Диспансеризация населения. Определенные понятия, принципы диспансеризации населения. Этапы диспансеризации. Дополнительная диспансеризация лиц трудоспособного возраста. Дополнительная диспансеризация работающего населения Программы дополнительной диспансе

«О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации».

В чём суть изменений?

В Трудовой Кодекс РФ добавлена ст. 185.1, устанавливающая гарантии работникам при прохождении диспансеризации. Работники получили право на освобождение от работы с сохранением за ними места работы (должности) при её прохождении.

Зачем потребовались такие поправки?

Поправки направлены на повышение доступности всеобщей диспансеризации населения для работающих граждан. В действующей редакции Трудового кодекса ст. 213 регламентирована только обязательность медицинских осмотров для отдельных категорий работников (в т.ч. работников пищевых производств, торговли, работников, чья деятельность связана с источниками повышенной опасности). Соответственно работники, чьи профессии не входят в перечень, лишены возможности участия в мероприятиях по раннему выявлению заболеваний. Более того, в ряде случаев, описанных в ст. 213, предусмотрено лишь прохождение медицинских осмотров, определяющих пригодность работников для выполнения тех или иных работ, что, зачастую, заключается в пред- и послерейсовых осмотрах, не дающих объективную картину состояния здоровья работника и не несущее функции профилактики или лечения заболеваний.

В настоящее время работающим гражданам затруднительно пройти диспансеризацию в связи с тем, что работодатели не отпускают их в рабочее время для посещения медицинских учреждений. В этой связи не все граждане, имеющие право на прохождение диспансеризации, реально в ней участвуют.

Что такое диспансеризация?

Согласно ст. 46 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» диспансеризации — это комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для чего проводится диспансеризация?

Диспансеризация проводится в целях:

— раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности в России, основных факторов риска их развития.

— определения необходимых профилактических, лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий, необходимых для граждан с выявленными заболеваниями, группы диспансерного наблюдения и профилактического консультирования граждан.

Как часто работодатели будут отпускать работников на диспансеризацию?

Работники смогут получить освобождение от работы на 1 день раз в 3 года для прохождения диспансеризации.

Как такой день будет оплачиваться?

Работнику этот день будет предоставлен с сохранением за ним места работы (должности) и, соответственно, будет оплачен в размере среднего заработка.

Установлены ли особенности для работников предпенсионного и пенсионного возраста?

Да, для пенсионеров и предпенсионеров (тех, кому осталось не более 5 лет до срока выхода на пенсию) предусмотрены дополнительные гарантии. В отличие от остальных, они смогут брать для прохождения диспансеризации не один, а 2 оплачиваемых рабочих дня. Причём каждый год.

Что нужно сделать работнику, чтобы воспользоваться днём для диспансеризации?

Чтобы воспользоваться гарантией, сотрудникам понадобится подавать письменное заявление. При этом день (дни) прохождения диспансеризации будут определяться по соглашению между работником и работодателем.

Предусмотрена ли ответственность за непредставление?

Специальная норма не установлена, однако за подобное нарушение могут привлечь к ответственности по общей норме ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа для должностного лица в размере от 1 тыс. до 5 тыс. рублей, для юридического лица — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.

Проведение всеобщей диспансеризации в нашей стране началось с 2013 года. Это своеобразное возвращение к традициям, которые бытовали в советские времена. Они включали плановый медицинский осмотр, направленный на определение состояния здоровья каждого человека: трудящегося, учащегося, безработного и пенсионера.

В настоящее время обязательная диспансеризация проводится повсеместно: в больших и маленьких городах и сёлах. Главной целью такого осмотра является своевременное выявление различных заболеваний и направление на лечение.

Что представляет собой диспансеризация?

В медицинском словаре этим словом обозначается определённая концепция лечебно-профилактической деятельности, которая проводится в специализированных медучреждениях. Подобная работа регулируется соответствующими нормативными актами. В документах указан точный объём медицинского консультирования и исследований, а также время их проведения. На предприятиях создаётся специальный приказ о плановом осмотре работников, которые нуждаются в диспансеризации.

