Автором теории транзактного анализа является. Трансактный анализ Э. Берна

Трансакционный анализ (транзакционный анализ, трансактный анализ, транзактный анализ ; сокр. ТА ) представляет собой психологическую модель , служащую для описания и анализа поведения человека, - как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию , теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.

Ключевой отправной точкой для развития трансакционного анализа стал психоанализ , однако ТА, как модель, приобрёл значительно более общий и масштабный характер. Особенность трансакционного анализа состоит в том, что он изложен простым и доступным языком, а его основополагающие принципы крайне несложны и доступны для всеобщего понимания.

Краеугольным камнем трансакционного анализа является положение о том, что один и тот же человек, находясь в некоей определённой ситуации, может функционировать, исходя из одного из трёх эго -состояний , чётко отличимых одно от другого.

Трансакционный анализ - это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями - везде, где люди имеют дело с людьми.

Основы теории трансакционного анализа были описаны Эриком Берном и рядом других психотерапевтов, а также несколькими не психотерапевтами. Эрик Берн начал публиковать свои наблюдения за особенностями человеческого функционирования ещё в начале 1960-х годов, а пик общественного интереса к трансакционному анализу пришелся на 1970-е годы.

Эго-состояния

Согласно трансакционному анализу, в каждом из нас можно выделить три эго -состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.

    Эго-состояние Родителя (Р) содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь - от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне - переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка.

    Эго-состояние Взрослого (В) не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.

    Эго-состояние Ребёнка (Ре) содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности.

Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, - мы находимся в эго-состоянии Родителя. Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой - мы находимся в эго-состоянии Взрослого. Когда мы чувствуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, - мы находимся в эго-состоянии Ребёнка.

В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трёх эго-состояний.

Трансакция - это единица общения, которая состоит из стимула и реакции. Например, стимул: «Привет!», реакция: «Привет! Как дела?». Во время общения (обмена трансакциями), наши эго-состояния взаимодействуют с эго-состояниями нашего партнёра по общению. Трансакции бывают трёх видов:

    Параллельные (англ. reciprocal / complementary ) - это трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть». В данном случае взаимодействие происходит между людьми в одинаковых эго-состояниях (Взрослого).

    Пересекающиеся (англ. crossed ) - направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов. Например, муж спрашивает: «Где мой галстук?», жена с раздражением отвечает: «Я всегда у тебя во всём виновата!!!». Стимул в данном случае направлен от Взрослого мужа к Взрослому жены, а реакция происходит от Ребёнка к Родителю.

    Скрытые (англ. duplex / covert ) трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытые трансакции, являются почвой для развития психологических игр. Теория психологических игр была описана Эриком Берном в книге «Игры, в которые играют люди». Анализ игр - это один из методов, используемых трансакционными аналитиками.

Теория сценариев

Ещё одним краеугольным камнем трансакционного анализа является теория сценариев . Впервые данная теория была разработана Эриком Берном и усовершенствована Клодом Штайнером .

Сценарий - это «план жизни, составленный в детстве». Сценарий выбирается ребёнком на основе предложенных родителями или обществом. На выбор сценария влияют как внешние факторы, так и воля ребёнка. Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а второй - психиатром. Согласно теории сценария, каждый из нас уже в детстве знает важные для сценария моменты. Например количество будущих детей.

Контрсценарий - некая последовательность действий, приводящих к «избавлению» от сценария. Контрсценарий закладывается в другом эго-состоянии. К примеру, для сценария «Ты должна страдать» контрсценарием может стать «Твоя жизнь наладится, если ты удачно выйдешь замуж». В данном случае, Эрик Берн проводил аналогию контрсценария со «снятием проклятия злой ведьмы» (из сказки «Спящая красавица» ).

Антисценарий - «сценарий наоборот», может сформироваться при невозможности действовать согласно сценарию. Человек, действующий прямо противоположно своему сценарию, тем не менее, всё так же подвержен его влиянию. Сценарий продолжает руководить человеком, но то, что в сценарии нужно было делать хорошо, человек делает плохо, и наоборот. Например молодой человек, которому предназначалось быть рядом с одинокой матерью в старости, а поэтому беречь себя и иметь минимальные контакты с девушками, начинает менять подруг каждую неделю, употреблять наркотики и заниматься экстремальными видами спорта. В данном примере, поведение человека всё так же зависимо от родительских установок и потому предсказуемо.

Таким образом, антисценарий определяет стиль жизни человека, в то время как сценарий - его судьбу.

Утверждается, что родитель считает ребёнка взрослым лишь тогда, когда ребёнок в полной мере начинает выполнять родительский сценарий.

Теория сценариев подробно изложена Берном в его книге «What Do You Say After You Say Hello?» («Что вы говорите после того, как сказали Здравствуйте?»). В русскоязычном пространстве эта книга больше известна под названием «Люди, которые играют в игры», так как в большинстве случаев издавалась именно под ним.

Области применения

Трансакционный анализ используется в психотерапии , психологическом консультировании , бизнес-консультировании , образовании и везде, где людям приходится общаться друг с другом.

Эрик Берн прославился во всем мире психотерапии и психологии за счет своей теории об общении людей между собой и отношении их к себе и окружающим. Трансактный анализ Эрика Берна изучался многими психологами, которые сходились на том, что человек проживает жизнь действительно по тому сценарию, который заложен в детстве. Многие слова родителей закладывают стереотипное это и определяет качество его жизни и общения. Что это такое - трансактный анализ как метод психотерапии? В чем его суть и польза для человека?

Что такое теория трансактного анализа Эрика Берна?

Ее принято считать которая отображает анализ поведения и взаимодействие человека в группе и внутри себя. Эта теория приобрела большую популярность за счет доступности понятий и объяснения поведенческих реакций человека.

Главным постулатом здесь является то, что в определенных обстоятельствах человек может поступать в зависимости от того, какую из трех Я-позиций он принимает. Первым на эти позиции обратил внимание Берн Эрик. Трансактный анализ берет свое начало с психоанализа, поэтому рассматривает и изучает глубинные аспекты психики человека.

Для психотерапии важным моментом применения этой теории является утверждение о том, что каждая личность может научиться мыслить и отвечать за свои поступки, доверять прежде всего ощущениям и потребностям, принимать решения и выстраивать личные взаимоотношения. С этой позиции теория Эрика Берна является очень действенным методом помощи человеку в решении жизненных проблем.

Позиции в трансакциях

В этой теории легкая для восприятия - это три эго-состояния: Родитель, Ребенок, Взрослый. Каждое из них значительно отличается от другого, имея набор поведенческих характеристик, мышления и чувств.

Для психотерапевта очень важно понять, в каком состоянии человек поступает так или иначе, и что можно изменить в его поведении, чтобы он мог быть гармоничной личностью, о которой говорил Берн Эрик. Трансактный анализ предполагает три основных правила относительно этих эго-состояний:

  • Любой по возрасту человек был когда-то маленьким, поэтому может что-то делать под влиянием эго-состояния Ребенок.
  • Каждый (с нормально развитым мозгом) наделен способностью принимать адекватные решения и оценивать реальность, что свидетельствует о наличии у него эго-состояния Взрослый.
  • Все мы имели родителей или лиц, замещающих их, поэтому имеем данное начало, выраженное в эго-состоянии Родитель.

