Анна варга, системный семейный психотерапевт. Интервью с анной яковлевной варга о семье и о системной семейной психотерапии

Варга Анна Яковлевна

Кандидат психологических наук, психолог, системный семейный консультант. Академический руководитель Магистерской программы «Системная семейная психотерапия» департамент психологии НИУ ВШЭ. Член правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов. Член международной Ассоциации семейных психотерапевтов. Член Тренингового комитета Европейской Ассоциации Семейных психотерапевтов.

Анна Яковлевна поучила свое образование в МГУ им М.В.Ломоносова, ф-т психологии. Прошла обучение на семейного психотерапевта в Миланской школе, тренер и супервизор Ханна Вайнер, Тренер AFTA и президент IFTA. Обучалась теории М.Боуэна в Джорджтауне, Вашингтон, США, тренеры и супервизоры – Кэтрин Бейкер, Питер Тайтельман. Обучалась психодраме в Скандинавской академии психодрамы, тренер и супервизор Горан Хохберг.

Награждена Американской Ассоциацией семейных психотерапевтов AAMFT и обществом AVANTA за развитие теории В.Сатир в России. США (Калифорния, 1993 г.).

Гражина Леонардовна Будинайте

Кандидат психологических наук, доцент департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, ведущий преподаватель магистерской программы «Системная семейная психотерапия», доцент кафедры Детской и семейной психотерапии факультета консультативной и клинической психологии МГППУ.

Практикующий психотерапевт - системная семейная психотерапия, теория семейных систем М. Боуэна и в ряде других подходов. Член Общества семейных психотерапевтов, член Международной ассоциации семейной терапии (IFTA), член Тренингового комитета EFTA (Европейская Ассоциация семейных терапевтов). Сертифицирована EAP (Европейской Ассоциацией психотерапии).

Специалист в области постмодернистских (постклассических подходов) в психотерапии, в том числе ориентированной на решение краткосрочной психотерапии – первая публикация в этой области – 2001 г.

Работала в должности научного, старшего научного и ведущего научного сотрудника Института изучения детства семьи и воспитания Российской академии образования (до 2015 г).

Активно публикуется с 2003 г в СМИ - не менее 35 авторских публикаций (ТВ канал «Культура» «Россия-культура», «Первый канал», журнал Psychologies и др.); многолетняя работа в издании «Счастливые родители» (авторская рубрика) и ведение еженедельной передачи «По семейным обстоятельствам» на «радио Культура» - 50+ выпусков (2009-2011) г.

Мастер-класс «Супружеские проблемы – поиски решений»

Сегодняшние вызовы семейной психотерапии – какие они?

Для семейной психотерапии настали трудные времена. Опишу два вызова, хотя их сейчас значительно больше.

Во-первых, в обществе нет общепринятых представлений о том, что такое здоровая, функциональная семья. Сейчас существует очень много разных вариантов семей: бездетные семьи (когда супруги сознательно отказываются заводить детей) , бикарьерные семьи (когда оба супруга делают карьеру, а дети и домашнее хозяйство на аутсорсинге), бинуклеарные семьи (для обоих супругов текущий брак не первый, есть дети от предыдущих браков и дети, рожденные в этом браке, все живут вместе часть времени или все время), однополые семьи, белые браки (сознательный отказ от сексуальной жизни друг с другом) и др. Многие из них отлично живут. Поэтому психотерапевтам приходится отказываться от экспертной позиции. Они не знают, как правильно жить семьей. Теперь приходится вместе с клиентами изобретать, что для них в каждом конкретном случае будет лучше. Понятно, что это выдвигает повышенные требования к нейтральности психотерапевта, его широкомыслию, а также творческому потенциалу.

Во-вторых, изменились коммуникативные технологии, изменился тип культуры и вместе со всем этим исчезает социально сконструированное детство. В поле семейной психотерапии это означает, что нет единого представления о том, как правильно воспитывать детей. Не понятно, чему нужно научить ребенка, что вообще семья должна дать ребенку. Поэтому вместо воспитания теперь в семье чаще всего происходит выращивание ребенка: его кормят, поят, одевают, ничего не требуют из того, что требовали раньше, например, помощи по хозяйству, обслуживают, например, возят по кружкам. Родители для ребенка – это люди, которые дают ему карманные деньги. Изменилась семейная иерархия, теперь на вершине часто находится ребенок. Все это увеличивает общую тревожность и невротизацию ребенка. Семейные психотерапевты сталкиваются с тем, что ребенок имеет психологические проблемы, но родители не могут выступать для него психологическим ресурсом и опорой. Чтобы вернуть эти функции родителям сначала нужно менять семейную иерархию, «спускать» ребенка вниз, где он, как зависимое существо, и должен находиться. Больше всего этому сопротивляются родители, для них требования, контроль, управление ребенком означают как бы жестокость по отношению к нему. И кроме того, для родителей это еще означает отказ от детоцентризма, возврат в супружество, которое давно пылится в углу, потому что основное время тратится на обслуживание ребенка, попытки дружбы с ним, переживание обид от его хамства и страх из-за потери контакта.