Все мероприятия проводятся по месту жительства пациента в медицинском учреждении. Любой человек имеет право полностью либо частично отказаться от подобного обследования. Для этого потребуется оформить своё нежелание в письменном виде и представить его терапевту.

Диспансеризация имеет большое значение для поддержания здоровья населения. Многие болезни на протяжении долгого времени не демонстрируют никаких признаков и вообще никак себя не проявляют. Зачастую подобные недуги имеют серьёзные последствия, угрожающие не только здоровью, но и жизни пациента. Исходя из этого, можно сказать, что главное достоинство осмотра – это ранняя диагностика имеющихся болезней . На начальных этапах недуг вылечить гораздо легче.

Полное обследование включает в себя целый комплекс мероприятий, позволяющих всесторонне оценить состояние здоровья каждого человека. Ежегодное прохождение такого осмотра в разы снижает риск формирования серьёзных заболеваний, нередко приводящих к потере дееспособности либо летальному исходу.

Цели диспансеризации

Главной функцией ранней диагностики, проводящейся в рамках диспансеризации, считается своевременное определение наличия тяжёлых заболеваний, таких как:

  • болезни сердечнососудистой системы, ЦНС;
  • различные новообразования, злокачественные и доброкачественные;
  • сахарный диабет;
  • хронические нарушения в работе органов системы дыхания.

Практически 75% смертей происходит именно из-за вышеперечисленных болезней. Медосмотр направлен, в первую очередь, на выявление тревожных симптомов, а также факторов риска, которые нередко приводят к тяжёлым последствиям. К ним относятся:

  • повышенное артериальное давление;
  • увеличения количества глюкозы в крови (гипергликемия);
  • превышение нормальных показателей содержания холестерина;
  • злоупотребление алкогольными напитками;
  • малоподвижный образ жизни;
  • курение;
  • избыточный вес;
  • нездоровое питание.

Люди, которые проходят осмотр, имеют возможность получить профессиональную консультацию врачей, что позволяет снизить риск развития опасных болезней. Главная цель подобных мероприятий – сохранение здоровья и увеличение продолжительности жизни населения.

В чём суть диспансеризации и что в нее входит? Весь осмотр состоит из двух этапов, а также лабораторных исследований.

Первый этап

Изначально проводится выявление неинфекционных болезней, к которым относятся нарушения функционирования сердечнососудистой системы, онкозаболевания, глаукома, диабет и прочие. Основной задачей данного этапа является диагностирование существующих рисков, угрожающих здоровью человека. Сюда же стоит отнести выявление приёма психотропных и наркотических препаратов, которые не обусловлены назначением специалиста.

Для осуществления мероприятий начального этапа обследования потребуется дважды посетить медучреждение. Первый визит занимает 2 – 6 часов. Как правило, направление на прохождение диспансеризации не требует изнуряющего стояния в очереди, но для работы специалистов необходимо довольно много времени. Пациент должен пройти профилактический осмотр у следующих врачей:

  • терапевт;
  • гинеколог;
  • невролог;
  • окулист;
  • хирург.

Лабораторные исследования

Какие анализы и исследования характерны для первичного этапа? Точный список необходимых процедур указывается в обходном листе, который выдаётся каждому пациенту. Этот перечень формируется на основе индивидуальных параметров: условий жизни, истории болезни. В диспансерный набор входят следующие исследования:

  • измерение артериального давления;
  • при помощи экспресс-методик определяется уровень холестерина и сахара в крови;
  • общий и клинический анализ крови;
  • исследование мочи;
  • копрограмма;
  • флюорография;
  • выявление предрасположенности к развитию проблем с сердечнососудистой системой;
  • маммография;
  • фиксирование внутриглазного давления;
  • изучение соскоба цервикального канала и шейки матки у женщин;
  • УЗИ органов брюшной полости.

Актуален вопрос: нужно ли вторично посещать гинеколога после прохождения первоначального этапа диспансеризации? По мнению специалистов, пройденный осмотр повторять не надо, если не выявлено патологий при изучении анализов.