В основе психотерапии с использованием трансактного анализа лежит помощь в осознании человеком непродуктивных стереотипных поведения. Анализ трансакций, происходящий с помощью специалиста, помогает человеку стать более продуктивным в поисках решений, в осознании реальности, в постановке дальнейших целей.

Типы трансакций в психотерапии

Любые взаимодействия между людьми, речевые или невербальные, называются трансакциями в теории, которую вывел Берн Эрик. Трансактный анализ в рамках психотерапии предполагает изучение человеческих взаимоотношений, а также поиск решений возникающих проблем.

Специалисту важно определить, какие схемы привели к трудностям во взаимоотношениях. Бывает два вида вербальных и невербальных взаимодействий:

  • параллельные;
  • перекрестные.

Параллельные способы взаимодействия

Психотерапевт, работая с клиентом, определяет, какой вид трансакций был использован. Параллельные являются конструктивным видом взаимоотношений. В этом случае эго-позиции должны совпадать. Например, трансакция с вопросом "Как дела?" и ответом "Все хорошо!" произведена с позиции Взрослого. В этом случае никаких проблем при взаимодействии не возникает.

Перекрестные трансакции

Перекрестные могут спровоцировать конфликты. Это такое взаимодействие, при котором на стимул (вопрос или обращение) происходит неожиданная реакция с позиции другого эго-состояния. Например, вопрос "Где мои часы?" и ответ "Где бросил, там и доставай!" - трансакция с позиций Взрослого и Родителя. В этом случае может развиться конфликт.

Бывают еще скрытые трансакции (на психологическом и социальном уровнях). В этом случае важно анализировать стимулы людей, общающихся между собой.

Стимулы в общении

Для развития личности важно одобрение. Это одна из базовых потребностей человека. В теории трансактного анализа такое одобрение или стимул называется "поглаживанием". Такие моменты в общении могут нести позитивную или негативную окраску. "Поглаживания" бывают безусловными (просто за то, что человек есть) и условными (даются за поступки). Последние как раз и окрашены эмоциями со знаком "+" или "-".

В терапевтической практике специалист учит человека принимать такие стимулы или же не делать этого, особенно когда они негативные. Позитивные условные "поглаживания" также не всегда уместно принимать, так как человек приучается быть "хорошим", то есть старается всем угодить, ущемляя при этом себя.

Важно также научить клиента отказываться от условий, которые выдвигаются при положительном стимуле, если они не соответствуют внутренним позициям человека, что особенно подчеркивал Берн Эрик. Трансактный анализ помогает сфокусироваться клиенту на создании необходимых для него условий, где он может открыть в себе новые силы для принятия решений и так далее. В терапевтическом контакте психолог должен научить человека принимать себя, тогда консультация будет успешной.

Честные и нечестные трансакции

Следующим моментом в изучении трансакций как метода терапии является анализ взаимодействий, определяющих времяпрепровождение личности. Это явление назвал структурированием времени Эрик Берн. Психоанализ склонен рассматривать его немного с другой стороны: с позиции защитных механизмов.

Существует шесть способов структурирования времени:

  • уход (манипулятивный способ воздействия на человека);
  • игры (серии скрытых трансакций, которые также "нечестно" манипулируют людьми);
  • интимность (сексуальные взаимодействия);
  • ритуалы (трансакции, обусловленные стереотипами и внешними факторами);
  • развлечения (достижение определенных целей для себя);
  • деятельность (получение воздействий от окружающих и достижение своих целей).

Последние три называются "честными", так как не манипулируют окружающими. Психотерапевт во время беседы помогает выстраивать позитивные трансакции без манипулятивного поведения. Игры - это влияние на поведение людей. О них поговорим ниже.

Жизненные сценарии людей

Каждый человек живет по заданному в детстве сценарию, утверждал Эрик Берн. Психология жизненных сценариев людей напрямую зависит от позиций, принятых в детстве.

  1. Победитель - человек, добившийся целей, вовлекающий в борьбу других. В процессе терапии такие люди пересматривают свои жизненные позициии и манипулятивные игры, пытаясь выстроить продуктивные трансакции без негативного влияния на других.
  2. Побежденный - человек, постоянно переживающий неудачи, вовлекающий других в свои беды. Психотерапия для таких людей очень важна. В процессе беседы и анализа трансакций такие люди понимают причины своих неудач по жизни. Клиенты обучаются правильно реагировать на проблемы, не вовлекать в них окружающих, стараться выбраться из постоянных проблем.
  3. "Не-победитель" - лояльный человек, выполняющий все свои обязанности, старающийся не напрягать окружающих людей. Понимая в процессе психотерапии свой жизненный сценарий, такой человек принимает определенные решения в зависимости от потребностей и целей.

Все сценарии (более подробно о них можно прочитать в книге, которую написал Эрик Берн, - "Психология человеческих взаимоотношений, или Игры, в которые играют люди") мы получаем в результате родительского программирования в раннем детстве. Сначала перенимая их невербально, затем с помощью вербальных посланий. Они с течением жизни вытесняются из сознания, поэтому человек может и не догадываться, чем продиктовано его поведение. Поэтому с проблемами, касающимися жизненных сценариев или конфликтных взаимодействий, важно обратиться к психотерапевту, знающему досконально теорию трансактного анализа.

Трансактный анализ – это целесообразная психологическая модель, предназначающаяся для отображения и анализа поведенческого функционирования человека, проявляющаяся индивидуально и в группе. Такая модель охватывает философию, концепцию и способы, способствующие пониманию людьми самих себя, личных особенностей взаимодействия с окружением. стал стержневой исходной точкой для формирования данной концепции. Автором концепции считается Э. Берн. При этом трансактный анализ в качестве психологической модели, приобрел существенно более масштабный характер. Специфичность его состоит в простом изложении доступным языком. Его фундаментальные принципы абсолютно элементарны и общедоступны.

Базисом данной концепции является постулат, утверждающий, что индивидуум, пребывая в определенных условиях, может совершать поступки, опираясь исключительно на одну из трех я-позиций, имеющих четкие отличия.

Трансактный анализ Эрика Берна считается рациональным методом понимания поведенческих реакций, базирующийся на умозаключении, что каждый индивидуум может обучиться мыслить за себя, доверять себе, открыто выказывать собственные чувства, принимать независимые решения, выстраивать близкие контакты.

Трансактный анализ Берна

Теория трансактного анализа Берна одновременно являет собой анализ и психокоррекционное воздействие. Каждый при рождении имеет способность развивать собственные возможности во благо социума и своей персоны, продуктивно и творчески трудиться и радоваться жизни. Само словосочетание «трансактный анализ» в дословном переводе означает анализ взаимодействия.

Трансактный анализ Эрика Берна основывается на умениях субъектов понимать собственные поведенческие реакции, отделять неадекватные его паттерны от собственной личности. Так как индивидуум обладает правом выбора, он имеет возможность стать самостоятельным, свободным от собственного прошлого, внушенных стереотипов поведения, тем самым изме­няя установленный «жизненный сценарий» (судьбу). Отличие описываемой концепции от прочих заключается в отсутствии фиксации внимания на отдельных поведенческих реакциях, а обращается к более значимым и продолжительным формам и следстви­ям поведения.

