Человек который боится летать на самолете. Особенности применения метода систематической десенсибилизации при аэрофобии. Точная последовательность действий

Вы задаете себе эти вопросы?

Вы не одиноки - около 30% населения Земли, это около 1 миллиарда человек, нуждаются в лечение аэрофобии в той или иной степени.

Кто-то из-за фобии старается летать реже, кого-то страх летать заставил отказаться от полетов совсем. В то же время, 70% людей не боятся летать. Может быть, они – «психи», которые не ценят свою жизнь?

Алексей является одним из 150 специалистов в мире в области лечения аэрофобии. Будучи одновременно профессиональным пилотом (налет около 2000 часов, лицензии US + EU) и психологом (Алексей - выпускник Иерусалимского университета), начиная с 2008 года изучает аэрофобию и помогает людям во всем мире избавиться от страха полета. Алексей имеет опыт работы более чем с 7000 (!) клиентов. Многие выпускники Алексея, до встречи с ним, из-за страха годами не могли ступить на борт самолета.

Кроме аэрофобии, в области профессиональных интересов Алексея Герваша - панические атаки, клаустрофобия и перфекционизм. Особое внимание он уделяет вопросам психологии детей и предотвращения формирования у них тревожно-мнительного психотипа.

Как побороть страх полета?

98% Аэрофобов способны преодолеть страх полета. И Вы тоже!

Первый шаг – детально разобрать, чего именно вы боитесь и есть ли у вас еще какие-то страхи, которые идут рука об руку со страхом полета (страх высоты, страх замкнутых пространств и другие)?

Пройдите тест «Страх летать» сейчас и по результатам теста Алексей Герваш пришлет рекомендации для Вашей ситуации.

С 2008 года уже более 5 000 человек прошли курсы по устранению аэрофобии.

Страх перед полетом - с ним сталкивается каждый третий пассажир. Кто-то считает, что в самолете нет шансов спастись, кто-то боится потери контроля, кто-то опасается, что с его организмом что-то случится. Однако это лишь поводы, настоящие причины не имеют отношения к авиации, так как именно в авиации на сегодня риски минимальны во всем.

«Как побороть страх полета на самолете?» Вы найдете множество советов, вплоть до «пойти в аптеку и купить таблетки». Однако подобные варианты никогда не решат проблемы и не избавят от фобий. Максимум - с помощью лекарств можно подавить на время все эмоции. Но на этом пути придется постоянно увеличивать дозу успокоительного, ведь причина никуда не уходит. «Как преодолеть страх полета на самолете?» - найти причины и избавиться от неверного мышления и поведения. Причины - это совокупность факторов. От генетики родителей, которые отличаются тревогой до СМИ, которым плевать на объективность информации, а важен только рейтинг. Эти факторы плюс ошибки мышления (например, «а как можно доверять незнакомому пилоту?») плюс неверное избегательное поведение приводят к боязни перелетов.

Страх полетов - прекрасно изученное явление. У кого-то вызывает турбулентность боязнь, а для кого-то самолет является проблемой, так как он не контролирует ситуацию. Основное направление Центра Алексея Герваша - вместе пройти путь от боязни к спокойным перелетам. Как и у тысяч выпускников, у вас тоже все получится! Даже если вы не верите, что сможете преодолеть страх полета на самолете. Дело в том, что никто не верит:) Это нормально. Из бесчисленного числа отзывов вы найдете историю, похожую на вашу:)

Аэрофобия это боязнь летать на самолетах или других летательных аппаратах. Данная фобия может быть связана с другими многочисленными фобиями, но может присутствовать и самостоятельно. Страх полета, по разным оценкам, затрагивает каждого третьего человека, хотя полномасштабная фобия встречается значительно реже.

Задержки рейсов, которые часто случаются на популярных направлениях, могут значительно усилить страх полета. Неважно перерастет или нет ваша боязнь полетов в фобию, она в любом случае оказывает разрушительное воздействие на качество жизни.

Что это такое?

Аэрофобия – это страх перемещения на любых видах летательных аппаратов. Рассматриваемая разновидность неконтролируемого страха может являть собой отдельную фобию либо быть проявлением иных фобий, например, боязни замкнутых помещений (клаустрофобии) или опасения высоты (акрофобии).

Почему возникает аэрофобия?