Второй этап

Пациенту, прошедшему первичный этап осмотра взрослого населения, назначается дополнительное обследование при обнаружении каких-либо нарушений в работе систем и органов. Что входит в диспансеризацию на втором этапе? Его будут проводить специалисты узкого профиля, а также потребуется повторная сдача анализов, чтобы подтвердить либо опровергнуть предварительный диагноз. Пациенту предлагается перечень бесплатных услуг, включающий:

  • консультации разных специалистов: гинеколога, уролога, хирурга, отоларинголога;
  • дополнительные инструментальные либо лабораторные исследования.

Каждый пациент, прошедший диспансеризацию и осмотр терапевта, получает «Карту здоровья», куда должны войти все данные.

Как подготовиться к прохождению диспансеризации?

Посещение врачей и процедур, входящих в обходной лист, необходимо запланировать на утреннее время. Обследуемый должен приехать в медицинское учреждение обязательно на пустой желудок. Предварительно не рекомендуется заниматься спортом (зарядка, пробежки). Стоит заранее позаботиться о заборе проб мочи и кала для анализов. Рекомендуется применять для этого специальные ёмкости, которые реализуются в любой аптеке.

Каких правил следует придерживаться при сборе материала? Мочу стоит набирать спустя 2 – 3 секунды после начала мочеиспускания. За 24 часа до сбора материала нельзя употреблять в свежем виде продукты питания, которые способны менять её цвет. К таковым относятся свёкла, морковка. Запрещён приём мочегонных препаратов. Они способны оказывать сильное влияние на отдельные характеристики.

Собранную мочу необходимо доставить в поликлинику в течение 1,5 часов. Хранить ей надо обязательно при плюсовой температуре. Плановая диспансеризация предусматривает повторную сдачу мочи, если она была доставлена позднее указанного срока либо подвергалась воздействию низких температурных показателей.

Сколько времени потребуется на прохождение осмотра?

Перечень обследований, включённый в первый этап, требует, как уже говорилось ранее, двух посещений медучреждения. Занимает он от 2 до 6 часов – всё зависит от возраста обследуемого и количества врачей, которых он должен обойти.

Во второй раз пациент приходит через 1 – 6 дней, когда все анализы будут готовы. Во время этого посещения терапевт проводит завершающее обследование и подводит итоги. В случае выявления хронических патологий неинфекционного характера или иных серьёзных заболеваний проводится изучение возникших вопросов. Длительность дополнительного обследования зависит от числа необходимых анализов и осмотров.

Итак, общая диспансеризация требуется для своевременного диагностирования и лечения различных заболеваний. Подобная система позволяет контролировать развитие патологий у населения. Ежегодный осмотр помогает на ранних стадиях выявить недуг и принять необходимые меры. Важен и тот факт, что комплексные мероприятия направлены на помощь наименее защищённым слоям населения. В частности, предлагается диспансеризация пенсионеров, инвалидов, сирот.

Дополнительная диспансеризация работающего населения в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье»

С 1 июля 2006 года началась дополнительная диспансеризация граждан в возрасте 35-55 лет, работающих в государственных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта, в научно-исследовательских учреждениях. Дополнительная диспансеризация проводится в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в сфере здравоохранения до 2012 года, за 6 лет она должна была охватить все работающее население. Основанием для начала дополнительной диспансеризации послужил приказ МЗ и СР РФ №188 от 22.03.2006г. «О порядке и объёме проведения дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях». Приказ утверждал порядок и объём проведения дополнительной диспансеризации, учётную форму и форму отчётности, нормативы затрат и распределение средств, полученных на проведение дополнительной диспансеризации .

Основными задачами дополнительной диспансеризации явились: выявление основных хронических заболеваний на ранних стадиях, в первую очередь, сердечнососудистых, и онкологических, с последующим проведением своевременных комплексных лечебно-реабилитационных мероприятий на основе динамического наблюдения за состоянием здоровья граждан.