Трансактный анализ общения направлен на установление более открытых и истинных взаимодействий между субъектами и между внутренними структурами личности. Трансакция — это единица коммуникативного взаимодействия, которая может являться стимулом или реакцией, то есть направлена на человека либо исходит от него. Анализ процесса общения, представленного в виде последовательности трансакций, выявляет причины проблем и нарушений в людских взаимодействиях.

По Берну человеческая личность характеризуется наличием трех составных частей – эго-состояний или этажей (ярусов). С целью упрощения понимания он назвал эти состояния (ярусы): родитель, взрослый и ребенок. Каждый индивидуум имел родителей либо людей, выполняющих их роль, поэтому все, что дите скопировало и сберегло в себе продолжает существовать в его психике всю жизнь, постепенно несколько трансформируясь и модернизируясь. Это и будет являться эго-состоянием «родитель». Проще говоря, в каждой личности живут родители, воспитывавшие их в детстве, и продолжающие по сей день заниматься их воспитанием, что проявляется в моральных установках и нравственных ориентирах, пристрастности и сегодняшнего поведения. Родитель в субъекте отвечает за его совесть и занимает верхний ярус личности, являясь самым хрупким звеном. Например, в процессе алкогольного опьянения, первым отключается «родитель», что может проявляться в бессовестности, безнравственности, нередко, аморальности поведения.

Эго-состояние «взрослый» ответственно за анализ реальности и проведение оценки возможностей. Данное состояние является структурой личности, адекватно реагирующей на происходящие события конкретно «здесь и сейчас». Эго-состояние «взрослый» воспринимает и преобразует информацию, получаемую в настоящем, словно компьютер. Кроме того, это эго-состояние также является и посредником во внутренних взаимоотношениях родителя и ребенка.

Каждый субъект когда-то был малышом, поэтому отголоски из детства обнаруживаются во взрослом существовании индивида в качестве эго-состояния «ребенок». Данное состояние характеризуется нахождением под сдерживающим, дозволяющим и провоцирующим воздействием «родителя». Это проявляется в воспроизведении немного измененных детских поведенческих реакций, таких как чувство вины, стыд, необоснованный страх, чрезмерная тревожность, обида, ожидание чуда, фантазии, протесты, ребячество, беззаботность, веселье, смех.

Эго-состояние «ребенок» ответственно за восприимчивость, эмоциональность, интуицию, творческое самовыражение и неадекватное поведение. То есть в каждой личности существует маленькая девочка или мальчик.

Трансактный анализ общения характеризует психически здорового и успешного субъекта как автономную, слаженную и бесконфликтную работу всех трех состояний. Общие поведенческие реакции находятся под контролем эго-состояния «взрослый».

При внутриличностных конфликтах, в ситуациях когда «взрослый» утрачивает власть, вследствие чего не может регулировать взаимоотношения «родителя» и «дитя», наступают различные тупиковые ситуации, которые приводят к проблемам психологической направленности, например, плохое настроение, конфликты, депрессии, неврозам и т.п.

Каждое состояние эго является жизненно важным, поскольку осуществляет определенные функции. Отсюда, все нарушения коммуникативного взаимодействия связаны с подавлением одного состояния или с его обнаружением в ситуациях, которыми это состояние не должно управлять.

Психотерапия трансактный анализ по Берну, должен «оживлять» подавленное эго-состояние либо обучать актуализации в случаях, когда это нужно для гармоничного взаимодействия. С позиции данной концепции, для оптимального личностного функционирования необходимо гармоничное сосуществование в индивиде всех трех состояний Я. Задачей структурного анализа является выявление взаимоотношения между состояниями личности, помощь в осознании и исправлении внутриличностных проблем с целью приспособления и исключения патологии.

Детально разработанная теория трансактного анализа Берна предлагает еще ряд определений, необходимых для понимания происходящего во время коммуникативного взаимодействия между людьми, а именно игра, поглаживания, вымогательство, ранние решения и запреты, жизненный сценарий.

Фиксированный и бессознательный поведенческий паттерн, в кото­ром индивид стремится избегнуть полноценного контакта (близости) посредством манипулятивного поведения называется игрой. Например, фразы по типу: «смотри, что ты со мной сделала», «если бы не ты».

Игры трансактного анализа являют собой вытекающие одна из одной серии добавочных скрытых трансакций с отчетливым конкретным и предсказуемым итогом, который необходим одному из игроков.

Поглаживаниями называются трансакции, отвечающие за индуцирование положительных чувств или негативных эмоций. Отсюда, поглаживания бывают позитивными, пример, «ты мне симпатичен», негативными, пример, «вы мне неприятны», условными, пример, «вы бы мне были более симпатичны, если бы..» и безусловными – «я тебя принимаю именно таким, каким ты есть».

Вымогательством является способ поведенческого реагирования, при помощи которого индивиды осуществляют привычные установки, порождая у себя негативные эмоции, вынуждая других успокаивать их. Вымогательство обычно получает инициатор игры (то есть манипулятор) в ее конце.

Ранние решения и запреты являются одними из главных терминов трансактного анализа, которые означают информацию, передающуюся от родителей к ребенку на этапе детства, из состояния «ребенок» вследствие переживаний, тревог и забот родителей. Такие запреты можно сопоставить с неизменными моделями поведения. Ответной реакцией на эту информацию являет принятие ребенком «ранних решений». Другими словами, у ребенка вырабатываются формулы поведения, которые вытекают из «запретов».

Жизненный сценарий является аналогией «стилю жизни» Адлера. Он охватывает запреты (родительские посылания), ранние решения (ответная реакция на запрет), игры, воплощающие ранние решения, вымогательства, служащие оправданием ранние решения, ожидания и гипотезы об окончании «жизненной пьесы».

Игры трансактного анализа – это комплекс трансакций, характеризуемых скрытой мотивацией, цепь ходов, которые содержат в себе западню либо подвох. Выигрышем является конкретный эмоциональный настрой, к которому игрок испытывает бессознательное стремление

Трансактный анализ взаимодействия ставит целью помочь индивиду осознать собственные игры, сценарий жизни, я-состояния и принять при необходимости свежие решения, относящиеся к поведенческому реагированию и построению дальнейшей жизни. Суть психокоррекционной работы заключается в осво­бождении личности от реализации навязанных поведенческих программ и помощи ему в обретении независимости, спонтанности, способности к полноценным контактам (близкие отношения).

Психотерапия трансактный анализ, главным образом, перенята из . Структурный анализ я-позиции предполагает показ и взаимодействие посредством техник, основанных на ролевых играх, с сопровождающими обеспечениями фактического и гипотетического характера трансакций. Выделяются, преимущественно, две основные проблемы, а именно контаминации, заключающиеся в смешивании двух разных эго-позиции, и исключения, заключающиеся в жестком ограничении эго-состояний друг от друга.