У каждого человека своя история нелюбви к полетам. Хотя многим на вопрос: «Почему не летишь?» и ответить будет нечего, потому что они не смогут четко сформулировать причину своего страха. Тем не менее, у всех аэрофобов есть некие общие причины, из-за которых они закрыли для себя небо:

  1. У человека не было личного отрицательного опыта полетов, но он наслышан о катастрофах, или слишком много смотрит фильмов соответствующей тематики, или не пропускает ни одной негативной новости;
  2. Память о психологической травме при схожих обстоятельствах: допустим, человек когда-то уже летел в самолете, но полет по каким-либо причинам дался ему нелегко, возможно, машина попала в зону турбулентности или произвела неудачную посадку – все это отложилось в сознании впечатлительного пассажира на долгое время;
  3. Человеку в полете мешают другие фобии – страх высоты или смерти, боязнь замкнутого пространства или турбулентности;
  4. Заразился страхом от окружающих: еще минуту назад ничто не предвещало психологического дискомфорта, но один взгляд на соседа по салону, который явно нервничает, не позволил пассажиру подняться в небо.

Если разобраться в причинах страха, то можно понять, как избавиться от аэрофобии, чтобы исключить из своей жизни все ее неприятные проявления.

Симптомы

В большинстве случаев, человек не сразу догадывается, что склонен испытывать боязнь полетов. Первоначально, он диагностирует у себя легкую тревожность, которую списывает на стресс, усталость, новые впечатления и т.п.

Со временем, симптомов становится все больше, человек всегда берет с собой в путешествие успокоительное средство. Если болезнь усугубляется – надо назначать лечение, совмещающее прием лекарств и работу с психологом.

У людей, подверженных данному заболеванию, отмечается:

  • нарастающая боль в области сердца;
  • тошнота, судороги желудка;
  • повышение частоты сердцебиения;
  • сильная головная боль;
  • бледность (или наоборот резкий приток крови к лицу);
  • неконтролируемое дрожание рук и ног, судороги;
  • сильный упадок сил, усталость;
  • нервозность, раздражительность.

Ученые выявили, что некоторые люди предрасположены к появлению этой фобии. Чаще всего ей страдают люди, которые перенесли какие-то психические заболевания, сильные стрессы, депрессии, расстройства. Страх очень часто испытывают люди с буйной фантазией, легко-внушаемые и впечатлительные типажи. Во многих случаях болезнь является предвестницей клаустрофобии. Немалую роль в этом играет генетика, условия жизни, уровень образования, и различные социальные факторы.

Диагностика

Не существует лабораторных или инструментальных методов диагностики аэрофобии. Диагноз ставится на основе жалоб пациента и проведения беседы с психологом или психиатром. Во время консультации специалист пытается установить причины развития страха, что позволит подобрать эффективную терапию. Важно правильно дифференцировать аэрофобию от других страхов (клаустрофобии, боязни высоты, страха смерти, турбулентности), а при выявлении сопутствующих фобий проводится их параллельное лечение.

Если во время диагностики у человека выявляются заболевания сердечно-сосудистой системы, вегетативные расстройства или проблемы с работой вестибулярного аппарата, он отправляется на консультацию к неврологу и кардиологу.

Как побороть аэрофобию?

Большинство случаев аэрофобии проходит быстро, не прибегая к медикаментозному лечению. Если же тревожное расстройство длится более полугода, и страх полетов не ослабевает, несмотря на прилагаемые усилия, стоит обратиться за помощью к психотерапевту. Следует получить консультацию специалиста, если:

  1. Аэрофобия причиняет постоянный, интенсивный, нарушающий дееспособность страх, переходящий с приближением времени события (полета) в панику;
  2. Человек осознает, что страх перед самолетом чрезмерный, безосновательный, избирательный и превосходит по частоте и интенсивности адекватное волнение;
  3. Личность начинает сознательно избегать полетов на самолете, стараясь всегда отыскать и воспользоваться альтернативным, но зачастую неэффективным по времени, способом передвижения.

На сегодняшних день существует множество эффективных методик, с помощью которых можно быстро избавиться от аэрофобии. Успешно применяется в лечении данного тревожного расстройства следующее.

Практически любое практическое направление психологии активно работает с фобиями. Достаточно быстро корректируется фобия в рамках:

  • когнитивно-бихевиоральной терапии;
  • эмоционально-образной терапии;
  • гипносуггестивной терапии (при условии, что у фобии нет «второго дна»);
  • роджерианская терапия.

Как проходит лечение?

Обычно не требуется назначение анксиолитических препаратов. Для исцеления страха перед самолетом достаточно беседы с врачом, разъяснение фактической природы физиологических симптомов и составление индивидуальной программы по преодолению/ коррекции/ избавлению от страха полетов.