Варга А.Я.

Чтобы посмотреть видео необходимо получить доступ.

Варга Анна Яковлевна помогает дисфункциональным семьям обрести гармонию. Она психолог со степенью кандидата наук, основная деятельность - системная семейная психотерапия. Ей суждено было стать человеком науки, ведь она родилась в семье ученых: дед был экономистом, а родители - научными работниками, физиологами. После окончания факультета психологии МГУ им.Ломоносова, Варга осталась там преподавать, и скоро стала консультировать родителей, у которых есть сложности при воспитании своих детей. Это был первый в стране центр психологической помощи.

Анна Яковлевна многие годы была преподавателем Педагогического института им.Ленина, но, когда появилась возможность, ушла с государственной должности, чтобы помогать семьям, чем занимается и сегодня. Психотерапевт находится во главе отделения, которое занимается направлением системной семейной психотерапии. Но все же своим главным делом в жизни она считает не преподавательскую, а психотерапевтическую деятельность.

Многолетний опыт консультирования позволил психологу написать авторитетные статьи и книги, которыми руководствуются во всем мире. На ее счету более 60 статей, 2 монографии и научное редактирование чужих трудов по психологии и психотерапии. Именно Анна Варга создала в России фундаментальную программу обучения системных психотерапевтов. Вместе со своими российскими и зарубежными коллегами ей удалось открыть для нашей страны это новое направление психотерапии. Также Анна Яковлевна сделала возможным обучение российских коллег теории эмоциональных систем Мюррея Боуэна. Этот успешный проект проходит в течение четырех лет.

Среди других достижений, которые Анна Варга сама достижением не считает, можно назвать получение награды за то, что ей удалось развить теорию В.Сатир у нас на Родине. Американской ассоциацией семейных психотерапевтов AAMFT и обществом AVANTA были высоко оценены заслуги психотерапевта и вручена награда в начале 90-х годов XX века. Сегодня Варга активно практикует системную семейную психотерапию и преподает ее другим специалистам. Она не только помогает семьям, которые сталкиваются с различными сложностями, но и пишет о проблемах отцов и детей в прессе.

Кроме того, что Анна Варга является непревзойденным специалистом в области психологии, она еще прекрасная жена, мать и бабушка. Счастливую семейную жизнь, рождение детей и внуков она считает важнейшими событиями своей жизни. Досуг проводит, читая книги и смотря кино, любит путешествовать и гулять по городам. Она мечтает оставаться активной минимум до ста лет. Обожает растить детей, животных и растения. Наверное, именно это объясняет ее энергичность и активность.

Семьи стали очень многообразным. И это многообразие с одинаковой вероятностью может быть здоровым и функциональным, а может быть и дисфункциональным. Например, появилось такое понятие как «белый брак», когда люди решают, что у них не будет секса друг с другом. Это плохо или хорошо? Или открытый брак, когда у супругов открыто могут быть отношения с другими людьми. Это хорошо или плохо? А еще есть осознанно бездетный брак. Еще есть семьи, где оба родителя работают, а всё остальное, включая детей, находится на аутсорсе. Появились бинуклиарные семьи, когда после развода люди продолжают вместе воспитывать ребенка, новые партнеры находятся в дружественном контакте со старыми. Если людям хорошо вместе, в любом варианте жизнеустройства, ни один не идет на невыносимые внутренние компромиссы ради совместности- то сегодня это считается функциональной семьей.