Ожидаемые результаты дополнительной диспансеризации:

  • - ранее выявление новых случаев заболеваний: ИБС, гипертонической болезни; онкологических заболеваний, сахарного диабета; туберкулеза;
  • - увеличение охвата динамическим (диспансерным) наблюдением пациентов с выявленными хроническими заболеваниями, учет и мониторинг показателей диспансеризации;
  • - формирование индивидуального паспорта здоровья (составление индивидуальной программы реабилитации и мероприятий профилактики заболеваний);
  • - улучшение показателей эффективности диспансерного наблюдения (снижение частоты обострений хронических заболеваний; снижение показателей вызовов скорой помощи, госпитализации в круглосуточный стационар; снижение показателей первичного выхода на инвалидность трудоспособного населения; снижение показателей смертности трудоспособного населения, повышение качества жизни);
  • - получение экономического эффекта (от снижения финансовых затрат на выплату пособий по временной нетрудоспособности, предупреждения случаев лечения в круглосуточном стационаре, вызовов скорой медицинской помощи к больным с хроническим заболеваниями);
  • - повышение санитарно-гигиенической грамотности у населения и мотивации к сохранению своего здоровья.

Если рассматривать поэтапно проведение дополнительной диспансеризации, то:

В 2006 году были осмотрены граждане, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях (ограничение по возрасту 35-55 лет);

В 2007 году - осмотрены работающие в бюджетной сфере, но уже без ограничения по возрасту без ограничения возраста (на основании приказа МЗ и СР РФ №47 от 17.01.2007г.«О проведении дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях»); объем обследования при диспансеризации не изменился.

В 2008 году - были включены все работающие, имеющие полис обязательного медицинского страхования, независимо от статуса предприятия (организации), без возрастных ограничений, а также те работники бюджетной сферы, которые не прошедшие по каким-то причинам дополнительную диспансеризацию в 2006-2007 гг. (в соответствии с приказом МЗ и СР РФ №80н от 20.02.2008 г.«О проведении в 2008-2009 годах дополнительной диспансеризации граждан»,); Программой диспансеризации расширен объём обследования: добавлены показатели липидного профиля и онкомаркеры для мужчин и женщин старше 40 лет.

В 2009 году - диспансеризация охватывала работающих граждан, не прошедших дополнительную диспансеризацию в предыдущие года; при этом уменьшилось число врачей-специалистов, участвующих в дополнительной диспансеризации, а также были внесены изменения в биохимические показатели (приказ МЗ и СР РФ №67-н от 24.02.2009г.«О порядке проведения в 2009 году дополнительной диспансеризации работающих граждан»).

В 2010-2012 гг. диспансеризацию проходили работающие граждане, не проходившие ее в с 2006 по 2009 гг., или прошедшие дополнительную диспансеризацию в 2006 году, но не включенные в диспансерное наблюдение в результате выявленного заболевания. Диспансеризацию также должны были пройти граждане с вредными (опасными) условиями труда, независимо от сроков прохождения углубленных медицинских осмотров (на основании приказа МЗ и СР РФ №55-н от 04.02.2010г.«О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан»). Объём обследований не менялся.

Объём обследования при дополнительной диспансеризации включал:

  • 1. Осмотр пациентов врачами-специалистами (терапевт, эндокринолог, хирург, невролог, офтальмолог, уролог или акушер-гинеколог).
  • 2. Проведение лабораторных и функциональных исследований (клинический анализ крови, клинический анализ мочи, исследование уровня холестерина крови, исследование уровня сахара крови, электрокардиография, флюорография, маммография или УЗИ молочной железы).

После обследования гражданина в соответствии с установленным объемом дополнительной диспансеризации врач-терапевт с учетом заключений врачей-специалистов, принимающих участие в проведении дополнительной диспансеризации, а также результатов лабораторных и функциональных исследований, определял гражданину соответствующую группу состояния здоровья с целью планирования дальнейших мероприятий одну из 5 групп. Характеристики групп представлены ниже:

I группа - практически здоровые граждане, не нуждающиеся в диспансерном наблюдении. С ними проводилась только профилактическая беседа, включающая рекомендации по здоровому образу жизни и здоровому питанию, о необходимом объеме физической активности, а также о важности поддержания оптимальной массы тела и вреда курения;