Методы трансактного анализа применяются с целью решения различных коммуникативных проблем, при нарушении нормального взаимодействия внутри себя и между людьми. Данный метод рассматривает четыре потенциальные позиции жизни, которые определяют отношение к окружению и собственной личности:

— ты хороший – я хороший либо вы в порядке – я в порядке;

— ты плохой – я хороший либо вы не в порядке – я в порядке;

— ты хороший – я плохой либо вы в порядке – я не в порядке;

— ты плохой – я плохой.

Первая позиция считается основным жизненным постулатом и представляет собой те установки, которые делают индивида удовлетворенным жизнью. Если бы все субъекты придерживались данной позиции, то в трансактном анализе не было бы необходимости. Внешние обстоятельства вынуждают индивидов выбирать иные установки, в результате которых появились три другие позиции.

Второй позицией руководствуются люди, предрасположенные к асоциальному поведению, манипулированию окружением. Такие люди убеждены, что обоюдовыгодное сотрудничество между субъектами невозможно, они считают для себя невозможным что-то открыто попросить у социума, а потому для получения желаемого они стараются обязательно обмануть другого индивида.

Третьей позиции придерживаются субъекты, считающие себя недостойными. То есть они убеждены, что недостойны высокого заработка, счастливой жизни, лучшего партнера. Таких индивидов постоянно мучает собственная неполноценность и чувство вины. Они существуют, будто по какому-то фатальному сценарию. Ежедневно эти субъекты уступают собственные жизненные позиции окружающим индивидам, нивелируя при этом свои интересы.

Четвертая позиция принадлежит лицам, неудовлетворенным собственным бытием, а следовательно и глубоко несчастным. Нередко эта позиция приводит индивидов к суицидальным попыткам. Берн полагал, что все ресурсы для превращения в счастливую личность, есть в наличии у каждого индивида.

Трансактный анализ взаимодействия позволяет субъектам взглянуть на собственную персону, словно со стороны, и отыскать в себе ресурсы, необходимые для свершения перемен.

Кроме того, с успехом применяется трансактный анализ конфликта для прогнозирования и предупреждения возникновения конфронтаций в межличностных контактах. Для разрешения конфликтной ситуации, в первый черед, необходимо суметь остаться в позиции взрослого. А затем, следует постараться вывести своего оппонента на взрослую позицию. С этой целью рекомендуется вначале дать согласие, а потом задать вопрос.

Методы трансактного анализа, сформированные Берном, имеют несколько стадий: теория эго-состояний или структурный анализ, трансактный анализ коммуникативного взаимодействия и деятельности (базирующийся на определении «трансакция» как взаимодействии я-позиций двух индивидов, вступивших), анализ игр и жизненного сценария (скриптоанализ).

Сегодня довольно востребован трансактный анализ обучение которому позволяет выйти на качественно новый уровень профессионализма. Данный метод предоставляет возможность личностного роста и профессионального развития в широком круге профессий, имеющих связь с интенсивными межличностными контактами.

Теория трансактного анализа

Выделение эго-позиций в теории трансактного анализа базируется на трех аксиоматических постулатах:

— каждый ныне взрослый ранее был ребенком, который в каждой личности представлен я-состоянием «ребенок»;

— каждый субъект с нормально сформированными мозговыми структурами к адекватному оцениванию реальности потенциально способен (умения систематизировать извне приходящие данные и принимать рациональные решения относятся к я-состоянию «взрослый»;

— каждый индивид имел или имеет и сегодня родителей либо заменивших их лиц (родительское начало есть в каждой личности, которое принимает вид я-состояния «родитель»).

У Берна «взрослый» является как бы арбитром между я-состояниями «ребенок и родитель». Взрослый решает, подвергая анализу информацию, какие поведенческие реакции максимально соответствую конкретным обстоятельствам, от каких паттернов следует отказаться, а какие, наоборот, нужно включить.

Одно я-состояние бывает «загрязнено» другим я-состоянием.

Трансактный анализ примеры, индивид путает родительские правила для я-состояния взрослой «здесь-и-сейчас реальности (таким образом, взрослое «Я» стало загрязнено эго-состоянием «родитель»), когда верования берутся в качестве фактов (то есть взрослое эго загрязняется эго-состоянием «ребенок»).

Посредством наблюдения за вербальными и несловесными составляющими поведения можно диагностировать эго-позиции в личности. Трансакциями называются словесные и невербальные взаимодействия, происходящие между людьми. То есть трансакцией является обмен воздействиями между я-состояниями беседующих субъектов. Такие воздействия бывают безусловными и условными, отрицательными и положительными. Кроме того, трансакции бывают параллельными, скрытыми и пересекающимися.

Параллельными называются трансакции, при которых посыл, идущий от одного индивида, непосредственно дополняется ответной реакцией другого (вопрос – ответ). Подобные взаимодействия не могут производить конфликты и способны длиться неограниченное время (первый закон общения).

Пересекающиеся трансакции характеризуются способностью продуцировать конфликты. В таких случаях на посыл дается неожиданная ответная реакция, то есть активизируется не то эго-состояние. Например, муж на вопрос «где мои ключи», получает от жены ответ «возьми там, куда положил». Иными словами, на посыл, исходящий от взрослого, дается ответная реакция родителя. Подобные перекрестные трансакции могут начинаться взаимными укорами, колкими репликами, а заканчиваются ссорой.

Целью трансактного анализа является выяснение, какое именно эго-состояние направило коммуникативный посыл и какое эго-состояние получило этот посыл.

Трансактный анализ конфликта заключается в преобразовании рядовых трансакций в незаурядные, совпадающие с конкретной ситуацией. Другими словами, когда ситуация нуждается в совместной работе труда, то два ребенка не в состоянии договориться, а следовательно, и продуктивно взаимодействовать. Для таких ситуаций необходимо я-состояние «взрослый». Трансакции являются параллельными незаурядными, то есть параллельными, когда векторы посыла и ответной реакции совпадают, и пересекающимися, то есть рядовыми, когда эти векторы пересекаются, вследствие чего наступает конфронтация (второй закон общения). В процессе анализа трансакций мало лишь установить факт пересечения векторов. Нужно еще определить, какой личностный компонент неожиданно активизировался и разрушил коммуникативное взаимодействие. Трансактный анализ пример участник трансакции на призыв взрослого эго-состояния к его взрослому «Я» реагирует детской я-позицией, то необходимо отложить решение ситуации, пока векторы не станут соответствовать состоянию, в котором могут стать параллельными дальнейшие трансакции.

Скрытые трансакции охватывают более двух я-состояний, поскольку информация в них камуфлируется под социально приемлемый посыл, однако ответное реагирование ожидается со стороны действия скрытого сообщения. Следовательно, скрытые трансакции содержат неявные сообщения, посредством которых можно скрыто воздействовать на людей (люди не осознают, что на них оказывается воздействие).

Современный трансактный анализ рассматривает личное изменение как модель решений. Фундаментом всей терапии современной концепции трансактного анализа является убеждение, основанное на изменении таких ранних решений.

В современном направлении описываемого метода терапевт и клиент несут обоюдно направленную ответственность за результат целей контракта, которые направлены на достижение выхода из сценария, а также обеспечение автономии.

Современный трансактный анализ ориентирован на личностное изменение. В этом заключается его основная цель, а понимание личностных проблем не рассматривается в качестве результата терапии. Наоборот, их осознание являет собой инструмент, направленный на видоизменение личности. Само же видоизменение включает принятие решения на трансформацию, а затем наступает деятельный процесс по его осуществлению.