Таким образом, первая отличительная особенность современной семьи - ее многообразие. Второй важный момент - исчезновение детства. Кроме биологического детства (до 5-7 лет) есть так называемое социально сконструированное детство: общественные представления о том, кого считать ребенком, чем дети и взрослые отличаются, как обращаться в самом широком смысле с ребенком и т.п. Сейчас социальное детство пропадает. Это следствие глобального процесса смены коммуникативных технологий. Поэтому сам институт воспитания пропадает – на его место приходит «выращивание» ребенка. Ребенок оказывается на вершине семейной иерархии - и в результате из нее исчезают и дети, и взрослые. Потому что взрослые могут существовать в ней как социально сконструированная категория, только если есть детство. Все это приводит к двум негативным последствиям. Во-первых, семья становится детоцентричной (рождается ребёнок – исчезает супружеская жизнь как подсистема). Ребенок начинает всем управлять, а это плохо для него самого - он невротизируется. К нему поступает взаимно исключающаяся информация: с одной стороны, он остается многообразно зависимым от родителей (маленький ребенок не может о себе позаботиться, без взрослых вне дома может просто погибнуть) , с другой стороны, в своей семье он царь и бог. Из-за этого у него нет адекватного представления о своем месте в жизни, о своих реальных возможностях.

Когда родители «обслуживают» ребенка, не ставят ему границ, подчиняют жизнь семьи детским потребностям, они лишаются такой важной функции, как предоставление надежности и защиты ребенку. Если взрослые не главные в семье, то они и не защитники и не опора для ребенка. Когда начинаешь работать с такой семьёй, понимаешь, что они, выстроив такую перевернутую иерархию, не являются помощниками своему ребёнку, и вообще терапевтический потенциал такой семьи очень низкий. Это очень серьезный вызов для современной семейной терапии.

  • Курс обучения системной семейной психотерпии (1991–1993, 400 часов)
    Тренер и супервизор - Ханна Вайнер, тренер AFTA и президент IFTA
    (Миланская школа)
  • Обучение теории М.Боуэна (2001–2003)
    Тренеры и супервизоры - Кэтрин Бейкер и Питер Тайтельман
    (Центр М. Боуэна, Джорджтаун, Вашингтон, США)
  • Курс обучения психодраме (1991–1994, 600 часов)
    Тренер и супервизор Горан Хохберг
    (Скандинавская академия психодрамы)

Достижения и поощрения

Благодарность Департамента психологии НИУ ВШЭ (декабрь 2017)

Участие в редколлегиях научных журналов

С 2017 г.: главный редактор журнала «Психология и психотерапия семьи».

Участие в профессиональных ассоциациях

  • Член правления РОО "Общество семейных консультатнтов и психотерапевтов".
  • Член Международной Ассоциации семейных психотерапевтов (IFTA).
  • Член Тренингового комитета Европейской Ассоциации семейных психотерапевтов (EFTA-TIC)

Награды

Награждена Американской Ассоциацией семейных психотерапевтов AAMFT и обществом AVANTA за развитие теории В.Сатир в России (США, Калифорния, Аннахайм, 7 октября 1993 г.)

Учебные курсы (2018/2019 уч. год)

  • (Бакалавриат; где читается: ; программа "Психология"; 3-й курс, 1, 2 модуль)Рус
  • (Бакалавриат; где читается: ; программа "Психология"; 4-й курс, 1, 2 модуль)Рус
  • (Магистратура; где читается: ; программа "Системная семейная психотерапия"; 1-й курс, 2-4 модуль)Рус
  • (Магистратура; где читается: ; программа "Системная семейная психотерапия"; 2-й курс, 2, 3 модуль)Рус
  • (Магистратура; где читается: ; программа "Системная семейная психотерапия"; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус

Возможно ли воспитать детей "правильно"?

Online курс "Возможно ли воспитать детей правильно?" на "Coursera" - посвящен системным влияниям на воспитание и развитие ребенка в семье. Рассмытриваются коммуникации с ребенком и стили воспитания в ядерной семье, особенности формирвания привязанности младенца к материи или ухаживающему взрослому. Обсуждается влияние социо-культурных факторов. Цель курса показать, насколько воспитание и выращивание ребенка в семье, сложный процесс.

Гранты

2002–2004 гг. Грант Института Открытое Общество “Коллегия помогающих специалистов”.
Варга А.Я. – ответственный исполнитель проекта.
Цель проекта: создание самовоспроизводящейся системы профессиональной поддержки негосударственных некоммерческих общественных организаций, деятельность которых направлена на оказание помощи людям, страдающим от разного рода насилия.
Задачи проекта:
1. Обеспечение, поддержка и развитие взаимодействия профессионалов в сети путем проведения регулярных сетевых тематических конференций, сетевых супервизий и организации форумов на специально созданном сайте проекта с привлечением экспертов, ведущих специалистов в своих областях помогающей деятельности.
2. Осуществление очных мероприятий по взаимодействию профессионалов: обмен опытом, обучение, консилиумы трудных случаев, проведение очного тренинга и семинара.
3.Создание и апробирование модели супервизирования профессиональной помогающей деятельности НКО путем проведения регулярных модульных супервизий для московских организаций с использованием профессионального ресурса пула экспертов Коллегии;
4. Разработка модели организации взаимодействия молодых профессионалов с третьим сектором (обучение, стажировки, добровольческая деятельность студентов и т.д.).