II группа - граждане с риском развития хронического неинфкционного заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий. Для этой группы оценивался суммарный риск сердечно-сосудичтых заболеваний, риски при прочих заболеваниях (в зависимости от выявленных факторов риска), давались общие рекомендации по профилактике хронических неинфекционных заболеваний;

III группа - граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании в амбулаторных условиях для уточнения (установления) диагноза при впервые установленном хроническом заболевании или при наличии уже имеющегося хронического заболевания, а также нуждающиеся в лечении в амбулаторных условиях (ОРЗ, грипп и другие острые заболевания, после лечения которых наступает выздоровление);

IV группа - граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в условиях стационара в связи с заболеванием, выявленным во время дополнительной диспансеризации. Пациенты данной группы направлялись на плановую госпитализацию в стационар;

V группа - граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В данном случае медицинская документация гражданина направлялась в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения для принятия решения в установленном порядке о направлении гражданина в учреждение здравоохранения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

На основании полученных сведений о результатах прохождения дополнительной диспансеризации работающего гражданина врач-терапевт, осуществляющий динамическое наблюдение за состоянием здоровья гражданина по месту жительства, в соответствии с установленной по результатам дополнительной диспансеризации группой состояния здоровья, определял индивидуальную программу профилактических мероприятий и проводил профилактическую беседу. При необходимости пациентов данной группы направляли на дальнейшее лечение (амбулаторное, стационарное, восстановительное). При наличии у гражданина хронического заболевания врач-терапевт должен осуществлять над ним диспансерное (динамическое) наблюдение.

По желанию гражданина, прошедшего диспансеризацию, врач-терапевт должен выдать Паспорт здоровья, в котором отмечены все результаты осмотров врачей-специалистов (включая дополнительные консультации, если они имели место), всех исследований (включая дополнительные), проведенных в процессе осуществления дополнительной диспансеризации. В паспорте здоровья указывалась группа состояния здоровья, заключения (рекомендации) врачей-специалистов и общее заключение врача-терапевта с рекомендациями по дальнейшему проведению профилактических мероприятий и/или лечению. Паспорт здоровья в дальнейшем хранится у гражданина.

В 2012 года дополнительная диспансеризация в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» завершена. Проделана огромная работа, однако продолжают оставаться проблемные вопросы, которые необходимо учесть при проведении всеобщей диспансеризации с 2013 года.

Одной из основных выявленных проблем явилось нежелание пациентов проходить дополнительную диспансеризацию Причины, по которым работающие граждане не прошли дополнительную диспансеризацию:

  • - отсутствие информации о дополнительной диспансеризации;
  • - занятость на производстве;
  • - недоверие к результатам проводимых обследований;
  • - неудовлетворительная организация диспансеризации и связанная с этим затрата большого количества времени на её прохождение.

Кроме того, многие из тех, кто начали проходить дополнительную диспансеризацию, не прошли ее в полном объеме, а следовательно такой случай считался не законченным.. Незаконченным случаем считался так же и тот случай, когда граждане хоть и прошли дополнительную диспансеризацию в полном объеме, но унесли домой амбулаторные карты, эти граждане также были включены в списки на дополнительную диспансеризацию в 2010 г, что явилось дополнительной неоправданной нагрузкой как для амбулаторного учреждения, так и для самого гражданина, так как определить группу здоровья и затем относительно группы разработать индивидуальную программу оздоровления такому пациенту не представлялось возможным. Эта проблема имела серьезные последствия для многих амбулаторных учреждений, которые участвовали в диспансеризации, так как незаконченный случай не оплачивался совсем, а затраты на реактивы, ФЛГ пленку, ЭКГ, и т.д. на данного пациента произошли. (Приказ ФФОМС от 14.04.2008 № 82).

Проведение диспансеризации требует достаточных временных затрат и согласия работодателя на отсутствие работника на рабочем месте в течение нескольких дней, что так же явилось причиной, почему далеко не все сотрудники организаций, подлежащих дополнительной диспансеризации, прошли дополнительную диспансеризацию. Таким образом, уже на начальном этапе дополнительной диспансеризации работающего населения.