Современный трансактный анализ обучение включает теорию личности, детского развития и коммуникаций, анализ сложных структур и организаций. Он представляет собой, в практическом применении, систему коррекционного воздействия на отдельные личности, на супружеские пары, семьи и другие группы.

Среди психоаналитических концепций важнейшее значение для развития теории влияния имеет трансактный анализ. Трансактный анализ – направление в психологии, разработанное в 50-е гг. XX в. американским психологом и психиатром Э. Берном. Предметом исследования является трансакция взаимодействие Я-состояний двух вступающих в общение индивидов. Трансактный анализ включает в себя: 1) теорию Я-состояний; 2) теорию трансакции (взаимодействия); 3) анализ психологических «игр»; 4) анализ жизненного сценария личности.

Трансактный анализ внёс существенный вклад в исследование природы межличностного влияния. По мнению Э. Берна, влияние характеризуется позициями, которые занимают участники взаимодействия с учётом ситуации и стиля взаимодействия. Он выделил в поведении каждого человека три типа позиций и соответствующих им состояний Я : «Родитель», «Взрослый», «Ребёнок» . Каждая позиция – психологическая стратегия оказания влияния. Позиция Родителя может быть определена как позиция «Надо!», позиция Ребёнка ‑ как позиция «Хочу!» , позиция Взрослого – объединение «Хочу» и «Надо» .

Находясь в позицииРодителя , человек стремится управлять другими людьми. Как правило, он руководствуется при этом нормами и правилами, которые внушили ему его родители, школьные учителя и т.д. Условно внутреннего Родителя делят на Помогающего родителя , который стремится оказать помощь и поддержку, и Критического родителя , критикующего, обвиняющего окружающих. Средства влияния Родителя : взгляд сверху вниз; снисходительное или презрительное выражение лица; категоричные, обвинительные или покровительствующие интонации. Ему всё ясно, он знает истину. Любит выражения: «Я этого не потерплю», «Чтобы было сделано немедленно», «Неужели трудно понять», «Какой идиот это придумал», «Вы меня не поняли», «Сколько можно Вам говорить», «Как Вам не стыдно», «Ни в коем случае» и т.п.

Взрослый контролирует действия Родителя и Ребёнка, адаптирует их к реальности. Состояние Взрослого – это состояние, при котором человек стремится рассмотреть ситуацию со всех сторон, наметить план действий и реализовать их. В общении Взрослый ведёт себя уверенно и спокойно. Отношения с собеседником строятся на равных. Средства влияния: прямой взгляд, спокойные ровные интонации, уверенное поведение. Типичные выражения: «Извините, я Вас не понял, объясните, пожалуйста, ещё раз», «Это моё мнение», «А что, если нам поступить так», «Как Вы планируете выполнить эту работу?» и т.п.



Состояние Ребёнка (естественное или спонтанное , приспосабливающееся , бунтующее ) – это состояние, следующее на поводу собственных желаний, советов взрослых, родителей, проявляющее творчество, оригинальность, показывающее свою слабость при невозможности самостоятельного решения проблем. В состоянии Ребёнка человек чаще всего находится в зависимости от оценок других людей, в ожидании одобрения или неодобрения. В общении поза и выражении лица Ребёнка соответствуют его внутреннему эмоциональному состоянию: радости, горю, страху, тревоге, восторгу. Используются смех, слезы, дрожание губ, пожимание плечами, опущенный вниз или бегающий взгляд, заискивающие или виноватые интонации и т.д. Часто восклицает: «Превосходно!», «Замечательно!», «Хочу!», «Не хочу!», «Надоело», «Ни за что не соглашусь», «Зачем мне это надо?», «Когда всё это кончится?».

Акт влияния в процессе общения людей называется трансакцией . Э. Берн полагал, что цель простого трансакционного анализа – выяснить, какое именно состояние Я ответственно за трансакционный стимул и какое состояние человека осуществило трансакционную реакцию и тем самым определяет характер влияния и взаимоотношений между людьми. Согласно Э. Берну, первое правило коммуникации гласит: пока трансакции дополнительны , то есть стимул влечёт за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию, процесс коммуникации будет протекать гладко и может продолжаться сколь угодно долго.

Рд – Рд А Б

А. Студенты совсем не хотят заниматься. Рд Рд

Б. Да, раньше к учёбе относились серьёзнее. В В

Рд – Рб А Б

А. Тебе не идёт эта рубашка. Рд Рд

Б. А что мне надеть? В В

Обратное правило состоит в том, что процесс коммуникации прерывается, если происходит то, что можно назвать пересекающейся трансакцией , то есть стимул вызывает несоответствующую реакцию. При пересекающихся трансакциях ответ партнёра обращён не в то состояние личности, в котором она находится. Источником подобного поведения обычно является обиженный Ребёнок. Состояние такого типа характерно для тех людей, которые в детстве переживали незаслуженную критику или строгое, критичное отношение родителей или учителей. Они сохранили в своей личности обиженного бунтующего Ребёнка.

Для того чтобы преодолеть обиду (повода для которой в реальности могло и не быть), обиженный Ребёнок становится критическим Родителем и влияет на партнёра с помощью обвинений, оскорблений, деструктивной критики.

Преподаватель : Вы не написали реферат, как В – В Рд Рд

Требовалось, зачёт я Вам поставить не могу. В В

Студент : Всё равно Ваш предмет никому не нужен Рд – Рб Рб Рб

Кроме открытых, бывают скрытые трансакции. Ихсмысл не связан непосредственно с наблюдаемым поведением и буквальным текстом высказывания (например, за безобидным внешне содержанием скрывается очень обидный подтекст).

Студент : А разве интеллект можно измерять? В – В Рд Рд

(Вы, что ли, измерять будете?) Рд – Рб В В

Преподаватель: Можно, если он есть! В – В Рб Рб

(У тебя-то явно не на высоте.) Рд – Рб

Общение с помощью скрытых и пересекающихся трансакций называется психологической игрой. Психологическая игра – серия ходов с чётко определённым и предсказуемым исходом. Игра ‑ наиболее сложный тип взаимовлияния, т.к. в играх каждая сторона неосознанно старается достичь превосходства над другой и получить вознаграждение. Основная отличительная особенность игр – скрытая мотивация их участников. Игры бывают семейные, профессиональные, пожизненные. Наиболее распространённые проигрываемые сценарии игр: «Бедный я, несчастный»; «Я всего лишь пытаюсь помочь тебе»; «Что бы ты делал без меня»; «Это всё из-за тебя»; «Почему бы вам не… - Да…, но…»; «Видишь, как я стараюсь»; «Если бы не ты…».

Психологическая игра «Да…, но…»

Пациентка : Доктор, я опять плохо себя чувствую. Рб - Рд

Врач : Почему бы Вам не полечиться в стационаре? Рд- Рб

Пациентка : Да , это было бы неплохо, но кто будет Рд- Рб

ухаживать за моими детьми и мужем?

Врач : Вы можете полечиться дома. Рд - Рб

Пациентка : Да , я согласна, но кто за меня будет Рд - Рб

работать? и т.д.