1.Организовано сетевое обучение и повышение квалификации психотерапевтов и консультантов по работе с семьями в 14 городах России.
2.Организовано и проведено 9 круглых столов в очном и сетевом режимах.

2005–2008 гг. Грант фонда КАФ – "Будущее детям Беслана".
Варга А.Я. – координатор направления.
Цель проекта: создание условий для улучшения психологического состояния населения, пострадавшего от террористических актов, социальных и техногенных катастроф. Разнообразные психотравмирующие события террористические акты,(взрывы самолетов, взрывы в метро, захваты заложников) техногенные катастрофы,(гибель подлодки «Курск»,) остановки градообразующих производств во многих районах России (г. Шахты и др.) стали нормой жизни в современной России. Это заметно сказывается на психологическом состоянии населения. Последняя трагедия – захват заложников в Беслане, привела к тотальному постравматическому стрессовому расстройству(ПТСР) у всего населения города. Психологическая помощь пострадавшим от террора и катастроф, получившим ПТСР, крайне необходима. Создание модульной социально-психологической службы по работе с семьями и детьми, пострадавшими от террора и других катастроф в г. Беслане позволит распространить опыт ее работы на Северный Кавказ и другие горячие точки.
Задачи проекта:
Обучение психологов г. Беслана и Владикавказа оказанию психологической помощи семье и детям.
Обучение разработке образовательных технологий, направленных на работу с педагогическим и психологическим персоналом детских учреждений г. Беслана.
Результаты деятельности по проекту:
За год деятельности по проекту группа, состоящая из 12 человек, психологи и педагоги г. Беслана получили знания о системной семейной психотерапии и системной игровой терапии.
Они работают в больнице г. Беслана в детском игровом центре. Оказывают помощь детям и их родителям- жертвам трагедии.

Публикации

2018 4

    Глава книги Варга А. Я. , Федорович Е. // В кн.: Материалы VIII Международной научно-практической конференции "Психологические проблемы современной семьи". Екатеринбург: [б.и.], 2018. С. 646-651.

    Глава книги , Варга А. Я. , Чекалина Е. С. // В кн.: ВЫСШАЯ ШКОЛА: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ. Материалы XI Международной научно-практической конференции. В 2-х частях Ч. 2. М. : Издательство РУДН, 2018. С. 257-262.

2017 3

    Глава книги Варга А. Я. , Новгородова К. // В кн.: От индивида к системе: консультирование и психотерапия. Вып. 2 / Под общ. ред.: . Вып. 2. М. : Издательство "Перо", 2017. С. 7-31.

    Глава книги Варга А. Я. // В кн.: Психологическая служба университета: реальность и перспективы: материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Отв. ред.: И. Умняшова, . М. : НИУ ВШЭ, 2017. С. 12-18.

2015 4

    Глава книги Варга А. Я. // В кн.: "Высшая школа:опыт проблемы, перспективы". М. : Издательство РУДН, 2015. С. 182-186.

    Статья Варга А. Я. , Федорович Е. Ю., Митина О. В. // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2015. Т. 2. С. 77-93.

    Статья Варга А. Я. , Федорович Е. Ю. // Семейная психология и семейная терапия. 2015. № 1. С. 5-17.

2012 5

2002 3

    Книга Палаццоли М., Босколо Л., Чеккин Дж., Прата Дж. / Науч. ред.: А. Я. Варга . М. : Когито-центр, 2002.

    Глава книги Варга А. Я. // В кн.: "Энциклопедия традиционной народной медицины". М. : Сопричастность, 2002. С. 489-491.

2000 3

    Глава книги Varga A. , Hamitova I., Sidorova V. , in: XXII IFTA Family Therapy World Congress . , 2000.

    Глава книги Варга А. Я. // В кн.: Научно-практическая конференция «Человек и семья: преодоление насилия». Горбачев-Фонд, 2000. С. 14-18.

    Глава книги Варга А. Я. // В кн.: Основные направления современной психотерапии. М. : Когито-центр, 2000. С. 180-222.