Организация самого процесса проведения дополнительной диспансеризации работающих включала следующие проблемы:- незаинтересованность специалистов в проведении диспансеризации в связи с недостатком времени. Узким специалистом фактически приходилось в одно и то же время осуществлять как первичную медико-санитарную помощь населению в поликлинике, так и проводить выездные медицинские осмотры в организациях, что значительно увеличило нагрузку и привело к снижения качества медицинской помощи.

Учреждению не оплачивалась ФОМСом проделанная работа не только в случае незаконченного случая или когда пациент унес амбулаторную карту, но и,например, если в отчете не указан СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета). Информацию СНИЛСе зачастую отказывались предоставлять отделы кадров предприятий (имели право не указывать его в соответствии с законом «О персональных данных»). Также учреждение не получало оплату за законченный случай из-за затянутых сроков экспертизы формы № 1-ДД («Сведения о ходе проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан» Приказ ФФОМС от 14.04.2008 № 82) , так как оплата производится лишь в том случаях, если давность медицинских осмотров и лабораторно-диагностических исследований не превышала 3 месяцев (исключение составляют только флюорографии и маммографии - 2 года с момента диагностического исследования). Однако даже в случае оплаты законченного случая из расчета в 2007 году 540 рублей, в 2008 года - 974 рубля, 2009-2010 года - 1042 рубля, 2011-2012 гг. 1446 рублей указанные суммы не отражали истинных затрат учреждений, так как реальная стоимость затрат на фонд заработной платы специалистам, расходные материалы, реактивы, использование дорогостоящего оборудования в несколько раз больше, чем оплачивается ФОМСом. Таким образом, диспансеризация оказалась ношей для лечебного учреждения, и в ее проведении не были заинтересованы ни медицинские сотрудники, ни руководитель медицинского учреждения .

И, наконец, отсутствие необходимого уровня ответственности и прямой заинтересованности в результатах диспансеризации участкового врача является основным и очень серьезным недостатком не только советской системы диспансеризации, но и организованной в последние годы дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Выше перечисленный проблемы относятся к первой составляющей диспансеризации- выявлению хронических неинфекционных заболеваний на ранней стадии, однако более серьезным недостатком явилось отсутствие процедуры коррекции факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, которая должна происходить, или, по крайней мере, начинаться уже в рамках диспансеризации. Опыт проведения дополнительной диспансеризации работающего населения, стартовавшей в нашей стране с 2006 по 2012 года по месту работы граждан, показал, что отказ от участково-территориального принципа ее организации привел к тому, что медицинские осмотры работающих не стали реальным способом контроля за их здоровьем, поскольку в большинстве случаев диспансеризация заключалась только в обследовании и выявлении болезней без реализации последующего комплекса лечебно-профилактических и реабилитационных мер .

Таким образом, в процессе совершенствования диспансеризации необходимо учесть как положительный, так и отрицательный накопленный опыт. Прежде всего, важно создать научно обоснованную систему мероприятий диспансеризации с учетом имеющегося отечественного и зарубежного опыта, исходя из реальных возможностей государства и существующей системы здравоохранения, чтобы обеспечить ее устойчивое функционирование, не нарушающее повседневный режим работы амбулаторно-поликлинического учреждения (подразделения) при непосредственном участии и личной ответственности участкового врача (фельдшера) за ее результаты.

В рамках национального проекта «Здоровье» предусмотрено проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан в возрасте 35-55 лет , проведение дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на производствах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Цель дополнительной диспансеризации: Снижение инвалидности и смертности населения, сохранение здоровья работающего населения

Задачи дополнительной диспансеризации:

    Определение населения в возрасте 35-55 лет на врачебном участке

    Раннее выявление заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых, сахарного диабета, болезней костно-мышечной системы, туберкулеза легких.

    Снижение заболеваемости с временной нетрудоспособностью.

    Составление индивидуальных программ по реабилитации и профилактике заболеваний.

    Повышение у населения мотивации к здоровому образу жизни

Стандарт дополнительной диспансеризации включает следующее обследование:

    флюорография

    маммография

    электрокардиография

    общий анализ крови

    общий анализ мочи

    холестерин крови

    сахар крови

Осмотр специалистов:

    участковый терапевт

    врач общей практики

    гинеколог (для мужчин - уролог)

    невролог

  • эндокринолог

По дополнительным программам диспансеризации, разрабатываемым Минздравсоцразвития России для различных групп населения, будут обследованы 12 млн. человек.