Задача врача: дать точное логичное объяснение имеющим место соматическим симптомам, связанным с фобией. Например, пациент должен понять, что учащенное сердцебиение - не признак сердечнососудистой патологии, а результат преувеличенной реакции на стрессор. Необходимо, чтобы аэрофоб полностью избавился от неопределенности и неясности происходящего с ним и имел четкий план снижения тревоги.

О подручных средствах

Как справиться с аэрофобией в рамках лечения – мы рассказали, теперь посмотрим, что можно сделать самостоятельно. Для начала стоит признать, что есть в жизни ситуации, в которых мы бессильны. Поэтому переживать о катастрофе, сидя в самолете на высоте 10 км – просто бессмысленно, в конце концов, вы же не пилот?

Бороться с расстройством можно и простым обсуждением своего страха: наша психика так устроена, что вербализовав (высказав) свои опасения мы условно разделяем их с кем-то и тем самым понижаем уровень стресса. И, наконец, не увлекайтесь просмотром передач о катастрофах и тогда вам не придется думать о том, что такое боязнь перелета и как от нее избавиться.

Что будет, если не лечить?

В своих крайних проявлениях аэрофобия опасна для человека. Психическое состояние с каждым полетом становится все более неустойчивым, человек начинает чаще чувствовать панические состояния, даже когда находится на земле.

Его преследуют кошмары, в которых воздушное судно падает, гибнут все пассажиры, находящиеся на борту. Как следствие — может возникнуть бессонница, больной становится нервным, раздражительным, перестает делать каждодневные обязанности. Портятся отношения с близкими людьми, возникают проблемы на работе. Отпуска проходят однотипно, в пределах железнодорожного или автомобильного сообщения. В плане здоровья – картина выглядит не лучше. Страдающие фобией часто имеет проблемы с сердечно-сосудистой системой организма. Они чаще других подвержены инсультам и инфарктам и проходят курсы лечения у невролога.

Если же человек, страдающий панической боязнью полетов, все равно вынужден пользоваться данным видом транспорта, и не признает таблетки – то единственным способом унять тревогу становится алкоголь. Частое употребление может привести к алкоголизму, лечение которого редко бывает эффективным, если не устранить причину. Вот почему среди алкоголиков высокий процент людей, страдающих разными видами страхов.

Авиаперелеты прочно и надежно вошли в жизнь современных людей и играют ключевую роль, когда дело касается скорости перемещения из одного места (города, страны) в другое. Но порой самые бесстрашные и опытные люди, не единожды летавшие на самолетах, испытывают подсознательный необъяснимый страх от одного только вида воздушного судна, на котором им предстоит осуществить перелет. Наиболее остро аэрофобия наблюдается в те моменты, когда человек поднимается по трапу, который передает его в объятия металлического монстра, бороздящего бескрайние воздушные просторы.

Конечно же, все без исключения, кто когда-либо летал на самолете, задавались вопросом «а вдруг самолет упадет»? Естественно, что этот риторический вопрос, точнее предположение, остается для многих пассажиров предметом кратковременных раздумий и воспоминаний известных фантастических фильмов о катастрофах со счастливым концом, а для некоторых – причиной не проходящего панического страха полетов . Этот страх ощутимо портит жизнь людям, в чьей жизни имеют место частые или периодические воздушные путешествия.

Командировка, отправка на отдых в теплые страны, посещение далеко живущих родственников – эти и иные причины могут быть поводом для авиаперелета, который длится несколько часов, и с помощью которого экономится уйма времени. Но каким образом победить аэрофобию и избавиться от этого угнетающего ощущения?

Действительно аэрофобия или незначительное беспокойство?

Сначала вам нужно определить, есть ли вообще у вас аэрофобия. Каждый человек в процессе полета испытывает некоторые ощущения дискомфорта и беспокойства, но если он может контролировать эти негативные эмоции и не дает им захватить себя целиком, то их нельзя отнести к разряду аэрофобии.

Истинный страх не дает человеку ни единого шанса на самоконтроль, то есть полностью его поглощает, когда человек сталкивается с необходимостью осуществления авиаперелета. Тогда этот страх управляет человеком, заставляя его избегать полета любым способом. Если же путешествия по воздуху никак избежать не удается, то нервное напряжение у такого человека во время полета достигает своего предела.