Игра непродуктивна для обоих участников взаимодействия, т.к. пациентка не получает помощи, а врач не получает удовлетворения от выполнения своей профессиональной роли. Игра «Да…, но…» в этой же ситуации через некоторое время может перерасти в игру «Это всё из-за тебя», когда в ход идут обвинения в адрес беспомощной медицины, некомпетентных врачей и т.д.

Врач мог бы прервать навязываемый пациенткой сценарий и оказать конструктивное влияние, если бы позволил ей самой рассказать, как бы она хотела лечиться и что ей помогает или использовать вопрос: «Что для Вас важнее – доказать, что врачи не умеют лечить, или ваше здоровье?».

По Э. Берну, игры составляют значительную часть человеческого общения. Игры ‑ единственный способ общения для людей, которым не хватает внимания, поддержки, уверенности в себе, доверия к миру. Из-за своих внутренних проблем они не могут установить отношения близости и привязанности. Чаще всего люди выбирают себе друзей, партнёров, близких людей из числа тех, кто играет в те же игры, что и они. Некоторым людям игры необходимы для поддержания душевного здоровья. У таких людей психическое равновесие столь неустойчиво, а жизненные позиции столь шатки, что стоит лишить их возможности играть, как они впадут в безысходное отчаяние.

Чтобы предотвратить влияние, ведущее к конфликту в общении, необходимо проанализировать, в каком состоянии находится партнёр и к какому Вашему Я-состоянию обращено его воздействие. Необходимо строить параллельные трансакции с использованием приёмов амортизации

Кроме амортизации, существует ещё приём суперамортизации , который заключается в том, если на Вас оказано негативное влияние в виде деструктивной критики или грубого замечания, окажите контрвлияние, т.е. усильте сами то качество, которое Вам приписал партнёр по общению.

А. Лезет как медведь, все ноги отдавил!

Б. Конечно, медведь, даже хуже – бегемот, нет мне прощения, и т.п.

В своей теории Э. Берн описывает самую совершенную форму межчеловеческого влияния ‑ близость . Двустороннюю близость можно определить как свободное от игр общение, предполагающее тёплое заинтересованное отношение между людьми, исключающее извлечение выгоды. Близость приносит ни с чем не сравнимое удовольствие и обеспечивает личностный рост и благополучие.

Трансактный анализ это интегральный подход к психологии и психотерапии. Он описан как интегральный, потому что у него есть элементы психоаналитических, гуманистических и познавательных подходов. Трансактный анализ был разработан американским психиатром канадского происхождения , в конце 1950-ых годов.

Контур

По данным Международной ассоциации трансакционного Анализа, TA ‘ — это теория личности и систематической психотерапия для личного роста и личностных изменений’.

  1. В качестве теории личности Трансактный анализ описывает, как люди структурированы психологически. Он использует, пожалуй, самые известные модели эго-состояний (Родитель-Взрослый-Ребенок) модели, чтобы сделать это. Та же модель помогает объяснить, как люди и выражать свои функции личность в их поведении.
  2. Берн установилчто существует четыре жизненные позиции, что человек может занимать определенные психологические позиции имеет серьезные последствия как для отдельных операций или его жизни. Положения заявлены как:
    1. Я в порядке и вы в порядке . Это здоровая жизненная позиция, и это означает, что я отношусь к себе хорошо, и отношусь хорошо к другим и их компетенции.
    2. Я в порядке, вы не в порядке . В этой позиции я отношусь к себе хорошо, но к другим я отношусь плохо, и это обычно не является здоровой,
    3. Я не OK , вы ОК . В этом положении я отношусь к себе плохо, к другим я отношусь лучше чем к сеье. Человек, который занимает это положение ведёт себя дипрессивно.
    4. Я не ОК, и вы не ОК .. Это худший вариант, а это значит, что я верю, что я в ужасном состоянии и остальной мир тоже в плохом состорянии. Следовательно, нет никакой надежды на позитивное развитие событий.
  3. Это теория коммуникации что может быть дополнен к анализу систем и организаций.
  4. Это предлагает теорию для развития ребенка, объясняя, как наши взрослые образцы жизни произошли в детстве. Это объяснение основано на идее «Детство Подлинник жизни» предположение, что мы продолжаем переигрывать стратегии детства, даже когда это приводит к боли или поражению. Таким образом это утверждает, что подтвердило теорию психопатологии.
  5. В практическом применении. Используется в диагностике и лечении многих типов психических расстройств, а также предоставляет метод терапии для лиц, супружеских пар, семей и групп.
  6. Вне терапевтической области, она была использована в образовании, чтобы помочь учителям оставаться в ясном общении на должном уровне, в консультирование и консультационных услугах, в управление и коммуникации обучение и т.д.

Философия.

  • Все люди ОК; таким образом, каждый человек имеет значимость, важность, равенства, уважение.
  • Положительное подкрепление увеличивает чувства ОК.
  • Все люди имеют основное милый и желания для положительного роста.
  • Все (лишь с некоторыми исключениями, такими, как болезнями головного мозга) имеют способность думать.
  • Все многочисленные аспекты личности, имеют положительное значение.
  • Люди решают свою историю и судьбу, поэтому эти решения могут быть изменены.
  • Все эмоциональные трудности излечимы.

Свобода от исторического внедренного в детстве скрипта требуется для того, чтобы стать свободными. Ненадлежащее, недостоверное перемещение эмоции, которые не справедливо и честно отражают «здесь-и-сейчас» жизнь (например, эхо детства страдание, жалость-себя и других, компульсивное поведение и однообразной жизни неблагополучных структур). Цель изменения в рамках TA, перейти к автономии (свобода от детских сценариев), непосредственности, интимности , лечение как полное выздоровление вместо того, чтобы просто делать успехи.

История трансактного анализа.

TA — нео-фрейдистская теория индивидуальности. Берн эго-состояний находятся под сильным влиянием ИД, эго и супер-эго , хотя они не точно соответствуют с ними. Главная разница между Берном и Фрейдом — обработка заметных трансакций, известных как «игры».. Ряд книг популяризировал TA широкой общественности, но мало что сделал, чтобы получить признание в обычного психоаналитического сообщества. Трансактныйй анализ по мнению ее сторонников, более удобная и доступная модель, чем традиционные психоаналитические модели. Ряд современных TA практиков подчеркнули сходство с когнитивно-бихевиористской моделью, в то время как другие делают акцент на разных моделях.

Общие.

TA не только постфрейдист, но и, согласно пожеланиям его основателя, сознательно дополнительно-фрейдистский. У ТА есть корни в психоанализе, начиная Берн был психоаналитически обучаемым психиатром, транзакционный анализ был разработан как отколовшееся отделение психоанализа.

С его вниманием на сделки TA переместил внимание от внутренней психологической динамики до динамики, содержавшейся во взаимодействиях людей. Вместо того, чтобы полагать, что увеличение понимания содержания подсознательно проводимых идей было терапевтическим путем, TA, сконцентрированный на содержании взаимодействий людей друг с другом. Изменение этих взаимодействий было путем TA к решению эмоциональных проблем.