Конференции

  • Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Федора Васильевича Василюка (Москва). Доклад: Динамика понимания взаимодействия в терапевтическом процессе- по направлению к незнанию
  • Psy-Вышка: конференция молодых учёных Актуальные проблемы психологической науки (Москва). Доклад: "Представления об отношениях привязанности у людей с разными стилями привязанности"
  • I Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: реальность и перспективы» (Москва). Доклад: Трудности работы психотерапевта внутри организаций- тревожные треугольники
  • Международная практическая конференция 1.0. Психология: вызовы современности (Москва). Доклад: Мастер-класс «Супружеские проблемы- поиски решения»
  • 9th EFTA-TIC Meeting of Trainers (Афины). Доклад: Multigenerational Transmission process and Social Trauma
  • Коллоквиум по трудам Г.Бейтсона: Pattern that Connects. (Москва). Доклад: "Симметричный и комплементарный шизмогенез в дисфункциональных семьях"
  • Bowen Theory Around the World”Pittsburgh, PA, USA, (Питтсбург). Доклад: Bowen Theory Training in Moscow
  • Психологические проблемы современной семьи (Москва). Доклад: Современные тенденции в обучении психологической помощи семье.
  • Образовательный проект к премьере спектакля "Нюрнберг". (Москва). Доклад: Травмоцентрические семьи как наследие ХХ века
  • Психологические проблемы современной семьи (Москва). Доклад: «Кризис семьи и животные - домашние питомцы» .
  • Зимняя школа НИУ ВШЭ (Московская обл). Доклад: Что может системная семейная психотерапия
  • Международный конгресс «Интегративные процессы в большой психотерапии. Психотерапия здоровых. Духовно-ориентированная психотерапия. (Москва). Доклад: Актуальные направления исследований современной семьи. Интеграция в практику системного семейного психотерапевта
  • YIII международная научно-практическая конференция Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы (г. Москва). Доклад: "Пленарный доклад. Обучение студенческой молодежи семейной психотерапии - проблемы и вызовы"
  • Заседание Общественной палаты г. Москвы "Психологические аспекты социальных процессов" (г. Москва). Доклад: "Кризис брака как ответ на вызовы современности"
  • Мастер-класс факультета социальных наук НИУ ВШЭ (Москва). Доклад: "Браки заключаются на небесах?"
  • “Tools for Effective Training, Therapy and Research / EFTA-TIC. (Брюссель). Доклад: Pets as elements of the Family System
  • "Психологические аспекты социальнызх процессов", (Москва). Доклад: "Кризис брака как ответ на вызовы современности"
  • "Teaching Heterosexual students how to work with same-sex couple". Совм. с Г.Будинайте. на 4th Meeting of Trainers EFTA-TIC “Training in Family Therapy: Integrating Content, Form and Relationship” (Тулуза). Доклад: "Teaching Heterosexual students how to work with same-sex couple.
  • Средиземноморская научная конференция «Мультимодальная терапия и культура: два способа понимания сознания» (Бари). Доклад: «Системная терапия в работе с травмой. Ситуация в России. Опыт Беслана»
  • XIV Всемирный конгресс по семейной терапии Международной ассоциации семейной терапии (Стамбул). Доклад: "Experience of Advanment of Systemic Family Psychotherapy within the Network Project of the Society of Russian Consultants and Psychotherapists “Collegium of Assisting Specaialists"
  • Международный конгресс "Психотерапия и консультирование семьи, Личности, социума." (Москва). Доклад: "Типичные предрассудки Российских семейных психотерапевтов"
  • Международная научно-практическая Конференция «Семья – надежда завтрашнего дня» (Москва). Доклад: "Системные факторы стабильности брака"
  • Ежегодный конгресс Профессиональной Психотерапевтической Лиги (Москва). Доклад: "Измена: всегда ли травма?"
  • 12 конференция Международной Ассоциации семейных психотерапевтов (Осло). Доклад: "Нарушение материнского поведения и особенности восприятия младенца"
  • Х Международная конференция памяти протоирея Александра Меня (Москва). Доклад: "Влияние алкоголизма на динамику семейной жизни"
  • научно-практической Конференция памяти Раисы Максимовны Горбачевой “Человек и семья: преодоление насилия” (Москва). Доклад: "Насильники поневоле"

Организация конференций:

Международная научно-практическая конференция "Возможности системной психотерапии в эпоху террора и насилия"
Председатель организационного комитета
21.09.2006 - 24.09.2006

Институт Практической Психологии и Психоанализа;

Профессиональная Психотерапевтическая Лига;

при поддержке Института Толерантности и Фонда CAF.