На эти цели в бюджете ФОМС предусматриваются 6,0 млрд. рублей, которые ФОМС направит в территориальные фонды обязательного медицинского страхования на оплату медицинской помощи, оказываемой поликлиниками в соответствии с договорами.

Порядок финансирования указанных расходов утверждается Правительством Российской Федерации.

Для выполнения поставленных Проектом задач до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования доведены сведения о численности работников бюджетной сферы, подлежащих дополнительной диспансеризации в 2006 году (всего по Российской Федерации - 4 млн. человек) и сформирован сводный график проведения диспансеризации в разрезе субъектов Российской Федерации.

По итогам проведенной дополнительной диспансеризации в период с мая по август 2006 года выяв­лено более 3000 больных, страдающих сахарным диабетом, 600 больных со злокачественными новообра­зованиями и 70 больных туберкулезом, причем у лиц, считавших себя до обследования здоровыми.

Из анализа результатов диспансеризации следует, что среди работников бюджетной сферы, прошедших дополнительную диспансеризацию, лишь 10,8% обследованных практически здоровы, у 21,6% имеется риск развития заболевания, 61,3% - нуждаются в дополнительном обследовании, 6%-нуждались в стационарном лечении на момент обследования врачами, 0,3% - уже показана высокотехнологичная медицинская помощь.

Средства, полученные учреждениями здравоохранения за проведение дополнительной диспансеризации , в соответствии с законодательством Российской Федерации, направляются на повышение заработной платы врачам - специалистам и соответствующим средним медицинским работникам. (Заработная плата врачей специалистов первичного звена возросла в среднем от 4 906.0 до 21 695.0 руб.).

Кроме этого средства, полученные лечебно-профилактическим учреждением за проведенную дополнительную диспансеризацию направляются на приобретение расходных материалов для проведения лабораторных и инструментальных обследований.

Одним из важных мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» является дополнительная диспансеризация.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации с 2006 года проводится дополнительная диспансеризация работающего населения.

Целью диспансеризации является ранняя диагностика заболеваний, в том числе социально-значимых (сахарного диабета, туберкулеза, онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний), являющихся основной причиной смертности и инвалидности трудоспособного населения.

Дополнительная диспансеризация организуется на базе ЛПУ по месту работы (ответственным за дополнительную диспансеризацию). Средним медицинским работником составляется реестр работников, подлежащих дополнительному медицинскому осмотру.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. №55н «О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан» утверждены:

· порядок и объем проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан;

· учетная форма №131/у-ДД-10 "Карта учета дополнительной диспансеризации работающего гражданина";

· форма №12-Д-1-10 "Сведения о дополнительной диспансеризации работающих граждан";

· форма №12-Д-2-10 "Сведения о результатах дополнительной диспансеризации работающих граждан".

Установлен норматив затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина в 2012 году - 1418 рублей.

Порядок и объем проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан

Дополнительная диспансеризация работающих граждан проводится медицинскими организациями, участвующими в реализации программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Дополнительная диспансеризация направлена на раннее выявление и профилактику заболеваний, в том числе социально значимых. Дополнительная диспансеризация проводится врачами-специалистами с проведением лабораторных и функциональных исследований:

Осмотр врачами-специалистами:

Терапевтом (врачом-терапевтом участковым, врачом общей практики (семейным врачом)),

Акушером-гинекологом,

Хирургом,

Неврологом,

Офтальмологом;

Лабораторные и функциональные исследования:

Клинический анализ крови;

Биохимический анализ крови:

Общий белок,

Холестерин,

Липопротеиды низкой плотности сыворотки крови,

Триглицериды сыворотки крови,

Креатинин,

Мочевая кислота,

Билирубин,

Амилаза,

Сахар крови;

Клинический анализ мочи;

Онкомаркер специфический СА-125 (женщинам после 45 лет);