В особо тяжелых случаях лучше обратиться за помощью к психологам, специализирующихся на проблемах подобного рода. На территории Росси уже есть специалисты, способные оказать такие услуги. На сеансах терапии часто присутствуют пилоты, бортпроводники и другие работники, жизнь которых напрямую связана с ежедневными перелетами. Психологи, при участии представителей авиакомпаний, обучают обладателей аэрофобии контролировать свой страх.

Со страхом можно справиться и собственными силами, если он не достигает у вас уровня паники. Но! Сначала узнаем о методах, которые не стоит использовать.

Каких действий нужно избегать при боязни полетов

Некоторые стараются заглушить свою панику употреблением спиртных напитков. Делать этого ни в коем случае не следует, поскольку чревато целым рядом негативных последствий.

Не следует также скрупулезно, до мелочей, изучать информацию об авиалайнере и выискивать в интернете истории о катастрофах с участием этой модели, даже если сильно этого хочется.

В конце концов, нужно знать, взбираясь по ступеням трапа, что самолет – самый безопасный вид транспорта на планете. И это не пустые слова. Данный факт демонстрирует беспристрастная статистика, а она, как все мы знаем, вещь упрямая. Оттого сообщения об авиакатастрофах очень редки, и именно поэтому они привлекают к себе всеобщее внимание.

Сравнивая количество ежедневных рейсов и пассажиров с количеством крушений самолетов и смертей, вы сами убедитесь, что авиакатастрофы – большая редкость.

За год воспользоваться услугами компаний успевает более 5 млрд. человек, из которых гибнет 400-500. То есть, в свой последний путь отправляется всего один из 10 млн. пассажиров. Это как, например, в Москве гибнет 1 человек в год. А вот в столичных автомобильных авариях ежегодно лишаются жизни 30 тыс. человек! Получается, чтобы стать непосредственным участником авиакатастрофы, необходимо каждый день садиться на случайный рейс в течение 21 тыс. лет. У кого есть столько времени?

«Меня это не успокоило. Упадет именно тот самолет, на котором полечу я, ведь я самый невезучий человек в мире», – так, невзирая на цифры статистики, «справляются со страхами» многие пассажиры.

Карта ежедневных полетов

Распространенные стереотипы

В процессе изучения аэрофобии, мы сделали вывод, 65% людей страдающих данным недугом, испытывают страх при потряхивании самолета в воздухе, турбулентности и считают, что судно может рухнуть с высоты 10км, провалившись в «воздушную яму». Для опровержения данно гипотезы мы скоро напишем статью - «Элементарные законы физики и турбулентность».

Так же, согласно общественному опросу, считается, что российские авиакомпании эксплуатируют очень старые самолеты, а пилоты и бортпроводники сплошные алкоголики. Это не так!

Все авиакомпании в России, осуществляющие внутренние и международные перелеты, имеют сертификаты соответствия: ICAO, IOSA и IATA. Которые подтверждают квалифицированное сервисное и техническое обслуживание самолетов. А так же, высокую квалификацию экипажей удовлетворяющих мировым стандартам.

И не стоит волноваться, если самолету на котором вам предстоит лететь, 10, 15 или 20 лет. В крупнейшей авиакомпании мира «Delta Air Lines», у половины парка авиалайнеров возраст за 20 лет. В России самолеты, с возрастом за 25 лет практически нет. Однако, судна которым 25 лет и больше — это вполне нормально, ресурс авиатехники очень большой.

Переключите внимание!

Если логические доводы не помогают, и подобные мысли бомбардируют ваше сознание, остаются только методы релаксации. Можно послушать умиротворяющую музыку или звуки природы , почитать журнал или книгу, короче, как-то отвлечься от происходящего.

Многолетняя практика полетов показывает, что многих людей способна успокоить вкусная еда и напитки, так что возьмите с собой что-нибудь подходящее. Напитки, содержащие кофеин и другие стимуляторы нервной системы пить не стоит, поскольку это взбудоражит и без того взвинченную нервную систему. Поэтому лучше принять успокоительную таблетку на травах и запить ее водичкой.

Если ни один из методов вам не помог, то нужно закрыть глаза, размеренно дышать и сосредоточиться только на позитивных моментах, которые принесет эта поездка. Это живописная страна, в которую вы направляетесь? Тогда вы в шаге от реализации вашей мечты! Вас ждет повышение по службе после поездки? Именно сейчас вы стремительно приближаетесь к своему благополучию.

Самолет – самый безопасный способ передвижения на планете!