TA также отличается от Фрейдистского анализа по объяснению, что заключительное эмоциональное состояние человека — результат внутреннего диалога между различными частями души, в противоположность Фрейдистской гипотезе, что образы — наиважнейший детерминант внутреннего эмоционального состояния. (Например, депрессия может произойти из-за продолжающихся критических словесных сообщений от внутреннего Родителя внутреннему Ребенку.) Берн полагал, что относительно легко идентифицировать эти внутренние диалоги и что способность сделать так родительски подавлена в раннем детстве.

Кроме того, Берн считал, в принятии на себя обязательство «лечить» своих пациентов, а не просто, понять их. С этой целью он ввел один из самых важных аспектов TA: Контракт, заключаемым им и клиент, и терапевт преследовал конкретные изменения, которые желал клиент.

Пересмотрев концепцию человеческой психики состоящую из ИД, эго и супер-эго. Берн, формулирует три «эго-состояния»- Родитель, Взрослый и Ребенок, которые были в значительной мере формируемые через детство. Эти три состояния являются частью Фрейдовского эго; никто не представляет идентификатор Суперэго.

Нездоровые детские переживания могут привести к тому сто будут патологически закреплены в Ребенке и Родителе (эго-состояния), вносят дискомфорт для человека и/или другим пользователям в различных формах, в том числе многих видов психические заболевания.

Берн считал, как люди общаются друг с другом, и, эго-состояния влияют на набор транзакции. Непродуктивные, или же контрпродуктивные операции рассматривались как признаки проблем эго-состояний. Анализируя данные операции по словам человека из истории развития, позволят человеку поправится.

Берном определена типология общих контрпродуктивным социальных взаимодействий,Берн определил их как «игры».

Берн представил свою теорию в двух популярных книг по Трансактного анализа: Люди которые Играют В Игры (1964) и Что Ты Скажешь После Того, Как Сказал » Здравствуйте»? (1975). Я ОК, Ты ОК (1969), написанная давним другом Берна Энтони Томасом Харрисом является, пожалуй, самой популярной книгой по ТА.

К 1970-ым, из-за нетехнического и неугрожающего жаргона TA и модели человеческой души, многие ее условия и понятия были приняты эклектичными врачами как часть их отдельных подходов к психотерапии. Это также служило положительно в качестве модели терапии для групп пациентов, семей, где межличносные (а не глубоко личный) беспорядки были центром лечения. Критика обвинила, что TA - псевдонаука, когда ТА — фактически лучше понимать как философию.
Популярность TA в США уменьшилась в 1970-ых, но он сохраняет некоторую популярность в других местах в мире. Более преданные пуристы TA объединились в 1964 с Берном, чтобы сформировать исследование и профессиональное тело аккредитации, Международную Транзакционную Аналитическую Ассоциацию или ITAA.

Развитие трансактного анализа.

Оставляя психоанализ половину столетия назад, Эрик Берн представил транзакционный анализ миру как феноменологический подход, добавляющий философскую конструкцию Фрейда с наблюдаемыми данными. Его теория основывалась на науке об Уайлдере Пенфилде и Рене Спице наряду с нео-психоаналитической мыслью о людях, таких как Пол Федерн, Эдоардо Вайс и Эрик Эриксон. Двигаясь в межлисностном мотивационную теорию, он поместил его и против психоаналитических традиций того дня и в пределах того, что станет психоаналитическими традициями будущего.
Из Берна транзакционные аналитики унаследовали намерение создать доступную и легкую в использовании систему, понимание подлинника или жизненного плана, эго-состояний, сделок и теории групп.

Пятьдесят лет спустя.

В рамках всеобъемлющей основы Трансактного анализа, более поздние трансактные аналитики разработали несколько разных и перекрывающих теории Трансактного Анализа: когнитивных, поведенческих, коммуникативных, интегративных, конструктивистских, работа с телом, позитивных психологических, личностных адаптационных, психодинамических и т.д.

Некоторые трансактные аналитики подчеркивают вещи, которые имеют общее с когнитивно-поведенческими терапевтами: испол ьзование контрактов с ясными целями, внимание к когнитивным искажениям (так называемый «Взрослых » дезактивации» или «Ребенок deconfusion»), ориентация на клиента, сознательное отношение, поведение и использование «мазки».

Когнитивные на основе трансактных аналитиков используют эго-состояния идентификации, выявления искажения общения и обучения различных функциональных вариантов в динамике связи. Некоторые делают дополнительные договоры на более глубокую работу с участием жизненных-планов и сценариев или бессознательные процессы, в том числе тех, которые проявляются в клиент-терапевт отношении, как перенос и контрперенос, и определяют себя как психодинамических или Трансактных аналитиков. Основной момент исследования это поощрение субъективного благосостояния и оптимального человеческого функционирования, а не патологий и тем самым идентифицируется с положительной психологией. Все более и более под влиянием текущих исследований в приложении младенец-мать взаимодействий, и значениями межличностной нейро-биологии и нелинейными динамическими системами.

Основные идеи.

Многие из основных TA модели и концепции можно разделить на

  • Структурный анализ — анализ индивидуальной психики
  • Трансактный анализ это анализ межличностных отношений на основе структурного анализа личности, вовлеченных в сделки
  • Анализ игр это повторяющаяся последовательность трансакций, которые приводят к предопределенному результату, подсознательно согласованному сторонами, вовлеченными в игру
  • Анализ сценария- жизненный план, который может вовлечь долгосрочную причастность в особенности к играм, чтобы достигнуть жизненной выплаты человека.

Эти понятия можно объяснить следующим образом:

транзактный анализ

Эго-Состояния (Родитель-Взрослый-Ребенок) модель.

  • Родитель («exteropsyche»): эго-состояние , в котором люди ведут себя, чувствуют и мыслят, бессознательно подражая тому, как их родителей (или другие родительские фигуры) действовали, или, как они интерпретировали действия их родителей. Например, человек, который может кричать на кого-то из за разочарования, потому что в детстве на него кричали родители если он разочаровывал их..
  • Взрослые («neopsyche»): эго-состояние , которое наиболее похоже на компьютерную обработку информации и составления прогнозов при отсутствии основных эмоций, которые могут негативно повлиять на его деятельность. Обучение с целью укрепления Взрослого цель трансактнного анализа. Человек находящийся в эго-состоянии Взрослого, направлен на объективную оценку реальности.
  • Ребенок («archaeopsyche»):эго-состояние , в котором люди ведут себя, чувствуют и думают так же, как они делали это в детстве. Например, человек, который получает низкую оценку работы может отвечать, глядя в пол, плача или надувшись, как раньше, когда ругали его как ребенка. И наоборот, человек, который получает хорошие оценки, может реагировать с широкой улыбкой и радостным жестом благодарности. Ребенок является источником эмоций, творчества, отдыха, спонтанности и близости.

Берн дифференцировал эго-состояния Родитель, Взрослый и Ребенок от фактического взрослго, родителя и ребенка, с помощью заглавных букв. Эти эго-состояния могут представлять или не представлять те отношения, которые они разыгрывают. Например, на рабочем месте, взрослый руководитель может взять на себя Родительскую роль, и ругать взрослых работников, как если бы они были Детьми.

