто не оставил ее персону без внимания.


В фильмах, где упоминалось имя Анны Австрийской, на ее роль брали таких же молодых страстных девушек, которые создавали впечатления мудрых, но хитрых правительниц.

Признание пришло к ней после смерти. Королева настолько интересовала читателей и телезрителей Франции и Испании, что ее упоминали в десятках фильмов, пересказов.

Сериал «Три мушкетера» был снят режиссёрами со всех уголков мира. Десяток версий был воспроизведен только в самой Франции. Ее роль досталась известным актрисам того времени Мэри МакЛарен, Жанне Декло, Маргарит Морено и другим не менее талантливым лицам.


В 1929 году был представлен фильм «Железная маска», где на роль французской королевы взяли страстную Дарис Кенион. В оригинале название фильма звучало так «The Man in the Iron Mask», режиссёр Джеймс Уэйл.

Не обошла слава королеву и в ленте «Сирано и д"Артаньян» под французским названием «Cyrano et d’Artagnan». В фильме снималась гениальная Лаура Венесуэла.

1973 год – «Четыре мушкетера – месть миледи», 1974 – «Возвращение мушкетёров», где дочь , британская актриса настолько прониклась ролью, что передала каждую эмоцию девушки.

Будущая королева Франции являлась дочерью испанского короля Филиппа III и появилась на свет 22 сентября 1601 года. Закрепившийся эпитет «Австрийская», хотя Анна и была рождена в Испании, она унаследовала по линии своей матери, жены испанского короля - Маргариты Австрийской - принадлежащей к роду Габсбургов, правившему в Австрии с 1282 года.

Всего в 14 лет – в 1615 году – Анна была выдана замуж за уже взошедшего на французский трон Людовика XIII, от которого родила двух сыновей – наследника короны Людовика XIV и Филиппа I Орлеанского.

Заключение этого брака, как и было обыкновенно в те годы, стало делом не взаимной симпатии и любви, а политическим расчетом. Франция и Испания находились на грани войны, и конфликт между державами мог разразиться со дня на день. Но благоразумие взяло верх - властители стран заключили пакт о предстоящем бракосочетании двух членов королевских семей, в результате чего между ними установился мир, основанный на родственных связях.

Важным пунктом договора между Испанией и Францией было и то, что брак между Людовиком и Анной мог быть осуществлен только в случае женитьбы испанского принца Филиппа на сестре Людовика – Изабелле.

Как свидетельствуют многочисленные хроники того времени, первые несколько лет после венчания Людовик XIII был просто очарован своей молодой супругой, которую в те времена называли самой красивой королевой всей Европы. Но со временем отношения королевской пары разладились, а сама Анна даже приняла участие в нескольких заговорах против короля Франции.

Особенно раздражал Анну кардинал Ришелье, против которого она также инициировала несколько заговоров и покушений.

Именно Анна старалась усилить влияние родной Испании на Францию, а узнав о многочисленных изменах Людовика XIII, сама и весьма часто заводила любовные интриги. Историки не подтверждают воспетую Александром Дюма в «Трех мушкетерах» запретную связь между королевой и реально существующим англичанином и любимцем монарха Бэкингемом, но фаворитов у Анны было немало.

После смерти Людовика XIII Анна стала регентшей при несовершеннолетнем наследнике, но после воцарения на престоле «короля-солнце» ушла в монастырь, где и окончила свой жизненный путь в 1666 году.

Фильмы, в которых был использован образ Анны Австрийской

Самая первая кинокартина с персонажем Анны Австрийской, которую сыграла Мэри Макларен, была снята в 1921 году в США.

Затем «Мушкетеры» Александра Дюма еще несколько раз экранизировались, но во всех лентах режиссеры и сценаристы не оставляли без внимания французскую королеву. Анну Австрийскую играли Жанна Декло (1921), Глория Стюарт (1939), Анджела Лэнсбери (1948), Франсуаз Кристоф (1961), Джеральдина Чаплин (1973), Алиса Фрейндлих в знаменитых советских кинолентах, Катрин Денев (2001), Сара-Джейн Поттс (2001), Амалия Мордвинова (2005), Джуно Темпл (2011) и Мария Миронова в 2013 году.

Приключения знаменитой тройки мушкетеров очень известны и популярны. Роман Дюма экранизировался уже много раз, и нет сомнений в том, что их будет еще больше. А это значит, что все новые и новые актрисы будут играть Анну Австрийскую. Но для советских и российских телезрителей, конечно, лучшим исполнителем останется Алиса Фрейндлих.