Несколько фактов о «железных птицах» напоследок:

  • Все системы имеют запасные варианты, а некоторые по 2-4 дубликата. Зачастую в них 4 тормозных, 3 топливных, 3 противопожарных системы, 3 системы управления, 3 системы выпуска шасси.
  • Минимум два двигателя , одновременный отказ которых ничтожно мал. Отказ двигателя происходит примерно 1 раз на 2 млн. часов полета, что составляет 228 лет непрерывной эксплуатации. При отказе одного из двигателей самолет способен лететь без снижения (без перегруза и в стандартных метеоусловиях) и безопасно совершить посадку. Например, Boeing 737 может лететь 2 часа в аварийном режиме.
  • По современным мировым стандартам для пассажирских самолётов, при отказе одного из двигателей, судно должно сохранять способность лететь без потери высоты (при стандартных метеоусловиях) и безопасно совершать посадку.

    К примеру, на лайнере Boeing 737, плановое время аварийного полета (на 1 двигателе) составляет 2 часа.

  • Перед каждым полетом все самолеты проходят технический осмотр целой командой профессиональных специалистов.
  • Авиакатастрофы обычно случаются не по одной причине, а по стечению многих обстоятельств, которые тщательно изучаются и предпринимаются действенные меры для их повторного недопущения.
  • Каждый год пассажиропоток возрастает на 10%, а аварии сокращаются на 15%.

Все это подтверждает, что на планете Земля самое безопасное транспортное средство – это самолет!

Аэрофобия – достаточно распространенное ныне явление, которое мешает многим людям наслаждаться таким, в сущности, прекрасным явлением, как полёт. Люди, летающие на самолёте один – два раза в год или меньше часто испытывают тяжёлый психологический стресс во время перелётов на аэропланах и воспринимают посадку как чудо, а как не само собой разумеющиеся действо.
Почему же люди боятся полётов? Психологи считают, что это происходит из-за того, что мы боимся именно тех ситуаций, из которых невозможно найти выход. ДТП боятся гораздо меньше, поскольку чисто подсознательно у всех заложено, что в аварии шансы выжить более высоки. Хотя на самом деле в ДТП погибает гораздо большее количество людей, чем при авиакатастрофах.
Аэрофобия зачастую очень мешает людям жить. Согласитесь, что путешествие через океан будет гораздо быстрее на авиалайнере, чем на теплоходе, особенно если вам нужно вглубь материка, ведь тогда потом вам предстоит еще и путешествие на поезде или чём-то подобном, тогда как на самолёте это займёт меньше времени и пройдет в более комфортных условиях.
Давайте же вместе с МирСоветов разберёмся, как побороть свой страх перед полетами и научиться переносить воздушные путешествия?

Как побороть страх перед полетами

Не стоит считать часы до посадки и изматывать свои нервы, лучше постарайтесь расслабиться и отдохнуть. Включите любимую музыку, возьмите книжку и просто наслаждайтесь жизнью. Женщинам, любящим шопинг, полезно пройтись по магазинам – это не только снимет стресс, но и .
После посадки в самолёт обычно начинается самый сложный период полёта, так называемое «тревожное ожидание», когда наше подсознание замечает любую мелочь, нагоняя на нас страх. Для того чтобы и это время полёта прошло спокойно, без намека на страх, надо научиться переключать внимание: возьмите с собой плеер или любимую книгу и посвятите и этот отрезок времени приятному отдыху. Сейчас, с появлением ноутбуков, отвлечься от окружающей реальности стало еще проще. Если ничего подобного нет – можно просто считать: до ста, до двухсот или, скажем, до тысячи. Очень помогает.
Если вы волнуетесь за своё здоровье – можете успокоиться, нагрузки при перелётах настолько малы, что в самолётах перевозят даже тяжело больных.
Полезный совет для всех, кто испытывает страх перед полетами – возьмите книгу по истории авиалайнеров и вы увидите, насколько небезопасны были первые самолеты. И ничего, летали же. Сейчас же конструкция самолётов более надежна, все они спокойно держатся в воздухе, кроме того, сами авиалайнеры оснащаются дополнительными системами безопасности.
Ежели вы всё равно сидите, как на иголках, МирСоветов рекомендует вам попробовать расслабиться: просто закройте глаза и сконцентрируйтесь на медленном, глубоком дыхании. Сделайте посвободней, если слишком затянут, ремень, галстук, расстегните пуговицы на рукавах, и всё, что может вызвать у вас дискомфорт, даже часы, если вам кажется, что они давят на руку. Через некоторое время вы поймёте, что успокоились.
Не стоит и преуменьшать роль различных препаратов, кои сейчас появились в магазинах в огромных количествах. Но не забывайте, что перед их приёмом необходимо поговорить с врачом.
И, конечно же, самым лучшим и проверенным способом избавиться от аэрофобии – это чаще летать. После каждого удачного полёта вы будете всё спокойнее реагировать на необходимость , пока не привыкнете к ним окончательно.
МирСоветов хотел бы напомнить, что до вашего полёта тысячи таких же, с такими же людьми прошли абсолютно благополучно, так почему же именно с этим лайнером, в котором вы путешествуете, должно что-то произойти? Страх полётов – аэрофобия – это страх по типу «это случится, потому что этого быть не может» и, как следствие, не имеет под собой никаких, или почти никаких, оснований.
Хорошего полёта!