Внутри каждой из этих эго-состояний есть подразделы. Таким образом Родительские фигуры бывают: Заботящимися (разрешают, заботятся, следят за безопастностью) иликритикующими (в основном, негативные варианты); Детское поведение бывает:естественное или адаптивное . Эти подразделения классифицируют лиц, образцы поведения, чувств, способы мышления, которые могут быть функциональными (положительные ) или неблагополучные контрпродуктивным (отрицательное )..

Берн утверждает, что есть четыре типа диагностирования эго-состояний. Это: «поведенческий» диагноз», «социальный» диагноз», » исторический» диагноз», и «феноменологический» диагноз. Полный диагноз будет включать в себя все четыре вида. Впоследствии было показано, что есть пятый тип диагноза, а именно «контекстный», потому что такое же поведение будет диагностироваться по-разному в зависимости от контекста поведения.

Эго-состояния не соответствуют непосредственно Фрейдовским Эго, Суперэго и ИД хотя существуют очевидные параллели: Суперэго/Родителей; Ego/Взрослый; Id/Ребенка. Эго-состояния является постоянными для каждого человека, и (утверждают, та практики) являются более заметными, чем компоненты Фрейда. Иными словами, эго состояние, из которого кто-то поддерживает связь очевидна в его поведении, манере и выраженим.

Не существует «универсального» эго-состояний. Например, каждый Ребенок является уникальным опытом детства: менталитет, интеллект, семья у каждого отдельного человека разные.

Одно эго состояние может быть загрязнено другим эго-состоянием. Например, когда человек путает Родительские правила, и лозунги для эго-состояния Взрослой «здесь-и-сейчас действительности (Взрослое эго стало загрязнено Родителем), и когда верования взяты в качестве фактов (Взрослое эго стало загрязнено Ребенком). Или когда человек «знает», что все смеются над ним, потому что «они всегда смеялись». Это было бы примером загрязнения детства (Детское загрязнение Взрослого), поскольку на Эго-состояние Взрослый «здесь-и-сейчас» накладываются воспоминаниями об исторических инцидентах в детстве.
Симбиоз эго-состояний также возможен. В симбиотических отношениях, один участник заимствует эго состояние от другого участника и выключает его у себя. Например, солдаты могут освободить себя от вопросов этики их действий, подчиняясь начальникам. В этом случае солдат включил Родительское эго-состояние их начальника в свою персону.

Хотя теория TA утверждает, что Эго-состояния не соответствуют непосредственно взглядам, чувству и оценке, поскольку эти процессы присутствуют в каждом эго-состоянии, это требование, кажется, внутренне противоречиво к требованию, что Взрослый походит на компьютерную информацию об обработке, поэтому не чувствует, если он загрязнен Ребенком. Более глубокое понимание TA необходимо, чтобы решить этот парадокс. Например, Берн обсуждает, что каждое эго состояние (Родитель, Взрослый и Ребенок), является дальнейшим подразделением Родительского Взрослого Ребенка в пределах самого эго состояния. Рожденный побеждать обсуждает, как одной из целей ТА является достижение интеграции Эго-стояний(Родитель, Ребенок) во эго-состояние Взрослый, осознание человека поднимается до уровня восприятия взрослой реальности «здесь и сейчас».
Модели эго-состояний были подвергнуты сомнению группой TA в Австралии, они описали «две эго-модели» как средство решения воспринятых теоретических проблем:
«Две эго-модели говорят, что есть Детское эго-состояние и Родительское эго-состояние, объединяя Взрослое эго-состояние с Родительским эго-состоянием. Как мы учимся говорить, складывать и изучать, как думать, все просто скопировано от наших учителей. Так же, как наши нравы и ценности скопированы от наших родителей. Нет никакой абсолютной правды, где факты существуют, примыкают к собственной системе взглядов человека. Берн по ошибке пришел к заключению, что помещал Взрослое эго-состояние как отдельное от Родительского эго-состояния. » не ясно,противоположно ли понятие изученного восприятия действительности к теории Берна, узнаваемо отдельные способы рациональной и моральной мысли.

Трансакции и поглаживания.

  • Транзакции — это поток сообщений, и, в частности, невысказанные психологический поток сообщений, который выполняется параллельно. Трансакции происходят одновременно как явные, так и на психологическом уровнях. Пример: сладкий заботливый голос с саркастической интонацией. Понимать реальное общение нужно как вербально так и невербально.
  • Поглаживания — есть признание, внимание и отзывчивость или, что одно лицо предоставляет другому. Поглаживания могут быть положительными (по прозвищу «пушистики») или отрицательными. Ключевая идея заключается в том, что люди жаждут признания, когда им не хватает положительных поглаживаний, люди будут искать поглаживания любого рода, даже если эти поглаживания будут доставлять негативные ощущения.

Люди часто воздействуют на других людей поглаживаниями которые соответсвуют их стилю и ждут реакции соответсвующей стимулу, так что, босс, который разговаривает со своими сотрудниками, как контролирующий родитель часто порождает самоуничижения или других детских ответов. Те сотрудники, которые могут противостоять увольняются.

Транзакции могут восприниматься как положительные или отрицательные в зависимости от характера поглаживаний в них. Тем не менее, негативные транзакции является предпочтительными.

Характер транзакций важно для понимания взаимоотношений.

Виды транзакций.

Существуют в основном три вида операций:

  1. Взаимные/Дополняющии (простейшие)
  2. Скрещенные
  3. Скрытые — Двойные/Угловые (самые сложные)

Взаимные или дополнительных операций.

Простые транзакции происходят, когда оба партнера обращаясь к эго-состоянию другого из того-же эго-состояния. Их также называются взаимодополняющими транзакциями. Пример 1 :

A : «Вы написали рапорт?» (к Взрослому) B : «Да, я собираюсь отправить его вам.» (от Взрослого)

Пример 2 :

A : «Хотели бы вы, пропустить эту встречу, и идти смотреть фильм?» (Детей) B : «Я бы с удовольствием — я не хочу больше работать, мы должны пойти и посмотреть?» (Детей)

Пример 3 :

A : «Вы должны содержать ваш номер в чистом состоянии» (от Родителя к Ребенку) B : «Не доставайте меня? Я сделаю это в конце концов!» (от Ребенка к Родителю).

Такие коммуникации могут продолжаться бесконечно.

Скрещенные транзакции.

Неудачи в общении, как правило, вызваны » пересекающимися трансакциями», где партнер обращается к одному Эго-состаянию а партнер отвечает из другого. Рассмотрим приведенные примеры.

Пример 1a:

A : «Вы написали, отчет?» (Взрослый Взрослый) B : «Прекрати ты не доставайте меня? Я сделаю это в конце концов!» (Ребенок, Родитель)

Это пересекающаяся трансакция, скорее всего, вызовет проблемы на рабочем месте.

Скрытые транзакции.

Другой класс транзакции скрытые транзакции, где явно социальной разговор происходит параллельно с неявным психологической транзакцией. Например:

A : «Мне нужно, чтобы вы задержались допоздна в офисе т.к. много работы.» (Взрослый Взрослый), » язык тела » указывает на то, сексуальные намерения (Ребенок Ребенок) B : «Конечно.» (Взрослый ответ на Взрослого), подмигивая или ухмыляясь (Ребенок принимает скрытый мотив). С