Онкомаркер специфический PSA (мужчинам после 45 лет);

Электрокардиография;

Флюорография;

Маммография (женщинам после 40 лет, за исключением случаев невозможности проведения исследования по медицинским показаниям в связи с двусторонней мастэктомией). На гражданина, явившегося для прохождения дополнительной диспансеризации, в регистратуре медицинской организации подбирается (или заполняется) учетная форма №025/у-04 "Медицинская карта амбулаторного больного". В кабинете (отделении) медицинской профилактики заполняются соответствующие разделы учетной формы №025/у-ПЗ "Паспорт здоровья", утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 24 февраля 2009 г. N 67н, после чего гражданин направляется к врачам-специалистам и на диагностические исследования, проводимые в рамках дополнительной диспансеризации.

По окончании обследования гражданина медицинские работники кабинета (отделения) медицинской профилактики получают из диагностических служб результаты проведенных лабораторных и функциональных исследований и передают их врачу-терапевту (врачу-терапевту участковому, врачу общей практики (семейному врачу), врачу-терапевту, ответственному за проведение дополнительной диспансеризации) (далее - врач-терапевт). Результаты дополнительной диспансеризации вносятся врачами-специалистами, принимающими участие в проведении дополнительной диспансеризации, в амбулаторную карту, и учетную форму №131/у-ДД-10 "Карта учета дополнительной диспансеризации работающего гражданина", на основании которой, а также учетной формы №025-12/у "Талон амбулаторного пациента" с литерами "ДД", формируются реестры счетов на оплату расходов, связанных с проведенной дополнительной диспансеризацией работающих граждан, в порядке, определяемом Федеральным фондом ОМС.

Дополнительные консультации врачей-специалистов, дополнительное обследование и лечение в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях с целью установления диагноза и/или проведения соответствующего лечения не входят в объем дополнительной диспансеризации и оплачиваются отдельно за счет средств ОМС или средств соответствующего бюджета в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

После обследования гражданина в соответствии с установленным объемом дополнительной диспансеризации врач-терапевт с учетом заключений всех врачей-специалистов, принимающих участие в проведении дополнительной диспансеризации, и результатов проведенных лабораторных и функциональных исследований, с целью планирования дальнейших мероприятий определяет гражданину соответствующую группу состояния здоровья:

I группа - практически здоровые граждане, не нуждающиеся в диспансерном наблюдении. С ними проводится профилактическая беседа и даются рекомендации по здоровому образу жизни по вопросам здорового питания, физической активности, поддержания оптимальной массы тела, вреда курения;

II группа - граждане с риском развития заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий. Для них оценивается суммарный сердечно-сосудистый риск, прочие риски заболеваний в зависимости от выявленных факторов риска, даются рекомендации по профилактике заболеваний;

III группа - граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании в амбулаторных условиях для уточнения (установления) диагноза при впервые установленном хроническом заболевании или при наличии уже имеющегося хронического заболевания, а также нуждающиеся в лечении в амбулаторных условиях;

IV группа - граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в условиях стационара заболеваний, выявленных во время дополнительной диспансеризации, которые направляются на плановую госпитализацию;

V группа - граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Гражданам, отнесенным к I и II группам состояния здоровья, рекомендуется посещение центров здоровья для дальнейших рекомендаций врачей-специалистов по здоровому образу жизни. Гражданам, отнесенным к III, IV, V группам состояния здоровья, в зависимости от выявленных заболеваний составляется индивидуальная программа лечения, при необходимости за ними устанавливается диспансерное наблюдение по месту жительства. По окончании прохождения дополнительной диспансеризации врач-терапевт участковый (семейный врач) по желанию гражданина выдает Паспорт здоровья, в котором отмечаются результаты осмотров всех врачей-специалистов (включая дополнительные консультации), всех исследований (включая дополнительные), проведенных в процессе осуществления дополнительной диспансеризации, вписываются группа состояния здоровья, заключения (рекомендации) врачей-специалистов и общее заключение врача-терапевта с рекомендациями по проведению профилактических мероприятий и лечению. Паспорт здоровья хранится у гражданина.