Правообладатель иллюстрации iStock

Многие из нас относятся к авиаперелетам как к неизбежному злу, но для некоторых они представляют просто сущее мучение. Как преодолеть страх перед полетом на самолете, выясняла корреспондент .

Хотя авиакатастрофы и происходят довольно редко, их последствия широко освещаются в средствах массовой информации.

Раз за разом повторяющееся в новостях сюжеты с изображениями обломков самолетов и накрытых покрывалами тел жертв вселяют в некоторых из нас такой ужас, что сама мысль о перспективе подняться на борт становится невыносимой.

Взять хотя бы недавние трагедии с пассажирскими самолетами малайзийской авиакомпании Malaysia Airlines. исчез где-то над Индийским океаном, а в небе над Украиной. Спустя два года оба случая до сих пор периодически упоминаются в прессе.

В прошлом году пилот-самоубийца направил в альпийский склон.

В конце октября того же года , выполнявший рейс из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, разбился во время полета над Синайским полуостровом - из-за срабатывания взрывного устройства на борту.

Эксперты, указывая на статистические выкладки, твердят: аэрофобия иррациональна - ведь вероятность погибнуть в автокатастрофе гораздо выше, чем в катастрофе авиационной.

Согласно данным Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА), в 2015 году услугами коммерческих авиаперевозок воспользовалось свыше 3,5 млрд человек.

За этот период было зарегистрировано 68 авиационных происшествий, включая четыре катастрофы, которые унесли 136 жизней. Вместе с катастрофами Germanwings и "Когалымавиа" общее количество жертв составило 510 человек.

Правообладатель иллюстрации iStock Image caption Авиационные происшествия, подобные трагедиям лайнеров Malaysia Airlines, лишь усиливают страх некоторых людей перед полетами

По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2013 году в результате ДТП по всему миру погибло 1,25 млн человек.

В целом автотранспорт примерно в 100 раз опаснее самолетов. А две самые распространенные причины смертности - сердечно-сосудистые и онкологические заболевания.

И все же количество аэрофобов не уменьшается. Согласно опросу, проведенному в 2010 году авиаконцерном Boeing, в США, например, боятся летать 17% населения.

Кто-то опасается возможной авиакатастрофы, кто-то не может справиться с боязнью замкнутого пространства, из которого нет выхода, пока самолет не приземлится.

Аэрофобией страдают и знаменитости. Кинорежиссер Уэс Андерсон, снявший ленты "Отель "Гранд Будапешт"" и "Семейка Танненбаум", предпочитает ездить в Европу по морю.

Покойный рок-музыкант Дэвид Боуи сделал выбор в пользу кораблей и поездов после того, как его самолет, летевший с Кипра, попал в грозу в начале 1970-х.

Боуи возобновил пользование авиатранспортом в 1980-х, но снова прекратил летать после перенесенного сердечного приступа и рождения дочери Лекси.

А киноактриса Кэйт Уинслет, как утверждают, всегда летает с мужем в разных самолетах, чтобы в случае авиакатастрофы их дети не остались круглыми сиротами.

Всплеск аэрофобии был зафиксирован после событий 11 сентября 2001 года

"К сожалению, у аэрофобии нет одной-единственной причины - существует множество потенциальных ее источников", - говорит Мэтью Прайс, профессор клинической психологии из американского Университета Вермонта, изучающий тревожные расстройства.

По его словам, некоторые боятся летать, потому что никогда раньше этого не делали или из-за прошлых неприятных впечатлений, связанных с авиаперелетами.

"Причиной могут служить прошлый опыт полетов, новостные сообщения об авиакатастрофах или боязнь замкнутого пространства", - говорит Прайс.