Научно-практическая конференция "Современное поле семейной психотерапии"
Председатель организационного комитета

23.09.2018 - 24.09.2018
Российская Федерация, г. Москва

Организаторами конференции выступили:

Общество Семейных Консультантов и Психотерапевтов;

Магистерская программа "Системная семейная психотерпия" НИУ ВШЭ.

Участие в конференциях:

"E-learning Stakeholders Researchers Summit. HSE and Coursera"
5.12.2018 - 6.12.2018
Российская Федерация, г. Москва

"Психологические проблемы современной семьи"
Руководитель Секции "Домашние питомцы в контексте семейных отношений"
3.10.2018 - 6.10.2018
Российская Федерация, г. Москва

"10th EFTA-TIC Meeting of Trainers “ΤΗΕ ΤΙΜΕΣ ΤΗΕΥ ARE A-CHANGING”: CREATIVITY IN SYSTEMIC TRAINING TODAY"
6.10.2017 - 8.10.2017
Мальта, г. Валетта

"8-th Congress EFTA Opportunities in a time of Crisis: The Role of the Family"
24.10.2013 - 27.10.2013
Турция, г. Стамбул

"Training and Research: Fostering Resilient Systems"
21.09.2012 - 23.09.2012
Македония, г. Охрид

Психолог, кандидат психологических наук, системный семейный психотерапевт, член правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов, член Международной ассоциации семейных терапевтов (IFTA) и руководитель магистерской программы «Системная семейная психотерапия» (НИУ ВШЭ).

Родилась в Москве, в семье ученых. Родители были физиологами. Дед Евгений Варга жил в Австро-Венгерской империи, был академиком, экономистом, интересовался работами Зигмунда Фрейда . Однажды Фрейд даже написал Евгению Варга письмо, что подтверждают биографы основателя психоанализа. Но переписка была сожжена уже в советский период бабушкой Анны Варги, чтобы избежать ареста деда. В семье существует легенда, что бабушку лечил сам Альфред Адлер , поскольку та часто падала в обмороки. Но будучи семейным системным психотерапевтом, Варга иронично замечает: «Я допускаю, что обмороки - это был такой способ грамотного решения конфликтов с дедушкой».

В 1978 году Варга закончила психологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, но признается, что выбор факультета был прагматичным: «Поняла, что на биофак не поступлю - химию не сдам. Пошла на психфак».

Первое время после окончания университета работала на кафедре общей психологии МГУ. В конце 70-х Владимир Столин открыл первую в России психологическую консультацию, в которой среди первых специалистов стала работать и Анна Варга. Это был Консультативный центр психологической помощи родителям, испытывающим трудности в воспитании детей. Некоторое время Варга преподавала в педагогическом институте им. В.И. Ленина, но в 1988 году уволилась и начала частную практику, которую считает своим главным делом.

В 90-е в Москве открылся Институт практической психологии и психоанализа - частное учебное заведение, направленное на повышение квалификации психологов. А скоро в нем появилась кафедра системной семейной психотерапии, которую возглавила Варга.

Распад Советского Союза познакомил Россию с множеством психотерапевтических направлений, среди которых Варга выбрала системную семейную психотерапию. Этот подход предлагает работать не с внутренними переживаниями клиента, а рассматривать человека как часть системы - семьи или общества в целом.

Позже Варга познакомила российских коллег с теорией эмоциональных систем Мюррея Боуэна. Она организовала четырехлетнее обучение этому методу у учеников Боуэна - Питера Тайтельмана и Кэтрин Бейкер. Несмотря на популярность в США, данный метод тогда был практически неизвестен в России.

Варга организовала Общество семейных психотерапевтов, однако она оценивает этот опыт как не самый удачный: «Я мечтала, что мы сможем продвигать профессию, приглашать западных коллег, создадим профессиональные стандарты, а может быть, и закон о психотерапии. Я надеялась на большие свершения, а получился «типа профсоюз».

С 2014 года Варга - руководитель магистерской программы по системной семейной психотерапии в НИУ ВШЭ. Она автор 54 научных и научно-популярных статей и двух монографий. Награждена Американской ассоциацией семейных психотерапевтов и обществом AVANTA за развитие теории Вирджинии Сатир в России.

Рассказывая о себе, Анна Варга говорит, что любит путешествовать, совершать длительные пешие прогулки. Признается, что не выносит пустые светские разговоры, в которых необходимо притворяться любезной.