Всплеск аэрофобии был зафиксирован, например, после событий 11 сентября 2001 года, когда террористы в качестве орудия использовали угнанные пассажирские самолеты.

По словам психолога Герда Гигерензера из Института человеческого развития Общества Макса Планка, в течение года после тех трагических событий тысячи американцев предпочли пересесть на автомобили.

В результате количество авиапассажиров сократилось, а число жертв автокатастроф выросло на 1595 человек, поскольку люди недооценивали риски, связанные с вождением, и переоценивали вероятность гибели в авиапроисшествии.

Это может быть страх потери контроля над ситуацией, боязнь замкнутых пространств или даже боязнь возникновения фобии, говорит психолог Роберт Бор, который сам пилот и предоставляет услуги психологической консультации Королевским ВВС Великобритании.

Аэрофобию могут вызывать и факторы, не связанные напрямую с авиацией - например, стресс на работе, проблемный брак или болезнь ребенка, оставшегося дома.

Правообладатель иллюстрации iStock Image caption Некоторые настолько боятся полетов, что предпочитают путешествовать по воде

Один из факторов, способных усилить тревожное состояние, связан как раз с мерами по обеспечению безопасности авиапассажиров. Это досмотры в аэропортах и предполетные демонстрации аварийно-спасательного оборудования.

Антитеррористические меры безопасности в аэропортах могут внушить некоторым из нас страх перед возможным террористическим актом, а инструктаж по безопасности перед взлетом способен напомнить о том, что катастрофы все-таки иногда происходят.

Поэтому люди, склонные к панике, зачастую стараются не обращать внимания на инструкции бортпроводников. Однако это ошибка.

"Предполетный инструктаж помогает пассажирам спланировать покидание самолета в случае аварийной ситуации, что повышает шансы на выживание, - объясняет Бор. - Если же его проигнорировать, больше вероятность того, что при возникновении опасности ваш мозг будет неспособен найти выход из положения".

Так, после недавней аварийной посадки самолета компании Emirates в дубайском аэропорту многие пассажиры при эвакуации начали хватать с полок свою ручную кладь. В результате риск для людей повысился.

"Во время инструктажа по безопасности бортпроводники подчеркивают, что в случае эвакуации необходимо оставить вещи и как можно быстрее покинуть салон, - говорит Бор. - Но люди перед лицом внезапной опасности порой ведут себя непредсказуемо".

Прайс и Бор сходятся в том, что наилучший способ преодоления аэрофобии - тренировки в контролируемых условиях

По счастью, аэрофобия излечима, и методов лечения предостаточно. Кому-то помогает музыка в наушниках или потребление алкоголя. Другие принимают препараты от тревоги.

Прайс рекомендует дыхательные упражнения. Медленно и глубоко вдыхайте через рот и дышите животом - таким образом, чтобы живот увеличивался в объеме, а грудная клетка оставалась относительно неподвижной. Затем медленно выдыхайте через нос.

"Иногда при этом помогает повторение какой-нибудь успокаивающей мантры - например, "Спокойно, спокойно", - говорит он.

Возможно, еще эффективнее для тех, кто никогда раньше не летал или имеет негативный опыт полетов, будет больше узнать о том, как летают самолеты, говорит Бор.

Можно поискать ответы на разные профильные вопросы. Например, как тяжелые металлические предметы вообще способны подниматься в воздух; каким образом диспетчеры не дают авиалайнерам сближаться друг с другом на опасное расстояние; чем вызывается болтанка.

В этом случае цель заключается в том, чтобы осознать цикличность тревожного состояния, уметь распознавать его нарастание, понять, как из-за него порой возникает чувство паники, и самое главное - научиться с ним справляться.

Правообладатель иллюстрации iStock Image caption Чтобы помочь побороть аэрофобию, можно использовать виртуальную реальность

Один из возможных методов лечения - самостоятельное изучение книг, описывающих стратегии работы со стрессовыми состояниями. Или же можно наведаться к специалисту.

"Вам необязательно понадобится провести сто лет на кушетке в компании Зигмунда Фрейда, - уверяет Бор. - Одного визита может оказаться вполне достаточно. Аэрофобия вполне излечима, но если ее игнорировать, сама она, как правило, не проходит".

Прайс и Бор сходятся в том, что наилучший способ преодоления аэрофобии - тренировки в контролируемых условиях. Как говорится, нужно посмотреть своим страхам в лицо.

Человек способен путем систематических упражнений под присмотром квалифицированного специалиста постепенно приучить себя к разным этапам полета.

Обычно такие тренировки проводятся на борту реального самолета. В полете пациента (за довольно большие деньги) сопровождает терапевт, который поддерживает с ним беседу, чтобы избавить от чувства страха.

Еще один вариант - использовать технологии виртуальной реальности. В этом случае можно пережить разные этапы полета, не выходя из медицинского кабинета.

В прошлом подобного эффекта достигали при помощи компьютерных симуляторов - на экраны мониторов выводилось изображение пассажирского салона самолета, а в качестве звукового сопровождения на динамики подавался гул авиационных двигателей.

Медленное глубокое дыхание, дурацкая улыбка во все лицо и расправленные плечи помогли мне преодолеть страх - я чувствовал себя комфортно Люк Джонсон, журналист

Но теперь стало доступным новое изобретение - шлем виртуальной реальности.

Прайс проанализировал ряд научных исследований, изучавших эффективность виртуальной реальности в борьбе с аэрофобией, и пришел к выводу, что этот метод действительно работает.

"Например, благодаря виртуальной реальности пациент может пережить продолжительный взлет, - говорит Бор. - В настоящем самолете этап взлета занимает всего десятки секунд, а в виртуальном мире терапевт может его продлить".

Если вы испытываете особенно сильный стресс по дороге в аэропорт, в ожидании посадки на самолет или в ходе крейсерского полета, терапевт поможет вам привыкнуть к этим этапам в контролируемых условиях.

Можно также мгновенно изменить время суток, погодные условия, ваше посадочное место в салоне и даже настроение экипажа - в зависимости от того, что именно больше всего вас беспокоит в реальности.

Для мониторинга уровня тревожности к пальцам рук пациента можно подсоединить биометрические сенсоры. Именно это сделал терапевт Майкл Карти, специализирующийся на фобиях, когда журналист Люк Джонсон, публикующий свои материалы на вебсайте Wearable, решил на себе испытать лечение аэрофобии виртуальной реальностью.

Этот метод работает с подсознанием пациента; шлем виртуальной реальности - дополнительный инструмент, работающий в комплексе с другими терапевтическими методиками.

Правообладатель иллюстрации iStock Image caption Некоторые аэрофобы пользуются компьютерными авиасимуляторами, чтобы понять принципы работы самолета

Джонсон пишет: "Если использовать шлем нерегулярно, с перерывами, то

эффект даже сильнее. Пациент не успевает привыкнуть к виртуальным ситуациям, что помогает с большей концентрацией отрабатывать действительно беспокоящие сценарии".

Впоследствии Джонсон с удивлением обнаружил, что может гораздо более эффективно контролировать аэрофобию в реальной жизни, чем до прохождения курса терапии.

"Медленное глубокое дыхание, дурацкая улыбка во все лицо и расправленные плечи помогли мне преодолеть страх - я чувствовал себя комфортно", - пишет он.

Барбара Ротбаум, психиатр из медицинской школы при Университете Эмори в американской Атланте, говорит, что метод виртуальной реальности работает ничуть не хуже терапии с использованием настоящего самолета: "В обоих случаях 93% всех пациентов справились с аэрофобией всего после восьми сеансов".

В ходе первых четырех сеансов пациента учат техникам управления тревогой, объясняет она. Например, тому, как распознавать и устранять вредные и иррациональные мысли, такие как "Мы точно разобьемся".

В течение 45-минутного сеанса можно взлетать и садиться сколько угодно, не покидая при этом кабинета врача

На сеансах с пятого по восьмой используется технология виртуальной реальности, чтобы помочь пациентам пережить ситуацию полета в контролируемой обстановке и снизить уровень тревоги.

"По всей видимости, методика одинаково действенна при использовании настоящего самолета и виртуальной среды, - отмечает Ротбаум. - Но преимущество технологии виртуальной реальности состоит в ее практичности - она дешевле и проще".

"Кроме того, в течение 45-минутного сеанса можно взлетать и садиться сколько угодно, не покидая при этом кабинета врача".

Впрочем, некоторые люди пытаются бороться с аэрофобией, не прибегая к помощи терапевта.

Американский бизнесмен Клэй Пресли в 2009 году был среди пассажиров на борту самолета, совершившего аварийное приводнение на Гудзоне. По счастью, обошлось без жертв, но после того случая у Пресли развилась аэрофобия.

Как он преодолел это состояние? Сам стал пилотом.

Этот рецепт, разумеется, подходит не всем, но, возможно, кто-то из аэрофобов им и воспользуется.